Голубая птица французская сказка краткое содержание. «Синяя птица» Морис Метерлинк

Голубая птица французская сказка краткое содержание. «Синяя птица» Морис Метерлинк

На портретах К.С. Станиславский и Морис Метерлинк

В 1908 году К.С. Станиславский задумал показать на сцене МХАТа невозможное: души людей, божества потустороннего мира, ожившие предметы и царство будущего. Так появился легендарный спектакль «Синяя птица» (по драме-феерии символиста М. Метерлинка), который был буквально напичкан удивительными трюками. Один из героев отламывал себе пальцы, и они вырастали вновь; под покровом ночи танцевали тарелки; оживали молоко, хлеб, огонь, вода. Особое внимание режиссер уделил костюмам и гриму, которые играли важнейшую роль в создании сказочных образов. Благодаря уникальным винтажным фотооткрыткам у нас есть возможность представить, как это выглядело.

Это единственный спектакль, поставленный Станиславским и доживший до наших дней. В 2008 году МХАТ имени Горького, в репертуар которого спектакль попал после разделения на "мужской" ефремовский и "женский" доронинский коллективы, отметил 100-летие постановки. "Синюю птицу" показали зрителям более 4,5 тысяч раз, никто не знает точно. Проще подсчитать, сколько поколений выросло под замечательную музыку Илья Саца - "Мы длинной вереницей идем за синей птицей"…»

«Метерлинк доверил нам свою пьесу по рекомендации французов, мне незнакомых», – вспоминал Станиславский. С 1906 года рукопись неизданной «Синей птицы» была в распоряжении Художественного театра, но спектакль показали лишь осенью 1908-го, в дни празднования десятилетия МХТ.

Длительность и затруднённость работы над ней были вызваны тем, что Станиславский, восхищаясь сказкой Метерлинка, категорически отверг полуиронически использованный драматургом сценический язык банальных детских феерий. Отказавшись от авторских ремарок, он самовластно изменил предложенные пьесой незамысловатые условия игры. Он строил спектакль как создание взрослой – а никак не детской – фантазии и верил, что её вольный каприз (диктат свободного вдохновения) подскажет неведомые способы, позволяющие воплотить на сцене то «таинственное, ужасное, прекрасное, непонятное», чем жизнь окружает человека и что увлекало режиссёра в пьесе. Знавший о его планах Метерлинк корректно отступал перед авторитетом режиссёра, но не скрывал, что тот, на его взгляд, рвётся «за пределы возможностей сцены».

Но Станиславский достиг своих целей, и могуществом его фантазии сказка о странствиях детей дровосека перемещала героев Метерлинка и с ними зрителей из одних измерений «жизни человеческого духа» в другие, непредвиденные, всё более усложняющиеся и высокие.

В ночь под Рождество брата и сестру, Тильтиля и Митиль, посещает фея Берилюна. Внучка феи больна, спасти её может только таинственная Синяя птица. Чем же больна девочка? «Ей хочется быть счастливой». Фея отправляет детей на поиски Синей птицы - птицы счастья. В помощь Тильтилю фея даёт волшебную шапочку, которая позволяет видеть невидимое, то, что скрыто от обычных глаз, а доступно только глазам сердца: души Молока, Xлеба, Сахара, Огня, Воды и Света, а также Пса и Кошки. Освобождённые детьми души - символы добра и зла, отваги и трусости, любви и фальши - идут с героями сказки. Одни с радостью приходят детям на помощь, другие (Кошка и Ночь) пытаются помешать...


Тильтиль и Митиль.
С. В. Халютина и А. Г. Коонен

В Стране Воспоминаний дети узнают: «Мёртвые, о которых помнят, живут так же счастливо, как если бы они не умирали». А во Дворце Ночи перед детьми открываются неразгаданные тайны Природы. Но им-то хочется Счастья, Блаженства! Только... кто бы мог подумать?! В волшебных Садах Блаженства есть вредные Блаженства, от которых надо спасаться: Блаженство быть внезапным, Ничего не знать, Спать больше, чем нужно... Дети учатся видеть и чувствовать другие, прекрасные и добрые Блаженства: Блаженство быть ребёнком, Блаженство быть здоровым, Дышать воздухом, Любить родителей, Блаженство Солнечных Дней, Дождя... А ещё есть Великие Радости: Быть Справедливым, Добрым, Радость думать, Радость Завтрашней Работы и Материнской Любви...

Собственно «Синяя птица» есть символ счастья, которое герои ищут повсюду, в прошлом и будущем, в царстве дня и ночи, не замечая, что это счастье - у них дома.



Митиль и Тильтиль.
А. Г. Коонен и С. В. Халютина


Фея - М. Н. Германова


Фея - М. Н. Германова


Свет - В. В. Барановская, Фея - М. Г. Савицкая


Дедушка - А. И. Адашев


Фея - М. Г. Савицкая


Дедушка - А. И. Адашев, Бабушка - М. Г. Савицкая


Молоко - Л. А. Косминская


Вода - Л. М. Коренева


Огонь - Г. С. Бурджалов


Насморк - О. В. Богословская


Хлеб - Н. Ф. Балиев


Хлеб - Н. Ф. Балиев


Внучка - М. Я. Биренс и Соседка Берленго - М.П.Николаева


Ночь - Е. П. Муратова


Ночь - Е. П. Муратова



Время - Н. А. Знаменский и души неродившихся


Время - Н. А. Знаменский


Свет - В. В. Барановская


Кот – Степан Леонидович Кузнецов


Свинья - Н. Г. Александров

Пьеса Мориса Метерлинка "Синяя птица", краткое содержание которой будет представлено ниже, - знаменитое произведение бельгийского драматурга, написанное в 1908 году. Впервые в России она была поставлена на сцене Московского художественного театра. Ее главная идея заключается в возможности быть смелым, чтобы видеть скрытое.

Завязка пьесы

Пьеса "Синяя птица", краткое содержание которой вы сейчас читаете, начинается в канун Рождества. Главные герои - это Митиль и Тильтиль, они дети дровосека, которые мирно спят в своих кроватках. Внезапно их будят звуки музыки за окном, они подбегают к окну и видят шикарное рождественское празднество в доме напротив.

В это время кто-то стучится в дверь. На пороге оказывается старушка в зеленом одеянии. Это фея Берилюна, которая велит детям немедля пойти на поиски Синей птицы. При этом ее сильно раздражает, что Митиль и Тильтиль не различают очевидных вещей. Надо быть смелыми, чтобы увидеть скрытое, так она напутствует их.

После этого Берилюна отдает мальчику шапочку зеленого цвета с алмазом, с помощью которой он теперь может видеть "душу вещей". Когда мальчик ее надевает и поворачивает алмаз, все окружающие его предметы преображаются чудесным образом. Колдунья превращается в прекрасную принцессу, а обстановка их хижины сразу оживает. Он видит души Часов, Огня и даже Караваев. Например, Огонь предстает перед ним в образе человека в красном трико.

Человеческий облик приобретают даже Кошка и Пес. Пес искренне радуется Тильтилю, а Кошка недоверчиво протягивает свою руку Митиль. В то же время из крана сверкающим фонтаном начинает бить вода, возникает юная дева с длинными волосами. Это душа Воды. Она вступает в схватку с Огнем. Они опрокидывают кувшин со стола, откуда появляется душа Молока. А из пламени упавшей лампы восстает душа Света.

В этот момент в дверь снова стучат, Тильтиль слишком быстро поворачивает алмаз, все вокруг меркнет. Фея приказывает всем ожившим душам сопровождать детей, предрекая им при этом гибель в конце путешествия. Соглашаются только Пес и душа Света. Но в итоге фея обещает каждому подобрать подходящий наряд. Когда родители Тильтиль и Митиль входят в дом, то видят только детей, спокойно спящих в своих постелях.

Начало путешествия

В пьесе "Синяя птица", краткое содержание которой - перед вами, герои попадают во дворец Берилюны. Животные и предметы переодеваются в сказочные костюмы. Главной себя объявляет Кошка. Она именует людей деспотами и напоминает, что раньше все они были свободны.

Кошка предполагает, что, заполучив Синюю птицу, люди познают душу стихий, животных и вещей, а после этого окончательно их поработят. Категорически против заговора выступает только верный Пес. Когда возвращаются главные герои вместе с феей и душой Света, все сразу замолкают. Кошка начинает ябедничать на Пса, тому достается от Тильтиля.

Перед тем как отправиться в дальнее путешествие, Хлеб делится ломтями, которые отрезает прямо от своего живота, а Сахару удается подсластить эту трапезу. Правда, они тут же отрастают вновь.

В Стране воспоминаний

Первым делом герои пьесы М. Метерлинка "Синяя птица" (краткое содержание поможет быстро вспомнить сюжет) отправляются в Страну воспоминаний. Ее детям необходимо посетить одним.

В Стране воспоминаний Митиль и Тильтиль попадают в гости к своим бабушке и дедушке, там же встречают своих братьев и сестер, которые умерли во младенчестве. Выясняется, что умершие погружаются в сон, пробуждаясь только тогда, когда живые вспоминают о них. Главные герои играют с детьми, обедают вместе со всем семейством, а затем спешат обратно, чтобы не пропустить свидание с душой Света. Старики отдают им дрозда, который кажется им абсолютно синим. Но, вернувшись из Страны воспоминаний, они убеждаются, что дрозд снова стал черным.

Дворец Ночи

Один из персонажей пьесы "Синяя птица" (краткое содержание позволит лучше понять замысел автора) по-прежнему строит козни против детей. Это Кошка. Она приходит во дворец Ночи, чтобы предупредить хозяйку о визите детей. Но Ночь не в состоянии остановить их, поэтому Кошке и Ночи остается только рассчитывать на то, что задумка людей не удастся, Синяя птица не попадется в их руки.

В пьесе "Синяя птица" (краткое содержание для читательского дневника приведено в этой статье) Ночь пытается всячески запутать детей. Запугивает Тильтиля, не отдает ему ключ, который может распахнуть все двери в ее дворце. Но мальчик все-таки начинает открывать дверь одну за другой.

Он встречает призраков, болезни и войны. За одной из дверей Тильтиль находит небесные светила, свои любимые запахи, светляков, соловьиное пение.

Волшебный сад

Когда мальчик оказывается перед самой большой дверью, Ночь советует ему ее не открывать. Все спутники героя, кроме верного Пса, прячутся. Как только дверь открывается, за ней оказывается удивительной красоты сад со множеством волшебных синих птиц.

Из книги "Синяя птица", краткое содержание которой не заменит само произведение, мы узнаем, что мальчик зовет из укрытий своих товарищей, каждый из них ловит сразу по несколько синих птиц, и только после этого они выходят из сада. Но вскоре выясняется, что найти настоящую Синюю птицу им так и не удалось. Все птицы, которых они забрали из сада, погибают, испугавшись дневного света.

В лесу

Между тем в пьесе "Синяя птица", краткое содержание которой позволит узнать сюжет, не читая книги, Кошка продолжает строить козни главным героям. Она приходит в лес и начинает настраивать деревья против Тильтиля и Митиля. А деревьям, естественно, есть за что не любить детей дровосека.

Когда в лес приходит Тильтиль, его мгновенно опрокидывают на землю, только Пес спасает его от пут Плюща. Они оба оказываются на грани гибели, только вмешавшаяся душа Света спасает их, подсказав Тильтилю повернуть алмаз на шапке. Сразу после этого деревья погружаются во мрак, это спасает их. А Кошка смогла оставить в секрете свои призывы к бунту.

Поиски на кладбище

Поиски приводят героев на кладбище. В пьесе "Синяя птица" Мориса Метерлинка (в кратком содержании на этом сделан особый акцент) мальчик ровно в 12 часов ночи поворачивает алмаз. Сразу после этого могилы разверзаются, из них появляются прекрасные волшебные белые цветы. Птицы начинают петь гимны жизни и солнцу. А Митиль и Тильтиль только удивляются, что нигде не оказывается мертвых.

Их следующая остановка - в Садах Блаженств. Тучные Блаженства, которые оказываются на их пути, едва не втягивают главного героя и его товарищей в свои оргии, но мальчик в последний момент поворачивает алмаз и видит, насколько безобразны эти Блаженства.

Дети встречают домашние Блаженства, о существовании которых раньше даже не подозревали, потому что жили в бедности и лишениях. Это такие простые на первый взгляд Блаженства, как Быть Здоровым, Видеть Зажигающиеся Звезды, Голубое Небо и Солнечные Дни или Бегать по Росе Босиком.

Вскоре появляются Великие Радости, среди которых Радость Быть Добрым, Радость Быть Справедливым, самая чистая и светлая из них - Радость Материнской Любви. Дети отмечают, что она очень похожа на их настоящую мать, только намного красивее.

Материнская Любовь

В пьесе "Синяя птица", краткое содержание которой многих сподвигнет прочитать саму книгу, Материнская Любовь узнает, что дети пришли вместе с душой Света. Она приветствует ее как свою повелительницу.

Великие Радости просят ее откинуть покрывало, под которым скрыты непознанные Блаженства и Истины. Но душа Света только, наоборот, еще плотнее закутывается в это покрывало, отвечая, что час еще не настал. Но она обещает когда-нибудь обязательно явиться. На прощание она обнимается с Великими Радостями и расстается с ними.

Царство будущего

В пьесе "Синяя птица" герои вместе с душой Света приходят в Царство будущего, посещают в нем Лазоревый дворец. Навстречу им сразу выбегают Лазоревые Дети.

Это младенцы, которые в ближайшем будущем родятся на Земле. Но придут они не с пустыми руками, у каждого из них будет какое-то изобретение, которое облегчит жизнь человечеству. Например, это может быть Машина счастья, которая знает 33 способа продления жизни.

Один из Лазоревых Детей выращивает необыкновенной красоты маргаритки, а другой провозглашает себя Королем Девяти Планет и обещает уничтожить несправедливость на Земле. Еще двое Лазоревых Детей олицетворяют любовь. Они стоят обнявшись и не могут насмотреться. Только целуются и говорят о предстоящем расставании, потому что на земле будут разделены несколькими столетиями.

Тут же главные герои находят своего брата, который совсем скоро должен родиться в их семье. Как только поднимается солнце, новые дети начинают рождаться. В этот момент приходит старик по имени Время, у которого песочные часы и коса. Все, кто должен скоро родиться, поднимаются на корабль, который увозит их на землю. Издалека только слышится пение матерей, которые ждут своих детей.

Зачарованные происходящим герои выдают свое присутствие старику Время, который впадает в гнев. Тильтиль вовремя поворачивает алмаз.

Возвращение домой

Путешествие главных героев сказки "Синяя птица" (краткое содержание его описывает лишь частично) подходит к концу. Тильтиль оказывается перед своим родным домом, но не сразу узнает его. Дети наконец расстаются со спутниками.

Хлеб передает мальчику клетку, в которую так и не удалось никого поселить. Душа Света признает, что, возможно, такой птицы либо вовсе не существует, либо она умело меняет окраску, как только оказывается в клетке.

С детьми прощаются души животных и вещей. Огонь на прощание едва не обжигает их своими ласками. Вода журчит ласковые речи на прощание, а Сахар произносит насквозь слащавые и фальшивые слова. Пес переживает больше всех, его пугает, что он больше не сможет разговаривать со своим любимым хозяином.

Дети пытаются убедить остаться с ними хотя бы душу Света, но та признается, что это не в ее власти. Она только обещает быть с ними в каждом лунном луче и занимающейся заре. Ровно в 8 часов калитка открывается, дети проходят во двор, она тут же захлопывается за ними.

Преображение хижины

Из пьесы Метерлинка "Синяя птица", краткое содержание которой теперь вам известно, мы узнаем, что Тильтиль и Митиль сильно удивляются, когда видят, как преобразилась хижина дровосека за время их отсутствия. Все стало радостнее и новее.

Дневной свет пробивается сквозь ставни, а дети мирно спят на своих кроватях. Мать начинает нежно и ласково их будить. И тогда они наперебой рассказывают о своем волшебном путешествии. Их разговоры только пугают женщину, она посылает за доктором.

Соседка-фея

Но вместо врача на пороге оказывается их соседка Берленго, которая удивительным образом похожа на фею Берилюну. Тильтиль, спутав их, признается, что так и не смог отыскать Синюю птицу. Соседка понимает, что детям пригрезилась какая-то сказка. Она начинает рассказывать про свою внучку, которая давно болеет, не встает с постели, доктора все списывают на нервы.

Тогда мать Тильтиля уговаривает его подарить дочери соседки горлицу. Она давно о ней мечтает. В пьесе "Синяя птица", краткое содержание которой поможет подготовиться к экзамену или уроку, мальчик смотрит на свою горлицу, и на мгновение ему кажется, что она и есть та самая Синяя птица. Тильтиль отдает клетку с птицей.

Интересно, что дети начинают по-другому смотреть на вещи, которые есть в их доме. На воду, хлеб, сахар, кошку и пса. Вскоре соседка возвращается вместе с белокурой девочкой, которая прижимает к груди горлицу. Тильтиль и Митиль начинает казаться, что она удивительным образом похожа на душу Света.

Тильтиль начинает ей объяснять, как ухаживать за птицей, но та улетает. Девочка плачет, Тильтиль обещает ей обязательно поймать горлицу.

Пьеса завершается обращением к зрителям, в котором Тильтиль просит обязательно принести птицу того, кто ее встретит. Это необходимо, что в будущем было счастье.

Метерлинк Морис

Синяя птица

Морис Метерлинк

Синяя птица

Феерия в шести действиях,

двенадцати картинах

Картина первая. Хижина дровосека.

Картина вторая. У Феи.

Картина третья. Страна Воспоминаний.

Картина четвертая. Дворец Ночи.

Картина пятая. Лес.

Картина шестая. Перед занавесом.

Картина седьмая. Кладбище.

Картина восьмая. Перед занавесом, изображающим красивые облака.

Картина девятая. Сады Блаженств.

Картина десятая. Царство Будущего.

Картина одиннадцатая. Прощание.

Картина двенадцатая. Пробуждение.

Действующие лица

(в порядке их выхода на сцену)

Мать Тиль.

Тильтиль.

Души Часов.

Душа Света.

Отец Тиль.

Бабушка Тиль.

Дедушка Тиль

Пьеретта.

Призраки.

Духи Тьмы.

Дух Дуба.

Дух Бука.

Дух Вяза.

Дух Тополя.

Дух Сосны.

Дух Кипариса.

Дух Липы.

Дух Каштана.

Дух Березы.

Дух Дубка.

Дух Плюща.

Тучные Блаженства.

Самое Тучное Блаженство.

Великие Радости.

Детские Блаженства.

Домашние Блаженства.

Лазоревые Дети.

Хранительницы Детей.

Король Девяти Планет.

Соседка Берленго.

Ее внучка.

Тильтиль - костюм Мальчика-с-Пальчик из сказок Перро: темно-красные панталоны, коротенькая курточка нежно-голубого цвета, белые чулки, желтые башмаки.

Митиль - костюм Гретель или Красной Шапочки.

Душа Света - газовое платье лунного цвета, то есть бледно-золотистое с серебряными блестками; от этого платья словно исходят лучи. Покрой новогреческий или же англо-греческий в духе Вальтера Крэна или же близкий к ампиру. Высокая талия, голые руки. Прическа - нечто вроде диадемы или даже легкой короны.

Фея Берилюна, она же соседка Берленго - традиционный костюм нищенок из волшебных сказок. Превращение Феи в принцессу в первом действии можно опустить.

Отец Тиль, Мать Тиль, Дедушка Тиль, Бабушка Тиль - костюмы дровосеков и немецких крестьян из сказок братьев Гримм.

Братья и сестры Тильтиля - варианты костюма Мальчика-с-Пальчик.

Время - классический костюм бога времени: широкая черная или же темно-синяя мантия, длинная седая борода, коса, песочные часы.

Материнская Любовь - костюм, напоминающий одежду Души Света, а именно: легкие, белоснежные, почти прозрачные покровы греческой статуи. Жемчуга и драгоценных камней на ней может быть сколько угодно и самых что ни на есть ярких, лишь бы это не нарушало чистой и целомудренной гармонии целого.

Великие Радости - как сказано в пьесе, блистающие одежды тонких и нежных оттенков: распускающейся розы, сверкающих на солнце вод, янтарной росы, утренней лазури и т. д.

Домашние Блаженства - платья разных цветов или, если угодно, костюмы крестьян, пастухов, дровосеков и т. п., но только приукрашенные, феерические преображенные.

Тучные Блаженства - до превращения: просторные тяжелые мантии из красной и желтой парчи, крупные, массивные драгоценности и т. д; после превращения: трико шоколадного или же кофейного цвета, как у картонных паяцей.

Ночь - широкая, черная, с огненно-золотистым отливом риза, усыпанная таинственно мерцающими звездами. Вуаль, темно-красные у маки и т. д.

Внучка соседки - золотистые волосы, длинное белое платье.

Пес - красный фрак, белые панталоны, лакированные сапожки. клеенчатая шляпа - костюм, отчасти похожий на наряд Джона Буля.

Кошка - трико из черного шелка с блестками.

Головы Пса и Кошки должны лишь отдаленно напоминать головы животных.

Хлеб - роскошный наряд паши: широкий халат из шелка или из алого, шитого золотом бархата. Высокий тюрбан. Ятаган. Огромный живот, необыкновенно толстые румяные щеки.

Сахар - шелковое платье, вроде тех, что носят евнухи, синее с белым, как бумага, в которую завертывают сахарные головы. Головной убор, как у хранителя сераля.

Огонь - красное трико, багровый, на золотой подкладке, переливчато сверкающий плащ. Шляпа с султаном из разноцветных огненных языков.

Вода - платье цвета времени из сказки "Ослиная шкура", то есть голубовато-зеленоватое, с прозрачным отливом, из как бы струящегося газа; покрой платья тоже новогреческий или же англо-греческий, но только оно шире и воздушное. Головной убор из цветов и водорослей или же из метелок камыша.

Животные - костюмы крестьянские, простонародные.

Деревья - одежды зеленого цвета самых разнообразных оттенков или же цвета древесной коры. Их можно отличить по листьям и ветвям.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ

ХИЖИНА ДРОВОСЕКА

Сцена представляет хижину дровосека, по-деревенски простую, но не убогую. Догорающий очаг, кухонная утварь, шкаф, квашня, часы с гирями, веретено, умывальник и т. п. На столе зажженная лампа. По обеим сторонам шкафа спят, свернувшись клубком, собака и кошка. Между ними большая синяя с белым сахарная голова. На стене висит круглая клетка с горлицей. В глубине - два окна с закрытыми изнутри ставнями. Под одним окном скамья. Налево входная дверь на крепкой задвижке. Направо другая дверь. Лестница на чердак. Тут же, справа, две детские кроватки; у изголовья каждой из них аккуратно сложена на

стуле одежда.

При поднятии занавеса Тильтиль и Митиль спят сладким сном на своих кроватках. Мать Тиль в последний раз поправляет им на ночь одеяла и, склонившись над ними, любуется их безмятежным сном, затем машет рукой Отцу Тилю, который в эту минуту просовывает голову в приотворенную дверь. Приставив палец к губам в знак того, чтобы он не нарушал тишины, она гасит лампу и на цыпочках уходит в дверь направо. Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно

усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой.

Дети просыпаются и садятся на своих кроватках.

Тильтиль. Митиль!

Митиль. Тильтиль!

Тильтиль. Ты спишь?

Митиль. А ты?..

Тильтиль. Значит, не сплю, если говорю с тобой...

Митиль. Сегодня рождество, да?..

Тильтиль. Нет, не сегодня, а завтра. Только в нынешнем году святочный дед ничего нам не принесет...

Митиль. Почему?..

Тильтиль. Мама говорила, что она не успела сходить за ним в город... Он придет к нам на будущий год...

Митиль. А долго ждать до будущего года?..

Тильтиль. Порядочно... Сегодня ночью он придет к богатым детям...

Митиль. А-а!..

Тильтиль. Что я вижу!.. Мама забыла потушить лампу!.. Знаешь что?..

Митиль.?..

Тильтиль. Давай встанем!..

Митиль. Нам это не разрешается...

Тильтиль. Да ведь никого нет... Ты видишь ставни?..

Митиль. Ой, как они светятся!..

Тильтиль. Это праздничные огни.

Митиль. А у кого праздник?

Тильтиль. Напротив, у богатых детей. У них елка. Мы сейчас откроем ставни.

Митиль. А разве можно?

Тильтиль. Конечно, можно, раз мы одни. Слышишь - музыка?.. Вставай!

Дети встают, бегут к окну, взбираются на скамью и открывают ставни. Комнату

заливает яркий свет. Дети жадно смотрят на улицу.

Тильтиль. Все видно!..

Митиль (заняв на скамье неудобное место). А я ничего не вижу.

Тильтиль. Снег идет!.. Вон две кареты шестериком!..

Митиль. Вышли двенадцать мальчиков!..

Тильтиль. Глупышка! Это не мальчики, а девочки!

Митиль. Да они же в штанишках!

Тильтиль. Много ты понимаешь! Не толкайся!

Митиль. Я тебя не трогаю.

Тильтиль (захватил один всю скамью). Заняла всю скамью!..

Митиль. Это ты занял, а не я!

Тильтиль. Да замолчи ты! Вон елка!

Митиль. Какая елка?..

Тильтиль. Рождественская!.. А ты смотришь на стену!

Митиль. Смотрю на стену, потому что ты меня совсем столкнул.

Тильтиль (уступает ей крошечное местечко на скамье). Ладно уж!.. Ну что, успокоилась?.. А свечей-то сколько, свечей!..

Митиль. А что это они так гремят?

Тильтиль. Вон те?.. Это музыканты.

Митиль. Они сердятся?

Тильтиль. Нет, они просто устали.

Митиль. Еще карета, запряженная белыми конями!..

Тильтиль. Молчи!.. Смотри лучше!..

Митиль. А что это там такое золотое висит на ветках?..

Тильтиль. Ах, боже мой, игрушки!.. Сабли, ружья, солдатики, пушки...

Митиль. А кукол там тоже понавесили?..

Тильтиль. Кукол?.. Нет, куклы - это чепуха, это им неинтересно...

Митиль. А что это там расставлено на столе?..

Тильтиль. Пирожки, фрукты, пирожные с кремом...

Митиль. Когда я была маленькая, я как-то раз ела пирожное...

Тильтиль. Я тоже. Это вкуснее, чем хлеб, но только пирожных много не дают...

Наталия Жукова

«Синяя птица» М. Метерлинка
и Закон Перевоплощения

Наталия Спирина

Синяя птица

Ты синей птицы не убей −

Она за счастьем полетела,

Чтобы воздать в стократ тебе

За каждое благое дело.

Не отзывай её назад,

Не нарушай её полёта

Желаньем выгод и наград,

Похвал никчёмной позолоты.

Ты чашу счастья не пролей −

Не поминай даров даримых,

Забудь о них; не пожалей

Трудов и зримых и незримых.

Ты сам себя обогатил

Всем, чем другого одарил;

И синей птицы взмахи крыл

В окно открытое впустил .

В 1908 году выдающихся бельгийский поэт и писатель-символист, драматург и философ Морис Метерлинк (1862−1949) написал философскую пьесу-притчу «Синяя птица», посвящённую извечным вопросам познания Законов Бытия и поиску истинного Счастья.

Известно, что Николай Константинович Рерих хорошо знал и ценил М. Метерлинка, любил его творчество и иллюстрировал его пьесы . Морис Метерлинк поддерживал все культурные начинания Н. К. Рериха. В 1921 году он стал членом организации «Cor Ardens» («Пылающее Сердце»), основанной Н. К. Рерихом в США с целью создания международного братства деятелей искусств на широком поле Культуры.

«Всем сердцем я присоединяюсь к подписывающим Пакт Рериха. Объединимся вокруг этого благородного идеала всеми нашими моральными силами» , − писал Н. К. Рериху граф Морис Метерлинк в 1930-е годы.

После Второй мировой войны, из далёкой Индии, думая о всех, с кем «пришлось потрудиться», Н. К. Рерих вспоминал Метерлинка как друга: «Близок он был нам» . Он сравнивал его с колонной Храма, которая годится и для будущих послевоенных построений .

Пьеса М. Метерлинка «Синяя птица», по мнению современного прозаика, поэта и публициста Дмитрия Быкова, «…может быть, лучшая в XX веке. Не только потому, что она учит верить в мечту и искать Истинные Блаженства… А потому, что она − как и всё символистское искусство − учит правильному мировоззрению » .

Изучающим Учение Живой Этики эта пьеса особенно интересна тем, что чуткий дух Метерлинка, как поэта-философа, ярко отразил в ней Закон Перевоплощения, с древности широко известный на Востоке, но отвергнутый Христианской церковью в VI веке.

Автор в сказочной, символической форме описывает находящийся рядом с нашим грубо-материальным земным миром Тонкий Мир и пребывание человека в нём после, так называемой, «смерти» до своего следующего воплощения на Земле.

«В мире потеряно счастье, ибо счастье в духе» , − сказано в книге «Агни Йога». Созвучна Учению Живой Этики идея Метерлинка о поисках истинного Счастья, которое доступно лишь детски-чистым сердцам («Будьте как дети…», − сказал Христос), преодолевшим многие испытания и прельщения на Пути совершенствования.

Вспомним сюжет пьесы.

В ночь на Рождество детей крестьянина-дровосека: мальчика Тильтиль и девочку Митиль в их хижине навещает Фея. Её внучка больна, спасти её может лишь Синяя птица. Фея поручает детям её найти и даёт им зелёную шапочку с чудесным алмазом, повернув который, они могут видеть истинную природу мира и души вещей, животных и стихий, окружающих их. Повернув камень, дети видят, что всё вокруг − живое. И не только животные, язык которых стал им понятен, но всё вокруг имеет свою жизнь, свою душу − и хлеб, и молоко, и огонь, и вода, и свет…

Вместе с лучезарно-прекрасной Душой Света Тильтиль и Митиль отправляются на поиски Синей птицы. Путь проходит через разные сферы Тонкого Мира.

В «Стране воспоминаний» дети встречают своих умерших родных − бабушку и дедушку, братьев и сестёр. Там они понимают, как важно посылать добрые мысли своим ушедшим близким. Так, дедушка говорит Тильтилю: «Ваша мысль навещает нас − это для нас праздник...», «молиться значит вспоминать».

После они посещают «Дворец Ночи», где встречаются с повелительницей тьмы. Ночь не может помешать человеку познавать свои тайны. Она старается обмануть и запугать Тильтиля и не дать ему ключ, открывающий все двери в её дворце. Но бесстрашный мальчик поочерёдно открывает их, обнаружив там Призраки, Болезни и Войны. За другой дверью находятся Звёзды, Ароматы, Блуждающие Огни, Светляки, Роса и Соловьиное Пение. Следующую, большую дверь, Ночь не советует отпирать, предупреждая, что за ней кроются видения настолько грозные, что не имеют даже названия. Но там оказывается дивной красоты сад − сад мечты и ночного света, где среди звёзд и планет порхают волшебные синие птицы. Тильтиль ловит несколько синих птиц. Но вскоре пойманные птицы погибают, так как не выносят света дня.

Далее следует враждебный людям Лес, где дети общаются с духами деревьев. «Ты ищешь Синюю Птицу, то есть ты хочешь разгадать величайшую Тайну Бытия, Тайну счастья, − разгадать для того, чтобы Люди нас потом окончательно поработили...», − говорит Тильтилю Дуб.

Здесь проявляются предательство Кошки и верность Пса. Не любящая людей Кошка натравливает деревья на детей дровосека. Они нападают на мальчика, но Пёс бросается на защиту. Оба они на волосок от гибели, и лишь вмешательство Души Света, которая велит Тильтилю повернуть алмаз на шапочке, чтобы погрузить деревья в мрак и молчание, спасает их.

Потом дети ищут Синюю птицу на кладбище. В полночь Тильтиль со страхом поворачивает алмаз, могилы разверзаются… Но из них появляются целые снопы волшебно прекрасных белых цветов. «Цветы… пленяют взор своей пышностью, обилием, великолепием и, заполонив в конце концов всё кладбище, превращают его в некий волшебный… сад, а в это время над садом встаёт заря. Блестит роса, распускаются цветы, в ветвях шелестит ветер, жужжат пчёлы, просыпаются птицы и наполняют пространство первыми восторженными гимнами Солнцу и Жизни. Потрясённые, ошеломлённые Тильтиль и Митиль, держась за руки, ходят среди цветов и не могут найти следы могил». «Где же мёртвые?.. − Мёртвых нет…» − удивляются дети.

Живая Этика говорит: «Как просто принимают люди непреложность ритма дня и ночи! В основу нашего человеческого цикла почему не приложить то же понятие? (…) Примем токи неутомимого движения. (…) Негодны печаль и скорбь!» «…Человек рождается вечно, в особенности же в момент так называемой смерти. (…) Поистине довольно могил, кладбищ и запугиваний! Можно знать, как светло смотрели Учителя на переход к будущим проявлениям…»

После дети посещают «Сады Блаженств». Здесь они учатся отличать истинные радости от ложных.

Вначале они встречают на роскошном пиршестве Тучные земные Блаженства: Блаженство Быть Богатым, Блаженство Быть Собственником, Блаженство Утолённого Тщеславия, Блаженство Пить, Когда Уже Не Чувствуешь Жажды, и Блаженство Есть, Когда Уже Не Чувствуешь Голода, Блаженство Ничего Не Знать, Блаженство Ничего Не Понимать, Блаженство Ничего Не Делать и Блаженство Спать Больше, Чем Нужно. Завершает это сборище Утробный Смех и те плотские Блаженства, которые стыдятся явиться перед детьми.

Тучные Блаженства едва не втягивают Тильтиля и его спутников в свои оргии, но Душа Света предупреждает, что стоит попробовать яства, как тут же «забудешь, что тебе поручено», так как они «расслабляют волю. Надо жертвовать всем во имя долга».

Когда же мальчик поворачивает чудесный алмаз, в его свете все Тучные Блаженства предстают в своём подлинном виде − жалком и безобразном.

Появляются светлые существа − это чистые Блаженства: Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Любить Родителей, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Солнечных Дней, Блаженство Видеть Зажигающиеся Звёзды, самое светлое среди них − Блаженство Невинных Мыслей и другие.

Душа Света говорит о чистых Блаженствах: «На Земле их гораздо больше, чем принято думать, но большинство людей не умеет их искать...»

Чистые Блаженства извещают о приходе детей Великие Радости, и вскоре приходят высокие прекрасные ангелоподобные существа в блистающих одеждах. Среди них Великая Радость Быть Справедливым, Радость Быть Добрым, Радость Завершённого Труда, Радость Мыслить, Радость Понимать, Радость Созерцать Прекрасное, Великая Радость Любить и самая чистая из всех − Радость Материнской Любви.

Она кажется детям похожей на их мать, только гораздо красивее… Но Материнская Любовь утверждает, что дома она такая же, но увидеть её можно только глазами сердца. «Нет ни бедных матерей, ни некрасивых, ни старых... Их любовь неизменно пребывает прекраснейшею из всех Радостей... Когда же они грустят, стоит им поцеловать ребёнка, стоит ребёнку поцеловать их − и все слёзы, подступающие к их глазам, превращаются в звёзды...»

Узнав, что детей привела Душа Света, Материнская Любовь созывает другие Великие Радости, и они приветствуют Душу Света как свою владычицу. Великие Радости просят Душу Света откинуть покрывало, которое ещё скрывает непознанные Истины и Блаженства. Но Душа Света, исполняя приказ своего Повелителя, лишь плотнее закутывается в покрывало, говоря, что «час ещё не настал», но когда-нибудь он пробьёт, и тогда она придёт открыто и смело. «Близок день нашей новой встречи...»

И наконец, Тильтиль и Митиль попадают в «Царство Будущего», где в Тонком Мире пребывают ещё нерождённые дети… Они готовятся к очередному воплощению, но на Землю им нельзя прийти с пустыми руками. Ярко описывает Метерлинк, как перед рождением дети берут с собой на Землю все свои идеи, открытия и изобретения: Машину Счастья, тридцать три способа продления жизни, летающую по воздуху машину без крыльев и т.д. Один из малышей на Земле будет садовником, выращивающим необыкновенные маргаритки и огромный виноград, другой − Королём Девяти Планет, ещё один призван уничтожить на Земле Несправедливость, другой должен победить Смерть, третий − найти огонь, который будет согревать Землю, когда остынет Солнце, четвёртый принесет на Землю ничем не омрачённую радость. Но есть и те, кто возьмут с собой только преступления или болезни. Трогательны влюблённые, горюющие от близкой разлуки, так как их воплощения разделены столетиями.

Появляется бородатый старик Время, с косой и песочными часами. Он забирает тех, кто должен вот-вот родиться, на корабль. Доносится далёкое пение − это поют Матери, встречающие своих детей.

В конце Пути, так и не найдя Синей птицы, Тильтиль и Митиль возвращаются домой, в хижину дровосека, которая, очень изменилась − всё вокруг стало новым, радостным, светлым. Это превращение связано с внутренними изменениями самих героев, которые теперь на всё смотрят другими глазами и отличают истину от иллюзии. Бедная хижина дровосека теперь кажется им прекрасной, потому, что здесь − любящие сердца их родных и близких. Дети научились ценить истинные радости, научились любить, поэтому они счастливы…

И здесь Тильтиль видит Синюю птицу, которую он так долго искал. Это его горлица. Он дарит её больной соседской девочке, и она выздоравливает. Казалось, пришло Счастье, но в последний момент Синяя птица улетает. И Тильтиль обращается к зрителям: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас её найдёт, то пусть принесёт нам − она нужна нам для того, чтобы стать счастливыми в будущем…»

Драма-Феерия М. Метерлинка «Синяя птица» преисполнена глубокого философского смысла. Счастье, по мнению автора, − это награда на бесконечном жизненном Пути, где каждый преодолевает страх, ложь и чувственные прельщения, учится отличать истинные ценности от ложных и познаёт добро, сочувствие, помощь другим, преданность, жертвенность и любовь. Поиски Синей птицы будут продолжаться всегда, потому что только на Пути духовного совершенствования, пробуждается и утончается сердце человека, а без сердца найти Счастье невозможно.

Наталия Спирина

Без сердца мы шелуха погибшая.

Сердце, 389

Без сердца − только шелуха,

Без сердца нет живого мира;

И погребальная тоска −

Удел ничтожности кумира,

Которому ты отдал дань.

Опомнись и опорой стань

Любви вселенской устремленью;

И нет конца и завершенья

Тому, что двигает сердца .

Предлагаем вашему вниманию отрывок из пьесы М. Метерлинка «Синяя птица» − «Царство Будущего», ярко иллюстрирующий положения Закона Перевоплощения.

Морис Метерлинк

СИНЯЯ ПТИЦА

Феерия в шести действиях, двенадцати картинах

Тильтиль − костюм Мальчика-с-Пальчик из сказок Перро: тёмно-красные панталоны, коротенькая курточка нежно-голубого цвета, белые чулки, жёлтые башмаки.

Митиль − костюм Гретель или Красной Шапочки.

Душа Света − газовое платье лунного цвета, то есть бледно-золотистое с серебряными блёстками; от этого платья словно исходят лучи. (…) Причёска − нечто вроде диадемы или даже лёгкой короны.

Время − классический костюм бога времени: широкая чёрная или же тёмно-синяя мантия, длинная седая борода, коса, песочные часы.

Б. Н. Абрамов. Композиция. Акварель. 1941, Харбин

Картина десятая

Царство Будущего

Необъятные залы Лазоревого Дворца, где ожидают Дети, которым предстоит родиться. Бесконечные ряды сапфировых колонн, на которых держатся бирюзовые своды. Всё здесь, начиная со света, начиная с плит из ляпис-лазури и кончая еле видной глубиной сцены, в которой теряются последние арки − всё до последней мелочи ярко-голубого, сказочно голубого, волшебно голубого цвета. Только капители и цоколи колонн, замки сводов да несколько кресел и круглых скамеек сделаны из белого мрамора и алебастра. Справа, между колонн, большие опаловые двери. За этими дверями, которые в конце картины распахивает Время, находятся Земная Жизнь и Гавань Зари. Залу наполняют, образуя красивые группы, Дети в длинных лазоревых одеждах. Одни играют, другие гуляют, третьи беседуют или мечтают. Многие спят. Многие, расположившись между колонн, трудятся над своими будущими изобретениями Их орудия, инструменты, приборы, которые они делают, растения, цветы и плоды, которые они выращивают или же срывают, такого же, сверхъестественной яркости, голубого цвета, как и весь воздух Дворца. В толпе Детей скользят взад и вперёд высокие фигуры, отличающиеся величавой и строгой красотой, в одеждах тоже голубых, но только более бледного тона и более прозрачных, − они напоминают ангелов.

Слева, на переднем плане, точно прячась за колоннами, появляются Тильтиль, Митиль и Душа Света. Их приход вызывает движение среди Лазоревых Детей. Они сбегаются отовсюду, обступают нежданных гостей и с любопытством разглядывают их. (…)

Тильтиль. А мы-то где же?..

Душа Света. В Царстве Будущего, среди ещё не родившихся Детей. Люди не подозревают о существовании этой страны, нам же благодаря алмазу всё будет явственно видно, и, по всей вероятности, мы здесь-то и найдём Синюю Птицу...

Тильтиль. Синей она будет непременно − здесь всё такое синее!.. (Смотрит вокруг.) Какая красота!..

Душа Света. Смотри − отовсюду сбегаются Дети...

Тильтиль. Они недовольны, что мы пришли?..

Душа Света. Ничуть... Ты же видишь: они улыбаются, они только удивлены.

Толпа Лазоревых Детей всё растёт.

Лазоревые Дети. Маленькие Живущие Существа!.. Идите смотреть на Маленькие Живущие Существа!..

Тильтиль. Почему они нас называют Маленькими Живущими Существами?..

Душа Света. Потому что сами они ещё не живут...

Тильтиль. Что же они делают?..

Душа Света. Ждут, когда настанет час их рождения...

Тильтиль. Час их рождения?..

Душа Света. Да. Дети, которые рождаются у нас на Земле, приходят отсюда. Каждый ждёт своей очереди... Когда отцы и матери желают иметь детей, вон те большие двери, что направо, отворяются и малыши спускаются на Землю...

Тильтиль. Сколько их тут! Сколько их тут!..

Душа Света. Их гораздо больше... Всех сейчас не видно... Ты только подумай − надо же чем-нибудь наполнить Землю до конца времён... Их и не сочтёшь...

Тильтиль. А что это за высокие голубые фигуры?..

Душа Света. В точности неизвестно... Предполагают, что это Хранительницы Детей... Говорят, будто они сойдут на Землю после Людей... Но расспрашивать их не позволяется...

Тильтиль. Почему?

Душа Света. Потому что это Тайна Земли...

Тильтиль. А с малышами можно разговаривать?..

Душа Света. Конечно! Вам непременно надо с ними познакомиться... Вот этот, по-моему, будет занятней других... Поди, поговори с ним...

Тильтиль. О чём?

Душа Света. О чём хочешь. Говори с ним, как с товарищем...

Тильтиль. А можно с ним поздороваться за руку?

Душа Света. Разумеется, можно, он тебя не обидит... Да чего же ты стесняешься?.. Я вас оставлю вдвоём − без меня вы будете свободнее себя чувствовать... А мне, кстати, нужно побеседовать вот с этой высокой, голубой...

Тильтиль (подходит к Лазоревому Ребёнку и протягивает ему руку). Здравствуй!.. (Дотрагивается до его голубой одежды.) Что это у тебя?

Ребёнок (с серьёзным видом дотрагивается до шапочки Тильтиля). А это что?..

Тильтиль. Это?.. Это моя шапочка... А у тебя разве нет шапочки?..

Ребёнок. Нет. А для чего она?..

Тильтиль. Чтобы здороваться... И ещё от холода...

Ребёнок. А что такое холод?..

Тильтиль. Это когда вот так дрожишь − бррр! бррр! − дуешь на, руки, а потом руками вот так... (С ожесточением трёт себе руки.)

Ребёнок. На Земле холодно?..

Тильтиль. Да, зимой бывает холодно, когда нет дров...

Ребёнок. А почему нет дров?

Тильтиль. Потому что они дороги, они денег стоят...

Ребёнок. А что такое деньги?

Тильтиль. Это то, чем платят...

Ребёнок. А-а!..

Тильтиль. У одних деньги есть, а у других нет...

Ребёнок. Почему у других нет?..

Тильтиль. Потому что они небогаты... А ты богат?.. Тебе сколько лет?..

Ребёнок. Я скоро должен родиться... Я рожусь через двенадцать лет... А что, рождаться приятно?..

Тильтиль. Ещё бы!.. Очень забавно!..

Ребёнок. Как это у тебя получилось?..

Тильтиль. Не помню... Это было давно-давно!..

Ребёнок. Говорят, что и Земля, и сами Живущие это всё так красиво!..

Тильтиль. Да, там у нас неплохо... Птицы, пирожные, игрушки... У некоторых есть всё, а у кого нет, те могут на них смотреть...

Ребёнок. Нам сказали, что матери ждут нас за дверями... Правда, что они добрые?..

Тильтиль. Ещё какие добрые!.. Лучше мам никого нет на свете. Бабушки тоже добрые, только они очень скоро умирают...

Ребёнок. Умирают?.. Что это значит?..

Тильтиль. Однажды вечером они уходят и уже не возвращаются...

Ребёнок. Почему?..

Тильтиль. Неизвестно... Может быть, потому что они грустные...

Ребёнок. А твоя ушла?

Тильтиль. Кто? Бабушка?..

Ребёнок. Мама или бабушка − я почём знаю?..

Тильтиль. Это разница!.. Бабушки уходят раньше. Их тоже бывает очень жаль... Моя бабушка была такая добрая!..

Ребёнок. Что у тебя с глазами?.. Почему в них блестят жемчужины?..

Тильтиль. Это не жемчужины...

Ребёнок. А что же?..

Тильтиль. Ничего. Просто всё здесь ярко-голубое, и мне немножко режет глаза...

Ребёнок. Как это называется?..

Тильтиль. Что?..

Ребёнок. То, что у тебя падает...

Тильтиль. Пустяки! Это капельки воды...

Ребёнок. Она течёт из глаз?..

Тильтиль. Да, когда плачешь...

Ребёнок. Что значит «плачешь»?

Тильтиль. Я-то не плакал − это всё из-за голубого света... Но так бывает и когда плачешь...

Ребёнок. А часто плачут?..

Тильтиль. Мальчики − редко, зато девочки!.. А здесь не плачут?..

Ребёнок. Я не умею...

Тильтиль. Ничего, научишься... Во что это ты играешь? Что это за большие голубые крылья?..

Ребёнок. Это?.. Это для изобретения, которое я сделаю на Земле...

Тильтиль. Какое изобретение?.. Ты разве что-нибудь изобрёл?..

Ребёнок. А разве ты не знаешь?.. На Земле я должен буду изобрести Машину Счастья...

Тильтиль. Она съедобная?.. Она гремит?..

Ребёнок. Да нет, её совсем не слышно...

Тильтиль. Жаль...

Ребёнок. Я тружусь над ней каждый день... Она почти готова... Хочешь посмотреть?..

Тильтиль. Конечно... Где она у тебя?..

Ребёнок. Вон там, между колоннами, её видно отсюда...

Второй Лазоревый Ребёнок (подходит к Тильтилю и начинает тянуть его за рукав). А на моё изобретение хочешь посмотреть?..

Тильтиль. С удовольствием. А что это такое?..

Второй Ребёнок. Тридцать три способа продления жизни... Вон там, в голубых склянках...

Третий Ребёнок (выступает вперед). А я несу на Землю свет, пока ещё ей неведомый!.. (Весь сияет небывалым светом.) Правда, интересно?..

Четвёртый Ребёнок (тянет Тильтиля за руку). Поди посмотри мою машину − она летает по воздуху, как птица, только без крыльев!..

Пятый Ребёнок. Нет, нет, сперва мою − она отыскивает сокровища, спрятанные на Луне!..

Лазоревые Дети толпятся вокруг Тильтиля и Митиль и кричат все сразу: «Нет, мою!..», «Нет, моя лучше!.», «Моя − это что-то поразительное!..», «Моя вся из сахара!..», «Его машина не интересная...», «Он украл у меня идею!..» и т.д. Под эти выкрики Дети тащат Тильтиля и Митиль к лазоревым мастерским, и там каждый изобретатель приводит в движение свою идеальную машину. Поднимается голубая круговерть дисков, маховиков, шестерён, блоков, приводных ремней и каких-то странных, ещё не имеющих названия предметов, окутанных голубоватой дымкой необычайного. Множество затейливых и загадочных летательных аппаратов поднимается в воздух, кружит под самыми сводами или ползает у подножия колонн, а в это время Дети развёртывают карты и чертежи, открывают книги. снимают покровы с лазоревых статуй, приносят огромные цветы, исполинские плоды, отливающие сапфиром и бирюзой.

Лазоревый Малыш (согнувшись под тяжестью громадных голубых маргариток). Посмотрите, какие у меня цветы!..

Тильтиль. Что это за цветы?.. Я таких никогда не видел...

Лазоревый Малыш. Это маргаритки!..

Тильтиль. Не может быть!.. Они величиной с колесо...

Лазоревый Малыш. Как они хорошо пахнут!..

Тильтиль (нюхает). Чудесно!..

Лазоревый Малыш. Вот такие-то я буду выращивать на Земле...

Тильтиль. А когда ты будешь на Земле?..

Лазоревый Малыш. Через пятьдесят три года четыре месяца и девять дней...

Двое Лазоревых Детей несут на шесте похожую на люстру кисть винограда невероятной величины; каждая её виноградинка больше груши.

Один из Детей, несущих кисть винограда. Как тебе нравится мой виноград?..

Тильтиль. Целая ветка груш!..

Ребёнок. Да нет же, это виноград!.. Когда мне минет тридцать лет, он будет точно такой... Я нашёл способ...

Второй Ребёнок (сгибаясь под тяжестью корзины, наполненной голубыми яблоками величиной с дыню). А вот и я!.. Посмотри, какие у меня яблоки!..

Тильтиль. Да это дыни!..

Ребёнок. Нет, не дыни!.. Это яблоки, да ещё не самые крупные!.. Когда я буду жить на Земле, яблоки будут такими... Я открыл систему...

Третий Ребёнок (везёт на голубой тачке голубые дыни больше тыквы). Ну как мои дыньки?..

Тильтиль. Да это же тыквы!..

Ребёнок (с дынями). Когда я сойду на Землю, моим дыням будет чем гордиться!.. Меня возьмёт в садовники Король Девяти Планет...

Тильтиль. Король Девяти Планет?.. А где он?..

Король Девяти Планет гордо выступает вперёд. На вид ему года четыре, он еле держится на своих кривых ножках.

Король Девяти Планет. Вот он я!

Тильтиль. Ну, ростом ты невелик...

Король Девяти Планет (важно и многозначительно). Зато я совершу великие дела.

Тильтиль. Какие же такие дела?

Король Девяти Планет. Я создам Всеобщую Конфедерацию Планет Солнечной Системы.

Тильтиль (не поняв). Ах вот оно что!

Король Девяти Планет. В её состав войдут все Планеты, за исключением Сатурна, Урана и Нептуна, нас с ними разделяет огромное, бесконечное пространство. (С достоинством удаляется.)

Тильтиль. Забавный!..

Лазоревый Ребёнок. А вон тот?

Тильтиль. Который?

Ребёнок. Вон тот малыш, что стоит у колонны...

Тильтиль. Ну так что же?

Ребёнок. Он принесёт на Землю ничем не омрачённую радость...

Тильтиль. Каким образом?..

Ребёнок. Через мысли, которые ещё никому не приходили в голову...

Тильтиль. А что сделает тот бутуз, который ковыряет в носу?..

Ребёнок. Он должен найти огонь, который будет согревать Землю, когда остынет Солнце...

Тильтиль. А те двое, что держатся за руки и поминутно целуются, − это брат и сестра?..

Ребёнок. Да нет!.. Они очень смешные... Это влюблённые...

Тильтиль. А что это значит?..

Ребёнок. Понятия не имею... Это старик Время дал им такое шутливое прозвище... Они не могут наглядеться друг на друга, всё целуются и прощаются...

Тильтиль. Зачем?

Ребёнок. Кажется, им нельзя будет уйти отсюда вместе...

Тильтиль. А кто тот румяный карапуз, который с таким серьёзным видом сосёт палец?..

Ребёнок. Насколько мне известно, он должен уничтожить на Земле Несправедливость...

Тильтиль. Ах вот как!..

Ребёнок. Говорят, что это ужасно трудно...

Тильтиль. А тот рыжий мальчуган, который ходит так, как будто он не видит, − он что, слепой?..

Ребёнок. Пока ещё нет, но потом ослепнет. Приглядись к нему повнимательнее... Кажется, он должен победить Смерть...

Тильтиль. Что это значит?

Ребёнок. Толком не знаю, но говорят, что это очень важно...

Тильтиль (указывая на множество Детей, спящих возле колонн, на ступенях, на скамьях и т. д.). А те, что спят, − ой, сколько их! − они ничего не изобретут?..

Ребёнок. Они думают...

Тильтиль. О чём?..

Ребёнок. Они сами этого пока ещё не знают, но они непременно должны с чем-нибудь прийти на Землю с пустыми руками туда не пускают...

Тильтиль. Кто не пускает?..

Ребёнок. У дверей стоит старик по имени Время... Когда он отворит двери, ты его увидишь... Он такой упрямый...

Ещё один Лазоревый Ребёнок (протиснувшись, подбегает к Тильтилю). Здравствуй, Тильтиль!..

Тильтиль. Вот тебе раз!.. Почём он знает, как меня зовут?..

Ребёнок, который только что подбежал, крепко целует Тильтиля и Митиль.

Ребёнок. Здравствуй!.. Как поживаешь?.. Да поцелуй же меня! И ты тоже, Митиль!.. Ничего нет удивительного, что я знаю, как тебя зовут: ведь я твой будущий брат... Мне сейчас только сказали, что ты здесь... Я был в глубине залы, собирал свои мысли... Скажи маме, что я готов...

Тильтиль. А ты что, хочешь к нам прийти?..

Ребёнок. Ну конечно! На будущий год, в вербное воскресенье... Не дразни меня, когда я буду маленький... Я очень рад, что заранее расцеловал вас... Скажи отцу, чтобы он починил колыбельку... Ну как у вас там, хорошо?..

Тильтиль. Да неплохо... Мама у нас такая добрая!..

Ребёнок. А кормят хорошо?..

Тильтиль. Как когда... Иной раз бывают даже пирожные. Правда, Митиль?..

Митиль. На Новый год и четырнадцатого июля... Мама сама делает...

Тильтиль. А что у тебя в мешке?.. Ты нам что-нибудь несёшь?..

Ребёнок (с гордостью). Я несу три болезни; скарлатину, коклюш и корь...

Тильтиль. Только и всего?.. А потом что ты сделаешь?..

Ребёнок. Потом?.. Потом я от вас уйду...

Тильтиль. Стоило приходить!..

Ребёнок. Разве это от нас зависит?..

Внезапно возникает и распространяется по зале долгий, сильный, хрустально чистый звон, как бы исходящий от колонн и опаловых дверей, которые в эту минуту начинают светиться более ярким светом.

Тильтиль. Что это?..

Ребёнок. Это Время!.. Сейчас оно отворит двери!..

Среди Лазоревых Детей тотчас поднимается переполох. Большинство бросают свои приборы, свою работу, спящие пробуждаются, и все, устремив взор на опаловые двери, направляются к ним.

Душа Света (подходит к Тилетилю). Станем за колонны... А то нас увидит Время...

Тильтиль. Что это за звон?..

Ребёнок. Это занимается Заря − час, когда Дети, которым предстоит родиться сегодня, спускаются на Землю...

Тильтиль. А как же они спустятся?.. По лестнице?..

Ребёнок. Сейчас увидишь... Время уже отодвигает засовы...

Тильтиль. А что такое Время?..

Ребёнок. Это старик, который вызывает тех, кому пора уходить...

Тильтиль. Он сердитый?..

Ребёнок. Нет, он только несговорчивый... Проси не проси − вне очереди никого не пустит...

Тильтиль. А Детям хочется уйти отсюда?..

Ребёнок. Кто остаётся − те недовольны, но и уходить отсюда грустно... Смотри, смотри!.. Отворяет!..

Большие опаловые двери медленно отворяются. С Земли, точно далёкая музыка, доносится неясный гул. В залу вливается зелёный и красный свет, и на пороге вырастает Время, высокий бородатый старик с косой и песочными часами, а вдали виднеются белые и золотые паруса корабля, стоящего в гавани, которую образует предутренний розовый туман.

Время (на пороге). Те, чей пробил час, готовы?..

Лазоревые Дети (сбегаются отовсюду и пробиваются вперёд). Мы здесь!.. Мы здесь!.. Мы здесь!..

Время (проходящим мимо него Детям, ворчливо). По одному!.. Всегда вас больше, чем нужно!.. Опять та же история!.. Ну, да меня не проведёшь!.. (Отталкивает Ребёнка) Твоя очередь ещё не пришла!.. Приходи завтра... А ты приходи через десять лет... Ты уже тринадцатый пастух. А требуется всего только двенадцать − времена Феокрита и Вергилия давно прошли... Опять врачи?.. На Земле, жалуются, что их и так девать некуда... А инженеры есть?.. Ещё требуется честный человек, хотя бы один, в качестве необычайно редкого явления... Есть честный человек?.. Кто, ты?..

Ребёнок утвердительно кивает головой.

Уж больно ты чахлый... Долго не протянешь!.. Эй, вы там, спокойно, спокойно!.. А ты что несёшь?.. Ничего? С пустыми руками?.. Так не пройдёшь... Приготовь хоть что-нибудь − ну, скажем, крупное преступление или болезнь, мне всё равно... Только что-нибудь непременно надо... (Замечает, что одного Малыша другие подталкивают, а он упирается.) Ну, ну, что там такое?.. Ты же знаешь, что твой час пришёл!.. Требуется герой, чтобы побороть Несправедливость. Это ты. Значит, надо идти...

Лазоревые Дети. Он не хочет, дедушка!..

Время. Как так − не хочет?.. Ты что это выдумал, недоносок?.. А ну без разговоров! Время не ждёт...

Малыш (которого толкают). Нет, нет!.. Не хочу!.. Я не хочу рождаться!.. Я лучше здесь останусь!..

Время. Тебя никто не спрашивает... Пора − значит, пора!.. Ну, живо, вперёд!..

Ещё один Ребёнок (пробравшись вперёд). Пропустите меня!.. Вместо него!.. Говорят, мои родители старые и они заждались меня!..

Время. Ничего, ничего!.. Всему свой черёд и своё время... С вами так никогда не кончишь... Один хочет, другой не желает, этому слишком рано, другому слишком поздно... (Отталкивает Детей, сгрудившихся у порога) Не напирать, детвора!.. Пошли отсюда, любопытные!.. Кто не уходит на Землю, тому здесь делать нечего... Когда вас не зовут, вы все лезете вперёд, а как до дела, так вас нет: струсили... А эти четверо дрожат словно осиновый лист... (Одному из четверых, который совсем было собрался перешагнуть через порог и вдруг пятится назад.) Ну, ну?.. Что с тобой?

Ребёнок. Я забыл коробку с двумя преступлениями, которые мне предстоит совершить...

Второй Ребёнок. А я забыл пузырёк с идеей, которая должна просветить народы...

Третий Ребёнок. А я забыл черенок от моей лучшей груши!..

Время. Сбегайте!.. Нам осталось всего шестьсот двенадцать секунд... Уж плещут паруса на корабле Зари − это знак, что вас там ждут... Опоздаете − тогда уже не родитесь... Скорей, скорей на корабль!.. (Схватывает Ребёнка, который хотел прошмыгнуть у него между ног и выбежать на пристань.) Ты куда?.. Третий раз пытаешься родиться не в очередь... Смотри, больше не попадайся, не то будешь вечно ждать в царстве сестры моей − Вечности, а это, знаешь ли, не очень весело... Ну как, все готовы?.. Все на своих местах?.. (Окидывает взглядом Детей, собравшихся на пристани и занявших места на корабле) Одного не хватает... Не прячься, не прячься, я всё равно тебя вижу!.. Меня не проведёшь... Ну, так называемый Влюблённый, прощайся со своей красоткой!..

Двое Детей, которых зовут Влюблёнными, с помертвевшими от горя лицами, нежно обнявшись, подходят к Времени и бросаются ему в ноги.

Первый Ребёнок. Дедушка Время, позволь мне остаться с ней!..

Второй Ребёнок. Дедушка Время, позволь мне уйти с ним!..

Время. Нельзя!.. В вашем распоряжении всего триста девяносто четыре секунды...

Первый Ребёнок. Лучше бы мне вовсе не родиться!..

Время. Это не от тебя зависит...

Второй Ребёнок (умоляюще). Дедушка Время, я приду слишком поздно!..

Первый Ребёнок. Когда она спустится на Землю, меня уже не будет!..

Второй Ребёнок. Я его там не увижу!..

Первый Ребёнок. Мы будем так одиноки!..

Время. Это меня не касается... Обращайтесь к Жизни... Я соединяю и разлучаю, как мне приказано... (Хватает Первого Ребёнка) Ступай!..

Первый Ребёнок (отбиваясь). Не хочу, не хочу, не хочу!.. Только с ней!..

Второй Ребёнок (вцепившись в Первого). Не отнимай его у меня!.. Не отнимай его у меня!..

Время. Да ведь он идёт не умирать, а жить!.. (Подталкивает Первого Ребёнка) Иди, иди!..

Второй Ребёнок (в отчаянии простирает руки к Первому). Подай мне знак!.. Хоть какой-нибудь знак!.. Скажи, как тебя найти!..

Первый Ребёнок. Я всегда буду любить тебя!..

Второй Ребёнок. А я буду печальнее всех!.. Так ты меня и узнаешь... (Падает без чувств.).

Время. Вместо того чтобы предаваться отчаянию, вы бы лучше надеялись... Ну, всё... (Смотрит на, часы.) Остаётся шестьдесят три секунды...

Последний сильный трепет волнения пробегает по толпе уходящих и остающихся Детей. Слышно, как они второпях прощаются: «Прощай, Пьер!.. Прощай, Жан!.. Ты всё взял?.. Возвести мою идею!.. Ты ничего не забыл?.. Постарайся узнать меня!.. Я тебя отыщу!.. Не растеряй своих идей!.. Не наклоняйся слишком низко над бездной Бесконечности!.. Дай о себе знать!.. Говорят, нельзя!.. Можно, можно, ты уж постарайся!.. Сообщи, хорошо ли там!.. Я выйду к тебе навстречу!.. Мне суждено родиться на троне!» − и т.д. и т.д.

Время (размахивая ключами и косой). Довольно! Довольно!.. Якорь поднят!..

Паруса проплывают и скрываются. Слышны удаляющиеся крики Детей: «Земля!.. Земля!.. Вот она!.. Какая она красивая!.. Какая она светлая!.. Какая она большая!..» Затем, точно из недр земли, доносится далёкое-далёкое пение, и в нём звучит радость скорой встречи.

Тильтиль (Душе Света). Кто это поет?.. Это не Дети... У них не такие голоса...

Душа Света. Их встречают Матери, это они и поют... (…)

Примечания:

1. Спирина Н. Д. Синяя птица / Спирина Н. Д. Перед Восходом: Сб. стихов: http://spirina.info/poetry/105/2352

2. Метерлинк М. Сочинения. В трёх томах / В переводе Л. Вилькиной. С рисунками Н. К. Рериха. С предисловиями Н. Минского, З. Венгеровой, В. Розанова. Петербург, 1906−1907.

3. Рерих Н. К. Продвижение.1935 / Рерих Н. К. Листы Дневника. Т. 1. М., 1995.

4. Рерих Н. К. Дела! 1945 / Рерих Н. К. Листы Дневника. Т. 3. М., 1995.

5. Рерих Н. К. Преодолеваем. 1947 / Рерих Н. К. Листы Дневника. Т. 3. М., 1995.

6. Быков Д. Вперёд, к победе символизма! / Календарь. Разговоры о главном. М., 2011. С. 501−505.

7. Агни Йога, 16.

8. Беспредельность, 13.

9. Листы Сада М. Озарение, 3−V−13.

10. Спирина Н. Д. Перед Восходом: Сб. стихов: http://spirina.info/poetry/96/1832

11. Метерлинк М. Синяя птица / Перевод Н. Любимова. М.: Изд-во «Художественная литература», 1972. Серия «Библиотека всемирной литературы».

Синяя птица: В биологии Синяя птица (вид) (лат. Myophonus caeruleus) вид птиц семейства дроздовых. Лазурные птицы (лат. Sialia, англ. Bluebird, буквально «Синяя птица») род птиц семейства дроздовых. В литературе Синяя… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Стеклянный зверинец. Стеклянный зверинец The Glass Menagerie Жанр: драма

Морис Метерлинк Maurice Maeterlinck Имя при рождении … Википедия

В биологии Синяя птица (лат. Myophonus caeruleus) вид птиц семейства дроздовых. Сиалия (лат. Sialia, англ. Bluebird, буквально «Синяя птица») род птиц семейства дроздовых. В литературе Синяя птица пьеса Мориса Метерлинка … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мирошниченко. Ирина Мирошниченко Ирина Петровна Мирошниченко … Википедия

Годы в литературе XX века. 1908 год в литературе. 1896 1897 1898 1899 1900 ← XIX век 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 … Википедия

Нина Гогаева … Википедия

Морис Метерлинк Maurice Maeterlinck Имя при рождении: Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк (фр. Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlinck) Дата рождения: 29 августа 1862(18620829) … Википедия

Maurice Maeterlinck Имя при рождении: Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк (фр. Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlinck) Дата рождения: 29 августа 1862(18620829) … Википедия

Книги

  • Синяя птица
  • Синяя птица , Метерлинк Морис. Синяя птица-волшебная сказка-пьеса Мориса Метерлинка появилась в России в 1908 году, на сцене русского театра, и сразу завоевала любовь детей… аудиокнига



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top