Механизм защиты психосоматический или вытеснение. Механизмы психологической защиты по фрейду

Механизм защиты психосоматический или вытеснение. Механизмы психологической защиты по фрейду

Термин "вытеснение" появился благодаря немецкому учёному Иоганну Гербарту в начале 20-го века. Он утверждал, что противоречащие идеи постоянно конфликтуют. Победившие желания и идеи вытесняют побеждённые, но и побеждённые пусть и слабо, но все же влияют на личность. По мере развития психологии вытеснение как защитный механизм стало широко использоваться в психоанализе, основоположником которого стал З. Фрейд.

Вытеснение как вид психологической защиты

Это может быть защита от негативных проявлений окружающего мира, воздействующих на личность и несущих психотравмирующий фактор. Это процесс, при котором происходит непроизвольное перемещение в бессознательное неприятных для человека мыслей, воспоминаний, образов, чувств и побуждений.

Вытеснение - самый главный способ для решения внутреннего конфликта посредством целенаправленного выключения из сознания асоциального мотива или негативной информации. Задетое самолюбие, обида или гордость становятся источником искажённых мотивов собственных поступков, чтобы истину можно было скрыть не только от окружающих, но и от себя. Настоящие, но не совсем приятные мотивы с лёгкостью замещаются другими, одобряемыми социумом. Такие игры разума в жизни каждого человека происходят постоянно, так как механизм вытеснения носит также и адаптивный характер.

Вытеснение утраты

Представим ребёнка, потерявшего любимую игрушку, ему очень горестно и родители безуспешно успокаивают его. Затем бабушка говорит, что игрушка пропала не навсегда и обязательно найдётся. Тогда малыш успокаивается, мысль о безнадёжной утрате меняется на оптимистичное настроение и совсем скоро ребёнок забывает о старой игрушке. Если бы не происходил процесс вытеснения, тогда многие люди пребывали в жуткой депрессии по поводу своих проступков, потерь и несбывшихся желаний, не найдя в себе силы принять реальность.

Исследованием феномена вытеснения занимались многие учёные. Но наиболее детально и глубоко данную тему развил Зигмунд Фрейд, который работал с пациентами, страдающими неврозами. Основополагающей гипотезой явилось то, что если перевести бессознательное в сознательное и выяснить то самое вытесненное (влечение, мысли, желания, информацию), порождающее симптом, то симптом исчезнет. Фрейд рассматривал вытеснение как попытку непринятия реалии события, беспокоящее личность. Как результат искажение действительности, подмена событий или их полное отрицание.

Парадоксально то, что вытеснению для поддержания требуются от сознания человека огромные энергетические затраты . Поэтому невротические личности часто испытывают вялость, упадок сил, эмоциональную истощённость, часто и долго болеют.

Именно с механизмом вытеснения З. Фрейд связывал симптомы истерии, фригидность, импотенцию и психосоматические заболевания. Учёный отмечал, что чаще данный механизм наблюдается у инфантильных личностей с истерическими чертами и у детей. Фрейд выделял два вида вытеснения

  • первичное вытеснение (предотвращение первоначального инстинктивного импульса)
  • вторичное, при котором скрытое проявление импульса удерживается в подсознании

Вытеснение наряду с другими механизмами защиты личности является неким регулятором психического гомеостаза. Если он по каким-то причинам отсутствуют или не в полной мере развит, например, у людей с психопатическими реакциями, то появляется вероятность дезинтеграции личности.

Вытеснение как механизм защиты приводит не только к искажению собственных мотивов и проявлений, но и к избирательному подходу в социальной сфере отдельных людей.

Вытеснение истинных мотивов

Рассмотрим простой пример. Молодая женщина учится в институте и параллельно имеет хобби, требующее много времени. В связи с этим ей не удаётся обеспечить должный комфорт для мужа и ребёнка. Из-за этого по версии супруги муж иногда приходит домой под утро и часто раздражителен и груб по отношению к ней. Тем не менее женщина пытается исправиться и создать идиллию в отношениях и называет мужа "любимый, любящий меня".

Позитивная Я-концепция в этом варианте испытывает двойной удар. В реалии женщина обижена и одинока, но её сознание не оставляет радужной иллюзии о прекрасной и дружной семье. Сильнее обиды и тоски для неё было бы осознание, что она не любима. Необходимость с нуля отстраивать реальность и пугает Эго. Поэтому женщина игнорирует дурные и тревожные мысли, но устранить тревогу совсем не получается. И теперь все зависит от того, как долго сознание будет лелеять очевидный самообман.

С данной семьёй работал психолог, который выделил этапы развития кризиса. Изначально у супруги развилась тревога за жизнь мужа, вследствие этого зародилось неизбежное чувство гибели любимого человека. Женщина искренне переживала и считала, что только смертельный исход может разрушить семью. Она периодически проигрывала в голове эпизоды ДТП с участием супруга. Специально для того, чтобы уберечь мужа в пути были придуманы различные тайные ритуалы и изобретения.

Иногда женщина чувствовала запах женских духов от рубашки мужа и шутила по этому поводу. Она ни на секунду не представляла всерьёз возможность измены. В один день случилось так - муж обманул, сказав, что задержался на работе, но его там на самом деле не было. Женщина узнала об этом, мысль об аварии не посетила её, но и мысли об измене не было. Её охватила сильная тревога и когда муж пришёл - потребовала все рассказать. Его ответ был неожиданным и ошеломительным, как оказалось, мужчина все время изменял. Это стало настоящим ударом, так как настало время строить свою жизнь заново.

Наступил "момент истины", сокрушивший долгое и мучительное вытеснение, но при этом исцелилась душа, так как сознание прояснилось и реальная картина мира для конкретных людей прояснилась.

Вытеснению подвергаются многие факты из личной жизни :

Невротические личности этого совсем не осознают и не замечают своих отрицательных черт - обидчивость, гнев, ирония и прочее. Они не видят в этом чего-либо плохого, относясь к ним как к нормальным проявлениям, не требующим изменения и даже достойными гордости.

Методы устранения вытеснения

Чтобы стать гармоничной личностью, необходимо всеми путями пытаться осмыслить вытесненное, преобразовав в сознательное. Одним из методов, используемых в психологии, является написание автобиографии . Детальное описание прошедшего - отличный способ вспомнить и осознать все вытесненное для того, чтобы переосмыслить, заново пережить и сделать так, чтобы гнетущее прошлое не мешало жить полноценным настоящим. Для начала следует пережить все потери, гибель близких людей. Нужно наладить отношения с близкими, осознать истинную причину своей враждебности. Реализовать стремление властвовать реальным ростом вместо того, чтобы тиранить домочадцев.

Главной задачей в борьбе с вытеснением является осознание того самого вытесненного посредством психоаналитических процедур, применяемых в психологии. Но также важна и профилактика возникновения этого механизма - бдительность. Для этого можно вести дневник, отмечая в нём своё мнение на текущие событие или дискуссию.

Чем сильнее позиция взрослого, тем меньше проникнет в наше бессознательное, следовательно, больше останется в сознательном. Из-за этого так много вытеснений происходит именно в детстве, так как в детском возрасте взрослой позиции по определению быть не может. Чем сильнее духом человек, тем больше он способен осмыслить и переварить, даже если информация весьма болезненна. Если человек часто обижается, но при этом пытается придать себе равнодушный вид, то происходит вытеснение обиды. Это, в свою очередь, приводит к торможению личностного роста или вовсе блокирует его. Если человек обиделся, но обида присутствует в сознании, то простить её получится легче и быстрее.

Определить, вытеснена обида или нет, очень просто. Если при вспоминании человека приходит мысль, что общаться с ним нет желания, или захлёстывает волна негатива по отношению к нему (без конкретного повода), следовательно, обида вытеснена. В этом случае нужно взять листок и ручку и вспомнить все эпизоды в жизни, связанные с этим человеком. Этот метод обязательно даст результат и причина вытесненной обиды наверняка найдётся. Теперь необходимо искренне простить человека и отпустить обиду, пусть это и не всегда легко. Если при воспоминании о конкретной личности появляются положительные эмоции или полное отсутствие эмоций, то вытесненных обид нет. В психологии такой процесс называется рефлексией .

Механизм вытеснения также не лучшим образом влияет на память. Личности, у которых много вытесненного, крайне забывчивы и имеют проблемы с памятью.

Бороться с механизмом вытеснение можно и нужно. Для этого потребуются изрядные эмоциональные резервы , так как придётся заново переживать не самые лучшие моменты своей жизни. Но только после этого человек сможет освободиться от иллюзий и идти своей дорогой.

Психология как наука непрерывно развивается, помогая человечеству лучше понять и принять себя. Тема защитных механизмов и вытеснения достаточно хорошо изучена. Но учёные продолжают свои исследования и эксперименты, расширяя горизонты знаний.

Душевная жизнь человека постоянно подвергается конфликтам, но человеческая психика выработала целый ряд механизмов, которые не только позволяют успешно справляться с конфликтами, но и не допускать их в сознание.

Вытеснение

В теории психоанализа вытеснение это важнейший защитный механизм психики человека. От его работы зависит насколько успешно индивид сможет преодолеть внутренний конфликт. Способ действия вытеснения прост: из сознания удаляются непереносимые, иногда опасные для человека мысли и запретные желания, а затем удерживаются в бессознательном определенными психическими силами, называемыми сопротивлением.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд наглядно иллюстрировал механизм вытеснения следующим примером. В аудитории находится человек, который своим поведением мешает и лектору, и слушателям. Несколько сильных мужчин берут на себя функцию обеспечения порядка и выдворяют возмутителя спокойствия за дверь. Чтобы воспрепятствовать возвращению нарушителя в аудиторию возле двери выставляется охрана.

Аудиторию Фрейд сравнивал с сознанием, помещение за дверью – с бессознательным, нарушитель порядка иллюстрировал патогенные переживания, а охрана это ничто иное как сопротивление.

Невротики, по мнению Фрейда, это пример сбоя в работе механизма вытеснения, когда не до конца выведенный из сознания конфликт превращается в невротический симптом. А вот отсутствие вытеснения, согласно теории психоанализа, может привести к более серьезным патологиям, вплоть до разного рода извращений.

Расщепление

Механизм расщепления психики многим известен как раздвоение сознания. Окружающий мир для людей, использующих расщепление существует словно в черно-белом цвете – он оказывается расколот на противоположные составляющие, выражающиеся в позитивных и негативных оценках.

Взрослый человек, который не может обобщить свой внутренний опыт начинает использовать однозначные характеристики людей или явлений, зачастую меняя свои оценки. Так, сегодня он восхваляет начальника за прибавку жалования, а завтра, получив от руководителя выговор, заклеймит его последними словами.

Британский психоаналитик Мелани Кляйн отмечала, что расщепление появляется в первые месяцы жизни ребенка, когда он воспринимает материнскую грудь то как «хорошую» – удовлетворяющую, то как «плохую» – фрустрирующую. По мнению аналитика, расщепление выполняет важнейшую функцию – оно способствует формированию в ребенке способности к различению объектов и их свойств.

Шотландский психотерапевт Рональд Лэйнг обращал внимание на расщепление собственного «Я». По его мнению, есть «воплощенное» и «невоплощенное» «Я»: одно жизнеспособное и реальное, второе – отстраненное, превращающееся в стороннего наблюдателя. Именно дистанцирование от переживаний реального «Я» помогает человеку справиться с тревогой. Однако в конечном итоге инфантильный механизм расщепления должен быть преодолен путем интеграции разъединенных частей личности, а также дифференциации явлений.

Проекция

Иногда у человека нет другой возможности избавиться от неприемлемых желаний, черт характера или наклонностей, как эвакуировать их – то есть, спроецировать на другого человека. Проективный механизм хорошо заметен со стороны, но редко признается самим человеком. Его лучше всего отражает библейское высказывание «в чужом глазу соринку видим в своем бревна не замечаем».

По мнению американского психоаналитика Карен Хорни присваивание собственных плохих черт другим людям это не только способ обеспечить себе душевный комфорт, но также средство переложить ответственность на окружающих. В ряде случаев, по мнению Хорни, проекция позволяет человеку отреагировать на свои агрессивные наклонности, не сталкиваясь с ними лицом к лицу.

До поры до времени такой способ защиты помогает человеку сохранить удовлетворяющее представление о самом себе, однако он может перерасти и в серьезное психическое расстройство, например, в «бред ревности» или «бред преследования».

Отрицание

Когда человек не хочет слышать о себе негативных оценок или не замечать травмирующих событий его психика включает еще более мощный механизм – отрицание. Исключая реальность, человек тем самым избавляется от исходящих из нее беспокоящих факторов.

Очень часто при помощи отрицания субъект пытается игнорировать новую информацию, которая несовместима с положительным представлением о себе. В большей степени отрицание присуще детям – так, закрыв голову одеялом они изолируют себя от несущего угрозу окружающего мира.

В некоторых случаях отрицание является незаменимым механизмом и для взрослых, особенно после трагических событий в жизни человека, не допуская дальнейшей травматизации психики. Однако длительная психическая фиксация на механизме отрицания реальности может привести к стойкому погружению человека в фантазийный, иллюзорный мир, что ставит под угрозу его психическое здоровье.

Реактивное образование

Мы точно знаем: если мальчик дергает девочку за косички – он неравнодушен к ней. Но почему дети избегают более естественного выражения симпатии? По мнению психологов, симпатия это чувство, которое ребенку еще мало знакомо и он боится его открытого проявления, заменяя на противоположное. Так действует механизм реактивного образования.

Фрейд обращал внимание на то, что реактивное образование приходит на смену неприемлемого влечения или агрессивного чувства, которые были вытеснены. Так брат ревностно относящийся к чрезмерному, по его мнению, вниманию со стороны родителей к младшей сестре может напротив проявлять к ней мужской интерес.

Иногда, по мнению Фрейда, реактивное образование демонстрирует преувеличение нормальных черт характера. Реактивное образование очень избирательный механизм и проявляется лишь в отношении того человека, к которому возникают неприемлемые на взгляд субъекта мысли и чувства, способные разрушить любимый объект.

По Нэнси Мак Вильямс:

Самой основной из так называемых защит высшего порядка является репрессия. Она была одной из первых, что привлекли внимание Фрейда, и сегодня имеет давнюю историю психоаналитического клинического и эмпирического исследования. Сутью репрессии является мотивированное забывание или игнорирование. Скрытая здесь метафора напоминает о ранней модели драйвов, содержащей идею о том, что импульсы и аффекты стремятся высвободиться и должны контролироваться динамической силой. Фрейд (Freud, 1915) писал, что “суть репрессии состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции от него”. Если внутренний расклад или внешние обстоятельства достаточно огорчительны или способны привести пациента в замешательство, возможно их намеренное отправление в бессознательное. Этот процесс может применяться ко всему опыту, к аффекту, связанному с опытом, или к фантазиям и желаниям, ассоциированным с опытом.

Не все трудности, связанные с привлечением внимания или с воспоминаниями, представляют репрессию. Лишь в тех случаях, когда очевидно, что мысль, чувство или восприятие чего либо становятся неприемлемыми для осознания из за своей способности причинить беспокойство, они становятся основой предполагаемого действия данной защиты. Другие недостатки внимания и памяти могут быть вызваны токсическими или органическими причинами или же просто обычным умственным отбором важного от тривиального.

Примером действия репрессии в глобальном, массированном виде мог бы послужить такой опыт насилия или зверства, после которого жертва ничего не может вспомнить. Случаи, которые когда то назывались “военными неврозами”, а теперь известны как реакции посттравматического стресса, психоаналитически объяснялись отнесением к концепции репрессии*. В подобных случаях человек не способен вспомнить конкретные шокирующие, причиняющие боль жизненные события, но находится под давлением назойливых вспышек воспоминаний о них. Это феномен, который Фрейд образно назвал “возвращением репрессированного”. В исследованиях, посвященных раннему психоанализу, описано много подобных случаев.

Позднее в аналитической теории термин “репрессия” применялся больше по отношению к идеям, продуцируемым внутри, чем по отношению к травме. Репрессия рассматривалась как средство, с помощью которого ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями. Таковым может оказаться, например, желание уничтожить одного из родителей, чтобы самому обладать другим. Он постепенно научается отсылать эти желания в бессознательное. Современные аналитики считают, что человек должен достигнуть чувства целостности и непрерывности собственного “Я”, прежде чем станет способен сдерживать беспокоящие его импульсы репрессиией. У людей, ранний опыт которых не позволил им приобрести эту константность идентичности, неприятные чувства имеют тенденцию сдерживаться при помощи более примитивных защит – отрицание, проекция и расщепление (Myerson, 1991).

Неклиническим примером репрессии может служить то, что Фрейд называл частью “психопатологии обыденной жизни” – временное забывание говорящим имени человека, которого он представляет, в контексте, очевидно содержащем некое бессознательное негативное отношение говорящего к представляемому им человеку. Во всех этих трех вариантах репрессии – в тяжелых, глубоких случаях забывания непереносимой травмы, в процессах, нормальных с точки зрения развития и позволяющих ребенку отказаться от инфантильных стремлений и искать объекты любви вне семьи, а также в тривиальных и часто забавных примерах действия репрессии, можно разглядеть базальную адаптационную природу этого процесса. Если некто постоянно осознает весь свой арсенал импульсов, чувств, воспоминаний, фантазий и конфликтов, он будет постоянно ими затоплен.

Как и другие бессознательные защиты, репрессия начинает создавать проблемы только тогда, когда она: (1) не справляется со своей функцией (например, надежно удерживать беспокоящие мысли вне сознательного так, чтобы человек мог заниматься делом, приспосабливаясь к реальности); (2) стоит на пути определенных позитивных аспектов жизни; (3) действует при исключении других, более удачных способов преодоления трудностей. Свойство чрезмерно полагаться на репрессию, а также на другие защитные процессы, нередко сосуществующие с ней, в целом считается отличительной чертой истерической личности .

Вначале Фрейд пытался способствовать тому, чтобы истерические пациенты осознали травматические события своей истории и те потребности и чувства, которые они возбуждают, и обсудить добытую интересную “неприемлемую” информацию. Работая с такими пациентами, он первоначально пришел к выводу (как было отмечено в главе 2), что репрессия является причиной тревоги. Согласно его исходной механистической модели, тревога, часто сопутствующая истерии, обусловлена подавлением сдерживаемых драйвов и аффектов. Эти чувства не подвергаются разрядке и, следовательно, поддерживают постоянное состояние напряжения.

Позже, когда Фрейд пересмотрел свою теорию в свете накопленных клинических наблюдений, он изменил собственную версию понимания причины и следствия, полагая, что репрессия и другие механизмы защиты являются скорее результатом, чем причиной тревоги. Иными словами, предсуществующий иррациональный страх порождает необходимость забыть.

Эта более поздняя формулировка понимания репрессии как элементарной защиты Эго, средства автоматического подавления бесчисленных страхов, просто неизбежных в нашей жизни, стала общепринятой психоаналитической предпосылкой. Тем не менее, исходный постулат Фрейда о репрессии как причине тревоги не лишен некоторой интуитивно ощущаемой истины: чрезмерная репрессия несомненно может вызвать столько же проблем, сколько и разрешить.

Данный процесс, обозначенный Моурером (Mowrer, 1950) как “невротический парадокс”, где попытки подавить одну тревогу только вызывают новую, составляет суть того явления, которые однажды было названо неврозом (термин, который раньше использовался более широко, чем это принято сегодня). В соответствии с этими положениями, Теодор Райк противопоставил эмоционально здорового человека, который может стоять перед витриной, восхищаться ювелирными изделиями “Тиффани” и спокойно фантазировать о том, как их украсть, и невротическим человеком, который, посмотрев на витрину, бежит от нее прочь. Когда психоаналитические идеи начали овладевать умами образованной части общества, такие популярные примеры патологического действия репрессии в качестве защиты внесли свой вклад в широко распространенное преувеличение значения устранения репрессии и отбрасывания ограничений. Они также сформировали представления, что именно это является сутью всей психоаналитической терапии.

Элемент репрессии присутствует в действии большинства защит высшего порядка (хотя мысль, что в тех случаях, когда остается неясным, действительно ли человек изначально не знает что-то или утратил то, что знал, задействовано скорее отрицание, чем репрессия, требует доказательств). Например, при реактивном образовании, смене определенной точки зрения на противоположную (ненависти – на любовь или идеализации – на презрение), настоящая эмоция может выглядеть как репрессированная (или отрицаемая – в зависимости от того, была ли она прочувствована осознанно). При изоляции аффект, связанный с идеей, репрессирован (или отрицается). При реверсии происходит репрессия первоначального сценария, который теперь разворачивается в обратном направлении. И так далее. В свете этого обстоятельства можно приветствовать изначальное предположение Фрейда, что репрессия является прародителем всех других видов защитных процессов, несмотря на существующее в настоящее время в аналитическом сообществе согласие, что описанные в главе 5 процессы предшествуют репрессии у ребенка в возрасте до полутора лет.

Комментарии

    Интерпретация Индекса жизненного стиля
    З.Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит подавление) главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, вытеснение – механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, – становятся бессознательными.

    По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого-ибо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах.

    Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в собственных глазах себя и в глазах других, например, завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т. п.

    Следует подчеркнуть, что психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу.

    В опроснике в эту шкалу авторы включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической защиты – . При изоляции психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги.

    Примечательно, что диспозиция, связанная с вытеснением названа пассивной, а её описание очень напоминает шизоидную личность, которой по Мак Вильямс как раз и свойственно использование примитивной изоляции.

    инертность и пассивность, уход в себя , безынициативность, склонность быть зависимым от кого-либо, тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств.

    При этом та же Мак Вильямс связывает с вытеснением истерический тип личности, которому авторы ИЖС ставят в соответствие .
  • Люди редко примиряются с постигшим их унижением; они попросту забывают о нем.
    Л.Д. К. де Вовенарг

    Вытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания - забывания истинного неприемлемого мотива. Вытеснение обеспечивается работой цензуры, отвергающей неприемлемую информацию, попавшую в сознание, при этом возникает ощущение ее забывания.

    Благодаря вытеснению, некоторые влечения не могут быть удовлетворены, и возникает конфликт. Он провоцирует повышение общей эмоциональности, которая в свою очередь побуждает использовать аффективную логику, связанную с выбором крайних вариантов в оценке действительности. Вместе с тем появляется тенденция к специфическим способам уклонения от трудностей -проявлениям инфантильности, фантазированию.
    Типично вытеснение тягостных сведений, связанных с возникновением страха смерти. Так, врач-рентгенолог заболела раком легкого. От нее долго прятали рентгеновские снимки, но потом она их нашла и, будучи специалистом по рентгенодиагностике легочных опухолей с тридцатилетним стажем, воскликнула: «Ну зачем же вы их от меня прятали? Явная картина пневмосклероза!».

    Вытеснение может осуществляться частично. Для понимания этой неполноты необходимо различать собственно мотив и отношение к нему. При неполном вытеснении отношение к истинному мотиву не вытеснено, оно сохраняется и проникает в сознание в виде чувства немотивированной тревоги, сопровождающегося иногда соматическими явлениями. Н. П. Бехтерева описывает, как однажды с ней произошел такой случай: «Я увидела у очень близкого мне человека признаки, как казалось, опасной болезни. Увидела на миг. Не усомнилась в диагнозе и мгновенно забыла то, что увидела. Две недели меня преследовало чувство, что что-то произошло. Тяжелое, страшное. Но что? Эти две недели я была вне контакта с больным. Не вспомнила и встретив его. И только вновь увидев признаки болезни уже усилившиеся, вспомнила все».
    Характерный пример неполного вытеснения с соматическим сопровождением приводит и Фромм. Писатель приходит к психоаналитику с жалобами на головные боли и приступы головокружения. Выяснилось, что он уже побывал у терапевта и тот ничего нее обнаружил -организм в порядке, однако самочувствие остается плохим. История писателя такова. Два года назад он перешел на работу, очень привлекательную с точки зрения денег. В житейском плане получение этой работы было настоящим успехом. С другой стороны, теперь он обязан был писать вещи, противоречащие его убеждениям. (Возник глубинный моральный конфликт, который привел к вытеснению.) Писатель потратил огромное количество энергии, пытаясь согласовать свои действия с совестью, изобретая сложные конструкции для доказательства того, что эта работа в действительности не затрагивает его интеллектуальной и моральной честности, но неудачно. Начались головные боли и головокружение. Нетрудно видеть, что появившиеся недомогания служили симптомом неразрешимого конфликта между тягой к деньгам и престижу, с одной стороны, и моральным ценностям -с другой. Как только писатель избавился от этой работы и вернулся к образу жизни, при котором он мог себя уважать, его состояние нормализовалось.

    Повышенная тревожность, возникающая в результате неполного вытеснения, может привести либо к переоценке травмирующей ситуации (и тем снимается конфликт), либо к подключению других защитных механизмов, связанных, например, с избеганием. И то, и другое нормализует душевное состояние человека, но мешает социальной адаптации, поскольку отношение к ситуации, адекватное ее восприятие все же нарушено вторжением защиты.

    Р.М. Грановская

    realfaq.NET - зеркало форума, где он будет доступен в случае причуд регулирования интернета в РФ Копирование материалов разрешается только с указанием прямой активной ссылки на источник!

Психика человека – тонкая структура, которая находится под постоянным влиянием самого человека и его окружающей среды, при этом функционирует самостоятельно. Многое человеком не осознается и не понимается, особенно если виден только результат без осознанности процесса его формирования. Вытеснение является психологической формой защиты психики человека от внешних стрессовых факторов, на примерах чего можно ознакомиться с ее результатами.

У психики есть несколько способов самозащиты. Что это такое? Интернет-журнал сайт обращает внимание читателей на то, что происходит помимо их воли. Психика с самого детства защищает человека от различных психических травм. Поскольку ребенок является самым уязвимым существом, его психические защиты работают намного быстрее и свободнее, нежели у взрослого человека.

Под психологическими механизмами защиты понимаются программы избегания стрессовых и травмирующих факторов. И здесь у психики есть несколько способов, как это сделать:

  1. Игнорирование.
  2. Проекция.
  3. Фиксация.
  4. Регресс.
  5. Вытеснение, или подавление.

Вытеснение является одним из распространенных форм защиты, к которой индивид может сам прибегать осознанно. Только в таком случае, скорее всего, подавление будет происходить некачественно, каждый раз напоминая о себе в критических ситуациях. Если же речь идет об естественном механизме вытеснения, когда информация уходит в подсознание и не может быть воспроизведена человеком по его воле, тогда психика ненадолго защитится от стрессовых внешних раздражителей, только не сможет избавить человека от переживаний, которые будут возникать при каждом столкновении с подобными раздражителями.

Ярким примером вытеснения может быть раздражительность человека на малозначительный фактор. К примеру, взрослый мужчина каждый раз раздражается, когда ему звонит мать. Со стороны многим людям может показаться его раздражительность беспочвенной. Мать только звонит, а ее сын уже взбешен. Однако если обратиться к подсознательным программам, то может выясниться, что психика затолкнула туда все ситуации, когда мать различными своими действиями портила жизнь, настроение своему сыну. И теперь у сына просто выработался условный рефлекс при виде всего лишь одного упоминания об его маме.

Смежность раздражителей – обязательное условие формирования условных рефлексов. Как вы полагаете, выработался бы рефлекс у павловских собак, если бы пищу (безусловный раздражитель) приносили спустя 15 минут после звонка (условный раздражитель) или если бы звонок давали уже после кормления? Для установления ассоциативных связей условный стимул должен действовать непосредственно перед или одновременно с безусловно-рефлекторной реакцией.

Каждое из предположений можно рассматривать как особую методику выработки рефлексов, причем не самую эффективную. Действие безусловного раздражителя перед условным называется обратным обусловливанием, в результате образуются очень слабые ассоциации (если вообще образуются). Звонок задолго до кормления называется следовым обусловливанием. Этот метод также неэффективен.

Для формирования устойчивых ассоциаций необходимо следующее:

  • Следить за тем, чтобы условный раздражитель действовал непосредственно перед безусловным и между ними не было «разрывов». Тогда оба раздражителя будут восприниматься как смежные.
  • Многократно и часто применять воздействие смежными раздражителями. Устойчивость ассоциативных связей прямо пропорциональна частоте и количеству повторений.
  • Использовать сильный условный раздражитель.

Стоит предостеречь от кажущейся легкости метода условных рефлексов. На первый взгляд все просто: вы действуете сильным условным раздражителем непосредственно перед безусловным, многократно повторяете всю процедуру – и условный рефлекс сформирован. Согласно смежности раздражителей, при соблюдении упомянутых выше условий должны образоваться ассоциативные связи. Все было бы очень просто, если бы не некий студент-старшекурсник по имени Роберт Рескорла, который усомнился в том, что смежности раздражителей достаточно для формирования рефлекса. Он предложил добавить к перечисленным выше правилам еще одно – правило предсказуемости.

Рескорла предположил, что условный стимул должен не только совмещаться с безусловным, но и точно предсказывать его. Если в одной серии опытов временные промежутки между условным и безусловным раздражителями неравномерны (1 минута, 7 минут, 2 минуты, 12 минут и т. д.), безусловный стимул будет предсказуем. Условный раздражитель должен применяться таким образом, чтобы организм ожидал появления безусловного раздражителя с определенной долей уверенности.

Рескорла не остановился на достигнутом. Некоторое время спустя, совместно с другим психологом Аланом Вагнером, он внес еще один вклад в теорию обучения. Согласно концепции Рескорлы-Вагнера, эффективность условного стимула прямо пропорциональна его неожиданности. Если условный раздражитель предсказывает безусловный, между ними устанавливаются ассоциативные связи. На первом этапе ассоциации быстро крепнут. Затем, по мере привыкания субъекта к условному стимулу, прочность ассоциаций перестает возрастать. Условный раздражитель становится более ожидаемым и соответственно менее эффективным.

Что такое вытеснение?

Понятие «вытеснение» было введено Зигмундом Фрейдом. Под данным термином понимается психологическая защита с целью активного забывания. Из человеческой памяти словно стирается некоторое событие или фактор, который вызывает резко отрицательные неприятные переживания у человека.

Другими понятиями вытеснение определяется как:

  • Репрессия.
  • Подавление.

Суть вытеснения заключается в том, что психика направляет силы на забывание той информации, которая причиняет боль и сильные переживания, переводя ее в подсознательную часть. Поскольку мозг не может полностью забыть поступившую в него информацию, он может лишь перевести ее из сознательной сферы в подсознательную.

Делается это для того, чтобы психика человека пришла к своему равновесию, поскольку при наличии определенных мыслей или воспоминаний у индивида возникают глубокие и сильные переживания, эмоции, страдания. Следует напомнить о том, что вытеснение является всего лишь одним из способов устранения негативной информации из памяти. У одного человека произойдет вытеснение, а у другого сработает другая форма защиты, например, фиксация.

Вытеснение в психоанализе

Механизм вытеснения, который был предложен Фрейдом, является одним из факторов изучения в психоанализе. При проведении бесед с клиентом психоаналитик обращает внимание на то, что было вытеснено его сознание. Вытеснением в психоанализе называется защитный механизм психики, которая не желает переживать тревогу и страхи в реальном мире, поэтому вытесняет воспоминания в область подсознания.

Вытеснением считается акт регрессии, при котором в противоречие вступают реальные события и внутренние желания, инстинкты, интересы. Когда человек не может справиться с внутренним конфликтом, тогда возникает вытеснение – психика переносит воспоминания в неосознанное пространство, чтобы не вызывать острых ощущений.

Чтобы представить себе механизм вытеснения, следует привести метафору. Проходит лекция, на которой один из слушателей громко разговаривает и шумит, пока лектор излагает материал. Когда лектору надоедает слушатель, он останавливается излагать материал и ставит ультиматум: пока слушатель не успокоится, он не будет дальше читать лекцию. В аудитории находятся другие слушатели, которые становятся посредниками и выдворяют за дверь громкого слушателя. Лекция продолжается, все довольны.

  1. Лектор в данной ситуации является сознанием.
  2. Слушатель, который шумел, — неприятным воспоминанием.
  3. Слушатели, которые выпроводили нарушителя, — психикой.
  4. Территория за дверью – подсознанием.

Слушатель, которого выгнали, хочет вернуться обратно. Но на его пути становятся стражники (другие слушатели). Однако это не становится преградой, ведь шумный слушатель продолжает искать способы, как снова попасть в аудиторию: он ждет, когда «стражники» уснут, пойдут переодеваться, отлучатся на обед и т. д.

Все это является иллюстрацией того, как сначала информация загоняется в область подсознания, когда она становится мешающей и неугодной сознанию, а затем снова всплывает в памяти в различных образах, когда ей это удается. Вытесненная информация никуда не исчезает и не пропадает. Она просто ждет момента, когда психика ослабит свою защиту, и тогда она сможет вырваться наружу. Причем как именно информация всплывет в сознании, уже будет другим вопросом.

Однако есть такой вариант решения проблемы: когда лектор договаривается с шумным слушателем, чтобы устранить проблему на взаимовыгодных условиях. Тогда информация возвращается в сознательную память и становится просто воспоминанием, к которому человек спокойно относится. Именно данной трансформацией и занимается психоаналитик.

Неврозы являются результатом вытеснения. Если человек не принимает какую-то информацию, не может ее пережить, спокойно относиться, тогда она вытесняется (то есть забывается). Зачастую такое вытеснение происходит в детском возрасте, однако в последующие годы человек продолжает решать эту же проблему, когда снова и снова сталкивается с ситуациями, которые вызывают у него тревогу, которую он вытеснил. Нужно понять ту информацию, которая была вытеснена, чтобы устранить невротическое состояние и отправить ее в прошлое.

Вытеснение как психологическая защита

Вытеснение считается главным механизмом защиты психики, когда выполняются две функции:

  1. Предотвращаются негативные переживания за счет удаления из сознания в область бессознательного травмирующей информации.
  2. Контроль и удерживание травмирующей информации в области подсознания.

Примерами вытеснения могут быть ситуации после физического или сексуального насилия, ПТСР, военные действия и пр. Однако информация никуда не девается. Периодически она всплывает в памяти, человек может испытывать беспричинную тревогу, видеть кошмары или подолгу не засыпать.

С одной стороны вытеснение является способом адаптации психики к окружающим условиям. С другой стороны подавление мешает человеку развиваться, становиться сильнее и совершеннее, использовать свой прошлый опыт в теперешней жизни, а также устранять конфликты как внутри себя, так и во внешнем мире.

Итог

Психика все делает ради блага своего хозяина. Однако и человеку нужно постараться сделать все для гармонизации своей психики. Здесь нужно изъять информацию из подсознания, чтобы направить ее на решение проблемы, которая больше не будет волновать.




Самое обсуждаемое
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?
Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее? Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее?
Печень индейки рецепт приготовления в сметане Печень индейки рецепт приготовления в сметане


top