Определение успешности. Что такое успех и успешность в жизни? Понятие и критерии Успех успешность

Определение успешности. Что такое успех и успешность в жизни? Понятие и критерии Успех успешность

В психологических, акмеологических, педагогических исследованиях, посвященных вопросам общего профессионального развития, профессиональ­ной подготовки, профессионального обучения, освещены факторы профес­сиональной и карьерной успешности, успешности профессионального обуче­ния. При этом определение самого понятия «успешность» сложно, хотя оно активно используется в теоретических и эмпирических работах.

Этимологическая близость понятия «успешность» понятиям «успех», «успешный» предполагает анализ содержания названных категорий.

Понятие «успешный», по определению С.И. Ожегова, означает заключающий в себе успех, удачный», а понятие «успех» - «удача в дости­жении чего-нибудь». «Удача», в свою очередь, трактуется автором как «нужный, желательный исход дела».

Исследование успеха в истории западноевропейской гуманитарной мысли возникло и развивалось как важная составляющая проблемы человека. Потребность в успехе и в достижении во многих концепциях рассматривается как одна из фундаментальных. Она понимается как стремление ставить все дальше идущие цели и стремиться к их достижению, отражает постоянное соревнование человека с другими и самим собой в стремлении превзойти ра­нее достигнутый уровень. Многие авторы склонны связывать не только осо­бенности развития личности, но и уровень цивилизации с потребностью в ус­пехе, с успехом как ведущей жизненной ценностью индивида (Вебер, Дюркгейм).

Ориентация на успех и стремление к славе очень высоко оценивалось уже в древней Греции и признавалось одной из движущих сил цивилизации. В работе Платона есть анализ мотивов поиска славы, признания тех или иных заслуг, возможности оценки реальных и мнимых достоинств человека.

Очень ярко ориентация на успех прослеживается в американской куль­туре, в которой личность рассматривалась, прежде всего, как субъект эконо­мической соревновательной деятельности. В связи с этим, такие качества личности, как честолюбие, стремление побеждать, трудолюбие, дисциплини­рованность, прилежание, склонность к риску, независимость, самостоятель­ность, упорство в достижении цели получали позитивную оценку. В амери­канском менталитете формировался образ личности, имеющий жизненную ориентацию на достижения.

Успех – это наличие положительного соци­ально-значимого результата в деятельности.

Успешность – это сочетание актуального уровня социально значимых достижений и индивидуальных возможностей к усвое­нию значимой информации и выполнению деятельности.

Впоследствии высокая потребность в достижении становится в северо­американской культуре традиционной социальной установкой. Стремление к успеху стало рассматриваться в психологии одним из главных мотивов чело­веческой деятельности. В аналитической психологии А. Адлера стремление к превосходству и достижению является фундаментальной движущей силой в развитии человека.


Исследование успеха продолжалось в социальной психологии во второй половине XX века (работы Д. Мак-Клеланда, Дж. Аткинсона и др.). В этот период успех стал трактоваться как следствие кооперации, т.е. совместности, когда люди избегают конфликтов, помогают друг другу, выстраивают более дружеские отношения, развивают доверие. Такая модель поведения позволяет человеку чувствовать себя психологически более комфортно.

В. Фридрих и А. Хофман рассматривали направленность на успех как осознанное и целенаправленное поведение, которое определяется способно­стями, диспозициями к достижениям, мотивами. С точки зрения авторов, су­щественную роль в возникновении мотивации успеха играют ценностные структуры личности, оценка достигнутого. В то же время со стороны общества к личности предъявляются требования в форме норм, ценностей, стандартов.

Понимание успеха как фундаментальной социальной потребности, ко­торая формируется под влиянием социальных факторов, характерно и для оте­чественной психологии. Ю.М. Орлов определяет потребность в успехе как соревнование человека с самим собой в стремлении превзойти ранее достиг­нутый уровень. Именно эта потребность побуждает личность ставить новые цели и стремиться к их реализации. Им введено понятие «достигающая лич­ность», которая составляет «золотой фонд человечества».

Отечественные исследователи, изучающие как индивидуальную, так и групповую деятельность малых групп и коллективов, соотносят понятие «ус­пешность» с результатом деятельности (А.Л. Журавлев, А.В. Петровский, Ю.П. Платонов). В публикациях указанных авторов по отношению к резуль­тату используются и такие понятия, как «результативность», «продуктив­ность», «эффективность», «производительность». А.Л. Журавлев, учитывая

соотношение результата с затратами на его достижение, употребляет термин «эффективность». Г.М. Андреева ука­зывает на то, что эффективность нужно рассматривать в системе двух взаимо­связанных показателей – производи­тельности труда группы (продуктивности) и удовлетворенности членов груп­пы трудом в коллективе, или эмоциональная удовлетворенность индивида группой.

А.В. Петровский отмечает, что понятие «эффективность» следует отли­чать от «результативности». В том случае, если принимаемые для оценки эф­фективности критерии могут быть количественно измерены, то можно гово­рить о результативности как синониме эффективности. Если же в качестве критериев добавляются психологические моменты, не поддающиеся количественному измерению, то для них, как правило, используется понятие «успешность». При этом «эффективность» как «отношение дос­тигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижи­мому или заранее запланированному результату» однозначно не предполагает положительный результат. Таким образом, оценка выпол­няемой деятельности как успешной предполагает наличие положительного социально значимого результата и высокой эмоциональной удовлетворенно­сти субъекта деятельности процессом и результатом выполняемой деятельно­сти. Разделение успеха на объективный и субъективный прослеживается и в подходах к определению профессионального успеха.

По мнению Б.Ф. Зейгарник, успешность понимается как нормальное развитие индивида, когда процессы социализации приводят к адекватному отражению действительности. Неуспешность понимается как нарушение под­контрольности, критичности поведения, неправильная оценка своих действий, некритичность к своим переживаниям, нарушение умственной работоспособ­ности.

С древних времен человечество пыталось определить, в чем состоит смысл жизни. Многие философы посвятили свою жизнь тому, чтобы раскрыть тайну предназначения человека. Так, Платон, один из крупнейших мыслителей человечества, писал: «Все, что создано, создано по какой-то причине и обусловлено необходимостью».

Вывод из этого утверждения следующий: «Цель нашей жизни заключается в том, чтобы реализовать тот потенциал, который в нас заложен». Жизнь дается нам для того, чтобы мы могли добиться в ней успеха.

Что позволяет людям достигать успеха? Что отличает успешных людей от обычных? Ведь многие успешные люди вышли из неблагополучных семей, из семей среднего достатка и даже ниже среднего. Но основная причина, по которой люди не достигают успеха – отсутствие понятия о том, что представляет собой успех, чего они на самом деле хотят. Они не могут понять, чего они могут достичь, и поэтому просто решают ничего не предпринимать и оставить все как есть.

Также разница между успешными и обычными людьми заключается в их отношении к неудаче. Никакое иное качество не влияет так сильно на гармонизацию ума и сердца человека. Многие люди очень циничны и воспринимают успех, счастье, богатство как недостижимые, считают, что это достается только избранным, счастливчикам.

Отношение к успеху и успешным людям у нас, в России, и на Западе различается. На Западе существуют специальные школы развития успешности. У нас же, особенно в советское время, успешных людей называли выскочками и карьеристами, идеалом были скромные работяги. Еще здесь и христианская традиция играет большую роль, потому что нам проповедуется, что надо уничижать себя в этом земном мире, тогда там, на небесах, будет тебе потом счастье. Поэтому в нашей стране нет культуры успеха. Нет принятых критериев, что такое успешность, и где ее искать.

Успех — это постоянное осуществление тех целей, которые мы поставили перед собой и которые исключительно важны для нас. Успех заключается не в том, что мы достигли цели, решая какую-то задачу (хотя большинство людей представляет себе это именно так), наоборот, успех заключается в том, чтобы двигаться по направлению к этой цели.

Успешные люди в глубоком понимании этого слова – это не баловни судьбы, которым все само плывет в руки, но люди, умеющие с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов. Подлинный успех не есть только удовлетворение базовых потребностей, но ощущение развития, роста. Потому так полезно ставить себе цели – чтобы было к чему стремиться, чего достигать.

Оливер Уэнделл Холмс сказал, что главное не то, где мы находимся сейчас, а то, в каком направлении мы движемся. Успех — это движение, это результат работы наших установок и привычек, которые лежат в основе этого движения.

Критерии успеха:
— внешние – это материальное и социальное благополучие человека (хорошая работа, большая зарплата, интересный круг общения и др.);
— внутренние – это ощущение гармоничности своей жизни, позитивное отношение к жизни, внутренняя удовлетворенность, вера в себя и свои возможности, отсутствие чувства нереализованности.

В жизни каждого человека на протяжении всей жизни существует огромное количество новых возможностей. Надо только, чтобы человек приложил усилия и обнаружил их. Ничто не случается само по себе, поэтому бессмысленно ждать, что возможности будут преследовать человек.

Мы часто упускаем свои возможности, и кто-то другой берет ту возможность, которая должна была быть нашей. Надо научиться видеть изобилие там, где большинство видят недостаток чего-то.

Большинство возможностей проявляет себя в форме кризисов, неудач или провалов. Действительно, множество историй успешных людей началось именно так. Люди, которые умеют преодолевать неудачи, считают, что совершая ошибки, они тем самым приобретают бесценный опыт, они учатся на них и двигаются вперед. Они проявляют настойчивость, чтобы исполнить свое предназначение в жизни.

Вашингтон Ирвинг однажды сказал: «У великих людей есть цели, а у всех остальных — желания. Ничтожные люди склоняются перед неудачами, но великие люди поднимаются над ними».

Правда заключается в том, что путь к успеху проходит через неудачи. Но каждый из нас способен преодолеть эти неудачи. Слишком многие люди верят, что жизнь должна быть легкой. По этому поводу американский изобретатель Томас Эдисон сказал: «Неудача — не более чем воображаемое понятие. Люди не прилагают серьезных усилий, потому что ошибочно думают, что могут добиться успеха и без них. Многие верят, что однажды они проснутся сказочно богатыми. На самом деле их ожидания оправдываются частично — в том смысле, что однажды им приходится просыпаться и возвращаться к реальности».

Ирина Базан

________________________________________
Читайте еще интересные статьи:

Многочисленные исследования показывают, что в сознании человека понятия «успешность» и «успех» дифференцируются, то есть разнятся между собой, предлагаем вашему вниманию подробную информацию успех и успешность в чем же разница. Успех – это объективное достижение в жизни и в конкретной деятельности. Успешность – это отражение субъективного переживания и условий достижения успеха, что касается самих условий, то здесь важную роль имеют именно личностные, а не внешние факторы.

Образ успешного человека

Исследования психологической направленности позволяют выявить существование в обществе стереотипного представления об успешном человеке и успехе, которые давно заняли свое место в культуре. В представлении многих людей идеально успешный человек обладает следующими признаками: общительность, ответственность, материальная обеспеченность, ум, целеустремленность. Основной акцент возлагается на личностные характеристики, чем на определенные результаты.

Образ реально успешной личности

Основные выявленные качества: материальная обеспеченность, карьерный рост, семья, достижение поставленных целей, статус руководителя предприятия, престижная работа, свой бизнес, высокий социальный статус. Главными критериями успешности в реальной ситуации считаются социально значимые и внешние достижения.

Прототипы успешной личности

Выделяют 2 наиболее распространенных прототипов успешного человека, которые разнятся по своим характеристикам:

1-й описывается только социальными и внешними признанными показателями успеха, это в полной мере отражает распространенные ценности людей нынешнего общества,
Характерными чертами 2го являются только личностные характеристики, которые являются отражением особенностей современных требований в представлении людей.

Представление об успехе по типу ответственности

На основе показателей ответственности выделяются такие типы:

1. Исполнительский – люди данного типа различие между успехом и успешностью определяют с помощью социально признанных и внешних критериев. В качестве условий, которые помогают достигнуть успеха выступают внешние факторы (благоприятное стечение обстоятельств, удача), и личностные ресурсы (терпение, старание). При описании успешной личности люди исполнительского типа чаще всего указывают лишь на внешние признаки имеющегося успеха (целеустремленность в этом случае, является исключением), которые можно объединить в 3 группы:
a. 1я связана с достижениями профессионального характера – карьерный рост, престижная работа,
b. 2я объединяет статусные характеристики – престижный социальный статус, материальная обеспеченность,
c. 3я – это значимые социальные ценности современного общества – дети, образование и семья.

2. Оптимально – ответственный вид личности. Данный тип людей связывает успех с личностными внутренними ресурсами – реализацией своих способностей, умением брать на себя ответственность, принимать решения в независимости от появившихся трудностей. В качестве критериев успеха для них выступают личностные, внутренние характеристики, к примеру, удовлетворенность, самореализация, независимость, наличие необходимых умений и знаний. Люди данного типа полагают, что именно ответственность считается важным фактором, который напрямую влияет на достижение успеха.

3. Лица эгоистического типа считают , что успешность и успех зависят от ситуации жизнедеятельности или конкретной личностной сферы для каждого человека. Основными показателями успеха считается достижение поставленных целей, благополучие во всем, удовлетворенность своей жизнью и собой в частности.

4. Ситуативный тип людей считают, что успех – это благоприятное стечение обстоятельств (77%), достижение поставленных целей (78%), общественное признание (70%). Как правило, они дают определение понятия успеха, не отличающегося своеобразием и оригинальностью. В целом успех и успешность для данного типа людей не чем друг от друга не отличаются. Они ориентируются на социально признанные, внешние критерии. Можно выделить наиболее важные условия при которых достигается успех, а именно поддержка близких, благоприятное стечение обстоятельств, помощь других людей, целеустремленность. Главными характеристиками успешного человека считается высокий социальный статус, материальная обеспеченность, карьерный рост, наличие семьи, руководящая должность.

5. У людей, обладающих функциональным типом ответственности доминируют социальные и внешние критерии оценки, которые демонстрируют отсутствие самостоятельности и осознанности при их развитии, желание действовать только по стандарту. Для данной группы людей приемлемы следующие критерии успеха: карьерный рост, уважение окружающих людей, достижение поставленной цели, благополучие в семье, материальная обеспеченность, карьерный рост, высокий социальный статус. Что касается достижения успеха, то главную роль здесь играют способности и возможности субъекта.

Успех и успешность в чем же разница, мы постарались разобраться при помощи психологических исследований, которые помогли увидеть типичное представления людей о причинах и критериях успеха и успешности.

Исследования показывают, что в обыденном сознании происходит дифференциация понятий «успех» и «успешность». В понятии « успех» фиксируются, скорее, объективные достижения в конкретной деятельности и в жизни в целом, а понятие « успешность» отражает субъективное переживание и условия достижения успеха. При этом в качестве условий достижения успеха для большинства испытуемых выступают личностные, а не внешние ресурсы.

Образ идеального успешного человека . Психологические исследования позволяют выявить существующие в обществе устоявшиеся стереотипные представления об успехе и успешном человеке, прототипы успешной личности, существующие в культуре.

По данным исследования Н.В. Лейфрида, проведенного по разновозрастной выборке, идеальный успешный человек в представлении других людей обладает такими признаками, как: целеустремленность, общительность, ум, материальная обеспеченность, ответственность.

При описании идеального успешного человека акцент, в первую очередь, делается на личностных характеристиках и способах достижения успеха , чем на конкретных результатах деятельности и других проявлениях успеха.

Образ реально успешного человека . Изучение представлений о реальном успешном человеке выявило, что для успешного человека характерны: материальная обеспеченность, семья, карьерный рост, достижение поставленных целей, престижная работа, высокий социальный статус, статус руководителя предприятия, свой бизнес.

Основными критериями оценки успешной личности в реальной ситуации чаще являются внешние, социально значимые достижения . Данный факт Лейфрид объясняет тем, что внешние показатели объективно более доступны для личности, что существенно сокращает процесс социального познания, интерпретации действительности и отнесения конкретного человека к определенной группе.

Прототипы успешной личности . В общественном сознании представлены разные прототипы успешной личности. Н.В. Лейфрид выделяет два самых распространенных прототипа успешной личности, противоположных по своим характеристикам:

  • первый описывается исключительно внешними, социально признанными показателями успеха, что отражает наиболее распространенные ценности людей современного общества;
  • характерными чертами второго являются исключительно личностные характеристики , что, по всей видимости, и отражает особенности представлений людей, гибко учитывающих современные требования и реалии российского общества.

Типология представлений об успехе в зависимости от типа ответственности

Лейфрид проводит интересное сравнение представлений об успехе в зависимости от личностного типа ответственности. Разработанная типология может быть полезна для диагностики и последующего консультирования представителей бизнеса.

На основе сопоставления показателей ответственности (локус контроля, когнитивный, эмоциональный и поведенческо-результативный компонент) он выделяет следующие типы:

  1. оптимально-ответственный;
  2. исполнительский;
  3. ситуативный;
  4. эгоистический;
  5. функциональный.

1. Оптимально-ответственный тип личности связывает успех и условия его достижения с внутренними личностными ресурсами - умением принимать на себя ответственность, реализацией своих способностей и возможностей в процессе достижения поставленных целей, несмотря на наличие трудностей.

Люди оптимального типа в качестве критериев успеха называют внутренние, личностные, характеристики, такие как самореализация, удовлетворенность, независимость. При этом их определения успеха не являются общепринятыми и не содержат стереотипных высказываний. Они отражают стремление реализовывать свои способности и возможности, проявлять активность и независимость, а также ощущать удовлетворенность своей жизнью. Сравнительный анализ возрастных особенностей представлений об успехе людей этого типа показал, что с возрастом усиливается роль личностных критериев по сравнению с внешними: социально-статусными и материальными критериями. Достижение успеха, по мнению представителей оптимального типа, зависит, прежде всего, от самой личности , наличия необходимых знаний, умений и личностных ресурсов, от способностей реалистично оценивать собственные возможности в процессе достижения поставленных целей, а при наличии трудностей находить средства преодоления. Они считают, что именно ответственность является главным фактором, влияющим на достижение успеха. Это связано с тем, что ответственность предполагает способность личности соотносить необходимое и желательное с точки зрения своих индивидуальных особенностей и тем самым достигать успеха в деятельности и жизнедеятельности. В качестве внешнего критерия оценки успешной личности выступает профессионализм как показатель высоких профессиональных достижений, который предполагает качественное выполнение деятельности.

Специфика представлений испытуемых этого типа ответственности выражается в преобладании в прототипах личностных характеристик, и, несмотря на внешне ориентированные факторы (например, «социальный статус» и «работа и семья»), в каждом из них присутствует личностный критерий успеха. Успешная личность в обыденном сознании людей этого типа - это личность, которая достигает результатов в разных сферах . Основные характеристики представлений об успешном человеке - это осознанность, радикализм (динамика представлений), гармоничность, рационализм, индивидуальность.

2. Люди исполнительского типа связывают представления об успехе и успешной личности с доминированием внешних, социально признанных, критериев . В качестве условий достижения успеха выступают как внешние факторы (удача, благоприятное стечение обстоятельств), так и личностные ресурсы, обеспечивающие успех при отсутствии заинтересованности и добровольности в деятельности (старание, терпение).

Наиболее распространенные определения понятия «успех» у испытуемых исполнительского типа ответственности - (64,2%), осуществление мечты (49,1%) и (40,6%). Наибольший процент испытуемых, не проявляя самостоятельности, дают общепринятое определение успеха, обусловленное существующими в обществе традициями и культурными особенностями страны.

Для лиц исполнительского типа характерно определение успешности как старания (48,1%), в котором отражается специфика ответственности этого типа: с одной стороны, благодаря старанию обеспечивается качество и своевременность выполнения работы (что можно оценить как успех), с другой - старание при отсутствии самостоятельности и отказ от деятельности при наличии трудностей и препятствий не приведет личность к успеху.

При описании успешного человека люди исполнительского типа наиболее часто указывают только внешние признаки достигнутого успеха (исключение составляет целеустремленность), которые можно объединить в три группы:

  • первая связана с профессиональными достижениями - престижная работа, карьерный рост, профессионализм;
  • вторая объединяет статусные характеристики - высокий социальный статус, руководитель предприятия и как следствие - уважение других людей и материальная обеспеченность;
  • третья - это социально значимые ценности современного общества - семья, дети и образование.

Если лица оптимального типа интегрируют и модифицируют социальную информацию, существующую в культуре и отдельных группах в соответствии с убеждениями и личностными особенностями, лица исполнительского типа отражают пассивное отношение к социальной действительности , нежелание осмысленно подходить к формированию представлений и использование внешних, социально-статусных, показателей при определении критериев успешности личности. Примечательно, что данная тенденция проявляется независимо от возраста представителей исполнительского типа.

Женщины этого типа чаще отмечают такие дескрипторы, как семья и дети, отзывчивость, проявление заботы, доброта, общительность, готовность помочь другому, внимание к другим людям и привлекательность. Для мужчин главными характеристиками успешной личности являются престижная работа, своя фирма, бизнес, карьерные достижения, материальная обеспеченность, высокий социальный статус, руководящая должность.

Ответственность как критерий личностной зрелости у лиц исполнительского типа не относится к устойчивым свойствам личности, что отражается в представлении об успехе и успешном человеке. Представления, скорее, характеризуют традиционный для данного общества взгляд на успех и не учитывают современные тенденции и изменения. Содержание представлений ответственности свидетельствует об установке полагаться на готовые, принятые в группе (обществе в целом) суждения.

3. Для представителей ситуативного типа успех - это достижение поставленных целей (78,3%), благоприятное стечение обстоятельств (76,7%), общественное признание (70%). Они чаще дают общепринятое определение успеха, не отличающееся оригинальностью и своеобразием. Понимание успеха как удачи (благоприятного стечения обстоятельств) связано с преобладанием экстернального локуса контроля у испытуемых этой группы. С возрастом представления об успешном человеке у испытуемых ситуативного типа содержательно не изменяются. Этот факт можно объяснить особенностями данного типа: ответственность не является устойчивым свойством личности, а выступает лишь как ответственное отношение к определенному роду ответственным ситуациям и заданиям. Представления об успехе мужчин и женщин отражают существующие в обществе тендерные стереотипы. Мужчины чаще дают такие определения успеха, как материальная обеспеченность, карьерный рост, наличие престижной работы. Типично «женскими» являются определения успеха как благополучия в семье и счастья.

Представители ситуативного типа не дифференцируют понятия «успех» и «успешность». В целом, как при определении успеха, так и успешности, они ориентированы на внешние, социально признанные, критерии . Из наиболее важных условий достижений успеха для лиц ситуативного типа можно выделить: благоприятное стечение обстоятельств, поддержка близких, целеустремленность, помощь других людей. К основным характеристикам успешной личности относят материальную обеспеченность, высокий социальный статус, наличие семьи, карьерный рост, руководящую позицию. Данные характеристики являются объективными, четко определенными, что позволяет безошибочно отнести личность в группу успешных или неуспешных людей, в этом проявляется характерная для людей этого типа тенденция к избеганию неудач.

4. Лица эгоистического типа в представлениях об успехе и успешности зависимы от значимой для конкретной личности сферы или ситуации жизнедеятельности. Частичное принятие ответственности определяет указание в качестве условий достижения успеха как внешних, так и внутренних, личностных, ресурсов. Основными показателями успеха для испытуемых эгоистического типа выступают благополучие во всем, достижение поставленных целей, удовлетворенность собой и своей жизнью. Для людей данного типа удовлетворенность даже при отсутствии первоначального интереса и качества выполняемой работы - важная характеристика, именно этим, на наш взгляд, объясняется определение успеха как благополучия и удовлетворенности.

Специфическим для испытуемых ранней взрослости является определение успеха как достижения поставленных целей. В этом случае фиксируются объективные достижения в конкретной деятельности и жизнедеятельности и субъективная оценка успеха. Испытуемые средней взрослости чаше определяют успех как благополучие во всем, удовлетворенность жизнью, способность решать возникающие проблемы, высокий социальный статус, наличие престижной работы, удача. С возрастом увеличивается значимость субъективной оценки успеха (благополучие, удовлетворенность), количества внешних признаков успеха (статус, престижная работа). Противоречивый характер ответственности людей этого типа находит отражение в содержании представлений об успехе испытуемых средней взрослости: 22% определяют успех как способность решать проблемы, подчеркивая роль личности в его достижении, и 16% - как удачу.

Определение понятия «успешность» содержит указания на субъективное переживание успеха; объективные показатели достижений и субъективную его оценку; условия достижения успеха; на рассмотрение успешности как качества личности. В сознании людей эгоистического типа представления об успешности размыты, не конкретизированы , зависимы от значимого для конкретной личности аспекта жизнедеятельности. В качестве условий достижения успеха люди эгоистического типа в равной степени называют внешние и внутренние личностные ресурсы, что обусловлено, с одной стороны, их самостоятельностью, четким представлением результатов деятельности и умением преодолевать препятствия и трудности, а с другой - частичным принятием ответственности.

В наиболее распространенных представлениях об успешном человеке испытуемых эгоистического типа ответственности преобладают внешние , социально признанные характеристики: материальная обеспеченность, семья, карьерный рост. С возрастом происходит осознание роли личного вклада в достижение успеха. Женщины этого типа одинаково связывают успех с семьей и работой, тогда как мужчины в большей степени ориентированы на социальные позиции, умение их завоевать и личностные условия достижения успеха. В целом можно сказать, что противоречивый характер ответственности, зависимость испытуемых эгоистического типа от группы и конкретной ситуации обусловливает содержание представлений об успехе и успешной личности.

5. Функциональный тип ответственности характеризуется тем, что в содержании представлений об успешности, успехе, условиях его достижения у лиц этого типа доминируют внешние социальные, критерии , демонстрирующие отсутствие самостоятельности, осознанности при их формировании, желание действовать строго по образцу, в соответствии с инструкцией.

В результате изучения представлений об успехе испытуемых функционального типа была выявлена следующая закономерность: из 12 определений успеха последний в иерархии дескриптор был назван 32,2% испытуемыми, поэтому, с одной стороны, можно говорить о четкости представлении, с другой - наличии стремления действовать строго по образцу, не проявляя творчества и отмечая стереотипные характеристики успеха. В группу высокой частоты встречаемости вошли следующие определения успеха: уважение окружающих людей, благополучие в семье, достижение поставленной цели, карьерный рост, материальная обеспеченность, высокий социальный статус. Сравнительный анализ тендерных особенностей представлений об успехе показал, что типично женским является понимание успеха как благополучия в семье, мужским - карьерный рост, материальная обеспеченность, наличие престижной работы.

По мнению испытуемых функционального типа, достижение успеха связано в первую очередь с возможностями и способностями субъекта - настойчивостью как способностью длительное время осуществлять деятельность и достигать в ней успеха и общительностью как умением устанавливать контакты и в итоге иметь социальную поддержку для достижения успеха. Также условиями достижения успеха выступает красота и высшее образование как внешние, не зависящие от самой личности, ресурсы. При описании успешного человека испытуемые функционального типа ответственности называют как внешние, так и внутренние личностные, характеристики, что соответствует феноменологическому описанию данного типа: зависимость от группы, обращение к социально-психологическим поддержкам, ориентация на инструкции, образцы, готовые решения.

Следует отметить, что психологические исследования помогают увидеть наиболее типичные представления о личности деловых людей, соотношении успеха и причинах, обусловливающих их успешность. Это может быть когнитивной основой индивидуального консультирования, работы над имиджем и личностным ростом, в социальном самоопределении субъектов бизнеса.

Наталья Львовна Ивaнoвa , доктор психологических наук, профессор кафедры организационной психологии ГУ ВШЭ.

Многим в детстве говорили: «Вырастешь, получишь образование и станешь успешным руководителем». Самыми престижными считаются экономические и юридические специальности. Традиционно, на эти профессии в ВУЗах наблюдается самые большие конкурсы, но при этом выпускники редко работают по специальности. При этом многие люди, занимающие высокие посты, которых можно назвать спешными, вдруг бросают своё дело, резко меняют профессию и начинают всё с начала.

И чувствуют при этом себя счастливыми, считают себя успешными. В тоже время, в обществе увеличивается число молодых людей, которые не желают жить по навязанной им модели успешности. Они стремятся заниматься тем, что им нравится и тоже достигают успеха.

Успешность — как оценка личности

Успешность рассматривается как один из параметров реализации в жизни и в социуме. Поэтому это понятие считается важным аспектом при оценке личностных качеств. Причём эти критерии существуют на каждой ступени развития человека. Родители стремятся видеть в будущем своих детей успешными, и поэтому любят делиться их достижениями в детском саду, а в школе - заставляют получать только высокие оценки, которые, в свою очередь, являются показателем успешности на этой ступени развития.

Высокий проходной бал по итогам ЕГЭ является пропуском в ВУЗ, по окончании которого можно получить специальность, и со временем получить престижную должность, зарабатывать приличные деньги и создать обеспеченную семью - так выстраивается цепочка реализации в социуме в традиционном представлении, которой придерживается большинство россиян старших поколений. Однако у молодого поколения совсем другие приоритеты. Им интересно развиваться и путешествовать, а заработок является вторичным и рассматривается как инструмент для достижения своих целей.

Успешность социальная и жизненная

Так происходит из-за различий в самом понятии определения успешности. Различают успешность социальную и успешность жизненную. Под социальной успешностью понимается тот самый набор материальных достижений и реализации в социуме, на который привыкли обращать внимание. Жизненная успешность подразумевает под собой личные достижения человека и те требования, которые он сам для себя устанавливает. Для каждого человека это понятие индивидуально, поэтому на него редко обращают внимание. Оба понятия оказываются редко взаимосвязаны друг с другом, и зачастую, люди либо реализуют себя в рамках первого понятия, забывая о втором, поскольку для общества приоритетна социальная успешность.


По специальности я экономист-математик, и конечно я пробовала работать по специальности. Но оказалось, что по специальности найти работу сложно. Я пробовала работать в банке, не получилось, да и сама я даже рада этому. Сразу после института повезло найти работу, где больше года проработала ассистентом регионального менеджера, работы было много, нагрузка и объемы серьезные. Зарплата маленькая, но по началу мне этого было достаточно и опыт я получила отличный. Работа давалась мне, но с некоторым трудом.

Когда-то в институте, когда я стала сомневаться в выбранной специальности, я думала о том, что хочу заниматься программированием или дизайном, а тут пригласили работать с сайтом и меня это привлекло. Работать в этом направлении мне показалось интересным, к тому же некоторые знания в этой области я получила самостоятельно. По ряду причин пришлось уйти с того места.

Я до сих пор очень жалею, что обстоятельства сложились именно так, но нужно было двигаться дальше. Там я, казалось, достигла своего максимума. Конкретно на том месте, хотя до максимума в контент менеджменте мне еще очень далеко. Повезло на кануне увольнения найти объявление на вакансию Администратора сайта компании, с которой сотрудничала компания моей первой работы. Я не задумываясь предложила им свою кандидатуру. Теперь я администратор сайта. На данный момент сайт, с которым я буду работать, будет переписываться заново, так что полный спектр моих обязанностей я еще не успела вкусить, но должно быть очень интересно.


Занимаюсь предоставлением услуг в IT-сфере: разработка, сопровождение и продвижение сайтов. Т.е. веб-студия полного цикла. У меня с детства было сильное увлечение компьютером, причем, не исключительно играми, как у большинства детей. Хотелось изучать различные программы, учиться делать что-то свое. Постепенно изучал различный софт по графике и обработке видео, пытаясь нарисовать что-то свое или сделать небольшой видеоролик.

Позже случайным образом наткнулся на сервис "юкоз", где предлагались бесплатные возможности по созданию сайтов с базовыми знаниями. Когда первый дизайн был создан, движок настроен, выяснилось, что посетителей нет. Тогда я начал изучать СЕО-продвижение. С течением времени, методом проб и ошибок была разработана собственная стратегия эффективного продвижения, а портал стали посещать 600 человек в сутки. (что очень хорошо, учитывая относительно узкую тематику портала.)

Через некоторое время пришло понимание, что работать на веб-студию не моё. Достаточно жесткий график, выполнение срочных поручений ночью при низкой оплате подстрекали уйти из студии и открыть своё дело.

Арсений Козлов, art-директор


Ландшафтным дизайнером стала случайно. Семь лет назад, во время визита в любимый цветочный магазин узнала, что их деловому партнёру требуется ландшафтный дизайнер. К тому времени я уже окончила Академию дизайна и моды по факультету «Ландшафтное проектирование». Не долго думая, я взяла свои эскизы и пришла к хозяйке этого магазина, по совместительству, владелице фирмы, и заявила, что хочу у них работать. Мне на месяц дали участок, которого я в глаза не видела.

После того, как проект понравился начальству, меня взяли на испытательный срок, а уже через несколько месяцев я выиграла тендер на крупный объект, который разрабатывался за рубежом, и так стала ведущим дизайнером в этой фирме. С этой фирмой я сотрудничала четыре года, а потом постепенно начала принимать самостоятельные заказы. Сейчас у меня своя фирма.

На данный момент происходит переоценка понятий. В сфере бизнеса растёт число молодых предпринимателей, которые не желают вписываться в общепринятую традиционную модель и начинают собственное дело. В тоже время люди, работающие на высоких должностях тоже меняют профессию - кто-то переезжает за город, а кто-то просто меняет свою деятельность, становится фотографом, преподавателем или фермером. Почему так происходит?

Социальная успешность сегодня

Психолог Юнона Лотоцкая, выделяет четыре модели успешности: американскую, славянскую, немецкую и восточную. Во главе американской модели стоят материальные ценности, причём пик достижения карьеры достигается на рубеже 30-40 лет. В рамках этой модели возможны резкие карьерные взлёты, работа на результат в жертву личным интересам и внешний блеск. Отличием немецкой модели является более планомерное и размеренное восхождение по карьерной лестнице, с пиком успеха после 40 лет. Для славянской культуры характерна надежда на третью силу, в роли которой выступает Бог или государство. Восточная философия подразумевает создание предпосылок для успешного будущего. Каждая модель имеет свои достоинства и свои недостатки, но все они работают в рамках условий, создаваемых государством. И в зависимости от этих условий каждая модель демонстрирует свою состоятельность.

Во второй половине XX века существовало понятие «Потребительского идеала СССР», согласно которому у успешных людей должна быть собственная квартира, автомобиль и дача, считавшиеся показателем высокого социального статуса. Сегодня к этим пунктам добавляются семья и периодические поездки за рубеж. В то время государство выполняло роль третьей и оказывало населению сильную материальную поддержку. В 1990-х этот понятие расширилось, в моду вошло стремление к американскому образу жизни, в бизнесе постепенно начала укореняться американская модель успеха. Причём эта модель находит отражение на разных уровнях.

Например, при устройстве на работу во многие компании, одним из требований является возрастное ограничение до 30 лет. Однако в России американская модель часто оказывается несовместимой с моральными аспектами россиян. Отрицательной стороной американской модели является полная самоотдача бизнесу. Огромную роль играет необходимость брать на себя ответственность и готовность рисковать. Зачастую, россияне не склонны к излишним рискам и ответственности. Либо же полная самоотдача работе или бизнесу заставляет людей действовать в ущерб своим интересам и своей семье. В России постепенно наблюдается формирование собственной модели успешности, построенной на синтезе всех четырёх моделей: ей присуще постепенное построение карьеры с созданием фундамента для своего будущего, но при этом акцент делается на возрастной ценз. Если до 30 лет карьера не построена, отношение в обществе постепенно меняются в худшую сторону, а возможностей самореализации становится меньше.


Ландшафтным дизайном я занялась, когда мне уже было за 30. К тому времени я была уже в разводе с ребёнком на руках. Окружающие смотрели на меня косо. Когда я занялась бизнесом, положение изменилось, но для меня моё дело является не самым приоритетным. На первом месте стоит сын, а бизнес - это способ заработка. Сочетать это сложно, потому что меня часто не бывает дома.

На самом деле от семьи помощь колоссальная. Я испытываю огромную благодарность к моей матери, поскольку она несёт ответственность за мою семью в тот момент, когда меня нет дома. Это её заслуга в том, что мой ребёнок накормлен одет и присмотрен. Если бы не было помощи близких, я не смогла бы заниматься бизнесом.

Ирина Сафонова ландшафтный дизайнер

Постепенно люди оказываются перед выбором либо бизнес, либо семья, поскольку совмещать обе составляющие удаётся крайне редко. Поскольку работа отбирает много времени, и постепенно ухудшается здоровье, а из-за постоянного отсутствия дома, отношения с семьёй тоже далеко не самые лучшие. Поэтому для реализации в рамках обоих понятий нужен баланс.

С молодыми предпринимателями ситуация разворачивается по иному сценарию, поскольку для них важна личная успешность. Они становятся социально успешными в молодом возрасте, то перед выбором они становятся намного раньше. При этом они не желают жертвовать своими интересами и зачастую, превращают собственное хобби в основное занятие.


Кроме работы у меня было хобби. Раньше я вышивала крестиком, занималась аквариумистикой и училась рисовать в изо-студии 2 года. С работой свободного времени стало совсем мало и я решила, что вышивкой займусь потом, а сейчас надо двигаться. Аквариум пришлось осушить из-за переезда, он занимал много места в нашей крохотной квартире, ну и времени на него тоже не оставалось, плюс сам аквариум требовал замены и я приняла решение его убрать. Потом, когда появится уже своя квартира, обязательно снова заведу аквариум, объемом не меньше 200 литров.

Сейчас для меня остается две важные задачи - научиться водить мотоцикл и вернуться к рисованию. Мотоцикл уже есть, права тоже, но опыта вождения по городу у меня нет совсем и надо будет учиться. А рисунок... надо просто себя заставить. Получалось же неплохо. И если рисунок продолжу, то в нем тоже есть планируемое направление - в компьютерную графику.

Когда-нибудь, может решу начать какое-нибудь свое дело. Хотелось бы работать на себя и для себя. Мне очень важно работать с интересом и любовью к своему занятию. Без этого, увы, я не могу. Я словно увядаю и кажется, что ничто не способно заставить меня работать через силу.

У меня есть мечта. После того как освою мотоцикл я мечтаю поехать в путешествие с мужем. На мотоциклах. Для начала хотя бы по Краю. А потом и до Байкала. И по Америке тоже очень хочу.

Евгения Слаутина, контент-менеджер




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top