Почему возникает страх смерти и как от него избавиться? Фобия: боязнь смерти Обобщенными причинами танатофобии могут быть.

Почему возникает страх смерти и как от него избавиться? Фобия: боязнь смерти Обобщенными причинами танатофобии могут быть.

„Тревога - это конечность, переживаемая человеком как его собственная конечность. Такова врожденная тревога, свойственная человеку как человеку и - некоторым образом - всем живым существам. Это тревога небытия, осознание собственной конечности как конечности“. Пауль Тиллих

В случае смерти под вопросом - наше существо в целом,

наше "быть", а не "иметь"

Владимир Янкелевич

"Наконец, нам бросают горсть земли на голову,

и это навсегда"

Блэз паскаль

Тревога смерти связана с осознанием свойства бытия, которое мы определили как КОНЕЧНОСТЬ или ПРЕХОДЯЩЕСТЬ . В рассматриваемом здесь смысле тревога смерти касается исключительно озабоченности прекращением собственного существования. Если люди обеспокоены предстоящей смертью другого, то здесь мы имеем место с ТРЕВОГОЙ ПОТЕРИ . Также и переживания по поводу того, что чья-то жизнь оборвалась - это не есть тревога смерти. Это траур и оплакивание утраты.

Конечно, смерть другого всегда будет "примеряться" и на самого себя. И вот тут уже мы будем иметь дело с тревогой смерти в первом лице.

Наша смерть ждет нас где-то и когда-то, может быть лишь через десятилетия. До тех пор, пока жизнь не оборвалась, мы ощущаем себя как бы вечными - потому что всегда устремлены в своё будущее, которое в нашем сознании не имеет конца. Мы планируем каждый раз так, как будто мы бессмертны. Мы не можем жить иначе - ведь будущее есть всегда, пока мы живём. Пока не наступит самое последнее будущее, именуемое смертью.

Наша смерть одновременно далека и чрезвычайно близка. Любая болезнь, самый маленький вирус, любое событие и любой предмет из нашего окружения могут стать причиной нашей смерти или способствовать тому, что мы исчезнем. Крошечный участок льда на асфальте, потрескавшаяся штукатурка на фасаде дома, мимо которого мы проходим, проезжающая мимо машина - нужно не так уж и много чтобы нас не стало.

Всё в нашей жизни проникнуто смертью. Можно сказать, что любой страх - это в конечном счете проявление тревоги смерти (недаром Пауль Тиллих отмечал, что именно тревога небытия и делает страх по-настоящему страшным). Даже многие развлечения, особенно экстремального характера (будь то подводное плавание, альпинизм, спуск в пещеру, американские горки, полёты на дельтаплане, горнолыжный спорт) - это попытка проявить своё мужество, испытывая риск. А любой риск - лишь тогда риск, когда он грозит обернуться фатальным исходом (даже если возможность такого исхода и чрезвычайно невысока).

В основе тревоги смерти лежит осознание того, что реальность собственного бытия со всеми его опорами и категориями попросту исчезнет в какой-то момент.

Исчезнет время - и не будет больше будущего, в которое мы стремимся в нашем бытии. Ведь смерть - это "будущее из будущих, самое последнее будущее" (Владимир Янкелевич). Мы сами станем прошлым - но не для нас, а для тех, кто останется после нас.

Исчезнет пространство, которое мы занимали, и весь наш мир превратится в ничто. И наше „место уже не будет знать" нас (Книга Иова).

Та субстанция, которая составляла основу нашей личности - наше Я, наша самость - перестанет существовать. Тело останется до поры до времени видимым и осязаемым (хотя уже и не нами) - но что толку от такой неподвижной и бесполезной "субстанции" после смерти.

Вброшенные в бытие по какой-то причине, сами ставшие причинами многих причин, мы вдруг - в мгновение ока - потеряем возможность совершать поступки.

Вот что значит смерть... И это невозможно постичь... Это можно лишь издали осознавать...

Нашу жизнь Мартин Хайдеггер назвал "бытием к смерти", имея в виду, что смерть не только является частью бытия ("с мерть в широчайшем смысле есть феномен жизни "), но и сопровождает нас на каждом шагу. Каждое мгновение нашей жизни мы рискуем провалиться в НЕБЫТИЕ, обратиться в НИЧТО. Мы не можем себе представить „НИЧТО“ рационально – не можем представить, что нас может когда-нибудь не быть (да что может! когда-нибудь не будет – и знание, и опыт непрестанно нашептывают нам: „Рано или поздно ты умрёшь"). Именно поэтому тревога смерти - постоянный спутник человека, основа всех других видов тревоги и главная причина всех страхов. Неважно - осознаем ли мы ее или нет - она всегда с нами.

Владимир Янкелевич в своем трактате "О смерти" блестяще сформулировал эту взаимопереплетенность жизни и смерти: "Жизнь облечена в смерть и вместе с тем пронизана смертью; она с начала до конца окутана смертью, проникнута и пропитана ею. Жизнь говорит нам о смерти, более того -только о смерти она и говорит. Смерть оказывается остаточным элементом любой проблемы. Все говорит мне о смерти... но не впрямую, а косвенно, иероглифами и намеками".

Ролло Мэй, говоря о вездесущности тревоги, подчеркивал, что тревога - это сознавание человеком того факта, что каждый из нас является бытием, противостоящим небытию. "Небытие – это все, что разрушает бытие: смерть, тяжелая болезнь, человеческая враждебность, внезапные перемены, которые отрывают нас от наших психологических корней. В любом случае тревога – это реакция на столкновение человека с разрушением существования или того, что он с ним отождествляет" (Ролло Мэй).

ВИДЕО "ТРЕВОГА СМЕРТИ И НЕБЫТИЯ"

Материал в формате PowerPoint:

ТРЕВОГА СМЕРТИ И НЕБЫТИЯ

Живущий в нашем бессознательном зловещий, цепенящий, примитивный ужас смерти „составляет часть самой ткани бытия, существует до и вне всякого языка и образа и развивается очень рано, еще до формирования четких понятий“ (Ирвин Ялом).

Пауль Тиллих подчеркивал, что тревогу смерти порождает не абстрактное знание о небытии, о том, что всё – преходяще, не то, что другие умирают, но „осознание того, что небытие составляет часть нашего собственного бытия“, скрытое осознание неизбежности собственной смерти, собственной конечности. Он утверждает, что „небытие стоит за нашим опытом, в котором мы постигаем, что мы, как и все сущее, влекомы из прошлого в будущее, и всякий момент времени исчезает навеки; небытие стоит за ненадежностью и бесприютностью нашего социального и индивидуального существования; небытие стоит за теми ударами, которые слабость, болезни и несчастные случаи наносят по нашей телесной и душевной силе бытия. Судьба актуализируется во всех этих формах, и через них тревога небытия овладевает нами“. Далее он отмечает, что в переживании человеком близости собственной смерти важен не страх смерти, т.е. страх перед мигом умирания, а ощущение неизбежности смерти, когда небытие воспринимается “изнутри”. «Страх небытия потенциально присутствует в каждом мгновении. Он пронизывает бытие человека, охватывает душу и тело и определяет духовную жизнь».

Герман Файфел, исследовавший отношение людей к смерти, выявил, что "с одной стороны, отношение к смерти представляет собой стоическое или скептическое понимание ее неизбежности или подавление мыслей о смерти; с другой стороны, идеалистическое представления о смерти состоит в том, что ее признают как придающую жизни смысл или считают ее началом настоящей жизни человека... С одной стороны, смерть рассматривается как "стена", главная личная катастрофа, а суицид как проявление слабоумия; с другой стороны, смерть рассматривается как "дверь", момент времени на пути в вечность".

Эрнест Беккер отмечал, что «наша "универсальная амбиция" – "процветание", а смерть – главный враг, с которым мы должны бороться». То есть смерть для многих является помехой на пути реализации своего предназначения, заключающегося в преумножении того, что мы можем иметь. Люди пытаются стать выше смерти, укрепляя свою субстанцию, знача что-то.

Описывая МОДУСЫ БЫТИЯ („Иметь или Быть“), Э. Фромм подчеркивал, что „страх смерти – это, в сущности, не совсем то, что нам кажется: это не страх, что жизнь прекратится“. Это, скорее, страх потери своей собственности (собственного тела, своей ИДЕНТИЧНОСТИ , собственного „Я“) при столкновении с бездной небытия. И именно тот, кто руководствуется в своей жизни принципом ОБЛАДАНИЯ , должен больше всего бояться смерти – ибо мы никакими силами не можем удержать то, что, казалось бы, нам принадлежит.

Тревога смерти имеет основанием УЖАС, являющийся немотивированным чувством по отношению к какому-то невыразимому событию, которое должно случиться. УЖАС СМЕРТИ есть невысказываемое чувство паники перед НИЧТО смертного мгновения, ужас "перехода" (Жак Мадоль).

Но этим переходом дело не ограничивается. ведь он ведет не просто в НИЧТО... Как пишет Владимир Янкелевич, "окончательность последнего мгновения несет с собой не БОЛЬШЕ НИЧЕГО, а БОЛЬШЕ НИЧЕГО НА ВСЕ ВРЕМЕНА. "Больше никогда" - вневременная формула небытия... Для того чтобы смерть была действительно смертью, …небытие должно быть необратимым (поскольку оно не будет иметь конца). Небытие начинается сегодня вечером и будет продолжаться всегда! Умирают только один раз, и это происходит навсегда! Понимаете ли вы, что означают эти три слога: на-всег-да? Наш разум может осмыслить их без труда, и тем не менее мы не способны полностью осознать эту мысль, т. е. без содрогания принять ее всерьез".

Мир "по ту сторону" смерти представляется как вариант нашего мира, но со своими, нам прежде не известными угрозами и опасностями. Это уже не НИЧТО, а НЕЧТО. То есть то, перед чем можно испытывать страх. Ведь страх всегда мотивирован неким существующим предметом или явлением, которые вполне могут быть названы или представлены самому себе в воображении.

Страхи потустороннего мира, загробной жизни и посмертного существования являются "лишь предлогом, освобождающим нас от необходимости признаваться в действительном оцепенении, испытываемом нами перед последним мгновением... Человек, охваченный ужасом, заменяет необоснованную фобию мгновения субстанциональными опасностями потустороннего мира для своего собственного успокоения. Человек маскирует свой ужасный и необъяснимый страх под вполне объяснимый, который и выдается за тот, который как будто он испытывает" (Владимир Янкелевич).

Ужас перед моментом умирания и страх перед тем, что БУДЕТ после смерти взаимно дополняют друг друга.

Как мы уже отмечали, личная смерть воспринимается человеком по-разному в зависимости от ее "отдаленности" от человека. Точнее в зависимости от того, на каком отдалении от себя человек воспринимает свою предстоящую смерть. Главными свойствами смерти являются ее непременность (то есть "обязательность") и неопределенность того, как и когда она случится.

Владимир Янкелевич отмечает, что "тот, кто находится на мгновение от смерти, может быть от нее так же далек, как и самый молодой человек, и самый далекий от нее юнец. Иначе говоря, самый удаленный от смерти знает о ней столько же, сколько и находящийся от нее совсем рядом". То есть для большинства людей смерть всегда находится в неопределенном будущем, что действует успокаивающе.

Но приговоренные к смерти должны испытывать ужаснейшие муки, ибо их сознание буквально приковано к приближению рокового мгновения последнего срока. И время ожидания, "этот конечный отрезок времени, который в конце концов приводит к нулевой точке, т. е. к смерти, сам по себе уже является мертвым временем" (Владимир Янкелевич).

Но так живут не только приговоренные к казни... Такие муки испытывают и те, кому нагадано умереть в таком-то возрасте... И те, которые сами себе "отпустили" столько-то лет жизни... Будущее, столь важное для человека, постоянно сокращается.

По словам Владимира Янкелевича, последние дни и даже годы для таких людей - "это время песочных и водяных часов. С каждым ушедшим в прошлое мгновением сокращается оставшееся для жизни время: есть какое-то определенное количество возможностей, которое постепенно расходуется и в конечном счете будет израсходовано... И время, которое еще остается у него в запасе, как бы отмеренное хронометром, продлению не подлежит, ибо возможности его становления исчерпаны. Черпая из ограниченных ресурсов, время приговоренного к смерти теряет свою способность к созиданию и обновлению; надежды на лучшее больше нет... Отсутствие будущности (того, что лежит в основе бесконечного становления) - вот тупик, куда попадает человек, когда знание своего смертного часа скрывает от него любую перспективу реального завтра".

Такой учет времени порождает в обреченном человеке болезненную жадность и тревожную боязнь потерять время, что выливается, однако, именно в потерю времени: оно зачастую будет тратиться лишь на подсчеты времени, оставшегося в распоряжении.

Тревога заставляет лихорадочно переходить от надежды к отчаянию… От чистого отчаяния, плотного и сконцентрированного, вообще никуда не деться.

Смерть предстаёт в восприятии людей в различных обликах. Литература, музыка и изобразительное искусство являют нам бесконечные вереницы образов смерти (ссылки на некоторые произведения находятся в соответствующем разделе). Детские страхи имеют свое продолжение и у взрослых: темнота, кладбище, разные приведения, кикиморы и прочая нежить – всё может пугать уничтожением. Состояния, в которых человек теряет контроль над ситуацией (например, наркоз или даже сон), могут страшить нас возможностью исчезновения. Людей, ориентированных на стабильность, надежность и определенность пугает неизвестность часа смерти. Это для них невыносимо, поскольку время ухода из жизни неподвластно их контролю.

А вот то, что мы обычно считаем страхом смерти (Диггори и Ротманн, цитируется по Ирвину Ялому):

1. Моя смерть причинит горе моим родным и друзьям.
2. Всем моим планам и начинаниям придет конец.
3. Процесс умирания может быть мучительным.
4. Я уже не смогу заботиться о тех, кто зависит от меня.
5. Я боюсь того, что со мной будет, если окажется, что есть жизнь после смерти.
6. Я боюсь того, что будет с моим телом после смерти.

В конечном счете – это как раз то, о чем Пауль Тиллих говорил: „Тревога стремится стать страхом“. Все эти страхи - лишь прикрытие базальной, экзистенциальной тревоги.

Экзистенциальные составляющие тревоги смерти видятся нам в следующем:

Представление о жутком и непреходящем одиночестве в процессе умирания;
„Невозможность дальнейших возможностей“ (Мартин Хайдеггер). Например:
 Невозможность быть ПРИЧИНОЙ (нет возможности приложения ВОЛИ)
 Невозможность межчеловеческих отношений (Здесь прослеживается связь тревоги смерти с ТРЕВОГОЙ ПРЕДЕЛЬНОГО ОДИНОЧЕСТВА . Ведь, как пишет Дж. Конрад, "в смерти нас пугает не то, что исчезнет сознание, – ведь не боимся же мы засыпать каждую ночь, а то, что мы останемся одни, в совершенной изоляции и полной темноте".)
 Невозможность дальнейшего постижения СМЫСЛОВ
 Невозможность познавать и переживать

Необходимо отличать страхи в связи с тем, что связано со смертью (страх перед тем, что наступит после смерти; страх "события", процесса умирания; беспокойство о родных, которые будут страдать) от собственно тревоги смерти – „прекращения бытия“ (уничтожения, исчезновения, превращения в НИЧТО).

В той мере, в какой это «страх», пишет Пауль Тиллих, его объект – предчувствие смертельного заболевания или несчастного случая, предсмертных страданий и утраты всего. «Но в той мере, в какой это «тревога», - продолжает он, - ее объект - абсолютная неизвестность состояния «после смерти», небытие, которое останется небытием, даже если наполнить его образами из нашего нынешнего опыта. Именно тревога неспособности сохранить собственное бытие лежит в основе всякого страха и создает страшное в страхе».

Ирвин Ялом описывает связанные с мыслями о смерти страхи и чувства, не являющиеся, в действительности, тревогой смерти:

Беспомощность;
страх перед болью и страданиями умирания;
страх неизвестности;
беспокойство за семью;
страх за своё тело;
одиночество после смерти;
регрессия;
страх перед посмертным существованием;
иррациональные страхи образа смерти.

Страх беспомощности, опасение страданий, которые может принести с собой умирание – это не страх смерти, а беспокойство, что жизнь может стать тогда невыносимой. Однако, согласно Виктору Франклу, именно на этом этапе жизни человек может обрести смысл в страдании, обратясь к ценностям личных жизненных установок, проявив себя как личность вопреки ударам судьбы, доказав способность к росту даже в свои последние дни и часы.

Многие озабочены состоянием своего здоровья и стремятся выявить и устранить возможные причины смерти (таковы, например, ипохондрики): бояться можно всего: болезней, экологически нечистых или пропитанных химикалиями продуктов, загазованного воздуха крупных городов, вторжения инопланетян, глобального потепления, аварии атомной электростанции. Многие опасности находятся вне нашего контроля. Какие-то опасности можно и уменьшить. Но в борьбе ли с подобным злом и в постоянных размышлениях о нём состоит смысл жизни? Стоит ли на это тратить бесценные мгновения бытия?

Если в эпицентре страха смерти находится обусловленная ею необходимость расставания с родными и близкими, стоит задаться вопросами: а был ли я достаточно чуток прежде и внимателен ли я по-настоящему сейчас к дорогим мне людям, раскрываюсь ли я полностью навстречу им, отдаю ли я себя им внутренне полностью, что я могу сделать, чтобы сделать отношения лучше, чтобы наверстать упущенное, пока жизнь еще дарит нам такую возможность? Каждое мгновение уникально, упущенного не воротишь – и важно жить так, как будто смерть уже стоит за нашей спиной: пока не поздно – что-то исправить, завершить незавершённое, подарить больше любви. Дальше может быть поздно: каждое мгновение может оказаться последним.

Тревога небытия провоцируется самыми различными ситуациями. В частности, межчеловеческие отношения - один из таких провоцирующих факторов.
Ирвин Ялом указывает, что страх смерти может пробуждаться как слиянием с другими людьми (когда человек переживает "растворение" себя в другом - как бы исчезновение собственного Я), так и при отказе от такого слияния, при стремлении к одиночеству.

"Нужно терпение, чтобы страдать, и мужество, чтобы умереть, - пишет Владимир Янкелевич, - Никто не может освободить меня от этого испытания, в котором я оказываюсь совершенно одинок. Последнее мгновенье исключает спутников. Можно "помочь" одинокому умирающему, иными словами, не оставлять человека в смертный час вплоть до предпоследнего мига, но невозможно избавить его от самостоятельного, личного предстояния последнему мгновенью. Даже если мы окружены близкими, этот наводящий на нас ужас порог нам приходится переступать в одиночку, здесь никто никого не может заменить, и каждый должен один на один выступить навстречу смерти. Этот порог мы должны будем преодолеть в самом мучительном одиночестве".

Одиночество является одной из составляющих тревоги смерти. Предельное одиночество перед лицом смерти состоит в том, что смерть любого человека - это только его "дело". Никто не может умереть за него. Человек стоит один на один со своей смертью, потому что никто не может отдать за него жизнь (если, конечно, отвлечься от метафорического понимания этого выражения). Как говорил Хайдеггер, "никто не может снять с другого его умирание ".

Одиночество (согласно Ялому) многократно усиливает страх смерти. Особенно наглядно это проявляется в случае неизлечимой болезни, когда здоровые пытаются избежать общения с умирающим, а сам умирающий не хочет вовлекать своих близких в мрачные и безнадёжные глубины своего мира.

Смерть, небытие, ничто - эти понятия невозможно осознать окончательно и во всей полноте. Ничто может в какой-то мере метафорически восприниматься как пустота. Поэтому, наверное, человек так боится пустоты и избегает всего, что может её символизировать – будь это пустая квартира, пустые отношения, незанятость времени. По-настоящему заполнить пустоту жизни может лишь смысл. Здесь мы подошли вплотную к важной составляющей тревоги смерти.

Ссылаясь на Черил Годлей, Ирвин Ялом писал, что имеется обратная зависимость между удовлетворением от жизни и страхом смерти. Страх смерти усиливается от ощущения непрожитой жизни. Именно поэтому от страха смерти помогает полная жизнь и бытие самим собой!!!

Альфрид Лэнгле спрашивает: „Отчего смерть становится ужасом жизни? Что делает смерть врагом и не позволяет нам принять ее?». В качестве главной причины он называет упущенную жизнь, «упущенные в многочисленных жизненных ситуациях возможности: любить, действовать, страдать».

Тот, кто стремится лишь обладать, в действительности „не живёт“ – и испытывает гораздо больший страх смерти. Страх смерти основывается на неутоленной потребности жить насыщенно и целостно.

Альфрид Лэнгле подчеркивает: «Смерть становится страшной из-за того, что человек чувствует: по-настоящему он и не жил. Смерть становится страшной, если человек ощущает, что жизнь еще не постигнута, еще не охвачена во всей своей полноте. Смерть приходит слишком рано, когда все, что происходило до этого, жизнью назвать нельзя. До тех пор, пока отдается глубинной болью тоска по целостной и полнокровной жизни, пока эта жажда не утолена, человек внутренне восстает, не желая умирать от жажды. Хуже всего, если жизнь упущена по собственной вине. Каждое упущенное мгновение содержит в себе нечто важное, правильное, достойное того, чтобы это воплощать и отстаивать... В оля к осмысленной, полноценной жизни представляет собой движущую силу, нереализованность которой скрывается в страхе смерти. Мы несем в себе чувство, что мы здесь не просто так, что это зачем-то нужно, и потому очень трудно согласиться с мыслью, что жизнь была прожита впустую. Если осмысленная жизнь не удалась, явное противоречие между интуитивным пониманием бытия и реально прожитой жизнью порождает ОТЧАЯНИЕ ».

И это отчаяние усиливает многократно тревогу в связи с осознаванием того, что жизнь конечна и смерть может прийти в самое "неподходящее" мгновение, когда уже ничего невозможно исправить.

Систематизация и связи

Почему люди боятся умереть? Основные причины три:

это страх неизвестности (будет что-то после смерти, не будет, а если будет, то что?), страх физических страданий в процессе умирания и просто нежелание уходить из этой жизни со всеми ее радостями, делами и волнениями. Но самое главное это все же страх личного исчезновения, перспектива потери себя, боязнь превратится в ничто. Все остальное – это страхи и переживания связанные с уходом из жизни, но не страх самой смерти.

Если нет реального пути, нет надежды, избежать чего-то тягостного, неприятного и опасного, то сама эта неотвратимость вызывает у человека чувство беспомощности и порождает тревогу. И тогда человек начинает себя от нее защищать. Люди постоянно защищают себя от страха смерти. Им хочется личного бессмертия, они жаждут его. В человеке изначально заложено стремление быть, существовать, а сам факт смерти, угрожает этой базовой потребности.

В таких условиях человек неосознанно включает защитные механизмы своей психики. При этом в основном используются приемы рационализации, смещения, вытеснение, сублимации и конверсии.

Взрослый человек может постараться отнестись к факту неизбежной смерти рационально, еще античные стоики и эпикурейцы утверждали, что смерти боятся глупо, когда человек еще есть, смерти еще нет, а когда она наступила, то человека уже нет.

Осознаваемая тревога смерти в обычной популяции психически нормальных людей – редкость. Она в целом выше у тех студентов-медиков, которые отличались меньшей авторитарностью, а также у тех, кто собирался стать психиатром. У людей религиозных тревога смерти менее выражена. Выше она у потерявших одного из родителей, а также у правонарушителей и подростков. Усиливается тревога и по мере приближения людей к своему жизненному финалу, особенно если они отличались психологической незрелостью и были мало вовлечены в социальную активность. Отмечается положительная корреляция между страхом смерти и невротизмом.

Но в своей повседневной жизни люди обычно используют неосознаваемые механизмы психической защиты, и у них тревога по поводу смерти присутствует на уровне бессознательного. Страх смерти живет в глубине их психики и редко переживается во всей своей полноте.

На уровне сознания свыше 70 процентов испытуемых отрицают наличие у них тревоги по поводу смерти. На уровне фантазий в ответ на вопрос о том, какие мысли и образы приходят в голову, когда вы думаете о смерти, отрицали ее 27 процентов, амбивалентно отвечали 62 процента, а 11 процентов обнаруживали выраженные признаки тревоги. При использовании теста скорости реакции на связанные со смертью слова и теста словесно-цветовой интерференции большинство испытуемых обнаруживали выраженную реакцию отвращения к смерти. При исследовании кожно-гальванической реакции и использовании тахистоскопа в ответ на определенные слова и образы, реакция на слова и образы, связанные со смертью и нейтральные по отношению к ней, существенно отличались. До 29 процентов снов обычных людей свидетельствуют о наличии у них страха смерти. Такие сны чаще снятся людям либо с низким, либо наоборот высоким уровнем сознательной тревоги по поводу смерти.

Детям предложили закончить рассказ с открытым финалом, где не было предварительного упоминания о смерти. Примерно половина детей упоминали о смерти, похоронах, убийствах и приведениях.

Не только психологи, но и психотерапевты часто обходят молчанием вопросы, связанные с наличием у пациентов переживаний по поводу страха смерти. Они либо игнорируют их, либо объясняют другими причинами, которые лучше вписываются в их психотерапевтическую концепцию.

Основной механизм бессознательной защиты от тревоги по поводу смерти – это отрицание. В процессе психотерапии отрицание смерти пациентом наслаивается на отрицание ее врачом, что приводит к уходу подобной проблематики из поля их зрения.

Суть отрицания в том, что смерть временное явление подобное сну. Дети, столкнувшись с проявлениями смерти, пытаются осмыслить их, а затем как-то защитится от нее. Основные способы защиты: это иррациональная убежденность ребенка в собственной исключительности (все умрут, а я останусь жить, так как я не такой как все) и то, что появится некий спаситель или спасительное средство, которые помогут избежать всеобщей участи.

Персонификация смерти, когда в возрасте пяти – десяти лет смерть наделяется конкретным обликом, что снижает уровень психического напряжения.

Высмеивание смерти. Детские страшилки. Бравада перед лицом опасности и возможной гибели (перебежать дорогу вблизи транспорта).

Дополнительно используются различного рода действия направленные на достижение личного хотя бы символического бессмертия. Слава, власть, богатство, дети – все это суррогаты бессмертия.

Наиболее травмирующее действие оказывает смерть близких людей. На ребенка особенно сильно действует смерть детей, особенно брата или сестры, а также родителей. По некоторым данным свыше 60 процентов шизофренических пациентов имеют в анамнезе раннюю потерю родителей или родного брата или сестры. Среди невротиков и психотиков доля потерявших хотя бы одного из родителей выше, чем в среднем среди популяции. Тут могут сказываться и горечь от потери близкого человека, и чувство вины, и страх собственной смерти. Имеется положительная корреляция между возрастом госпитализации человека с нервно-психическим заболеванием и возрастом смерти его родителей.

Когда человек неожиданно узнает о том, что он смертельно болен, первая его реакция – это реакция отрицания. Иногда возникает ощущение, что он просто не понимает, о чем ему говорят. Затем человек начинает думать, что это ошибка, что этого не может быть. Некоторых людей практически сразу охватывает сильная паника. Реже это гнев, негодование, ощущение какого-то предательства. А нормальная реакция после подобного известия у большинства людей – это чувство краткого ошеломления, затем тревога и ужас, далее отрицание, а затем уяснение существующего положения вещей и конструктивный поиск оптимальной стратегии поведения.

Смертельная опасность – это в терминах экзистенциального подхода в психотерапии так называемая пограничная ситуация, когда человек лицом к лицу сталкивается с глубинными проблемами своего существования в этом мире. Опыт пребывания в подобной ситуации может в корне изменить стиль и направление всей жизни человека. Живя в повседневной суете, люди часто откладывают значимые перемены в своей жизни на потом. Они забывают, что их земное существование может в любой момент прерваться и полноту нашего существования нельзя отложить на неопределенное будущее. Подлинная жизнь идет только в момент настоящего.

Так реальная угроза жизни способна излечить человека от психоневроза. Человеку становится просто не до глупостей, и тогда такая мелочь как навязчивость исчезает как бы сама собой.

Следует различать психотерапевтическую работу с практически полностью социально и психически адаптированными людьми и теми, у кого проблемы, вызванные страхом смерти, достигли уровня выраженной или хотя бы легкой патологии.

Осознание возможности смерти может катализировать личностные изменения в положительную сторону. Конфронтация со смертью, при правильном отношении к ней, изменяет жизненную перспективу, и человек способен обрести новый взгляд на свою жизнь, жить полнее и продуктивней. Обычно каждый человек имеет тот или иной опыт встречи со смертью, надо лишь помочь пациенту вновь осознать его и правильно, продуктивно пережить. Если умер кто-то из близкого окружения пациента, то это всегда возможность расширить горизонт человека, обратиться к глубинным сторонам его существования, добиться личностного роста.

В системе экзистенциальной терапии врач-психотерапевт не стремится полностью убрать тревогу смерти у своих пациентов, так как она способна до определенной степени выполнять положительную функцию, способствует положительным личностным изменениям. Он борется с ее крайними и нерациональными проявлениями, мешающими человеку полноценно жить.

Тревога смерти обратно пропорциональна удовлетворению от жизни. Поэтому основное направление, генеральная линия терапии, усилия врача и пациента должны быть направлены на повышение удовлетворения человека от жизни.

На первом этапе возможно проведение так называемой психологической десенсибилизации. Человек привыкает если не ко всему, то, по крайней мере, ко многому. Для этого человека намеренно помещают в условия, прямо или косвенно связанные с его страхами.

Уже сам разговор о проблемах пациента, воспоминания о пережитом, их психологический анализ и объяснения помогают снизить уровень напряжения.

Когда нормальные механизмы психической защиты сдают, тревога прорывается, превращается в страх и возникает та или иная психическая патология. В легких случаях это снижает плодотворность, эффективность и качество жизни человека, препятствует его дальнейшему росту и развитию, отравляет ему удовольствие от процесса жизни, а в тяжелых приводит к выраженной дезадаптации. Диффузная, базальная тревога, подрывающая основы мироощущения, практически непереносима. Она перерастает в ужас, поэтому неосознанная тревога всегда стремится воплотиться во что-то конкретное, осознанное. С конкретным, определенным страхом всегда легче справится, с ним можно пытаться бороться, избегая предмета или ситуации, которые вызывают этот страх.

Так человек может защищать себя от страха небытия с помощью сохранения символической связи с матерью, но это будет мешать его индивидуализациии и осложнять процесс формирования психически и социально зрелой личности. Вторично возникшая неполноценность в свою очередь может провоцировать возникновение патологии. Очень часто в основе невроза навязчивых состояний, разнообразных фобий лежит угроза личной безопасности и неосознаваемый страх смерти. Наиболее явно это проявляется в случаях невротической ипохондрии и деперсонализации.

Постучитесь в гробы и спросите у мертвецов, не хотят ли они воскреснуть, — и они отрицательно покачают головами.

А.Шопенгауэр «Мир как воля и представление»

Страх смерти является самым логичным и самым «конечным» из всех человеческих страхов. По сути, большинство объектов, вызывающих фобию, в результате столкновения с ними, способны в голове человека привести к летальному исходу. Боязнь смерти – это основа. Каждый мыслящий человек задумывается о том, чем же это все закончится, и испытывать волнение перед неизвестным, конечно же, нормально. Когда навязчивая тревога переходит в панический страх смерти, и не позволяет спокойно жить и наслаждаться своим существованием, стоит обратиться к специалистам.

Несмотря на то, что наличие инстинктов у человека – тема весьма спорная, тем не менее, понятие «инстинкта самосохранения» всплывает, как в биологических, так и социологических науках. Поэтому боязнь смерти не может быть чем-то противоестественным, это заложено природой.

Люди, в отличие от большинства животных, способны модифицировать свое поведение с опорой на личный опыт, но кое-что является неизменным. Полное отсутствие страха смерти скорей говорит о патологии. Но фобия, в отличие от логичного страха-тоски, вызванного знанием человека о своей конечности, совершенно рушит комфортное существование. Она иррациональная, она лишь отнимает время и душевные силы, ведь абсолютно ничего не поменяется в результате нашего страха и бесконечного его обдумывания.

Большинство других фобий позволяет человеку контролировать тревогу своими действиями, например, аэрофоб может не летать на самолете, – избегать водоемов, аматофоб – бесконечно пылесосить и убирать дома. А в данном случае, любые наши действия никак не повлияют на исход, мы не придумаем лекарства, чтоб стать бессмертными, и любая наша осторожность, здоровый образ жизни и прочее – никак не изменят результата.

Одной из причин страха является полное отсутствие власти над событием, это выбивает из колеи людей, привыкших руководить всеми аспектами своей жизни, не плыть по течению, и не «уповать на бога».

Нередко навязчивый страх начинает проявляться после пережитой смерти близкого родственника или друга. Подобное травмирующее событие автоматически запускает механизм проигрывания собственной смерти. Первое близкое столкновение иногда надолго выбивает человека из привычного жизненного ритма. То же самое касается пожилого супруга, оставшегося без пары.

Трудно избавиться от страха смерти еще и из-за того, что в современном обществе, как бы странно это не звучало, жизни придают огромную ценность. Если сравнивать то, что происходило 100-200 лет назад, с нашими днями, то может возникнуть даже некий когнитивный диссонанс.

Сейчас трудно представить себе, чтобы молодые люди по 20-30 лет от роду запросто ставили бы на кон свою жизнь во имя защиты чести и достоинства. Нынче эпоха индивидуализма, каждая личность на счету. Мы часто встречаем призывы помочь спасти единственного ребенка от болезни, и мы понимаем, что это трагедия для родителей.

Совсем недавно отношение к смерти было совершенно другим. Детей было много, и часть из них не выживала, и к этому относились с неким принятием. Связанно это не с тем, что раньше все были бессердечные, а мы такие душевные, нет. Это эволюция, это тенденции времени, это работа СМИ. Наше восприятие формируется под влиянием множества факторов.

Наверное, сложней всего бороться со страхом неизбежной конечности тем людям, которые испытывают ощущение непрожитой или не проживаемой жизни. Николай Островский в своем романе писал: «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» Именно это гложет больше всего: не успел, не доделал, не рискнул. И главное ощущение, что уже поздно, хотя на самом деле, пока вы живы – ничего не поздно.

Благодаря тому, что люди начинают это осознавать, мы встречаем в интернете информацию или знакомимся лично с людьми, которые в 70 лет прыгают с парашютом, на пенсии записываются на сальсу, или в 80 лет переворачивают полностью свою жизнь. Гораздо легче умереть, зная, что успел, сделал, решился.

Как называется боязнь смерти

Термин танатофобия (др-гр. Θάνατος – смерть и φόβος — страх) был введен в обиход Зигмундом Фрейдом для обозначения страха-тревоги перед смертью. Танатос – это символ смерти в древнегреческой мифологии, брат-близнец Гипноса, бога сна. В психоаналитической концепции Фрейда классическая дуалистическая теория влечений имела два направления: к жизни и любви – Эрос и к смерти и разрушению – Танатос. Она не получила широкой популярности в теории психологии, тем не менее, многие неофрейдисты развивали концепт влечения к смерти.

К данному влечению причисляли разные виды поведения, такие как непосредственно самоубийство, а также его формы: локальное, хроническое и органическое. К локальному относят членовредительство, к хроническому – антисоциальное поведение, к органическому – соматические болезни. В современной культуре часто поднимается тема свободы через саморазрушение, например в творчестве Чака Паланика. Таким образом, влечение к смерти и танатофобия – это две стороны одной медали.

Симптомы

Танатофобия является неспецифической фобией и, по сути, проявляется часто при отсутствии видимой или воображаемой угрозы жизни. Основным симптомом является навязчивая экзистенциальная тревога, сопровождаемая страшными мыслями, образами, не выходящими из головы. Все это само по себе является проблемой, но часто подобное состояние усугубляют соматические расстройства: плохой сон или абсолютная бессонница, плохой аппетит и снижение массы тела, резкое сердцебиение и боль в сердце, астения.

Подобные симптомы приводят врачей к постановке диагноза вегетососудистая дистония. ВСД является весьма спорным термином, из-за широкой симптоматики и патогенеза.

Некоторые танатофобы испытывают настолько сильные эмоции при переживании страха, что у них трусятся руки, они теряют сознание, проявляют нервозное и агрессивное поведение. Этим людям свойственна зацикленность, впечатлительность, возбудимость. Однако танатофибия может проявляться и депрессивными состояниями. Начаться она может в любом возрасте, но чаще всего стартует в кризисные периоды: 30, 40, 50 лет.

О том, что такое страх смерти, каковы симптомы данного расстройства и как можно лечить этот недуг, рассказывают в видео

Как справиться со страхом смерти

В психотерапевтической практике существует такое направление, как экзистенциальная терапия, которая помогает избавиться от страха смерти. Как вы понимаете, причинами возникновения танатофобии часто является «неумение» жить, страх жизни, отсутствие осознаваемого смысла своего существования. Так вот экзистенциальная психотерапия и в особенности логотерапия Виктора Франкла основывается на анализе смыслов бытия и на их индивидуальном поиске.

Танатофобия может быть спровоцирована экзистенциальным вакуумом. Франкл считал, что побороть боязнь смерти можно лишь в процессе поиска и определения для себя смысла жизни. Причем он, как никто другой, знает, о чем говорит. Его ужасающая биография – пережитый концлагерь, научила его находить смысл даже в страданиях.

Известный психоаналитик и экзистенциальный терапевт Ирвин Ялом в своих книгах приводит множество случаев, когда его пациенты испытывают пробуждающее переживание и кардинально меняют свое отношение к жизни. К сожалению, для многих таким переживанием являлась смертельная болезнь. Только когда конец осязаемо близок, люди начинают жить так, как хотели многие годы до этого.

«Сколько раз я слышал горестные восклицания: «Как жаль, что мне пришлось дождаться, когда рак завладеет моим телом, чтобы научиться жить»» — пишет Ялом. Это одна из главных проблем, ведь танатофобия возникает гораздо реже, если человек удовлетворен каждой минутой своего бытия.

В другой книге Ялом высказывает еще одну интересную мысль, которую подтверждают многие восточные философии и религиозные течения. «Чем больше у человека привязанностей, тем обременительнее для него жизнь и тем больше он страдает, когда приходится с ней расставаться». Такие рассуждения кому-то могут быть близки, ведь общество потребления, в котором мы живем, настолько повлияло на нас, что современному человеку невыносимо даже представить себе аскетизм тибетского или православного монаха.

В то же время, привязанности к людям могут сыграть в преодолении страха смерти положительную роль. Называемый Яломом «волновой эффект» является одной из самых действенных идей в работе с танатофобией. Он подразумевает под собой возможность «продолжения» себя, своей жизни в других людях, в воспоминаниях, во влиянии, которые ты оказал на них. Мысль о том, что частички твоей мудрости, опыта, знаний перейдут другим людям – бесценна. Твоей личности уже не будет, как камешек, брошенный в воду, а круги на поверхности все будут и будут расходиться вширь.

Победить танатофобию можно прислушиваясь к высказанным тысячи лет назад мыслям древнегреческого философа Эпикура. Он вполне закономерно сравнивал небытие после смерти с тем же состоянием до нашего рождения. Первого мы страшимся, а ко второму относимся, как к данности. Эпикур находил высшим смыслом наслаждение и отсутствие страха.

Как избавиться от страха смерти близких

Как ни странно, но за страхом смерти близких может стоять, как пока еще не осознаваемый страх собственной смерти, так и «проблемы» во взаимоотношениях с близкими. Под проблемами мы в данном случае понимаем созависимые отношения, или отсутствие сепарации с родителями. Страшнейший сон ребенка – смерть матери. И чем младше ребенок, тем страшнее для него это событие. Это не значит, что с возрастом мы перестаем любить маму и становимся жестокосердными. Нет. Мы продолжаем ее любить, и будем безумно горевать, когда ее не станет, но наша жизнь не зависит от нее так, как в возрасте 2 лет.

Очень часто люди, испытывающие постоянный страх перед смертью родных, проявляют эгоцентризм, потому что страдают из-за боязни потерять то, что давал им этот человек. И это может быть что угодно: любовь, поддержка, благополучие, уверенность в завтрашнем дне. Важно проанализировать, что нас больше всего пугает в случае, если близкий умрет, и смириться с мыслью, что он имеет право это сделать.

Страх смерти у ребенка – что делать?

Рано или поздно ребенок начинает замечать, что все живое имеет начало и конец. Для того чтобы у малыша это понимание прошло наилучшим образом, необходимо уделять большое количество времени общению с ним. Причем ни в коем случае не стоит замалчивать или табуировать пугающую тему, он должен быть уверен, что может рассказать родителям обо всем, что его волнует. А они в свою очередь, всегда успокоят, подарят ласку и защиту.

У детей дошкольного возраста могут возникать тревожные расстройства после первого контакта с конечностью и не важно, родной дед умер или кошка, которая жила с ребенком в доме с рождения. Родителям нужно вести себя так, чтобы не провоцировать тревогу у ребенка. Например, у ребенка может возникнуть страх болезни и смерти в результате того, что взрослые сказали, что кто-то умер от болезни.

Но кто бы что ни говорил, лучшее лечение для ребенка – здоровая семья. Когда в головах родителей все хорошо, и малышу гораздо проще жить, познавать мир, справляться со страхами. Отвлекайте ребенка активной деятельностью, расширяйте круг его интересов. Когда у маленького человека в голове проблема, а все взрослые заняты своими более важными делами, то последствия могут быть очень неприятными.

Ребенок, в отличие от взрослого, способен самостоятельно выдерживать и перерабатывать гораздо меньшее количество энергии, эмоций, переживаний, напряжения. Любовь родителей, тепло и ласка помогут малышу обрести покой. Если же страх постоянный и панический, то рекомендуется обратиться к специалисту, причем как ребенку, так и родителям, чтобы совместно решить проблему.

Психология человека очень интересна и разбираться в ее законах на своем примере всегда полезно. У кого-то боязнь начинается после инсульта или другого угрожающего жизни заболевания, у кого-то необъяснимый страх внезапной смерти охватывает сознание каждую ночь перед сном. Кто-то страдает паническими атаками, у кого-то приступы депрессии, а кто-то уходит в алкоголизацию, чтоб забыться и спастись от навязчивых мыслей.

Главное понять, что жизнь без страха возможна, и не важно, посещаете ли вы психотерапевта, успокаиваете себя молитвой или читаете труды философов – важен результат. Принятие собственной смерти позволяет взять ответственность за свою жизнь. Закончить хочется вновь словами Ирвина Ялома: «Лить слезы от того, что жизнь не вечна, что в ней нет смысла или раз и навсегда заведенного порядка – ослиная неблагодарность».

В статье рассмотрен страх смерти как одна из фобий со специфическими признаками и особенностями. Характеризуются причины страха смерти, проявления в разном возрасте, возможности коррекции и лечения.

Танатофобия, страх перед смертью или фобия (боязнь, страх) смерти – этот синонимический ряд отражает явление, связанное с отношением человека к конечности жизни: к смерти и умиранию, боязни этой возможности и реального состояния.

Переживание тревожных чувств относительно прерывности жизни является нормой для здорового человека. Если подобный страх не влияет на обыденное течение жизни, то он обоснован и закономерен.

В ситуации превращения данного страха в неконтролируемое состояние, когда от него невозможно избавиться и преодолеть, речь идет о боязни смерти, проявляющейся как фобия.

Танатофобия проявляется через вереницу симптомов:

  • осознание неминуемости кончины выливается в чувство отчаяния;
  • постоянный страх и беспрерывные тревожные мысли при отсутствии реальной угрозы для жизни;
  • зацикленность на конкретном и вымышленном сценарии умирания – гибель в авиакатастрофе, от неизлечимой болезни в муках, что сопровождается избеганием условий, способствующих сценарию (люди не путешествуют по воздуху, сторонятся врачей и больниц);
  • соматические проявления: потеря нормального сна, аппетита и уменьшение массы тела; снижение или отсутствие сексуальной активности; болезненные ощущения невротической природы;
  • проявления акцентуированных черт характера (повышенной мнительности или впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе и возбудимости);
  • одержимость сверхценными идеями, созданными самим человеком и энергичность (упорство, агрессия) в процессе их реализации и внедрения;
  • сокращается количество социальных контактов (включая родных и близких);
  • на второй план отодвигаются жизненно важные и профессиональные дела;
  • постоянный стресс способствует негативам в физиологии организма (сбои в функционировании органов и систем; при засыпании характерны вздрагивания);
  • длительное эмоциональное стрессовое состояние приводит к наркомании, алкоголизму, другим зависимостям.

Формы

В чем проявляется боязнь смерти у человека? Существует несколько форм и проявлений:

  1. Опасение болей , страданий и утраты достоинства. Проявляется через боязнь обстоятельств смерти, а не самой кончины. Думается, что перед смертью человек будет страдать и мучиться, потеряет достоинство. Сопутствующая форма – страх заболеть (нозофобия).
  2. Страх перед неизвестностью и неопределенностью. Какова именно смерть точно не скажет ни один человек – после нее никто еще не возвращался. Индивид не в состоянии осмыслить характер смерти, теряется в собственных ожиданиях.
  3. Боязнь вечного наказания и небытия. Вера в мучительные наказания после кончины присуща не только религиозным людям. Опасения актуализируются из-за ожидания кары за плохие поступки. Также тревога возникает по поводу абсурдности и несправедливости смертности человека – индивид просто перестает существовать.
  4. Тревога по поводу потери контроля . Смерть бесконтрольна, повлиять на нее невозможно – это пугает многих. Даже соблюдение строгих правил рационального (здорового) образа жизни не дает человеку ощущения контроля, а приводит еще к большим переживаниям.
  5. Страх перед невосполнимыми потерями и душевными терзаниями. Может проявляться у женщин перед родами, как страх потерять ребенка. Или как потеря близких и родственников у любого индивида. Ощущается, что мир остановился, все рушится.
  6. Страх быть одному при кончине . Ожидание полного одиночества во время умирания – через смерть каждый проходит индивидуально.
  7. Страх длительности умирания , что этот процесс затянется надолго, будет постепенным в течение многих часов, дней или даже месяцев.

Причины страха смерти

Четко назвать конкретную причину страха смерти сложно. Версий всегда бывает несколько: начиная с наследственной предрасположенности, условий формирования личности, заканчивая влиянием общества и социальной действительности.

Обобщенными причинами танатофобии могут быть:

  1. Особенности формирования личностного жизненного опыта . Индивид формируется в разных обстоятельствах, в том числе, связанных с внезапной потерей (смерть друзей и близких) в результате катастрофических событий. Трагедии и несчастья заставляют обратить особое внимание на смерть.
  2. Резкие изменения индивидуальных жизненных событий . Потеря здоровья, материального положения, работы и возможностей способны стать провоцирующим фактором.
  3. Нарушения в духовном развитии личности . Развитие вообще складывается по сценарию прогресса и позитива, либо как деградация и негатив. Во втором случае философские подходы к решению экзистенциальных проблем (вопросов существования) приводят к выводам про угрожающее небытие, раздумьям о бессмысленности всего сущего, порождают суицидные мысли.
  4. Жизненные (возрастные) кризисы . Здесь происходит переоценка личностных приоритетов и подходов к существованию. Является проблемой все, что связано с развенчанием планов и надежд, целей и принципов самореализации. Возникают тягостные переживания.
  5. Последствия религиозных убеждений . Проявляется в боязни ошибиться и сделать что-то неподобающее, не по канонам.
  6. Чувство неудовлетворенности жизнью . Чем его проявление ярче, тем с большей силой проявляется танатофобия.
  7. Патологическая боязнь всего нового. Эта особенность личности заставляет человека любой ценой держать себя в привычных рамках. Возможность смерти в эти рамки не вписывается, что приводит к искаженному и нерациональному ее восприятию, тревожному поведению.

К распространенным причинам страха смерти психиатры относят также проявления подсознания человека :

  • необычно яркие и сильные по влиянию сны;
  • сигналы подсознания в виде внутреннего голоса и интуитивных догадок (прозрений).

Возрастные особенности

Восприятие и понимание явления смерти меняется с возрастом. Каждому периоду жизни человека – детству, юности, взрослости, зрелости – присущи свои особенности страха смерти.

У ребенка/подростка

В детском возрасте ребенок определяет существование смерти опосредованно:

  • по исчезновению бабушки или дедушки, любимого питомца, опадающим листьям и надвигающимся насекомым;
  • реакции на горе родителей, могильные плиты – копия реакции взрослых: молчаливая сдержанность и скорбь; если страх и проявляется ребенком, родители стараются всячески отвлечь от него.

Воспринимая факт смерти, дети начинают испытывать к ней страх осознанно лишь под воздействием реакции взрослого. Неправильное понимание смерти создает психологически сложную ситуацию для детей, от этого также возможно возникновение боязни смерти.

Подростковый период характеризуется этапом становления личности. Понимание смерти специфично: процесс умирания вызывает повышенное беспокойство, могут даже возникать мысли о самоубийстве из-за осознанной безысходности.

Чтобы победить страх, зарождается компенсаторное поведение:

  • подросток ищет «спасения» в жестких играх на компьютере (появляется ощущение властвования над событиями);
  • проявляет себя через дерзкое и бесцеремонное поведение;
  • принимает активизирующие вещества, хоть после алкоголя, никотина или наркотиков страх становится сильнее.


У взрослых

Подростковые тревоги и боязнь смерти у взрослеющего человека сменяются базовыми жизненными установками: карьерной и семейной. Фобия смерти проявляется с обновленной силой во время кризиса среднего возраста (после 30-35). Возникает ощущение начала жизненного заката, совершается переоценка достижений и места в жизни.

Тревожные мысли человека о кончине остаются с ним навсегда. Невроз, как следствие усиления кризиса и увязания в нем, развивает боязнь умереть в еще большем негативе.

У пожилых людей

Пожилой возраст и страх смерти сосуществуют рядом – в «повседневном» режиме. В старости – это следствие размышлений и принятия неизбежного.

Страх усиливается в случае тяжелой и затяжной болезни: пугает не сама кончина, а ее длительность, утеря рассудка при этом и унижение достоинства. Возможны также реакции апатии и безысходности, даже желание ускорить конец собственной жизни, чтоб не мучиться.

Когда боязнь переходит в фобию

Фобией называется то состояние боязни, когда оно выходит за рамки нормы. Патологические проявления страха смерти имеют ряд признаков:

  • страх навязчивый , пронизывает все действия: принятия решений или их затягивание, становится причиной необъяснимых поступков и реакций;
  • формируется полная апатия («нет смысла чем-то заниматься, все равно итог всему – смерть»);
  • чередование апатии и сверх активности , чрезмерной суетливости («надо все успеть, вдруг смерть уже завтра!»);
  • боязнь событий и предметов , связанных со смертью (кладбищ, похорон, надгробий, венков, рассказов о смерти).

Отсутствие страха – патология?

Здоровый страх смерти – как инстинкт самосохранения, показатель сформированной личности, понимающей биологическую и психологическую природу человека – вполне естественен.

Если у индивида страх смерти совершенно вытесняется из сознания – это признак отсутствия нормы. Подобные люди проявляются с таких сторон:

  • у них отсутствует или проявляется на незначительном уровне механизм сопереживания;
  • нет удовлетворенности при общении с другим человеком (неприятие людей вообще);
  • отсутствует или снижено чувство физической опасности;
  • снижен порог восприятия боли;
  • понижен страх смерти у ярко криминальных личностей.

Само по себе отсутствие страха смерти не является причиной деструктивных проявлений, скорее оно сопровождает эмоциональные нарушения при психических патологиях.

Обдумывание и аналитический подход – ментальные явления, которые помогут победить болезненное восприятие кончины. В значительной мере этому способствует когнитивно-поведенческая и гуманитарная психотерапия, как результат взаимодействия психолога и клиента в ходе проработки тревожных и негативных проявлений боязни умереть.

Как побороть страх смерти, чтобы избавиться от нездоровых опасений? Несколько советов:

  1. Осознание цикличности . Существование человека представляет собой закономерную цепочку, начинающуюся с рождения, продолжающуюся жизненным периодом, заканчивающуюся процессом смерти. Это не хорошо и не плохо – просто факт. Все люди проходят через эту цепочку.
  2. Память в умах и сердцах остается . Воспоминания близких и родных про индивида сохраняются. Чем больше людей ощутит на себе позитивное внимание, добрые поступки человека, чем больше конструктивных действий он сделает в течение жизни, тем сильнее и долговечнее будут эти воспоминания. Нужно спешить сделать как можно больше!
  3. Важно делиться с другими . Замыкание в себе приводит к цикличности тревожных мыслей, к движению по замкнутому кругу.
  4. Пользоваться жизнью , пока это возможно. Беспокойство о конечности жизни и неизбежности смерти может забрать слишком много времени, не дать проявить себя как личность. Увлечениями, новыми занятиями и впечатлениями, чтением книг, работой и прочим следует отвлекать себя от безысходности.
  5. Не надо беспокоиться заблаговременно . Навязчивыми мыслями о смерти человек лишь приближает конец и не сможет ощутить, оценить любые радости жизни. Об этом следует помнить.
  6. Оптимизм – это опора . Жизнерадостная позиция и позитивное мышление помогают избавиться от многих болезней, в том числе и от навязчивой фобии смерти.
  7. Материализм или вера ? Опора на них дает четкую позицию и успокаивает: либо человек понимает биологическую природу живого и принимает это как должное, либо вера дает опору и надежду на существование человека вне тела.
  8. Юмор . Можно просто почитать анекдоты или смешные истории о смерти.

Какими бы разнообразными не были советы специалистов, главное – это желание и мотивы самого человека в стремлении уменьшить значение страха смерти.

Видео: Страх смерти

Автор статьи: Мария Барникова (врач-психиатр)

Танатофобия: навязчивый страх смерти

16.01.2015

Мария Барникова

Отдельную нишу в группе тревожных расстройств занимает танатофобия – генерализированный страх смерти. Этот патологический, неконтролируемый, навязчивый и необъяснимый страх – один из самых распространенных в современном мире, причем он является сравнительно сложной для лечения фобией. Найдется очень мало людей, которым чужд страх перед смертью. В первую очередь, это объяснимо тем, что человеку не суждено знать, […]

Отдельную нишу в группе тревожных расстройств занимает танатофобия – генерализированный страх смерти. Этот патологический, неконтролируемый, навязчивый и необъяснимый страх – один из самых распространенных в современном мире, причем он является сравнительно сложной для лечения фобией.

Найдется очень мало людей, которым чужд страх перед смертью. В первую очередь, это объяснимо тем, что человеку не суждено знать, что представляет собой смерть. Неизвестно, является ли неминуемый физический уход из жизни злом или смерть задумана Создателем во благо? Ведь пока человек жив – отсутствует смерть, и неведом никому факт: когда прекращается физическая жизнь – может ли духовная составляющая личности продолжить существование? Эмоции и реакции, возникающие при столкновении в действительности с угрозой для жизни: волнение, беспокойство, испуг, тревога – естественная и нормальная реакция здорового человека.

Парадокс патологического страха смерти заключается в том, что страдающий танатофобией боится постоянно, даже без источника опасности для существования. Хотя смысловое направление тревоги – предвкушение факта собственной смерти, однако больной конкретно не ведает, что провоцирует и является объектом его тревоги. Некоторые страшатся неизвестности, которая ожидает после смерти, другие боятся мучительного, по их мнению, процесса умирания.

Как и у иных человеческих страхов, у танатофобии имеются и позитивные намерения. Патологический страх смерти – уникальный базис для самосовершенствования, позволяющий символически покончить с ложной, бессмысленной жизнью и приобрести новое подлинное «Я». Подтверждение тому стремления большинства танатофобов: обращаясь за медицинской помощью, они еще не знают, что предпринять, чтобы избавиться от владеющей их разумом тревоги и как жить дальше, но осознают, что вести существование, которое было раньше – нельзя.

При диагностике расстройства необходимо учитывать, что патологический страх смерти свойственен больным, у которых наличие навязчивой бредовой идеи связано с основным психическим заболеванием. В любом случае для подтверждения диагноза «танатофобия» необходима консультация специалиста. В случае с танатофобией самолечение – категорически нежелательно!

Причины возникновения навязчивого страха смерти

Однозначной причины возникновения и механизм развития танатофобии не установлены. Помимо версий о генетической предрасположенности, наследственности, влиянию социума, психиатры выдвигают еще несколько базисных, еще малоизученных, теорий о происхождении страха смерти.

Версия 1

Зачастую пусковая кнопка для развития страха – личный опыт: соприкосновение со смертью (особенно – неожиданной) близкого, любимого человека. Идея поиска значения смерти запущена, и этого факта достаточно для того, чтобы вовлечь личность в мучительные поиски ответа на вопрос: «Что есть смерть?». Несчастье, трагедия, скорбь часто пробуждают человека от спячки: он оживает и начинает чувствовать и сопереживать. Таким образом, утрата близких оставляет после себя иррациональный способ протеста против смерти – остаться живым, творя и лелея страх смерти.

Версия 2

Некоторые российские ученые предлагают иное объяснение – так называемая гипнотизация «смертью». Под воздействием негативной информации, воздействующей на индивида посредством телевидения, Интернета, газет, в сознании индивида достаточно прочно закрепляется яркий образ прекращения жизни. Человек взваливает на себя непосильную ношу, раздумывая о том, когда и как ему суждено умереть.

Версия 3

Некоторые психологи объясняют душевный кризис личности с закономерным, непрерывным и непрекращающимся процессом развития человека: деградации либо прогресса. На пути познания себя индивид задается философскими вопросами, стараясь дать определение экзистенциальным проблемам: предназначения смерти, смысла жизни. В результате возникает «экзистенциальная тревога» — преобладание в мыслях идеи угрожающего небытия.

Версия 4

Симптоматика патологического страха смерти может проявиться в любом возрасте. Однако врачи отмечают значительно число больных танатофобией в тяжелой форме в возрасте от 35 до 50 лет. К этому периоду жизни психологи относят окончание кризиса зрелого возраста, результатом которого становится обретение свежего мышления и иной идеологии. Критическая переоценка личностью жизненных приоритетов, принципов и целей, избавление от юношеских иллюзий, расставание с несбывшимися планами и надеждами – довольно тягостные переживания. Длительное пребывание в искусственно созданной стрессовой обстановке – идеальная почва для развития патологической тревоги.

Версия 5.

Психотерапевты отмечают, что страх смерти некоторых больных берет истоки в их религиозных убеждениях. Хотя верующие и считают, что владеют точной информацией о том, что их ждет по окончанию «земной» жизни, они бояться возможного «наказания за грехи». Лечение такой категории пациентов довольно сложное, ведь врачу зачастую приходится выступать «конкурентом» авторитетному для больного духовному лидеру.

Версия 6.

Танатофобия часто берет свое начало в ином расстройстве: паническом страхе перед неизвестностью. Патологическая боязнь всего нового, непонятного и не поддающегося логичному объяснению, часто присутствует у любознательных, хорошо образованных, интеллектуальных личностей.

Версия 7.

Большинство педантичных, ответственных и дисциплинированных людей стараются держать под контролем все жизненные события. Однако они понимают, что повлиять и контролировать биологические процессы: рождение, старение и смерть, им не дано. Нередко желание контролировать все мельчайшие аспекты жизни принимает акцентированный характер, и со временем преобразуется в обессивно-компульсивное расстройство.

Особенности танатофобии

В клинической картине расстройства довольно часто танатофобия проявляется не как страх перед фактом смерти, а как боязнь обстоятельств, сопутствующих процессу умирания. Многие больные бояться мучительных, болезненных проявлений неизлечимого недуга. Для других неприемлемо на последнем отрезке жизни утратить чувство собственного достоинства: когда недееспособный больной будет не способен самостоятельно ухаживать за собой, и он будет вынужден прибегнуть к помощи посторонних. Такой вид танатофобии встречается у пациентов, в анамнезе болезни которых присутствовали ипохондрические расстройства, протекающие с иррациональным страхом перед различными заболеваниями.

Среди людей среднего возраста, для которых основными жизненными приоритетами являются забота, воспитание, обеспечение детей и иных членов семьи, страх собственной смерти связан с переживаниями о будущем родственников. Больные, в основном это молодые, гиперответственные родители-одиночки, тревожатся о судьбе своих детей после их кончины. Они боятся, что без их помощи члены семьи будут испытывать материальные трудности, дети не смогут «пробиться» в жизни.

Установлено, что возникающая эпизодически естественная тревога за собственную жизнь – защитный механизм человека, который свидетельствуют о нормальном состоянии психики. Однако психологи отмечают, что в последние годы панический страх смерти, который можно квалифицировать как фобию, начал наблюдаться у детей и подростков.

Больные с диагнозом «танатофобия» довольно часто страдают от сопутствующих расстройств, которые некоторые специалисты относят к разновидностям страха смерти. Вторичными фобиями могут выступать боязнь покойников, страх надгробий и иных символов смерти, боязнь призраков.

Симптомы фобии

Как и иные тревожные расстройства, танатофобия проявляет себя не только на видимом уровне, но имеет и скрытые (подсознательные) симптомы.

Данное расстройство у большинства больных имеет определенную пугающую ситуацию – объект страха. У пациентов отсутствует понятие «абстрактная смерть», как закономерное окончание жизни вообще. Они сосредоточены и зациклены на конкретном вымышленном акте собственной смерти. Например, больной с созданным мифологическим летальным исходом в результате авиакатастрофы, станет избегать полетов на воздушном транспорте. Человек, «задумавший» собственную смерть от онкологического заболевания, будет частым пациентом в медицинских учреждениях. Такое внешне навязчивое поведение сочетается с изменениями в физиологии: расстройствами сна и бессонницей, уменьшением массы тела и потерей аппетита, снижением сексуальной функции, появлением болей невротического характера.

Скрытое проявление страха приносит человеку изматывающее чувство постоянного, необъяснимого беспокойства, неконтролируемую раздражительность, нервозность и агрессивность. У танатофоба преобладают в настроении мрачные «краски», зачастую добавляется депрессивное расстройство.

Лиц, страдающих танатофобией, отличают акцентуированные черты и свойства характера: повышенная впечатлительность, мнительность, возбудимость, тревожность, неуверенность в себе, склонность к зацикливанию. Многих больных можно отнести к одаренным творческим личностям либо к «мыслительному» типу. Они предрасположены к постоянным размышлениям об созданных ими сверхценных идеях. Их отличает упрямство, эгоизм, они не терпят критики и не воспринимают отличное от их мнение окружающих. При этом танатофобов можно назвать «энергетическими живчиками»: они обладают высокой мотивацией, неугасимым желанием действовать по их вымышленному сценарию.

Последствия тяжелой формы заболевания

Без проведения своевременного адекватного лечения, танатофобия полностью меняет образ жизни человека, затрагивая его личностные характеристики. Приведем некоторые негативные последствия болезни.

  • В результате избранной линии поведения происходит сокращение числа социальных контактов и разрыв близких отношений с людьми;
  • Для многих становится невозможным выполнение повседневных дел и профессиональной деятельности, так как танатофобия формирует свои мотивы, отодвигая на второй план истинный смысл жизни;
  • Под воздействием постоянного стресса на физиологическом уровне происходят сбои во взаимодействии функциональных систем организма, появляется информационная дезинтеграция;
  • При преобладании отрицательных эмоций, при сбоях в процессах возбуждения-торможения происходят необратимые изменения в коре больших полушарий головного мозга: формируются различные психосоматические заболевания;
  • На фоне сильного длительного эмоционального стресса увеличивается вероятность присоединения алкоголизма, наркотической зависимости.

Лечение танатофобии

В связи с тем, что танатофобия имеет множество вероятных причин возникновения и проявляется в разнообразной форме, диагностику, консультирование, медикаментозное лечение и психологическую коррекцию расстройства должен проводить квалифицированный специалист – психиатр. Соответствующий курс лечения и реабилитации определяется каждому конкретному пациенту в индивидуальном порядке на основе совокупности факторов: первопричины, интенсивность, форма, длительность, личностные особенности больного, наличие иных расстройств.

Оценка статьи:

читайте также

Пикацизм

Каждый человек имеет свои пристрастия в еде и предпочитает определенные продукты питания. Одни люди обожают все острое и обильно приправляют блюда разными специями. Другие особы не представляют свою жизнь без сладостей. Третьи полностью отказываются от потребления рыбных продуктов. При этом запросы в еде у людей непостоянны: потребность в приеме каких-то продуктов часто меняется на протяжении […]

Все статьи


Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top