Методика обучения дошкольников плаванию. Методика обучения плаванию

Методика обучения дошкольников плаванию. Методика обучения плаванию

Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным. В медико-физиологическом аспекте это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и др.), в психологическом аспекте -- формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом -- это не только обучение дошкольника сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции.

В то же время акватория бассейна -- это, прежде всего, иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям человека. Поэтому тренеры-педагоги единодушны в том, что для избавления от детских страхов и общего привыкания ребенка к воде необходим адаптационный период.

Плавание как вид деятельности характеризуется значительной степенью сложности, что неизбежно усиливает элемент обучения в ущерб игре, которая с точки зрения психологии является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста.

Учет психологических закономерностей развития ребенка при организации занятий плаванием в детских дошкольных учреждениях требует, чтобы эти занятия структурно и функционально строились по принципам «открытого обучения» в педагогике школьного возраста. Открытое обучение не ограничивается строго регламентированными рамками и допускает модификации, как по воле педагога, так и по воле ученика. Дидактическое пространство при таком подходе оказывается «местом встречи» разнонаправленной мотивированной деятельности ребенка (который хочет купаться и резвиться) и взрослого (цель которого -- научить ребенка плавать). Ребенок же становится субъектом собственных плавательных движений, а не объектом педагогических требований инструктора.

Таким образом, к формированию плавательных навыков у детей дошкольного возраста должна вести не столько особая методика обучения плаванию, сколько необходимость освоения ребенком более широкого социального опыта -- акватории бассейна.

Существует ряд методик обучения плаванию детей разного возраста. Хороший опыт группового обучения детей дошкольного возраста в бассейнах-«лягушатниках» (Г. Левина «Плавайте с малышами», 1974г.). Он ставит следующие цели обучения детей плаванию: научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде; максимально использовать все факторы, способствующие укреплению здоровья детей и их физическому развитию; заложить прочную основу для дальнейших занятий плаванием, что является не маловажным в развитии детей. Но нужно отметить, что его методика имеет недостаток - обучение плаванию начинается непосредственно в воде. Перед погружением в воду нужно подготовить ребенка к поведению в воде при помощи специальных упражнений на дыхание, на продвижение в воде (привыкание к воде).

В качестве базовой программы обучения плаванию, принятой педагогами большинства детских садов, можно считать методику Т.И. Осокиной (Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. М.: «Просвещение», 1991).

Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста должна опираться на основные дидактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Общедидактические принципы -- сознательность, систематичность, наглядность, доступность, прочность и частные методические положения теории физического воспитания -- принцип возрастания нагрузки, повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Обязателен в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное -- возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы прл обучении плаванию детей.

Ведущее место должен занимать игровой метод. Он обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Использование игр помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игровой характер обучения отражает также необходимость внимательного, требовательного, но в то же время непринужденно-ласкового подхода к детям, обусловливает живое участие воспитателя в процессе обучения.

Игры, как правило, должны содержать ранее разученные детьми элементы плавания и различные подготовительные к плаванию упражнения. В обучении должны быть использованы простые и доступные дидактические пособия, разнообразные по форме, назначению.

Освоение различных движений происходит путем многократного повторения их. Количество повторений должно возрастать постепенно. Учитывая, что повторение движений является однообразной деятельностью и утомляет детей, в одном занятии надо предлагать им выполнять разнообразные упражнения.

Дошкольники на основе подражания лучше овладевают, целостными двигательными актами. Поэтому надо создавать у них целостное представление об изучаемом способе плавания. Для этого как на первом, так и на последующих занятиях необходимо многократно показывать этот способ в исполнении умеющего плавать ребенка или взрослого.

В связи с особенностями развития мышления детей в этом возрасте (конкретность, предметность, сильно выраженная способность подражания и др.) показ имеет очень большое значение при обучении плаванию. Все разучиваемые детьми упражнения, движения должны быть показаны воспитателем. Показ надо осуществлять в тех же условиях, в которых будет проводиться упражнение (на суше, в воде).

Особенно важен при обучении плаванию показ упражнений, проводимых в воде. В таком случае дети не только зрительно воспринимают структуру движения, но и убеждаются в том, что выполнение этого движения в воде вполне возможно. Это в свою очередь порождает уверенность и смелость при выполнении упражнений, способствует быстрейшему образованию новых навыков.

Не всегда дети сразу схватывают правильное выполнение нового движения. Поэтому его надо демонстрировать по многу раз как на одном, так и на протяжении нескольких занятий.

Лучше всего показывать упражнения непосредственно перед их выполнением, совершая все движения правильно, четко, легко и красиво, без напряжения.

Надо всегда давать возможность ребятам показывать свои достижения в исполнении тех или иных заданий воспитателю или другим детям. Это активизирует их участие в процессе обучения и может служить дисциплинирующим фактором.

Показ обязательно должен сопровождаться доступными для детей пояснениями. Рассказ, беседа, объяснение, своевременное замечание стимулируют целенаправленное, сознательное овладение движениями.

Большое место в мышлении ребенка-дошкольника занимает образ. В обучении плаванию образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений должны широко применяться. Такие названия упражнений, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Раки», «Акула» и др., помогают создать реальные представления о подлежащем выполнению упражнении, облегчают овладение им. Естественно, образ должен быть понятен детям, иначе подражание ему невозможно. Но надо иметь в виду, что ориентация только на имитационные упражнения или чрезмерное увлечение занимательностью образа отрицательно влияют на общую организованность занимающихся и четкость выполнения упражнений. Поэтому не надо злоупотреблять ими.

Объяснение, рассказ воспитателя на занятиях плаванием должны быть облечены в четкую выразительную форму. Тон разговора должен быть всегда ровным, спокойным, но достаточно внушительным. Авторитетно предъявленное требование безоговорочно выполняется дошкольниками.

В работе с ребятами 4--6 лет не следует использовать большое количество команд и подсчетов в разучивании упражнений. Главное на групповых занятиях -- это авторитет воспитателя: его взгляд, выражение лица, тон, жест призывают детей к порядку. Они должны ощущать контроль за своим поведением.

Это помогает детям сосредоточить внимание, приучает исполнять задание по первому слову воспитателя. В процессе занятий детям надо напоминать, что за ними наблюдают, делать замечания, часто повторять: «смотрю», «покажи», «сделай», «послежу» и т.д.

Отношение воспитателя к детям в группе должно быть чутким, ласковым, одинаково ровным ко всем. По возможности одинаковыми должны быть и выдвигаемые требования, но, разумеется, нельзя забывать об индивидуальных данных детей.

Требования воспитателя не должны навязываться детям, их надо предъявлять тактично, корректно. Важно создавать у детей ощущение самостоятельности в своих действиях.

Занятия плаванием очень эмоционально воспринимаются детьми. Они с удовольствием плескаются, брызгаются, плавают. Но иногда их поведение в воде становится слишком, шумным, чрезмерно возбуждаясь, дети лишаются способности реагировать на требования воспитателя. В таких случаях можно применить и наказание.

Одной из мер наказания является выговор с точным указанием причин недовольства воспитателя. Детей, грубо нарушающих дисциплину занятий, можно выводить из воды, не допускать к занятиям. Наказывая ребенка-дошкольника, надо сохранять уважение к его личности. Напроказившего надо вывести из воды, велеть ему одеться и в назидание другим посадить во время занятий на скамеечке на глазах у всей группы. На следующем занятии надо сделать вид, что ничего не случилось, и разговаривать с ребенком по-прежнему дружески.

Такое отношение, как правило, несколько смущает наказанного, он старается выполнять все требования как можно лучше и внимательнее. Дети очень любят купаться, плавать, поэтому в большинстве случаев уже одно напоминание о возможности лишиться этого удовольствия дает необходимые результаты.

Овладение навыком плавания достаточно сложно для дошкольников. В связи с этим в обучении их плаванию надо использовать значительное количество разнообразных подготовительных упражнений и игр.

С каждым упражнением дети знакомятся вначале на берегу, а потом разучивают его в воде. Ознакомление с новым учебным материалом на берегу важно, так как время пребывания детей в воде ограничено (10--15 мин), а водная среда чрезвычайно их возбуждает, в результате чего внимание рассеивается, они плохо воспринимают незнакомый материал. Кроме того, находясь во время объяснений и показа нового материала в.воде без движений, дети из-за повышенной теплоотдачи быстро охлаждаются.

Но и злоупотребление большим количеством упражнений на суше влечет за собой снижение внимания. Поэтому целесообразно предлагать детям на суше 2--3 упражнения, а затем заниматься с ними в воде.

Дозировка нагрузки при выполнении упражнений для девочек и мальчиков одинакова, но изменяется в зависимости от возраста детей: детям 3--4 лет нагрузка дается несколько ниже, чем детям 5 и тем более 6 лет.

Приводимые ниже указания по дозировке нагрузки в каждом конкретном случае могут меняться воспитателем. Так, например, при низкой температуре воды и воздуха количество повторений упражнений может быть уменьшено, а интенсивность их выполнения увеличена (меньшее количество упражнений, проделанных в более высоком темпе).

Занятия в воде следует всегда начинать с выполнения энергичных движений. Заканчивать же их надо спокойными погружениями в воду с головой и выдохом в воду. В зависимости от возраста детей это упражнение надо повторять в конце занятий от 4--5 до 10--12 раз и более. Свободное плавание повышает эмоциональную окрашенность занятий, дает детям возможность самостоятельно испробовать свои силы в исполнении тех или иных технических приемов, попытках плавать. Для развития активности, инициативы у ребят необходимо в занятия вводить свободное плавание.

Исправлять ошибки ребят нужно в процессе занятий в определенной последовательности. Естественно, что вначале ребенок допускает в плавании кролем значительные ошибки. Чаще всего у дошкольников они зависят от степени общей физической и координационной подготовленности. Надо стремиться к тому, чтобы дети освоили общий рисунок движений способа плавания. В силу подвижности, неуравновешенности нервных процессов детям дошкольного возраста с трудом даются точные, четкие движения. Не надо требовать от них сразу же точности в технике плавания. Ее, возможно, выработать лишь в результате длительного времени. Но некоторые грубые нарушения в плавании кролем на груди и на спине у дошкольников надо своевременно и последовательно исправлять.

Высокое положение головы вызывает неправильное положение туловища и затрудняет дыхание. Поэтому, прежде всего надо поправить положение тела, головы, затем добиться правильного дыхания. При низком положении таза глубоко в воду погружаются ноги, нарушается равновесие в воде, ноги работают вяло, а иногда даже тянутся без движения. Или, наоборот, дети делают резкие, неритмичные, плохо согласованные движения ног, ноги сильно согнуты. На исправление движений ног надо обращать много внимания: до тех пор, пока ребята не научатся правильно работать ногами, не следует торопиться с исправлением других ошибок. После того как ошибки в движениях ног будут устранены, можно приступить к исправлению в движениях рук, а затем и в согласовании всех движений.

Сперва надо заметить основную ошибку. Исправление ее часто ведет к устранению мелких второстепенных ошибок. Нельзя исправлять одновременно несколько ошибок -- это рассеивает внимание ребят. Исправлять ошибки следует, давая установки на правильное исполнение движения и уточняя исполнение движения по ходу действия. При этом воспитатель должен активно использовать повторный показ, фиксировать внимание на правильном выполнении движений отдельными детьми, организовывать выполнение их в парах, для взаимного самоконтроля.

По мнению Булгаковой Н.Ж., Осокиной Т.И., Левина Г. Могут быть выделены несколько этапов обучения.

Первый начинается с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами. Он продолжается до того момента, когда ребёнок освоится и сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.

Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надёжно. На занятиях дети должны держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время, получают представление о её выталкивающей и поддерживающей силе, а также самостоятельно произвольно выполняют упражнение вдох-выдох в воду несколько раз подряд. После этого дошкольники обучаются определенным способам плавания .

В результате третьего этапа дети должны уметь проплыть 10-15 м на мелкой воде сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.

На четвёртом этапе начального обучения продолжается усвоение и совершенствование техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду. Дети приобретают умение плавать на глубокой воде .

Каждый из этапов начального обучения плаванию условно может быть "привязан" к определённому возрасту детей:

Первый - ранний и младший дошкольный возраст;

Второй - младший и средний дошкольный возраст;

Третий - старший дошкольный возраст;

Четвёртый - старший дошкольный и младший школьный возраст.

Такая возрастная периодизация начального обучения дошкольников плаванию имеет относительный характер: индивидуальные данные и способности детей вносят в неё коррективы. Но в целом она позволяет педагогу чётко представить себе основные направления работы с детьми разных возрастных групп .

Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объём не только двигательных умений, навыков, но и знаний, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, ко взаимоотношениям со сверстниками .

Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учётом индивидуального подхода к ребёнку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.

Сознательное и активное отношение детей к упражнениям и играм имеет большое значение для достижения положительных результатов при обучении плаванию. Поэтому, объясняя задание, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы дети поняли, как выполнять движение, на что при этом обратить внимание. Понимание смысла заданий стимулирует заинтересованное и активное их выполнение, способствует постепенному усвоению и осознанию значения упражнений. Это побуждает детей выполнять движения как можно лучше, чётче. Они проявляют больше самостоятельности, творчества, если действуют осмысленно, понимая, что необходимо приложить определённые усилия для достижения цели. От того насколько эмоционально интересно проводятся занятия, зависит уровень и уровень усвоения ребёнком предлагаемого материала .

Занятия должны проводиться систематически. Это очень важно, т.к. обучение плаванию связано с другими формами работы по физическому воспитанию, а также со всем педагогическим процессом. При систематических занятиях осуществляется последовательность, периодичность, как в организации занятий, так и в освоении учебного материала. При регулярном проведении занятий обязательно чередование физической нагрузки и отдыха, полезна смена разных видов деятельности, попеременное выполнение упражнений и игр .

Двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений. Необходимо, чтобы повторение сочеталось с усвоением нового. Занятия по программе, предусматривающей изменение упражнений от простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны быть регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута.

При систематических занятиях достигаются хорошие результаты в физическом развитии детей. Последовательное увеличение нагрузки при этом является важным условием предупреждения травматизма.

Успех в обучении плаванию может быть достигнут лишь в том случае, если будут учтены особенности развития детей того или иного возраста и реальные силы и возможности каждого ребёнка. Только зная состояние здоровья, уровень физического развития, степень подверженности простудным заболеваниям, индивидуальные реакции на физические нагрузки и изменение температурных условий, можно выбрать наиболее правильные пути обучения дошкольника плаванию. Следует помнить, что доступность заданий для детей младшего, среднего и старшего возраста предполагает включение упражнений такой сложности, успешное выполнение которых требует от детей высокой концентрации их физических и духовных сил, приложения волевых усилий .

Постепенность и последовательность в переходе от привыкания к воде во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений (скольжения, плавания с предметом в руках или облегченным способом и т.п.) является одним из условий обучения детей. В этом - залог усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения детей к самостоятельному выполнению упражнений на всё большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребёнка).

Индивидуальный подход в обучении необходим при работе с детьми дошкольного возраста: организм ребёнка ещё не полностью сформировался и окреп. Как чрезмерная, так и недостаточная физическая нагрузка неблагоприятны для его развития. Индивидуальный подход предполагает использование соответствующих методических приёмов обучения (подготовительных упражнений, подбора вариантов и т.п.) .

Соблюдение постепенного повышения требований достигается постановкой всё более трудных задач и усвоением всё более сложных движений при нарастании продолжительности и интенсивности физической нагрузки. Её постепенное увеличение повышает функциональные возможности, развивает физические качества - выносливость, ловкость, силу и др. Становится возможным увеличивать проплываемую дистанцию, скорость, количество повторений упражнений и уменьшать интервалы между ними .

Принцип наглядности при обучении плаванию - один из ведущих. Мышление дошкольника конкретно, двигательный опыт незначителен, восприятие движений в водной среде осложнено. Непривычность обстановки возбуждает детей, внимание их рассеивается, плеск воды заглушает голос преподавателя. В этих условиях различные чувственные образы - зрительные, слуховые, мышечные - в сочетании создают более полное представление о разучиваемых движениях и способствуют лучшему их усвоению. Большое значение при этом имеет взаимосвязь показа с образным словом - рассказом, объяснением.

Хорошие успехи достигаются при умелом сочетании всего многообразия словесных, наглядных, практических методов и приёмов. Важно, чтобы учитывались задачи определённого этапа обучения, особенности возраста занимающихся, подготовленность детей, их эмоциональное состояние, условия проведения занятий.

Решающую роль в формировании навыков плавания играют упражнения. Они являются основным средством обучения детей.

Технику спортивных способов плавания и их облегченных разновидностей рекомендуется осваивать следующим образом: вначале у детей формируют представление о конкретном способе плавания в целом. После этого разучиваются отдельные движения, которые соединяются. Использование этого метода предусматривает определённую постановку задач, подбора упражнений и приёмов обучения.

  • 1. Разучивание движений ног: а) на суше (имитация) с опорой на месте; б) в скольжении с опорой и без опоры руками с задержкой дыхания; в) в скольжении с опорой и без опоры руками в согласовании с дыханием.
  • 2. Разучивание движений рук: а) на суше, стоя в воде; б) в согласовании с движением ног, с задержкой дыхания, с использованием опоры на месте и в движении; в) то же в согласовании с дыханием; г) плавание, совершая движение руками без выполнения движений ногами.
  • 3. Разучивание способа плавания в целом, т.е. отработка согласованных движений рук, ног и дыхания. Совершенствование плавания с полной координацией движений .

Во время обучения движениям и овладения ими меняется их двигательный характер. Движения связаны с разной степенью координации - от простого к сложному и отражают разные уровни обученности.

Выполнение простых лёгких плавательных движений подводит к овладению более сложными. Не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения. Это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания с полной координацией. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях, с разными вариантами .

Оптимальных успехов можно достичь, целенаправленно упражняя детей в тех способах плавания, которыми они овладели достаточно прочно, развивая двигательные качества, особенно выносливость. Например, если кто-то из детей хорошо передвигается в воде при помощи работы ног с доской в руках, проплывая 5-10 м, то можно совершенствовать этот навык, увеличивая дистанцию (15-25 м и более). Перед повторным заплывом детям предлагают отдохнуть. В дальнейшем время отдыха постепенно сокращают, увеличивая дистанции и частоту их повторений. Это ведет к совершенствованию плавательных навыков и физического развития.

На занятиях целесообразно сочетать отдельные подготовительные упражнения с плаванием в полной координации, широко применять игры и поощрять попытки детей самостоятельно плавать избранным способом.

Важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения - стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать .

Болезненность" href="/text/category/boleznennostmz/" rel="bookmark">болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.

В последние годы Правительство России придаёт большое значение демографической политике, оздоровлению нации, развитию физкультуры и спорта. 4 декабря 2007 г. принят Федеральный Закон № 000 «О физической культуре и спорте». 25 декабря 2008 г. к нему принята поправка «Принцип обеспечения каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту, как необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, право на занятие физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения».

Общеизвестно, что плавание оказывает большое оздоровительное действие на весь организм ребенка и является мощным средством закаливания. Систематические упражнения в воде гармонически развивают все основные группы мышц, тренируют сердце и лёгкие, укрепляют нервную систему человека. Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и, особенно, ребёнка, трудно переоценить. Оно настолько велико, что при Международной любительской федерации плавания образован медицинский комитет, занимающийся как разработкой рекомендаций, так и распространением передового опыта занятий плаванием среди населения, и, в первую очередь, детей. Кроме этого, умение плавать – жизненно необходимый навык. Обучение плаванию лучше начинать в возрасте 3-4 лет: именно в этом возрасте малыш становится не только физически, но и психологически готов к осмысленному обучению.

В данной Программе выработан наиболее рациональный метод обучения, систематизирован материал многолетней практики, отобранный с учетом возрастных особенностей детей от 3 до 7 лет, использованы научные методики, рекомендованные в изданной для детских учреждений литературе. Подобраны соответствующие возрастным особенностям детей упражнения и выстроены в определённой последовательности. Самые сложные упражнения поделены на элементы и изучаются по отдельности, после отработки соединяются в одно целое движение, затем идет работа над техникой исполнения в этом направлении.

Программа построена в соответствии с общепринятыми педагогическими принципами. На начальном этапе соблюдается принцип доступности, в дальнейшем – принципы сознательности и активности при формировании устойчивого интереса детей: как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии. Соблюдается принцип индивидуализации, учитываются индивидуальные особенности физического и психического развития каждого ребёнка. В основе физического воспитания лежит спортивная тренировка, концепция которой на сегодняшний день, по сути, единственно научно обоснованная концепция управления двигательным потенциалом. Не случайно, обучение и тренировка – единый педагогический процесс. С учётом этого, за основу взято спортивное плавание (, «Плавание», 2003 г.).

Автор трансформировал классическую методику обучения плаванию в современную технологическую модель скоростного качественного овладения способами плавания детей дошкольного возраста. Программа предусматривает обучение упражнениям, помогающим ребенку быстро освоиться в водной среде и овладеть техникой различных способов. Данная разработка отвечает всем основным требованиям, определяет основные принципы методики, позволяющие сокращать время формирования навыков плавания различными способами, а также содержит план-программу занятий по плаванию для разных возрастных групп, обще развивающие и специальные упражнения, планы-конспекты занятий, сценарии праздников на воде.

Использование данной методики позволит большинству детей в ДОУ овладеть плавательными навыками, обладать достаточным запасом движений, поступить в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий и более значительным нагрузкам, к концу обучения у детей будет заложена основа для формирования опорно-двигательного аппарата.

«Плавание является важным средством физического воспитания и относится к наиболее массовым видам спорта» - (, «Обучение плаванию в школе», 1974 г.).

Введение

В детский сад дети приходят с разной физической подготовкой. Кто-то сильнее, кто-то слабее, одни активнее, другие более пассивны. Обучение плаванию – сложный педагогический процесс, особенно сложно обучать малышей, ведь научить плавать необходимо всех детей, не только отчаянных, способных, но и первоначально трусливых и, казалось бы, совсем не способных к обучению. Педагог должен научить детей выполнять упражнения, с которыми они ещё не сталкивались в повседневной жизни, помочь детям научиться преодолевать возникающие трудности, вырабатывать характер и устойчивость к стрессовым ситуациям.

Подавляющему большинству детей занятия плаванием очень полезны. «Хотя бывают ситуации, когда по рекомендациям одних врачей ребёнку необходимы занятия плавание (сколиоз), а другие специалисты (ЛОР) говорят, что эти занятия противопоказаны» (, «Обучение детей плаванию в раннем возрасте», 2006 г.).

Не всегда запреты врачей оправданы. Такие дети из-за «слабого» здоровья, не овладевшие элементарным навыкам плавания, ныряния и дыхания, находятся в зоне риска на естественных водоёмах . А ситуации в жизни могут возникнуть всякие и закончиться они могут трагично.

Цели и задачи начального обучения детей плаванию можно сформулировать следующим образом:

1. Использование всех факторов, способствующих укреплению здоровья детей, их физического развития.

2. Повышение жизненного тонуса с раннего возраста, сохранение жизни на естественных водоёмах. Развитие способностей ребёнка уверенно и безбоязненно держаться на воде.

3. Заложить прочную основу для дальнейшего занятия плаванием:

Освоить подготовительные упражнения,

Освоить элементы спортивного плавания,

Освоить 4 спортивных способа плавания: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй, брасс.

4. Развитие личности ребёнка, его способностей.

Плавание – это сложное высоко координированное движение. Работают сотни мышц. Должны быть гибкими и подвижными все суставы – стопы, коленные суставы, тазовые, кистевые, локтевые, плечевые суставы. Подвижным и гибким должен быть и весь позвоночник, все его отделы.

Систематические упражнения в воде гармонически развивают все основные группы мышц, тренируют сердце и лёгкие, укрепляют нервную систему ребёнка. Обучение плаванию лучше начинать в возрасте 3-4 лет, в этом возрасте ребёнок психологически и физически готов к осмысленному обучению. В этом возрасте ребёнок уже может выполнить упражнение по словесному заданию и производить осмысленные действия, привыкает к формированию навыков гигиены (самостоятельно одеться и раздеться, мыться под душем, пользоваться мылом и вытираться полотенцем).

В начальный период обучения главной задачей является преодоление у детей страха перед водой, восприятие воды, как родной стихии, любовь к воде. Поэтому рекомендовано использовать больше упражнений и игр, направленных на правильное дыхание и погружение с задержкой дыхания.

На всех занятиях по плаванию следует наблюдать, как дети реагируют на нагрузку. В течение занятия можно уменьшить нагрузку или, наоборот, увеличить. Стараться объективно подходить к каждому ребёнку: учитывать настроение, устойчивость психики, характер.

Начиная со старшей группы, в дополнение к программному материалу, рекомендовано включать в заключительную часть занятия элементы прикладного плавания. В отличие от других видов физических упражнений, ребёнок более или менее продолжительное время вынужден задерживать дыхание. Перед погружением необходимо сделать несколько глубоких вдохов и выдоховраза), после этого сделать глубокий вдох и задержать дыхание. Все эти упражнения и игры с элементами прикладного плавания готовят детей к неожиданным и сложным ситуациям на воде. Если ребёнок не подготовлен, то подобные ситуации (волна, запутался в водорослях , тяжёлая намокшая одежда и т. д.) могут привести к испугу и неправильным действиям.

Необходимый перечень учебного материала : большие и маленькие плавательные доски; «колобашки»; обручи; корзины с игрушками, мячами; горка для катания и отдыха; резиновые ласты.

Резиновые ласты – один из главных атрибутов на тренировочных занятиях по плаванию. Они развивают мышечную массу ног, увеличивают гибкость и подвижность стопы, что является ещё и профилактикой в борьбе с плоскостопием, помогают развитию чувства воды и скорости, они незаменимы при обучении технике работы ног, обучению дыханию, плаванию в полной координации всеми спортивными способами, кроме «брасса».

С малышами часто используется подручный материал: обручи, мячи, резиновые и тонущие игрушки, камешки, большие и маленькие плавательные доски – «лодочки». В бассейне должна быть разделительная дорожка, которая применяется как на занятиях, так и на соревнованиях и праздниках.

Температура воды в бассейне для детей младших группах 33-34 градуса по Цельсию, для средних и старших групп детей можно снизить температуру до 32 градусов, а подготовительные группы могут плавать при температуре – 30 градусов.

О правилах поведения в бассейне инструктор обязательно напоминает всем детям без исключения. Шалости и баловство не допускаются, они могут привести к непоправимым последствиям.

В младшем и среднем возрасте дети занимаются без плавательных очков, а в старшей и подготовительной группе очки желательно иметь каждому ребёнку.

При умелом подходе дети быстро привыкают к воде, охотно выполняют предлагаемые им упражнения и играют в бассейне. Дети сами своим поведением в процессе занятий подсказывают педагогу в решении поставленной задачи. Когда дети овладеют всеми спортивными способами плавания, они могут переходить на «большую воду»: взрослый бассейн, реку, море. Единственным препятствием может быть психологический барьер – глубина. Чтобы легче его преодолеть, с детьми должны находиться взрослые: родители или тренер. Кроме того, необходимо в старшей и подготовительной группах начать детей готовить к этому переходу. Для того, чтобы дети не боялись глубины, можно применить интересные упражнения: прыжки с бортика бассейна, скатывание с горки «аквапарк», выполнение кувырков вперёд и назад в группировке, собирание на дне камешков и различных предметы. При этом: лучше наливать в бассейн как можно больше воды, чтобы дети не доставали ногами дно бассейна.

Занятия в детском саду проводятся 1 раз в неделю для детей младшего возраста и 2 раза в неделю для детей среднего и старшего возраста. Те дети, которые успешно занимаются и показывают хорошие навыки, могут заниматься на дополнительных занятиях ещё 2 раза в неделю. Благодаря дополнительным тренировкам, юные пловцы отлично овладевают техникой плавания. У них замечательная осанка, хорошо развит мышечный корсет, они выносливы, легко справляются с физической нагрузкой.

Диагностика

Младшие и средние группы

Высокий уровень:

1. Упражнения в ходьбе . Дети уверенно передвигаются по периметру бассейна без поддержки.

2. Бег, прыжки . Дети уверенно, чётко и правильно выполняют простые упражнения в беге и прыжке.

3. Выдох в воду . При выполнении выдоха в воду дети опускаются полностью под воду, делая энергичный выдох («большие пузыри»).

4. Перешагивание и ныряние в обруч . Дети свободно и уверенно перешагивают через обруч и ныряют в него.

5. «Стрелочка» с опорой и без опоры . Руки, ноги детей прямые, голова полностью опущена в воду, плечи расслаблены. Упражнение выполняется с опорой и без неё.

6. «Поплавок» с опорой и без опоры . В группировке дети приседают на дно, на задержке дыхания, всплывают. Можно выполнять с опорой, держась за поручень одной рукой.

Средний уровень:

1. Упражнения в ходьбе . Дети передвигаются по периметру бассейна, иногда пользуясь поддержкой (держатся за поручень, бортик, дорожку).

2. Бег, прыжки . Дети не вполне уверенно и правильно выполняют простые упражнения в беге и прыжках (падают в воду, не уверенная координация движений).

3. Выдох в воду. При выполнении выдоха в воду дети недостаточно низко опускают голову в воду (глаза и нос могут оставаться над поверхностью воды, выдох слабый, «пузырей» мало).

4. Перешагивание и ныряние в обруч. Дети перешагивают через обруч, но недостаточно глубоко ныряют в него, пытаются приподнять обруч вверх.

Плечи напряжены, ноги детей не до конца выпрямлены или разведены на ширину плеч. При попытке принять безопорное положение в воде, страхуют себя одной рукой или просят помощи инструктора.

6. «Поплавок» с опорой и без опоры. В группировке дети приседают на дно, как только «отрываются» от пола, сразу встают на ноги.

Низкий уровень:

1. Упражнения в ходьбе. Дети передвигаются по периметру бассейна, только держась за опору (поручень, бортик, дорожку).

2. Бег, прыжки. Дети не уверенно и неправильно правильно выполняют простые упражнения в беге и прыжках (у детей отсутствует внимание).

3. Выдох в воду. При выполнении выдоха в воду дети не опускают лицо воду (дуют на воду, образуя «лунку», выдох короткий, слабый).

4. Перешагивание и ныряние в обруч . Дети перешагивают через обруч, но не опускают лицо воду.

5. «Стрелочка» с опорой и без опоры. Руки, ноги детей согнуты, лицо не полностью опущено в воду, плечи напряжены.

7. «Поплавок». Дети недостаточно глубоко приседают в воду, не группируются под водой, не могут задержать дыхание на вдохе.

Старшие группы

Высокий уровень :

1. Выдохи в воду. Выдохи энергичные, продолжительные («пузыри» большие). Выполняются раз подряд без остановки.

2. «Стрелочка» и скольжение. Выполняется с прямыми руками и ногами, голова опущена в воду. Во время выполнения скольжения делается выдох в воду.

3. «Винт». Упражнение выполняется на груди, тело поворачивается на спину, затем снова на грудь (поворот на 180, 360 градусов). Ноги выполняют движение «кроль», руки прямые. При перевороте на спину туловище сохраняет прямое положение (живот у поверхности воды, взгляд – вверх).

4. Выполняется с плавательной доской и без неё. Ноги прямые, быстро работают попеременно, с большой амплитудой («бурлящий след»).

5. Плыть «кролем на груди» в полной координации 6 – 12 м без остановки, на задержке дыхания или с произвольным дыханием. Ноги прямые, быстро работают попеременно, руки прямые, работают медленно, попеременно.

Средний уровень:

1. Выдохи в воду. После каждого выдоха – пауза, лицо вытирается руками, выдох недостаточно длинный.

2. «Стрелочка» и скольжение. Руки выпрямляются не до конца, ноги на ширине плеч или полусогнуты, носки не оттянуты, выполняется с плохим отталкиванием, скорость скольжения быстро теряется.

3. «Винт». При повороте на спину таз опускается низко, голова уходит под воду, руки сгибаются, ноги полусогнуты.

4. Работа ног «кролем на груди». Выполняется с плавательной доской и без неё. Ноги излишне согнуты в коленных суставах, отсутствует движение «от бедра».

5. «Кроль на груди» в полной координации. Короткий гребок руками, вялые движения ногами. Для выполнения вдоха ребёнок наступает ногами на пол.

Низкий уровень:

1. Выдохи в воду. Выдохи в воду короткие, лицо опускается в воду частично, после каждого выдоха большой перерыв по времени.

2. «Стрелочка» и скольжение. Голова поднята над водой, ноги «тонут», плечи напряжены, руки выполняют мелкие движения.

3. «Винт». Переворот на спину не получается или при повороте на спину происходит сильное сгибание в тазобедренных суставах, подбородок прижат к груди («сидит» в воде).

4. Работа ног «кролем на груди». Стопы согнуты, движение ног выполняется с большой амплитудой, не всегда в вертикальной плоскости и непродолжительно во времени.

5. «Кроль на груди» в полной координации. Движения рук и ног не согласованы. Для выполнения вдоха ребёнок наступает ногами на пол.

Подготовительные группы

Высокий уровень:

1. Работа ног «кролем на груди». Плавать заданный отрезок 12 – 24 м с прямыми ногами («от бедра») с оптимальной амплитудой движений, носок оттянут. Должен оставаться «бурлящий след» на воде.

2. «Кроль на груди» в полной координации. Руки работают медленно попеременно, ноги быстро, «от бедра». Дыхание выполняется в сторону руки, закончившей гребок, через 2 – 4 цикла движений.

3. Движения выполняются прямыми ногами «от бедра», положение туловища прямое, живот находится у поверхности воды, взгляд направлен вверх, руки прямые вверху с плавательной доской или без неё.

4. Согласованность между движениями руками и ногами. Вращение прямых рук в вертикальной плоскости (рядом с головой, рядом с бедром). Прямые ноги работают непрерывно, колени из воды не показываются, дыхание равномерное.

5. Задержка после глубокого вдоха при нырянии составляет 15 – 20 – 30 секунд. Под водой дети ориентируются с открытыми глазами в окружности 3 – 5 метров. За одно ныряние достают 3 – 5 предметов.

Средний уровень:

1. Работа ног «кролем на груди». Большая амплитудой движений ногами, излишнее сгибание ног в коленных суставах. Быстрая утомляемость при проплыве отрезка 12 – 24 м.

2. «Кроль на груди» в полной координации. Короткий гребок руками, вялые движения ногами, вдох выполняется поднятием головы вверх, с длинной паузой (при этом, ноги опускаются вниз, теряется правильное положение туловища).

3. Работа ног «кролем на спине». Согнутые руки вверху, лицо опущено в воду, подбородок прижат к груди, таз опущен (пловец как - бы «сидит» в воде).

4. «Кроль на спине» в полной координации. Руки согнуты, пронос руки далеко от вертикали. Ноги работают недостаточно эффективно. Дыхание задерживается, выдох делается не полностью.

5. Ныряние и доставание предметов. Ныряние с небольшой задержкой дыхания, составляет до 10 секунд. Под водой дети ориентируются не всегда с открытыми глазами в окружности 1 – 2 метров. За одно ныряние достают 1 – 2 предмета.

Низкий уровень:

1. Работа ног «кролем на груди». Согнутые ноги выполняют беспорядочные движения не всегда в вертикальной плоскости, быстро устают, продвижение вперёд медленное, практически «стоит на месте».

2. «Кроль на груди» в полной координации. Несогласованность движений между руками и ногами, гребок согнутой руки проходит далеко от траектории туловища и головы. Ребёнок плывёт на задержке дыхания маленькое расстояние (2 – 3 метра). Чтобы сделать вдох, становится ногами на пол.

3. Работа ног «кролем на спине». Согнутые ноги сильно показываются из воды («едет как на велосипеде »), таз опущен, голова находится под водой. Плывёт на задержке дыхания.

4. «Кроль на спине» в полной координации. Несогласованность между движениями руками и ногами. Значительное колебание тела влево – вправо, лицо под водой, пловец «сидит в воде».

5. Ныряние и доставание предметов. Задержка дыхания составляет менее 10 секунд. Под водой дети плохо ориентируются, ныряют с закрытыми глазами. За одно ныряние могут не достать ни одного из предметов.

Младшая группа

На занятиях плаванием детей младшей группы используются все факторы, способствующие укреплению здоровья детей, их физического развития.

Обучение детей второй младшей группы предусматривает реализацию следующих задач:

1. Выработать привычку у детей не бояться воды.

2. Формировать позитивное отношение детей к занятиям плаванием, подкрепляя его положительными эмоциями в ходе занятий.

3. Воспитывать у детей привычку навыкам гигиены: приучать одеваться и раздеваться самостоятельно, научить мыться под душем, пользоваться мылом, вытираться полотенцем.

4. Развивать двигательные умения и навыки:

а) входить в воду с помощью взрослого и самостоятельно;

б) выполнять различные прыжки у бортика, с поддержкой и без нее;

в) уметь бегать в воде разными способами: друг за другом, произвольно, шлепая ногами, разбрызгивая ногами воду, высоко поднимая колени, помогая себе руками, убегая от взрослого, догоняя его;

г) выполнять простые упражнения в ходьбе с различным положением рук, большими и маленькими шагами, в наклоне и т. д.;

5. Обучать детей дыханию в воде, а также дуть на игрушку, на воду.

6. Обучать нырянию и задержке дыхания в воде.

7. Обучать правилам поведения в воде.

В младшей группе обучение начинается с игры. Игра – часть занятия, она не является случайной. Игра повышает эмоциональное состояние, помогает ребенку преодолеть чувство боязни воды, неуверенность. Основными задачами игры – является овладение и закрепление элементов техники плавания, закаливание организма. Разучивание игр происходит постепенно, от простых игр к сложным. При этом, ранее изученные игры, чередуются с новыми. Надо сказать, что каждое занятие для детей – это еще и большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранить ее на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде. Каждое занятие включает:

Вводную часть (5 минут) – подготовительные упражнения на суше;

Основная часть (20-25 минут) – изучение нового материала, работа над совершенствованием навыков;

Заключительная часть (3-5 минут) – самостоятельное плавание, игры на воде.

При подготовке и проведении занятий определяющим для инструктора являются следующие требования:

Учить детей правильному дыханию и его задержке;

Учить правилам поведения на воде, не допускать нарушения этих правил;

При обучении детей обращать внимание на правильное положение рук, ног, туловища, головы;

Контролировать правильность исходного положения и начало выполнения движения;

Оказывать помощь и обеспечивать страховку;

Объяснять порядок выполнения упражнения четко, конкретно, понятно;

В течение года следует проводить веселые эстафеты, купание с надувными игрушками. В конце учебного года проводятся праздники на воде.

Упражнения, применяемые на занятиях по плаванию в младшей группе:

1. Ходьба:

Ходьба вдоль бортика на носках;

В полу-приседе;

Помогая себе гребковыми движениями /одной, двумя руками/;

В положении наклона туловища, руки за спиной.

2. Упражнения в беге и прыжках:

Бегать вдоль бортика бассейна, держась за поручень, за игрушку, бегать в произвольном направлении без поддержки;

Высоко поднимая колени, помогая себе руками;

Прыжки с поддержкой и без нее - «воробышки»;

Прыжки с хлопками по воде;

Прыжки «кто выше», с поддержкой и без нее.

3. Упражнения с водой и с погружением в воду:

Мыть лицо водой: «смываем мыльную пену», - брызгать на лицо, на руки, на грудь;

Поливаем воду на голову - «дождик»;

Поиграем в «Ладушки» с водой;

- «дождик» - брызги слабые, сильные;

- «птички умываются» - опускаем нос в воду (налево – направо);

Приучать играть в воде самостоятельно и с преподавателем.

- «Маленькие и большие ножки»,

- «Рыбки резвятся»,

- «Поймай воду»,

- «Волны на море»,

- «Догоните меня»,

- «Лодочка»,

- «Солнышко и дождик»,

- «Переправа».

План занятий с детьми младшей группы, методика и технологическая реализация

Занятие № 1.

Задачи: учить детей правилам поведения в помещении бассейна, в воде, учить входить в воду с помощью инструктора, воспитывать положительные эмоции к занятиям.

Упражнения на суше (1-2 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду, держась двумя руками за поручень, инструктор страхует.

2. Ходьба произвольная, парами, с инструктором, с игрушками, держась за поручень (2-3 мин.).

3. Упражнение «дождик». Дети набирают в ладошки воду и выливают ее на игрушку, затем на себя (1-2 мин).

4. Упражнение «брызги». Ударяют ладонями по воде поочередно, затем вместе (1-2 мин.).

5. Игра «Лодочка» (2-3 раза): ходьба произвольно, имитация работы рук «кролем».

6. Свободное купание с надувными игрушками.

7. Выход из воды.

Занятие № 2.

Задачи: продолжить учить безбоязненно входить в воду, не бояться брызг, повторить правила поведения в помещении бассейна, воспитывать положительное отношение к воде.

Упражнения в воде:

1. Вход в воду, построение.

2. Ходьба друг за другом, держась за поручень (1-2 мин.).

3. Ходьба на носках – «великаны » (30 сек.- 1 мин.).

4. Ходьба произвольно, держась за игрушку и произвольно (1-2 мин.).

5. Упражнение «дождик». Дети брызгаются водой вверх, сначала слегка, затем сильно – «дождик слабый, дождик сильный» (1-2 мин.).

6. Игра «Лодочка»: ходьба, имитация работы рук «кролем», выполнять от бортика к бортику (4 раза).

8. Выход из воды. Инструктор помогает детям подниматься по лестнице.

Занятие № 3.

Задачи: учить детей бегать врассыпную и затем строиться у бортика по команде, продолжить обучение безбоязненному вхождению в воду, воспитывать интерес к воде, к упражнениям.

Упражнения на суше (2-3 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду самостоятельно и с помощью инструктора.

2. Ходьба по бассейну друг за другом и врассыпную (3-4 мин.).

3. Упражнение «дождик». Набираем в ладони воду и поливаем себе руки, плечи, голову, спину, брызгаем воду вверх (1-2 мин.).

4. Упражнение «умывание» (5-6 раз).

5. Упражнение «полоскание белья» (1мин.).

6. Игра «Лодочка». Ходьба от бортика к бортику с работой рук «кролем», весла, как у лодочки (4 раза).

7. Свободное купание с игрушками.

8. Выход из воды.

Занятие № 4.

Задачи: учить выполнять прыжки у бортика, учиться образовывать круг в воде, держась за руки, воспитывать желание заниматься.

Упражнения на суше (2-3 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду с помощью инструктора.

2. Построение у бортика. Ходьба по периметру бассейна, держась одной рукой за бортик (1-2 мин.).

3. Прыжки на двух ногах, стоя у бортика и держась двумя руками (30 сек.-1 мин.).

4. Упражнение «хоровод». Держась за руки, ходьба по кругу (1-2 мин.).

5. Упражнение «дождик». Стоя лицом в круг, брызгаться водой вверх - вперед (1-2 мин.).

6. Игры «Лодочка», «Маленькие и большие шаги»: делать поочередно большие шаги «идем как великаны» и маленькие шаги «идем как маленькие утятки» (4-5 мин.).

7. Свободное купание с надувными игрушками.

8. Выход из воды.

Занятие № 5.

Задачи: продолжить учить безбоязненно выполнять упражнения у бортика, учить детей смело погружаться в воду, задерживать дыхание, развивать внимание.

Упражнения на суше (2-3 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду, построение у бортика.

2. Прыжки, держась руками за поручень, можно с брызгами (30 сек.-1 мин.).

3. Игра «Ладушки» с водой: поднимать брызги водой (1-2 мин.).

4. Упражнение «дождик» - сильный, слабый. Выполнять по команде (2мин.)

5. Игра «Щука и рыбки», инструктор играет вместе с детьми (4-5 мин.). Дети («рыбки») перемещаются по бассейну в разных направлениях, помогая себе руками. «Щука» (ее роль первое время исполняет инструктор) стоит в углу бассейна. По сигналу «Щука плывет!» дети «уплывают» к бортику и погружаются в воду до подбородка, а кто может - и глубже. Дети не должны убегать к бортику раньше сигнала, не должны толкать друг друга.

6. Свободное купание с игрушками.

7. Выход из воды.

Занятие № 6.

Задачи: учить прыжкам у опоры и без опоры, закреплять умение свободно передвигаться в воде, учить набирать в щеки воздух и задерживать дыхание.

Упражнения на суше (2-3 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду, построение.

2. Прыжки около бортика:

Держась двумя руками за поручень;

Держась одной рукой за поручень;

Выполнить прыжки на двух ногах без поддержки;

С хлопками по воде (3-4 мин.).

3. Упражнение «дождик» - сильный, слабый (1-2 мин.).

4. Игры «Шторм на море», «Хорошая погода» (2-3 мин.). Погрузить руки в воду и перемещать из стороны в сторону - «шторм», погладить воду, «успокоить» ее – «хорошая погода».

5. Упражнение «умывание» (1-2 мин.).

6. Набрать в щеки воздух и подуть на воду, чтобы получалась «дырочка».

7. Надуть щеки, закрыть лицо ладонями и «спрятаться» в воду. Повторить погружение (3-4 раза).

8. Игра «Паровоз» (2-3 раза). Дети держатся друг за друга (за пояс) и по команде инструктора передвигаются по воде имитируя «поезд», по команде инструктора «остановка» - дети должны остановиться и присесть (руки при этом остаются на поясе).

10. Выход из воды.

Занятие № 7.

Задачи: учить передвигаться «змейкой», парами, продолжить обучение упражнениям у бортика.

Упражнения на суше (2-3 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду, построение.

2. Ходьба по периметру бассейна, держась одной рукой за поручень:

Обычная ходьба;

На носках;

В приседе, в полу-приседе (2-3 мин.).

3. Ходьба «змейкой» за инструктором (2-3 мин.).

4. Прыжки-«зайчики» (30 сек.-1 мин.).

5. Ходьба парами друг за другом по периметру бассейна (2-3 мин.).

6. Упражнение «Дождик» - слабый, сильный. Выполняется у бортика (1-2 мин.).

7. Бег врассыпную. Игра «Догонялки», ведущий - инструктор. По команде дети разбегаются врассыпную, инструктор догоняет (4-5 мин.).

8. Игра «Переправа». Бег от бортика к бортику по команде инструктора (2-3 мин.).

9. Выход из воды.

Занятие № 8.

Задачи: учить выполнять упражнения по команде, учить детей делать выдох на воду, воспитывать смелость, умение слушать инструктора.

Упражнения на суше (2-3 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду, построение.

Обычная ходьба;

На носках;

В полу-приседе, в приседе;

- «плывем на лодочке», ходьба, туловище в наклоне с работой рук «кролем» и «брассом», (отгребаем воду от себя) 3-4 мин.

3. Бег друг за другом по периметру бассейна (1 мин.).

4. Бег врассыпную (1 мин.) с последующим построением у бортика по команде инструктора.

5. Прыжки с хлопками по воде (1-2 мин.).

6. Упражнения «дождик», «шторм на море» (3-4 мин.).

7. Упражнения «умывание», «дуем на воду, как на горячий чай» - чтобы была «дырочка» в воде (2-3 мин.).

8. Игра «Рыбки резвятся» (2-3 мин.). Построить детей в круг. По сигналу инструктора «Рыбки резвятся» дети подпрыгивают на двух ногах. По сигналу «Рыбки отдыхают» - присаживаются на корточки. Можно разрешать прыжки на двух ногах с последующим падением в воду. Дети должны внимательно слушать инструктора, выполнять движения по сигналу. Напоминать детям, что нельзя толкать друг друга.

9. Свободное купание с игрушками.

10. Выход из воды.

Занятие № 9.

Задачи: продолжить учить детей самостоятельно переходить от одного бортика к другому, учить прыжкам, держась за поручень.

Упражнения на суше (2-3 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду, построение.

2. Выполнить ходьбу по команде от одного бортика к другому (4-5 раз).

3. То же упражнение – бегом (4-5 раз).

4. Игра «Переправа» (2-3 мин.). Играющие выстраиваются в одну шеренгу вдоль боковой стенки бассейна на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По команде инструктора они все вместе начинают «переправляться на другой берег». Продвижению в воде дети помогают гребковыми движениями рук, приговаривая:

«Толкаюсь, толкаюсь руками о воду,

Вода помогает мне выбрать дорогу».

Нельзя толкать друг друга и брызгаться, пальцы рук – сомкнуты.

5. Игра «Солнышко и дождик» с мячом в кругу (2-3 мин.). Дети стоят в кругу. На воде – надувной мяч. По команде инструктора «дождик» дети начинают брызгать водой на мяч, по команде – «солнышко» - начинают гладить воду ладошками, успокаивая ее. Следить, чтобы дети не брали в руки мяч и не перебрасывали.

6. Упражнение «мячики». Держась за поручень, подпрыгивать и приседать в воду (1-2 мин.).

7. Свободное купание с игрушками.

8. Выход из воды.

Занятие № 10.

Задачи: учить детей опускать лицо в воду, надувать щеки воздухом, не бояться воды.

Упражнения на суше (2-3 мин.).

Упражнения в воде:

1. Вход в воду, построение.

2. Ходьба по периметру бассейна:

Обычная ходьба;

На носках, подняв руки вверх;

Как цапля, высоко поднимая колени;

Ходьба с помощью рук, «плывем на лодочке» (4-5 мин.).

3. Бег друг за другом (30 сек.-1 мин.).

4. Упражнение «умывание» (1 мин.).

5. Упражнение «птички моют носики» (1-2 мин.). Опустить «носик» в воду и выполнять повороты влево - вправо. Следить, чтобы щеки были надуты воздухом, следить за задержкой дыхания.

Марина Кубанкова
Значение плавания в дошкольном возрасте

Значение плавания в дошкольном возрасте

Кубанкова Марина Олеговна

Инструктор по физической культуре МОУ Прогимназия №48

К большому сожалению, сегодня отмечается резкий рост числа детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического здоровья ребенка, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышения устойчивости к различным заболеваниям. Превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств дошкольника является плавание . При этом важнейшее значение имеет раннее обучение детей плаванию . Сочетание воды, воздуха, температуры и двигательной активности ребенка - одна из самых сильных форм воздействия на развивающийся организм с момента рождения.

Занятия плаванием дают массу положительного. Это закаливание и профилактика простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета, формирование правильной осанки, улучшение обмена веществ, сна, аппетита, укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, предупреждение плоскостопия, улучшение физических способностей, координации движений, силы, выносливости. Это также помощь при синдроме повышенной возбудимости, гипертонусе, гипотонусе. И просто положительные эмоции ребенка.

Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей на всех этапах обучения плаванию , стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие, побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться плавать . При организации работы в нашем бассейне «Дельфин» предусмотрены следующие этапы обучения :

1. ознакомление с водной средой;

2. обучение дыханию с выдохом в воду;

3. обучение скольжению в воде;

4. обучение сразу всеми видами плавания («кроль» , «кроль на спине» , «брасс» , «дельфин» ).

Занятия на воде начинаются с упражнений на суше - «сухого плавания » .Перед посещением бассейна дети проходят обязательный медицинский осмотр, принимают гигиенический душ.

Важное значение имеет и подготовка ребенка к плаванию со стороны семьи . Перед началом плавательного сезона в каждой группе мы помещаем информацию для родителей «Как правильно подготовить ребенка к занятиям в бассейне» , проводим тематические родительские собрания.

Все дошкольники занимаются плаванием с вспомогательными поддерживающими плавательными средствами и без них. Дети второй младшей группы плавают с нарукавниками и кругами, средней группы – в нарукавниках, а старшей и подготовительной групп - в нарукавниках или без вспомогательных поддерживающих средств. Также применяем нудлы, плавательные доски , колобашки, мячи и надувные игрушки. Особенностью занятий в Прогимназии является то, что все ребята, начиная с 3 лет, занимаются плаванием на «большой воде» .

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия человека в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Мы наблюдаем, что поначалу не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость. Некоторые боятся входить в воду, не ощущать ногами дно. Прогимназия сельское учреждение, многие дети не имеют опыта плавания даже в ванной . Именно поэтому первые усилия педагога при обучении плаванию направлены на то , чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность. Неумение плавать – серьезнейший пробел в физическом воспитании. Древние греки говорили о невежественном человеке так : «Он не умеет ни плавать , ни читать» . И в наши дни не менее важно, чтобы каждый ребенок овладел не только азбукой грамотности, но и навыками уверенного передвижения в воде. Я регулярно провожу занятия, которые формируют навыки безопасного поведения на воде, учу старших ребят плыть в одежде (футболке, перевозить «утопающего» на надувном бревне. Уверена, это очень поможет им в жизни.

Одним из основных средств обучения плаванию , прекрасным стимулятором познавательной и двигательной активности ребенка являются подвижные игры. Игра – это естественная потребность дошкольника , умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать учебные задачи. В этом случае каждое занятие приносит детям большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять ее на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения. Игры на воде – это заключительная часть занятий в младших группах. В средней группе занятия заканчиваются в основном соревнованиями, а в старшей и подготовительной группах – соревнованиями и водными эстафетами. Наиболее популярны в Прогимназии «Веселые старты» .

Я часто организую праздники на воде. Они создают основу для творческого проявления умений детей в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках : «Новый год» , «Веселые сказки» , «9 Мая» , «8 Марта» -объединяет дошкольников общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовольствие. Ребята начинают глубже осознавать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, у них пробуждается интерес к регулярным занятиям. Положительные эмоции и радостное ожидание праздника вызывает у детей художественное оформление бассейна. Я украшаю его блестящей мишурой и новогодними гирляндами, даже елку на новый год устанавливаем на воде. Обязательно использую музыкальное сопровождение. Это играет важную воспитательную роль, способствует формированию ценностного отношения к музыкальной культуре и культуре движения; формированию музыкального вкуса, эстетических переживаний образа и характера музыкального произведения в единстве с движением, пониманию красоты и эстетики выполнения плавательных движений в соответствии с музыкой.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top