Механизм развития эпидемического процесса. Эпидемиологический процесс ?Восприимчивость организма означает…

Механизм развития эпидемического процесса. Эпидемиологический процесс ?Восприимчивость организма означает…

История развития человечества - это история войн, революций и эпидемий. От инфекционных болезней погибало значительно больше людей, чем на полях сражений. В Средние века (VI – ХI века) от эпидемий чумы, натуральной оспы вымирали целые города. В Константинополе от чумы ежедневно умирало более 1000 человек. В период крестовых походов (в У1 веке) с миграционными потоками людей в Европу из Азии была занесена страшная инфекционная болезнь – проказа. Именно в связи с этим заболеванием была впервые применена такая мера противоэпидемических мероприятий, как изоляция (изоляция прокаженных в монастыре св. Лазаря). Во время похода Наполеона в Сирию от чумы умерло больше воинов, чем от боевых действий. В 1892 году в Индии во время эпидемии чумы погибло 6 млн. человек.

Вторая половина ХХ столетия отмечена значительным снижением как заболеваемости, так и смертности по причине инфекционных болезней. Этот факт обусловлен повсеместным внедрением антибиотиков и развитием прививочного дела. Однако после продолжительного спокойного периода вновь стал отмечаться рост различных форм инфекционных заболеваний: респираторных вирусных инфекций (грипп, парагрипп, энтеровирусные инфекции и др.), кишечных инфекций (сальмонеллез, дизентерия, вирусный гепатит и пр.), венерических болезней (сифилис, гонорея, СПИД), разнообразных детских инфекционных заболеваний.

Обострившаяся ситуация с инфекционными заболеваниями заставляет активизировать профилактическую работу среди населения. Большая роль в этом направлении принадлежит педагогам. Поэтому учителю необходимы знания об инфекционных заболеваниях: о возбудителях, причинах распространения, проявлениях и методах профилактики. Для профилактики распространения инфекционного заболевания большое значение имеет повседневное общение педагога с учащимися. Хорошо зная детей в классе, учитель способен вовремя обнаружить первые признаки начинающегося заболевания по ряду признаков: изменение поведения, настроения, самочувствия ребенка, появление сыпи, изменение цвета кожи и пр. Для педагога, который видит ребенка ежедневно, эти изменения особенно заметны. Поэтому знания эпидемиологии, клиники и профилактики инфекционных заболеваний будут полезными для образованного человека, занимающегося педагогической деятельностью, пропагандирующего здоровье и здоровый образ жизни.

Мониторинг инфекционной заболеваемости среди детей РФ свидетельствует о росте распространенности этой группы заболеваний среди детей от 0 до 14 лет за последние 5 лет: с 2575,3 до 3072,8 на 10 000 населения.

Понятие об инфекционном процессе.

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ - это заболевания человека, вызванные патогенными вирусами, бактериями и простейшими.

Сущность инфекционных болезней - вследствие взаимодействия двух самостоятельных биосистем макроорганизма (организма человека) и микроорганизма + влияние внешней среды, которая может способствовать или препятствовать возникновению болезни (например низкая температура воздуха способствует распространению гриппа и других респираторных инфекций, а высокая температура – препятствует).

Инфекционная болезнь это-

1 это заболевания человека, вызванные патогенными вирусами и бактериями

2 это проникновение в организм человека, вирусов, бактерий и простейших.

Это заболевания человека, вызванные патогенными вирусами, бактериями и простейшими.

Взаимодействие возбудителя и макроорганизма не обязательно и далеко не всегда приводит к заболеванию.

Проникновение инфекции в организм называется – инфицирование. Инфицирование не всегда приводит к заболеванию.

Что такое инфицирование?

Проникновение инфекции в организм

2 удаление инфекции из организма в окружающую среду

3 размножение инфекции в организме

ФОРМЫ ТЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА.

Формы взаимодействия инфекционного агента с организмом человека могут быть различными. Описано несколько форм взаимодействия.

1. Манифестные т.е. проявляющиеся внешне в виде признаков, симптомов.

К манифестным относятся острая и хроническая форма течения заболевания.

Общими свойствами острой формы манифестной инфекции являются непродолжительность пребывания возбудителя в организме больного и формирование в той или иной степени невосприимчивости к повторному заражению соответствующим возбудителем.

Эпидемиологическое значение острой формы манифестной инфекции очень велико, что связало с большой интенсивностью выделения больными микробов-возбудителей в окружающую среду и, следовательно, с их высокой зарази­тельностью. Некоторые инфекционные болезни протекают всегда только в острой форме (скарлатина, грипп, чума, оспа), другие - в острой и хронической (бруцеллез, ангина, вирусный гепатит, дизентерия).

Хроническая форма инфекции харак­теризуется длительным пребыванием возбудителя в организ­ме, медленным выведением возбудителя из организма и периодическими обострениями заболевания.

Какие формы взаимодействия инфекции с организмом человека называются манифестными?

1 носительство инфекции 2 хроническая 3 острая

Какая форма взаимодействия инфекции с организмом человека называются скрытой?

1 носительство инфекции 2 хроническая 3 острая

ВАЖНЕЙШИЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ

К важнейшим свойствам микроорганизма способного вызывать инфекционный процесс, относят

Патогенность,

Вирулентность,

Инвазивность,

Токсигенность.

Патогенность или болезнетворность представляет собой способность микроба данного вида вызывать заболевание. Наличие или отсутствие этого признака позволяет классифицировать микроорганизмы на

патогенные т.е. способные вызывать заболевание у человека,

условно патогенные – которые способны вызывать заболевание лишь при особо благоприятных условиях (например при резко сниженном иммунитете у человека) и непатогенные (сапрофиты), которые никогда не вызывают заболевания у человека.

Для разных организмов патогенными являются разные микроорганизмы – например вирусы чумки для собак являются патогенными, а для человека – сапрофитами.

Вирулентность - это мера патогенности т.е. какое количество микробов должно проникнуть в организм, чтобы возникло заболевание.. Вирулентность микроорганизмов связана с инвазивностью (агрессивностью), т.е. способностью к проникновению в ткани и органы и распространению в них. Эта способность объясняется наличием у микробов факторов распространения, к которым относятся ферменты помогающие микроорганизмам проникать и распространяться по организму

Токсигенность микробов обусловлена способностью накапливать и выделять вещества ядовитые для человеческого организма- токсины. Различают два вида токсинов: экзо и эндотоксины. Экзотоксины по химической природе являются белковыми веществами, отличаются высокой специфичностью действия, избирательно поражают отдельные органы и ткани они выделяются микроорганизмами в процессе их жизнедеятельности. Эндотоксины тесно связаны с микробной клеткой и освобождаются только при ее гибели, разрушении.

Инфекционная доза. Чтобы человек заболел, то есть чтобы возник инфекционный процесс, необходима соответствующая инфекционная доза, равная у разных возбудителей и разная для каждого человека. Например, минимальные дозы для туляремии – 15 живых палочек, сибирской язвы

Что такое патогенность микроорганизмов?

1 способность микроорганизмов накапливать и выделять вещества ядовитые для человеческого организма

2 количество микроорганизмов, которое должно проникнуть в организм, чтобы возникло заболевание

По кровеносным сосудам

По лимфатическим сосудам

Инфекция при внедрении в организм может оставаться в месте входных ворот, и тогда по организму распространяются продуцируемые токсины (дифтерия, столбняк, газовая гангрена).

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Варианты развития эпидемического процесса

1.Спорадия (спорадическая заболеваемость). Возникают единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний

2.Эндемия - групповая вспышка. Возникает, как правило, в организованном коллективе, в условиях постоянного и тесного общения людей. Заболевание развивается из одного, общего источника инфицирования и за короткое время охватывает до 10 и более человек (вспышка эпидемического паротита в группе детского сада).

3.Эпидемическая вспышка. Массовое распространение инфекционного заболевания, которое происходит из ряда групповых вспышек и охватывает целиком один или несколько организованных коллективов с общим числом заболевших 100 и более человек (кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции).

4.Эпидемия. Массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяющаяся на обширной территории, охватываю щей город, район, область и ряд регионов государства. Эпидемия развивается из множества эпидемических вспышек. Число заболевших исчисляется десятками и сотнями тысяч человек (эпидемии гриппа, холеры, чумы).

5.Пандемия . Глобальное распространение эпидемической заболеваемости среди людей. Эпидемией охвачены обширные территории различных государств многих континентов земного шара (пандемии гриппа, ВИЧ-инфекция).

Природная очаговость инфекционных заболеваний - распространение болезни в пределах определенных территориальных зон. Такое явление, когда какое-либо заболевание с большим постоянством регистрируется на определенной территории, называется эндемией. Как правило, это зоонозные инфекции, которые распространяются в соответствующих территориальных очагах среди животных, с помощью насекомых, переносящих возбудителя инфекции. Природные очаги инфекционных заболеваний называют нозоареалами, а характерные для территорий инфекционные болезни - природно-очаговыми инфекциями (геморрагические лихорадки, клещевой энцефалит, чума, туляремия и др.). Можно назвать их экологически обусловленными болезнями, так как причиной эндемичности служат природные факторы, благоприятствующие распространению данных заболеваний: наличие животных - источников инфекции и кровососущих насекомых, выступающих в роли переносчиков соответствующей инфекции. Нозоареалом холеры являются Индия и Пакистан. Человек не является фактором, который может поддерживать существование очага природной инфекции, так как подобные очаги сформировались еще задолго до появления людей на этих территориях. Такие очаги продолжают существовать после ухода людей (по завершении геологоразведочных, дорожных и других временных работ).

Выберите определение - природно-очаговое заболевание

Эпидемический очаг

Объект или территория, где развертывается эпидемический процесс, называется эпидемическим очагом. Эпидемический очаг может быть ограничен пределами квартиры, где проживает заболевший человек, может охватывать территорию детского дошкольного учреждения или школы, включать территорию населенного пункта, региона. Число заболевших в очаге может варьировать от одного-двух до многих сотен и тысяч случаев болезни.

Элементы эпидемического очага:

1. Больные люди и здоровые бактерионосители - источники заражения окружающих людей.

2. Контактировавшие с больными лица («контактные»), которые в случае возникновения у них заболевания становятся источником распространения инфекции.

3. Здоровые люди, которые по характеру своей трудовой деятельности представляют группу повышенного риска распространения инфекции - «декретированная группа населения» (работники предприятий общественного питания, водоснабжения, медицинские работники, педагоги и пр.).

Механизм передачи инфекции

Механизм передачи инфекции состоит из трех фаз:

1) выведение возбудителя из зараженного организма наружу,

2) пребывание возбудителя во внешней среде,

3) внедрение возбудителя в новый организм.

При воздушном механизме заражения инфекция может передаваться как воздушно-капельным путем, так и воздушно-пылевым. Возбудители инфекционных заболеваний выделяются в воздух из носоглотки больного человека при дыхании, при разговоре, но особенно интенсивно при чихании и кашле, распространяясь с капельками слюны и носоглоточной слизи на несколько метров от больного человека. Таким образом, распространяются острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), коклюш, дифтерия, эпидемический паротит, скарлатина и др.

Воздушно-пылевой путь распространения инфекции, когда возбудители с потоками воздуха способны распространяться на значительные расстояния от больного человека, характерны для «летучих» вирусных инфекций (ветряная оспа, корь, краснуха и др.).

Фекально-оральный механизм заражения отличается тем, что при этом возбудители инфекции, выделяясь из организма больного человека или бактерионосителя с его кишечным содержимым, попадают в окружающую среду. Затем через посредство зараженной воды, пищевых продуктов, почвы, грязных рук, предметов обихода возбудитель проникает в организм здорового человека через желудочно-кишечный тракт (дизентерия, холера, сальмонеллезы и др.),

Кровяной механизм заражения отличается тем, что основным фактором распространения инфекции в таких случаях служит инфицированная кровь, различными путями проникающая в кровяное русло здорового человека. Заражение может произойти при переливании крови, в результате неквалифицированного применения медицинских инструментов многоразового пользования, внутриутробным путем от беременной к ее плоду (ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит, сифилис). К этой же группе заболеваний отнесены трансмиссивные инфекции, распространяющиеся через укусы кровососущих насекомых (малярия, клещевой энцефалит, клещевой борелиоз, чума, туляремия, геморрагические лихорадки и др.).

Контактный механизм заражения может осуществляться как путем прямого, так и путем опосредованного (непрямого) контакта - через инфицированные предметы повседневного обихода (разнообразные кожные заболевания и болезни, передающиеся половым путем, -- ЗППП).

Методы дезинфекции

7 Уничтожение возбудителей болезней называется…

1- дератизацией 2- дегазацией 3-дезинфекцией 4-дезактивацией

8 Уничтожение грызунов называется…

1- дератизацией 2- дегазацией 3-дезинфекцией 4-дезактивацией

9 Обсервация - это

Виды дезинфекции.

В практике различают два основных вида:

Очаговая (противоэпидемическая) дезинфекция проводится с целью ликвидации очага инфекции в семье, общежитии, детском учреждении, на железнодорожном и водном транспорте, в лечебном учреждении. В условиях эпидемического очага производится текущая и заключительная дезинфекция.

Текущая дезинфекция производится в помещении, где находится больной человек, не менее 2-3 раз в течение суток весь период пребывания источника инфекции в семье или в инфекционном отделении больницы.

Заключительная дезинфекция проводится после госпитализации больного, либо после его выздоровления. Дезинфекции подлежат все предметы, с которыми соприкасался больной человек (постельные принадлежности, белье, обувь, посуда, предметы ухода), а также мебель, стены, пол и т. д.

2. Профилактическая дезинфекция выполняется 1 раз в сутки или 2 - 3 раза в неделю на пищеблоках, в детских учреждениях, интернатах, общесоматических лечебных учреждениях, родильных домах. Это плановая дезинфекция.

Способы дезинфекции.

Для дезинфекции применяются физические и химические методы обеззараживания.

К физическим методам относятся кипячение, автоклавирование, термическая обработка в сухожаровых шкафах, в дезинфекционных камерах, ультрафиолетовое облучение.

Химические методы дезинфекции осуществляются с применением химических препаратов, обладающих высокой бактерицидной активностью (хлорная известь, хлорамин, гипохлориты кальция и натрия, лизол, формалин, карболовая кислота). Дезинфицирующим действием обладают также мыло и синтетические моющие средства.

Биологические методы дезинфекции - это уничтожение микроорганизмов средствами биологической природы (например с помощью микробов-антагонистов). Применяется для обеззараживания сточных вод, мусора и отбросов.

Для проведения очаговой текущей и заключительной дезинфекции в очагах кишечных инфекций используют 0,5 %-й раствор хлоросодержащих дезсредств, при воздушно-капельных инфекциях - 1,0 %, в очагах активного туберкулеза - 5,0 %. При работе с дезинфицирующими препаратами необходимо соблюдать осторожность (пользоваться защитной одеждой, очками, маской, перчатками).

ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЗМА

Факторы организма, защищающие его от агрессии микробов и препятствующие размножению и жизнедеятельности возбудителей, можно разделить на две большие группы:

1. Неспецифические и 2. Специфические, или иммунные, которые в

сумме составляют комплекс полученных наследственно и индивидуально приобретенных механизмов.

Спектр неспецифических защитных механизмов весьма широк.

Неспецифические факторы действуют против любой инфекции т.е. не избирательны.

К ним относятся:

1. Непроницаемость кожи для большинства микробов , обеспечивается не только ее механическими барьерными функциями, но и бактерицидными свойствами т.к. на поверхность кожи из крови выделяются вещества (иммуноглоьулины) губительно действующие на микроорганизмы. В самом организме на пути распространения инфекции также имеются преграды в виде тканевых барьеров – гисто-гематический барьер (между тканью и кровью) препятствует проникновению инфекции в кровь, гематоэнцефалический (между кровью и головным мозгом) препятствует проникновению инфекции из крови в головной мозг.

2. Кислотность и пищеварительные ферменты желудочного содержимого, губительно действуют на попавшие в желудок микроорганизмы

3. Нормальная микрофлора кишечника, препятствует приживлению патогенных микробов в организме (при применении антибиотиков часто нормальная микрофлора погибает и вместо кишечной палочки, бифидум, лактобактерий в кишечнике поселяются патогенные микроорганизмы – стафилококки и др. Это состояние называют дисбактериозом и назначают больному препараты колибактерин, бифидумбактерин, бификол, лактобактерин.

4. Самоочищение организма от инфекции-реснички респираторного эпителия, механически удаляющие пыль и возбудителей из дыхательных путей. При этом слизь, которую выделяют бронхиальные железы, с прилипшей пылью и микроорганизмами постепенно передвигается из более мелких бронхов в более крупные, поднимается по трахее, раздражает гортань и человек откашливается. Таким образом круглосуточно происходит самоочищение дыхательных путей. При повреждении реснитчатого эпителия бронхов (работа во вредных условиях, курение, вдыхание ядовитых веществ, острые вирусные респираторные заболевания, грипп и др.) слизь с пылью и микробами скапливается в бронхах, что способствует возникновению бронхита и пневмонии

Укажите неспецифические защитные факторы организма

1 интерферон 2 лимфоциты 3 самоочищение организма от инфекции

4 антитела 5 кислотность и пищеварительные ферменты желудочного содержимого

Строение иммунной системы

Иммунная система в организме человека одна из важнейших. Более того, на сегодняшний день она фактически является незаменимой.

Так же как и большинство других систем организма, она состоит из органов, тканей и клеток. Центральное место в ней занимают тимус , или вилочковая железа, костный мозг.

Какие органы иммунитета являются центральными?

1 красный костный мозг 2 лимфатические узлы 3 селезенка 4 тимус (вилочковая железа)

Периферическую систему составляют лимфатические узлы, селезенка, лимфоидные образования по ходу кишечника.

И, наконец, есть клетки, которые выполняют непосредственную “черную” работу по очистке нашего организма от болезнетворных “вторжений”.

Клетки бывают трех типов: В - и Т-лимфоциты , а также так называемые макрофаги. Причем каждая группа этих клеток выполняет строго определенную функцию.

В-лимфоциты отвечают за синтез антител в случае “вторжения” в организм чего-то постороннего.

Виды иммунитета

Специфический иммунитет подразделяется на врожденный (видовой) и приобретенный.

Врожденный иммунитет присущ человеку от рождения, наследуется от родителей.

Приобретенный иммунитет возникает (приобретается) в процессе жизни и подразделяется на естественный и искусственный,

Естественный приобретенный иммунитет возникает после перенесения инфекционного заболевания: после выздоровления в крови остаются антитела к возбудителю данного заболевания.

Искусственный иммунитет вырабатывается путем специальных медицинских мероприятий - прививок, и он может быть активным и пассивным.

АНАТОКСИНЫ.

Это микробные токсины, специально обработанные для снижения их ядовитых свойств. При введении в организм иммунитет образуется против микробных токсинов. Они являются одними из наиболее эффективных и безопасных препаратов, используемых с целью активной иммунизации людей.

Для практических целей выпускают дифтерийный, столбнячный и стафилакокковый анатоксины.

СЫВОРОТКИ.

Сыворотки получают из крови животных, предварительно привитых, против какой либо инфекции. Они содержат готовые антитела и действуют в течение 1-2 недель после введения. Сывороточные препараты позволяют создавать пассивный иммунитет в очень короткие сроки, что особенно важно при экстренной профилактике заболеваний с коротким инкубационным периодом и лечении уже развившейся болезни. Так, после внутривенного введения сывороток состояние иммунитета наступает практически сразу же после иньекции. Антивирусные сыворотки в последнее время находят все более широкое применение, как для профилактики, так и лечения ряда вирусных заболеваний - кори, бешенства, клещевого энцефалита, гепатита

Сывороточные препараты, получаемые из крови животных, имеют два существенных недостатка: 1. Первый заключается в том, что введение их в организм может сопровождаться различными аллергическими реакциями (сывороточная болезнь, анафилактический шок). Вторым недостатком сывороток является кратковременность обуславливаемого ими пассивного иммунитета, длительность которого ограничивается 1-2 неделями.

ИММУНОГЛОБУЛИНЫ.

Иммуноглобулины , получаемые из крови человека, выгодно отличаются от сывороточных препаратов животного происхождения тем, что не являясь для человеческого организма чужеродным, практически не вызывают аллергию. При введении таких препаратов человеку антитела находятся в организме значительно дольше, обеспечивая состояние невосприимчивости в течение 4-5 недель.

Иммуноглобулины получают из донорской крови человека. Их выпускают под названием и гамма-глобулины. В настоящее время готовят два вида иммуноглобулинов - иммуноглобулин нормальный человеческий и иммуноглобулины (гамма-глобулины) направленного действия.

Нормальный человеческий иммуноглобулин содержит антитела против вируса кори, а также в различных концентрациях антитела против возбудителей гриппа, полиомиелита, коклюша, дифтерии, оспы и многих других бактериальных и вирусных инфекций, от которых человек был привит или которыми переболел.

Иммуноглобулины направленного действия готовят из крови людей, специально привитых против той или иной инфекции. Эти препараты содержат те же антитела, что и иммуноглобулин нормальный человеческий, но в повышенной концентрации против той инфекции, от которой была прививка, и применяются в качестве специфических лечебных препаратов под названием гамма-глобулины. В настоящее время выпускают гамма-глобулины направленного действия против гриппа, столбняка, бешенства, клещевого энцефалита, стафилококковых инфекций .

Реакции на прививку

В ответ на введение в организм вакцины может развиться общая, местная или общая аллергическая реакция (анафилактический шок, крапивница, отек Квинке, сывороточная болезнь).

Календарь профилактических прививок, составлен в соответствии с приказом МЗ РФ от 18.12.97 г. № 375 «О календаре прививок»

Сроки вакцинации Сроки ревакцинации Наименование вакцины
Туберкулез
4-7-й день 7 лет 14 лет БЦЖ или БЦЖ-М Живые бактерии вакцинного штамма БЦЖ-1
Полиомиелит
1 8 месяцев (однократно) 24 месяца (однократно) 6 лет ОПВ живая оральная полиомиелитная вакцина из штаммов Сэбина
Дифтерия, коклюш, столбняк
3 месяца 4 месяца 5 месяцев 18 месяцев АКДС Адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина
Дифтерия, столбняк
6 лет 16-1 7 лет (каждые 1 0 лет однократно) АДС-М Адсорбированный дифтерийно-столбнячный анатоксин
Дифтерия
11 лет АД-М Адсорбированный дифтерийный анатоксин
Корь
12 месяцев 6 лет ЖКВ Живая коревая вакцина
Эпидемический паротит
15 месяцев 6 лет ЖПВ Живая паротитная вакцина
Краснуха
12-15 месяцев 6 лет Живая вакцина против краснухи или тривакцина (корь, паротит, краснуха)
Вирусный гепатит В
I схема вакцинации (3 прививки) Новорожденные в первые 24 часа жизни (до прививки БЦЖ) 1 месяц жизни 5-6-й месяц жизни 1 . Вакцина фирмы «Комбиотех ЛТД», Россия 2. Вакцина Энджерикс В Фирмы «Смит Кляйн Бичем» 3. Вакцина Н-В-Vаll Фирмы «Мерк-Шарл и Доум» Вакцина Rec-HbsAg Производства Республики Куба
II схема вакцинации (3 прививки) 4- 5-й месяц жизни 5-6-й месяц жизни 12- 13-й месяц жизни

Общая реакция характеризуется ознобом, повышением температуры, общей слабостью, ломотой в теле, головной болью.

Местная реакция обычно наблюдается в месте инъекции или инокуляции иммунологического препарата и проявляется покраснением кожи, отеком и болезненностью в месте введем вакцины. Нередко это сопровождается кожным зудом. Обычно прививочные реакции выражены слабо и они непродолжительны. Тяжелые реакции на прививку, требующие госпитализации и специального врачебного наблюдения, происходят довольно редко.

Аллергические реакции на прививки проявляются зудящей сыпью, отечностью подкожной клетчатки, болями в суставах, температурной реакцией, реже затруднением дыхания.

Корь

Корь - острая вирусная инфекция. Возбудителем этого заболевания является вирус lа. Чаще болеют дети в возрасте от 2 до 8 лет. Распространяется инфекция воздушно-капельным путем при контакте с выделениями из носоглотки больного.

Клиника. Латентный период длится от 7 до 17 дней, чаще 10-12 дней. Первые признаки заболевания: повышение температуры, явления общей интоксикации, катар верхних дыхательных путей (кашель, насморк), конъюнктивит, светобоязнь, пятнисто-папулезная сыпь по всему телу. За 1 -2 дня до высыпания на слизистой! оболочке щек, губ и десен появляются мелкие белесоватые папулы.

Высыпания на коже характеризуются этапностью: вначале сыпь обнаруживается на лице, шее, верхней части груди, затем на туловище и на конечностях. После угасания сыпь оставляет пятнистую пигментацию и мелкое отрубевидное шелушение. Болезнь длится от 6 до 12 дней. В период реконвалесценции отмечаются явления астении, снижение сопротивляемости. Больной человек заразен для окружающих за 4 дня до появления сыпи и до ее исчезновения.

Возможные осложнения: ларингит, который может сопровождаться стенозом гортани (ложным крупом), пневмония, связанная со вторичной бактериальной инфекцией, стоматит, блефарит, отит, реже коревой энцефалит.

Исходы болезни: выздоровление, в редких случаях - смерть от коревого энцефалита. Повторное заболевание маловероятно.

Профилактика . Активная иммунизация всех детей. Применяется живая вакцина. При контакте с больным корью ранее не при витым детям вводят для профилактики гамма-глобулин. Больной корью изолируется не менее чем до 5-го дня с момента высыпания. Дети, бывшие в контакте с больным и ранее не получавшие активной иммунизации, подлежат разобщению с 8-го до 17-го дня, а пассивно иммунизированные гамма-глобулином --до 21-го дня с момента предполагаемого заражения. Дезинфекция не проводится.

Краснуха

Краснуха - острая вирусная инфекция. Чаще болеют дети в возрасте от 2 до 15 лет. Распространяется инфекция воздушно-капельным путем при контакте с выделениями из носоглотки больного.

Клиника. Латентный период длится от 10 до 28 дней, чаще 14-21 день. Первые признаки заболевания: припухание заднешейных, затылочных и других лимфатических узлов. Катаральные явления верхних дыхательных путей (кашель, насморк) выражены слабо. Повышение температуры и явления общей интоксикации - незначительны. На коже всего тела появляется бледно-красная экзантема, элементы которой не имеют склонности к слиянию и не оставляют пигментации.

Болезнь длится от 1 до 4 дней. Больной человек заразен для окружающих за 4 дня до появления сыпи и до ее исчезновения. Осложнения (при заражении после рождения) очень редки (артропатии и энцефалиты). При внутриутробном заражении эмбрион погибает или у него развивается хроническая краснушная инфекция с поражением различных органов и формированием внутриутробных пороков развития (микроцефалия, гидроцефалия, глухота, катаракта, глаукома, пороки сердца, нарушения развития скелета и т. д.). Прогноз без учета беременности благоприятный. Повторное заболевание маловероятно. При внутриутробном заражении после окончания органогенеза развиваются фенопатии (анемия, тромбопеническая пурпура, гепатит, поражение костей и др.).

Профилактика. Изоляция больного до 5-го дня заболевания малоэффективна, так как у большинства реконвалесцентов выделение вируса может продолжаться дольше. Необходимо оберегать беременных женщин, не болевших краснухой, от общения с больными на срок не менее 3 недель. В случае контакта беременной женщины с больным краснухой с целью профилактики рекомендуется ввести гамма-глобулин. При заболевании женщины краснухой в первые 3 месяца беременности показано прерывание беременности. Дезинфекция не проводится.

Скарлатина

Скарлатина - острая воздушно-капельная инфекция. Возбудитель -стрептококк группы А. Продуцируемый им экзотоксин вызывает симптомы общей интоксикации. Стрептококк при определенных условиях может вызвать септический компонент, проявляющийся в гнойными осложнениями (лимфаденит, сепсис, отит). В развитии патологического процесса большую роль играют аллергические механизмы. Чаще болеют дети в возрасте от 1 года до 9 лет.

Клиника. Инкубационный период продолжается обычно 2 - 7дней. Заболевание начинается остро. Повышается температура, появляются симптомы общей интоксикации (головная боль, возбуждение, бред, затемнение сознания), боль при глотании. Типичный и постоянный симптом -ангина, характеризуется яркой гиперемией мягкого неба, увеличением миндалин, нередко покрытых налетом. Верхнешейные лимфоузлы увеличены и болезненны. Частый симптом-рвота, иногда неоднократная. В 1-й, реже на 2-й день на коже всего тела появляется ярко-розовая или красная мелкоточечная сыпь. Носогубный треугольник остается белым. Сыпь держится от 2 до 5 дней, а затем бледнеет. На 2-й неделе болезни появляется шелушение кожи - пластинчатое на дистальных частях конечностей, мелко- и крупно отрубевидное на туловище. Язык вначале обложен, со 2 - 3-го дня очищается и к 4-му дню принимает характерный вид: ярко-красная окраска, резко выступающие сосочки («малиновый язык»). При легкой форме скарлатины (наиболее распространенной в настоящее время) интоксикация выражена слабо, лихорадка и все остальные симптомы болезни исчезают к 4 -5-му дню.

Осложнения: наиболее частые - на почки (гломерулонефрит на 3-й неделе) и на сердце (миокардит), реже - другие (лимфаденит, аденофлегмона, отит, мастоидит, пневмония и др.). Возможны рецидивы скарлатины. После перенесенной скарлатины сохраняется, как правило, пожизненный иммунитет. Однако в последнее время частота повторных заболеваний скарлатиной увеличилась. Прогноз благоприятный.

Профилактика . Больного изолируют в домашних условиях или госпитализируют (по показаниям). В детское учреждение реконвалесцента допускают на 23-й день с момента заболевания. Бывшие в контакте с больными дети, ранее не болевшие скарлатиной, допускаются в дошкольное учреждение и в первые два класса школы после 7-дневной изоляции на дому. В квартире, где содержится больной, проводится регулярная текущая дезинфекция; при этих условиях заключительная дезинфекция не проводится.

Ветряная оспа

Ветряная оспа (ветрянка) - острая воздушно-капельная инфекция. Возбудитель - вирус, неустойчивый во внешней среде. От больного к здоровому инфекция передается с выделениями из носоглотки и пораженных участков кожи заболевшего. Чаще болеют дети в возрасте от 2 до 8 лет.

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (греческий epidemos распространенный среди народа) - процесс распространения заразных болезней в человеческом обществе, заключающийся в формировании цепи эпидемических очагов, последовательно возникающих один из другого. Эпидемический процесс является основным объектом, изучаемым эпидемиологией (см.).

Эпидемический процесс возникает и в последующем поддерживается только при наличии и взаимодействии трех факторов (элементов, звеньев): источника возбудителя инфекции (больной человек или животное, человек или животное - носитель возбудителя); путей и факторов, обеспечивающих передачу возбудителя инфекции от зараженного организма здоровому (например, вода, пищевые продукты, предметы быта, кровососущие членистоногие); восприимчивости населения к данной инфекции (см. Инвазия , Инфекция). Обеспечивая непрерывную смену генераций возбудителя, эпидемический процесс обусловливает существование возбудителя как вида.

Однако эти, хотя и основные, факторы эпидемического процесс а сами по себе еще не являются ни самим эпидемическим процессом, ни его движущими силами. Движущими силами они становятся лишь тогда, когда в их взаимодействие включаются социальные и природные условия, точнее, когда это взаимодействие опосредуется соответствующими социальными и природными условиями, которые в разных сочетаниях могут стимулировать или угнетать развитие эпидемического процесса.

Определяющее влияние на эпидемический процесс оказывают социальные условия, такие как характер экономической деятельности и материальная обеспеченность населения, характер общения людей, плотность населения, уровень благоустройства населенных пунктов, условия труда и быта, санитарно-гигиенические навыки, пути сообщения, массовые передвижения людей, войны, голод, состояние здравоохранения. Например, рациональное водоснабжение (см.), канализация (см.) и очистка населенных мест (см.) при соблюдении населением санитарно-гигиенических норм и правил способны значительно снизить заболеваемость кишечными инфекциями. Огромное влияние на характер и интенсивность эпидемического процесса при многих ранее широко распространенных заразных болезнях оказывают мероприятия, направленные на создание максимально полной иммунной прослойки среди населения, то есть воздействие на третий фактор эпидемического процесса - восприимчивость. В нашей стране иммунопрофилактика твердо регламентирована, существует календарь профилактических прививок (см. Иммунизация), благодаря чему резко снизилась заболеваемость дифтерией (см.), коклюшем (см.), корью (см.), полиомиелитом (см.) и многими другими заразными болезнями. Опыт СССР в проведении массовой иммунопрофилактики, обеспечившей, в частности, ликвидацию заболеваемости натуральной оспой в нашей стране к 1936 году, был использован ВОЗ при организации программы искоренения оспы в масштабе земного шара, что завершилось полной победой над этой грозной инфекционной болезнью (см. Оспа натуральная).

Инфекции, возбудители которых передаются воздушно-капельным путем, распространяются наиболее быстро, поражая зачастую (как, например, грипп) за короткий срок во многих странах и континентах массу людей, восприимчивых к ним. При болезнях, характеризующихся фекальнооральным механизмом передачи возбудителя, эпидемический процесс обычно протекает менее интенсивно. Однако при наличии большого числа источников инфекции или массивного загрязнения воды или пищевых продуктов возбудителем болезни возможно возникновение крупных эпидемий кишечных инфекций, распространяющихся на значительные территории.

Интенсивность эпидемического процесса характеризуется уровнем заболеваемости и в зависимости от частоты случаев той или иной инфекционной болезни в данной местности за определенный период времени оценивается как спорадическая заболеваемость (см.), эпидемия (см.) или пандемия (см.). Термин эндемия (см.) не связан с интенсивностью эпидемического процесса, а обозначает постоянное наличие в данной местности заболеваний людей определенной болезнью. При отдельных инфекционных болезнях интенсивность эпидемического процесса и его динамика с характерным чередованием подъемов и спадов заболеваемости как в течение одного календарного года (явление сезонности), так и с интервалом в несколько лет (явление периодичности) достаточно типичны. Не менее характерно и вовлечение в эпидемический процесс тех или иных преимущественно поражаемых возрастных и профессиональных групп населения.

Учение об эпидемическом процессе, являясь основой эпидемиологии (см.), постоянно развивается и совершенствуется. В настоящее время значительное внимание уделяется изучению закономерностей распространения заразных болезней, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами (см.), и медленных вирусных инфекций (см.).

Основными методами изучения эпидемического процесса являются эпидемиологические наблюдение и эксперимент. При оценке эпидемического процесса используют ряд обобщенных эпидемиологических показателей: интенсивные показатели (заболеваемость, летальность, смертность), характеризующие степень развития эпидемического процесса с количественной стороны; экстенсивные показатели - распределение всего изучаемого явления по отдельным группам в соответствии с тем или иным признаком: например, разделение всех учтенных случаев заболевания брюшным тифом на три группы в зависимости от фактора передачи возбудителя болезни (вода, пищевые продукты, предметы обихода), распределение больных по тяжести течения болезни.

Основным показателем, характеризующим интенсивность течения эпидемического процесса, является заболеваемость (см.). Этот показатель используют для оценки уровня и характера распределения случаев заболеваний в пределах изучаемой территории, для определения частоты возникновения заболевания в разных возрастных и профессиональных группах населения. Наряду с этим при анализе эпидемического процесса используют показатели очаговости и тяжести клинического течения болезни, данные об источниках и путях распространения инфекции (см. Эпидемиологические индексы). Для определения явлений сезонности и периодичности показатели заболеваемости изучают в динамике - по месяцам в пределах одного календарного года или по годам в пределах нескольких лет. При изучении действия какого-либо противоэпидемического фактора, например, влияния профилактической иммунизации (см.) на интенсивность эпидемического процесса, сравнивают показатели заболеваемости в равных по количественной, возрастной и другим характеристикам группах населения, подвергнутого иммунизации и неиммунизированного.

В последнее время в отечественной литературе, посвященной эпидемиологии, обсуждается положение о саморегуляции эпидемического процесса. При этом эпидемический процесс фактически рассматривают как биологическое явление и, следовательно, уподобляется эпизоотическому процессу. Не исключено, что на заре развития человечества механизмы саморегуляции эпидемические процессы были аналогичны тем, которые наблюдаются при развитии эпизоотий в популяции животных. Однако по мере социально-экономических преобразований общества эпидемический процесс приобретал последовательно возраставший социальный характер, наряду с чем столь же последовательно уменьшалось значение механизмов его естественной регуляции. В историческом плане очевидно, что интенсивность воздействия социального фактора на закономерности распространения различных антропонозов, то есть на эпидемический процесс, а значит, и на механизмы его регуляции, последовательно возрастала по мере перехода от одной общественно-исторической формации к другой. Так, в период перехода от феодального строя к капиталистическому на фоне повсеместного бурного развития неблагоустроенных в санитарно-гигиенические отношении крупных поселений, массовой миграции населения и развития международной торговли постоянно возникали опустошительные эпидемии не только антропонозов, передающихся воздушно-капельным путем (например, натуральной оспы), но и инфекций с более сложным (фекально-оральным или трансмиссивным) механизмом передачи (например, брюшного и сыпного тифов). Практически эти эпидемии затухали лишь со значительным уменьшением числа восприимчивых к данной инфекции людей вследствие их гибели или перенесения болезни.

В последующем общественные мероприятия по наращиванию эффективности комплекса санитарно-профилактических мер, благодаря которым резко снизилась или полностью была исключена активность путей и факторов передачи возбудителей ряда заразных болезней и обеспечена невосприимчивость населения ко многим из них, фактически заместили саморегуляцию эпидемического процесса. Примером радикального воздействия на механизмы регуляции эпидемического процесса при натуральной оспе является ликвидация ее возбудителя как вида в масштабе всей планеты, достигнутая с помощью рациональной иммунопрофилактики. Способность общества ликвидировать заразную болезнь - дополнительный аргумент в пользу того, что эпидемический процесс при антропонозах глубоко социален по своей сути.

Библиогр.: См. библиогр. к ст. Эпидемиология .

П. Н. Бургасов, А. А. Сумароков.

Понятие эпидемического процесса

Эпидемический процесс – это непрерывное распространение и размножение во внешней среде и/или в организмах людей (животных) и непрерывное взаимодействие через механизм передачи динамически изменчивых популяций возбудителей и людей, проявляющееся в виде болезни, носительства или инфицирования, которые подвергаются постоянному воздействию генетических, иммунологических, природных и социальных факторов.

Современное учение об эпидемическом процессе включает три раздела:

    факторы эпидемического процесса;

    механизм развития эпидемического процесса;

    проявления эпидемического процесса.

Факторы эпидемического процесса

Первая подсистема – «популяция возбудителей» биологическими закономерностями.

Вторая подсистема – «популяция людей» – подчиняется и регулируется биологическими и социальными закономерностями.

Только рассматривая взаимосвязь этих подсистем в процессе их развития, существования и взаимодействие в естественных условиях, воздействие на них генетических, иммунологических, природных, социальных и других факторов , которые способствуют ускорению или торможению их развития, можно изучить закономерности их взаимодействия, проявляющиеся болезнью, микробоносительством или инфицированием. А, следовательно, правильно понять, что такое эпидемический процесси как на него воздействовать вплоть до полного прекращения. В этом состоит главное значение и задача, и цель эпидемиологии.

Биологические факторы (подсистемы) эпидемического процесса

Первая биологическая подсистема – «популяция возбудителей»

Возбудители инфекционных болезней в благоприятных условиях непрерывно размножаются, воспроизводя все новые и новые поколения особей, – популяции возбудителей, откуда распространяясь, внедряются в различные живые организмы - популяции людей или животных. В этих организмах развивается инфекционный процесс или инфекционная болезнь.

В процессе воспроизводства возбудители изменяют свои свойства. Представления о стабильности и однородности популяций возбудителей инфекционных заболеваний в ходе эпидемического процесса и однородности ответных реакций организма людей на заражение – это кажущееся явление. На самом деле популяции возбудителей инфекционных заболеваний неоднородны, а динамически изменчивы т.е. фенотипически и генотипически они гетерогенны .

Гетерогенность может проявляться:

    в вирулентности - в любой популяции любых возбудителей имеются особи от очень вирулентных и вирулентных до мало вирулентных и авирулентных, происходит периодическая непрерывная изменчивость то в сторону усиления, то в сторону уменьшения вирулентности возбудителей;

    в вариабельности антигенной структуры - одни возбудители характеризуются выраженной вариабельностью антигенной структуры (вирус гриппа, сальмонеллы и др.), другие - относительной монолитностью антигенного состава (вирус натуральной оспы);

    по чувствительности к антибиотикам;

    по устойчивости к факторам внешней среды, антисептикам и дезинфектантам и ряду других признаков.

    Вирулентность – это количественная характеристика патогенности, определяющая способность возбудителей при попадании в организм вызвать не только инфекционный процесс в нем, но и инфекционную болезнь со всеми характерными симптомами и синдромами. Характерное свойство вирулентности в том, что под воздействием физических, химических, биологических и других факторов она может изменяться от очень высокой до авирулентности. По степени вирулентности возбудители инфекционных болезней распределяются по кривым Гаусса. Вирулентность – это характеристика популяционной, межпопуляционной и внутривидовой гетерогенности возбудителей по болезнетворности, т.е. по способности вызывать инфекционную болезнь. По вирулентности различаются клоны, штаммы, популяции и микропопуляции. От вирулентности возбудителей зависит длительность инкубационного периода, тяжесть течения болезни, ее манифестность и др. Конечно, на перечисленные признаки влияют и заражающая доза, и восприимчивость организмов и целый ряд других факторов.

    Контагиозность (лат. contagiosus заразительный, заразный; синоним заразительность) - свойство инфекционных болезней передаваться от больных людей или животных здоровым восприимчивым людям (животным). Этот термин описывает способность болезней распространяться путём передачи их возбудителя от заражённых людей (животных) здоровым при непосредственном контакте или через факторы передачи. Индекс контагиозности выражается в процентах или долях единицы, он определяется путем исчисления процента лиц из числа восприимчивых (ранее не болевших и не привитых), которые заболели клинически выраженной формой болезни после их общения с источником возбудителя инфекции в пределах эпидемического очага. Индекс контагиозности зависит от вирулентности возбудителя и степени восприимчивости людей, обусловленной уровнем врожденного иммунитета.

    Иммуногенность (антигенность) – способность возбудителей при попадании во внутреннюю среду организма хозяина вызывать той или иной длительности и силы иммунитет. При одних болезнях стойкий пожизненный (корь, паротит и др.), при других – менее стойкий на 5-10 лет (дифтерия, столбняк, туляремия и др.), а при некоторых инфекциях иммунитет вырабатывается слабый и длится всего несколько месяцев (холера, чума, бруцеллез и др.) и, наконец, при ВИЧ-инфекции развивается синдром приобретенного иммунодефицита.

Вторая биологическая подсистема – «популяция людей»

Подчиняется и регулируется биологическими и социальными закономерностями. Она также гетерогенна и динамически изменчива:

    по способности вырабатывать и сохранять иммунитет - это объясняет различный риск повторных заболеваний у отдельных людей.

Природный (экологический) фактор оказывает определенное влияние на развитие эпидемического процесса, однако, это влияние является опосредованным, вторичным, поэтому его называют внешним регулятором. Другими словами, природные условия оказывают влияние на ход эпидемического процесса лишь через основные внутренние механизмы развития этого процесса – генетические и иммунологические факторы популяций возбудителей и/или людей, иначе, они могут воздействовать на источник инфекции, механизм передачи и на восприимчивость людей.

Социальные факторы эпидемического процесса

Социальная среда исключительно многообразна по проявлениям и возможностям воздействия на эпидемический процесс. Эпидемическая значимость социального фактора может рассматриваться с трех позиций:

    с позиции влияния социальных условий на эволюцию возбудителей, историческое формирование инфекционных болезней человека, становление эпидемического процесса;

    с позиции влияния социальных условий на распространение инфекционных болезней на различных этапах развития человеческого общества, а также при различных социальных потрясениях (войны, голод и т.д.);

    с позиции влияния социальных условий на распространение инфекционных болезней в современных условиях.

Конкретные элементы социальной среды активируют или тормозят эпидемический процесс, способствуя или препятствуя жизнедеятельности возбудителей инфекций, реализации путей передачи, а также повышают или снижают восприимчивость людей к возбудителю. Социальные условия, влияющие на развитие эпидемического процесса:

    экономические факторы;

    санитарно-коммунальное благоустройство;

    уровень развития здравоохранения;

    урбанизация;

    особенности питания;

    условия труда и быта;

    национально-религиозные обычаи;

  • миграция населения;

    стихийные бедствия и др.

Однако, как и природные факторы, социальные условия жизни людей при большинстве инфекций являются внешним регулятором эпидемического процесса, воздействуя активирующим или тормозящим образом на биологические подсистемы – популяции возбудителей и популяции людей, а, в конечном счете, на условия развития эпидемического процесса, а именно на: источник инфекции, механизм передачи и восприимчивость живых организмов.

Динамическая изменчивость соотношения людей в коллективах по признаку восприимчивости определяется возрастными и временными изменениями специфической и неспецифической восприимчивости, увеличением числа восприимчивых в результате рождаемости, миграционных процессов и некоторыми стрессовыми воздействиями, снижающими резистентность организмов и, в целом, определенной популяции людей. К таким воздействиям относятся войны, которые всегда сопровождались эпидемиями.

В период войн и военных конфликтов возникают условия, отрицательно влияющие на состояние здоровья людей и способствующие возникновению и распространению инфекционных заболеваний. К этим условиям относятся массовые скопления и передвижения войск и населения, беженцев, военнопленных и др., огромные разрушения населенных мест, жилищ, нарушения санитарного благоустройства населенных пунктов, водоснабжения и снижение других материальных условий жизни. Не всегда регулярное питание, а иногда и голод, нарушение привычного режима в сочетании с нервно-психическими и другими воздействиями ослабляют защитные силы людей, что способствует широкому распространению инфекционных заболеваний. Недаром в прошлом сыпной тифназывали «военный», «окопный», «голодный» и т.п.

В свою очередь, улучшение материальных условий жизни, общей и санитарной культуры, хорошая работа органов здравоохранения способствуют снижению инфекционных болезней.

До XIX века понятия «эпидемический процесс» не существовало. Одно из первых представлений об эпидемии сформулировал Ozanam (1835). Развивали идеи эпидемиологии и понятия «эпидемический процесс» A. Laveran (1877), П. И. Лукин (1836), И. И. Равич (1873), Larousse (1863), A. Gottstein (1897), Д. К. Заболотный (1927), К. Сталибрасс (1930). Впервые понятие «эпидемический процесс» ввел Л. В. Громашевский (1941). Уточнил содержание понятия «эпидемический процесс» В. Д. Беляков (1976). Позднее В. Д. Беляков выдвигает положение о саморегуляции эпидемического процесса (1987). Б.Л.Черкасский (1985) публикует серию работ об эпидемическом процессе как экосистеме .

Учение об эпидемическом процессе включает три раздела:

  • причина и условия (факторы) эпидемического процесса;
  • механизм развития эпидемического процесса;
  • проявления эпидемического процесса.

В первом разделе вскрывается сущность эпидемического процесса, то есть внутренняя причина его развития, а также условия, в которых протекает действие причины. Систематизация материалов этого раздела позволяет ответить в общих формулировках на вопрос, почему развивается эпидемический процесс. В клинической медицине, где на организменном уровне изучается патологический процесс, аналогичный раздел его изучения называется этиологией .

Во втором разделе учения об эпидемическом процессе излагается механизм его развития. Здесь формируется ответ на вопрос, как развивается эпидемический процесс. На организменном уровне изучения патологического процесса аналогичный раздел в клинической медицине называется патогенезом .

В третьем разделе изучаются проявления эпидемического процесса, то есть систематизируются материалы, иллюстрирующие, как проявляется эпидемический процесс, каковы его признаки. Раздел клинической медицины, изучающий признаки патологического процесса, называется семиотикой .

Причина и условия (факторы) эпидемического процесса

Биологический фактор

Социальные факторы

Социальные факторы - это совокупность социальных условий, способствующих (или препятствующих) проявлению эпидемического процесса.

К социальным факторам относятся:

  • социальное развитие;
  • социальная активность населения;
  • санитарное благоустройство населенных пунктов.

Уровень социального развития и производительных сил оказывает опосредованное влияние на условия развития эпидемического процесса. Он может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие эпидемического процесса. Примерами положительного влияния являются: повышение качества жизни и питания, а как следствие - улучшение состояния иммунитета; изменение культуры поведения, гигиенического воспитания; улучшение и развитие технологий. Примерами отрицательного влияния могу послужить: повышение количества лиц, употребляющих наркотики и изменение культуры сексуального поведения - распространение ВИЧ -инфекции и вирусного гепатита ; ухудшение состояния экологии - снижение иммунитета .

Уровень социальной активности населения оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интенсивность протекания инфекционного и эпидемического процессов. Чем выше социальная активность населения, тем более интенсивно протекает инфекционный процесс. Пик социальной активности населения исторически приходится на периоды войн и революций. Социальная активность может проявляться на уровне отдельной семьи или целого общества.

Уровень санитарного благоустройства населенных пунктов оказывает непосредственное влияние на интенсивность развития эпидемического процесса. Сюда относятся состояние систем водоснабжения, канализации, сбора и удаления твердых и пищевых отходов и т. д.

Природные факторы

Природные факторы - это совокупность природных условий, способствующих или препятствующих проявлению эпидемического процесса.

К природным факторам относятся:

  • биотические элементы;
  • абиотические элементы.

Биотические элементы - это компоненты живой природы. Примером регулирующего влияния биотических элементов при зоонозах является изменение интенсивности течения эпидемического процесса при изменении численности грызунов (интенсивности эпиззотического процесса) при природно-очаговых инфекциях. При трансмиссивных зоонозах численность и миграции членистоногих переносчиков оказывает регулирующее влияние на интенсивность протекания эпидемического процесса.

Абиотические элементы - это климат и ландшафтно-географические условия. Например, чем ближе к экватору, тем выше разнообразие нозологических форм инфекционных болезней.

Механизм развития эпидемического процесса

В соответствии с первым законом Л. В. Громашевского, эпидемический процесс развивается по триаде:

  • источник возбудителя инфекции;
  • механизм передачи возбудителя инфекции;
  • восприимчивый организм.

Источник возбудителя инфекции - зараженный (инфицированный) организм человека, животного или растения, от которого может произойти заражение восприимчивых людей.

Резервуар источника возбудителя инфекции - совокупность основных источников возбудителя инфекции. Так, для антропонозов источником возбудителя инфекции будет являться человек (больной манифестными или бессимптомными формами заболевания), для зоонозов - домашние, дикие или синантропные животные (больные манифестными или бессимптомными формами заболевания), для сапронозов - абиотические объекты окружающей среды.

Механизм передачи возбудителя инфекции

Путь передачи - определенная совокупность и последовательность факторов передачи, с помощью которых реализуется механизм передачи.

Аэрозольный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

  • воздушно-капельный (менингококковая инфекция, ОРВИ; время существования - минуты)
  • воздушно-пылевой (скарлатина,туберкулез; время существования - сутки, недели, месяцы)

Фекально-оральный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

  • водный (фактор передачи - вода)
  • пищевой (фактор передачи - пища)
  • контактно-бытовой (фактор передачи - предметы быта)

Контактный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

  • прямой (син. непосредственный; источник - человек; пример - половые инфекции)
  • непрямой (син. опосредованный; источник - предмет - человек; пример - микозы)

Трансмиссивный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

  • естественный (контаминационный - возбудитель выделяется с фекалиями переносчика; инокуляционный - возбудитель вводится со слюной)
  • искусственный (связанный с медицинскими манипуляциями: инъекционный, ассоциированный с операцией, ассоциированный с диагностической манипуляцией, трансфузионный, трансплантационный)

Фактор передачи - объект окружающей среды, с помощью которого возбудитель перемещается из больного организма в здоровый. К факторам передачи относятся: воздух, вода, пища, почва, предметы быта, переносчики (членистоногие).

Факторы передачи подразделяются на:

  • начальные,
  • промежуточные
  • конечные.

Кроме того, факторы передачи можно условно разделить на основные и дополнительные.

Социально-экологическая концепция, с позиций системного подхода вскрывает иерархическую структуру системы эпидемического процесса и выявляет функциональные взаимосвязи между явлениями, свойственными разным уровням его структуры.

В структуре собственно эпидемического процесса были выделены 2 уровня:

  • соцэкосистемный (высший);
  • экосистемный (низший), который входит в состав соцэкосистемного в качестве его подсистемы.

Соцэкосистемный уровень (так же, как и эпидемический процесс в целом) - биосоциальное (социально-экологическое) явление, экосистемный - биоэкологическое.

Иерархия инфекционного процесса также имеет многоуровневый характер, включая в себя ряд соподчиненных уровней:

В структуре эпидемического процесса высшим является соцэкосистемный уровень, в состав которого эпидемиологическая экосистема входит в качестве внутренней подсистемы. Второй внутренней подсистемой здесь является социальная организация человеческого общества. Причиной возникновения и существования эпидемического процесса является взаимодействие этих двух его составных подсистем. При этом социальная подсистема служит регулятором процессов в эко-системе.

1. Спорадия (спорадическая заболеваемость). Возникают единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний, не принимающих заметного распространения среди населения. Свойство инфекционной болезни к распространению в окружении заболевшего выражено минимальным образом (например, болезнь Боткина).

2. Эндемия - групповая вспышка. Возникает, как правило, в организованном коллективе, в условиях постоянного и тесного общения людей. Заболевание развивается из одного, общего источника инфицирования и за короткое время охватывает до 10 и более человек (вспышка эпидемического паротита в группе детского сада).

3. Эпидемическая вспышка. Массовое распространение инфекционного заболевания, которое происходит из ряда групповых вспышек и охватывает целиком одно или несколько организованных коллективов с общим числом заболевших 100 и более человек (кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции).

4. Эпидемия . Массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяющаяся на обширной территории, охватывающей город, район, область и ряд регионов государства. Эпидемия развивается из множества эпидемических вспышек. Число заболевших исчисляется десятками и сотнями тысяч человек (эпидемии гриппа, холеры, чумы).

5. Пандемия. Глобальное распространение эпидемической заболеваемости среди людей. Эпидемией охвачены обширные территории различных государств многих континентов земного шара (пандемии гриппа, ВИЧ-инфекция).

Эпидемический очаг

Объект или территория, где развертывается эпидемический процесс, называется эпидемическим очагом. Эпидемический очаг может быть ограничен пределами квартиры, где проживает заболевший человек, может охватывать территорию детского дошкольного учреждения или школы, включать территорию населенного пункта, региона. Число заболевших в очаге может варьировать от одного- двух до многих сотен и тысяч случаев болезни.

Элементы эпидемического очага :

    Больные люди и здоровые бактерионосители - источники заражения окружающих людей;

    Контактировавшие с больными лица («контактные»), которые в случае возникновения у них заболевания становятся источником распространения инфекции;

    Здоровые люди, которые по характеру своей трудовой деятельности представляют группу повышенного риска распространения инфекции – «декретированная группа населения» (работники предприятий общественного питания, водоснабжения, медицинские работники, педагоги и пр.);

    Помещение, в котором находится или находился заболевший человек, включая находящиеся в нем предметы обстановки и предметы повседневного обихода, способствующие передаче заразного начала восприимчивым людям;

    Факторы окружающей среды, особенно в загородных условиях, которые могут способствовать распространению инфекции (источники водопользования и продовольственного обеспечения, наличие грызунов и насекомых, места сбора отходов и нечистот);

    Здоровое население на территории очага, не имевшее контакта с больными и бактерионосителями, как восприимчивый к инфекции контингент, не застрахованный от возможного заражения в условиях эпидемического очага.

Все перечисленные элементы эпидемического очага отражают три основных звена эпидемического процесса: источник инфекции – пути передачи (механизм заражения) – восприимчивый контингент.

На все элементы эпидемического очага должны быть направлены соответствующие противоэпидемические мероприятия, чтобы наиболее быстро и эффективно решить две взаимосвязанные задачи: 1) строго локализовать очаг в его границах, не допустить «расползания» границ очага; 2) обеспечить скорейшую ликвидацию самого очага, чтобы не допустить массового заболевания населения.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top