Глаза младенца в первый месяц. Этапы развития зрения у новорожденных детей

Глаза младенца в первый месяц. Этапы развития зрения у новорожденных детей

Орган зрения играет исключительную роль в развитии ребёнка первого года жизни. Глаза поставляют в головной мозг более 90% информации об окружающем мире. Нервная система младенца находится в тесной связи с органами чувств. Первый год жизни - самый интенсивный период развития зрительной функции. Родителям необходимо знать об основных этапах развития глаз грудного ребёнка и возможных проблемах для своевременного обращения к специалисту.

Общий план строения органа зрения

Орган зрения - уникальная по сложности структура человеческого организма. Глазное яблоко и нервные пути передачи зрительной информации в головной мозг развиваются ещё долгое время после окончания внутриутробного периода и появления ребёнка на свет.

Глазное яблоко состоит из трёх основных компонентов:

Для формирования изображения световой пучок преломляется в следующих анатомических структурах глаза:


На сетчатке после прохождения светом всех оптических структур глазного яблока формируется перевёрнутое изображение. Оба глаза воспринимают предмет по-разному. Информация в виде электрического сигнала от клеток сетчатки по зрительному нерву отправляется в специализированный отдел головного мозга, в котором различные перевёрнутые изображения с обоих глаз формируются в единый образ предмета.

Перевёрнутое изображение предмета на сетчатке преобразует в правильное головной мозг

Острота зрения напрямую зависит от прозрачности и силы преломления оптических сред и длины глазного яблока.

Развитие зрения в первый месяц жизни

Все описанные выше анатомические структуры глазного яблока, как и острота зрения, продолжают своё развитие и после рождения ребёнка.

Ошибкой было бы полагать, что новорождённый ничего не видит и не слышит. Это утверждение весьма далеко от истины. Слуховые ощущения у плода возникают ещё в период внутриутробной жизни. Зрительные формируются только после его появления на свет.

Острота зрения новорождённого составляет приблизительно одну десятую от таковой взрослого человека. Ребёнок в этот период способен различать контуры крупных предметов с небольшого расстояния.

Цветовое восприятие в первые дни жизни снижено. Строение сетчатки новорождённого подразумевает наличие палочек и колбочек на периферии. В центральной же зоне (жёлтом пятне), на которой строится изображение предмета, при рождении их очень мало. В течение первого месяца жизни палочки и колбочки постепенно перемещаются к центру, вследствие чего ребёнок начинает различать яркие красные и оранжевые цвета.

Палочки и колбочки - специализированные светочувствительные клетки сетчатки

Формирования единого образа предмета на основе изображений на обеих сетчатках (бинокулярного зрения) при рождении ещё нет. Полноценная картина мира в виде пространственных образов у ребёнка в течение первого месяца отсутствует. В это время мозг только привыкает к поступлению разных сигналов с двух сетчаток.

Размер глазного яблока при рождении меньше, чем у взрослого. В первый месяц жизни отмечается особенно бурный рост анатомических структур: хрусталика, стекловидного тела.

Роговица новорождённого имеет более выпуклую форму, нежели у взрослого. В связи с этим несколько изменено преломление света в разных её участках. У новорождённых может наблюдаться размытое изображение предмета на сетчатке глаза. Причина в этом случае - разная кривизна роговицы, или астигматизм.

Рост роговицы может приводить к транзиторному астигматизму

Зрительный нерв - проводник информации от сетчатки в головной мозг - также меняется в этом возрасте. Основной процесс - формирование миелиновой оболочки нервных волокон.

В возрасте одного месяца новорождённый может следить за движущимся предметом и фиксировать взгляд на неподвижном. В этот период у ребёнка можно заметить явление косоглазия - отклонение зрачка от центральной оси. Однако до шести месяцев специалисты считают его вариантом нормы.

Кровоснабжение сетчатки в этот период имеет одну важную особенность: у новорождённого сосуды сильнее развиты в носовой части, чем в височной.

Сосуды сетчатки у новорождённого сильнее развиты в носовой части

Зрение двухмесячного малыша

В два месяца острота зрения ребёнка приблизительно достигает одной пятой от таковой у взрослого. В этом возрасте малыш уже способен различать черты лица матери и даже узнавать их. Видеть контуры предметов глаз теперь умеет на расстоянии около полуметра.

Бинокулярное зрение появляется к концу второго месяца жизни. Мозг уже научился формировать единый образ предмета. Теперь ребёнку доступна пространственная картина мира.

Бинокулярное зрение позволяет видеть предмет объёмным

Жёлтое пятно сетчатки постепенно всё больше заполняется колбочками. Теперь ребёнок способен различать основные яркие цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Однако переходные оттенки ему всё ещё не доступны. В первые два месяца малышу лучше всего покупать яркие игрушки.

Продолжается рост глазного яблока, хрусталика и стекловидного тела. Роговица приобретает более привычную форму.

Волокна зрительного нерва ещё в утробе матери заложены природой в избыточном количестве. Часть их за первые два месяца погибнет. Это запрограммированный процесс. Качество зрения при этом страдать не будет.

Информация от обеих половин сетчаток поступает в головной мозг по определённым волокнам зрительного нерва

Сосудистая сеть заканчивает развиваться в височном отделе сетчатки глаза.

В этом возрасте родители уже могут заметить, что ребёнок способен длительно фиксировать взгляд на неподвижном предмете. А также малыш уже умеет довольно долго следить за движущимися объектами.

Доктор Комаровский о зрении младенца - видео

Основные достижения третьего и последующих месяцев жизни

Процесс становления остроты зрения (клинической рефракции) происходит довольно долго, вплоть до школьного возраста. Однако ребёнок к концу своего первого года способен чётко различать близкорасположенные и отдалённые предметы. Длина глазного яблока станет такой, как у взрослого, только к двум годам.

Цветовосприятие у ребёнка за год достигнет пика развития. К 10 месяцам малыш способен различать фактически все многообразие цветов и оттенков окружающего мира.

Осознанный взгляд и координированное действие глазных мышц доступны ребёнку в возрасте шести месяцев. К этому времени явление косоглазия, если оно было, должно ликвидироваться.

Косоглазие - результат нескоординированной работы глазных мышц

Формирование миелиновой оболочки зрительного нерва в первый год происходит наиболее интенсивно, однако заканчивается оно не ранее двухлетнего возраста.

Миелиновая оболочка обеспечивает высокую скорость передачи нервного импульса

К трём месяцам ребёнок способен фиксировать взгляд на предметах, находясь в вертикальном положении на руках у родителей. По истечении шестнадцати недель после появления на свет малыш чётко узнаёт свою мать, что сопровождается эмоциональным выражением радости. К пяти месяцам ребёнок отличает лица близких родственников. К концу первого года жизни малыш узнаёт людей на фотографии.

Косоглазие у детей первого года жизни - видео

Особенности зрения недоношенного новорождённого

Недоношенность - состояние не только внутренних органов. Зрение ребёнка, рождённого до срока сорок недель, сильно отличается от такового у доношенного.

Родившийся ранее 28 недель внутриутробного развития младенец не способен реагировать на свет. В более поздние сроки отмечается зажмуривание и общая двигательная реакция.

Фиксация взгляда в первый месяц жизни у таких детей отсутствует. При сроке рождения после 30 недель подобная зрительная функция появится только к трём месяцам жизни. 32–34 недели развития в утробе матери обеспечат новорождённому фиксацию взгляда в возрасте 1,5–2 месяцев. Диаметр роговицы у ребёнка увеличивается пропорционально продолжительности внутриутробной жизни.

У недоношенного ребёнка слабо развито кровоснабжение сетчатки. Чем меньше гестационный (внутриутробный) возраст, тем более вероятно появление отёка пигментной оболочки глаза и последующего нарушения её структуры в виде ретинопатии. Часто при осмотре сетчатки выявляются очаги кровоизлияний, локализованные в основном в области жёлтого пятна.

Основная проблема органа зрения недоношенного ребёнка - риск отслойки сетчатки

На сетчатке глаза у глубоко недоношенных детей выявляется зона, совсем не содержащая сосудов (аваскулярная). В 34 недели она практически не наблюдается.

Область вхождения зрительного нерва в сетчатку (диск) имеет размытые края. Чёткая очерченность вместе с розовой окраской появляется только на сроке сорок недель.

Область жёлтого пятна как скопление колбочек у детей, появившихся на свет до 30-й недели беременности, вообще отсутствует. На её развитие уйдёт около трёх месяцев. У малышей, рождённых на 34-й неделе гестации, этот процесс занимает около полутора месяцев.

Проблемы органа зрения на первом году жизни

Основными предрасполагающими факторами развития патологий органа зрения у ребёнка первого года жизни являются:


Наиболее актуальными проблемами зрительной функции у детей первого года жизни являются патологии сетчатки глаза, хрусталика, клинической рефракции, нерва, слёзных каналов.

Проблемы органа зрения грудных детей - таблица

Вид патологии Локализация процесса Суть проблемы Возможный исход заболевания
Ретинопатия недоношенных Сетчатка глаза
  • нарушение формирования сосудов сетчатки;
  • прорастание сосудов в стекловидное тело;
  • отслойка сетчатки.
Полная потеря зрения
Частичная атрофия зрительного нерва Волокна зрительного нерва Отмирание части нервных волокон
  • изменение светового и цветового восприятия;
  • полная потеря зрения.
Глаукома Структуры передней камеры глаза
  • повышение внутриглазного давления;
  • частая связь с ретинопатией недоношенных.
Полная потеря зрения
Врождённая миопия Глазное яблоко
  • значительно удлиняется глазное яблоко;
  • миопия достигает 15–30 диоптрий.
  • ухудшение остроты зрения;
  • полная потеря зрения.
Врождённая катаракта Хрусталик Помутнение хрусталика
  • ухудшение остроты зрения;
  • полная потеря зрения.
Врождённая микрофтальмия Глазное яблоко Уменьшение размеров глазного яблока
  • ухудшение остроты зрения;
  • полная потеря зрения.
Дакриоцистит Слёзный мешок
  • непроходимость носослёзного канала;
  • инфекционное воспаление слёзного мешка.
  • гнойное воспаление глазной орбиты;
  • тромбоз кавернозного синуса.

Патологии глаз у ребёнка первого года жизни - фотогалерея

Полная атрофия диска зрительного нерва ведёт к необратимой слепоте Глаукома может привести к отслойке сетчатки, атрофии зрительного нерва и полной потере зрения Катаракта - следствие перенесённой в утробе матери краснушной инфекции Микрофтальм - частое явление при внутриутробном инфицировании вирусом краснухи Дакриоцистит - инфекционное воспаление слёзного мешка на фоне непроходимости носослёзного канала Отслойка сетчатки на фоне ретинопатии может привести к пожизненной слепоте

Ретинопатия недоношенных - видео

Как обнаружить у грудничка проблемы со зрением

Анатомические отклонения в строении глазного яблока (микрофтальмию) увидит врач-неонатолог сразу после рождения.

Остроту зрения у ребёнка первого года жизни точно определить фактически невозможно. Отклонения в показателях клинической рефракции выявляются не ранее двухлетнего возраста. Родителям ребёнка первых месяцев жизни необходимо ориентироваться по реакции малыша на свет, фиксации взгляда на неподвижном объекте, слежению за движущимся предметом.

Отсутствие розового свечения сетчатки (так называемого эффекта красных глаз) говорит о помутнении хрусталика (катаракте).

Постоянное слезотечение сигнализирует о непроходимости носослёзного канала. Припухлость, покраснение области под глазным яблоком является следствием инфекционного воспаления слёзного мешка (дакриоцистита).

Явление косоглазия, не исчезнувшее по истечении шести месяцев жизни, требует внимания специалиста.

Роль родителей в развитии органа зрения у ребёнка

Развитие органа зрения у ребёнка первого года жизни - чрезвычайно важная задача воспитания. Рекомендуется использовать следующие мероприятия в зависимости от возраста малыша.

Мероприятия по развитию органа зрения у грудничка - таблица

1 месяц 2–3 месяца 4 месяца 5–6 месяцев 7–8 месяцев 10–12 месяцев
  • показывать ребёнку яркую погремушку;
  • использовать предметы ярких контрастных цветов и различных форм.
  • показывать картинки, игрушки;
  • подвешивать игрушки в стороне или возле ног.
Давать ребёнку игрушку в руку
  • играть в прятки;
  • давать игрушки в руки как можно чаще;
  • выкладывать игрушки вблизи ребёнка.
Побуждать ребёнка ползти к интересным игрушкам
  • показывать фотографии родных;
  • показывать яркие иллюстрации в детских книжках.

Развивающие картинки для грудничка - фотогалерея

Изучение ярких картинок развивает цветовое восприятие ребёнка Малышу полезно изучать цветные картинки Яркие цвета картинки привлекают внимание малыша

Зрение - важнейшее средство познания ребёнком первого года жизни окружающего мира. Развитие зрительной функции во многом зависит от деятельного участия в этом процессе родителей. Возникновение проблем с глазами - повод запланировать визит к детскому офтальмологу.

Приблизительно 80% окружающей информации человек получает посредством зрения, при этом за восприятие окружающего мира отвечает зрительный анализатор.

Зрение у ребёнка формируется ещё в утробе матери вместе с другими системами, но даже при появлении малыша на свет зрительные органы ещё несовершенны, поэтому в течение первых нескольких лет жизни ребёнка его зрение развивается.

Хорошее зрение позволяет малышу познавать окружающий мир, анализировать, учиться, а также способствует крепкому здоровью, ведь у слабовидящих детей, как правило, слабое здоровье и физическая форма, и все это из-за того, что все системы организма имеют прочные связи.

Особенности зрения у новорождённого, этапы его развития

Существует заблуждение, что в младенчестве дети видят все предметы окружающего мира вверх ногами. Но это не совсем так, в раннем возрасте малыши воспринимают объекты повёрнутыми под 90-градусным наклоном.

Каждый день у новорождённого происходят малейшие изменения зрения, с каждым месяцем кроха начинает воспринимать всё больше и больше деталей и к одному году зрение восстанавливается настолько, что малыш видит 1/3 того, что могут видеть взрослые с хорошим зрением.

Зрение новорождённого на первом месяце жизни

Стоит отметить, что малыш уже рождается не слепым, его глаза реагируют на свет. В первый месяц своей жизни ребёнок воспринимает мир в чёрно-белой гамме, поскольку его глазки не развились настолько, чтобы различать другие цвета.

Кроме того, новорождённые в это время способны видеть черты крупных объектов, а также отличать свет от тени, кстати, при близком расстоянии (20-30 сантиметром) малыши видят абсолютно все и даже в мельчайших деталях, только картинка размыта.

Некоторые малыши на первом месяце жизни могут иметь косоглазие, но пугаться этого не стоит, так как зрительные мышцы ещё слабые и пока не могут контролировать движение глазных яблок, со временем это должно пройти.

Второй и третий месяц

Прогресс второго месяца заключается в том, что малыш учится видеть яркие цвета, однако, отличить похожие друг от друга тона, например, синий и голубой, ему ещё не под силу. Помимо этого, новорождённый может улавливать движение предметов , которые движутся по горизонтали, способен останавливать на них взгляд и следить глазами.

Если до двух месяцев ребёнок воспринимал мир в размытом виде, то теперь у его зрения появляется резкость.

По прошествии двух месяцев новорождённый начинает лучше и дальше видеть предметы, может дольше концентрироваться на движущихся объектах. Также младенец способен различать лица родственников, которые проживают с ним в одном пространстве.

Развитие мозга на 4 и 5 месяце

С каждым месяцем происходит всё большее развитие головного мозга у малыша, благодаря чему в возрасте четырёх месяцев кроха способна определить расстояние до интересующего предмета и схватить его, поэтому родителям следует расширять кругозор ребёнка и предлагать ему разные детские игрушки.

К пяти месяцам ребёнок начинает осознавать, что тот или иной предмет существует в пространстве, даже если его на данный момент не видно. Также малыш способен узнать предметы, которые видел раньше, даже если их показать не целиком. В это же время большими темпами происходит развитие цветного восприятия мира, способность отличать друг от друга похожие оттенки.

Шестой, седьмой и восьмой месяц после рождения

По достижению шести месяцев кроха совершенствует свой хватательный рефлекс, это можно увидеть, протянув ребёнку свой палец. Происходит восприятие простых фигур, малыш может подолгу задерживать и фокусировать свой взгляд на интересующем объекте.

В семь месяцев малыш уже обладает хорошей остротой и глубиной зрения, сравнимой даже с этими же параметрами у взрослого.

Восьмимесячный ребёнок способен отличить лица людей и облик предметов, которые расположены в дальнем углу комнаты. В это же время устанавливается постоянная окраска радужной оболочки глаза, со временем может только немного измениться её оттенок.

Становление зрения к году

Годовалый малыш способен рассматривать узоры на объектах, расположенный в непосредственной близости от него. В книжках ему нравится рассматривать цветные изображения и иллюстрации. Стоит читать ребёнку короткие рассказы, при этом уделяя внимание и картинкам.

Стоит добавить, что зрение новорождённого, этапы развития органов зрения у разных малышей проходят по-разному, поэтому нет оснований пугаться, если развитие той или иной зрительной способности проходит с опозданием в несколько недель.

На что родителям необходимо обращать внимание?

Маме и папе стоит обращать внимание на то, как протекает процесс формирования зрения у их малыша. Стоит помогать ребёнку на всех этапах, чтобы данный процесс совершался в пределах нормы. Родители должны показывать ребёнку предметы, рассказывать о них, давать ребёнку самостоятельно их изучать при помощи ручек и ротика.

Очень важно общаться с крохой , рассказывая ему о предметах и объектах окружающего мира, цветах, при это стоит показывать то, о чём сейчас идёт речь.

Лучше всего приобрести в кроватку специальные крутящиеся мобили и подвески, на которых бодрствующий малыш будет фокусировать своё внимание. Самыми подходящими цветами для этих предметов являются ярко-красные и огненно-оранжевые оттенки, в сочетании с синими и зелёными тонами.

Строение органов зрения новорождённого

По мере роста ребёнка его органы зрения, а, точнее, глазное яблоко изменяется незначительно. Наибольший рост этого органа происходит на первом году жизни малыша. Новорождённый имеет глазное яблоко, которое меньше на шесть миллиметров, нежели глазное яблоко взрослого человека, поэтому недавно появившейся на свет малыш обладает дальнозоркостью.

Роговица новорождённо изменяется также медленными темпами, она немного выпукла и имеет форму валика, кроме того, роговица имеет чёткую границу с белковой оболочкой. Через неё не проходят кровеносные сосуды, поэтому она полностью прозрачна. Однако у только что родившихся детей роговица может немного отечь и потерять свою прозрачность, но это проходит через неделю.

Радужная оболочка помогает глазу подстраиваться под изменения освещённости. Радужная оболочка имеет цвет, обусловленный количеством пигмента, содержащегося в ней: чем больше этого пигмента, тем темнее цвет глаз. Дети рождаются с маленьким количеством пигмента в радужной оболочке, поэтому их глаза чаще всего имеет голубую окраску, но с возрастом происходит увеличение этого пигмента.

Сетчатка – это пленочка, которой устланы стенки глаза. Именно она отвечает за восприятие цветов окружающего мира. У новорождённых сетчатка развита неполноценно, поэтому первоначально дети видят только чёрные и белые цвета.

Помимо прочего, у новорождённого присутствует мигательный рефлекс, то есть малыш мигает и жмуриться только от изменения света, а иные движения перед его лицом воспринимаются ребёнком с широко открытыми глазами.

Правильное формирование органов зрения у новорождённого?

Чтобы избежать заболеваний , связанных со зрением, родителям необходимо знать, как должны выглядеть и реагировать на изменение окружающей среды зрительные органы.

  1. Размер зрачков и их реакция на свет. Зрачки ребёнка должны иметь одинаковый размер, а при ярком освещении должны одинаково сужаться.
  2. Глазные яблоки и их размер. У глазных яблок также должен быть одинаковый размер, при этом они не должны быть излишне выпуклыми или, наоборот, иметь непропорционально маленькие размеры. Причиной выпуклых глазок может быть врождённая глаукома, которая без лечения способна привести к слепоте.
  3. Фиксирование взгляда на близкорасположенных объектах. Глаза двухмесячных малышей должны быть направлены в сторону движущегося предмета, при этом оба глаза должны смотреть в одном направлении.

Проверка зрения у новорождённого

В первый раз глазки ребёнку осматривают ещё в роддоме сразу после рождения, а затем родителям вместе с малышом необходимо будет проходить плановые проверки в один месяц, три, шесть и в год. Но при малейшем подозрении на отклонение в развитии зрительных органов стоит прийти на осмотр к врачу-окулисту и внепланово.

Внепланового посещения врача требуют следующие случаи:

Все счастливые родители внимательно разглядывают малыша, и предметом особого внимания являются, конечно же, его глазки. Многие думают, что новорожденные ничего не видят и не слышат, однако это глубочайшее заблуждение. Мать и отец должны уделять особое внимание тому, насколько хорошо видит их малыш, и обращать внимание, нет ли у него каких-либо проблем. Для того чтобы разобраться в таком важном вопросе, как зрение новорожденных, необходимо рассмотреть этапы его развития и всё то, что может стать предметом для беспокойства матери и отца.

Особенности развития зрения у новорожденных

Родители должны обращать особое внимание на зрение у новорожденных в первые несколько месяцев после их появления на свет, потому что именно в этот период оно развивается наиболее бурно, и в это время могут возникнуть самые распространённые проблемы и нежелательные изменения.

Наверное, всем новоиспечённым родителям и семьям, которые только планируют зачатие малыша, интересно, какое зрение у новорожденных. Многие ошибочно предполагают, что дети до 1 месяца ничего не слышат и не видят. Однако это заблуждение. Естественно, ребёнок до 1 года видит совершенно не так, как взрослый человек, и его зрение имеет некоторые особенности. Необходимо их рассмотреть.

Нужно сказать, что зрение ребёнка от момента его зачатия и до 7 лет только развивается и совершенствуется. Новорожденный малыш не может увидеть и воспринимать мир так, как взрослый человек. Острота зрения новорожденного настолько мала, что он способен различать только лишь свет и тень, поэтому о восприятии зрительных образов речи не идёт. С каждым днём и месяцем зрение малыша развивается, и уже к 1 году он способен видеть и воспринимать примерно треть того, что могут увидеть его родители.

Когда необходимо проверять зрение у малыша?

Зрение у новорожденных необходимо проверять регулярно, для того чтобы вовремя выявлять различные изменения. Первая проверка происходит ещё в роддоме, после чего необходимо показать малыша врачу через месяц, полгода и год после его рождения. Специалисты должны будут осмотреть глазное дно, изучить размер, а также симметричность зрачков ребёнка. Также врач изучит реакцию зрачка на световое раздражение, оценит состояние зрительной функции. Проверять зрение у новорожденных просто необходимо, для того чтобы выявить существующие проблемы и устранить их вовремя.

Зрение в первые дни и недели после рождения

Зрение у новорожденных в 1 месяц совсем не такое, как у взрослого человека. Многие считают, что ребёнок появляется на свет слепым и абсолютно ничего не видит. Это совсем не так. Да, новорожденный малыш не различает очертаний мелких предметов, но он уже способен реагировать на свет. Новорожденных малыш в первый месяц после своего рождения видит мир в чёрно-белых тонах, потому что его глаза ещё не способны воспринимать яркие краски. Стоит сказать, что очертания крупных предметов и людей малыш воспринимает. Также новорожденный видит лицо своей матери, которые расположено не дальше 20-30 см от его лица.

Стоит сказать, что в таком возрасте у младенцев часто косят глазки, но чаще всего это совсем не опасное явление. Если мать заметила это у своего малыша, лучше всего пойти на приём к специалисту, который определит, является ли подобное состояние нормой или же отклонением.

Важная особенность

Зрение у новорожденного ребёнка устроено таким образом, что они воспринимают все предметы в чёрно-белых тонах. Яркие и контрастные цвета для них являются трудноразличимыми, как и близкие по спектру различные оттенки.

Все счастливые мамы должны обращать внимание на развитие зрения у новорожденных, для того чтобы у малыша не было никаких проблем с восприятием окружающего его мира. Для того чтобы избежать различных нежелательных изменений в зрении новорожденного, каждая мать должна знать, на что следует обращать особое внимание.

Размер глазных яблок

Для начала счастливые родители должны постоянно обращать внимание на размер глазных яблок своего малыша. В норме глазки новорожденного должны быть одинакового размера, а слишком увеличенные либо уменьшенные органы зрения являются поводом для беспокойства. Если глазные яблоки младенца в возрасте 1 месяца увеличены или же навыкате, родителям необходимо срочно показать чадо специалисту, который выявит проблему и устранит её вовремя. Врождённая глаукома может быть причиной этого явления. Если родители вовремя не покажут своего ребёнка врачу, то повышенное внутриглазное давление может повлечь за собой слепоту.

Размер и светочувствительность зрачков

Второе, на что родители должны обратить внимание, это зрачки. Они, как и глазные яблоки, должны быть равного диаметра. Также стоит обратить внимание на реакцию на свет. В норме зрачки ребёнка должны сузиться под его действием. Если родители сомневаются в том, что глаза малыша реагируют на этот раздражитель, они должны как можно быстрее показать младенца специалисту.

Фиксация взгляда на предметах, расположенных вблизи

Если малышу уже исполнилось два месяца, то необходимо провести ещё один небольшой тест. Зрение у новорожденных устроено таким образом, что после 2 месяцев со дня рождения они уже должны уметь фиксировать взгляд на каком-либо предмете, который расположен достаточно близко. Также проследите за реакцией вашего малыша на активно движущиеся предметы на третьем месяце его жизни.

Этапы развития зрения малышей. Первый месяц от рождения

Для того чтобы предотвратить негативные изменения и выявить какие-либо патологии вовремя, необходимо знать, как развивается зрение у новорожденных. Для этого каждая мамочка должна познакомиться с этапами его развития.

Развитие зрения у новорожденных - это важный процесс, за которым должны следить родители уже с первых дней после появления малыша на свет. В первый месяц жизни ребёнок ещё не способен использовать два глазика одновременно. В связи с этим его зрачки могут блуждать в разные стороны и иногда даже сходиться на переносице. Уже после 1 или 2 месяцев младенец научится фокусировать свой взгляд на одном предмете и следить за ним.

2 месяца от рождения

В возрасте двух месяцев малыш будет учиться различать цвета, однако легче всего ему будет воспринимать черно-белые комбинации. Со временем ребёнок будет учиться распознавать яркие цвета, поэтому родители должны показывать ему разные картинки, фотографии, для того чтобы малыш учился воспринимать не только чёрно-белые и контрастные цвета.

4 месяца от рождения

Особого внимания взрослых требует зрение новорожденного. Этапы развития должен знать каждый родитель, для того чтобы контролировать и предотвращать появление негативных изменений. В возрасте 4 месяцев малыш начинает понимать, на каком расстоянии от него находится тот или иной предмет. После этого он уже с лёгкостью может схватить вещь, которая находится перед ним. Родители должны помогать своему малышу развивать этот навык и предлагать ему различные игрушки и погремушки.

5 месяцев от рождения

В возрасте пяти месяцев малыш учится лучше различать и воспринимать движущиеся предметы. Также ребёнку удаётся различать похожие оттенки, чего он не мог делать раньше. Более того, младенец учится распознавать предметы, которые находятся перед ним, даже если видит только их часть.

8 месяцев от рождения

В возрасте восьми месяцев восприятие предметов и окружающего мира малыша уже больше и больше становится таким, как у взрослого человека. Он может воспринимать и отличать друг от друга предметы, которые находятся на большом расстоянии от него. Однако, несмотря на это, ребёнку всё равно больше нравится рассматривать людей и предметы, которые находятся вблизи него.

Каждая мать должна обращать особое внимание на зрение новорожденного. Этапы его развития помогут понять, правильно ли оно развивается, и на что следует обратить особое внимание для избегания нежелательных и негативных изменений.

Как проверить зрение у новорожденного?

Для того чтобы убедиться, что зрение малыша развивается хорошо, необходимо водить малыша к специалисту. Также родители сами могут принимать участие в проверке этой важной функции. Для этого необходимо знать все этапы развития зрения и следить за тем, чтобы у малыша не было никаких отклонений.

Когда ребёнку исполнится один месяц, необходимо выяснить, реагируют ли его зрачки на свет. Если они сужаются, то поводов для беспокойства нет, однако если родители не увидели реакции, необходимо как можно быстрее обратиться к врачу.

В возрасте двух месяцев малыш уже должен уметь фиксировать свой взгляд на предметах, которые находятся вблизи от него. В связи с этим родители должны выяснить, воспринимает ли их ребёнок лица. Если мать и отец заметили, что ребёнок никак не реагирует на предметы, не фокусирует на них взгляд и смотрит в другую сторону, необходимо проверить зрение малыша у специалиста.

Во все последующие месяцы ребёнок уже должен уметь следить за движущимися предметами и распознавать лица. Проверить это можно с помощью игрушек и погремушек. Если зрение ребёнка развивается нормально, то он будет следить за всеми предметами, которые находятся вблизи него, и даже сможет их хватать.

Родители должны помогать ребёнку развивать зрение. Матери и отцу необходимо играть с малышом, показывать ему различные картинки и фотографии, давать игрушки и погремушки. С помощью этих простых методов ребёнок научится различать предметы, воспринимать яркие и контрастные цвета, брать интересующие вещи.

Способность слышать и видеть

Слух и зрение новорожденного развиваются неодинаково. Какие имеются особенности? Слух у новорожденного ребёнка развит намного лучше, чем зрение. Это связано с тем, что ещё в утробе матери малыш слышал различные звуки и уже привык к ним. Многие родители обеспокоены тем, что их ребёнок не реагирует на громкие звуки, и предполагают, что малыш ничего не слышит. Однако это совсем не так. Ухо новорожденного уже приспособлено к различным шумам и достаточно натренировано, чтобы различать далёкие и близкие звуки.

Удивительно, но у деток есть одна особенность - не воспринимать шумы, которые их раздражают. Очень часто малыш может играть и не реагировать на то, что мать или отец зовут его. Не стоит волноваться в такой ситуации. Попробуйте позвать малыша уже после того как он отвлечётся от своего занятия. Если и в этом случае ребёнок не будет реагировать, тогда стоит обратиться к специалисту.

Развитие зрения новорожденных - один из самых важных процессов, которому родители малыша должны уделять этому особое внимание. Нельзя пренебрегать походами к врачу и самостоятельными проверками зрения, потому что самодеятельность может привести к плачевным последствиям и развитию у ребёнка различных болезней. Родители должны регулярно следить за тем, нет ли у младенца каких-либо отклонений от нормы, показывать ему картинки и фотографии, давать игрушки и погремушки, для того чтобы его зрение развивалось нормально.

Как устроен глаз новорожденного?

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система новорожденного еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно. Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство – причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко уноворожденного сформированы не полностью. Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности косоглазие.

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика. Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов. У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы. С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на 28-й неделе беременности младенец реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на 32-й неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на 37-40-й неделе) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения, В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире, «Оттачивается» одновременное движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется «библиотека» зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1 / 3 - 1 / 2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша. При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни . Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.

На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0- т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жизни все еще считается слаборазвитым.

Второй месяц. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него «проплывают» красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контрастные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объекты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров.

Таким образом, одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Однако ему еще сложно дается плавное неотрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе «восьмерку». Острота зрения продолжает повышаться.

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка. С этого периода малыш способен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается «взять» цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Это объясняется тем, что вплоть до конца четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным, Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание. Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепенно нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четкими. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

В возрасте четырех месяцев ребенок способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот, Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче, Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе.

Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и сознанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение, Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки.

Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие детали предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и обратно, не теряя его из вида. С этого периода у малыша развиваются следующие реакции: моргание при быстром приближении предмета, рассматривание себя в отражении зеркала, узнавание груди.

Шестой месяц. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он может испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Шестимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь развивает у малыша трехмерное восприятие. Ребенок способен выбрать взглядом любимую игрушку. Ему уже удается фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 а: от его носа.

Седьмой месяц. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов.

Восьмой-двенадцатый месяцы. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают из поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, Выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить «своих» от «чужих». Острота зрения еще увеличивается.

От года до 2 лет. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. Ребенок наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. Он способен понимать 2-3 жеста («пока», «нельзя» и др.).

В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.

Новорожденные не различают цветов, так как зрительный анализатор у них еще не совсем развит. Способность дифференцировать цвета появляется у малышей в промежутке от шести недель до двух месяцев. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать синий и зеленый цвета возникает позже. Обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам.

Световой режим и выбор игрушек

Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.

При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.

Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник, Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.

Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот «синих» колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так для новорожденного самой «любимой» игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.

Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша будет развиваться быстрее.

Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание которых дает возможность выявить существующие отклонения, а своевременное обращение к офтальмологу позволит не только диагностировать заболевание, но и предупредить его развитие.

Распространенные заблуждения о зрении новорожденного

Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако, современные ученые этого не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким он якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, «приспособилась» переворачивать картинку.

К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук , ловит взгляд собственного отражения, улыбается ему .

Дата: 02.01.2016

Комментариев: 0

Комментариев: 0

  • Формирование зрения ребенка в первый год жизни
  • Процесс формирования зрительного аппарата у недоношенных

Зрение у новорожденных далеко от идеала. Его совершенствование будет происходить еще около 8 месяцев после рождения. Только родившийся малыш совсем не так видит окружающие его предметы, как взрослые. Это связано с тем, что на момент рождения сетчатка глаза еще не полностью сформировалась, как и зрительный центр в головном мозге.

Если говорить иначе, то ребенок физически полностью готов к тому, чтобы видеть все вокруг полноценно, но его мозг еще не способен обрабатывать получаемые данные от глаз. Острота зрения новорожденного ограничивается способностью определять место нахождения источника света и улавливать движущиеся объекты недалеко от него.

Формирование зрения ребенка в первый год жизни

Не все родители знают, что младенец способен фокусировать свой взгляд только на расстоянии 20-30 см от себя. Кроме того, глазные мышцы еще не полностью окрепли, что проявляется в виде косоглазия. Глаза ребенка могут косить или расходиться в разные стороны. Первый офтальмологический осмотр происходит еще в роддоме, где врач оценивает качество зрения и проверяет его на наличие различных патологических заболеваний. Зрительные функции проверяются повторно через месяц в детской поликлинике, при плановом осмотре. Нормальное развитие зрения у новорожденных происходит поэтапно, в соответствии с месяцами их жизни.

Этапы развития по месяцам:

  1. В 1-й месяц жизни зрение младенцев способно фокусироваться только на крупных и ярких предметах. Чтобы ребенок увидел игрушку на расстоянии 25 см и смог ее полноценно рассматривать, ее размер должен быть не менее 15 см. Изначально ребенок способен смотреть только по горизонтали. Рассматривать предметы, вертикально фокусируя взгляд, малыш научится немного позже.
  2. На 2-м месяце качество зрения улучшается и груднички начинают различать цвета. Предполагается, что изначально они могут видеть красный, желтый, белый и черный цвет. Для совершенствования зрительного аппарата врачи рекомендуют над кроватью ребенка повесить яркие игрушки или черно-белые картинки в виде полос или клеток.
  3. К 3-4 месяцу начинает развиваться моторика, что позволяет ребенку дотягиваться и брать в руки видимые им яркие предметы. Он начинает развивать понимание размера и формы окружающих его объектов.
  4. Зрение новорожденного на 5-6 месяце жизни развито настолько, что малыш может четко видеть черты лица окружающих его людей. Он запоминает предметы и способен узнавать их, увидев даже только их часть. Движения становятся более скоординированными.
  5. Формирование зрительной функции у основной массы детей заканчивается к 7-ми месяцам. У некоторых этот период может длиться немного дольше. К этому моменту полностью крепнут глазные мышцы, поэтому косоглазие в таком возрасте уже считается патологией. Дети начинают видеть полноценно, как взрослые.

Вернуться к оглавлению

Процесс формирования зрительного аппарата у недоношенных

Стоит отметить, что у недоношенных детей процесс созревания зрительного аппарата отличается от доношенных детей. Очень большое значение играет степень недоношенности. У недоношенных деток организм полностью сформировался, но еще недостаточно окреп. Многие факторы окружающего мира способны негативно сказываться на здоровье: свет, звук, температура и прочее. Веки у грудничков, родившихся раньше срока, неспособны полноценно защищать глаза от света, что требует в послеродовой период поместить малыша в специализированный инкубатор. Внутри него создаются все условия, которые помогают младенцу окрепнуть. На глаза могут накладывать повязку или накрывают инкубатор светонепроницаемыми простынями.

Согласно медицинским данным, воздействие яркого света на глаза недоношенных детей мешает развитию сенсорных функций.

Также существует риск развития ретинопатии. Это заболевание, которое характеризуется поражением сетчатки глазного яблока, вызываемое нарушением процесса кровоснабжения сетчатки.

Если нет осложнений, то недоношенные дети, после того как окрепнут, практически ничем не отличаются от малышей, рожденных в срок. Даже наоборот. Недоношенные малыши на момент достижения ими срока плановых родов (даты своевременных родов) способны видеть на расстоянии 30,5 см. А уже в полгода, с учетом срока недоношенности, их глаза и мозг способны обрабатывать получаемую картинку практически так, как это происходит у взрослых.

Несмотря на то что все малыши осматриваются врачом-офтальмологом, родители тоже должны знать, как проверить зрение у новорожденного, чтобы в случае того или иного отклонения от установленных норм обратиться к врачу. Каждый ребенок индивидуален, поэтому у некоторых детей формирование зрительного аппарата может происходить быстрее, а у других — медленнее. При любом подозрении на патологию родители должны обратиться за дополнительной консультацией к специалисту, так как чем раньше будет выявлена проблема, тем проще будет провести лечение.

В большей степени здоровье глаз детей, как недоношенных, так и родившихся в срок, зависит от условий, которые создаются для их развития.




Самое обсуждаемое
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?
Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее? Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее?
Печень индейки рецепт приготовления в сметане Печень индейки рецепт приготовления в сметане


top