Если у ребенка болит за ухом. Почему болит за ухом

Если у ребенка болит за ухом. Почему болит за ухом

Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.



Особенности

Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами - глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого. Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая. Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного - набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.


Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.

Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии - около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму. В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.



Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.

Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения. На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой - чуть в сторону, нет. Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.


В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения. Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами. Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.

Этапы развития

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.



К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.



Цветовое восприятие формируется постепенно - сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий - постигаются и осознаются в последнюю очередь.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) - постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.


Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.

Обследования

Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги. Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века). Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.


Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз - форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.


В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша. Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию. Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.



Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички. Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу. Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.


Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год. После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.



Как проверить самостоятельно?

Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:

  • Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
  • Ребенок родился недоношенным.
  • В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка , если посветить ему в лицо фонариком.
  • После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках , реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.




  • В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой , которая движется.
  • В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
  • Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
  • Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.



  • Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
  • Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
  • К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице , на другие достаточно удаленные предметы.

Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.


Развитие

Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша. Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал. Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.

В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.




Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.

С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.

Сначала попробуем разобраться с первым вопросом: что такое острота зрения? Так называют способность различать мелкие детали предметов. При этом чем они меньше, тем выше острота зрения у человека. Ее принято измерять в десятичных дробях: 0,1; 0,2; 0,3... 1,0; 1,1; 1,2 и т.д. Развитие остроты зрения у совсем маленьких происходит постепенно. Сразу после рождения ребенок видит очень мало: пока он лишь реагирует на свет (ненадолго поворачивая к нему голову), а также пытается следить за крупными движущимися предметами. Впрочем, совсем скоро картина изменится самым решительным образом: в 2-5 недель малыш будет уверенно смотреть на свет, к концу 2-го месяца - разглядывать крупные объекты, в три месяца - оживляться, заметив грудь мамы или бутылочку, в четыре - хватать предметы, соразмерные ладошке.

Настоящий экзамен

Как понять, что со зрением малыша все в порядке? Для этого можно воспользоваться несколькими методами.

Вижу шар

На фоне окна подвесьте на нитку ярко-красный шарик диаметром 4 см и слегка раскачайте его. Возьмите малыша на руки, начните приближаться к объекту и отметьте расстояние, с которого ребенок отреагирует на его "появление". Потом произведите подсчет: если малыш заметит шар с 1 м, острота его зрения будет равна 0,03; с 3 м - 0,11, с 5 м - 0,18 (условная норма для 6-месячных детей - 0,1-0,3).

После того как ребенку исполнится полгода, для исследования понадобится шарик диаметром 0,7 см. Если малыш заметит объект с расстояния 1 м, острота его зрения будет равна 0,2, с 3 м - 0,6, с 5 м - 1,0 (норма для годовалых детей - 0,3-0,6).

Совет 1
Следите за тем, чтобы малыш правильно сидел за столом (расстояние от глаз до рабочей поверхности должно составлять 30-33 см), позаботьтесь о хорошем освещении, проявите благоразумие и ограничьте время, которое ребенок проводит за телевизором и/или компьютером (в общей сложности до часа в день). Особое внимание уделите подвижному образу жизни маленького, запишите его в спортивную секцию для регулярных занятий.

Пиратские страсти

Чтобы понять, как видит ребенок в 1-2 года, можно воспользоваться другой методикой. В светлой комнате длиной не меньше 5 м нанесите на пол отметки с интервалом в 1 м. На расстоянии 5 м положите белый шарик диаметром 4 см. Если удастся, наденьте малышу повязку на один глаз, войдите с ним в комнату, покажите такой же шарик, попросите найти его двойника взором и принести. Если ребенок не сможет выполнить поручение, переложите шарик на отметку 4, 3 или 2 м, то есть приближайте объект до тех пор, пока он не будет обнаружен. В случае, если малыш разглядит мячик диаметром 4 см на 5 м, возьмите шарик диаметром 0,7 см и повторите исследование.

Внимание!

Помните о том, что вторая методика потребует от вас значительных усилий. К счастью, в большинстве случаев прибегать к ней необязательно: чтобы понять, как развивается зрение малыша, достаточно просто... быть внимательными родителями. Понаблюдайте, различает ли ребенок мелкие детали игрушек, собирает ли крошки и соринки с пола, видит ли в окно движущиеся машины и фигурки людей, как реагирует на предметы, расположенные на разном расстоянии от него, и расскажите об этом врачу.

По-взрослому

Проверить остроту зрения ребенка более привычным образом, то есть по специальным тестам, обычно удается с 3 лет. Чаще всего для этого используют таблицу Орловой, которая содержит 10 рядов силуэтных картинок. Малыша усаживают на расстоянии 5 м и в каждом ряду, начиная с верхнего, показывают по одной картинке. Если маленький не может назвать ее, переходят к другой, расположенной в той же строке, и так далее. Цель исследования - дождаться, пока будет правильно названо большее количество картинок в одном ряду. Именно строка и определит остроту зрения малыша. Обычно в 3 года она равна 0,6-0,9, в 4 года - 0,7-1,0, в 5 лет - 0,8-1,0, в 6 лет - 0,9-1,0 и выше. Таким образом, острота зрения увеличивается с рождения до школы и достигает нормы взрослого человека к 7-8 годам.

Привет от Гарри Поттера

В каких случаях ребятам-дошколятам назначают очки? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно поговорить о том, что такое рефракция. Дадим этому явлению медицинское определение: так называют суммарную преломляющую способность оптических сред глаза, то есть роговицы и хрусталика. Ее измеряют в диоптриях. Рефракция может быть соразмерной, когда фокус изображения совпадает с сетчаткой, и несоразмерной, когда они не совпадают. В случаях, когда фокус оказывается за сетчаткой, рефракция считается дальнозоркой, перед сетчаткой - близорукой. В норме у детей с рождения до семи лет отмечается некоторая дальнозоркость: у месячного ребенка до 4 диоптрий, у семилетнего - до 1 диоптрии.

Совет 2
Чтобы избежать проблем с глазами, важно вовремя и регулярно посещать офтальмолога. Большое значение имеют плановые медицинские осмотры, которые проводят в первые недели после рождения, в один и три года, а также перед школой.

Когда ребенку назначают очки?

  1. Малышу с дальнозоркостью понадобятся очки в случае сходящегося косоглазия или устойчивого снижения остроты зрения - по-научному, амблиопии, а по-простому - "ленивого глаза".
  2. Детям с небольшой близорукостью (1-2 диоптриями) очки рекомендуют довольно редко, чаще до семи лет их вообще не выписывают. В случае сильной близорукости очки назначают и совсем маленьким.
  3. Еще одно состояние рефракции, которое требует ношения очков, - астигматизм (так называют одну из аномалий оптики глаза, из-за которой органу зрения приходится выполнять дополнительную работу). Если при этом острота зрения оказывается сниженной, ребенку понадобится постоянно носить специально подобранные очки с цилиндрическими линзами.

Совет 3
Помните о том, что в первые недели после рождения ребенка движения его глаз бывают хаотичными и некоординированными, кроме того, они могут периодически отклоняться, что связано с незрелостью зрительной системы. Обычно через четыре месяца глаза занимают правильное положение. Другое дело, если у наблюдается резкое и постоянное отклонение глаза. Это - врожденное , и оно требует пристального внимания специалиста.

Чтобы лучше видеть

Поскольку заботиться о здоровье глаз нужно буквально с пеленок, первый визит к офтальмологу назначают в первые месяцы после рождения ребенка. Следующая консультация специалиста (в случае отсутствия проблем) понадобится в 1-1,5 и 3 года, а затем перед школой. Что включает в себя исследование зрения? В первую очередь врач оценивает положение и подвижность глаз, состояние оптических сред (роговицы и хрусталика), глазного дна и рефракции.

Потеря курса

Что такое косоглазие? Так называют отклонение одного из глаз от совместной точки фиксации. Кроме весьма неприятного в психологическом отношении косметического недостатка, косоглазие является причиной серьезных нарушений. В первую очередь речь идет о расстройстве бинокулярного зрения - способности сливать изображения, получаемые на сетчатках двух глаз, в единый зрительный образ. Кроме того, у ребенка снижается острота зрения.

Косоглазие встречается у 2-3% малышей и возникает, как правило, в возрасте от 1 до 3 лет. Часто обеспокоенные мамы на приеме у врача говорят, что отклонение глаза возникло из-за того, что ребенок испугался, упал и ушибся головой или с высокой температурой. Однако стоит понимать, что все это не относится к настоящим причинам болезни - большинство детей падает и болеет, но косоглазие у них не развивается. Скорее всего, описанные выше обстоятельства просто служат пусковым механизмом для появления отклонений.

Истинные причины

Что же может привести к косоглазию?

  • Заметное снижение зрения одного из глаз. Оно бывает связано с некоторыми болезнями или травмами, из-за чего хуже видящий глаз не может активно работать и отклоняется в ту или иную сторону.
  • Разница в преломляющей способности двух глаз, когда на глазном дне формируются изображения разной величины. В некоторых обстоятельствах утрачивается способность сливать зрительные образы в единое целое, и глаз, оказавшийся в худших условиях, начинает косить.
  • Косоглазие может возникнуть в результате усиленной (из-за дальнозоркости) или ослабленной (из-за близорукости) аккомодации - так называется приспособление глаза к четкому видению предметов, которые находятся от него на разном расстоянии. В первом случае развивается сходящееся косоглазие, во втором - расходящееся.
  • К косоглазию могут привести проблемы со стороны центральной нервной системы - воспаления, травмы, опухоли.

Из чего только сделаны...
Глаз человека представляет собой почти правильную сферу диаметром около 24 мм. Он состоит из трех оболочек: наружной (фиброзной), средней (сосудистой) и внутренней (сетчатки). К прозрачным структурам глаза относится хрусталик, стекловидное тело и внутриглазная жидкость. Фиброзная оболочка состоит из непрозрачной части белого цвета - склеры и роговицы - передней, прозрачной части наружной оболочки глаза. Радужная оболочка, расположенная за роговицей, представляет собой мембрану с отверстием в центре - зрачком. При ярком освещении зрачок суживается, а в темноте - расширяется, чтобы пропустить к сетчатке больше света. За радужкой расположено эластичное плотное образование - хрусталик. Он прозрачен, имеет форму двояковыпуклой линзы и вместе с роговицей, составляет оптическую систему глаза. Сетчатая оболочка выстилает глазное дно и является частью центральной нервной системы. Через роговицу и хрусталик лучи от рассматриваемых объектов поступают к сетчатке и формируют на ней изображение, которое затем преобразуется в нервные импульсы.

Внимательный осмотр

Чтобы поставить диагноз, врач изучает передний отдел глаза, преломляющие свет среды и глазное дно. Кроме того, доктор исследует остроту зрения, преломляющую способность (близорукость, дальнозоркость или астигматизм), бинокулярное зрение, подвижность глаз, а также угол косоглазия. После этого офтальмолог вырабатывает целую стратегию действий, конечная цель которых - восстановить бинокулярное зрение. Обычно лечение включает в себя несколько этапов: плеоптику, ортоптику, пред- и послеоперационные упражнения, хирургическую операцию по показаниям и диплоптику. Поговорим об этом подробнее.

Совет 4
Чтобы ребенок понял, что от него потребуется в момент тестирования - проверки зрения, заранее покажите ему таблицу и попросите назвать то, что на ней изображено.

  • Плеоптикой называют лечение амблиопии - снижения остроты зрения. Ее начинают с выписки , как правило, для постоянного ношения. Они нужны для того, чтобы на сетчатке больного глаза формировались четкие изображения и он мог работать более активно. Кроме того, иногда очки восстанавливают симметричное положение глаз и помогают им начать работать вместе.
  • Кроме того, плеоптика включает в себя прямую окклюзию (заклейку лучше видящего глаза), различные виды засветов ("ленивый глаз" смотрит на яркий свет), занятия на специальной аппаратуре с различными зрительными нагрузками и медико-педагогические упражнения. Речь идет о занятиях с мозаикой, бусами, лепку и плетение ковриков из бумаги (размер деталей игр подбирают соответственно степени понижения зрения). Кроме того, в последнее время появились новые направления в лечении амблиопии: лазер, рефлексотерапия, электростимуляции, компьютерное лечение, методы биологической обратной связи и так далее.
  • Если после принятых мер зрение улучшилось, а глаза стали фиксировать правильно, врач переходит к следующему этапу - ортоптике, то есть к развитию способности соединять два изображения в единый зрительный образ в определенных условиях. В случае, если решить проблемы с помощью ортоптики не получается, назначается операция. Ее цель - добиться правильного положения глаз. Оптимальный срок для хирургического вмешательства - 4-5 лет.
  • Заключительный этап лечения - диплоптика - выработка бинокулярного зрения в естественных условиях: пациент "работает" с одним, общим для двух глаз объектом, как это бывает в реальной жизни. Назначают диплоптику в том случае, если положение глаза стало симметричным или близким к этому.

Внимание!
Если вы заметите один или несколько из перечисленных признаков: блуждающий взгляд, непроизвольные движения глаз (по-научному - нистагм), светобоязнь, отек или помутнение роговицы, бело-серую, а не черную область зрачка, срочно обратитесь к врачу!

Где и когда?

Помните о том, что лечение косоглазия может продолжаться в течение нескольких лет. У дошкольников его проводят в специализированных детских садах, где пребывание малышей организовано по принципу "играя, лечимся". Кроме того, дети могут получать помощь и в межрайонных кабинетах охраны зрения. Существует также некоторое количество глазных санаториев. Что касается операций, их делают в глазных клиниках. После поступления в школу ребенок может продолжать лечение в кабинете охраны зрения. Однако максимум усилий для избавления от косоглазия нужно все-таки сосредоточить на дошкольном возрасте.

Лежа на животе трехмесячный ребенок опирается на ладошки и приподнимает уже не только голову, но и верхнюю часть туловища. В таком положении намного удобнее рассматривать окружающую обстановку. Трехмесячного малыша нельзя оставлять без присмотра ни на минуту, ведь он стал таким шустрым!

Рост и вес ребенка 3 месяцев

К концу третьего месяца ребенок набирает от 800 до 900 г. Вырасти он может примерно на 2,5 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 3 месяца

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 3 месяца:

Узнавать игрушки, которые мама прячет на несколько дней, а потом показывает;

Активно двигать руками и ногами, рассматривая их;

Почти выпрямлять руки;

Узнавать близких людей и просто знакомых;

Удерживать в кулачке погремушку и играть ею;

Опираться на всю стопу, когда папа поддерживает подмышки.

Развитие ребенка в 3 месяца

Игрушки для ребенка трех месяцев

Главная роль в развитии ребенка в три месяца принадлежит игрушкам. Хорошо, если они разные - по фактуре, цвету, назначению, например, звенящие погремушки и матерчатые куколки, которые удобно держать в руке. Во время бодрствования ребенок все активнее двигается, он уже может познакомиться с подвесными игрушками и мобилем.

Совсем скоро он будет тянуться к погремушке осознанно.

Зрение ребенка 3 месяцев

С этого месяца зрение ребенка изменилось - он начал видеть предметы почти так, как взрослый. Если раньше он воспринимал мир каждым глазом отдельно, то сейчас его зрение становится бинокулярным. Малыш уже может рассматривать предметы с близкого расстояния: он хорошо фокусирует взгляд и видит детали предметов. Кроме того, ребенок знает, что игрушка не исчезает совсем, а только прячется. Покажите малышу игрушку и спрячьте его за спину. Ребенок понял, что игрушка временно пропала из поля зрения. Он вытянет шею и будет ждать, когда же игрушка появится снова.

Слух ребенка в 3 месяца

Слух маленького человека тоже становится острее. Поэтому надо использовать любые способы для его развития. С трехмесячного возраста специалисты рекомендуют включать ребенку разную музыку: быструю и медленную, тихую и в меру громкую. Чтобы ему было еще интереснее, хлопайте в ладоши в такт мелодии. Читайте ребенку детские стихи - их четкий ритм положительно влияет на развитие слуха, пойте песенки. Повесьте крохе на руку колокольчик и научите его сознательно звонить им. Благодаря этому упражнению ребенок знакомится со своим телом и тренирует слух. Ребенок ищет источники звука, поворачивая голову в его сторону. У него уже появляются «любимые» и «нелюбимые» звуки. Например, малыш с удовольствием прислушивается к своему гулению, которое с каждым днем становится все разнообразнее.

Здоровье ребенка в три месяца: витамин Д, прививки, плановый осмотр

Чтобы рос ребенок здоровым, не забывайте о ежемесячных плановых посещениях участкового педиатра. В три месяца у вас следующий план:

Сдайте анализы. Перед прививкой врач проверит мочу и кровь. Запасы железа в организме ребенка, накопленные еще до рождения, истощились, поэтому нужно следить за уровнем гемоглобина.

Сделайте ребенку комбинированную прививку от дифтерии, столбняка и коклюша (АКДС), а также от полиомиелита и гепатита В.

Обеспечьте профилактику рахита у детей с помощью витамина D. Если вы заметили у ребенка признаки рахита: ребенок стал больше потеть, у него появилась залысина на затылке, повысилась возбудимость, то, скорее всего, дело именно в нехватке витамина Д. Это распространенное явление на третьем - четвертом месяце жизни. Скажите об этом педиатру, он подберет препарат для лечения рахита у ребенка и определит дозу и длительность приема.

Психология детей 3 месяцев: почему ребенок плачет

Психологи установили интересный факт: оказывается, существует взаимосвязь между тем, понимает ли мама причину плача ребенка, и его интеллектуальным развитием после года. Конечно, в первые два месяца жизни ребенок плачет часто, и разобраться в причинах непросто. Но немного практики - и у вас все получится. К третьему месяцу вы уже научились понимать, что именно хочет «сказать» вам ребенок. Ведь плач - это в первую очередь способ общения. Как же еще малыш может объяснить, что он проголодался или что ему надоело смотреть на розового слона?

Если внимательно наблюдать за настроением ребенка, легко уловить различные оттенки его плача. Он может выражать просьбу, протест, испуг. «Голодный» плач слышится приблизительно каждые 3 часа. По первому звуку понятно, что ребенок настойчиво требует молока. А вот на мокрые подгузники малыш пока может не обращать внимания. Поэтому мама сама следит за этим.

Ребенок 3 месяцев часто плачет, когда хочет спать. Его глаза закрываются, а он изо всех сил этому сопротивляется. Такая дилемма нарушает его душевное равновесие, и… малыш начинает плакать. Его голосок в это время звучит очень обиженно. Крик ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать. Он спокойнее себя чувствует, если наверняка знает, что его услышат и помогут. Не забывайте, что у каждого ребенка свои оттенки плача. У вашего малютки они особенные. И если в ответ на мамины действия он успокаивается, значит, вы хорошо понимаете друг друга.

Упражнения для детей трех месяцев

1. Ходьба

В упражнениях для новорожденных детей активно используются рефлексы. Одно из них - врожденное «умение» ходить. Возьмите ребенка подмышки и держите в вертикальном положении, чтобы он чуть прикасался ступнями к поверхности. Кроха рефлекторно сделает пару шагов. Если же у него не возникнет желания «пройтись», слегка наклоните верхнюю часть туловища вперед, и он наверняка шагнет. Только не переусердствуйте: помните, что мышцы и кости у ребенка еще очень слабые.

2. Разведение бедер

Положите ребенка на спинку и согните его ноги в коленях. Поддерживая за область коленных суставов, полукруговым движением осторожно разведите бедра в стороны.

3. Ползание

Положите ребенка на живот, разведите колени в стороны и согните ножки. Дайте малышу упереться стопами в ваши ладони. Ребенок оттолкнется от них и чуть-чуть проползет.

Что делать, если:

- у ребенка появилась сыпь

В большинстве случаев высыпания на коже ребенка это потница, опрелости или аллергия. С высыпаниями у детей легко справиться: чаще меняйте подгузники, устраивайте ребенку воздушные ванны, исключите аллерген. Но если на коже ребенка появились гнойнички, есть повод вызвать врача.

Гнойничковые заболевания кожи обычно провоцируются стрептококками и стафилококками. У новорожденных эти возбудители вызывают пузырчатку. Появлению сыпи у ребенка способствует недостаточно тщательный уход за кожей младенца. Также источником инфицирования может быть ухаживающий за ребенком человек с гнойничковыми заболеваниями.

Симптомы пузырчатки: на шее новорожденного, в подмышечных впадинах, на животе и в паховой области появляются маленькие пузырьки, наполненные серозно-гнойным содержимым; оболочка пузырей очень тонкая и легко прорывается, из них вытекает инфицированная жидкость, которая заражает соседние участки кожи. Болезнь обычно протекает с температурой, но при лечении длится 6-8 суток и заканчивается выздоровлением.

Так как заболевание очень заразно, оно может быстро распространяться в родильных домах. Поэтому как только вы принесете ребенка домой, осмотрите внимательно его кожные покровы. И если заметите что-то похожее на пузырьки, то сразу же скажите об этом лечащему врачу. Помните, что лучший способ избежать заболевания - это его профилактика. Следите за состоянием кожи младенца, а также за своим здоровьем, и высыпаний на коже у ребенка не будет.

- у ребенка 3 месяцев судороги, дрожь в ручках и ножках

Нервная система ребенка еще только развивается, иногда она не поспевает за семимильными шагами, которые делает ваш ребенок на пути своего развития.

Если вы заметили, что ваш ребенок пытается перевернуться, потягивается и при этом у него возникает дрожь в конечностях, то, скорее всего, это не опасно. Скоро движения ребенка станут более четкими, скоординированными, дрожь исчезнет. Однако всегда говорите с вашим педиатром о том, что вас тревожит дрожь у ребенка.

Нравится

Есть мнение, что грудные дети видят мир вверх ногами. Это скорее миф, чем правда. Тем не менее, маленькие дети действительно воспринимают все несколько иначе, чем взрослые. Причиной тому являются особенности зрения детей до года. Родителям следует знать, в чем заключаются эти особенности, чтобы помочь своему ребенку лучше видеть.

К рождению ребенка его зрительная система еще не развита полноценно. Наиболее интенсивное формирование происходит как раз в первый год жизни. А мама с папой этому помогут.

Зрение новорожденного

У маленького ребенка может быть . Оно возникает вследствие незрелости глазного нерва и мышц, которые управляют движениями глазного яблока. Косоглазие считается вариантом нормы и проходит к 2-3 месяцам.

Глазное яблоко грудного ребенка на 6 мм меньше, чем у взрослого. Поэтому у него развита и сужено поле зрения, т.е. он воспринимает только те предметы, которые находятся прямо у него перед глазами. Окружающее кажется ему размытым и плоским из-за неразвитости бинокулярного зрения (способность видеть четко обоими глазами).

Пониженная острота зрения не позволяет ребенку замечать детали. Его взгляд плохо фиксируется на предметах. Он прекрасно реагирует на свет, может различать темное и светлое, но восприятие цветов еще не развито. Он способен различать предметы, удаленные от него на 15-100 см. Лучше всего воспринимаются предметы, расположенные на расстоянии 20-50 см. Ребенок видит в черно-белых цветах и поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, удаленным примерно на 30 см.

  • Чаще давайте разглядывать ребенку черты своего лица. Необходимо использовать мимику, специально усиливать проявления различных эмоции.
  • Больше говорите с ребенком. Голос мамы или папы заставляет его поворачивать голову, следуя за звуком. При этом можно говорить как рядом с ребенком, та и находясь от него на расстоянии. Это хорошо помогает быстро научиться искать источник звука и фокусировать взгляд на нем.
  • Ребенок хорошо различает черные и белые цвета, в связи с этим первые несколько недель лучше надевать одежду контрастных цветов с простым рисунком. Новорожденный лучше воспринимает большие фигуры, квадрат, круги, крупные полосы, сочетание белого с черным. Яркую одежду также необходимо использовать - она помогает развивать цветовосприятие.
  • Тренировку можно проводить с помощью яркой погремушки. Следует медленно подводить ее к глазам ребенка, лежащего на спине, до тех пор, пока он не зафиксирует взгляд. Расстояние от погремушки до глаз должно колебаться от 20 до 50 см.
  • Необходимо тренировать синхронное движение глаз. Для этого медленно перемещают погремушку в горизонтальной плоскости в одну, а потом в другую сторону.

Зрение в 1 месяц

Ребенок может ненадолго удерживать взгляд на предметах, которые находятся от него на 25-40 см; недолго следить за движущимися большими яркими предметами; различать контрастные цвета. К концу 1-го месяца (примерно к 20-22 дню) движения глазных яблок ребенка становятся более четкими.

Тренировку синхронного движения мышц глаз можно осуществлять с помощью следующих упражнений:

  • поднести большую яркую игрушку на расстояние около 30 см от глаз лежащего на спине ребенка, медленно водить игрушку вверх и вниз;
  • держать ребенка перед собой, установить зрительный контакт, медленно двигаться относительно него влево и вправо, затем можно также медленно перемещать ребенка в разные стороны относительно себя;
  • хорошим тренажером для закрепления навыка слежения является мобиль - музыкальная подвесная игрушка с крутящимися предметами, 30 см - оптимальное расстояние для ее установки.

Зрение в 2 месяца

Ребенок дольше наблюдает за движущимися предметами, может концентрировать внимание на удаленном предмете. С радостью встречает материнскую грудь, поскольку она уже ассоциируется у него с приятным приемом пищи. К окончанию второго месяца глазные яблоки движутся более плавно и скоординировано.

  • Следует продолжать тренировку глаз для закрепления навыков продолжительности слежения за объектами и фиксации.
  • Давайте ребенку рассматривать новые интересные предметы, картинки, снимки.
  • Для ребенка полезно частое общение с родителем, поддерживая зрительный контакт. Можно повторять его мимику или гримасничать.
  • Необходимо показывать ребенку как можно больше предметов. Нужно также произносить название каждого предмета, который ребенок видит дома или на улице. Чем больше он увидит за первый год жизни, тем интеллект его будет более развит.

Зрение в 3 месяца

Малыш может различать объекты на расстоянии до 3-х метров. Дальнозоркость продолжает быть развитой, и объекты вблизи различаются хуже. Ребенок узнает мамино лицо, хорошо следит за движущимися объектами. Лучше воспринимает объем и форму предметов, различает, синий, красный, зеленый, желтый цвета.

  • Полезно играть с ребенком в «ку-ку». Это хорошо развивает пространственное мышление, память и объемное зрение.
  • Следует предлагать ребенку игрушку так, чтобы он мог сначала разглядеть ее, оценить расстояние до нее и дотянуться рукой. Это упражнение можно выполнять, положив ребенка на живот, а игрушку от него на расстояние вытянутой руки.
  • В три месяца ребенку обычно нравиться перекладывать вещи из одной руки в другую. Для этого можно ему дать резиновое кольцо или любой крупный предмет простой формы.

Зрение в 4 месяца

У ребенка наконец развито стереоскопическое (т.е. объемное) зрение. Он хорошо отличает цвета, может фиксировать взгляд на удаленных и близкорасположенных предметах, лучше координируется при хватании предмета. Ему нравиться наблюдать за окружающими людьми, играть с ножками и ручками.

  • Следует выбирать игрушки, которые удобно хватать, а картинки - интересные для рассматривания.
  • Можно выкладывать любимые игрушки перед лежащим на животе ребенком, чтобы он мог до них дотянуться.
  • Продолжать играть в прятки.
  • Следует постепенно располагать игрушки дальше от ребенка (до 2-4 м).

Зрение в 5-7 месяцев

Ребенок учится отличать мелкие предметы, узнавать оттенки; он понимает, какая игрушка находится перед ним, даже если некоторая ее часть скрыта; воспринимает объекты, расположенные на расстоянии 4-5 м. В 6 месяцев завершается формирование структур органов зрения, которые отвечают за фокусирование изображения объектов на . Малыш в этом возрасте хорошо осваивает пространство и учится соотносить и оценивать расстояние между объектами. Продолжает развиваться нервная система, формируются устойчивые связи между зрительным анализатором и головным мозгом. Ребенок начинает запоминать и интерпретировать окружающие объекты. Ко всему прочему, значительно возрастает скорость передачи информации от органов зрения к головному мозгу. К 7-му месяцу зрение малыша уже немногим отличается от зрения взрослого человека.

  • Для усвоения навыка оценки расстояния и умения рассчитывать свои возможности, следует положить игрушку на расстояние около 5 метров от ребенка, чтобы он захотел до нее добраться.
  • Можно также сеть от ребенка на некотором расстоянии и позвать его, чтобы он подполз.
  • Для того чтобы ребенок тренировался брать предметы большим и указательным пальцами, можно положить в коробочку предметы, которые он будет из нее доставать.

Зрение в 8-12 месяцев

У глаз появляется постоянный цвет. Глубина и острота зрения ребенка практически как у взрослого. Он уже может отличать неяркие пастельные оттенки. Он хорошо воспринимает предметы в целом и по частям. Активно ищет предметы, которые внезапно пропадают из его поля зрения. Хорошо происходит координация движения тела и глаз.

  • Для развития координации движений под контролем зрения следует устраивать игры в ванной: переливать воду, пускать мыльные пузыри.
  • Очень интересная игра в повторения: пусть ребенок копирует жесты родителя, действия или мимику.
  • Можно выложить кубики одного цвета в линию и попросить ребенка повторить действие.

Для развития зрения ребенка прежде всего необходимо, чтобы его кровать стояла в хорошо освещенной части комнаты.

Общий источник освещения (окно или лампа) должен находиться сзади так, чтобы свет не падал сбоку или прямо в лицо ребенка, но отражался от предметов, находящихся в поле его зрения. При неправильном расположении источника освещения ребенок обращает к нему взор, его движения при этом задерживаются, и он по нескольку минут лежит неподвижно, устремив глаза к свету.

Это вредно для зрения и мешает ребенку научиться фиксировать взгляд на окружающих его предметах. Кроме того, в тех случаях, когда источник света находится сбоку от кровати (что нередко бывает) и ребенок подолгу лежит, повернув голову в одну сторону, у него может образоваться некоторое уплощение головы с этой стороны.

Для развития умений фиксировать взор на неподвижных предметах и лицах людей и переводить взор вслед за передвигающимися, ребенку надо предоставлять соответствующие игрушки и часто, подолгу разговаривать с ним.

Чем меньше возраст ребенка, чем менее развиты его зрительные реакции, тем более яркой, красочной, крупной, хорошо освещенной должна быть игрушка для того, чтобы она привлекла его взор, а в несколько более старшем возрасте и порадовала.

До 2,5-3 месяцев ребенок не тянется руками к игрушке, не стремится ее взять, а только смотрит на нее, поэтому нет никакой необходимости вешать ее низко. Кроме того, ребенок рождается дальнозорким, и, чтобы он не перенапрягал зрение, глядя на игрушку (это может повести к косоглазию), надо ее подвешивать высоко, в 50-70 см от его груди.

Маленькому ребенку самому трудно отыскать игрушку взглядом, а если он ее найдет, то рассматривает недолго. Поэтому, для того чтобы привлечь его взор к игрушке, надо несколько изменять ее положение: немного приподнять или опустить, приблизить к лицу или отдалить, качнуть ее, причем делать это иногда приходится и повторно.

С трех-, четырехнедельного возраста ребенок чаще и на более длительное время останавливает сбой взор на предметах и лицах и лучше прослеживает передвигающиеся. В то время как он сосредоточивается на игрушке или на лице взрослого, его движения затормаживаются.

К концу второго месяца жизни младенец уже хорошо следит за всем окружающим. К трем месяцам он может, не отрываясь, проследить взглядом за взрослым, который обходит его кроватку или удаляется от нее на 2-4 м.

Со второго месяца жизни ребенок постепенно учится сосредоточивать взгляд на неподвижных предметах, а также следить за передвигающимися, когда лежит на животе или находится в вертикальном положении на руках у взрослого. Несмотря на то что, лежа на спине, он уже научился фиксировать взглядом предметы, находящиеся на близком от него расстоянии, при вертикальном положении корпуса ему это удается не сразу.

Вначале он не смотрит в лицо матери или отца, которые держат его на руках и разговаривают с ним, отворачивается и глядит на другого взрослого, находящегося на более далеком от него расстоянии. Но постепенно он научится фиксировать взгляд и на взрослом, который держит его на руках.

Развитие зрительных реакций малыша происходит главным образом в то время, когда он смотрит на лицо разговаривающего с ним взрослого.

Некоторые думают, что младенцу первого-второго месяцев жизни безразлично, разговаривают с ним или нет. Такое мнение неправильно. Частое ласковое «общение» окружающих с ребенком необходимо для него. В это время у ребенка развивается зрение, слух, пробуждается чувство радости. Но об этом мы скажем ниже.

Двух-, трехмесячный ребенок во время бодрствования в основном занят тем, что следит взглядом за окружающими его людьми и сосредоточенно смотрит на привлекшие его внимание предметы. Когда ребенку не на что смотреть, он переводит глаза из стороны в сторону, словно ищет, на что бы ему посмотреть.

Он уже реагирует на некоторые цвета. Если одна игрушка перестала привлекать внимание ребенка, замените ее другой, и вы легко убедитесь, что он заметил произошедшую перемену, так как внимательно рассматривает новую игрушку.

Такое рассматривание — это первый вид самостоятельной деятельности ребенка, требующий лишь небольшого участия окружающих, взрослых. Оно содействует развитию внимания у малыша и очень полезно для него еще и в другом отношении: зрительные впечатления в большой мере поддерживают активное бодрствование и содействуют хорошему настроению ребенка.

Находясь в хорошо освещенной части комнаты, он бывает более спокоен, чем если место, где он находится в промежутках между сном, освещено слабо.

Постепенно ребенок начинает различать и узнавать некоторые предметы и лица. Ребенок третьего месяца жизни при виде груди матери подтягивает голову и старается захватить губами сосок. Если же он получал пищу из бутылочки, то при виде ее подтягивает голову или начинает производить сосательные движения. К трем месяцам некоторые дети больше радуются матери или кому-либо из близких, кто обычно ухаживает за ними, нежели малознакомым лицам. Это свидетельствует о том, что они узнают и выделяют этих людей.

Зрительные воздействия в большой мере влияют на развитие общих движений ребенка: для того чтобы не потерять из виду привлекший его внимание предмет, ребенок старается сохранить трудную для его возраста позу; если же предмет передвигается, ребенок не только переводит вслед за ним глаза, но и поворачивает в соответствующую сторону голову, а в более старшем возрасте старается повернуться и всем телом.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top