Иван шмелев о сострадании к животным. Домашние животные.Защита животных.Милосердие к животным.Права животных

Иван шмелев о сострадании к животным. Домашние животные.Защита животных.Милосердие к животным.Права животных

Сочувствие ребенка к своему питомцу - очень важное качество. Относясь к животным с добротой и состраданием, ребенок учится уважать тех, кто слабее. Дети, проявляющие в поведении справедливость, доброту и милосердие к животным, более добры, благородны и тактичны по отношению к людям. Хорошее отношение к животным помогает малышу стать гуманным человеком и полноценным членом общества. Воспитание в ребенке данных качеств сводится к одному простому правилу: относитесь к другим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Если вы хотите, чтобы ребенок его усвоил, придерживайтесь его и сами.

Когда ребенок поймет, что животные - такие же живые существа, как и люди, он сможет учиться хорошему отношению к людям, ухаживая за домашним питомцем. Важно научить малыша уважать и защищать даже самое маленькое и неприглядное животное. Это научит его ценить окружающих и предотвратит жестокость.

Сочувствие предотвращает жестокость

Практика показывает, что бережное отношение детей к животным предотвращает жестокое поведение в будущем. Статистика говорит о том, что большинство преступников в детстве отличались жестоким обращением с животными. Такого же мнения придерживаются и психологи, утверждая, что человек, проявляющий жестокость по отношению к животным, склонен к такому же поведению по отношению к людям. Эта склонность является одним из основных признаков расстройств поведения.

У людей, склонных к подобным действиям, слабо развито сочувствие , и они не способны осознавать вред и страдания, которые они причиняют. Чтобы научить ребенка доброте и уважению к животным, в первую очередь необходимо научить его сочувствию.

Показывайте ребенку пример доброты

Проявление доброты и уважения в повседневной жизни - это просто и интересно. Самый простой и важный способ научить ребенка сочувствию - показать ему пример. Посмотрите на себя со стороны и с этого момента никогда не кричите «Замолчи!», «Глупая собака!» и другие обидные фразы в адрес домашнего питомца. Никогда не бейте животных.

Покажите, что вы цените жизнь живых существ и заботитесь о них.

Пусть ваш питомец станет важной частью жизни: живет в доме, проводит много времени с членами семьи. Ежедневно уделяйте ему время: играйте, гуляйте с ним, расчесывайте, кормите вместе с ребенком.

Иногда животное может заблудиться и случайно попасть в ваш дом. Без злости и жестокости помогите ему выбраться на волю. Избегайте фраз, которые унижают животных, даже если они звучат как шутка. Например: «Я ненавижу кошек», «Глупый, как курица».

Помните, что игрушки влияют на ребенка. Не покупайте ребенку игрушек, которые хотя бы косвенно подразумевают жестокость по отношению к животным (например, компьютерные игры, где по сюжету необходимо убивать животных, строить зоопарки).

Проявляйте заботу о животных

Покажите ребенку, что ухаживать за питомцем и играть с ними - это весело. Сходите с ребенком в приют для бездомных животных и предложите свою помощь.

Выращивайте в саду цветы и растения. Объясните ребенку, что они необходимы для бабочек, пчел и других насекомых.

Во время прогулки в парке или лесу собирайте пластиковый и стеклянный мусор. Объясните малышу, что мусор вреден для птиц и других лесных жителей. Смотрите вместе с ребенком добрые фильмы и мультфильмы о животных («Бэмби», «В поисках Немо», «Побег из курятника», «Освободите Вилли» и другие). Читайте ему книги, в которых животные являются главными персонажами.

Здесь собраны наиболее актуальные проблемы, связанные с состраданием, которые затрагиваются в текстах из вариантов ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, соответствующие этим проблемам, вы найдете под заголовками, расположенными в содержании. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами.

  1. Пример милосердия к животным наглядно демонстрирует произведение Юрия Яковлева «Он убил мою собаку» . Мальчик Саша (по прозвищу Табор) в разговоре со школьным директором рассказывает о брошенной прошлыми хозяевами собаке, которую он подобрал. В диалоге выясняется, что Саша был единственным, кому была небезразлична жизнь бездомного животного. Однако никто не обошелся с собакой жестче, чем отец мальчика. Он – так называет Саша своего отца – убил собаку, пока его не было дома. Для сострадательного ребенка этот жестокий и несправедливый поступок стал психологическим ударом, рана от которого не затянется никогда. Однако мы можем задуматься, как велика сила его сочувствия, если даже такие отношения в семье не искоренили в нем способность подать руку помощи.
  2. Истинное милосердие к животному проявил Герасим — герой . Он спас маленькую собачонку, застрявшую в речной тине. С большим трепетом герой выхаживает маленькое беззащитное существо, и благодаря Герасиму Муму превращается в «ладную собачку». Глухонемой дворник сильно полюбил спасенное им животное, и Муму отвечала ему тем же: всюду бегала за ним, ласкалась и будила его по утрам. Смерть Муму оставила в душе героя неизгладимый след. Он так мучительно переживал это событие, что больше никогда не смог полюбить кого-либо.

Действенное и пассивное сострадание

  1. Авторы многих произведений, вошедших в мировую и отечественную классику, наделяют своих героев ценностями, которым соответствует умение сострадать. Лев Толстой в романе «Война и мир» наделяет свою любимую героиню, Наташу Ростову, не только состраданием, но и добротой, желанием помочь нуждающимся. В этом плане показательна сцена, в которой Наташа просит своего отца пожертвовать имуществом их семьи, чтобы вывезти на подводах раненых из осажденной Москвы. Пока губернатор города бросался пафосными речами, юная дворянка помогла согражданам не словом, а делом. (Вот еще )
  2. Соня Мармеладова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» именно из чувства сострадания жертвует собственной честью и страдает за нищих детей Катерины Ивановны. Молодая девушка наделена даром сочувствия к боли и нужде других. Она помогает не только своей семье, пьянице-отцу, но и главному герою произведения – Родиону Раскольникову, показав ему путь к раскаянию и искуплению. Таким образом, герои русской литературы, наделенные способностью к сочувствию и милосердию, демонстрируют вместе с тем готовность жертвовать собой.

Отсутствие сострадания и его последствия

  1. Очерк Даниила Гранина «О милосердии» раскрывает данную проблему. Герой рассказывает о том, что упал недалеко от своего дома в центре города, и ни один человек не помог ему. Автор, рассчитывая лишь на себя, поднимается и идет в ближайший подъезд, а потом – домой. История, приключившаяся с рассказчиком, наталкивает его на размышления о причинах бесчувственности прохожих, ведь даже ни один человек не спросил его, что с ним случилось. Даниил Гранин рассуждает не только о своем случае, но и о врачах, о бездомных собаках, о бедных. Автор говорит о том, что чувство сострадания было сильно в военные и послевоенные годы, когда дух единства народа был особенно силен, но постепенно пропал.
  2. В одном из писем Д.С. Лихачева молодым читателям автор рассуждает о сострадании, как о заботе, вырастающей вместе с нами из детства и являющейся силой, которая объединяет людей. Дмитрий Сергеевич считает, что забота человека, направленная лишь на себя самого, делает из него эгоиста. Так же филолог утверждает, что сострадание присуще нравственным людям, которые осознают свое единство с человечеством и миром. Автор говорит, что человечество нельзя исправить, но изменить себя возможно. Поэтому Д.С. Лихачев выступает на стороне деятельного добра. (Вот еще подходящие .
  3. Самопожертвование из милосердия

    1. В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя А.И. Солженицына в образе Матрены воплощается понятие жертвенности и альтруизма. Всю свою жизнь Матрена жила для других: помогала соседям, работала в колхозе, выполняла тяжелую работу. Эпизод с горницей раскрывает высшую степень её готовности жертвовать своим ради блага других. Героиня очень любила свой дом, рассказчик говорил, что для Матрены отдать дом – означало «конец ее жизни». Но ради своей воспитанницы Матрена жертвует им и умирает, помогая перетаскивать бревна. Смысл ее судьбы, по мнению рассказчика, очень важен: на людях, подобных ей, держится вся деревня. И, несомненно, самопожертвование праведницы – это свидетельство чувства сострадания к людям, присущее женщине в высшей его степени.
    2. Авдотья Романовна Раскольника, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , входит в число героев-жертвенников в этом произведении. Дуня готова на любые жертвы ради любимых людей. Чтобы избавить старшего брата и мать от бедности, девушка сначала идет работать гувернанткой в дом Свидригайлова, где терпит обиды и позор. Затем решает «продать себя» — выйти замуж за господина Лужина. Однако Раскольников убеждает сестру не делать этого, потому что не готов принять такую жертву.
    3. Последствия сострадания и равнодушия

      1. Способность сочувствовать и активное, деятельное добро делает человека счастливым. Герасим из повести И.С. Тургенева «Муму» , спасая маленькую собачонку, не только делает добро, но и обретает верного друга. Собака, в свою очередь, так же привязывается к дворнику. Несомненно, финал этой повести трагичен. Но сама ситуация спасения животного, побужденная чутким сердцем Герасима, наглядно показывает, как человек может стать счастливым, единожды проявив милосердие и отдав другому свою любовь.
      2. В повести Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» маленькому мальчику Пете из всей цирковой труппы сочувствовал лишь клоун Эдвардс. Он учил мальчика акробатическим трюкам, подарил собаку. Петя тянулся к нему, но клоун не мог избавить его от тяжелой жизни под руководством жестокого акробата Беккера. И Петя, и Эдвардс – два глубоко несчастных человека. В произведении нет речи о помощи мальчику. Эдвард не мог обеспечить счастливую жизнь ребенку, потому что страдал от алкогольной зависимости. И все же, его душа не лишена чуткости. В конце, когда Петя умирает, клоун впадает в еще большее отчаяние и не может контролировать свою зависимость.
      3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
  • Поступки, совершенные из милосердия, на первый взгляд могут показаться нелепыми и бессмысленными
  • Человек может проявлять милосердие даже в самых сложных для него ситуациях
  • Поступки, связанные с помощью сиротам, можно назвать милосердными
  • Проявление милосердия часто требует от человека жертв, но эти жертвы всегда чем-то оправданы
  • Люди, проявляющие милосердие, достойны уважения

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Наташа Ростова проявляет милосердие – одно из важнейших человеческих качеств. Когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия. И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое – часть ее будущего.

М. Шолохов “Судьба человека”. Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие. Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки – маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе. Способность к милосердию сделала ребенка счастливым. Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Судьба Родиона Раскольникова тяжела. Он живет в жалкой, темной комнате, недоедает. После убийства старухи-процентщицы вся жизнь его напоминает страдание. Раскольников по-прежнему беден: взятое из квартиры он прячет под камень, а не забирает себе. Однако последние герой отдает вдове Мармеладова на похороны, не может пройти мимо случившегося несчастья, хотя самому ему не на что существовать. Родион Раскольников оказывается способным на милосердие, несмотря на убийство и созданную им ужасную теорию.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. На что угодно готова пойти Маргарита, чтобы увидеть своего Мастера. Она идет на сделку с дьяволом, соглашается быть королевой на страшном балу у сатаны. Но когда Воланд спрашивает, что она желает, Маргарита просит лишь о том, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она заткнула рот собственному ребенку и закопала его в землю. Маргарита желает избавить совершенно чужого для нее человека от страданий, в этом и проявляется милосердие. Она уже не просит о встрече с Мастером, потому что не может не позаботиться о Фриде, пройти мимо чужого горя.

Н.Д. Телешов “Домой”. Маленький Семка, сын умерших от тифа переселенцев, больше всего хочет вернуться в свое родное село Белое. Мальчик сбегает из барака и отправляется в путь. По дороге он встречает незнакомого дедушку, они идут вместе. Дедушка тоже идет в родные края. В дороге Семка заболевает. Дедушка относит его в город, в больницу, хотя знает, что ему нельзя туда идти: оказывается, он уже третий раз сбегает с каторги. Там дедушку и ловят, а потом отправляют снова на каторгу. Несмотря на опасность для самого себя, дедушка проявляет милосердие по отношению к Семке – он не может бросить больного ребенка в беде. Собственное счастье становится для человека менее значимым, чем жизнь ребенка.

Н.Д. Телешов “Елка Митрича”. Семен Дмитриевич в канун Рождества понял, что у всех будет праздник, кроме восьми детей-сирот, живущих в одном из бараков. Митрич во что бы то ни стало решил порадовать ребят. Хотя ему было тяжело, он принес елку, купил конфет на полтинник, выданный переселенческим чиновником. Семен Дмитриевич отрезал каждому из ребят по кусочку колбаски, хотя для него колбаса была любимым лакомством. Сочувствие, сострадание, милосердие подтолкнули Митрича на этот поступок. И итог оказался действительно прекрасным: радость, смех, восторженные крики наполнили прежде мрачную комнату. Дети были счастливы от устроенного им праздника, а Митрич от того, что сделал это доброе дело.

И. Бунин “Лапти”. Нефед не мог не осуществить желание больного ребенка, который все время просил какие-то красные лапти. Несмотря на непогоду, он отправился за лаптями и фуксином пешком в Новоселки, находившиеся за шесть верст от дома. Для Нефеда желание помочь ребенку было важнее, чем обеспечение собственной безопасности. Он оказался способным на самопожертвование – в каком-то смысле высшую степень милосердия. Нефед погиб. Его привезли домой мужики. За пазухой у Нефеда нашли пузырек с фуксином и новые лапти.

В. Распутин “Уроки французского”. Для Лидии Михайловны, учительницы французского языка, желание помочь своему ученику оказалось важнее сохранения собственной репутации. Женщина знала, что ребенок недоедал, из-за чего и играл на деньги. Поэтому она предложила мальчику играть на деньги с ней. Это недопустимо для учителя. Когда обо всем узнал директор, Лидия Михайловна была вынуждена уехать на Родину, на Кубань. Но мы понимаем, что ее поступок вовсе не плох – это проявление милосердия. Недопустимое, казалось бы, поведение учительницы на самом деле несло добро и заботу о ребенке.

В мегаполисах и крупных городах прирученное животное уже давно не охранник и не пастух, а друг и член семьи. Людям нравится очеловечивать своих питомцев - наделять их манерами, мыслями и эмоциями, которые характерны для них самих. То, чем человек наделит своего питомца, к нему вернется самому. Осознавая это, человек хочет дарить тепло и ласку, чтобы получить их взамен.

В то же время домашние собаки и кошки, привязываются к хозяину и полностью зависят от него, как в эмоциональном, так и в физическом плане. Ровно как дети. Только ребенок, вырастая, становится самостоятельным членом общества, а животное нуждается в заботе на протяжении всей жизни.

У человека от рождения есть потребность в заботе о ком-то. Животные помогают ее реализовать: мужчине или женщине проще найти собаку или кошку, которой нужна будет полноценная опека, чем человека, которому это будет нужно.

Когда «родители» бросают их на дачах, оставляют при переездах или «забывают» где-нибудь, они, не привыкшие к естественному отбору улицы, гибнут или пропадают без вести.

«Помочь беззащитному и одинокому существу - нормальное желание человека. Кошки и собаки менее всего защищены от нас, от людей, ведь все опасности для жизни бездомных и брошенных животных исходят от человека. Именно поэтому они вызывают сострадание и желание помочь, спасти», - объясняет Юлия Лындина, директор фонда «Собаки, которые любят» и волонтер в приюте для бездомных собак в подмосковной Щербинке.

Потому что беспомощные и больные животные не виноваты в своих бедах

В современном обществе индивидуализм стал нормой. Неосознанно признавая это, люди не жалеют бомжей и маргиналов, считая (отчасти справедливо), что жизнь на улице - их самостоятельный выбор, а лень и пороки - единственные причины, почему они остаются «на дне». Собаки и кошки не виноваты в своих недугах, равно как и в том, что у них нет дома. Это не их свободный выбор, а последствия действий жестоких людей или бессердечности экс-хозяев. Желание помочь искалеченной человеком собаке или подброшенному в подъезд выводку котят - это помощь тем, кому никто не поможет. И отчасти - попытка исправить то, что натворили тебе подобные.

«Человек устроен так, что помогает он только тогда, когда что-то вызывает яркие эмоции и при этом не важно, положительные или отрицательные, умиление это или ужас. Поэтому люди хотят помогать или щенкам, потому что все малыши беспомощны, и этим прекрасны, или болеющим животным, или животным с тяжелой судьбой и ужасной историей», - поясняет Юлия Лындина из фонда «Собаки, которые любят».

Потому что любить и сострадать животным проще, чем людям

«Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак» - известная цитата, авторство которой приписывают немецкому поэту Гейне. В обществе ею козыряют мизантропы и снобы, примеряют на себя владельцы собак и кошек - каждый на свой манер. Почему же людям иногда легче проявлять любовь и сострадание к животным, чем к представителям своего вида? Все просто - человек человеку далеко не всегда друг, товарищ и брат. А вот для питомца его хозяин всегда самый лучший.

«У многих из нас есть сложности в выражении чувств по отношению к другим людям. Есть страх быть отвергнутым, есть страх быть непонятным. К животным же проще проявлять свою любовь и привязанность. Животное тебя не отвергнет. Ведь они принимают нас такими, какие мы есть, невзирая на уровень образования, дохода или внешние данные, - рассказывает Ирина Прокопьева, практикующий психолог и преподаватель. - Так, забирая животное из приюта, многие закрывают зияющую пустоту в своей жизни, скрашивают одиночество. Многие не могут решиться - по разным обстоятельствам - на усыновление детей, но обретают счастье в жизни с „приютским“ животным».

Потому что животные лучше нас

Эта фраза не только красива, но и правдива. Дело в том, что иногда человек устает от общества, он видит только разные человеческие пороки. У животных по определению не может быть этих изъянов. Они не смогут навредить своему хозяину, как может навредить какой-то его знакомый. Животные не умеют предавать, завидовать, лгать или быть тщеславными. В человеческих глазах домашний любимец лучше, чем он сам, поэтому кошка или собака заслуживают лучшего отношения.

Классный час в 5 классе

«Милосердие к бездомным животным»

Цель: формирование у учащихся представление о милосердии.

Задачи:
Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему так важно быть милосердным.

Развивающая:

Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение

Воспитательная:

Воспитывать у детей доброту, сопереживание, добросердечие, положительное отношение учащихся к бездомным животным, нуждающимся в нашей помощи.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, презентация, листы бумаги, картон, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, картинки бездомных животных.

Ход классного часа

  1. Вступление.
  • Нашу беседу мне хочется начать с одной истории, которая произошла несколько лет назад в г. Москве.

Беспородный пес по кличке «Мальчик» жил в переходе около станции метро «Менделеевская» более пяти лет, а появился еще щенком. Пса отличали обаяние и добродушный нрав. Его подкармливали продавцы торговых палаток и работники станции. Однажды пес попался на глаза молодой девушке, шедшей по переходу с собакой бойцовской породы, которую и натравила на мирно стоящую дворнягу. (слайд 1) Спасти собаку не удалось.

Обстоятельства гибели собаки возмутили всю общественность. Деятели культуры обратились к руководству московского метро с просьбой дать разрешение на установку памятника. Открытие скульптуры состоялось в 2007году. По замыслу авторов это памятник не столько конкретной собаке, сколько всем животным, пострадавшим от человеческой жестокости. Фигура собаки, как внешностью, так и размерами похожа на «Мальчика». (слайд 2) Пес лежит на гранитном постаменте с надписью: «Его надо погладить». Автор памятника скульптор Александр Цигаль, попросил милиционеров и сотрудников метрополитена разрешать фотографировать, сажать детей на бронзового пса и даже ставить около него сумки: «Пусть их Мальчик охраняет, продолжая участвовать в жизни людей». (слайд 3)

Есть у памятника и название: « Гуманному отношению к животным посвящается».

  • Скажите, какие чувства вызвала у вас эта история.

/Жалость, сочувствие, сострадание, возмущение./

  • Как можно назвать поступок девушки?

/Жестокость, бессердечность, варварство./

  • Как относились к псу продавцы торговых палаток и работники станции? (ответы)

II. Работа над понятием « Милосердие»

  • Как вы понимаете термин милосердие? Давайте попробуем, разобраться от каких слов произошло слово «милосердие»? (Милость – отзывчивость, доброта)
  • Какого человека можно назвать «милосердным»? (Милосердный человек – человек с добрым сердцем) (слайд 4)
  • Милосердие и доброта это родственные слова?(ответы)
  • По отношению к кому можно совершать добрые дела, поступки?

/Близким людям, товарищам, животным/.

  • Сегодня о чем будем разговаривать? (о милосердии)
  • Я предлагаю вам затронуть одну из важных тем: милосердие к бездомным животным. Мне хочется услышать ваше отношение к ним.
  • Предлагаю вам просмотреть видеофрагмент. Подумайте: Милосердие. Нужно ли оно в наше время?

Видеофрагмент «Задумайтесь…» (слайд 5)

  • Милосердие. Нужно ли оно в наше время? (ответы)
  • Откуда появляются бездомные животные? (ответы)
  • Сталкивались ли вы лично с жестоким обращением людей к животным? (ответы)

Работа в группах. (слайд 6)

В наше время, которое нередко называют жестким, тем не менее, реализуется немало социальных проектов, в том числе и для защиты животных: организуются приюты, различные акции и т. д. Понятно, что организовать столь масштабные социальные проекты в одиночку сложно. В этом деле нужны единомышленники.

Я предлагаю вам сделать выбор и поработать над следующими вопросами, найти себе единомышленников. А также подумать, какое участие с нашей стороны мы можем принять для облегчения участи бездомных животных.

1 вопрос : Как можно привлечь людей к проблеме брошенных, бездомных животных?

2 вопрос : Что лично вы можете сделать уже сегодня?

3 вопрос : Какое обращение можно придумать к людям?

(презентация своих работ)

III. Заключение. Рефлексия.

Упражнение «Частичка сердца для тебя».

  • А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство милосердия и доброты? (в сердце человека)
  • У меня в руках большое сердце, которое символизирует милосердие и доброту. У каждого из вас есть «сердечко». В течение полутора минут напишите на нем: что лично вы сделаете, проявляя милосердие. (Учитель проходит с сердцем, ребята прикрепляют свои сердечки и говорят, как они проявят доброту и милосердие).
  • Вот мы и сложили большое сердце доброты из частичек ваших сердец. Хотелось бы, чтобы все наши светлые помыслы реализовались в жизни.

И нашу беседу мне хочется закончить словами великого французского писателя Антуан а Де Сент-Экзюпери , автора сказки «Маленький принц», и задумайтесь: «Мы в ответе за тех, кого приручили...» (слайд 7)





Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top