Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков - Ларше Ж.К. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков Исцеление психических болезней

Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков - Ларше Ж.К. Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков Исцеление психических болезней

Последние коментарии:

  • Одолжить финансы – занятие достаточно приятное и важное. Без них сейчас никуда, ведь при наличии достаточной суммы, можно решить ту или иную проблему. Даже процент по микрозайму перестал быть мотивом против оформления микрокредита. Если вам будут необходимы финансы, прежде всего изучите- быстрый онлайн кредит. Микрозайм подразумевает небольшой займ средств на короткий промежуток времени. В среднем это до 25 недель. Имеет большой процент, в отличие от обычного банковского кредита. Есть возможность быстро и удобно оформить договор онлайн. Из-за успешных показателей этот вид займа набирает большую популярность, нежели обычный кредит. Наш сервис кредит быстро онлайн на карту позволит Вам подобрать лучший займ онлайн. Мы ежедневно собираем и актуализируем информацию всех МФО РФ. Собственный рейтинг показывает микрокредиты с лучшими условиями (учитывается более 110 параметров). Если Вам срочно нужно оформить онлайн займ с моментальным одобрением и минимальной кредитной ставкой - Вы попали в нужное место!
  • It is BIRTHDAY of your website!!! Recomendations and Advices how to increase sales in your Store or traffic to your site. Boost your ranking! If you want more money from your online webpage or business, more traffic, all is in your hands. Your Website SEO on ETSY Your Website SEO on EBay I produce RESULTS! GET MORE TARGETED VISITORS & POSSIBLY ACHIEVE A HIGH PAGE RANKING IN SEARCH ENGINES and EVEN INCREASE SALES ! .
  • It is the BIRTHDAY of your website!!! Recomendations and Advices how to increase sales in your Store or traffic to your site. Boost your ranking! If you want more money from your online webpage or business, more traffic, all is in your hands. Your Website SEO on ETSY Your Website SEO on EBay I produce RESULTS! GET MORE TARGETED VISITORS & POSSIBLY ACHIEVE A HIGH PAGE RANKING IN SEARCH ENGINES and EVEN INCREASE SALES ! .

Информация в справочнике предоставляется исключительно для ознакомительных целей и взята из открытых источников. В случае возникновения вопросов касательно характера болезней и грамотного способа диагностики и лечения мы рекомендуем Вам обращаться к врачу.

Перед приобретением и использованием препаратов НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуется консультация у врача и предварительное ознакомление с официальной аннотацией лекарства от производителя. Конечное решение о назначении препарата и определении размера дозы может принимать только специалист.

Наш сайт не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной информации.

Книга известного православного богослова Жан-Клода Ларше посвящена христианскому опыту исцеления психических болезней. Автор рассматривает физические, психические и духовные аспекты безумия, а также феномен «юродства во Христе» в широком контексте библейского и святоотеческого учения о человеке и данных современной медицины.

Книга адресована как специалистам, так и всем, кто вместе с Пушкиным восклицает: «Не дай мне Бог сойти с ума!»

Приводим отрывок из книги.

БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ ЮРОДСТВА

Некоторых пророков, совершавших странные поступки, можно считать предшественниками юродивых Христа ради , например, Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет в предзнаменование скорого плена египтян (см.: Ис 20, 2–3); Иезекииль лежал перед кирпичом, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, испеченный на человеческом кале (см.: Иез 4); Осия символизировал своим браком с блудницей неверность Израиля Богу (см.: Ос 3). Все эти поступки походят на поведение юродивых - по своей нестандартности (и даже скандальности), символичности, по своему пророческому значению, но в то же время есть различия. Прежде всего, в первом случае речь идет о действиях единичных, которые не соответствуют общей симуляции безумия и не создают их автору репутацию сумасшедшего. Затем, цель этих действий ветхозаветных пророков единственно в том, чтобы поразить зрителей и привлечь их внимание к некоей истине. Наконец, все действия в подробностях продиктованы Богом и скорее соответствуют Его воле в рамках пророческого служения их совершителей , чем аскетическим стремлениям последних.

Главный библейский источник, обосновывающий безумие во Христе, следует скорее искать в Новом Завете.

В Послании к Римлянам и в Первом послании к Коринфянам апостол Павел подчеркивает коренную противоположность, существующую между мудростью мира и мудростью Божией:

1) то, что является мудростью в глазах мира, есть безумие в глазах Божиих: называя себя мудрыми, обезумели (Рим 1, 22); Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (1 Кор 1, 20); Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор 3, 19);

2) то, что является мудростью в глазах Божиих, есть безумие в глазах мира: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1 Кор 2, 14); слово о кресте для погибающих юродство есть (1 Кор 1, 18); благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор 1, 21); мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие (1 Кор 1, 23); потому что немудрое Божие премудрее человеков (1 Кор 1, 25);

3) то, что является безумием в глазах мира, есть мудрость в глазах Божиих: Бог избрал немудрое мира (1 Кор 1, 27). Из-за того, что мудрость по Богу есть безумие для мира, безумным называют Самого Христа (см.: Ин 10, 20), а также апостола Павла (см.: Деян 26, 24). Таким образом, Спаситель и апостол Павел могли стать примерами для юродивых - для тех ревностных христиан, которые стремились следовать Учителю во всем, претерпеть то, что Он претерпел, стать во всем, следовательно и в этом, подражателями Христа и святых, по слову апостола: Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор 11, 1; ср.: 1 Кор 4, 16; Еф 5, 1; Флп 3, 17; 2 Тим 3, 9).

Как еще более сильный призыв звучит утверждение святого апостола Павла: Бог избрал немудрое мира (1 Кор 1, 27).

Теперь быть безумным в глазах человеческих становится путем избранных, путем, который соответствует Божественному избранию или даже призыву. Более того, апостол Павел подчеркивает свое безумие:

Мы безумны Христа ради (1 Кор 4, 10) и призывает к нему: Если кто… думает быть мудрым… тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор 3, 18). Не являются ли безумные во Христе, или более точно: безумные Христа ради (moroi dia Hriston), по выражению апостола Павла, христианами, принявшими последнее утверждение как заповедь и применившими его буквально? Не могут ли они сказать вслед за апостолом: Мы безумны Христа ради?

Нам представляется, что главное основание юродства во Христе надо искать не в этих текстах Священного Писания. Безумие, о котором в них идет речь, соответствует той переоценке ценностей, которая была совершена Христом и многократно описана в Евангелии (особенно Мф 18, 4; 20, 16; Мк 9, 35; 10, 44; Лк 14, 11). Безумие здесь понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом , если не по аналогии. В таком же духовном смысле преподобный Иоанн Кассиан давал наставление монаху: «[Следует, чтобы ты] был буй в мире сем, чтобы тебе сделаться премудрым» , а преподобный Симеон Новый Богослов отмечал: «Ученики мудрецов века сего считают учеников Божиих безумными…» . С тем же значением говорил преподобный Антоний: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: “Ты безумствуешь”, - потому что он не подобен им» .

Итак, на разном основании считают безумными юродивых Христа ради и апостола Павла, когда он сам или другие называют его безумным. С точки зрения психиатрии поведение апостола Павла вполне здраво, а патологическое поведение юродивых, как нами было подчеркнуто выше, уподобляет их психически неуравновешенным или бесноватым/безумным. В дальнейшем мы покажем, что это безумие разыгрывается ими ради того, чтобы привлечь на себя все те унижения, которые изливаются на безумного почти в каждом обществе со стороны его сограждан.

Как нам кажется, письменным источником, обосновывающим безумие во Христе, является тот широкий контекст, в котором было употреблено выражение: мы безумны Христа ради , то есть весь отрывок из Первого послания к Коринфянам (4, 9–13): Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

Жан–Клод Ларше

Исцеление психических болезней


Опыт христианского Востока первых веков


Перевод с французского

Жан–Клод Ларше 1

Исцеление психических болезней 1

Предисловие 2

Антропологические предпосылки:

состав человеческой природы 10

ДУША И ТЕЛО 10

ДУХ, ДУША И ТЕЛО 15

Безумие соматического происхождения 20

Безумие бесовского происхождения 25

ФОРМЫ и ПРИЧИНЫ 25

ХРИСТИАНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К БЕЗУМИЮ 32

ЛЕЧЕНИЕ 38

Безумие духовного происхождения 47

ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ И ДУХОВНЫЕ БОЛЕЗНИ 47

ПЕЧАЛЬ. НОЗОЛОГИЯ 50

УНЫНИЕ. НОЗОЛОГИЯ 55

ЛЕЧЕНИЕ ПЕЧАЛИ 59

ЛЕЧЕНИЕ УНЫНИЯ 62

Особый вид безумия: юродство Христа ради 67


Предисловие

Психически больной всегда вызывал к себе самые противоречивые чувства, и отношение к нему менялось в зависимости от эпохи или общества и часто – в одном и том же обществе. Одни воспринимали его как посланца из другого мира, посредника между людьми и божеством, объект уважения и почитания, возвышая его до деятельности священника или достоинства пророка, а для других гораздо чаще он был недочеловеком, проводником или рабом темных сил, объектом притеснений и изгнания из общества, которое могло выразиться в его изоляции, заточении и даже физическом устранении.

Соответственно, природа и причина того, что мы обычно называем сегодня психическими болезнями, во все времена оставались трудноразрешимой проблемой.

Нельзя упускать из виду, что психические заболевания затрагивают, если не при своем возникновении, то по крайней мере в своих проявлениях и, в любом случае, в тех вопросах, которые они вызывают, три параметра человеческого естества – физический, психический и духовный, и происходит это более непосредственно, чем при телесных болезнях.

Однако эти три параметра редко учитывались вместе, когда их пытались объяснить. Обозревая историю «психиатрии» (понимаемой здесь в широком смысле), можно констатировать, что ей всегда было очень трудно интегрировать сразу три параметра, и поэтому она рано оказалась разделенной на течения, которые поочередно превалировали.

Современная психиатрия парадоксальным образом остается носительницей этих различий, вмещая гетерогенные и даже противоречивые теории и терапии. Классический учебник по психиатрии (Еу Н., Bernard P., Brisset С. Manuel de psychiatrie) констатирует, что в настоящее время сосуществуют четыре основных типа теорий: 1) органомеханистические теории, полагающие, что психические болезни имеют органическое происхождение; 2) психодинамические теории о бессознательном патогенного характера, которые рассматривают психические болезни как проявление бессознательных сил (Фрейд и его ученики, Юнг); 3) социопсихогенные теории факторов среды, которые представляют психические болезни как исключительно психологические патологические реакции на неудачные или трудные ситуации (англо–саксонская школа, Павлов) или на трудности в общении, особенно в лоне семьи (Бейтсон, Вацлавик и школа Пало Альто); 4) динамические теории об органическом происхождении, которые считают, что психические болезни представляют собой распад психического существа, а эта дезорганизация обусловлена органическими факторами (Джексон, Жане, Эя).

Эти различные теории являются принципиально взаимоисключающими: первая отстаивает чисто органическую этиологию и отбрасывает все психогенные и социогенные факторы; вторая, выдвигая психогенные факторы, отказывается от всей органической базы психических заболеваний и, признавая важность некоторых относительных факторов, рассматривает их как эндогенные; третья, отбрасывая всякую органическую этиологию и всякое вмешательство бессознательного психического, приписывает психические болезни исключительно экзогенным факторам; четвертая исключает такие факторы, как бессознательное, и, допуская органическую основу психических болезней, не считает, что их симптомы зависят от нее прямо и механически, но признает главенствующую роль динамики психических сил в структуре и эволюции данных болезней.

Год выпуска: 2007

Жанр: Психиатрия

Формат: DjVu

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Психически больной всегда вызывал к себе самые противоречивые чувства, и отношение к нему менялось в зависимости от эпохи или общества и часто - в одном и том же обществе. Одни воспринимали его как посланца из другого мира, посредника между людьми и божеством, объект уважения и почитания, возвышая его до деятельности священника или достоинства пророка, а для других гораздо чаще он был недочеловеком, проводником или рабом темных сил, объектом притеснений и изгнания из общества, которое могло выразиться в его изоляции, заточении и даже физическом устранении.
Соответственно, природа и причина того, что мы обычно называем сегодня психическими болезнями, во все времена оставались трудноразрешимой проблемой.
Нельзя упускать из виду, что психические заболевания затрагивают, если не при своем возникновении, то по крайней мере в своих проявлениях и, в любом случае, в тех вопросах, которые (они вызывают, три параметра человеческого естества - физический, психический и духовный, и происходит это более непосредственно, чем при телесных болезнях.
Однако эти три параметра редко учитывались вместе, когда их пытались объяснить. Обозревая историю «психиатрии» (понимаемой здесь в широком смысле), можно
констатировать, что ей всегда было очень трудно интегрировать сразу три параметра, и поэтому она рано оказалась разделенной на течения, которые поочередно превалировали. Современная психиатрия парадоксальным образом остается носительницей этих различий, вмещая гетерогенные и даже противоречивые теории и терапии. Классический учебник по психиатрии (Еу Н., Bernard Р., Brisset С. Manuel de psychiatrie) констатирует, что в настоящее время сосуществуют четыре основных типа теорий:

  1. органомеханистические теории, полагающие, что психические болезни имеют органическое происхождение;
  2. психодинамические теории о бессознательном патогенного характера, которые рассматривают психические болезни как проявление бессознательных сил (Фрейд и его ученики, Юнг);
  3. социопсихогенные теории факторов среды, которые представляют психические болезни как исключительно психологические патологические реакции на неудачные или трудные ситуации (англо-саксонская школа, Павлов) или на трудности в общении, особенно в лоне семьи (Бейтсон, Вацлавик и школа Пало Альто);
  4. динамические теории об органическом происхождении, которые считают, что психические болезни представляют собой распад психического существа, а эта дезорганизация обусловлена органическими факторами (Джексон, Жане, Эя).

Эти различные теории являются принципиально взаимоисключающими: первая отстаивает чисто органическую этиологию и отбрасывает все психогенные и социогенные факторы; вторая, выдвигая психогенные факторы, отказывается от всей органической базы психических заболеваний и, признавая важность некоторых относительных факторов, рассматривает их как эндогенные; третья, отбрасывая всякую органическую этиологию и всякое вмешательство бессознательного психического, приписывает психические болезни исключительно экзогенным факторам; четвертая исключает такие факторы, как бессознательное, и, допуская органическую основу психических болезней, не считает, что их симптомы зависят от нее прямо и механически, но признает главенствующую роль динамики психических сил в структуре и эволюции данных болезней.
Иногда внутри одного и того же теоретического и практического направления можно найти значительные разночтения, расхождения и противоречия (это наиболее четко проявляется при рассмотрении отдельных видов психотерапии и даже психотерапии одного типа, например фрейдовского психоанализа и юнговского психоанализа).
Но в действительности многие психиатры прибегают на практике к эклектизму. И хотя в данных условиях невозможно проявить безукоризненное соединение, эклектизм часто освобождает их от блужданий на-ощупь и, надо признать, иногда от всякого рода «кустарщины».

Книга «Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков» известного православного богослова Жан-Клода Ларше посвящена христианскому опыту исцеления психических болезней. Автор рассматривает физические, психические и духовные аспекты безумия, а также феномен «юродства во Христе» в широком контексте библейского и святоотеческого учения о человеке и данных современной медицины. Книга адресована как специалистам, так и всем, кто вместе с Пушкиным восклицает: «Не дай мне Бог сойти с ума!»

«Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков»


Антропологические предпосылки: состав человеческой природы

  1. Душа и тело
  2. Дух, душа и тело
Безумие соматического происхождения
Безумие бесовского происхождения
  1. Формы и причины
  2. Христианское отношение к безумию
  3. Лечение

Безумие духовного происхождения

  1. Психические болезни и духовные болезни
  2. Печаль. Нозология
    1. Первая причина: лишение желаемого
    2. Вторая причина: гнев
    3. Беспричинная печаль
    4. Воздействие бесов
  3. Уныние. Нозология
  4. Лечение печали
  5. Лечение уныния

Особый вид безумия: юродство Христа ради

  1. Юродивый, необразованный, простец, невинный
  2. Притворное безумие
  3. Библейские источники юродства
  4. Первая причина юродства: смирение
  5. Вторая причина юродства: отречение от этого мира
    1. Уединение
    2. Странничество
    3. Нищета
  6. Третья причина юродства: милосердие
  7. Духовные предпосылки юродства Христа ради
    1. Божественное призвание или личное призвание, подтвержденное Богом
    2. Духовная жизнь, достигшая совершенства
    3. Бесстрастие



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top