Характеристика неблагополучной семьи как фактора развития ребенка. Как можно помочь детям из неблагополучных семей? Детские проблемы детей из неблагополучных семей

Характеристика неблагополучной семьи как фактора развития ребенка. Как можно помочь детям из неблагополучных семей? Детские проблемы детей из неблагополучных семей

В последнее время начала замечать, что появился тип семей, в которых растут так называемые «проблемные» дети. У самих-то детей всё вроде хорошо! В чём же проблема? А проблема в том, что они «ничего не хотят», за исключением банальных развлечений (игры, гаджеты и пр.), их трудно чем-то заинтересовать, чем-то увлечь, у них снижен самоконтроль и ответственность, рассеяно внимание, часто они скучают, не зная, чем себя занять, если у них нет под рукой мобильника. Ну, а подростки грешат правонарушениями…

Сразу хочу заметить, что с общепринятой точки зрения, семьи, в которых растут эти дети, являются благополучными: высокий уровень образования у родителей, выше среднего или высокий уровень дохода, часто это полные и, на первый взгляд, абсолютно благополучные семьи, в которых есть помощники: няни, репетиторы. В этих семьях дети посещают кружки и секции, клубы и языковые курсы. Ими занимаются! В чем же дело?

Может это тип характера ребенка? Ну, склад такой у этих детей? С ориентацией на удовольствие и развлечения… Но почему их становится все больше и именно в семьях такого типа? Интересно…

Неужели сформировался новый тип «неблагополучных» семей, в которых вырастают «неблагополучные» дети? Нет, в рассматриваемом мною случае все более чем благополучно. И взрослые в таких семьях, как правило, очень успешные в карьере, бизнесе. Очень интересные и целеустремленные люди. Но вот, что я заметила, родители при всей их устремленности к их целям просто забывают жить вместе с ребенком. Дети существуют как бы в отдельном от взрослых мире, обустроенном и комфортном, с хорошей инфраструктурой и обслуживанием, разработанным «под их нужды», но как-то отдельно… Чего же не хватает?..

Если тезисно описать суть проблемы, то выглядеть она будет так:

Можно ли исправить ситуацию? ДА, можно!

Потребуются, однако, некоторые усилия.

Во-первых, нужна «общая картина мира» для детей и родителей! Её необходимо создавать, и делать это можно только общаясь! Каждый день! Как можно чаще разговаривать, спрашивать, слушать! Конечно же, родители должны рассказывать о себе: своих делах, заботах, радостях, делиться своей жизнью. И делать это в понятной и доступной ребенку форме, на его языке.

Во-вторых, обязательно нужна совместная деятельность, которая дает чувство сопричастности, единения, чувство семьи. Деятельность вместе с родителем, дома! Чувство сопричастности к какому-то важному делу или событию. Это может быть изготовление своими руками подарка для кого-нибудь из членов семьи, совместное с родителями приготовление обеда (пусть он только разложил хлеб и достал вилки… а если еще посолил суп!). Дети в семье должны иметь свои обязанности и отвечать за их выполнение. Это простые бытовые банальные вещи! И эти простые вещи делают детей сопричастными к большой взрослой жизни, и именно это способно их вдохновить, разжечь интерес, сделать активными участниками этой жизни, а не пассивными скучающими «приёмниками».

И, наконец, учёт индивидуальных особенностей ребенка, его характера и способностей! Это ключик, который открывает многие двери!

Отчасти эта статья появилась в момент размышлений над тем, что благополучные семьи, где все хорошо организовано и все так красиво как на картинке, являются для многих эталоном, примером того, к чему необходимо стремиться. Более того, как-то не модно нынче «сидеть» с ребенком, необходимо «личностно развиваться», «делать карьеру», «не выпасть из тусы» и прочее и прочее. И тут захотелось сказать: не делегируйте весь процесс воспитания детей другим, не бойтесь жить со своими детьми, не бойтесь тратить своё время на своих детей, пускайте их в свою жизнь, станьте действительно близкими людьми, ведь только так получаются по-настоящему благополучные семьи, в которых вырастают действительно счастливые люди!

Будущее каждого человека зависит от семьи, в которой он вырос. Здесь закладывается развитие, воспитание, здоровье, мышление и многое другое. Только от семьи зависит, каким вырастет ребёнок, какими будут его взгляды на жизнь. Всё это исходит в первую очередь от самых близких и родных людей - родителей. Именно они должны учить ребёнка любить труд, хорошо относиться к окружающим, природе, быть самостоятельным и вести себя адекватно.

Родители - первые люди, которые передают опыт, знания и навыки своим детям. Однако есть малыши, которые знают, что такое неблагополучная семья. Почему так происходит? Что делать детям из неблагополучных семей?

Семья как фактор воспитания

Факторы воспитания бывают не только положительными, но и отрицательными. Их отличие состоит в том, что в одних семьях ребёнка контролируют и балуют в меру, воспитывают как в строгости, так и в ласке, не обижают, оберегают и т. д. Другие семьи не могут так себя вести. В них постоянные крики, ссоры, упрёки или рукоприкладство.

Любой ребёнок, выросший в жестоких условиях, не понимает и не знает другой жизни. Именно поэтому он становится копией своих родителей, продолжая строить свою жизнь только так, как он видел на протяжении длительного периода. Есть, конечно, и исключения, однако, по статистике, это большая редкость. На неблагополучные семьи необходимо обращать внимание всем окружающим. Ведь, возможно, от них зависит будущее детей.

Семья - первое место, где дети приобретают опыт, навыки и умения. Поэтому родителям необходимо обращать внимание в первую очередь на себя и на своё поведение, а не на ребёнка, который пока только наблюдает за взрослыми и учится плохому или хорошему у самых близких и родных ему людей.

Только глядя на маму или папу, дети могут увидеть положительные и отрицательные стороны жизни. Поэтому всё зависит не столько от ребёнка, сколько от родителей.

Не только плохой пример подают взрослые. Бывают случаи, когда детей слишком опекают, что становится причиной разрушения семьи. Тогда тоже необходимо вмешательство психолога. Такие дети не умеют жить в обществе, они привыкли, что им никогда не отказывают. Поэтому у них наблюдаются проблемы в общении не только со сверстниками, но и окружающими в целом.

Причины появления неблагополучных семей

Характеристика неблагополучной семьи - это неблагоприятный психологический климат, недоразвитие детей, насилие над более слабыми.

Причины этого бывают разными:

  1. Невыносимые условия жизни, нехватка финансов, что приводит к недоеданию, плохому духовному и физическому развитию ребёнка.
  2. Нет взаимосвязи у родителей с детьми, не находят общий язык. Взрослые часто пользуются своей силой и стараются физически повлиять на ребёнка. Это приводит к детской агрессии, замкнутости, отчуждённости. После такого воспитания у детей появляется только злость и ненависть к родным.
  3. Алкоголизм и наркомания в семье приводят к жестокому обращению с младшими, что является плохим примером для подражания. Нередко ребёнок становится таким, как и родители. Ведь он не видел другого отношения.

Таким образом, факторы, влияющие на появление неблагополучной семьи, - это материальная и педагогическая несостоятельность, плохой психологический климат.

Виды неблагополучных семей

Семьи, в которых нарушена взаимосвязь и адекватное поведение, делятся на определённые виды.

  • Конфликтные. Здесь родители с детьми постоянно ругаются, не умеют вести себя в обществе, не находят компромиссы. Дети воспитываются только при помощи ругательств и рукоприкладства.
  • Аморальные. В этих семьях находятся алкоголики или наркоманы. Они не знают, что такое моральные и семейные ценности. Часто обижают и унижают детей. Родители не занимаются воспитанием и не обеспечивают необходимые условия для нормального развития.
  • Проблемные. В таких семьях взрослые не умеют воспитывать ребёнка. Они потеряли авторитет или слишком сильно опекают своих детей. Всё это сказывается на дальнейшей неустроенности ребёнка в жизни.
  • Кризисные. Здесь наблюдается неблагополучие из-за нескольких факторов: развод, смерть, дети-подростки, проблемы с финансами или с работой. Пережив кризис, семья восстанавливается и продолжает жить нормальной жизнью.
  • Антисоциальные. Это такие случаи, когда родители, пользуясь своей силой, издеваются над детьми. Они забывают о моральных и нравственных ценностях, не умеют вести себя в общественных местах. Такие родители часто заставляют своих детей попрошайничать или воровать, так как не желают идти на работу. Для них нет никаких жизненных правил.

Любая из этих категорий заведомо формирует у детей разные виды отклонений. Итог плачевный: ребёнок не умеет себя вести с окружающими, он не знает, что такое любовь, разговор по душам с родными и близкими людьми. Это и есть неблагополучная семья, которой необходимо внимание.

Чаще всего в таких семьях наблюдается полная антисанитария, материальное положение оставляет желать лучшего, дети голодают, страдают не только физически, но и психологически. Характеристика неблагополучной семьи неутешительная, поэтому необходимо обратить на неё внимание и, если не поздно, помочь выбраться из этой ситуации.

Как выявить неблагополучную семью

Сразу не всегда можно определить, какая та или иная семья. Дети хорошо одеты, культурные, родители на вид нормальные. А вот что творится в душе ребёнка, не каждый знает. Именно поэтому в современном мире можно увидеть в каждом учебном учреждении психолога, который работает с детьми. И это ещё не всё.

Когда ребёнок идёт первый раз в садик или школу, в начале учебного года собираются сведения о каждой семье. То есть создаётся комиссия, которая посещает квартиру, где проживает ребёнок. Осматриваются условия его жизни, проводится общение с родителями и детьми.

Взрослые (педагоги или психологи) проводят тесты, беседуют с ребёнком без родственников. Воспитатели и учителя ежедневно общаются с подопечными, особенно если эти дети из неблагополучных семей.

Всегда обращается внимание на внешний вид или поведение ребёнка. Чаще всего такие факторы говорят сами за себя:

  • Ребёнок приходит каждый день в учебное учреждение усталый и сонный.
  • Внешний вид оставляет желать лучшего.
  • Частая потеря сознания из-за недоедания. Такие дети в школе или садике постоянно хотят кушать, чтобы нагнать своё.
  • Рост не по возрасту, речь запущенная (совсем не говорит или очень плохо, невнятно, непонятно).
  • Мелкая и крупная моторика не работает. Заторможенность в движениях.
  • Очень сильно просит внимания и ласки, видно, что он их недополучает.
  • Агрессивный и импульсивный ребёнок резко меняется на апатичного и подавленного.
  • Неумение общаться как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Тяжело обучается.

Очень часто дети из неблагополучных семей подвергаются физическому насилию. Выявить такое ещё легче. Как правило, у ребят видны следы побоев.

Даже если их нет, тогда видно по поведению детей. Они боятся даже взмаха руки рядом стоящего, им кажется, что их сейчас начнут бить. Иногда дети свою злость и ненависть переносят на животных и делают с ними то же самое, что мама или папа с ними дома.

Выявление неблагополучных семей помогает избавиться от зависимости. Воспитатель, учитель, психолог обращаются к заведующей или директору, а те, в свою очередь, в социальную службу, где должны помочь взрослым и детям.

Здоровье детей из неблагополучных семей

Эмоциональные расстройства, сердечная недостаточность, нарушение поведения, психологическая неустойчивость - это всё появляется у ребёнка при неправильном воспитании. Любая неблагоприятная семейная ситуация разрушает здоровье. В редких случаях стресс удается снять, однако чаще всего дети вырастают с разнообразными отклонениями.

Одни дети из-за плохого питания в будущем страдают патологиями внутренних органов, у других из-за жестокого обращения появляются нервные заболевания. Перечень болезней огромный, всех их не перечислить, однако здоровье портится у многих с раннего возраста. Именно поэтому детей стараются оберегать органы опеки и социальные службы.

В итоге у таких детей нарушена ещё с младенчества центральная нервная система. Часто можно встретить такие заболевания, как кардиопатия, расстройство мышечной системы, проблемы с органами дыхания, ЖКТ, мочевыводящими путями, сосудами головного мозга и многое другое.

Каждый ребёнок, который растёт в неблагополучной семье, имеет отклонение в здоровье. Это не только физическое развитие, но и моральное. Эти дети плохо едят, спят, растут и очень часто болеют простудными заболеваниями. Ведь иммунитет у них оставляет желать лучшего.

Болеют не только те дети, которые выросли в семье алкоголиков и наркоманов. Часто можно встретить маму, которая перенесла сифилис, гепатит, ВИЧ и т. д. Обследования показывают, что большинство детей являются носителями этих недугов. Их лечат долго и не всегда успешно, так как такие болезни врождённые.

Проблемы в неблагополучных семьях

Что же делать, если ребёнку в недрах семьи опасно жить? Конечно же, его отправляют на определённое время в стационарное отделение специального учреждения. Он там находится до тех пор, пока с родителями работают социальные сотрудники, которые пытаются помочь.

Есть ряд проблем как у детей, так и у родителей. Очень часто можно наблюдать детей-беспризорников, которые похожи на бомжей. По сути, так оно и есть. Ведь ребёнку легче проводить время на улице. Там их не бьют и не обижают, что для детей очень важно в любом возрасте.

Однако есть основная проблема, перед которой бессилен любой социальный работник. Во многих семьях их неблагополучие - это нормальное явление, которое стало хроническим. Мама, папа или другие родственники не хотят ничего менять. Их всё устраивает. Поэтому ни одному человеку не удастся помочь такой семье, так как её члены не желают этого. Чтобы что-то получилось, нужно сильно захотеть. Проблемы неблагополучных семей необходимо решать сразу же после их выявления, а не ждать, когда взрослые и дети сами возьмутся за ум.

Самая острая проблема появляется тогда, когда ребёнок вырос в такой семье, он не знает другой жизни, поэтому на примере своих родителей продолжает вести себя точно так же, как и они. Это самое страшное. Именно поэтому неблагополучные семьи прогрессируют. Их становится с каждым днём всё больше.

Сложность работы с неблагополучными семьями

Очень часто социальным службам тяжело работать с семьями, где выявлено неблагополучие. В первую очередь необходимо обратить внимание на закрытость и замкнутость этих людей. Когда начинают психологи или педагоги общаться со взрослыми и детьми, они видят, что те не идут на контакт. Чем глубже их неблагополучие, тем сложнее складывается разговор.

Родители неблагополучных семей враждебно относятся к тем людям, которые пытаются научить их жизни. Они считают себя самодостаточными, взрослыми и не нуждающимися в поддержке. Многие не понимают, что им помощь необходима. Как правило, сами родители не могут выпутаться из таких проблем. Однако и признать себя беззащитными они не готовы.

Если взрослые отказываются от помощи, тогда их вынуждают прислушиваться к окружающим при помощи не только социальных служб, но и милиции, органов опеки и попечительства, психиатров и медицинских центров. Тогда родителей заставляют лечиться, и зачастую они уже не могут отказаться. В таких случаях забирают детей в детские дома. Команда продолжает работать по отдельности со взрослыми и ребёнком.

Социальная помощь неблагополучным семьям

Люди, которые попали в трудную жизненную ситуацию, нуждаются в помощи. Однако не каждый человек признается в этом. Самая важная задача социальных служб - максимально обеспечить семью всем необходимым. Одним нужно оказать психологическую поддержку, другим - материальную, третьим - медицинскую.

Прежде чем приходить на помощь, необходимо установить, действительно ли перед вами неблагополучная семья. Для этого работники разносторонних социальных служб начинают свою работу со взрослыми и детьми.

Если же что-то было заподозрено, но конкретных фактов не выявлено, тогда необходимо обратиться к соседям, которые, скорее всего, расскажут об этой семье всё, что необходимо.

Затем специалисты обращают внимание на воспитательные меры к детям. Рассматривают положительные и отрицательные стороны. Социальные работники должны быть тактичными, обходительными и доброжелательными. Это необходимо для того, чтобы все члены семьи раскрылись перед ними максимально.

Если у семьи проблемы из-за нехватки финансов, тогда подаётся заявление о рассмотрении помощи в этом направлении. Наркоманов и алкоголиков принудительно отправляют на лечение, а тем временем детей забирают в детский дом на временное попечение государства.

Если же в семье присутствует жестокое обращение, тогда необходимо психологическое вмешательство. Специалисты часто добиваются положительных результатов, если насилие выявлено на раннем этапе.

После вынужденных мер по работе с семьёй работники социальной службы анализируют эффективность реабилитации. Они определённое время наблюдают за родителями и ребёнком, их взаимоотношениями, здоровьем, развитием и трудовой деятельностью.

Помощь неблагополучным семьям очень необходима длительное время. Если задействовать всю команду: психологов, педагогов, милицию и социальные службы, - тогда можно выявить, почему возникла проблема у этой семьи. Только тогда есть возможность помочь и поддержать этих людей.

От помощи не нужно отказываться, ведь на данный момент — это выход из сложной ситуации. Многие семьи обретают себя заново. Стараются вести здоровый образ жизни и к нему приучают своих детей.

Работа с детьми из социально-неблагополучных семей

Часто можно наблюдать детей, у которых низкая успеваемость в учёбе, заниженная самооценка, агрессивность, застенчивость и плохое поведение. Это обусловлено конфликтами в семьях, безнадзорностью, физическим или психологическим насилием. Если педагоги замечают в своих учениках подобное, необходимо известить определённые службы, которые занимаются такими вопросами.

Неблагополучные семьи в школе - это большая проблема. Ведь дети учатся не только плохому, но и хорошему. Поэтому необходимо следить за ребёнком, который не умеет себя вести и нормально общаться. Ведь он научит и других детей всему, что сам умеет.

Таким детям необходима поддержка, доброта, ласка, внимание. Они нуждаются в тепле и уюте. Поэтому нельзя закрывать глаза на это явление. Воспитатель или учитель должен действовать в интересах ребёнка. Ведь ему некому больше помочь.

Очень часто можно наблюдать подростков, которые ведут себя ужасно только потому, что они понимают: им ничего за это не будет. Почему начинается в 14, а то и в 12 лет воровство или пьянство? Эти дети не знают, что есть другая жизнь, где им может быть более комфортно.

Подросток из неблагополучной семьи становится таким же, как и его родители. Чаще всего это случается из-за того, что вовремя не обнаружили такую семью, не знали про неё социальные службы и в нужное время не смогли помочь. Именно поэтому следует ожидать, что в скором времени появится ещё одна такая же неблагополучная семья. В ней будет расти ребёнок, который не научится ничему хорошему.

Все люди, которые видят, что рядом находятся дети из социально-неблагополучных семей, обязаны уделять этому особое внимание и сообщать специальным службам.

Заключение

После вышеперечисленного можно сделать вывод: если вовремя выявить социально-неблагополучные семьи, тогда можно избежать в будущем серьёзных проблем как со взрослыми, так и с детьми.

Изначально определяется состояние родителей и их ребёнка. Специалисты устанавливают особенности поведения, обучения, социализации и многое другое. В случае необходимости предлагается семьям помощь. Если от неё отказываются, тогда приходится применять к родителям, а также их детям принудительные меры. Это может быть лечение, обучение и т. д.

Специалисты на первом этапе обращают внимание на бытовые условия: где играют дети, выполняют домашнее задание, есть ли у них собственный угол для отдыха и развлечений. На втором этапе смотрят на жизнеобеспечение и здоровье: оформлены ли льготы или субсидии, какое самочувствие у каждого члена семьи.

Третий этап - воспитательный. Здесь заостряется внимание на эмоциях или переживаниях как семьи в целом, так и каждого её члена по отдельности. Если у детей обнаружены физические или психологические травмы, их легче искоренить на начальной стадии развития.

На четвёртом этапе обращают внимание на обучение детей. Как они занимаются, насколько качественно родители следят за этим, какая успеваемость. Для этого проводится срез знаний, где выявляется упущение в учёбе, затем предлагаются дополнительные индивидуальные занятия для тех учащихся, кто не успевает за школьной программой. Чтобы детям понравилось заниматься, необходимо поощрять их грамотами и похвалой.

В первую очередь следует организовывать досуг детей. Для этого им нужно ходить в кружки: танцы, рисование, шахматы и так далее. Конечно же, необходимо контролировать их посещение.

Ситуации неблагополучных семей бывают разносторонними. Одни страдают из-за частых конфликтов, другие испытывают материальные трудности, третьи зависимы от алкоголя и наркотиков. Всем этим семьям необходима помощь. Поэтому к ним приходят социальные работники, милиция, службы опеки и попечительства. Они всей командой стараются помочь нуждающимся.

Однако всегда необходимо помнить, что намного легче добиться результата тогда, когда взрослые и дети сами хотят изменить свою жизнь в лучшую сторону. Если придётся принудительно работать с семьёй, тогда помощь затянется на длительный период. Именно поэтому с людьми должен заниматься квалифицированный специалист, который с лёгкостью найдёт общий язык как с родителями, так и с детьми.

Виды неблагополучных семей

Критерии, по которым семей относят в группу риска весьма разнообразны. Разные исследователи семьи рассматривают неблагополучие по-разному. Одни относят семью к неблагополучным если только какой-нибудь неблагоприятный фактор влияет полностью на всю семью, другие когда фактор влияет на отдельных ее членов. Здесь критерием выделения неблагополучных семей является положение ребенка и отношение родителей к нему.

1) Наиболее сильным фактором, который вызывает дисфункцию семейных отношений и мешает семье выполнять свои функции, а также наносит психики ребенка непоправимый урон, является алкоголизм родителей.

У родителей-алкоголиков в большинстве рождаются больные и умственно отсталые дети. Алкоголизм родителей влияет на ребенка в процессе зачатия, во время беременности и на протяжение всей жизни. Этот неблагоприятный фактор является примером для ребенка. В то время, когда идет социализация ребенка и формирование его личности, когда он впитывает всю окружающую его информацию, как губка, его основным ориентиром служат родители-алкоголики. Из-за этого ребенок усваивает эти ужасные примеры, в большинстве случаев, возникает отсутствие какого-либо воспитания вообще, в конечном итоге, ребенок может остаться без родителей, стать сиротой при живых родителях и попасть в детский дом. Ребенок в такой семье уподобляется своим родителям, потому что из-за своей незрелости не может противостоять таким пагубным примерам. Пьянство родителей порождает такие явления как социальная деградация, хулиганство, плохой самоконтроль, а они в свою очередь являются причиной психических расстройств у детей.

У подростка формируется система значимых отношений ко всему, что его окружает, это и определяет его дальнейшее поведение. Начинают возникать волнения из-за отношений с окружающими его людьми. Но самое главное на этой ступени развития ребенка - это его отношение с родителями. Сильное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из семей алкоголиков.

Если ребенок понимает, что он растет в семье, которая сильно отличается от семей, в которых воспитываются его сверстники, в семье, в которой родители злоупотребляют спиртными напитками, в которой тяжелое материальное положение, где мало внимания уделяют детям, это является причиной формирования негативного отношения к семье, которая для этого ребенка никогда уже не станет высшей ценностью. Помимо всего дети, чьи родители пьяницы, взрослеют намного раньше, чем их сверстники из семей благополучных, на них ложится ответственность за младших братьев и сестер.

2) Еще один вид неблагополучной семьи - это педагогически несостоятельная семья. Такой статус получают семьи, в которых на первый взгляд все благополучно, но при воспитание детей возникают серьезные педагогические ошибки.

В своей книге «Ребенок из неблагополучной семьи» М. Буянов называет неблагополучной, прежде всего, такую семью, в которой имеются явные дефекты воспитания, и описывает наиболее часто встречающиеся:

a) Ребенка воспитывают «по типу Золушки», то есть, когда ребенок явно или скрыто эмоционально отвергается. В такой семье ребенка не любят, и он это знает, потому что ему постоянно напоминают про эту нелюбовь. Реакция детей на такое отношения бывает разной: нередко ребенок замыкается в себе, другие пытаются привлечь внимание родителей к себе, вызвать их жалость или ребенок ожесточается по отношению к таким родителям.

b) Гиперопека

i) Скрытая

В этом случае ребенка стараются защитить от всех возможных и невозможных трудностей и опасностей современной жизни. Ребенок из такой семьи, как правило, лишен возможности хоть как-то проявить свою самостоятельность, он вырастает чаще всего безответственным, несамостоятельным и инфантильным. И жить ему потом на свете очень трудно. Алкоголики, наркоманы, хронические неудачники - часто результат такого воспитания.

c) Гипоопека, то есть недостаток опеки со стороны родителей. Ребенком никто не занимается, его в семье интересы всегда ставятся на последнее место, хотя нельзя сказать, что его не любят, просто родителям не до него - у них хватает своих проблем. Так бывает в семьях, где родители обеспокоены обустройством своего личного счастья, достижениями успехов в карьере и др. Никто никогда не расспросит ребенка о его делах и проблемах, никто не выслушает его, не поможет советом. Никто никогда не пожертвует ради него своим временем. Конечно, с одной стороны, ребенок растет независимым и самостоятельным, но часто такое отношение к ребенку приводит к тому, что он чувствует себя никому не нужным, всеми покинутым. И нередко заканчивается эта безнадзорность пристрастием детей к алкоголю, наркотикам, совершением ими противоправных поступков.

d) Семья, в которой к ребенку относятся излишне строго. Детей боятся избаловать, поэтому и относятся к ним сдержанно и сухо. Как правило, детям в таких семьях прививают высокие нравственные нормы и воспитывают в них повышенную моральную ответственность. Дети хорошо знают, «что такое хорошо и что такое плохо», и часто стараются поступать правильно. Но хорошо ли такому ребенку живется без родительской ласки? Счастлив ли он?

e) Семьи, в которых нет согласия в воспитании ребенка. Эта семьи в которых родители используют одну тактику в воспитании детей, а бабушки или дедушки совершенно другую. Из-за этого у ребенка могут начаться невроз или другое психическое нарушение.

3) Следующий вид неблагополучных семей - криминально-аморальные семьи, здесь главным фактором, нарушающим выполнение семьей своих обязанностей, являются криминальные факторы риска, и аморально-ассоциальные семьи, в которых преобладают антиобщественные ориентации.

«Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жёсткого обращения, пьяных дебошей, распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей, зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминального влияния преступных образований.» Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. С. 146.

4) Асоциально-аморальные семьи, хотя и кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятное воздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают им антиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная, уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены.

5) Также можно выделить конфликтные семьи. «Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумные, скандальными, где повышение тона, раздражительность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризует полное отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия. » Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. С. 150.

В таких случаях семья тоже отрицательно влияет на становление личности ребенка, является причиной антисоциальных проявлений со стороны ребенка.

Беличева С.А. в своей работе «Основы превентивной психологии» высказывает и обосновывает мысль, что педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. В следствие этого семья как социальный институт, который в первую очередь должен обеспечивать социализацию личности ребенка, уходит на второй план,

а на первый выдвигаются другие институты социализации, оказывающие неблагоприятное воздействие на ребенка.

Таким образом, получается, что семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад и рассогласование семейных ролей, пьянство и наркомания, неправильное воспитание и замкнутость родителей на своих проблемах - все это физически и психически калечит детей.

Детям из таких семей обычно присущи общие характерные черты:

  • они приходят к убеждению, будто оставаться самим собой, то есть, быть искренним, отнюдь не безопасно, и поэтому стараются надеть на себя маску;
  • они не уважают себя и не ценят;
  • не веря в собственные силы, они начинают искать кого-то, кто мог бы за них решить их проблемы, или же пытаются подчинить себе других;
  • часто они считают, что должны удовлетворять потребности родителей;
  • они могут научиться извлекать выгоды из царящей в доме атмосферы хаоса, из семейных драм и кризисов, и создавать подобные ситуации в своей последующей жизни;
  • у них отмечаются задержки эмоционального развития;
  • они нередко испытывают чувство страха и неуверенности в себе;
  • подвергнувшись в детстве мучениям, они сами могут впоследствии мучить себя и/или других людей;
  • у них налицо весь спектр отрицательных эмоций: страх, стыд, сознание своей ненужности, гнев, раздражение, чувство недоверия и неуважения к окружающим, ощущение собственно никчемности и беспомощности, чувство одиночества; при этом они не знают, что с этими чувствами делать;
  • у детей, выросших в таких семьях, до некоторой степени повреждена способность чувствовать других людей и строить свои отношения с ними.

Широко распространено чувство вины выжившего . Человек, страдающий от чувства вины выжившего, часто упускает благополучные возможности, предоставляемые ему жизнью, а если пользуется ими, то находит какой-нибудь способ наказать себя за это.

Это чувство свойственно людям, которые выросли в неблагополучных семьях, и которые не могут себе позволить быть счастливее и успешнее своих родителей. Сам человек может и не осознавать этого, но именно эта неосознанная вина может влиять на всю последующую жизнь человека.

Вина выжившего может проявляться в различных симптомах:

  • Страдающий от неё человек может сгорать от зависти к тем, кто имеет больше, чем он. Испытывая зависть, он отождествляет себя с родителями, братьями и сестрами, которые (как он считает) завидуют ему.
  • Его может мучить чувство стыда за то, что он неприятный, нелепый или извращенный человек.
  • Он может портить свои отношения с женой, чтобы они не были лучше, чем отношения его родителей друг с другом.
  • Если его родители были не способны получать удовольствие от своих детей, он может не позволять этого и себе.
  • Если один из его родителей рано умер, он может бояться смерти в том же возрасте; именно в этом возрасте он может спровоцировать болезнь или кризисную ситуацию.
  • Если у брата или сестры не сложилась карьера, он может испытывать депрессию или тревогу, когда сам добивается успехов в своей работе.
  • Чувство вины выжившего может быть одновременно и крайне сильным, и почти неуловимым.
  • Ребенок, выросший в несчастливой семье может считать несчастье в жизни само собой разумеющимся. Он может и не догадываться, что даже став самостоятельным и покинув родительский дом, поддерживает уровень несчастья, соответствующий тому, к которому он привык в детстве. Однако человек постепенно может начать замечать, что его состояние ухудшается после своих успехов или после неудач близких друзей или родственников.

Позднее он может осознать, что чувствует вину перед членами своей семьи и считает свои победы и успехи чем-то нечестным перед своей семьей. Например, один человек заметил, что нервные тики появляются у него в ответ на удовольствия, которых не могут себе позволить его родители».


Черты характера, формирующие склонность к созависимости
У многих детей из неблагополучных семей начинают появляться следующие особенности характера:

  1. Необходимость контролировать ситуацию. Они постоянно следят за своим поведением, чувствами и мыслями, следят за тем, как выглядят. непредсказуемость и хаотичность реальной жизни заставляет их все время быть начеку. Обостренная осторожность оборачивается постоянным нервным напряжением, при котором в организме начинают в огромном количестве вырабатываться гормоны стресса, даже когда человек находится в покое. Эти гормоны могут стать причиной физического истощения организма.
  2. Обостренное чувство ответственности . Дети начинают принимать все на свой счет. Они приходят к убеждению, что с ними обращаются так, как они заслуживают. Дети, подвергающиеся насилию, начинают верить, будто им попадает поделом. Такие слова, как: "Ты сводишь меня с ума!", обращенные к ним, могут привести к тому, что они начнут совершенно неоправданно завышать свои возможности и брать на себя ответственность за эмоции и поступки других людей. Дело может дойти даже до того, что они начнут считать себя ответственными за все происходящее у них в семье. Чувства растерянности, вины и стыда начнут расти, как на дрожжах.
  3. Чувство недоверия . Если люди, которых они любят больше всего на свете отстраняются от них, дети из неблагополучных семей могут прийти к мысли, что родителям – или тем, от кого зависит их существование – нельзя доверять. Когда им велят замолчать, прекратить фантазировать или плакать, они перестают верить собственным ощущениям, своей интуиции и самим себе. В результате они оказываются в полной растерянности, и между ними и окружающим миром вырастает стена.
  4. Утаивание своих чувств. Младенцы и маленькие дети чисты и непосредственны. Когда они счастливы, все их тело сотрясается от радостного смеха, а если они плачут, кажется, случилось нечто непоправимое, и все понимают их состояние. Однако многие родители не знают, что им делать с собственными чувствами, поэтому они не имеют понятия, как им отнестись к переживаниям детей. В результате они принимаются поучать их, убеждая, что выражать свои чувства нехорошо. "Большие мальчики не плачут!", "Хорошие девочки не шалят!" – наверное мы привыкли считать эти поучения правильными. Наверное, мы должны отдать часть своей свободы ради существования в обществе. Но на самом деле, это чуждо нашей природе. Или же родители манипулируют чувствами ребенка: "Поцелуй мамочку, и все будет хорошо!", "Перестань плакать, а не то я тебе такого задам!". Дети приходят к выводу, что чувства необходимо прятать, не обращать на них внимания, подавлять, отрицать, умалять, изгонять.
  5. Незнание языка чувств. Семьи, где проявлять свои чувства опасно, не принято говорить о своих переживаниях или с презрением относятся к выражению чувств, дети обучаются лишь изображать свои переживания или просто молчать о них. Вырастая, они могут почти полностью утратить способность понимать и идентифицировать то, что они переживают, вплоть до того, что они утрачивают даже физиологические ощущения, связанные с чувством. «Другие говорят о наличии физических реакций: урчании в животе, влажных ладонях, появлении пятен на шее, бесконтрольном покраснении лица и т.д. Однако у них не хватает слов, чтобы описать свои чувства, так же как и способности отличить одно чувство от другого».
  6. Игнорирование своих потребностей. Родители, имеющие проблемы в сфере психологических отношений, не способны удовлетворить основные эмоциональные потребности собственных детей. Поэтому дети быстро начинают понимать, что иметь какие-либо потребности небезопасно, что для взрослых это – бремя. У детей может появиться чувство вины за то, что они в чем-то нуждаются, и они начнут делать вид, будто это совсем не так, будто нужды ни в чем нет. Устав от постоянных разочарований, они вообще перестанут что-либо просить, хотеть, в чем-либо нуждаться.
  7. Крайне низкая самооценка. В мире, где их все время обманывают, а их потребности умаляют или не замечают, детям трудно кому-либо довериться, понять происходящее и поверить в себя. В результате у них рождается чувство собственной неполноценности. Если это ваш случай, вам, наверное, до сих пор нелегко осознать, что у вас есть полное право на то, чтобы к вам относились хорошо, самому определять свою судьбу, быть счастливым.
  8. Трудности в построении близких взаимоотношений. Отношения либо вовсе не удаются, либо строятся с людьми, имеющими похожие жизненные истории. «В данном случае две половины не в состоянии составить целое, и они начинают полагать, что их усилия недостаточны, что необходимо управлять другим человеком, изменять его или что они сами не способны на близость, а потому вообще прекращают всякие попытки наладить взаимоотношения».
  9. Большая раздражительность . Это является серьезной проблемой у взрослых детей из неблагополучных семей, в том числе тех, в которых родители или родители родителей были алкоголиками. «В своих рассказах они настойчиво указывали на то, что им запрещалось выражать свое раздражение, но в то же время один или оба родителя выражали свой гнев регулярно. Их дети были способны сдерживать свое раздражение, живя в семье с родителями, но начинали проявлять его, к тому же неадекватно, в своей независимой взрослой жизни… Внуки алкоголиков выработали способность не обращать внимание на мелкие неприятности до «последней капли», которая заставляет их взрываться без причины или объяснения, подчас нанося серьезный ущерб своим личным взаимоотношениям или угрожая работе. Раздражение выражается не по конкретному незначительному поводу, а по той причине, что в течение многих лет он был «жертвой», которой не разрешалось проявлять раздражение, дабы не создавать проблем в доме… Негативные последствия чувства раздражения могут простираться от напряженных взаимоотношений в семье и на работе, заболевания язвой желудка и до оскорбления детей. Они чувствуют себя беспомощными, неспособными избавиться от этого внутреннего «огня» и нуждаются в безопасном выходе, при котором они могли бы в значительной мере «разрядить» свой гнев, накопившийся в прошлом».
  10. Пассивность и депрессия или депрессивные состояния. Это состояние является одновременно продолжением и альтернативой состоянию раздражительности. Только в данном случае весь гнев направлен на себя. Осознает это человек или нет, но он в данном случае предпочитает взять на себя всю ответственность за происходящее, даже если в результате погружается в депрессию, чем переживать постоянную тревожность, страхи, непонимаемые им истинные причины раздражения. «Я ничтожен, я сам виновать во всех несчастьях. Я ни на что не способен» – эти мысли являются естественным продолжением всех перечисленных особенностей.
  11. Постоянное ощущение себя жертвой и спасателем одновременно. Нет ничего деструктивнее спасательства. Именно «спасатели» в семейной жизни воспитывают беспомощных, безответственных потребителей (в худшем смысле этого слова). В обществе спасатели создают комфортные условия для безответственных и ленивых людей. «Спасатели» выполняют чужую работу, защищают обиженных, сажают себе на шею тунеядцев, наставляют на путь истинный заблудших и т.п. При этом они могут считать, что совершают благое дело, борются за справедливость, охраняют эмоциональное благополучие людей. Но спросите их: для чего они это делают? Зачем это им нужно? Наверняка вы получите в ответ взрыв негодования, презрение или набор высокопарных фраз.

На самом деле, совершая все эти «благодеяния», спасатели преследуют единственную цель, часто не осознаваемую – стоять «над», управлять, контролировать, чувствовать свою значимость. Решение чужих проблем есть возможность реализации невротической потребности к любви и власти одновременно. Реализуя свою потребность «спасатели» не замечают, что при этом лишают человека веры в свои силы, грубо попирают психологические границы людей, навязывают им свою систему ценностей, делают их зависимыми. «Спасателям» нужны несчастные и беспомощные, им нужны жертвы, потому что без них будет невозможно осуществить свою потребность во власти и контроле и «заслуженном» ожидании благодарности, т.е. подтверждении своей значимости.

Человек, не имеющий пристрастия к спасательству, услышав призыв о помощи, придет и «научит ловить рыбу». «Спасатель» часто бросается на помощь даже тогда, когда его не просят, лишая человека гордости за победу. При этом он будет давать готовую «рыбку» каждый раз, слишком беспокоясь за другого, чтобы затруднить его ловлей.

«Спасатель» – это человек, наполняющий свою жизнь, свою значимость за счет эгоистического использования беспомощности других. При этом ему кажется, что он живет для других, что он альтруист. И это его возвышает. «Спасатель» всегда над спасаемым: он сильнее, мудрее, проворнее.
Однажды женщину – «спасателя» спросили: «Если те, кто окружает тебя, станут самостоятельными, ответственными, успешными, счастливыми, что ты тогда будешь делать? Кого ты будешь мирить? Кого вытягивать из несчастий?» Она долго не находила ответа. Тогда её спросили: «Как ты будешь себя чувствовать среди успешных людей?» Она, подумав, ответила: «Что я там буду делать? Мне будет скучно».

Вторая роль в «треугольнике спасательства» – это жертва . Та самая, которую надо «спасать». Жертва беспомощна, несчастна, а также безответственна, и совершенно не желает стать успешной, и сколько её ни спасают, она находит возможность оставаться несчастной. Ещё бы! Ведь стать успешной – это значит, активно действовать для разрешения своих проблем, взять на себя ответственность за ошибки и неудачи. А главное, тогда никому не придет в голову пожалеть.

Это свойство жертвы лежит в основе того, что «спасатель» после бесплодных попыток «образумить безответственного опекаемого», сам начинает чувствовать себя жертвой, а «подопечного» воспринимает как источник наказания и неприятностей, т.е. как преследователя. Растёт его раздражение и, наконец, гнев находит свой выход: «спасатель», ставший жертвой, начинает тайно или явно мстить спасаемому: он говорит ему обидные слова, унижает, подвергает другим карательным воздействиям.

Теперь уже «спасатель» превратился впреследователя . Это – третья роль в треугольнике спасательства. Наказанный спасаемый становится ещё более несчастным, чем прежде, и всячески «сигнализирует» об этом «спасателю». «Спасатель» же, насытившись праведным гневом, вновь готов вернуться к исходной роли.

Перебегая из одного ролевого угла в другой, «спасатель» всегда находится над спасаемым, даже в тот период, когда чувствует себя жертвой. Ведь он так благороден, так альтруистичен. Кроме того, они дают ему право на праведный гнев. На самом деле «спасатель» всегда наполнен гневом и бессознательным стремлением к разрушению. Он не хочет позволить спасаемому стать по-настоящему успешным, поскольку тогда потеряет власть над ним, потеряет смысл своего существования.

Итак, суммируем сказанное:

  • «Спасатель» помогает, когда его не просят;
  • чувствует вину, когда не может помочь;
  • дает клиенту-жертве шанс на неудачу (если жертва станет самостоятельной и удачливой, то некого будет спасать);
  • смягчает последствия безответственности для жертвы;
  • берёт на себя всю ответственность за жертву или большую её часть;
  • часто делает работу за жертву.

«Преследователь» критикует; обвиняет («ты в этом виноват»); поступает неоправданно жестоко; наполнен гневом; использует психологические защиты вместо искренности, так как всегда ожидает нападения.

«Жертва» излучает состояние «бедный я бедный»; все время чего-то стыдится; чувствует себя беспомощной и бессильной в решении своих проблем; всегда кем-то или чем-то подавленный; нуждается в спасателе, который будет защищать и служить.

Такова сущность спасательства, которое встречается довольно часто. Именно по такому принципу на протяжении многих лет строятся отношения между женой и мужем-алкоголиком, матерью и взрослым «непутевым» сыном, пьющими родителями и служащими социальной помощи и.т.п. Как бы ни воспринимал себя человек – как жертву или как спасателя, он по сути своей является мученником, или жертвой, и его доминирующим чувством, от которого он постоянно хочет отгородиться, является СТРАХ.

Энн У. Смитт пишет: «Страх перед реакцией или поведением других людей является главным мотивом поведения… Страх вызвать неодобрение, раздражение и даже гнев или оказаться покинутым является основой их поведения. Люди которые привыкли к обусловленной любви, свою энергию фокусируют на том, чтобы «заработать» эту любовь и получить одобрение, исполняя желания других…

Страх перед одиночеством является самым сильным из всех страхов, удерживая жертву при оскорбительных ситуациях верой, что она не сможет «выкарабкаться» без обидчика… Если же по счастливой случайности жертва все-таки найдет разумного, здорового человека, способного на близкие отношения, она сделает этого человека заложником и может разрушить отношения излишними притязаниями и беспокойством.

Вследствие своей низкой самооценки, когда в жизни случается что-то хорошее, она просто не верит, что она это заслужила. Ревность может стать всепоглощающим чувством, а необоснованнные обвинения и подозрения могут вынудить партнера покинуть жертву. Есть и другой вариант, когда жертва, испытав более, чем достаточно, всяких бед в этой области, решает, что переживания слишком болезненны и лучше быть одной, даже навсегда…

Жертвы выучиваются подавлять душевную боль. Они недостаточно реагируют на вещи, которые приводят многих из нас в шоковое состояние и повергают в ужас. Они живут от кризиса до кризиса, но не способны оценивать серьезность происходящего. Когда жертва на какой-то момент осознает реальность, она сталкивается с необходимостью каких-то действий, принятия решения, а иногда полного разрыва отношений. Однако страх парализует, и она быстро находит путь «рационализации» оскорблений… Жертвы не стремятся обсудить проблему открыто и отказываются разобраться с нею внутри себя… Жертвы в своей жизни ходят как бы кругами, проигрывая одну и ту же пластинку, сталкиваясь с одними и теми же проблемами или проблемами схожими, которые решить не в состоянии».

Другое чувство, которое наполняет жертву – это ЧУВСТВО ВИНЫ, от которого они могут защищаться с помощью ГНЕВА на окружающих, или стремясь обвинять их в различных несчастьях. Но в глубине души они убеждены, что это они во всём виноваты. Логика этого чувства им не ясна, она вытесняется, потому что суть его остается безжалостно болезненным для осознавания: «Я виноват, потому что на самом деле я могу всё контролировать, от меня все зависит. И в этом смысле я всемогущ. Но, необыкновенным образом, я в то же время и совершенное ничтожество, и поэтому я, конечно же, всё делаю плохо, и я полный неудачник. И именно поэтому всё происходит по моей вине. И это означает, что я все-таки хоть что-то значу».

Этот маятник отношения к себе – от всемогущества и высокомерия до полного самоуничижения, от позиции жертвы к позиции преследователя и могущественного спасителя – на самом деле является проявлением нарциссизма и свидетельствует о незрелости личности, которая просто не имела возможности стать зрелой в тех условиях, которых она развивалась.

Автор статьи: Емельянова Елена Владимировна, психолог-консультант, тренер, супервизор, номинант Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2009 года, автор книг «Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования», «Женщины в беде. Программа работы с жертвами домашнего насилия "Достоинство любви"», «Как общаться с пьяным мужем. Практические советы женщинам», «Треугольники страданий», «Скажи депрессии «Прощай!», «Психологические проблемы современных подростков и их решение в тренинге» и др., ведущая вебинара «Межличностные конфликты и возможности их разрешения», программы дистанционного обучения «Психологическая помощь женщинам - жертвам домашнего насилия»

Литература:

Смит Энн У. Внуки алкоголиков. Проблемы взаимозависимости в семье. М., 1991.

Вайсс Д. Как работает психотерапия. М., 1998.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top