Детская психокоррекция. Детская психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование

Детская психокоррекция. Детская психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование

Психологическая коррекция является одним из важ­ных звеньев в системе комплексной реабилитации детей

с церебральным параличом при различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

В патопсихологии и в специальной психологии психокор­рекция рассматривается как способ психологического воздей­ствия, направленный на коррекцию отклонений в психиче­ском развитии ребенка.

В процессе психологической коррекции нарушений детей с ДЦП необходимо учитывать сложную структуру особенно­стей развития ребенка, характер сочетания в картине его со­стояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность обусловленных заболеванием изменений личности, степень физической беспомощности.

Психологическую коррекцию можно рассматривать в ши­роком и узком смысле этого понятия.

В широком смысле психологическая коррекция - это ком­плекс медико-психолого-педагогических воздействий, на­правленных на устранение имеющихся у детей недос­татков в развитии психических функций и личностных

свойств.

В узком смысле психологическая коррекция рассматри­вается как метод психологического воздействия, направ­ленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных

свойств.

Б.Д. Эльконин (1980) в зависимости от характера направ­ленности коррекции выделяет две ее формы; симптома­тическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на источник и при­чины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, не лишена существенных недостатков, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого различна психологическая структура на­рушений в развитии ребенка. Например, у ребенка с ДЦП наблюдается недоразвитие счетных операций. С помощью специальных педагогических методов можно помочь ребен­ку усвоить порядковый счет, состав числа и пр. Однако, не­смотря на интенсивные занятия, у ребенка по-прежнему от­мечаются существенные трудности в усвоении математики. Такой способ коррекции является недостаточным, если мы не знаем истинную причину, порождающую нарушения счета у детей с ДЦП. В основе нарушений счетных операций у детей с ДЦП лежит недоразвитие пространственных представ­лений, что обусловлено церебрально-органической недоста­точностью теменно-затылочных отделов мозга. Поэтому пси­хологическая коррекция должна быть больше сконцентри­рована не на внешний проявлениям отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти откло­нения. Для эффективности психокоррекций необходимы за­нятия по развитию зрительно-пространственных функции ребенка с ДЦП.


Эффективность психологической коррекции в значитель­ной степени зависит от анализа психологической структуры нарушения и его причин.

Сложность и своеобразие нарушений развития ребенка требуют тщательного методологического подхода к его ана­лизу и психокоррекционным воздействиям. Разработка принципов, как основополагающих, отправных идей, чрез­вычайно важна в теории и практике психологической кор­рекции.

Важным принципом психологической коррекции являет­ся принцип комплексности. Согласно этому принципу пси­хологическую коррекцию можно рассматривать как единый комплекс медико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических фак­торов в развитии ребенка. Например, коммуникативные тренинги, которые использует психолог в клинике с целью оптимизации процесса общения ребенка, не будут эффектив­ны, если психолог не учитывает клинические факторы и ту социальную среду (медперсонал, педагоги, родители), в ко­торой находится ребенок.

Второй принцип психологической коррекции - личност­ный подход. Это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы учитываем не какую-то отдельную функцию или изолированное психиче­ское явление у человека, а личность в целом. К сожалению, этот принцип не всегда учитывается в процессе групповых

тренингов, психорегулирующих тренировок. При использо­вании разнообразных приемов психокоррекционных воздей­ствий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В процессе психологической коррекции мы ориентируемся не на один какой-то параметр, а на личность в целом.

Третий принцип - деятелъностный подход. Личность - проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблю­дение этого принципа чрезвычайно важно в процессе психо­логической коррекции детей и подростков. Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как це­лостная осмысленная деятельность, органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отно­шений ребенка. Психокоррекционный процесс должен про­водиться с учетом основного, ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник - то в контексте игровой дея­тельности, если школьник - то в учебной деятельности. Од­нако, учитывая специфику и задачи психокоррекционного процесса, следует ориентироваться не только на ведущий тип деятельности ребенка, но и на тот вид деятельности, кото­рый является личностно значимым для ребенка и подрост­ка. Особенно это важно при коррекции эмоциональных на­рушений у детей. Эффективность коррекционного процесса в значительной степени зависит от использования продук­тивных видов деятельности ребенка (например, рисование, конструирование и др.).

Четвертый принцип психологической коррекции - это единство диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены лишь на осно­ве полной психологической диагностики не только зоны ак­туального, но и зоны ближайшего развития ребенка. Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов и методик должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, фи­зических возможностей, специфике ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода. Процес­сы психологической диагностики и коррекции являются

взаимодополняющими процессами, не исключающими друг друга. В самом процессе психологической коррекции зало­жен огромный диагностический потенциал. Например, ни при каком психологическом тестировании так не раскры­ваются коммуникативные способности личности, как в про­цессе групповых психокоррекционных занятий. Или пси­хогенные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции. Процесс психологической диагностики содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента.

Пятый принцип психологической коррекции - иерар­хический. Он базируется на положении Л.С. Выготского о ве­дущей роли обучения в психическом развития ребенка. Реа­лизация этого принципа означает целенаправленное формирование психологических новообразо­ваний, требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер, так как коррекция направлена не на актуальную зону, а на зону ближайшего развития ребен­ка. Например, для коррекции мнестических функций у ре­бенка необходимо развивать мыслительные операции: ана­лиз, синтез, обобщение. Обучение ребенка использованию мыслительных операций в процессе запоминания материа­ла повысит эффективность запоминания в большей степени, чем простые тренировки памяти.

Шестой принцип - каузальный. Реализация этого прин­ципа в психокоррекционной работе направлена на устране­ние причин и источников отклонений в психическом раз­витии ребенка. Например, первопричиной эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с ДЦП могут быть как социальные факторы, так и биологические, а нередко сочета­ние обоих факторов. В зависимости от первопричины разра­батывается стратегия психокоррекции. Если причиной эмо­ционального неблагополучия ребенка являются семейные конфликты, неадекватные стили семейного воспитания боль­ного ребенка, то психокоррекционный процесс должен быть направлен на нормализацию семейных отношений. Если причиной эмоциональных нарушений является резидуально-органическая недостаточность ЦНС, то главным звеном

психологической коррекции должно быть снижение эмоцио­нального дискомфорта ребенка специальными методами психорегулирующих тренировок на фоне медикаментозной те­рапии.

Седьмой принцип психокоррекции - временной, так как важно раннее начало онтогенетически последовательного воз­действия, опирающегося на сохранные функции. В послед­ние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни мож­но выявить патологию речевого развития и нарушения ори­ентировочно-познавательной деятельности, коррекционная работа с детьми нередко начинается после 3-4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сло­жившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреж­дение. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционное педаго­гическое воздействие в младенческом и раннем возрасте по­зволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить пси­хоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционной работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга - его пластичности и универсальной способности к компен­сации нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функ­циональной системы являются первые три года жизни ре­бенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития на­ходится ребенок.

Основные направления психокоррекционной рабо­ты при ДЦП в раннем и дошкольном воз­расте:

Развитие эмоционального, речевого, предметно-действен­ного и игрового общения с окружающими;

Стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухово­го, кинестетического восприятия и стереогноза), форми­рование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

Развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности
(внимания, памяти, воображения);

Развитие зрительно-моторной координации и функцио­нальных возможностей кисти и пальцев; подготовка к ов­ладению письмом.

Восьмой принцип - единство коррекционной работы с ребенком и его окружением , прежде всего с родителями. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в про­цессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально сти­мулировать это развитие, сглаживать негативное влияние за­болевания на психическое состояние ребенка. Родители - основные участники психолого-педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возмож­ности и перспективы развития, организовать целенаправ­ленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку, развить необходимые в жизни волевые качест­ва. Для этого важно активное включение ребенка в повсе­дневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел опре­деленные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результа­те у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто ро­дители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не да­ют ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно посте­пенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ре­бенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, ухо­дить в себя, в свое одиночество.

Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать фор­му, степень тяжести и специфику нарушения психических функций. Диапазон интеллектуальных нарушений при ДЦП чрезвычайно велик; от нормального уровня психического развития до тяжелых степеней умственной отсталости.

Для детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразви­тием характерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие. Первичный дефект при этой форме патологии развития - недоразвитие высших форм мыслительной деятельности (абстрактного мышления).

Как показано выше, у больных с ДЦП в сочетании с пси­хическим недоразвитием наблюдаются нарушения сенсорно-перцептивных процессов, что проявляется в недоразвитии константности и предметности восприятия, в замедленном темпе узнавания предметов, в трудностях обобщения сенсор­ных сигналов."

Основные задачи психологической коррекции сенсорных процессов:

Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формиро­вание перцептивных операций;

Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия;

Развитие скорости восприятия объектов.

Направления психокоррекции памяти:

Увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и ося­зательной модальностях;

Развитие приемов ассоциативного и опосредованного за­поминания предметов в процессе игровой деятельности.

Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с данной формой дизонтогенеза. Их мышление от­личается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса и обобщения. Развитие мыш­ления у них непосредственно связано с развитием деятель­ности и восприятия. Важным направлением психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образ­ного мышления.

Психологическая коррекция мышления решает следующие задачи:

Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, вели­чины, цвета;

Обучение использованию вспомогательных предметов
(орудийные действия);

Формирование наглядно-образного мышления в процес­се конструктивной и изобразительной деятельности.

Процесс психокоррекции должен проходить в ходе того вида деятельности, который доступен ребенку с интеллекту­альной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекцию необходимо про­водить в контексте предметно-практической деятельности, доступной ребенку. При этом важен тесный контакт психо­лога со специальным педагогом, логопедом, воспитателем и родителями. Психолог в процессе коррекции должен ориен­тироваться не только на уровень актуального развития ре­бенка, но и на его потенциальные возможности.

Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивиду­ально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специали­стов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении ре­жима дня, четкой организации повседневной жизни ребен­ка, исключении возможности незавершения начатых ребен­ком действий.

44. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка младенческого и раннего возраста

На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с неадекватным поведением младших школьников. Естественно, что такое неблагополучие в вызывает в голове у родителей и педагогов панику, а также множество вопросов: «Что происходит?», «Кто виноват?» и «Как все исправить?» В такой неприятной ситуации на помощь приходит психокоррекция детей, представляющая собой сочетание психологических приемов, которыми пользуется психолог для того, чтобы исправить недостатки в психологическом развитии человека или изменить поведение человека, считающегося психически здоровым. Из определения следует, что психокоррекция предназначена не только для людей с нарушениями психики, но также и для вполне здоровых людей разного возраста.

Методы психокоррекции

Безусловно, каждая ситуация требуют к себе индивидуального подхода. Специалист в каждом конкретном случае применяет разные методы психокоррекции, наиболее точно отвечающие потребностям человека. Для взрослых они свои, а для детей и подростков — свои. Среди существующих на сегодняшний день методов психокоррекции для детей особо выделяются следующие:

  • игротерапия — это самый распространенный метод, применяемый по отношению к детям, поскольку игра как форма взаимодействия и развития ближе и понятнее ребенку, нежели любая другая деятельность,
  • арттерапия в форме рисуночной терапии, библиотерапии, драматерапии, сказкотерапии и музыкотерапии, основной целью которых является гармонизация личности через развитие способностей к самовыражению и самопознанию,
  • поведенческий тренинг или психокоррекция поведения, обучающая ребенка адекватному поведению в проблемных ситуациях,
  • тренинг личностного роста, направленный на сферу развития ребенка как личности путем постановки нормативно-возрастных проблем и задач,
  • психогимнастика — невербальный метод групповой психотерапии, на основе выражения эмоций через движения,
  • метод социальной терапии, построенный на признании и принятии, а также положительной оценке ребенка значимым для него окружением — взрослыми и сверстниками,
  • психоанализ,
  • метод десенсибилизации.

Это были методы психокоррекции, теперь поговорим о ее видах. Все виды психокоррекции можно разделить по следующим параметрам и исходным условиям:

  • по характеру направленности:

— коррекция, имеющая целью снятие отельных симптомов,

— коррекция основного источника отклонений;

  • по содержанию:

— коррекция сферы познания,

— коррекция личности и ее поведения,

— работа с внутригрупповыми взаимоотношениями, а также детско-родительскими взаимоотношениями,

  • по наличию программы коррекции:

— программированная,

— импровизированная коррекция,

  • по масштабу решаемых задач:

— общая психокоррекция,

— частная,

— специальная коррекция,

  • по форме работы:

— индивидуальная коррекция,

— групповая психокоррекция.

Групповая психокоррекция

Групповая психокоррекция отличается от индивидуальной тем, что работа направлена на взаимодействие всех членов группы, включая психолога. Программа психокоррекции пишется таким образом, что группа рассматривается как основной инструмент воздействия. Человек имеет возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть то или иное поведение, узнать самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, сделать выводы и в результате расширить границы коррекционного процесса. Понятно, что метод групповой коррекции хорош для работы с проблемами в общении и взаимодействии с окружающим миром. Если у ребенка проблемы внутреннего характера, тогда уместнее индивидуальные сеансы и индивидуальная коррекция.

Психокоррекция подростков

Отклоняющееся поведение большей части детей — это вызов современности. Количество детей, у которых наблюдаются отклонения в поведении и восприятии себя растет, и перед взрослыми встают вопросы, как быть с такими детьми, как им помочь и адаптировать их для жизни в обществе.

Психокоррекция подростков — это огромный раздел психологии, имеющий своей целью разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов подростка, а также формирование у подростка социально значимых черт и качеств личности.

Чаще всего психотерапия и психокоррекция, являющиеся составляющими частями психологии, используют следующие методы в работе с подростками:

  • метод разрушения отрицательного характера путем его «взрыва» или реконструкции,
  • метод перестройки мотивации и самосознания,
  • метод перестройки жизненного опыта,
  • метод предупреждения негативного и стимулирования позитивного поведения.

К счастью, детская психика гораздо более гибкая, нежели психика взрослого человека. Отрицательные установки или выводы не так сильны, как у взрослых. Ребенок обладает большими адаптивными способностями, в нем легче спровоцировать отклик и желание что-то изменить. Поэтому, если вовремя обнаружить какие-либо психологические проблемы и начать их решать сообща, тогда за небольшой промежуток времени ребенок станет жизнерадостным, общительным, у него появятся друзья, с ним будут считаться, а мир вокруг начнет улыбаться вместе с ним. Будьте внимательны к своим детям! Успехов Вам!

  1. Методические рекомендации по предоставлению социально-психологических услуг

    Методические рекомендации
  2. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2009 году материалы к обсуждению на августовских совещаниях педагогов в 2009 г «основные проблемы реализации национальной образовательной

    Методические рекомендации

    Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской "Федерации 2008 года Министерство образования и науки Российской Федерации,

  3. «практикум по психологии» под редакцией и п волкова

    Автореферат диссертации
  4. «практикум по психологии» под редакцией

    Практикум

    В книге представлены разнообразные отечественные и зарубежные психологиче­ские методы и приемы, нашедшие широкое применение в профессиональной подготовке спортивных специалистов, а также в психологической диагностике, психологической

  5. Психолингвистика детская психология психодиагностика и математические методы в психологии теория и методика игры

    Анализ

    Составление таблиц по онтогенезу детской речи, используя данные различных авторов. Сравнение и обобщение полученных результатов. Обработка и оформление материала.

  6. Что это такое и с чем ее едят?

    Наука Госпожа Психология очень многогранна и любопытна. Сколько же всего ее интересует! И среди всех ее отраслей, детская психология занимает весьма значимое место. Давайте разберемся, что же она изучает?

    Детская психология - это учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Также, она занимается раскрытием общих закономерностей психического развития в онтогенезе (развитие человека на протяжении его жизни). В развитии ребенка можно выделить ряд возрастных периодов: младенческий возраст (от 0 до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 лет до 6-7 лет), младший школьный возраст (с 6-7 лет до 10 лет), подростковый возраст (от 10 лет до 14 лет), ранний юношеский возраст (от 15 лет до 16 лет). Для чего все это нужно знать психологу, работающему с детьми? Для того, что это знание и анализ возрастных особенностей, а также типичных трудностей развития ребенка в каждом возрастном периоде, позволит выделить основные типы проблем и, соответственно, направления коррекционно-развивающей работы психолога с детьми разных возрастов.

    Вот мы и добрались до того заветного термина, которым называют то специфическое взаимодействие между детским психологом и маленьким клиентом – коррекция психического развития, если короче – то психокоррекция. Основная цель подобного мероприятия – восстановление или поддержка психологического здоровья ребенка. Да, да, здоровье может быть не только физическим. Для объяснения этого термина мы используем такие слова как гармония и баланс. Мы считаем, что они лучше всего объяснят сокровенный смысл. Представьте себе чаши весов. Когда они уравновешенны, тогда все в порядке. Если где-то перевес, то значит система дала сбой… Сбой между душой и телом, или между желаниями и возможностями, или между требованиями и самоощущением… не важно. Но надо налаживать механизм. Чем детский психолог и будет заниматься – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

    Тогда возникает логичный вопрос: а КАК он это будет делать? Как он – психолог, поймет, в каком месте «неполадка» и что «чинить»? В детской психокоррекции, невозможно обойтись без общения с родителями или одним из родителей ребенка (или с фигурой их заменяющей). В процессе деликатной беседы «вырисовываются» основные трудности, с которыми пришли на прием, запрос на помощь. Потом психолог проводит психологическую диагностику. Ее направленность зависит от примерного (т.к. в процессе работы он может меняться) запроса и ситуации, с которой Вы обратились. По результатам беседы и диагностических мероприятий составляется план психокоррекции. Длительность консультации обычно составляет 60 минут.

    А теперь разговор пойдет о методах, которые могут быть использованы в работе с детьми и подростками. На данный момент, существует действительно много разнообразных упражнений, техник, которые специалисты используют в индивидуальной или групповой работе с клиентами. Но все они – воплощение какого-либо метода психотерапии. Вот какие они бывают:

    • Игротерапия

    Это наиболее популярный и известный метод, используемый в работе с детьми. Почему? Игра – это деятельность, которая развивается у ребенка практически с первых лет жизни и активно способствует его развитию. Игра сама по себе – «психотерапия». Особенно, когда она оказывается «в руках» знающего все тонкости ее использования психолога. Она позволяет в доступной форме обучить какому-то навыку или, к примеру, проработать травматичную тему.

    • Арттерапия

    «Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. В отличии от игры, в искусстве есть один немаловажный «плюс» - оно позволяет создавать! Будь то рисунок, поделка из глины или коллаж. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта различают рисуночную терапию, библиотерапия (как литературное сочинение или прочтение литературных произведений), драмотерапия, музыкотерапия и пр. При работе с детьми, чаще всего используется рисуночная, песочная терапия и сказкотерапия.

    • Тренинг

    Поведенческий тренинг – это разновидность групповой формы работы. Они направлены на обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, на общение с социальным миром, на развитие способностей познания себя и других людей. Иногда у ребенка может не хватать каких-то значимых навыков, и тогда тренинговая работа поможет этот пробел заполнить.

    • Психогимнастика

    Это тоже одна из разновидностей групповой работы, хотя некоторые ее элементы, можно использовать и в индивидуальной работе. В основе психогимнастики лежит двигательная экспрессия. Это различные упражнения, этюды, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка: познавательной и эмоционально-личностной сферы. Ну, к примеру, во время подобного занятия детьми могут изучаться различные эмоции, азбука выражения различных эмоций. Основная цель - лучшее понимание себя и окружающих, снятие психического напряжения и др.

    • Метод социальной терапии. Статусная психотерапия

    Метод социальной терапии - это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением - как взрослыми, так и сверстниками. Метод социальной терапии обеспечивает, во-первых, удовлетворение потребности личности в социальном признании и, во-вторых, формирование адекватных способов социального взаимодействия у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности.

    Метод статусной психотерапии основан на возрастных перемещениях ребенка, позволяющих регулировать статус ребенка в группе и направленно регулировать относительную успешность его деятельности. Например, относительное повышение успешности непопулярного, «изолированного», «пренебрегаемого» ребенка путем перевода его в группу более младших детей, понижение статуса относительной успешности путем перевода в группу более старших детей может быть рекомендован для коррекции личностного развития детей-«звезд» с эгоистической направленностью, авторитарными тенденциями и проявлениями агрессивности в поведении.

    Во время работы с ребенком любого возраста, психолог продолжает также взаимодействовать с родителями маленького клиента. Иногда получается так, что сложившаяся ситуация, может быть разрешена только после работы со всей семьей. Даже если изначально запрос был только на работу с ребенком. Обоснование выбора такого направления работы (семейное консультирование) лежит в понимании семьи как системы .

    Что это значит? Это значит, что семья рассматривается как единая система, организм, механизм…Ну, к примеру, как часы. А конкретнее, часовой механизм. Неважно, большой он или маленький….главное, что механизм. А в механизмах, как нам известно, суть точной работы заключается в слаженности работы всех его деталей. Члены семьи, конечно не винтики и гайки, но баланс семьи зависит от степени «слаженности» и гармоничности их взаимодействия, и иногда изменение состояния одной детали ведет к поломке другой. Вот и приходиться, иногда налаживать работу изнутри, конечно же, не без желания участвовать в ней всех ее членов! Вот и получается, что иногда трудности, возникшие у ребенка, причины их возникновения кроются не в нем самом, а в специфичности взаимоотношений между домочадцами, а порой, еще и глубже – между целыми поколениями! И тогда работа с ребенком будет бесполезна, так как причина глубже. Опытный психолог сможет это понять и предложить консультацию семье.

    Главное, что со всем этим ворохом разнообразных ситуаций можно и нужно справляться, и сделать это реально!

    Клинический психолог Ситникова Анастасия

    При использовании материалов статьи обязательно указание автора и ссылка на сайт www.psytren.ru

    В последние годы наметился рост числа детей, имеющ. отклонения в психич. развитии и испытывающ. вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклон. в психич. развитии яв-ся актуальной проблемой для специалистов, работающих с данной категорией детей.

    Ее цель – развитие познавательной сферы детей раннего возраста с психофизическими нарушениями. Здесь будут решаться след. задачи:

    Развитие эмоционально-делового и предметного общения;

    Развитие предметных действий и предметной деятельности;

    Накопление и расширение сенсорного опыта;

    Развитие наглядно-действенного мышления;

    Развитие мелкой моторики;

    Развития и коррекция слухового внимания и восприятия

    Ранний возраст в жизни ребенка яв-ся более ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, речи, интеллекта и личности определяют большие потенциальные возможности в коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно и предупредить вторичные нарушения. Контроль в этом возрасте необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивид. мер коррекции и профилактики направленных на создание условий для полноценного развития все сторон психики ребенка.

    Началом кореек.-развивающей работы яв-ся этап диагностики. Основное назначение диагностики получить объективные данные о состоянии тех качеств, свойств и функций, которые подлежат дальнейшему коррекционно-развивающему воздействию. При диагностики ребенка выявляют: сенсорное развитие, развитие общих движений, мелкой моторики, развитии речи, формирование игровой деятельности и навыков самообслуживания.

    Все занятия с детьми раннего возраста проходят в игровой форме, продолжительность не превышает 10 минут. Подходит следующая схема построения занятия:

    1. Ритуал приветствия. Цель: настроить ребенка на предстоящую игровую ситуацию сформировать эмоциональный контакт.

    2. Упражнения направленные на познавательное развитие, игры на сенсорное развитие, развитие и коррекцию слухового внимания и восприятия.

    3. Упражнения направленные на физическое развитие: развитие и коррекцию мелкой моторики, развитие общих движений.

    19. Особенности психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста

    Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, лич­ностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощно­го существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Грамотное взаи­модействие взрослых в процессе воспитания ребенка обес­печивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного раз­вития. Созда­вая новые интенсивные программы развивающей работы с ребенком необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-пси­хических затрат ему это будет стоить.

    Старший дошкольный возраст непосредственно пред­шествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существен­ное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начина­ет занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжающееся целенаправлен­ное развитие личности ребенка и познавательных психи­ческих процессов, лежащих в основе успешного освоения им в будущем собственно учебной программы, а во-вто­рых, обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счета).

    Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологи­ческая: приоритет отдается уровню развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллекту­альная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Тем не менее на практике работа со старшими дошкольниками сводит­ся к обучению чтению, письму и счету, чтобы обеспечить им, таким образом, некоторую фору на первый этап школь­ного обучения. Отчасти это спровоцировано и самой учеб­ной программой современной школы: она составлена так, что на отработку начальных навыков письма, чтения и счета времени отведено мало. Если ребенок приходит в школу неграмотным, он отстает от своих более продвину­тых одноклассников просто потому, что так составлена программа начальной школы. Формирование же у ребен­ка соответствующей учебной мотивации, произвольности внимания, памяти, словесно-логического мышления, ориентировки на способ действия, операциональных навыков выступает при этом лишь как побочный продукт обуче­ния: все это должно сформироваться само собой, по мере развития интеллектуальных навыков. Тем не менее это далеко не так. Специальные исследования показывают, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тет­радей, работы с дидактическим материалом и испытыва­ют целый ряд других трудностей учебного порядка.

    К сожалению, и у педагогов, и у родителей существует убеждение, что достижение ребенком определенного возра­ста или поступление в школу автоматически должно вести к возникновению и становлению указанных выше качеств. Обнаружив, что они отсутствуют и это мешает первокласс­нику хорошо учиться, взрослые начинают требовать от него «быть добросовестным, внимательным», забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошколь­ного детства и отсутствие их у ребенка 6-7 лет свидетель­ствует о недостаточной развивающей работе с ним.

    Исследования показали, что к концу старшего дошколь­ного возраста не все дети достигают того уровня психоло­гической зрелости, который позволил бы им успешно пе­рейти к систематическому обучению. Можно выделить ряд показателей психологической незрелости ребенка, посту­пающего в школу.

    1. Слабое речевое развитие детей.

    2. Неразвитость тонкой моторики.

    3. Неправильное формирование способов учебной рабо­ты.

    4. Отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками.

    5. Слабое развитие произвольного внимания, памяти

    6. Низкий уровень развития самоконтроля.

    Практический психолог детского сада может использо­вать программу диагностики психологической зрелости детей старшего дошкольного возраста, составленную с уче­том выделенных выше показателей. Весь комплекс методик направлен на качественную диагностику развития тех психических функций, которые занимают центральное место в общей картине психологической зрелости ребенка и его го­товности к систематическому обучению. Выполнение каж­дого задания демонстрирует сформированность у ребенка не только того психического познавательного процесса, на диагностику которого оно направлено в первую очередь, но и ряда других, сопряженных с ним функций, уровень раз­вития которых в значительной мере определяет качество решения экспериментальной задачи. Таким образом, все показанные ребенком результаты взаимно дополняют друг друга, что позволяет получить более полное представление о степени психологической зрелости ребенка старшего дош­кольного возраста и на этом основании вести с ним коррекционную и развивающую работу. В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отстава­ние в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).

    Осложнения психического и личностного развития ребен­ка обусловлены, как правило, двумя факторами: 1) ошибка­ми воспитания или 2) определенной незрелостью, минималь­ными поражениями нервной системы. Зачастую оба эти фак­тора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не зна­ют) те особенности нервной системы ребенка, которые ле­жат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воз­действиями. Очень важно поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и вос­питателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психичес­кого развития детей, знание которой позволит педагогу со­вместно с психологом не только правильно построить ра­боту с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квали­фицированной медицинской помощи.

    Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Своевременность психологической по­мощи – главное условие ее успешности и эффективности.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top