Педагогика: предмет, задачи, функции. Функции педагогической науки

Педагогика: предмет, задачи, функции. Функции педагогической науки

На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучение и воспитание подрастающего поколения.

Педагогика развивалась в русле философских зна-как наука нил 0 человеке и обществе, но в XVI-XVII вв. она отпочковывается от философии, став самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Общими для философии и педагогики являлись система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе. Педагогика как частная наука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеале личности в обществе.

Она стала наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.

Предметом педагогики является воспитание как сознательно организованный процесс (В.Е.Гмурман), происходящий в семье и обществе, в государстве, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.

В основе педагогики лежит исследование педагогического процесса, в соответствии с которым создаются методы, методики и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Педагогика изучает деятельность и ребенка и воспитателя, изучает педагогический процесс передачи взрослым поколением знаний, умений и навыков молодежи. Старшее поколение передает молодым свой опыт общественных отношений, научные знания, нормы морали.

Функциями педагогики является ее практическая и теоретическая направленность.
Теория педагогики объясняет обществу и человеку процесс и законы воспитания и обучения, образования и просвещения.

Теория педагогики направлена на то, чтобы обосновать процессы обучения и воспитания, дать практические рекомендации педагогам, как следует совершенствовать профессиональный труд. Этим педагогика помогает обществу развиваться, совершенствоваться, двигаться вперед.

Практическая функция педагогики состоит в вооружении педагогов-практиков научно-теоретическими обоснованиями методов обучения и воспитания.

В систему педагогических наук входят: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, школоведение, история педагогики, дефектология и др.

Общая педагогика - это теоретическая система педагогических наук. Исследование педагогических знаний, теории и практики, методов и функций, места педагогики среди других наук, взаимосвязь педагогики с другими науками.

Дидактика (теория обучения) часть общей педагогики, которая изучает сам процесс обучения как средство воспитания и развития и то, как обучение влияет на воспитание, развитие и образование ребенка. Обучение состоит из двух взаимосвязанных явлений - преподавания профессиональной деятельности взрослых и учения - специально организованной детской деятельности.

Дидактика разрабатывает ЦЕЛИ, содержание, принципы, методы и средства обучения. Определяет направление частных методик и потому тесно связана с различными науками. Каждая методика имеет свою специфику.

На основе дидактики разрабатываются методы обучения, пособия, учебники и программы различных типов учебных заведений.

Теория воспитания изучает процесс развития личности, ее убеждений, анализирует конкретный процесс воспитания, его закономерности и перспективы. Теория воспитания ориентируется на исследование процессов воспитания в ходе учебной, трудовой, общественной, игровой, художественной и спортивной деятельности, а также организации межличностного общения; изучение методов воспитания личности. Учитываются интеллект, проявление воли, характера, чувств, потребностей, мотивов и интересов.

Теория воспитания анализирует связь между отдельными направлениями воспитания: трудовым, нравственным, умственным, правовым, эстетическим и физическим. Теория воспитания исследует процесс воспитания цельной личности.

Школоведение - часть общей педагогики. Исследует вопросы управления народным образованием, организацией учебно-воспитательного процесса, работу отдельных школ и педагогических коллективов; рассматривает содержание и методы организации управления школьным делом. Отражает процесс руководства системой народного образования, со стороны государственных планов разрабатывает научные принципы организации школьного дела.

История педагогики как часть общей педагогики исследует возникновение и развитие практики обучения и воспитания, различных педагогических теорий и концепций, методов обучения и воспитания в разные времена и у разных народов.

Анализирует и обобщает накопленный ценный педагогический опыт в воспитании подрастающего поколения. Этот опыт важен для современного учительства, так как поможет совершенствовать современную педагогическую практику.

Еще Л.Н.Толстой писал, что познать педагогику невозможно без знания истории педагогики.
Сравнительная педагогика занимается изучением тенденций и закономерностей обучения и воспитания у разных народов в различных странах. Знание сравнительной педагогики дает возможность использовать положительный опыт разных школ и народов для совершенствования собственного.

Дошкольная педагогика освещает вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Дефектология выделяется как специальная педагогика, определяющая работу с детьми с физическими и психическими отклонениями. Сурдопедагогика -- педагогика глухих и слабослышащих, тифлопедагогика - слепых и слабовидящих, олигофренопедагогика - умственно отсталых, а также наука о нарушениях речи и путях их преодоления - логопедия.

Педагогика высшей школы выделяется отдельно и является частью педагогики взрослых. В ней отражается специфика образовательных и воспитательных задач в работе со студентами вузов.

Существуют и другие научные подразделения: педагогика семьи, профессиональная (рабочая) педагогика, военная педагогика и исправительно-трудовая. Каждое из названных направлений имеет свои особенности.

На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние его образования, обучения и воспитания. Веками в науку о воспитании вносились новый опыт и новые обобщения. Педагогика развивалась благодаря совершенствованию опыта, практике прогрессивных школ и педагогов.

Воспитание подрастающего поколения существовало на самых первых этапах развития цивилизации.

Из памятника «Книга пророчеств» мы узнаем о жреческих школах древнего народа майя, из древнейших трактатов японских мудрецов - о воспитании японской девочки, о семейном воспитании в древнем Китае из философии Конфуция.

В глубокой древности еще в рамках философских знаний общество выдвигало идеал воспитания. В государстве инков (IX-XV вв.), считая себя «сынами Солнца», жрецы учили людей Земли «жить жизнью достойной человека». Это их общественное сознание, идеология и философия жизни.

В основе буддизма - бытие личности, ее страдания, освобождение от страданий, терпимость. Идеал человека в Древней Индии (V-VI вв. до н.э.) - идеал доброты. В основе его воспитания - познание психологии личности, так как главное - свободная личность, ее независимость от окружающего мира.

Содержание образования в древней Индии заслуживает особого внимания. Многие открытия, которые приписываются греческим и европейским ученым, относятся к древнеиндийским учениям. Например, математика. Цифры, называемые арабскими, были известны в древней Индии. То же относится к медицине и астрономии. Учебниками были словари по различным знаниям. Первый Букварь содержал свод Законов, по ним учили читать и писать.

Идеальный человек древнекитайского мыслителя и философа Конфуция (551-479 гг. до н. э.) должен был согласовывать свое поведение с требованиями общества. Его принцип: «Чего не желаешь себе - не делай другим» был в основе воспитания. Он впервые разработал концепцию идеального человека и воспитание ребенка в семье: «почитай родителей», «не бросай их», «будь почтителен», «не выражай досады на них». Хороший отец должен дать сыну образование, профессию и привить правила поведения.

В период расцвета Афин странствующие философы - софисты - были учителями красноречия. Они за плату учили молодежь произносить речи, вести политические беседы, убеждать и спорить, что требовало знаний логики и философии. Беседы софистов посвящались вопросам права и этики. Главное в жизни человека, считали они, - это познание, и то, что человек познает, является в жизни истинным. Софисты впервые выдвинули вопрос о важности воспитания.

Греческий философ Сократ считал, что высшей добродетелью человека являются знания, а его безнравственное поведение - результат незнания.

Сократовский метод воспитания - метод самопознания, это призыв анализировать поступки человека и делать выводы для самовоспитания. Сократовский метод обучения - путем вопросов и ответов побуждать учеников самим находить ответы.

Идея гармонического развития личности идет от ученика Сократа Платона (472-348 гг. до н.э.). От него до нас дошла идея воспитания детей в государственных воспитательных домах, регулирование государством деторождения. От Платона через средневековье, через «новое время» пришла программа обучения в школах, получившая во времена Платона название «семь свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

От величайшего философа Греции Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) ученые восприняли идею развития способностей человека, заложенных природой, основной целью воспитания.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) выделял как главное в воспитании знание природы человека, его природосообразное воспитание, в основе которого должен быть Труд.

Сочинение Квинтилиана (ок. 35 - ок. 96 г. н.э.) «Наставление оратору» положило начало обучению ораторскому искусству.

Средневековая педагогика почти 12 веков определялась догмами богословия. О воспитании и обучении в средневековой Киевской Руси узнаем из летописей, литературных и исторических памятников, из различных «Слов» и «Поучений», дошедших до наших времен.

Научный подход в педагогике к проблемам обучения и воспитания начинается с Яна Амоса Коменского (1502-1670) и его книги «Великая дидактика» (1654), где впервые были сформулированы принципы, методы и формы обучения. Коменский четко сформулировал цели умственного, нравственного и религиозного воспитания. В частности, обосновывая цель обучения как познание человеком самого себя и окружающего мира, управление собой и почитание Бога.

Новое время. Французская философия и английская экономическая мысль выдвигают идеал воспитания нового человека. О воспитании джентльмена, человека, умеющего вести дело, пишет Джон Локк (1632-1704). Патриот и гражданин, здравомыслящая личность - таким представлял себе идеал воспитания К.Гельвеций (1715-1771).

Жан-Жак Руссо (1712-1778) ставит перед воспитанием цель - воспитать «не судью, не солдата, не священника, а человека».

Таким образом, хотя педагогика и выделилась в самостоятельную науку, но эта самостоятельность относительна, поскольку и педагогика и философия, изучая человека, находятся в постоянной взаимосвязи.

Социалисты-утописты (Томас Мор, Т.Компанелла, Р.Оуэн, А.Сен-Симон, Ш.Фурье) выдвинули как идеал воспитания формирование всесторонне развитой личности, для становления которой необходимо соединение обучения с производительным трудом и всеобщее равное образование.

В программах школ Нового времени, и европейских странах и в России, наряду с религиозными выдвигают вопросы светского и реального образования.

Восемнадцатый век - Век Просвещения. В России реформы Петра I в области образования - это эпоха создания светской школы, создание демократической профессиональной школы. И.Посошков, Ф.Салтыков, В.Н.Татищев считали необходимым всеобщее образование народа для развития России. Развертывалась сеть закрытых сословных учебных заведений. По существу - это попытка «создать новую породу людей». Открытием «Воспитательных домов», Смольного Института благородных девиц И.И.Бецкой и Екатерина II пытались претворить эту идею в жизнь.

На педагогическую теорию и практику европейских стран XIX в. оказали влияние труды И.Г.Песталоцци (1746-1827), И.Гербарта (1776-1841), АДистерверга (1790-1866), а в России педагогические взгляды и просветительская деятельность декабристов и революционных демократов.

В XIX в. в России педагогическая мысль от общих вопросов системы и содержания образования обращается к конкретным проблемам народной и национальной школы, воспитывающему обучению и подготовке учителя, к дисциплине и качеству урока, к оценке, поощрению и наказанию и нагрузке учеников во время обучения. Придавалось большое значение воспитательной функции религии.

В середине XIX в. статья Н.И.Пирогова «Школа и жизнь» стала предметом дискуссии педагогической общественности о важности связи обучения с требованиями общества.

Яснополянская школа Л.Н.Толстого была своеобразным экспериментом воспитания творческой личности в среде крестьянских детей.

Во второй половине XIX в. в связи с расширением сети частных учебных заведений и церковноприходских школ, женского и внешкольного образования выдвигаются проблемы домашнего и религиозного воспитания, развертываются дискуссии о приоритетах классического или реального образования. Активизация общественной деятельности в области системы социального воспитания нашла свое отражение в развитии педагогики как общественной науки.

Событием в истории отечественной педагогики стали статьи и книги К.Д.Ушинского о научном статусе педагогики. Он дал педагогике определение науки, сформулировал предмет и исследования, закрыв тем самым дискуссию: наука или искусство педагогика. Вопреки отрицанию научной значимости педагогики и определению ее только как науки прикладной Ушинский придавал огромное значение развитию педагогической теории и практики в их единстве. Он рассматривал воспитание личности в зависимости от знания наук о человеке: анатомии, физиологии, патологии, психологии, логики, филологии, географии, политэкономии и истории. Ушинский утверждал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна знать его во всех отношениях». На первое место среди перечисленных выше наук он выдвигал психологию.

Последователи К.Д.Ушинского успешно экспериментировали и развивали отечественную педагогику. М.М.Монасеина исследовала процесс развития личности, П.ФЛесгафт - физическое и семейное воспитание, Х.Д.Алчевская рассматривала методику обучения взрослых, В.Я.Стоюнин, Н.Ф.Бунаков, В.И.Водовозов и др. внесли большой вклад в развитие теории отечественной педагогики.

В начале XX в. общественно-педагогическое движение поднимает проблемы свободного воспитания и семейной педагогики (К.Н.Вентцель), педагогики среды (С.Т.Шацкий) и социальной педагогики.

Послеоктябрьский период развития педагогики в России - период создания новой школы, новой системы образования, где первостепенными были проблемы педагогики коллектива, воспитание личности в коллективе, воспитание всесторонне развитой личности - строителя нового общества.

Изучая человека, педагогика обобщает накопившийся в истории человечества опыт отношений между людьми: отношения человека в семье и в обществе, отношение к близким и к самому себе.

Каждая наука пользуется своими понятиями. Определенные понятия существуют и в педагогике. Понятие формирование - это процесс развития, становления личности в конкретных условиях жизни общества.

Просвещение - распространение научных знаний в народе о мире, о человеке. Для России век просвещения - век XVIII, а затем XIX проявляется в стремлении просветить всех и поднять культуру народа. Для просвещения в XX в. характерно распространение самых широких знаний в области экономики, закона и права, музыки, искусства и педагогики.

«Образование» - в буквальном смысле «формирование образа» мыслей, действий человека в обществе. Это процесс усвоения знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования - обучение в различных учебных заведениях.

Обратим внимание на определение образования забытым русским педагогом Сергеем Иосифовичем Гессеном (1887-1950). Он рассматривал образование как культуру личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, п2рава, экономики. В этом, считал он, основа развития личности.

Ученый отмечал, что «подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры».

Цели образования Гессен формулирует как иерархию целей-заданий. И первостепенным в них является становление личности, личности творческой, способной научно мыслить. Он обращает внимание на социальные факторы, которые влияют на личность, считая главным в образовании личности ее способность к деятельности и стремление к приобретению культурных ценностей.

Воспитание - это процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни.

Обучение - двусторонний процесс учения и преподавания. Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности. В учении ребенок познает окружающий мир, а преподавание - руководство педагогом процесса познавательной и учебной деятельностью ребенка.

«Система образования» представляет существующее общее и специальное образование. Общее - это начальное и среднее образование, которое дает знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку. Специальное образование (среднее, высшее) дает знания, умения и навыки, необходимые работнику определенной профессии.

Педагогический процесс - воспитание личности в единстве обучения и воспитания, так называемый «учебно-воспитательный процесс». Чаще этот термин относится к школе, где происходит взаимодействие учителя и ученика, директора и учителей, воспитателей, коллектива педагогов, родительского актива, общественности, производств, окружающих школу. Педагогический процесс представляет единство развития, обучения и воспитания личности, противоречия и закономерности каждого из элементов.

ТЕМА: ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ.

1.Становление педагогики как науки, ее сущность, объект, предмет, функции.

2.Задачи педагогики как науки.

3.Источники развития педагогики:

4.Характеристика основных педагогических понятий.

5.Система педагогических наук, связи педагогики с другими науками.

6.Педагогическая наука и педагогическая практика.

1.Становление педагогики как науки, ее сущность, объект, предмет, функции.

Существование общества, его развитие возможно только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало социальным опытом предков, обогащало, приумножало и передавало его в более развитом виде своим потомкам. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки, называемой педагогикой.

Педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании человека на всех этапах его личностного и профессионального развития.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе слово «педагогика» означает «детовождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал ребенка своего хозяина в школу, прислуживал ему на занятиях и вне их. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслилась и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка – обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.

Элементы педагогики появились с зарождением воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций. Так зародилась народная педагогика.

Например: «Век живи- век учись», «Повторение – мать учения», «Корень учения горек, да плод сладок».

Вначале педагогические знания являлись элементом философии, их развивали крупные древнегреческие мыслители Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель, в трудах которых отражены идеи и положения, Связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Становление педагогики как самостоятельной научной дисциплины относят к XVII в. и связывают с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку. В трудах Я. А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Большая заслуга Я. А. Коменского в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы. Многие высказанные Я. А. Коменским идеи не утратили свою актуальность, научное значение до настоящего времени. Предложенные им принципы, методы, формы обучения вошли в золотой фонд педагогической теории.

Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предмет области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?». Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

Объект – это область действительности, которую исследует данная наука. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предмет – это способ видения объекта с позиций данной науки. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.

Функции педагогической науки .

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действительности, которую она изучает.

Функции педагогической науки: теоретическая, прогностическая и практическая.

Теоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы. Педагогическая наука анализирует, обобщает, интерпретирует и оценивает педагогический опыт.

Практическая функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами; внедряются результаты педагогических исследований в практику.

Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся).

Единство функций педагогики обеспечивает управление функционированием и управление развитием педагогического процесса.

Объект, предмет и функции педагогики

Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени, существует три подхода (концепции).

Представители первой из них считают, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, политика, социализация, развитие и др.).

Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

Так, на первый взгляд, объектом научной педагогики является ученик, воспитанник и вообще любой человек, которого обучают и воспитывают. Однако в этом случае и педагогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека), причем педагогика – лишь прикладная часть психологии, ее «практическое приложение». Этот подход объясняет попытки подменить педагогику психопедагогикой.

Сторонники второй концепции, как и первой, фактически отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это обстоятельство негативно сказывается на педагогической практике. Ни одна из смежных с педагогикой наук не изучает педагогическую действительность целостно и специально. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

Продуктивной для науки и практики, по мнению В.В. Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Объект педагогики. А. С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений , связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики . Образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Так, например, экономист, изучая уровень реальных возможностей «трудовых ресурсов», продуцируемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, готовит ли система образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать научно-техническому прогрессу и социальным преобразованиям. Философ, в свою очередь, применяя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования – каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог стремится определить эффективность государственной образовательной политики на том или ином этапе развития общества и т.д.

Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой. И это вполне правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука – педагогика.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции , которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях :

- описательном , или объяснительном, – изучение передового и новаторского педагогического опыта;

- диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

- прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

- проективный , связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный, или регулятивный» (В.В. Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;



- преобразовательный , направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

- рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя, прежде всего, как воспитателя.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» – обращается к нему ученик. «Обогати ее», – отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» – спрашивает ученик. «Обучи ее!» – восклицает учитель.

Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все – для других, ничего – для себя».

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский – отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, «Родное слово» переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, – одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения».

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А.С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и техноло­гическая функции, которые она реализует в органичном един­стве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уров­нях:

описательном или объяснительном - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

диагностическом - выявление состояния педагогических яв­лений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

прогностическом - экспериментальные исследования педаго­гической действительности и построение на их основе моделей преобразования существующей действительности. Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глу­бинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснова­нием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются тео­рии обучения и воспитания, модели педагогических систем, опе­режающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

Модель - образец (эталон, стан­дарт).

проективный , связанный с разработкой соответствующих ме­тодических материалов (учеб­ных планов, программ, учебни­ков и учебных пособий, педа­гогических рекомендаций), во­площающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В.В.Краевский) план педаго­гической деятельности, ее содержание и характер;

преобразовательный , направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

рефлексивный и корректировочный , предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обуче­ния и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Каковы же функции педагогической науки, обусловленные ее предметом?

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действи­ тельности, которую она изучает.

Различают следующие функции педагогической науки: общетеоретиче­скую, прогностическую и практическую.

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теорети­ческом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описы­вает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким зако­нам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предви­дении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе на­учно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное пла­нирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исклю­чительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.

Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики со­стоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, фор­мы, системы обучения, воспитания, управления образовательными струк­турами.

Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспи­тательных учреждений.

Задачи педагогической науки.

Постоянные задачи:

Вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения и управления этими процессами;

Изучение, обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

Прогнозирование развития образовательных систем на ближайшее и отдаленное будущее;

Внедрение результатов педагогических исследований в практику; разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики; взаимопроникновение исследовательской и практической деятельности (научно-практические центры, лаборатории, объединения).

Временные задачи.

Разработка стандартов, учебников, концепций, программ.

3. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

философские, общество­ведческие, педагогические и психологические труды;

текущая мировая и отечественная практика воспитания;

данные специ­ально организованных педагогических исследований;

опыт пе­дагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top