М горький на дне читать краткое. М

М горький на дне читать краткое. М
  1. Костылев Михаил , 54-х лет, владелец ночлежки.
  2. Василиса – жена его, 26-ти лет, изменяет ему с Васькой.
  3. Наташа – сестрица Василисы, 20-ти лет. Надеется на светлое будущее,подвергается побоям от старшей сестры.
  4. Лука – странствующий старик, 60-ти лет, сторонник лжи во благо.
  5. Васька Пепел – воришка, 28-ми лет, желает изменить жизнь к лучшему.
  6. Клещ Андрей Митрич – в конец обнищавший слесарь, 40-ка лет, хочет вернуть утерянное благосостояние.
  7. Бубнов – картузник, 45-ти лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.
  8. Барон – якобы знатный господин в прошлом, 33-х лет, считает, что его лучшие дни остались позади.
  9. Сатин – один из жителей, около 40 лет, выступает за духовную свободу человека.
  10. Актер – спившийся театрал, потерявший работу из-за пагубной привычки.

Другие герои

  1. Медведев Абрам – служащий в полиции, 50-ти лет, приходится дядей Наташе и Василисе.
  2. Анна – жена Клеща, 30-ти лет, добрая и простая женщина, смертельно больна.
  3. Алешка , Квашня , Татарин , Кривой Зоб – постояльцы.
  4. Настя – молодая куртизанка, 24-х лет.

Акт 1

Ночлежка затхлая и своим видом напоминает пещеру.Клещ сидит у стены и перебирает ключи, чтобы открыть старые замки. Посередине комнаты стоит обшарпанный стол, у которого Квашня занимается едой.

Юная Настя, поглощена чтением потрепанного романа. Актер расположился на печи и валяется. Барон поедает хлеб. Чахлой Анне становится все хуже: нестираная занавеска скрывает ее, слышится женский кашель. Бубнов забрался на нары и приступает к шитью кепки.

Квашня начинает говорить с Бароном и утверждает, что после неудачного опыта замужества, ни на что не променяет свободу. Это рассмешило Клеща: он обвиняет ее во лжи и говорит, что женщина с радостью выйдет за Медведева, сватавшегося к ней. Торговка парирует это тем, что предыдущую супругу он измучил.

Барон отбирает у Насти книгу и высмеивает ее название: «Роковая любовь».
Измученная Анна, упрашивает всех прекратить шуметь, чтобы она могла тихо уйти в мир иной.

У Сатина, Актера, Клеща и Бубнова заводится непринуждённая беседа. Сатин ударяется в воспоминания: когда-то, он был благородной персоной. Бубнов говорит о временах, когда у него было «собственное заведение».

Актер утверждает, что талант стоит выше всякого образования.
Входит Костылев, ищет супругу. У Васьки Пепла перед комнатой, есть некое подобие двери и стен – хозяин стучится к нему. Хочет поговорить с вором, но тот выдворяет его.

Костылев удаляется прочь.Все начинают с насмешкой обсуждать интрижку Васьки с Василисой, женой ушедшего мужчины.Сатин выпросил у Васьки денег, начал рассуждать о способах заработка на жизнь. Он убежден, труд должен приносить удовольствие. Работать, потому что так должно – настоящее рабство.Сатин и Актер покинули ночлежку.

Вместе с Наташей приходит новый жилец, Лука. Васька пытается пофлиртовать с ней, но женщина обрывает его заигрывания.Врывается Алешка. Он изрядно выпил и сетует на жизнь.Не может понять, чем он хуже остальных и отчего его отовсюду прогоняют.
Васька говорит Клещу, что он тратит время в пустую, пытаясь трудиться.

Клещ отвечает, что хочет заработать и вернуться к нормальной жизни, покинуть ночлежку, обитатели которой «без чести и совести». Васька утверждает, что Клещ не лучше местных жителей.Барон и Васька вышли.

Алешка выгнан пришедшей Василисой. Та начинает отчитывать народ за непорядок. Спрашивает, приходила ли Наташа к Пеплу. Уходит.
Из сеней раздаются вопли: Василиса с кулаками накинулась на сестру. Квашня, Бубнов и Медведев пошли, чтобы оттащить ее от Наташи.

Акт 2

Вокруг те же декорации. Часть обитателей играет в карты. Бубнов с Медведевым заняты шашками. Актер и Клещ следят за картежниками. Возле Анны присел Лука.

Умирающая женщина сетует на безрадостно прожитые годы. Старик пытается ее успокоить, рассказывая о прекрасном месте, которое открывается для усопших, о рае.

Актер пытался выступить со стихами для нового постояльца, но понял, что забыл их текст. Впадает в тоску из-за того, что пропил весь свой талант и душу вместе с ним. Старец же ведает несчастному о далеких лечебницах, оказывающих помощь зависимым в каком-то городке. Лука подталкивает театрала к отказу от спиртного. «Человек – все может… лишь бы захотел».

Входит хмурый как туча Васька. Спрашивает у Медведева, как сильно сестра поколотила Наташу. Мужчина не отвечает, потому что вора, по его мнению, это не касается. Пепел начал угрожать, что донесет на Костылева и Василису, будто те навели его на ограбление, а краденное скупили.

Лука хочет их примирить, но Васька прерывает его. Он не понимает, зачем старик обманывает всех, утверждая, что все наладится. Пожилой мужчина же, советует вору отправиться на просторы Сибири, и начать там новую честную жизнь.

Приходит Василиса. Заводит разговор с Васькой. Тот решает расстаться с ней, потому что в ней «души нет». Тогда жена хозяина ночлежки предлагает ему пойти на убийство ее мужа, чтобы тот после с деньгами и ее сестрой сбежал и женился на Наташе.

Заходит Костылев и у них с Пеплом вспыхивает перепалка, но старик разнимает разгоряченные лбы. Он советует Ваське покинуть это место, вместе с любимой Наташей и забыть о криминальном прошлом.Оказывается, что Анна уже встретила свою смерть.Постояльцы собираются вокруг покойницы.

Акт 3

Пустырь, покрытый зарослями бурьяна во дворе ночлежки.Настя, ведает постояльцам о своем прекрасном возлюбленном, с которым ее разлучила злая судьба. Барон с Бубновым откровенно потешаются над россказнями девушки, но та продолжает доказывать, что это чистая правда. Мужчины доводят ее до слез. Лука пытается утешить ее, говоря, что раз она верит, то так все и было.Жители ночлежки, заводят дискуссию об истине и лжи.Наташа рассказывает, что мечтает встретить особенного человека, пусть шансы на это ничтожно малы.

Бубнову кажется, что вранье исходит от желания казаться лучше, чем ты есть, и это занятие совершенно бесмысленное. Клещ признается в ненависти к людям и отсутствии надобности в правде. Уходит.Приходит Васька, подключается к беседе. Выпытывает у старика, зачем он лжет, пытаясь дать несбыточную надежду на лучшее.

Старец говорит: «не всегда правдой душу вылечишь». По мнению Луки человека жалеть надо. Скоро старик уедет из ночлежки.Васька хочет уйти отсюда и приглашает Наташу пойти за ним, быть вместе и оставить пороки и несчастья в прошлом. Девушка в сомнениях, но дает согласие.

Входит чета Костылевых. Василиса пытается стравить мужа с Пеплом, раздосадованная подслушанным разговором, но Лука не дает Ваське разгорячиться.
Костылев объясняет старику, что настоящий человек должен придерживаться правил и располагать паспортом.

Тот отвечает, что хозяину ночлежки уже не стать достойным, ведь он, подобно непригодной для урожая земле, неизлечим. Костылевы гонят Луку прочь.
Бубнов начинает рассказывать старцу о своей судьбе, как оставил жену с любовником и покинул дом.Заходят Сатин вместе с Актером.

Сатин без особого желания отвечает на расспросы Луки о его жизни: мужчина отсидел за убийство обидчика сестры, а бывшему преступнику работу приличную не найти, вот и оказался в ночлежке.Вернулся злой Клещ, продавший последнее, чтобы устроить жене похороны. Он не понимает, как зарабатывать на жизнь без отданных в уплату похорон инструментов.

Из обители Костылева с женой слышны крики о помощи. Сатину и Актеру приходится пойти туда, чтобы выяснить, что случилось. Оказывается, Василиса опять бросилась избивать сестру.Приходят Квашня с Настей, поддерживая Наташу: кипяток обварил ей ноги, она не может идти сама.

Собираются Костылевы, Пепел, остальные жители. Васька, увидев израненную любимую, со злость ударяет хозяина ночлежки. Мужчина умирает. Василиса поднимает шум, обвиняя во всем Ваську.Пепел утверждает, что Василиса сама собиралась покончить с мужем его руками.Наташа находится на грани нервного срыва, кричит о сговоре сестры и Васьки и уже сама готова пойти за решетку.

Акт 4

Постояльцы собрались посреди ночи. На месте самодельных стен, у бывшей комнаты Васьки, расположился Татарин.Жители ночлежки говорят об ушедшем Луке, покинувшем их в разгар перепалки из-за раненой сестры Василисы и трупа владельца.Насте нравился старик, потому что он все понимал и подмечал.

Клещ согласен с девушкой: он находит Луку хорошим и сострадательным. Татарину кажется, что странник придерживался правила «Не обижай человека».Сатин считает, что старик внес смуту в разум постояльцев. Барону он представляется старым мошенником.

Настя после их речей говорит, как ей опротивели здешние люди, как она хочет сбежать куда подальше. .Сатин устал от разговоров о Луке. Он призывает замолчать: ему думается, что странник понимал правду, но избегал ее от сострадания. Пытался ложью сделать людей лучше.

Снова поднялась тема о смерти хозяина Костылева. Пережившая ужасные муки, Наташа ушла прочь из больницы, и пропала без следа. Постояльцы сошлись во мнении, что Василиса выйдет из воды сухой, а Васька получит срок или станет каторжником.

Сатин заводит монолог о том, что жалеть человека – значит принижать его.Актер внезапно выбегает на улицу.Народ начинает готовиться ко сну. Некоторые заводят песнь. Прибегает Барон, крича новость: Актер покончил с собой, повесившись на пустыре.

У Сатина вырывается: «Эх, испортил песню, дур-рак!».

Тест по пьесе На дне

Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое - социально-бытовое и второе - философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (51 года) и его жене Василисе Карловне (26 лет), живут, по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 лет), Бубнов (45 лет), Барон (33 лет), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван). В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет). Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) - полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон - бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: «Эх... Испортил песню... дурак!» Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка - своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самое себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов (резонер-пессимист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-то гнилые...» Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут...» - отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла. Сатин - своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер> (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки. Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания - в нем одном. Другого смысла (например, христианского) - нет. «Человек - это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».

Пьеса М.Горького "На дне" была написана в 1902 году. Она представляет собой социально-философскую драму. Горькому удалось удивительно точно изобразить тяжелую жизнь социальных низов. Кроме того, автор поднимает важную философскую проблему. Что есть правда? Нужна ли правда всегда и везде или в некоторых случаях человеку лучше солгать? На эти вопросы он отвечает на протяжении 4 актов своего произведения. Краткое содержание "На дне" поможет разобраться в идейном и художественном наполнении драмы.

Композиция

Пьеса состоит из четырех действий. В отличие от пьес предшествующей эпохи, Горький не делит их на явления. Также он нарушает и характерное для классической драмы триединство. Единым остается только место действия - ночлежка. Промежуток времени, изображенный Горьким, довольно продолжительный.

Краткое содержание. "На дне" как социальная драма

Безусловно, пересказ этого произведения по большему счету позволит выявить лишь социальный пласт. Так как для того, чтобы понять его философское наполнение, необходимо обратиться не к действию, а к диалогам героев. Чтобы раскрыть свое отношение к таким философским категориям, как правда и ложь, Горький привлекает разные образы. "На дне" - это драма жизни, переданная через общение героев.

Акт 1

Начинается с описания ночлежки. Перед нами нищенское жилище, где ободранные стены, вместо кроватей нары, а потолок давит на жителей. На постели лежит умирающая от чахотки Анна. Остальные жители ночлежки ведут спор о том, кто должен дежурить. Из диалогов героев мы понимаем, что Актер спился, он говорит, что его организм отравлен алкоголем. Сатин же питает страсть к трудным словам, а их он знает немало, так как раньше работал на телеграфе и много читал. Пепел - вор, которому легко достаются деньги. Клещ - слесарь, который надеется на то, что после смерти жены Анны он сможет покинуть ночлежку. Василиса, жена хозяина ночлежки Костылева, влюблена в Пепла и преследует его. А Пепел же неровно дышит к ее сестре Наталье, которую старшая сестра страшно тиранит. Краткое содержание "На дне" не может передать всего того, что происходит в ночлежке. Люди не понимают друг друга, не поддерживают, хотя попали в одинаковое положение. Напротив, они издеваются друг над другом, подтрунивают, оскорбляют и грубят. Появляется новый житель - Лука. Он странник, пожилой, его приводит Наташа.

Акт 2

Жители играют в карты. Безучастен лишь Лука и Анна. Она жалуется старцу на свою жизнь, она боится, что и после смерти ее ждут муки. Но Лука утешает ее, говорит о том, что "там" она будет спокойна, что смерть - это утешение для таких страдающих людей. Остальным жителям ночлежки нет дела до предсмертных мук Анны. Они слышат, что рассказывает Лука и обвиняют его во лжи.

Василиса тем временем предлагает Пеплу убить ее мужа, тогда она даст ему достаточно денег для того, чтобы он уехал с Наташей. Лука услышал этот разговор и советует Пеплу забирать любимую и ехать в Сибирь, ведь там он сможет начать новую жизнь. Актеру же странник рассказывает о городе, в котором есть клиника, где лечат от пьянства бесплатно, однако название этого города он позабыл.

Акт 3

Отношения в ночлежке обостряются. Клещ, Барон, Бубнов и Пепел обвиняют Луку во лжи. Клещ ненавидит всех и вся, он не хочет слышать ни правду, ни лживые обещания Луки. Правда в том, что у них нет жизни. Пепел и Бубнов утверждают, что врать человеку нельзя.

Лука рассказывает историю о праведной земле. Один человек верил, что такая земля есть. но один ученый открыл ему тайну, человек расстроился и повесился. Лука доказывает этим, что правдой вылечить душу нельзя, а ложью можно.

Это центральная проблема в пьесе "На дне". Характеристика монологов Луки, Пепла, Бубнова и Сатина помогает разобраться, на чьей же стороне автор. Однако мы узнаем это только в четвертом действии.

Пепел предлагает Наташе уйти с ним. Василиса в ярости. Завязывает драка. Василиса обварила ноги Наташи кипятком. Пепел, который вступился за нее, в пылу драки убивает Костылева. Лука незаметно исчезает.

Акт 4

Четвертый акт является показательным для понимания идейного замысла пьесы "На дне". Горький именно здесь завершает исследование вопроса о правде. Жители ночлежки обсуждают происшедшее. В первую очередь их интересует исчезновение Луки и его поведение. Практически все сошлись во мнении, что Лука - добрый человек, который обманывал их из сострадания. Больше всех заступается за странника Сатин. Именно в его уста Горький вкладывает свою мысль о правде. Сатин произносит длинный монолог, в котором он оправдывает Луку, однако не соглашается с ним. Жители заводят песню и вдруг узнают, что Актер покончил жизнь самоубийством.

Монолог Сатина

Конечно, утверждающий гуманизм Сатина имеет смысл. Для обитателей ночлежки правда может стать толчком к совершению поступков, к тому, чтобы люди начали действовать, изменять свою жизнь. Лука же просто облегчал на минуту страдания, не давая возможности излечиться.

Сложную композицию драмы можно проследить, составив план.

"На дне": план по актам

1. Описание ночлежки, ее жителей.

2. Игра в карты, споры жителей ночлежки. Анна при смерти. Появляется Лука.

3. Лука дает всем ложные надежды.

4. Наташу обжигают кипятком. Драка, случайное убийство Костылева.

5. Исчезновение Луки. Пепел под следствием. Наташа пропала.

6. Сатин произносит жизнеутверждающий монолог.

7. Актер совершает самоубийство.

План "На дне" показывает, что в пьесе происходят события, она довольна динамична, читать ее интересно.

Выводы

Пьесу можно рассматривать как социальную или философскую драму. Горький вводит ряд новшеств в жанр драмы, он усложняет действие, расширяет временные границы. Гимн человеку - так емко можно назвать пьесу "На дне". Горький вкладывает свою мысль об этом в уста своего героя Сатина. В начале 20 века данное произведение звучало особенно остро и злободневно. Ведь в подобных ночлежках проживала масса людей, каждый со своей сложной судьбой и безрадостным будущим.


В пьесе «На дне» раскрываются два параллельных контекста: социально-бытовой и философский. Эти два плана: внутренний и внешний - не переплетаются в тексте пьесы.

Внешний план раскрывает жизнь главных героев в ночлежке, которая принадлежит 54-летнему Михаилу Ивановичу Костылеву и его жене, 26-летней Василисе Карповне. Проживают в ночлежном доме «бывшие люди», как их называет автор, - люди, не имеющие твердого социального статуса или же имеющие работу, но бедняки. Этими жильцами являются: 40-летние Сатин и Актер, 28-летний вор Васька Пепел, 40-летний слесарь Андрей Митрич Клещ, его 30-летняя жена Анна, 24-летняя проститутка Настя, 45-летний Бубнов, 33-летний Барон, 20-летний Алешка, крючники Татарин и Кривой Зоб. Появляются в доме 40-летняя торговка пельменями Квашня и дядя Василисы Карповны - 50-летний полицейский Медведев.

Отношения между жильцами очень сложные, нередко случаются скандалы. Василиса, хозяйка дома, влюблена в вора Ваську и уговаривает его убить мужа, желая стать единоличной владелицей ночлежки. Позже, во второй части пьесы Васька Пепел бьет Костылева и убивает его случайно; Ваську берут под арест. Васька, в свою очередь, влюблен в сестру Василисы 20-летнюю Наталью. Зная это и ревнуя, Василиса нещадно бьет свою сестру. Полностью опустившимися людьми, картежниками и пьяницами являются Сатин – притом еще и шулер - и Актер, который некогда в самом деле был актером провинциальных театров, тогда его еще называли по фамилии Сверчков-Заволжский.

Бывший дворянин Барон промотал все свое состояние и теперь является одним из самых жалких жильцов ночлежки.

Пожалуй, один Клещ еще пытается что-то заработать при помощи своего слесарного инструмента, но его жена Анна болеет, и ей требуются лекарства. В конце пьесы, когда Анна умирает, Клещ опускается «на дно» окончательно.

Обычным делом в ночлежке являются пьянки и скандалы. И вот однажды в разгар одного из скандалов в доме появляется странник Лука, который испытывает к людям жалость. Многим он обещает несбыточное светлое будущее. Анна, по его словам, получит загробное счастье. Актер узнает от Луки о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Уйти из дома он советует Ваське и Наташе. Обнадежив людей, Лука сбегает в самый напряженный момент. Это доводит Актера до самоубийства. В финале пьесы жильцы поют песню. Услышав о смерти Актера, Сатин с горечью и досадой бросает: «Эх... Испортил песню... дурак!»

Внутренний план показывает столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина. Ночлежный дом является своеобразным символом человечества, попавшего в тупик. К началу XX века оно утратило веру в Бога, а веры в себя еще не обрело. Следствием этого стало всеобщее чувство безнадежности, отсутствие перспективы, выражаемое Актером и Бубновым (резонером-пессимистом). Об этом свидетельствуют слова героев: «А ниточки-то гнилые...», «А что же дальше». Обветшал мир, обессилел и приближается к концу. Сатин принимает эту горькую правду и не хочет обманывать ни себя, ни людей. Он предлагает Клещу оставить работу. Что будет, если все люди перестанут работать? Ответ Клеща: «С голоду сдохнут...», - свидетельствует о бессмысленности труда, направленного лишь на поддержание жизни, а не на наделение ее каким-либо смыслом. Сатин является своеобразным радикалом-экзистенциалистом, принимающим абсурдность мироздания, в котором нет бога, а есть лишь Пустота. Лука придерживается другого взгляда на мир. По его мнению, ужасающая бессмыслица жизни вызывает особую жалость к человеку. Чтобы продолжать эту жизнь, человеку нужна ложь, поэтому его надо утешать, ему надо лгать. Иначе человек может не выдержать этой «правды» и погибнуть. Лука рассказывает жителям ночлежки притчу о несчастном искателе праведной земли и равнодушном ученом, показавшим на карте, что праведной земли не существует. Искатель повесился. Здесь проводится параллель с будущей гибелью Актера. Лука в пьесе представлен не просто как обычный странник и утешитель людских душ, но и как философ. Он считает, что человек должен иметь силы жить, несмотря на бессмыслицу жизни, поскольку ему неведомо его будущее, в мироздании он всего лишь странник, и даже сама наша земля - странница во Вселенной. Между Лукой и Сатиным возникает спор. В чем-то Сатин согласен с «правдой» Луки. Ведь именно появление странника побуждает Сатина произнести монолог о Человеке. При этом он подражает голосу Луки, о чем говорит в пьесе принципиальная ремарка. По мнению Сатина, человека надо не жалеть и утешать, а надо сказать ему правду о бессмысленности жизни, научить его уважать себя и побудить к бунту против мироздания. Поняв трагедию своего существования, человек не должен отчаиваться, он должен почувствовать свою ценность. Только в нем и есть весь смысл мироздания. И нет никакого другого смысла, в том числе и христианского. «Все в человеке, все для человека», «Человек - это звучит гордо!»

fc490ca45c00b1249bbe3554a4fdf6fb

В пьесе прослеживаются две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно.

Первая линия связана с жизнью и взаимоотношениями обитателей ночлежного дома, хозяином которого является Михаил Иванович Костылев. Ему 54 года и у него есть жена Василиса Карповна, которой исполнилось 26 лет. Обитателями ночлежного дома являются люди, некоторые из которых уже не имеют никакого социального статуса, другие стараются изо всех сил удержаться в ранге «настоящих людей», работая, не покладая рук. К таким относится, например, Андрей Митрич Клещ, которому исполнилось 40 лет. Он работает слесарем, стараясь заработать как можно больше, чтобы покупать лекарства своей больной жене Анне (ей 30 лет).

После того, как в конце пьесы Анна умирает, Клещ окончательно опускается, переставая работать. Кроме того, в ночлежном доме живут Сатин (около 40 лет), Актер (ему исполнилось 40 лет, и он действительно служил актером в провинциальных театрах), Васька Пепел (28 лет) – вор, в которого влюблена Василиса, уговаривающая его убить ее мужа. И хотя Васька все же сталкивается в драке с Костылевым, и нечаянно убивает его, он не любит Василису – он испытывает сильные чувства к ее сестре Наталье (20 лет), которую Василиса бьет из ревности. Также в ночлежке обитает Барон, бывший дворянин, полностью промотавший свое состояние и опустившийся на самое дно жизни, Бубнов, Алешка, Татарин и Кривой Зуб.


Вторая сюжетная линия связана с появлением в ночлежном доме странника по имени Лука. Это такой странствующий философ, который считает, что главное в жизни – не правда, а те слова, которые сумеют вселить в человека надежду. Поэтому он рассказывает Анне о том счастье, которое ждет ее в загробной жизни, говорит Актеру о клинике, где лечат алкоголизм, а Ваське Пеплу и Наташе советует убежать из дома и строить свое счастье в стороне от знающих их людей. Но как только события в пьесе достигают кульминации, Лука исчезает, что приводит к самоубийству Актера, потерявшего то направление в жизни, которое могло привести его хоть к какому-то счастливому исходу, и которое для него олицетворял Лука. Еще до бегства Луки в пьесе сталкиваются две философии – философия человека, жалеющего всех людей, и философия человека, стремящегося видеть правду жизни (Сатин).

Он, например, пытается добиться от Клеща ответа на вопрос, зачем тот работает. Оказывается, что работать людям надо не для того, чтобы что-то создавать, а для того, чтобы жить, как говорит Клещ, если люди бросят работать, они « с голоду сдохнут». Лука же уверяет, что человек должен жить, несмотря ни на что, так как он не может знать, что ждет его в будущем. Столкновение этих двух философий приводит к монологу Сатина о Человеке, где он говорит о том, что «Человек – это звучит гордо». Весь смысл того, что окружает человека, все мироздание направлено именно на то, чтобы человек мог почувствовать себя полноценным членом этого мира «Все в человеке, все для человека» - говорит в своем монологе Сатин.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top