Элегия «Дума.

 Элегия «Дума.

Свойства поколения, отражённые в элегии «Дума»


В «Думе» Лермонтов проанализировал особенности поколе]ния, рождённого после Отечественной войны 1812 года, станов]ление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.


Внутренняя политика Николая I была направлена на консер]вацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не со]вершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:


Богаты мы, едва из колыбели,


Ошибками отцов и поздним их умом…


Если у поколения Пушкина была высокая цель посвятить «души прекрасные порывы» Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:


И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,


Как пир на празднике чужом.


Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историче]скую миссию в том, что оно должно служить для свержения са]модержавия, «самовластия» в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать свою историческую миссию, что породило чув]ство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:


К добру и злу постыдно равнодушны,


В начале поприща мы вянем без борьбы;


Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию презренные рабы.


«Поздний ум», которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных «тощему плоду, до времени созрелому».



…И царствует в душе какой-то холод тайный,


Когда огонь кипит в крови.


Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое «иль пусто, иль темно».


Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.


Роль ораторского стиля в стихотворении


Стихотворение Лермонтова «Дума» напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высо]кое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и обще]ственно-политического содержания и оценочные эпитеты «по]зорно», «постыдно», «презренные».




Значение слов и выражений


Грядущее будущее.


Бремя тяжесть.


Бездействие отсутствие действия.


Постыдно равнодушны безучастны настолько, что это без]участие вызывает чувство стыда.


Презренные рабы рабы, достойные того, чтобы их прези]рали.


Иссушили ум добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.


Пресыщение чрезмерное насыщение.


Насмешка горькая насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.

На этой странице искали:

  • какие свойства поколения обнажены в элегии Дума
  • анализ стихотворения ДУМА
  • анализ стихотворения лермонтова дума
  • в чем сложность лермонтовской позиции в думе
  • характеристика стихотворения дума

«Дума» Лермонтова была написана в 1838 году, в то время когда писатель возвратился из ссылки. Стихотворение написано в поэтической форме, широко используемой в то время поэтами-декабристами. По жанру произведение, так же как и «Смерть поэта», принадлежит к элегии-сатире. Михаил Юрьевич в «Думе» упрекает свое поколение в малодушии, бездействии и равнодушии. Молодые люди осуждают ошибки поколения «отцов», но сами не делают ничего, отказываясь от борьбы и не принимая участия в общественной жизни.

Главная тема стихотворения

«Дума» Лермонтова свою сатиру направляет не на придворное общество, на которое раньше был зол поэт, а на всю дворянскую интеллигенцию 30-х годов XIX века. Писатель дает характеристику всему поколению, к которому принадлежит сам, не зря он использует местоимение «мы». Михаил Юрьевич и себя упрекает в бездействии, приравнивает к беспомощным и жалким людям, ничего не сделавшим для потомков. Поколение 1810-1820-х годов было совершенно другим, из него выросли свободолюбивые декабристы, пусть они ошиблись и жестоко за это поплатились, но они хотя бы попытались изменить страну к лучшему.

Поэт искренне сожалеет, что не родился на несколько десятилетий раньше, ведь его современники скучны и бесполезны для общества. Они не интересуются искусством или поэзией, не разговаривают о добре и зле, всеми силами пытаются сохранять нейтралитет и не провоцировать гнев власти, отошли от общественной жизни, заняв себя «бесплодной наукой», а ведь совершенно не этого хотел Лермонтов. «Дума», тема которой раскрывает характер всего поколения 1830-х годов, посвящена общественному поведению человека, она является криком измученной души поэта.

Созерцание прошлого, настоящего и будущего

«Дума» Лермонтова ясно показывает, как писатель относится к поколению «отцов», современникам и потомкам. Михаил Юрьевич восхищается смелостью и отвагой декабристов, пусть они ошиблись, но их героические подвиги оставили свой след в истории страны, всколыхнули общественность, положили начало народному протесту против тирании власть имущих. В то же время современники Лермонтова ни в чем не ошибаются, но они ничего и не делают. Душа поэта рвется в бой, он желает что-то изменить, выразить свой протест, но не видит единомышленников, а в одиночку бороться бессмысленно. «Дума» Лермонтова является сожалением о бездарно прожитом времени.

Гражданский суд над современниками

Чтобы сделать стихотворение более ярким и доступнее выразить свою мысль, автор использовал обнажающие эмоции эпитеты, меткие метафоры, слова в переносном значении. Каждое четверостишие является законченной мыслью. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума» осуждает интеллигенцию 1830-х годов, живущую «поздним умом отцов». Декабристы обожглись и были жестоко наказаны за непослушание, следующее поколение признало борьбу бесполезной и примирилось с порядком вещей. У образованных людей нет твердых убеждений, целей, принципов, привязанностей, они идут ровной дорогой, но вот смысла в этом нет. Лермонтов очень огорчен этим и упрекает себя в бессилии и бесполезности.

Лирику М. Ю. Лермонтова часто отличают пессимистические нотки и безверие. Одна из причин этого кроется в биографии поэта (ранняя смерть матери и разлука с отцом, длительная болезнь и т. п.). Другая в большей мере связана с исторической эпохой, в которую он жил. Именно таким настроением проникнуто стихотворение «Дума». Лермонтов с горечью говорит в нем о бесславной судьбе своего поколения.

Время создания

Стихотворение было написано в 1838 году и опубликовано в «Отечественных записках» в январе 1839-го. К его созданию Лермонтова подтолкнуло общение с декабристами (с одним из них он сошелся довольно близко) во время ссылки на Кавказ. Поэта поразили стойкость несломленного духа и верность идеям. Это были те качества, которых он не находил в своих сверстниках.

После расправы над декабристами в стране наступило время реакции, и любая деятельность стала невозможной. В результате большая часть молодых образованных дворян, на которых возлагались надежды по переустройству общества и страны, пыталась замкнуться в себе и отойти от проблем. Однако способность мыслить оставалась, и запретить думать не мог никто. Это произведение - результат постоянных размышлений поэта о необходимости возвращения к плодотворной деятельности и борьбе.

Тема стихотворения «Дума» Лермонтова

Уже первая строчка («Печально я гляжу на наше поколенье…») подчеркивает, что поэт не отделяет себя от современников. Его тревожит их полное равнодушие и апатия, жизнь ошибками отцов (декабристов), отсутствие нравственных убеждений, сильных, волнующих чувств. Отсюда неспособность на подвиг и труд. Именно таким изображен герой романа Печорин.

Общая характеристика, данная в первом четверостишьи, затем развивается и убедительно доказывается. В стихотворении «Дума» Лермонтова выносится суровый приговор: у поколения 30-х годов нет будущего. Это подчеркивается глаголами «вянет», «томит», характеризующими духовное состояние его современников. Складывается противоречивая картина: «огонь кипит» в их крови, но ничего не сделано для того, чтобы понять душевные порывы отцов. Все в их поведении случайно. Результат такого бездействия - смерть «без счастья и без славы» и забвение. А еще строгий суд потомков и справедливое оскорбление «презренным стихом». Кольцевая композиция подчеркивает безысходность, к которой привело бездействие целого поколения молодых людей.

Жанр стихотворения

«Дума» Лермонтова эмоционально насыщена, в ней преобладает лексика высокого стиля. Начало стихотворения напоминает ораторскую речь: «томит», «познанья», «рабы», «печально» и др. По мере развития мысли используемая лексика и стиль все больше напоминают элегию. Философские заключения в финале («мысль плодовитая», «презренный стих» и т.п.) вновь возвращают к особенностям ораторского выступления. Таким образом, стихотворение «Дума» Лермонтова заключает в себе черты элегии и сатиры. Лирический герой выстрадал то, что становится темой его постоянных размышлений о смысле жизни.

Средства выразительности

Катрены из одного предложения (они объединены по 4 и по два в четыре строфы) имеют между собой довольно слабую связь. В большей мере их объединяют общая тема и настроение. Последнее обеспечивается за счет использования различных средств выразительности, которых в стихотворении «Дума» Лермонтова достаточно много. Это эпитеты («рабы презренные», «насмешкой горькою»), метафоры («старость души»), сравнения («как ровный путь без цели»), гиперболы («богаты мы, едва из колыбели»), оксюморон (царствует в душе «холод тайный, когда огонь кипит в крови») и др. Они помогают поэту донести мысль о том, что поколение, нищее духовно, бездеятельное, апатичное, ничего не оставит после себя, кроме проклятия потомков.

Свойства поколения, отражённые в элегии “Дума”

В “Думе” Лермонтов проанализировал особенности поколе­ния, рождённого после Отечественной войны 1812 года, станов­ление мировоззрения которого пришлось на период николаевской реакции после восстания декабристов в 1825 году.

Внутренняя политика Николая I была направлена на консер­вацию существующего порядка. Общественная атмосфера была такова, что в ней не проявлялось никаких яркий событий, не со­вершалось выдающихся поступков. Лермонтов пишет:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом…

Если у поколения Пушкина была высокая цель - посвятить “души прекрасные порывы” Отчизне, то у поколения Лермонтова цель только в заботе о собственном благополучии, что не может стать смысложизненным ориентиром:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Поколение Пушкина отчётливо осознавало свою историче­скую миссию в том, что оно должно служить для свержения са­модержавия, “самовластия” в России. Поколение Лермонтова не сумело осознать

свою историческую миссию, что породило чув­ство пустоты, вызываемое отсутствием смысла жизни, и апатию:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию - презренные рабы.

“Поздний ум”, которым обзавелись отцы к старости, навязан молодому поколению с детства, и это мертвит молодых людей, подобных “тощему плоду, до времени созрелому”.

…И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Лермонтову ясно, что эти свойства поколения ведут к такому будущему, которое “иль пусто, иль темно”.

Стихотворение это становится особенно важно в наше время, когда у молодого поколения формируются подобные свойства.

Роль ораторского стиля в стихотворении

Стихотворение Лермонтова “Дума” напоминает горькую речь оратора, трибуна перед своим поколением. Поэтическая мысль движется от элегического начала, от констатации чувства печали к сатире. Чтобы эта сатира не стала низкой, чтобы высо­кое негодование не превратилось в глумление и осмеяние, поэт использует одическую, высокую лексику философского и обще­ственно-политического содержания и оценочные эпитеты “по­зорно”, “постыдно”, “презренные”.

Значение слов и выражений

Грядущее - будущее.

Бремя - тяжесть.

Бездействие - отсутствие действия.

Постыдно равнодушны - безучастны настолько, что это без­участие вызывает чувство стыда.

Презренные рабы - рабы, достойные того, чтобы их прези­рали.

Иссушили ум - добровольно лишили себя права чувствовать мир во всей его полноте.

Пресыщение - чрезмерное насыщение.

Насмешка горькая - насмешка, которая вызывает досаду и обиду на самих себя.

Глоссарий:

– какие свойства поколения обнажены в элегии Дума

– анализ стихотворения ДУМА

– в чем сложность лермонтовской позиции в думе

– анализ стихотворения лермонтова дума

– какие свойства поколения обнажены в элегии Дума?


Другие работы по этой теме:

  1. Стихотворение относится к философской лирике Лермонтова. Главная тема – это судьба целого поколения. Основная мысль заключается в первой же сточке:” Печально я гляжу на наше...
  2. И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши...
  3. Если пушкинские стихотворения полны светлых надежд, то в стихах Лермонтова, по замечанию Белинского, “уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и...

В современном мире поэт не видит напряженных страстей, энергии. Знаменитая элегия «Дума» прозвучала как бы проклятием, похоронной песнью потерянному поколению. Трусость выдвигается причиной рабства, рабство - следствием бездействия. Свойства поколения обнажены с беспощадной трезвостью. Лермонтов стремился сохранить сдержанную сосредоточенность и не дать волю эмоциям, которые переполняли его. Но за этой сдержанностью чувствуется, что поэт исполнен негодования, которое временами вырывается наружу в откровенно оценочных эпитетах: «постыдно равнодушны», «позорно малодушны», «презренные рабы».

Внутри единой и цельной поэтической мысли живет напряженный конфликт между сдержанностью тона и взволнованностью:

    И царствует в душе какой-то холод тайный,
    Когда огонь кипит в крови.

Такой характер поэтической мысли приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы и эмоциональной выделенностью отдельного слова. Каждая фраза, каждая часть завершены, причем эта завершенность подчеркнута поэтическими формулами, тяготеющими к афористичности 1 («Печально я гляжу на наше поколенье!», «К добру и злу постыдно равнодушны...», «И ненавидим мы, и любим мы случайно...» и др.). Но каждая законченная в смысловом и интонационном значении часть не вмещает всей авторской эмоции, которая как бы разрывает их рамки.

Поэтическая мысль стихотворения развивается от элегии к «высокой» сатире, близкой к оде, но только насыщенной горькой и скорбной иронией. Эта ирония подчеркивает трагизм ситуации и ее неразрешимость, безысходность.

Основную эмоционально-смысловую нагрузку в первой части несут слова, освещенные традицией элегического романтизма: «печально», «состарится», «томит», «вянем». Другой стилистический пласт - слова философского и отчасти общественно-политического содержания: «познанья», «сомненья», «бездействии», «добру и злу», «борьбы», «властию», «рабы». Они придают элегии характер философского размышления 2 . На этом фоне интонационно-выразительно звучат слова ораторского стиля: «постыдно», «позорно», «презренные». Они подготавливают высокую романтическую ноту:

    Так тощий плод, до времени созрелый,
    Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
    Висит между цветов, пришлец осиротелый,
    И час их красоты - его паденья час!

Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют. Выразительный эффект достигается игрой поэтических и прозаических оборотов: «мечты поэзии», «создания искусства», «восторгом сладостным», «чаши наслажденья» и «остаток», «касались». Сюда же нужно отнести упо- требление контрастных понятий и слов («ненавидим» - «любим», «ни злобе» - «ни любви», «холод» - «огонь», «забавы» - «разврат», «спешим» - «назад», «к гробу» - «насмешливо», «царствует» (т. е. величаво-спокойно господствует) - «кипит»). Лермонтов последовательно снимает покров романтики с поколения.

В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок («ни мысли плодовитой», «ни гением начатого труда», «судья», «гражданин», «потомок», «оскорбит», «презрительным»). Здесь уже совершенно нет былой элегичности. Вместо нее - бытовой, обыденный план («Насмешкой горькою обманутого сына/ Над промотавшимся отцом»). Чем дальше развенчивается поколение, тем прозаичнее стиль. Последнее сравнение передает ироническую и горькую правду о поколении, жизнь которого протекает пошло, безрадостно. В этом заключается его общественная трагедия. Однако моральная опустошенность поколения по контрасту вызывает представление о высоте лермонтовских запросов к жизни и глубину его понимания современности.

Сочетание в «Думе» различных стилистических пластов, смена интонаций свидетельствуют о жанровом своеобразии стихотворения. В «Думе» совмещены признаки различных жанров - «унылой» и философской элегии, гражданской оды, высокой сатиры.

Память о том или ином жанре вызывается словом и стилем. Лермонтов, подобно Пушкину, мыслит уже не жанрами и их признаками, а стилями. Этот переход от мышления жанрами к мышлению стилями характеризует развитие русской литературы от начала XIX века к его концу.

Сложность лермонтовской позиции в «Думе» заключается в том, что поколение осуждается личностью, которая не отделяет себя от поколения. Лермонтов чувствовал, что и он заражен неверием в лучшее, что и его чувства становятся холодными, что и он не испытывает надежд на счастье.

1 Т. е. краткой, меткой, изящной речи.
2 Философское размышление - богатое глубокими, обобщающими мыслями.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top