Нормы анализа биохимии у женщин. Что можно узнать по результатам биохимического анализа крови

Нормы анализа биохимии у женщин. Что можно узнать по результатам биохимического анализа крови

Организация режима пребывания детей в ДОУ

Теплый период года 1-я младшаягруппа

Время

Режимные моменты

Образовательная область

6.30-8.00

8.00- 8.10

Коррегирующая гимнастика.

8.10- 8.40

Потешки, прибаутки.

8.40-9.15

Игры

«Коммуникация».

Игровая деятельность детей.

9.15- 9.30

Второй завтрак

«Здоровье». «Социализация».

Прием пищи.

9.30- 9.45

Подготовка к прогулке

9.45- 10.00

10.00-11.25

11.25- 11.45

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

11.45-12.20

Обед

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

12.20-15.00

Подготовка ко сну, сон

15.00-15.15

Подъем, процедуры

Коррегирующая гимнастика.

15.15- 15.40

Полдник

15.40-18.00

«Труд», «Познание», «Социализация». «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация».

18.00-18.30

Организация режима пребывания детей в ДОУ

Теплый период года 2-я младшаягруппа

Режим дня рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в детском саду.

Время

Режимные моменты

Образовательная область

7 . 0 0-8.10

Утренний прием детей. Минутки игры. Индивидуальная работа с детьми.

«Социализация», «Коммуникация», «Труд».

Прием детей. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. Индивидуальные и подгрупповые дидактические, самостоятельныеигры.

8.10- 8.20

Утренняя гимнастика (на улице)

«Физическая культура», «Здоровье».

Коррегирующая гимнастика.

8.20- 8.55

Подготовка к завтраку, завтрак

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

Потешки, прибаутки.

8.55-9.30

Игры

«Коммуникация».

Игровая деятельность детей.

9.30- 9.45

Второй завтрак

«Здоровье». «Социализация».

Прием пищи.

9.45- 10.00

Подготовка к прогулке

«Социализация», «Безопасность».

Обучение навыкам самообслуживания.

10.00- 10.15

Образовательная деятельность на прогулке

«Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Образовательные ситуации на игровой основе: подгрупповые и фронтальные.

10.15-11.50

Игры, труд, наблюдения, воздушные и солнечные ванны.

«Труд», «Познание», «Социализация». «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация».

Индивидуальная работа, игровая деятельность.

11.50- 12.10

Возвращение с прогулки, водные процедуры, подготовка к обеду.

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

Обучение навыкам самообслуживания, индивидуальная работа.

12.10-12.40

Обед

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

«Это время – для обеда, значит нам за стол пора!»

12.40-15.00

Подготовка ко сну, сон

«Художественная литература», «Социализация», «Музыка», «Здоровье».

Создание тихой, благоприятной обстановки для сна.

15.00-15.30

Подъем, процедуры

«Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Коммуникация», «Художественная литература».

Коррегирующая гимнастика.

15.30- 15.50

Полдник

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

Воспитание культуры поведения за столом.

15.50-18.00

Подготовка к прогулке, прогулка.

«Труд», «Познание», «Социализация». «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация».

Самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.

18.00-1 9 . 0 0

Возвращение с прогулки, игры, уход домой.

«Познание», «Социализация». «Безопасность»,«Коммуникация».

Взаимодействие с родителями, индивидуальная работа.

Теплый период года средняягруппа

Режим дня рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в детском саду.

Время

Режимные моменты

Образовательная область

7 . 0 0-8.15

Утренний прием детей. Минутки игры. Индивидуальная работа с детьми.

«Социализация», «Коммуникация», «Труд».

Прием детей. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. Индивидуальные и подгрупповые дидактические, самостоятельныеигры.

8.15- 8.25

Утренняя гимнастика (на улице)

«Физическая культура», «Здоровье».

Коррегирующая гимнастика.

8.25- 8.55

Подготовка к завтраку, завтрак

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

8.55-9.30

Игры

«Коммуникация».

Игровая деятельность детей.

9.30- 9.45

Второй завтрак

«Здоровье». «Социализация».

Прием пищи.

9.45- 10.15

Подготовка к прогулке

«Социализация», «Безопасность».

Обучение навыкам самообслуживания.

10.15- 10.35

Образовательная деятельность на прогулке

«Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Образовательные ситуации на игровой основе.

10.35-11.50

Игры, труд, наблюдения, воздушные и солнечные ванны.

«Труд», «Познание», «Социализация». «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация».

Индивидуальная работа, игровая деятельность.

11.50- 12.10

Возвращение с прогулки, водные процедуры, подготовка к обеду.

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

12.10-12.40

Обед

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

«Это время – для обеда, значит нам за стол пора!»

12.40-15.00

Подготовка ко сну, сон

«Художественная литература», «Социализация», «Музыка», «Здоровье».

Создание тихой, благоприятной обстановки для сна.

15.00-15.25

Подъем, процедуры

«Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Коммуникация», «Художественная литература».

Коррегирующая гимнастика.

15.25- 15.50

Полдник

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

Воспитание культуры поведения за столом.

15.50-18.00

Подготовка к прогулке, прогулка.

«Труд», «Познание», «Социализация». «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация».

Самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.

18.00-1 9 . 0 0

Возвращение с прогулки, игры, уход домой.

«Познание», «Социализация». «Безопасность»,«Коммуникация».

Взаимодействие с родителями, индивидуальная работа.

Организация режима пребывания детей в ДОУ

Теплый период года старшаягруппа

Режим дня рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в детском саду.

Время

Режимные моменты

Образовательная область

7 . 0 0-8.20

Утренний прием детей. Минутки игры. Индивидуальная работа с детьми.

«Социализация», «Коммуникация», «Труд».

Прием детей. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. Индивидуальные и подгрупповые дидактические, самостоятельныеигры.

8.20- 8.30

Утренняя гимнастика (на улице)

«Физическая культура», «Здоровье».

Коррегирующая гимнастика.

8.30- 8.55

Подготовка к завтраку, завтрак

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

Дежурство детей, воспитание культурно-гигиенических навыков.

8.55-9.30

Игры

«Коммуникация».

Игровая деятельность детей.

9.30- 9.40

Второй завтрак

«Здоровье». «Социализация».

Прием пищи.

9.40- 10.35

Подготовка к прогулке

«Социализация», «Безопасность».

Обучение навыкам самообслуживания.

10.35- 11.00

Образовательная деятельность на прогулке

«Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Образовательные ситуации на игровой основе: подгрупповые и фронтальные.

11.00-12.20

Игры, труд, наблюдения, воздушные и солнечные ванны.

«Труд», «Познание», «Социализация». «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация».

Индивидуальная работа, игровая деятельность.

12.20- 12.40

Возвращение с прогулки, водные процедуры, подготовка к обеду.

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

Обучение навыкам самообслуживания, индивидуальная работа, дежурство.

12.40-13.10

Обед

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

«Это время – для обеда, значит нам за стол пора!»

13.10-15.00

Подготовка ко сну, сон

«Художественная литература», «Социализация», «Музыка», «Здоровье».

Создание тихой, благоприятной обстановки для сна.

15.00-15.25

Подъем, процедуры

«Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Коммуникация», «Художественная литература».

Коррегирующая гимнастика.

15.25- 15.40

Полдник

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

Воспитание культуры поведения за столом.

15.40-18.00

Подготовка к прогулке, прогулка.

«Труд», «Познание», «Социализация». «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация».

Самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.

18.00-1 9 . 0 0

Возвращение с прогулки, игры, уход домой.

«Познание», «Социализация». «Безопасность»,«Коммуникация».

Взаимодействие с родителями, индивидуальная работа.

Организация режима пребывания детей в ДОУ

Теплый период года подготовительнаягруппа

Режим дня рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в детском саду.

Время

Режимные моменты

Образовательная область

7 . 0 0-8.25

Утренний прием детей. Минутки игры. Индивидуальная работа с детьми.

«Социализация», «Коммуникация», «Труд».

Прием детей. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. Индивидуальные и подгрупповые дидактические, самостоятельныеигры.

8.25- 8.35

Утренняя гимнастика (на улице)

«Физическая культура», «Здоровье».

Коррегирующая гимнастика.

8.35- 8.55

Подготовка к завтраку, завтрак

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

Дежурство детей, воспитание культурно-гигиенических навыков.

8.55-9.15

Игры

«Коммуникация».

Игровая деятельность детей.

9.15- 9.30

Второй завтрак

«Здоровье». «Социализация».

Прием пищи.

9.30- 11.10

Подготовка к прогулке

«Социализация», «Безопасность».

Обучение навыкам самообслуживания.

11.10- 11.40

Образовательная деятельность на прогулке

«Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».

Образовательные ситуации на игровой основе: подгрупповые и фронтальные.

11.40-12.20

Игры, труд, наблюдения, воздушные и солнечные ванны.

«Труд», «Познание», «Социализация». «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация».

Индивидуальная работа, игровая деятельность.

12.20- 12.40

Возвращение с прогулки, водные процедуры, подготовка к обеду.

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

Обучение навыкам самообслуживания, индивидуальная работа, дежурство.

12.40-13.10

Обед

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

«Это время – для обеда, значит нам за стол пора!»

13.10-15.00

Подготовка ко сну, сон

«Художественная литература», «Социализация», «Музыка», «Здоровье».

Создание тихой, благоприятной обстановки для сна.

15.00-15.25

Подъем, процедуры

«Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Коммуникация», «Художественная литература».

Коррегирующая гимнастика.

15.25- 15.40

Полдник

«Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд».

Воспитание культуры поведения за столом.

15.40-18.00

Подготовка к прогулке, прогулка.

«Труд», «Познание», «Социализация». «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация».

Самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа.

18.00-1 9 . 0 0

Возвращение с прогулки, игры, уход домой.

«Познание», «Социализация». «Безопасность»,«Коммуникация».

Взаимодействие с родителями, индивидуальная работа.

Подростковый возраст – это время кардинальных физиологических изменений. В возрасте 9-13 лет происходит ряд различных физических и эмоциональных изменений, связанных с половым созреванием. В этот период тело девочки-подростка претерпевает значительные изменения. Кроме того, меняется отношение к миру и дружбе. Перемены не обходят стороной и эмоциональную сферу. Чтобы период подросткового возраста прошел наименее болезненно, следуйте правильному распорядку дня. Благодаря этому вы сможете справиться с изменениями, оставаясь при этом здоровым и счастливым.

Шаги

Часть 1

Начало дня

    Позаботьтесь о хорошем ночном отдыхе. В возрасте 9-13 лет подросток должен спать 10-12 часов каждую ночь. Хотя у каждого человека индивидуальная потребность во сне, чтобы определить, достаточно ли вы спите, придерживайтесь следующего правила: если вы просыпаетесь отдохнувшей и полной сил, то, скорее всего, вы спите достаточно. Если вам сложно проснуться утром и вы чувствуете слабость, по всей вероятности, вы не получаете достаточного количества сна.

    Посетите туалет. Проснувшись утром, прежде всего, идите в туалет. Длительное сдерживание мочи приводит к переполнению мочевого пузыря. В этом случае увеличивается опасность развития инфекций, которые вызывают сильные болезненные ощущения.

    Умывайтесь. Во время подросткового возраста кожные железы начинают выделять маслянистое вещество, называемое кожным салом. Из-за излишка кожного сала кожа выглядит жирной и блестящей, происходит закупорка пор и увеличивается риск возникновения угревых высыпаний. Это связано с гормональными изменениями. Конечно, такие изменения – это часть процесса взросления, но вам придется включить в свой режим дополнительный пункт, который поможет избежать многих проблем с кожей.

    Используйте дезодорант. В подростковом возрасте происходят гормональные изменения, вследствие которых процесс потоотделения значительно усиливается, а запах пота становится более выраженным. Если вас беспокоит проблема неприятного запаха пота, используйте дезодорант, который маскирует запах, или антиперспирант, который останавливает процесс потоотделения в области подмышек.

    • Используйте натуральный дезодорант, например, Lush. Если такой дезодорант де обеспечивает вам желаемый уровень защиты, подберите антиперспирант.
  1. Одевайтесь. Если в вашей школе требуют ношения формы, обязательно выполняйте это требование. Если этого не требуется, позаботьтесь о том, чтобы ваша одежда была чистой. Носите одежду, которая подчеркнет вашу индивидуальность.

    Уложите волосы. Сделайте прическу, которая вам нравится. Вы можете завить волосы или наоборот выпрямить их. Самое главное – выбранная прическа должна вам нравиться. Вы должны чувствовать себя уверенно. Если вы будете излучать уверенность, окружающие люди непременно заметят это и будут относиться к вам соответствующим образом.

    Решите, будете ли вы делать макияж. В этом возрасте многие девочки начинают экспериментировать с косметикой, однако вы сами должны решить, будете ли вы делать макияж. Подумайте, есть ли у вас желание и время делать это. Делайте макияж просто для удовольствия.

    Ешьте здоровый завтрак. Очень важно начинать день с завтрака, поскольку вам легче будет сосредоточиться в школе. Кроме того, у вас будет достаточно энергии до следующего приема пищи.

    Почистите зубы. Зубной налет и частички пищи, оставшиеся после завтрака, смешиваясь с бактериями во рту, вызывают неприятный запах. Хорошая гигиена полости рта значительно снижает риск развития кариеса и сохраняет улыбку блестящей и красивой.

    Возьмите обед и рюкзак и идите в школу. Выделите себе достаточно времени на подготовку, чтобы вам не пришлось стремглав бежать в школу. Начните свой день с положительной ноты.

Часть 2

Следуйте хорошему режиму в школе

    Приходите в школу вовремя. Будьте хорошим учеником. Это включает в себя посещение и активное участие в уроке, а также желание и умение учиться.

    • Чтобы прийти в школу вовремя с необходимыми принадлежностями (книги, карандаши, домашнее задание и так далее), от вас требуется самодисциплина. Учителя ценят учеников, которые приходят в школу вовремя, чего бы им этого не стоило, а также выполняют все домашнее задание.
  1. Ешьте здоровый обед. В некоторых школах предлагается широкий ассортимент блюд и напитков для учеников. В других же школах такого разнообразия нет. Даже если вы приносите обед из дома, отдавайте предпочтение здоровым продуктам, которые насытят вас и дадут необходимую энергию на оставшуюся часть дня.

    Посещайте уборную. Хотя, возможно, у вас мало времени между уроками, тем не менее, посещайте уборную, чтобы опорожнить мочевой пузырь (и кишечник, если нужно) примерно раз в четыре часа.

    Поддерживайте дружеские отношения. К сожалению, в подростковом возрасте очень часто бывают недопонимания и конфликты. Не поддавайтесь давлению сверстников делать то, что вы не хотите делать.

Часть 3

Завершение дня

    После школы выполните домашнее задание. Как правило, ученикам среднего звена задают много домашнего задания. Поэтому подросткам приходится уделять много времени на его выполнение. Если необходимо, вы можете попросить помощи у родителей или старшего брата или сестры.

    Занимайтесь физическими упражнениями. Планируя свой день, обязательно выделяйте время на выполнение физических упражнений. Физические упражнения укрепляют здоровье и помогают снизить уровень стресса. Обязательно включайте в свой график занятия спортом. Особенно это важно делать в те дни, когда у вас нет урока физкультуры в школе.

    Ешьте здоровый обед. Очень важно включать в свой рацион разнообразные продукты. Обед – это самый важный прием пищи. Поэтому включайте в свое обеденное меню только здоровые продукты.

    Принимайте душ. Помните, в подростковом возрасте увеличивается потоотделение, которое приводит к появлению неприятного запаха. Именно бактерии, содержащиеся в поте, являются источником запаха, исходящего от тела. Поэтому крайне важно регулярно принимать ванну или душ. Обязательно принимайте душ после занятий спортом.

    • Обязательно умывайтесь, если у вас жирная кожа, если вы вспотели или если делали макияж.
  1. Ложитесь спать. На следующее утро, когда вы проснетесь, следуйте привычному для вас распорядку дня.

    • Когда вы привыкнете к режиму, вы можете вносить коррективы в свой график. Не переживайте по этому поводу! Вносите необходимые изменения, чтобы быть здоровой, чистой и счастливой.

Часть 4

Менструальный цикл
  1. Узнайте о менструации. В подростковый период у девочек начинается менструация. Это нормальный физиологический процесс взросления девочек. Однако поскольку это новое состояние для вас, вам нужно будет привыкнуть к нему, а также научиться придерживаться правил гигиены во время менструации.

Биохимический анализ крови – это комплексная лабораторная диагностика, проводимая с целью оценки состояния внутренних органов и систем и выявления потребности организма в микроэлементах и уровня ее удовлетворения. По биохимическим показателям состава крови проводят первичную диагностику функционирования печени, почек, поджелудочной железы и иных органов, получают данные об обменных процессах (липидном, белковом, углеводном метаболизмах).

Проведение развернутого биохимического анализа крови (БАК) рекомендовано в профилактических целях для контроля состояния здоровья и ранней диагностики заболеваний ежегодно, а также при развивающихся соматических или инфекционных заболеваниях, в процессе болезни и на этапе клинического выздоровления.

Интерпретация результатов биохимического анализа проводится специалистом на основании лабораторных норм и соответствия их выявленным показателям. Самостоятельная расшифровка анализов чаще всего дает исключительно поверхностное представление о состоянии здоровья и может стать причиной неверной самодиагностики и последующего самолечения, так как при интерпретации результатов необходимо учитывать не только половозрастные показатели, но и влияние существующих и перенесенных заболеваний, приема некоторых лекарственных препаратов, способных влиять на состав крови, а также рассматривать картину анализа в комплексе: многие показатели указывают на наличие различных процессов, как физиологических, так и патологических, и правильно интерпретировать причину изменения состава крови может только специалист. Причем нередко для диагностики после исследования крови данным методом врачи назначают дополнительные анализы для уточнения и дифференциации причин выявленного состояния пациента.

Гликемия или сахар в крови. Фото: Romaset/Shutterstock.com

Подготовка к анализу на биохимию: как не исказить результаты

Для анализа на биохимию используют венозную кровь, около 5 мл, распределяемых по нескольким пробиркам. Так как в исследование входят показатели, способные изменяться из-за поступления пищи, воды, физической активности или нервно-эмоционального возбуждения, а также из-за приема некоторых медикаментов, существуют правила подготовки к сдаче крови для исследования. К ним относят:

  • голод в течение 10-12 часов до забора крови;
  • исключение из рациона во второй половине предшествующего анализу дня кофе, крепко заваренного чая;
  • щадящая диета в течение 2-3 дней перед анализами: желательно не употреблять жирную, жареную, острую пищу, алкоголь и т. д.;
  • в течение предыдущих суток необходимо избегать высокой физической активности и тепловых процедур (баня, длительная горячая ванна);
  • сдавать кровь необходимо до приема ежедневных медикаментов, проведения дополнительных медицинских процедур и манипуляций (инъекций, внутривенного введения препаратов, исследований физическими методами – рентгенографии, флюорографии и т. п., посещения стоматолога);
  • в день забора крови необходимо воздержаться от физической активности, утренней пробежки или длительной прогулки пешком до лаборатории. Любая двигательная активность влияет на картину крови и затрудняет интерпретацию результатов;
  • , нервное напряжение, так как эмоциональное возбуждение также может искажать результаты;
  • непосредственно перед анализом необходимо спокойно посидеть в течение 10 минут и убедиться, что ритм дыхания и сердцебиения в норме;
  • для точных показателей анализа на глюкозу, одного из определяемых при биохимии факторов, особенно важного при диагностике диабета, надо воздерживаться не только от утренних напитков (в том числе воды) и жевательной резинки, но и от чистки зубов, особенно с зубной пастой. Вкусовые рецепторы способствуют активизации работы поджелудочной железы и выработке инсулина;
  • за сутки до анализа не рекомендуется принимать лекарственные препараты гормонального, мочегонного, антибактериального, тромборассасывающего действия, медикаменты, влияющие на вязкость крови и т. п.;
  • при необходимости в диагностике количества холестерина в крови на фоне приема статинов курс терапии (по согласованию со специалистом) необходимо прекратить за 10-14 дней;
  • если требуется повторное исследование для уточнения результатов, забор крови должен производиться с максимально схожими условиями: та же лаборатория, время суток, вплоть до маршрута от дома до места забора крови (пешком или на транспорте).

Любая деятельность человека обусловлена биохимическими процессами в организме и, соответственно, вызывает изменения в составе крови. Нормы, на которые ориентируются специалисты при расшифровке анализов, составлены на основе изучения влияния усредненных факторов – забор крови происходит на голодный желудок, в состоянии покоя, без предварительных активных действий и активизации пищеварительной системы. Резкие изменения состава крови будут заметны и при искаженных пробежкой за автобусом или показателях, однако незначительно превышающие границу нормы или приближающиеся к ней результаты, свидетельствующие о развитии заболевания, могут изменяться из-за несоблюдения правил подготовки к анализу на биохимию и приводить к неточной и недостоверной интерпретации.

Средние значения показателей: норма для взрослых

Диапазон нормы количества содержащихся в крови различных веществ составлен на основе изучения статистических показателей исследования здоровых людей и пациентов с различными заболеваниями и патологиями. При интерпретации следует помнить, что эталоны нормы отличаются в зависимости от возраста, по некоторым компонентам существуют специфические нормативы для мужчин и женщин. При физиологических состояниях (например, ) границы нормы также сдвигаются: так, количество холестерина в гестационный период может превышать условную норму в два раза, а гемоглобин на определенном сроке вынашивания снижается из-за увеличения объема крови, и это считается нормой, а не показанием к терапии.

Для учета влияния различных факторов при интерпретации результатов рекомендуется обращаться к специалисту, оценивающему общий анамнез пациента и картину крови в комплексе, а не только результаты соответствия показателя нормам в таблице. Врачи оценивают общую симптоматику, жалобы, особенности профессиональной деятельности, наличие в анамнезе заболеваний и генетических склонностей.

Фото: Room’s Studio/Shutterstock.com

При оценке результатов необходимо ориентироваться на нормы, используемые в конкретной лаборатории, так как различное лабораторное оборудование может оценивать количество некоторых веществ в разных единицах измерения – микрограммах, ммоль на литр, процентном соотношении и т. п. Особенно важно учитывать данные сведения при интерпретации показателей печеночных ферментов (аланиноминотрансферазу, аспартатаминотрансферазу), где на результаты влияет и температура инкубации пробы, что обычно обозначается в бланке результатов.

Некоторые значения нормы для взрослых приведены в таблице.

Показатель Единица исчисления Допустимые значения Примечания
Белок общий Грамм на литр 64-86 У детей до 15 лет показатели возрастной нормы ниже
Альбумин Грамм на литр или процентное соотношение к общему белку 35-50 г/л
40-60 %
Для детей действуют отдельные нормы
Трансферрин Грамм на литр 2-4 В период беременности показатели повышаются, в пожилом возрасте понижаются
Ферритин Микрограмм на литр Мужчины: 20-250
Женщины: 10-120
Для взрослых мужчин и женщин нормы различны
Билирубин общий
Билирубин непрямой
Билирубин прямой
Микромоль на литр 8,6-20,5
0-4,5
0-15,6
Отдельные показатели для детского возраста
Альфа-фетопротеин Единица на мл 0 Возможно физиологически обусловленное появление фактора во 2-3 триместре гестации
Глобулин общий Процентное соотношение 40-60
Ревматоидный фактор Единица на мл 0-10 Вне зависимости от половозрастных характеристик

В развернутом биохимическом анализе крови может присутствовать множество различных показателей, как рекомендуемых для регулярного профилактического исследования, так и специфичных, изучаемых при подозрении на конкретные заболевания и нарушения. В развернутой биохимии, включающей максимальное количество исследований, при анализе в целях профилактического обследования необходимости нет, равно как и при отдельных жалобах и симптомах. Дополнительные к общим показателям исследования показателей компонентов зависят от состояния здоровья пациента: так, при жалобах на повышенную жажду основное внимание будет уделено количеству глюкозы в крови, при повышенном артериальном давлении – липидному спектру, при симптомах анемии – железу, трансферрину, ферритину, ОЖСС (общей железосвязывающей способности сыворотки), при признаках нарушения работы печени или вероятности развития гепатита – печеночным ферментам (АСТ, АЛТ), показателям билирубина и щелочной фосфатазы.

Показатели общего белка и фракций

В результатах клинического исследования и БАК общего химического состава (ОХС) крови всегда оценивается количество общего белка и его фракций – протеинов. В целом в составе крови содержится более 160 различных протеинов, объединенных в соответствии с составом и функциями в три белковые фракции: альбуминов, глобулинов (четырех типов) и фибриногенов.

Все белки важны для эффективного функционирования организма. Основной орган, ответственный за продуцирование протеинов – печень, и пониженное относительно нормы количество белка отражает неспособность печени к синтезу протеинов. Данное нарушение функции может быть связано как с заболеваниями органа, так и с иными состояниями и факторами, среди которых выделяют влияние следующих:

Белковые фракции

Показатели концентрации альбумина используются при диагностике патологий паренхиматозных органов, выявлении ревматизма, признаках развития новообразований, влиянии гормональных медикаментов на организм и последствий голоданий и диет.

При этом пониженные показатели белковой фракции альбумина могут указывать на развитие нефротического синдрома, печеночной или почечной недостаточности, опухоли органов пищеварительной системы, процессы тканевого распада, кардиоспазм, лимфорею, парацентез, истощение и т. д.

Азотистый обмен

Мочевина, креатинин, мочевая кислота, остаточный азот, аммиак и некоторые другие компоненты крови относятся к низкомолекулярным азотистым веществам. В базовом БАК исследуют значения мочевины и креатинина, добавляя дополнительные исследования при наличии подозрений на различные нарушения и патологии.

Причины колебания уровня азотистых соединений

Азотистые соединения производятся при распаде клеток и тканей, процессе, неизбежно сопутствующем нормальному функционированию живых организмов. Значения, выходящие за показатели нормы, чаще всего указывают на нарушение функций печени (где в процессе распада синтезируются азотистые вещества), почек (при скоплении соединений в организме из-за пониженной фильтрации и нарушениях вывода их с мочой) или повышенном распаде протеинов по тем или иным причинам.

Снижение количества азотистых соединений регистрируется при полиурии, печеночной недостаточности, гипотиреозе, нарушениях метаболизма, длительном голодании, а также после процедур гемодиализа и внутривенного введения раствора глюкозы.

Углеводы в крови

Главный маркер углеводного обмена в организме – глюкоза (она же «сахар»). Большинство людей знает, что ее повышенное содержание сигнализирует о наличии диабета или преддиабетного состояния. Однако причиной изменения уровня глюкозы могут быть также травмы, ожоги, увлечение сладким, нарушения правил подготовки к анализу. Кроме этих очевидных причин повышенные показатели глюкозы могут возникать при заболеваниях поджелудочной железы и патологиях печени.

Помимо глюкозы для выявления нарушений углеводного обмена прибегают к оценке количества гликированных (или гликолизированных) белков: фруктозамина (гликированного альбумина), гликолизированного гемоглобина, гликированного липопротеина.

Причины изменения уровня глюкозы

При пониженном уровне глюкозы диагностируют гипогликемию, при повышенном – гипергликемию.

Возможные причины гипогликемии Возможные причины гипергликемии
Недостаточное питание, диеты, голодание Сахарный диабет 1, 2 типа
Заболевания ЖКТ, препятствующие усвоению углеводов (колит, энтерит и т. п.) Травмы, новообразования головного мозга (часто – гипофиза)
Гипотиреоз Опухолевые новообразования, патологии коры надпочечников
Патологии печени Тиреотоксикоз, патологии щитовидной железы
Длительный неконтролируемый прием инсулинсодержащих препаратов, медикаментов-гипогликемиков Эпилептический синдром
Энцефалит, менингоэнцефалит, менингит Повышенная возбудимость, нестабильное психоэмоциональное состояние
Недостаточность функции коры надпочечников Длительный курс лечения глюкокортикостероидами

Пигменты в БАК

Некоторые виды белков имеют специфическую окраску, чаще всего – благодаря соединению с металлами (железом, медью, хромом). При их распаде в кровь высвобождается билирубин в непрямой, или свободной форме. При последующих процессах он преобразуется в связанную форму. При оценке показателей крови выделяют три типа гемоглобиногенного пигмента: общий билирубин, количество прямого (связанного, конъюгированного) билирубина и уровень непрямого (свободного, несвязанного, неконъюгированного). Все три показателя важны и могут указывать на наличие заболеваний и патологий. Особое внимание в первую очередь обращают на свободный билирубин, так как он токсичен для организма.

Заболевания, провоцирующие рост пигмента в крови, различны – от генетических патологий до последствий переливания донорской крови и пересадки органов и тканей реципиенту. Диагностика базируется на соотношении фракций билирубина. В большинстве случаев превышение показателей нормы означает наличие заболеваний печени и/или патологий желчевыводящих путей.

Билирубин как показатель желтухи

Пройдя цепочку изменения соединений в печени и желчном пузыре, билирубин попадает в кишечник, где преобразуется уробилиногеновое соединение – пигмент, при выводе из организма окрашивающий мочу и кал.
При недостаточности функционирования печени или желчного пузыря, патологий и нарушений желчевыводящих путей значительная часть билирубина остается в организме, где, распространяясь по тканям, придает им желтый цвет. Из-за данного симптома появилось название «желтуха», ошибочно ассоциируемое исключительно с гепатитом А. Однако в медицинской практике выделяют три типа процессов, провоцирующих развитие желтухи:

  • токсические воздействия, отравления, анемии гемолитической этиологии, патологические процессы в селезенке, сопровождающиеся ее гиперфункцией, приводят к ускорению распада пигментного белка и увеличению количества несвязанного билирубина до количеств, которые не успевают перерабатываться в печени и накапливаются в крови и тканях;
  • печеночная недостаточность, возникающая при гепатитах, циррозах, травмах, опухолевых образованиях печени, при котором орган не способен обрабатывать положенное количество билирубина;
  • при нарушениях оттока желчи из желчного пузыря, сопровождающихся сдавливанием желчевыводящих путей, билирубин повторно проникает в кровоток и далее – в ткани. Такое состояние регистрируется при холецистите, желчекаменной болезни, остром холангите, опухолевых образованиях, препятствующих оттоку желчи и т. п.

В каких случаях назначается анализ на фракции билирубина?

Показатели общего билирубина входят в стандартный набор БАК. Исследование на уровень фракций (конъюгированного и несвязанного билирубина) обычно используется при наличии симптоматики или диагностированных заболеваниях: гепатитов любой этиологии, цирроза печени, желтухи и т. д.

Анализ липидного спектра

Показатели содержания липидов (жиров) в крови составляют липидный спектр. В диагностическом биохимическом тесте оценивают уровень общего холестерина, липопротеидов низкой и высокой плотности («плохого» и «хорошего» холестерина), триглицеридов, и высчитывают коэффициент атерогенности на основании соотношения компонентов. В некоторых случаях для уточнения диагноза проводят анализ на количество фосфолипидов.

Оценка количества холестерина

В норме показатель общего холестерина у здорового взрослого человека находится в пределах 3,0-5,2 ммоль/л. От 40 до 60% от объема общего холестерина составляет «хороший» холестерин. Что это такое?

В организме находится в двух базовых видах – высокомолекулярном соединении с протеинами и низкомолекулярном. Липопротеины высокой плотности в основном вырабатываются в печени и необходимы организму для участия в формировании клеточной мембраны, регуляции гормональных процессов, психоэмоционального состояния и т. д.
Липопротеины низкой (и очень низкой) плотности в основном поступают с пищей. Данные соединения обладают свойством скапливаться в кровеносных сосудах, образуя холестериновые бляшки (атеросклероз). В следствие формирования подобного скопления сужается просвет сосуда, влекущее пониженное кровеносное снабжение органов и тканей. При разрушении липопротеинового скопления его фрагменты также опасны, так как могут способствовать формированию тромбов.

Причины нарушения липидного обмена

Анализ ферментов

Чаще всего спектр ферментов в биохимическом тесте ограничивается анализом «печеночных проб», АлТ и АсТ, и амилазы. В расширенный анализ может включаться значительно более широкий перечень ферментов.

Анализ на «печеночные пробы»

Показатели аламинонинотрасферазы (АлТ) в основном характеризуют эффективность функционирования печени, но также могут сообщать о нарушениях скелетной мускулатуры и сердечной мышцы.
Исследование уровня аспартатоминотрансферазы (АсТ) используется при диагностике болезней и патологий печени, а также применяется для выявления сердечных патологий (инфаркта миокарда, стенокардического приступа, ревмокардита), некоторых воспалительных процессов инфекционной этиологии.

Альфа-амилаза и панкреатическая амилаза

Данный фермент отвечает за процесс расщепления сложных углеводов. Диагностическую ценность имеют как повышение, так и понижение концентрации амилазы по отношению к норме.
В большинстве случаев превышение нормального количества амилазы в крови сопровождает заболевания и патологии поджелудочной железы. Однако может также наблюдаться при гепатитах вирусной этиологии, эндемическом паротите («свинке»), почечной недостаточности, алкоголизме, длительных курсах терапии препаратами тетрациклинового ряда и глюкокортикостероидами.
Пониженные показатели отмечают при следующих состояниях и заболеваниях:

  • гестационном токсикозе первого триместра беременности;
  • тиреотоксикозе;
  • инфаркте миокарда;
  • некротических процессах в поджелудочной железе.

Креатинкиназа и ее фракции

Энзим креатинкиназа позволяет оценить эффективность энергетического обмена в мышечных тканях (фракция ММ), сердечной мышце (МВ) и тканях головного мозга (ВВ). Диагностическое значение имеет повышение уровня концентрации данного энзима, означающий повышенный распад тканей. Так, подтип креатинкиназы МВ используется, например, в диагностике наличия инфаркта миокарда, оценке обширности поражении тканей и прогнозировании ситуации.

Липаза

Липаза отвечает за процесс расщепления нейтральных жиров. Панкреатическая липаза признана более ценным показателем для диагностики заболеваний поджелудочной железы, чем амилаза, и используется для уточнения диагноза и степени поражения органа.

Типы фосфатазы и их диагностическое значение

Выделяют два типа фосфатазы: кислую (анализ на данный фермент применяется при дифференциальной диагностике заболеваний костной системы, болезнях печени, патологиях желчевыводящих путей) и щелочную, изменение уровня которой в большинстве случаев проявляется при болезнях предстательной железы.

Уровень электролитов

Несмотря на то, что электролиты в крови находятся в довольно незначительном количестве, изменение их концентрации губительно влияет на весь организм и может привести к летальному исходу. Основной внеклеточный катион – натрий.

Натрий, поступающий в организм с пищей и жидкостями (натрия хлорид – ), отвечает за уровень осмотического давления в тканях и кислотно-щелочной баланс. И повышенное, и пониженное содержание натрия в крови может приводить как к незначительным изменениям самочувствия, так и, в зависимости от концентрации, к патологическим состояниям и коме.

Калий в крови

Электролит калий отвечает за проводимость электрического импульса в сердечной мышце. И превышение нормы, и снижение концентрации калия способно приводить к остановке сердцебиения.

Биохимический анализ крови (БАК) – это способ медицинской диагностики, по результатам которой можно определить, все ли органы функционируют нормально, и нет ли сбоев в их работе. Этот анализ включает в себя различные показатели, на основе которых специалист рекомендует или отменяет лечение. Чаще всего биохимический анализ крови сдают после плохих результатов общего анализа крови, во время диспансеризации или при ежегодных медицинских осмотрах. Но сдать его можно и для профилактики, обратившись к участковому врачу, либо в платную клинику.

Как подготовиться к тесту

Для проведения анализа используют кровь из вены, чаще всего из лучевой или локтевой. Непосредственно перед проколом кожу тщательно протирают медицинским спиртом либо другим антисептиком.

Важно! Для верных результатов анализа перед его сдачей необходимо соблюдать несколько пунктов:

  • сдача анализа производится строго натощак;
  • исключить прием алкоголя за 2-3 дня до теста;
  • вечером перед тестом не употреблять крепкий чай или кофе;
  • исключить употребление жирной пищи за 2-3 дня до теста;
  • для верного определения сахара в крови чистить зубы не желательно;
  • прием лекарств перед тестом не желателен;
  • прием лекарств, уменьшающих концентрацию липидов, необходимо прекратить за 14 дней до анализа;
  • за сутки до сдачи анализа стоит исключить посещение бань, саун;
  • излишнюю физическую нагрузку исключить за сутки до теста;
  • непосредственно перед сдачей биохимического анализа крови, пациенту необходимо успокоиться и отдышаться;
  • пересдавать анализ необходимо в то же время суток и в той же лаборатории.

Результаты теста

Анализ крови на биохимию дает представление о том, нормально ли функционируют органы человека. Такой анализ необходим во время беременности, назначают его в первом и третьем триместре. При наличии показаний анализ необходимо сдавать чаще, по рекомендации врача.

Важно! Нормы биохимического анализа у взрослых отличаются от детских, иногда зависят от пола.

Существует таблица норм биохимического анализа крови. В соответствии с этой таблицей можно расшифровать полученный результат биохимии.

Расшифровка анализа детской крови проводится в соответствии с таблицей норм показателей для анализа детской крови. В ветеринарии есть таблица норм показателей для животных.

Результаты можно самостоятельно расшифровать, но мнением специалиста в медицинском учреждении пренебрегать не стоит. Врач может оценить результаты в комплексе, а также прописать препараты, либо назначить новые исследования.

Результаты биохимии крови можно определить содержание гемоглобина, соотношение лейкоцитов, количество ферментов, белков. Сахар в крови обозначается буквами «GLU», на основании показателя определяют сбой в эндокринной системе. Показатель «CRP» указывает на наличие или отсутствие воспалений в организме. «MID» — дает представление об иммунитете человека, инфекции, аллергической реакции. «ACT» — результат, отличающийся от нормы, свидетельствует о разрушении тканей. Электролиты и липидограмма указывают на протекание обмена веществ и липидного обмена. Серомукоид указывает на развитее туберкулеза. Ферритин — на присутствие в организме хронических воспалительных процессов. Остеопороз выявляется исследованием на остеокальцин. Показатель «ASO» указывает на последствия от стрептококковой инфекции. Кроме приведенных выше показателей, расшифровываются и прочие (ЛДГ, СРП и другие).

Белки

Белки различают на три вида: альбумин, глобулин, фибриноген. Большую их часть производит печень, поэтому отклонение содержания белков в крови указывает на сбои в работе этого органа.

Если количество белков в крови не входит в нормы биохимического анализа, это быть результатом следующих факторов:

  • белковое голодание;
  • потеря крови;
  • выведение большого количества белков с мочой;
  • сильные ожоги;
  • раковые опухоли;
  • болезни, нарушающие образование белка в организме;
  • низкая всасываемость веществ.

Повышенное содержание белка может быть вызвано рвотой, холерой, воспалительными процессами в организме. Белок фибриноген указывает на свертываемость крови. Для определения свертываемости крови проводят отдельный забор крови и исследование коагулограмму.

Ферменты

Ферменты ускоряют протекание биохимических реакций в организме. Биохимический анализ крови определяет активность ферментов. В органах человека присутствуют следующие ферменты:

  • аспартатаминотрансфераза и аланинаминотрансфераза (АЛТ и АСТ). Повышенные показатели этих ферментов указывают на разрушение клеток организма. Некоторые заболевания могут повышать количества фермента, например, гепатит, рак печени, токсическое поражение печени;
  • гаммаглутамилтрансфераза (ГГТ). Высокий показатель этого фермента свидетельствует о сахарном диабете, алкогольной интоксикации, сердечной недостаточности.
  • (АЛП). Показатели повышаются при гепатите, остеопорозе, поражении печени (из-за токсинов или лекарств);
  • креатинкиназа (КК). Три типа КК свидетельствуют о разных сбоях в работе организма. ММ свидетельствует о гангрене, либо о синдроме длительного сдавливания. МВ – о гипотериозе, миокардите. ВВ – об энцефалите, либо длительном лечении шизофрении.
  • альфа- . Повышение количества этого фермента в крови свидетельствует о раке поджелудочной железы, гепатите, приеме алкоголя долгое время, панкреатите. Снижение показателя может указывать на инфаркт миокарда, токсикозе беременных.

Важно! При показателе количества ферментов, отличающемся от нормы, важно провести дополнительные исследования по рекомендации врача, либо начать назначенное им лечение.

Липиды и пигменты

Липиды участвуют в жизнедеятельности клетки и являются источником энергии для внутренних органов. Показатели холестерина есть в общем и биохимическом анализах крови.

Важно! За 24 часа до сдачи анализа на холестерин нельзя есть жирную пищу, так как это приведет к недостоверному результату.

Холестерин может быть повышен при сахарном диабете, беременности, желчекаменной болезни, панкреатите, гипертонии, циррозе, раке печени, голодании, гепатите.

Если показатель высокий, врач назначит препараты или диету для его снижения.

Показатели липидного обмена и изменение этик данных могут свидетельствовать об атеросклерозе, диабете и прочих болезнях, поэтому важно следовать рекомендациям лечащего врача.

Пигменты делят на билирубин общий и билирубин прямой. Повышение билирубина общего свидетельствует о гепатите, циррозе, анемии, глистах, раке печени. Пониженный билирубин встречается редко, может свидетельствовать о стрессе, болезнях сердца.

Показатели билирубина прямого, отличающиеся от нормы, свидетельствуют о холецистите, раке печени или поджелудочной железы, глистах, гепатите и других болезнях.

Низкомолекулярные азотистые вещества

Выделяют несколько видов низкомолекулярных азотистых веществ:

  • повышенный показатель креатинина свидетельствует о сахарном диабете, резком приросте мышц, излишних физических нагрузках, ожогах, гангрене, сердечной недостаточности. Пониженный показатель свидетельствует о дистрофии, резкой потере массы тела. При беременности креатинин может быть как выше нормы, так и ниже;
  • организм избавляется от азота с помощью мочевой кислоты. Повышение уровня мочевой кислоты свидетельствует об анемии, пневмонии, туберкулезе, скарлатине, крапивнице, токсикозе при беременности, алкогольном отравлении, заболевании печени или почек. Понижение уровня мочевой кислоты может быть вызвано диетой, приемом лекарственных средств;
  • мочевина появляется путем распада белков. Если биохимическое исследование выявило повышение уровня мочевины в крови, это может свидетельствовать о приеме лекарственных средств, заболевании почек или сердца. Нарушение оттока мочи также повлияет на показатель, увеличив его. Заболевания печени, пищеварительного тракта, глистная инвазия понизят показатель мочевины в крови. Операции на кишечнике и панкреатит также уменьшают этот показатель.

Тяжело себе представить современную медицину без лабораторных исследований. Биохимический анализ крови – один из самых востребованных и часто назначаемых врачами, методов. Комплекс показателей, входящих в его состав, самый широкий и дает информацию о функционировании любой из систем органов и организма в целом. Главное, уметь правильно оценить полученные результаты анализа.

Описание исследования и показания

Биохимическое исследование крови предполагает определение концентрации различных продуктов каждого из видов метаболических процессов (обмена веществ) в человеческом организме. Для этого производится забор венозной крови из периферической вены (до 20 мл). Это обязательно должна быть кровь, взятая у исследуемого в утреннее время натощак. После забора ее отстаивают, центрифугируют, так как для непосредственного анализа нужна только ее жидкая прозрачная часть – плазма (сыворотка).

В исследуемой плазме определяются такие основные показатели:

  • Белковый обмен: общий белок и его фракции (альбумины и различные типы глобулинов), креатинин, остаточный азот, мочевина;
  • Ферменты плазмы: аланинаминотрансфераза (АлАТ), аспартатаминотрансфераза (АсАТ), альфа-амилаза, щелочная фосфатаза;
  • Пигментный обмен: билирубин общий и его фракции (прямой, непрямой);
  • Липидный обмен: холестерин, липопротеиды высокой и низкой плотности, триглицериды;
  • Электролиты крови: калий, натрий, хлор, кальций, магний.

Показания для проведения биохимического анализа крови очень широкие. Он входит в структуру обязательных исследований при любой патологии внутренних органов, инфекционно-токсических, воспалительных и онкологических заболеваний.

Исследуемый комплекс биохимии в крови не обязательно должен включать в себя все возможные показатели. Целесообразность конкретных из них устанавливает врач в зависимости от патологии пациента. Это сократит стоимость исследования без снижения его информативности.

Показатели белкового обмена

Белковые молекулы в организме выполняют крайне важную роль, так как входят в состав любой клеточной мембраны, являются главным транспортировщиком питательных веществ и базовой основой иммуноглобулинов и антител в плазме крови. Расшифровка показателей белкового обмена приведена в таблице.

Показатель белкового обмена Норма Патологические изменения
Общий белок 70-90 г/л Гипопротеинемия (состояние, при котором уровень белка ниже нормальных величин);

Гиперпротеинемия (состояние, при котором общий белок плазмы выше нормы);

Диспротеинемия (нарушение нормального соотношения между альбуминами и глобулинами).

Альбумины 56,5-66,5% Гопоальбуминемия (полученный показатель альбумина ниже нормы);

Гиперальбуминемия (полученный показатель альбумина выше нормы).

Глобулины 33,5-43,5% Гопоглобулинемия или гиперглобулинемия (соответственно, снижение или повышение полученного показателя относительно нормального). Может быть представлена, как изменением общего уровня глобулинов, так и определенных их видов.
Креатинин 50-115 мкмоль/л Практический интерес представляет повышение уровня этих показателей в крови (гиперазотемия).
Мочевина 4,2-8,3 ммоль/л

Снижение уровня общего белка и альбумина. Обычно, характеризуются одними и теми же механизмами и причинами появления. Это могут быть:

  • Плохое питание;
  • Избыточное употребление жидкости или нарушение ее выведения из организма при почечной патологии;
  • Ускоренный распад белка (опухоли, истощение, тяжелые травмы, болезни и операции, инфекции, воспалительно-деструктивные и аутоиммунные процессы);
  • Нарушение синтеза белков печенью при ее заболеваниях. Гиипоальбуминемия относится к одному из критериев печеночной недостаточности при циррозе печени;
  • Гипопротеинемия, обусловленная снижением функции щитовидной железы (гипотиреоз).

Анализ крайне редко определяет гиперпротеинемию и гиперальбуминемию, так как в большинстве случаев они носят относительный характер и обусловлены снижением количества жидкости в сосудистом пространстве при обезвоживании любого происхождения (недостаточное употребление жидкости или ускоренные потери с потом, испарением, поносом, рвотой).

Снижение и повышение уровня глобулинов

Большая часть глобулинов в крови человека представлена иммуноглобулинами. Повышение их абсолютного числа или относительного (по сравнению с альбуминами, которых должно быть больше половины общего уровня белка) является свидетельством активного иммунного процесса при любой инфекционно-воспалительной патологии. Если при этих заболеваниях регистрируется гипоглобулинемия, это говорит об иммунодефиците и неспособности организма противостоять патогенным микроорганизмам.

Повышение уровня креатинина, мочевины и остаточного азота

Такое возможно либо от ускоренного разрушения белка в организме при распаде тканей, либо от нарушения функции почек в отношении выведения токсических продуктов из организма при почечной недостаточности (гломерулонефрит, мочекаменная болезнь, интоксикации). В некоторых случаях повышение данных показателей крови закономерно возникает у пожилых людей и не свидетельствует о патологии. В этом отношении крайне важна степень повышения креатинина и мочевины. Чем больше они выражены, тем больше это говорит о почечном происхождении. Крайняя степень их повышения (в несколько раз) называется уремией.

Креатинин и мочевина – главные критерии оценки функционирования почек

Исследование ферментного состава крови

Ферменты в человеческом организме выполняют роль катализаторов, ускоряя течение обменных процессов. Каждый из них имеет определенную среду и орган, в которой он должен проявлять свою основную активность. Если имеет место поражение конкретного органа, происходит повышенный выход соответствующих ферментов в системный кровоток, что и определяется в ходе биохимического анализа.

АлАТ (аланинаминотрансфераза)

Повышение уровня данного фермент является специфическим показателем разрушения печеночных клеток (печеночный цитолиз). Это возможно при токсических поражениях печени, гепатите, инфекционных заболеваниях, циррозе. По степени повышения АлАТ можно судить об активности и масштабах поражения печени.

АсАТ (аспартатаминотрансфераза)

Этот фермент больше всего проявляет свою активность в сердечной мышце и печени. Обнаружение его повышенного содержания в плазме крови говорит о патологии этих органов. Если возникает изолированное повышение АсАТ, это говорит об инфаркте миокарда. Синхронное повышение уровня фермента с АлАТ является свидетельством печеночного цитолиза при поражении этого органа.

Альфа-амилаза

Относится к специфическим показателям ферментативной активности поджелудочной железы. Практический интерес представляет, как повышение, так и снижение ее уровня при биохимическом анализе крови. В первом случае, это говорит о воспалительном процессе при остром и хроническом панкреатите, панкреонекрозе (разрушении ткани поджелудочной железы), нарушении оттока панкреатического сока при камнях желчных протоков или опухолевой трансформации органа. Снижение уровня альфа-амилазы характерно больных после тотального или субтотального панкреонекроза и операций по удалению всей или большей части поджелудочной железы.

Щелочная фосфатаза

Многие лаборатории автоматически включают этот фермент в биохимический анализ. С практической точки зрения может вызвать интерес исключительно повышение активности этого фермента в крови. Это является свидетельством либо внутрипеченочного застоя желчи в мелких желчных протоках, что бывает при механической и паренхиматозной желтухе, либо прогрессирующего остеопороза или разрушения костной ткани (миеломная болезнь, старение организма).


АлАТ и АсАТ – главные показатели разрушения клеток печени

Показатели липидного обмена

На практике актуальными являются лишь некоторые из параметров обмена жиров. Они связаны с холестериновым обменом, что очень актуально для диагностики и определения динамики атеросклероза сосудов. Поскольку, это заболевание является фоном для развития ишемической болезни сердца, инфаркта, ишемического инсульта, облитерирующих заболеваний сосудов нижних конечностей и ветвей аорты, то мониторинг механизмов его развития крайне важен для медиков. Расшифровка основных показателей липидного обмена приведена в таблице.

Показатель Норма Варианты отклонения от нормы
Холестерин Менее 5,2 ммоль/л Повышение показателя в крови говорит о нарушении липидного обмена, которое может быть следствием метаболического синдрома, ожирения, сахарного диабета и способно стать причиной прогрессирования атеросклероза сосудов. Снижение показателя холестерина также опасно и грозит нарушением синтеза стероидных и половых гормонов в организме.
Липопротеины низкой плотности Менее 2,2 ммоль/л Повышение данного показателя способствует распространению атеросклеротического поражения сосудов, так как ЛПНП транспортируют холестерин из печени в сосуды.
Липопротеины высокой плотности 0,9-1,9 моль/л Эти соединения ответственны за перенос холестерина из сосудов в печень и ткани. С практической точки зрения интересует снижение их уровня при анализе плазмы на биохимию. Если таковое выявляется, это говорит о возможности атеросклеротического процесса в сосудистых стенках.

Оценка обмена билирубина

Главным показателем пигментного обмена в организме является билирубин. Его обмен очень сложный, что обуславливает наличие нескольких видов этого соединения. Он образуется в селезенке при распаде эритроцитов и попадает в печень через портальную систему вен. Здесь происходит его обезвреживание печеночными клетками путем связывания и глюкуроновой кислотой, что делает его нетоксичным для тканей организма. Это и лежит в основе определения билирубина и его разных видов при биохимическом исследовании. Та его часть, которая обезврежена после связывания, выделяется по желчным протокам и называется прямым билирубином. Оставшаяся часть, которая не успевает соединиться с глюкуроновой кислотой, попадаете в кровоток, и называется непрямым билирубином. Расшифровка показателей билирубинового обмена приведена в таблице.

Показатель Норма анализа В каких случаях бывает повышен
Общий билирубин 8-20,5 мкмоль/л Во всех случаях повышения прямого и непрямого
Прямой 0-5,1 мкмоль/л Возникает при нарушении оттока желчи:
  1. Желчекаменная болезнь;
  2. Камни желчных протоков;
  3. Холангит (воспаление желчных протоков);
  4. Опухоли поджелудочной железы с расположением в головке органа;
  5. Цирроз печени с большими узлами, деформирующими желчные протоки;
  6. Сильное увеличение печени при гепатите.
Непрямой До 16,5 мкмоль/л Возникает при повышении продукции билирубина селезенкой или невозможности печени связать его:
  1. Гемолитическая анемия;
  2. Гиперспленизм (ускоренное разрушение эритроцитов увеличенной селезенкой);
  3. Токсические влияния на организм;
  4. Гепатиты вирусного и токсического происхождения;
  5. Цирроз печени;
  6. Инфекционные заболевания (малярия, лептоспироз и др.).

Билирубин очень токсичный для тканей головного мозга. Повышение его уровня обязательно сочетается с желтушностью кожи, а в тяжелых случаях и нарушениями памяти и интеллекта.


Исследование билирубина помогает в диагностике вида желтухи и ее причины

Электролитный состав крови

Ни одна клетка организма не сможет существовать и функционировать без участия электролитов и ионов кальция, калия, магния, натрия и хлора. Получение результатов биохимического электролитного анализа крови может помочь определить состояние клеток и возможные угрозы, связанные с этим. Варианты нормы, их отклонения и расшифровка приведены в таблице.

Показатель Норма Патология
Калий 3,3-5,5 ммоль/л Относятся к внутриклеточным ионам. Повышение их уровня (гиперкалиемия, гипермагниемия) является показателем почечной недостаточности или массивного распада мышечной ткани при травмах, глубоких ожогах, панкреонекрозе. Избыток опасен нарушениями сердечного ритма, остановкой сердца в диастоле. Снижение этих электролитов крови (гипокалиемия, гипомагниемия) наблюдаются при остром перитоните, кишечной непроходимости, инфекционных диареях и рвоте, обезвоживании организма, передозировке мочегонных средств. Опасности такие же, как и в случае с повышением их концентрации.
Магний 0,7-1,2 ммоль/л
Натрий 135-152 ммоль/л Являются внеклеточными ионами и ответственны за осмотическое давление в клетке и межклеточном пространстве. Снижение их уровня связано с обезвоживанием и нарушением водно-электролитного баланса на фоне любых тяжелых заболеваний. Опасность состояния в нарушении возбудимости нервных тканей и сердца, что может привести к его остановке в систолу.
Хлор 95-110 ммоль/л
Кальций 2,2-2,75 ммоль/л Является главным ионом, ответственным за мышечное сокращение, стабилизацию клеточных мембран и крепость костной ткани. Снижение его уровня бывает при рахите, гипотиреозе и недостаточном поступлении с продуктами питания. Это грозит возникновением мышечной слабости, аритмиями, остеопорозом. Повышение кальция характерно для гиперфункции паращитовидных желез и панкреонекроза.

Видео о методике забора крови для биохимического анализа:

Биохимическое исследование крови – это прекрасный диагностический комплекс, дающий исчерпывающую информацию о функциональных возможностях организма и помогающий в решении лечебно-тактических вопросов.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top