Чудесные исцеления души и тела от иконы Богородицы «Живоносный Источник. Икона Божией Матери «Живоносный источник»: в чем помогает

Чудесные исцеления души и тела от иконы Богородицы «Живоносный Источник. Икона Божией Матери «Живоносный источник»: в чем помогает

Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой Богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм - свидетельство о чудесной силе источника.

После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг.

В память этого чуда в день Иконы Божией Матери Живоносный источник совершается малое освящение воды - оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления)

Иконографически образ Божией Матери Живоносный Источник восходит к византийским изображением типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Первоначально икона Живоносный Источник передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после - также и водоем и фонтан.

На Светлой Седмице богослужение наполнено радостными пасхальными песнопениями, отменяется пост в среду и пятницу, вся Литургия служится с открытыми Царскими вратами и после каждой литургии совершается крестный ход.

В этот же день на Литургии читается Евангелие об изгании торгующих из храма.

Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник»

В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Икона Божией Матери “Живоносный источник”

Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над большой каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.

Тропарь Иконе Божией Матери «Живоносный источник»

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет - Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Молитва перед иконой Божией Матери «Живоносный источник»

О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надеждо наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Сохранившиеся иконы, образы которых можно увидеть в существующих религиозных храмах, имеют давнюю старинную историю. Одной из таких является Икона Живоносный Источник. Она известна по всему миру как святыня, которая смогла исцелить огромное количество больных людей. Именно поэтому в знак благодарности, верующие регулярно почитают данный священный образ не только молитвами, но и созданием в честь него различных духовных произведений. К ним относятся стихи, песни и точные списки иконы Богородицы Живоносный Источник.

История

Согласно приданию, во времена Византийской империи, которая являлось главной родоначальницей православной веры, рядом с её столицей находилась роща. После пребывания в ней Святой Девы Марии, чудные просторы дивной природы стали святыми. Рядом с растущими деревьями, прямо из земли рощи протекал источник, который по слухам обладал целебными свойствами. И как-то раз, приблизительно в 450 годах нашей эры, мимо описанных благоверных мест проходил один путник по имени Лев. Прибывая в крайне безлюдном месте, он невольным взглядом обратил внимание на человека, который не мог найти выхода посреди густорастущей растительности. Подойдя по ближе, Лев Маркелл сразу же осознал, что человек, которого он видит, является слепым. Решая ему помочь, путник посадил инвалида, а сам отправился за водой. И во время пути, он вдруг услышал голос Богородицы, указывающий место святого источника. Дойдя до него, Лев Маркелл набрал воды и принёс её встреченному гостю. И как только незрячий выпил воду, которая ему была доставлена, он сразу же в миг начал видеть.

В итоге, прозревший человек, в знак почтения, упал на колени со словами молитвы, благодаря Деву Марию, которая помогла Льву обнаружить природный источник с чудотворными свойствами.

После этого случая Лев Маркелл, став впоследствии императором, приказал возвести храм Пресвятой Девы, а источник, после тщательного очищения, назвать Живоносным.

Впоследствии, после данного события, в центре храма, установили икону Животворящий источник, которая была написана талантливыми мастерами-иконописцами.

Образы иконы

На иконе, по особому художественному замыслу, можно увидеть Богоматерь, которая сидит в огромной позолоченной купели. В руках она держит своего маленького сына, Иисуса Христа. Чуть ниже чаши, отчетливо проиллюстрирован тот самый Животворящий источник, облицованный по краям изысканной плиткой.

Немногие знают, но на первых иконах Божией Матери Живоносный Источник, водоема с водой и ткущего из чаши фонтана не было. Однако в более поздних композициях, этот важный элемент был добавлен.

В чем помогает икона «Живоносный Источник»

Сам Живоносный источник является воплощением начала жизненного истока. Олицетворяя образ Богоматери, он способен исцелять больные человеческие души.

Значение Иконы Живоносный Источник крайне велико.

Она помогает верующим преодолеть многие неприятности и трудности, которые порой могут случаться в обычной повсеместной жизни.

Сюда следует отнести прежде всего:

  • избавление людей от сильных пагубных привычек, куда входит табакокурение, алкоголь и всякие нароктические вещества, вызываеющие сильную зависимость.
  • помощь в ликвидации духовных внутренних переживаний. Во время молитвы стрессовое состояние человека нормализуется, приводя свои нервы и настроение к полному контролю
  • оказывает помощь в сохранении безгрешного бытия;
  • исцеление от всех болезней.

Молитва иконе «Живоносный Источник»

Во время произнесения священных молитвенных слов, люди просят очистить их душу от какой-либо скверной нечисти, вызывающей проблемы со здоровьем, а также восполнить внутренний запас сил.

Текст молитвы выглядит следующим образом:

О Пресвятая Дево, Всемилостивая Госпожѐ Владычице Богородице! Живоносный источник Твой, целебные да̀ры на здра̀вие душ и телѐс наших и на спасение миру точа̀щий, подала есѝ нам; тѐже, благодарни су̀ще, усердно молим Тя, Царѝце Пресвятая, моли Сына Твоего и Бога нашего дати нам оставление прегрешений и всякой душе, скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбѐй и болезней свобождение. Пода̀ждь, Госпожѐ, храму сему и сим лю̀дем покровѐние (и святѐй обѝтели сей соблюдѐние), граду сохранение, стране нашей от напастей избавление и ограждение, да мирное зде поживѐм житиѐ, и в будущем вѐце сподобимся видети Тебе, Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего, Емуже слава и держава со Отцѐм и с Пресвятым Духом во вѐки веко̀в. Аминь.

Икону «Живоносный источник» можно повстречать в ряде православных храмов. В чём же заключается её помощь человеку? С какими мольбами следует обращаться к данной иконе? Про всё про это я хочу рассказать вам в статье ниже.

История появления святого образа уходит к пятому столетию, тогда рядом с Константинополем располагалась роща, которую, согласно преданию, посвятили святой Деве Марии. В этой роще протекал источник, известный за счёт своих чудес, но с течением времени он скрывался за зарослями кустарника и тины и постепенно совсем исчез.

В 450-м году воину по имени Лев Маркелл (который впоследствии стал императором) довелось повстречать в данной роще заблудившегося слепого, воин помог ему отыскать тропу и посадил в тенёчке. А сам отправился за водой, чтобы утолить жажду обессиленного путника. Неожиданно Лев услыхал, что его зовёт сама Богородица, давшая ему задание обнаружить заброшенный источник и нанести тину из него на глаза слепца.

Маркелл сделал всё, что ему велели и случилось чудо – слепой снова начал видеть. Ещё Богородица сказала Льву, что он сядет за императорский трон, это также стало правдой по прошествии семи лет. Когда же обещанное свершилось, Лев Маркелл вспомнил про Божью Матерь и дал распоряжение облагородить источник, установить вокруг него круг из камней и на нём построить церковь в честь Девы Марии.

Священному ключу императора дали название «Живоносного источника», ведь он стал проявлять чудодейственную благодать Богородицы. Также назвали и новую икону, написанную специально для данного храма.

В 6-м столетии императору Юстиниану Великому также пришлось испить воды из целебного источника, которая излечила его от тяжёлого заболевания. На радостях он приказал построить ещё один храм рядом с тем, что воздвиг Лев, а при нём организовали монастырь.

В 15-м веке, когда разрушилась Византийская империя, аналогичная участь постигла и храм – его уничтожили мусульмане. Затем на его месте отстроили маленькую церквушку, которую тоже снесли в 1821-м году, а сам источник засыпали. Но православные убрали развалины, почистили источник и вновь начали пользоваться его исцеляющей водицей. Впоследствии на этом месте построили новую церковь, при которой была организована больница с богадельней.

Образ Божьей Матери «Живоносный источник» очень почиталась у древних русичей. К примеру, в Саровской пустыне в честь этого образа построили церковь. Все поражённые болезнями православные отправлялись по совету преподобного Серафима Саровского возносить молитвы у чудодейственного образа и их хвори чудесным образом проходили.

До настоящего момента икона «Живоносного источника» не утратила своей популярности. В частности в пятницу на Светлой седмице, когда в христианских храмах завершается Литургия, принято выполнение водосвятоного молебена у данного образа. А вода, освящённая на Литургии, применяется верующими для окропления своих садов и огородов.

Что изображается на данном образе

Святыня демонстрирует нам восседающую в купели Матерь Божью, держащую младенца-Иисуса на руках. Первоначально источник не наносили на священный предмет, но впоследствии композиция была дополнена и Фиалой (чашей). А ещё чуть позже икона изображается уже с водоёмом и фонтаном.

Характеристика иконы, в чём она может помочь?

Многие люди интересуются характеристикой иконы «Живоносный источник» и тем, в чём она спрсобна помочь. Нужно заметить, что лик Божьей Матери обладает намного более глубинной характеристикой и значением, чем одни исцеляющие свойства святой водицы.

Он олицетворяет собой саму Святую, которая в своём лоне выносила Спасителя всего человечества и подарила жизнь вечную всем, кто верует в него и в его Отца и хранит веру обоим в своей душе.

Вы можете встретить утверждение, что Бог выступает всей нашей Жизнью, а источник – представляет женское начало, олицетворяет образ Богоматери. Именно по этой причине российская иконописная традиция дарует данному лику наименование «Источной». А значит, это олицетворение начала, из которого истекает сама жизнь (праздничный кондак обозначает его как Водоспасительницу или Источнину Богоблагодатную).

Образ способствует исцелению духа и тела всех людей, живущих на земле подобно настоящей заботливой матери, которая находится на страже всего рода человеческого. Дальше рассмотрим, в каких конкретно проблемах эта икона окажет вам свою помощь.

Когда следует возносить молитвы «Живоносному источнику»?

У Священного образа, получившего своё название в честь исцеляющих вод, традиционно просят помощь при наличии таких проблем:

  • когда хотят устранить вредные привычки, искоренить пагубные страсти;
  • чтобы исцелить физические и душевные патологии;
  • ещё святая Матерь Божья окажет свою помощь всем праведникам, свято верующим в Спасителя;
  • смогут получить у неё помощи и все те, чья душа переполнена скорбью, кто страдает от нехватки жизненной энергии;
  • благодаря искренней чистосердечной молитве перед иконой становится возможным избавление от даже самых тяжких недугов.


Чудеса, совершённые данной божественной святыней

Один фессалиец с детских лет мечтал, что когда вырастет – увидит своими глазами место, из которого истекает святая водица. И наконец-то наступил момент, когда он и прочие православные смогли начать своё длительное паломническое путешествие.

Но в пути юноша заразился и когда понял, что скоро умрёт, то попросил других путешествующих с ним, чтобы его после смерти не хоронили, а всё-же донесли до пункта его назначения и вылили на него 3 кувшина с целебной водицей, а лишь потом предали его тело земле.

Его просьба была выполнена, но когда на тело праведника вылился 3-й кувшин с водой – свершилось чудо и он ожил. После такого удивительного воскрешения юноша принял решение до самой смерти служить Богу и Матери Божьей, молитвы к которым помогли ему вновь вернуться к жизни.

Есть также и другие примеры исцеляющего воздействия воды из источника. Но нужно помнить, что чудо происходит исключительно при условии горячей, искренней и чистосердечной молитвы Создателю и если человек ведёт праведный образ жизни – не совершает никаких прегрешений. Только в таком случае он может рассчитывать на получение долгоожидаемого облегчения и исцеления.

Как празднуют икону Живоносный Источник

Назначили день, в который чтится память про реконструкцию церкви «Живоносный источник» в Константинополе, возведённый по велению Льва Маркелла и по указания Матери Божьей.

Этой датой стала пятница Светлой седмицы и отныне ежегодно в христианских храмах на Святой неделе почитается водоосвящение, исполняется пасхальный крестный ход.

В каких церквях можно найти икону Божьей Матери Живоносный Источник?

На данный момент времени существует больше чем сто часовен и церквей, получивших своё название в честь Божьей Матери. Дальше предлагаю ознакомиться с некоторыми из них:

  • Храм образа Божьей Матери (Космодамианской) в Меткино, Московской области. Древние летописи рассказывают про то, что в 17-м столетии недалеко от Москвы располагался деревянный храм Дамиана и Космы, но в 1701-м году его сожгли. К счастью, большую часть образов удалось спасти, их перенесли в маленькую часовню, располагающуюся вблизи.

Уничтоженная же церковь в 1848-м году была заменена настоящим божьим храмом, который посвящается чудодейственному лику Божьей Матери. Это также не является случайным, так как в 1829-м году случилось чудесное явление Святой. А в 1840-м году Авдотьей Евдокимовой, вдовой солдата, в село Меткино была передана чудотворная икона, которую ей подарила торговка Кириянова. С тех времён люди с близлежащих районов съезжаются в храм, чтобы поклониться святому образу.

  • Ещё одну икону, посвящённую Богородице, можно обнаружить в Царицыно (Москва).
  • В городе Тверь располагается Собор с чудотворным изображением Матери Божьей (в Скорбященской церкви).
  • Церковь исцеляющей иконы Святой Девы Марии есть и в Рождество-Богородицком монастыре (Задонск).
  • Кроме этого, вы обнаружите исцеляющую икону и в церкви Божьей Матери (город Арзамас).

Теперь вы знаете полную характеристику образа «Живоносный источник». Хочется напоследок отметить лишь то, что самое важное условие получения божественной помощи – это искренняя вера в эту помощь.

Поэтому верьте в чудеса и завершите чтение статьи просмотром увлекательного тематического видео:

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Вкус воды познается тогда, когда мучает жажда. Всем нам знакома радость первых глотков – пил бы и пил. Но помните, у Пушкина? «Духовной жаждою томим…» Что же такое духовная жажда и как утолить ее нам?

«Агиасма» – слово греческое. Переводится оно, как «святыня». Именно так называется в Православной Церкви святая вода. Есть особый вид прихожан, очень распространенный. Они посещают Божий храм раз в году на Крещение – запастись святой водичкой. С большими пластмассовыми канистрами, с бутылками из-под «Пепси» встают они к раздаче и строго наблюдают, чтобы не отпускали без очереди. Согнувшись под тяжестью своей ноши, которая, как известно, не тянет, прихожане, удовлетворенные не напрасно прожитым днем, возвращаются в свои жилища, разливают водичку по бутылкам, банкам, кастрюлям, по-хозяйски оглядывают запас – на год хватит. До следующей крещенской раздачи.

Простите мне ироничный тон. Я позволила его не потому, что осуждаю этих людей. Слава Богу, что хоть раз в году ходят. Но великая агиасма – крещенская вода – требует особого, трепетного к себе отношения.

Но святая вода не только та, которую освящают по особому чину священники. Многие православные святые имели особую силу – изводить из земли святые источники по молитвам своим Господу и Его Пречистой Матери. История сохранила нам не только имена этих святых, но и сами источники, в коих до сей поры не оскудела благодать и исцеляющая сила. Давайте вспомним одно такое событие, древнее, ведь речь пойдет о пятом веке.

Чудная платановая роща украшала святые ворота великого Константинополя. В роще бил родник, вода которого была необыкновенно вкусна, прохладна и целительна. Шло время, зарос кустарником родник, затянула воду зеленая тина, стал он почти незаметен для человеческого глаза. Проходил как-то мимо знатный воин Лев Маркелл, а навстречу ему слепец – старый, измученный, беспомощно ощупывает посохом дорогу, тянет руки, просит пить. Человеком Лев Маркелл был добрым. Взял слепца за руку, привел в прохладу под сень широких платановых листьев.

«Посиди тут»,- сказал,- «а я пойду, поищу тебе водички». Пошел. Да только несколько шагов сделал, как услышал женский голос: «Не ищи воду далеко, она здесь, с тобой рядом».

Остановился. Что за дела такие – нет никого, а голос… Крутит головой по сторонам, удивляется. А голос опять: «Царь! Под сенью рощи есть родник. Найди его, набери воды, напои жаждущего. А тину, что затянула родник, положи на глаза несчастному. И построй на этом месте храм. Будет у него великая слава»…

Удивление Льва Маркелла сменилось сердечным трепетом. Он понял, Царица Небесная благословляет его на благое дело. Но почему Она назвала его, воина, царем? Все сделал, как было велено. И воды набрал, и тину приложил на глаза слепца. Чудо не замедлило: прозрел слепец, в ликовании пошел в Константинополь, благодаря Божью Матерь.

А Маркелл вскоре стал императором. Теперь уж – царь! – сделалось обычным к нему обращением. И повелел царь очистить родник, выпустить на волю его чистые струи, построить рядом храм. Тогда же была написана и икона, именуемая с тех древних пор «Живоносный источник». На иконе изображена высокая большая чаша. Над чашею парит Богородица, держащая в руках Предвечного Младенца. Десница Младенца благословляющая. Через сто лет на этом месте был построен еще один храм – роскошный, изящный, а при нем – монастырь. Очень скоро потянулись сюда люди с молитвой об исцелении. По вере своей и получали. Исцеления в платановой роще происходили постоянно, и слава о живоносном источнике достигла самых отдаленных уголков.

С древних времен известна икона «Живоносный источник» и на Руси. Память ее отмечается в особый день – в пятницу Светлой седмицы (Пасхальной недели). И это лишний раз доказывает, как почитаема она среди русских людей. В начале восемнадцатого века список с иконы «Живоносный источник» был принесен в Саровскую пустынь. Великий старец Серафим очень почитал икону, многих отправлял к ней молиться. Есть икона «Живоносный источник» и в Москве, в Царицыно Дмитрий Кантемир, советник Петра Первого, построил храм, а перестраивал и обновлял его сын Кантемира Антиох, известный русский поэт. Больше двухсот лет не прекращались службы в храме «Живоносный источник». Перед самой войной его закрыли. Да если бы только закрыли, а то разграбили. Чего только тут не было: гудела трансформаторная станция, стрекотали типографские станки, шуршала стружка в столярной мастерской. Сегодня храм возвращен православным христианам, в нем возобновились службы.

Конечно, любой источник, изведенный в святом месте или по молитвам угодников Божьих, можно назвать живоносным. «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды», – читаем в Библии. А Евангелие от Иоанна повествует о купальне у Овечьих ворот, куда время от времени сходил Ангел и возмущал воду. Сам Христос вошел в священные воды Иордана и принял крещение от Его Предтечи Иоанна. Иорданские воды с тех пор несут в себе особую благодать и силу. Сейчас, когда паломничества в Святую землю стали обычным явлением, обычными стали и слова: «Я купался в Иордане».

Во многих семейных альбомах хранятся теперь фотокарточки: паломники в длинных белых рубашках входят в воду Иордан… Такой недосягаемый и такой привычный. Хорошо ли это? Наверное, хорошо, что мы, накопив денег и оформив заграничный паспорт, стремимся приобщиться к великим христианским святыням. Только бы не позволить собственному сердцу обыденности, только бы запретить ему при этом привычно стучать.

Щедра и Россия наша на живоносные источники. Святые, великие подвижники возводили по своим молитвам родники, украшая ими, как сверкающими самоцветами, скромный и неброский русский пейзаж. Один только Сергий Радонежский извел за свою жизнь два источника.

Один прямо на Маковце, на месте будущей Троице-Сергиевой Лавры, когда братия возроптала – далеко, мол, отче, ходить нам за водой. То место теперь утеряно. Правда, время от времени молодые, полные энтузиазма, семинаристы начинают вымеривать шагами землю вокруг семинарии – искать, где же… Но если бы знали древние чернецы о ревностных потомках, оставили бы кусок бересты с картой, где искать. Не подумали. Но уже в середине XVII века в утешение братии во время ремонта Успенского собора забил родник. Был в обители слепой монах. Пафнутием звали. Испил водички – прозрел. Стали и другие черпать пригоршнями. И другие чувствовали прилив физических и духовных сил. Теперь на месте того родника расписная надкладезная часовня.

По сей день утоляет жажду страждущих тот родник. К нему с утра до вечера очередь. Уехать из Лавры и не набрать святой воды? Не годится. Некоторые даже утверждают: этот родник Сергиев и есть тот самый, который сам Сергий вымолил для братии. Как не велик соблазн поверить, но это другой источник. Хотя тоже живоносный, утверждаю это со всей ответственностью, потому что часто после поездки в Лавру привожу домой эту удивительную воду.

А вот в пятнадцати километрах от Сергиева Посада, недалеко от деревни Малинники есть источник Сергиев. Вот он-то как раз изведен самим Радонежским чудотворцем. Однажды, почувствовав ропот среди братии и не желая давать ему ход, Сергий ушел из обители и лесами направился в сторону Киржача. По дороге он остановился как раз здесь и долго молился. Молитва Сергия была услышана, и в глухом лесу заискрился серебром чистой воды родник. 600 лет минуло, а жив родник, и не только жив, а стал двадцатиметровым водопадом, под сильной струей которого не так просто удержаться на ногах.

На самом верху водопада – маленькая часовня-сруб с иконами на четыре стороны и лампадками над ними. Здесь поются акафисты, здесь постоянно горят свечи. Отсюда по трем деревянным желобам сильная струя воды устремляется вниз, к маленькой речушке Вондиге. Чуть пониже оборудована бревенчатая купальня.

Круглый год идут и идут к роднику за исцелением. Даже в сильные морозы тщедушные старушки встают под его леденящие струи с молитвой: «Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас». Три раза положено, говорят, омыться. Многие хворобы бегут прочь от такой невиданной дерзости. В мороз! Под ледяную воду! Конечно, только самые уверовавшие позволяют себе прийти в Малинники зимой. А кто покрепче телом, да повыносливее, да понедоверчивее, те ждут лета. А летом!.. С печалью приезжаю сюда летом. Зеленое поле вокруг источника превращается в неприступный плацдарм. Большое народное гулянье. В купальниках, плавках, семейных трусах и просто в исподнем ломятся «паломники» к благодати святого ключа. Толкаются, падают на скользких деревянных ступенях, царапают в кровь голые животы.

Зрелище летних Малинников некрасиво. Ополоснувшись, стелят паломники в холодке скатерть-самобранку с бутылем по центру, врубается музыка. Иногда прозвучит чей-нибудь вразумительный голос: «Нашли место… Здесь же святой источник!» Но за музыкой и тостами разве услышишь?

Агиасма – святыня. Живоносный источник – место нашего духовного врачевания. Здесь дОлжно звучать молитве, здесь дОлжно быть тишине. Духовная жажда утоляется не наспех и не большими глотками через край трехлитровой банки. Есть духовная культура, которая важна для каждого из нас, и у культуры этой свои законы. Икон «Живоносный источник» было на Руси очень много как раз потому, что потребность утолить духовную жажду жила и живет в нашем народе. Перед ней молились уставшие от скорбей люди, перед ней молились те, кто вдруг утрачивал веру, вслушивался во вражьи наветы, но боялся, очень боялся жизни без Бога. Богородица, парящая над чашей, обнимающая Младенца, пристально всматривается в глаза молящихся. Ей ведомы наши сомнения, усталость, страх. Но Ей хорошо ведомо и то, в чем мы засомневались: жизнь без веры – это высохший источник, это затянутая тиной канава. В такой жизни нет будущего.

Давайте вспомним самарянку из Евангелия от Иоанна, пришедшую на колодец зачерпнуть воды. Христос просит пить, а она в недоумении: «Господин, Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок». А Христос говорит самарянке о другой воде, тот, кто будет пить ее, «не будет жаждать вовек». Она просит: «Господин, дай мне этой воды», еще не понимая, о чем идет речь. Христос говорит с самарянкой у колодца. Был просто колодец, но после встречи со Спасителем стал он живоносным источником. Была просто самарянка, грешная женщина, а стала проповедницей Божьего слова. В 66-м году она была брошена в колодец мучителем. Звали ее Фотина (Светлана). С Евангельских времен до наших потребность в живой воде не пропала. Напротив, пережив богоборческие времена, мы особенно мучительно переносим эту жажду. Мы даже не всегда понимаем, что она такое.

Беспокойство души, немирность, беспричинное томление. Мы ищем в стороне от святого живоносного источника утоления своей жажды. Ищем кто где. И – не находим. И гневаемся на жизнь, на ее путы, сдерживающие наш нетерпеливый галоп. Перед иконой «Живоносный источник», может, и вразумимся? Может, дана будет нам ясность ума и простая мысль посетит: «Не там ищу, не там утоляю жажду».

Сейчас как-то поутихло, а ведь совсем недавно еще мы, как чумовые, бежали к голубым экранам с тяжелыми, как гири, банками с водой – заряжать. На нас и на наши банки пучил глаза очередной телеаферист. Мы пучили глаза на телеафериста. Эта игра в гляделки была, как болезнь. Почти эпидемия. В редком доме не было желающего оздоровиться даром. Потом мы пили заряженную воду до изнеможения, отдышимся – опять пьем. Отдышимся – опять. Переполненные желудки, мочевые пузыри, отеки под глазами… А ведь не дураки мы вроде, образованные, пожили-повидали всякого. Господь, по словам крещенского песнопения, «очищение водою роду человеческому дарует», а мы не воспротивились надруганию над водой. Грех. А батюшка, когда придем на исповедь, спросит: «К эсктрасенсам ходили? Воду, заряженную по телевизору, пили?». Наложит эпитимью. И будет прав. Сами нагрешили, сами будем исправлять. А за помощью и утешением подойдем к иконе «Живоносный источник». А потом выберем время и посетим один из многочисленных святых источников – будь то Сергиев в Малинниках, или Пафнутьев в Оптиной пустыни, или Серафимов в Дивееве. И смоем с себя в их живительных водах все, что мешает нам и запутывает нас. Будет гореть здоровым жаром плоть, прояснится голова, затаится душа в ожидании необыкновенного. Пусть ожидание не будет напрасным. Пусть даруется душе от живоносного источника удивительная сила. Очень хотела самарянка живой воды и просила ее у Господа. Она не знала, что за вода, а просила. А мы-то, грешные, знаем, а не просим…

Наталия Сухинина

Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник»

В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над большой каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.

Тропарь Иконе Божией Матери «Живоносный источник»

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет - Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Мало кому известно, что в мире существует около 800 ликов Богородицы. И через каждый из своих образов она являет нуждающимся и с верой просящим свою великую милость и помощь, когда, казалось бы, ничто уже не способно рассеять сгустившуюся тьму в душе и в жизни. Одной из знаменитых икон, изображающих Матерь Божию, является святое полотно под названием «Живоносный Источник». Подле него чаще всего возносят молитвы об исцелении в болезнях телесных и душевных. Праздник Явления иконы Божией Матери «Живоносный Источник» православные христиане отмечают ежегодно в пятницу недели Пасхи. В 2019 году он выпадает на 3 мая.


Описание иконы «Живоносный Источник»

Образ Божьей Матери «Живоносный Источник» нельзя назвать оригинальным. Прототипом для его создания стало древнее изображение Пречистой «Никопея Кириотисса», что по-русски означает «Владычица Победодательница», по одной версии византийского, по другой - греческого происхождения. Последняя в свою очередь была написана с богородичного лика «Знамение», иначе - «Оранта», одного из наиболее старинных.


Первоначально икона «Живоносный Источник» не имела в своем изображении ключевой детали, давшей повод к наименованию образа именно таким образом - то есть, собственно, источника. Позже она обзавелась-таки чашей (фиалой), а спустя еще какое-то время и фонтаном с водоемом. Однако на этом совершенствование святого изображения не закончилось. Правда, сие касается русского варианта иконы, который возник не ранее XVII-го века. На ней постепенно возник деревянный кладезь с бъющей водной струей. Вокруг же данного рукотворного источника иконописец поместил вселенских святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Они черпают святую воду, даруемую кладезем, и угощают ею больных людей, стоящих тут же. Данную икону глубоко почитал святой Серафим Саровский.


Кстати, одно из древнейших изображений «Живоносного Источника» или образов, его напоминающих, то есть типа «Оранта» было найдено археологами на территории Крыма. Оно датировано концом XIII - началом XIV вв. и нанесено на глиняное блюдце. Матерь Божия изображена на данном образе в чаше и с воздетыми к небесам руками. В середине XIV столетия икона под названием «Живоносный Источник» выглядела уже следующим образом: Богородица с Младенцем на лоне стоит в кладезе, напоминающем крещенскую купель.

Следует отметить, что изображение источника нашло место не только на иконе Божьей Матери «Живоносный Источник». Так, оно присутствует и на иконах Богородицы «Жировицкая», «Благовещение Божией Матери у кладезя», «Водительница». Мы наблюдаем эту особенность по причине того, что источник испокон веков и на момент написания перечисленных святых образов воспринимался в качестве символа Божьей благодати и помощи Девы Марии. С течением времени данное значение менялось, приобрело более широкие смысловые рамки. Теперь источник считается олицетворением еще и самого источника как такового - места, где была засвидетельствована милость Богородицы, и храма, воздвигнутого на месте Божественного кладезя, и, собственно Живоносного Первоисточника.



Существуют композиционно достаточно сложные варианты иконы, в которых самостоятельный образ Пречистой является лишь составляющей. Таков, к примеру, образ «Живоносного Источника», присутствующий в московском Ильинском храме что на Черкизове. Изображение кладезя вписано в полукруг, Слева у полей можно наблюдать Цареградскую икону Богородицы, икону последней «Умягчение злых сердец», а также изображение святителя Иерусалимского Кирилла. С правой стороны располагаются святые образы Божией Матери «Взыскание погибших» и Иерусалимская», святителя Иерусалимского Софрония. Основу же композиции образуют изображения собственно явления Владычицы и Святителя Николая пономарю Георгию у соснового кладезя. Ну, а в центре располагается богородичная икона «О Всепетая Мати». Все это великолепие изображено на фоне звездного неба. Край мафория украшает гимн-молитва преподобного Иоанна Дамаскина: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти и грядущия изми муки о Тебе вопиющих: Алилуиа».

Явление Божией Матери

О чудесном Живоносном Источнике рассказывает легенда. Согласно этому преданию в V веке н.э. недалеко от столицы Византии - Константинополя располагалась роща, посвященная Пресвятой Богородице. Сей лесок был уникален, ведь в нем находился животворный источник. Вода, извергаемая им, дарила людям, пьющим ее и омывающим в ней свое тело, исцеление от всяческих недугов, как телесных, так и душевных. Однако случилось так, что за волшебным кладезем никто не ухаживал, и место это постепенно поросло кустарником, сорной травой, а святую воду затянуло болотистой тиной.



Как-то раз Лев Маркелл I, будущий византийский император, ехал через рощу. По пути ему встретился слепец, мучимый усталостью и томимый жаждой. Душу Льва наполнила жалость к страдальцу. Повинуясь зову сердца, он отвел слепца в тень, усадил под деревьями, сам же пошел искать воду для несчастного. Поиски не приносили результатов, и Лев уже совсем выбился из сил, как вдруг услышал голос, произнесший: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь, близко». Воодушевленный чудесной подсказкой, будущий правитель христианской державы вновь принялся искать источник, но найти все равно не мог. И снова голос направил его. «Царь Лев! - сказал невидимка. - «Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие мое Имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».

Лев все сделал, как велел голос. В итоге к слепцу вернулось зрение и он продолжил свой путь, вознося благодарственные молитвы Божьей Матери. В дальнейшем и второе предсказание Девы Марии сбылось. Когда Лев Маркелл стал императором (457-473 гг.), он приказал своим людям привести родник в должный вид, а рядом построил храм во имя Пресвятой Богородицы. Чудотворный же источник нарек Живоносным.

Есть другое предание, относящееся к более позднему времени. Правитель Византии Юстиниан Великий (527-565 гг.) страдал тяжелым телесным недугом. Однажды среди ночи он услышал голос, сказавший: «Ты не можешь вернуть себе здоровье, если не напьешься из Моего источника». Юстиниан не имел ни малейшего понятия о существовании чудотворного богородичного кладезя в роще, а потому не принял данное утверждение всерьез. Но Дева Мария явилась ему вторично днем и повторила ночной совет. Тогда Юстиниан повиновался и тотчас был исцелен.

Живоносный Источник просуществовал до 1821 года, несмотря на то, что Византия уже в 1453 году оказалась под властью турков. Его засыпали, но в 1833 году восстановили. Это произошло при Патриархе Константине I. Сегодня здесь находится женский монастырь.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top