Питания в группах доу. Питание детей в дошкольных учреждениях

Питания в группах доу. Питание детей в дошкольных учреждениях

Находясь в детском саду, дети должны получать такое питание, которое будет способствовать укреплению здоровья, повышению работоспособности, умственному и физическому развитию.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Законодательное регулирование вопроса

Организация питания в детском дошкольном учреждении регулируется с помощью норм , которые закреплены в Постановлении Главного санитарного врача РФ № 26 от 15.03.2013 года «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Этим документом установлены следующие обязательные требования :

  1. Категории продуктов, которые не допускаются к употреблению в детском дошкольном учреждении – Приложение №9;
  2. Наборы продуктов, которым должен быть обеспечен каждый ребенок в течение учебного дня – Приложение № 10;
  3. Перечень продуктов, которые должны быть включены в меню в течение недели – Приложение № 11.

Применяемые нормы

Меню в дошкольном учреждении разрабатывается в соответствии с физиологическими потребностями детей, соответствующими их возрасту.

Утверждение меню осуществляется руководителем дошкольного учреждения сроком не менее чем на 14 дней.

Набор продуктов, включаемых в меню, должен быть основан на национальных и территориальных особенностях питания детей, их здоровье.

В режиме питания должны быть предусмотрены завтраки, обеды, полдники и ужины.

В завтрак должны быть включены:

  1. Горячее блюдо;
  2. Бутерброды;
  3. Горячий напиток.

В случае, когда какой-либо продукт отсутствует, допускается его заменить равноценным.

Обед должен состоять из:

  1. Закуски;
  2. Горячего блюда;
  3. Второго блюда;
  4. Напитков.

Полдник состоит из:

  1. Напитка;
  2. Булочное или кондитерское изделие.

Ужин состоит из:

  1. Салатов;
  2. Вторых блюд;
  3. Горячих напитков.

Для составления дневного рациона следует использовать :

  1. Мясные и рыбные продукты;
  2. Куриные яйца (подаются в вареном виде или в виде омлета);
  3. Молочные продукты;
  4. Продукты, содержащие пищевые жиры (растительные и сливочные масла);
  5. Кондитерские продукты;
  6. Овощные продукты;
  7. Фрукты;
  8. Консервы;
  9. Соки и напитки;
  10. Хлеб;
  11. Соль.

Не допускается включение следующих продуктов:

  1. Полученных из мяса диких животных;
  2. Не прошедших процедуру обработки теплом;
  3. Консервированных;
  4. Не пастеризованных молочных продуктов;
  5. Кондитерских изделий, имеющих в своем составе крем;
  6. Газированные напитки;
  7. Натуральный кофе.

До утверждения основного меню, следует разрабатывать примерное, которое составляется на основе кулинарных методик и сборников с рецептами, предназначенными для детских садов. Названия блюд, которые были включены в примерное меню, должны отражаться в полном соответствии с названиями, которые содержаться в ранее указанных источниках.

Для детей, не достигших года, которые вскармливаются искусственно, предусматривается получение сухих и жидких молочных смесей .

Руководителем детского сада осуществляется обязанность по ежедневному информированию родителей о перечне продуктов, подаваемых во время приема пищи.

Это обязанность исполняется путем вывешивания в каждой группе меню на соответствующий день , в котором указываются:

  1. Название блюда;
  2. Объем порции;
  3. Список замененных продуктов для детей, страдающих аллергическими реакциями и иными заболеваниями.

Режим приема пищи

Режим питания представляет собой процедуру нормирования продуктов, которые получает ребенок, находящийся в дошкольном учреждении.

Режим зависит от двух факторов :

  1. Времени пребывания ребенка в учреждении;
  2. Возраста малыша.

Количество приемов пищи определяется в соответствии с временем нахождения в ДОУ.

Так для деток, время пребывания которых в учреждениях составляет от 8 до 10 часов , установлен следующий режим:

  1. Завтрак с 8 до 9;
  2. Обед с 12 до 13;
  3. Полдник с 15. 30 до 16;
  4. Ужин с 18.30 до 19.

Руководителем по своему усмотрению может быть установлен второй завтрак . Время его проведения составляет с 10 часов 30 минут до 11 часов.

В случае, когда детки пребывают в детском саду до 12 часов , то для них должен быть установлен следующий режим питания:

  1. Завтрак с 8 до 9;
  2. Обед с 12 до 13;
  3. Полдник с 15.30 до 16;
  4. Ужин с 18.30 минут до 19;
  5. Второй ужин в 21.

Когда дети находятся в ДОУ 12 часов , руководством должен быть разработан режим, который бы обеспечивал 80% всего рациона малыша.

Режим питания для детей, которые не достигли года , разрабатывается индивидуально на каждого с учетом физиологических особенностей. При этом используется питание, имеющее государственную регистрацию, или поступающее из .

Порядок проведения контроля

Контроль над процессом питания начинается еще на этапе заключения договора с поставщиком продуктов.

Выбор поставщика осуществляется посредством проведение тендера. Любой поставщик, желающий принять в нем участие, обязан представить документы о продукции, при этом они должны содержать сведения не только касаемо стоимости поставки, но процесс приготовления продукции, сертификаты её качества.

После того, как договор о поставки продукции заключен, контроль над организацией питания осуществляется непосредственно в дошкольном учреждении ежедневно .

Субъектами такого контроля являются:

  1. Руководитель детского сада;
  2. Медицинский работник учреждения;
  3. Комиссия, состоящая из родителей.

Руководитель и медицинский работник проверяют сроки годности поставленных продуктов, сертификаты качества, маркировку и другие требования, которым должны соответствовать продукты, поставляемые в ДОУ.

Комиссия, состоящая из родителей , может также участвовать в проверке качества приготовленной пищи.

Для того чтобы попасть в такую комиссию, родителям следует написать заявление на имя руководителя. Также необходимо иметь санитарную книжку для того, чтобы иметь возможность попасть на кухню.

Помимо внутреннего контроля, за процессом питания в дошкольном учреждении осуществляется внешний контроль. Его субъектом является Роспортебнадзор .

Им осуществляется проверка соответствия всем нормам:

  1. Санитарного состояния пищеблоков;
  2. Рациона питания, разрабатываемого в учреждении;
  3. Качества и безопасности используемой пищи.

При выявлении нарушений требований, предъявляемых нормативно-правовыми актами, сотрудниками Роспотребнадзора могут быть составлены протоколы о привлечении к административной ответственности руководства и наложение штрафа, также допускается приостановление деятельности дошкольного учреждения.

О проведении родительского контроля в ДОУ смотрите в следующем видеосюжете:

Организация питания в ДОУ

ЭТИКЕТ – это та его часть, которая связана с поведением детей за столом и воспитанием навыков культуры еды.

Каким же правилам этикета мы обучаем детей в саду?

1 .Как сидеть за столом, как вести застольную беседу и что нельзя делать за столом .

Перед каждым приемом пищи дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду. Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе.

Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНА.

При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:

Не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,

Не говорить пока во рту пища.

Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания. Взрослые (младший воспитатель и педагог) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей (уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились). Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно. Если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание.Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго!

«Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п.

2. Как пользоваться столовыми приборами, салфетками, держать чашку .

Ложку держать в правой руке, подносить ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот; вилку можно держать и в правой, и в левой руке: в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом. На тарелку столовые приборы кладутся только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подается к компоту, чаю, если есть что в нем размешивать.

Начиная со второй половины года во 2 младшей группе приучать детей пользоваться вилкой, в средней группе - пользоваться ножом. Салаты есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держать вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка поджимать Остатки супа доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке. Многие ребята имеют дурную привычку вылавливать из супа кусочки капусты, лука. Необходимо объяснять им, что повар присылает нам из кухни только то, что можно есть, в тарелках всё съедобно. Необходимо приучать есть гущу вместе с жидкостью.

Второе блюдо с гарниром и без нужно есть с помощью ножа и вилки: курицу, рыбу, сосиску, суфле. Учить детей отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию надо только малышам, которые сами с этим на справляются. Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира. Сосиски, сардельки в младшей группе подавать в разрезанном виде, с 4 до 7 лет дети разрезают их сами. Также подавать в разрезанном виде огурцы и помидоры. Если не разрезать, дети берут их руками; макароны, картофельное пюре, омлет, котлету – только вилкой; блины, оладьи, арбуз – вилкой и ножом; ягоды в компоте – чайной ложкой, косточку отделяют во рту, сплевывают в руку и кладут на блюдце, ложку в стакане не оставляют; хлеб не откусывают, а отламывают руками, суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска, правильнее положить его слева на тарелочку или салфетку и есть, отламывая по небольшому кусочку. Хлеб надо класть на середину стола в хлебницы, нарезав его на небольшие куски (20-25 г). Брать хлеб из общей хлебницы учить детей указательным и большим пальцами, так же держать его и во время еды, а не в кулаке. Руку с хлебом всегда держать над столом, а не опускать вниз.. Пирожки, ватрушки, печенье, пряники ставить на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учить детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним, пирожки, печенье, пряники дети едят, держа их в рук, чай пьют как обычно)

Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав в комочек, положить на использованную тарелку или, если пища не доедена, рядом с тарелкой. Бумажной салфеткой пользуются только один раз, при необходимости берут другую.

Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывается в ручку, сверху накладывают большой палец, а под ручку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.

Бокал без ручки, стакан берут ниже к донышку.

СЕРВИРОВКА СТОЛА В ДЕТСКОМ САДУ

В группах раннего возраста продукты выдаются порционно . На хлебницы выкладывается хлеб к каждой смене блюд. Первое блюдо подаётся каждому ребёнку отдельно, по мере съедания первого подаётся второе.

Не позволяйте ребёнку раннего возраста играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест.

Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Организовать мытьё рук, надеть нагрудник и только после этого усадить его за стол.

После еды не выпускайте малыша из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками - они всегда должны быть на столе.

Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом.

В дошкольных группах стол сервируется так:

ЗАВТРАК - на середину ставят хлебницу с хлебом, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Затем раскладывают вилки, ножи и ложки (в зависимости от блюда). Вилка - с левой стороны, нож - справа, ложка параллельно краю стола. Питье наливает взрослый, когда съедено основное блюдо и убрана тарелка. Чай или кофе обслуживающий персонал разливает на отдельном столике и по мере надобности подносит детям. Это необходимо, чтобы питье не остывало раньше времени.

Основное блюдо подают ребенку только тогда, когда он сядет за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Тарелки складывают друг на друга и оставляют на краю стола.

ОБЕД - стол сервируют так же, но компот разливают заранее, рядом с ножом кладут столовую ложку. Дежурные разносят тарелки с салатом, воспитатель приглашает детей за столы. По мере съедания детьми салата, младший воспитатель разливает суп, разносить помогает воспитатель. Дежурные к этому процессу не допускаются. Категорически запрещается оставлять использованную посуду, во время обеда необходимо приучать детей не отставлять на середину стола грязную тарелку: это загромождает стол и создаёт некрасивый вид. Их тут же убирают младший воспитатель и дежурные дети. Второе блюдо подают по мере съедания первого, помогает разносить воспитатель и младший воспитатель. Тарелки после второго складываются одна в одну на краю стола, дежурные их убирают, так как стол всегда должен выглядеть опрятно.

ПОЛДНИК - стол сервируют так же, как и к завтраку. Не подается только масло.

УЖИН – стол сервируют также, как и к завтраку, кроме масла.

Другое важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, – не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили в этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения. И, наконец, третье требование касается принуждения ребенка во время еды.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

по организации питании в группах

Условия воспитания положительного отношения к еде:

удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;

благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;

разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;

исключение агрессивных методов воздействия (принуждения, угрозы, наказание);

постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде;

оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность;

позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой – тогда они охотно едят;

во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.

Организация дежурства

Общие требования:

Дежурство носит характер поручений;

Единство требований со стороны обоих воспитателей и их помощника;

Обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);

Назначают по 1 дежурному для каждого стола (младший, средний возраст); 2 дежурных на все столы – старший возраст.

Поощрение и благодарность за помощь;

младший возраст:

- к концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;

Раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.

средний возраст:

Сервировка стола под руководством взрослого;

Уборка использованных салфеток;

Уборка грязной посуды с детских столов в определённое место.

старший возраст:

Сервировка стола (самостоятельно и под присмотром взрослого);

Размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);

Уборка грязной посуды и использованных салфеток, очистка столов от крошек.

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Как вести себя за столом.

Не сиди, развалившись.

Не клади ногу на ногу.

Не шаркай ногами, не разговаривай.

Не вертись, не толкай товарища.

Ешь аккуратно, не проливай на скатерть.

Кусай хлеб над тарелкой.

Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай.

Правильно держи вилку, ложку и нож.

После еды положи ложку и вилку в тарелку.

Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари.

После еды полощи рот.

Никто не сомневается в наличии должностного питания детей в детских садах. Что значит организация питания и каков его режим, кто за этим следит? Попробуем разобраться в этих вопросах подробнее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Все садики подлежат обязательному контролю в качестве питания детей, как внутренними силами, так и внешними контрольными.

Говорить о том, что все должно быть чисто и стерильно, думаю, не стоит, это понятно.

Дома каждая мама, бабушка (и не только), для своего маленького человечка покупают только свежие продукты, и готовят из них вкусные, любимые блюда малыша.

Потому часто случается так, что как только ребенок начинает ходить в садик, то не всегда сразу соглашается на питание, которое предлагают там.

В связи с этим, родители начинают сомневаться в корректности работы персонала и подобное. Но это ложные мысли. Стоит немного разобраться в правилах организации питания в детских садах РФ.

Главные аспекты

Каждый родитель, отдавая ребенка в садик, в первую очередь надеется, на его полноценное питание. Как все мамы переживают, чтобы ребенку было вкусно, и он ел хорошо.

Ребенок, какого бы возраста он ни был, должен получать все необходимое ему для роста и развития с едой не только дома, но и вне его стен. Важным является питание детей в детском саду.

Потому решив, что малышу уже можно идти в садик, подойдите ответственно и с интересом к вопросу порядка организации питания в выбранном вами учреждении.

Необходимые понятия

В садике имеется четкий список того, что должно включать в себя питание ребенка. Какие продукты допускаются, а какие нет.

Чтобы ребенок смог получать полноценное питание, в его рацион должны входить, как минимум такие продукты:

  • мясное и рыбное;
  • яйца, только после термической обработки (варенные);
  • продукты молочного характера (молоко, творог, сыр);
  • жиры растительного происхождения (сливочное масло);
  • кондитерские изделия (печенье);
  • овощи и фрукты;
  • хлебобулочные;
  • соки и напитки (какао, кофе).
  • дикое мясо, не домашних животных;
  • без термической обработки, в том числе и яйца;
  • консервы;
  • молочные продукты без сертификации (с рынка у бабушек);
  • кондитерские изделия, включающая жирные крема и аллергены;
  • напитки с углекислым газом;
  • кофе (натуральный).

Детки, которые младше годика и содержатся на искусственном питании, в рацион включают молочные смеси как сухие, так и жидкие.

В садике обязательно каждый день должно вывешиваться суточное меню как возле окна выдачи пищи на кухне, так и в каждой группе.

Родители могут сами ознакомиться с рационом на день и в случае чего, попросить каким-то продуктом ребенка не кормить, или уменьшить порцию.

Основополагающие нормы

Каждое блюдо, а соответственно и меню питания, устанавливается согласно особенностей каждого ребенка.

Имеются специализированные садики, которые предполагают наличие деток с нарушением пищеварительного тракта, аллергической реакции на какие-либо продукты и т. д.

В таких садиках меню разрабатывается и контролируется очень строго руководством. Как правило, меню составляется с расчетом на 10-14 дней, когда цикл последовательно повторяется.

В обязательном порядке состав меню включает наличие завтрака, обеда и ужина. Между ними включается время полдника, на усмотрение заведующего.

Рассмотрим более детально, что конкретно должно входить в прием пищи.

Ребенок в садике должен получать до 70-80% пищи от основного режима, то есть оставшиеся 20-30% ему представляют родители дома. Итак, завтрак должен состоять из:

  • горячее (как правило, каша молочная);
  • хлеб или булочка, печенье;
  • напиток (чай, какао, кофейный напиток, кисель, сок и т. д.).

Обеднее время включает:

  • горячее (суп, борщ);
  • второе (каша, пюре и т.д.);
  • гарнир ко второму (котлета, рыбка в соусе и т. д.);
  • напиток (что и завтрак).

На ужин детки могут получить:

  • второе (молочная каша и т. д.);
  • гарнир;
  • напиток.

Если в промежутки основных приемов пищи был включен полдник, то он обычно состоит из легкого перекуса булочки или печенья с напитком.

Стоит отметить, что перед началом составления основного списка меню, прорабатывается примерное.

Уже давно были разработаны и написаны книжки согласно ГОСТам и всем нормам питания, еще в Советское время. Потому и по сей день, стартовая база детского меню берется из этих учебников.

Наименование блюда, а также всего списка, входящих в рацион ежедневного питания детей, в обязательном порядке должно совпадать (точнее соответствовать) с наименованиями аналогичных блюд из тех источников, где они были взяты поварами.

Правовая база

Следуя указу главвного санитарного врача РФ , который именуется как «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» за 15 марта 2013 г., регулируется вся деятельность ДОУ в отношении детского питания.

В документе можно отметить некоторые основные важные сноски:

Как осуществляется организация питания детей в детском саду

Контроль по проведению планировки и расчета детского питания в садике ложится на плечи его непосредственного руководства - заведующего учреждением.

Потому все вопросы, касаемо качества продуктов, сроков годности и питательности приготовленных блюд, несет директор.

За данным процессом могут следить также и родители, если проявят интерес и напишут заявление.

В садике ежегодно проводится проверка его состояния и соответствия всем нормам санитарно-эпидемиологическим.

После всего, составляется и выдается справка для организации питания в детском саду.

Как распределяется режим приема пищи летом

На одного ребенка в садике, согласно установленным нормам по качеству питания, полагается суточная норма продуктов.

Они должны включать в себя достаточное количество питательных веществ и всех включающих для полноценного роста и развития молодого организма.

В зависимости от возраста ребенка и его времени нахождения в садике определяется суточная норма питания. Если ребенок в садике находится до обеда - количество порций одно, полный день - другое.

Например, если у ребенка полный садиковский день (около десяти часов), тогда его режим будет составлен так:

В некоторых учреждениях может иметь место второй завтрак, обычно около 10:30-11:00, на усмотрение заведующего.

Отдельный разговор про садики, которые предполагают пребывание деток до двенадцати часов. В таком случае, увеличивается количество частоты приема пищи и продуктов питания.

Режим в таком садике будет выглядеть следующим образом:

Маленькие детки, которым меньше годика, питание разрабатывается исключительно по индивидуальным потребностям малыша, даже с включением молочной кухни.

Порядок контроля

Уже в момент заключения сделки с поставщиком продуктов питания начинается контроль над порядком питания детей в садике.

Продукты в сад поставляет не просто человек на машине, совершивший закупку на рынке где-то в городе. Данным учреждением проводится по отбору лица поставщика.

Тот, кто хочет сотрудничать, таким образом, должен представить соответствующие документы, которые освидетельствуют ценовую стоимость поставок, а также касательно процесса приготовления и сертификаты качества.

После окончательного выбора поставщика, дальнейший контроль будет осуществляться в самом садике каждый день.

Собирается комиссия, которая проводит контроль. Она включает в себя:

  • заведующий садика;
  • медврач садика;
  • родительский комитет по данному вопросу.

Первые из списка, заведующий и медврач, осуществляют контроль больше в отношении сроков годности продуктов, проверяют сроки и наличие сертификатов качества, маркирование и т. д.

Все параметры должны четко соответствовать всем предоставляемым требованиям согласно постановлениям главного врача РФ.

Родительский комитет осуществляет проверку продуктов на кухне, получить доступ туда можно только при наличии медкнижки.

Предварительно нужно написать заявление с просьбой участия и доступа к контролю продуктов питания детей на имя заведующего садиком.

Роспотребнадзор - проводит внешний порядок контроля над процессом питания в садиках. Они следят за исполнением норм:

  • сансостояние пищеблока;
  • рацион питания;
  • непосредственно качество, безопасность продуктов.

В случае постановления факта нарушения данных норм, сотрудники Роспортебнадзора вправе составить протоколы на указание нарушений.

Тогда возможно привлечение руководства садика к административной ответственности с включением штрафа. В худшем случае - закрытие учреждения.

Правильное составление акта проверки

Как уже было сказано, внешний контроль и проверку качества проводят эксперты Роспотребнадзора. Проверка может длиться ни один день.

В указываются те, кто принимал участие в проверке, также он подписывается заведующим детского сада.

По итогу составляется справка для «Организации питания в детском саду», в которой прописывается:

  • цель;
  • программа контроля;
  • состав комиссии;
  • вывод и решение комиссии.

На что необходимо обратить внимание родителям

Совет родителям - каждый день не забывайте посмотреть на лист-меню питания возле столовой, где выдают еду. Если не успели или забыли, в группе возле входа должен висеть экземпляр.

Большую часть дня дети проводят в детском саду, поэтому закономерно, что родителей интересует вопрос, каково питание в детском саду, его нормы, режим, рацион — в общем, все, что может оказать влияние на здоровье и .

Рацион питания в детском саду

Питание в детских садах рассчитано с учетом возрастных особенностей ребенка. Норма для ясельных групп составляет 155о ккал, для детей старше — 1900 ккал в день. Стандарты питания для дошкольных учреждений разработаны Институтом питания РАМН.

Меню составляется таким образом, чтобы в течение 20 дней блюда не повторялись. Согласитесь, такой разнообразный рацион дома бывает редко, особенно у работающих мамочек.

Продукты поставляют фирмы-поставщики, которые проходят конкурс. Фирма, выигравшая тендер, заключает контракт с ДОУ.

Таким образом, поставщик привозит свежие продукты в детский сад, а там уже на месте повар готовит пищу. Причем блюда должны готовиться непосредственно перед их употреблением: пища, простоявшая более 2-х часов, уже считается несвежей.

Ежедневно в рацион питания должны входить:

  • мясо;
  • молоко;
  • хлеб;
  • картофель;
  • фрукты;
  • крупы;
  • овощи;
  • сливочное и растительное масло;
  • напитки (соки, какао, компоты).

Остальные продукты (рыба, творог, яйца, сыр и др.) — 2 — 3 раза в неделю.

Блюда могут заменяться на идентичные. Например, курицу можно заменить индейкой, говядиной, мясом кролика; рыбу — морепродуктами, одни овощи можно заменять другими и т.п. Главное, чтобы количество калорий при замене соответствовало норме.

Для детей — аллергиков исключаются продукты, вызывающие пищевую аллергию.

Внимание! Детям запрещено давать продукты, не прошедшие тепловую обработку, кроме соленой сельди, форели и семги. Также в их рационе не должно быть консервов, маринованных овощей, грибов, мяса диких животных, молочных продуктов с растительными жирами, кремовых кондитерских изделий, газированных напитков, жареного и острого.

Хотите узнать кто вы для своего ребенка — приятель или воспитатель? Узнайте

Режим питания в детском саду

В соответствии с СанПиН питание детей организуется в группе не менее 4-х раз (завтрак, второй завтрак, обед, полдник). В некоторы х садах есть еще и ужин.

Интервал между приемами пищи составляет не более 4-х часов.

Оптимальное время приема пищи в детском саду:

  • 8.30 — 9.00 — завтрак;
  • 10.30 — 11.00 — второй завтрак;
  • 12.00 — 13.00 — обед;
  • 15.30 — 16.00 — полдник;
  • 17.00 — 17.30 — ужин.

Время приема пищи органично вписывается в .

Каждый день в группе вывешивается меню с указанием названия блюда и объема порции, а также замены для детей с аллергией и сахарным диабетом.

Примерное меню детского сада

В меню должны входить супы, каши, хлебобулочные изделия, молочные и кисломолочные продукты, вторые горячие блюда (мясо или рыба + гарнир), фрукты и напитки.

Помимо обычного меню, которое вы можете видеть в группе, ежедневно составляется меню — раскладка. Это нормативный документ, в котором рассчитывается количество каждого расходуемого продукта, количество и вес порций на выходе. Меню — раскладку подписывает медицинский работник, повар и директор.

Хотите узнать микроклимат Вашей семьи? Пройдите и узнайте нужно ли что-то менять

Наиболее распространенные нарушения питания в детских садах

1. Нарушение санитарных норм и правил:

  • приготовление еды без перчаток;
  • готовка в неподходящей посуде;
  • приготовление еды в ювелирных украшениях;
  • отсутствие гигиены.

2. Нарушение технологии приготовления.

3. Нарушение сроков и температуры хранения продуктов.

4. Хищение и недостача продуктов. Если продукты находят в местах, не предназначенных для хранения, то это уже рассматривается как хищение, причем не обязательно еда должна лежать в личных вещах и сумках.

При обнаружении нарушений, если администрация ДОУ не принимает никаких мер по их устранению, вам следует подать письменную жалобу в Роспотребнадзор.

Питание рассматривают одним из основных факторов внешней сре­ды, определяющих нормальное развитие ребенка.Жизнедеятельность детского организма протекает с большим расходом энергии, которая восстанавливается за счет веществ, поступающих с пищей, поэтому пра­вильное питание оказывает самое непосредственное влияние на рост, состояние здоровья и гармоничное развитие ребенка.

Основные принципы организации питания в ДОУ

  • Адекватная энергетическая ценность рационов.
  • Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым
    пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и
    жирные кисло!ы, различные классы углеводов, витаминов, минераль­
    ных солей и микроэлементов.
  • Максимальное разнообразие пищи
  • Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и
    блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохран­
    ность исходной пищевой ценности.
  • Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе неперено­
    симость ими отдельных продуктов и блюд).
  • Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания,
    включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеб­
    лока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хране­
    нию, приготовлению и раздаче блюд.

ПРОДУКТЫ , ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ ПИТАНИИ

В правильном питании детей дошкольного возраста ис пользуют ши­рокий спектр продуктов. Наиболее важными считают молоко и молоч­ные продукты, мясо, рыбу и другие.

Молоко считают одним из основных и необходимых продуктов питания. Ребенок должен получать его не менее 500-600 мл/сут. Часть суточной нормы молока желательно давать в виде кисломолоч­ных продуктов (кефир, ряженка, простокваша, ацидофилин и др.), ; оказывающих благоприятное действие на процессы пищеварения. Из других молочных продуктов ежедневно должен быть в рационе све­жий творог, его можно употреблять через 1-2 дня в большем обьеме. В набор для детей от 1,5 до 3-х лет также входит новый для них про­дукт - неострые сорта сыра, которые богаты жиром, солями кальция и фосфора.

В наборе продуктов у детей 2-3-х лет жизни постепенно увеличива­ют количество мяса. Для этого обычно используют говядину и теляти­ну, можно готовить нежирную свинину, молодую баранину, мясо кро­лика, курицы. Особенно полезны для растущего организма субпродук­ты (печень, мозги, сердце, язык), содержащие ценные микроэлементы (железо, фосфор, медь, кальций). До трехлетнего возрасча нельзя да­вать ребенку мясо утки, гуся, до двухлетнего - сосиски, колбасу, сар­дельки, так как во всех этих продуктах содержится большое количество трудноусваиваемых жиров.

В продуктовый набор должна входить рыба. Белки, содержащиеся в рыбе, легче перевариваются и усваиваются в организме, чем белки мя­са. Для питания пригодны многие виды морских и речных рыб, исклю­чением могут быть жирные и деликатесные сорта. Мясо или рыбу необ­ходимо включать в меню ребенка ежедневно.

Потребность детей в углеводах в основном следует удовлетворять за счет овощей и фруктов. В суточный рацион ребенка дошкольного возрас­та желательно включать до 500 г различных овощей (при этом доля карто­феля составляет не более половины), 150-200 г свежих фруктов и столь­ко же натуральных фруктовых или овощных соков. Фрукты и овощи слу­жат источником почти всех витаминов и микронутриентов, необходимых ребенку, содержат растительный белок, органические кислоты, ферменты Сырые овощи и фрукты необходимо давать в виде салатов, соков При от­сутствии свежих фруктов и овощей можно использовать свежезаморо­женные, консервированные продукты, консервы для детского питания.

Набор продуктов должен содержать хлеб различных сортов. Ребен­ку дошкольного возраста достаточно 150-170 г хлеба в сутки, в том чис­ле не менее 50-60 г ржаного. Общее количество круп, в число которых входят бобовые и макаронные изделия, для детей этого возраста не должно нревыша!ь 40-50 r/сут. Если до 1,5 лет используют в основном манную, гречневую, овсяную, рисовую крупу, то после 2-х лет необхо­димо дополнительно включать в рацион другие крупы, такие как пше­ничную, ячневую, кукурузную, перловую. Потребность ребенка 1-3 лет в сахаре составляет 40-50 г, 4-6 лет - 50-60 г.

Хлеб, крупы, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар и овощи включают в меню ежедневно, а остальные продукты (творог, сыр, яйцо) - 2-3 раза в неделю.

СОСТАВЛЕНИЕ МЕНЮ

Рациональное питание детей в детских учреждениях требует пра­вильно организованного меню и сбалансированных норм потребления пищевых веществ и энергии, представленных в табл. 6-4.

Наиболее оптимальным соотношением белков, жиров и углеводов в рационах детей дошкольного возраста считают 1:1:4. Нарушение этого соотношения, как в сторону уменьшения, так и увеличения одного из компонентов приводит к разбалансированности питания, что может вызвать различные нарушения в состоянии здоровья ребенка.

Для детей дошкольного возраста животные белки должны состав­лять не менее 65% от общего количества белков в рационе, раститель­ные жиры - примерно 15% от общего количества жиров. Не менее ва­жен и качественный состав углеводов, которые делят на легко усваива­ющиеся моно-, ди- и полисахариды. Пектиновые вещества и клетчатка регулируют деятельность кишечника.

Таблица 6-4. Суточные нормы потребления пищевых веществ и энергии для дошкольников

В дошкольных учреждениях должны использовать примерные 7- или 10-дневные меню, разработанные для летне-осеннего и зимне-ве­сеннего периода, отдельно детям раннего и дошкольного возраста и в за­висимости от длительности пребывания в ДОУ. Для того чтобы в отдельные дни дети не получали чрезмерного или недостаточного коли­чества белков, жиров и углеводов, меню должно быть просчитано по со­держанию в нем пищевых ингредиентов.

На основании примерного 10-дневного меню, которое составляют с учетом национальных и территориальных особенностей питания насе­ления, составляют меню-требование установленного образца, с указа­нием выхода блюд для детей разного возраста.

Зимой и весной при отсутствии свежих овощей и фруктов рекомен­дуют включать в меню соки, свежезамороженные овощи и фрукты при соблюдении сроков их реализации В эндемичных по йододефициту районах используют йодированную поваренную соль.

Меню составляют накануне, и изменению оно не подлежит. Завтрак готовят по численности детей, присутствующих в детском саду накану­не. Обед и ужин готовят в соответствии с численностью детей на дан­ный день (на основании утренних рапортичек о количестве детей в каж­дой группе за подписью воспитателя).

Выдачу готовой пищи детям следует проводить только после снятия пробы и записи медработником в специальном бракеражном журнале оценки готовых блюд и разрешения их к выдаче В журнале необходи­мо отмечать вкусовые качества каждого блюда, а не рациона в целом, и указывать соответствие веса и объема раздаваемых блюд количеству, приведенному в меню. В группах пищу детям необходимо распределять в соответствии с объемами, полагающимися им по порционнику, в ко­тором указано, какое количество пищи, положено получать детям того или иного возраста.

Ежедневно необходимо оставлять суточную пробу готовой продук­ции. Отбор и хранение суточных проб находятся под постоянным конт­ролем медицинских работников Суточные порционные пробы отбира­ют в полном объеме, 1 блюдо и гарниры - не менее 100 г с целью мик­робиологического исследования при неблагополучной эпидемиологи­ческой ситуации Пробу отбирают в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную посуду) и сохраняют в тече­ние 48 ч в специальном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике для хранения кисломолочных продуктов при температуре 2-6 «С. Контроль правильного отбора и хранения суточной пробы осуществляет медицинский работник

Детям старше одного года, в отличие от детей первого года жизни, питание назначают не индивидуально, а целой группе детей одинаково­го возраста. При составлении детского рациона необходимо следить за достаточным разнообразием блюд, не допуская повторение одного и то­го же блюда не только в один, но и ближайшие дни.

Составление суточного рациона ребенка лучше всего начинать с обе­да, в состав которого обычно входит максимальное количество мяса или рыбы, а также значительная часть овощей и масла. Оставшиеся продук­ты, общее количество которых на текущие сутки определяют с ориента­цией на рекомендуемые возрастные нормы, распределяют между завт­раком, ужином и полдником.

ОБЕД

  • Закуска, лучше в виде салата из сырых овощей. Для улучшения
    вкуса в салат можно добавить свежие или сушеные фрукты (яблоки,
    чернослив, изюм). Салат следует заправлять растительным маслом.
  • Не слишком объемное первое горячее блюдо и полноценное высо­
    кокалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, составленное пре­
    имущественно из овощей. Вторые блюда готовят из мяса, рыбы в виде
    котлет, биточков, гуляша, в отварном или тушеном виде. Гарнир можно
    готовить из картофеля, овощей, круп, макаронных изделий.
  • В качестве третьего блюда лучше всего использовать фруктовый
    сок, свежие фрукты, компот, кисель из свежих или сухих фруктов.
    Можно использовать консервированные компоты, плодоовощные соки
    и пюре для детского питания, витаминизированные напитки.

ЗАВТРАК

На завтрак детям дошкольного возраста можно давать различные ка­ши. При зтом необходимо обеспечивать разнообразие круп. Кашижела-

тельно готовить с овощами или фруктами (морковью, тыквой, яблока­ми, сухофруктами) Молочные каши следует чередовать с блюдами из различных овощей в виде овощных рагу, запеканок, котлет, салатов. Ес­ли на завтрак дают кашу, то на ужин обязательно должны быть овощи. Кроме каш и овощных блюд, на завтрак и ужин рекомендуют различные блюда из творога, особенно в сочетании с фруктами и овощами. На завт­рак желательно давать блюда из мяса или рыбы (сосиски, сардельки 1-2 раза в неделю, отварную или жареную рыбу), а также блюда из яиц. В качестве питья лучше всего использовать горячее молоко или кофей­ный напиток на молоке, в редких случаях чай с молоком. Хорошим до­полнением к утреннему завтраку или ужину служат свежие фрукты и овощи (салагы).

ПОЛДНИК

Он обычно состоит из какого-либо кисломолочного пани пса (кефир, простокваша, биолакт, йогурты и др.) и хлебобулочных или кондитерс­ких изделий. Вместо кисломолочного продукта можно д<ш> ребенку свежее молоко. Желательно в состав полдника включать различные свежие ягоды и фрукты.

УЖИН

Детям дошкольного возраста можно давать различные каши, в каче­стве питья более рационально предлагать кефир или другой кис ломо-лочный напиток, который также можно давать через 1,5-2 ч мосле ужи­на, перед сном.

В питании детей в ДОУ категорически запрещаемся использование грибов; фляжного (бочкового) молока без кипячения, фляжного творо-i а и сметаны; консервированного зеленого горошка без i ермической об­работки, кровяных и ливерных колбас, яиц и мяса водоплавающих птиц, рыбы, мяса, не прошедшего ветеринарный кон i роль, консервиро­ванных продуктов домашнего приготовления в герметической упаков­ке, консервов в банках с нарушением герметичности, бомбажных, с ржавчиной, деформированных, без этикеток; крупу, муку, сухофрукты, загрязненные различными примесями и зараженные амбарными вреди­телями; овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили.

Не следует использовать в питании детей специи, острые блюда, пи­щевые добавки искусственного происхождения: продукты, содержащие п своем составе пищевые добавки (синтетические ароматизаторы, кра-с и гели) искусственного происхождения, в том числе безалкогольные

газированные напитки, кондитерские изделия, жевательную резинку, чипсы и др.; закусочные консервы - маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливы, яблоки), кулинарные жиры; сливочное масло жирностью ниже 72%; копчености; майонез, перец, горчицу, хрен, уксус, острые соусы, натуральный кофе.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ

Большое значение для сохранения аппетита детей имеет правильная организация общего режима дня и питания. Под правильным режимом питания понимают также количественное и качественное распределение продуктов в течение суток. В ДОУ с десятичасовым пребыванием детей организуют трехразовое питание с усилением полдников, с двенадцати­часовым - четырехразовое; с круглосуточным - пятиразовое с дополни­тельным ужином перед сном; с только ночным пребыванием - однора­зовое (ужин) Для групп кратковременного пребывания детей в ДОУ (3-4 ч) организуют одноразовое питание (второй завтрак, обед или полдник) в зависимости от времени работы группы (первая или вторая половина дня), при этом рацион питания должен обеспечивать не менее 15-25% суточной потребности в пищевых веществах и энергии. Прини­мать пищу для дошкольников рекомендуют 4 раза в сутки, в некоторых случаях (санаторных и оздоровительных учреждениях) - 5 раз.

Соблюдая установленный режим питания, очень важно не давать ре­бенку какую-либо пищу в промежутках между кормлениями. Это каса­ется так называемых «фруктовых» завтраков Более целесообразно все фрукты и соки давать ребенку в обычные часы приема пищи

Детям с недостаточным или избыточным весом питание необходимо назначать индивидуально. Качественную коррекцию рациона в виде до­полнительного введения таких продуктов, как молоко, творог, яйца, мя­со, печень, прежде всего, необходимо проводить ослабленным детям с плохим аппетитом, съедающим малое количество пищи. В период адап­тации потребность в белке возрастает на 10-15%. Процесс еды следует организовать так, чтобы у детей возникло положительное отношение к нище Обстановка в столовой должна быть спокойной, ничто не должно отвлекать ребенка от еды. Следует заинтересовать ребенка едой, разго­варивая о приятном вкусе и виде приготовленных блюд. Это вызывает отделение пищеварительных соков еще до приема пищи и способствует лучшему усвоению пищевых веществ.

ОЦЕНКА ПИТАНИЯ

Наиболее обьекшвными показателями обеспечения детей рацио­нальным питанием считают хорошее общее состояние ребенка, соответствие его физического (табл. 6-5, 6-6) и нервно-психического развития возрасту, положительное эмоциональное состояние, достаточная актив­ность, хорошая резистентность к заболеваниям.

Из параметров физического развития определяют массу тела, длину и окружность грудной клетки. Измерение этих показателей осущес­твляют у детей от 1 -го года до 3-х лет один раз в квартал, у дошкольни­ков - один раз в 6 мес Оценку нервно-психического развития в ДОУ детей по возрастным показателям проводят в декретированные сроки: на втором году жизни - один раз в квартал, на третьем - один раз в 6 мес, детям старше 3-х лет - один раз в год

Таблица 6-5. Оценка питания мальчиков в килограммах
Рост, см Центили
3 10 25 50 75 90 97
85-90 10,7 11,0 11,7 12,2 13,6 14,2 14,7
90-95 11,5 12,0 13,0 13,5 14,5 15,4 16,3
95-100 12,1 13,5 14,0 15,0 15,8 17,0 17,5
100-105 13,3 14,5 15,0 16,0 17,0 18,3 20,3
105-110 14,4 15,6 16,5 17,4 18,9 19,8 21,1
110-115 15,2 16,6 17,8 18,7 20,0 21,0 21,9
115-120 17,6 18,5 19,6 20,7 22,1 23,3 24,0
120-125 19,3 20,0 21,0 22,2 24,0 25,9 27,5
Таблица 6-6. Оценка питания деве чек в килограммах
Рост, см Центили
3 10 25 50 75 90 97
85-90 10,2 11,0 12,0 12,5 15,1 13,9 14,8
90-95 11,0 12,0 12,7 13,4 14,1 14,9 15,8
95-100 12,4 13,0 13,8 14,5 15,5 16,8 18,5
100-105 13,4 14,5 15,0 15,7 17,0 18,2 19,6
105-110 14,3 15,0 16,2 17,5 18,8 19,8 21,4
110-115 15,0 16,5 17,5 18,9 19,8 21,5 24,1
115-120 15,2 17,5 19,0 20,3 22,0 23,2 25,7
120-125 18,4 19,7 20,5 22,0 24,0 27,8 29,4

При клинической оценке питания учитывают состояние кожи, сли-iистых оболочек, развития подкожно-жирового слоя, мышечной и кост­ной системы, функциональное состояние всех внутренних органов и систем. При правильной организации питания у ребенка отмечают хо­роший аппетит, активное поведение, радостное эмоциональное состоя­ние. Ребенок охотно принимает участие в играх и занятиях, его физи­ческое и нервно-психическое развитие соответствует возрасту, процесс адаптации к некоторым отрицательным воздействиям проходит благоп­риятно, восприимчивость к заболеваниям на низком уровне. Заболева­ния у таких детей, в случаях их возникновения, протекают в легкой форме с минимальной длительностью и не дают осложнений.

АНАЛИЗ ПИТАНИЯ

Для правильной организации и проведения анализа питания детей в ДОУ требуются следующие документы утвержденный набор продук­тов для ДОУ; перспективные меню-раскладки и примерные меню (7- или 10-дневные), накопительная ведомость расхода продуктов; бракеражный журнал; тетрадь бракеража сырой продукции; годовые, квартальные и месячные заявки на продукты; картотека блюд; нормы отходов при холодной кулинарной обработке; нормы отхода мясных, рыбных, овощных блюд при тепловой обработке; таблица замены про­дуктов по основным пищевым веществам.

Еженедельно или 1 раз в 10 дней медицинский работник контроли­рует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на одного ребенка и при необходимости проводит коррекцию питания в следую­щей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам нако­пительной ведомости осуществляет медицинская сестра один раз в ме­сяц (подсчитывают калорийность, количество белков, жиров и углево­дов). Врач осуществляет анализ питания детей в ДОУ один раз в месяц.

Медсестра принимает участие в составлении каждодневного меню, контролирует правильность хранения и соблюдения сроков реализации продуктов. Она следит за правильной кулинарной обработкой и заклад­кой в котел продуктов, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи.

Для обеспечения преемственности питания родителей информиру­ют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время его пребывания в ДОУ.

ВИТАМИНИЗАЦИЯ ПИЩИ

В целях профилактики гиповитаминозов в зимне-осенний период проводят искусственную витаминизацию холодных напитков (компот и др.) аскорбиновой кислотой (для детей 1-3-х лет добавляют 35 мг, 3-6 лет - 50 мг на одну порцию). Возможно использование поливита­минных препаратов (драже в день во время или после еды). Аскорбино-ную кислоту вводят в компот после его охлаждения до температуры не

выше 15 °С (перед реализацией). Все поливитаминные или витаминно-минеральные препараты (одна таблетка или драже в день) принимают ежедневно во время или после еды.

Можно использовать поливитаминные препараты и витаминно-ми-неральные комплексы отечественного и зарубежного производства, раз­решенные к использованию в Российской Федерации:

  • для детей в возрасте от 1-го до 3-х лет: мультитабс-Беби (Феросан,
    Дания), пиковит-сироп (КРКА, Словения), пиковит-пастилки (КРКА,
    Словения),
  • для детей в возрасте 4-6 лет: гексавит, мультитабс-Юниор (Феро­
    сан, Дания), пиковит-пастилки (КРКА, Словения).
  • для детей в возрасте 7 лет: гексавит, ундевит, мультитабс- Юниор
    (Феросан, Дания), пиковит-пастилки (КРКА, Словения), олиговит (Га-
    леника, Югославия), юникап Ю (Апджон, США).



Самое обсуждаемое
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?
Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее? Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее?
Печень индейки рецепт приготовления в сметане Печень индейки рецепт приготовления в сметане


top