Отношение С.Есенина к Октябрьской революции. Тема революции в творчестве С

Отношение С.Есенина к Октябрьской революции. Тема революции в творчестве С

В автобиографической заметке «О себе» (1924) Есенин писал:

«Самый щекотливый этап - это моя религиозность, которая очень отчетливо отразилась на моих ранних произведениях.

Этот этап я не считаю творчески мне принадлежащим. Он есть условие моего воспитания и той среды, где я вращался в первую пору моей литературной деятельности.

Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, Божьим Матерям и Миколам как к сказочному в поэзии.

«Не будь революции, я может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной символике или развернулся бы не в ту и не в нужную сторону... В годы революции я был всецело на стороне Октября»

(Ю.А. Андреев, Советская литература,

Москва, «Просвещение», 1988г.)

Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его поэзия никого не оставляет равнодушным. Она проникнута горячей любовью к стране и природе. Природа изображается Сергеем Есениным очеловеченной, одухотворённой, зеркалом человеческих чувств и состояний. В стихах звучит любовь к России и боль за нищую страну.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный.

Лес да монастырь (1914),

– с горечью восклицает поэт, и в то же время какой любовью к этому бедному и заброшенному краю проникнуты такие строки:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

(«Гой ты, Русь, моя родная...» (1914))

В 1916 году в разгар империалистической войны Есенина призвали в армию, но в боях действующей армии он не участвовал. Его оставили сначала в Петербурге, а потом причислили к Царскосельскому военно-санитарному поезду. Здесь он участвовал в концертах, читал стихи в лазаретах. Дворцовая верхушка пыталась «приручить» Есенина, чтобы он писал стихи во славу царя Николая II, но Есенин отказался и за это был наказан и сослан на фронт. Об этом Есенин писал: «Революция (Февральская) застала меня в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался писать стихи в честь царя». Это наказание воспоследовало 23 февраля 1917 года, но вмешалась Большая История: именно в тот день свершилась Февральская революция. Из армии Керенского Есенин ушел.

Этот важный момент и поступок Есенина, который отказался писать стихи во славу царя и был сослан на фронт, чтобы его убили, скрывают от школьников!!!

С горячим сочувствием Есенин встретил Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Брюсовым, Маяковским он стал на сторону Октябрьской революции.

Американизм для Советского Союза – неприемлем!

Революционный настрой Есенина был замечен, и именно ему, вместе с Клочковым и Герасимовым, было доверено создание текста кантаты, которая была исполнена в первую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции при открытии мемориальной доски в честь погибших революционеров, созданной знаменитым скульптором С.Г. Коненковым. На этом торжестве присутствовал В.И. Ленин. Он срезал ножницами печать на задрапированной доске – покров упал к ногам, и глазам всех открылась фигура белокурой девушки с веткой мира в руке.

Есенин присутствовал на митинге и слушал исполнение торжественно зву-чавших его стихов:

Солнце златою печатью

Стражем стоит у ворот...

Спите, любимые братья,

Мимо вас движется ратью

К зорям вселенским народ.

Этот момент в его жизни тоже от школьников скрыт.

Его произведения: «Преображение», «Инония», «Небесный барабанщик» и другие – проникнуты пафосом освобождения, величием революции.

«Небесный барабанщик» (1918 – начало 1919). В нем поэт ликует, видя крушение старого мира, он увлечен грандиозным размахом событий:

Листьями звезды льются

В реки на наших полях.

Да здравствует революция

На земле и на небесах!..

Нам ли нужны полководцы

Белого стада горилл?

Взвихренной конницей рвется

К новому берегу мир.

Сорвет и пойдет по дорогам

Лить зов над озерами сил -

На тени церквей и острогов,

На белое стадо горилл.

В его маршевом ритме звучит отчетливое противопоставление двух миров: взвихренной конницы революционного народа, рвущейся к «новому берегу», и «белого стада горилл». Это стихотворение выброшено из школьных учебников.

Но было бы неверно думать, что Есенин без всяких противоречий, колебаний, сомнений и мучений принял идеи Октябрьской революции. Очень тяжелым был у него разрыв со старым. Не сразу он смог понять то новое, что входило в жизнь.

Революцию возглавил пролетариат. Деревню вел за собой город. Только благодаря этому и можно было одержать победу, но Есенин восклицает:

«Ведь идет совершенно не такой социализм, о котором я думал!».

Есенин не понял реального положения революции и социализма. Отсюда его переход от восторга к разочарованию, от радости к отчаянию, от приветствия к обвинению.

Есенин воспринимал революцию по-своему, с крестьянским уклоном. Он начинает проклинать «железного гостя», несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую «деревянную Русь».

На основе таких настроений у него возникает целый цикл произведений «Сорокоуст»: «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», «Хулиган» (1919 - 1921) – в них запечатлены болезненные противоречия между старым и новым. От этих произведений лежал путь к литературной богеме и к печально известному циклу «Москва кабацкая», в котором есть и упадничество, опустошенность, отчаяние, есть и стремление преодолеть эти настроения, вырваться из неприкаянности их тоски, есть и поэтизация пьяного разгула, есть и порыв к цельности и здоровой жизни:

Может, завтра совсем по-другому

Я уйду, исцеленный навек,

Слушать песни дождей и черемух,

Чем здоровый живет человек.

Об этой непримиримой, не допускающей соглашательства, душевной борьбе Есенин писал в стихотворении «Русь уходящая» (2 ноября 1924):

Я человек не новый!

Что скрывать?

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

Значительную роль в творческом развитии Есенина сыграла его зарубежная поездка в мае 1922 – августе 1923 гг. Он совершил путешествия по Германии, Франции, Бельгии, Италии, четыре месяца пробыл в США.

Узнав о предстоящей поездке Есенина за рубеж, недруги Советской страны радовались: «Есенин не вернется в Россию!», «Есенин устроит грандиозный скандал Советской власти!»

Приехав в Берлин, Есенин действительно устроил скандал, но не такой, какого от него ждали. Желая «приручить» поэта, русская эмиграция устроила ему выступления. Поэт пришел и сразу же потребовал, чтобы спели «Интернационал», без него не соглашался приступить к чтению стихов. В ответ, конечно, раздались возмущенные крики и свист. Тогда Есенин сам запел «Интернационал». Свисты нарастали. Тогда Есенин вскочил на стул и крикнул: «Не пересвистите, как заложу четыре пальца в рот и свистну – тут вам и конец».

О том, что Есенин пел и пропагандировал революционный гимн коммунистов, тоже утаивают от учеников.

М.М. Литвинову,

Уважаемый товарищ Литвинов!

Будьте добры, если можете, то сделайте так, чтоб мы выбрались из Германии и попали в Гаагу. Обещаю держать себя корректно и в публичных местах «Интернационал» не петь. Уважающие Вас С. Есенин и Айседора Дункан.

С. Есенин,

сборник сочинений, т.2,

Москва, «Советская Россия»,

«Современник», 1991 г.

Возвратившись на Родину, Есенин говорил: «Ну да, скандалил, но ведь я скандалил хорошо, я за русскую революцию скандалил. Где бы я ни был и в какой бы черной компании ни сидел (а это случалось), я за Россию и глотку готов перервать. Прямо цепным псом стал, никакого надругательства над Советской страной вынести не мог. И они это поняли…»

В.Д. Свирский, Е. К. Францман,

Русская советская литература

Издательство «Звайгзне», Рига, 1977г .

Что же поэт увидел на Западе? Пагубное влияние и действие капиталистического уклада на души и сердца людей. Он остро почувствовал духовное убожество западной буржуазной цивилизации.

Письма из-за рубежа – это свидетельство его протеста против буржуазной цивилизации, против культуры ночных ресторанов и продажных газет, против нивелирования и унижения личности, против господина доллара, который в страшной моде у них, а на искусство они чихают.

А.Б. Мариенгофу, Остенде,

«Милый мой… Как хочется мне отсюда из этой кошмарной Европы обратно в Россию. Боже мой! Какая же прекрасная Россия!

Здесь сплошное кладбище. Все эти люди, которые снуют быстрее ящериц, не люди, а могильные черви, дома – их гробы, а материк – склеп»

А.Б. Мариенгофу, Нью-Йорк,

«Милый мой Толя! Как рад я, что ты не со мной в Америке, не в этом отвратительнейшем Нью-Йорке. Лучше всего, что я видел в этом мире, – это все-таки Москва.

Боже мой! Лучше было есть глазами дым, плакать от него, но только бы не здесь…»

(С. Есенин, т.2)

Некоторые современные Есенину писатели видели в США идеал технической мощи, которому, по их мнению, должна следовать Советская Россия. Но они словно забывали о социальном классовом различии.

Есенин увидел успехи цивилизации в капиталистической Америке, но тем разительнее было для него духовное убожество «среднего» американца, главным увлечением которого является пресловутый «бизнес», долларовый «профит» (выгода): владычество доллара завораживает американцев, и ничего остального они не желают знать.

«Железный Миргород» (1923) – этот очерк – это произведение высокого гражданского звучания. Есенин оказался солидарным с Маяковским, прямо заявившим:

«Американизм – уклад жизни – для Советского Союза – неприемлем!» .

«Страна негодяев» (1922-1923) – поэма, в которой Есенин пропагандирует нравственное превосходство Советской власти. Зарубежные наблюдения помогли Есенину глубже осознать значение великих преобразований, происходивших на его Родине.

Пафосом этих преобразований, этого грандиозного строительства пронизаны страницы «Страны негодяев»: «Только работай! Только трудись! И в республике Советов будет все, что кому угодно!»

Верная оценка Есениным американской действительности свидетельствовала о его политической проницательности. И как итог неустанных бескомпромиссных поисков высшей истины в годы революции звучит взволнованный голос Есенина:

1. «Только за границей я понял совершенно ясно, как велика заслуга русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства».

2. «Зрение мое преломилось особенно после Америки… Вспомнил про дым отечества, про наши деревни, где чуть не у каждого мужика в избе спит теленок на соломе или свинья с поросятами, вспомнил непролазные дороги… и разлюбил нищую Россию. Я еще больше влюбился в коммунистическое строительство».

3. «Пусть я не близок коммунистам как романтик в моих поэмах, – я близок им умом и надеюсь, что буду, быть может, близок и своим творчеством».

Сказано это было поэтом в 1923 году вскоре после его поездки в Европу и Америку в 1924 году в стихотворении «Ответ» он писал:

Но ту весну,

Которую люблю,

Я революцией великой

И лишь о ней

Страдаю и скорблю,

Я жду и призываю!

Народ стонал, и в эту жуть Страна ждала кого-нибудь...

И он пришел.

Заграничная поездка заставила Есенина полюбить Социалистическое Отечество, по-иному оценить все, что в нем происходит.

Так, 1924-1925 годы были в творчестве Есенина самыми плодотворными. (Полтора года, проведенные Есениным за границей, были исключительным в его биографии временем без стихов, – ничто не вдохновляло поэта вдали от родной природы, стихов он почти не писал. Не случайно именно за границей создавались драматические строки «Москвы кабацкой» и возник замысел трагедийной поэмы «Черный человек».) Именно в 1924-1925 годах он написал около ста стихотворений и поэмы: «Песнь о великом походе», «Поэма о 36»,поэма «Анна Снегина». Намереваясь выпустить свои произведения особым сборником, Есенин предпосылает им специальное обращение:

Издатель славный! В этой книге

Я новым чувствам предаюсь,

Учусь постигнуть в каждом миге

Коммуной вздыбленную Русь!

Здоровые начала взяли верх в душе поэта. Напряженный интерес к живой, конкретной действительности, горячая любовь к новой, Советской Руси и происходящим в ней революционным переменам, стремление быть настоящим, а не сводным сыном в штатах СССР – вот главные мотивы его новых произведений.

«Стансы» (1924) – в этом стихотворении Есенин пишет:

Стишок писнуть,

Пожалуй, всякий может –

О девушках, о звездах, о луне...

Но мне другое чувство

Сердце гложет,

Другие думы давят череп мне.

Хочу я быть певцом

И гражданином,

Чтоб каждому,

Как гордость и пример,

Был настоящим,

А не сводным сыном –

В великих штатах СССР.

Я вижу все

И ясно понимаю,

Что эра новая –

Не фунт изюму вам,

Что имя Ленина

Шумит, как ветр, по краю,

Давая мыслям ход,

Как мельничным крылам.

Есенин намечает пути развития проблем, еще недавно казавшихся ему безысходными. Если раньше он был против, то теперь готов восхищаться и «стальным конем», и «стальной конницей», и всем новым. Особенно сильное новое отношение к действительности сказалось в стихотворении «Неуютная жидкая лунность» (1925):

Мне теперь по душе иное.

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной страны…

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям…

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

В стихотворении «Возвращение на родину» (1924) Есенин удивляется:

Как много изменилось там,

В их бедном, неприглядном быте.

Какое множество открытий

За мною следовало по пятам.

Друзья! Друзья!

Какой раскол в стране,

Какая грусть в кипении веселом!

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны, –

Бежать за комсомолом.

«Русь Советская» (1924). Русь Советскую поэт видит не как «край заброшенный», край- пустырь», «горевая полоса», а разбуженной, возрождающейся к новой жизни.

И все-таки поэту грустно: «Моя поэзия здесь больше не нужна. Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Но изменения к лучшему вносят в душу успокоения:

«Опомнись! Чем же ты обижен?

Ведь это только новый свет горит

Другого поколения у хижин».

И Есенин пишет:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу Октябрю и маю…

И он приветствует от души молодое поколение:

Цветите, юные!

И здоровейте телом!

У вас иная жизнь!..

Какие светлые, завораживающие, признательные, благодарственные и добрые строки Есенина, посвященные молодежи!

И такие же уверенные, твердые и не колеблющиеся строки, посвященные Советской России:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»!

«Анна Снегина» (1925) – самое значительное произведение. Основу его составляет лирический сюжет, связанный с воспоминаниями о юношеской любви поэта, названной здесь Анной Снегиной. Но Есенин этим не ограничивается. Начиная с названия деревень Криуши и Радово, Есениным раскрывается картина классовой борьбы в «суровые-грозные годы» – в первые годы революции. Главная тема поэмы – Октябрь в деревне. Жилось людям тяжело.

Житье у нас было плохое,

Почти вся деревня вскачь

Пахала одной сохою

На паре заезженных кляч…

Вот почему бедняки с энтузиазмом и воодушевлением восприняли Советскую власть. Большое художественное достижение Есенина – создание образа Прона Оглоблина. Еще до революции Прон вступил в спор с властями и был выслан в Сибирь. Весть о победе Октября он встречает с радостью. Готовится организовать в селе коммуну. Состоятельные крестьяне его не любят, зато беднота благоговеет перед ним.

В поэме развернута тема революции и гражданской войны. Автор критикует буржуазное Временное правительство за продолжавшуюся братоубийственную войну, призывает к миру, он на стороне Советской власти.

Крестьяне настойчиво спрашивают у Есенина:

Кто такое Ленин?»

Я тихо ответил:

«Он - вы».

Ответом на вопрос крестьян поэт дает афористическое определение глубинной связи вождя с народом.

Героиня поэта Анна Снегина иного социального происхождения. Она оказывается в другом лагере и уезжает в эмиграцию. Но и ее характеризует неугасающее чувство любви к России. Она тяготится зарубежной жизнью, тоскует. И Есенин получает письмо с лондонской печатью:

«Вы живы?.. Я очень рада...

Я тоже, как вы жива…

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, толь в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг…»

Образ В.И. Ленина в творчестве С.Есенина.

Смерть Владимира Ильича Ленина навсегда горем отозвалась в памяти поэта. Несколько часов он провел в Колонном зале у гроба Ленина. В дни всенародной скорби Есенин, подобно Маяковскому, был полон дум о том, как запечатлеть образ В.И.Ленина. О Ленине, в котором воплотилась вся сила и целеустремленность революции, Есенин размышлял немало и неоднократно, размышлял, обращаясь к его имени в стихах.

В стихотворении «Ленин» (отрывок из поэмы «Гуляй-поле» (1924 ) Есенин стремится раскрыть простоту Ленина, близость к народу, воздействие своих идей на сердца миллионов; возвеличивает его как человека сверхобыкновенного:

Застенчивый, простой и милый,

Он вроде сфинкса предо мной.

Я не пойму, какою силой

Сумел потрясть он шар земной?

Но он потряс...

Не правда ли, весьма заметная эволюция – от религиозной окраски первых стихотворений к строке «Позор острогов и церквей»?

Монархия! Зловещий смрад!

Веками шли пиры за пиром,

И продал власть аристократ

Промышленникам и банкирам.

Народ стонал, и в эту жуть

Страна ждала кого-нибудь...

И он пришел.

Он мощным словом

Повел нас всех к истокам новым.

Он нам сказал: «Чтоб кончить муки,

Берите все в рабочьи руки.

Для вас спасенья больше нет –

Как ваша власть и ваш Совет».

Одним из наиболее удачных, ясных и гармоничных по соразмерности мысли и чувства стихотворений, написанных в 1925 году, последнем году жизни Есенина, было – «Капитан земли».

Еще никто

Не управлял планетой,

Не пелась песнь моя.

Лишь только он,

С рукой своей воздетой,

Сказал, что мир -

Единая семья…

Не обольщен я

Гимнами герою,

Не трепещу

Кровопроводом жил.

Я счастлив тем,

Что сумрачной порою

Одними чувствами

Я с ним дышал и жил…

Продолжая метафору, сравнивая полет своей революционной страны с полетом могучего корабля по волнам, поэт предвидит времена, когда матросы великого рулевого («Вся партия – его матросы») поведут корабль среди рева волн к желанному материку и зажгут на нем для всех других «путеводительные светы»:

Тогда поэт

Другой судьбы,

И уж не я,

А он меж вами

Споет вам песню

В честь борьбы

Новыми словами.

Он скажет:

«Только тот пловец,

Кто, закалив

В бореньях душу,

Открыл для мира наконец

Никем не виданную

Сергей Есенин, поэт октябрьской поры. Его поэзия, поведавшая с непревзойденной силой искренности о мыслях, чувствах, сомнениях и обретении истинного пути на крутом историческом переломе истории русским трудовым народом, открывает новые просторы духовного развития.

«Есенин сам по себе – явление уникальное. Это был художник русского вызывающего дарования, ярчайшая страстная натура истинной силы своего противоречивого времени, не потухшая, незакатная звезда».

Юрий Бондарев,

советский писатель.

А. Ф. Небога,

советский учитель,

Красногвардейский район

Верьте, победа за нами!
Новый берег недалек.
Волны белыми когтями
Золотой скребут песок.

Скоро, скоро вал последний
Миллионом брызнет лун.
Сердце — свечка за обедней
Пасхе массы и коммун.

Ратью смуглой, ратью дружной
Мы идем сплотить весь мир.
Мы идем, и пылью вьюжной
Тает облако горилл...

Для Есенина не стоял вопрос — принимать или не при-нимать революцию. Октябрьскую социалистическую революцию Есенин при-нял, по его собственному признанию, с «крестьянским укло-ном». В дни революции — Есенин на улицах Петрограда. Поэт Петр Орешин, вспоминая о встречах с Есениным в годы революции, отмечал: «Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом, и принял его, конечно, только потому, что внутренне был уже подготовлен к нему, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрем...» Все больше Есенина захватывает «вихревое» начало, вселенский, космический размах событий. В своем «Небесном барабанщике» Есенин восторженно провозглашает:

Да здравствует революция

На земле и на небесах!

Есенин чувствовал: о России, преображенной Октяб-рем, нельзя петь по-старому.

«Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь с ее несуществующим Ките-жем… Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застыв-шего рисунка старообрядчества», — писал Есенин поэту Александру Ширяевцу.

С революционным обновлением России связывал Есенин свою дальнейшую поэтическую судьбу. Однако в отношении революции в скором времени пришло разочарование. Есенин стал смотреть не в будущее, а в настоящее. Революция не оправдала чаяния поэта на недалекий «мужицкий рай», но в ней Есенин неожиданно разглядел иные стороны, которые не мог воспринимать положительно. Интервенция, контрреволюция, блокада, террор, голод, холод обрушились на плечи народа.

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли".

«Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал… Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, … ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений».

Рухнули утопические мечты поэта о социализме как «мужицком рае» на земле, еще недавно столь вдохновенно воспетые им в «Инонии». «Был в деревне. Все рушится… Надо самому быть оттуда, чтобы понять… Конец всему» — таковы были впечатления Есенина тех лет. Это свое мироощущение с особой лирической взволнованностью и драматизмом Есенин выразил в поэме «Сорокоуст».

Видели ли вы

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Все чаще у поэта появляются теперь строки, полные душевного смятения, тревоги и грусти. Наступление города на деревню стало восприниматься как гибель всего настоящего, живого. Поэту казалось, что жизнь, при которой родные поля оглашаются механическим ревом «железного коня», противоречит законам природы, нарушают гармонию.

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть.

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час!

По-иному взглянуть на мир и события в стране Есени-ну помогла его поездка в Европу и Америку. «Только за границей, — говорил Есенин,— я понял все значение русской революции, спасшей мир от безнадежного ме-щанства». Есенин радуется добрым переменам, которые происхо-дили в жизни русского крестьянства. «Знаешь,— расска-зывал он одному из друзей,— я сейчас из деревни… А все Ленин! Знал, какое слово надо сказать деревне, чтобы она сдвинулась. Что за сила в нем.»

Объективно С.А. Есенин Октябрьскую революцию принял. Принял такой, как она есть, со всеми ее плюсами и минусами, ломкой старых ценностных устоев, и выстраиванию модели новой - советской системы ценностных воззрений на очень длительные десятилетия. Но п оэт так и не нашел душевного спокойствия, не смог до конца осмыслить социальные процессы, затронувшие Россию. Лишь одно чувство никогда не покидало его творчество — чувство искренней любви к Родине. Именно этому учит его поэзия. Как заклинание, как молитва звучит в наших сердцах есенинский призыв: «О Русь, взмахни крылами!»

1. Роль революции в творчестве Есенина.
2. Смысл поэмы «Анна Снегина»
3. Герои - антиподы: Прокл и Лабутя.
4. Анна Снегина как символ лишней, ускользающей красоты.
5. Двойственное отношение поэта к революции.

Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - большевик.
А. А. Блок

Прокатившаяся по всей России лавина революции отставила много воспоминаний после себя. Эти воспоминания и эмоции - радостные, связанные с надеждой на новое, светлое будущее, и печальные, связанные с разочарованием в нем - остались у каждого участника и свидетеля. Многие поэты и писатели - современники революции передавали свои ощущения от нее через произведения, навсегда запечатлевая образ революции. Есть такие произведения и в творчестве С. А. Есенина.

Поэма «Анна Снегина» играет в творчестве поэта особенную роль. В ней отразились как личные переживания Есенина, так и его мысли - предчувствия по поводу дальнейшей судьбы постреволюционной России. Сам автор считал поэму программным, лучшим своим произведением. Во многом поэма стала биографичной. Лирический герой произведения, получивший такое же, как и у автора имя Сергей, и от лица которого ведется повествование, приезжает в родное село Радово в промежуток между двумя революциями 1917 года - Февральской и Октябрьской. Вскользь он замечает: «Тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне», тем самым давая читателю понять, что Керенский - калиф на час. Возница, с которым Сергей возвращается домой, рассказывает герою о том, что происходило в селе. Первая картина, обрисованная им, кажется идеальной:

Мы в важные очень не лезем,
Но все же нам счастье дано.
Дворы у нас крыты железом,
У каждого сад и гумно.
У каждого крашены ставни,
По праздникам мясо и квас.
Недаром когда-то исправник
Любил погостить у нас.

Жители села Радово, как читатель может узнать из того же рассказа, умели ладить и с прежней властью:

Оброки платили мы к сроку,
Но - грозный судья - старшина
Всегда прибавлял к оброку
По мере муки и пшена.
И чтоб избежать напасти,
Излишек нам был без тягот.
Раз - власти, на то они власти,
А мы лишь простой народ.

Однако идиллическая картина жизни радовских крестьян была разрушена еще до революции из-за жителей соседней деревеньки Крикуши, где «житье... было плохое - почти вся деревня вскачь пахала одной сохою на паре заезженных кляч». Главный среди крикушан Прон Оглоблин, в одной из сходок с крестьянами Радова, убивает их председателя. Об этом возница из Радова говорит следующее:

С тех пор и у нас неуряды.
Скатилась со счастья вожжа.
Почти что три года кряду
У нас то падеж, то пожар.

Необходимо отметить, что начало плохой жизни крестьян приходится на первые годы мировой войны. А затем пришла великая Февральская революция. В этот момент приехавший домой Сергей узнает, что Прон Оглоблин, вернувшись с каторги, вновь стал идейным лидером крестьян из Крикушина.

Самому лирическому герою, размышляющему на тему «Как прекрасна земля и на ней человек», близок крестьянский народ, близки его чаяния и проблемы, хотя в сердце Сергея все еще жива любовь к местной помещице Анне Снегиной. Вместе с Проном Сергей приезжает в ее поместье в не лучшее для героини время - она получает известие о гибели мужа. Целью визита является попытка забрать землю помещиков в пользу крестьян. При этом если Прон требует ее довольно грубо: «Отдай!.. Не ноги ж тебе целовать!» - то у Сергея хватает смелости остановить крикушанина: «Сегодня они не в духе... Поедем-ка, Прон, в кабак...».

Прон - человек бесшабашный. Друг Сергея, отзываясь о нем, явно не испытывает к нему особой симпатии: «Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян». Но характер этого персонажа все равно привлекает Сергея, ведь Оглоблин - бескорыстный, ратующий за интерес народа крестьянин. После случившегося в первую революцию переворота Прон обещает: «Я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе». Но во время гражданской войны он гибнет на его место приходит его же родной брат Лабутя:

...Мужик - что твой пятый туз:
При всякой опасной минуте
Хвальбишка и дьявольский трус.
Таких вы, конечно, видали.
Их рок болтовней наградил.

Есенин авторским отступлением так характеризовал этого героя: «Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук». Действительно, он носил две царские медали и постоянно хвалился несовершенными подвигами на войне. С приходом революции он

...Конечно, в Совете.

Медали запрятал в сундук,
Но с тою же важной осанкой,
Как некий седой ветеран,
Хрипел под сивушной банкой
Про Нерчинск и Турухан:
«Да, братец! Мы горе видали,
Но нас не запугивал страх...»
Медали, медали, медали
Звенели в его словах.

Он первым начинает опись в имении Онегиных: В захвате всегда есть скорость: - Даешь! Разберем потом! Весь хутор забрали в волость С хозяйками и со скотом.

Самым же важным для понимания этого героя является тот факт, что во время расстрела бата большевиками Лабутя прячется, вместо того, чтобы защитить его. Поэт ощущает, что во время революций уцелели именно такие Лабути, а не Проны, остались в живых именно трусы, а не пусть грубые, но смелые люди. Поэта волновало и то, что именно такие персонажи чаще всего оказывались не только у народной власти, но и играли первые роли в руководстве партий и государства. Не случайно Лабутя говорит о мнимой ссылке в Туруханский край. Это то самое место, где отбывал ссылку Сталин. Понимал автор поэмы и то, что при власти, во главе которой стоит Лабутя, мечты крестьян о счастье по образу села Радова никогда не станут явью. И героиня поэмы, чей образ олицетворяет красоту, уезжает из России. В финале произведения из лондоновского письма, полученного героем от Анны, читатель узнает:

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, то ль в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг.

Теперь нам достигли силы.

Дорога моя ясна...

Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.

В новой России, превратившейся в нищие Крикуши, для красоты нет места.

Стоит заметить, что села с такими названиями действительно существовали в родном Есенину Константиновском уезде. Только они не соседствовали друг с другом. А располагались далеко друг от друга. Скорее всего автора заинтересовали говорящие названия: Радово, ассоциирующееся с словом «радость», и Крикуши, напоминающие «кликуши», «кричать».

В августе 1920 года поэт пишет: «...Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Скорее всего Есенин предвидел тот факт, что Советская власть не сможет удовлетворить крестьянские нужды, а, напротив, выжмет из них все и без того жидкие соки. Потому, подобно своей героине, смотрел Есенин на красный флаг не только с надеждой, но и со страхом.

Сочинение

С. Есенин - великий, самобытный, истинно русский поэт. Тема Родины всегда была основной в его творчестве, проникнутом глубокой любовью к деревенской, «избяной» Руси, к простой красоте русской природы. Нехитрый крес­тьянский быт, такие же бесхитростные, открытые люди, заливные луга и голубые озера окружали поэта с детства и взлелеяли его необыкновенный поэтический талант.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы, затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Октябрьскую революцию С. Есенин принял с радостью, связывал с ней большие надежды на обновление деревни, жителям которой приходилось зарабатывать на жизнь тя­желым трудом, они часто бедствовали. Поэт верил, что Ок­тябрь положит конец нищете крестьян и ознаменует нача­ло мужицкого рая. Поэтому стихи Есенина, посвященные революции, полны нескрываемой радости и восторга.
Листьями звезды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и на небесах!

В автобиографии «О себе» Есенин писал: «В годы рево­люции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Это означало, веро­ятно, мечты поэта на построение «нового мира» именно в деревне, тесно связанной с патриархальными традициями, поскольку город всегда был чужд Есенину как источник всего искусственного, железного, дыма и грохота.

Но надеждам поэта не суждено было сбыться. Рево­люция потребовала многих кровавых жертв, а деревне принесла новые беды и разруху. С тоской и смятением Есенин оглядывается вокруг, переживая глубокий духов­ный кризис, вызванный непониманием революционной действительности. Следствием этого в его поэзии появ­ляются мотивы усталости, одиночества, трагической бе­зысходности.
Не жалейте же ушедших,
Уходящих каждый час -
Там на ландышах расцветших
Лучше, чем в полях у нас.

Крушение надежд на лучшую жизнь заставляет Есени­на искать забвение в разгуле и пьянстве, ему не пишется. И все же поэт стремится преодолеть эти упаднические на­строения, принять новую жизнь.
Пора приняться
Мне за дело,
Чтоб озорливая душа
Уже по-зрелому запела.
И пусть иная жизнь села
Меня наполнит
Новой силой.

Побывав в деревне, Есенин слушает рассуждения крес­тьян о революции, пытаясь найти ответы на мучающие его вопросы. Он видит, что старой, патриархальной, милой его сердцу деревне грозит гибель, поскольку железный грохо­чущий город наступает на «мир таинственный», что «за шею деревню» уже сдавили «каменные руки шоссе».

Скоро заморозь известью выбелит
Тот поселок и эти луга.
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.
Вот он, вот он с железным брюхом
Тянет к глоткам равнин пятерню...

В 1922 году, вернувшись из заграничной поездки, Есе­нин сумел взглянуть на послереволюционную реальность по-новому. В отрыве от Родины поэт сумел оценить могу­щество технического прогресса, невозможного без городов и машин. Есенин понимает необходимость не только воз­рождения, но и обновления деревни путем проведения ее через «каменное и стальное».
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.

Есенин создает своеобразную трилогию: «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь бесприютная», в кото­рых размышляет о Родине, о жизни в селе. Поэт уже не оплакивает уходящую Русь, поскольку видит, что жизнь здесь идет не так, как раньше, но и не так, как он себе представлял. Новые песни, новые слова заставляют Есени­на почувствовать себя почти чужим, иностранцем в род­ном краю, среди народа, который раньше поэт знал, как самого себя.
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.

Но жизнь в деревне идет своим чередом, и Есенин по­нимает, что Родина помолодела, обновилась. Поэт благо­словляет эту новую жизнь: «Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев...» Возрожда­ется и вера в победу революции, но Есенин не уверен, что в этом молодом и активном мире для него будет место. И все же: «Приемлю все. Как есть все принимаю... Отдам всю душу октябрю и маю...»

Поэт, бесконечно любящий родину, сумел преодолеть сомнения и не растерять своего огромного чувства привя­занности даже в жестоких жизненных коллизиях, потому что верил, что справедливость, доброта и, главное, красота должны в конце концов восторжествовать.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

«Революция с крестьянским уклоном»

«Пришествие»

Октябрь 1917 г.

«Преображение»

Ноябрь 1917 г.

«Инония» конец 1917 г.

«Иорданская голубица»

март 1918 г.

В «Преображении»

- знаменитые строки:

«Небо - как колокол,

Месяц- язык,

Мать моя родина

Я – большевик.»


На открытии памятника Кольцову в Москве 1918 г.

Зинаида Райх с детьми Сергея Александровича Татьяной и Константином.

Самая известная фотография. 1919г.


Начальник поезда Троцкого Григорий Колобов и С. Есенин

С Г.Колобовым, справа А. Мариенгоф

С.Есенин, А.Мариенгоф, Хлебников. Харьков 1920 г.

Поездка на Юг сильно повлияла на творчество Есенина.


Гибель деревенского мира в годы военного коммунизма, продразверстки и гражданской воны.

1919 г.

Поездка на юг

Впечатления от увиденного в пути.

«Кобыльи корабли» - впечатления от трупов лошадей, на которых сидели черные вороны отразилось в этой замечательной поэме. Эти трупы и превратились в корабли, на которых новая Россия плывет в будущее. Отсюда и октябрьский ветер в поэме. Злой октябрь – совершенно новая характеристика революции у Есенина.


«Хулиган» - Хулиганство Есенина не приставания к гражданам на улице, а эпатажное поведение, нарушающее общепринятые нормы.

«Сорокоуст» - название поэмы связано с сорокадневным поминанием усопшего, с молитвой на сороковой день. Усопшим здесь оказывается русская деревня.

Непосредственное впечатление от увиденного в пути на юг отразилось в поэме.

С поэмой “Сорокоуст”, связан знаменательный эпизод в одном из дальних странствий Есенина.


«Вот Вам наглядный случай из этого. Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же? Видим, за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни…”

(Из воспоминаний современника)


«Кобыльи корабли», «Исповедь хулигана», «Хулиган»

В этих произведениях рождается совершенно новая поэтика. Она получил названия имажинизм. Имажини́зм (от лат. imagо - образ) - литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.



Имажинизм

Основные признаки имажинизма: - главенство «образа как такового»; - образ - максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности; - поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;


Осенью 1920 года Маяковский в разговоре с литератором Рюриком Ивневым тогда бросил: «Все имажинистские декларации - сплошное пустословие. Не понимаю, что вас потянуло к ним. Дружба с Есениным? Но ведь дружить можно и без платформ. Да, в сущности, ни вы, ни Есенин не имажинисты, Шершеневич - эклектик. Так что весь ваш имажинизм помещается в цилиндре Мариенгофа».

С Анатолием Мариенгофом

Среди друзей – имажинистов

А. Мариенгоф


«Мир таинственный, мир мой древний…»

В поэзии Есенина возникает устойчивый образ травимого людьми волка. Таковы бунтарь, Пугачев, Махно, мужики тамбовского восстания. В своем яростном сопротивлении он готов к последнему прыжку, к кровавой битве, к сопротивлению. Для Есенина это и русская деревня, и мир, теснимый городом.

Нестор Махно – знаменитый организатор народной республики в Гуляй-Поле.

Александр Антонов – руководитель Тамбовского восстания крестьян против Советской власти. Его судьба интересовала Есенина.


«Не жалею. Не зову, не плачу…»

Одно из самых известных стихотворений вновь возвращает нас к к гармонии, но это уже не первоначальная гармония дореволюционной поры, а трагическая, прошедшая через испытания предшествующего периода.

Осень и весна теперь выступают в творчестве Есенина как антагонистические силы. «Белых яблонь дым» - далекое прошлое, куда уже нет возврата. Там осталась весна и юность. «Увяданья золото». «Листьев медь» - это и наступающая осень, но и надежда на медь памятника. Поэтому и льется медь с дерева как металл, из которого готовят монументы.

По-пушкински звучит последняя строфа: «будь же ты вовек благословенно»..

Благословение всего живого за его хрупкость, недолговечность и смертность – вот гуманистическая мысль стихотворения. В возможности пусть ненадолго процвесть - для Есенина скрыта главная ценность жизни.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top