Колизей, легендарный амфитеатр рима. Вы знаете где находится Колизей и как до него добраться

Колизей, легендарный амфитеатр рима. Вы знаете где находится Колизей и как до него добраться

История Колизея берет свое начало в I веке н. э. Она насыщена яркими событиями и фактами. Это грандиозное сооружение сохранилось до нашего времени практически в первоначальном виде. О самом Колизее, его богатой истории, интересных фактах и событиях будет рассказано в этой статье.

История Колизея

Колизей в переводе с латыни означает "колоссальный, громадный". Он также известен как амфитеатр Флавиев (династия римских императоров). Колизей является памятником древнеримской архитектуры и одной из многочисленных достопримечательностей, которыми известна Италия.

Он построен между Целиевским, Эсквилинским и Палатинским холмами. Возведение Колизея началось в 72 году (I век нашей эры). Во время правления основателя династии Флавиев. Спустя восемь лет, в 80 году, освятил амфитеатр, который возвели на месте пруда, относящегося к известному комплексу

Причины строительства

Если быть более точным, то история Колизея началась в 68 году. В тот год изменила присяге императору, поддержав мятежный Сенат. Это привело к тому, что Нерон после 14 лет диктаторства покончил с собой в загородном поместье близ Рима.

Его смерть привела к гражданской войне, которая длилась целых 18 лет. В 69 году война была завершена, победу в ней одержал Тит Флавий Веспасиан, основатель династии императоров.

Перед Веспасианом стала задача по реконструкции центра Рима, не только для того, чтобы его восстановить, но и для усиления собственной власти и культа, искоренения любого упоминания о своем предшественнике. Большой проблемой для строительства в Древнем Риме Колизея был дворец Нерона, который носил название Золотой дом. Сам дворец и прилегающий к нему участок занимал площадь в 120 га в самом центре Рима.

Веспасиан реконструировал большую часть зданий, а находящиеся рядом с дворцом озера засыпали, выстроив на их месте Колизей. Все это масштабное мероприятие было довольно символичным, ведь земля, которой пользовался Нерон, теперь стала служить простому народу.

История строительства

Античный амфитеатр возводили за счет средств, которые были получены после продажи военных трофеев. Как считают историки, для строительства и реконструкции всего комплекса зданий в Рим было доставлено более 100 тыс. рабов и взятых в плен солдат. Их использовали для выполнения самых тяжелых работ, например, при добыче травертина в карьерах римского пригорода Тиволи. Также они транспортировали камень из карьера в Рим, в среднем дорога составляла более 20 миль.

Большие группы архитекторов, строителей, декораторов и художников выполняли поставленные задачи, возводя античный амфитеатр. Однако императору Веспасиану было не суждено дожить до завершения грандиозного строения, он скончался в 79 году. Спустя год его преемник Тит освящал Колизей во время его открытия.

Общее описание

Как и все остальные амфитеатры Древнего Рима, амфитеатр Колизей построен в форме эллипса, в центре которого располагается арена такой же формы. Вокруг арены выстроены концентрические кольца с местами для зрителей. От всех остальных сооружений подобного рода Колизей отличается своими внушительными габаритами. Длина наружного эллипса Колизея составляет целых 524 метра, большая ось - около 188 м, а малая - почти 156 м. Арена амфитеатра достигает в длину около 86 м, а в ширину - почти 54 м, высота стен Колизея колеблется от 48 до 50 метров.

Основой конструкции являются 80 направленных радиально столбов, укрепленных стенами, а также несущие своды и перекрытия. Колизей настолько массивен, что для его возведения пришлось делать фундамент, достигающий 13 метров в толщину. Снаружи постройку отделали травертином, который доставляли из Тиволи.

Фасад амфитеатра

Архитектура Колизея величественна и грандиозна, она поражает своим великолепием до сих пор. В наружной стене амфитеатра, которая в высоту достигает почти 50 метров, находится двухступенчатый цоколь, а сам фасад здания поделен на четыре яруса. Три нижних яруса - это аркады (несколько одинаковых по размеру и форме арок, которые опираются на колонны или столбы). Этот прием в архитектуре был очень популярен в I веке нашей эры.

Арки самого нижнего этажа имеют высоту немногим более семи метров, а опоры, поддерживающие их, достигают в ширину почти 2,5 м, а в глубину - около 2,8 метра. Расстояние между опорами составляет 4,2 метра. Перед арками встроены колонны, имеющие дорический ордер, однако антаблемент (верхняя часть) создан в другом архитектурном стиле.

Интересный факт заключается в том, что 76 арок нижнего яруса из 80 были пронумерованы. Без номеров оставались четыре, которые находились на концах осей, они и являлись главными входами в Колизей.

Верхняя часть фасада

Колонны, находящиеся на втором ярусе амфитеатра Колизей, опирались на аттик (декоративная стена), который располагался над антаблементом начального яруса. Аркады второго яруса отличаются от аркад первого высотой колонн, а также тем, что они имеют не дорический, а ионический ордер. Антаблемент, аттик, который служил основой для колонн третьего ряда, также были меньше размером, чем на первом ярусе.

Высота арок на третьем ярусе чуть меньше, чем на втором, и составляет 6,4 метра. Главным отличием арок второго и третьего яруса было то, что в каждом проеме находилась статуя. На третьем ярусе стены были украшены пилястрами в коринфском стиле. Через каждую пару пилястр было сделано окно.

Название сооружения

Многие задают вопрос: "Почему Колизей назвали Колизеем?" Стоит отметить, что изначально он назывался Амфитеатр Флавиев, так как его возведением занималась эта династия императоров. Название Колизей это сооружение получило намного позже, оно появилось в VIII веке. Оно обозначает колоссальность этого амфитеатра, во всей Римской империи построек подобного размера не было.

Однако существует версия, что Колизей был так назван потому, что рядом с ним стоял колосс (статуя) Нерона. Она была сделана из бронзы и достигала в высоту 37 метров. В дальнейшем император Коммод переделал ее, заменив голову статуи. Сейчас уже сложно сказать, в честь чего был переименован амфитеатр Флавиев в Колизей, однако обе версии вполне состоятельны, и историки до сих пор не нашли им опровержения.

Предназначение Колизея

Колизей в Древнем Риме для простого народа и для патрициев являлся главным местом, где проводились различные увеселительные мероприятия. В основном здесь проходили бои гладиаторов, которые в то время пользовались огромной популярностью. Также здесь проводили звериные травли и навмахии (морские сражения). Для проведения морских боев арена Колизея заполнялась водой, после чего и начинались баталии.

Во время правления императора Макрина, в 217 году, здание Колизея серьезно пострадало от пожара. Но при следующем императоре, Колизей отреставрировали. В 248 году в этом сооружении император Филипп с большим размахом отпраздновал тысячелетие Рима. А в 405 году в Колизее гладиаторские бои были запрещены императором Гонорием. Связано это было с распространением христианства, которое впоследствии стало основной религией Римской империи. Здесь продолжали проводить звериные травли, однако после смерти императора Теодориха Великого, в 526 году, прекратились и они.

Колизей в Средневековье

История Колизея в Средние века складывалась не лучшим образом. Нашествия варваров привели в упадок не только амфитеатр, но и сам Рим, постепенно Колизей начал разрушаться. В VI веке к амфитеатру была пристроена часовня, но религиозного статуса всему сооружению это не придало. Арену, где раньше сражались гладиаторы, стравливали зверей и устраивали морские сражения, превратили в кладбище. Аркады и сводчатые пространства были переделаны под мастерские и жилища.

С XI до XII века Колизей стал своеобразной крепостью для римской знати, которые оспаривали друг у друга право власти над простыми гражданами. Однако они были вынуждены уступить амфитеатр императору Генриху VII, а он в дальнейшем даровал его римскому народу и сенату.

Местные аристократы в начале XIV века устраивали в Колизее бои быков, с этого же времени сооружение начинает постепенно разрушаться. В середине XIV века мощнейшее землетрясение становится причиной обрушения постройки, больше всего пострадала его южная сторона.

Колизей в XV-XVIII века

Так как Колизей в то время не был одной из самых известных достопримечательностей мира, его постепенно начали использовать в качестве строительного материала. Помимо того что брали камень из обвалившихся стен, его специально вытаскивали и из самого Колизея. С XV по XVI век отсюда по распоряжению разных понтификов забирали камень для возведения венецианского дворца, палаццо Фарнезе и дворца канцелярии.

Несмотря на это варварство, значительная часть Колизея сохранилась, но часть сооружения была изуродована. Папа Сикст V хотел использовать уцелевший амфитеатр в качестве фабрики по производству сукна, а Климент IX сделал из Колизея завод по производству селитры.

Лишь в XVIII веке понтифики начали должным образом относиться к этому древнему величественному сооружению. Папа Бенедикт XIV принял Колизей под свою защиту и стал считать это местом памяти христиан, павших во время гонений со стороны Рима. В центре арены был установлен крест огромных размеров, а вокруг него расположили несколько алтарей в память пути Христа на Голгофу.

В 1874 году крест и алтари были убраны с арены Колизея, а новые понтифики продолжили заботу о сооружении. По их распоряжению амфитеатр не только держали в сохранности, но укрепили те стены, которые могли обвалиться.

Колизей сегодня

В настоящее время Колизей находится под защитой государства и круглосуточной охраной. Сохранившиеся обломки амфитеатра, где это было возможным, установили на свои места. Арену было решено исследовать, и на ее территории были проведены археологические раскопки. К удивлению, ученые под ареной обнаружили подвальные помещения. Предположительно их использовали в качестве своеобразных кулис для людей и животных, перед тем как они выходили на арену.

Невзирая почти на две тысячи лет и на тяжелые испытания, остатки Колизея без внутренней и внешней отделки и в настоящее время производят незабываемое впечатление на человека, оказавшегося здесь. Даже в этом состоянии довольно легко представить, каким именно был Колизей в свои лучшие времена. Монументальность архитектуры поражает своим масштабом, вместе с этим виден изысканный романский стиль. Колизей заслуженно считается одной из самых известных достопримечательностей мира.

Сегодня он продолжает постепенно разрушаться из-за дождевой воды и атмосферного загрязнения. Правительство Италии разработало программу по реставрации и сохранению этого удивительного памятника истории и архитектуры Древнего Рима. В ближайшее время она будет реализовываться. На этот период туристов, приезжающих сюда со всего мира, перестанут пускать в Колизей.

Это сооружение стало одним из символов Италии, так же как Пизанская башня или фонтан Треви. Колизей сегодня претендует на звание одного из новых чудес света. Среди традиционных семи известны следующие достопримечательности:

  • Пирамиды в Египте.
  • Статуя Зевса в Греции.
  • Храм Артемиды в Эфесе.
  • Мавзолей в Галикарнаке.
  • Колосс Родосский.
  • Александрийский маяк.
  • Висячие сады Семирамиды в Вавилоне.

Однако из всех перечисленных достопримечательностей до нашего времени сохранились лишь пирамиды. Об остальных можно узнать только из мифов и легенд. Колизеем же можно любоваться и сегодня, несмотря на то что этому сооружению почти 2 тыс. лет. Если вы окажетесь в Риме, то обязательно посетите этот уникальный исторический и архитектурный памятник.

Название : Сolosseus / Amphitheatrum Flavium (la), Colosseum / Coliseum (en)

Другие названия : Амфитеатр Флавиев

Местонахождение : Рим (Италия)

Создание : 72 - 80 гг.

Заказчик / Основатель : Династия Флавиев



Факты о Колизеи

  1. Название . Колизей (от латинского colosseus – «гигантский») обязан вовсе не огромным размерам, а находившейся невдалеке колоссальной статуе Нерона, стоявшей в садах Золотого дома (не сохранился до наших дней).
  2. Места для зрителей . Сиденья для зрителей располагались ярусами вдоль внутренней стены амфитеатра. Они опирались на стены, расходящиеся лучами от центра, и на камены столбы. Строительные материалы поднимали по наклонной плоскости на каждый ярус, что значительно ускоряло процесс строительства.
  3. Опорные столбы . Наружная стена опирается на 80 массивных столбов. С внутренними стенами ее соединяют бетонные своды.
  4. Строительный материал . Из твердого камня делали опорные столбы, кладка близ арены выполнена из более легкого камня и кирпича. Бетон применялся при возведении межъярусных перекрытий и сводчатых галерей-коридоров, которые располагались вдоль наружной стены Колизея. На возведение наружной стены амфитеатра ушло 293 тысячи возов травертина. Камень доставляли в Рим из Тиволи по специально проложенной дороге.
  5. Место для строительства . Колизей был построен на месте пруда, вырытого на территории бывшего Золотого дома Нерона. Пруд осушили, воду через сточную трубу сбросили в Тибр.
  6. Тент от солнца . На стене верхнего яруса видны каменные выступы – кронштейны. Это опоры для деревянных мачт, на которые натягивали огромный матерчатый (позднее шелковый) тент (велариум). Тумбы из травертина установлены в полу с легким наклоном, служили опорой для лебедок, с помощью которых поднимали и натягивали тент.
  7. Торжественное открытие . Строительство амфитеатра было завершено поразительно быстро. Первые состязания состоялись в 80 году, верхний ярус тогда еще не был закончен.
  8. Зрители . Колизей вмещал 50 000 человек. Места для зрителей были пронумерованы, в билетах указывался и сектор, который соответствовал социальному положению зрителя. Амфитеатр отражал структуру римского общества: места для императора и свиты находились на подиуме, а верхние ярусы отводились для рабов, иностранцев и женщин.
  9. Стены . На поверхности стен, прежде оштукатуренных, сейчас хорошо видна каменная кладка. Блоки из травертина уложена рядами и скреплены известковым раствором, а для большей надежности – свинцовыми бронзовыми скобами. Верхний ярус сложен из более легких материалов – кирпича и туфа.
  10. Входные арки . Арки в нижней части стены – вомитории – вели к лестницам на верхние ярусы. Благодаря разумно устроенным входам-выходам 50-тысячная толпа зрителей могла покинуть амфитеатр всего за 3 минуты. Над входными аркам были указаны номера мест.
  11. Разрушенные стены . Стены Колизея постепенно разрушились из был разобраны. Со временем Колизей превратился в огромную каменоломню – «склад» строительных материалов для новых сооружений.
  12. Арена . Некоторые плиты пола сдвигались, и арена превращалась в озеро глубиной 1,5 метра, где разыгрывались морские сражения.

    Источники:

  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.
  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971 Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
  • Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. - М.: Стройиздат, 1975 - Т.I. Гуляницкий Н.Ф.

Колизей, или амфитеатр Флавиев

Специфически римскими сооружениями являются овальные амфитеатры. Мировой известностью пользуются Колизей - самый большой амфитеатр Древнего мира, где происходили кровавые гладиаторские бои и различные состязания. Построенный при императорах Веспасиане и Тите в 75-80 годах н. э., Колизей, или амфитеатр Флавиев , представляет собой в плане гигантский эллипс размером 156 метров в ширину и 188 метров в длину. В центре его помещалась ныне разрушенная арена. Спускавшиеся к ней воронкой места для зрителей заполняла во время гладиаторских боев пятидесятитысячная толпа римлян.

Наружная стена здания достигает 50 метров в высоту (высота современного 12-14-этажного дома) и членится по горизонтали на четыре яруса. Три нижних яруса кирпично-бетонных опор поддерживают облицованные мрамором места для зрителей, и представляют собой мощные сквозные аркады, на простенки которых наложены полуколонны, поддерживающие антаблементы, а верхний - гладкую стену, расчлененную плоскими коринфскими пилястрами.. Галереи двух нижних ярусов - традиционные цилиндрические своды, в построенном позднее третьем ярусе применены крестовые своды, образованные пересечением двух цилиндрических.

Ордерные аркады на фасаде расположены ярусами:
- коринфский ордер - в третьем ярусе,
- ионический - в среднем,
- тосканский - в нижнем ярусе.

Восемьдесят входных арок внизу и восемьдесят сквозных окон-пролетов во втором и в третьем этажах выявляют снаружи специфический архитектурно-художественный образ этого грандиозного праздничного сооружения (1, стр. 53-56).

Стена завершена высоким аттиком - стенкой над венчающим карнизом. Гигантская облицованная травертином поверхность стен Колизея производила впечатление мощи и силы.

Общая архитектурная конструкция внешнего вида Колизея отличается гениальной сгармонизованностью размаха, стройности, лаконизма и спокойного величия. Это ощущение создают огромные масштабы здания, мудрая обобщенность его основных форм, плавный ритм четко профилированных антаблементов, опоясывающих все сооружение, строгая, не лишенная изящества подчеркнутость его вертикальных членений полуколоннами и пилястрами и, наконец,- особая неторопливость просторных силуэтов арок, примиряющих горизонтальную и вертикальную ориентацию архитектурных элементов. Сложенный снаружи из коричневато-желтого, чуть искрящегося на солнце травертина, Колизей удивительно красиво рисуется на фоне звонкого голубого, почти майоликового по тону римского летнего неба.

Колизей очень пострадал при разграблениях Рима варварами в IV-V веках, при землетрясениях. В средние века он был превращен в крепость, а затем в нем были и жилые помещения и даже одно время - селитряный завод. В XV - начале XVI века, когда в Риме развернулось обширное строительство, Колизей стал огромной каменоломней. Из его травертина построены палаццо Венеция, Канчеллерия, Фарнезе, дворец Сенаторов на Капитолии, Латеранская базилика и даже собор св. Петра.

Уже в середине 10-х годов XVI века Рафаэль (ставший главным архитектором Рима) ходатайствовал перед папой Львом X о необходимости сохранить Колизей, но только в XVII веке разрушение его было приостановлено и лишь в XIX столетии начаты консервационные и реставрационные работы.

И все же до сих пор, несмотря на все прежние разрушения, Колизей потрясает и своими масштабами и гениальной безошибочностью своего архитектурно-художественного решения, оказавшего необычайно плодотворное воздействие на развитие архитектурной мысли XVI века (5, стр. 29; 9, т. 2. стр. 586-591; 11, стр. 41; 13, стр. 25, 78-79; 16, стр. 31-32).

Колизей в Риме , 75-80 гг. Ярусная система ордеров. Разрез. План.

Ежегодно на нашей планете появляются архитектурные шедевры, поражающие сложностью, оригинальностью, красотой. Сверкая новейшими материалами, строительными конструкциями, собранными с помощью современной техники, они вызывают восхищение. Однако, среди величественных достопримечательностей, созданных обычными руками человека, есть те, которые стали вечной ценностью, памятью истории планеты, например, Колизей в Риме.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 апреля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000Paphos - промокод на 2 000 руб. для туров на Кипр (Пафос) от 90 000 руб. от TUI, отели 4 и 5* (HV1 и HV2). Даты туров с 25.05- 26.10.2019. Промокод действует до 15 апреля
  • AFT2000guruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Турцию от 100 000 руб. Промокод действует до 15 апреля

До 31 мая предлагает промокоды на туры в экзотические страны - Доминикана, Мексика, Ямайка, Индонезия, Куба, Маврикий, Мальдивы, Сейшелы, Танзания, Бахрейн. Количество туристов в туре – от 2-х взрослых.

  • Промокод на 1 000 ₽ «LT-EXOT-1000» для туров от 7 ночей
  • Промокод на 1 500 ₽ «LT-EXOT-1500» для туров от 8 до 12 ночей
  • Промокод на 2 000 ₽ «LT-EXOT-2000» для туров от 13 ночей

На протяжении 8 лет днем и ночью адским трудом рабов реализовывался проект архитектора Квинтия Атерия по созданию величественного амфитеатра античности. Основной целью создания архитектурного чуда явилось желание увековечить мощь династии Флавиев, величие Рима. На основании предсказаний прорицателей 77 живых рабов были закопаны в фундамент строения, которое должно простоять не менее 77 веков.

Начало стройки связывают с именем императора Веспасиана в 72 году современной эры. Освящение амфитеатра, возведённого в месте знаменитого озера Золотого дома Нерона, производилось императором Титом через 8 лет. Это был триумф победы подавления бунта иудеев, вошедших в списки 100 000 пленных человек, задействованных на строительстве. Это они возводили строение, которое еще в I веке внес в перечень семи известных чудес света, поэт Марциал.

Древний Колизей может рассказать о разных моментах своей длительной истории, например, пожаре 217 года. О празднике, проводимом в честь тысячелетия Рима, жестоких гладиаторских боях, землетрясении 1349 года, разрушительных ранах нашествия варваров, многочисленных реставрациях амфитеатра. Любые моменты жизни публичного строения отражали исторические события Рима. Не зря пилигримы VII столетия говорили, что «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим. Когда падёт Рим, падёт мир».

Цель строительства

Славный и скорбный памятник жестокой империи Рима возводился в роли театра, дающего «хлеб и зрелища», главного политического способа сохранения власти могущественными правителями страны. Исторический, культовый символ Рима, творение высочайшей инженерной мысли предназначалось для проведения масштабных праздников, зрелищ, мистерий. В стране во многих местах производилось строительство сооружений древних театров. Эти мероприятия надёжно отвлекали жителей города от недовольства политикой императоров.

Посещать зрелища в Колизее можно было без оплаты, получив при входе муку для приготовления хлеба. Огромные финансовые вложения во все мероприятия, проводимые в Колизее, подчеркивали богатство, могущество действующего властелина. Тем более, что они проходили на месте земель, переданных народу после смерти ненавистного Нерона. В честь открытия Колизея был организован праздник, длящийся 97 дней. Около двух тысяч отважных гладиаторов, трёх тысяч разных животных погибли в период его проведения.

Глубокие колодцы, находящиеся в подземельях Колизея, приняли тела умерших. Существует легенда, по которой в этот момент стало известно имя чудовища, жившего в подземельях Колизея, жаждущего крови, боли. Это же чувство необычной жестокости, бесчеловечного отношения к живым существам доставляли зрителям амфитеатра необыкновенное наслаждение.

Огромные размеры амфитеатра не были первыми в истории Древнего Рима. К сожалению, самая грандиозная постройка, называемая Большой Цирк, не сохранилась. Известно, что центр представлял ипподром, где проходили скачки на колесницах в присутствии около 300 тысяч зрителей.

Происхождение названия

Существует несколько версий происхождения названия Колизея. Первоначально архитектурная достопримечательность называлась «Амфитеатр Флавиев», подтверждая основную цель его постройки. В дальнейшем его называли амфитеатром Цезаря, Ареной. Гораздо позже величественные размеры постройки дали ему название Колизей, означающее «колоссальный» (сolosseum). По другой версии это связывают со статуей Нерона, стоявшей рядом. Она была изготовлена из бронзы, покрытой золотом. Высота статуи равнялась 12 этажному современному дому. Её местонахождение сейчас неизвестно.

Существует гипотеза, основанная на значения слова Collis Iseum или названия холма, на котором стол храм богини Изиды. А ещё одним значением этого слова является вопрос «Ты ему поклоняешься?». Его задавали в ритуалах черной магии сатанистов, проходящих здесь по ночам во времена позднего Ренессанса. Какая бы версия существования названия удивительного места не была принята, Колизей носит его около 2 тысяч лет.

Почему Колизей разрушен

Вместе с падением Римской империи начался период разрушения знаменитого амфитеатра. Нашествие варваров в 410 годах нашей эры нанесло огромный ущерб постройке, спровоцировало огромный финансовый кризис империи. Расходы на содержание амфитеатра резко сократились. Зарождающее христианство запретило убивать людей, животных Последнее кровавое зрелище проводилось в 523 году. Потребность в развлекательных шоу исчезла. Изменилось предназначение Колизея.

Постоянные разрушения амфитеатра привели к исчезновению большой части строений. По оценкам специалистов только в каменном веке погибли две третьих части строения. Навсегда забыт проход к подземному морю, где в темноте и мраке жило страшное чудовище Нерона, оставшееся в мифах, легендах. Средневековье использовало Колизей в роли замка, крепости. Правила жизни эпохи Возрождения, землетрясение, разрушившее южную часть амфитеатра, позволили местным жителям безнаказанно забирать строительные блоки, кирпичи, мрамор для личных целей.

Дворец канцелярии, Венецианский дворец, палаццо Фарнезе, соборы святых Петра, Иоанна Крестителя на Лютеранском холме построены из строительного материала, взятого из стен Колизея. Среди руин Колизея, напоминающих тень от его прошлого, находили приют бездомные, проходили мероприятия церкви в память о пролитой крови. Конец разрушения Колизея связан с именем папы Бенедикта XIV в XVIII веке.

До сих пор каждую Страстную пятницу свершается Крестный ход верующими христианами. Сохранившаяся часть здания стала постепенно восстанавливаться. В XVIII веке Колизей отнесли к памятникам истории, архитектуры. Для туристов он открылся 19 июля 2000 года, а 2007 год сделал его элементом списков ЮНЕСКО в роли памятника мирового наследия.

Архитектура

До сих пор инженерные решения, применяемые при строительстве Колизея, используются при возведении современных стадионов, арен. Вряд ли когда-нибудь исчезнет удивление от приёмов создания стока воды амфитеатра, необычной прочности арочной конструкции, позволяющей удерживать тысячи зрителей, обеспечивая их безопасность, в том числе и от пожаров.

Амфитеатр в каждом месте имел оптимальный наклон сидений, простой способ нахождения конкретного места, свободный вход, выход. Массивное строение, благодаря идеям зодчих древнего Рима, применивших сотовую структуру, приобрело необычную легкость, красоту каменных кружев.

Фасад

Глядя на сохранившиеся стены Колизея, нельзя увидеть элементы классических моделей греческих храмов в виде прямоугольных рядов из колонн, украшенных фронтонами. Ближе всего внешний вид Колизея напоминает соты из многочисленных арок, соединённых по законам эллипса с размерами 83х48 м. такая форма запрещала гладиатором вести борьбу в углах, не просматриваемых некоторым зрителям. Этот приём до сих пор используется при проектировании спортивных зданий.

Все 80 входов были украшены статуями известных личностей страны, богов. Входы выполнены из травертина, мрамора, красного кирпича, туфа. Четыре из них использовались лицами из высшей знати. Они вели в нижний ряд амфитеатра. Для размещения зрителей использовались четыре яруса. Нижние устройства состояли из аркад (по 80 арок). К карнизу четвёртого яруса был пристроен оранжевый, полотняный тент, защищавший зрителей от яркого солнца, дождя. В период правления Домициана к амфитеатру был построен ещё один уровень со стоячими местами для бедных, рабов, женщин.

Вход на представления запрещался актёрам, бывшим гладиаторам, могильщикам. Равномерное распределение входов по периметру амфитеатра позволяло заполнить арену за 15 минут, освободить в случае необходимости всего за 5 минут. Такое конструктивное решение получило название «vomitoria» («vomere», что означает «извергать»). Оно используется и сейчас. Система ступенек, коридоров позволяла зрителям, не мешая друг другу, быстро подниматься на свои места.

До сих пор на стенах Колизея можно увидеть написанные в далёкие времена номера мести. На внешней стороне Колизея находились входы в подвальные помещения, где ожидали своего выхода на арену гладиаторы. В огромных клетках содержались животные, Оборудованы комнаты для раненых, умерших. Все помещения соединялись системой из 38 лифтов, работающих на тросах, цепях.

Размеры Колизея

Самый известный амфитеатр древности имеет длину внешнего эллипса 524 м. Его большая ось равна 188 м, Длина малой составляет 156 м. Арена выполнена в форме эллипса меньшего размера. Её длина 85,5 м, ширина 53, 5 м. Колизей стоит на фундаменте с шириной 13 м. Высота строения достигает 50 м. В конструкции здания использовались 80 стен, направленных по радиусу. Большое число столбов (около 240 шт.), облегчающих давление несущих сводов. Все здание было обнесено дорожкой, шириной 17,5 м, покрытой травертином.

Внутреннее устройство

Внутри амфитеатра находилась арена, места для зрителей на разных ярусах. Чем значительнее положение человека, тем ниже место ему предоставлялось. Система социального подчинения выдерживалась строго. Внизу на каменных ступеньках лежали подушки, можно было принести с собой собственный стул. Арена из деревянных досок отделялась от зрителей металлической решеткой. Под ней располагались служебные ходы для перемещения людей, декораций.

Существовала возможность заполнения арены водой для проведения знаменитых морских сражений. Наклон пола арены регулировался. Он тщательно засыпался слоем песка для эффективного впитывания крови. Вокруг арены устанавливались кадки с благовониями для нейтрализации запаха крови.

Общее количество мест (50.000) распределялось по ярусам, соответствующим ярусам фасада. Нижний ряд (подий) принадлежал императору, его семье, сенаторам. В первом ярусе находилось 20 рядов, во втором 16, для представителей среднего сословия. Между вторым и третьим ярусами находилась стена. Сиденья третьего яруса имели больший наклон. На них сидели представители низших сословий. Внутренние части Колизея выполнены из кирпича, туфа, мрамора, крупных каменных, блоков, кусков, дерева.

Во время представлений разрешалось торговцам предлагать свой товар зрителям. Это были сувениры в форме костюма гладиатора, фигурок знаменитых воинов, вкусная еда. При входе в Колизей предъявлялось приглашение (тессер), представляющего собой мраморную пластинку или кубик с указанием места. Зрители должны были соблюдать предписания по выбору одежды. При этом мужчины должны быть в тоге.

Предназначение амфитеатра

В Колизее бурлила жизнь, это считалось популярным местом общения представителей разных сословий. Жестокие сражения, убийства были естественной потребностью населения тех времён. Современным туристам иногда кажется, что реки крови, боли пропитали древнюю землю. А страшное чудовище ожидает своего расцвета, затаившись в глубоких недрах. Чем же так восхищались Римляне? Это были venationes (охота на животных), munera (гладиаторские бои), naumachia (морские сражения).

Гладиаторские бои

Чуть больше четырёх столетий на арене ровно в полдень открывалось, запланированное ранее, зрелище. Гладиаторские бои проводились по заказу влиятельных лиц в честь празднеств, увековечивания памяти знаменитых предков. Начало игр планировалось на утро, но первыми выходили на арену гладиаторы вместе с музыкантами, актёрами, мимами, жрецами. Начальный бой проводился прегенарием, сражавшимся деревянным мечом, создавая публике эмоциональную атмосферу.

В зависимости от вида оружия, одежды профессиональные гладиаторы назывались ретиарий, мурмиллон, самнит, фракией, димахер, скиссер, т.д. Профессиональные качества, правила ведения боя вырабатывались в специальных школах, называемых лудусы. Только в самом начале организации зрелищ роль гладиаторов выполняли пленные, преступники, которые сражались, как умели. Потом их воспитывали из числа рабов, обыкновенных жителей, считавших сражение на арене престижной, высокооплачиваемой службой. В конце периода власти Римской империи почти половина из общего числа гладиаторов состояла из свободных граждан.

Подготовка настоящего гладиатора считалась длительным, сложным делом и проводилась под клятвой «терпеть наказания кнутом, клеймом, принять смерть от меча». Слабеющий гладиатор, имел право попросить пощаду. Он поднимал вверх, указательный и безымянный пальцы. Только император своим жестом (большим пальцем вверх или вниз) решал судьбу бойца. Восторг, мнение толпы отражалось на судьбе гладиатора. Ему вручался специальный венок, рабу дарили свободу и деревянный меч (рудий) с выгравированным именем бойца.

Правила ведения боя были тщательно продуманы. Им обучались в школах, нарушать правила запрещалось. Первые сражения бойцы начинали в возрасте около 17 лет. Средняя продолжительность жизни до гибели не превышала 5 лет. Больше 50 боёв проводили немногие. До 75% гладиаторов погибали во время первых 10 поединков. Жизнь рабов не ценилась, их тела после смерти выбрасывались для съедения бродячими собаками.

Судьба участвующих в гладиаторских боях, была другой. Тела сбрасывали в глубокие шахты, ведущие к подземному морю, где обитало чудовище. Это было своего рода оправданием всесильных людей империи (смерть для продолжения жизни). Знаменитое восстание рабов под руководством Спартака подтверждает непростые условия жизни в школах. Последний бой гладиаторов прошёл в 404 году. Возникшее христианство прекратило традицию убийства людей.

Охота на животных

Часто в качестве прелюдии перед выступлением гладиаторов в Колизее организовывалась охота на разных диких животных. Тигры, слоны, львы, питоны, крокодилы, быки, медведи заранее отлавливались на всей площади империи, доставлялись на место. Использовались два варианты борьбы: человека с животным и пар животных. При этом можно было увидеть не только природное сочетание враждующих сторон, например лев с тигром, бык с медведем, но и неравные или невозможные в естественных условиях нападения.

Иногда несчастное животное приковывали цепями к полу арены, лишая его возможности маневра для защиты. Говорят, что только во время открытия Колизея погибло около 9 000 животных. Существуют исторические подтверждения, что во время правления Суллы на арене дрались 100 львов, при Юлии Цезаре их число увеличилось до 400 единиц. В честь победы Трояна погибли 11 тыс. разных животных.

Морские сражения

Дорогостоящие морские бои, называемые Навмахия, появились в третьем веке до нашей эры. Их проводили только в исключительных случаях, и подтверждающие факты, существуют о пяти сражениях. Первым морским боем, прошедшим в Колизее, считается сражение, посвященное триумфу Цезаря в победоносной войне 46 г. до н. э. На арене, заполненной водой, плавали настоящие боевые корабли (биремы, квадриремы). На их палубах проходили настоящие сражения. До сих пор изучены не все секреты поступления воды к арене.

Часто во время навмахии воспроизводились реальные исторические битвы. Например, сражение при Саламине, разгром афинской флотилии. После строительства подземных туннелей под ареной (во времена правления Домициана) морские сражения не проводятся. Для подобных развлечений приняли решение построить площадки на природных водоёмах.

Колизей в наши дни

Древняя достопримечательность, которой гордится Италия, весь мир, пользуется повышенной популярностью у туристов. История сложного этапа жизни планеты не исчезла. Для экскурсий, походов сохранили все оставшиеся обломки, установив их на первоначальное место. Археологические раскопки открыли доступ к осмотру подземелий Колизея, где гладиаторы ожидали выхода на бой. На величественных стенах восстановлен третий ярус Колизея, деревянная дорожка, ведущая к зрительским рядам.

Арена, стены пропитаны современным водоотталкивающим средством, защищающим от влаги. Даже оставшиеся руины Колизея производят запоминающееся впечатление. Иногда рядом с ними проходят богослужения Папы Римского, концерты известных певцов, музыкантов. Вокруг стен прохаживаются актеры в форме гладиаторов, римских легионеров, приглашая для интересных съёмок на память.

Время работы и стоимость билетов

Чтобы попасть в зону арены через древний вход, надо заранее приобрести входной билет, принять участие в организованной экскурсии. Один входной билет стоит 12 €. Открывается Колизей в 8.30, работает до 18.30. Время закрытия определяется началом заката солнца.

Где находится и как добраться

Находится знаменитая достопримечательность в центральной части Рима. В окружении трёх холмов (Целиевским, Палатинским, Эсквилинским). Сейчас на месте дворца Нерона проходит участок улицы Императорских Форумов, проходящей рядом с Капитолийским холмом, Римским Форумом. В её конце расположен Колизей. Приехать в это место можно автобусами маршрутов 850, 810, 186, 85, 75, 60. На трамвае №3, такси. Недалеко от достопримечательности находится остановка голубой линии метро «Colloseo».

Колизей Рима, фото без прикрас которого показывают нам просто расчищенные от мусора руины, так и останется простыми развалинами, если не знать факты его тяжёлой судьбы. Когда знакомишься с ним в толпе туристов, то не видишь главного — следов знакомой тебе истории. Из статьи Вы

  • увидите те детали на фото памятника которые вызывают вопросы у туристов,
  • получите ответ, который не смог дать экскурсовод,
  • сможете побывать в начале нашей эры и своими глазами увидеть прошлое важнейшего символа древней цивилизации.

Колизей Рима: фото и «молчание ягнят»

На латинском языке Колизей — Colosseo — колосс — это скульптура или архитектурное сооружение огромной величины. Рядом с театром стояла колоссальная статуя Нерона, которая позже была переделана в бога Солнца. Ещё в 8 веке, спустя 7 столетий после строительства здания, словом Colosseo называли именно скульптуру, а не амфитеатр.

В эпоху средневековья её (скульптуру) считали символом постоянства Рима. Известна эпиграмма тех времен: «Если падёт Колосс (Колизей) — падёт Рим. Если падёт Рим — падёт мир».

«Колосс» в конце концов упал. Возможно, его сбили, чтобы повторно использовать бронзу. Некоторые следы на самом Колизее (чуть позже расскажем о них) подтверждают эту версию. К 1000 году так стали обозначать амфитеатр. Сама статуя была забыта, и сохранилась только ее основание, расположенное между Колизеем и близлежащим Храмом Венеры и Рома.

Обратите внимание на выбитые дырки в стене. Мы о них поговорим.

Колизей представляет из себя самый большой амфитеатр Древнего Рима. Таким его задумал с определённой целью последователь Нерона. Он имел высоту около 50 метров, что сравнимо с 16-этажным домом. Благодаря своей овальной форме, вмещал до 70 тысяч зрителей!

Для сравнения: вместимость самого большого олимпийского стадиона Фишт, в котором проходили церемонии открытия и закрытия Олимпиады 2014 в Сочи, — 40000 человек.

ТОП-3 фото былого величия Колизея

Грандиозное белое здание, облицованное травертином (известковый туф), имело 4 этажа. Первые три состояли из повторяющихся колонн и арок:

  • самые простые колонны дорического ордера были на первом,
  • колонны ионического ордера на втором,
  • и витиевато украшенные колонны коринфского ордера на третьем.

В арочных просветах красовались статуи богов и знатных горожан. Четвертый этаж арок не имел — свет пропускали небольшие окна. Заметны каменные крепления, расположенные по его окружности. На эти крепления опирались деревянные мачты для поддержки парусной крыши. Венец из 240 мачт держал паруса, чтобы защищать зрителей от солнца во время полуденных шоу.


Примерно так выглядел Колизей в Риме. Фото иллюстрации Джорджио Альбертини Ссылка
Кликни для увеличения изображения

Шедевр архитектуры как месть императора

Строительство Колизея было заказано императором из династии Флавиев, Веспасианом, в 72 году нашей эры. Кстати, это он переименовал статую Нерона в Гелиоса из-за своей неприязни к первому. А театр, превышающий высоту Колосса на 13 метров, разместил специально на месте дворцового пруда в парке предшественника.

Строилось здание несколько лет и завершено было при императоре Тите (тоже Флавии), правившем с 79 по 81 годы. Именно поэтому изначально он назывался амфитеатр Флавио, а не так как мы привыкли сегодня.

Менее, чем через тысячу лет о Колоссе Нерона забыли вовсе. Название легко закрепилось за зданием, которое является по сей день колоссальным. Самый большой амфитеатр мог быть памятником императору Нерону, любимым занятием которого была актёрская игра. А стал актом мщения не по иронии судьбы, а по велению Веспасиана.

Хлеба и зрелищ

Много лет на арене театра проводились бои гладиаторов, звериные травли и морские сражения (навмахии или наумахии). Последние считались особо роскошным зрелищем. После пожара 217 года н.э. амфитеатр Флавиев был реставрирован.

Тысячелетие Рима праздновалось в нём большими представлениями в 248 году.

Как отметили очевидцы, во время «торжества» убили сотни животных, среди которых были 60 львов, 32 слона, 40 диких лошадей, лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Кроме этого, бои 2 тысяч гладиаторов были представлены на потеху публике.

Когда христианство стало господствующей религией империи, гладиаторские бои запретили, как противоречащие духу христианства, но звериные травли продолжались.

«Фишки» архитектуры Колизея в Риме

Огромное количество материалов было доставлено для сооружения здания: потребовалось 100 000 тонн травертина и 300 тонн железа. Чтобы сделать устойчивой такую огромную конструкцию, блоки и колонны крепили изнутри с помощью железных креплений и свинца очень изобретательным способом. Мы даже привели схемку для лучшего понимания.

  1. В базовом блоке подготавливалось небольшое квадратное углубление и маленькая канавка (scanalatura).
  2. В это квадратное отверстие вставлялось железное крепление пирамидной формы, похожее на наконечник копья.
  3. Сверху накладывался другой строительный блок, а в канавку вливали расплавленный свинец , который мобилизовал железное крепление.

Таким образом, два блока больше не могли соскользнуть, но их можно было снять, при необходимости. Отверстия, которые сегодня видны на блоках – это результат попыток достать оттуда свинец и железо. Посмотрите внимательно на первое и второе фото в начале статьи: дыры хорошо видны.

Римский Колизей сегодня. Фото подвальных помещений

Полы здания были полностью покрыты красивыми белыми мраморными плитами. Чтобы не оставалось подтеков ржавчины на этих плитах, римляне фиксировали их мраморными гвоздями.

К сожалению, именно эта технология и великолепные материалы стали причиной разрушения Колизея во времена средневековья. «Благодарные» потомки великих предков растащили материалы для строительства новых дворцов и храмов. Колизей стал каменоломней. Похожие процессы можно было наблюдать на территории бывшего СССР после его распада.

Секреты закулисья и спецэффектов на фото

Под ареной, засыпанной песком, было два подземных этажа. Там держали клетки со львами и гладиаторов. Хорошо видно на фото выше.

Как и во всех театрах, Колизей имел кулисы. Они были расположены по бокам сцены. Именно оттуда появлялись спецэффекты. Одним из наиболее интересных было внезапное появление на арене зверей и гладиаторов.

Лифты Колизея в Риме

Этот трюк был возможен благодаря системе лифтов. Их было 28. Лифт приводился в движение вручную и мгновенно шел вверх, благодаря тяжелому противовесу. Таким образом, внезапно поднималась дверца, и на арене в облаке пыли появлялись гладиаторы или хищные звери.

Места в римском Колизее отражали статус зрителей. Самые престижные были на нижнем этаже. До сих пор все еще можно увидеть красивые белые полы из мрамора Каррары и фонтаны для питьевой воды. Внутри римский Колизей имел хорошо организованную систему лестниц и проходов. Это позволяло избегать столпотворений. Публика могла покинуть здание всего лишь за несколько минут после окончания представления.

Что общего между кладбищем, селитрой и Колизеем?

На протяжении следующих веков в арках амфитеатра Флавио располагались ремесленники, лавочники, отшельники. К концу 6 века к театру была пристроена часовня, а арена использовалась для захоронений.

Позже Колизей был крепостью для знатных римских родов, боровшихся за власть. В конце концов они вынуждены были передать его императору Генриху VII. А тот, в свою очередь, римскому сенату и народу. После этого арену использовали ещё короткое время для боёв быков.

На закате римской империи, город Рим опустел. Одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, Колизей, был заброшен. Мощное землятресение в 1349 году разрушило южную часть здания и оно превратилось в источник строительных материалов для Венецианского дворца, для дворца Канцелярии (Cancelleria), для палаццо-Фарнезе — лучшего образца ренессансного стиля в Риме. Спустя годы, папа Климент IX превратил театр в фабрику для добывания селитры.

Только в XVIII столетии Бенедикт XIV взял его под свою защиту, как место пыток многих христианских мучеников. Следующие годы папы заботились о сохранности уцелевших частей и даже пытались восстанавливать некоторые детали.

В 21 веке Колизей вошёл в список «7 новых чудес света», составление которого организовал Бернар Вебер. Выборы проходили через SMS, телефон и интернет.

Двухминутное видео даёт представление о грандиозности этого памятника архитектуры Древнего Рима.

Колизей Рима, на фото реконструированной модели которого хорошо видно, каким он был в начале нашей эры, находится под охраной. Там, где было возможно, обломки вставлены на прежние места. На арене провели раскопки и открыли подвальные помещения. Невзгоды и тяготы, которые лишили Колизей внешней и внутренней отделки, только добавили сурового величия руинам. Благодаря этому, приходит ясное понимание его архитектуры.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top