Почему в старости время бежит быстрее? Быстрее с каждым днем. Почему с возрастом время так летит Почему в старости время идет быстрее

Почему в старости время бежит быстрее? Быстрее с каждым днем. Почему с возрастом время так летит Почему в старости время идет быстрее

«Бессмертно все, что невозвратно,
и в этой вечности обратной
блаженство гордое души».

В. Набоков

В развитых странах увеличивается продолжительность жизни и в связи с этим возрастает количество пожилых людей. Как общество относится к старикам? Налицо две противоположные тенденции, восходящие ещё к первобытности.

С одной стороны, низкая оценка старости. Скажем, в позднем Европейском Средневековье, уже подготавливавшем Новое время, старость выявляла свои отрицательные стороны по двум моментам. Во-первых, по своей связи с болезнью. Болезнь рассматривалась в христианской теологии как наказание за грех. Вслед за язычеством, особенно в повседневном здравом смысле, больные, увечные и старики получали заниженную социальную оценку. Эта заниженная повседневная оценка выразилась в фаблио Фаблио как жанр французской городской литературы получил особенное распространение в XIII в. Это сравнительно небольшое по объему комическое повествование, которое, как правило, заканчивалось моралью. См.: Словарь средневековой культуры. М.: 2007. с. 353 и далее. Иллюстрации можно почерпнуть у Мольера, который более понятен, чем фаблио. Напр. «Жорж Данден, или Одураченный муж» как в жанре французской городской литературы. Там также проявляется возрастная мифология, где обманываемый муж воплощает старость (в календарных праздниках – «уходящий год»). Он рогат, нещадно бит и – обратим внимание! – доволен. Юноша, особенно бродячий клирик, любвеобилен и удачлив.


(А. Шварценеггер)

Старость – лучшее время человеческой жизни(страница 3 из 31)

Тема геронтоцида (умерщвления стариков) восходящая к архаике, сохранилась в превращенных формах и до сегодняшнего дня. В эксцентрической комедии Американский фильм Фрэнка Капры «Мышьяк и старое кружево» (1944). Действие происходит в доме двух приятных, но безумных тетушек, Эбби и Марты Брюстер, которые умерщвляют ядом всех, кто вступает в контакт с ними. Тетушки убивают людей и закапывают трупы в погребе с соблюдением трогательных траурных церемоний... Безумие тетушек на самом деле предстает как атавизм, т.е. как пережиток архаики. , исполненной черного юмора, две благопристойные на первый взгляд старушки убивают всех пожилых джентльменов, которые хотели бы снять комнату в их доме.

Видео 2. Фрагмент из фильма "Мышьяк и старое кружево" (реж. Ф. Капра, 1944).

С другой стороны, почтительное отношение к старости. Старость уже в Античности и вообще в стабильном традиционном обществе чаще всего рассматривалась как ценность, - лучшее время жизни. Отсюда же непреходящая тема старости в портретной живописи, напр. портреты стариков и старух у Рембрандта, портрет Ермоловой у В. Серова. Эта почтительность есть результат долгого развития цивилизации.

Портреты.


(Сократ. Античный бюст)


(В. Серов. Портрет актрисы М.Н. Ермоловой. 1905 г.)


(Рембрандт. Портрет старика в красном. 1654 г.)

Новоевропейская цивилизация, буржуазное общество относится к старости противоречиво. С одной стороны, оно вообще низко оценивает старость. Но с другой стороны, буржуазное общество не может не наследовать традицию мировой цивилизации по высокой оценке старости.

Сейчас, на излете новоевропейской цивилизации возникает потребность, так сказать, заново «тематизировать» старость, разработать систему ценностных стереотипов для того, чтобы старик мог с душевным комфортом идентифицироваться Идентификация - специфическое социальное отношение, в котором личность отождествляет себя с определенной группой, например: Я – «молодой человек», «Я – студент», «Я – пенсионер», «Я – женщина», и т.п. со своим возрастом. Здесь обретают вторую жизнь ценностные установки античной философии, вообще – традиционного общества. В современном мире, поскольку в нем господствует культ молодости, классическая греческая философия поможет нам перенести процесс старения менее болезненно.

Культура античного и христианского мира исходила из двух жизненных моделей, заслуживающих подражания: героя типа Ахилла с его короткой, но насыщенной событиями жизнью


(Франц фон Мач. Торжествующий Ахилл. 1892 г.) и почтенного старца-философа (в христианстве – Мафусаила)


(Пьеро делла Франческа. Мафусаил. 1550 г.)

стремящегося к спокойной, внутренне сосредоточенной жизни. В христианской изобразительной традиции можно проследить соответственно образ Бога-Отца, Моисея, Ноя, и образ Бога-Сына, Христа, святого Себастьяна.


(Антонелло да Мессина. Св. Себастьян. 1475 г.)

Древние полагали, что наиболее почетна смерть либо в ранней юности, либо в глубокой старости, так как преклонный возраст, несмотря на все его минусы, - возраст торжества разума.

Старость и страх

Феномен старости в плане личного существования может быть раскрыт через категорию страха. Страх возможен в двух проявлениях: в модусе боязни, т.е. низкого страха и в модусе высокого страха, который религиозные люди называют страхом Божьим. Под знаком страха происходит старость, т.е. период жизни, который протекает во все более ясном видении неминуемой смерти. Но в зависимости от того, какой страх преобладает, складываются различные судьбы старости. Соответственно возникает старость настоящая, подлинная, достойная, с одной стороны, и старость не подлинная, жалкая, неудавшаяся, - с другой.

Подлинные старики и неудавшиеся старики

В каждом конкретном человеке, достигшем соответствующего возраста, есть моменты настоящей старости, и моменты не подлинной старости. Дело в том, какие моменты в нем преобладают. Соответственно, разделяются, с одной стороны, настоящие старики и с другой, те, которые оказались не на высоте призвания старости, - неудавшиеся старики. Настоящие старики захвачены прежде всего высоким страхом, - страхом не выполнить своего предназначения в мире, не исполнить свой долг. Неудавшиеся старики одержимы низким страхом, боязнью. Сюда относятся, например, старики-сластены, старики-сладострастники и старики-честолюбцы, одержимые волей к власти.

Видео 3. Фрагмент из фильма "Лучше не бывает" (реж. Дж. Брукс, 1997).


(Тициан «Папа Павел Третий с внуками». 1546 г.)


(В. Серов. Портрет К.П. Победоносцева. 1902 г.)


(В. Серов. Портрет Эммануэля Нобеля. 1909 г.)

Демокрит Демокрит - греческий философ (460 - 371 до н.э.) - основатель атомизма. Он считал, что высшее благо это блаженство; оно состоит в покое и веселье души и верней всего может быть достигнуто благодаря обузданию желаний и умеренному образу жизни. говорил, что настоящий старик должен быть приветлив и серьезен. Если у человека к старости начинает преобладать разум, то старость удалась. Отсюда подлинная серьезность настоящего старика. Напротив, неудавшаяся старость являет собой такую трагедию личной судьбы, когда человек, вступая в возраст старости, тем не менее сохранил преобладание чувственной или яростной души. И мы на лице его можем прочесть устремления чувственности или устремления гордыни.

Движение по возрастам проявляется в изменении сферы желаний. Желания настоящего старика – это желания разумной души. Они направлены за пределы своего тела, онирастождествляются с телом старика. Старик, преодолевая наивную идентификацию со своим телом, выходит за рамки своего тела прежде всего через общение с другими. Особаяприветливость старика обусловлена тем, что он как бы уходит от своего тела в общение с Другими.

Есть такая притча об Иоанне:

Блаженный Иоанн евангелист дожил в Эфесе до глубочайшей старости, так что ученики едва могли на руках приносить его в церковь, и, не имея силы сказать долгой речи, он в собрании паствы каждый раз ничего не говорил, кроме следующих слов: «Милые дети мои, любите друг друга!» Наконец, ученики и братия, наскучив тем, что слышали одно и то же, сказали: «Учитель, почему каждый раз говоришь ты одно и то же?» На то дал он им ответ, достойный Иоанна: «Потому, что эта заповедь Господа, и если ее одну исполнять, то и довольно».

И молодые люди отвечают старикам «встречной любовью» (см. о любви к старикам в «Пушкинской речи» Достоевского).

В соответствии с этим возникает особый статус старческой красоты, которая овевает настоящих стариков. Красота старости – это результат работы над собой, результат подлинной удавшейся жизни. Гимн женской старости в фильме «Александра» Александра Сокурова, где показана прекрасная стать старой Галины Вишневской, восходящая к неолитическим Венерам.

Видео 4. Фрагмент из фильма "Александра" (реж. А. Сокуров, 2004).
Видео 5. Фрагмент из фильма "Александра" (реж. А. Сокуров, 2004).

Рита Леви-Монтальчини, итальянский нейробиолог, старейшая из живших в 2009 году лауреатов Нобелевской премии, сказала на пресс-конференции в Риме, устроенной по случаю её 100-летнего юбилея: «Несмотря на то, что мне исполняется сто лет, соображаю я сейчас – спасибо опыту – гораздо лучше, чем тогда, когда мне было двадцать».


(Рита Леви-Монтальчини)

Первый шаг к настоящей старости – это «выход за пределы своего тела». Для настоящего старика старческие недомогания его тела не стоят на первом плане. Он думает не о своем телесном благополучии в первую очередь, а о благополучии своих ближних (детей, внуков, учеников). Радости их духа, души и тела, радости их молодых душ – это главные радости старика. В этом конкретный смысл любви настоящего старика к детям и внукам.

Конкретно такое растождествление со своим телом у старика осуществляется через практику аскезы. Собственно, аскеза это первый внешний признак настоящего старика. Освобождаясь с помощью аскезы от непосредственной идентификации со своим телом, растождествляясь со своим телом, он идентифицируется не только с телами Других, но идентифицируется и с произведениями культуры, а также и с вещами мира вообще. Искусство и культура готовят нас к достойной старости, учат нас выходить за рамки своего тела, идентифицироваться с телами Других, с телом своей нации, со всем человечеством, с биосферой, с Землей, со Вселенной и, наконец, с Абсолютом. В этом глубинный смысл образования; оно представляет по сути дела подготовку к настоящей старости.

Символична фундаментальная предусмотрительность Марка Аврелия, который подбирал книги в деятельном возрасте, чтобы читать их в старости. Культура как таковая, существующая не для обустроения материальных условий жизни, а как самоцель, - особенно гуманитарная культура, (философия, литература, живопись и т.д.) необходимы именно для старости. Старый Дарвин Дарвин Дарвин Ч. Автобиография. Перевод проф. К.А. Тимирязева // Полное собрание сочинений Чарльза Дарвина. Под ред. проф. М.А. Мензбира. Госиздат, М.-Л., 1925, с. 3-42. «…в одном отношении мой ум изменился за последние двадцать или тридцать лет. До тридцати лет, и даже немного позднее, я находил большое удовольствие в чтении поэтов: Мильтона, Грея, Байрона, Вордсворта, Кольриджа и Шелли: даже еще школьником я с великим наслаждением зачитывался Шекспиром, особенно его историческими драмами…в былое время живопись доставляла мне значительное, а музыка высокое наслаждение. Но вот уже несколько лет, как я не могу выносить ни одной строки поэзии: пробовал я недавно читать Шекспира, но он мне показался скучным до тошноты. Я почти потерял и прежний вкус к живописи и музыке. Музыка, вместо того, чтобы доставлять удовольствие, обыкновенно только заставляет меня еще усиленнее думать о том, чем я занимался» горько сожалел, что, превратившись в машину для переработки позитивных фактов, недостаточно уделял внимания музыке, искусству. В результате, он на склоне лет должен был довольствоваться массовыми сентиментальными романами, внутреннюю пустоту которых он в глубине души не мог не чувствовать.


(Чарльз Дарвин. 1878 г.)

Старость как творческий возраст

Творчество как производство новых и значимых идей – это коллективный процесс. В нем всегда может быть выделен новатор, который генерирует новые идеи, и так сказать, «отвечает» за новизну результата. Но необходим и «консерватор», который проверяет действительную значимость идей, высказанных новатором, так сказать «ответственный за значимость». Вот старик часто весьма успешно выполняет эту «вторую», но совершенно необходимую роль творческого «консерватора».

Старость поэтому это креативный возраст, не менее креативный, чем юность и зрелость, но творчество старика развертывается в особом измерении, а потому подчас не заметно так, как созидательная активность юности. Но без стариков творчество юности было бы невозможно.

Творчество старика не акцентировано на новизне, оно акцентировано на значимости. Старик – не инициатор нового, но он хранитель значимого, он хранитель культуры, ее «упорядочиватель» и систематизатор. Без его охранительной и систематизаторской работы само новое было бы невозможно. Вне системы, вне рамки значимого новое представало бы как просто хаос, случайные отклонения от существующего. Поэтому упорядочивающая культурная деятельность старика есть необходимое условие возможности новаций молодых.

Старость – лучшее время человеческой жизни(страница 16 из 31)

(Х. Гольбейн. Эразм Роттердамский за конторкой. 1523 г.)


(Тициан «Автопортрет Тициана»)


(В. Серов. И.Е. Забелин. 1892 г.)


(В. Серов «Н.А. Римский-Корсаков». 1898 г.)

У старика особые отношения с вещами. Он выходит из своего тела в жизнь вещей. Опредмечивание в вещах – фундаментальная процедура старости. Произведения культуры как бы изымают вещи из времени, представляя собой способ достижения бессмертия.

Специфический, сохраняющий и систематизирующий характер творчества старика накладывает печать на существование его авторства.Авторствование есть соблазн молодости, это проявление высокого страха молодости не оставить по себе следа. Старик любит свои произведения, которые он оставитпосле себя и вместо себя, но он не придает особого значения своему авторству, разве что только с позиции ответственности. Настоящий старик любит культуру в себе, а не себя в культуре. В связи с этим творчество старика отягощено заботой об авторствовании лишь в той мере, в какой он несет ответственность за свое произведение.

Старик и история

Старик особое внимание уделяет сохранению и осмыслению тех вещей, которые его окружают. В связи с таким особым интересом к вещам особая роль в деятельности старика отведена истории. Если думающему, духовно и душевно активному молодому человеку свойственно вести дневник своей жизни, выплескивая в культурные формы фиксированного слова фонтан эмоций и переживаний, то старик пишет мемуары.

Послушайте несколько минут небольшой фрагмент из знаменитой книги «Опыты», очень советую Вам впоследствии ее прочитать.

Мишель де Монтень, французскийписатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

Аудио 1. Фрагмент аудиокниги. М. Монтень. "Опыты", «К читателю».

Мемуары - это сама непосредственная история, это, прежде всего, история своего тела, души и духа, рассказ о своей жизни как о целом. Воспоминаниями, если они записаны, дается цельность восприятия мира. В этом смысле настоящий старик не только может, но и должен помнить; он, не только может, но и должен писать воспоминания. Мемуары в широком смысле слова – это сама основа культуры, историографии, - её нулевой пласт, опредмеченная память. Старик, таким образом, пишет не только мемуары, но иисторию вообще. В этом смысле старик – историк по определению.

Органическая склонность старика к истории связана с тем, что он видит себя в контексте целого. Молодого человека господствующая чувственная душа соблазняет на ситуационное поведение. Настоящий старик ведет себя не ситуационно, он ведет себя, имея в видуконтекст всей своей жизни. Каждый свой поступок он соотносит со всей своей прожитой жизнью, которая к тому же раскрывается с позиций целого (Вселенной), как его подлинной жизни. И целое (Вселенная, Абсолют) действительно оказывается его жизнью в результате его духовной работы.

Настоящая старость, таким образом, – это видение своей жизни как целого, которое, в свою очередь, включено в контекст всеобщего, в контекст предельных оснований бытия. У молодости не может быть такого видения, т.к. целое жизни молодого человека не сложилось, жизнь еще не случилась. Конечно, возможна интуиция своего будущего молодым, но эта интуиция всегда относится только к сфере возможности, но не действительности. Ведь жизнь молодого может сложиться (случиться) по-разному, и никто не может сказать, как она сложится в действительности. Случайность, в мягких лапах которой находится молодой человек, предстает как судьба. Случайность в жизни молодого вовсе не есть «непознанная необходимость». Старик, в жизни которого уже все случилось, освобождается от случайности как судьбы, он оказывается на стороне необходимости, и необходимость, - если это настоящий старик, - оказывается на его стороне.

Если настоящая старость представляет собой сбалансированность желаний и возможностей, то неудавшаяся старость являет собой их трагический конфликт. Жалкая роль многих современных стариков определена не тем, что дети уделяют старикам «недостаточно любви, уважения и внимания», - не тем, что правительство «не обеспечивает» их «достойной» пенсией, медицинским обслуживанием, и т.д. Обеспечить их всем этим так же невозможно, как наполнить бочку Данаид.


(Дж. У. Уотерхаус. Данаиды. 1904 г.)

Жалкая роль определена тем, что они спровоцированы «ценностями» современного общества потребления и поддались на эту провокацию. В этих эфемерных «ценностях» главное – чувственные удовольствия, брызжущий во все стороны избыток физических сил, успех, богатство, и т.д. Этот набор ориентиров и для молодого опасен и разрушителен, а для старика в духовном плане он просто гибелен. Настоящий старик сопротивляется этой провокации, помня о подлинной ценности равновесия и спокойствия. Он не требует невозможного от медицины, он не требует большой пенсии от государства, постоянно находящегося в «сложном положении». Он с пониманием относится к той мере любви и заботы, которые уделяют ему дети. Он озабочен не тем, чтобы получить(«причитающееся, заработанное»), а тем, чтобы отдать, чтобы быть по возможности нужным. Специфика желаний настоящего старика именно в том, чтобы, как это и свойственно разумной душе, -отдавать, а не брать.

Неудавшийся старик захвачен жестким, «мертвым» единством со своим телом. Его трагедия в том, что ему представляется высшим несчастьем его индивидуальная смерть. Настоящий старик не боится смерти своего тела, поскольку дух его уже вышел за его пределы, - поскольку он уже свободен в своей идентификации. Старость в этом смысле уже здесь и теперь есть «жизнь после жизни», или - подлинно духовная жизнь. Высокий страх настоящего старика лишь в том, что он не сможет в достаточной мере «воспарить» над своим телом, так сказать «выйти» из него.


(И. Ф. Стравинский. 1965 г.)

Выводы

Именно старик это и есть человек как таковой в том смысле, что он старостью подводит итог своей жизни. Юность и даже зрелость в этом аспекте – это всего лишь подготовка к старости. Старость в своем явлении это нисходящее движениечеловеческой жизни, но по сути своей естьвосходящее движение к высокому отождествлению с мировым целым, с Абсолютом, с Богом.

Послушайте фрагмент из книги. Ч. Айтматова "И дольше века длится день". Аудио 2.

Вопросы для самопроверки

1. Считаете ли Вы себя старым человеком?

2. Боитесь ли Вы своей старости?

3. Старость – это не только формальные показатели возраста. Кого Вы назвали бы старым человеком?

4. Кого Вы могли бы привести как пример достойной старости, знакомы ли Вы с настоящим стариком, который именно в старости достиг полноты своей жизни?

5. Могли бы Вы привести пример из художественной литературы «несостоявшегося старика»?

6. Согласны ли Вы с тем, что старик способен к творческой активности, - в каких смыслах, в каком отношении с другими?



ВКонтакте Facebook Одноклассники

Многие панически боятся болезней, прочно связанных в нашем сознании с жизнью пожилых людей

Молодые люди от неизбежной старости ожидают беспомощности, утраты ясности ума, ухудшения зрения и слуха и прочих неприятностей. Но так ли уж всё страшно на самом деле? На самом деле у старости есть свои преимущества.

Прежде всего возникает вопрос - кто вообще считается пожилым, а кто - старым? Согласно классификации геронтологов, возраст от 60 до 74 лет считается пожилым, от 75 до 89 - старческим, от 90 и выше - возрастом долгожителей.

Старость у нас в сознании ассоциируется с ворчанием и глухотой, шаркающей походкой, атеросклерозом, ишемической болезнью сердца, сахарным диабетом, гипертонией, онкологическими заболеваниями. Но в реальности это давно не так. Потому, что обычно уже к 40 годам люди умудряются заполучить букет хронических заболеваний. А от самой старости, по сути, мы получаем не так уж много болезней. Как правило, это остеопороз, ломкость костной ткани, или болезнь Альцгеймера - вид старческого слабоумия, при котором человек теряет память и координацию движений. Однако оснований для черного пессимизма всё-таки нет. Ведь старость - просто определенный отрезок жизни, и у нее есть свои радости.

Это грозит каждому

Старение - необратимый процесс, относящийся к любым объектам - живым и неживым. С течением времени все в природе изнашивается. На протяжении жизни любые организмы накапливают внешние воздействия окружающей среды и становятся более хрупкими. Становится недостаточным количество новых клеток, образовывающихся на замену «отработавшим». Этот момент считается началом биологического старения.

На течение старения влияют также факторы внешнего воздействия - окружающая среда, пища, привычки, физическая и интеллектуальная активность. Большую роль играет стрессовый фактор, смена привычных условий жизни, окружения. В процессе старения ряд органов становится меньше в объеме. В среднем, все органы тела с 25 до 75 лет теряют 25%-30% от своей массы.

Основные проявления старения связаны с возрастными изменениями функции центральной нервной системы - уменьшается подвижность процессов возбуждения и торможения, ослабляются чувствительность, обоняние, острота зрения, постепенно понижается верхняя граница слуха. Отмечается снижение психической активности.

Мозг должен работать!

Увы, ни один врач не предложит курс профилактики возрастных нарушений. Никто не назначит пилюлю от старости - ее просто не существует. Каждому придется осознать, что старость неизбежна.

Действенным методом для того, чтобы старость была счастливой, а не мучительной, является сам образ жизни человека. Многие предлагают простой рецепт: активная жизнь без вредных привычек, с обязательным наличием любимого дела. И это действительно работает - долгожители до последнего не уходят «на покой» из профессии.

Ученые подсчитали, что после сорока лет люди ежедневно теряют примерно двадцать тысяч нервных клеток. А ведь гибель нейронов ускоряется из-за их бездействия - с годами осмысливается все меньше новой информации. Оказавшиеся ненужными клетки гибнут, и деградация становится необратимой. Но отсрочить старость вполне реально. Секрет прост: мозг должен работать. Все, что не работает, погибает, и мозг не является исключением.

Люди, живущие интенсивной интеллектуальной жизнью, повышающие образовательный уровень, занимающиеся профессиональной деятельностью, интересующиеся искусством, путешествующие и много читающие, задействуют все структуры мозга. Поэтому у них максимально снижен риск раннего развития слабоумия. Также врачебная практика показывает, что процент страдающих старческой деменцией среди людей, которые ведут активный образ жизни, куда меньше, чем у их малоподвижных сверстников.

В любом возрасте физическая активность является залогом здоровья, а малоподвижный образ жизни никому на пользу не идет. Посильная нагрузка стимулирует работу организма и является отличной профилактикой заболеваний сердечно-сосудистой системы, которые в преклонном возрасте ведут к необратимым нарушениям.

Как таковой профилактики старческих недугов не существует, но каждый из нас сможет снизить риск. Для этого нужно, как минимум, смолоду заботиться о своем питании. Целый ряд продуктов способствует активизации работы мозга - рыба, орехи, семечки и сухофрукты, печень и яйца, бобовые и злаковые.

Болезнь Паркинсона развивается гораздо реже у людей, ведущих активный образ жизни. Физические нагрузки вкупе с отсутствием вредных привычек способны оттянуть наступление старости. Положительные эмоции тоже играют не последнюю роль в профилактике многих недугов. И не стоит впадать в отчаяние от того, что на лице появляются морщины, а в волосах - седина. Выход на пенсию можно использовать как возможность пожить для себя: путешествуйте, занимайтесь спортом, оздоравливайтесь в санаториях.

Счастье - в гармонии

Может ли старость быть счастливой? Безусловно, да. Счастье в преклонном возрасте - состояние, которое впитывает в себя все положительные переживания, присущие любому возрасту, но дополненные незнакомым прежде чувством гармонии с окружающим миром.

Для людей, считающих себя счастливыми в этом возрасте, характерным является стремление к переосмыслению жизненного опыта и тяга к обновлению своих взглядов. Такие пожилые люди вовсе не настроены с тоской вспоминать прошлое. Они активно живут настоящим и даже строят планы на будущее. Живя в согласии с собой и окружающим миром, они философски воспринимают мысль о конечности своего существования. Мудрое созерцательное отношение к жизни является основой счастливого старения.

Старость не нужно воспринимать как период регресса, о чем напрямую свидетельствуют результаты изучения познавательных способностей людей в возрастной категории 60-90 лет. Выявлено, что пожилые люди не только сохраняют имеющиеся у них способности, но и развивают ряд новых.

Также на поведение человека в преклонном возрасте влияют его индивидуальные особенности. Сможет ли он успешно адаптироваться к старости, зависит от его предыдущего жизненного пути, в процессе которого формировалась система жизненных ценностей. Если человек не мыслит себя без активной творческой деятельности, то старость не вызывает у него негативных переживаний. Даже неизбежное ослабление физических сил не приводит к дряхлости, потому что активный пожилой человек сохраняет свои эмоциональные качества и умственные способности.

Успешные люди конструктивно воспринимают снижение физических возможностей и ухудшение здоровья в преклонном возрасте. Поэтому человек, проживший жизнь, наполненную яркими событиями, склонен относиться к проявлениям собственной старости и окружающим людям с большим пониманием, чем желчный неудачник, превращающийся с возрастом в брюзгу.

Ощущение счастья в преклонном возрасте - естественное состояние человека, определяющееся выбором правильной жизненной позиции. Надо отметить, что в создании условий для благоприятного старения большая роль принадлежит любви и заботе близких людей, закладывающих основу и для собственной счастливой старости.

Всё под контролем!

Важный метод профилактики деменции и других старческих недугов - контроль собственного здоровья. Нельзя забывать о своевременном посещении медицинских обследований. Зачастую одной из причин возникновения болезней могут стать запущенные хронические заболевания и инфекции. А своевременная диагностика и лечение даст куда больше шансов прожить необременительную старость.

Иными словами, здоровый образ жизни, регулярное посещение медицинских учреждений и позитивный взгляд на жизнь помогут сохранить хорошее настроение, ясный рассудок и бодрость духа даже в преклонном возрасте.

Вообще, исследования ученых доказывают, что не старость плоха - требует перемен наше представление о ней. Преимущество старости прежде всего в том, что у многих - часто впервые в жизни - появляется возможность читать хорошую литературу, общаться, много гулять. Физическая и интеллектуальная активность, потребление пищи, богатой витаминами, особенно овощей и фруктов, оптимизм и жизнелюбие - вот залог красивой и здоровой старости.

Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве – летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию - таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир - это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

Младенчество

Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

Для десятилетних год – это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних - это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий - наши 20-е, наши 30-е и так далее – они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

По Фрейду

На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания – травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

«Активация»

Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние – не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

Среда обитания

Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

Без вины виноватые?

Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

Клетки, «стирающие» память

Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

Опытным путем

Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, – мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

Многие ловят себя на мысли о том, что когда-то день тянулся невообразимо долго, а теперь время летит так, будто для нас сократились минуты в часах. Но спросите у своих детей через десяток лет, а лучше двадцать, об их ощущениях времени - и они скажут вам то же самое. Почему так происходит?

Иногда оно летит. В других ситуациях оно тянется невыносимо медленно и, к огорчению многих, ускоряется с возрастом. Время - самый ценный из невозобновляемых ресурсов, обладает способностью ускользать.
Почему же мы воспринимаем течение времени неодинаково?

Вот 7 фактов о том, почему время то еле ползёт, то слишком быстро летит:

1. На наши оценки времени существенно влияют психологические факторы, включая эмоции. Если ваши эмоции приподняты, вы относитесь к одному и тому же событию иначе, чем если вы чувствуете себя отвергнутым.

2. Внимание и память также имеют сильное воздействие на восприятие времени. Например, новый опыт, требующий большей умственной обработки, кажется, длится дольше, чем известные ситуации. Вот почему дорога в новое место кажется дольше, чем дорога назад.

3. Мы всегда оцениваем как текущее время, так и прошлое. Время искажается, когда возникает несоответствие. Например, время может тянуться дольше во время гриппа, в частности потому что лихорадка искажает восприятие, и кажется, что минуты растягиваются в часы.

4. Возраст также влияет на восприятие прошлого. Тут срабатывает эффект пропорциональности. Год - это пятая часть вашей жизни, когда вам 5 лет и кажется, что это много времени. В 50 лет, год представляет собой гораздо меньшую пропорцию (одну пятидесятую) и занимает соответствующее количество времени.

5. Но эффект пропорциональности виновен лишь частично. По мере того, как человек становится старше и набирает опыт, все меньше видов деятельности являются для него новыми. Так как они становятся более легкими и менее примечательными, время в прошлом кажется ускоренным.

6. В умах большинства людей будущее - это просторное место, где полно времени и мы им свободно управляем. Попросите занятого человека выделить вам сегодня 10 минут, и у него не будет времени. Но если вы попросите у него часок как-нибудь через год, он с радостью пообещает с вами встретиться.

7. И, наконец, научное объяснение. Ученые заинтересовались феноменом скорости течения времени. Вопрос этот актуальный, так как он волнует множество людей, которым кажется, что с возрастом течение времени ускоряется. Так думают многие. Люди замечают, что в молодости все события идут долго, время практически тянется. А ближе к старости начинает лететь. Ученые объяснили это разницей метаболических процессов в организмах людей разного возраста.

Ученые определили, что в молодом возрасте метаболизм проходит быстро. Это влияет на ощущение времени. Оно кажется очень медленным. Но в старости метаболизм замедляется, он уже становится более медленным, чем проходящее вокруг время. Спокойнее становится и сердцебиение. То есть, по мнению ученых, внешне ничего не меняется, разнится только физическое состояние человека.

Исследователи советуют людям не зацикливаться на том, с какой скоростью бежит время. Ведь в реальности не меняется ничего. Поэтому стоит жить и наслаждаться каждым мгновением.

Стоит отметить, что данное исследование имеет и противников среди ученых. Некоторые исследователи считают, что причина более быстрого течения времени в зрелом возрасте в увеличении количества хлопот. И это закономерно. Но есть одно «НО»: люди престарелого возраста, которые уже не работают, не нянчат маленьких внуков, предоставлены себе и хлопот у них точно меньше, чем у среднего возраста. А значит, версия не слишком состоятельна и куда вероятнее кажется, что метаболизм, как проявление процессов в организме и его внутренних темпов - куда более интересна.

А вот чтобы продлить свою молодость, вовсе необязательно останавливать время!

Когда мы становимся старше, появляется ощущение быстротечности времени, каждая секундочка убегает быстрее. Ускорение заметно каждую неделю, месяц становится короче, и даже уходящий год промелькнул махом.

Очевидно, что время не истекает быстрее. Час по-прежнему 60 минут, сутки состоят из 24 часов, и год, как всегда, занимает 12 месяцев и 365 дней (366 високосный). Вместе с тем исследования показали, что восприятие времени действительно изменяется когда мы становимся старше. С годами, время словно бы ускоряет свой ход.

Многие психологи считают, что время вовсе не ускорилось так, что наше восприятие меняется с возрастом. Биологические изменения в организме человека являются естественными процессами старения, такие как уменьшение выхода дофамина от мозга, что оказывает влияние на внутренние часы.

Учёные полагают, что ускорение времени означает уменьшение частоты эмоциональных переживаний, такие как первый поцелуй, рождение ребёнка, первая награда за достижения — живущие в памяти долговременно. Однако со временем, накопленный безэмоциональный и последующий опыт сливаются в памяти единым целым, и кажется, что время «ускорилось» — чисто субъективное восприятие.

Снижение эмоциональной интенсивности, когда мы становимся старше, является продуктом «привыкания». Это означает, что все больше и больше мы делаем машинальных операций в определенных местах, тем меньше это выделяется на общем фоне действий. События буквально «выпадают» из памяти и не запоминаются во времени.

Подумайте о том времени, когда вы находитесь в режиме «автопилота», — двигаясь на работу, выполняя рабочие задачи, либо проводя время с семьей. Все это, как правило, сливается в общую память, делая прошлые эмоционально пробужденные переживания на этом фоне значительно дольше, чем они были на самом деле.

Жизнь на «автопилоте» в целом нормальное состояние, поскольку мозг человека натуральным образом подключен к экономии энергии, чтобы сохранить ресурсы для использования в нештатных ситуациях.

Повседневная жизнь конденсируется в меньшую часть нашей памяти. Тогда как события, которые побуждают яркие эмоции, к примеру, крайняя радость, любовь, печаль и стресс, занимают большую часть базы данных в памяти.

Выделив много энергии в высоко эмоциональных переживаниях — событий, которые происходят реже, мы становимся старше из-за опыта — все остальное при этом выглядит ускоренным.

Существует феномен «быстрого телескопирования», в котором знаковые события занимают непропорциональное количество пространства мозга из-за значимости событий в жизни до этой точки времени, и после отметки. Вот почему женатые 10 лет пары делают замечания «Это только кажется, что мы были женаты десять лет». На самом деле память о женитьбе настолько плотно имплантировалась в их сознании, что время в памяти «до и после» объединилось.

Еще одна причина, почему время, кажется, летит с возрастом — простая математика. В «Пропорциональной теории» Пола Джанет, предполагается, отчего каждый раздел времени (месяц, год, либо десятилетие), идет быстрее, чем в прошлом. Все от того, что пропорционально, каждый новый эпизод занимает меньше места жизни, чем предыдущий. Рассмотрим замечательную цитату Уильяма Джеймса:

Видимая длина отрезка в данный период жизни человека пропорционально общей длине самой жизни. К примеру 10-летний ребенок чувствует, что год 1/10 всей его жизни, 50-летний оценивает как 1/50, — а жизнь и тем временем сохраняет постоянную длину.

Мы можем замедлить время?

1. Найти больше эмоционального чувства в переживаемых событиях, что поможет удлинить время. Это увлечет и даст больше впечатляющих моментов, чтобы оглядываясь назад видеть предыдущие мощные воспоминания.

2. Наслаждайтесь настоящим: Вместо того, чтобы всегда планировать и разрабатывать стратегию следующего шага на будущее, воспользуйтесь моментом и оцените, где вы находитесь на данный момент. Не пытайтесь постоянно ускорить себя, чтобы добраться до будущей точки, живите в данный момент, наслаждаясь эмоциями.

3. Снижение уровня многозадачности: Жизнь зачастую понуждает нас выполнять несколько вещей сразу. Но решение многозадачности не даст больше времени, чтобы сделать новые воспоминания, напротив, это «состарит» память.

Бывает так, что мелкие события требуют приложить больше умственных способностей одновременно, уменьшая вашу способность к долговечным воспоминаниям в такие моменты. Расслабьтесь и принимайте вещи по одному за раз. Вы будете в состоянии выполнить вещи, которые окажут более длительное воздействие в жизни.

Наконец попробуйте что-то новое: эмоциональная составляющая, изменяющие жизнь переживания, это поможет заполнить банк памяти и замедлить время, выйти из зоны комфорта и «обновится».

Займитесь чем-то новым, тем самым поднимая шансы на долговечные воспоминания выше, чем занимаясь старыми и привычными вещами. Смените образ жизни, чем больше воспоминаний приобретете — тем замедление станет восприятие времени.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top