Икона святителя николая с житием. Русская иконопись от истоков до начала XVI века

Икона святителя николая с житием. Русская иконопись от истоков до начала XVI века

(от слова житие)

Икона , в центре (среднике) которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) - сюжеты из его жития. Сцены в клеймах иногда сопровождаются пояснительными надписями, обычно цитатами из житий. Появляются с IX века в Византии, откуда распространились на Русь, Балканы, Италию.

Получают широкое распространение на Руси с XV в. Они представляют собой обычно канонический образ святого, окруженный по периметру клеймами, то есть небольшими изображениями, посвященными различным событиям его жизни. Клейма четко отделяются друг от друга, и являют собой самодостаточный образ передающий суть подвига. Расположенные в хронологической последовательности жизни святого они составляют определенный рассказ, дают повод для включения бытовых реалий.

В верхнем ряду обычно рассказывается о рождении и о событиях ранних лет святого, в нижнем - о его кончине. Боковые ряды посвящены проявлениям его святости: чудесам, поступкам во имя веры, мученическим подвигам, явленным после смерти.

В житийных иконах вневременное, надмирное особенно отчетливо связывается с земным, житийным.

С IX в. в Византии появляются иконы , запечатлевшие житие (жизнь) того или иного святого - житийные иконы . Из Византии житийные иконы приходят в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ .

Изображённое в житийной иконе открывается человеку во всей своей полноте.

Уникальна передача времени в иконе. Святой, предстоящий молящемуся, находится вне времени, в ином мире. Но сюжеты его земной жизни разворачиваются и во времени, и в пространстве, показано рождение будущего святого, его крещение, обучение, иногда путешествия, страдания, чудеса, погребение и перенесение мощей...

Однако даже "земные" пространство и время в иконе достаточно условны: в сцене казни, например, может быть изображён палач, который поднял меч над склонившим голову мучеником, и рядом - уже отрубленная, лежащая на земле голова. Более важные персонажи нередко оказываются крупнее остальных или неоднократно повторяются в пределах одного изображения .

Клейма :

На полях средника (слева направо): святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, митрополиты Московские, Иоанн и Никита, епископы Новгородские.

На углах иконы : евангелисты Иоанн Богослов, Матфей, Марк и Лука.

На верхнем поле: Благовещение, Богоматерь Казанская, Богоматерь Знамение, три вселенских святителя Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов.

На боковых полях (слева направо): Ангел-хранитель, святители Николай Чудотворец и Иоанн Милостивый, мученик Назарий, преподобные Марк Фраческий и Иоанн Многострадальный, праведный Алексий человек Божий и преподобный Моисей Мурин, праведный Филарет Милостивый и преподобный Варлаам Хутынский.

На нижнем поле в центре – священномученик Антипа Пергамский, слева – преподобные Сергий Радонежский и Кассиан Римлянин, бессребреники Косма и Дамиан, мученица Фомаида, справа – преподобный Ипатий, архидиакон Лаврентий, мученик Иоанн Воин, великомученицы Варвара и Параскева.


Преподобный
Онуфрий Великий.
Мастерская
Соловецкого
монастыря .

Родился в III в. в городе Патары, Ликийской области (на юге Малой Азии). С самого рождения он удивлял своих благочестивых родителей: при крещении простоял в купели три часа, воздавая этим честь Пресвятой Троице; по средам и пятницам отказывался от материнского молока ради постных дней. Подрастая, он все более устремлялся к Богу, подолгу проводя время в молитве. Св. Николай пребывал еще в юношеском возрасте, когда его дядя, епископ Патарский, рукоположил его во пресвитера и предрек на Литургии: «Блаженно то стадо, которое будет иметь тебя пастырем». После смерти родителей будущий святитель начал раздавать свое наследство, являя к нищим великое милосердие. Узнав о бедственном положении трех отроковиц, вынужденных из-за горькой нужды идти на блудодеяние, преблаженный пастырь, «ненадежных надеяние», три раза тайно бросал в окно их жилища узелки с золотом, чем избавил от падения и духовной погибели.

Тайная помощь

Когда св. Николай отправился в паломничество в Святую Землю, корабль, на котором он плыл, попал в сильную бурю. Один из матросов сорвался с мачты и разбился насмерть. Но верующему все возможно: по молитвам святителя буря умирилась, а матрос был поставлен живым. На обратном пути св. Николай заметил, что капитан направляет корабль не в ту сторону, куда надлежит. Кротчайший пресвитер бросился ему в ноги, умоляя вернуть его на родину, но злонамеренный капитан нисколько не тронулся этой просьбой. Внезапно поднялся сильный ветер, который направил корабль в нужном направлении.

Вернувшись в Ликию, св. Николай удалился в обитель, именуемую Святым Сионом, однако Господь возвестил ему во время молитвы: «Если хочешь получить от меня венец, прими на себя подвиг служения людям». Покорясь воле Господней, св. Николай ушел из обители и, водимый промыслом Божиим, пришел в Миры, город Ликийской митрополии, где в то время происходили выборы епископа. Одному из архиепископов в видении был указан избранник Божий - святой Николай. По своему смирению св. Николай отказался от кафедры, но был вразумлен чудесным явлением Спасителя, подающего ему Евангелие, и Богородицы, возлагающей на него омофор.

Чудесное явление

Начало святительства Николая совпало с последними гонениями на христиан при Диоклетиане. Он был заключен в темницу, где укреплял духом своих соузников на твердое исповедничество. При воцарении святого Равноапостольного Константина святитель был освобожден из заключения и с новой ревностью распространял и утверждал христианство в Ликийской области. Ратоборствуя с духами злобы, св. Николай обходил языческие капища в городе Миры и его окрестностях и сокрушал идолов. Несмотря на великую кротость сердца, преблаженный Николай был ревностным поборником исповедания Православной веры. Когда на 1 Вселенском Соборе (325 г.) еретик Арий стал отрицать Божество Сына Божия, святитель дал лжеучителю пощечину, за что был лишен сана. Но некоторым из отцов Собора было видение Спасителя и Богородицы, возвращающих Николаю знаки архиерейского достоинства - Евангелие и омофор. Уразумев, что дерзновение святителя угодно Господу, отцы Собора восстановили его в сане.
Еще при жизни святитель прославился своим милосердием и чудотворениями. Однажды во время голода он помог своему городу Миры. Св. Николай явился во сне одному итальянскому купцу и просил его привезти в Миры корабль с хлебом. В задаток он дал купцу три золотые монеты, которые не исчезли, когда тот проснулся.

Преблаженный Николай имел дар являться людям, «яко по воздуху», для избавления их от смертельной опасности. Так он помог терпящим бедствие на водах путникам, плывущим из Египта в Ликию. Зная, что в Мирах живет угодник Божий, они стали от всего сердца призывать его. Вдруг они увидели старца в архиерейском облачении, который сказал им: «Вы призывали меня на помощь, и я пришел к вам, не бойтесь». Взяв руль, добрый кормчий стал управлять кораблем.

Однажды святитель избавил от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым военачальником. Святитель вырвал из рук палача меч, уже занесенный над головами страдальцев, и заставил неправедного властителя покаяться. 1-ое клеймо: От меча избавил А через некоторое время трое воевод, бывшие этому свидетелями, оказались оклеветаны перед императором Константином. Сидя в тюрьме, они вспомнили в отчаянии о святителе, освободившем неповинных, и стали просить Господа помочь им ради угодника. В ту же ночь святитель явился во сне Равноапостольному императору и повелел отпустить невинных воевод.

Много чудес сотворил святитель и после своей кончины. Заступник во всех бедах, он помогал, по великому милосердию своему, и малое моление приносящим, подавая им «великих недугов исцеление». Мощи святого, прославившегося истечением целебного мира, покоятся ныне в итальянском городе Бари.

Имя великого угодника Божия прославилось во всём христианском мире. В 6 веке император Юстиниан воздвиг в честь святого Николая часовню в Константинополе. С этого времени культ святого стал распространяться повсеместно. Святой Николай считается покровителем Руси. Нет, пожалуй, ни одного русского города без Никольской церкви. В конце 9 века Иоанн Диакон написал первое Житие святого угодника Николая. В это же время, согласно сохранившимся свидетельствам, святой Николай почитался и в Риме.

Лишь в 17 веке утвердился обычай, согласно которому святой Николай ходит по домам с мешком подарков, проверяет у детей знание катехизиса и важнейших молитв и вручает подарки. Позже появился ещё один обычай: накануне дня святого Николая дети усердно молились, причём для учёта молитв велась специальная тетрадь (первоначально это была разукрашенная дощечка, на которой делались зарубки). А вечером дети выставляли за дверь свою обувь, в которой утром они находили подарки. Постепенно на Западе, особенно в протестантских регионах, религиозный смысл образа святого Николая отошёл на второй план, святитель превратился просто в Деда Мороза.

В молитве, обращённой к святому, говорится: «Помоги нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашеми: избави нас от всякаго зла и всякия вещи сопротивныя, управи ум наш, и укрепи сердце наше в правой вере, в нейже твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни крещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие, и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единого в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, ныне и присно и во веки веков».

Житийной принято называть икону, которая состоит из нескольких изображений и включает также житийные сюжеты. В центре иконного пространства располагают изображение святого, а вокруг средника размещают композиции, иллюстрирующие события жизни святого, т.е. его житие, деяния, чудеса. Точно нет сведений, когда появились первые житийные иконы. Предшествовали их появлению изображения житийных композиций на книжных миниатюрах и в храмовой живописи. Святые отцы христианства оставили в своих трудах упоминания об иконах с событиями Житий святых. Так в «Похвальном слове» св. вмч. Феодору святителя Григория Нисского говорится, что на иконе изображены «…доблестные подвиги мученика, искусством красок излагается рассказ о подвиге».



В иконописи известны разные принципы расположения житийных сцен. Традиционно в византийской школе на житийных иконах расположение и чтение сюжетов в клеймах, размещенных вокруг средника с образом святого, начинается с левого верхнего клейма, продолжается по верхнему полю, далее изображается попеременно слева направо на полях и заканчивается клеймом в правом нижнем углу. Иногда последовательность изображения нарушалась. В таком случае «прочитать изображение» и понять причины отступления от канона помогают тексты. Главным литературным источником для сюжетов житийной иконы были различные версии житий святых, зачастую, помимо канонических текстов прибегали к апокрифическим источникам. Обязательным элементом иконы было написание имени святого и надписи с поясняющим текстом на каждом сюжетном клейме.


Одной из самых древнейших житийных икон является Кипрская икона, довольно больших размеров (106см на 62 см), св.вмч. Марины в Никоссии.

Большой интерес к житийной иконе был в Древней Руси. Такие иконы особо отличались богатством идей, разнообразием изобразительного искусства и по праву считаются историческим достоянием национальной культуры.

Многие историки искусства считают, что житийные иконы на Руси появились уже в «домонгольский» период. Самое раннее сохранившееся изображение эпизодов из житий святых есть в росписи 4 приделов Софийского Собора в Киеве (приблизительно середина ХI века), описывающее Житие Богоматери, сцены из житий святых апостолов Петра и Павла, вмч. Георгия Победоносца.

Известны древние русские житийные иконы с клеймами святых Бориса и Глеба, икона Пророка Илии в пустыне с житием и Деисусом, вторая половина 13 века, икона св. Николая Чудотворца с житием 14 века.

Сохранились житийные иконы в сельских храмах Руси, в коллекциях собирателей икон, в музеях.

По составу сюжетов клейм русские житийные иконы отличаются от византийских памятников.

Мировую известность получило новгородское житийное письмо «Евангельские сцены» из церкви Бориса и Глеба в Плотниках. Считается, что это единственная икона, которая не имеет средника, редкий сохранившийся пример «ленточного» изложения евангельских сюжетов. В творениях св. Дионисия прославляются деяния русских святых, что находит свое воплощение в ряде житийных образов, выполненных для Успенского Собора Московского Кремля и русских монастырей.

Вторая половина 16 века дарит миру новый взгляд на житийную икону, доминирует ее просветительская роль. На иконе появляется большее количество клейм, получают распространение развернутые изображения житий святых. Если не сохранялось подробного жития святого, то на клеймах запечатлевали события детства.

Современные иконописцы по-прежнему часто обращаются к житийным иконам, следуя старинным традициям написания образов святых с житиями.

Сегодня, наверное, в каждой иконописной мастерской можно встретить житийную икону, которую мастера делают на

2.1. Жития и житийная икона

Общеизвестно, что древнерусская живопись находилась в тесной связи с литературой. Это ставит задачу их совместного изучения, о чем много писал в последние годы Д.С. Лихачев. Нельзя не согласиться с высказанной им мыслью: «Сближения между искусствами и изучение их расхождений между собой позволяют вскрыть такие закономерности и такие факты, которые оставались бы для нас скрытыми, если бы мы изучали каждое искусство, изолированно друг от друга».

Поэтому достижение поставленной цели осуществлялось через одновременное изучение, как текстов житий, так и житийной иконы . Как известно житие воспринималось в древнерусском сознании как словесная икона святого.

Жития многократно перечитывались, охватываясь при этом в целом, как икона, как священная реалия, предназначенная для почитания, молитвы, подражания. Отношение верующего к иконе и житию во многом идентично.

Наиболее тесно икона и житие соприкасаются в житийной иконе, которая является попыткой изобразительного единения иконы и жития, словесного и живописного образа. В среднике иконы изображается святой, а на полях иконы в клеймах - эпизоды из его жития. Иконопись в своем персональном жанре дает образ святого вне конкретного исторического времени и вне времени вообще, то же самое мы видим и в среднике.

Но клейма житийной иконы , обрамляя средник, как бы окружают вечность временем. Эпизоды, изображенные в клеймах, являются лишь наиболее важными вехами, отмечающими житийный путь святого - пострижение или рукоположение, чудотворения, кончину, посмертные чудеса.

Клейма скомпонованы на иконе не столько по принципу развертывания действия во времени, сколько по принципу дополнительного свидетельства о святости изображенного; житийная икона, как и всякая икона, ориентирована не на время, а на двуединство святого места и вечности.

Таким образом, вечность, царящая в среднике иконы, только подчеркивается системой одновременно воспринимающихся клейм на полях иконы.

2.2. Различные редакции Жития Преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких.

В ходе изучения иконы необходимо было определить, по какому житию написана данная икона. Поэтому передо мной встала непростая задача – изучить и систематизировать материалы и различные редакции житий святых.

«Житие Дионисия Глушицкого известно более чем в 80 списках, из них не менее 37 – XVI века. Ни один из списков не передает в точности текста диакона Иринарха. В них читаются 4 полные редакции Жития: Основная, представленная небольшим количеством списков, минейная и краткая минейная редакции, встречающиеся только в Четьих-Минеях, Сокращённая, известная в первом списке, две редакции нового времени и значительное число проложных редакций и вариантов». ()

Итак, нам известно, что первое Житие преподобного Дионисия Глушицкого написано иноком Иринархом того же Глушицкого Покровского монастыря в 1495 г., спустя 58 лет после кончины преподобного.

В своем повествовании он основывался не только на словах и записях людей, которые слышали рассказы учеников преподобного, а также на записках очевидцев и современников. «Житие Дионисия в редакции Иринарха в смысле исторического источника принадлежит к числу немногих превосходных житий, какие можно найти в древнерусской литературе». ()

«По исследованиям В.О. Ключевского основная редакция является вторичной по отношению к минейной. Судя по всему Ключевский воспринимал минейную редакцию как текст Иринарха». (

Русская земля обладает большим количеством преподобных - в древности они защищали людей от атак вражеских войск, наставляли и учили верить , напоминали о значении праведного существования.

Главное место среди святых занимает Александр Свирский . Он был известен не только своими предсказаниями и даром исцелять, но также тем, что мог видеть Святую Троицу.

Монах был рождён среди простых людей, его мать долгое время не могла забеременеть, но вымолила у Христа долгожданного ребёнка . При появлении дитя на свет она дала ему имя Амос, в честь одного библейского пророка. Он с самого раннего возраста учился плохо – Господ дал ему не земной разум, а свой небесный. В мальчике быстро возникло увлечение к духовности и вере, один раз он познакомился с монахом, они разговаривали долгое время. Вскоре он переехал в Валаам, а в возрасте 26 лет постригся в монахи.

С течением времени, как описано в житие Александра Свирского, он возвратился в свои родные земли, в Новгород, на реку Свирь. Некоторое время он проживал в полном одиночестве, употребляя лишь травы и сильно болея и страдая инфекциями. Но, по утверждению святого, скоро к нему пришёл один муж, который смог его исцелить. После нахождения кельи, возле святого стали сгруппировываться братия, так на этом месте со временем возник настоящий монастырь.

Святой чудотворец Александр вместе с собой принёс на земли не только мирный дух, но и стал его просветителем. В это время он доставил сюда каменные жернова, что по тому времени было неслыханным делом. В его земли часто приходили представители царского рода, так как инок считался молитвенником о русском императорском жилье. Для родственников монах являлся самым мудрым учителем, даже сам император Иван Грозный обращался к нему за помощью и особым советом.

Александр Свирский чудеса

Хотя слухами и рассказами об Александре Свирском наполнялась вся русская земля, он считался очень скромным и добрым, ходил по городу в дырявой одежде. Никто и не мог подумать, что перед ними стоит игумен. Вокруг него появилось большое количество святых людей. Святой монах создал несколько молитв, которые отличаются сильным покаянием различным духам.

Главный образ монаха возник после обретения , поэтому на этом образе он находится в лежачем положении. Икона, которая дитарированна ещё в XVI веке, является житийной - преподобный на ней виден по пояс, в монашеской одежде.

Правая его рука благословляет, а в левой имеется свиток. Возле расположены клейма, которые означают какие-то сцены из жизни монаха, и их очень много – больше одной сотни.

Иконография продолжала появляться и в последующее время, сегодня есть большое число разновидностей икон.

  1. Святой изображён во время явления к нему Святой Троицы – Ангелы в белых одеяниях смотрят на коленопреклонённого старца. Он тянет к ним свою правую руку, левая же прижата к его груди. Взор Ангелов смотрит прямо на святого. На нём одеяния чёрного цвета – это означает человеческую тленную природу.
  2. Преподобный в одежде схимника, правая рука развёрнута ладонью в сторону верующих людей, в левой руке расположен свёрнутый свиток. Волосы у монаха седые, слегка закрученные, а также борода круглой формы.
  3. Монах стоит, опираясь на свой посох, в правой руке у него находится Троица Рублёва. Голова святого покрыта капюшона для монахов, взор смотрит вперёд, прямо перед собой, но как бы вглубь, словно он видит что-то, что недоступна простому человеку.

Дата смерти Александра – 1533 год . Он ушёл из мира в возрасте 86 лет . Сразу же, как говорят летописи, на месте его могилы стали происходить необычные вещи. Признание монаха состоялось ровно через 14 лет – это довольно небольшой срок, но в этом случае особые доказательства были не нужны. По прошествии 100 лет монахи решили вскрыть гроб священника. Монах, с суждений братии, выглядел так, как будто он просто спит . Мощи было решено отправить в монастырский храм, туда стало приходить большое число паломников. Святые люди много раз просили у него благополучия и исцеления , а потом получали то, что хотели.

Во время революции был издан указ об изоляции музея, в 1918 году на территорию монастыря вторгся отряд красноармейцев. Церковь была полностью разграблена, а несколько монахов убито. При этом мощи вывезли намного позже. Во время вскрытия большевики застыли на месте от ужаса. Мощи святого Александра Свирского сохранились так хорошо, как будто он всё это время просто спал, а не был захоронен много лет назад. Вместо мощей большевики подложили на место захоронение восковую куклу, а останки монаха забрали с собой в неизвестном направлении.

Розыск мощей проходил в 90-х годах , когда в монастыре началась новая жизнь монахов. Тело святого было найдено в Военно-медицинской академии , где его скрывали на протяжении многих лет, чтобы не произошло уничтожения из-за строгих властей, выступающих против всего церковного. Сохранённые ткани до сих пор удивляют специалистов и учёных – ничего такого раньше они не видели. Тело святого было отдано церкви , сегодня оно вновь располагается на территории обители.

Храм Александра Свирского

Монастырь Александра Свирского продолжает существовать уже около 500 лет. Ранее на этой земле было расположено несколько заводов, своя пристань, а также подворье. В XIX веке это место считалось центром духовной жизни всего города.

Большое количество людей продолжают совершать паломничества в древний храм. Чудотворный Сергей продолжает нести свои обязанности и после ухода в иной мир. гласят о многом:

  1. Исцеление тела и своей души.
  2. Обретение либо усиление веры.
  3. Просят благословение на жизнь монаха.
  4. Молятся о своих родственниках и близких, которые свернули с верного праведного пути.

Православна церковь обычно упоминает о монахе несколько раз в год - в день, когда он ушёл из жизни (святой буквально ушёл к Господу во время сна), и в годовщину получения мощей святого. Пуская прекрасный пример жизни, священник поможет осуществлять вам праведные подвиги.

Когда Амос достиг совершеннолетия, родители собрались женить его, он же хотел лишь одного оставить мир для спасения души. Рано он узнал о Валаамском монастыре и часто в последующем думал о нём и в конце концов, по воле Господа, он повстречал Валаамских иноков. Долгое время проходила их беседа о святом монастыре, об их уставе, о трёх родах жизни монаха. И тогда он, воодушевлённый темой разговора, решил пойти на северный Афон. Перейдя через речку, на берегу Рощенсукого озера, святой услыхал чей-то странный голос, который сказал, что на своём месте он сделал обитель. Ивеоликий свет чудесно осветил его.

В то время когда он пришёл на Ваалам, игумен принял его и постриг, дав ему имя Александр в 1474 году. В это время ему было около 26 лет. Ревностно и долго инок стал трудиться, поститься и молиться. В это время на Ваалам вернулся искавший его отец, святой смог не только успокоить злого отца, но и убедить его постричься совместно с матерью в монахи. Родители решили принять предложение сына. Стефан постригся и приобрёл имя Сергий, а мать получило имя Варвара. Их захоронения до наших дней почитают в действующем Введено-Оятском храме.

Александр продолжал всё время подвизаться на Валааме, сотворяя чудеса и удивляя жестокостью своего бытия самых строгих иноков Ваалама. С первого времени он подвязался в общежитии, а потом в безмолвии на острове, который сейчас назван Святым, он провёл там около десяти лет. На святом острове и по наши дни имеется узкая и сырая пещера, в которую с трудом может залезть даже один человек. Здесь сохранилась и созданная себе же Александром могила.

Один раз, располагаясь на могиле, святой услышал зовущий его таинственный голос — Александр, уйди отсюда и возвращайся на прежнее место, на нём ты и сможешь спастись. Великий свет показал ему место, расположенное на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это произошло в 1485 году. Своё жилище святой возвёл на берегу Рощинского озера.

На полверсты от него можно было заметить Святое озеро, которое отделялось от него Стремниной горой. В этом месте он провёл в одиночестве несколько лет, употребляя не хлеб, а растения, которые произрастали поблизости. Монах решил открыть своё святое место боярину Андрею Завалишину, а через него потом и большому количеству людей. Обитель стала стремительно увеличиваться, а слава о ясновидении и исцелении страшных болезней, данными ему настоятелем, облеталась в скором времени по всей округе. Православные верующие люди ещё при своей жизни ублажали Александра Свирского как святого.

Явление Святой Троицы

На 23 году жизни монах увидел большой свет, а за ним трёх мужчин, вошедших к нему в жилье. Они были одеты в светлые одежды, и освещены небесным светом.

На месте появления Святой Троицы в скором времени была воздвигнута часовня, и до этого времени на этой территории содрогается душа людей, помышляя о близости Господа к святым.

В образе жизни монаха поражает и удивляет-то, что при большом количестве поданных ему божественных посещений, он всё время оставался простым иноком, который во всём хотел послужить братии и приходящим на территорию обители простым людям.

За несколько лет до своей смерти Господ вложил монаху в душу хорошее дело – создание каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. И один раз ночью, когда заклада уже кончилась, по концу молитвенного правила Преподобный увидел необычный свет, который озарил всю территорию монастыря, а в основании Покровский церкви, на месте алтаря в царственной славе сидела Пречистая Богородица с предвечным Младенцем, окружённая большим числом бесплотных сил небесных.

Монах упал лицом на землю возле величественной Богородицы, так как не мог увидеть сияния этого яркого света. Тогда Владычица приказала ему встать и утешила его обещанием стать неотступную от Обители и помогать ему во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и после неё.

За один день до своей смерти монах призвал к себе своих собратьев и сказал им, что в скором времени произойдёт его преставление от временной этой прискорбной и печальной жизни в другую вечную жизнь, безболезненную и постоянно счастливую, а потом назначил после себя четырёх святых: Никодима, Иродиона, Исайю и Леонтия для избрания одного из них в игумена. После до самого момента своей смерти святой не переставал учить своих братьев богоугодной жизни. Умер преподобный Александр 30 августа 1533 года на 85 году своей жизни и, согласно завещанию, погребён в отходной пустыни, рядом с церковью Преображения Господня, по правую сторону от алтаря. В 1547 году его причислили к лику святых.

Все люди, обладавшие разными болезнями, приходя к гробу святого и обращаясь к нему, получали от него большие чудеса: слепые начинали видеть, расслабленные укреплялись духом, страдавшие другими заболеваниями получали крепкое здоровье, из бесноватых уходили все тёмные силы и демоны, бездетным дарились дети.

Преподобный Александр – это один из немногих святых, который был канонизирован вскоре после своей гибели, а именно по пришествии 14 лет.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top