Картотека дидактических игр для средней группы олимпиадные задания (старшая группа) на тему. Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Картотека дидактических игр для средней группы олимпиадные задания (старшая группа) на тему. Мультимедийная дидактическая игра «Времена года Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Алексеева Ольга Александровна.

Воспитатель МБДОУ №122"Солнечный лучик", г.Чебоксары

Дидактическая игра "Времена года"

СКАЧАТЬ (с фото)

Дерево «Времена года».

«Игра для дошкольников - способ познания окружающего,

игры имеют большую педагогическую ценность -

они развивают у детей смекалку, выдержку,

самообладание, чувство юмора, организованность».

Н. К. Крупская

Дидактические игры для дошкольников позволяют применить полученные знания на практике и узнать что-то новое. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных качеств: любознательность, активность; отзывчивость; способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способность управлять своим поведением и планировать свои действия.

Прежде всего, дидактические игры осуществляют познавательное развитие детей. Игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.

Дидактические игры способствуют возникновению у детей потребности к установлению определённых социальных отношений со сверстниками и взрослыми, изменяется поведение детей.

Дидактическая игра

«Времена года»

(вторая младшая группа)

Цель

  • Развивать у детей умений выделять характерные признаки времён года;
  • Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
  • Развивать связную речь и находчивость;
  • Упражнять в отгадывании загадок;
  • Воспитывать любовь к природе, доставить детям радость от игр.

Материал: дерево, картинки с признаками времен года, зайчик игрушка.

Словарная работа: листопад, таит снег, берлога, снегопад.

Ход игры:

1.Ребята заходят в группу и видят печального зайку (рядом с ним картинки времена года). Воспитатель:- Зайчик ты, что такой грустный? Ребята Зайка не знает, какое сейчас время года. Мы тебе поможем, расскажем о каждом времени года.

2. Загадывание загадок.

Воспитатель:- Вы должны не только отгадать загадку, но и отыскать картинку, на которой изображено это время года.

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью)

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной)

Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом)

Соответствующую картинку дети находят и относят к дереву «времена года».

3.Упражнение «Подбери пару»

Дети берут по одной картинки. Называют признак времени года (таит снег, солнце припекает, листья опадают и т.д.). По сигналу находят такую же картинку.

Воспитатель:- Ребята молодцы, правильно подобрали пары. Зайка хочет с вами поиграть.

4. «Зайки и лиса»

По лесной лужайке разбежались зайки. (Дети легко бегут врассыпную)

Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок. (Садятся на корточки «роют» землю)

Вот какие зайки, зайки-побегайки!

Воспитатель:

Вдруг бежит лисичка, рыжая сестрички! («лисичка» бегает между зайцами)

Ищет, где же зайки, зайки-побегайки! («зайчики» разбегаются, лисичка их

догоняет)
Воспитатель: - Ребята вы такие молодцы, помогли зайке.

А ты зайка больше не грусти, ребята тебе помогли.

Все признаки времен года нашли.

Каждая игра начинается со слов: «Я назову (расскажу)... — вы назовёте (расскажете)...»

Все игры годятся для любого времени года, поэтому в них приводятся примеры не только об осени, но и о зиме, весне и лете.

Образец — первая игра, далее для краткости изложения эти слова опускаются.
1.«Мы помним месяцы» (игра проводится, когда дети уже знакомы
с этой лексикой).
- Я назову время года, а вы — месяцы: осень — сентябрь, октябрь, ноябрь; лето — июнь, июль, август и т. д.
- Я назову месяц, а вы — время года: январь — зима, март — весна...
- Какое время года вам больше нравится? Почему?
2.«Мы знаем погоду».
а)Жарко — летом, холодно — зимой, становится теплее— весной, холоднее — осенью, тёплый дождик — летом, холодный дождь — осенью, грозы (гром и молния) — летом или в конце весны и др.
б)Летом — жарко, ярко светит солнце...
в)Какую погоду вы любите? Почему?

3. «Какое небо, солнце?»
а) Небо ласковое, голубое, лазурное, ясное — летом; хмурое, тёмное, затяну то тучами — осенью; неподвижное, серое, словно стальное — зимой; небо проясняется, солнце пригревает всё больше — весной; солнце ярко светит и хорошо греет — летом; постепенно тускнеет, часто затягивается тучами —осенью; светит, но не греет — зимой.
б) Я назову время года, а вы расскажете о солнце, небе в это время.
в) Какое небо, солнце вам больше нравятся? Почему?
4.«Дни и ночи, что длиннее — что короче?»
а) Дни становятся короче— осенью, длиннее— весной, самые короткие ночи — летом и т. д.

б) Зимой — дни короткие, а ночи длинные.
в) Какие вам нравятся дни? Почему? Когда вы дольше спите — летом или зимой?
—Мы ориентируемся по часам.
5.«Поговорим о природе».
а) Листья желтеют, краснеют — начало осени; земля покрыта ковром из листьев — середина осени; деревья почти все голые — конец осени.
На лугу много цветов; реки покрылись льдом; на деревьях распускаются почки; из земли пробивается травка; бегут ручьи... кругом зелёная трава, на полянках много цветов...
в) Какое время года вам больше нравится? Почему?
6.«Чем занимаются?»
а) Осенью — собирают урожай, заготавливают корм для домашних животных и др.
б)Сажают на огородах овощи — в конце весны, работают комбайны —летом; дети катаются на санках — зимой; загорают на пляже — летом и др.
в)Чем занимаются ваши родители дома? Как вы им помогаете? Что делают братья, сестры, дедушки и бабушки? Что вам нравится делать больше всего? Почему?
7.«Какие повадки у домашних животных в разное время года?»
а) Коровы пасутся на лужайке — летом; животные питаются сеном —зимой; травой, сеном — поздней осенью.
б) Зимой животных не выгоняют на пастбище, они всегда в хлеву.
в) Любите ли вы животных? Почему их нельзя обижать? У кого есть дома кошка или собака? Есть ли другие животные? Как вы ухаживаете за ними?
8.«Повадки диких животных».
а) Белка запасает орешки — осенью; медведь убегает от пчёл — летом. (Почему убегает?) Заяц-беляк бежит от лисы — зимой; заяц-русак сидит под кустиком и дрожит — летом, осенью. (Почему заяц меняет цвет?) Лоси подходят к стогам сена, ближе к жилью человека — зимой. (Когда холодно и много снега, люди помогают травоядным животным выжить, подкармливая их сеном.) Хищные звери догоняют ослабленных и больных животных, питаясь их мясом, — в любое время года.
б) Медведь зимой спит в берлоге, летом — собирает ягоды, ищет мёд.(Можно задать вопросы о лисе, зайце, еже, белке.)

в) Каких диких животных вы видели? Какую они приносят пользу?
9.«Что мы знаем о птицах?»
а) Птицы улетают в тёплые края — осенью; подлетают ближе к жилью, ищут помощи у людей (когда им холодно и голодно) — зимой...
б) Весной перелётные птицы возвращаются из тёплых краёв...
в) Кто-нибудь оказывал помощь какой-нибудь птичке? (Случай из жизни.) Живёт ли у кого-нибудь дома птичка в клетке? Расскажите о ней.
10. «Как одеваемся?»
а) Тёплая шапка, шуба — зимой; платье с короткими рукавами — летом.Лёгкая куртка — весной, осенью; тёплые ботинки, сапоги — зимой.
б) Что надеваете на себя летом? Как одеваете куклу, братика?
в) Какая одежда вам больше нравится? Почему? Что легче надевать?
11. «Какой бывает снег?»
а) Солнце светит, потеплело — снег влажный, мягкий, искристый,
липкий, блестящий; мороз — рассыпчатый снег, твёрдый, хрустящий, покрывается твёрдой коркой (наст).
б) Влажный снег — когда светит солнце... Из него можно лепить снеговика, снежную бабу.
в) Во что вы любите играть со снегом? Почему?
12. «Когда это бывает?» Солнце, сосульки, лужи — весной; листопад, засохшая трава — осенью: яркое солнце, горячий песок — летом.
13. «Назови три главных слова» : о зиме: снег, мороз, санки; о лете: пляж, река, лодка и т. д.
14. «Что бывает?» Зимой — вьюги, метели, сугробы; летом — жара, дожди, грозы; весной...; осенью...
Использован материал: Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей

Мультимедийная дидактическая игра «Времена года» для детей дошкольного возраста

Описание:

(Слайд 1) Титульный
(Слайд 2-3) Цель, задачи, правила игры
(Слайд 4) Сейчас мы поговорим о временах года. Послушайте внимательно загадку:
Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (осень)
А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Листочки каким цветом? Как одеты дети?
(Слайд 5) Какое время года изображено на картине? (осень) По каким признакам вы определили? На картине 4 дерева. Назови дерево, которое соответствует времени года? Почему?
(Слайд 6) Отгадай с какого дерева этот лист?
(Слайд 7) Послушай следующую загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что вы увидели на картине? Чем занимаются дети?
(Слайд 8) Осенью вся природа, животные, насекомые готовятся к зиме. Какое животное впадает осенью в спячку и спит всю зиму? Выбери вариант ответа. (Медведь, барсук, еж) Правильно. Как готовятся животные к спячке? (много едят, накапливают под кожей жир) Лиса и волк не впадают в спячку.
(Слайд 9) Отгадайте загадки. Нажмите на квадрат и проверьте отгадку.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (заяц)
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло - заплачет вмиг
И растает... (снеговик)
Зверь пушной живёт в дупле,
Любит там сидеть в тепле,
Хоть дупло совсем не грелка.
Зиму там проводит … (белка)
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (мороз)
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля - озёрушки
Белый пух да пёрышки. (снегопад)
(Слайд 10) А сейчас время отдыха. Музыкальная физкультминутка.
(Слайд 11)
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (весна)
А сейчас выберите вариант ответа. Правильно. Что вы увидели на картине? Как одеты дети? Сколько их? Как называются птицы, которые прилетают к нам из теплых стран?
(Слайд 12) (Звучит пение птиц) Каких перелетных птиц вы знаете? Назовите их и нажми «мышкой» на эту птицу. (ласточка, грач, скворец, утка) Снегирь и воробей не перелетные птицы. Что изображено на картине? Какое время года? По каким признакам вы определили, что это весна?
(Слайд 13) Я буду читать, а вы закончите мое предложение. Нажмите на квадрат и проверьте ответ.
На проталинках вырастают первые …(подснежники)
Из теплых стран прилетают …(птицы)
Оно стало сильнее пригревать …(солнце)
Зазеленела …(трава)
Тает снег, по земле бегут …(ручьи)
На крышах домов тает снег и появляются …(сосульки)
(Слайд 14) Послушайте следующую загадку:
Солнышко веселое греет по утрам,
И денечки теплые посылает нам.
Но всего три месяца длится чудо это
Есть ему название – подскажите - …(лето)
Выберите вариант ответа. Правильно. По каким признакам вы это определили?
(Слайд 15) Какое время года изображено? Сколько бабочек вы увидели на картине? Найдите эту цифру и нажмите на нее. Сосчитайте бабочек в обратном порядке.
(Слайд 16) Летом белочки собирают грибы, запасают на зиму. Давайте поможем ей собрать грибы. Нажмите «мышкой» на гриб, увидите что произойдет. Сколько грибов в корзинке? Нажмите на ту цифру, сколько грибов в корзине. Сосчитайте их в обратном порядке.
(Слайд 17) В какое время года собралась на прогулку девочка? Выберите вариант ответа. (весна) Объясните свой выбор.
(Слайд 18) В какое время года собрался на прогулку мальчик? Выберите вариант ответа. (осень)
(Слайд 19) В какое время года собралась на прогулку девочка? Выберите вариант ответа. (зима) Объясните свой выбор.
(Слайд 20) В какое время года собрался на прогулку мальчик? Выберите вариант ответа. (лето)
(Слайд 21) Спасибо за игру! Вы, молодцы!
Вот ребята, мы с вами вспомнили все времена года. А теперь нарисуйте свое любимое время года.

Презентация на тему: Мультимедийная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Времена года»

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Времена года"

Супрунова Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ ГДС "Сказка" п. Городище,Волгоградская обл.
Для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года.
Задачи:
- учить устанавливать временные представления между осенними месяцами,зимними месяцами, весенними месяцами и летними месяцами.
- развивать кругозор, познавательные способности,внимание и сообразительность детей;
- закрепить представление детей о характерных особенностях разных времен года;названий месяцев их последовательности и принадлежности к определённому времени года;
Оборудование:картон синего,зеленого, красного и желтого цветов формата А4;карточки с цифрами от 1 до12.

Ход игры:

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года.
1.Белые шапки надели дома,
Холодно им - наступила...(зима)

2.Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня...(весна)

3.Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я...(лето)

4.Несу я урожаи, и поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, да деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я...(осень)
Детям задаются вопросы:
- Сколько времён года?
- Назовите характерные особенности каждого времени года.
- Каким цветом мы можем разукрасить каждое время года? (зима-синий,весна-зелёный,лето-красный,жёлтый-осень.)
- Сколько месяцев в году?
- Назовите месяцы по порядку.
- По сколько месяцев у каждого времени года?
- Назовите зимние месяцы,(летние,весенние, осенние).
- А можно ли месяцы переставить местами? Почему?
Задание: разложите карточки с цифрами так,чтобы они соответствовали временам года.

Дети раскладывают карточки, работая в парах. Затем меняются местами и идёт взаимопроверка.


- Ребята, а какие вы знаете литературные произведения, где можно встретить все четыре времени года?
(Ответы детей: К.Д. Ушинский "Четыре желания.", С. Маршак "Двенадцать месяцев.")
- Сейчас я вам прочитаю приговорки, а вы должны угадать, что из этого бывает только летом,только зимой, а что в разное время года .
Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя с небесной кручи!(летом)

Ветер -ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу!(зимой, летом,весной,осенью)

Земелюшка добра,
Вырасти гриба-
Во бору грибового,
Во бору борового.(летом,осенью)

Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты подожди!
Выйди, выйди солнышко,
Золотое донышко! (весной,летом,осенью)

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки
На берёзовой ветке!(летом)

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (зимой)
А сейчас я предлагаю вам творческое задание
- Разукрасьте рисунок так, чтобы было понятно какое время года изображено на рисунке


Пока дети разукрашивают, звучит музыка Чайкавского П. И. "Времена года"


Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top