Метод мягкого отдаления. Техники приучения к самостоятельному засыпанию: об их влиянии на привязанность

Метод мягкого отдаления. Техники приучения к самостоятельному засыпанию: об их влиянии на привязанность

Крепкий сон очень важен для нормального роста, для нормального психического развития, роста головного мозга и нормальной секреции гормонов.

Нормы сна за сутки указаны в табличке:

Что нужно знать про детский сон?

  • До 2.5-3 месяцев сон ребенка большей частью состоит из активного поверхностного сна, из которого он легко просыпается в случае, если голоден или испытывает какой-то дискомфорт. При этом, если ему комфортно, его бывает довольно сложно разбудить шумом, речью и даже прикосновениями. Однако, после 3-месяцев дети становятся более требовательны к окружающей обстановке во время сна
  • у детей на первом месяце жизни активная фаза занимает примерно 80% сна, к 4 месяцам уже 40%, к 3 годам- 30%: в активную фазу сна ребенок двигается во сне и может разбудить себя сам движениями рук или вздрагиваниями
  • на важных этапах развития малыша: в возрасте 14-17 недель, около 7-10 месяцев (в тот момент, когда он начинает вставать, садиться, ползать), и особенно, когда он начинает делать первые шаги (около года) и говорить (в 1,5 – 2 года) может происходить т.н. «регресс сна» – временное (от 2 до 6 недель) нарушение сна. Сон ребенка, который раньше хорошо спал, внезапно портится - это касается и прерывистого и короткого ночного сна, и проблем с дневным сном
  • Учитывая особенности физиологии детского сна, начиная я 5-6 месяцев почти каждый ребенок может заснуть самостоятельно и спать всю ночь
  • К 9-12 месяцам ребенок перерастает физиологическую потребность в ночном кормлении и с этого возраста можно пробовать плавно отучать ребенка проспаться ночью чтобы поесть (отвлекать, уменьшать время кормления грудью, снижать объем смеси в бутылочки).
  • Дети не могут «доспать» утром недостающие часы: с 3х месяцев и до 5-6 лет дети просыпаются согласно своим биологическим часам независимо от того во сколько они заснули ночью, а иногда даже ситуация обратная: чем позже ребенок лег, тем раньше он просыпается), а недосып у них накапливается и такие дети будут хуже спать и следующим днем.
  • У детей с хроническим детским недосыпом чаще отмечается ожирение, синдром гиперактивности и дефицита внимания
  • лучшее для абсолютного большинства детей время для отхода ко сну согласно биоритмам – с 19 до 20:30 (отклонения крайне редки и не больше, чем на час)
  • Если ребенок ложиться позже 21 часа, то у него нарушится и замедляется выработка мелатонина – гормона сна, и происходит выброс кортизола, как результат – ребенку сложнее заснуть, он будет чаще просыпаться ночью. У мелатонина ооочень много важных функций, в т.ч., участвует в работе имунной системы, регулирует артериальное давление, участвует в обновлении клеток, усиливает антиоксидантную защиту, регулирует функционирование кишечного тракта, влияет на рост и развитие клеток мозга.
  • Потребность в количестве сна летом не изменяется, несмотря на изменение светового дня: необходимо соблюдать летом тот же режим, что и зимой
  • Дети не могут нормально заснуть если они перевозбудились: необходимо четко отслеживать время бодрствования и начинать укладывать ребенка исходя из возрастных и индивидуальных норм бодрствования
  • Детям до 3 лет дневной сон обязателен. После трех лет желательно организовать детям «тихий час»: время чтения, спокойных игр и занятий
  • Нарушения сна возникают у почти 25-30% детей в возрасте от 1 до 5 лет.

Признаками дефицита сна могут быть:

  • Дневная гиперактивность, утомляемость, чрезмерная привязанность к маме, рассеянность, капризность, раздражительность и другие дневные расстройства
  • Ребенок каждый раз засыпает в машине
  • Ребенка приходится будить каждое утро (не просыпается сам)
  • В течение дня ребенок капризный и раздражительный
  • Ребенок часто встает до 6 утра
  • Иногда ребенок засыпает в ночь намного раньше, чем обычно

Как правильно организовать детский сон?

  • Ребенок должен научиться засыпать самостоятельно: тогда он, проснувшись ночью может сам заснуть;
  • Для самостоятельного засыпания необходима примерно следующая последовательность действий:
    1. вводить ритуалы сна (ритуал должен быть коротким и позитивным, настраивать ребенка на засыпание, завершаться в постели в присутствии родителя: стишок, песенка, мелодия, мягкая игрушка, определенная последовательность действий, поглаживание по голове и т.д.) и продолжать установленный режим укладывания. Ритуалы можно начать вводить с самого рождения, а можно даже и до рождения (например, слушать определенную мелодию во время сна).
    2. постепенно разделять кормление (грудью или смесью) и засыпание, оставляя при этом введенные ритуалы
    3. перекладывать ребенка в свою кроватку сонным, но не спящим
    4. не уходить из комнаты, а быть рядом с ребенком чтобы ребенок был спокоен
    5. постепенно уходить из поля зрения ребенка по мере установления самостоятельного засыпания
  • Выделяйте примерно 30 минут перед сном на подготовку ко сну. В этот период все активные игры прекращаются и начинается спокойная ежедневно повторяющаяся подготовка ко сну.
  • ребенок должен спать без движения и тряски (не в коляске и машине);
  • укладывать спать ребенка и днем и ночью нужно в свою кроватку, до 20:30 вечера, в темноте и тишине. При свете нарушается выработка гормона сна – мелатонина.
  • Переутомление в течение дня или хронический недосып ухудшают качество сна: если ребенок не высыпается, необходимо постепенно начать укладывать его раньше, сдвигая время на 10-15 минут в день.
  • При 2-дневном сне первый сон должен начаться до 12, второй до 16:00 часов, а между последним дневным сном и ночным сном должно пройти не менее 4 часов
  • Соска может стать одной из неправильных и вредных привычек на ночь, однако, она является действенным помощником в период приучения к засыпанию без груди или бутылочки.
  • Для нормального крепкого сна необходимо правильно организовать режим дня, последовательность кормлений и бодрствования, а также обеспечить ребенку достаточную физическую активность в течение дня.
  • Решение о совместном сне принимают оба родителя, однако он должен быть с соблюдением всех правил безопасности
  • При совместном сне самостоятельное укладывание организовать сложнее, но тоже возможно. Возможен частичный совместный сон (ребенок засыпает у себя в кроватке, мама ночью забирает ребенка к себе). При совместном сне необходимо соблюдать все правила безопасного сна.

Правило безопасного сна при совместном сне:

  • Оба родителя поддерживают совместный сон
  • Матрас: жесткий, ровный, простыня хорошо натянута и закреплена
  • Одеяло не тяжелое, лишних подушек нет
  • Кровать прочная, ребенок не упадет с нее (ребенок спит у стены или у кровати есть бортик)
  • Родители спят в одежде без лент и шнурков, без украшенийи цепочек, длинные волосы убраны
  • Ребенок не спит под вашим одеялком, а либо спит под своим легким одеялом, либо спит без одеяла (можно использовать теплую пижаму или спальный мешок)
  • Малыш спит со стороны мамы (мам лучше чувствует малыша)
  • Совместный сон не допустим с родителем, который выпил алкоголь или принял сильнодействующее лекарство
  • Совместный сон не желателен если родителей ожирение
  • Всегда используйте радио\видеоняню если Вы оставляете малыша во взрослой кровати одного

Можно разделить проблемы, связанные с нарушением сна на три большие группы: поведенческие причины, педиатрические и неврологические проблемы.

Поведенческие проблемы.

Поведенческие проблемы включают в себя нарушение ассоциаций засыпаний и нарушенная гигиена сна.

Наиболее частая и распространенная поведенческая причина нарушения детского сна – это нарушения укладываний и нарушение ассоциации засыпания: укладывание на руках, укачивание, укладывание на фитболе, засыпание с родителями или засыпание во время кормления (грудью или с бутылочкой). Тогда ребенок, проснувшись ночью в фазу поверхностного сна не может заснуть самостоятельно и требует повторения тех же условий, в которых он привык засыпать (например, родителям приходится по многу раз за ночь подходить к ребенку, давать ему бутылочку и укачивать, хотя ребенок вполне уже способен спать всю ночь и без ночных кормлений). Самостоятельное укладывание, соблюдение ритуалов укладывания, сон в одной и той же привычной обстановке, не в движении, соблюдение правильного режима дня и раннее введение ритуалов сна является обязательным условием крепкого сна.

Так называемая гигиена сна должна включать в себя:

  • Температура воздуха в комнате, где спит ребенок должна быть 20-22 С
  • Важно убедиться, что ребенок во сне не перегревается. Допустимо использовать кондиционер, но поток воздуха должен быть минимальным и быть направленным на потолок.
  • Свет приглушен и в комнате тихо. При необходимости (когда в комнате все равно громко или из окон шум) можно использовать устройства, воспроизводящие «белый» (монотонный) шум
  • Рядом с ребенком его любимая игрушка
  • В кроватке нет подушки, а одеялко совсем легкое (летом одеяло можно заменить на простынку).
  • В кроватке ребенок должен спать, не разрешайте ребенку играть в кроватке
  • Вечером не должно быть активных шумных игр
  • Следите за признаками усталости у ребенка: дети, которые хотят спать трут глазки, их движения замедляются, они становятся капризными и раздражительными

Помимо поведенческих проблем, существуют также педиатрические и неврологические проблемы , которые также могут приводить к нарушению сна.

Если это не начало острого заболевания, от которого просыпается ребенок (а в период острого инфекционного заболевания нарушенный сон – это нормально), а короткий рваный сон и частые ночные пробуждения –это скорее нормально для Вашего ребенка, то Ваш педиатр должен в первую очередь исключить:

  1. Нарушение сна вследствие младенческих колик . Наиболее часто они возникают в период с 1 до 4 месяцев, ребенок поел и засыпает, однако вскоре просыпается и плачет без видимой для родителей причины, поджимает ножки, живот вздут, может отмечаться частый жидкий стул, ребенка невозможно успокоить или отвлечь, облегчение состояния происходит после дефекации или постановки газоотводной трубочки.
  2. Нарушение сна вследствие рахита . Признаки рахита могут развиваться уже на 2 месяце жизни и помимо нарушения сна (короткий рваный сон по 40 минут) проявляются: сниженным тонусом, повышенной потливостью ладоней, стоп и головы, протертыми волосиками на затылке, деформацией костей черепа (уплощенный затылок, выраженные лобные доли) и ребер (воронкообразная или куриная грудь, борозда на нижней границе грудной клетки), искривление повоночника, размягченными краями родничка, плаксивостью, раздражительность, задержкой прорезывания зубов и задержка физического развития, запоры.
  3. Голодный ребенок не может нормально и крепко спать. Необходимо правильно организовать режим чтобы перед сном ребенок с аппетитом и крепко поел; кроме того, для детей, которые находятся на искусственном вскармливании можно рекомендовать специальные молочные смеси на ночь (Nestlé, «Фрисолак Ночная формула», Nestogen 2 «Счастливых снов», Friesland Campina; и другие), они содержат «сложные углеводы», более питательные и медленнее всасываются. Ночные кормления также могут быть причиной недоедания в дневное время.
  4. Аллергические заболевания : зуд при атопическом дерматите может быть довольно выраженным и приводить к нарушению сна.
  5. При цистите : мочеиспускания при цистите будут болезненными и частыми, и могут приводить к частому пробуждению ребенка; поэтому при исключении всех прочих причин нарушения сна необходимо сдать общий анализ мочи ребенка.
  6. Ребенок может спать беспокойно в период прорезывания зубов и в период освоения новых физических навыков (в период, когда он начинает ползать\сидеть\ходить)
  7. В более старшем возрасте при аденоидите может отмечаться постоянное подтекание слизи из аденоидных миндалин по задней стенке глотки, это вызывает приступы кашля и приводит к пробуждению ребенка.
  8. Синдром обструктивного апноэ сна детей (1 и более за час эпизод остановки дыхания во сне более чем на 10 секунд, сопровождающиеся предварительной серией глубоких вдохов с храпом; чаще выявляются среди детей с аномалией челюстно-лицевой области, при гипертрофии аденоидных и небных миндалин, ожирении).

Также есть неврологические проблемы нарушения сна, с ними нужно обращаться к неврологу или психологу:

  • Неврозах и ночных страхах
  • Снохождение и сноговорение
  • кошмары
  • ночной энурез
  • нарколепсия (внезапное засыпание)

О моем опыте самостоятельного засыпания с писала , но вкратце напомню этапы приучения к самостоятельному сну.

Этапы приучения к мягкому самостоятельному засыпанию :

  1. Исключение всех медицинских причин нарушения сна
  2. Соблюдение и коррекция всех поведенческих причин сна
  3. Введение ежедневных ритуалов сна
  4. При наличии вредных привычек сна - постепенный уход от них с сохранением уже введенных ритуалов сна:
    • При наличии привычки засыпать на руках - все меньшее число укачивающих движений, потом все более и более раннее перекладывание в кроватку.
    • Постепенное разделение засыпания и еды (груди или смеси) на фоне сохранения уже введенных ритуалов сна (на первом этапе допустима замена груди или бутылочки соской)
  5. Постепенное физическое отдаление родителя от ребенка
  6. Постепенно отучение от ночных просыпаний: замена водичкой смеси и кормления грудью

Будьте здоровы!

Врач-педиатр, неонатолог, кандидат медицинских наук и мама, Левадная Анна.

Текст написан с консультативной помощью команды профессиональных консультантов по детскому сну «Спи, малыш» spimalysh.ru. «Спи, малыш» представляет в России авторскую Методику Мягкого приучения ко Сну (Gentle Sleep Coach), которая была разработана одним из ведущих консультантов по вопросам детского сна в мире Ким Вест The Sleep Lady (TM).

https://umedp.ru/articles/narusheniya_sna_v_detskom_vozraste_prichiny_i_sovremennaya_terapiya.html

Нарушение сна у детей — очень частая проблема родителей, которые просто не знают, как научить ребёнка засыпать вовремя. Своими советами с «О!» поделилась ведущий мировой специалист по сну, автора метода «Медленного отдаления» (The Sleep Lady Shuffle ТМ) Ким Вест.

Родители часто жалуются, что дети не умеют засыпать сами. Это как раз говорит о том, что малышей нужно учить навыку засыпания — так же, как умению ходить и говорить.

Почему дети плохо спят?

Очень часто причинами плохого сна могут быть поведенческие проблемы. Из-за того, что у ребёнка сон ассоциируется с кормлением или укачиванием, малыш ожидает тех же действий, проснувшись ночью. Это и есть поведенческая проблема, от которой нужно избавляться. Родители могут придумать какую-то новую привычку, другую ассоциацию, связанную со сном.

24 года назад в мире было всего лишь две книги, посвящённые этой проблеме. В работе Марка Вайсблута было сказано, что ребёнка нужно уложить в кроватку бодрствующим, затем уйти и не возвращаться к нему до утра. Эта методика получила название «Проплакаться до засыпания». А книга Ричарда Фербера была посвящена «Методу периодических проверок», согласно которому после укладывания малыша нужно время от времени проверять, но каждый раз делать это реже.

Эти способы могут работать, но из-за частого детского плача их критикуют родители и эксперты. И на сегодняшний день нет научных исследований, которые бы объяснили, как такие методы влияют на психологическое состояние детей.

Когда я задумалась о создании новой методики, у меня ещё не было ребёнка. Но я была знакома с историей своего брата и его жены, которые очень переживали из-за плохого сна своего малыша и даже признавались в том, что больше не хотят иметь детей. Я боялась столкнуться с такой ситуацией, поэтому решила создать более мягкий способ «Медленного отдаления». Сначала я его применяла на своих детях, а затем на малышах родственников и друзей.

Как этот метод работает?

Чтобы научить малыша правильно засыпать, положите его в кроватку бодрствующим и оставайтесь вместе с ним в комнате. В первые дни реагируйте на капризы ребёнка: обнимайте, успокаивайте словами, качайте. Но с каждым вечером делайте это реже. Эффект от этих действий будет заметен уже на седьмой вечер. Через неделю ребёнок начнёт полноценно спать ночью. Этот способ подходит для детей от полугода до 6 лет, а быстрее и легче его усваивают малыши от 6 до 8 месяцев. Чем старше они становятся, тем сложнее их научить правильно засыпать. Но всё же это возможно, просто вам придётся приложить немного больше усилий.

Главные принципы методики «Медленного отдаления»:

    Родители или няня находятся с малышом, пока он не заснёт.

    Взрослые постепенно уменьшают степень своего участия в засыпании, пока малыш не освоит навык.

    Родители не вмешиваются в тех случаях, когда ребёнок может справиться сам, и помогают там, где ему трудно.

    Ребёнок может обучаться самостоятельному засыпанию и в отдельной кроватке, и вместе с родителями.

Если родители намеренно спят вместе с малышом, то он всё равно должен уметь засыпать сам. Решать эту проблему при помощи совместного засыпания — это не самый здоровый подход.

Метод «Медленного отдаления» нашёл отклик у мам по всему миру. С командой психологов мне удалось адаптировать этот способ и для российских семей. Я не призываю следовать только за инструкциями методики, а прошу обращать большое внимание на отношения между мамой и ребёнком. Главное — укрепить привязанность между ними, потому что спокойная мама, которая понимает потребности малыша, может более внимательно отнестись к обучению, в отличие от той, которая действует согласно инструкции и игнорирует то, что с ним происходит.

Текст: Анастасия Куратова

Фото: Ilya Andriyanov, javi_indy / Shutterstock.com

Мало найдется семей с маленькими детьми, в которых один или оба родителя не страдали бы от недосыпания. Причем проблемы со сном ребенка возникают не только в связи с тем, что у него режутся зубки – симптомом прорезывания зубов действительно может стать временное нарушение сна. Но немало и таких детей, для которых сложности с засыпанием и просыпание до десятка раз за ночь являются постоянными.

Проблема, как научить ребенка спать, актуальна для многих родителей, и на ее решение часто уходит много сил. Между тем, практика показывает, что большинство родителей совершают одни и те же ошибки. Если исправить эти упущения, возможно, скоро сон малыша наладится сам, без использования дополнительных методов улучшения ночного сна ребенка.

Ошибка 1. Отсутствие привычного для малыша ритуала отхода ко сну

Вспомните, как ложитесь спать вы сами. Скорее всего, совершаете каждый день одни и те же действия, к примеру, принимаете душ, чистите зубы, надеваете пижаму, смотрите телевизор или читаете в постели книгу. Эти действия как бы являются сигналом организму, что ему пора готовиться ко сну. Точно такие же сигналы необходимы и малышу – ведь он пока не разбирается в часах, и о скором приближении тех или иных событий может догадаться только по определенным, повторяющимся действиям. Если сегодня малыш ложится спать сразу после купания, завтра – после еды, а послезавтра папа вдруг решает поиграть с ним перед сном в лошадку – о выработке привычки засыпать в одно и то же время говорить не приходится. Вот и наблюдают родители такой результат: сегодня ребенок засыпает чуть ли не в ванной во время купания, а завтра в то же время его невозможно уложить в постель никакими силами. Наличие ритуала перед сном – обязательное условие для любого ребенка, независимо от возраста.

Ошибка 2. Вы не обращаете внимания на сигналы, которые посылает вам ребенок

Детки, даже самые маленькие, всегда посылают родителям сигналы о том, что им пора спать, что они устали и нуждаются в покое. Наиболее распространенные среди таких сигналов:

  • Зевание
  • Потирание глазок
  • Снижение активности
  • Капризность
  • Потеря интереса к игре и окружающим
  • Плаксивость.

Появление этих симптомов свидетельствует о том, что, как говорит один из известных специалистов по детскому сну Ким Вест, у ребенка открылось «окно в сон». То есть период времени, в течение которого уложить его спать будет легче всего. Если это окно пропустить, в организме начинает вырабатываться повышенное количество гормона стресса кортизола, что приводит к чрезмерному возбуждению. Малыша, пропустившего свое «окно», уложить спать будет в два раза труднее.

Что делать, если время сна уже подошло, а подобных признаков, говорящих, что малыш готов ко сну, пока нет? Ким Вест советует уменьшить яркость света, приглушить звуки и заняться с ребенком спокойными видами деятельности. Вскоре сигналы не заставят себя ждать.

Ошибка 3. Создание «костылей» для сна

В западной практике обучения сну, «костылями» называется все, что родители используют для того, чтобы заставить ребенка заснуть. В качестве таких «костылей» применяются укачивание, кормление грудью, пение, поглаживание, и другие действия. По мнению Ким Вест, после возраста 3-4 месяца эти, в общем-то, невинные действия родителей новорожденного, пытающихся уложить малыша спать, становятся его «костылями», без которых он уже не в состоянии обойтись. Да, укачивать новорожденного кроху несложно и очень умильно. Но подумайте, будете ли вы чувствовать себя столь же комфортабельно, по 20-30 минут укачивая на руках увесистого годовалого карапуза?

«Костыли» - это вовсе не плохое или неправильное поведение родителей. Однако подобные привычки могут превратиться в проблему, если малыш попадет от них в зависимость, и не научится засыпать без них. И каждый раз, когда он будет просыпаться ночью, он будет требовать привычного успокоения снова и снова.

Как же избавиться от «костылей»? Специалисты рекомендуют устранять не сами привычки, а зависимость от них. То есть необходимо разорвать ассоциацию их со сном, к примеру, многие дети ассоциируют со сном грудное кормление. Чтобы это сделать, их нужно просто разнести по времени. То есть, если вы кормите грудью малыша перед сном, прекращайте кормить его раньше, чем он заснет. И начните класть его в кровать не спящего, а сонного, но еще бодрствующего. Лучше всего этот способ работает, если начинать его использовать в возрасте 6-8 недель. Ребенок в этом возрасте может гораздо легче научиться обходиться без «костылей», и сам себя успокаивать, когда проснется ночью. Разумеется, ночных кормлений никто не отменял, и если ребенок просыпается в то время, когда ему пора есть, его нужно покормить. Но, опять-таки, постараться положить в кровать, пока он еще полностью не заснул.

Ошибка 4. Слишком ранний переход от колыбели к кровати

По мнению специалистов, это одна из наиболее распространенных ошибок родителей, приводящая затем к решению проблемы, как научить ребенка спать, но уже в своей «взрослой» кровати. Основное правило здесь – не перекладывать ребенка из его первой кроватки во «взрослую» кровать до тех пор, пока он не научится сам перелазить через перила своей кроватки. С этого времени пребывание в ней становится уже просто опасным для малыша. Считается, что ребенок вполне может спать в своей первой кровати, пока ему не исполнится два года, а то и больше. Высокие перила являются отличным подспорьем родителей в период, когда малыш еще не способен выполнять вербальные команды. Иначе с проблемой, когда ребенок не хочет спать ночью, будет очень сложно справиться: он будет просто вставать с кровати. Когда ребенок уже будет способен понять, что, будучи уложенным, он должен оставаться в постели всю ночь, тогда можно смело перекладывать его из колыбели в обычную кровать.

Ошибка 5. Ребенок спит где придется

Никто не говорит о том, что родители должны полностью стать рабами детского расписания, и не позволять себе ни на шаг от него отступить. Но не стоит впадать и в другую крайность. У многих родителей получается так, что малыш засыпает то в коляске, то в машине, то у них на руках по дороге домой из гостей, то в детском стульчике. Специалистами доказано: заснув не в своей кроватке или «на ходу», малыш не получает полноценный отдых. Движение поддерживает мозг в состоянии не глубокого, а легкого сна, и малыш не может заснуть крепко. Чтобы у ребенка формировались здоровые привычки, связанные со сном, у него должно быть постоянное место, где он будет спать днем и в течение ночи. Отступления от этого правила могут допускаться только в исключительных случаях. Все свои дела вне дома постарайтесь все же решить в промежутках между снами малыша. Или позаботьтесь о том, чтобы с малышом остался папа, бабушка или няня. Это еще одно важное правило, о котором обязательно нужно помнить тем, кто хочет научить ребенка спать.

Ошибка 6. Отсутствие расписания сна

Постоянство – это ключевое слово во всем, чему бы вы ни хотели научить ребенка, будь то задача, как научить ребенка сидеть, или желание научить спать всю ночь. Дети нуждаются в регулярных дневных и ночных снах, ведь от нормального расписания сна зависит не только самочувствие ребенка, но и процессы выработки гормонов в его организме. Предсказуемость позволяет ребенку чувствовать себя защищенным, тогда как любые неожиданности выбивают его из колеи и могут стать причиной стресса. Расписание сна очень важно для того, чтобы установились внутренние биологические часы малыша. В последние годы много говорилось о том, что ежегодные смены времени с летнее на зимнее и наоборот могут нанести вред организму человека. А ведь отсутствие установленного расписания сна делает то же самое с ребенком – только не раз в год, а каждый день. Сложности с укладыванием малыша спать и постоянные пробуждения в течение ночи могут стать как раз результатом отсутствия такого расписания. Или попыток родителей подстроить это расписание под свои нужды. К примеру, малыша укладывают в постель, когда он еще не хочет спать, или, наоборот, слишком поздно, когда он уже перевозбужден от усталости.

Конечно, пространство для определенной гибкости есть всегда, да и малыш не робот, чтобы отключаться каждый день в одно и то же время. Иногда он будет спать чуть меньше, а иногда чуть дольше. Но в любом случае, расписание сна должно быть основано на тех сигналах, которые опытная мама может распознать у малыша, желающего спать, и в зависимости от этого, составить режим сна ребенка.

Ошибка 7. Оставлять ребенка не спать допоздна, рассчитывая на то, что он дольше проспит утром

Может показаться, что идея уложить малыша попозже, чтобы он дал вам утром поспать подольше, вовсе не так уж плоха. Однако, полагая так, мы ориентируемся на собственный опыт, ведь когда мы ложимся поздно, то и утром хотели бы поспать больше. К сожалению, с маленькими детьми такой принцип не срабатывает. И даже будучи уложенным позже, чем обычно, грудной ребенок плохо спит ночью и просыпается утром не позже, а даже раньше. Уже в возрасте нескольких месяцев у малышей начинают работать внутренние часы. И они обычно будят его в одно и то же время, независимо от того, когда он лег вечером. Таким образом, оттягивая момент укладывания малыша, мы лишаем его драгоценного времени сна. А на следующий день ребенок, скорее всего, будет слишком уставшим и весь день будет капризничать. Может показаться парадоксальным, но если ваш малыш встает каждое утро слишком рано, к примеру, в 6 часов (подъем в 7 утра не считается ранним временем), то, возможно, стоит укладывать его вечером на полчаса или даже на час раньше.

Ошибка 8. Родители меняют свои требования ко сну ребенка посреди ночи

Очень часто, когда грудной ребенок плохо спит ночью, и в очередной раз будит своим плачем маму, сложно бывает придерживаться тех решений, которые были твердо приняты накануне днем. По мнению специалистов в области детского сна, одна из самых больших ошибок, которые при этом совершаются – вынужденный совместный сон. То есть когда мама пытается пойти по пути наименьшего сопротивления и берет малыша к себе в постель, хотя вовсе не намеревалась практиковать совместный сон с грудничком. Да, есть семьи, где такое решение принимается осознанно, но не о них сейчас речь. А о тех, кто кладет ребенка к себе в постель потому, что иначе не в состоянии уложить его спать. Это один из самых опасных «костылей», от которого с течением времени очень сложно избавиться.

Другая распространенная ошибка – отступать от принятых решений, пытаясь наладить сон грудного ребенка и научить его спать самостоятельно. К примеру, родители сначала пытаются отучить ребенка от нежелательных привычек, связанных с засыпанием, к примеру, от засыпания с грудью. Полные твердого намерения, они после кормления кладут в кровать еще бодрствующего малыша. Конечно, он будет возмущен таким нарушением привычной для него рутины, и начнет плакать. Если родители твердо решили, что засыпание с грудью больше недопустимо, они должны придерживаться принятого решения. К плачущему ребенку можно периодически подходить – но нельзя после 30 минут плача брать его на руки, привычно устраивать на груди и ждать, пока он заснет, как и раньше. Подобным поведением вы учите его только одному: если он будет плакать достаточно долго, он получит все, чего пытался добиться.

Если вы ощущаете, что вам сложно придерживаться принятых решений, попросите помощи других членов семьи. К примеру, после того, как малыш покушал грудь, дальше его укладывает папа. Возможно, ему будет легче справиться с плачем ребенка, тем более, что с каждым днем малыш будет плакать все меньше, привыкая к новому порядку.

Ошибка 9. Родители не могут договориться между собой

Если в семье принимается решение начать работать над сном ребенка, родители должны быть уверены, что они оба разделяют это решение. И готовы придерживаться выбранной тактики, будь то попытки уложить ребенка спать без слез или использование метода Фербера. Но поведение их обоих должно быть последовательным и не противоречащим друг другу. Ситуации, когда мама решает, что пора ребенку научиться спать самостоятельно, и оставляет его одного в комнате на какое-то время, а папа не хочет слушать плач малыша и решает, что его лучше снова укачать – недопустимы. Они только еще больше запутывают малыша, который не может понять, чего же от него хотят.

Ошибка 10. Не довести дело до конца

Если ваш грудной ребенок плохо спит ночью, и вы хотите научить его засыпать самостоятельно, будьте готовы к тому, что это займет определенное время. Как правило, последовательно придерживаясь определенного метода в течение недели, вы уже сможете заметить существенные улучшения, а то и вовсе решить проблему сна малыша. За две недели большинство детей научаются засыпать самостоятельно, и почти не просыпаться ночью. Но в течение этой недели или двух родители должны неукоснительно придерживаться принятого решения. В таком деле, как обучение ребенка сну, не стоит ожидать мгновенных результатов. Будьте реалистами, и приготовьтесь к тому, что неделя, две, а возможно, и три, будут не самыми легкими. Зато потом вся семья сможет наслаждаться отличным сном. Не стоит полагать, что режим сна малыша наладится сам. Скорее всего, проблема останется с вами на долгие месяцы, а то и годы, если вы не примете мер по ее решению. Но, раз выбрав метод обучения сну, придерживайтесь его хотя бы в течение 2 недель, не отступая ни на шаг. Только в этом случае при решении проблемы, как научить ребенка спать, можно ожидать выраженных и устойчивых результатов.

Как маркетолог Red Bull Ксения Антипова ушла из найма и запустила успешный консалт-сервис для ответственных родителей

Большое количество интересных бизнесов в России возникло потому, что родители не могли самостоятельно решить какие-то проблемы, связанные с их детьми, а рынок детских товаров и услуг такого решения не предлагал. Одна из таких компаний – «Спи, малыш». В семье Ксении Антиповой у всех троих детей были нарушения ночного сна. И в конце концов это привело её к созданию красивого и интересного бизнеса – сервиса по обучению родителей техникам нормализации детского сна..

36 лет, предприниматель, основатель сервиса (обучение родителей техникам нормализации детского сна). Образование: Российская экономическая академия имени Плеханова. Долгое время работала в департаментах маркетинга ряда международных компаний. Последние несколько лет занимала должность маркетинг-менеджера в компании Red Bull. Замужем, трое детей.


Как появился сервис «Спи, малыш»

У меня трое детей: Полине - 9 лет, Мише - 8, Филе - 4. Мои дети всегда плохо спали. В начале 2010-х я отвечала за маркетинг компании «Ред Булл» в странах Юго-Восточной Азии. И из-за того, что один из малышей плохо спал, я не могла оставить ребёнка дома. И поэтому ездила в командировки с малышом.

В конце 2011 года мой начальник спросил: «Зачем ты это делаешь?!» И рассказал, что справиться с этой проблемой ему помог специальный сервис. Я была очень удивлена, так как в России тогда такого сервиса не существовало. И поняла, что это отличная бизнес-идея для собственного дела.

Я нашла в США партнёра – ведущего консультанта по вопросам детского сна Ким Вест. Её разработка Gentle Sleep Coach – это лучшая в мире программа обучения и сертификации консультантов по детскому сну. Сама Ким в качестве консультанта уже не работает, но она организовала курс подготовки консультантов и научила 120 специалистов, которые теперь работают по всему миру.

В начале 2015 года мы получили свой сертификат Gentle Sleep Coach - и начали работать. Первым клиентам помогали бесплатно, так как надо было набить руку и адаптировать программу к российскому пользователю.

Уже в мае у нас был первый платный клиент. В сентябре мы запустили серию вебинаров. А на окупаемость вышли примерно через год после запуска проекта – в мае 2016 года

Стартовый капитал составил около миллиона рублей, это были средства моей семьи. Он был потрачен на обучение консультантов, получение эксклюзивной лицензии на метод Ким Вест и применение его в России, на запуск сайта и первоначальное продвижение.

Основной статьёй расходов стало обучение – оно довольно дорогое и длительное. Это постоянная статья расходов – раз в год я плачу за повышение квалификации специалистов и раз в два года у нас ресертификация.

Сейчас в команде у нас шесть сертифицированных консультантов. Также в команде специалист, который занимается продвижением, администратор и психолог, который помогает работать с мамами. Ещё есть PR-менеджер, она работает на неполный день – мы привлекаем её по мере необходимости. Я осуществляю общее руководство, занимаюсь дополнительным обучением консультантов, отвечаю за коммуникации с Америкой и за маркетинг.


В России у родителей немного другая ментальность и организация быта, чем у американцев. Если американские мамы ориентированы на быстрое возвращение к карьере, то наши мамы готовы сидеть с ребенком до его трёх лет. Соответственно, мы немного адаптировали программу Ким Вест с учётом этих факторов.

Результаты у нас довольно хорошие: на данный момент более 1500 младенцев прошли через наши руки. Мы активно развиваем свои площадки, наращиваем число подписчиков в соцсетях.

Как всё работает

Мамы и папы, у чьих детей есть проблемы со сном, заходят к нам на сайт, выбирают один из пакетов, после чего мы отправляем подробную анкету, которую они заполняют. Это подробное описание порядка и привычек, связанных со сном – во сколько малыш ложится, как часто просыпается ночью, как его успокаивают и т.д. После этого наш специалист связывается с клиентом и даёт первое задание.

С нашей точки зрения, первое, что нарушает детский сон, это расхождение установившегося в семье порядка с биоритмом ребёнка. Это традиционно для России: детей укладывают слишком поздно, гормональная система работает так, что мешает малышу спать

Когда технические моменты налажены, мы помогаем маме научить ребёнка засыпать самостоятельно. Родители ежедневно составляют отчёт, а также мы ежедневно созваниваемся с мамами: уточняем как прошла ночь, рекомендуем на что обратить внимание. Коммуникации идут по skype, телефону и электронной почте. В Москве возможны личные встречи, но это не всегда удобно мамам с маленьким ребёнком.

В среднем, поддержка длится 30 дней. Но тут тоже всё индивидуально. Некоторые быстро откликаются, в точности выполняют все инструкции - и дней за пять всё налаживается. У кого-то решение проблемы может занимать месяц и даже больше. Самый долгий срок в нашей практике - 45 дней. Это может быть связано с тем, что родители куда-то уезжают, что ребёнок болеет, что произошли какие-то изменения в привычном распорядке жизни семьи. Тогда мы курс временно замораживаем.

Цена вопроса

Самый бюджетный наш пакет стоит 4600 рублей, самый дорогой – 16900 рублей. Они различаются в зависимости от объёма поддержки. В самом недорогом случае мы даём маме инструкции что делать - и дальше фактически она работает самостоятельно. В самом дорогом варианте мы «держим маму за руку»: ежедневно коммуницируем, консультируем и поддерживаем её в намерении наладить сон малыша.

Также мы проводим вебинары, они рассчитаны на родителей, которые хотят понять, как всё устроено, прежде чем заказывать индивидуальную программу.

Тех родителей, у кого нет возможности потратить такую сумму на индивидуальную программу, мы объединяем в группы, это обходится дешевле.

Целевая аудитория

Мы получили сертификат на работу с детьми до 6 лет. По сути, для младенцев мы оказываем только информационную поддержку, так как у них ещё не выработался свой биоритм. Мы стараемся брать детей с 4 месяцев. До этого времени даём советы, чтобы поменьше плохих привычек ребенок «нахватал».

Самый старший клиент у нас был в возрасте 4,5 года. «Ядром» же являются дети до полутора лет. Мы несколько раз пробовали проводить вебинары «Режим дошкольника», но они не встретили отклика.

В среднем, за месяц в «Спи, малыш» обращаются около 100 семей. В основном, это русскоязычные родители, которые живут за границей

Когда начинали проект, я ориентировалась на Москву и Санкт-Петербург. Но по факту аудитория этих городов составляет около 40% наших клиентов, а большинство – из-за рубежа. Возможно, это связано с тем, что мамы, живущие за границей, привыкли оплачивать услуги, а российские мамы – товары.

Чаще всего к нам обращаются «осознанные мамы», с опытом. У молодых мам слишком много советчиков вокруг, их отговаривают от чего-то нового. А вот мамы со вторым ребёнком, которые понимают, что совершили ошибки с первым малышом, - это как раз наша аудитория.

В привлечении клиентов мы используем соцсети, самой эффективной была работа через Instagram. Одним из самых эффективных инструментов является контент-маркетинг – когда мы публикуем полезные статьи и материалы, практически после каждой публикации случаются продажи.


Сейчас структура продаж смещается: если раньше мамы в анкетах указывали, что пришли к нам из Facebook или Instagram, то сейчас всё чаще приходят по рекомендации. То есть запущен эффект «сарафанного радио».

Также мы развиваем B2B-направление, сотрудничаем с педиатрами, в основном - из частных клиник. Нарушение сна малыша – это одна из основных проблем, с которыми родители приходят к педиатрам. Врач видит, что объективных причин для нарушения сна у ребенка нет, но отслеживать режим и контролировать биоритмы у доктора нет возможности. А у нас есть. Педиатр перенаправляет родителей к нам.

Я сейчас одна из тех людей, которые запускают Ассоциацию консультантов по детскому сну в России. Консультантов сейчас всё больше, некоторые из них – самоучки, далеко не все обеспечивают достойное качество работы. И тем самым вредят всему рынку. Поэтому мы решили объединиться ещё с двумя большими проектами и организовать такую ассоциацию - будем развивать рынок вместе.

Вопрос: Сегодня существуют консультанты по детскому сну, задача которых - помочь родителям решить проблемы сна у маленьких детей. Основоположница мягкого приучения ко сну Ким Вест предлагает обучать начиная только с 6 месяцев. Однако отучение от укачивания, засыпания у груди и так далее все равно происходит со слезами. В связи с этим возникает вопрос: может ли такое обучение повлиять на привязанность ребенка к родителю и на его психоэмоциональное состояние?

Ответ:

Представители этой достаточно новой профессии действительно помогают родителям справляться с проблемами детского сна, стремятся помочь детям, да и их уставшим родителям спать лучше. И их подходы так же отличаются, как отличается адаптационный (естественный уход за ребенком) и так называемый традиционный (общепринятый) - как подход развития и поведенческий.

Так и в науке коррекции детского сна существует 8 различных подходов. Есть самые радикальные: когда ребенка оставляют одного до утра без надежды на воссоединение, есть метод контролируемого плача, а есть подход принципа преемственности, где уважается зависимость ребенка от взрослого, привязанность ребенка ко взрослому, контакт и близость.

Консультанты по сну, которые придерживаются подхода привязанности, учитывают потребности малышей и не применяют эмоциональное и физическое разделение со взрослым в пользу зависимости от предметов-заменителей.

Они подскажут, как организовать ритмы сна и бодрствования согласно возрасту, как увидеть, где слишком много стимуляции и создать более благоприятные условия и привычки сна ребенка, к которым относятся в первую очередь физический контакт со взрослым, включающий или нет грудное вскармливание. Помогут увидеть признаки чувствительности, причины повышенной тревоги, мешающие расслаблению. Расскажут, как напитать ребенка теплом и любовью до укладывания, чтобы его меньше беспокоил голод привязанности, если мама отлучается днем, и меньше тревожила разлука с ней на сон, ведь даже в уюте родительской постели ребенок именно так его воспринимает.

Консультанты по сну, которые придерживаются конвенционального подхода, действительно предлагают в короткие сроки приучить ребенка засыпать самостоятельно, не просыпаться всю ночь и спать в отдельной комнате. Одни советуют после ритуала отхода ко сну закрывать дверь в детскую и открывать ее только утром, вне зависимости от того, кричит ребенок или нет. Другие рекомендуют находиться в одной комнате с ребенком, но не смотреть ему в глаза и не реагировать на плач и просьбы о контакте.

Третьи обещают, что ребенок плакать не будет, и считают свой подход мягким, но грудное вскармливание и привычка засыпать на руках или рядом со взрослым в данном мероприятии будут серьезными помехами. Поэтому консультанты этого направления подталкивают маму к ограничению контакта в момент засыпания и к сокращению или прекращению ночных кормлений. Наиболее лояльные из них настаивают на разграничении прикладывания к груди и самого засыпания, а ночные прикладывания просят взять под контроль и кормить регламентировано.

Стандартная конвенциональная программа коррекции сна - приучить ребенка не нуждаться в родителе в момент засыпания и при пробуждении среди ночи. Создаются новые привычки сна, в которых отсутствует прямой контакт с ребенком. В свою очередь вводятся ритуалы, помогающие ребенку успокаиваться самостоятельно. Сценарий программы выглядит примерно так:

  • Плачет больше трех минут? Надо подойти, погладить, похлопать, успокоить, но на руки не брать.
  • Продолжает плакать? Можно взять на руки, но ненадолго, и лучше поскорее положить обратно, таким образом приучая к тому, что на руки в случае плача не берем. Успокаиваем ребенка, лежащего в кроватке.
  • Не плачет, а играет, гулит, скачет по кроватке? Ждем пять минут и лишь потом заходим. Необходимо снова настойчиво уложить, погладить, похлопать. Можно положить руку, но на руки не брать, в глаза не смотреть, не заигрывать, пресекая любой шанс физической близости и возможность получить приглашение от родителя.

Любопытно, что даже состав молока подтверждает нелогичность ограничения в прикладываниях, т. к. размеренные посасывания груди напрямую влияют на гормоны, отвечающие за расслабление, засыпание. Тесные объятия перед сном, когда рука мамы, подобно кокону, словно оберегает тельце малыша, тепло тела взрослого, его дыхание рядом также расслабляют ребенка, обеспечивая ему чувство безопасности.

Эти привычки сна продуманы природой и являются потребностями малыша. Но конвенциональный консультант в первую очередь порекомендует маме разграничить прикладывание и засыпание, и таким образом сломать телесную зависимость: на руки или к себе в постель не берем, кладем в кроватку и гладим.

Может ли такая программа коррекции сна повлиять на привязанность? Да. Чаще всего она выстроена именно так, чтобы на нее и влиять, приводя ребенка к тому состоянию, когда привязанность к родителю не будет мешать.

Ведь зависимость и потребность в близости со взрослым - в этом случае помеха заветному сну, равно как и привычка сосать грудь во время засыпания и среди ночи. Таким образом, потребность малыша в физическом контакте игнорируется, и он, если и получает ответ на нее, то не тот или не в том объеме, который ему необходим, параллельно перенося ее на предмет-заменитель.

Также оставляется без внимания потребность ребенка в прикладывании по требованию, в том числе и во время сна, при том, что она обусловлена и физически, и эмоционально (за исключением случаев, если младенец старше трех месяцев плохо набирает вес).

Ребенка, пусть и постепенно, но лишают существовать в жизни родителя, ночью в том числе, приглашения доверять, следовать и принимать заботу - они принимают другую форму, идущую вразрез с ожиданиями малыша.

Постепенно он привыкает к тому, что мама не берет его на руки, что сидит далеко от него, повернувшись боком или спиной, что кормит, не прижав к себе в своей постели, а за полчаса до сна, в другой комнате. При этом днем мама может быть нежна, заботлива и щедра на объятия, вместо которых вечером предлагает похлопывание, а вместо себя - одеяльце.

Это влияет на чувство безопасности, на способность полагаться и искать ответа.

  • Как следствие, ребенок чаще всего возводит определенные защиты, чтобы не испытывать невыносимые для себя страдания, уходит в отчуждение от родителя, перепривязывается к предмету заменителю.
  • У кого то обостряется проблемное поведение, увеличиваются агрессивные импульсы в дневное время.
  • Кого-то жажда близости и отсутствие ожидаемой заботы ночью приводит к сильнейшей тревоге, к активизации стремления к близости, и ребенок днем становится навязчиво липучим, капризным и тревожным.
  • У кого-то развиваются хронические формы , к предмету заменителю, которые отражаются на отношениях с взрослым днем.

Защиты влияют на эмоциональное развитие ребенка, перепривязанность и отчуждение лишают родителя способности влиять на ребенка и приводить его в точку покоя, что по умолчанию важно для развития.

Стоит отметить, что не всегда это настолько фатально, и некоторые дети внешне выглядят вполне благополучными. И я допускаю, что это не только внешнее впечатление. может быть вдоволь днем, напитывания контактом в рамках ритуала укладывания и явной вовлеченности родителя может хватать некоторым детям, чтобы компенсировать им ночь в одиночестве. Либо адаптивность ребенка может быть так высока, что новые, суррогатные привычки сна приживаются, ночи пролетают незаметно, не ударив по глубине зависимости от родителя и эмоциональному здоровью.

Дети все разные, и по-разному проявляют себя, когда сон становится проблемой, поэтому не стоит опираться на то, что все обойдется и пройдет само собой, если не спите ни он, ни вы.

Лучше возьмите в расчет то, что развивающийся мозг ребенка полагается на заботу взрослого и на непрерывность связи в их отношениях. По крайней мере, в ту незрелую пору, когда кроме физической близости, ребенок мало за что может держаться, даже если речь идет о сне.

«Ребенка надо научить спать» - это лозунг любого учреждения, обучающего конвенциональных специалистов по коррекции сна. Но ребенка не надо учить спать, как не надо учить сосать грудь или испражняться. Ему, конечно, нужно помочь приложиться к груди, и хорошо бы помочь сходить в туалет, т. к. спазмы сфинктеров его пугают и тормозят, но с мамиными подсказками при высаживании это делается легко и не кажется страшным.

Точно так же со сном. Мучиться самому и наблюдать страдания ребенка, связанные с , совсем необязательно. Помочь малышу спать лучше, а заодно и себе, несомненно, стоит, но учить ребенка спать необходимости нет. Он рождается с этим умением, равно как и с инстинктом доверять, следовать, падать в привязанность и расслабляться в объятиях взрослого. Последнее важно как раз для ритмов его сна, для его способности расслабляться и засыпать, для его психоэмоционального развития.

Из вышесказанного следует, что ребенку нужно помочь довериться маме, которая знает о его потребностях, а маме следует полагаться на естественные, просчитанные природой привычки сна. Укрепить их, развить и сделать своими помощниками.

Тогда укладывание будет не изматывающей рутиной, а проявлением любви, моментом близости и заботы, способом дать понять ребенку, что взрослый является ответом на его потребности.

Как следствие, сон поправится сам, поскольку ребенку не нужно будет беспокоиться, рядом ли мама, ведь качество и количество сна ребенка напрямую связано с качеством и количеством близости с заботливым взрослым.

А что касается консультантов, то как дети все разные, так и специалисты по сну разные. Одни способны разрушить ваше представление о нежной связи, другие помогут расцвести и окрепнуть ей, что неизбежно принесет вам спокойные благостные ночи: и вам, и вашим детям.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top