Что такое Рассудок? Значение и толкование слова rassudok, определение термина
1) Рассудок - - рассуждающий разум, стремящийся дойти до истины, выявляя и собирая различные исходные элементы какой-либо вещи и затем связывая их во единое целое. Схоласты и более поздние религиозные философы признавали рассудок не способным к богопознанию, т.к. он познает известное, сравнивая его с неизвестным, что и обрекает его двигаться в кругу только тварных вещей, а путь к Творцу остается закрыт. В философии начиная с Нового времени признается, что рассудок ограничен понятийным знанием и ему, в отличие от разума, непосильно смысловое понимание Высшего бытия, мира в целом, смысла истории, назначения человека и пр.
2) Рассудок - (Verstand - нем.) В кантовской философии - обозначение одной из главнейших познавательных способностей. В широком смысле рассудок отождествляется Кантом со способностью мыслить, противопоставляемой чувственности как способности восприятия воздействий. Рассудок - одна из высших познавательных сил. Он олицетворяет активность познавательных способностей, чувственность - пассивность. Однако человеческий рассудок, в отличие от гипотетического божественного рассудка, не является творческим. Он не может порождать содержание своих понятий, а получает его извне. Поэтому человеческий рассудок дискурсивен: он не созерцает, а лишь связывает при помощи общих понятий многообразное созерцаний чувственности. Базисным актом рассудка Кант признает суждение. Элементарные формы суждения в их предметной направленности суть категории как основные понятия рассудка. Фундаментом спонтанных рассудочных действий является трансцендентальное единство апперцепции. Восприятие явлений в апперцепции подразумевает подчинение многообразного чувственности категориям. Это придает законосообразность явлениям и позволяет Канту трактовать рассудок в качестве способности создания правил. Кант указывает несколько способов применения рассудка. Он противопоставляет "логическую" и "реальную" функцию рассудка. Рассудок в его логическом применении реализуется в аналитических суждениях, реальное же применение рассудка лучше всего иллюстрируется априорными синтетическими суждениями. "Первое" применение рассудка к чувственности в рамках реальной функции рассудка состоит в определении чистым интеллектуальным синтезом сообразно категориям трансцендентальной функции воображения, и, посредством воображения, категориальной детерминации явлений. Это "первое" глубинное и недоступное для непосредственной рефлексии применение рассудка служит основой для его "эмпирического" применения в повседневном и научном опыте, когда происходит "вычитывание" в природе тех самых законов, которые рассудок же в нее и вложил. Фундаментальные законы рассудочной способности в ее трансцендентальной функции эксплицируются Кантом в "основоположениях чистого рассудка".
3) Рассудок - - разум (в тесном смысле) - два вида мыслительной деятельности человека, которых различие и взаимное отношение понималось неодинаково в тех или других философских учениях. Независимо от этого, необходимо установить точный основной смысл терминов, что без произвола может быть сделано лишь на почве этимологии и общего сознания. Так как наши понятия в самостоятельной форме существительных легко поддаются нежелательному гипостазированию, т. е. невольному представлению действий и функций человеческого мышления как особых сил или сущностей, то следует более держаться форм глагольных и отглагольных. Существенное различие двух рассматриваемых понятий видно уже из того, что разумение бывает и без рассуждения; можно прямо воспринимать (vernehmen, откуда Vernunft) смысл чего-нибудь, как это бывает, напр., с истинными поэтами, интуитивное разумение которых не только не предполагает, но и исключает рассуждение (в качестве основы их деятельности): о поэтическом произведении, сочиненном по рассудку, говорится только в смысле порицания, как и о научном трактате, внушенном фантазией. С другой стороны, несомненно, что можно рассуждать без разумения. Вообще мы рассуждаем о каком-нибудь предмете для того, чтобы уразуметь его истинный смысл; следовательно, такое разумение, как действительное состояние мысли, является лишь в конце, а не в начале рассуждения. Различается таким образом двоякое разумение: интуитивное (присущее непосредственному сознанию и возвышаемое поэтическим и всяким другим вдохновением), не основанное на рассуждении, но могущее, а для полноты и ясности долженствующее им сопровождаться - разумение дискурсивное, добываемое посредством рассуждения. Нормальный мыслительный процесс исходит, таким образом, из данного в той или другой форме (во всяком случае - в форме человеческого слова) прямого разумения, где некоторое мысленное содержание берется в своей слитности, - проходит затем через рассуждение, т. е. намеренное разделение и противопоставление мысленных элементов, и приходит к их сознательному и отчетливому соединению или внутреннему сложению (синтезу). Отношение рассуждения к разумению всего точнее и полнее представлено в философии Гегеля, тогда как у Канта оно затемнено его односторонним субъективизмом и разными искусственными построениями, а у Шеллинга недостаточно выяснено и оценено значение рассудочной стороны мышления. Шопенгауэр придает терминам Vernunft и Verstand значение обратное общепринятому. Вл. С.
4) Рассудок - разум, способность к познанию. Отличается от суждения, применяющего абстрактные знания рассудка к конкретным жизненным ситуациям. Картезианские философы противопоставляют рассудок (способность к познанию) воле (способности судить и действовать). У Спиноэы рассудок обозначает способность понимать истину и стоит выше разума – умения спорить и аргументировать; по Канту, наоборот, рассудок расположен ниже разума: это способность понимать отношения объектов реального мира, тогда как разум совпадает с нашими устремлениями к бесконечному, с моральным чувством долга.
5) Рассудок - - способность оперировать готовым знанием, образования понятий, суждений, правил; низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению, являющаяся предварительным условием высшего, "разумного", конкретно-диалектического понимания.
6) Рассудок - - психическая деятельность, дающая материал для разума путем образования понятий, суждений, путем умозаключений (см. Интеллект). Рассудок является "мыслящей душой", способностью мыслить предметы и их связи посредством понятий (Вундт). Он представляет собой способность образования понятий, суждений и правил (Кант). Однако рассудок может быть без понятий и понятия бывают без рассудка.
Рассудок
Рассуждающий разум, стремящийся дойти до истины, выявляя и собирая различные исходные элементы какой-либо вещи и затем связывая их во единое целое. Схоласты и более поздние религиозные философы признавали рассудок не способным к богопознанию, т.к. он познает известное, сравнивая его с неизвестным, что и обрекает его двигаться в кругу только тварных вещей, а путь к Творцу остается закрыт. В философии начиная с Нового времени признается, что рассудок ограничен понятийным знанием и ему, в отличие от разума, непосильно смысловое понимание Высшего бытия, мира в целом, смысла истории, назначения человека и пр.
(Verstand - нем.) В кантовской философии - обозначение одной из главнейших познавательных способностей. В широком смысле рассудок отождествляется Кантом со способностью мыслить, противопоставляемой чувственности как способности восприятия воздействий. Рассудок - одна из высших познавательных сил. Он олицетворяет активность познавательных способностей, чувственность - пассивность. Однако человеческий рассудок, в отличие от гипотетического божественного рассудка, не является творческим. Он не может порождать содержание своих понятий, а получает его извне. Поэтому человеческий рассудок дискурсивен: он не созерцает, а лишь связывает при помощи общих понятий многообразное созерцаний чувственности. Базисным актом рассудка Кант признает суждение. Элементарные формы суждения в их предметной направленности суть категории как основные понятия рассудка. Фундаментом спонтанных рассудочных действий является трансцендентальное единство апперцепции. Восприятие явлений в апперцепции подразумевает подчинение многообразного чувственности категориям. Это придает законосообразность явлениям и позволяет Канту трактовать рассудок в качестве способности создания правил. Кант указывает несколько способов применения рассудка. Он противопоставляет "логическую" и "реальную" функцию рассудка. Рассудок в его логическом применении реализуется в аналитических суждениях, реальное же применение рассудка лучше всего иллюстрируется априорными синтетическими суждениями. "Первое" применение рассудка к чувственности в рамках реальной функции рассудка состоит в определении чистым интеллектуальным синтезом сообразно категориям трансцендентальной функции воображения, и, посредством воображения, категориальной детерминации явлений. Это "первое" глубинное и недоступное для непосредственной рефлексии применение рассудка служит основой для его "эмпирического" применения в повседневном и научном опыте, когда происходит "вычитывание" в природе тех самых законов, которые рассудок же в нее и вложил. Фундаментальные законы рассудочной способности в ее трансцендентальной функции эксплицируются Кантом в "основоположениях чистого рассудка".
Разум (в тесном смысле) - два вида мыслительной деятельности человека, которых различие и взаимное отношение понималось неодинаково в тех или других философских учениях. Независимо от этого, необходимо установить точный основной смысл терминов, что без произвола может быть сделано лишь на почве этимологии и общего сознания. Так как наши понятия в самостоятельной форме существительных легко поддаются нежелательному гипостазированию, т. е. невольному представлению действий и функций человеческого мышления как особых сил или сущностей, то следует более держаться форм глагольных и отглагольных. Существенное различие двух рассматриваемых понятий видно уже из того, что разумение бывает и без рассуждения; можно прямо воспринимать (vernehmen, откуда Vernunft) смысл чего-нибудь, как это бывает, напр., с истинными поэтами, интуитивное разумение которых не только не предполагает, но и исключает рассуждение (в качестве основы их деятельности): о поэтическом произведении, сочиненном по рассудку, говорится только в смысле порицания, как и о научном трактате, внушенном фантазией. С другой стороны, несомненно, что можно рассуждать без разумения. Вообще мы рассуждаем о каком-нибудь предмете для того, чтобы уразуметь его истинный смысл; следовательно, такое разумение, как действительное состояние мысли, является лишь в конце, а не в начале рассуждения. Различается таким образом двоякое разумение: интуитивное (присущее непосредственному сознанию и возвышаемое поэтическим и всяким другим вдохновением), не основанное на рассуждении, но могущее, а для полноты и ясности долженствующее им сопровождаться - разумение дискурсивное, добываемое посредством рассуждения. Нормальный мыслительный процесс исходит, таким образом, из данного в той или другой форме (во всяком случае - в форме человеческого слова) прямого разумения, где некоторое мысленное содержание берется в своей слитности, - проходит затем через рассуждение, т. е. намеренное разделение и противопоставление мысленных элементов, и приходит к их сознательному и отчетливому соединению или внутреннему сложению (синтезу). Отношение рассуждения к разумению всего точнее и полнее представлено в философии Гегеля, тогда как у Канта оно затемнено его односторонним субъективизмом и разными искусственными построениями, а у Шеллинга недостаточно выяснено и оценено значение рассудочной стороны мышления. Шопенгауэр придает терминам Vernunft и Verstand значение обратное общепринятому. Вл. С.
разум, способность к познанию. Отличается от суждения, применяющего абстрактные знания рассудка к конкретным жизненным ситуациям. Картезианские философы противопоставляют рассудок (способность к познанию) воле (способности судить и действовать). У Спиноэы рассудок обозначает способность понимать истину и стоит выше разума – умения спорить и аргументировать; по Канту, наоборот, рассудок расположен ниже разума: это способность понимать отношения объектов реального мира, тогда как разум совпадает с нашими устремлениями к бесконечному, с моральным чувством долга.
Способность оперировать готовым знанием, образования понятий, суждений, правил; низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению, являющаяся предварительным условием высшего, "разумного", конкретно-диалектического понимания.
Психическая деятельность, дающая материал для разума путем образования понятий, суждений, путем умозаключений (см. Интеллект). Рассудок является "мыслящей душой", способностью мыслить предметы и их связи посредством понятий (Вундт). Он представляет собой способность образования понятий, суждений и правил (Кант). Однако рассудок может быть без понятий и понятия бывают без рассудка.
Что такое Рассудок? Значение слова «Рассудок» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.
Значение «Рассудок» в словарях
Рассудок – Философский словарь
(Verstand - нем.) В кантовской философии - обозначение одной из главнейших познавательных способностей. В широком смысле рассудок отождествляется Кантом со способностью мыслить, противопоставляемой чувственности как способности восприятия воздействий. - одна из высших познавательных сил. Он олицетворяет активность познавательных способностей, чувственность - пассивность. Однако человеческий рассудок, в отличие от гипотетического божественного рассудка, не является творческим. Он не может порождать содержание своих понятий, а получает его извне. Поэтому человеческий рассудок дискурсивен: он не созерцает, а лишь связывает при помощи общих понятий многообразное созерцаний чувственности. Базисным актом рассудка Кант признает суждение. Элементарные формы суждения в их предметной направленности суть категории как основные понятия рассудка. Фундаментом спонтанных рассудочных действий является трансцендентальное единство апперцепции. Восприятие явлений в апперцепции подразумевает подчинение многообразного чувственности категориям. Это придает законосообразность явлениям и позволяет Канту трактовать рассудок в качестве способности создания правил. Кант указывает несколько способов применения рассудка. Он противопоставляет "логическую" и "реальную" функцию рассудка. в его логическом применении реализуется в аналитических суждениях, реальное же применение рассудка лучше всего иллюстрируется априорными синтетическими суждениями. "Первое" применение рассудка к чувственности в рамках реальной функции рассудка состоит в определении чистым интеллектуальным синтезом сообразно категориям трансцендентальной функции воображения, и, посредством воображения, категориальной детерминации явлений. Это "первое" глубинное и недоступное для непосредственной рефлексии применение рассудка служит основой для его "эмпирического" применения в повседневном и научном опыте, когда происходит "вычитывание" в природе тех самых законов, которые рассудок же в нее и вложил. Фундаментальные законы рассудочной способности в ее трансцендентальной функции эксплицируются Кантом в "основоположениях чистого рассудка".
Рассуждающий разум, стремящийся дойти до истины, выявляя и собирая различные исходные элементы какой-либо вещи и затем связывая их во единое целое. Схоласты и более поздние религиозные философы признавали рассудок не способным к богопознанию, т.к. он познает известное, сравнивая его с неизвестным, что и обрекает его двигаться в кругу только тварных вещей, а путь к Творцу остается закрыт. В философии начиная с Нового времени признается, что рассудок ограничен понятийным знанием и ему, в отличие от разума, непосильно смысловое понимание Высшего бытия, мира в целом, смысла истории, назначения человека и пр.
Смотреть значение Рассудок в других словарях
Рассудок М.
— 1. Мыслительная способность, позволяющая логически осмыслять действительность; разум. 2. Нормальное, обычное состояние человеческого сознания. 3. Общепризнанный здравый........
Толковый словарь Ефремовой
Рассудок
— рассудка, мн. нет, м. 1. Мыслительная способность, позволяющая логически осмыслять действительность, то же, что разум в 1 знач. (книжн.). Деятельность рассудка. Категории........
Толковый словарь Ушакова
Рассудок
— -дка; м.
1. Способность логически мыслить, рассуждать, осмыслять действительность; ум, сознание, разум (1 зн.). Деятельность рассудка. Быть в полном, здравом рассудке (быть........
Толковый словарь Кузнецова
Рассудок
— - функция интеллекта, обеспечивающая приспособление индивида к типичным жизненным ситуациям, функционирование человеческого ума в пределах опыта и знаний.
Юридический словарь
Рассудок И Разум
— соотносительные понятия философии; у И. Канта рассудок- способность образования понятий, суждений, правил; разум - способностьобразования метафизических идей. Диалектика........
Большой энциклопедический словарь
Рассудок
— - способность свободного выбора реакции при условиях это допускающих.
Исторический словарь
Рассудок
— (рассудок и разум) - в философско-психологической традиции - два типа работы логического мышления. , будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах........
Психологическая энциклопедия
Рассудок
— -англ. reason; нем. Vernunft. 1. Способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определенную систему. 2. Здравый смысл.
Социологический словарь
РАССУДОК
— РАССУДОК, -дка, м. I. Способность к мыслительной деятельности, к осмыслению чего-н. Деятельность рассудка. Лишиться россу дка (сойти с ума). 2. Здравый смысл, разумность.........
Толковый словарь Ожегова
РАССУДОК
Дка, м.
Способность логически мыслить, рассуждать, осмыслять действительность; ум, сознание.
Деятельность рассудка.
Нормальное состояние человеческого сознания.
Потерять рассудок.
Матушка была в каком-то оцепенении; я даже боялась за ее рассудок. Достоевский, Бедные люди.
Здравый смысл, определяющий поведение человека; разум.
Суров ты был, ты в молодые годы Умел рассудку страсти подчинять. Н. Некрасов, Памяти Добролюбова.
{Дон Жуан:} Чего же ждать? Не буду малодушен, Чувствительность рассудком изгоню, Без нежных вздохов и без колебаний Пойду я прямо к цели. А. К. Толстой, Дон Жуан.
Что такое РАССУДОК , РАССУДОК это, значение слова РАССУДОК , происхождение (этимология) РАССУДОК , синонимы к РАССУДОК , парадигма (формы слова) РАССУДОК в других словарях
Парадигма, формы слова РАССУДОК - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку
парадигма, формы слова РАССУДОК
рассудок
рассу́док,
рассу́дки,
рассу́дка,
рассу́дков,
рассу́дку,
рассу́дкам,
рассу́док,
рассу́дки,
рассу́дком,
рассу́дками,
рассу́дке,
рассу́дках
+ РАССУДОК - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный
что такое РАССУДОК
рассудок
рассу ́док
м.1) Мыслительная способность, позволяющая логически осмыслять действительность; разум.
2) Нормальное, обычное состояние человеческого сознания.
3) Общепризнанный здравый смысл, определяющий поведение человека.
+ РАССУДОК - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка
что такое РАССУДОК
рассудок
РАССУ́ДОК, -дка, м.
1. Способность к мыслительной деятельности, к осмыслению чего-н. Деятельность рассудка. Лишиться рассудка (сойти с ума).
2. Здравый смысл, разумность. С рассудком поступать. Голос рассудка (разумная мысль).
| прил. рассудочный , -ая, -ое (к 1 знач. ).
Синонимы к РАССУДОК - Словарь русских синонимов