Неизвестный геноцид цыган. Геноцид цыган во время Второй мировой: как это было Геноцид цыган во время второй мировой войны

Неизвестный геноцид цыган. Геноцид цыган во время Второй мировой: как это было Геноцид цыган во время второй мировой войны

Согласно нацистской расовой теории, немцы принадлежали к так называемой арийской расе, которая ведет свое происхождение из Индии. Но дело в том, что цыгане как раз являются непосредственными выходцами из Индии, и даже их язык принадлежит к индоарийской группе. Получалось, что их скорее можно именовать арийцами, чем «расово чистых» немцев.

Нацистам пришлось изобрести еще одну теорию, согласно которой европейские цыгане являлись потомками арийцев и представителей «низших рас». Этим якобы и объяснялись их склонность к бродяжничеству и прочие асоциальные черты.

Еще в 1926 году в Баварии был принят «Закон о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами», на который нацисты и решили опереться в своем преследовании цыган. Аналогичные законы были приняты и в других регионах Германии.

С 1935 по 1938 год цыган стали направлять в лагеря

принудительного содержания, зачастую обнесенные колючей проволокой. Начиная с марта 1936 года на них распространились положения «Нюрнбергских законов» о гражданстве и расе, прежде относившиеся только к евреям. Они лишались немецкого гражданства, им было запрещено участвовать в выборах и вступать в браки с «арийцами».

В июле 1936 года, когда в Берлине проводились Олимпийские игры, цыган разместили за чертой города, на участке, впоследствии ставшем известным как «площадка

для привала Марцан». Он представлял собой узкий клин земли, расположенный между марцанским кладбищем, линией железной дороги и полями. Через лагерь Марцан в общей сложности прошли 1500 берлинских цыган. Его использовали как накопитель для дальнейшей отправки в «лагерь смерти» Освенцим, куда большая часть обитателей Марцана была депортирована в мае 1943 года.

А вы слыхали о Параимос?

массовом убийстве цыган нацистами во время Второй Мировой войны )

О Холокосте- массовом убийстве евреев нацистами во время Второй Мировой войны, знает сегодня в мире каждый школьник. Ну или по крайней мере, если не знает, то хотя бы слышал. А что означает "Параи́мос"? А "Самударипен"? А про "Кали Траш" кто-нибудь слышал? Между тем, термины эти обозначают то же самое, что и Холокост. Только не евреев, а цыган, которых нацисты и их пособники убивали точно так же.

И если Холокост евреев изучается в научно-исследовательских центрах, на эту тему написаны и изданы тысячи томов научной и художественной литературы, отсняты многие километры документальных и художественных кинолент, то о Холокосте (Этот термин переводится как истреблении рода) цыган, упоминаний не много.

Для холокоста цыган не нашлось места ни в иерусалимском мемориале Яд Вашем- ни в аналогичном учреждении в Нью-Йорке- двух крупнейших исследовательских центрах занятых изучением Катастрофы европейского еврейства. О цыганах привычно забывают ораторы на торжественных церемониях, когда с высоких трибун заявляют о том, что нацисты убивали по этническому принципу только евреев, хотя судьба цыган в оккупированных нацистами странах была точно такой же.

Термин Холокост уже давно и привычно подразумевает только евреев. О цыганах в этой связи редко кто вспоминает. Они как-будто не в счет. Жертв нацистского геноцида как-будто поделили на первосортных и второсортных, на своих и чужих.

Вот уже шестьдесят лет Германия выплачивает компенсации Израилю за те жертвы, которые понес еврейский народ во время Второй Мировой войны.

А что касается цыган....

Это было в 1980 году. Представители цыганской общины в городе Дахау обратились к местному муниципалитету с просьбой разрешить им открыть свой культурный центр. Власти города ответили на просьбу цыган энергичным и решительным отказом.

Свой отказ власти Дахау мотивировали тем, что "местные жители и так достаточно страдают от печальных ассоциаций, связанных с их городом, и наличие подобного центра может лишь ещё более усилить это негативное восприятие".

Этот отказ стал последней каплей, переполнившей чашу терпения местных цыган. Старики, выжившие в нацистских концлагерях, и молодёжь, объявили голодную забастовку, чтобы привлечь внимание общественности к своим требованиям. Провести голодовку протеста цыгане намеревались прямо в мемориальном комплексе Дахау.

Власти города пригрозили участникам голодного протеста арестом и тюремным заключением сроком на один год, если те осмелятся прийти в мемориальный комплекс на месте бывшего концлагеря.

Но люди не побоялись и пришли.

Убирайтесь, вы нарушаете покой мёртвых! Это священное место! - кричали им охранники.

Если кто-то имеет моральное право находиться здесь, то прежде всего мы, выжившие жертвы, - с достоинством ответил им старик, бывший узник концентрационного лагеря.

Их было всего двести человек, объявивших в эти первые пасхальные дни уже далёкого от нас сегодня тысяча девятьсот восьмидесятого года голодовку протеста прямо на территории мемориального комплекса Дахау. Все они были цыгане.

Правительства, СМИ, правозащитники оставили это событие без внимания: все они, видимо, в это время были озабочены нарушением свободы слова и отсутствием демократии в СССР. Вероятно, по этой же причине крайней занятости, правозащитники, боровшиеся за демократию, не заметили миллионов убитых и искалеченных вьетнамцев, пропавших без вести или зверски убитых сальвадорцев, аргентинцев, чилийцев или вырезаемых под корень в те годы индейцев Гватемалы. Где уж им было вспомнить о цыганах, чудом уцелевших в нацистском аду?!.. Но это так, к слову...

Цыгане - это народ, который убивали дважды в течении одного века. Сначала в нацистских концлагерях, в гетто и просто расстреливая вместе с евреями и советскими военнопленными, как например, в Бабьем Яру. А второй раз - после войны, когда замалчивалась правда и уничтожалась сама память о трагической истории этого народа.

В материалах Нюрнбергского процесса мы можем найти отдельную секцию, посвящённую массовому уничтожению евреев. Но мы не найдём такой же секции, посвящённой геноциду цыган, которых нацисты уничтожали точно так же, как и евреев.

Более того, главных виновников Холокоста цыган, в частности, тех, кто подводил псевдонаучную базу под этот геноцид, суд ФРГ... оправдал, несмотря на проведённую в ФРГ денацификацию.

Роберт Риттер - дипломированный психиатр и главный нацистский эксперт по "цыганскому вопросу" в Третьем Рейхе - занимал при Гитлере сначала должность директора специально созданной "Исследовательской станции по евгенике и биологической популяции" при имперском отделе Здоровья и Санитарии, а с 1941 года возглавлял Институт криминальной биологии (название говорит само за себя) в главном отделе имперской безопасности Третьего Рейха. Он продолжил свою карьеру и после краха нацистского режима, правда, уже в гораздо более скромном статусе.

Псевдонаучные исследования Риттера и его помощников послужили обоснованием для уничтожения цыган по всей Европе. Выжившие жертвы Параимос пытались привлечь Риттера к судебной ответственности, но суд во Франкфурте оправдал нацистского пособника "за недостатком улик".

Риттер как ни в чём ни бывало продолжал трудиться психологом при муниципалитете Франкфурта уже в демократической ФРГ до самой своей смерти в 1950 году. По одной версии он покончил собой, а по другой - умер от высокого артериального давления, видимо, переволновавшись во время суда.

Сухими из воды вышли и помощники Риттера - Ева Жустин (Eva Justin), Адольф Вюрц (Adolf Wurth) и Софи Ерхардт (Sophie Ehrhardt). Все они сделали в ФРГ административную и научную карьеру. С ними здоровались, с ними вместе работали другие люди, у них наверняка были друзья и приятели. И, вероятно, никому из друзей, приятелей или сотрудников не мешало прошлое этих людей, как не мешало оно и правительству ФРГ.

В оправдании нацистских пособников, пусть и со скользкой формулировкой "за недостатком улик", нет ничего удивительного, поскольку послевоенные власти Германии постановили, что все принятые против цыган законы и постановления до 1943 года являются... легитимными, поскольку были обусловлены не политикой, основанной на расовых предрассудках, а касались уголовных элементов. Иными словами, депортация всех цыган из Германии и Австрии в лагеря уничтожения на территории Восточной Европы, с точки зрения законодателей демократической Германии, были легитимными, как и объявление целого народа криминальным, правда, если эти постановления, приказы и собственно депортации были приняты или осуществлены до 1943 года.

Кстати, приказ о тотальной депортации германских и австрийских цыган в лагеря смерти отдал не кто иной, как рейхсфюрер СС Генрих Гимлер в декабре 1942 года.

Сама же подготовка к депортации цыган в концентрационные лагеря началась ещё в 1934 году. Первые депортации нацисты осуществили в 1936 году, когда несколько сот цыган были отправлены в концентрационный лагерь Дахау по приказу Гимлера.

К слову сказать, антицыганские законы в Германии были приняты ещё до Гитлера. С апреля 1928 года цыгане находились под постоянным надзором полиции, независимо от рода своих занятий. Пояснять, что подобная практика является грубейшим нарушением гражданских прав и свобод, я думаю, не имеет смысла.

Германия не одинока в своём отношении и практике по отношению к цыганам. Сходное отношение к цыганам-жертвам нацистского геноцида существует во многих странах просвещённой Европы.

Концлагерь Леты (по названию чешской деревни) просуществовал с 1939 по 1943 год. Планировавшийся властями марионеточного режима как трудовой лагерь для уголовников, Леты в конце концов был превращён нацистами и их пособниками в концентрационный лагерь для цыган. Большинство его узников не дожили до 1943 года, когда лагерь был ликвидирован. Они умерли от голода, нехватки тёплой одежды, тяжёлого физического труда, побоев и издевательств администрации лагеря. Выживших в 1943 году депортировали в Освенцим или другой концлагерь для цыган - Ходонин, в Моравии. После войны, администрация обоих лагерей либо вообще не понесла никакого наказания, либо отделалась условными сроками.

Комендант лагеря Леты Яновски (Janovsky) был оправдан, несмотря на показания охранников и бывших узников.Охранники Жозеф Хайдук и Жозеф Луначек обвинялись в пытках и убийствах заключённых, но первый был оправдан, а второй отделался условным сроком, поскольку судьи не поверили показаниям бывших узников по той причине, что... у них было криминальное прошлое.

Восприятие цыган как народа уголовников до сих пор является не только распространённым стереотипом, но, как следует из послевоенной истории, послужило вполне легитимным предлогом для оправдания нацистских убийц и их пособников, если, разумеется, речь шла о пытках и убийствах цыган. Не раз оправданием зверств по отношению к заключённым служила "необходимость, поскольку речь шла об опасных уголовниках" (это уже Википедия).

Против коменданта лагеря в Ходонин, где условия были точно такие же, как и в концлагере Леты, вообще не было выдвинуто никаких официальных обвинений.

Сегодня на месте концлагеря Леты находится свиноферма. А там, где находился концлагерь Ходонин, теперь гостиница для туристов.

Цыганская община Чехии не раз обращалась и к чешскому правительству, и к Европарламенту с требованием перенести свиноферму с территории бывшего концлагеря в Леты. Европарламент даже принял специальное постановление по этому поводу, но потом оказалось, что денег для переноса свинофермы в другое место ни у чехов, ни у Евросоюза нет. Видимо, всё ушло на войну в Ираке, Ливии и теперь вот в Сирии. Госдеп, ау! Вы же там всегда так болеете за права человека!..

Короче говоря, и свиноферма, и гостиница сегодня на своих прежних местах: на костях убиенных нацистами цыган.

Году в 2005 группа цыган установила памятный знак в память об узниках концлагеря недалеко от Леты. Но этот знак, попросту камень был очень быстро снесён местными властями.

Нельзя сказать, что Геноцид цыган забыт абсолютно всеми.

В 1982 году канцлер ФРГ Герхард Шрёдер наконец-то признал геноцид цыган. Его преемник Гельмут Коль подтвердил заявление своего предшественника. Цыгане- жертвы нацистского геноцида наконец получили право на компенсации от федерального правительства. Правда, к тому времени их осталось уже не много...

О Параимос были написаны книги и сняты фильмы, в частности, Паулем Полански была написана книга "Чёрная тишина". Но осталось недоверие к свидетельствам жертв нацистских преследований, пренебрежение к памяти жертв Параимос, как например в чешском Леты или Ходовин. Никто не преследует нацистских убийц и их пособников, убивавших цыган так же, как это происходит в случае с жертвами Холокоста евреев.

Остались в ходу расистские издевательские формулировки, обосновывавшие в прошлом преследования цыган как необходимость борьбы с криминалом. К слову сказать, аналогичные формулировки использовались нацистскими пропагандистами и против евреев, утверждавших, что криминалом Германия обязана целиком и полностью евреям (наряду с цыганами).

Ошибочно и крайне опасно полагать, что проблема справедливости в деле о геноциде цыган является исключительно проблемой только самих цыган. Можно сколько угодно говорить о культе Шоа (массового уничтожения евреев нацистами), но невозможно отрицать тот факт, что память о Шоа создаёт моральный и юридический барьер, цель которого - не допустить повторения геноцида не только в отношении евреев, но и любого другого народа или человеческой общности. Ведь от подобной участи не застрахован никто: геноциды в Гватемале, Руанде и Дарфуре (и это лишь отдельные примеры) тому подтверждение. Факт массового уничтожения евреев признан сегодня, в той или иной степени, в большинстве стран мира, и это признание является барьером на пути реабилитации и глорификации нацизма.

Те, кто сегодня пытаются отрицать Катастрофу европейского еврейства, ведая или не ведая, тем самым открывают дорогу для реабилитации, а возможно, и глорификации нацизма.

То же самое и с непризнанием геноцида цыган. Непризнание Параимос открывает широкую дорогу для реабилитации нацизма, а вместе с ним - и для новых геноцидов.

И еще. Я часто задаюсь вопросом о том, почему сами евреи, подвергавшиеся таким страданиям и гонениям на протяжении всей своей истории, не вспомнят о страданиях другого народа, с которым они вместе прошли через весь ад нацистского террора? Ведь логично было бы предположить, что евреям как народу, который так много пережил на протяжении своей долгой и во многом трагичной истории, свойственно большее сострадание к беде других людей.

Но увы, у нас своя большая трагедия, мы ревностно охраняем ее уникальность и нам не до чужих бед. Едва ли кому-то из израильских школьников известно о Параимосе, ведь тема цыганского Холокоста не изучается в рамках школьной программы израильских школ.

Признание геноцида армян наши парламентарии увязывают с дипломатическими последствиями для нашей страны. Попросту говоря, опасаются осложнить таким образом отношения с Турцией. Конечно последствия со счетов не сбросишь, но что сказали бы те же парламентарии, если бы признание Катастрофы европейского еврейства, их коллеги из какой-нибудь другой страны, увязывали с теми или иными выгодами для своего государства?

И вот еще один момент: сегодня в Израиле находятся тысячи людей из Африки и Азии, которые ищут здесь убежища от войн, голода и преследований у себя на Родине.

Правительство Израиля очень обеспокоено тем, как защитить себя от... беженцев. Именно с этой целью на правительственном уровне было принято решение о строительстве специального забора на границе с Египтом, а израильский парламент ужесточил наказание для нелегалов ищущих убежища в Израиле.

Как жаль, что принимая подобные решения, правительство и парламентарии в Израиле напрочь забывают то, что обычно говорят на торжественных церемониях посвященных памяти жертв Холокоста: о том, как весь мир оставался равнодушным к судьбе евреев, искавших убежища в других странах от нацистских преследований во время Второй Мировой Войны. Чем тогда мы лучше тех, кого обвиняем в равнодушии по отношению к евреям?

До сих пор человечество осудило одни геноциды и оставило без внимания другие. Не это ли та самая причина, из-за которой геноциды являются столь частыми гостями в истории человечества?

Похоже, человечество так и не поднялось выше семейных и национальных ценностей, так и не доросло до того, чтобы юридически определить и осудить раз и навсегда убийство человека человеком.

Мы, люди, по-прежнему остаёмся ребёнком со спичками в руках. Таково, по крайней мере, мое видение. И если я ошибаюсь, то очень этому рад.

Для написания данного текста использованы материалы "THE ROMANI ARCHIVES AND DOCUMENTATION CENTER".

Стран-союзников Третьего рейха и оккупированных стран. Уничтожение цыган являлось частью общей политики национал-социалистов по уничтожению политических оппонентов, гомосексуалистов , неизлечимо больных, душевнобольных, наркоманов и евреев . По последним исследованиям, количество жертв геноцида цыган составляет 150 000-200 000 человек. Количество пострадавших - ещё больше.

25 октября 2012 в Берлине открыт мемориал памяти цыганам, ставшим жертвами геноцида в нацистской Германии .

Терминология

У геноцида цыган нет единого общепринятого терминологического обозначения. «Параи́мос» (или Пора́ймос) - термин, предложенный цыганским активистом Янко Хэнкоком (англ. Ian Hancock )). Поскольку одно из значений слова - «надругательство, изнасилование», в котором оно употребляется очень часто, то среди цыганских активистов и цыганологов идёт спор об этичности использования данного термина. В качестве альтернативы используются «Самударипен» (убийство всех) и «Кали Траш» (чёрный ужас)

Начало преследований цыган

Имперский министр внутренних дел Фрик уполномочил начальника берлинской полиции провести «всеобщий день облавы на цыган». На клине земли между марцанским кладбищем , линией городской железной дороги и полями уже в мае 1936 года имперская служба труда подготовила место для устройства «площадки для привала Марцан».

Офицер немецкой полиции и специалист по «расовой психологии» Роберт Риттер беседуют с цыганской женщиной

Расстрелы на оккупированных территориях СССР

С осени 1941 г. на оккупированных территориях СССР наряду с массовыми убийствами евреев начались массовые убийства цыган. Айнзацгруппы уничтожали встреченные на пути таборы. В декабре 1941 года Айнзацгруппой «D» (которой командовал О.Олендорф) были проведены массовые казни цыган в Крыму, причём гибли уже и оседлые семьи. Этот опыт был распространён, начиная с весны 1942 года, на всю оккупированую территорию СССР (за исключением румынской зоны оккупации). Каратели руководствовались «принципом крови». Казни цыган-колхозников, городских рабочих или артистов не вписывались в рамки борьбы против таборного криминала. Достаточно было цыганской национальности, чтобы пополнить ряды жертв. Несколько позже геноцид по национальному признаку дополнился акциями «антипартизанской войны». В 1943-1944 годах цыгане гибли заодно со славянами при сожжении «партизанских деревень», при очищении городов от подпольщиков и так далее.

Зарубежные исследователи считают, что на оккупированной территории СССР было убито не менее тридцати тысяч цыган.

Уничтожение немецких цыган

16 декабря 1942 года приказом Гиммлера было предписано «отбирать по определенным критериям цыган-полукровок, цыган-рома и не имеющих немецкой крови представителей цыганских родов балканского происхождения и в ходе акции в течение нескольких недель поместить в концентрационный лагерь». В иерархии жертв геноцида было, таким образом, три ступени:

  • первая, численно небольшая группа (около 300 человек) - «чистокровные» или же «хорошие в цыганском понимании полукровки». Они рассматривались как «наследие арийских предков» и должны были быть оставлены в живых для научных исследований; их предписывалось поселить под надзор СС между Бургенландом и Нойзидлерзее ;
  • вторую группу составляли «социально адаптированные». Они подлежали стерилизации по достижении 11-летнего возраста;
  • третья группа подлежала отправке в Освенцим .

Аресты немецких цыган начались ранней весной 1943 года. Попали в заключение даже цыгане, служившие в немецкой армии и имевшие боевые награды. Арестованных отправляли в Освенцим.

В Освенциме оставляли в живых в основном немецких цыган-синти, которых нацисты считали более цивилизованными. Польские же, российские, литовские, сербские, венгерские цыгане в основном уничтожались в газовых камерах сразу по прибытии в лагерь. Но и немецкие цыгане массово умирали от голода и болезней, нетрудоспособных также отправляли в газовые камеры.

Когда советская армия в 1944 году подошла к Освенциму достаточно близко, то детей и неработоспособных узников «цыганского сектора» отправили в газовые камеры, а оставшихся вывезли в другие лагеря, подальше от линии фронта.

Геноцид в Хорватии

Уничтожение цыган велось также в Независимом хорватском государстве , активно сотрудничавшим с гитлеровской Германией. Система лагерей смерти Ясеновац находилась в 60 километрах от Загреба и была создана хорватскими националистами -усташами в августе 1941 года для уничтожения сербов , евреев и цыган.

Медицинские опыты, проведенные над цыганами в концлагерях

Нацисты испытывали интерес к цыганам из-за того, что это был народ, относящийся к индо-ариям. Среди цыган редко, но встречались люди с голубыми глазами, в Дахау у таких цыган могли удалить глаза для изучения непонятного феномена. В лагере смерти Дахау, по указанию Гиммлера был поставлен опыт над 40 цыганами по обезвоживанию организма. Ставились и другие опыты, приведшие к инвалидности или смерти подопытных.

Геноцид по странам (некоторые факты)

Знаменитые цыгане, умершие или пострадавшие от геноцида

Организаторы геноцида

  • Роберт Риттер
  • Эрнст Рюдин
  • Эва Юстин

Отображение геноцида в фольклоре и творчестве цыган

Пережитый геноцид нашёл своё отображение в сказках, песнях, стихах и литературных произведениях цыган разных стран. Например:

  • В фильме цыганского режиссёра Тони Гатлифа «Добрый путь » в одной из сцен пожилая цыганка поёт песню, посвящённую умершему в концлагере цыгану. Другой его фильм, «Сам по себе», полностью посвящён геноциду цыган.
  • Геноциду цыган на оккупированных территориях СССР посвящен фильм российского актера и режиссера Дуфуни Вишневского «Грешные апостолы любви ».

Библиография

  • Кенрик Д., Паксон Г. Цыгане под свастикой. - М., «Текст», журнал «Дружба народов», 2001.
  • Bársony, János: Pharrajimos: the fate of the Roma during the Holocaust , IDEA, 2008, ISBN 978-1-932-71630-6 .
  • Guenter Lewy, The Nazi Persecution of the Gypsies , Oxford , Oxford University Press, 2000 ISBN 0-19-512556-8
  • Fonseca, Isabel: Bury Me Standing: The Gypsies And Their Journey , London , Vintage, 1996. Chapter 7, The Devouring

Геноцид цыган был осуществлен нацистами в период Второй Мировой войны, с 1939 по 1945 годы. Он проводился на территории Германии, в оккупированных государствах, а также в странах, считавшихся союзниками Третьего рейха. Уничтожение этого народа стало частью единой политики национал-социалистов, стремившихся ликвидировать определенные народы, политических оппонентов, неизлечимых больных, гомосексуалистов, наркоманов, психически неуравновешенных людей. По последним данным, количество жертв среди цыганского население составило от двухсот тысяч до полутора миллиона человек. Пострадавших оказалось еще больше. В 2012 году в Берлине был открыт мемориал, посвященный цыганам, которые стали жертвами геноцида на территории нацистской Германии.

Терминология

Даже в современной науке нет единого термина, определяющего геноцид цыган. Хотя существуют несколько вариантов, как обозначить репрессии против конкретно этого народа.

Например, цыганский активист Янко Хэнкок предложил обозначать геноцид цыган термином "параимос". Дело в том, что одно из значений этого слова - "изнасилование" или "надругательство". В этом понимании оно часто и употреблялось среди цыганских активистов. При этом ученые до сих пор ведут споры о том, насколько этичным можно считать этот термин.

Начало преследования

С точки зрения нацистской теории, цыгане воспринимались как угроза расовой чистоте германской нации. По заявлениям официальной пропаганды, немцы были представителями чистокровной арийской расы, которая была родом из Индии. При этом известно, что теоретикам нацизма приходилось сталкиваться с определенной сложностью из-за того, что цыгане были еще более непосредственными выходцами из данного государства. При этом они также считались близки к нынешнему населению этой страны, даже говорят на языке, относящимся к индоарийской группе. Так что выходило, что цыган можно считать арийцами ничуть не меньше, чем самих немцев.

Но все-таки выход удалось найти. Было официально объявлено нацистской пропагандой, что цыгане, которые живут на территории Европы, являются результатом смешения арийского племени с самыми низшими расами со всего мира. Этим якобы и объясняется их бродяжничество, служит доказательством асоциальности этого народа. При этом даже оседлые цыгане признавались потенциально склонными к правонарушениям такого рода поведению из-за их национальности. В результате специальная комиссия выпустила официальные требования, в которых настоятельно рекомендовала отделить цыган от остального немецкого народа.

Законодательной базой для начала геноцида цыган стал закон о борьбе с ними, тунеядцами и бродягами, который был принят в 1926 году в Баварии. По его аналогу были ужесточены правовые акты во всех регионах Германии.

Следующим шагом стал период, начавшийся в 1935 году, когда полиция, а также ведомства, отвечавшие за социальное обеспечение, во многих городах стали насильно перемещать цыган в лагеря принудительного содержания. Часто они были обнесены колючей проволокой. Находившиеся там люди были обязаны подчиняться строгому лагерному порядку. Например, в июле 1936 года во время Олимпийских игр, которые проводились в Берлине, цыгане были изгнаны из города, их отправили на участок, который позже получил наименование "площадка для привала Марцан". Так в будущем стал называться нацистский для содержания этих заключенных.

Несколькими месяцами ранее на цыган стали распространяться положения "нюрнбергских расовых законов", которые до этого применялись только к евреям. Отныне этим народам официально было запрещено вступать в браки с немцами, голосовать на выборах, они были лишены гражданства Третьего рейха.

Министр внутренних дел по фамилии Фрик разрешил начальнику полиции Берлина провести всеобщий день облавы на цыган. В лагере Марцан оказались не менее полутора тысяч заключенных. По сути, это был накопитель, ставший первой станцией на пути к уничтожению. Большинство попавших в него заключенных были отправлены в лагерь "Освенцим" и уничтожены.

В мае 1938 году рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер приказал создать в составе берлинского управления уголовного розыска специальный отдел, занимавшейся борьбой с "цыганской угрозой". Считается, что на этом завершилась первая фаза преследования цыган. Ее основными результатами стали создание псевдонаучных инструментариев, концентрация и селекция цыган в лагерях, создание отлаженного и централизованного аппарата, предназначенного для координации дальнейших преступных проектов в масштабах всего государства на всех уровнях.

Считается, что первым законом, который непосредственно был назначен против выходцев индоарийской группы, стал циркуляр Гиммлера о борьбе с цыганской угрозой, подписанный в декабре 1938 года. В нем содержалась информация о необходимости урегулировать так называемый цыганский вопрос, исходя из расовых принципов.

Депортация и стерилизация

Уничтожение цыган фактически началось с их стерилизации, которая массово проводилась во второй половине 30-х годов XX века. Эту процедуру осуществляли, производя укол в матку грязной иглой. При этом медицинская помощь после этого не оказывалась, хотя были возможны тяжелые осложнения. Как правило, это приводило к весьма мучительному воспалительному процессу, который иногда приводил к заражению крови и даже смерти. Этой процедуре подвергали не только взрослых женщин, но и девочек.

В апреле 1940 года начались первые депортации народов рома и синти на территорию Польши. Это считается началом геноцида цыган во время Второй Мировой войны. Там их направляли в еврейские гетто и концентрационные лагеря.

Вскоре после этого последовало распоряжение о принудительном отправлении польских цыган на оседлое положение. У них конфисковали имущество, поселяя в еврейских гетто. Самая большая цыганская территория за пределами Германии располагалось в польском городе Лодзь. Она была изолирована от еврейского гетто.

Первых цыган массово начали сюда свозить уже осенью 1941 года. Этим лично руководил начальник отдела гестапо отвечавший за окончательное решение немецкого вопроса. Сначала с территорию Австрии прислали почти пять тысяч цыган, половина из которых были детьми. В Лодзь многие из них приехали сильно истощенными и больными. Гетто просуществовало всего два месяца, после этого уничтожение цыган стали проводить в лагере смерти Хелмно. Из Варшавы представителей этого народа вместе с евреями отправляли в Треблинку. Так осуществлялся геноцид цыган во время Второй Мировой войны. Однако на этом преследования не закончились. И не ограничивались они лишь этими государствами.

Уже осенью 1941 года в оккупированных областях СССР было положено начало геноциду цыган наряду с массовыми расстрелами евреев. Айнзацкоманды уничтожали все таборы, которые встречали на своем пути. Так, в декабре 1941 года Айнзацкоманда под управлением группенфюрера СС устроила массовые казни цыган на полуострове Крым, причем уничтожались не только кочевые, но и оседлые семьи.

Весной 1942 года эта практика начала применяться на всей оккупированной территории, так начался геноцид цыган в России. Каратели в основном руководствовались принципом крови. То есть расстрелы цыган-колхозников, артистов или городских рабочих не вписывался в рамки борьбы против таборного криминала. В действительности для вынесения смертного приговора достаточно было определения национальности.

Со временем геноцид цыган в России дополнился акциями, проводимыми в рамках "антипартизанской войны". Так, в 1943 и 1944 годах представители этого народа гибли наряду со славянами при сожжении деревень, которые, как считали немцы, оказывали помощь партизанам, а также в рамках борьбы с подпольщиками.

Во время Второй Мировой геноцид цыган продолжался на всей оккупированной территории СССР. Самые массовые расстрелы были зафиксированы на Западной Украине, в Ленинградской, Смоленской и Псковской областях. По мнению авторитетных источников, были убиты около 30 тысяч представителей этой национальности.

Расправа с немецкими цыганами

Немецких цыган начали массово арестовывать весной 1943 года. В тюрьме оказались даже военнослужащие немецкой армии, обладатели боевых наград. Всех их отправляли в Освенцим.

Геноцид цыган во время Второй Мировой осуществлялся в концлагерях. В живых оставляли преимущественно немецких цыган-синти, которых нацисты считали более цивилизованными. Российских, польских, сербских, литовских венгерских представителей убивали в газовых камерах, как только они прибывали в концлагерь.

Однако и немецкие цыгане, остававшиеся в живых, массово умирали от болезней и голода. Нетрудоспособных тоже загоняли в газовые камеры, так осуществлялось уничтожение цыган. Годы войны стали черными для этого народа. Конечно, еще сильнее пострадали евреи, против которых нацистами была развернута массовая кампания, призванная окончательно решить еврейский вопрос. Уничтожение евреев и цыган - одни из самых трагических страниц в истории этой войны.

Хорватский геноцид

Во время Второй Мировой войны Хорватия активно сотрудничала с нацистской Германией, считалась ее союзницей. Поэтому все эти годы геноцид цыган продолжался и в этой стране.

В Хорватии существовала целая система лагерей смерти, которая называлась "Ясеновац". Она располагалась всего в нескольких десятках километрах от Загреба. Сюда по распоряжению министра внутренних дел хорватского революционного движения Андрия Артуковича массово свозили не только цыган, но и евреев с сербами еще с августа 1941 года.

Опыты над людьми

Уничтожение цыган нацистами сопровождалось медицинскими опытами, которые над ними проводили в концлагерях. У немцев к ним был особый интерес, так как они тоже относились к индо-арийской расе.

Так, среди цыган нередко встречались люди с голубыми глазами. В Дахау у них удаляли глаза, чтобы разобраться в этом феномене и изучить его. В этом же концлагере по приказу Гиммлера был поставлен опыт над 40 представителями цыган по обезвоживанию организма. Проводились и другие эксперименты, которые часто приводили к смерти или инвалидности подопытных.

Согласно исследованиям, на оккупированных территориях в СССР была убита половина всех цыган, в Польше уничтожили около 70 процентов представителей этой национальности, в Хорватии - 90 процентов, а в Эстонии - 97.

Известные цыгане, ставшие жертвами геноцида

Среди жертв геноцида оказалось много известных представителей цыганского народа. Например, это был Иоганн Тролльманн - боксер немецкой национальности, который в 1933 году стал чемпионом страны в полутяжелом весе. В 1938 году его стерилизовали, но уже в следующем году призвали в армию, оставив в заложниках его родителей.

В 1941 году он получил ранение, был признан негодным к строевой службе и отправлен в концлагерь в Нойенгаме. В 1943-м его убивают.

Джанго Рейнхардт был джазовым гитаристом, французом по национальности. В музыке он считался настоящим виртуозом. Когда нацисты оккупировали Францию, его популярность стала невероятной, так как немецкое командование не признавало джаз. Поэтому каждое выступление Рейнхардта становилось вызовом оккупантам, придавая уверенность в себе французам.

Несмотря на это он сумел пережить войну. За годы оккупации несколько раз вместе со своей семьей предпринимал неудачные попытки бежать из оккупированной страны. То, что он остался жив, объясняется покровительством влиятельных нацистов, которые тайно любили джаз. В 1945 году этот стиль исполнения стал символом сопротивления, популярность Джанго стала невероятной.

Но уже с 1946 года он оказался не у дел после появления нового жанра - бибопа. В 1953 году гитарист скончался то ли от инсульта, то ли от сердечного приступа. Его родные утверждают, что здоровье музыканта было подорвано в голодные годы войны.

Матео Максимов был одним из самых популярных цыганских писателей, который перевел на цыганский язык Библию. Родился он в Испании, но после того, как там началась Гражданская война, уехал к родственникам во Францию. В 1938-м его арестовали в ходе конфликта между двумя цыганскими кланами. Эти события его жизни описаны в повести "Урситори".

Когда началась Вторая Мировая война, французское правительство обвинило беженцев из Испании (а это были преимущественно евреи и цыгане) в шпионаже в пользу нацистов. В 1940 году был арестован Максимов, его отправили в лагерь Тарб. Примечательно, что условия содержания во французских лагерях были мягче, чем в немецких. Правительство не ставило цели уничтожать цыган, их содержали за то, что считали бесполезными бродягами. При этом разрешали покидать лагерь в поисках заработка и пропитания, оставляя в заложниках семьи. Максимов решил, что если ему удастся опубликовать свою повесть, его признают полезным для общества и отпустят. Автору даже удалось подписать контракт с крупным французским издательством, но в результате "Урситори" была напечатана только в 1946-м.

Когда закончилась война, Максимов стал первым из цыган, кто подал иск к Германии с требованием признать его жертвой гонения по расовому признаку. Через 14 лет он победил в суде.

Бронислава Вайс, известная под псевдонимом Папуша, была знаменитой цыганской поэтессой. Она жила в Польше, в годы войны пряталась в волынском лесу. Ей удалось выжить, она скончалась в 1987 году.

Организаторы геноцида

Свидетели геноцида цыган в числе организаторов называют несколько человек, которые отвечали за данное направление работы среди нацистов. В первую очередь это немецкий психолог Роберт Риттер. Он был первым, кто обосновал необходимость преследования цыган, считая их неполноценной нацией.

Изначально он занимался детской психологией, даже защитил диссертацию в Мюнхене в 1927 году. В 1936-м был назначен руководителем станции биологических исследований по народонаселению и евгенике при Имперском управлении здравоохранения. На этом посту он оставался до конца 1943 года.

В 1941 году на основе его исследований были внедрены практические меры против цыганского населения. После войны он оказался под следствием, но в результате вышел на свободу, дело закрыли. Известно, что часть его сотрудников, утверждавших о неполноценности цыган, сумели продолжить работу и построить научную карьеру. Сам Риттер покончил собой в 1951 году.

Еще один немецкий психолог, известная инициатор геноцида цыган в Германии - Эва Юстин. В 1934 году она встретила Риттера, который уже в то время участвовал в экспериментах над истребляемыми, способствуя их геноциду. Со временем она стала его заместителем.

Популярной стала ее диссертация, посвященная судьбам цыганских детей и их потомков, которых воспитывали в чужой среде. В ее основе стало исследование 41 ребенка полуцыганского происхождения, которых воспитывали без контакта с национальной культурой. Юстин сделала вывод, что из цыган невозможно вырастить полноценных членов германского общества, так как они от природы ленивы, слабоумны и склонны к бродяжничеству. Согласно ее заключениям, взрослые цыгане также не способны постигать науки и не хотят работать, поэтому являются вредными элементами для немецкого населения. За эту работу она стала доктором философии.

После войны Юстин удалось избежать тюремного заключения и политических преследований. В 1947 году она устроилась на работу детским психологом. В 1958 году было инициировано расследование ее расовых преступлений, но дело закрыли за истечением срока давности. В 1966 году она умерла от рака.

Гонения на цыган в культуре

Вопрос геноцида цыган поранез обсуждается до сих пор. Примечательно, что ООН до сих пор не считает представителей этого народа жертвами геноцида. При этом в России обращаются к этой проблеме и сейчас. Например, недавно советский и российский актер Александр Адабашьян о геноциде цыган высказался весьма однозначно. Он составил обращение, в котором подчеркнул, что Россия должна привлечь внимание мирового сообщества к этим фактам.

В культуре геноцид находит отображение в песнях, сказках, рассказах цыган разных стран. Например, в 1993 году во Франции вышел документальный фильм цыганского режиссера Тони Гатлифа под названием "Добрый путь". Картина подробно рассказывает о судьбе и скитаниях цыганского народа. В одной из самых запоминающихся сцен пожилая цыганка поет песню, которая посвящена ее сыну, до смерти замученному в концлагере.

В 2009 году Гатлиф снимает драму "Сам по себе", которая целиком посвящена геноциду. Картина основана на реальных событиях, действие происходит во Франции в 1943 году. Рассказывается про табор, который пытается скрыться от фашистских солдат.

Преследованиям этого народа на оккупированных территориях Советского Союза посвящена лента российского режиссера и актера Дуфуни Вишневского "Грешные апостолы любви", которая вышла в 1995 году.

В репертуаре знаменитого театра "Ромэн" есть спектакль "Мы - цыгане", в котором тема геноцида ярко отражена в драматической массовой сцене, которая становится кульминационной в произведении. Также в СССР звучала песня гитариста и певца трио "Ромэн" Играфа Йошки, популярного в 70-е годы. Она называется "Эшелоны цыган".

В 2012 году в театре "Ромэн" состоялась премьера еще одного спектакля о гонениях целой национальности во время Второй Мировой войны. Он называется "Цыганский рай", поставлен по пьесе Старчевского, написанной по мотивам знаменитого романа румынского писателя Захария Станку "Табор". Произведение основано на реальных событиях.

Самый известный пример отражения преследований в мировом кинематографе - польская военная драма Александра Рамати "И скрипки умолкли", вышедшая на экраны в 1988 году. В фильме рассказывается про семью Миргов, которые живут в оккупированной Варшаве.

Когда усиливаются репрессии против евреев, они узнают, что готовятся гонения и на цыган. Они бегут в Венгрию, но надежды на спокойную жизнь в этой стране рушатся, когда и туда входят нацисты. Семью главных героев отправляют в лагерь Аушвиц, где они встречаются с доктором Менгеле, бывавшим в их доме в Варшаве.

Большинство исследований нацистской политики Холокоста фокусируются на преследовании европейского еврейства, понесшего шестимиллионные потери. Цыган часто или вообще не вспоминают, или вспоминают лишь случайно. Но цыган нацисты также планировали уничтожить как группу. Однако предложение считать цыган жертвами Холокоста вызвало протест среди его исследователей. Справедливо ли это?

Хотя большинство исследований по истории Холокоста в центре своего внимания описывают страдания еврейского населения в оккупированной странами Оси Европе, цыгане также были объектом нацистского истребления.

Цыгане как народ смогли пережить направленные против них кампании прежде всего благодаря тому, что они находились в странах, находившихся под контролем союзных Германии правительств.

Эти правительства обычно отказывались участвовать в уничтожении цыган (аналогично тому, как некоторые из них участвовали в уничтожении евреев). Большинство цыганского населения в Европе Оси находилась вне зоны прямого контроля нацистской машины уничтожения.

Вследствие этого уровень его выживания был сравнительно высоким. В отличие от цыган, европейские евреи в своем большинстве попали под прямой контроль Германии, поэтому их смертность пропорционально была значительно выше. Итак, можно утверждать, что географическое расположение было одним из основных факторов, объясняющих высокую выживаемость цыган по сравнению с евреями.

Судьба цыган под нацистской властью во время Второй мировой войны вызвала серьезные дискуссии по поводу того, следует ли их признавать жертвами Холокоста, или просто одной из многих групп, ставших жертвами связанных с войной и оккупацией армиями Оси конфликтов и разрушений. Основной вопрос - то, в какой степени цыгане были мишенью уничтожения: такой же, как и евреи, обреченные на смерть Гитлером и нацистским аппаратом безопасности?

Для того, чтобы определить намерения относительно этого нацистского руководства, судьбу цыган сравним с судьбой евреев в соответствии со схемой, разработанной Элен Фейн для понимания строгости антиеврейских преследований в Европе во время Холокоста 2. Этот сравнительный анализ обеспечит надежную почву для понимания того, насколько цыган следует считать жертвами исключительной нацистской политики геноцида, которая известна как Холокост.

Цыгане как групповая жертва

Конечно, цыгане сталкивались с законодательной дискриминацией и негативным отношением еще со времен Средневековья, многие европейские государства издавали законы, направленные на дискриминацию цыган; плохое отношение к ним часто санкционировалось властью 5. В Германии после прихода нацистов к власти цыгане, как и евреи, попали под действие "специальных законов", направленных на их отделение от «арийского» населения и предотвращения межрасового смешения 6.

Цыган, как и евреев, немецкие расовые законы перед Второй мировой войной классифицировали как граждан второго сорта, они рассматривались как чужаки 7. Кроме того, как мы уже знаем, после начала войны цыгане становились жертвами зверств, массовых убийств, использования рабского труда и депортаций в лагеря смерти 8. Во время депортации цыган бюрократические параллели между классификацией их и евреев были чрезвычайно схожими 9. Действительно, небольшое количество немецких цыган было помиловано.

Тем, кто имел чистую цыганскую кровь, разрешалось существовать в пределах их общин 10. Когда цыган начали депортировать в лагеря смерти, эти различия теряли значения 11. Хотя мы точно знаем, что цыгане очень пострадали во время войны, следует все же дать ответ на вопрос, были ли они мишенью целенаправленного уничтожения?

Подавляющее большинство исследований Холокоста и смежных вопросов нацистской политики фокусируются на преследовании европейского еврейства, что вполне понятно, учитывая шестимиллионные потери этой группы. Цыган часто или вообще не вспоминают, или вспоминают только случайно. Однако должны существовать и такие работы, которые в центр исследования поставят именно цыган как группу, которую нацисты также планировали уничтожить 12.

Предложение считать цыган жертвами Холокоста вызвало реакцию среди его исследователей, которые утверждают, что продолжительность и уровень преследования этой группы и евреев не были одинаковыми. Иегуда Бауэр считает, что цыгане не были жертвами Холокоста, в частности, когда опирается на хорошо разработанные определения понятий «массовое убийство», «геноцид» или «Шоа» («Катастрофа») 13. Массовое убийство требует наличия масштабного убийства.

Геноцид - усилие по уничтожению этнической, расовой или национальной группы путем уничтожения ее лидеров и культуры, в том числе разрушение элит и других членов группы, которая становилась мишенью.

«Геноцид в таком определении должен включать нацистскую политику в отношении чехов, поляков или цыган...» 14. Понятие «Холокост» или «Шоа» зарезервированы для усилий по полному уничтожению группы. Евреи под властью нацистов и армяне в Османской империи - два примера подобных попыток в новейшей истории.

Такие определения близки к данной ООН дефиниции частичного и полного геноцида (т.е. Холокоста). Вследствие этих важных отличий Бауэр последовательно утверждает, что Холокост отличается от других примеров геноцида, а толкование этого термина нельзя расширять, например, включив в число его жертв цыган или поляков 15. Он даже утверждал, что евреи фактически были особой мишенью и, глядя с нацистской перспективы, Вторая мировая война велась именно против них 16.

К подобным выводам пришел и Джек Ейснер 17. Даже Дональд Кенрик и Греттен Паксон, которые составили хронику нацистской кампании против цыган, отмечают, что цыгане в Греции выжили благодаря тому, что, «вероятно, немцы были очень заняты своими основными жертвами, евреями, чтобы тратить время на цыган» 18. Стивен Кац осуществил сравнительный исторический анализ Холокоста и других геноцидных ситуаций, рассмотрев цыган как один из возможных примеров 19.

Он делает вывод о том, что преследование цыган нацистами не было равнозначным с их антиеврейскими действиями. Цыгане под властью нацистов действительно пострадали, однако «их судьба, действительно жестокая, была качественно отличной, менее ритуализированной, менее бескомпромиссной, менее категоричной» 20.

Возможно, его самым ярким утверждением является тезис о том, что на контролируемой нацистами территории погибло меньше чем четверть цыган - по сравнению с более 85% еврейского населения этих земель 21. Аргументы, приведенные в ответ на предложения считать цыган жертвами Холокоста, сходятся на том, что политика нацистов не была направлена на полное уничтожение цыган по той же схеме, что и евреев. Вопрос заключается в том, планировали ли нацисты полностью уничтожить цыган, как они это делали в отношении евреев, или же цыгане были жертвами «частичного геноцида», - если пользоваться терминологией Бауэра.

Хотя показатели смертности евреев и цыган ощутимо отличались, эти различия можно хотя бы частично можно объяснить разницей в уровне влияния, которое нацистская власть и, в частности, аппарат уничтожения, имел в различных подконтрольных Оси регионах. Некоторые области были непосредственно включены в Рейхе, другие были оккупированы, остальные составляли страны-союзники, в которых было невозможно осуществлять одностороннюю немецкую политику.

Элен Фейн в своей работе о Холокосте выделила три уровня контроля СС согласно обозначенных выше отличий 22. Поскольку она отмечает разнообразие других факторов, которые влияли на колебания уровня смертности еврейского населения различных территорий, ее тройная схема оказывается полезной и для объяснения разницы в уровне выживания. Использование этой же модели и в отношении цыган может быть плодотворным для понимания высокого уровня их выживания в подконтрольной Оси Европе.

Этот анализ может подтвердить утверждение Бауэра и Каца, например, когда он действительно продемонстрирует, что нацисты были снисходительными в отношении цыган. Особенно, когда мы увидим, что в одних и тех же регионах уровень смертности среди цыган будет последовательно ниже, чем среди евреев. С другой стороны, если местный коллаборационизм и отказ от него объясняет много различий, то вполне возможно, что нацистский режим одинаково был сосредоточен на истреблении как евреев, так и цыган.

Сравнение по зонам влияния СС

Соотношение численности населения и смертности цыган и евреев в разных регионах Европы были обобщены по отдельным территориям и зонами контроля СС и использованы Фейн в ее исследовании Холокоста. Соответствующие цифры содержатся в Таблице 1. К нарисованной Фейн картине внесены два изменения.

Таблица 1. Показатели смертности среди цыган и евреев по зонам СС

Территория Еврейское население Цыганское население
Зона СС 1
Территория До войны Потери %% До войны Потери %%
Германия/Австрия 240,000 210.000 87,5 31,200 21,500 68,9
Люксембург 5,000 1,000 20,0 200 200 100,0
Протекторат Богемия и Моравия 90,000 80.000 88,8 13,000 6,500 50,0
Польша 3,300,000 3,000.000 90,9 44,400 28,200 63,5
Литва 155,000 228,000 90,1 1,000 1,000 100,0
Латвия 93,000 5,000 2,500 50,0
Эстония 5,000 1,000 1,000 100,0
Сербия 23,000 20,000 87,0 60,000 12,000 20,0(1)
Украина/Беларусь 1,875,000 1,145,000 61,1 42,000 30,000 71,4
Всего 5,786,000 4,684,000 80,9 197,800 102,900 52,0
Зона СС 2
Норвегия 1,800 900 50,0 ? 60
Нидерланды 140,000 105,000 75,0 500 500 100,0
Бельгия 65,000 40,000 61,5 500 500 100,0
Салоники 50,000 45,000 90,0 ? ?
Всего 256,800 190,900 74,3
Зона СС 3
Страны-союзники
Финляндия
2,000 0 0,0 ? 0 0,0
Болгария 64,000 14,000 21,9 100,000 0 0,0
Италия(2) 40,000 8,000 20,0 25,000 1,000 4,0
Венгрия(3) 650,000 450,000 69,2 100,000 28,000 28,0
Румыния 600,000 300,000 50,0 300,000 36,000 12,0
Словакия 90,000 75,000 83,3 80,000 1,000 1,25
Хорватия 26,000 22,000 84,6 28,500 28,000 98,2
Другие
Итальянская Греция(2)
20,000 9,000 45,0 ? 50
Франция 350,000 90,000 25,7 40,000 15,000 37,5
Дания 8,000 0 0,0 7 0 0,0
Всего (4) 1,850,000 968,000 52,3 673,500 109,050 16,2
(1) Оценка, которая может быть значительно ниже.
(2) Депортации и убийства после капитуляции Италии в 1943 году.
(3) Депортации и убийства преимущественно после установления марионеточного правительства в 1944 году.
(4) Всего для цыган с исключением Финляндии, Греции и Дании.

Источники: для еврейских потерь - Lucy S Dawidowicz, The War against the Jews, 1933-1945 (New York. Bantam, 1975), pp 483-544; для цыганских потерь - Kenrick,Puxon, Destiny, esp. pp. 183-84. Цифры относительно Итальянской Греции и Салоник, а также депортации цыган из Норвегии взяты из: Martin Gilbert, AtlasoftheHolocaust (Oxford. Pergamon Press, 1988)

Люксембург, страну, которую она не рассматривала, был включен в Зону СС 1 со времени присоединения Великого Герцогства к Рейху, сколь местное население подчинили тем же законам и ограничениям, что и население других его частей, вроде Германии и Австрии. Кроме того, Фейн не включала в свой анализ никакие части СССР, кроме балтийских стран.

Данные об исходном количестве еврейского и цыганского населения и их смертности для Советского Союза в целом являются менее релевантными, поскольку подавляющая часть его территории никогда не находилась под контролем стран Оси. Благодаря этому во многих регионах СССР еврейское и цыганское население оказалось вне досягаемости немецкой расовой политики.

Однако вся Беларусь и Украина попали под власть нацистов, из-за чего немецкая расовая политика была применена к населению этих местностей. Евреи и цыгане двух советских республик находились под непосредственным контролем немецкой военной администрации и были объектом депортаций в той же мере, как и население балтийских стран. Поэтому их решено рассматривать в рамках Зоны СС 1.

Зона СС 1

Таблица 1 показывает заметные различия между этими тремя зонами. В Зоне СС 1, где нацисты имели наибольшую свободу действий, еврейские потери превысили 90% от количества довоенного населения. Потери среди цыган частично были ниже, но они составили как минимум более половины от довоенной численности.

В Беларуси и Украине, где проживало значительное количество как евреев, так и цыган, количество смертей последних было даже пропорционально выше. В этой части таблицы наиболее сомнительными в отношении цыган - данные о Сербии. Сербия представляла собой единственную часть расчлененной Югославии, попавшую под прямой контроль Германии уже в 1941 году, что стало причиной прямого применения политики СС по «нежелательным» категориям людей.

Цифры потерь среди цыган Югославии очень неточны. Кенрик и Паксон указали для Сербии минимальную цифру в 12 тыс., которая, по их мнению, могла быть заниженой 23. Рюдигер Фоссен в новейшем исчислении смертей цыган оценивает их довоенное количество в Югославии в 100 000 и подсчитывает, что 90 000 из них были убиты 24. Эта цифра показывает, что было уничтожено примерно 50 000 из 60 000 сербских цыган. Если принять эту (вероятно, завышенную) оценку, то смертность цыган в зоне СС 1 составит 72.6%, а не 53.9%.

Вряд ли цыганские потери действительно достигли этой максимальной цифры. Часть цыган выжили в сельской местности Сербии, где контроль нацистской администрации и местных коллаборационистов был достаточно слабым. Это отличало их от сербских евреев, которые были сосредоточены в городах, из-за чего их погибло больше 25. Точно оценить потери цыган трудно в том числе и потому, что многие убийства происходили в пределах самой Сербии, а не в лагерях смерти 26.

Цыган систематически захватывали в качестве заложников и расстреливали в знак наказания за немецкие потери от партизанских нападений. Сотню заложников расстреливали за каждого убитого немецкого солдата, пятьдесят - за каждого раненого 27. Несомненно, такие действия привели к большему количеству смертей, чем озвученная цифра в 12 000.

Страдания сербских евреев и цыган действительно были огромными. Белград и те части Сербии, которые находились под прямым контролем Оси, были объявлены свободным от евреев и цыган уже в 1942 году 28. Потому из этого можно сделать вывод, что потери цыган были выше, чем минимальная цифра, названная в Таблице 1. Если принять высокие, хотя и не максимальные, оценки смертности в Сербии, то вполне вероятно, что общие потери цыган в Сербии составили 60-65% от довоенного количества. Эта цифра ниже, чем потери, которые понесло еврейское население этих областей, но пропорционально является очень высокой.

Зона СС 2

В зону СС 2 было включено лишь несколько территорий. Здесь германское господство было несколько менее тотальным, чем в Зоне 1, но его последствия для цыган были почти столь же смертоносными, как и для евреев. Что касается первых, то их немногочисленные общины в Бельгии и Нидерландах были фактически уничтожены 29.

Несколько цыган жили в Норвегии, часть из них были высланы в концлагеря, где они погибли 30. Вероятно, какое-то количество цыган жили в Салониках и соседней Фракии, но нет ни одного свидетельства об их депортации в лагеря смерти. Малая численность цыган в Зоне 2 не поддается сравнению, но имеюtobся ограниченные свидетельства дают основания утверждать высокий уровень потерь.

Зона СС 3

Наибольшие различия показателей потерь среди евреев и цыган появляются в зоне СС 3. Поэтому именно события на этих территориях требуют детального комментария. Именно здесь процент выживших евреев и цыган был выше, чем в Зонах 1 или 2. Так как берлинской власти приходилось вести переговоры по поводу акций против определенных категорий людей, а не просто начинать депортации или приказывать “командам смерти” (“зондеркомандам” - “А”) совершать убийства. Действия правительств-союзников Оси, направленные на облегчение или, наоборот, препятствие преследованию евреев хорошо исследованы. Все же цыган в этой части Европы жалели значительно больше, чем местное еврейское население.

Что касается стран Скандинавского полуострова, Финляндия ограничилась военным союзом с Германией во время нападения на Советский Союз, в это же время немцы руководили Данией косвенно, чтобы позволить ей сохранить фиктивный нейтралитет. В этих странах было относительно немного цыган, но они были спасены их правительствами 31.

Тогда, когда Финляндия отказывалась депортировать граждан-евреев, а Дания организовала спасение своего еврейского населения, ни одно правительство не сотрудничало в депортации циган 32, показатели выживаемости как евреев, так и цыган в Дании и Финляндии выглядят гораздо лучше по сравнению с цифрами из Норвегии (Зона СС 2), откуда были депортированы в лагеря половина тамошних евреев и вся немногочисленная цыганская община.

Франция была единственной западноевропейской страной в Зоне 3. Как во Франции правительства Виши, так и на оккупированной территории, преследовались и евреи, и цыгане. Однако более низкий степень контроля со стороны Германии обусловил то, что более половины евреев и цыган пережили войну. В этом плане Франция выглядит значительно лучше Нидерландов и Бельгии (Зона 2).

Достаточно интересным является то, что показатель выживания цыган здесь даже пропорционально хуже, чем в случае евреев. Одной из причин этого факта является то, что цыгане были легкой мишенью для депортаций. Их сбор для транспортировки в лагеря смерти облегчало то, что много цыган французские власти задержали и сосредоточили в лагерях еще в 1940 году, поэтому их свезли в лагеря после капитуляции в том же году 33.

Вероятно, здесь мы видим один из немногих примеров, когда цыгане являлись группой, их было проще выделить и подготовить к депортации. Следует отметить, что в этом случае немецкая власть воспользовалась возможностью быстро справиться с большим количеством цыган.

В Южной Европе и на Балканах было много государств-союзников и стран-клиентов Германии. Хорошо известно, что Италия не сотрудничала в депортации евреев как в самой Италии, так и в итальянских зонах оккупации во Франции, Греции и Югославии. Поскольку эта страна была полноценным европейским союзником Германии, она могла сопротивляться давлению в вопросе уничтожения евреев, а отдельные силы в Италии защищали евреев от преследований 34.

Цыгане в Италии и и на контролируемых ею территориях также были защищены от депортации. Худшим антицыганским действием, на которое пошло итальянское правительство, было изгнание представителей этой группы на Сардинию и подконтрольные ему острова Адриатики 35. Итальянские оккупационные войска также защищали цыган от преследования со стороны немцев или местных жителей 36.

Убийства евреев и цыган имели место после капитуляции Италии, когда немецкие войска оккупировали север и центр страны. Численность жертв среди цыган в Италии совсем небольшая количественно и гораздо меньше пропорционально, чем соответствующие цифры по евреям, и это несмотря на спасение многих итальянских евреев 37.

Вполне возможно, что изгнание цыган на острова, которое имело место перед этими событиями, в конечном счете сработало в их пользу, ведь они сразу оказались вне зоны немецкого контроля. Депортации евреев и цыган из Албании, южной Греции и части Югославии происходили лишь после капитуляции Италии и установления прямого контроля со стороны немецкой администрации 38. После сдачи Италии Южную Грецию оккупировали немецкие войска. Какое-то количество цыган было поймано с целью депортации, но в лагеря смерти попало значительно больше местных евреев.

С целью предотвращения депортации цыган в ситуацию вмешались представители греческой церкви и правительства 39. Во многих местностях отдельные греки прятали многочисленных евреев, однако значительное их количество все-таки было депортовано 40. Итак, Италию после ее капитуляции в 1943 году значительно логичнее было бы классифицировать как принадлежащую к Зоне СС 2. В промежуток времени с 1940 до 1943 года многим евреям и цыганам удалось дожить до начала нового периода. А позже немецкий контроль в некоторых регионах существенно ослабел. Причиной этого в том, что в результате наступления Красной армии немцы больше готовились к боевым действиям, следовательно сил на что-либо другое у них уже не хватало.

Болгария, Румыния и Венгрия были союзниками Германии, поэтому их правительства имели несколько большую свободу действий перед Берлином. Эта свобода действий привела к значительно более высоким показателям выживания евреев и цыган, чем мы это видим в Зоне СС 1 и 2. Болгария вообще отказывалась депортировать своих граждан, независимо от того, были ли они евреями или цыганами. Германский посол в Софии отмечал, что болгары не сотрудничали в вопросе депортации евреев потому, что они слишком долго жили рядом с армянами, греками и цыганами, после чего не могли сделать негативные выводы о евреях 41.

Болгарское правительство, однако, согласилось на депортацию евреев из оккупированной Фракии (Греция) и Македонии 42. Поэтому показатели смертности евреев в Таблице 1 касаются именно еврейского населения этих новооккупированных территорий, а не собственно болгарских граждан.

Евреи и цыгане Румынии также пострадали меньше, чем представители этих групп в Зонах СС 1 и 2, несмотря на то, что Румыния имела собственную антисемитскую традицию, которая обусловила высокие потери среди евреев. Однако, даже в условиях этой исторической вражды румынское правительство времен войны обычно защищало своих граждан.

Большие показатели смертности евреев, мы все же видим, имевших место на Буковине и в Бессарабии, территории, которую Румыния повторно заняла после вторжения в Советский Союз, а не на основных землях королевства. Не более 20 000 из всех еврейских жертв приходились на Регаты (старые земли королевства) 43. Фактически все цыгане, которые погибли на контролируемой румынами территории, были из недавно присоединенных областей 44.

Ситуация в Венгрии в течение раннего периода войны была подобна ситуации в Болгарии и Румынии. Режим Хорти защищал своих граждан от германских требований депортировать их в лагеря смерти. Венгерские евреи имели значительные потери в созданных специально для них батальонах принудительного труда, действовавших в Советском Союзе.

Евреи, которые не являлись венгерскими гражданами, не были защищены. Кроме того, имели место зверства на некоторых оккупированных венгерскими войсками территориях, однако утвержденной политики массового истребления здесь не существовало 45. Однако в марте 1944 года в Венгрию вторглись немцы и оккупировали страну. Новое венгерское правительство сотрудничало с командой Адольфа Эйхмана в депортации евреев. Позже немцы привели к власти антисемитскую организацию «Скрещенные стрелы», после чего стали происходить депортации евреев и цыган. Фактически все цыгане, отправленные в лагеря смерти, были захвачены именно в это время 46.

Как мы видим из Таблицы 1, в течение этого периода было депортировано пропорционально больше евреев. Но существенно, что во время, когда война уже фактически была проиграна, и советские войска продвигались в Венгрию (и другие территории), немцы и их местные коллаборационисты пытались депортировать как евреев, так и цыган. Хотя число пойманных евреев и было большим, однако то, что нацисты хотели приложить усилия и для захвата цыган, также заслуживает внимания. Все эти депортации и последующие убийства имели место после марта 1944 года, когда Венгрию целесообразнее было бы определить как принадлежащую к Зоне СС 2, а не 3.

Остальные государства в Зоне 3 представляют собой марионеточные режимы Словакии и Хорватии, которые наглядно демонстрируют различия в антиеврейских и антицыганских кампаниях, вызванных местными органами управления и локальными обстоятельствами. Довоенная численность еврейского и цыганского населения в обеих этих странах была сходной, однако обращения в отношении цыган было резко отличным.

В Хорватии усташи истребляли обе эти группы (а кроме них также и сербов), поэтому количество потерь среди всех них было чрезвычайно высокой. В Словакии мишенью для массовых убийств были только евреи, правительство Тисо сотрудничало с нацистами в вопросе ликвидации местного еврейского населения. Хотя на словацких цыган и было распространено действие дискриминационных законов, лишь незначительная их часть была депортирована в лагеря смерти 47. Очевидно, именно отношение словацкого правительства стало причиной того, что показатель выживаемости среди цыган здесь был выше, чем в случае евреев.

Расхождения и различия

Приведенное выше сравнение сценариев правительственной политики и показателей смертности показывает, что то, к какой Зоне СС (1-й, 2-й или 3-й) принадлежала определенная территория, часто имело определяющие последствия для потенциальных жертв нацистской геноцидальной политики.

Во-первых, в регионах с наиболее сильным господством нацистов (Зоны 1 и 2) цыгане пострадали почти так же, как и евреи. На самом деле, здесь целью было их полное уничтожение. Отчасти высокие показатели выживаемости среди цыган в этих местностях, возможно, могут свидетельствовать о том, что евреи рассматривались как основная обреченная на ликвидацию группа, но совершенно ясно, что цыгане также были мишенью таких действий.

Хорошо известно - хотя это часто и игнорируется в дискуссиях о Холокосте - участие в осуществлении своей расовой политики на отдельных территориях нацисты часто зависели от местных коллаборационистов. Существовали набранные из представителей подвластных народов местные охранные формирования, которые принимали участие в создании гетто, убийствах и депортации жертв.

Антицыганские настроения, по крайней мере, в некоторых местностях могли быть менее откровенными, чем антисемитизм. Такие различия могли позволить избежать лагерей смерти большему количеству цыган в сравнении с евреями. Очевидно, что в иной ситуации фактически никто не смог бы убежать. Понятно, что для господства нацистского расизма было необходимо подобное сотрудничество со стороны национальных правительств в зоне СС 3.

Там, где союзники Германии отказывались сотрудничать в вопросе депортации в лагеря смерти, выживаемость была значительно выше. Италия (до 1943 года), Финляндия, Болгария, и Венгрия (до 1944 года) защищали своих граждан, и это одинаково касалось евреев и цыган. «Нейтральная» Дания также использовала для защиты своих граждан все доступные ресурсы. Словакия депортировали в лагеря смерти евреев, но количество депортированных цыган здесь было очень незначительным.

Румыния в целом защищала своих граждан, по крайней мере, от немцев, если не от преследований со стороны местных жителей. Евреи чаще становились жертвами внутрирумынской политики в то время, когда цыгане, очевидно, не находились в центре внимания правительств военного времени. Режим, который господствовал в Хорватии, энергично пытался уничтожать членов различных групп, включая евреев и цыган в фактически равных пропорциях. Возможно, что нацисты оказывали на своих союзников большее давление в вопросе депортации евреев, чем это делалось в случае циган 48.

Возможно, что лидерам этих режимов достаточно было отметить, что нацисты видели своей приоритетной мишенью немедленную депортацию именно евреев, чтобы отложить на будущее решение о таких же действиях в отношении цыган. Точно можно сказать, что такое различие является плодотворным лишь в случае Словакии - государства, правительство которого часто стремилось отсрочить исполнение распоряжений Берлина.

На Балканах в целом, как, например, в Сербии, процент цыган, выживших, возможно, был выше, чем в случае евреев, именно благодаря их меньшей заметности для немецких оккупантов 49. Что касается конфессиональной принадлежности, цыгане обычно исповедовали одну из господствующих местных религий, благодаря чему отсутствовали определенные культовые сооружения, которые нацисты смогли бы использовать в качестве своеобразного магнита для захвата представителей «низших рас» 50. Кочевым группам цыган, в отличие от оседлых, вероятно, также было легче избежать нацистских облав и выжить в сельской местности, в чем им помог предыдущий жизненный опыт 51.

Разница в показателях смертности между тремя Зона СС требует долгого объяснения различий в уровне выживания евреев и цыган в подконтрольной Оси Европе. Как мы видим из Таблицы 2, еврейское население в поднацистской части Европы в основном было сосредоточено в зоне СС 1, в то же время в регионах с таким жестким контролем находилась четверть цыган.

Таблица 2. Распределение довоенной численности еврейского и цыганского населения по зонам СС

Цыгане Европы преимущественно находились в пределах Зоны СС 3, где было негативное отношение местных правительств к уничтожению цыган (за исключением Хорватии), что стало причиной существенных отличий в их судьбе. Пребывание именно в Зоне СС 3 значительно повышало шансы на выживание и для евреев, но, по крайней мере, некоторые государства этого региона облегчали осуществление депортации евреев и не делали этого в случае цыган.

Так, показатель смертности в две трети еврейского населения Европы и лишь около 25-30% европейских цыган значительно легче объяснить именно путем учета их размещения в странах Европы. Цыган, как и евреев, немецкий фашизм обрек на полное уничтожение, а не только на частичный геноцид, как в случае поляков или чехов. Однако, за исключением Хорватии, они не стали мишенью для подобных насильственных действий со стороны любого другого европейского фашистского движения, которое пришло к власти, опираясь на собственные силы или с помощью немецких войск.

Цыгане: забытый Холокост

Джек Эйснер соглашается со Стивеном Кацем в том, что Холокост был специфически еврейским феноменом: «Другая распространенная в общественном мнении ложная идея - это вывод о том, что понятие "Холокост" должно включать в себя уничтожение нескольких миллионов гражданских лиц-неевреев, погибших от рук нацистов наряду с шестью миллионами евреев

Никто не может отрицать существование миллионов жертв-неевреев, и меньше всего - те, кто пережил, перенес, разделил и был свидетелем голода и убийств тысяч евреев в лагерях Майданеке, Флоссенберг, Дахау или Бухенвальд. Однако существует критическая разница: как евреи они не были представителями расы, обреченной на полную ликвидацию, а именно это и характерно для Холокоста» 53.

Однако цыганская раса также подпадает под это определение. Наконец, цыгане преследовались нацистами именно по расовым соображениям 54. Они не оказывали индивидуальных действий, которые бы стали поводом для преследования. Судьба евреев и цыган является общей в том, что они были единственными двумя этническими группами, которые национал-социалистическая идеология специально обрекала на полное уничтожение 55.

Кажется, что из представленного выше анализа ясно видно, что цыган, как и евреев, действительно можно квалифицировать минимум как потенциальных жертв не только частичного геноцида, но и Холокоста. Кажется, что антицыганские меры нельзя свести к данному Иегуда Бауэром определению частичного геноцида, поскольку в их случае убийства не ограничивались уничтожением представителей элиты, ведущих деятелей культуры и образованных слоев. Мишенью становились (а в в некоторых случаях и были полностью уничтожены) целые общины. Анализ событий в трех зонах нацистского влияния выписывает намерения ликвидировать цыган аналогично тому, как истребляли евреев 56.

Несмотря на очевидные стремления нацистов, выживаемость цыган выше, чем уровень выживания евреев. Возможно, нацисты были больше сосредоточены на ликвидации последних, а цыгане стали бы следующей главной мишенью сразу после уничтожения еврейского населения Европы. Сначала евреи, потом цыгане.

Наконец, вполне понятно, что нацисты не пренебрегали возможностью разобраться с цыганами - мы это видим в случае Франции, а также Венгрии сразу после прихода к власти «Скрещенных стрел». Цыганам также способствовало то, что они в основном были сосредоточены в странах, правительства которых, хотя, возможно, и были настроены против них, но не склонялись к сотрудничеству в массовых убийствах. Стивен Кац, утверждая, что цыган нельзя считать жертвами Холокоста, применяет определение понятия «геноцид» из Конвенции ООН.

В котором определяющим применение этого термина является наличие намерения уничтожить этническую, национальную, религиозную или расовую групу 57. Осуществлено Кацем сравнение уровня смертности среди цыган и евреев слишком поверхностно для того, чтобы сделать вывод, будто цыгане не были жертвами нацистской геноцидальной политики. Если бы Гитлер и нацисты победили в войне в Европе и укрепили свой контроль, уровень смертности евреев и цыган был бы одинаковым 58.

Поэтому, в противовес утверждению Каца и других исследователей, целесообразным представляется утверждение о том, что цыгане как народ, этнос или нация в представлении нацистов были обречены стать жертвами Холокоста, а не только частичного геноцида. Благодаря своей меньшей общей численности и часто меняющемуся местонахождению эта группа имела значительно меньшие потери, чем европейское еврейство.

Тогда как понятие «геноцид» достаточно легко применяется ко многим различным ситуациям, важно признать, что цыгане в течение войны были мишенью тотального (по терминологии Бауэра) геноцида. Их судьба проливает больше света на преступления, совершенные против евреев, и на геноцидный и расистский характер политики нацистов.

Бренда Дэвис Лутц, Джеймс М. Лутц

Перевод на украинский язык Сергея Гирика.

Выражаем благодарность Михаилу Тяглому за высказанные замечания к переводу.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top