Клиническая нейропсихология. Синдром поражения гипоталамо-диэнцефальной области мозга

 Клиническая нейропсихология. Синдром поражения гипоталамо-диэнцефальной области мозга

Пояснительная записка

Цель курса:

  • освоение студентами теоретических основ, методов клинической нейропсихологии, знаний об основных нейропсихологических синдромах нарушений высших психических функций и лежащих в основе этих синдромов поврежденных нейропсихологических факторах.

Задачи курса:

  • систематизировать знания студентов о теоретических основах клинической нейропсихологии;
  • ознакомить студентов с методиками Луриевской батареи нейропсихологической диагностики и интерпретацией выявляемых при их выполнении ошибок;
  • сформулировать принципы построения нейропсихологического диагностического исследования;
  • дать информацию по квалификации получаемые в ходе нейропсихологического обследования данных;
  • дать знания по основным типам нейропсихологических синдромов и факторов, с нарушением которых они связаны;
  • сформировать у студентов представление о практических возможностях клинической нейропсихологии.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Изучение курса «Клиническая нейропсихология» предполагает усвоение студентами базовых курсов общей и специальной подготовки: анатомия центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности и физиология сенсорных систем, общая психология, клиническая психология, основы нейропсихологии.

Клиническая нейропсихология - основное направление нейропсихологии, имеющее наряду с теоретической выраженную практическую направленность, поскольку нейропсихологическое сопровождение в настоящее время является неотъемлемой частью всех этапов лечебного процесса: диагностики, коррекции, восстановления нарушенных высших психических функций при различных заболеваниях. Исходя из этого, знания в данной области - важнейшая составляющая профессиональной подготовки психологов, специализирующихся по клиническому направлению.

В результате изучения материала курса слушатели дисциплины «Клиническая нейропсихология» должны:

  • знать теоретические основы и практические возможности клинической нейропсихологии;
  • знать особенности нейропсихологических синдромов, обусловленных корковыми и подкорковыми поражениями мозга, а также связанных с различными заболеваниями;
  • знать методы и методики клинической нейропсихологической диагностики;
  • уметь осуществлять квалификацию выявляемых в ходе диагностического нейропсихологического исследования нарушений высших психических функций;
  • уметь описать результаты клинического нейропсихологического обследования с указанием (при возможности) нейропсихологического синдрома;
  • уметь выявить нарушенные нейропсихологические факторы, которые лежат в основе обнаруженных нейропсихологических синдромов.

Раздел I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Тема 1. Клиническая нейропсихология – основное направление нейропсихологии

Предмет и задачи клинической нейропсихологии. Синдромный анализ нарушений высших психических функций - основной метод клинической нейропсихологии.

Тема 2. Теоретические основы клинической нейропсихологии

Системный подход к анализу проблемы соотношения мозга и психики. Значение теории системной динамической локализации высших психических функций для клинической нейропсихологии. Модель трех структурно-функциональных блоков мозга. Проблема асимметрии блоков мозга. Теоретические основы нейропсихологической диагностики.

Тема 3. Понятийный аппарат клинической нейропсихологии

Основные нейропсихологические понятия. Нейропсихологические синдром, симптом, фактор. Соотношение данных понятий. Классификация факторов. Факторы, соотносимые с функционированием трех блоков мозга: фактор энергетической и нейродинамической составляющих психической деятельности; фактор ее операционального обеспечения; фактор ее произвольной регуляции. «Полушарные» факторы. Уровни анализа фактора: морфологический, физиологический и психологический. Связь данных уровней.

Тема 4. Нейропсихологический синдромный анализ нарушений высших психических функций

Клиническая нейропсихология как синдромология. Принципы выделения синдромов. Типы нейропсихологических синдромов. Варианты использования понятия «синдром». Связь синдромов с характером заболевания, возрастом, полом, особенностями межполушарной организации мозга больного.

Раздел II

КЛИНИЧЕСКОЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Тема 5. Цель и задачи клинического нейропсихологического обследования

Основные требования к нейропсихологическому обследованию, его цель и задачи. Этапы обследования. Планирование исследования, его построение, ведение протокола исследования.

Тема 6. Методы и методики нейропсихологической диагностики

Методики нейропсихологической диагностики. Основные требования к методикам нейропсихологического исследования. Принципы подбора методик для конкретного обследования. Качественная и количественная квалификация дефекта. Проблема нормы.

Тема 7. Методики исследования познавательных функций

Исследование гностических процессов. Исследование внимания. Исследование речи. Исследование памяти. Исследование выполнения счетной деятельности. Исследование интеллектуальной деятельности. Выявляемые нарушения, их квалификация.

Тема 8. Методики исследования произвольных движений и действий

Исследование кинестетического, динамического (кинетического), пространственного мануального праксиса. Методики исследования конструктивной деятельности. Анализ орального праксиса. Анализ движений глаз. Выявляемые нарушения, их квалификация.

Тема 9. Исследование эмоциональной сферы

Клинические методы исследования эмоциональной сферы. Экспериментально-нейропсихологические методики. Выявляемые нарушения, их квалификация.

Тема 10. Квалификация выявляемых при нейропсихологическом исследовании нарушений

Нейропсихологическое заключение по результатам обследования. Требования к описанию и квалификации выявляемых нарушений высших психических функций. Основные разделы заключения. Функциональный и топический диагнозы.

Раздел III

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Тема 11. Нейропсихологические синдромы, возникающие при нарушении модально-специфических факторов

Характеристика синдромов, возникающих при поражении затылочных и затылочно-теменных отделов коры (при нарушении зрительного и зрительно-пространственного факторов). Характеристика синдромов, возникающих при поражении верхнетеменных и нижнетеменных областей коры (при нарушении факторов, обеспечивающих соматосенсорные афферентные синтезы). Характеристика синдромов, возникающих при поражении «ядерной» и «внеядерной» областей височной коры (при нарушении факторов, связанных с переработкой слуховой речевой и неречевой информации). Характеристика синдромов, возникающих при поражении верхней и нижней премоторной областей (при нарушении факторов кинетической организации психических процессов). Первичные и вторичные симптомы, входящие в синдромы. Особенности симптомов и синдромов, связанные с поражением левого или правого полушария головного мозга.

Тема 12. Нейропсихологические синдромы, возникающие при нарушении факторов, связанных с работой ассоциативных зон коры

Характеристика синдромов, возникающих при поражении задней ассоциативной зоны (область TPO). Характеристика синдромов, возникающих при поражении передней ассоциативной зоны (префронтальной конвекситальной коры). Первичные и вторичные симптомы, входящие в синдромы. Особенности симптомов и синдромов, связанные с поражением левого или правого полушария головного мозга.

Тема 13. Нейропсихологические синдромы, возникающие при нарушении модально-неспецифических факторов, связанных с работой коркового уровня неспецифической системы

Характеристика синдромов, возникающих при поражении медиальной и базальной коры височных долей мозга. Характеристика синдромов, возникающих при поражении медиальной и базальной коры лобных долей мозга. Первичные и вторичные симптомы, входящие в синдромы. Особенности симптомов и синдромов, связанные с поражением левого или правого полушария головного мозга.

Раздел IV

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОДКОРКОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА

Тема 14. Общая характеристика подкорковых (глубинных) нейропсихологических синдромов

Характеристика и особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением подкорковых структур. Факторы, нарушение которых приводит к возникновению рассматриваемых синдромов.

Тема 15. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражениях разных уровней неспецифической системы мозга

Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении нижних отделов ствола мозга. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении диэнцефальной области. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении структур лимбической системы. Общие и специфические симптомы, входящие в перечисленные синдромы. Особенности, присущие поражению определенного уровня неспецифической системы мозга.

Тема 16. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражениях мозолистого тела

Синдром «расщепленного мозга». Нарушенные нейропсихологические факторы. Синдромы при парциальных поражениях мозолистого тела. Особенности парциальных синдромов, связанные с определенной локализацией поражения.

Тема 17. Особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубинных полушарных подкорковых структур

Области поражения. Нарушенные факторы. Сходные и специфические симптомы, характерные для определенной локализации поражения.

Раздел V

ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ, СВЯЗАННЫХ С РАЗЛИЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Тема 18. Особенности нейропсихологических синдромов при поражениях сосудов головного мозга

Краткие сведения о кровоснабжении головного мозга. Основные сосудистые бассейны. Виды сосудистой патологии. Специфика нейропсихологических синдромов при поражениях сосудов головного мозга. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями кровообращения в бассейне передней мозговой артерии. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями кровообращения в бассейне средней мозговой артерии. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями кровообращения в бассейне задней мозговой артерии. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями кровообращения в бассейне внутренней сонной артерии. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями в вертебробазилярной системе. Латеральные различия рассматриваемых синдромов.

Тема 19. Особенности нейропсихологических синдромов при травматических поражениях головного мозга

Основные сведения о травматических поражениях головного мозга. Черепно-мозговая травма, ее классификации. Нарушения сознания после черепно-мозговой травмы. Периоды течения черепно-мозговой травмы. Особенности нейропсихологических синдромов в разные периоды черепно-мозговой травмы. Специфика нейропсихологических синдромов в зависимости от стороны травматического поражения мозга.

Раздел VI

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Тема 20. Возможности использования нейропсихологического синдромного анализа при исследовании больных различных нозологий

Практическое значение клинической нейропсихологии. Синдромный анализ нарушений высших психических функций у лиц с функциональными и органическими нарушениями работы мозга. Возможности выявления дисфункций мозговых систем на этапе отсутствия клинических проявлений. Роль клинического нейропсихологического обследования для оценки состояния высших психических функций в процессе фармакологического лечебного воздействия на мозг или восстановления функций после направленного оперативного вмешательства.


Основной задачей является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга. Исследования в этой области имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и прогноза дальнейшей судьбы больных. Основным методом является метод клинического нейропсихологического исследования. В настоящее время в клинической нейропсихологии изучаются синдромы, связанные с поражением правого полушария мозга, с дефектами межполушарного взаимодействия, с нарушением глубинных структур мозга. Дальнейшее развитие этого направления связано с развитием современных методов диагностики локальных поражений мозга.

2. Реабилитационное направление – Основной задачей этого направления является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи. Разработки в этой области начались в годы Великой Отечественной войны (А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев). Были предложены научно обоснованные методы восстановления ВПФ, опирающиеся на центральное положение о том, что сложная психическая функция может быть восстановлена за счет перестройки нарушенной функциональной системы. В результате поврежденная функция начинает работать с помощью нового набора психических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию. В настоящее время в сферу деятельности нейропсихологов входят больные, перенесшие инсульт, различного рода травмы мозга и т. д. Разрабатываются новые методы восстановления речи, аудиовизуальные методы, групповые, воздействие на эмоционально-личностную сферу больных.

3. Экспериментальная нейропсихология – (нейропсихология познавательных процессов). Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Благодаря работам А. Р. Лурия и его учеников наиболее изучены память и речь. Им была создана классификация афазий, основанная на представлении о речевой деятельности как сложной функциональной системе, значительно дополнены представления об организации памяти. В настоящее время проводятся исследования особенностей нарушения познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы при разных по локализации поражениях мозга.

4.Нейропсихология развития.(детская) Задача - выявление закономерностей развития мозга. Н. Н. Корсакова с соавторами указывает, что это особенно важно для диагностики локальных поражений мозга и для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей, поскольку на разных этапах онтогенеза поражение одного участка мозга проявляется по-разному.Недостаточная эффективность отдельных функциональных систем (в том числе речи) может быть вызвана как индивидуальными особенностями онтогенеза ребенка, приводящими к незавершенности формирования функциональных систем, так и спецификой морфогенеза мозга ребенка, проявляющегося в неравномерном созревании мозговых зон. Нейропсихологическая диагностика позволяет понять закономерности связи мозга и психических функций в онтогенезе и выявить мозговые детерминанты отклонения в темпе и уровне развития той или иной функции.

6. Нейропсихология индивидуальных различий – исследуется профилелотеральная организация. Задача: изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц. Ответ на вопрос: возможно ли в принципе распространение общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, сложившихся при изучении последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц. Психодиагностика с применением нейропсихологических зна-ний в целях профотбора, профориентации и т.п.

7. Нейропсихология пограничных состояний . Анализ изменений ВПФ под влиянием психофармакологических препаратов.

8. Психофизиологическое направление – Психофизиологическое направление в нейропсихологии - это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций. Оно развивается в тесной связи с психофизиологией, широко используя ее методы исследования (электроэнцефалография, окулография, миография и т. д.)

9. Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии. Данное направление начало развиваться вскоре после Чернобыльской катастрофы, и в условиях постоянно ухудшающейся окружающей среды эти исследования становятся все более актуальными.

10 Нейропсихология позднего возраста (геронто-нейропсихология ). Изучает нарушение психических процессов и состояний престарелых. Мозговые нарушения в старческом возрасте протекают совершенно специфическим образом, и там выявлены факторы, которые поддаются изучению нейропсихологическими методами. Например, изучаются нейропсихологические синдромы, возникающие при различных поражениях мозга: болезнях Паркинсона, Альцгеймера, дисциркуляторной энцефалопатии и др., сопоставляются симптомы нарушения высших психических функций, характерные для нормального и патологического старения.

3.Значение нейропсихологии для клинической практики.

В нейропсихологии используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, направленный на качественную квалификацию этих нарушений и диагноз поражения мозга. Методы анализа, разработанные А. Р. Лурия, представляют набор специальных проб, адресующихся к различным познавательным процессам (разным видам восприятия, памяти, речевым функциям, мышлению), произвольным движениям и действиям.

Нейропсихология имеет большое значение для развития общих методологических и теоретических основ психологии, для диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления его нарушенных функций.

Говоря о задачах клинической психологии в контексте решения диагностических вопросов, следует отметить, что их спектр гораздо шире, чем только дифференциальная диагностика топики локальной мозговой патологии. В клиническую практику вошли такие объективные методики оценки локализации патологического очага как ангиография (рентгенологическое исследование кровеносных сосудов, производимое с помощью специальных рентгеноконтрастных веществ) и компьютерная томография в различных ее вариантах. Задачи собственно топической диагностики по-прежнему остаются в сфере клинической нейропсихологии. В частности, дисфункция мозговых систем не всегда совпадает с локализацией очага поражения мозга. В ряде случаев верифицированный контрастными и рентгенографическими методиками очаг обнаруживает себя нейропсихологическими симптомами не только по месту своей локализации, но и симптомами "по соседству", что свидетельствует об изменении функционального состояния прилежащих к зоне локального поражения структур и дает сведения о возможном направлении роста опухоли.

Помимо решения вопросов, касающихся собственно дифференциальной топической диагностики перед нейропсихологическим обследованием стоят и другие диагностические задачи. К ним относятся оценка состояния психических функций у больного в процессе фармакологического лечебного воздействия на мозг и восстановления функций после направленного оперативного вмешательства . В ряде случаев сведения о нейропсихологическом синдроме дают основания для выбора тактики операционного воздействия на структуры мозга. Так, например, изучение нейропсихологических синдромов поражения мозолистого тела в различных его отделах способствовало разработке тактики трансколлозального подхода к удалению базально расположенных опухолей мозга. Особое значение для характера операционного вмешательства имеет нейропсихологический синдром при компенсированном состоянии психических процессов и в случаях установленного топического диагноза с помощью объективных методов. Речь идет об очаговых поражениях мозга, дающих минимальные неврологические нарушения в сочетании с отсутствием видимых нарушений психических функций. Тщательное нейропсихологическое обследование, направленное на оценку нарушения психических процессов, которое должно иметь место при данной локализации поражения мозга, позволяет установить степень их компенсации и дать прогноз о возможной структуре синдрома в случаях декомпенсирующих послеоперационных последствий, степени его выраженности и характера обратного развития. Чувствительность нейропсихологического метода к возможному изменению функционального состояния мозга в целом и отдельных его систем позволяет описывать структуру синдрома нарушений психических функций не только в динамике течения собственно локальной мозговой патологии.

Находки последних лет, связанные с изучением избирательного влияния различных препаратов на структуры мозга и, соответственно, на различные составляющие психических процессов (факторы), получают все большее внедрение в клинике мозговых дисфункций. Корректное применение этих препаратов требует не только знания о том, на какие структурно-функциональные зоны мозга они могут оказывать терапевтический эффект. Направленное фармакологическое воздействие в данном случае возможно при понимании специфики психического дефекта, нейропсихологического синдрома и нарушения факторов, лежащих в его основе. Только в этом случае можно прогнозировать не только прямое влияние препарата, но и те перестройки в системе психики, которые при этом могут произойти.

Таким образом, задачи клинического нейропсихологического обследования больного можно объединить в два связанных между собой класса:

В учебном пособии отражены основные разделы клинической нейропсихологии на современном этапе ее развития. В систематизированном виде представлены различные синдромы нарушения психических функций при опухолевой и сосудистой патологии мозга. Особое внимание уделено описанию вариантов расстройств психической деятельности, связанных с локализацией патологического процесса в левом или правом полушариях мозга. В учебном пособии “Клиническая нейропсихология” обоснована значимость нейропсихологического подхода в решении самого широкого круга диагностических задач в общем контексте медицинской психологии.

Для студентов и аспирантов, специализирующихся по медицинской психологии, и психологов, работающих в практическом здравоохранении.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА


2. Нейропсихологические синдромы при поражении теменных долей мозга.
а) Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов.
б) Синдром нарушения пространственных синтезов.

5. Синдром поражения гипоталамо-диэнцефальной области мозга.

6. Синдром “расщепленного мозга” при поражении мозолистого тела

ГЛАВА 3. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ СОСУДИСТЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА

1. Общемозговые симптомы и их динамика при сосудистой патологии головного мозга
2. Нейропсихологические синдромы при артериальных аневризмах.
3. Нейропсихологические синдромы спазма сосудов головного мозга.
4. Нейропсихологические синдромы при артериовенозных аневризмах.
5. Нейропсихологические синдромы при окклюзирующих поражениях мозговых сосудов.

Нейропсихология – одна из областей психологического знания – решает как теоретические, так и практические задачи. В теоретическом плане её предметом является мозговая организация психических функций, изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различиях видов психической деятельности. В практической сфере нейропсихология вносит свой вклад в решение таких задач медицинской психологии, как диагностика и реабилитация. Объединённые общим методическим подходом – методом синдромного анализа нарушения высших психических функций при различных формах мозговой недостаточности – теоретическая и клиническая составляющие нейропсихологии находятся в тесном и неразрывном единстве, изначальном и главном условии формирования и развития этой дисциплины.

Вместе с тем в настоящее время отчётливо формируется потребность практики (особенно практики подготовки и переподготовки специалистов) в более целенаправленном и акцентированном изложении диагностических возможностей нейропсихологии.

Современный этап развития нейропсихологии характеризуется её выходом в новые клинические области, обеспечиваемым, с одной стороны, достижениями в области нейрохирургии и неврологии, с другой – накопленными к настоящему времени данными об адекватности нейропсихологического подхода применительно к различным психическим заболеваниям (деменции позднего возраста, шизофрения, эпилепсия, алкоголизм, задержки психического развития) и даже к оценке функционального состояния мозга здоровых людей в особых иди экстремальных условиях жизни и деятельности (адаптация к новым средовым факторам, спорт, левшество, билингвизм, стрессовые воздействия и т.п.).

Дисфункции или функциональные перестройки в мозговой организации психических процессов, выявляемые при этом, могут быть результатом изменений деятельности мозга не на структурном, а на нейрофизиологическом, нейрональном или биохимическом уровнях обеспечения деятельности мозга. При этом самостоятельное значение приобретают не только и не столько задачи установления топического диагноза, сколько возможности выявления сохранных и нарушенных звеньев в психической деятельности и описание структуры её изменений на основе факторов, формирующих синдром. Получаемые при этом данные обеспечивают совершенствование дифференциальной диагностики и дают возможность оценки течения болезни (в том числе и в процессе фармакологического воздействия) и прогноза. Последнее обстоятельство представляется весьма важным для профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий.

Корсакова Наталья Константиновна – доцент кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова, работала по проблемам памяти и ее нарушений, возрастной нейропсихологии, вопросам старения в аспекте когнитивных функций. Московичюте Ленина Израилевна – профессор Центра по изучению речевых расстройств медицинского факультета Бостонского университета (США). Следует отметить, что авторы много лет проработали под руководством А.Р.Лурии в институте нейрохирургии им.Н.Н.Бурденко.

Учебное пособие «Клиническая нейропсихология» - одна из многочисленных научных трудов этого коллектива авторов, на момент публикации стала квинтэссенцией основных разделов нейропсихологии. За рамками пособия остались нейропсихологическая реабилитация и нейропсихология детского возраста, ссылки на издания, посвященные этим разделам, можно найти в конце книги в библиографическом списке данного издания.

Особенность книги Корсаковой и Московичюте «Клиническая нейропсихология»

Краткость книги подкупает, при этом с радостью обнаруживаешь, что все главы, включая вступление, как бы закладывают фундамент – базовые знания понятий и подходов нейропсихологии как клинической дисциплины. Формируется четкое понимание, что психическая функция это динамическая система, состоящая из взаимосвязанных звеньев в различных областях мозга. Происходит смещение угла зрения с топического диагноза на функциональный. Нейропсихологический фактор, синдром и симптом – классическая триада – прочно фиксируются на тонких срезах мышления, окрашиваясь неким перманентным красителем. Сосудистые поражения, паркинсонизм, объемные образования, деменции – коротко о главном, без «воды» и дебрей специфических деталей. Отдельно хочу отметить главу, посвященную процессам нормального старения в контексте высших психических функций (ВПФ): знание нормы - это насущная необходимость специалиста в решении вопроса о ментальном здоровье каждого отдельного человека.

Учебное пособие «Клиническая нейропсихология»может быть интересно и полезно:

  • врачам неврологам/нейрофизиологам/ординаторам/студентам медицинских ВУЗов, т.к. позволяет в короткий срок овладеть основными концептами и понятиями нарушения ВПФ;
  • психологам – в качестве одного из базовых пособий в программе подготовки клинических психологов;
  • пособие подойдет для всех специалистов в области нейрореабилитации, так как создает представление о тех нейропсихологических нарушениях, которые следует ожидать у пациентов с поражением головного мозга различной природы и локализации, и которые безусловно важно учитывать при планировании реабилитационной программы не только с точки зрениия коррекции, но и выделения сильных составляющих актуальной психической деятельности пациента.

Нейропсихология – наука молодая и развивающаяся. Без изучения процессов, происходящих в поврежденных долях мозга сложно помочь человеку пройти реабилитацию. Все чаще рождаются дети с теми или иными нарушениями, а нейропсихология помогает выявить это на ранних этапах и составить план коррекции.

Что такое нейропсихология?

Предмет нейропсихологии – относительно молодое направление, развивающееся на стыке нейронауки, психологии и психофизиологии. Нейропсихология занимается исследованием связей между функционированием головного мозга и психическими процессами, поведением. В основном, исследуются процессы мозга с нарушениями в результате травм или болезней у людей и животных. Основные задачи нейропсихологии:

  1. Выявление закономерностей функционирования мозговых функций при взаимодействии живого организма с внешней и внутренней средой.
  2. Исследование функций и структур мозга.
  3. Анализ повреждений областей мозга.

Основоположник нейропсихологии

Первые шаги в данном направлении осуществил Л.С. Выготский, но значительный вклад внес А.Р. Лурия и создал новую науку – нейропсихологию. Достижения и разработки А.Р. Лурия:

  • создал классификацию афазических расстройств;
  • изучил и описал ранее неизвестные нарушения речи;
  • исследовал роль лобных долей головного мозга в психических процессах.

Методы нейропсихологии, позволяющие выявить нарушения (разработаны А.Р. Лурией и его последователями):

  1. Метод системного анализа (батарея тестов Лурия) – полное исследование психических функций
  2. Психометрический (северо-американский) – батарея тестов Небраска-Лурия, шкала Векслера.
  3. Индивидуально-ориентированный (британский) – скрининговые, отборочные тесты для дальнейшей подборки индивидуальных исследований.

Отрасли нейропсихологии

Нейропсихология стремительно развивается, ученые считают, что за этой наукой – будущее. Основные направления нейропсихологии:

  • клиническая;
  • экспериментальная;
  • реабилитационная;
  • экологическая;
  • детская;
  • диагностическая;
  • нейропсихология развития.

Детская нейропсихология

Нейропсихология детского возраста - перспективное и востребованное направление, своевременно выявленное нарушение поможет провести грамотную коррекцию ребенка. Детская нейропсихология изучает латеральную асимметрию правого и левого полушария, причины школьной неуспеваемости (минимальные мозговые дисфункции, СДВГ-синдром). После выявления нарушений проводится психологическая и медикаментозная коррекция.


Клиническая нейропсихология

Основы нейропсихологии – это изучение нейропсихологических синдромокомплексов. Клиническая нейропсихология занимается пациентами с повреждениями правого полушария и нарушениями глубинных структур мозга, а также дефектами межполушарного взаимодействия. Основные понятия клинической нейропсихологии:

  1. Нейропсихологический симптом . Нарушение функций психики при локальном повреждении мозга.
  2. Нейропсихологический синдром . Определенное сочетание нейропсихологических симптомов вследствие нарушения функционирования психических процессов при локальном поражении.

Экспериментальная нейропсихология

Принципы нейропсихологии основаны на применении практического и экспериментального подходов, без этого ни одна наука не может обосновать свои теории. Экспериментальная нейропсихология изучает поведение людей и животных свойственное при определенных локальных поражениях. Благодаря экспериментам А.Р. Лурия были подробно изучены и классифицированы (афазии) и речи. Современная экспериментальная нейропсихология изучает нарушения эмоциональной сферы и познавательных процессов.

Практическая нейропсихология

Направления нейропсихологии развиваются в результате практического подхода. Практическая нейропсихология – это раздел, на котором базируются все остальные ответвления нейропсихологии. Основные методы работы были заложены А.Р. Лурией и получили название «Батареи Луриевских методов», включающие в себя исследования:

  • произвольного и непроизвольного внимания;
  • эмоциональных реакций;
  • слухового гнозиса;
  • движений при выполнении инструкций;
  • речи;
  • письма;
  • памяти;
  • системы счета;
  • интеллектуальных процессов.

Возрастная нейропсихология

Что такое возрастная нейропсихология – ответ уже кроется в самом вопросе. Каждому возрастному периоду соответствуют свои закономерности психического развития и для определенного возраста характерны те или иные нарушения деятельности мозга. Возрастная нейропсихология изучает:

  • нейропсихологические синдромы;
  • симптомы нарушений высших психических функций.

Нейропсихология – упражнения

В нормальном состоянии мозг регулирует сам себя, при нарушении психологического равновесия, возникновении проблем с психикой, врожденные программы регуляции дают сбой, поэтому важна своевременная коррекция. Коррекционная нейропсихология для детей и взрослых использует в своем арсенале различные упражнения, полезные для мозговой активности, прекрасного самочувствия. Нейропсихология – игры и упражнения:

  1. Зеркальное рисование . Приготовить лист бумаги, фломастеры или карандаши. Взять в обе руки карандаши и начать одновременно рисовать обеими руками все что хочется: буквы, геометрические фигуры, животных, предметы. Упражнение синхронизирует оба полушария и создает состояние релаксации.
  2. Рисование разных фигур . Упражнение похоже на предыдущее, только рисовать надо разные фигуры одновременно, например, левая рука рисует треугольник, правая – квадрат.
  3. Медитация-концентрация на дыхании . Короткий вдох и длинный выдох, при этом концентрация на кончике носа. Расслабляет, выводит мозг на уровень альфа-ритма, ум успокаивается, возникает состояние душевного равновесия.
  4. Имитация движений различных животных . «Медведь идет» – ребенок становится на четвереньки и поднимает правую руку и ногу, глазами фокусируясь на руке, затем те же движения с левой стороной тела. «Тигр идет» – базовое положение на четвереньках, попеременно: правая рука идет к левому плечу, левая к правому и так передвигаться.
  5. Упражнение «Слон» . Ухо плотно прижать к плечу, противоположную руку вытянуть как «хобот» и начать рисовать ею горизонтальные восьмерки в воздухе, глаза при этом следят за кончиками пальцев. Выполнить 3 – 5 раз в каждую сторону. Упражнение балансирует систему «интеллект – тело».

Нейропсихология – где учиться?

Обучение нейропсихологии происходит на базе психологического или медицинского образования, в рамках получения профессии клинический или медицинский психолог, психоневролог, психиатр. ВУЗы, где можно получить профессию нейропсихолога:

  1. Московский институт психоанализа. Специализация «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение».
  2. Санкт-Петербургский государственный университет. Факультет клинической психологии.
  3. Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт им. В.М. Бехтерева. На базе факультетов «Клиническая (медицинская) психология» и «Неврология» обучение основам клинической нейропсихологии, нейротерапии.
  4. Национальный исследовательский Томский государственный университет. Клиническая психология.
  5. Московский государственный институт им. М.В. Ломоносова. Специализация «Нейропсихология и нейрореабилитация».

Нейропсихология – книги

Популярные книги по нейропсихологии написаны простым языком, и будут интересны всем тем, кто интересуется загадками мозга и психики в целом. Человек – это целая вселенная, о том, как формируются привычки, почему при тех или иных нарушениях мозга возникают странности в поведении – об этом и многом другом рассказывают мэтры, посвятившие себя изучению психики в своих произведениях:

  1. «Основы нейропсихологии » Лурия А.Р. Учебный курс для студентов изучающих психологию, психиатрию и неврологию.
  2. «Человек, который принял жену за шляпу » О. Сакс. Автор увлекательно, но бережно и с уважением к своим пациентам рассказывает их истории борьбы с тяжелыми недугами психики (неврозами). Каждый пациент Оливера уникален по-своему в своих попытках выстроить отношения между мозгом и сознанием.
  3. «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми » В.С. Рамачандран Непостижимые тайны мозга, в этом труде читателя ждут ответы на вопросы: почему ребенок-аутист пишет картины, превосходящие Леонардо Да Винчи и Микеланджело, или где в мозге зарождаются чувства сострадания и прекрасного.
  4. «На одной волне. Нейробиология гармоничных отношений » Э. Бэнкс, Л. Хиршман. В книге повествуется о четырех нейронных путях, развивая которые человек комфортно сближается с другими людьми и формирует в себе спокойствие, энергию, принятие и резонанс.
  5. «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии » Р. Хансон, Р. Мендиус. Книга-синтез, соединяющая в себе психологию и неврологию, изобилует методами по самосовершенствованию.

Нейропсихология – интересные факты

Сложная и многогранная наука нейропсихология при изучении психических свойств и работы мозга живых организмов постоянно совершает интересные открытия, вот некоторые примечательные факты:

  1. Мозг изучает сам себя.
  2. Во время беременности количество импульсов нейронов увеличивается в 250 000 раз.
  3. Человек использует при решении задач ровно столько ресурсов мозга, сколько для этого нужно в данный момент, поэтому миф об использовании всего 10% мозга не подтвержден научно.
  4. не подчиняется линейному мышлению и логике и чтобы лучше запомнить информацию любого порядка важно создавать образы, выстраивать ассоциативные ряды – так тренируется память.
  5. Во время курения сигареты мозг воспринимает никотин как управляющий мышлением фактор и сокращает выработку внутреннего вещества, управляющего мышлением, но при увеличении нагрузки мозг начинает вырабатывать большее количество вещества, внешне это проявляется тем, что человек начинает выкуривать до 2 пачек в день (увеличивает дозу никотина) – возникает привычка.



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top