Паллиативный медицинский уход. Что значит паллиативный уход

Паллиативный медицинский уход. Что значит паллиативный уход

29359 25.10.2006

Делать добро очень трудно. Это похоже на хождение по канату. Нужно быть осторожным, бдительным, соблюдать равновесие, внимание, терпение. Если переусердствовать при совершении добрых дел, то можно обратить любое самое благое начинание во вред. «Благими намерениями выстлана дорога в ад»

Цель помощи: любовь ко всякой душе скорбящей и озлобленной

«Нужно в свое сердце взять больного человека и стоять с ним перед Богом».
«…когда человек стреляет из лука, он никогда не попадет в мишень, если стрела одновременно не пробьет его сердце. Если то, что ты говоришь тебя не пробивает,
то, конечно, оно ни до кого не дойдет».

Митрополит Антоний Сурожский

Введение
Современная медицина более 15 лет назад вернулась к понятию паллиативная помощь.
Паллиативная помощь является частью общественного здравоохранения, поэтому оказанием этой помощи занимаются не только государственные лечебно-профилактические учреждения и социальные структуры, но также общественные и религиозные организации.

Согласно определению ВОЗ: «Паллиативная помощь – это деятельность, направленная на улучшение качества жизни больных со смертельным заболеванием и их близких путем предупреждения и облегчения страданий с помощью раннего выявления, тщательной оценки и устранения боли и других физических, психологических, социальных и духовных страданий».

Относительно облегчения страданий и ухода за больными с неизлечимыми заболеваниями Церковь имеет традиционный многовековой опыт не только пастырей, но и сердобольных вдов, хожалок за больными, сестер милосердия. Дореволюционные училища сестер милосердия давали выпускницам не только духовные основы, но и высокий профессионализм. Современные общины сестер милосердия унаследовали и возродили этот опыт. Сестры милосердия сегодня там, где радикальная медицина исчерпывает свои возможности, где необходим профессиональный, терпеливый, длительный, пожизненный уход. Такой опыт сестер милосердия, накопленный в области ухода за онкологическими больными, сегодня востребован при оказании помощи ВИЧ-инфицированным, имеющим тяжелые клинические проявления и нуждающимся в постоянном сестринском уходе. Экстраполяция навыков сестер по ведению онкологических больных на проблемы ВИЧ-положительных обоснованы тем, что 80% ВИЧ+ имеют общие проблемы и только 20% специфические медицинские, связанные с оппортунистическими заболеваниями.

Из практики оказания сестринской помощи больным с неподдающимися лечению заболеваниями, и среди них людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, следует, что паллиативная помощь — это непрерывное медицинское, психологическое, социальное и духовное поддерживающее пожизненное сопровождение.

Сопровождение больного и его семьи начинается с момента постановки диагноза и часто не заканчивается с окончанием его земной жизни, а переключается на его ближайшего родственника, перенесшего тяжелую утрату и нередко нуждающегося не только в психологической и духовной поддержке, но и в медицинской помощи.
Данные статистики

В РФ по данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом в 2006 официально зарегистрировано:

351 506 больных ВИЧ-инфекцией
1 187 умерших с диагнозом СПИД
9 418 умерших ВИЧ-инфицированных
443 живущих с диагнозом СПИД

Реальное количество ВИЧ-инфицированных составляет от 1 до 1,5 млн. человек.

С ростом числа людей, живущих с ВИЧ/СПИДом при отсутствии лечебных учреждений по уходу и хосписов для них, недостаточностью антиретровирусных препаратов прогнозируется увеличение числа больных в терминальной стадии, требующих поддерживающего паллиативного лечения и сестринского ухода на дому.

ВИЧ-инфекция протекает как сложный многоступенчатый процесс, зависящий от многих факторов, которые к тому же различны на разных ее стадиях. У половины ВИЧ-инфицированных больных при типичном течении ВИЧ-инфекции СПИД развивается через несколько лет от начала острой лихорадочной фазы, но уход становиться необходимым уже тогда, когда больной в следствии развития оппортунистических заболеваний частично утрачивает возможность самообслуживания и длительное время проводит в постели. При отсутствии хосписов, больниц и отделений по уходу за такими больными, они потребуют ухода на дому.

Наша задача создать условия для повышения качества жизни наших пациентов, подразумевая достижение христианского качества жизни согласно основам и ценностям веры во Христа.

Модель сестринского ухода православной патронажной службы
Реформа сестринского дела, происходящая в России начиная с 90-х годов, привела к качественному изменению профессионального и социального статуса сестринской профессии, возросла ответственность сестер и изменилось отношение самих сестер к своей профессии. Общепризнано, что при оказании помощи по уходу за больными сестринский персонал играет ключевую роль, что особенно видно при оказании помощи умирающим в паллиативной медицине и хосписном движении.

Медицинские сестры с высшим образованием возглавили отделения и службы сестринского ухода. Появились новые понятия сестринского дела:

Концепция сестринского дела,
модель сестринского ухода,
сестринский процесс,
сестринский диагноз.

Концепция сестринского дела – это основная идея сестринского дела.

Модель сестринского ухода — это реализация концепции сестринского дела, то есть образец по которому мы действуем.

Ядро каждой модели – различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринского процесса и роль сестры в его осуществлении.

Сестринский процесс — это метод организации и оказания сестринской помощи.

Сестринский диагноз – формулирование проблем пациента.

В практике Российского государственного здравоохранения при осуществлении сестринского процесса используется модель, предложенная Вирджинией Хендерсон (1966). Она реализуется в соответствии с рекомендациями Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранении. Суть модели В. Хендерсон состоит в том, чтобы помочь человеку в удовлетворении его фундаментальных биологических, психологических и социальных потребностей при его непосредственном участии в планировании и осуществлении ухода.

В мировой сестринской практике существует множество моделей сестринского ухода. Эти модели базируются на оценке основных жизненных потребностей человека, которых в разных моделях насчитывается от 10 и более. Во всех предложенных сестрам моделях жизненными потребностями человека считаются физиологические, психологические и социальные потребности:

1. Дышать
2. Есть
3. Пить.
4. Выделять
5. Спать, отдыхать
6. Быть чистым
7. Одеваться, раздеваться
8. Поддерживать температуру
9. Общаться
10. Быть здоровым
11. Избегать опасности
12. Иметь жизненные ценности
13. Потребность в самореализации

Духовные потребности намечены лишь в отдельных моделях и выражаются такими определениями как:

Иметь жизненные ценности
отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой (В.Хендерсон).

Нам, православным сестрам милосердия, для осуществления ухода за больным недостаточно перечисленных жизненных потребностей человека, так как по вере и опыту мы знаем, насколько важны духовные потребности, особенно для больных с пожизненными и пока еще неизлечимыми заболеваниями.

Еще мы знаем, что между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие.

«Все то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях теснейшим образом связаны с жизнью духа. В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела » — учит нас врач-хирург Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Поэтому при планировании работы и ведении своего сестринского процесса мы учитываем всю совокупность жизненных потребностей нашего больного, а, главное стараемся принять его в свое сердце и стоять с ним перед Богом, по опыту зная, что прежде чем больного лечить надо его любить. В этом мы и видим основную идею сестринского дела.

Принимая методику ведения сестринского процесса Вирджинии Хендерсон как основу своей модели ухода, мы ставим на первое место потребность нашего пациента в том, чтобы его любили, а свою сестринскую цель ухода за ним видим не только в заботе о его физиологических и социальных потребностях, но и в попечении о его душе. Цель нашего сестринского дела – «любовь ко всякой душе скорбящей и озлобленной». А задача сестры – стяжать эту любовь, приобрести милостивое сердце, приобрести чувство сострадания.

Метод работы сестринской бригады

Патронаж осуществляется группой — старшая сестра и команда, бригада.

Наиболее эффективный метод работы – работа группой, в которую входят разные по профессиональному уровню члены команды: врач, медицинские сестры, младшие медицинские сестры, сестры по социальной работе, добровольцы, требная сестра, ухаживающие родственники, соседи. Сам пациент рассматривается как основной член команды, вокруг и с участием которого строится вся работа. Духовным центром команды является священник, окормляющий больного или его духовник.

Схема 1.

Оптимальный размер группы — 5–11 человек, но возможна группа даже из 3-х человек, которые взаимодействуют для достижения общей цели. Работа в команде (бригаде) дает сестрам чувство принадлежности единому делу, взаимопомощь, защищенность, общение, а также создает возможность работы по индивидуальному гибкому графику, согласованному с руководителем с учетом занятости сестры в других местах (учеба, семья, другая работа).

Схема 2. Универсальность групп поддержки и на дому

В бригаде обязательно должна быть старшая сестра, которая организует работу бригады, составляет график работы, помогает группе в достижении ее целей, поддерживает ее существование и заботится о нуждах и здоровье членов бригады. Ни руководитель службы, ни больной, ни родственник не должны опасаться, что бригада многочисленна и ее составляют разные и непохожие сестры. Известно, что наиболее оптимальное решение могут принять группы, состоящие из людей непохожих.

В самом начале работы усилия команды направлены на формирование у больного приверженности к принятию помощи и терапии, желание лечиться.

Периодически бригада в полном составе с участием врача и старшей сестры собирается для того, чтобы выявить проблемы работы на своем посту, выслушать предложения и наметить решения. Такие встречи дают возможность проговорить вслух свои размышления, разрешить сомнения и недоразумения и просто быть услышанным. Часто бывает, что проблему сначала надо проговорить на эмоциональном уровне (то есть дать сестре выговориться и ее выслушать), а затем приходит решение на рациональном уровне. В результате встреч принимается новый план ведения больного, разрешаются конфликтные ситуации между сестрами, определяются конкретные темы для занятий с сестрами. Обычно беседа заканчивается традиционным чаепитием. Для поддержки сестер в трудном и напряженном деле служения больным надо заботиться о правильном распределении их энергетических возможностей, не забывая, что кроме работы есть еще живая природа, музыка, поэзия, семья и друзья.

Больному, требующему продолжительного по времени ухода, иногда в течение 5 -7 и более лет, такая команда сможет не только обеспечить бесперебойный уход (взаимозаменяемость сестер во время отпусков, болезни, отъезда, учебы, богослужений и т.д.), но и даст больному человеку широкий круг общения с людьми разного профессионального уровня, интеллекта, образования, кругозора, душевных и духовных качеств. В таких условиях при длительном уходе складывается некое единение, соборность, малая церковь. Это становиться возможным там, где больной постепенно приходит к Богу, воцерковляется, исповедуется и причащается.

«Общаясь друг с другом, мы можем раскрыть себя. Мы часто сами не знаем ценностей нашей души, и от этого ложиться на душу некоторое помрачение. Ведь для выполнения нами своего назначения, для раскрытия нас самих, надо чтобы открылись наши внутренние очи, только тогда мы увидим в душе те ценности, которые закрыты от нашего внутреннего ока. Надо самим открывать в себе эти ценности и помогать другим открывать себя, мы сами открываемся себе в своей глубине. Этим именно и полезно общение с другими людьми: оно является для нас школой нашего спасения, школой нашего духовного напряжения. В одиночестве человек становиться почти всегда беден. Живя в одиночку, мы как бы отрезаем себя от общей жизни, от жизни целого организма и в этой самости засыхаем, так как не питаемся тогда соками общей жизни. Через общение с людьми происходит извлечение нераскрытых сил человека: через соприкосновение сродных начал силы эти приходят в движение. Общение с людьми обогащает таким образом нашу душу, она расцветает через полноту нашего сближения с другими людьми. Каждый человек ведь индивидуален, но каждый человек может восполнить в себе недостающее через общение с целым организмом человечества » .
(Архиепископ Пражский Сергий <Королев>)

Подобное внутреннее состояние патронажных сестер определяет их работу и целенаправленные действия.

Православная служба сестринского ухода имеет свою концепцию и приоритеты, отличные от любой медицинской государственной и коммерческой организации.

Коммерческая организация рассматривает больного как клиента, просьбу как заказ и выполняет заказ в рамках договора. Критерием оценки работы считает мнение клиента о выполненной работе.
Православная служба считает свою работу служением нуждающемуся в нашей помощи больному. Сестры милосердия проживают вместе с больным, Богом данную ему жизнь, проходят единый христианский путь, принимая за основу наставление преподобного
аввы Дорофея: «Иной служит больному, но служит для того, чтобы иметь награду; это неразумно. И потому если с ним случиться что-либо скорбное, то это легко удаляет его от сего доброго дела, и он не достигает конца его, потому что делает оное неразумно. А разумно служащий служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания: ибо кто имеет такую цель, тот чтобы ни случилось с ним, скорбь ли извне, или сам больной помалодушествует против него, он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному ».

Наши приоритеты – вся совокупность нужд больного, поэтому критерием оценки своей работы мы считаем изменение качества его жизни, стабилизацию или улучшение состояния, включающее и духовное возрастание.

Такая мотивация и высокое качество оказываемой помощи неизбежно ограничивает количество обслуживаемых больных, так как требует внимательного и длительного сосредоточения сил сестры на каждом больном.

На всех звеньях работы требования к сестрам самые высокие, независимо от должности. Младшие сестры, медицинские сестры и старшие сестры несут юридическую ответственность и церковное послушание духовнику сестричества, соблюдая субординацию в иерархической цепи, без которой невозможно никакое общество, никакая система.

Как предоставить помощь, если больной пока еще не готов ее принять, но и обойтись без посторонней помощи не может
Делать добро очень трудно. Это похоже на хождение по канату. Нужно быть осторожным, бдительным, соблюдать равновесие, внимание, терпение. Если переусердствовать при совершении добрых дел, то можно обратить любое самое благое начинание во вред. «Благими намерениями выстлана дорога в ад».

1. Неумеренное рвение или рвение не по разуму
Это попытка сестры безотлагательно совершить то, что непосильно в настоящий момент, на что необходимо время, труд, терпение и определенный уровень профессионализма. Чтобы не впасть в эту ошибку, необходима трезвая оценка своих сил и возможностей, учет ситуации и обстоятельств. Сестра, ставящая перед собой непосильную задачу, впадает в состояние раздражения, испытывает постоянный недостаток времени и сил, и наконец выдыхается, срывается, а иногда не может вернуться к своим обязанностям и уходит с внутренним надломом.

Уберечь от этих ошибок может умеренность, постепенность, терпение. надежда на помощь Божию, а не на свои усилия, благодарность Богу и людям за все то, что получается, умение проанализировать свои ошибки и извлечь пользу из отрицательного опыта. Из практики сестринского процесса уберечь от ошибок помогает последовательное и четкое ведение постовой документации, включающее постановку реальных, локальных и четко обозначенных сестринских задач и анализ полученных результатов.

2. Навязывание какой-либо помощи, если о ней не просят;
3. Обещания, которые не будут выполнены;
4. Желание угодить больному или его близким;

К нам обращаются за помощью люди, у которых в связи с заболеванием целый комплекс проблем социальных, медицинских, бытовых, психологических и духовных. Сам больной под гнетом всех этих проблем не может выявить главное, не может сформулировать в чем же он нуждается в первую очередь и либо теряется, либо становиться диктатором, заставляя сестру делать то, что ему представляется правильным и нужным. Во многом это связано с еще не достигнутой степенью доверия больного сестре, что требует времени и терпения сестры.

«Что касается того, как себя вести, то универсального правила на этот счет не существует. Можно лишь сказать, что не следует себя навязывать. И когда мы предпринимаем что-либо, нужно делать это с великим смирением. Состояние гордости может привести к результатам обратным тому, к чему приводит любовь. Общего правила нет: порой нужно вмешаться, порой – воздержаться; это зависит от конкретного случая, и это нельзя определить отвлеченно, это нужно почувствовать.

Любовь – это в первую очередь внимание к ближнему
«В отношениях с людьми нам прежде всего нужно проявлять доброту, чтобы они чувствовали, что мы желаем им добра, стремимся им помочь и прежде всего, что мы их не осуждаем. Мы должны стараться им помочь, но не влезать в душу, навязывая себя. Советы можно давать, если нас об этом просят. Не нужно людей поучать, так как очень часто это раздражает и может привести к эффекту, обратному тому, на который мы надеялись. Нужно чаще за них молиться. Так они почувствуют, что мы сопереживаем и любим их. Мы молимся за них, но и сами при этом получаем духовную пользу, становясь добрее»
.
(старец Сергий)

Профессиональные стрессы. Синдром выгорания
В последние годы все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания медицинских сестер и волонтеров, длительно работающих в отделениях сестринского ухода, богадельнях, хосписах.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций. Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональному выгоранию больше подвержены те, кто по роду службы вынужден много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Это руководители сестринских служб, медицинские и социальные работники, консультанты, добровольные помощники, сотрудники выездных служб, работающие в новой непредсказуемой обстановке, в которой должны проявить высокую эффективность. Положение усугубляется тем, что все мы являемся жителями крупных мегаполисов, живущих в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

К симптомам профессионального выгорания относятся:
чувство постоянной, не проходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды общая астенизация (слабость, снижение активности);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;
дистанцированность от сотрудников и пациентов.

Профилактика синдрома выгорания
Руководителям служб сестринского ухода нужно быть внимательными к своим сотрудникам и постоянно принимать действия по профилактике и защите от синдрома выгорания.

К внешним мерам защиты можно отнести планирование работы и административный контроль: графика работы, нагрузок, объемов работы, интенсивности физических и психических нагрузок сестры. Осуществляется такой контроль общими усилиями руководителя, координатора и диспетчера патронажной службы, старшей сестрой команды и самими сестрами.

Очень важно сбалансированное распределение возможности сочетания нагрузок сестры.

Как пример приводиться график работы сестры в течении недели:

Понедельник : 12 часовой рабочий день у тяжелого больного в терминальной стадии. От сестры требуется концентрация всех способностей психологических, физических, духовных.

Вторник, среда : 2 дня по 5 часов – перевязки ран, обработка пролежней, лечение трофических язв. Требуется профессиональная реализация.

Четверг : 8 часов – уход за адекватным больным, передвигающимся в пределах квартиры. Консультирование, организация досуга, общение, налаживание ритма и режима дня. Повышение качества жизни.

Пятница : 6 часов – выездная консультация. Требует профессиональной реализации, коммуникации, общения с окружающими больного: родственниками, соседями, друзьями, врачами.

Очень важны встречи и собрания всех, кто ухаживает за больным в единой команде, профессиональная и психологическая поддержка друг друга, совместные обсуждения и практика работы в парах. Ресурсом сил является общение и взаимопомощь в бригаде, службе: проговаривание ситуаций, трудностей, ошибок на собрании бригады, обсуждение в группах; важным является фокусировка темы для обсуждения.
Руководители служб должны обеспечить эмоциональную поддержку своим
сотрудникам, быть им опорой не только в рабочих ситуациях, но и обеспечить помощь в повседневных бытовых делах, помочь в улаживании финансовых и юридических вопросов, позаботиться о их здоровье, диспансеризации.

К внутренним мерам защиты прежде всего относится наставничество, духовное пастырское окормление сестер священником общины сестер милосердия, братства или сестричества, осуществлящего медицинскую деятельность.

Самым важным для сестер является совместная молитва о тех, за кем они ухаживают, участие в богослужениях и единение в Церковных таинствах, разрешение внутренних конфликтов через таинства покаяния и исповеди. Благодатным для сестер является время бесед с ними духовника о поиске своего пути в деле служения больным, о мере своих сил в деле этого служения.

То, что в светской мирской организации сейчас принято называть супервизией , издавна существует в практике православного духовничества.

Только руководство, поддержку и оценку своих поступков, намерений и сомнений сестра добровольно и по свободному выбору вручает своему духовнику. Ему же сестра может не боясь признаться в том, что ей трудно и попросить помощи, в том числе и молитвенной помощи.

Проживая свою жизнь в Богом созданном земном мире не будем забывать о прогулках, природе, встрече с родными и друзьями, поэзии, музыке, чтении, спорте.

Внешнее общение с миром во вне работы, совместные поездки сестер в путешествия и паломничества дают возможность не только отдохнуть, но и открыть новые грани личностных особенностей тех, с кем ты работаешь в одной команде. Общение в неформальной обстановке с единомышленниками, с теми с кем интересно, необходимо для снятия профессиональных стрессов и профилактики синдрома выгорания.

О форме сестры милосердия
Требование нашей патронажной службы к сестрам — всегда и при всех обстоятельствах работать в форме, наполнено глубоким внутренним содержанием и не является формальным.

В исторической ретроспективе форма сестер милосердия менялась в разное время в разных общинах, но ношение формы было обязательным по уставу.

«На всех сестрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких прическах; белые фартуки с карманами и — главное и самое заметное — наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах. В этой глубоко обдуманной униформе была и торжественность и отрешенность от светской жизни, которую вело до того большинство сестер и даже, пожалуй, обреченность », так описал форму сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, учрежденной в 1854 году великой княгиней Еленой Павловной, один современник.

«Одежда сестер должна состоять из: платья коричневого цвета, белого передника с нашитым на груди красным крестом и белой головной косынки… » - из устава Вятской общины сестер милосердия, 1899.

Белый фартук с нагрудной эмблемой с изображением православного креста и плат с красным крестом на нем — форма сестер Свято-Димитриевской общины сестер милосердия.



Слева направо: форма Свято-Серафимовского сестричества (Ростов-на-Дону), (Москва) и Марфо-Мариинского (Москва)

«Форма дух бережет » — эти слова принадлежат одному из самых известных и чтимых священников нашего времени, священномученику новой Кавказской войны конца ХХ века, замученному чеченскими бандитами в сентябре 1999 года, протоиерею Петру Сухоносову. По свидетельствам его духовных чад, несмотря на все их просьбы поберечь себя, отец Петр, настоятель Покровского храма в станице Слепцовской, одной из «горячих точек» Кавказа, выходя из храма, никогда не снимал священнического облачения со словами: «Форма дух бережет».

Свою последнюю службу отец Петр отслужил в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Вооруженные чеченцы ворвались в храм с автоматами и схватили батюшку прямо в иерейском облачении.

Сестринская форма, также, прежде всего «Дух бережет», помогает сохранить внутреннее устроение, сообразовать внутреннее с внешним. Через форму одежды внутреннее и внешнее взаимодействуют.

Сестринская форма представляет патронажную сестру во внешних инстанциях и организациях, делая сестру неотъемлемой частью общины сестер милосердия.

В любом лечебном учреждении и дома у больного, сестра в форме являет больному не только свои личностные и профессиональные качества, но и принадлежность к сестричеству, дух общины сестер милосердия. Это важно не только для самой сестры, которая носит форму как награду, и ощущает эту награду как пока еще незаслуженную, как нечто взятое в долг, осознавая, что не ты представляешь форму, а форма рекомендует тебя, дает тебе некий аванс. Сестринская форма для внешнего мира определяет идентичность сестры милосердия: форма говорит о ее конфессиональной принадлежности, принадлежности к сестричеству или общине сестер милосердия, а также о ее профессии. В контактах и взаимодействии со светскими организациями, например, руководством больниц, в которых сестры работают, форма помогает сохранять свою «инаковость», отличие от светского медицинского персонала и, следовательно, возможность осуществлять свою профессиональную деятельность в согласии с христианскими нравственными нормами.

Форма сестры важна и для выстраивания ее взаимоотношений с пациентом будь то в лечебном учреждении или при уходе на дому. Благодаря форме сестра являет больному не только свои личностные и профессиональные качества, но и дух общины сестер милосердия. В трудных ситуациях, в которые нередко попадают сестры, особенно при уходе на дому, форма их еще и защищает. Ведь дежурить приходится у больных, родственники которых могут быть и наркозависимыми, и алкоголезависимыми, и психически больными. С их стороны бывают проявления раздражительности, агрессии, попытки перейти границы в общении. В таких ситуациях форма помогает дистанцироваться, определить отношения, зачастую один лишь ее внешний вид снимает вспышки агрессии.

Это не менее важно и для больного, особенно тяжело больного, часто неадекватно воспринимающего окружающее или находящегося в состоянии спутанности сознания. По нашим наблюдениям, если в моменты прояснения сознания первое, что появляется в поле зрения больного, — это белый плат с красным крестом и белый фартук сестры милосердия, он быстрей успокаивается и возвращается к действительности. Особенно часто это встречается на ночных дежурствах, когда сестра сидит у постели больного и он внезапно пробуждается.

Форма «бережет дух» сестры, то есть помогает защитить ее внутренний мир, побуждает окружающих относиться к ней с уважением.

Ношение формы налагает большую ответственность, поскольку люди светские по сестре милосердия судят о Церкви в целом. Многие из них через сестру впервые знакомятся с Православием и порой воцерковляются.
Во многих сестричествах сестра получает право ношения формы не сразу, часто это право дается духовником сестричества по прошествии определенного испытательного срока. Конечно, форму сестры милосердия надо носить благоговейно, аккуратно, бережно, с прилежанием. Сестра в форме являет собой верность общине сестер милосердия, верность вере, верность Богу.

Выводы

1. Обеспечить паллиативный уход на дому возможно только силами специально созданной службы.
2. Такая служба, как один из возможных вариантов, здесь представлена.
3. Служба создана и действует силами сестер и является универсальной по структуре и мотивации.
4. Служба – динамичная и мобильная, что дает возможности открывать новые направления, отвечая на вопросы, поставленные жизнью. От детей в семьях до ВИЧ-инфицированных в терминальной стадии.

Что такое паллиативная помощь.
Термин «паллиативный» происходит от латинского «pallium», что имеет значение «маски» или «плаща». Эта определяет то, чем по существу является паллиативная помощь: сглаживание – сокрытие проявлений неизлечимой болезни и/или обеспечение плаща-покрова для защиты тех, кто остался «в холоде и без защиты».
В то время как ранее паллиативной помощью считалось симптоматическое лечение больных злокачественными новообразованиями, сейчас это понятие распространяется на пациентов с любыми инкурабельными хроническими заболеваниями в терминальной стадии развития, среди которых, конечно, основную массу составляют онкологические больные.
В настоящее время паллиативная помощь - направление медицинской и социальной деятельности, целью которого является улучшение качества жизни инкурабельных больных и их семей посредством предупреждения и облегчения их страданий, благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и купированию боли и других симптомов - физических, психологических и духовных.
В соответствии с определением паллиативная помощь:

  • утверждает жизнь и рассматривает смерть как нормальный закономерный процесс;
  • не имеет намерений продления или сокращения срока жизни;
  • старается насколько возможно долго обеспечить больному активный образ жизни;
  • предлагает помощь семье пациента во время его тяжелой болезни и психологическую поддержку в период переживания тяжелой утраты;
  • использует межпрофессиональный подход с целью удовлетворения всех потребностей пациента и его семьи, в том числе и организацию ритуальных услуг, если это требуется;
  • улучшает качество жизни пациента и может также положительно влиять на течение болезни;
  • при достаточно своевременном проведении мероприятий в совокупности с другими методами лечения может продлить жизнь больного.
  • Цели и задачи паллиативной помощи:
    1. Адекватное обезболивание и купирование других физических симптомов.
    2. Психологическая поддержка больного и ухаживающих родственников.
    3. Выработка отношения к смерти как к нормальному этапу пути человека.
    4. Удовлетворение духовных потребностей больного и его близких.
    5. Решение социальных и юридических вопросов.
    6. Решение вопросов медицинской биоэтики.

    Можно выделить три основных группы больных, требующих специализированной паллиативной помощи в конце жизни:
    больные злокачественными новообразованиями 4 стадии;
    больные СПИДом в терминальной стадии;
    больные неонкологическими хроническими прогрессирующими заболеваниями в терминальной стадии развития (стадия декомпенсации сердечной, легочной, печеночной и почечной недостаточности, рассеянный склероз, тяжелые последствия нарушений мозгового кровообращения и др.).
    По мнению специалистов паллиативной помощи критериями отбора являются:
    ожидаемая продолжительность жизни не более 3-6 мес.;
    очевидность того факта, что последующие попытки лечения нецелесообразны (в том числе твердая уверенность специалистов в правильности поставленного диагноза);
    наличие у больного жалоб и симптомов (дискомфорта), которые требуют специальных знаний и умений для проведения симптоматической терапии и ухода.

    Стационарными учреждениями паллиативной помощи являются хосписы, отделения (палаты) паллиативной помощи, расположенные на базе больниц общего профиля, онкологических диспансеров, а также стационарных учреждений социальной защиты. Помощь на дому осуществляется специалистами выездной службы, организованной как самостоятельная структура или являющейся структурным подразделением стационарного учреждения.
    Организация паллиативной помощи может быть различной. Если принять во внимание тот факт, что большинство больных хотели бы провести остаток своей жизни и умереть дома, то оказание помощи в домашних условиях было бы наиболее целесообразно.
    Для удовлетворения потребностей больного в комплексном уходе и различных видах помощи необходимо привлечение различных специалистов, как медицинских, так и немедицинских специальностей. Поэтому бригада или штат хосписа обычно состоит из врачей, медицинских сестер, имеющих соответствующую подготовку, психолога, социального работника и священника. Другие специалисты привлекаются к оказанию помощи по мере необходимости. Используется также помощь родственников и волонтеров.

    Паллиативная помощь – это совокупность мероприятий, ключевой направленностью которых считается поддержание адекватного уровня существования индивидов, страдающих неизлечимыми, угрожающими их жизнедеятельности и тяжело проходящими болезнями, на максимально доступном при существующем состоянии смертельно больного, комфортном для субъекта уровне. Основное «призвание» паллиативной медицины состоит в сопровождении пациентов до их конца.

    Сегодня по причине приумножения числа онкобольных и глобального постарения людей процент инкурабельных больных ежегодно растет. Индивиды, страдающие онкологическим недугом, испытывают непереносимые алгии, а потому и нуждаются в едином медицинском подходе, социальной поддержке. Поэтому решение проблемы паллиативной помощи не теряет собственной актуальности и необходимости.

    Паллиативная медицинская помощь

    Дабы предотвратить и минимизировать страдания больных посредством снижения тяжести проявления симптоматики заболевания или затормаживания его течения проводится комплекс мероприятий — паллиативная медицинская помощь.

    Понятие поддерживающая (паллиативная) медицина следует представлять, как системный подход, способствующий улучшению качества существования инкурабельных пациентов, а также их родни, при помощи предотвращения и минимизации болезненных ощущений благодаря правильной оценке состояния, раннему выявлению, адекватной терапии. Следовательно, паллиативная медицинская помощь больным заключается во внедрении и проведении всевозможных мероприятий, устремленных на смягчение симптоматики. Аналогичные мероприятия часто проводятся с целью смягчить или устранить побочные проявления терапевтических процедур.

    Паллиативная медицинская помощь направлена на оптимизацию при помощи любых средств качества жизни , снижение либо полное устранение боли и иных физических проявлений, что способствует облегчению или решению пациентами психологических проблем или социальных. Данная разновидность медицинских методов терапии подходит больным на любых стадиях недуга, включая, неизлечимые патологии, неминуемо ведущие к смерти, хронические болезни, старость.

    Что такое паллиативная помощь? Паллиативная медицина опирается на междисциплинарный подход в оказании помощи пациентам. Ее принципы и методы основываются на совместно направленных действиях, медиков, фармацевтов, священников, работников социальной сферы, психологов и иных специалистов смежных профессий. Разработка лечебной стратегии и врачебной помощи дабы облегчить мучения субъектов позволяет команде специалистов решить эмоционально-духовные переживания и социальные проблемы, облегчить физические проявления, которые сопутствуют заболеванию.

    Методики терапии и фармакопейные препараты, употребляемые для снятия либо облегчения проявлений неизлечимых хворей, носят паллиативный эффект, если только снимают симптоматику, но не воздействуют непосредственно на патологию либо фактор, его породивший. К таким паллиативным мероприятиям можно отнести снятие тошноты, вызванной химиотерапией, либо болевого синдрома при помощи морфия.

    Большинство современных медиков сосредотачивают собственные усилия на излечении заболевания, забывая о необходимости и обязательности проведения поддерживающих мероприятий. Они полагают, что методы, устремленные лишь на облегчение симптоматики, являются опасными. Между тем, без психологического комфорта индивида, страдающего тяжелым недугом, невозможно освободить его от мучающей болезни.

    Принципы паллиативной помощи включают:

    — направленность на освобождение от болезненных ощущений, явлений одышки, тошноты, а также иной мучительной симптоматики;

    — поддержание жизни;

    — отношение к кончине как к вполне естественному процессу;

    — отсутствие направленности на ускорение конца либо действий, чтобы отсрочить смерть;

    — поддержание работоспособности и активности пациентов на привычном уровне, по возможности;

    — повышение качество бытия;

    — поддержание семьи неизлечимого пациента, дабы помочь им справиться;

    — объединение психологических аспектов ухода и заботы об инкурабельных пациентов;

    — применение на стадии дебюта заболевания;

    — сочетание с иными разнообразными методами терапии, сосредоточенными на продлении существования (например, химиотерапией).

    Первостепенная задача паллиативной терапии заключается в освобождении пациентов от страданий, устранение боли и иных неприятных проявлений, психологической поддержке.

    Цели и задачи паллиативной помощи

    Ранее паллиативной поддержкой считалась симптоматическая терапия, обращенная на помощь онкобольным. Данное понятие сегодня охватывает пациентов, страдающих любым неизлечимым хроническим недугом на терминальном этапе течения патологии. Сегодня паллиативная помощь больным является направлением социальной сферы и медицинской области деятельности.

    Основополагающая цель паллиативной помощи заключается в оптимизации качества жизнедеятельности инкурабельных пациентов, их родни, семей при помощи предотвращения и снятия болезненной симптоматики за счет раннего обнаружения, внимательного оценивания состояния, купирования приступов боли и иных неприятных проявлений со стороны психофизиологии, а также устранения проблем духовного характера.

    Одним из узловых направлений рассматриваемого ответвления медицины является оказание вспомогательных мероприятий тяжелобольным индивидам в условиях их обитания и поддержка стремления жить.

    Когда лечебные мероприятия, применяемые в стационаре, оказываются практически неэффективными, пациент остается вдвоем с собственным опасением, переживаниями и мыслями. Поэтому нужно, прежде всего, стабилизировать эмоциональный настрой самого инкурабельного больного индивида и родни.

    Ввиду этого можно выделить первоочередные задачи рассматриваемой разновидности врачебной практики:

    — купирование болей;

    — психологическая поддержка;

    — формирование адекватного воззрения и отношения к неминуемой смерти;

    — решение проблем биомедицинской этики;

    — удовлетворение потребностей духовной направленности.

    Паллиативная помощь оказывается амбулаторно. Ответственность за своевременность ее оказания лежит на системе здравоохранения, государстве и социальных институтах.

    При большинстве госпиталей открыты кабинеты, деятельность которых сосредоточена на помощи неизлечимо больным субъектам. В таких кабинетах ведется надзор за состоянием и общим здоровьем субъектов, выписываются лекарственные средства, выдаются направления на консультации специалистов, стационарное лечение, проводятся консультации, осуществляются мероприятия, обращенные на повышение эмоционального настроя пациента.

    Различают три больших группы неизлечимо больных индивидов и субъектов, нуждающихся в индивидуальном паллиативном уходе: люди, страдающие злокачественными новообразованиями, СПИДом и неонкологическими прогрессирующими патологиями хронического течения на последних этапах.

    По мнению части медиков, критериями отбора нуждающихся в поддерживающих мероприятиях являются, пациенты, когда:

    — ожидаемая длительность их существования не превышает порога 6 месяцев;

    — существует несомненность факта, что всякие попытки терапевтического воздействия нецелесообразны (включая и уверенность врачей в достоверности диагноза);

    — наличествуют жалобы и симптоматика дискомфорта, требующие специальных умений для осуществления ухода, а также симптоматической терапии.

    Организация паллиативной помощи нуждается в серьезной доработке. Проведение ее мероприятий наиболее актуально и целесообразно дома у пациента, поскольку большинство инкурабельных больных желают провести оставшиеся дни собственного существования дома. Однако сегодня оказание паллиативной помощи на дому не развито.

    Таким образом, основополагающей задачей паллиативной помощи является не продление либо сокращение бытия человека, а повышение качества существования, дабы оставшиеся время человек смог прожить в максимально спокойном состоянии духа и смог использовать оставшиеся дни наиболее плодотворно для себя.

    Паллиативную помощь следует оказывать инкурабельным больным незамедлительно при обнаружении начальной патологической симптоматики, а не исключительно при декомпенсации функционирования систем организма. Каждый индивид, страдающий активным заболеванием прогрессирующего характера, которое приближает его к смерти, нуждается в оказании поддержки, включающей множество сторон его бытия.

    Паллиативная помощь онкологическим больным

    Переоценить значение паллиативной поддержки инкурабельным пациентам, страдающим онкологией, довольно сложно. Поскольку ежегодно число больных раком набирает роста семимильными темпами. При этом, невзирая на использование суперсовременного диагностического оборудования, приблизительно половина заболевших приходит к специалистам-онкологам на последних этапах развития недуга, когда медицина бессильна. Именно в аналогичных случаях незаменимой является паллиативная помощь. Поэтому сегодня перед медиками поставлена задача наряду с нахождением эффективных орудий борьбы с онкологией, помогать пациентам на терминальных стадиях рака, облегчать их состояние.

    Достижение приемлемого качества существования является архиважным заданием в онкологической практике. Для пациентов, которые успешно завершили лечение, поддерживающая медицина означает, преимущественно, социальную реабилитацию, возвращение к труду. Инкурабельным больным необходимо создавать приемлемые условия бытия, поскольку это является, практически, единственно реально осуществимой задачей, которую призвана решать поддерживающая медицина. Последние моменты существования неизлечимо больного субъекта, находящегося дома, протекают в сложных условиях, ведь самому индивиду и всем его родичам уже известен исход.

    Паллиативная помощь при раке должна включать соблюдение этических норм в отношении «обреченного» и выказывать уважение к желаниям и нуждам больного. Для этого следует грамотно использовать психологическую поддержку, эмоциональные ресурсы и физические резервы. Именно на описываемом этапе человек особо нуждается в подсобляющей терапии и ее подходах.

    Первостепенные задачи и принципы паллиативной помощи заключаются, в первый черед, в предотвращении болевых ощущений, устранении боли, коррекции пищеварительных расстройств, и рациональном питании.

    Большинство онкобольных на терминальном этапе недуга ощущают сильнейшие мучительные алгии, которые препятствуют совершению привычных дел, нормальному общению, делают существование больного просто невыносимым. Именно поэтому обезболивание является важнейшим принципом оказания поддерживающей помощи. Нередко в лечебных заведениях с целью аналгезии применяется облучение, в условиях дома – обычные анальгетики инъекционно либо перорально. Схема их назначения подбирается онкологом либо терапевтом индивидуально, основываясь на состоянии заболевшего и выраженности алгий.

    Схема может быть приблизительно следующей – анальгетик назначается через определенное время, при этом последующая доза средства вводится, когда предшествующая еще действует. Такой прием обезболивающих средств позволяет пациенту не оказываться в состоянии, когда боль становится довольно сильно ощутимой.

    Анальгетики также можно принимать согласно схеме, именуемой «обезболивающая лестница». Предложенная схема заключается в назначении более сильнодействующего анальгетика либо наркотического препарата по нарастанию болезненной симптоматики.

    Пищеварительные расстройства также могут доставлять онкобольным ощутимый дискомфорт. Они обусловлены интоксикацией организма из-за бесчисленного количества принимаемых препаратов, химиотерапии и иных факторов. Тошнота, рвотные позывы бывают довольно мучительными, поэтому назначаются противорвотные фармакопейные препараты.

    Помимо описанной симптоматики, устранение болезненных ощущений, алгий посредством опиоидных анальгетиков, и химиотерапия могут провоцировать запоры. Дабы избежать этого показано употребление слабительных препаратов, также следует оптимизировать распорядок и питание.

    Разумное питание для онкобольных играет довольно весомую роль, поскольку оно целенаправленно одновременно с улучшением самочувствия и настроя пациента, также на коррекцию витаминного дефицита, недостатка микроэлементов, предотвращение прогрессирующей утраты массы, тошноты и рвотных позывов.

    Рациональное питание, прежде всего, подразумевает, сбалансированность по БЖУ, адекватную калорийность потребляемых продуктов, высокую концентрацию витаминов. Пациенты, пребывающие на терминальном этапе недуга, особое внимание могут обращать на привлекательность приготовленных блюд, их внешний облик, а также на окружающую атмосферу при приеме пищи. Обеспечить наиболее комфортные условия для принятия пищи способны только близкие, поэтому им необходимо понимать особенности питания онкобольного.

    Любой пациент, который столкнулся с этим ужасным словом «рак», нуждается в получении психологической поддержки. Она ему необходима в независимости от излечимости недуга или нет, стадии, локализации. Однако инкурабельным онкобольным она необходима особенно остро, поэтому нередко назначают успокоительные фармакопейные препараты, а также консультации психотерапевта. При этом первостепенная роль все же отводится ближайшим родственникам. Именно от родни в основном зависит, насколько спокойным и комфортным будет оставшееся время жизни больного.

    Паллиативная помощь при раке должна осуществляться с момента определения этого устрашающего диагноза и назначения терапевтических мероприятий. Своевременные действия по оказанию помощи индивидам, страдающим неизлечимыми недугами, позволят повысить качество бытия онкобольного.

    Обладая достаточным количеством данных о ходе онкологической патологии, лекарь совместно с заболевшим имеет возможность выбрать целесообразные методы, направленные на предотвращение нежелательных осложнений и борьбу непосредственно с болезнью. Останавливая выбор на определенной лечебной стратегии, врачу обязательно следует одновременно с противоопухолевой терапией подключать к ней элементы симптоматического и паллиативного лечебного воздействия. При этом онколог должен учитывать биологическое состояние индивида, его социальный статус, психоэмоциональный настрой.

    Организация паллиативной помощи онкобольным включает такие составные компоненты: консультативную поддержку, помощь в условиях дома и дневного стационара. Консультативная поддержка предусматривает осмотр специалистами, умеющими оказывать паллиативную поддержку и владеющими ее методиками.

    Поддерживающая медицина в отличие от привычной консервативной противоопухолевой терапии, требующей обязательного нахождения онкобольного в специально предназначенном отделении стационара, предусматривает возможность оказания помощи в собственной обители.

    В свой черед, дневные стационары формируются для предоставления помощи одиноким индивидам либо пациентам, которые ограничены в возможности передвигаться самостоятельно. Нахождение несколько дней за декаду в таком стационаре формирует условия для получения «обреченным» консультативного содействия и квалифицированной поддержки. Когда растворяется круг домашнего изолирования и одиночества, огромный смысл приобретает психоэмоциональная поддержка.

    Паллиативная помощь детям

    Рассматриваемая разновидность медицинской помощи внедрена в детских учреждениях оздоровительной направленности, в которых сформированы специальные кабинеты или целые отделения. Кроме того, паллиативная помощь детям может оказываться дома либо в специализированных хосписах, имеющих в составе множество служб и специалистов с поддерживающей терапии.

    В ряде стран созданы целые хосписы для малышей, отличающиеся от подобных учреждений для взрослых. Такие хосписы являют собой архиважное звено, соединяющее помощь в учреждениях лечебной направленности с поддержкой, оказываемой в привычной домашней обстановке.

    Паллиативная педиатрия считается разновидностью поддерживающей врачебной помощи, которая обеспечивает необходимые врачебные вмешательства, консультации и обследования, и направлена на минимизацию мучений инкурабельных малышей.

    Принцип подхода к паллиативной педиатрии в целом не отличается от направленности общей педиатрии. Поддерживающая медицина основывается на рассмотрении эмоционального, физического и интеллектуального состояния крохи, а также уровня его сформированности, исходя из зрелости малыша.

    Исходя из этого, проблемы паллиативной помощи детскому населению заключаются в приложении усилий к неизлечимо больным крохам, которые могут скончаться до достижения ими зрелого возрастного периода. С такой категорией инкурабельных детей встречается большинство педиатров и узких специалистов. Поэтому знание теоретических основ поддерживающей медицины и умение их практически применять, часто более необходимо узким специалистам, нежели врачам-педиатрам общего профиля. Помимо того, усвоение ими навыков психотерапии, устранения всевозможной тягостной симптоматики, обезболивания пригодится и в иных сферах педиатрической практики.

    Ниже приведены различия паллиативной медицины, направленной на оказание поддержки малышам, от помощи взрослым лицам, находящимся на терминальном этапе онкологической патологии.

    К счастью, количество умирающих детей невелико. По причине относительной малочисленности смертельного исхода среди детского населения система паллиативной поддержки малышам развита плохо. Кроме того, слишком мало проведено научных исследований обоснования паллиативных методов, направленных на поддержание качества существования инкурабельных детей.

    Круг неизлечимых детских недугов, неизменно ведущих к смерти, велик, что вынуждает привлекать специалистов из разных областей. У взрослых лиц независимо от этиологического фактора недуга на его терминальном этапе часто успешно применяют опыт и научное подтверждение паллиативной поддержки в онкологии. В педиатрической практике это нередко невозможно, поскольку среди неизлечимых патологий есть множество слабоизученных. Поэтому на них распространять опыт, приобретенный в отдельной узкой области, невозможно.

    Протекание большинства недугов у детей часто предсказать невозможно, поэтому и прогноз остается расплывчатым. Спрогнозировать точно скорость прогрессирования, смертельной патологии нередко становится невозможным. Неясность будущего удерживает родителей и самого кроху в неизменном напряжении. Помимо того, обеспечить оказание паллиативной помощи детям силами лишь одной службы довольно сложно. Зачастую поддержку пациентам, страдающим неизлечимой патологией хронического течения, оказывают несколько служб, деятельность переплетается в некоторых областях друг с другом. Лишь на терминальном этапе протекания хвори ведущее значение набирает непосредственно паллиативная помощь.

    Отсюда следует, что методы поддерживающей медицины разработаны ради снятия болезненной симптоматики, облегчения состояния крохи, повышения эмоционального настроя не только маленького пациента, но и ближайшего окружения, которое включает братьев или сестер, переживающих стрессовое воздействие и психологическую травму.

    Ниже приведены основные принципы деятельности экспертов в паллиативной педиатрии: снятие болевых ощущений и устранение иных проявлений недуга, эмоциональная поддержка, тесное взаимодействие с врачом, умение вести диалог с крохой, родней и врачом относительно корректирования паллиативной поддержки, в соответствии с их желаниями. Эффективность поддерживающих мероприятий выявляют по таким критериям: круглосуточная ежедневная доступность, качество, бесплатность, гуманность и преемственность.

    Таким образом, паллиативная поддержка является принципиально новым уровнем осознания болезни. Как правило, известие о наличии инкурабельной патологии выбивает индивида из привычного существования, оказывает сильнейшее воздействие эмоционального характера непосредственно на заболевшего человека и на ближайшее окружение. Лишь адекватное отношение к недугу и процессу его протекания способно существенно минимизировать стрессовое воздействие, испытуемое родней. Только семейное единение действительно способно сможет помочь пережить непростое время крохе и близким. Специалисты должны согласовывать собственные действия с пожеланиями самого малыша и его семьи, чтобы помощь была действительно результативной.

    Порядок оказания паллиативной помощи

    Всем человеческим субъектам известно о летальном конце, который их когда-нибудь ожидает. Но осознавать неминуемость кончины начинают, находясь исключительно в ее преддверии, например, в ситуации диагностирования инкурабельной патологии. Для большинства индивидов ожидание неминуемого близящегося конца сродни ощущению физической боли. Одновременно с самими умирающими нестерпимые душевные мучения ощущает и их родня.

    Паллиативная помощь хоть и направлена на облегчение страданий, все же не должна заключаться лишь в применении анальгезирующей и симптоматической терапии. Специалистам следует не только владеть умением купировать тягостные состояния и проводить необходимые процедуры, но и благоприятно воздействовать на пациентов своим гуманным отношением, уважительным и доброжелательным обращением, грамотно подобранными словами. Иначе говоря, обреченный на смерть индивид не должен ощущать себя «чемоданом, с отсутствующей ручкой». До последнего мгновения инкурабельный больной должен осознавать ценность собственной персоны как личности, а также иметь возможности и ресурсы для самореализации.

    Принципы оказания описываемой разновидности медицинской помощи реализуются медицинскими учреждениями либо иными организациями, которые осуществляют лечебную деятельность. Данная категория помощи основывается на морально-этических нормах, уважительного отношения и человечного подхода к инкурабельным пациентам, их родственникам.

    Ключевой задачей паллиативной помощи считается своевременное и результативное освобождение от болей и устранение иной тяжелой симптоматики ради улучшения качества бытия неизлечимо больных субъектов до их завершения жизненного пути.

    Итак, паллиативная помощь, что это такое? Паллиативная помощь направлена на пациентов, страдающих неизлечимыми прогрессирующими недугами, среди которых выделяют: злокачественные новообразования, органная недостаточность на этапе декомпенсации, при отсутствии ремиссии недуга либо стабилизации состояния, прогрессирующие патологии хронического течения терапевтического профиля на терминальном этапе, необратимые последствия расстройства мозгового кровоснабжения и травм, дегенеративные недуги нервной системы, различные формы , включая и .

    Амбулаторная паллиативная помощь оказывается в специализированных кабинетах или выездными патронажными сотрудниками, оказывающими помощь неизлечимо больным субъектам.

    Информация о медучреждениях, занимающихся оказанием поддерживающей терапии, должна доводиться до больных их лечащими докторами, а также при помощи размещения данных в интернете.

    Медицинские учреждения, выполняющие функции поддержки неизлечимо больных индивидов, осуществляют собственную деятельность, взаимодействуя с религиозными, благотворительными и волонтерскими организациями.

    Несколько непривычное слово «паллиативная» образовано от латинского «паллиум», то есть "покрывало", "плащ". Философски это понятие подразумевает защиту от неблагоприятных воздействий и обеспечение комфорта. В реалии паллиативная помощь направлена на создание таких условий для тяжелобольных людей, при которых они легче переносят свое положение. Паллиативная медицинская помощь - это система мероприятий, направленных на улучшение качества жизни пациентов с неизлечимыми, тяжело протекающими, угрожающими жизни заболеваниями. Она заключается в применении лекарств и методик, снимающих болевые синдромы либо максимально уменьшающих степень их проявления.

    Суть паллиативной помощи

    Все мы знаем, что когда-нибудь умрем, но реально осознавать неизбежность смерти начинаем только на ее пороге, например, когда уже нет надежды на излечение от тяжелого недуга. Для многих ощущение приближающейся кончины не менее ужасно, чем физические страдания. Почти всегда вместе с умирающим невыносимые душевные муки терпят их близкие. Паллиативная помощь как раз и направлена на облегчение участи пациента и поддержку его родственников путем применения самых разных методов воздействия: лекарств, моральной поддержки, бесед, организации поднимающих жизненный тонус мероприятий, решения социальных вопросов и др. Паллиативная медицинская помощь хотя сосредоточена на использовании медпрепаратов, облегчающих страдания, не может быть полностью обособленной. Врачи, медсестры, сиделки, работающие с неизлечимо больными, должны уметь не только проводить процедуры, купирующие боль, но и оказывать на больного благоприятное воздействие своим человеческим отношением, обращением, правильно подобранными словами. То есть умирающий человек не должен чувствовать себя обузой, лишним, уже не нужным. До самого конца он должен ощущать ценность себя как личности и иметь возможность самореализации в той степени, в какой у него получается.

    Порядок оказания паллиативной медицинской помощи

    В России вышел приказ № 187н, утвержденный 14.04.2015, в котором говорится о порядке оказания паллиативной медпомощи. Отдельным пунктом данного приказа выделены категории людей, которые могут на нее рассчитывать. Заболевания и состояния, при которых оказывается паллиативная медицинская помощь, следующие:

    • онкология;
    • хронические болезни в терминальной стадии;
    • травмы с необратимыми последствиями, при которых больной нуждается в постоянном медицинском уходе;
    • дегенеративные болезни нервной системы на завершающих стадиях;
    • деменции в терминальной стадии (например, болезнь Альцгеймера);
    • тяжелые и необратимые нарушения мозгового кровообращения.

    Об особенностях помощи больным СПИДом есть приказ № 610 от 17.09.2007.

    Каждое из указанных заболеваний имеет свои особенности течения и требует индивидуального подхода в терапии и уходе за пациентом.

    Паллиативная медицинская помощь онкобольным

    По логике вещей естественный процесс смерти должен касаться людей в преклонном возрасте. Но к сожалению, есть ряд неизлечимых заболеваний, поражающих и стариков, и молодых, например онкологические. Раком ежегодно заболевает около 10 миллионов землян, не считая большого числа рецидивов. Именно онкобольным на последних стадиях заболевания паллиативная медицинская помощь оказывается в первую очередь. Она может проводиться обособленно или совместно с лучевой и химиотерапией и заключается в купировании болей пациента сильнодействующими препаратами.

    По статистике, рак в основном поражает перешагнувших возрастной рубеж 55 лет (более 70 % случаев). В пожилом возрасте, как правило, у пациентов диагностируются и другие недуги (кардиологические, сосудистые и многие другие), усугубляющие их положение. Организация паллиативной медицинской помощи должна проводиться с учетом отягчающих основное заболевание факторов. При этом необходимо использовать все доступные науке методы облегчения положения больного, независимо от того, есть ли шанс на выздоровление.

    Паллиативные операции

    Идея оказания паллиативной медицинской помощи при раке помимо использования «Морфина», «Бупренорфина» и других наркотических анальгетиков состоит в так называемых паллиативных операциях. Они подразумевают хирургическое вмешательство в тех случаях, когда врач заранее знает, что выздоровления у пациента не будет, но его состояние на короткий или длительный период улучшится. В зависимости от места локализации опухоли и ее вида (распадающаяся, кровоточащая, метастазирующая) паллиативные операции различают двух категорий. Первая неотложная – когда у больного имеется непосредственная угроза жизни в самое ближайшее время. Так, при раке гортани на операции устанавливают трахеостому, при раке пищевода вшивают гастростому. В этих случаях не производят удаление опухоли, но создают такие условия, при которых она будет меньше вредить жизни больного. В результате смерть можно отодвинуть на неопределенно продолжительное время, иногда на несколько лет.

    Помощь больным СПИДом

    Особенности данного заболевания приносят большие мучения пациентам. Часто ВИЧ-инфицированные испытывают эмоциональные, психологические и социальные проблемы ничуть не меньше, чем физические страдания. Ухаживающий персонал также подвергается психологическому прессингу из-за страха заразиться, хотя бытовым путем это происходит крайне редко. СПИД является прогрессирующим и в конечном итоге смертельным заболеванием, но в отличие от рака тут есть периоды ремиссии и обострений, связанных с сопутствующими инфекционными заболеваниями. Поэтому при СПИДе паллиативная медицинская помощь – это и симптоматическая терапия по показаниям, и активные методы лечения, купирующие боль, облегчающие состояние пациента при лихорадке, поражениях кожи и головного мозга, других тягостных состояниях. Если онкологическим больным не сообщают их диагноз, то ВИЧ-инфицированных ставят в известность сразу. Поэтому очень желательно, чтобы они принимали участие в выборе методов лечения и были информированы о том, с какими результатами оно проходит.

    Помощь при других заболеваниях

    Есть много тяжелых недугов. Например, инсульт ведет к инвалидности и смерти примерно в 80-85 % случаев. Для перенесших его людей паллиативная медицинская помощь заключается в выполнении необходимых терапевтических процедур, поддерживающих и по мере возможности возобновляющих жизненные функции организма (например, способность ходить). Ежедневный уход за таким больным включает установку катетера для отвода мочи, предотвращение пролежней, кормление через носоглоточный зонд либо при помощи эндоскопической гастростомы, упражнения для укрепления мышц больного и другие.

    Все большее число людей на планете сталкиваются с болезнью Альцгеймера, при которой нарушается работа головного мозга, а вместе с этим и всех органов и систем организма, включая умственные, речевые, двигательные, иммунозащитные функции. Паллиативная помощь в данном случае заключается в медикаментозном поддержании организма, а также в создании для больного условий, обеспечивающих (сколько это возможно) его нормальную жизнедеятельность.

    Амбулаторное лечение

    Организация оказания паллиативной медицинской помощи включает амбулаторное и стационарное лечение. При амбулаторном люди могут посещать лечебные учреждения, но чаще врачи сами выезжают на дом к пациентам (в основном для обезболивающих манипуляций). Эта услуга должна осуществляться бесплатно. Помимо медицинских процедур амбулаторная помощь состоит в обучении родственников навыкам ухода за тяжелобольными в домашних условиях, который включает водные процедуры (умывание, подмывание), питание (орально, энтерально с помощью зонда или парентерально, путем введения питательных веществ инъекциями), выведение газов и продуктов жизнедеятельности с помощью катетеров, газоотводных трубок, профилактика пролежней и многое другое. Также в амбулаторную помощь входит выдача рецептов на наркотические и психотропные средства, направление больного в стационар, психологическая и социальная помощь его родственникам.

    Дневной стационар

    Приказ № 187н, регламентирующий порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению, отдельно выделяет возможность осуществления лечения больных в дневных стационарах. Это производится в случаях, когда нет необходимости вести круглосуточное наблюдение за пациентом, но требуется применять аппаратные и другие специфические методы лечения, например ставить капельницы, использовать лазерную или лучевую терапию. Дневные стационары для больных, у которых есть возможность их посещать, являются прекрасным вариантом, так как при таком лечении человек не чувствует себя оторванным от семьи и одновременно получает все необходимые процедуры, которые невозможно проводить в домашних условиях.

    Хосписы

    Так называются учреждения, где оказывается паллиативная медицинская помощь неизлечимым пациентам в терминальной стадии заболевания. Образовано слово «хоспис» от латинского «хоспитиум», что означает «гостеприимство». В этом суть данных заведений, то есть тут не только, как в больницах, проводят лечение, но и создают пациентам максимально комфортные условия жизни. Попадают в хосписы в основном незадолго до смерти, когда дома уже нет возможности купировать сильные боли и обеспечивать уход. Большинство пациентов хосписов не могут есть орально, самостоятельно дышать, осуществлять свои физиологические потребности без специфической помощи, но, несмотря на это, они по-прежнему остаются личностями, и отношение к ним должно быть соответствующее. Помимо функций стационара хосписы в обязательном порядке должны осуществлять амбулаторное лечение тяжелых пациентов, а также работать, как дневные стационары.

    Персонал

    Паллиативную помощь оказывают не только медицинские работники, но и волонтеры, религиозные деятели, общественные организации. Работать с умирающими людьми не каждому под силу. Например, медицинская сестра паллиативной помощи должна не только иметь профессиональные навыки выполнения процедур (инъекции, капельницы, установка катетеров, подключение больного к аппаратам, поддерживающим жизненно необходимые функции организма), но и обладать такими качествами, как сострадание, человеколюбие, уметь быть психологом, помогающим пациентам спокойно воспринимать их положение и близкую смерть. Брезгливым, сильно впечатлительным и равнодушным к чужому горю людям категорически нельзя работать с тяжелобольными. Также категорически запрещено ускорять кончину больного с целью избавления его от мучений.

    Нужно понимать, что и на самих медработников паллиативной помощи род их деятельности оказывает негативное воздействие. Постоянное присутствие рядом с умирающими часто приводит к депрессии, нервным срывам либо вырабатывает равнодушие к чужой боли, что является своего рода психологической защитой.

    Именно поэтому неоценимо важно со всеми занимающимися паллиативной помощью регулярно проводить обучение, семинары, встречи по обмену опытом.




    Самое обсуждаемое
    Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
    Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
    К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


    top