Исследовательская работа учащихся комнатные улитки. Исследовательская работа школьников «Изучение особенностей жизнедеятельности улиток Ахатин в домашних условиях

Исследовательская работа учащихся комнатные улитки. Исследовательская работа школьников «Изучение особенностей жизнедеятельности улиток Ахатин в домашних условиях

Руководитель проекта: Кравченко Н.В.

Актуальность.

Домашние животные играют важную роль в жизни людей. Замечательно, когда дома тебя ждут лохматые, гладкошерстные, ушастые, хвостатые и многие другие живые существа. Домашние животные развивают в человеке хорошие качества: доброту, ответственность, аккуратность, уважение к другим.

Вот и мы давно мечтали завести себе домашнего питомца.

Но родители зачастую отказываются заводить домашних питомцев, объясняя это нехваткой времени, аллергией на шерсть, дорогостоящей пищей для них, нехваткой места, шумом, неприятным запахом и т.д.

Мы опросили учащихся нашей начальной школы всего 50 человек и получили следующие данные: многим хочется завести дома экзотических животных, но никто не хочет столкнуться с трудностями в содержании необычных животных.

Среди животных, которые мало едят, не шумят, не имеют запаха и не создают беспорядка, самым популярным ответом стала улитка Ахатина, причём 39 опрошенных не знают ничего об этом животном, а 11 слышали об улитке, но не имеют полной информации.

Перед нами встала проблема :

  • Возможно ли содержание экзотических животных, а именно Ахатин в качестве домашних животных.

Гипотеза. Мы предположили, что улитка-ахатина является идеальным домашним питомцем.

Первое знакомство с улитками произошло на уроке окружающего мира по теме «Моллюски». Наш учитель принесла в класс этих необычных животных, которые жили у неё дома.

Мы узнали, что они называются загадочным словом — улитки Ахатины.

Мы были удивлены их внешним «инопланетянским» видом и размерами.

Но в процессе наблюдения за ними удивлялись всё больше и больше. Нам так понравились эти милые существа, что нам захотелось иметь их в качестве домашних животных.

Так у нас появились улитки Ахатины.

Так как мы впервые в жизни увидели это чудо природы и не знали, как с ними обращаться, то нам пришлось изучить много литературы и материала из сети Интернет по их содержанию в домашних условиях, консультироваться с учителем, с целью получения нужной информации и приобретения всего необходимого для оборудования улиточного жилища.

С учетом темы и гипотезы поставили себе цель : изучить особенности содержания улиток — ахатин в домашних условиях.

— А вот и наши задачи:

  • ™изучить литературу по данной теме;
  • ™ определить место улитки – ахатины в царстве животных;
  • ™ описать особенности содержания улиток в домашних условиях;
  • ™изучить вкусовые предпочтения улитки;
  • ™разработать рекомендации по содержанию улиток.

Кто же такая улитка-ахатина?

Когда мы стали читать об улитках, то узнали, что ученые называют их моллюсками. Первые улитки появились на Земле около 500 000 000 лет назад, сегодня насчитывается более 43 000 их разновидностей. Они различаются по размерам, форме раковин, цвету, и по тому, чем питаются, а также по среде обитания.

Первым, кто начал изучать моллюсков в России в 19 веке был зоолог Бобрецкий Николай Васильевич.

Самый крупный представитель сухопутных моллюсков — гигантская африканская улитка Ахатина.

  • Ареал обитания улитки – ахатины.

Родиной улитки является восточная Африка.

  • Строение улитки – ахатины.

Строение ахатины достаточно простое: голова, туловище покрыто пупырчатой, морщинистой кожей. Тело от серого до темно-коричневого цветов. Раковина, размер которой может достигать 15 — 20 сантиметров.

Ахатины ведут преимущественно ночной образ жизни, хотя во влажную погоду могут выползать и днём.

Продолжительность жизни африканской улитки ахатины в домашних условиях 5-9 лет. Вес улитки около 250 грамм. На родине эти малыши вырастают до удивительных размеров в 400 грамм. В Книгу рекордов Гиннеса занесён экземпляр весом 600 граммов.

Так называемые «рожки» улиток – ахатин – это вывернутый наизнанку нос. То, что у человека внутри носа, у улиток снаружи. Глаза находятся на первой паре рожек.

Рот улитки оснащен зубами (их около 25 тысяч штук). Они представляют собой мелкую «терку» приспособленную для перетирания пищи.

Ушей у улитки нет, поэтому она ничего не слышит.

Внутреннее строение улитки характеризуется наличием сердца, почки, нервных окончаний.

Раковина улитки прочная и массивная. Сама раковина может быть закручена как против часовой стрелки, так и в обратном направлении.

Окрас раковины улитки разный, но обычно коричневый с чередованием темных и светлых полос. Раковина выполняет функции защиты, а так же предотвращает ее высыхание.

Улитки – гермафродиты, это значит, что они могут быть и папой и мамой. Размножаются улитки круглый год, путём откладывания яиц. Яйца белые или желтоватые, по форме напоминают куриные, с плотной известковой скорлупой, только очень маленькие. Каждая кладка может насчитывать до 300 яиц.

Только что вылупившиеся улитки достигают в длину около 5 мм и имеют прозрачные раковины. Улитята несколько дней находятся в земле, питаясь скорлупой яиц, из которых они вышли, затем выползают на поверхность. Каждый месяц они прибавляют в размере примерно на 5 мм.

  • Чем питается улитка?

В плане питания улитки являются идеальными домашними животными, они не капризны и не привередливы в еде. В доме всегда найдутся овощи и фрукты, чтобы прокормить улиточку. Весь перечень продуктов питания представлен в таблице:

Овощи, фрукты, зелень перед кормлением тщательно моют.

Молодых улиток следует кормить ежедневно, а взрослых можно 2-3 раза в неделю. Без еды взрослая улитка может обходиться до 2 недель.

  • Какую пищу предпочитают улитки Ахатины?

За все время наблюдения за улитками мы предлагали улиткам разную пищу, чтобы узнать, какую пищу улитки охотно едят, а какую нет. На основе своих наблюдений мы составили таблицу. Можно сделать вывод, что нашим улиткам особенно нравятся огурцы, яблоко, петрушка, листья салата, одуванчика. Слишком сладкую (виноград, бананы) и слишком кислую (клубника, слива) пищу, а также жесткие листья капусты наши улитки не любят.

Наблюдать за тем, как едят улитки, одно удовольствие — кажется, будто она откусывает большие куски и проглатывает их.

  • Создание домика для улитки ахатины.

Для жилища улитки можно использовать любой пластиковый или стеклянный контейнер, а также простой аквариум.

Очень важно, чтобы в любом контейнере для ахатин были отверстия для доступа воздуха.

На дно домика необходимо насыпать грунт– смесь из торфа, немного мелкого речного песка и мелких опилок. Обязательно грунт для улиток нужно немного намочить, для этого его сбрызгивают из пульверизатора. И следить, чтобы грунт был всегда слегка влажным. Высота грунта должна быть 5-7 см, для того, чтобы улитка смогла зарыться в него и отложить яйца.

  • Гигиена улиток – ахатин.

Улитки очень любят, когда их купают в прохладной воде, она сразу выползает из раковины и подставляет под струйку воды свои любопытные «глаза-рожки».

Ученые разных стран изучили полезные свойства слизи улиток. Оказалось, что слизь содержит витамины, коллаген, эластин и другие заживляющие и восстанавливающие вещества.

Массаж и маска с улиткой может заменить применение дорогих восстанавливающих кремов.

Заключение

Изучив различные информационные источники и основываясь на своих наблюдениях мы пришла к выводу, что гигантская африканская улитка Ахатина – идеальное домашнее животное, подходящее для современной жизни.

Такого питомца не нужно выгуливать, возить к ветеринару и тратить много денег на его еду. Улитка не разбудит вас утром громким лаем и не испортит вашу любимую мебель, на улиток не бывает аллергии, и они чудесно снимают стресс.

Но главным достоинством улитки Ахатины является то, что вы без проблем можете оставить своего питомца без присмотра на несколько недель. Не получая пищи и дополнительной влаги Ахатины попросту впадают в спячку.

Не обязательно посещать дорогие салоны красоты – нужно просто завести парочку ахатин в своём доме.

Так как наши улитки уже несколько раз принесли потомство, значит мы ухаживали за ними правильно. И теперь можем уверенно сказать, что улитки Ахатины неприхотливы на столько, что за ними может ухаживать ребёнок старше 5 лет.

Думаю, что мы смогли доказать, что улитка Ахатина – идеальное домашнее животное.

А лучший способ в этом убедиться – завести свою Ахатину!

Практический выход исследования – буклет с рекомендациями по содержанию улиток Ахатинов.

Практическая значимость — информация, собранная в данном исследовании, может быть использована как учителями, так и учениками на уроках окружающего мира. А в обычной жизни тем, кто пожелает завести себе такого питомца.

 Тема: "Удивительная улитка" (Окружающая среда и экология) Фамилия и имя автора работы: воспитанники старшей группы Атякшева Анастасия, 6 лет Лазарева София, 6 лет Учебное (дошкольное) учреждение Структурное подразделение ГБОУ гимназии "ОЦ "Гармония" г.о.Отрадный "Детский сад №13" Научный руководитель: Воспитатель: Балахонкина Наталия Илларионовна 2013г. Содержание Введение3 Основная часть6 Выводы 10Литература 11 1.Введение. У многих детей есть домашние питомцы, аквариумы с рыбками и улитками, в беседе о домашних любимцах выяснилось, что у одной девочки, помимо улиток - "аквариумных" живут ещё и улитки Ахатина, она начала рассказывать о них, дети заинтересовались.Разве могут улитки прожить без воды? Актуальность: Дети мало, что знают о мире моллюсков, так как детям ближе мир домашних и диких животных. Цель: Узнать как можно больше об улитках, условиях обитания и особенностях их жизнедеятельности. Задачи: * Формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т.д.). * Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое. * провести наблюдение за жизнедеятельностью улиток * Узнать об особенностях строения и образе жизни улитки. * Ввести понятие "улитки Ахатина" * Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности. Участники проекта Подгруппа детей старшей группы, педагоги и родители Материалы и оборудование Справочная и художественная литература. Интернет-ресурсы. Наглядный, иллюстрированный материал. Работы, выполненные своими руками. Гипотеза: Правда ли, что существуют улитки, которые могут жить без воды? Тип проекта: краткосрочный, групповой. Участники проекта - дети старшей группы, воспитатель группы, родители. Этапы исследования: 1) Подготовительный этап. 2) Мотивационно - ориентировочный 3) Поисково-практический. Сроки выполнения: январь 2013 г. Подготовительный этап. Выбор темы исследования детьми Обсуждение с родителями воспитанников вопроса связанного с проектной и исследовательской деятельностью, определение целей и задач проекта. * Информационные ресурсы: материалы библиотеки, личные архивы родителей и сотрудников детского сада. * Приобретение энциклопедической литературы. * Знакомство с презентацией "Улитки". * Изготовление буклета для родителей "Воспитание экологической культуры дошкольников". * Сбор информации родителями на тему "Улитки Ахатина", "Разновидности улиток" Мотивационно - ориентировочный Мотивом для исследовательской деятельности группы являются проблемные вопросы детей: "Какие бывают улитки?", "А где живут улитки?", "А есть у улитки глаза? " Сколько ног у улитки?", "Почему улитка, которая дома в аквариуме живёт в воде, а улитка Бэлла (Ахатина) наоборот, может погибнуть в воде?", "А, что- улитка как курица откладывает яйца? Почему она откладывает яйца?", " Всё ли можно есть улитке?" Поисково-практический. Составление плана действия с детьми Выбор форм работы. Деятельность в проекте детей, воспитателей и родителей. - Занятие: "Улитка - кто она?" - Презентация "Улитки" - Аппликация-коллаж "Улитки на цветущей полянке" - Знакомство со сказкой собственного сочинения воспитанника Кривопалова Романа "Улитка Уля" - Лепка "Улитка Уля" - Сбор иллюстраций и фотографий про улиток - Рассматривание энциклопедий. - Занятие " Кто откладывает яйца?" - Изготовление книжек малышек про разновидности улиток. - Ситуативная беседа "Если бы я был улитка, то я......" 2. Основная часть. Год назад у нас в доме появились экзотические животные не обезьяна, не крокодил, а улитки, да! Да! Улитки Ахатина. Их подарили моей сестричке Полине на день рождения. Когда я увидела их в первый раз, я даже и не поняла сначала, что это улитки, потому, что на дне пластикового контейнера на листе салата лежало три коричневых камушка, величиной с горошину, но приглядевшись- я поняла, что это улитки. Крёстный сказал, что родина этих улиток Африка и что вырастут наши маленькие улиточки даже больше моей и сестричкиной ладошки, если мы будем их правильно кормить, одним словом ухаживать за ними. Мы с Полиной не поверили, даже засмеялись, но крёстный показал нам в интернете фотографии уже взрослых улиток, нам захотелось, чтобы наши маленькие улитята стали такими же красавицами.Мы тут же придумали им имена Белла, Флора и Стелла. Утром следующего дня, мы увидели, что наши улитята пропали. Мы очень расстроились, но неожиданно для себя обнаружили их на крышке контейнера. Так я узнала, что они не сидят на месте, а ведут довольно таки активный образ жизни, значит, они ползают и обследуют своё жилище. И в листьях салата мы обнаружили небольшие дырки, оказывается это наши питомцы так постарались за ночь и съели небольшое количество салата. Мама посоветовала нам посмотреть в энциклопедиях и интернете информацию о том, как за ними ухаживать. С этого момента и началось самое интересное, ведь мы даже и не представляли, что любят наши малютки? Из интернета мы узнали, что их рекомендуется кормить овощами и фруктами, мы с Полиной очень долго изучали и записывали всё - чем можно кормить улиток, чем нельзя, где они должны жить. Нас удивило то, что оказывается улиток можно поить молочком и даже, для укрепления раковины давать им чистые листы белой бумаги. Наши улиточки с удовольствием поедали листы бумаги, и раковина у них от этого становилась крепче. Наши малютки подрастали и им становилось тесно в пластиковом контейнере, пришлось посадить улиток в аквариум, вот там они с большим удовольствием расположились - их устраивало, то, что места очень много, и можно ползать вдоволь, как оказалось, что чем больше пространство, в котором живут улитки, тем больше они вырастут! Мы узнали что на одну улитку требуется десятилитровый аквариум. Мы наблюдали за их жизнью и выяснили, что наши улитки не очень любят спать в одной земле, а им пришлось по душе смешанный вариант земли и песка, мама сказала, что, наверное, потому, что песок сохраняет влагу, а в энциклопедии мы прочитали, что оказывается улитки очень любят воду, особенно, купаться под струйкой тёплой воды. Я пока ещё хожу в садик, в нашей группе все ребята очень любят животных, в основном у всех есть домашние любимцы, кошки, собачки, хомячки, попугайчики, рыбки. Однажды, рассказывая о наших домашних питомцах, мы разговаривали об аквариумных рыбках и улитках- которые живут вместе с рыбками в аквариуме и чистят его. Улитки очень маленькие, но трудолюбивые. Егор рассказал, что, когда мама мыла аквариум, она забыла убрать улиток в воду, а папа ей напомнил, сказал, что нужно их положить в воду, а то они погибнут. А я, рассказала о своих улитках, Белле, Флоре и Стелле, которые живут в сухом аквариуме, и, что они не такие маленькие, а почти, с мою ладошку. Ребята очень удивились и даже не поверили, а воспитатель Наталья Илларионовна попросили меня принести их в группу и показать, потому что всем стало любопытно. Всем стало интересно, какие ещё есть улитки в мире? Нам захотелось найти интересную информацию о них. Мы пошли в экологический кабинет, в котором есть разные энциклопедии о животных. Там мы узнали, что оказывается, существует огромное множество разных улиток, которые живут, как в аквариуме, в пруду, в море, так и на суше. Дома вместе с родителями мы тоже искали информацию в энциклопедиях и книгах, интернете. Мы были очень удивлены, узнав, что есть виноградные улитки, физа, ампуллярии и другие. Мы с мамой принесли на 2 недели улиток в садик, чтобы все ребята смогли понаблюдать за ними. Я рассказала ребятам, что тело улитки состоит из головы, туловища, раковины и ноги. Ребята даже рассмеялись, когда узнали, что у улитки есть нога, они подумали, что такая же нога, как у нас, но я им объяснила и показала, что с помощью ноги улитки могут передвигаться, мы наблюдали, как медленно они ползают. На голове расположено ротовое отверстие, когда Наталья Илларионовна держала улитку на руке, она сказала, что улитка покусывает ей ладонь, Соня спросила, а что, у улиток есть зубы? И мы решили выяснить, а правда ли у улиток есть зубы? Для этого мы пришли в экологический кабинет, где старший воспитатель Ирина Арсентьевна в энциклопедии нашла ответ на интересующий нас вопрос. Как оказалось, что у них на самом деле есть зубы и их очень много. Также щупальца (с их помощью улитки чувствуют, где расположена еда) и пара глаз. Раковина, покрывающая тело улитки, защищает их от повреждения. А мама Алины нашла информацию в журнале и рассказала нам, что оказывается улитки, могут и не дружить между собой и их необходимо разлучить на некоторое время. Они свой протест против сородича показывают тем, что забираются на раковину улитке, с которой не дружат и начинают есть раковину. Ребятам очень захотелось узнать, а чем же питаются улитки. Я им сказала, что овощами и фруктами. Мы решили провести эксперимент, что же они больше любят? Как оказалось из овощей-предпочтение они отдают свежим огурцам и помидорам, а к капусте совершенно безразличны, а из фруктов самое любимое лакомство- это груша и яблоки. Из интернета мы узнали, что оказывается для укрепления панциря улиткам нужно давать, скорлупу от варёных яиц, предварительно её измельчить. А ещё я рассказала, что у нас улитки один раз убежали, так как я забыла прикрыть аквариум стеклом. Нашли мы их только через 3 дня под ванной, оказалось, что они очень влаголюбивые. Мы с Натальей Илларионовной показали ребятам, как улитки с удовольствием принимают водные процедуры, под струёй тёплой воды, они вытягивали своё тело к воде и не боятся воды, которая попадает им на глазки, а когда они накупаются, наедятся, они зарываются в грунт и спят. Находясь ещё у нас дома, улитки отложили кладку яиц, ребята были очень удивлены, что улитки откладывают яйца, похожие на куриные, только очень- очень маленькие, а Миша сказал, что яйца откладывают только птицы. В садике, из яиц вылупились маленькие улитки. Мы заинтересовались, а кто ещё может отложить яйца- кроме, птиц, улиток, в этом нам помогли родители. Они сделали нам книжку - малышку о тех, кто откладывает яйца. Мы с большим удовольствием читали её и рассматривали фотографии. (змеи, черепахи, крокодилы,ящерицы, пингвин, австралийская ехидна, комары-личинки, муравьи) Оказывается, что улитки практически слепы и глухи, так как, никак не реагируют на свет и громкие звуки, даже если рядом с ними свистнуть в свисток, они не меняют своего поведения! А вот органы осязания (маленькие щупальца) у них очень развиты! Если положить на расстояние от улитки лакомство, она обязательно его почувствует и приползёт туда! Мы даже провели опыт и положили с разных сторон от улитки капусту и банан, и улитка вначале поползла к капусте, но потом развернулась и продолжила свой путь к банану, и мы выяснили, что у них есть своё предпочтение в еде. А ещё мы узнали, что улитка при испуге издаёт негромкий писк, или скрежет, если её внезапно разбудить, да ещё и искупать. Пугать улиток совершенно нельзя! А бабушка Сони нам сказала, что их даже можно держать тем ребятам - у кого аллергия на шерсть животных, оказывается улитки не вызывают аллергию. Нам так понравилось наблюдать за улитками, это так интересно и познавательно! 3. Выводы. Из энциклопедий и ресурсов интернета мы узнали о разновидностях улиток и их среде обитания, особенностях внешнего вида и питания. Мы теперь знаем, что улиток вида Ахатина можно содержать в качестве прекрасных домашних животных, поддающихся приручению, не вызывающих аллергию, требующих самый минимальный уход, Улиток могут держать абсолютно все, они гипоаллергенны. Литература Библиография 1. . Ахатина // Большая советская энциклопедия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1970. С. 458. 2. Акимушкин И. Беспозвоночные. Ископаемые животные. М.: Мысль, 1992. С. 100 101. (Мир животных) 3. Даррелл Д. Золотые крыланы и розовые голуби. - М. Мир 1981. -128 с. 4. Жизнь животных. Т.2. - М.:Просвещение, 1968 г. 5. Онегов А.С., Агальцова Л.Е. Необычные обитатели аквариума // Биология. 2001. N 48. 6. Улитки атакуют: Остров Барбадос подвергся нашествию гигантских африканских улиток // Огонек. 2006. N 49. 7. Achatinafulica - Восточно-африканская улитка // Клуб любителей улиток. - http://snailclub.ru 8. Африканская улитка ахатина: содержание в неволе // Зооклуб. - http://www.zooclub.ru/bezp/5/1.shtml 9. Гигантская африканская улитка. - http://www.achatina.ru/ 10. Еженедельно по субботам просмотр информации с вышеуказанных сайтов про Achatinafulica http://www.o-detstve.ru 1 III Всероссийский конкурс "Детский проект"

Муниципальная научно – практическая конференция

«Фундаментальные и прикладные исследования в области

естественно – математических работ»

«ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИГАНТСКИХ УЛИТКОК АХАТИН»

направление: биология

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………..…………………….…. 3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ..................................................................................................................................... 3

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ....................................................................................................................................... 6

Практическая работа № 1

«Опрос по теме». ................ ………………………………………………................................................................. 6

Практическая работа № 2

«Определение длины раковины улитки» …………………………........................................................................... 7

Практическая работа № 3

«Изучение строения и физиологии Ахатин» ……………………………….…………….……………...……..….. 8

Практическая работа № 4

«Определение химического чувства у Ахатин» ……………………………………………..………................…. 8

Практическая работа № 5

«Определение пристрастий в еде» ……………………………………………………………………………...… 10

Практическая работа № 6

«Опрос по теме» ……………………………………………………………………………………………...…….. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………......................................................... 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………….…………………….…..…. 16

СПИСОК ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ ………………………………………………………………………….. 16

Приложение. Электронная презентация « Изучение приспособлений хищных растений» в среде MS Power Point на CD .

Зыгмант Андрей. «Изучение особенностей жизнедеятельности гигантских улиток Ахатин».

ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ.

Никто никогда наверное не задумывался: для чего нам нужны домашние питомцы??? Я разъясню, зачем они нужны. Вот каждый знает для чего нам друзья - друг всегда поддержит, подбодрит в трудную минуту. А если задуматься, то и домашние питомцы нам тоже друзья!!! Что лучше может подбодрить человека как не прогулка с собакой по парку? Кто лучше понимает нас, чем кошка, мурчащая под ушко, когда не можешь уснуть? Ведь именно они спасают старушек от одиночества! Они для ребёнка «Всё и Вся»!!! Для чего они нам вообще нужны? Собаки, кошки, рыбки, хомячки, крысы, черепашки, попугаи и т. д. Как-то услышал хорошие слова: "Когда у тебя есть домашний питомец, ты возвращаешься не в дом, а домой". Я бы сказал: "Когда у тебя есть семья, ты возвращаешься не в дом, а домой". Она несет в себе более глубокий смысл. В данном случае, когда какое-нибудь животное - это не просто домашний питомец, а семья.... Но все домашние питомцы требуют к себе огромного внимания и заботы.. Задумываемся ли мы насколько это ответственный шаг - взять домой живое существо? В настоящее время на нашей планете растет численность людей с аллегорическими реакциями на домашних животных. А есть ли в настоящее время альтернатива традиционным домашним животным? С помощью данной исследовательской работы мы попробовали разобраться в данной проблеме.

Объект исследования: Улитка Ахатина.

Предмет исследования: Условия содержания гигантских улиток Ахатин.

Из предмета исследования вытекает его цель.

Цель:

Найти альтернативу традиционным домашним животным. Изучить особенности их жизнедеятельности на примере Ахатина Фулика (Achatina fulica).

Задачи:

· Собрать и систематизировать материал по теме.

· Провести опрос по теме.

· Ахатины - это действительно хорошие домашние животные, привыкают к человеку, различают "своих" и "чужих". Они очень интересны, неприхотливы и не вызывают аллергии.

· Кроме всего прочего доказано, что содержание в доме улиток очень благотворно влияет на нервную систему!

· Улитки вообще и Ахатины в частности - прекрасный и доступный объект наблюдений за животными в неволе. Они совсем не так примитивны, как это может показаться на первый взгляд. Хотя их нервная система устроена достаточно просто, улитки способны к обучению.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ.

Список литературы:

1. Краснов И. «Гигантские улитки – ахатины» Издательство: Аквариум-Принт, 2007 г.
Мягкая обложка, 48 стр. ISBN -5, 0137-9.

Интернет – ресурсы:

2. http://www. achatina. *****/

3. http://www. . ru/

4. http://www. *****/fac. php? filename=achatina. txt

5. http://www. *****/

6. http://www. ulitki. info/achatina_common. html

7. http://www. *****/cr

8. http://achatina. *****/

9. http://community. /_achatina_

Косарева Дарья

Руководитель проекта:

Савостина Валентина Алексеевна

Учреждение:

МКОУ "Устьевская СОШ", с. Устье, Воронежская область, Хохольский район

Автор исследовательского проекта по окружающему миру "Моя домашняя улитка Ахатина" намеревается узнать полезную информацию и интересные факты про содержание улиток Ахатин, как ухаживать за африканскими улитками, чем кормить улитов в домашних условиях. Также, ученица 4 класса рассматривает варианты обустройства террариума для домашней улитки.


В данной исследовательской работе по окружающему миру "Моя домашняя улитка Ахатина" автор рассматривает все этапы содержания и роста африканской улитки Ахатины, как они размножаются, что делать с лишними яйцами улиток Ахатин и как ухаживать за маленькими, новорождёнными особями.

I. Введение.
II. Основная часть.
1) Общая характеристика улиток.
2) Описание гигантских улиток и их виды.
3) Особенности содержания.
4) Преимущества и недостатки улиток как домашних животных.
5) Наблюдения за улиткой.
III. Заключение
IV. Литература
V. Приложения

Введение

Мне часто приходится наблюдать за улитками на улице в тёплое время года. Нравится, как брать их в руки, смотреть, как они ползут. Они щекочут меня, не причиняя никакого вреда.


Улитки подкупили меня своей необычностью. Узнав, что их можно содержать в комнате, я попросила маму приобрести мне это животное. Это дало мне возможность получать удовольствие круглый год.

Цель: изучить условия содержания в домашних условиях;
Задачи:

  • изучить общую характеристику улиток;
  • места её обитания и условия жизни;
  • провести наблюдения;
  • сделать выводы.

Гипотеза : улитки могут жить в домашних условиях и размножаться.

Объект исследования : улитка Ахатина.

Предмет исследования: исследование особенностей жизнедеятельности и поведения улиток - ахатин в неволе.

Методы исследования:

  • изучение литературы;
  • наблюдения.

Изучив литературу по данной теме, я узнала, что Ахатины - просто прекрасные домашние животные, которые не боятся своих хозяев и крайне неприхотливы.

Улитка – это уникальное живое существо, которое защищено раковиной и может проживать не только в дикой природе, но и в домашних условиях. Этот вид животного относится к классу брюхоногие (гастроподы), типу моллюски. Слово улитка произошло от старославянского «улитъ » - полый из-за ее домика (раковины), который без животного пустует.


Тело улитки состоит из головы, ноги, внутренностного мешка, мантийной складки. Передвижение моллюска происходит на подошве, которая покрывает нижнюю часть ноги. Этот процесс является результатом сокращений мышц, создающих своеобразную волну. Чтобы скольжение было максимально комфортным, эпителий конечности выделяет много слизи.

Внутренностный мешок находится внутри раковины в виде спирали или колпака. В мантии улиток, которые обитают в воде, располагаются жабры. Этот орган должен постоянно омываться потоком воды, чтобы организовать этот процесс, мантия оборудована: входным сифоном, через который жидкость поступает; выходным сифоном, через который вода удаляется.

протоки почек; выделительная система; кишечник; половой аппарат; легкое (у живущих на суше).
Чтобы воздух попадал в органы дыхание, есть специальное отверстие. Оно располагается с краю раковины или с передней стороны туловища.

  • стебельков с глазами;
  • щупальцев (орган осязания);
  • ротовой полости.

Раковина является неотъемлемой частью тела улитки. Внешний скелет моллюска защищает его от врагов, внешних негативных факторов, сохраняет влагу.

  1. Ахатина ретикулята – не менее распространённый вид моллюска, подходящий для домашнего содержания. Раковина имеет характерный рисунок в виде полос или точек. Максимальный размер, которого может достигнуть в неволе, – 20 см.
  2. Ахатина альбопикта напоминает по внешнему окрасу предыдущий вид моллюска. Но она может вырасти только до 16 см. Характерное отличие – белая или жёлтая колумела на панцире, иногда может быть розовый кончик.
  3. Ахатина иммакулята может быть в самых разных окрасах, но непременный признак этого вида улиток – наличие ровной полоски, проходящей от головы до раковины. Ободок панциря может быть розового или сиреневого оттенка.
  4. Бурая ахатина весьма плодовита. Также она отличается тем, что не пуглива при общении с человеком.
  5. Лимонная ахатина (ирадели). Получила своё название за счёт характерной желтоватой окраски панциря. Эти моллюски достигают всего 5-7 см в длину. В отличие от всех остальных видов улиток, ирадели является живородящей. Она может принести от 20 до 25 малышей за один раз.
  6. Обыкновенная ахатина – самый крупный вид моллюска, который также носит название “тигр”. В размерах достигает 30 см, однако в неволе растёт лишь до 22 см. Окрас может быть разным. В зависимости от подвида фон панциря варьируется от жёлтого до оранжевого оттенков. А полосы могут иметь чёрный или коричневый цвет. По характеру эти улитки крайне спокойные.

Особенности содержания африканской улитки Ахатины

Ахатины менее всех домашних питомцев нуждаются в уходе и особых условиях содержания.

Все действия будут сводиться к тому, чтобы обустроить террариум и настроить в нём оптимальную влажность, освещённость и обогрев.

Вам нужно максимально приблизить условия обитания к природным, чтобы улитка ощущала себя комфортно.

Подготовка террариума для улитки Ахатины


Покупать специальный террариум для ахатин необязательно, так как его можно сделать из обычного аквариума. Важно учитывать объём. На одну улитку должно приходиться не меньше 10л.

Жилище должно быть защищено крышкой, так как улитка может выползти. Для лучшей вентиляции в покрытии нужно предусмотреть отверстия. В крайнем случае можно просто приподнять крышку, чтобы получился небольшой зазор.

На дно аквариума нужно поместить кусочки древесины (плохо гниющей), мох, осколки глиняных горшков. Это послужит для улитки укрытием в дневное время. Можно высадить внутри террариума живые растения. Самые неприхотливые виды - папоротник и плющ. Они не только красиво смотрятся, но и очищают воздух, создают природный микроклимат. Однако в таком случае нельзя допускать переувлажнения субстрата.

При обустройстве террариума нужно предусмотреть небольшую ёмкость с водой, ведь ахатины обожают купаться. По мере загрязнения её нужно будет менять. Как правило, это происходит каждые 5-7 дней.

Место для террариума может быть любым. Главное, чтобы рядом не было отопительных приборов, поскольку это создаст недопустимый контраст температур. По этой же причине нужно держать жильё ахатин подальше от окон, чтобы на него не попадали прямые солнечные лучи.

Особенности ухода за улиткой Ахатиной

Как говорилось выше, ахатины – идеальные питомцы для ленивых владельцев, поскольку за ними нужно совершать минимальный уход. Но определённые тонкости всё же существуют.

Кормление африканской улитки Ахатины

Ахатины с удовольствием поедают зелень, овощи и фрукты, хотя в природных условиях не брезгуют и мясом. Корм дают по мере поедания, а остатки нужно регулярно убирать. В неволе улиткам дают капусту, огурцы, морковь. Это стандартный рацион, который, тем не менее, лучше разнообразить.

Известно, что каждая отдельная улитка имеет свои гастрономические пристрастия. Поэтому вам нужно будет выявить их экспериментальным путём.

  • Фрукты и ягоды: яблоки, вишня, земляника, абрикосы, арбуз, инжир, сливы, ананас, манго, авокадо, бананы, клубника, груши, дыня, виноград.
  • Овощи: брокколи, тыква, морковь, брюква, помидоры, салат, кабачки, сельдерей, шампиньоны, огурцы, шпинат, капуста.
  • Бобовые и горох.
  • Зелень: луговые растения, клевер, маргаритки, крапива, соцветия бузины и фруктовых деревьев, проросший овёс, одуванчик, тысячелистник, подорожник, люцерна.
  • Другое: размягчённый хлеб, кисломолочные продукты (без соли, сахара и специй), нежирный фарш, сваренное яйцо, детское питание (овощное и мясное), гаммарус.
  1. Всё острое и солёное.
  2. Жареные или копчёные продукты.
  3. Макароны.
  4. Сладости.
  5. Кислые продукты.

Для формирования раковины ахатинам нужен кальций. Его недостаток в рационе приводит к деформации и смягчению панциря. В неволе улитка может получать кальций из яичной скорлупы, ракушечника, кормового мела.

Наряду с пищей в террариуме должна быть питьевая вода. Она нужна для секреции слизи.

  1. Нет запаха ни от аквариума, ни от самой улитки.
  2. Ее можно брать в любом возрасте.
  3. Проста в содержание.
  4. Почти всеядна.
  5. Впадает в спячку при неблагоприятных условиях.
  6. Не вызывает аллергию.
  7. Наблюдение за улиткой успокаивает душу и снимает стресс.
  8. Нет шума и грязи.
  9. Обладает лечебными свойствами.
  1. Улитка равнодушна к окружающему.
  2. Не откликается на свое имя.
  3. И не будет радостно встречать вас дома.

Ахатина гигантская (лат. Achatinafulica ) – самый крупный представитель сухопутных брюхоногих моллюсков из подкласса легочных улиток. Широко распространен в странах с тропическим климатом. Является вредителем сельскохозяйственных растений, особенно сахарного тростника. В Европе, в том числе России, где выживание ахатин в природе невозможно, они часто содержатся в качестве домашних животных.

Вес моллюсков в среднем составляет около 250 граммов. В нашем климате самые большие представители весят всего 130 граммов. Размеры этого вида зависят от условий содержания.

Раковина коническая. У старых ахатин раковина имеет от 7 до 9 витков. Окраска раковины зависит от диеты моллюска и других условий его жизни, обычно на ней наблюдаются полосы разных оттенков коричневого и черного.

Кожа ахатин пупырчатая, в морщинках. Дыхание кожное, жабры отсутствуют. Рожки маленькие (две пары), служат как органы осязания. На концах первой пары расположены глаза. Тело может быть окрашено от серого до темно-коричневого.

Продолжительность жизни в неволе 5-10 лет, в природных условиях меньше. Ахатина активна как днем, так и ночью. Хотя это и тропическая улитка, но может пережить заморозки и снег

Питается ахатина при помощи «язычка », усаженного роговыми шипами. Поедает гниющую растительность. Размеры этого вида зависят от условий содержания. Растут на протяжении всей жизни, но основной рост – в первые два года. Знаменита эта красавица не только своими огромными размерами, но и умом: у нее вырабатываются все виды условных рефлексов.

Африканские улитки могут быть переносчиками болезней, смертельно опасных для человека. Естественные враги ахатин: другие улитки, ежи, мыши, насекомые (красотел, жуки, сверчки, многоножки), птицы, жабы и лягушки, кроты, скунсы, ласки, ящерицы.

Для своей улитки мы взяли обычный аквариум, чтобы у улитки было много места. Я насыпала в него торфа, поставила блюдце с водой и дала ей кусочек яблока. Я с огромным удовольствием первый раз в жизни наблюдала, как моя улитка с аппетитом поедает яблоко. Кормить улитку я стала разными фруктами и овощами.

Я выяснила, что больше всего они любят бананы, огурцы, груши, капусту, салат, морковь, яблоки. Для построения раковины улиткам нужен кальций, поэтому мы подкладывали в аквариум перетертую в порошок яичную скорлупу. Она ее очень любит и съедает почти дочиста.

Она у них очень нежная, поэтому я стараюсь быть осторожным. Я прочитала, что улитки очень любят влажность, поэтому я брызгаю в аквариум воду. Если слишком влажно - она забирается на стенки своего домика, а если очень сухо - старается закупорить раковину. Она закрывается и тогда, когда ей холодно, когда нет еды. Мне очень нравиться за ней наблюдать. Я её кормлю, купаю, поэтому меня она не боится и узнает, когда я её беру.

МБОУ «Явенгская школа»

Тема проекта: «Ахатинские улитки как домашние животные»

Руководитель проекта:

Кырма Ольга Григорьевна

2016 год

П. Пролетарский

Введение : (Слайд 1,2)

- Обоснование актуальности темы: (Слайд 3)

Всё чаще люди заводят улиток в качестве домашних животных, а оправдано ли это?

У многих улитки вызывают отвращение. Но это лишь первая реакция. Поближе познакомившись с этими животными, люди меняют своё мнение. Многим хочется завести домашних животных, но возникает множество проблем: необходимо регулярно выгуливать, аллергия на кошек и другие. В таком случае улитки лучший вариант.

Проблема:

Возможно ли содержание экзотических животных, а именно Ахатин в качестве домашних животных.

- Цель проекта: (Слайд 4)

Определить насколько легко содержать Ахатинских улиток в домашних условиях.

- Задачи проекта: (Слайд 5)

1. Получить информацию из различных источников о жизни Ахатинских улиток.

2. Провести наблюдения за жизнедеятельностью улиток.

3. На основе полученных данных, провести анализ особенностей жизни Ахатинских улиток.

Основная часть:

- Этапы проекта:

1). Подготовительный

2). Организация деятельности (основной)

3). Представление продукта (защита проекта)

- Описание хода работы

Как всё начиналось? (Слайд 6)

Во 2 четверти к нам в класс принесли двух улиток. Это оказались самые крупные представители сухопутных моллюсков. Они сразу вызвали интерес у всех, глаза загорелись и каждый хотел подержать их в руках, рассмотреть поближе. Тут и возникла у нас идея сделать об улитках проект, как можно больше узнать о жизни этих животных.

На подготовительном этапе была выбрана тема проекта. Затем приступили к реализации основного этапа, т. е. организации деятельности над проектом. На данном этапе были:

Поставлены цели;

Намечены задачи;

Выбран объект, предмет и база исследования (улитки, содержание улиток в домашних условиях)

Выдвинули гипотезу (смогут ли улитки жить в домашних условиях и как за ними ухаживать)

Методы исследования: (Слайд 7)

чтение книг, энциклопедий о данных животных. Сбор пословиц, поговорок, загадок, стихов и другой информации об улитках. Работа в группах (Слайд 8)

работа в интернете

работа с цифровым микроскопом. Работа в группах. (Слайд 9, 10)

задавание вопросов (родителям, специалистам, учителю)

самостоятельное обдумывание

просмотр передач по телевизору

анкетирование детей начальных классов (Приложение №1) (Слайд 11)

наблюдение за улитками (Приложение №2) (Слайд 12, 13, 14,15,16, 17)

Самостоятельная деятельность

(в соответствии с планом работы)

Результаты исследований

- Анализ результатов проекта

Проанализировав, собранную информацию, составили рекомендации по правильному содержанию Ахатинских улиток: (Слайд 18)

1. Улиток можно содержать в любой ёмкости, но обязательно с крышкой, чтобы улитки не сбежали и для сохранения высокой влажности, а отверстия для вентиляции.

2. Террариум необходимо мыть специальной губкой.

3. Кормить улиток нужно овощами и фруктами.

4. Миска для еды не должна быть жёсткая. Улитки могут упасть и повредить раковину о твёрдый предмет.

5. Свет в террариуме не нужен.

6. В качестве грунта можно использовать землю.

А также сравнили, чем Ахатинские улитки лучше других животных? И пришли к такому выводу: (Слайд 19)

1. Долго живёт и не болеет.

2.Не вызывает аллергии.

3. Не шумит.

4. Можно оставить одних на время.

5. Не требует ежедневных прогулок.

6. Не кусается и не царапается.

7. Не пахнет.

8. Не занимает много места.

9. Ест практически всё.

10. Не требует сложного и дорогого ухода.

11. Не пачкает мебель и одежду шерстью.

Заключение

- Оценка результатов проекта

В конце работы дети сделали оценку своих результатов в листах самооценки. Приложение №3

А затем работы были оценены учителем по следующим критериям. Приложение №4

-Перспективы проекта

Данный проект можно использовать при проведении экологических мероприятий, на уроках окружающего мира, возможно выступление перед родителями с целью заинтересовать при выборе домашних питомцев.

- Выводы

По окончанию проекта сделали вывод, что улитки являются прекрасными домашними животными.

- Список источников и литературы

1. Борисова Н. В. Познавательные задачи, задания и вопросы на уроках зоологии в 7–8 классах. 1994

2. Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии. - М.: Просвещение, 1973

3. Ивахненко М.Ф., Корабельников В. А. Живое прошлое земли. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1987

4. Молис С. А. Книга для чтения по зоологии. Пособие для учащихся.

5. Пушкарева М. С. Видовое разнообразие моллюсков.// Биология в школе.2003.№ 8. с .40

6. Интернет ресурсы :

http: \\ achatina.by.ru\pages\people.htm\

http: \\www. achatina.ru

http:

Приложение №1

Опрос ребят начальных классов

Вопрос анкеты: «Хотите ли вы завести необычных домашних животных?»

21 человек

Нет, не хочу

29 человека

Не знаю

11 человека

Вывод: многим хочется завести дома

экзотических животных, но никто не хочет столкнуться

с трудностями в содержании необычных животных.

Приложение №2

Опыт по кормлению улиток

Мы провели эксперимент, какую пищу улитки едят охотнее. Каждый раз мы давали разную еду и наблюдали за улитками.

Очень охотно едят

Охотно едят

    не охотно едят

    Совсем не едят

Вывод: больше нравятся груши и огурцы, а капуста нет.

Приложение №3

Лист самооценки

Код класса ____________

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

    Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

А. Да, все работали одинаково.

Б. Нет, работал только один.

В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

    Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А. Работали дружно, ссор не было.

Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

    Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, все получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.

    Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x .

Приложение №4

Оценивание проектной деятельности учителем

Четкий ход исследования

Грамотная речь во время защиты проекта

Оформление, презентация проекта (яркость, красочность, наличие рисунков, графиков, стихов и т.д.)

Работа в группе (активное участие всех членов группы)

Итоговая отметка




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top