Нейропсихология семенович читать. Семенович А.В

Нейропсихология семенович читать. Семенович А.В

Введение

Нейропсихология детского возраста - наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает все большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью.

Широкое внедрение нейропсихологического луриевского анализа в практику установления причин детской дезадаптации «в норме» доказало его валидность и эффективность как дифференциально-диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента. Правомерность такого утверждения подтверждается той популярностью, которой пользуются у психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки Э. Г. Симерницкой, Л.С.Цветковой, Т.В.Ахутиной, Н.К.Корсаковой и других.

Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Но описать - это значит понять. Понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения.

Ведь психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия, он гетерохронен и асинхроничен: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений, кинестезии и т. п.). При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий - на этапе «консолидации» с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.

А.В. СЕМЕНОВИЧ

Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

Часть I. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Раздел 1. СХЕМА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Введение

Нейропсихология детского возраста - наука о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает все большую популярность как метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью.

Широкое внедрение нейропсихологического луриевского анализа в практику установления причин детской дезадаптации «в норме» доказало его валидность и эффективность как дифференциально- диагностического, прогностического, профилактического и коррекционного инструмента. Правомерность такого утверждения подтверждается той популярностью, которой пользуются у психологов, логопедов, детских невропатологов и учителей разработки Э. Г. Симерницкой, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, Н.К. Корсаковой и других.

Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения. Но описать - это значит понять. Понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого- педагогического сопровождения.

Ведь психические функции ребенка не даны ему изначально, они преодолевают длительный путь, начиная с внутриутробного периода. И этот путь отнюдь не прямая линия, он гетерохронен и асинхроничен: в какой-то момент начинается бурное и кажущееся «автономным» развитие определенного психологического фактора (фонематического слуха, избирательности памяти, координатных представлений, кинестезии и т. п.). При этом другой фактор находится в состоянии относительной стабильности, а третий - на этапе «консолидации» с совершенно, казалось бы, далекой от него функциональной системой. И самое удивительное состоит в том, что эти разнонаправленные процессы в определенные периоды синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль психической деятельности, способный адекватно отреагировать на те требования, которые предъявляет ребенку окружающий мир, и прежде всего, социальное окружение.

Жанр настоящего учебного пособия не предполагает описания всего многообразия процессов,

Семенович Анна Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии. Закончила МГУ им. Ломоносова, ФПК Российской медицинской академии последипломного образования «Психологические проблемы в детской и подростковой психиатрии». Имеет сертификаты участника международных и российских научных конференций.

Консультирует детей с различными вариантами развития на базе ЦППРиК «Строгино» и «Тверской». Занимается научно-исследовательской работой, выступает в СМИ, проводит ФПК для психологов, логопедов, врачей и педагогов.

Научные интересы: проблема мозговой организации психических процессов человека в норме и патологии. Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе. Функциональная асимметрия мозга, подкорково-корковое и межполушарное взаимодействие; формирование интегративной работы мозга в онтогенезе. Проблема левшества. Нейропсихосоматические интеграции человека, их формирование в онтогенезе. Нейропсихологическая диагностика, прогнозирование, профилактика, коррекция и абилитация процессов развития.

Анна Владимировна имеет 120 научных и учебно-методических публикаций. Наиболее крупные из них: «Мозговая организация психических процессов у левшей», «Эти невероятные левши», «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза».

Отзывы об авторе "Семенович А.В."

В последние годы катастрофически падает уровень психологического здоровья детей. Причин тому множество: и ухудшение экологии, и болезни мамы в период беременности, хромосомные нарушения плода, патологии родов, травмы и нейроинфекции в постнатальном периоде, педагогическая запущенность и, как ни странно, опережающее развитие.

За консультацией нейропсихолога часто обращаются родители детей с дефектами речи, задержками развития и перинатальной патологией, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, проблемами поведения и обучения, психосоматическими нарушениями. Кто такой нейропсихолог? Чем он может помочь? Как проходит консультация? Давайте обо всем по порядку.

Нейропсихолог – это не врач, а, чаще всего, клинический психолог, прошедший соответствующее обучение. Детский нейропсихолог исследует высшие психические функции (ВПФ) с их взаимосвязью с работой мозга ребенка (выявляет первопричину различных отклонений в развитии мышления, внимания, памяти, восприятия, организации движений, саморегуляции и поведения, определяет сильные стороны в развитии ВПФ (на которые можно опереться в дальнейшей работе) и разрабатывает программу коррекционно-развивающих занятий).

Диагностика начинается со знакомства психолога с ребенком и его родителями. Пока специалист и ребенок общаются, родителю предлагается заполнить анкету о развитии ребенка (анамнез). Далее ребенку даются специальные задания (пробы), оценивающие состояние его ВПФ: ребенок рисует, решает задачи, запоминает слова, называет картинки в альбоме. Для каждого возраста подбираются соответствующие задания. Диагностика длится от 30 до 60 минут в зависимости от возраста ребенка. Затем проводится беседа с родителем. Нейропсихологическое обследование проводится с помощью нейропсихологических методов А.Р. Лурия, адаптированных для детского возраста.

Комплексное диагностическое исследование ребенка позволяет выявить общий уровень психофизического развития ребенка, его индивидуальные особенности и потенциальные возможности. Исходя из этого даются рекомендации и разрабатывается индивидуальная программа коррекционно-развивающих занятий. Занятия проводятся в игровой форме, соответствуют возрасту ребенку и уровню его психического развития. Чаще всего, в занятиях используется комплексный подход – сочетаются специально подобранные двигательные упражнения (сенсомоторная коррекция) и задания на развитие внимания, мышления, межполушарного взаимодействия…(когнитивная коррекция). Таким образом запускаются механизмы активизации и саморегуляции нервной системы. Один курс нейрокоррекции составляет 20-25 занятий (желательно 2 раза в неделю).

Помощь ребенку не ограничивается только занятиями с нейропсихологом. Родители также обучаются использованию игрового взаимодействия с ребенком, им разъясняют важность соблюдения режима дня, общеукрепляющих процедур. Нейропсихолог может дать рекомендации родителям обратиться к смежным специалистам – неврологу, остеопату, логопеду, психотерапевту. Не следует опасаться таких рекомендаций, таким образом осуществляется комплексный подход к решению сложившейся проблемы.

В конце курса проводится повторная диагностика для того, чтобы сравнить результаты до коррекции и после, посмотреть динамику развития.

Детский мозг необычайно пластичен и при правильном подходе к сложившейся проблеме происходит регресс дефекта (т.е. повышается положительная динамика, исчезают негативные симптомы). Таким образом, нейропсихологический подход позволяет выявить отдельный фактор, препятствующий овладению определенными знаниями и умениями, скорректировать его и повысить адаптацию ребенка в массовом дошкольном/школьном учреждении и семье, и развить его способности.

Специалист ЦНиР
Нейропсихолог, клинический психолог
Хлебникова И.В.

Детский медицинский психолог, нейропсихолог
Окончила МГППУ по специальности психолог, преподаватель психологии.
Дополнительное образование: МГППУ (перинатальный психолог); МИОО – психомоторная развивающая среда, психомоторная коррекция детей дошкольного и младшего школьного возраста; РНИМУ им. Пирогова (клинический психолог); НИЦ детской нейропсихологии им. Лурия (нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте); Институт кинезиологии – антистрессовая кинезиология.
Основные направления профессиональной деятельности: Нейропсихологическая, патопсихологическая и психолого-педагогическая диагностика и коррекция детей и подростков; Консультации родителей по вопросам детско-родительских взаимоотношений.

Ведет занятия и приемы в ЦНИР:

Нейропсихологическая коррекция (групповое занятие, группы 3-5 чел), 60 мин.
Нейропсихологическая сенсомоторная (двигательная) коррекция, 60 мин.
Нейропсихологическая коррекция при трудностях обучения (в т.ч. внимания, памяти, проблем письма и чтения (дисграфии и дислексии)), 60 мин.

Семенович Анна Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии. Закончила МГУ им. Ломоносова, ФПК Российской медицинской академии последипломного образования «Психологические проблемы в детской и подростковой психиатрии». Имеет сертификаты участника международных и российских научных конференций.

Консультирует детей с различными вариантами развития на базе ЦППРиК «Строгино» и «Тверской». Занимается научно-исследовательской работой, выступает в СМИ, проводит ФПК для психологов, логопедов, врачей и педагогов.

Научные интересы: проблема мозговой организации психических процессов человека в норме и патологии. Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе. Функциональная асимметрия мозга, подкорково-корковое и межполушарное взаимодействие; формирование интегративной работы мозга в онтогенезе. Проблема левшества. Нейропсихосоматические интеграции человека, их формирование в онтогенезе. Нейропсихологическая диагностика, прогнозирование, профилактика, коррекция и абилитация процессов развития.

Анна Владимировна имеет 120 научных и учебно-методических публикаций. Наиболее крупные из них: «Мозговая организация психических процессов у левшей», «Эти невероятные левши», «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза».

Книги (4)

Введение в нейропсихологию детского возраста

Настоящее пособие посвящено изложению основ нейропсихологии детского возраста - сравнительно молодого, но интенсивно развивающегося во всем мире направления нейропсихологии.

В нем обсуждаются базовые (теоретические и научно-прикладные) закономерности и принципы нейропсихологического анализа психической деятельности человека в раннем онтогенезе. Основной акцент делается на рассмотрении проблем индивидуальных различий в детском возрасте.

Комплексная нейропсихологическая коррекция

Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития.

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии.

Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди учащихся массовых школ. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их подчас практически неразрешимы.

Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции.

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза.

Научно-прикладные основы нейропсихологической коррекции в детском возрасте и фундаментальные нейропсихологические закономерности психолого-педагогического сопровождения процессов развития.

Представлен метод замещающего онтогенеза как базовая технология коррекции, абилитации и профилактики; схема (алгоритм) и конкретные психотехники, составляющие основу нейропсихологического сопровождения детей. Представлены также психолого-педагогические программы занятий, разработанные на основе этого метода.

Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей

Книга написана известным нейропсихологом, профессором МГППУ, автором монографий и практических пособий. Она адресована психологам, педагогам, дефектологам, родителям и всем, кого волнуют проблемы детей-левшей.

Автор обобщает наиболее часто встречающиеся вопросы и показывает пути выхода из, казалось бы, тупиковых ситуаций. Описываются нейропсихологические закономерности феномена левшества, основные особенности развития «детей-левшат2», приводятся конкретные рекомендации и комплексы упражнений для занятий с ними.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top