Породы собак спасателей конспекты занятий для детей. Конспект урока по окружающему миру "домашнее животное - собака"

Породы собак спасателей конспекты занятий для детей. Конспект урока по окружающему миру

Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему: » Что мы знаем о собаках?».

Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о собаках;

Задачи:

Образовательная:

- Способствовать закреплению знаний о собаках, об их внешнем виде, образе жизни, повадках. - Дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни.

Обогатить словарный запас детей.

Развивающая:

Развитие связной речи.

Развитие внимания, памяти.

Воспитательная:

- Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие.

Воспитывать любознательность, осознанное отношение к » братьям нашим меньшим», желание бережного к ним отношения.

Предварительная работа:

- Звукозапись песни » Человек собаке друг…«; » Пропала собака». - Просмотр мультфильмов » Бобик в гостях у Барбоса», » Жил был Пёс «; - Беседы о собаках;

Рассматривание альбома » Породы собак»;

Чтение художественной литературы про собак;

Раскрашивание разных пород собак.

- Загадывание и отгадывание загадок про собак.

Оборудование:

- Проектор; экран; слайды с изображением собак; шифровальные линейки; карандаши и листочки по количеству детей.

Ход занятия:

Собирайтесь вместе в круг. Я твой друг - ты мой друг, дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. -Ребята, предлагаю нам с вами сегодня отправиться на выставку. А на какую? Вы узнаете,если отгадаете загадку:

Заворчал живой замок - лёг у двери поперёк.

Две медали на груди

Лучше в дом не заходи.

Догадались на какую выставку мы с вами сегодня отправимся?

Как вы догадались?

А может быть это кошка?

Прежде, чем мы попадём на эту выставку,вы должны назвать внешние признаки собаки. (дети перечисляют).

Молодцы, всё правильно назвали.

Вот мы и оказались на выставке собак. (показ слайд с изображением разных пород)

Какие породы собак вы знаете?

Как вы думаете, для чего человеку нужна собака? А может ли человек прожить без собаки? - Рассказ воспитателя (сопровождается показом слайд) - У кого- то уже есть верный друг? Как зовут вашего четвероногого друга?

Собака - верный помощник человека с древних времён. А знаете ли вы, кто был предком собаки? Волк. В древние времена люди стали приручать волков, чтобы ходить на охоту, охранять жильё. Вот первую дали собаке работу- Жильё охранять и ходить на охоту. Собака о дне не скучала вчерашнем И стала хорошим животным домашним. Собаки почувствовали доброту людей, поверили им и стали впоследствии верными, преданными друзьями. Собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, недоступные человеческому обонянию. Человек приручил собаку сторожить дом - пещеру, лаем подавать сигнал тревоги, помогать на охоте и защищать скот. Повсюду, где живёт человек, рядом с ним - собака - верный друг.

По снегам тундры бегут ездовые собаки. В упряжке 8-10 собак. Они перевозят различные грузы, почту, пассажиров.

Собака облегчает тяжёлый труд чабана. Хорошо выдрессированный пёс по знаку чабана подгонит отставших животных, завернёт налево - направо отару овец, предупредит о незнакомце или звере. - Человеку, потерявшему зрение, собака как бы заменяет глаза: проводит домой и на работу, оберегает в пути. - Есть собаки верные помощники пограничников. И днём, и ночью они вместе с пограничниками охраняют наши рубежи. И если врагу всё же удаётся перейти границу, то собака по следу обнаружит его. - Хорошими помощниками являются собаки на таможне. Специально обученные они помогают искать наркотики, оружие. В милиции собаки помогают находить преступников и обезвреживать их. - Специально обученные собаки спасают людей из- под снежных лавин. Они очень выносливые, обладают отличным чутьём. Если собаки находят человека, засыпанного лавиной, то пытаются отрыть, освободить его. А в случае неудачи зовут на помощь человека. Во время землетрясений собаки находят, а порой и достают из - под обломков раненых. - И конечно же, собаки - прекрасные артисты. Они очень умные и легко дрессируются, понимают и выполняют команды.

Много профессий у собаки и все они важные. И без них не могут обойтись люди. - Физминутка. А теперь послушайте про Жучку стихотворение и выполняйте движения вместе со мной:

У собачки Жучки 5 малышей, руки на поясе, повороты тела вправо и влево.

Этот щеночек сердитый всегда, шаг вперёд

Этот щеночек не спешит никуда, шаг назад.

Этот щенок веселится, играет, прыжки на месте

Этот тихонько в углу засыпает, имитация сна

Ну, а последний щеночек не спит, руки на поясе, повороты тела вправо и влево,

Он на ребят удивлённо глядит выразить удивление.

А кто знает, что любит собака? Давайте поиграем в игру » Чем угостить собаку».

У каждого на листочке зашифровано слово, с помощью шифровальной линейки расшифруйте его и прочитайте. -А кому хотелось бы иметь дома собаку? Какой породы? Как бы вы её назвали?

Если ребята вы решите завести дома четвероногого друга, помните, что о нём надо заботиться, а не только с ним играть. Надо найти в квартире определённое место, где он будет спать и есть. С собакой необходимо гулять 2 раза в день - утром и вечером, убирать в квартире за собакой. Ходить в ветеринарную лечебницу и делать прививки, чтобы она не заболела. Соблюдать режим, вовремя кормить. Учить выполнять наши команды. И конечно же, соблюдать гигиену. После общения с собакой обязательно мыть руки с мылом.

Понравилось вам на выставке собак? Что больше всего вам запомнилось? - Ребята, помните: мы в ответе за тех, кого приручили, кто нуждается в нашей заботе. И на память я хочу вам подарить небольших, но симпатичных собак.

Название: Конспект познавательного занятия «Что мы знаем о собаках?»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №9
Месторасположение: Удмуртия, город Воткинск

Собака – друг человека

Цели праздника:

познакомить учащихся с историей собаки, с породами собак, наукой – кинологией, ролью собак в жизни человека, «профессиями» собак;

Воспитывать чуткость, любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним, желание оказать помощь обездоленным собакам;

развивать любознательность, внимательность.

Оборудование:

рисунки с изображением разных пород собак;

открытки, календари, таблицы с фотографиями собак;

выставка книг о собаках;

мини-сочинения детей о собаках;

выставка детских игрушек-собачек;

компьютер и диск «Ребятам о зверятах»;

магнитофон и фонограммы песен о собаках.

Предварительная работа:

за 2-3 недели до проведения праздника поручить учащимся собирать материал «Всё о собаках»: картинки, литературный и исторический материал; нарисовать собаку любой породы; написать сочинение о своем псе; принести в класс игрушечных собачек.

Оформление доски :

Ход праздника.

Чтец.

Есть японское поверье,

Сказка, проще говоря:

Собрались однажды звери

Выбирать себе царя.

Собрались под Новый год

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух –

Мчались просто во весь дух.

Стали выть, мяукать, лаять,

Спор и крики до зари:

Все хотят друг другом править,

Все хотят попасть в цари.

Подрались под Новый год

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух –

Шерсть летит, летит и пух!

Но с небес на это строго

Посмотрел японский бог

И сказал: «Пора, ей-богу,

Прекратить переполох!»

Будут править каждый год

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух –

И не спорить больше тут!

И пошли царить по кругу,

Соблюдая календарь,

Звери, птицы – все друг другу

Друг, товарищ, брат и царь.

Встали в дружный хоровод

Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,

Бык, Дракон, Коза, Свинья,

Обезьяна и Змея,

И Собака, и Петух –

Встали вместе в общий круг!

Учитель. О тгадайте загадку:

С хозяином дружит,

Ему верно служит.

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

Дети. Собака.

Учитель. Правильно. Именно ей, собаке - другу человека, мы посвятим наш сегодняшний праздник.

Вот уже двадцать веков существует нерасторжимый союз собаки и человека.

1-й вед. Собака – верный и преданный друг и помощник человека с давних времен. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень давно.

2-й вед. Первобытный человек постоянно боролся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому шороху, к незнакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, что не слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно она чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником. Прошли тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека.

1-й вед. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом – пещеру. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивать дичь, приносить ее хозяину, помогала человеку защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак.

Щенка кормили молоком,

Что б он здоровым рос,

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком,

Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,

Совсем как взрослый пес.

И вдруг приехал грузовик

И всех ребят увез.

Он ждал, когда начнут игру,

Когда зажгут костер.

Привык он к яркому костру,

К тому, что рано поутру

Труба зовет на сбор.

И лаял он до хрипоты

На темные кусты.

Он был один в саду пустом,

Он на террасе лег.

Он целый день лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом,

Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нем,

Вернулись с полпути.

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо,

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.

(Агния Барто)

Учитель. Много сил, знаний и упорства потребовалось от человека, чтобы создать столько непохожих друг на друга собак, которые существуют сегодня. Как вы думаете, сколько пород собак выведено в мире?

Сегодня на Земле насчитывается более 400 пород наших четвероногих друзей . И год от года их становится все больше и больше. Трудно даже поверить, что все они произошли от одного предка – волка.

1-й вед. Собаки… Сколько их, какие они разные! Есть совсем маленькие – они умещаются на ладони и весят не больше 500 г. И есть великаны, вес которых достигает 80 кг.

2-й вед. Есть длинноногие, а есть коротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. У одних уши висят, у других торчком.

1-й вед . Одни быстрые, подвижные, другие неуклюжие. И все они – самые верные наши друзья.

2-й вед. Самые верные, потому что ни одно другое животное не предано человеку так, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо. Есть собаки охотничьи, есть служебные и есть декоративные.

1-й вед. Охотничьи помогают людям на охоте, и у каждой собаки своя специальность. С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. С другими – на водоплавающую дичь. С третьими – на зайцев, волков и лисиц. И на охоте они ведут себя по-разному.

2-й вед. Фокстерьеры и таксы выгоняют зверей из нор. Лайки отыскивают добычу и облаивают ее, задерживают, пока не подоспеет охотник. А легавые (пойнтеры, сеттеры) найдут дичь по запаху, молча застынут в стойке и этим указывают охотнику, где затаилась птица. Гончие с громким лаем преследуют зверя. А каких еще охотничьих собак вы знаете? (Русская борзая, спаниель.) Предлагаю вам посмотреть фильм. (Учебный фильм о породах собак)

Учитель. А вот и первое задание для вас.

Конкурс «Кто больше?»

За одну минуту надо написать как можно больше пород собак. За каждую названную породу начисляется по одному баллу.

А для остальных ребят загадки.

Пока жюри подводит итоги, послушайте немного грустное, но очень трогательное стихотворение Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге»:

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

Прощай, брат! Хоть жаль мне,

Не скрою,

Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся за гулким навесом,

Где пестрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал: -Что? Оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы…

А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался

И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали…

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то,

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружи из пасти открытой!

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела.

Труп волны снесли под коряги…

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А в сердце – чистейшей породы!

Учитель. Прав поэт. Даже непородистая собака может быть верной и преданной своему хозяину. Надеюсь, что вы никогда не станете похожими на этих людей. Никогда не предадите своего друга. Мы с вами всегда должны помнить слова замечательного писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Слово жюри.

1-й вед. Кто не знает пограничных собак? Днем и ночью помогают они охранять рубежи нашей Родины. По поведению собак пограничники узнают о приближении нарушителей. Обнаружив следы нарушителя, пограничные собаки находят его и, если потребуется, вступают в схватку.

2-й вед. (читает) «Пограничники обходили границу. Вдруг собака Алмаз остановилась, стала нюхать траву. Шерсть у нее встала дыбом, значит, здесь прошли чужие. След привел пограничников к большому озеру. В кустах стояла лодка. Алмаз прыгнул в нее, обнюхал и бросился в камыши. Здесь он нашел трех нарушителей границы. Они стояли на дне и дышали через камыши. Их связали и повели на заставу.

1-й вед. Трудно обойтись без собак при борьбе с преступниками. Собака-ищейка – гроза для всех нарушителей закона.

«Почти 10 лет помогал работнику милиции Петру Бушмину розыскной пес Султан, не раз спасал своего хозяина от гибели. Они участвовали более чем в 4000 операциях. С помощью Султана было задержано 3000 преступников, диверсантов, раскрыто 996 преступлений. Но шло время. Пес состарился, потерял зрение, потом слух, и его освободили от работы, поселив в теплом питомнике как почетного пенсионера. После смерти собаки о ней была написана повесть, а по повести снят фильм. Правда в фильме кличка собаки – Мухтар, а называется он «Ко мне, Мухтар!» и посвящен многим розыскным собакам.

Учитель. Ребята, вы любите мультфильмы и художественные фильмы. Объявляется второй конкурс

Конкурс «Телевизионный»

Надо назвать за три минуты фильмы или мультфильмы, в которых участвуют собаки. Задание понятно? Начали!

Наш праздник продолжается. Но как-то праздник не похож на праздник без песен! Может быть, споем? Какие песни, в которых говорится про собак, вы знаете?

(«Пропала собака», «Мой щенок», «Огромный Собачий Секрет», «Песня про собаку», «Не дразните собак» и т.д.). Исполняется одна из песен.

Пока жюри подводит итоги 2-го конкурса, послушайте стихотворение.

Я не зря глаза таращу,

Я давно хочу узнать,

Как овчаркой настоящей

Поскорее можно стать.

Чтобы уши не болтались,

Чтобы стал послушен хвост,

Чтобы сразу догадались,

Как умен я и не прост.

Чтобы взяли на границу,

Чтоб в дозоре я лежал.

Долго мне еще учиться?

Очень долго? Очень жаль.

Слово жюри.

2-й вед. Собака облегчает тяжелый труд чабана: пасет овец, охраняет и защищает их от хищников. Хорошо выдрессированная собака, находясь рядом с чабаном, по его команде или по его жесту может подогнать отставших животных к отаре, завернуть отару направо и налево, гнать ее в заданном направлении, предупреждает лаем о приближении людей, диких зверей. Наиболее подходящими для такой службы являются восточноевропейская и южнорусская овчарки – колли, а для пастьбы северных оленей – лайки.

1-й вед. В суровые годы Великой Отечественной войны собаки вместе с советскими воинами прошли нелегкий боевой путь. Собаки ползли по открытой местности под ураганным минометным огнем. Носили пакеты с донесениями, медикаментами, в частности, бинты к раненым. Успешно использовались собаки при истреблении немецких танков.

2-й вед. В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос, туда на разведку поднялась собака Лайка. Это было 3 ноября 1957 года. В этот день на орбиту, на высоту немногим меньше 2-х тысяч километров, был выведен второй советский спутник, имевший массу 508 кг. Лайка была в космосе 7 суток.

Учитель. Немало прошло лет с тех пор, как предок домашней собаки – дикий волк – пришел к человеку, да с ним и остался. Собака стала надежным другом человека. Она всегда находилась рядом, поэтому быстро завоевала расположение людей. И в речи народа стали появляться пословицы и поговорки, связанные с ней. А теперь внимание – третий конкурс.

Конкурс «Поговорок»

Игроки получают конверт, в котором находится 5 разрезанных на части русских поговорок. Надо правильно собрать их за 5 минут. Каждая правильно собранная поговорка дает 1 балл, плюс 1 балл за быстроту.

А для остальных ребят игра «Угадай-ка»

  1. Ребенок любой собаки, 5 букв. (Щенок)
  2. Охотничья собака, которая на охоте с громким лаем преследует зверя, 6 букв. (Гончая)
  3. Порода служебной собаки, любящая детей и спорт, 6 букв. (Боксер)

Охотничья собака, 5 букв. (Такса)

Жюри подводит итоги конкурса, а мы послушаем стихотворение С.Михалкова «Мой щенок».

Слово жюри.

1-й вед. Благодаря великолепному чутью собаки освоили некоторые новые, необычные обязанности. После специального обучения они «работают» газовщиками – почуяв запах газа, лаем сообщают об этом. Человеку, потерявшему зрение, собака заменяет глаза, приводит на работу и домой, оберегает его в пути. Всероссийское общество слепых под Москвой имеет специальную школу, в которой обучают собак-поводырей.

2-й вед. Человечество по достоинству оценило бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам. В Париже находится памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек.

В Берлине есть памятник собаке – проводнику слепых. Псу по кличке Верный есть памятник в Италлии. 14 лет каждый вечер этот пес ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне. В Шотландии чтят память собаки, которая после смерти хозяина прожила на его могиле 5 лет и там умерла.

Учитель. Поэты пишут, что собаки, как и дети, мечтают совершить подвиги, хотят быстрее вырасти и так же, как детям, им снятся сны, в которых они совершают героические поступки.

Вот послушайте:

Два года прожил водолаз

И вдруг подумал мрачно,

Что никого еще не спас,

Что жизнь его не удалась,

Сложилась неудачно.

А сколько раз в геройских снах

Он плыл в стремительных волнах,

Нырял бесстрашно в глубину,

Искал на дне, со дна тянул.

И сколько раз, ах, сколько раз

Ему спасенный лапу тряс!

А там, в толпе, на берегу,

Кричали все об этом:

«Я за медалью побегу!»,

«Я сообщу в газету!».

Но просыпался каждый раз

На этом месте водолаз.

Учитель. Четвертый конкурс посвящен занятиям собак и называется

Конкурс «Профессиональный»

Нужно вспомнить и написать все возможные варианты «профессий» собак. Каждая «профессия» дает возможность получить по одному баллу.

Пока команды работают, послушайте стихотворение .

Четвероногие друзья!

Их не любить никак нельзя.

Они помощники в труде –

Надежные, примерные,

Они и выручат в беде,

И в дружбе очень верные.

За коляской с гордым видом

Дог шагает не спеша.

Никому не даст в обиду

Эта «няня малыша»

Уронив свой автомат,

Стонет раненный солдат,

Но с аптечкою овчарка

Быстро-быстро подползла.

Та овчарка-санитарка

Много раненых спасла.

А вот ныряльщик-пес.

В воде он проявляет выучку.

И если человек в беде,

Всегда придет на выручку.

Вот таежная ищейка!

Лишь зверька отыщет след,

И ему в любой лазейке

От нее не скрыться, нет!

А у кедра вдруг залает,

Стойку сделает она,

И уже охотник знает –

Белка ей вверху видна.

По две в ряд бегут собаки,

Нарты легкие скрипят.

Тундра стонет в снежном мраке,

В теплых чумах люди спят.

А во мгле полярной ночи

Раздается хриплый лай:

К дальним чумам едет почта –

Эй, каюр, не засыпай!

В двух шагах легла граница,

Край родной земли, взгляни!

Шорох ветки, крики птицы!

Здесь обманчивы они.

Лишь Джульбарс

В том каждом звуке

Разберется до конца.

Он недаром отдан в руки

Пограничника-бойца.

На Джульбарсе шерсть лоснится,

А по виду с волком схож.

Нарушителя границы

Встреча с ним бросает в дрожь.

Спешит могучий сенбернар

К вершине перевала.

Там снежный прогремел обвал,

Метель отбушевала…

На помощь человек зовет,

Он там погибнуть может,

Но сенбернар его найдет,

В беде ему поможет.

Зал аплодирует, хохочет:

Что за прыжки! Что за повадки!

В награду – сахара кусочек,

Но труд артиста – ох, несладкий!

Собаки способны не только на трюки,

А верно служили и служат науке.

Кто в космос летал раньше всех?

Угадай-ка! Правильно!

Наша российская лайка!

Учитель. Да, где только не приходится трудиться собакам!

Жюри подводит итоги, а я хочу обратить ваше внимание на эту выставку рисунков. Особенно хочется отметить работы…

Слово жюри.

Учитель. Да, собакам человек уделяет немало внимания: стихи, песни, литературные произведения, памятники. Собак рисуют известные художники. Вот, например, картина Решетникова «Опять двойка» (показать репродукцию): мальчик пришел из школы, и его встречает собака.

В нашем пятом конкурсе вам не придется вспоминать картины, надо нарисовать собаку «по частям».

Конкурс «Художественный»

Приглашаются по 4 человека от команды. 1-й рисует туловище, 2-й – голову, 3-й – лапы, 4-й – хвост.

Чей рисунок будет иметь больше сходства с собакой, та команда может получить 5 баллов.

Учитель. Мы много сказали о породах собак. Но почему-то к дворняжкам иногда бывает неправильное, несправедливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки, чаще окружают нас.

Многие из вас, ребята, имеют собак, очень любят своих питомцев, ухаживают за ними, воспитывают. О своих любимцах написали небольшие сочинения …

А те, кто не имеет собак, принесли в класс свои любимые игрушки – собачек разных мастей и размеров. Вот, посмотрите…

Слово жюри…

1-й вед. Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку и неудивительно: ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный друг. У одних эти мечты сбываются, у других – нет.

2-й вед. Итак, что же такое – собака? Собака – верный друг и помощник человека. Если вы решили завести собаку, помните: собака – не игрушка. Она требует заботы, времени и средств. Щенок, пока не вырастет, требует массу внимания. Бесчеловечно взять щенка, а затем, когда надоест с ним возиться, выбросить его на улицу. Собаку нужно любить! Вот, послушайте…

Где стояла конура

Посреди двора,

Снега белого гора

Выросла с утра.

В глубине большой горы

Крепко спит Трезор.

Нет ни хода, ни норы

Из горы во двор.

Снится, бедному, в снегу

Суп и колбаса…

За лопатой побегу –

Откопаю пса!

Учитель. О том, какие бывают собаки, как ухаживать за собаками есть много книг «домашние животные», «Собаки», «Энциклопедия» и т.д. Обратитесь в школьную библиотеку, и вам подберут там книги о собаках.

А мы проведем сейчас викторину. Успеха всем!

«Собачья викторина»

  1. Кто лаял на слона?
  2. Как звали собаку Мальвины?
  3. Как звали собаку Малыша?
  4. Какой породы был Артемон?
  5. Автор рассказа «Каштанка»
  6. Как звали собачку, тянувшую репку?
  7. Кличка собаки из мультфильма «Трое из Простоквашино»
  8. Как звали собаку, которую топил Герасим?
  9. Назовите автора рассказа «Муму».
  10. Как звали пса Элли из сказки «Волшебник изумрудного города»?
  11. Кто автор рассказа «Белый пудель»?
  12. Как звали собаку Электроника?
  13. Какой породы была собака Электроника?
  14. Кто написал рассказ «Бобик в гостях у Барбоса»?
  15. Назовите кличку щенка, оставленного без присмотра, из стихотворения С.Михалкова.
  16. Какой породы собака президента В.В.Путина?
  17. Как ее зовут?

Учитель. Наш праздник подошел к концу. Жюри подвело итоги. Предоставим ему слово.

А закончить праздник хочется стихами.

Если меркнет свет в окошке,

На душе скребутся кошки,

Кто сумеет нам помочь?

Кто прогонит кошек прочь?

Это знает всякий, это не слова:

Преданней собаки нету существа.

Преданней собаки, ласковей собаки,

Веселей собаки нету существа!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Породы собак:

Лайка, немецкая овчарка, бульдог, дог, английский бульдог, французский бульдог, доберман, колли, такса, водолаз, американский кокер-спаниель, русский кокер-спаниель, английский кокер-спаниель, сенбернар, ньюфаундленд, пекинес, шелти, ризеншнауцер, мопс, гончая, русская борзая, афганская борзая, пудель, болонка, чау-чау, ротвейлер, боксер, ирландский сеттер, мастиф, терьер, эрдельтерьер, бультерьер, фокстерьер, скотч-терьер, лабрадор, левретка, чихуахуа, шитцу и др.

Кинофильмы:

«Белый Бим Черное ухо», «Пограничный пес Алый», «Ко мне, Мухтар!», «Приключения Электроника», «Приключения Буратино», «Бетховен», «Пес Барбос и необычный кросс», «Трудный ребенок –2», «На пути домой», «Маска», «Наполеон», «Белый пудель», «Комиссар Рекс», «Трое в лодке, не считая собаки», «Собачье сердце», «101 долматинец», «Шла собака по роялю», «Собачья работа» и др.

Мультфильмы:

«Голубой щенок», «Бобик в гостях у Барбоса», «Трое из Простоквашино», «Пес в сапогах», «Каштанка», «Бременские музыканты», «Котенок по имени Гав», «Том и Джерри», «Волшебник изумрудного города», «Бюро находок», «Белолобый», «Муму», «Скуби Ду», «Малыш и Карлсон», «Репка», «Лев и собачка», «Рукавичка», «Барбос и Жулька» и др.

Поговорки:

  1. На охоту ехать - собак кормить.
  1. Маленькая собачка до старости щенок.
  1. Собаки лают, а караван идет.
  1. Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
  1. Как собака на сене: и не ест, и другим не дает.

Профессии:

Сторож, поводырь, охотник, циркач, космонавт, геолог, аквалангист, санитар, альпинист, сапер, пограничник, спасатель, перевозчик, спортсмен, боец, проводник, пастух, сыщик, артист, таможенник.

Загадки

  • Подстрижен «львом». Нам ним хохочут:

Ах, Артемон, что за повадки!

В награду – сахара кусочек,

Но труд артиста, ох, несладкий. (Пудель)

  • В горах беда случится с вами –

Спасение не за горами.

Спешит в пургу, метель, мороз

На помощь людям добрый пес. (Сенбернар)

  • Стадо овечье собаке послушно,

Врагов отгоняет помощник пастуший.

Кидаются серые волки в кусты,

От страха поджав по-овечьи хвосты. (Волкодав)

  • Вперед! Сомнений больше нет!

Настроен пес решительно.

Сперва взяла собака след,

А следом – нарушителя. (Овчарка)

  • Лисы в норы забрались,

Норы узкие у лис.

Но для узких, длинных нор

Есть и пес как на подбор. (Такса)

  • Сперва в Шотландии жил пес,

Густою шерстью там оброс.

Он смелый, добрый, гордый,

С веселой длинной мордой. (Колли)

  • Заденет землю брюхом

И каждым длинным ухом.

Но за болотной дичью

Он бегает отлично. (Бассет)

  • Несутся собаки тропой ледяной:

Выносливость, сила в упряжке одной.

Верней, чем собака не сыщете друга,

Особенно в зоне Полярного круга. (Лайка)

  • По росту явно не колосс

Английский кривоногий пес.

В нем нет особой прелести,

Зато стальные челюсти. (Бульдог)

Собаки ценились различной породы.

Гнаться так резво умеют немногие,

Как наши российские псы быстроногие. (Русская гончая)

Стихи (отрывки).

Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на слона!

(И.А.Крылов. «Слон и Моська»)

Смотала старушка

Клубок из чулок,

А пудель тихонько

Клубок уволок.

(С.Я.Маршак «Пудель»)

Есть школа в Москве

Эта школа зовется

Школой служебного

Собаководства.

(Э.Н.Успенский. «Про собак»)

Я сегодня сбилась с ног-

У меня пропал щенок.

(С.В.Михалков. «Мой щенок»)

Над нашей квартирой

Собака живет.

Лает собака

И спать не дает.

(Э.Н.Успенский. «Над нашей квартирой»)

Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая – Вот компания какая!

(С.В.Михалков. «Песенка друзей»)

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

(С.Я.Маршак. «Багаж»)

В лесочке над речкой,

Построена дачка.

На дачке живет

Небольшая собачка.

(Б.В.Заходер. «Собачкины огорчения»)

Нельзя воспитывать щенков

Посредством крика и пинков.

(С.В.Михалков. «Важный совет»)

Щенка кормили молоком,

Чтоб он здоровым рос,

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком

Ему пощупать нос.

(А.Л.Барто. «Уехали»)

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла фикус на окне.

(Э.Н.Успенский. «Память»)

На дверях висел замок.

Взаперти сидел щенок.

Все ушли и одного

В доме заперли его.

(С.В.Михалков. «Трезор»)

Нет, я не волк и не лиса.

Вы приезжайте к нам в леса,

И там увидите вы пса –

Воинственного динго.

(С.Я.Маршак. «Собака Динго»)

В одном селе

Один Барбос

Залаял на Луну.

Не так уж сильно этот пес

Нарушил тишину.

(Б.В.Заходер. «Барбосы»)

Шавка очень громко лает,

Шавка очень твердо знает:

Тот, кто громче скажет «гав», -

Тот всегда и будет прав! (Б.В.Заходер. «Шавка»)

Один щенок был одинок,

Бродил он неприкаянно.

И наконец решил щенок:

Найду себе хозяина!

(А.Л.Барто «Он был совсем один»)

На белый снег взглянул щенок

И ничего понять не смог:

Откуда столько белых мух

Набилось к нам на двор?

А может это птичий пух
Летит через забор?

(Л.Дьяконов. «Щенок и снег»)

Над косточкой сидит бульдог,

Привязанный в столбу.

Подходит таксик маленький

С морщинками на лбу.

(Д.Хармс. «Бульдог и таксик»)

Задирает Вовка нос:

У него отличный пес.

Родословная в порядке –

Не какой-нибудь барбос.

(А.Пресман. «Мой щенок»)

В нашем доме знают взрослые и дети

То, что я теперь счастливей всех на свете:

У меня на зависть всем собаководам

Есть собака удивительной породы.

(П.Синявский. «Мой щенок»)

Литература.

  1. Газета «Начальная школа», 2005 г, №23
  1. Доброрука Л.И. Собаки, Москва, 1989.
  1. Журнал «Досуг в школе», 2002 г., №3.
  1. Журнал «Мурзилка», 1989 г, №11.
  1. Журнал «Начальная школа», 2000 г, №12.
  1. Книга рекордов Гиннеса.
  1. Никулина Т.Н., Чеснокова Ж.А. Декоративные собаки.
  1. Русские пословицы и поговорки (под ред. В.Аникина), Москва, 1988.
  1. Русский фольклор. Москва, 1990.

ЗАНЯТИЕ «СОБАКИ»

Цель: Познакомить и расширить представление о собаках.

Задачи образовательные : Закреплять понятие о домашних и бездомных животных. Помочь детям узнать и запомнить правила правильного обращения с домашними и бездомными собаками.

Задачи развивающие: Развивать у детей понимание к состоянию и поведению животных. Стимулировать учащихся к высказываниям, добиваться сопровождения своих действий словесным комментарием. Познакомить с приемами первой медицинской помощи при укусах и нанесении царапин, ран при контакте как с домашними, так и с бездомными животными.

Задачи воспитательные . Воспитывать милосердие, сочувствие бездомным животным. Способствовать развитию связной речи у детей, активизировать их словарный запас.

Воспитывать культуру общения на уроке: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей.

Тип занятия: фронтальное.

Формы работы учащихся - фронтальная, работа в группе.

Место проведения. Кабинет начальных классов.

Продолжительность занятия. 35 минут.

Материально-техническое обеспечение. Презентация MicrosoftOfficePowerPoint 2007, отпечатаны задания для каждой команды и индивидуальные задания.

Методическое и дидактическое обеспечение урока. Раскраски, карточки индивидуальные.

ХОД ЗАНЯТИЯ

На уроке я сижу.
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю
Если спросят, отвечаю.

Ребята, мы сегодня с вами проведем необычный урок здоровья! Он интересный, познавательный, и я думаю что будет очень насыщенный! Ну, что начнем?! А начнем мы с загадки:

Я верный человека друг. Имею множество заслуг. На цепь привязан во дворе. Зимою сплю я в конуре. Охочусь с другом на волков. Пасу на пастбище коров. Бегу по тундре вековой в упряжке, снежною зимой. Я в мире лучшая служака. Кто я? Ты угадал - (Собака)

Правильно собака!!! Это и есть наша тема урока!!! (слайд №1).

А скажите-ка мне собака это какое животное? Дикое или домашнее? А почему вы так решили? Правильно- за ними ухаживает человек. (слайд№2).

Собака – самый верный друг из домашних животных, и друг самый первый, приобретенный человеком еще в каменном веке. 15 тысяч лет назад , когда человек еще не научился скотоводству и земледелию, а был бродячим охотником, приручил человек волка . Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку . Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки, от которых не требовалось никакой службы.

А в дикой природе у собак остались родственники : серый волк, рыжая лиса, голубой песец. Это все хищники с легким, удлиненным телом. Ноги сильные, стройные. Все собаки являются обладателями больших и острых клыков .

Но вернемся к собакам. Сейчас известно около 400 пород собак. Они очень отличаются друг от друга, размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим поведением, и предназначением.

Всех собак можно разделить на три большие группы: (слайд №3)

    охотничьи;

    служебные;

    декоративные.

Лайки , разыскав зверя или птицу, громким лаем задерживают их до прихода охотника (слайд №4). А таксы могут долгое время находиться под землей, так как охотятся в норах.

Среди служебных собак больше всего распространена немецкая овчарка . Она служит и в армии, и в полиции. Овчарки обладают острым чутьем и слухом, выносливостью и смелостью (слайд №5). Которые помогают им охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики.

Умные, активные и выносливые колли использовались как пастушьи собаки в горах Шотландии. Ротвейлер , благодаря своей грозной внешности и бесстрашию, великолепно выполняет обязанности сторожевой собаки. А еще есть Собаки-канистерапевты работают в детских домах и в домах престарелых, они делают жизнь людей ярче. Собаки помогают людям преодолевать физические недуги, но они лечат не только тело, но и душу.

А декоративные собаки (слайд № 6) названы так потому, что они украшают жизнь человека, делают её не такой серой и однообразной. Эти собаки – сама прелесть! В большей части они маленького размера. Она всегда с хозяином рядом, даже может быть и на руках и даже в кармане. С ними весело, они забавные.

У собак очень много профессий . (слайд№7)

Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.

Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?

И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга ! (слайд №8).

Сейчас мне очень хочется вас проверить, а хорошо ли вы слушали меня!? Предлагаю вам по очереди выйти к доске и определить какая из собак относиться к определенной группе собак. (На доске висят картинки разных собак с разными видами деятельности. Задача ребят определить в какой столбик картинку повесить).

А сейчас давайте внимательно послушаем стихотворение Агнии Барто «Уехали».

Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком -
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс.
И вдруг приехал грузовик,
И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано по утру
Труба зовёт на сбор.

И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.
Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый день лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём -
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо,
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

Что можно сказать об отношении ребят к щенку? Любили ли они его? Заботились о нем? Как заботились?

Что случилось потом? Почему щенок остался один?

Как переживал щенок расставание с ребятами?

Чем закончилась история с щенком?

Какой можно сделать вывод из этого стихотворения?

Надо не забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы в ответе за тех, кого приручили .

Но не всегда так бывает (слайд№9). Каждый день, каждое утро, каждый вечер мы видим печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у подъездов, у мусорных баков. По нашему городу Воркуте бегают сотни бездомных собак.

Скажите, почему так много на улицах бездомных собак? Откуда они появились?

(Ответы детей.)

Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия . Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство.

Сначала люди приручают собак, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, и они их выгоняют из дома. Некоторые собаки умираю от тоски и предательства, а некоторые становятся злыми. Опасна ли бездомная собака? (слайд№10)

Так же как и человек, собака может иметь как хорошее настроение, так и плохое, может быть настроена агрессивно в отношении людей, а может быть вполне добродушна.

Поэтому каждому человеку просто необходимо знать некоторые правила поведения, как с чужими собаками, так и со своим домашним псом. И как себя вести, если собака напала на вас или собирается это сделать.

Правила поведения с собаками (слайд №11).

1. Никогда не следует приближаться к незнакомой собаке.

2. Ни в коем случае не убегайте от чужой собаки, а тем более с криком.

3. При приближении к вам незнакомой собаки, остановитесь и замрите, постарайтесь успокоиться. Собаки хорошо чувствуют человеческий страх, и это может придать ей еще больше агрессии.

4. Старайтесь не смотреть собаке в глаза.

5. Когда собака спит, ест или находится со щенками, то никогда не тревожьте ее.

Как действовать при нападении собаки
1.
Повернитесь лицом к нападающей собаке. Для защиты используйте зонтик, рюкзак, пакет, одновременно отступая к укрытию (забору, дому) спиной и зовите на помощь окружающих.
2. Запомните, что можно защититься от укуса собаки правильным расположением рук.
3. Если собака сбила вас с ног, упадите на живот и закройте руками шею. Помните, что болевыми точками у собаки является нос, пах и язык.

Как действовать при укусе собаки 1. Промойте рану перекисью водорода или обильным количеством воды, окружность раны смажьте йодом, наложите чистую повязку.
2. Обязательно обратитесь в больницу для получения помощи.

Итог урока.

В заключение нашего урока хочется обратить ваше внимание на экран (Слайд№12). Чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними. Но, прежде чем завести животное, надо подумать: сможешь ли ты за ним ухаживать, сможешь ли гулять с ним в любую погоду и всегда заботиться о нём.

Собака – живое существо, которое нуждаются в нашей заботе. Что должен делать человек, если у него дома живет домашнее животное?

(Ответы детей.)

Откуда берутся бездомные собаки и кошки?

(Ответы детей.)

Что нужно делать, если вы встретили бездомную собаку?

(Ответы детей.)

А сейчас давайте посмотрим веселый ролик про животных.

ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ

Для того, чтобы общение с окружающими доставляло нам радость, надо запомнить определённые правила поведения.

1.Если хочешь погладить собаку или просто пообщаться с ней или с хозяином, ВСЕГДА спросите разрешения хозяина. Это разрешение дисциплинирует и собаку и хозяина, и гладящего.
2.Никогда нельзя смотреть собаке в глаза долго, пристальным взглядом. Это вызывает агрессию, так как собака (да и человек в аналогичной ситуации) начинает "меряться силами" - это на собачьем языке стойка перед боем.
3.Проходя - проходи. Не обращайте внимания на проходящую мимо собаку. Никогда не подходите намеренно к незнакомой собаке. Не потому, что она укусит, а потому, что Вы с ней не знакомы. Мы же не подходим сразу к человеку, даже если он нам нравится, и не трогаем его руками. Всегда помните, что собака, как и Вы, может заниматься своим делом и вовсе не желать с Вами общаться, даже если собака хорошо воспитана и от природы доброжелательна.
4. ЕСЛИ ВЫ БОИТЕСЬ СОБАК (так тоже бывает) просто обойдите. Когда видите собаку, которую вывели без поводка, издали предупредите владельца собаки о том, что Вы боитесь собак. Либо хозяин возьмет свою собаку на поводок, либо придется Вам самим отойти в сторону и подождать, пока человек с собакой пройдут мимо. Нельзя суетиться и торопливо собирать игрушки, чтобы собака не заинтересовалась происходящим.
Избегайте мест традиционного выгула собак.
5.Нельзя вести себя агрессивно (независимо от присутствия собаки), махать перед чьим либо носом руками, кричать, бросать в кого - либо предметы, резко трогать, пугать, гнать, подходить близко или протягивать руку. Этим Вы оскорбляете присутствующих и можете спровоцировать агрессию как людей, так и собак, которые очень тонко чувствуют ситуацию.

6.Если проходящая мимо собака тянется понюхать, не делайте резких движений - она Вас "рассматривает". У собак слабое зрение. Они "видят " носом.

7.Если собака заинтересовалась каким-то предметом в Ваших руках, не поднимайте руки вверх! - собака не возьмет чужой предмет, если не решит, что ее приглашают к игре.

8. Не проявляйте повышенного интереса к щенкам, чтобы не вызвать в них желания пообщаться.
Вы ведь уйдете, а это предательство.

Наталья Сурова
Конспект занятия «Собака - друг человека»

Конспект занятия

на тему :

«Собака – друг человека »

Задачи :

Закрепить представления детей о домашних животных (собаке ) ;

Воспитание культуры общения, умения вести беседу, умения слушать собеседника, говорить, сопереживать;

Познакомить детей с интересными фактами из жизни домашних животных, свидетельствующих об их преданности, отваге, ответной любви и привязанности к человеку (на примере собаки ) ;

Пробудить у детей желание получить удовольствие от общения с домашними питомцами;

Воспитывать чувство доброты, отзывчивости у детей, ласку к животным, заботу о четвероногом друге .

Материал : корзинка, мягкая игрушка «Собака » , интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Ход занятия

Сюрпризный момент : демонстрация мягкой игрушки из корзинки

«Подарок»

Раскрывается корзинка.

В ней подарок, да какой!

Не игрушка, не картинка -

Песик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки,

Нос как пуговка звонка,

Неуверенные лапки

Разъезжаются слегка.

Шелковистой теплой спинкой

Жмется ласково к ногам.

Не игрушку, не картинку -

Друга подарили на

(М. Стремин)

Ребята, а у кого дома есть собака ? Как её зовут?

А этого щенка зовут Дружок.

Приложение 1, Слайд 1 СОБАКА – ДРУГ ЧЕЛОВЕКА

Говорят, что собака- друг человека . Как вы понимаете эти слова?

Почему собаку так называют ? (С ней можно погулять, поиграть, пойти в гости; она может сторожить вещи, защитить от хулиганов, встретить из садика, спасти в трудную минуту).

Приложение 1, Слайд 2 Волк и дикая собака

Дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Дикие собаки и волки жили с человеком по соседству .

Определите волка и дикую собаку ! (Волк – слева, собака – справа )

Приложение 1, Слайд 3 Первый помощник человека

Люди в то время жили в пещерах и одевались в шкуры диких зверей. Именно тогда собака и стала другом человека . Но произошло это не сразу. Вначале собака следовала за человеком во время охоты , подбирая остатки его добычи.

Приложение 1, Слайд 4 Охрана и охота

Вскоре собака стала помощником человека на охоте и в домашнем хозяйстве. Человек принял собаку в круг своей семьи , и она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин – вожак. Собака стала человеку настоящим другом .

Приложение 1, Слайд 5 Боевые собаки

С древних времён люди стали использовать собак в военном деле . Такие собаки назывались боевыми псами. Они бросались на неприятеля во время боевых сражений, кусали лошадей и наездников. На животных надевали панцири и кольчуги, защищавшие голову, грудь и спину от стрел, дротиков, копий, ударов мечей. Ошейники с большими шипами защищали их от вражеских собак . Но и наше время у служебных собак есть защитные жилеты.

Для чего на собаку надевают защитный жилет?

Приложение 1, Слайд 6 Во время Великой отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны в Советской Армии служило около 70 тысяч собак , которые спасли жизни многим солдатам. Собаки являлись разведчиками, часовыми, связистами, переносили письма (депеши) через линию фронта, протягивали телефонные кабели, определяли местонахождение мин, помогали доставлять боеприпасы попавшим в окружение бойцам, работали санитарами. Собаки -санитары по-пластунски подползали к раненым и подставляли бок с медицинской сумкой, ожидая, пока боец перевяжет рану. Собака была спасением для раненых.

Приложение 1, Слайд 7 Защитно-караульная служба

В наши дни собаки тоже обучаются военному делу, проходят курс защитно-караульной дрессировки. Собак готовят , как розыскных (ищеек, сторожевых, караульных (телохранителей, так и конвойных. Учат искать человека по запаху его вещи , задерживать, охранять и конвоировать (сопровождать) . Обученные собаки служат в полиции , на границе, аэропорте, таможне.

Как называется собака , которая служит на границе?

На границе служит пёс.

Он службу верную несёт.

Вперёд! Сомнений больше нет!

Настроен пёс решительно.

Сперва взяла собака след ,

И следом – нарушителя

Приложение 1, Слайд 8 Спасатель и водолаз

Обученная собака улавливает запах человека и его вещей даже под двухметровым слоем снега, она бесстрашна, не боится ни снежной пурги, ни метели, поэтому собак , названных впоследствии сенбернарами, учат находить людей, попавших в беду после схода лавины или снежной бури. Это собака – спасатель .

Если в горах беда случится с вами

Спасение не за горами,

Спешит в пургу, в метель, в мороз

На помощь людям добрый пёс.

Как человеку в горах может помочь собака-спасатель (найти, отрыть из снега, позвать людей)

И на воде может приключиться беда. И вот тогда вам поможет собака - водолаз .

Если кто попал в беду -

Скажем, тонет он в пруду,

В одно мгновенье пёс в воде

Придёт на выручку в беде

Приложение 1, Слайд 9 Поводырь и терапевт

Специально обученные собаки помогают человеку с различными физическими недостатками, слепым, глухим, инвалидам. Незрячие люди используют собак -поводырей для передвижения и защиты в путешествиях. Собаки-терапевты , широко используются для реабилитации больных, где больным людям не дают грустить, помогают забыть о болезни.

Приложение 1, Слайд 10 Артист

Ну, а что за цирк без собачьих номеров ! Это цирковая собака .

Зал аплодирует, хохочет :

Что за прыжки! Что за повадки!

В награду – сахару кусочек.

Но труд артиста, ох, не сладок!

Приложение 1, Слайд 11 Пастух и охранник

Собака и в дождь , и в мороз помогает человеку пасти стада домашних животных.

Стадо овечье собаке послушно .

Собака справлялась с работой пастушьей.

Каких домашних животных помогает пасти собака ? (коров, овец, лошадей, коз)

Ну а если в доме вор,

Пёс достойный даст отпор.

Для него святое дело

За семью сражаться смело.

Что охраняют собаки ?

Приложение 1, Слайд 12 Космонавт и извозчик

Собаки способны не только на трюки.

А верно служили нашей науке.

Кто в космос летал раньше всех, угадай-ка?

Звёздочка, Белка, Стрелка и Лайка!

Это собаки – космонавты . В науке собаки – верные друзья . Часто они первопроходцы, а за ними следует человек .

В условиях крайнего Севера собаки в качестве ездовых животных для людей незаменимы : выносливы, безотказны, преданы хозяину, проходят по льду и рыхлому весеннему снегу - там, где более крупные животные (олени, лошади) скользят или проваливаются. С помощью собачьих упряжек проводились исследования Северного и Южного полюса.

Несутся собаки тропой ледяной .

Терпенье и сила в упряжке одной.

Приложение 1, Слайд 13 Памятники собакам

В благодарность верным друзьям человека – собакам , ставятся памятники, которые можно встретить в самых различных странах мира. Есть памятник первой собаке-космонавту Лайке , образ пса Хатико в Японии стал примером беззаветной любви и верности. Память о собаках погибших во время войн увековечена в бронзе. В швейцарских Альпах помнят сенбернаров-спасателей.

Приложение 1, Слайд 14 Физкультминутка

Дружок – собачка цирковая .

Зарядку сделать предлагает,

Это лёгкая забава -

Повороты влево, вправо.

Нам известно всем давно -

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Ох, как рад Дружочек

И рады ребятишки.

Вместе вы с Дружочком

Тихонечко садитесь.

Приложение 1, Слайд 15 Разнообразие пород

Посмотрите на эти картинки. Кто на них изображён? Какие они?

Вы правильно заметили, что все собаки разные , у них разная порода. А какие породы собак вы знаете ?

Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются собаки друг от друга . (Окраской, длиной шерсти, формой ушей, головы и тела, цветом глаз, хвостом, характером).

Как вы думаете, какой у собак бывает характер ? (Добрый, злобный, спокойный, игривый, задорный, смелый, доверчивый) .

Невозможно сказать, какая порода собак лучше , умнее, красивее. Каждый владелец выбирает собаку по своему вкусу , практическим потребностям. Она дарит людям много прекрасных минут жизни, платит за заботу безграничной преданностью.

Приложение 1, Слайд 16 Служебные породы

Есть служебные собаки ,

Есть собаки-сторожа .

Их работу – знает всякий –

Можно только уважать…

Есть собаки-водолазы ,

Есть – спасатели в горах.

Им – героям, скажем сразу,

Незнакомо слово «страх»

Каких служебных собак вы можете назвать ? (овчарка, ротвейлер, лабрадор)

Чем помогают людям служебные собаки ?

Приложение 1, Слайд 17 Охотничьи породы

Бродить, утопая в болотах и травах,

Готов он и счастлив и нет ему равных.

А в стойке замрёт на охоте весенней -

Замрешь от восторга и сам - загляденье!

Каких охотничьих собак вы знаете ? (спаниель, гончая, такса, борзая)

Как помогают собаки людям во время охоты?

Изобретателен, умен,

Вам предан бесконечно он.

И жизнь за Вас отдать бы смог

Французский маленький бульдог.

Какие декоративно-комнатные собаки вам известны ? (йоркширский терьер, мопс, шпиц, болонка, далматин) Для чего людям нужны комнатные собачки ?

Приложение 1, Слайд 19 Кто будет хозяином щенка? (Коля? Саша? Андрей)

А теперь помогите решить спор мальчиков?

На одной улице жили три друга – Коля , Саша и Андрей. Они приходили в гости к старику, чтобы поиграть с его собакой . Вскоре у неё появился щенок. Старик пообещал отдать щенка одному из мальчиков. Но чтобы выбрать хозяина щенку, мудрый старик спросил друзей «Что вы сделаете для щенка, если он будет жить у вас?»

Коля сказал : «Я завяжу ему красивый бант!»

Саша сказал : «Я все время буду играть со щенком!»

Андрей сказал : «Я сделаю ему мягкую постельку в корзине, налью в миску тёплого молока, буду гулять с ним, а когда он подрастёт, буду заниматься с ним и сделаю всё, чтобы он не болел, был весёлым и радостным».

Как вы думаете, кому из мальчиков старик отдал щенка? Почему?

Приложение 1, Слайд 20 Что нужно для собаки

Дети, а как человек должен заботиться о своём друге ? (Гулять с ним, разговаривать, дрессировать, вовремя кормить, менять воду, содержать в чистоте, своевременно показывать врачу).

Приложение 1, Слайд 21 Собака заболела

Ребята, представьте, что ваша собака заболела . Как вы об этом узнаете?

Как расскажет об этом ваш пёс? Как отразится болезнь на нём? (У него поднимется температура, он перестанет играть, не захочет пойти погулять, забьётся в угол, не будет есть, шерсть потускнеет, нос станет сухим и горячим).

Что надо сделать, чтобы вылечить собаку ? (надо обратиться к врачу)

Какой врач лечит собак ? (ветеринар)

Приложение 1, Слайд 22 Собака – друг человека

Собаки ! Бог вас людям дал в награду,

Чтоб грели сердце, радовали глаз.

Как мало вам от человека надо ,

Как много получает он от вас!

Мы любим собаку ради неё самой , ценим её доверчивость и непосредственность, её привязанность и верность. Собака и поныне служит человеку : помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырём, но главное – она стала ему спутником и другом .

Дети, как много интересного мы сегодня вспомнили о наших четвероногих друзьях. Чем больше вы будете знать о животных, тем крепче ваша дружба будет с ними.

Тема занятия «Собака со щенятами»

Программное содержание . Закрепить знания детей о кошке с котятами. Познакомить с собакой и щенятами, их отличительными особенностями: собака большая, у нее есть голова, хвост, лапы. Щенки - маленькие. Собака сторожит дом, помогает хозяйке.

Упражнять детей в нахождении детенышей и мам, знакомых животных. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, повторять за ним. Учить детей исполнять игровые действия.

Материал для занятия: картина «Собака со щенятами», игрушка Котенок.

Ход занятия

(В группе появляется котенок - игрушка, - мяукает.)

Воспитатель. Дети, подойдите скорее ко мне. Кто это пришел? Что ты плачешь, котенок?

Котенок. Я все бегал и играл да и маму потерял.

Воспитатель. Дети, как зовут маму у котенка? Кто больше - мама кошка или котенок? Как кошка и котенок мяукают? Как тихо они умеют ходить, покажите? Что они любят есть? Покажите, как они лакают молоко?

Вот видишь, что происходит, когда далеко уходишь от мамы. Ну, ты не расстраивайся. Давай вместе с нами пойдем в гости, а потом мы отнесем тебя к маме. Ты любишь ходить в гости? А вы, дети? Тогда садитесь быстрее на стульчики.

(Выставляется картина «Собака со щенками».)

У крыльца лохматый пес

Лег, уткнувши в лапы нос.

Тихо, мирно он сопит,

Может, дремлет, может, спит.

А попробуй, сунься вор -

Вмиг залает на весь двор.

Ребята, как вы думаете, к кому мы пришли в гости?

Кого вы видите на картине? (Собаку.)

Котенок. А я собаку еще никогда на видел. Можно я посмотрю поближе?

Воспитатель. Конечно, посмотри нашу собаку. Юля покажи, где собака. Дима, и ты покажи собаку. Алеша, кого Дима показал? (Собаку.) А кого вы видите рядом с собакой? (Ее деток.) Да, это ее детки - щенки. Щенки - дети собаки. А как называются дети кошки?

Котенок. Правильно, нас у мамы кошки называют котятами. Воспитатель. Посмотрите, дети, на маму собаку. Какая она? (Большая, красивая.)

Покажите, какая она большая.

Собака покрыта шерстью. Какого цвета у нее шерсть? Что это у собаки? (Голова.)

А что есть на голове у собаки? (Глаза, уши, нос, рот.) Что это? (Показывает на лапы.) Что она ими делает? Где у собаки хвост, покажите? Какой у нее хвост? (Лохматый.) Котенок. Посмотрите, у меня тоже есть хвост, но он не такой, как у собаки.

Воспитатель . Дети, что собака делает? (Лежит, смотрит.) На кого смотрит собака, за кем она наблюдает? (За щенками.) Да, дети, собака наблюдает за своими детками, щенками. Саша, покажи щенка. Олег, покажи другого. Сколько щенят у мамы собаки? (Много.) Какие щенята? (Маленькие, забавные.) Покажите, какие они маленькие.

Правильно, мама собака большая, а щенята маленькие, но они на нее похожи, также как и вы похожи на своих мам. Как мама собака зовет своих щенят? Как щенята отвечают маме? (Гав-гав.)

Котенок. А нас мама кошка зовет: Мяу-мяу». Мы ей отвечаем так же: «Мяу».

Воспитатель. Что делает этот щенок? (Стоит и смотрит.) На кого он смотрит? (На воробьев.)

Что делает другой щенок? (Лежит рядом с мамой и смотрит на воробьев.)

Что делают воробьи? (Едят корм из миски.) Что ест собака? Чем мы можем ее угостить? (Косточкой, мясом.) Давайте положим ей косточку и дадим в миске воды.

Правильно, вот и у нашей собаки в лапах лежит косточка, которую она ест.

Что пьет собака? Да, она, как и кошка, пьет воду, она ее лакает. Покажите как?

На кого похожи щенята? (На маму собаку.)

Котенок. А мы, котята, похожи на маму кошку. Мы ее дети.

Воспитатель. Где живет собака? Покажите ее дом.

Дом у собаки называется будка. Повторите - будка. Сережа, покажи будку.

Правильно, собака со щенятами живет в будке. За ней ухаживает хозяйка. Она ее кормит, поит.

Собака помогает хозяйке, она сторожит дом, охраняет его.

Дети, вы знаете, пока мы здесь рассматривали картину, мамы потеряли своих малышей. Давайте им поможем.

Проводится игра «Найди маму» (собака, кошка, курица). Дети находят детенышей, подражают их голосам и уточняют, где они живут: дома, в сарае, в будке.

Котенок . Спасибо, ребята, вы помогли мне найти мою маму. Я очень рад. Теперь я не буду от нее далеко уходить.

Воспитатель . Оставайся, котенок, со своей мамой (котенка ставим рядом с картиной), а нам пора на прогулку. До свидания!




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top