Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать - только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел - да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
Покажи мне, голубь, дорогу, - просит Костя. - Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
А я Федин товарищ, - отвечает Костя.
Тогда другое дело, - говорит голубь. - Покажу.
Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала. Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:
Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.
Жил на свете мальчик Андрюша Рыженький. Это был трусливый мальчик. Он всего боялся. Он боялся собак, коров, гусей, мышей, пауков и даже петухов.
Но наибольше всего он боялся чужих мальчишек.
И мама этого мальчика очень и очень грустила, что у неё такой трусливый сынок.
В одно прекрасное утро мама этого мальчика сказала ему:
Ах, как плохо, что ты всего боишься! Только храбрые люди хорошо живут на свете. Только они побеждают врагов, тушат пожары и отважно летают на самолётах. И за это все любят храбрых людей. И все их уважают. Дарят им подарки и дают ордена и медали. А трусливых никто не любит. Над ними смеются и потешаются. И от этого у них жизнь бывает плохая, скучная и неинтересная.
Мальчик Андрюша так ответил своей маме:
С этих пор, мама, я решил быть храбрым человеком. - И с этими словами Андрюша пошёл во двор погулять. А во дворе мальчишки играли в футбол.
Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу. И он их боялся как огня. И всегда от них убегал. Но сегодня он не убежал. Он крикнул им:
Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас!
Мальчишки удивились, что Андрюша так смело им крикнул. И даже сами немножко испугались. И даже один из них - Санька Палочкин - сказал:
Сегодня Андрюшка Рыженький что-то задумал против нас. Давайте лучше уйдём, а то нам, пожалуй, попадёт от него.
Но мальчики не ушли. Один дёрнул Андрюшу за нос. Другой сбил ему кепку с головы. Третий мальчик ткнул Андрюшу кулаком. Короче говоря - они немножко побили Андрюшу. И тот с рёвом вернулся домой.
И дома, утирая слёзы, Андрюша сказал маме:
Мама, я сегодня был храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.
Мама сказала:
Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым, надо быть ещё сильным. Одной храбростью ничего нельзя сделать.
И тогда Андрюша незаметно от мамы взял бабушкину папку и с этой палкой пошёл во двор. Подумал: «Вот теперь я буду сильней, чем обычно. Теперь я разгоню мальчишек в разные стороны, если они на меня нападут».
Андрюша вышел с палкой на двор. А на дворе мальчишек уже не было. Там гуляла чёрная собака, которой Андрюша всегда боялся.
Размахивая палкой, Андрюша сказал этой собаке:
Попробуй только залай на меня - получишь по заслугам. Узнаешь, что такое палка, когда она прогуляется по твоей голове.
Собака начала лаять и бросаться на Андрюшу.
Размахивая палкой, Андрюша раза два ударил собаку по голове, но та забежала сзади и немного порвала Андрюшины штаны.
И Андрюша с рёвом побежал домой. А дома, утирая слёзы, он сказал своей маме:
Мама, как же это так? Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось. Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.
Мама сказала:
Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным. Надо ещё иметь смекалку. Надо думать и соображать. А ты поступил глупо. Ты размахивал палкой и этим рассердил собаку. Вот за это она и порвала твои штаны. Ты сам виноват.
Андрюша сказал своей маме:
С этих пор я буду всякий раз думать, когда что- нибудь случится.
И вот Андрюша Рыженький в третий раз вышел погулять. Но во дворе уже не было собаки. И мальчишек тоже не было.
Тогда Андрюша Рыженький вышел на улицу, чтобы посмотреть, где мальчишки.
А мальчишки купались в реке. И Андрюша стал смотреть, как они купаются.
И в этот момент один мальчишка, Санька Палоч- кин, захлебнулся в воде и стал кричать:
Ой, спасите, тону!
А мальчишки испугались, что он тонет, и побежали звать взрослых, чтобы те спасли Саньку.
Андрюша Рыженький крикнул Саньке:
Погоди тонуть! Я тебя сейчас спасу.
Андрюша хотел броситься в воду, но потом подумал: «Ой, я плохо плаваю, и у меня не хватит силы спасти Саньку. Я поступлю умней: я сяду в лодку и на лодке подплыву к Саньке».
А у самого берега стояла рыбацкая лодка. Андрюша оттолкнул эту лодку от берега и сам вскочил в неё.
А в лодке лежали вёсла. Андрюша стал бить этими вёслами по воде. Но у него ничего не вышло: он не умел грести. И течение отнесло рыбацкую лодку на середину реки. И Андрюша от страха стал кричать.
А в этот момент по реке плыла другая лодка.
И в этой лодке сидели люди.
Эти люди спасли Саню Палочкина. И кроме того, эти люди догнали рыбацкую лодку, взяли её на буксир и доставили к берегу.
Андрюша пошёл домой и дома, утирая слёзы, сказал своей маме:
Мама, я сегодня был храбрый, я хотел спасти мальчика. Я сегодня был умный, потому что не бросился в воду, а поплыл в лодке. Я сегодня был сильный, потому что оттолкнул тяжёлую лодку от берега и тяжёлыми вёслами колотил по воде. Но у меня ничего не вышло.
Мама сказала:
Глупый мальчик! Я забыла тебе сказать самое главное. Недостаточно быть храбрым, умным и сильным. Это слишком мало. Надо ещё иметь знания. Надо уметь грести, уметь плавать, ездить верхом на лошади, летать на самолёте. Надо многое знать. Надо знать арифметику и алгебру, химию и геометрию. А для того чтобы это всё знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят, потому что они побеждают врагов, тушат пожары, спасают людей и летают на самолётах.
Андрюша сказал:
С этих пор я буду всему учиться.
И мама сказала:
Вот и хорошо.
Джоэль Харрис (Из сказок дядюшки Римуса) БРАТЕЦ ЛИС И БРАТЕЦ КРОЛИК
Как-то вечером мама долго искала своего сынишку. Джоэля не было ни в доме, ни во дворе. Она услышала голоса в старой хижине дядюшки Римуса, заглянула в окно и увидела, что мальчик сидит рядом со стариком.
Мальчик прислонил голову к плечу дядюшки Римуса, во все глаза глядя в морщинистое ласковое лицо.
И вот что услышала мама.
Гонялся, гонялся Братец Лис за Братцем Кроликом, и так и этак ловчился, чтобы его поймать. А Кролик и так и этак ловчился, чтобы Лис его не поймал.
Ну его совсем, - сказал Лис.
И только вылетели эти слова у него изо рта, глядь: вот он скачет по дороге - гладкий, толстый и жирный Кролик!
Погоди, Братец Кролик!
- сказал Лис.
Некогда мне, Братец Лис.
Мне с тобой поболтать охота, Братец Кролик.
Ладно, Братец Лис. Только ты оттуда кричи, где стоишь, не подходи ко мне близко: блох у меня сегодня, блох!
- так сказал Кролик.
Я видал вчера Братца Медведя, - сказал Лис.
- Он такую мне трёпку задал за то, что мы с тобой всё не ладим. "Вы, говорит, соседи, должны жить дружно". Я обещал ему, что потолкую с тобой.
Тут Кролик поскрёб лапкой за ухом - вроде как от радости, - встал и говорит:
Отлично, Братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого нет у нас дома, да жёнушка с ребятками пошарят, уж найдут, чем тебя угостить.
Я с удовольствием, - сказал Лис.
Ну, я буду ждать, - сказал Кролик.
Домой пришёл Братец Кролик грустный-грустный.
Что с тобой, муженёк?
- спрашивает Матушка Крольчиха.
Завтра в гости обещался прийти Братец Лис, - говорит Кролик.
- Нужно нам держать ухо востро, чтобы он не застал нас врасплох.
На другой день Братец Кролик и Матушка Крольчиха встали ранёхонько, до света, и пошли в огород; набрали капусты, моркови и спаржи, состряпали знатный обед.
Вдруг один из крольчат, который играл во дворе, бежит и кричит:
Ой, мама! Ма! Братец Лис идёт!
Тогда Кролик живо - детишек за уши и усадил их, а сам с Матушкой Крольчихой - у дверей: ждут Братца Лиса.
Ждут они, ждут - не идёт Лис. Вот немного погодя выглянул Братец Кролик за дверь потихонечку. Смотрит - из-за угла торчит самый кончик хвоста Лиса. Тогда закрыл Кролик дверь, сел, лапки положил за уши и запел:
Если миску уронить
Разобьётся миска.
Если близко лисий хвост
Значит, близко Лиска.
Вот пообедали Братец Кролик, и Матушка Крольчиха, и все ребятки, и никто им не мешал. А потом приходит Братец Еж и говорит:
Братец Лис просит прощенья: он захворал, никак не мог прийти. Он просит, чтобы Братец Кролик завтра пришёл к нему на обед.
Солнышко поднялось совсем высоко, тогда Кролик вскочил и побежал к дому Лиса. Прибегает, слышит - стонет кто-то. В дверь заглянул и видит - сидит Лис в кресле, весь закутанный в байковое одеяло, а вид у него слабый-слабый. Глянул Кролик по сторонам - нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом острый ножик.
Никак, на обед у тебя курочка, Братец Лис?
- говорит Кролик.
Да, братец Кролик, а какая молоденькая да свеженькая!
- говорит Лис.
Тут Кролик разгладил усы и сказал:
Ты, никак, сготовил без укропа, Братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина без укропа.
Выскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждёт Лиса. Долго ждать не пришлось, потому что Лис сразу скинул байковое одеяло - и за ним вдогонку. А Кролик кричит ему:
Эй, Братец Лис! Вот я тут положил на пенёк укроп. Бери скорей, пока не увял!
Что же, Лис никогда-никогда не поймал Кролика? А, дядюшка Римус? спросил Джоэль на другой вечер.
Было и так, дружок, чуть-чуть не поймал. Помнишь, как Братец Кролик надул его с укропом?
Вот вскоре после этого пошёл Братец Лис гулять, набрал смолы и слепил из неё человечка - Смоляное Чучелко.
Взял он это Чучелко и посадил у большой дороги, а сам спрятался под куст. Только спрятался, глядь - идёт по дороге вприскочку Кролик: скок-поскок, скок-поскок.
Старый Лис лежал тихо. А Кролик, как увидел Чучелко, удивился, даже - на задние лапки встал. Чучелко сидит и сидит, а Братец Лис - он лежит тихо.
Доброго утра!
- говорит Кролик.
- Славная погодка нынче.
Чучелко молчит, а Лис лежит тихо.
Что ж это ты молчишь?
- говорит Кролик.
Старый Лис только глазом мигнул, а Чучелко - оно ничего не сказало.
Да ты оглох, что ли?
- говорит Кролик.
- Если оглох, я могу погромче кричать.
Чучелко молчит, а Старый Лис лежит тихо.
Ты грубиян, я тебя проучу за это! Да, да, проучу!
- говорит Кролик.
Лис чуть не подавился со смеху, а Чучелко - оно ничего не сказало.
Когда тебя спрашивают, надо отвечать, - говорит Кролик.
- Сейчас же сними шляпу и поздоровайся, а нет - я с тобой разделаюсь по-свойски!
Чучелко молчит, а Братец Лис - он лежит тихо.
Вот Кролик отскочил назад, размахнулся и как стукнет Чучелко по голове кулаком! Кулак прилип, никак не оторвёшь его: смола держит крепко.
А Чучелко всё молчит, и Старый Лис лежит тихо.
Отпусти сейчас же, а то ударю!
- говорит Кролик.
Ударил Чучелко другой рукой, и эта прилипла.
А Чучелко - ни гугу, а Братец Лис - он лежит тихо.
Отпусти, не то я тебе все кости переломаю!
- так сказал Братец Кролик.
Но Чучелко - оно ничего не сказало. Не пускает и только.
Тогда Кролик ударил его ногами, и ноги прилипли.
А Братец Лис лежит тихо.
Кролик кричит:
Если не пустишь, я буду бодаться!
Боднул Чучелко - и голова прилипла. Тогда Лис выскочил из-под куста.
Как поживаешь, Братец Кролик?
- говорит Лис.
- Да что ж ты не здороваешься со мною?
Повалился Лис на землю и ну смеяться. Уж он хохотал, хохотал, даже в боку закололо.
Ну, сегодня-то мы пообедаем вместе, Братец Кролик! Нынче я и укроп припас, так что ты у меня не отвертишься, - сказал Лис.
Тут дядюшка Римус замолчал и стал вынимать из золы картошку.
Старый Лис съел Братца Кролика?
- спросил мальчик дядюшку Римуса.
А кто их знает, - ответил старик.
- Сказка-то кончена. Кто говорит Братец Медведь пришёл, его выручил, а кто говорит - нет. Слышишь, мама зовёт тебя. Беги, дружок. ХРАБРЫЙ БРАТЕЦ ОПОССУМ
Как-то ночью, - сказал дядюшка Римус, посадив мальчика к себе на колени и задумчиво поглаживая его по волосам, - как-то ночью Братец Опоссум зашел к Братцу Еноту; опростали они большую миску тушеной моркови, выкурили по сигаре, а потом отправились погулять, посмотреть, как поживают соседи. Братец Енот все трусцой да трусцой, Братец Опоссум - вприскочку да вприпрыжку. Опоссум до отвала наелся фиников, а Енот наглотался вволю лягушек и головастиков.
Гуляли они, гуляли. Вдруг слышат - где-то в лесу сама с собой толкует собака.
Вдруг она кинется на нас, Братец Опоссум. Что мы будем делать?
- спросил Енот.
Опоссум только усмехнулся:
Ну уж я не дам тебя в обиду, Братец Енот. А ты что будешь делать?
Кто? Я?
- сказал Енот. Пусть попробует, сунется только - все ребра пересчитаю!
А собака увидала их и не стала тратить времени зря. Она и здороваться не стала. Прямо кинулась на них - и все тут.
Братец Опоссум в ту же минуту осклабился, рот до ушей, и кувырнулся на спину, будто мертвый.
А Енот - тот мастер был драться. Подмял под себя собаку и ну трепать. Правду сказать, от собаки не много осталось, а то, что осталось, вырвалось - и наутек, в самую чащу, будто кто пальнул из ружья.
Вот Братец Енот привел свой костюм …
О детях и для детей
Ответы к стр. 18
Евгений Пермяк
Смородинка
Танюша много слышала о черенках, а что это - не знала. Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал: - Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать. Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки - чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша: - Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек? А отец отвечает: - Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст. Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их. Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые. Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой. Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать. Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки. К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста. Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку: - Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.
1. Укажи + жанр произведения.
сказка + рассказ стихотворение
2. Прочитай пословицы. Укажи +, какая из них подходит к рассказу.
Счастье и труд рядом живут. Труд кормит, а лень портит.
3. Составь слово из первых букв названий нарисованных животных и предметов. Раскрась рисунки.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.
ГДЗ. 2 класс
e-razumniki.ru
Е. Пермяк. Две пословицы
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать - только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел - да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
Покажи мне, голубь, дорогу, - просит Костя. - Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
А я Федин товарищ, - отвечает Костя.
Тогда другое дело, - говорит голубь. - Покажу.
Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:
Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.
Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.
Теперь я всегда таким буду, - говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
volshcebnojeslovo.blogspot.com
Урок литературного чтения "Две пословицы" 2 класс
Урок литературного чтения во 2 классе.
Е.Пермяк «Две пословицы»
Учитель: Леоненко Татьяна Анатольевна
Тема. Произведения о детях и для детей. «Две пословицы».
Материал. Е.Пермяк. «Две пословицы».(учебник «Литературное чтение. 2 класс» ,рабочие тетради, автор Л.А.Ефросинина, презентация, карточки с «заместителями», разноцветные лепестки со словами: доброта, благодарность, дружба, душевная щедрость).
Цель (учебные задачи):
формировать умение работать с текстом произведения;
обогащать читательский опыт детей;
расширять круг детского чтения по теме произведения о детях и для детей;
формировать читательские умения, используя такие виды работы:
аналитическое чтение (анализ сюжета);
выборочное чтение (работа с иллюстрацией);
формировать специальные читательские умения: правильно называть произведения (автор и заголовок), тему и жанр произведения;
знакомить с литературоведческими понятиями;
обогащать речь учащихся (подбор синонимов к словам), расширять словарь;
формировать нравственные понятия: «дружба», «благодарность», «доброта», «душевная щедрость»;
формировать универсальные учебные действия:
личностные (нравственно-этическая ориентация, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, самоопределение, эмпатия, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности);
регулятивные (саморегуляция,оценка,целеполагание, волевая саморегуляция, планирование, познавательная инициатива, оценка результата работы, контроль, познавательная саморегуляция, осуществление самоконтроля и контроля, коррекция, контроль и оценка процесса и результатов деятельности);
познавательные (общеучебные универсальные действия, анализ, синтез, обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем, построение речевых высказываний, выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний, рефлексия,поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания,)
коммуникативные (учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных)
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
– Итак, урок литературного чтения. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.
– Я желаю вам хорошего настроения.
– От чего зависит хорошее настроение?
(От хорошей погоды, от хорошего самочувствия, от друзей, которые рядом с тобой…)
– Безусловно, причин, от которых оно зависит, много. И, конечно, здорово, когда рядом настоящие друзья.
Речевая разминка
– Прочитайте предложение. (Друзья познаются в беде).
Слайд 2)
– Прочитайте с вопросительной интонацией, каждый раз голосом выделяя разные слова. (Слайды 3,4,5)
Прочитайте с утвердительной интонацией. (Слайд 6)
– К какому жанру относится? (Это пословица).
– Что такое пословица? (Пословица – произведение устного народного творчества, которое имеет поучительный смысл. Краткое мудрое изречение)
– Определите тему. (О дружбе)
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?(Высказывания детей)
– Как думаете, с какой целью я предложила вам эти задания?
– Давайте проверять наши предположения.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
– Прочитайте записи.(Слайд 7)
Пичугин мост
Смородинка
Две пословицы
Торопливый ножик
– Что вы можете о них сказать? (Это заголовки произведений)
– Все ли произведения вам знакомы? (Не знакомились с произведением «Две пословицы».)
– Можете по заголовку определить жанр произведения? (Можем только предположить.)
– А тему? (Тоже не можем.)
– А предположить? (Можем предположить, что это произведение о детях)
– Как проверить? (Познакомиться с текстом произведения.)
–Давайте найдём это произведение в учебнике. Как быстро найти?
– Все ли предположения проверили? (Остались вопросы, на которые мы не ответили.)
– Сформулируйте цели нашего урока. (Познакомиться с произведением Е.Пермяка «Две пословицы», выяснить к какому жанру относится, какова его тема, определить главную мысль произведения)
III. Работа с произведением Е.Пермяка «Две пословицы»
Е. Пермяк
«Две пословицы»
Слайд 8)
1.Слушание. (Читает учитель.)
–Правила слушания помните? Давайте их соблюдать.
2.Первичное восприятие.
– Ожидали такую развязку? (Высказывания детей)
–Что чувствовали, когда слушали. (Жалость, радость, возмущение, обиду, удивление.)
– В какой момент? В какой части текста? (Дети поясняют так: «Я чувствовал радость, когда Костя изменился. Это происходило в конце теста.)
3.Анализ произведения.
–Как начинается произведение? Прочитайте. (Читают.)
–Какие непонятные слова встретились? (Дети зачитывают слова, значения которых они не знают.)
– Где найти их значение? (В учебнике, нашем словаре, с.71)
–Кто из ребят отправился на ярмарку? (Костя)
–Докажите словами теста. (Дети находят ответ в тексте произведения и зачитывают.)
–Вам понятно значение слова «ярмарка»? (Ярмарка-это торговое место, с развлекательными мероприятиями.)
–Каким словом можно заменить слово «глазеть»? (Словом смотреть.)
–Какое более точное? (Глазеть – смотреть бессмысленно. Смотреть из праздного любопытства.)
– Благополучно ли Костя добрался до ярмарки?
–Кто ему помогал? (Голубь, плотвичка.)
–Какое незнакомое слово встретилось? (Брод. Значение смотрим в словарике.)
–Вы сказали, что испытывали чувство обиды. В какой момент это происходило. Прочитайте.
– Какое по интонации видим предложение?(Восклицательное.)
–Прочитайте так, чтобы было понятно, какие чувства испытывал Костя.
–Кто помог Косте вернуть деньги? Расскажите.
–Поясните значение слова «кудлатая». (Лохматая.)
– Чем заканчивается произведение? Прочитайте.
IV. Физкультминутка (Дети поют, с помощью пальцев рук показывают расположение нот на нотном стане)
До- мой новый-новый дом
Ре-ребята во дворе
Ми - моих игрушек мир
Фа- фамилия моя
Соль - найдем мы на столе
Ля- поем мы ля-ля-ля
Си- сироп мы пьем с водой
И опять рисуем Дом!
V. Работа над образом героя
– Мы проследили, как развивались события. Давайте определим всех героев произведения. На столе лежат полоски, в которые вы должны вписать «заместителей». Работаем в парах. Когда будете готовы – встаньте, пожалуйста.
– Сверьте свою работу с образцом.
Слайд 9)
– Просигнальте, у кого так?
– Есть другие варианты?
– Что вызвало затруднение? (Плохой человек, потому что две буквы.)
– Как вы думаете, кто главный герой? (Главный герой – Костя, так как основные события происходят с ним.)
Давайте рассмотрим, как складывались взаимоотношения Кости с остальными героями. (Слайд 10)
–Что проявляет голубь по отношению к Косте? (Помощь.)
– А Костя? (Благодарность.)
– А плотвичка? (Помощь.)
– Что проявляет Костя по отношению к плотвичке? (Благодарность.)
– Какие отношения складываются у кудлатой собаки с Костей? (Кудлатая собака помогает Косте, даёт совет. А как благодарит Костя, мы не видим в тексте, но думаем, что Костя обязательно отблагодарит собаку.)
– Кого ещё отблагодарил Костя? (Своего друга Федю. Подарил ему семиголосую гармошечку.)
– Каким был Костя в начале произведения?
– Каким мы его видим в конце произведения? (Он стал щедрым, благодарным.)
– Почему он изменился? (Он понял, что без друзей очень трудно.)
– Кто помог ему понять это? (Собака. Она прошептала две пословицы.)
– Прочитайте первую пословицу.
Определите тему. (О дружбе.)
– Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей.)
– Прочитайте вторую пословицу. Определите тему. (О доброте.)
– Поясните?
VI. Включение в систему знаний и закрепления
– Кто написал это произведение? (Е.Пермяк.)
– Обратимся к тетради и выполним задание на с.28.
– Прочитайте. (Прочитайте, подчеркни фамилию, имя, отчество автора.)
– Чтобы написать такое произведение, какими качествами должен обладать автор? (Он – добрый, умный, добродушый, любит детей.)
– Рассмотрите его портрет.
– Вернёмся к началу урока, вспомним, что предполагали.
– Теперь можете определить, к какому жанру относится это произведение? (Это – сказка, т.к. разговаривают животные.)
– Какова тема этой сказки? (Это сказка о детях, т.к. главный герой-Костя.)
– Выполним в тетради задание №2. (Составь модель обложки произведения.)
– Что может помочь в составлении обложки? (Памятка в конце тетради.)
– Сверьтесь, пожалуйста, с образцом. (Не согласны, т.к. это сказка, а не рассказ.)
Слайд 12,13)
– Что можете сказать по модели обложки? (Сегодня на уроке мы читали сказку Е.А.Пермяка, эта сказка о детях.)
– Какие произведения подойдут к предыдущей модели?
(«Пичугин мост», «Смородинка», «Торопливый ножик».)
Слайд 14)
VII. Домашнее задание (на выбор)
– Дома я предлагаю выполнить следующие задания:
выполнить задания в тетради 3,4;
рассказать об одном из мальчиков (памятка 6);
найти пословицы о дружбе, о доброте.
VIII.Рефлексия
– Итак, сегодня на уроке мы познакомились с произведением Е.А.Пермяка «Две пословицы».
– Чему учит это произведение? (Учит тому, что главное в жизни - доброта, душевная щедрость, дружба.)
– У вас на столах лежат лепестки, на которых написаны эти качества. Выберите, пожалуйста, самые важные, которые должны быть у человека. (Дети выбирают лепестки.)
– Я вижу, что вы выбрали все эти качества. Значит, они все важны
для человека. (Слайд 16)
– Из этих лепестков мы собрали цветок качеств, необходимых человеку. Лепестков у цветка много, но не все заполнены. Почему? (Это не все качества, необходимые человеку.)
– В исполнении ребят звучит песня «Дорога добра». (Звучит песня «Дорога добра».)
infourok.ru
Евгений Пермяк - Смородинка: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих
Танюша много слышала о черенках, а что это такое - не знала.
Однажды отец принес пучок зеленых прутиков и сказал:
Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.
Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки - чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:
Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?
А отец отвечает:
Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.
Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.
Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелегкая это работа. Сперва надо дерн снять, потом комья разбить. А дерн у земли толстый да жесткий. И комья твердые.
Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.
Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Все сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.
Пришел долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.
К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А еще через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.
Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:
Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растет. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.
Две пословицы
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать - только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел - да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
Покажи мне, голубь, дорогу, - просит Костя. - Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
А я Федин товарищ, - отвечает Костя.
Тогда другое дело, - говорит голубь. - Покажу.
Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:
Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.
Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.
Теперь я всегда таким буду, - говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
>>Литература 2 класс >> Литература: Е. Пермяк «Две пословицы»
Е. ПЕРМЯК «ДВЕ ПОСЛОВИЦЫ»
Цели: учить определять жанр произведения, словесно описывать героев произведения; развивать навыки пересказа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Подробный пересказ рассказа А. Митта «Шар в окошке» по плану:
1. Коля заболел.
2. Коля скучает.
3. Шар в окошке.
4. Коля и друзья.
III. Знакомство со сказкой Е. Пермяка «Две пословицы».
– Расшифруйте название сказки, которую мы будем читать сегодня:
1. Первичное знакомство с произведением (чтение учителем и хорошо читающими детьми).
2. Определение жанра произведения.
– Что это: сказка или рассказ? Объясните.
IV. Работа по содержанию.
1. Словарная работа.
Гривенник
– 10 копеек.
Медяки
– медные деньги – 1, 3, 5 копеек.
Семиголосая
– на 7 нот.
Брод
– мелкое место на реке.
Ярмарка (устар.)
– регулярная выездная торговля.
Кудлатая
– кудрявая, лохматая.
2. Словесное описание героев сказки.
– Каким был мальчик Костя? (Бережливым.)
– Можно ли сказать, что Костя был плохим мальчиком?
– Почему Косте помогали голубь, плотвичка и кудлатая собака? Прочитайте.
– Что шепнула Косте кудлатая собака? Прочитайте.
– Как изменился Костя?
– Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
– Что вы можете сказать о Феде?
V. Повторное чтение сказки учащимися.
VI. Тест.
1. Что покупал Федя, как только у него появлялись деньги?
а) Игрушки;
б) оружие;
в) корм для животных.
2. Федя не поехал на ярмарку, потому что:
а) мама не разрешила;
б) Костя не взял с собой;
в) не было денег.
3. На ярмарку Костя шел:
а) через город;
б) лес;
в) поле.
4. Первым на дороге Костя повстречал:
а) собаку;
б) голубя;
в) старичка-лесовичка.
5. Дорогу через речку показала Косте:
а) щучка;
б) плотвичка;
г) ставридка.
6. На ярмарке у Кости украли:
а) деньги;
б) велосипед;
в) все вместе.
7. Вора нашла:
а) милиция;
б) кошка;
в) собака.
8. Чего Костя не купил?
а) гармошку;
б) сладости;
в) балалайку.
9. Когда Костя подарил Феде гармошку, тот:
а) удивился;
б) поблагодарил;
в) попросил еще и конфет.
10. Какую пословицу собачка не прошептала Косте?
а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) бережливым быть хорошо, а добрым лучше;
в) друзья познаются в беде.
Ответы: 1–в; 2–в; 3–б; 4–а; 5–б; 6–а; 7–в; 8–в; 9–а; 10–в.
VII. Итог урока.
Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.
Пермяк Е., сказка "Две пословицы"
Жанр: литературная сказка
Главные герои сказки "Две пословицы" и их характеристика
- Костя. Экономный. бережливый мальчик. Все копил монетки, мечтая купить все самое лучшее на ярмарке
- Федя. Мальчик добрый, отзывчивый, щедрый, душа на распашку. Готов отдать все что имеет своим друзьям, зверям и птицам.
- Два товарища
- Костя идет на ярмарку
- Заблудился в лесу
- Помощь голубя
- Снесенный мост
- Помощь плотвички
- Украденные деньги
- Помощь собаки
- Наказ собаки
- Добрый Костя
- Подарок для Феди
- Что сказала собака
- Жили два товарища, Федя и Костя.
- Костя копил деньги, а Федя тратил на своих друзей.
- Пошел Костя на ярмарку, чтобы сладостей купить и гармошку.
- Заблудился Костя, но ему голубь и плотвичка помогли.
- Украли у Кости деньги, но ему собака помогла и тайну открыла.
- Подарил Костя гармошку Феди, ведь он понял ценность дружбы.
Нет ничего дороже верного друга, а человеческая доброта всегда найдет отклик в чужом сердце.
Чему учит сказка "Две пословицы"
Эта сказка учит быть добрым, щедрым, уметь дружить. Учит тому, что ни деньги, ни богатство не являются мерилом человеческого счастья. А главное это хорошие, добрые отношения между людьми. Учит сказка помогать другим, и тогда тебе тоже помогут.
Отзыв на сказку "Две пословицы"
Мне понравилась эта простая и бесхитростная история. Мальчик Костя в сказке понял, что одними деньгами сыт не будешь. Что кроме денег нужны и друзья. Потому что одинокий богач всегда несчастен, а окруженный друзьями бедняк всегда счастлив. Поэтому мне очень понравился мальчик Федя, не копивший деньги, но копивший друзей.
Пословицы к сказке "Две пословицы"
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Бережливым быть хорошо, а добрым лучше.
Не в деньгах счастье.
Деньги для человека, а не человек для денег.
Друга на деньги не купишь.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Две пословицы"
Жили-были два мальчика, Федя и Костя. Костя рос очень бережливым, если ему мама давала пятачок или копеечку, все в копилку складывал, экономил. А Федя рос добрым и щедрым. Все монетки, которые ему доставались, сразу тратил. То зерна голубям купит, то собакам колбаски.
И вот пошел Костя на ярмарку со своими деньгами. Хотел пряников купить и гармошку новую.
А Федя дома остался, ведь чего на ярмарке без денег делать.
Идет Костя по лесу и понимает, что заблудился. Но видит голубя и спрашивает у того дорогу, обещает ему денежку дать. А голубь отвечает, что денежка ему ни к чему, но раз Костя Федин товарищ, то дорогу он ему покажет.
Показал голубь дорогу, идет Костя дальше. Видит река, а мост снесло. Тут плотвичка подплывает и говорит Косте, что она его знает, он - Федин товарищ. А раз так, то покажет она ему брод.
Перешел Федя реку, дальше идет. Приходит на ярмарку, на товары красивые смотрит, рот разинул. Ну и вытащил какой-то вор все Костины денежки. Заплакал мальчик, но тут к нему собака прибежала, утешает. Обещает найти пропажу. И действительно, скоро отыскала собака все Костины денежки и что-то ему на ухо шепнула.
И накупил Костя разных сладостей, да гармошечку новую. Идет домой всех зверей и птиц угощает, радуется. А как пришел в деревню, гармошку новую Феде протягивает - на подарок, дорогой товарищ.
А Федя удивляется, не узнает друга. Не знает он, что именно шепнула собака Косте на ухо. А шепнула она две пословицы:
Не имей сто рублей
Бережливым быть хорошо, а добрым лучше
Рисунки и иллюстрации к сказке "Две пословицы"