Общество как динамичная система. Общество как сложная динамическая система

Общество как динамичная система. Общество как сложная динамическая система

Общество является системой .

Что такое система? «Система» — это слово греческое, от др.-греч. σύστημα - целое, составленное из частей, соединение.

Значит, если речь идёт об обществе как системе , то имеется в виду, что общество состоит из отдельных, но взаимосвязанных, взаимодобавляющих и развивающих частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни (подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.

ПОЯСНЕНИЕ:

Находя вариант ответа на вопрос об обществе как системе , необходимо найти ответ, в котором содержатся элементы общества: сферы, подсистемы, социальные институты, то есть части этой системы.

Общество – динамическая система

Вспомним значение слова « динамический». Оно является производным от слова « динамика», обозначающего движение, ход развития какого – явления, чего-либо. Это развитие может идти и вперёд, и назад, главное — оно происходит.

Общество — динамическая система . Оно не стоит на месте, находится в постоянном движении. Не все сферы развиваются одинаково. Какие-т о быстрее изменяются, какие-то медленнее. Но всё движется. Даже период стагнации, то есть приостановки в движении, не является абсолютной остановкой. Сегодняшний день не похож на вчерашний. « Всё течёт, всё изменяется»,- говорил древнегреческий философ Гераклит.

ПОЯСНЕНИЕ:

Правильным вариантом ответа на вопрос об обществе как динамической системе будет тот, в котором речь идёт о любого рода движении, взаимодействии, взаимовлиянии каких-либо элементов в обществе.

Сферы общественной жизни (подсистемы)

Сферы общественной жизни Определение Элементы сферы общественной жизни
Экономическая создание материальных благ, производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства. экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты
Политическая включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных, политических организация. политические институты, политические организации,политическая идеология,политическая культура
Социальная внутреннее устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие. социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы
Духовная включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства. духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности

ПОЯСНЕНИЕ

На ЕГЭ будет представлено два типа заданий по данной теме.

1.Необходимо по признакам узнать, о какой сфере идёт речь (запомните данную таблицу).

  1. Более сложным является второй тип задания, когда необходимо, проанализировав ситуацию, определить, связь и взаимодействие каких сфер общественной жизни здесь представлены.

Пример: Государственная Дума приняла закон « О конкуренции».

В данном случае речь идёт о взаимосвязи политической сферы Государственная Дума) и экономической (закон касается конкуренции).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

1. Признаки общества.

Это исторический результат естественно складывающихся отношений людей

Это самая большая из проживающих на данной территории группа людей, существующая относительно автономно от всей совокупности людей

Обладает качествами, которыми не обладают составляющие его элементы.

Э. Дюркгейм определял общество, как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий.

К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

Оно не является органической частью какой-либо более крупной системы

Браки заключаются между представителями данной общности

Оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности

Оно имеет свою территорию

У него есть самоназвание и своя история

Оно обладает своей системой управления

Оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида

Его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Признакам Шилза отвечает следующее определение: общество- это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Понятие “общество” следует отличать от понятий “государство” (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства)

Общество представляет из себя целостную естественно функционирующую систему. Это означает, что все аспекты его воспроизводства функционально взаимосвязанны и не существуют отдельно один от другого. Такой подход к рассмотрению общества называют функциональным. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т.Парсонса. Кроме функционального различают детерминистский (Марксизм) и индивидуалистический подходы (интеракционизм).

социальные институты (агенты социализации). На первой стадии агентом социализации является прежде всего семья, на второй -- школа и т.д. Основным объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи и социализация личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личности интегрального социального статуса. Естественно, что процесс социализации наиболее интенсивен в период детства и юности, но развитие личности продолжается и в зрелом возрасте и в старости. Поэтому многие социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Хотя социализация детей и взрослых имеют существенные различия. Социализация взрослых отличается тем, -- что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей -- формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например овладеть новой социальной ролью после: ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса. Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т.д.), от представлений что существует только белое и черное.

Но социализация не только дает индивиду возможность интегрировать в общество и обращаться между собой посредством освоения социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество ее членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Итак сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две цели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной роли и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.

зуют некую систему, могут взаимно нейтрализовать друг друга, если вступают в противоречие, или усилить друг друга при совпадении их содержания. На эффективность действия санкций по отношению к конкретному человеку оказывают влияние глубина и характер их сознания индивидов, что в свою очередь, обусловлено ценностями и ценностными ориентациями личности, уровнем ее самосознания. Без воздействия на самосознание индивида система социального контроля перестает существовать.

Общество постоянно стремится бороться с негативным поведением. Но до этого времени большинство средств социального контроля и профилактики вызвано эмоциями, догмами и иллюзиями и наименее всего - реальными закономерностями процессов, которыми общество пытается управлять. Как правило, запрещающе-репрессивные меры признаются в нашем обществе лучшим средством борьбы. Но полноценный социальный контроль - это совокупность средств и методов влияния общества не нежеланные (отклоняющиеся) формы поведения. Поэтому действенным социальный контроль может быть тогда, когда используются различные его механизмы, с учетом особенностей самих отклонений. К таким механизмам можно отнести:

1)собственно контроль, осуществляющийся извне, в том числе путем наказаний и санкций;

2)внутренний контроль, обеспечивающийся интериоризацией социальных норм и ценностей;

3)побочный контроль, вызванный идентификацией с референтной “законопослушной группой”;

4)”контроль”, установленный на широкодоступных разнообразных средствах достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Учитывая качество, направленность и распространение социальных отклонений на Украине, можно предложить такую стратегию социального контроля: замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и нейтральными; направленность социальной активности в общественно одобренном или нейтральном русле; легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) “преступлений без жертв” (гомосексуализм, проституция, алкоголизм и т.п.); создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологических, наркологических, геронтологических; либерализация и демократизация режима содержания в местах лишения свободы при отказе от принудительного труда и сокращения части этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности.

Проблема социальных отклонений, девиантного поведения обращает на себя все большее внимание отечественных социологов. Активнее разрабатываются пути рационального контроля и распространения положительного поведения. Важным заданием исследователей становится также типологизация девиантного поведения личности, разработка концептуальных основ механизма социального контроля.

1.1 Общество как динамичная система. Подходы к определению понятия "общество"; понятия "система" и "динамичная система"; признаки общества как динамичной системы. Понятие об обществе. В определении понятия "общество" в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие. В узком смысле: * первобытное, рабовладельческое общество (исторический этап развития человечества); * французское общество, английское общество (страна, государство); * дворянское общество, высшее общество (круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов); * спортивное общество, общество защиты природы (объединение людей с какой-либо целью). В широком смысле обществом называют человечество в целом, в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов; общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Таким образом, в этом определении выделяются два основных аспекта: связь общества и природы, а также связь между людьми. Далее эти два аспекта конкретизируются и углубляются. Общество как сложная динамичная система. Второй аспект понятия "общество" (способы взаимодействия людей и формы их объединения) можно уяснить, используя такую философскую категорию, как динамичная система. Слово "система" греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, совокупность. Системой принято называть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Каждая система включает в себя взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Общество относится к числу сложных систем (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много), открытых (взаимодействующих с внешней средой), материальных (реально существующих), динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов). Из всех этих характеристик в экзаменационных заданиях специально рассматривается положение об обществе как о сложной динамичной системе. Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы. Подсистемами (сферами) общественной жизни являются: * экономическая (производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения); * социальная (отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий); * политическая (отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями); * духовная (отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления). Каждая сфера общественной жизни, в свою очередь, представляет собой сложное образование, ее элементы дают представления и об обществе в целом. Важнейшим элементом общества выступают социальные институты (семья, государство, школа), которые представляют собой устойчивую совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. Институты существуют в политике, экономике, культуре. Их наличие делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым. Таким образом, конкретизировав второй аспект понятия "общество", можно сказать, что общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями (а также внутри их) в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности общества. Динамизм общественной системы подразумевает возможность ее изменения и развития. Изменение общественной системы - это переход общества из одного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общества, называют социальным или общественным развитием. Выделяют два фактора общественного развития: 1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества). 2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом). Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие. Существуют различные пути развития общества: * эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер); * революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий). Тесты ЕГЭ по теме: "Общество как динамичная система". Часть А. А1. В отличие от природы, общество: 1) является системой; 2) находится в развитии; 3) выступает в качестве творца культуры; 4) развивается по собственным законам. А2. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется: 1) народом; 2) культурой; 3) обществом; 4) государством. А3. Обществом в широком смысле слова называют: 1) весь окружающий мир; 2) совокупность форм объединения людей; 3) группы, в которых происходит общение; 4) взаимодействия людей в повседневной жизни. А4. Понятие "общество" включает: 1) природную среду обитания; 2) формы объединения людей; 3) принцип неизменности элементов; 4) окружающий мир. А5. Понятия "развитие", "взаимодействие элементов" характеризуют общество как: 1) динамичную систему; 2) часть природы; 3) весь окружающий человека материальный мир; 4) не подверженную изменениям систему. А6. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество, как и природа, является динамичной системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом. Б. Общество вместе с природой образует окружающий человека материальный мир. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А7. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество является развивающейся системой. Б. Общество как динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А8. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество находится в состоянии постоянного развития, что позволяет характеризовать его как динамическую систему. Б. Общество в широком смысле - это весь окружающий человека мир. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А9. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество - это часть материального мира. Б. Общество включает в себя способы взаимодействия людей. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А10. Общество в узком смысле - это: 1) часть материального мира; 2) производительные силы; 3) природная среда; 4) этап исторического развития. А11. Что из нижеприведенного характеризует общество как систему? 1) обособление от природы; 2) постоянное развитие; 3) сохранение связи с природой; 4) наличие сфер и институтов. А12. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества: 1) экономическую; 2) социальную; 3) политическую; 4) духовную. А13. Какую сферу общества представляют религия, наука, образование: 1) экономическую; 2) социальную; 3) политическую; 4) духовную. А14. Верны ли следующие суждения об обществе? Общество можно определить как... А. обособившаяся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Б. целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А15. К общественным отношениям не относятся: 1) отношения между большими группами людей; 2) межнациональные отношения и взаимодействия; 3) отношения между человеком и компьютером; 4) межличностные отношения в малой группе. А16. Сферу политики характеризует: 1) производство материальных благ; 2) создание произведений искусства; 3) организация управления обществом; 4) открытие новых научных направлений. А17. Верны ли следующие суждения? А.Общество - это население Земли, совокупность всех народов. Б. Общество - это определенная группа людей, объединяющихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А18. Верны ли следующие суждения? А. Главное в обществе как системе - связи и отношения между частями. Б. Общество как прочная динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А19. Сфера общественной жизни, отражающая взаимодействие классов, общественных слоев и групп: 1) экономическая; 2) социальная; 3) политическая; 4) духовная. А20. К элементам общества как системы можно отнести: 1) этнические общности; 2) природные ресурсы; 3) экологические зоны; 4) территорию государства. Часть В. В1. Какое слово пропущено в схеме? В2. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) Возникновение государства; 2) генетическая предрасположенность человека к конкретному заболеванию; 3) создание нового лекарственного препарата; 4) формирование наций; 5) способность человека к чувственному восприятию мира. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. В3. Соотнесите системные элементы общества и характеризующие их объекты. ЭлементыОбъекты1) социальные институты;А) обычаи, традиции, ритуалы;2) социальные нормы;Б) эволюция, прогресс, регресс;3) социальные процессы;В) конфликт, консенсус, компромисс;4) социальные отношения.Г) образование, здравоохранение, семья. В4. Укажите позиции, характеризующие общество в наиболее широком смысле слова и обведите цифры, под которыми они указаны: 1) население крупнейшей страны мира; 2) объединение любителей шахмат; 3) форма совместной жизнедеятельности людей; 4) обособившаяся от природы часть материального мира; 5) определенная стадия в истории человечества; 6) все человечество в целом в прошлом, настоящем и будущем. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. В5. Соотнесите сферы общественной жизни с соответствующими им элементами. Сферы общественной жизниЭлементы общественной жизни1) экономическая сфера жизни общества;А) деятельность государственных органов;2) социальная сфера жизни общества;Б) межнациональные отношения и конфликты;3) политическая сфера жизни общества;В) производство материальных благ;4) духовная сфера жизни общества.Г) научные учреждения. В6. Найдите в приведенном списке черты общества как динамичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) обособление от природы; 2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов; 3) способность к самоорганизации и саморазвитию; 4) выделение из материального мира; 5) постоянные изменения; 6) возможность деградации отдельных элементов. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Часть С. С1. Раскройте на трех примерах различные значения понятия "общество". Ответы к тестам ЕГЭ

"Общество как динамичная система".

Вариант – 1.

А. 1.Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

1)систему

2) часть природы

3) материальный мир

4) цивилизацию

2.Общество в понимании ученых - это:

2) способы взаимодействия и формы объединения людей

3) часть живой природы, подчиняющаяся ее законам

4) материальный мир в целом

3.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаи­мосвязанных и взаимодействующих элементов.

Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

1)верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4)оба суждения неверны

4. В отличие от природы, общество

1) является системой 3) выступает в качестве творца культуры

2) находится в развитии 4) развивается по собственным законам

5. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1)производства, распределения, потребления и духовной сферы

2)экономики и политики

3) экономики и социальных отношений

4) экономики и культуры

6. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?

1) становление социально-ориентированной экономики

2) возрождение культурных и нравственных ценностей

3) разрыв в уровне развития между регионами планеты

4) развитие международного сотрудничества

7.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. К числу подсистем и элементов общества относятся соци­альные институты.

Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изме­нениям.

1)верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4)оба суждения неверны

8. Какой из названных признаков характеризует индустриаль­ное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства 3) слабый уровень разделения труда

2) преобладание промышленности 4) решающее значение сферы услуг в экономике

9. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1) интенсивное развитие инфраструктуры 3) преобладание патриархального типа семьи

2) компьютеризация промышленности 4) светский характер культуры

10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

1) формированием рыночной экономики 3) развитием средств массовой коммуникации

2) ограничением социальной мобильности 4) организацией фабричного производства

11. Характерной чертой западной цивилизации является:

1) низкая социальная мобильность

2) длительное сохранение традиционных правовых норм

3) активное внедрение новых технологий

4) слабость и неразвитость демократических ценностей

12.Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления междуна­родных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

13. Страна А. с населением в 25 млн. человек расположена в Северном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам постин­дустриального типа?

1) Страна имеет многоконфессиональный состав населения.

2) Страна имеет разветвленную сеть железнодорожного транспорта.

3) Управление обществом осуществляется посредством компьютерных сетей.

4) В средствах массовой информации пропагандируются традиционные семейные ценности.

14.Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

1)революционный характер перемен 3) насильственные методы

2)скачкообразность 4) постепенность

В. 1 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Западную цивилизацию называют ____(1). Сло­жившееся в европейском регионе _____(2) производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда и способов воздействия на природу. В связи с этим сформировалась новая система ценностей: на первый план выдвигается активная творческая, ______(3) деятельность человека.

Безусловную ценность приобрело_______(4) познание, расширяющее интеллектуальные силы человека, его изобретательные возможности. Запад­ная цивилизация выдвинула в качестве важнейших ценностей _____(5) личности и ______(6) собственность. Главным регулятором общественных отношений являются_____(7).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

а) частная

б)коллективная

в)правовые нормы

г) индустриальная

д) приспосабливающаяся

ж) научное

з) преобразующая

и)свобода

к) религиозное

2. Найдите в приведенном списке черты общества как дина­мичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных инсти­тутов

3) способность к самоорганизации и саморазвитию

4) выделение из материального мира

5) постоянные изменения

6) возможность деградации отдельных элементов

С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о цивилизации.

С2. Раскройте на трех примерах достоинства формационного подхода.

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятель­ности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - ми­грацию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное разви­тие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее фи­лософии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно расту­щее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, же­лания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но да­же и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приоб­щиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздира­ют многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и ус­мирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле си­лой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не по­мышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдель­ных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет ав­тор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дото­ле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два пред­положения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение авто­ра: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радуж­ных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть кон­траст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

С4*Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)

В помощь выпускнику: «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию».

Обществознание - один из самых выбираемых предметов выпускниками школ, т.к. он является профилирующим во многих ВУЗах России. Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимы не только знания, но еще и умения их применять на практике (решение тестовых заданий).

Без выполненной части С не может быть высокого балла. Полное правильное выполнение заданий части 3 (С) оценивается от 2 до 5 баллов, С1,С2,С5 - по 2 балла, задания С3, С4,С6,С7, С8- по 3 балла, задания С9- 5 баллов, всего за часть С – 26 баллов.

В помощь тем ребятам, которые решили в этом году сдавать обществознание, подобраны однотипные задания части С.

Задание С5 – задание повышенного уровня на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте. Встречаются две модели этого задания:

Первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.);

Вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные.

Задания части С5

С5. 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании.

С5.2.Перечислите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.

С5.3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «школьное образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о школьном образовании.

С5.4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономические ресурсы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономических ресурсах.

С5.5. Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики.

С5.6. Назовите любые три функции политики в государстве.

С5.7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическое поведение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом поведении.

С5.8. Приведите три причины объединения людей в группы.

С5.9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.

С5.10. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском браке.



С5.11. Ученые определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите три любые фактора, влияющие на решение избирателя.

С5.12. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рынке труда.

С5.13. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах общества.

С5.14. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях.

С5.15. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «политическая элита»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической элите.

С5.16. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданстве.

С5. 17. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некоторые страны вводят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предложите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины.

С5.18. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.

С5.19. Сформируйте четыре суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе.

С5.20. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об образовании.

С5.21. Назовите три функции современной науки.

С5.22. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех предложений.

С5. 23. Назовите три исторических типа общества.

С5. 24. Назовите любые три группы потребностей человека.

С5. 25. Назовите любые три глобальные проблемы современности.

С5.26. Назовите три общественных института, способствующих социализации личности.

С5. 27. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур

С5. 28. Назовите любые три причины объединения людей в группы.

С5 . 29 . Назовите три имущественных права супругов.

С5. 30. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.

С5. 31. Назовите любые три фактора социализации личности.

С5 . 32 . Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт

С5 .33. Перечислите любые три функции государственной власти, характерные для демократического государства.

С5.34. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии.

С5.35. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

С5.36. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях.

С5.37. Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.

С5.38. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о цивилизации.

С5.39. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «международное разделение труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о международном разделении труда.

С5.40. Назовите любые три типа мировоззрения.

С5.41 .Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности человека.

С5.42 . Назовите три субъекта экономической системы, которые выигрывают от неожиданной инфляции.

С5.43. Назовите любые три фактора, которые влияют на увеличение предложения товаров.

С5.44. .Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «контркультура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о контркультуре.

С5.45. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях.

С5.46. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познания». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о познании.

С5.47. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о производителе.

С5.48. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «революция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о революции.

С5.49. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о безработице.

С5.50. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической идеологии.

ОТВЕТЫ к заданиям С5.

1). «Научные знания – это знания, приобретенные с помощью специальных методов в науке».

Предложения:

Научные знания включают гипотезу.

Один из методов выявления научных знаний является эксперимент.

Связь общества с природой;

Наличие подсистем;

Взаимосвязь частей и элементов общественной структуры;

Постоянные изменения в жизни общества.

С5.3. «Школьное образование- это этап образовательной системы государства, охватывающий детей и подростков, в возрасте 7-17 лет»

Предложения:

Школьное образование - важнейший этап социализации личности.

Одна из задач школьного образования - подготовка молодого поколения к трудовой деятельности (поступление в высшие учебные заведения).

С5.4. «Экономические ресурсы - это те факторы, с помощью которых в процессе производства создаются услуги и товары».

Предложения:

Большинство экономических ресурсов ограничено.

Одним из важнейших экономических ресурсов является труд.

С5.5. – строгое отделение законодательной власти от исполнительной;

Исключение совмещений правительственных должностей и мест депутатов в парламенте;

Президент избирается на выборах, отдельно от парламентских;

Исполнительная власть меньше зависит от воли депутатов парламента.

С5.6. – обеспечение стабильности государства;

Мобилизационная;

Управленческая;

Гуманитарная.

С5.7. «Политическое поведение- это поступки человека, характеризующие его взаимодействие с политическими институтами».

Предложения:

Политическое поведение личности объясняется его ценностными установками.

Одной из форм политического поведения является участие в демонстрациях и митингах.

С5.8. – группы удовлетворяют потребности человека в социальной принадлежности;

В группе человек удовлетворяет тот или иной интерес;

В группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку;

Человек принадлежит к той или иной группе по интересам;

Человек принадлежит к определенной группе по возрасту, полу, социальному положению.

С5.9. «Социализация личности - это усвоение ею основных накопленных обществом знаний и норм общественной жизни».

Предложения:

Институтом первичной социализации выступает семья.

Социализация личности помогает ей адаптироваться к условиям общественной жизни.

С5.10 .« Гражданский брак- это брак, зарегистрированный на законных основаниях в органах ЗАГС».

Предложения:

Только гражданский брак порождает правовые отношения между супругами.

Наряду с гражданским браком различаются браки фиктивные, церковные.

С5.11. - уровень дохода и образования избирателя;

Влияние социальной сферы;

Позиция СМИ;

Национальные, религиозные факторы.

С5.12. «Рынок труда- совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обмениваться своими трудовые услуги на деньги и иные материальные блага.

Предложения:

- Рынок труда характеризуется мобильностью.

Рынок труда отражает структуру и общее состояние экономики региона и страны в целом.

С5.13. «Социальная группа- это совокупность людей, имеющих какой- либо общий значимый социальный признак» или «Социальная группа- любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям».

Предложения:

Социальные группы подразделяются по численности, характеру, возрасту, полу.

В социальных группах человек может себя реализовать как личность.

В социальных группах человек реализует свои интересы.

С5.14. понятие: «Мировые религии - это группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращенная ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих».

Два предложения:

Самой молодой из мировых религий является ислам.

-«К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам».

- «Одной из самых первых мировых религий был буддизм, возникший в Древней Индии».

С5.15. «Политическая элита- это группа людей, занимающих высшие позиции в политической иерархии» или «Политическая элита - относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти».

Предложения:

Политическая элита составляет меньшинство общества, обладающая качествами лидерства.

Политическая элита обновляется в процессе избирательной компании.

С5. 16. «Гражданство- это устойчивая правовая связь человека с государством» или «Гражданство- это принадлежность человека к какому- либо государству».

Предложения:

Гражданство может быть получено человеком от рождения.

Гражданство – это не только принадлежность к государству, но и взаимные обязанности человека и государства, к которому он принадлежит.

Низкая активность может быть связана с политической стабильностью в обществе;

Избиратели не доверяют властям;

Люди заняты своей жизнью, нет интереса к политике;

Кризисные явления в обществе, не способность властей найти выход.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top