Повышенная тревожность у ребенка 7 лет. Тревожные родители

Повышенная тревожность у ребенка 7 лет. Тревожные родители

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Тревога – это эмоциональное состояние, которое носит негативный характер. Когда человек находится в состоянии тревоги, то он ожидает какого-либо неблагоприятного исхода ситуации, негативных последствий. При этом тревога отличается от страха: если страх носит вполне определенный характер, то тревога – это неопределенное состояние, причины которого не до конца ясны даже самому человеку.

Тревожность – это склонность человека к тому, чтобы испытывать в различных ситуациях тревогу. Для того чтобы подчеркнуть то, что уровень тревожности выше нормального, обычно используют термин повышенная тревожность .

Сама по себе тревожность не является болезнью. Но ее повышение может сопутствовать большому количеству заболеваний.

Почему у некоторых людей отмечается высокая тревожность?

В первую очередь стоит оговориться о том, что высокая тревожность - это достаточно условное понятие. Сложно определить ту грань, за которой заканчивается нормальная тревожность и начинается повышенная. У разных людей она выражена по-разному, и ученым еще до конца не известны причины этого.

Известно, что один из факторов повышенной тревожности – наследственность. Предрасположенность к подобным эмоциональным состояниям отчасти заложена в генах человека. Вторая причина – неправильное воспитание и негативный жизненный опыт.

Если тревожность не является симптомом психического заболевания, то ее лечением занимаются психологи. Разные школы психологии придают разное значение каждой из причин.

Разновидности тревожности

Личностная тревожность – это склонность человека испытывать чрезмерную тревогу в тех ситуациях, в которых ее возникновение в принципе является нормальным, но у других людей она не настолько выражена.

Личностная тревожность, как это следует из ее названия, связана с личностью, характером, темпераментом, генами человека. Например, обычно такие люди более склонны быть замкнутыми в себе, необщительными.

Личностная тревожность – состояние, которое оказывает влияние на все сферы жизни человека: мотивацию, самооценку, общение с другими людьми и пр.

Ситуативная тревожность проявляется только в определенных ситуациях, которые являются стрессовыми для конкретного человека. В остальное время он может чувствовать себя совершенно нормально, и не испытывать никаких проблем.

К ситуативной тревожности могут приводить следующие факторы:
1. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Политические, экономические неурядицы, природные катастрофы, общественные беспорядки, негативные новости в СМИ - все это ежедневно подрывает душевное равновесие человека. В итоге повышенная тревожность в современном обществе становится все более распространенным явлением.
2. Так как человек – существо социальное, он ежедневно общается со множеством себе подобных. В сложно устроенном социуме не может обойтись без конфликтов и недоразумений. А ведь все они также способны провоцировать состояние повышенной тревоги.
3. Особенно большую роль в жизни каждого из нас играют близкие люди: супруги, дети, родители, другие родственники и близкие друзья. К сожалению, отношения с ними не всегда доставляют только радостные моменты.
4. У каждого человека есть определенный багаж негативного жизненного опыта. Каждый из нас в той или иной степени чего-то боится, чего-то избегает, испытывает собственные психологические комплексы и фобии. В определенных ситуациях они облегчают возникновение состояния повышенной тревожности.

Причины и виды тревожности - видео

Возрастные группы

Тревожность – симптом, который может возникать у любых людей в любых возрастных группах. Даже у новорожденных , у которых она проявляется в повышенном беспокойстве, плаксивости, плохом сне, аппетите. С возрастом усложняется строение нервной системы человека - соответственно, и тревожные состояния становятся более сложными.

Детская тревожность

Дети с повышенной тревожностью намного чаще впадают в состояние тревожности и беспокойства. У них чаще, чем у других детей, встречаются страхи, в том числе и навязчивые (фобии). Например, находясь в детском саду, ребенок может не находить себе места из-за беспокойства о том, "как там мама, вдруг с ней что-то случилось на работе?".

Повышенная тревожность у дошкольников в большинстве случаев сочетается с другими психологическими проблемами. Очень часто такие детишки страдают низким уровнем самооценки. В коллективе сверстников они занимают второстепенные роли, или становятся замкнутыми в себе, и предпочитают играть отдельно от остальных.

Обычно взрослые характеризуют тревожных детей, как скромных, застенчивых, хвалят их за хорошее поведение и ставят в пример остальным, более непоседливым сверстникам. При родителях, педагогах и других людях ребенок с повышенным уровнем тревожности ведет себя скромно и сдержанно, обычно старается не совершать лишних движений и не привлекать к себе внимания, он предпочитает не встречаться взглядом со взрослыми, а смотреть в пол.

При высокой тревожности у дошкольников часто встречаются неврозы , которые проявляются в разных навязчивых мыслях и движениях, фобиях. Такие дети часто грызут ногти, выдергивают волосы у себя на голове, занимаются онанизмом. Все эти действия работают для ребенка, как ритуалы: они помогают снять эмоциональное напряжение, тревожность, и на время успокоиться.

Почему у ребенка возникает повышенный уровень тревожности?
Можно выделить две основные группы причин:
1. Состояние самого ребенка. К высокой тревожности предрасполагают такие факторы, как:

  • наследственные особенности нервной системы и характера ребенка: если родители страдают повышенным уровнем тревожности, то ребенок может перенять эту черту;
  • родовые травмы ;
  • инфекции и другие заболевания, которые перенес новорожденный ребенок;
  • болезни, которые мать перенесла во время беременности ;
  • поражения нервной системы плода и ребенка до, во время и после родов .
2. Внешние обстоятельства. Речь идет об атмосфере в семье и способе воспитания ребенка. Повышенная детская тревожность может возникать из-за гиперопеки, когда родители совсем лишают ребенка самостоятельности и свободы выбора, или, напротив, отторжения, когда ребенок является нежеланным и впоследствии чувствует отсутствие заботы и неприятие со стороны родителей.

Повышенная тревожность в детском возрасте является благодатной почвой для развития неврозов: истерического, неврастенического, навязчивых мыслей, движений, страхов (фобий).

Школьная тревожность

Первое посещение школы для ребенка – это, несомненно, стресс . Ведь он попадает в совершенно новую среду с новыми людьми, правилами и нормами поведения, новыми взаимоотношениями (у него появляются учителя, одноклассники). Всякий процесс познания первоначально таит в себе неопределенность, а она является первой причиной появления тревоги у любого человека.

В школе ребенок может испытывать тревогу по поводу того, что он будет плохо учиться, не справится с какими-то предметами, не понравится учителю, сверстникам, не сможет сдержать волнение, находясь возле доски и пр.

Основными причинами, которые приводят к возникновению школьной тревожности, являются:

  • слишком большие нагрузки на учеников, которые вообще очень характерны для современной школы;
  • неспособность ребенка справляться со школьной программой вообще, или с отдельными предметами;
  • неадекватность со стороны родителей, которые заставляют ребенка "стать отличником", считают его "самым лучшим" и постоянно ругаются с другими родителями и педагогами, либо, напротив, считают его "бездарем и разгильдяем" и постоянно бранят;
  • негативное отношение со стороны классных педагогов;
  • неприятие со стороны сверстников, плохие отношения в детском коллективе;
  • частая смена коллектива, учителей;
  • частые контрольные и экзамены, и вообще - частые ситуации, в которых ученика оценивают.
Особенно сильно распространена повышенная тревожность среди младших школьников и учеников подготовитель6ных классов, которые впервые сталкиваются с незнакомой школьной средой.

Высокая школьная тревожность может быть проявлением одного из следующих патологических состояний:

  • Школьный невроз. Это бессознательная тревожность, связанная с посещением школы. Ребенок не осознает. Это может проявляться и в поведении, и в виде таких симптомов, как головные боли , тошнота и рвота перед посещением школы.
  • Школьная фобия. Это разные страхи, которые связаны с посещением школы. Они носят навязчивый, непреодолимый характер, чаще всего нелепы и не связаны ни с какими видимыми причинами.
  • Дидактогенный невроз – такая разновидность невроза, которая связана с отношением ребенка к самому процессу обучения.

Подростковая тревожность

Повышенный уровень тревожности среди подростков – особая проблема, которая требует отдельного рассмотрения и имеет собственную специфику.

Подростковый возраст – переломный, переходный. Пожалуй, это самая большая перестройка, которую испытывает организм человека в процессе жизни, во всех отношениях. И она способствует развитию тревожных состояний.

Подростковая тревожность обычно вызвана следующими факторами:
1. Гормональная, физиологическая перестройка организма. Это стресс для всех органов и систем, в том числе и нервной. Например, в головном мозге юношей и девушек впервые появляются рецепторы, чувствительные к действию половых гормонов. В итоге возникают совершенно новые эмоции и ощущения, которые до этого отсутствовали.
2. Подростковый возраст – это постепенное обретение независимости и необходимость самостоятельно принимать решения, делать выбор. Для вчерашнего ребенка это – настоящее испытание. Обычно чем шире и ответственнее жизненный выбор - тем больше эта ситуация предрасполагает к повышению уровня тревожности.
3. Происходят изменения и в коллективе. Подростки склонны негативно относиться к "белым воронам", в их взаимоотношениях часто имеет место агрессия и резкие оценки.
4. Подростковый идеализм – стремление, которое обуславливает собой очень высокий уровень потребностей и притязаний юношей и девушек. Но в реальной жизни часто все оказывается совсем не так. И это тоже предрасполагает к подростковой тревожности.
5. Для подростков вообще характерны периоды чрезмерной общительности, которые затем сменяются депрессией и замкнутостью, неврозы, эмоциональные перепады.

Тревога в жизни взрослых людей

В жизни взрослого человека постоянно присутствует большое количество факторов, которые способны провоцировать тревожные состояния:
1. Это определенные возрастные периоды. Например, уровень тревожности возрастает во время так называемого кризиса среднего возраста и климакса у женщин.
2. Многие профессии связаны с постоянными стрессами, переутомлением , ненормированным графиком, недосыпанием. Все это провоцирует повышение уровня тревожности и другие психологические проблемы.
3. Взрослые люди, так же как и дети, часто испытывают тревогу при необходимости выступления на публике, в незнакомом обществе, в неоднозначной ситуации.
4. У мужчин нередко стрессы возникают при частой смене сексуальных партнерш, поскольку каждый раз в той или иной степени присутствует страх возможной неудачи, фиаско.
5. Кроме того, в жизни происходят негативные ситуации, связанные с болезнями, разводами, потерей близких людей, работы. Огромное количество стрессов обусловлено экономической нестабильностью и кредитами, которые в последние годы стали так широко распространены среди населения.

Повышенная тревожность может иметь место у человека в течение всей жизни, не приводя к каким-либо более серьезным расстройствам и заболеваниям. Но чаще она выливается в депрессии, различные формы неврозов, фобии, болезни внутренних органов (в первую очередь нервной и сердечнососудистой системы), психические заболевания.

Поэтому, если человек постоянно чувствует внутренний дискомфорт, то с этим состоянием нужно бороться. Правильно это помогут сделать только соответствующие специалисты.

К кому обращаться, если вы заметили у себя признаки повышенной
тревожности?

Высокая тревожность – это состояние, которое нельзя диагностировать просто так, всего лишь один раз пять минут поговорив с человеком. Этого будет недостаточно даже для специалиста. Тем более не сможет установить диагноз человек, который далек от психологии и психиатрии.

Диагностикой и лечением тревожных расстройств занимаются профессионалы, которые этому специально обучены:

  • Психологи . Это люди без медицинского образования. К ним целесообразно обращаться при относительно легкой тревожности. В психологии по сей день не существует каких-либо общих правил и принципов. Каждая школа работает по-своему, и все применяемые методики в какой-то степени являются авторскими. Поэтому для вас может хорошо подойти один психолог, в то время как другой не сможет предоставить никакой реальной помощи.
  • Психотерапевты. Они имеют медицинское образование, но могут заниматься только лечением психологических расстройств, но не психических заболеваний, так как не имеют специализации по психиатрии.
  • Психиатры. Лечат психические расстройства, одним из симптомов которых является повышенная тревожность.

Как проводится диагностика уровня тревожности?

Когда пациент попадает на прием к специалисту, то стоит две задачи:
1. Выявить, есть ли вообще тревожность в этом случае?
2. Если она есть, то насколько сильно выражена?

Уровень тревожности – это не величина артериального давления и не показатель температуры. Нет такого прибора, который мог бы мгновенно измерить этот показатель. Для этого существуют специальные тесты и опросники. Ниже мы рассмотрим самые распространенные и эффективные.

Тесты описаны подробно, и ради интереса и ознакомления вы можете пройти их самостоятельно. Но помните о том, что профессионально оценить ваше состояние сможет только специалист.

Тест Тэммпл-Амен-Дорки

Это популярный тест на тревожность, который был разработан специально для детей. Его создали три автора, но часто он известен только по одному имени. Например, его называют тест на тревожность Амен, тест на тревожность Дорки или тест на тревожность Тэммпл.

В ходе данного теста ребенку предстоит столкнуться с некоторыми жизненными ситуациями, в которых он должен выбрать ту или иную модель поведения.

Для того, чтобы провести тест на тревожность Тэммпл-Амен-Дорки, ребенку показывают 14 картинок с теми или иными сюжетами: на них ребенок (девочка или мальчик, в зависимости от пола испытуемого ребенка). Лицо персонажа на картинке не прорисовано. Прилагается два варианта – радостное и грустное выражение. Ребенку предлагают выбрать то, которое лучше всего подходит к ситуации.

В ходе теста на тревожность Дорки картинки показывают ребенку в строго определенной последовательности:

1. Ребенок играет с малышом младшего возраста. Он в это время веселый или грустный?
2. Ребенок идет рядом с мамой, которая везет в коляске младенца. Старший брат (сестра) в это время радостный или печальный?
3. Сверстник проявляет по отношению к ребенку агрессию – бежит и пытается его ударить.
4. Ребенок самостоятельно надевает носки и обувь. Доставляет ли это занятие ему положительные эмоции?
5. Ребенок играет с более старшими детьми. Он в это время радостный или грустный?
6. Мама с папой смотрят телевизор, а ребенок в это время один идет спать. Радость или грусть?
7. Какое лицо будет у ребенка во время умывания? Он умывается сам, без помощи мамы и папы.
8. Какое лицо у ребенка, когда кто-то из родителей за что-то его ругает?
9. Отец играет с младенцем и в это время игнорирует старшего ребенка. Тот веселый или грустный?
10. Сверстник пытается отнять у ребенка игрушку. Это веселая игра или ссора? Грустно или весело?
11. Мать заставляет ребенка собирать разбросанные игрушки. Какие эмоции это вызывает?
12. Сверстники покидают ребенка. Грустно или весело?
13. Семейный портрет: ребенок, мама и папа. Счастливое ли выражение лица у сына (дочки) в этот момент?
14. Ребенок кушает и пьет в одиночестве.

После того, как ребенок прошел тест на уровень тревожности Дорки Амен, его ответы заносят в такую таблицу:

Номер
рисунка
Радость Грусть
1 +
2 +
3 +
4 +
5 +
6 +
7 +
8 +
9 +
10 +
11 +
12 +
13 +
14 +

Это – ориентировочный, один из возможных ответов ребенка. Стандартов в этом тесте нет. Результат оценивают по формуле:

X = (число грустных эмоций / 14) * 100%

То есть высчитывают долю грустных эмоций по отношению к общему количеству ответов. Тест на уровень тревожности Дорки Амен трактуют следующим образом:

  • Х более 50% - повышенный уровень тревожности;
  • Х равен от 20 до 50% - тревожность среднего уровня;
  • Х менее 20% - низкий уровень тревожности.
Во время теста на уровень тревожности Амен нужно учитывать не только общий результат по таблице, но и комментарии, которыми ребенок сопровождает свой выбор.

Тест на уровень школьной тревожности Филлипса

Школьников обычно проверяют на уровень тревожности при помощи популярного теста Филлипса. При помощи него можно определить, насколько высока тревожность каждого школьника, а также другие показатели.

Обычно тест на уровень школьной тревожности проводит психолог, который работает в школе. Тестируют сразу весь класс. То есть проводится как бы своеобразный скрининг, который помогает провести массовую диагностику , выявить наиболее тревожных детей и начать с ними психологическую работу. Конечно же, психолог поделится этой информацией с родителями, и даст им рекомендации по поводу того, как выстраивать взаимоотношения в семье.

В ходе теста на тревожность Филлипса детям предлагают 58 вопросов, просят ответить на них правдиво, предупреждают, что нет "хороших" или "плохих", "правильных" или "неправильных" ответов. Затем проводят анализ и оценивают следующие моменты:
1. Уровень общей школьной тревожности.
2. Сила переживаний стрессовых ситуаций в социуме.
3. Тревожность, связанная с желанием добиваться успехов в школе, хороших оценок.
4. Страхи, связанные с самовыражением.
5. Страх, связанный с проверкой знаний, насколько спокойно или тревожно ребенок относится к контрольным работам, ответам "на оценку".
6. Страх несоответствия ожиданиям со стороны одноклассников, учителей.
7. Способность к сопротивляемости стрессам на физиологическом уровне.
8. Страхи и затруднения, которые возникают в отношениях с учителями.

Факторы Номера вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5
7. Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу
9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с
учителями
2, 6, 11 ,32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8

КЛЮЧ К ВОПРОСАМ
1 - 7 - 13 - 19 - 25 + 31 - 37 - 43 + 49 - 55 -
2 - 8 - 14 - 20 + 26 - 32 - 38 + 44 + 50 - 56 -
3 - 9 - 15 - 21 - 27 - 33 - 39 + 45 - 51 - 57 -
4 - 10 - 16 - 22 + 28 - 34 - 40 - 46 - 52 - 58 -
5 - 11 + 17 - 23 - 29 - 35 + 41 + 47 - 53 -
6 - 12 - 18 - 24 + 30 + 36 + 42 - 48 - 54 -


Текст опросника
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина

Опросник для оценки тревожности Спилберга и Ханина – это относительно простой тест, при помощи которого вы можете самостоятельно оценить свой уровень тревожности, чтобы понять, нужно ли вам обратиться к психологу или психотерапевту. Это - простая диагностика уровня тревожности при помощи 40 вопросов, которые поделены на две группы. Точнее, это даже не вопросы, а высказывания, с которыми можно согласиться или нет.

Первые 20 вопросов теста Спилберга характеризуют реактивную, или ситуативную тревожность. Это уровень тревоги, который вы испытываете на данный момент.

Вопросы с 20 по 40 предназначены для оценки личностной тревожности. Это – черта вашего характера, которая не зависит от ситуации, а просто проявляется при определенных обстоятельствах.

Во время теста вы просто зачеркиваете те высказывания, с которыми согласны. А затем интерпретируете результат следующим образом:

Для реактивной (ситуативной) тревожности:
СУММА1 – СУММА2 + 50 , где
СУММА1 – это сумма зачёркнутых цифр напротив пунктов 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18.
СУММА2 – это сумма оставшихся зачёркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20).

Для личностной тревожности:
СУММА1 – СУММА2 + 35 , где
СУММА1 – это сумма зачёркнутых цифр напротив пунктов 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40.
СУММА2 – это сумма оставшихся перечеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

Когда у человека имеется повышенный уровень тревожности, то часто это имеет место подсознательно, независимо от нас, и мы это не осознаем. Тест на уровень тревожности Спилберга-Ханина позволяет выявить это самостоятельно, чтобы узнать, имеются ли у вас проблемы.

Бланк для ответов
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершено верно
1 2 3 4 5 6
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничего не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я испытываю сожаление 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я неврвничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряженности 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4

Бланк для ответов
Фамилия________________________________ Дата________________________
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1 2 3 4 5 6
21 Я испытываю удовольствие 1 2 3 4
22 Я очень быстро устаю 1 2 3 4
23 Я легко могу заплакать 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4
25 Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения 1 2 3 4
26 Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я принимаю все слишком близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
33 Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я доволен 1 2 3 4
37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Другие опросники и методы для выявления высокой тревожности

Кроме тех, что перечислены выше, существуют и другие опросники и тесты для выявления уровня тревожности у взрослых и детей. Разные психологи и психотерапевты пользуются разными методиками, но в основном их можно свести к следующим:
  • разные наборы вопросов, на которые испытуемый должен ответить;
  • общение с пациентом, расспрос: это очень распространенный способ в психоанализе;
  • наблюдение за пациентом: этим способом часто пользуются, например, детские психологи;
  • рисуночный тест – тоже применяется в основном у детей, но может использоваться и у взрослых;
  • опрос родственников, друзей, коллег по работе.

Тест на тревожность у детей (Тэмпл-Амен-Дорки) - видео

Как преодолеть тревожность?

Иногда избавиться от высокой тревожности у человека получается самостоятельно. Но это случается относительно нечасто и только в тех случаях, если она повышена не очень сильно. В большинстве случаев помочь способен только профессиональный специалист – психолог, психотерапевт или, при наличии психического заболевания - психиатр.

Рассмотрим основные направления лечения повышенной тревожности и тревожных расстройств.

Медикаментозная терапия

Может быть назначена только психотерапевтом или психиатром. Психологи не имеют медицинского образования и не могут назначать лекарства.

При высокой тревожности назначаются следующие лекарственные средства.

П овышенная тревожность у ребенка - вторая по распространенности группа среди проблем детской психики (пальма первенства принадлежит поведенческим расстройствам). Её клинические признаки отмечаются примерно у 8% детей. К сожалению, этот показатель растёт. Поэтому мы подготовили краткое руководство для тех родителей, которые озабочены профилактикой или снижением тревожности у своего ребёнка.

Что такое повышенная тревожность

Страх - досадный, но непременный спутник жизни человека. Он «вшит» в наши инстинкты и запускается как часть механизма выживания. А. И. Захаров, один из ведущих специалистов в области детских неврозов, так описывает динамику появления страхов:

Как же определить, что уровень тревожности у вашего ребёнка вышел за пределы нормы и перешел в тревожное расстройство психики?

Нормальная тревога - это эпизодические проявления страха. Они всегда вызваны конкретными обстоятельствами. Повышенная тревожность, напротив - клинически устойчивое состояние. Оно присутствует в «фоновом режиме».

Другими словами, любой ребёнок может внезапно разволноваться, если поставить его на табурет и попросить спеть перед незнакомой публикой, но в большинстве жизненных ситуаций он будет спокоен и радостен. Ребёнок с повышенной тревожностью, редко может расслабиться и испытывает беспокойство почти постоянно: оставаясь в одиночестве, отправляясь на шумный праздник, при ответе незнакомому человеку.

Причины повышенной тревожности у ребенка

Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.

Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств - это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.

Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.

Наседки

Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

Прожектёры

Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот - добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет - это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.

Спартанцы

Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка - тем выше становится тревожность.

Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания - сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:

  • Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.
  • Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
  • Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».

Симптомы повышенной тревожности у ребенка

Большинство тревожных детей в раннем возрасте просто не могут объяснить свои проблемы, а в подростковом - настойчиво их отрицают. Поэтому важно вовремя заметить первые соматические признаки. Вот их краткий перечень (без классификации по различным типам тревожных расстройств):

  • приливы жара или озноба;
  • тремор или дрожь;
  • учащенное сердцебиение;
  • дискомфорт или боли в груди;
  • ощущение комка в горле;
  • затрудненность дыхания;
  • обморочность или головокружения;
  • мышечное напряжение;
  • онемение или покалывания;
  • ощущение «пустоты в голове»;
  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Затем перепроверьте свои наблюдения с помощью опросника (авторы Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.), где каждый положительный ответ будет засчитан как 1 балл:

  • Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая;
  • Ему трудно сосредоточиться;
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство;
  • Очень напряжен и скован во время выполнения заданий;
  • Смущается чаще других;
  • Часто говорит о напряженных ситуациях;
  • Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке;
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны;
  • Руки у него обычно холодные и влажные;
  • Нередко страдает расстройством стула;
  • сильно потеет, когда волнуется;
  • Не обладает хорошим аппетитом;
  • Засыпает с трудом, спит беспокойно;
  • Пуглив, многое вызывает у него страх;
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается;
  • Часто не может сдержать слезы;
  • Плохо переносит ожидание;
  • Не любит браться за новое дело;
  • Не уверен в себе и своих силах;
  • Боится сталкиваться с трудностями.

Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов - средняя; 1-6 баллов - низкая.

Получив печальный вердикт, не стоит паниковать. В отличие от поведенческих расстройств, повышенная тревожность детей, как правило, ослабевает по мере их взросления. Однако и закрывать на неё глаза по принципу «само пройдёт» тоже не стоит. По мнению специалистов, дети с повышенной тревожностью находятся в зоне риска. Небольшую часть тревожное расстройство не покинет и во взрослом возрасте, а у некоторых начнутся депрессивные состояния. Как это скажется на их жизненном успехе, объяснять не нужно.

Профилактика повышенной тревожности или 10 «нельзя»

Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозуУгрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.

  1. Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
  1. Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.
  1. Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
  1. Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.
  1. Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое вы делаете ребёнку в течение дня, и перечитайте этот список перед сном. Большинство из них окажутся однотипными и мелочными, не принесли никакой пользы и лишь повредили вашим отношениям.
  1. Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
  1. Требовать извинений за любой проступок. Иногда полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
  1. Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.
  1. Заставлять соревноваться с другими детьми. Особенно в играх, где требуется скорость выполнения заданий.
  1. Подрывать авторитет других значимых взрослых. («Слушай только меня! Ваши учителя ничего не понимают!»)

Если вы заметили признаки тревожности вашего ребенка, приложите максимум усилий, чтобы скорректировать своё поведение.

  1. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
  1. Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
  1. Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
  1. Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
  1. Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребенок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за то же самое.
  1. Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
  1. Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
  1. Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
  1. Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
  1. И самое главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения (особенно повторяете «10 нельзя»), то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.

Римма Казанцева

Иллюстрации: Юлия Прососова

Сейчас люди и так живут в бешеном ритме - не высыпаются, часто попадают в стрессовые ситуации. Неудивительно, что диагноз «тревожное расстройство» ставится все чаще. Родители, конечно, хотят, чтобы их дети были здоровыми и счастливыми, стремятся оградить их от негативных факторов. Только иногда они сами не замечают, как совершают ошибки в воспитании, из-за которых ребенок становится тревожным.

Из этой статьи вы узнаете, почему, руководствуясь благими намерениями, легко навредить своему чаду. Итак, 6 ошибок родителей, из-за которых у ребенка может развиться тревожное расстройство.

1. Чрезмерная забота

В школе у ребенка так много проблем - часто несправедливое отношение учителей, придирки со стороны старших ребят, ссоры с одноклассниками. Услышав об этом, родители начинают волноваться и показывать свои эмоции. Беспокоиться за свое чадо - абсолютно нормально. Вот только бурно демонстрировать свои переживания, наверно, не стоит. Дети чутко реагируют на эмоции родителей, принимают их близко к сердцу, а в итоге начинают еще сильнее тревожиться от того, что волнуются их близкие.

Родители должны быть сильными, чтобы ребенок брал с них пример. Если же он будет видеть, что взрослые реагируют на проблемы волнением, он будет расти с уверенностью, что это нормально. Поэтому держите под контролем переживания и тревогу, разбираясь с проблемами своего чада. Ребенку необходимо чувствовать поддержку родителей, понимать, что они всегда внимательно его выслушают, подбодрят, помогут дельным советом.

2. Стремление защитить ребенка от всех бед

Родители считают своим долгом защищать детей. Это благородный порыв, но он нередко становится причиной повышения тревожности у ребенка.

Узнав о проблемах в школе, первое, что хочется сделать, — пойти и разобраться с обидчиками. Вряд ли стоит поддаваться этому порыву, ведь в таком случае ребенок получит 2 сигнала: первый - он не может откровенничать с родителями, второй - самые близкие люди думают, что он не в состоянии разобраться со своими проблемами. Поэтому родителям нужно убедить свое чадо в том, что они станут защищать его только тогда, когда он сам этого захочет. Лучше помогите ребенку найти решение его проблемы, которое он воплотит в жизнь . Только так у вас получится воспитать самостоятельного человека, способного справляться с жизненными трудностями.

3. Компенсация слабых сторон

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился, получал похвалу от учителей и вообще был всеобщим любимцем. Поэтому они сразу приходят на помощь, когда у чада что-то не получается. Если ребенок провалил контрольную по алгебре, ему нанимается репетитор, если произошла стычка со школьным хулиганом - его записывают на айкидо. Вполне понятно и логично желание родителей подтянуть слабые стороны детей, чтобы они выросли успешными людьми. Нужно осознать следующее: постоянно помогая ребенку справляться с тем, что у него не получается, вы концентрируете внимание на негативе.

Обрести уверенность в себе людям обычно помогает не компенсация слабых сторон личности, а фокусировка на сильных. Секрет счастья прост: нужно делать то, что у вас хорошо получается, и не принимать близко к сердцу неудачи. Вместо того, чтобы раздувать трагедию из-за одной плохой отметки и нанимать репетитора, лучше займитесь с ребенком тем, в чем он показывает успехи. Так он снова поверит в себя и в свои способности.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Фокусируясь на сильных сторонах ребенка, вы вырастите его уверенными в себе человеком.

4. Повышенное внимание к сильным сторонам

Да, только что мы говорили, что нужно фокусироваться на силе (и это правда так), а теперь выносим это очередным пунктом. Фокусироваться на сильных сторонах ребенка действительно нужно, но здесь важно не переусердствовать. Это сложная задача - не перейти грань, после которой появляются завышенные ожидания. Хвастаясь знакомым, что сын - будущий олимпийский чемпион, а дочь - отличница и лучшая ученица, родители полагают, что подбадривают детей и помогают им идти к цели. В действительности такие речи оказывают сильное давление на психику ребенка. Хвалите своих детей, когда они с чем-то справляются, но не требуйте от них большего из-за этого успеха. Из-за завышенных ожиданий радостная и позитивная обстановка становится тяжелой и тревожной. Ведь ребенок хочет, чтобы родители им гордились, и боится их расстроить.

5. Стремление воспитать человека с высокими моральными ценностями

Пожалуй, всем хочется, чтобы их дети выросли высоконравственными людьми. Проблема в том, что в каждом возрасте свои ценности. Подростки и вовсе протестуют, все ставят под сомнение. Поэтому не совсем правильно наказывать ребенка за то, что он не следует вашим правилам.

Бывает, что дети совершают поступки, о которых впоследствии сами жалеют. Уже не единожды подростки совершали суицид из-за причин, которые никогда не должны были привести к потере жизни. Иногда дети принимают неверные решения - от размещения в сети голых фотографий до просмотра порнографии - и мысль о том, что кто-то из членов семьи узнает об их поступке, выглядит как наказание пострашнее смерти. Убедите своего ребенка, что, хоть моральные ценности и важны, вы понимаете, как много соблазнов вокруг. Иначе он не сможет подойти к вам и рассказать о своих ошибках, потому что будет бояться осуждения и порицания.

6. Замалчивание собственных проблем

Родители не желают нагружать детей своими проблемами. Финансовые трудности, ссоры с мужем, неприятности на работе - все это жесткие реалии мира взрослых. Зачем вываливать этот негатив на ребенка, который ни в чем не виноват? Родителям кажется, что, не рассказывая своему чаду о взрослых проблемах, они охраняют его спокойствие. Только дети очень восприимчивые, поэтому все понимают даже без слов. Может быть, они не знают подробностей, но они видят озадаченные лица родителей, чувствуют напряженность в отношениях. Ребенку достаточно всего лишь ощущения того, что что-то не в порядке - и он уже начинает волноваться.

Значит ли это, что нужно взваливать все свои проблемы на слабые детские плечи? Конечно, нет. Все же немного честности в том, что связано с вашими переживаниями, не повредит. Главное - не просто делитесь своими проблемами с ребенком, но также объясняйте, как вы собираетесь с ними справляться . Так вы смоделируете в сознании ребенка методы борьбы с тревожностью.

Обновление: Октябрь 2018

Знаете ли вы, что множества болезней можно было бы избежать, если бы родители обращали внимание на уровень тревожности ребенка? А то, что ее симптомы легко принять за «капризность», «избалованность» или гиперактивность? А вы знаете, что самое важное в борьбе с повышенной тревожностью – это обеспечение ребенка уверенностью, что родительская любовь будет постоянной, и не зависит от его успеваемости и поведения в обществе?

Если вы мало что знаете о таком понятии как «тревожность», но вас настораживает поведение собственного ребенка, наша статья – для вас. В ней мы рассмотрим причины этого состояния, его опасности, а также способы, позволяющие ребенку избавиться от такого постоянного внутреннего напряжения.

Что такое тревожность и чем она отличается от страха

Тревожность – это когда ребенок испытывает такое негативное эмоциональное состояние, которое можно охарактеризовать как сильное волнение и беспокойство. Причем видимая причина такой тревоги чаще всего не сильно значительна: ответ у доски, контрольная работа, выступление или концерт.

Повышенная тревожность – это такая особенность психики ребенка, когда тревога возникает в ответ на малейший раздражитель. Она отличается от страха тем, что здесь ребенок сам не может назвать причин своего состояния. Он напряжен, как пружина, он испытывает множество эмоций, в том числе и страх, но не связывает это ни с высотой, ни с замкнутым пространством, ни с темнотой или другими какими-то явными ситуациями. То есть, если он может сказать, чего он боится, то это – страх (фобия), если не может, то это – тревожность.

Чем опасна повышенная тревожность

Увеличение темпа взрослой жизни, изменение жизненных ценностей взрослых и рост стоимости различных товаров сказались не только на нашем эмоциональном состоянии, но и на психике наших детей. Так, по сравнению с 80-ми годами 20 столетия количество детей с постоянной повышенной тревожностью возросло более, чем в 7 раз. И эта цифра продолжает расти.

Ученые выяснили, что такая эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе и беспокойство значительно ухудшают интеллектуальное развитие ребенка: он начинает бояться экспериментировать, познавать окружающий мир опытным путем, а ждет готового решения.

Сказывается повышенная тревожность и на иммунитете малыша. Путем гиперстимуляции надпочечников подавляется нормальная работа гипоталамуса, а это увеличивает и восприимчивость к инфекциям, и нарушает общий гормональный баланс. А поскольку гормоны играют ведущую роль в регуляции функции организма, это нарушение постепенно приводит к повышению артериального давления, за которым может последовать ухудшение работы внутренних органов.

Длительно существующая тревожность за счет артериальной гипертонии ухудшает и функционирование почек. Это приводит к изменению химического состава крови, из-за чего страдают все внутренние органы, но в большей мере – сердце, стенки сосудов и работа нервной системы.

Исходя из этого, осложнениями постоянной тревожности становятся:

  • вегето-сосудистая дистония;
  • кардиопатии;
  • неврозы;
  • психозы и психопатии;
  • гастриты;
  • язвенная болезнь;
  • мигрень.

Какой бывает тревожность

Существуют такие разновидности этого состояния:

  1. Ситуативная тревожность. Она возникает только при ожидании определенных ситуаций или при попадании в них. Такие ситуации являются стрессовыми только для определенного ребенка, связаны с его негативным жизненным опытом.
  2. Личностная тревожность. Возникает при определенных ситуациях, которые у большинства детей или тревогу не вызывают, или она не настолько выражена. Личностная тревожность связана с особенностями личности ребенка: его темпераментом, характером, интеллектуальным развитием. Она влияет на самооценку, социальную роль в классе и общение ребенка с учителями.

Причины повышенной тревожности

Основной корень тревожности у детей и подростков – это отношение к ним со стороны родителей. Вызвать данное состояние может гиперопека, когда каждый шаг ребенка контролируется и исправляется. Но и недостаточное уделение времени малышу тоже провоцирует тревожность. Чаще всего такой хронический стресс возникает у детей, чьи родители заняты активным построением карьеры: они каждый раз по-разному реагируют на успехи ребенка, то отталкивая его от себя, то приближая. В результате у ребенка возникает внутренний конфликт, в основе которого – непонимание, как относиться к родителям, боязнь, что родительская любовь может быть непостоянной.

Другими причинами тревожности становятся:

  • тревожность у родителей (например, из-за увольнения, постоянной нехватки денег, развода);
  • переезд;
  • смена школы или детского сада;
  • разными требованиями от родителей и воспитателей (учителей). Например, родители учат, что нужно постоять за себя, а воспитатели – что нужно терпеть или жаловаться им;
  • завышенными требованиями к ребенку: желанием его отдать в «достойную» школу, на максимальное количество кружков, требования одних положительных оценок, контроль выполнения всех уроков;
  • неадекватыми, противоречащими морали ребенка, требованиями: «сдать» товарища, скрыть увиденное, соврать.

Конечно, в первую очередь тревожность у детей проявится в том случае, если у них есть определенные особенности нервной системы. Но если раздражитель довольно силен, то даже здоровый ребенок, которого любят в семье (или, наоборот, очень ценят друзья и воспитатели), может стать тревожным.

Тревожность у детей дошкольного возраста чаще развивается у мальчиков: они боятся наказания. У девочек ухудшение их психического самочувствия, в основном, наблюдается позже – ближе к подростковому возрасту. У них это связано с взаимоотношениями со сверстниками, учителями, мальчиками из старших классов.

Как заметить, что ребенок тревожен

Проявления страхов и тревожности ребенка зависят от его возраста.

Тревожность у детей до 1 года

У таких маленьких детей тоже может тревожное состояние. Оно, в основном, связано с родовыми травмами, патологиями нервной системы или развившимся острым заболеванием. Проявляется тревожность:

  • беспокойным поведением, из-за которого ребенка часто приходится носить на руках;
  • частым плачем;
  • плохим сном;
  • ухудшением аппетита.

Такое состояние редко лечится отдельно от своей причины.

Тревожность у детей дошкольного возраста

Это состояние у детей младшего возраста обычно связано с первыми попытками социализации – на развивающих занятиях, в детском саду. Если ребенку трудно находить контакты со сверстниками, он начинает капризничать, часто плачет, плохо засыпает, начинает грызть ногти, выдергивать или крутить волосы (причем не всегда свои).

Тревожность у детей старшего дошкольного возраста, в основном, связана с боязнью, что мама забудет их забрать их из детского сада. Вторая причина – это конфликты со сверстниками и воспитателями, третья – страхи, вызванные просмотром отдельных мультфильмов, видео.

В этом возрасте симптомы не всегда заметны: ребенок ведет себя очень примерно, не шумит и не кричит, не пристает с вопросами и разговаривает тихо. Как вариант – он может плакать целыми днями в ожидании мамы.

Заподозрить тревожность можно по тому, что он боязливо озирается, не смотрит взрослым в глаза, присаживается на краешек стула. У него не проходит (или вновь появился) энурез или даже недержание стула. Малыши с повышенной тревожностью сопротивляются обучению новым играм, не хотят выполнять какие-то новые дела (помогать маме с готовкой). От них можно услышать, что они глупые, некрасивые или неловкие.

Школьная тревожность

Первая тревожность у детей школьного возраста связана с самим поступлением в школу – там новый коллектив, новые правила, совершенно непривычный распорядок дня. За него уже не заступается учитель, напротив, ему приходится выходить к доске и отвечать уроки перед лицом всего класса. Изменяется и поведение родителей: если раньше они ему разрешали погулять и почти ничего не требовали, то теперь отпускают гулять и играть только после того, как сделаны все уроки.

Явные симптомы тревожности у младших школьников можно заметить примерно через 1,5 месяца от начала учебы (после летних или зимних каникул). Они примерно такие же, как и в старшем дошкольном возрасте:

  • низкая самооценка;
  • быстрая утомляемость;
  • робкое поведение;
  • беспокойство;
  • плохая концентрация на выполняемых заданиях;
  • плохой сон, снятся кошмары;
  • смущение;
  • часто жалуется на головные боли, ощущение боли в животе;
  • частые расстройства желудка;
  • может быть тошнота или рвота – перед посещением школы, особенно если планируется контрольная работа, или после произошедшего в школе инцидента;
  • повышение потоотделения при волнении;
  • снижение аппетита.

В старшем возрасте школьная тревожность описывается подростком как ощущение собственного напряжения, повышенная эмоциональная чувствительность, плохой аппетит. Подростка легко смутить и расстроить, он боится сложностей и не может выполнить задания, требующие умственных усилий и концентрации. Подростковая тревожность связана с изменением гормонального баланса, появлением изменений внутри коллектива, желанием добиться признания и уважения от сверстников.

Кто занимается диагностикой и лечением повышенной тревожности

Выявление тревожности – это удел специалистов, занимающихся психикой ребенка. Это:

  • психолог: он работает в детских садах и школах, должен проводить плановые беседы и тестирование детей, выявляя признаки тревожности, депрессии, агрессии и других состояний. Он может справиться с тревожностью легкой степени, если дома родители станут выполнять его требования;
  • психотерапевт. Это врач, чьей задачей является немедикаментозное лечение тревожности;
  • психиатр – это врач, который занимается тяжелой степени повышенной тревожности, которая осложнилась психозом, неврозом, депрессией или другими серьезными состояниями.

Диагностика тревожности

Понять, какого уровня тревожность у ребенка, можно по тестированию, которое проведет ему любой из указанных специалистов (в основном, этим занимаются психолог или психотерапевт). Это тесты Дорки, Филипса, CMAS, Спилберга-Ханина.

Тест Филлипса

По тесту тревожности Филлипса судят об уровне и характере тревожности у ребенка младшего и среднего школьного возраста (3-7 классы). Вначале он проводится школьным психологом для всего класса, чаще всего неанонимно. По результатам исследования специалист оценивает:

  • насколько велика общая школьная тревожность;
  • насколько сильно школьники переживают стресс;
  • как сильно школьники хотят получать хорошие оценки;
  • величину страхов, связанных с самовыражением;
  • насколько детям страшны контрольные работы;
  • насколько дети испытывают затруднения во взаимоотношениях с учителем;
  • насколько важно детям соответствовать ожиданиям со стороны одноклассников и учителей.

Тест можно проводить и индивидуально – для повторной проверки тех учеников, которые выказали средний и высокий уровень тревожности. Так психолог может выявить, где именно локализуются проблемы ребенка: во взаимоотношениях с учителем, со сверстниками, или, может, он боится не оправдать ожиданий родителей, или у него низкий уровень сопротивляемости стрессам, или – страх самовыражения.

Тест Филлипса состоит из 58 вопросов. Детей просят ответить односложно – «да» или «нет». Далее ответы сверяют с имеющимися ключами, и если было прописано «нет», а ребенок ответил положительно или, наоборот, на отрицательный вопрос ответил «да», это считают проявлением тревожности.

Вопросы приблизительно следующие:

  1. Бывает ли, что ты начинаешь дрожать, когда тебя спрашивает учитель?
  2. Снится ли тебе, что ты в школе, но на вопрос учителя ответить не можешь?
  3. Получаешь ли ты такие оценки, каких от тебя ждут родители?
  4. Доволен ли ты отношением к тебе учителей?
  5. Одеваешься ли ты в школу так же хорошо, как и другие одноклассники?
  6. Смеются ли над тобой одноклассники, когда вы играете в разные игры?
  7. Пугает ли тебя, когда учитель говорит, что будет делать проверку знаний?

Методика тревожности Филипса предполагает такую оценку результатов:

  • если несовпадений от 29 до 43 – это повышенная тревожность у ученика;
  • если – больше 43, то тревожность расценивается как высокая.

Кроме того, номера неправильных ответов сравниваются со специальной таблицей из 8 факторов, где каждый из них показывает отдельную проблему. Например, о страхе ситуации проверки знаний говорят вопросы №№ 2, 7, 12, 16, 21, 26. Если именно на них ребенок ответил неправильно (более 3 неверных ответов), это говорит о том, что у него имеется такой страх.

Тест Дорки

По результатам этого теста проводится диагностика тревожности у детей до 12 лет. Он состоит из 14 вопросов, к некоторым из них прилагаются ситуативные картинки персонажей, на которых нет лиц. Ребенок сам должен ответить, какое лицо будет на месте пробела – грустное или веселое.

Примеры вопросов:

  1. Ребенок идет рядом с мамой, которая везет коляску с младшим братиком. Какое лицо будет у старшего брата (сестры) – грустное или веселое?
  2. Ребенок ест и пьет в одиночестве. Какое у него будет настроение?
  3. Мама заставляет ребенка убрать за собой игрушки. Это грустно или весело?
  4. Ребенок умывается сам – без помощи мамы или папы. Какое у него будет лицо?

Результат = (количество грустных эмоций/14)*100%.

Если он – более 50%, то уровень тревожности – повышенный,

от 20 до 50% — средний уровень,

результат – менее 20% — низкий уровень.

Тест CMAS

Это тест переводится как «Шкала явной тревожности для детей» (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale). Она дает возможность выявить тревожность у детей, проанализировать эмоциональные проблемы ребенка, предотвратить нервные срывы, связанные с экзаменами, соревнованиями. Ее используют для определения оптимального расписания занятий и решения о целесообразности посещения группы продленного дня.

Тест применяется для детей 7-12 лет. Для 7-8-летних его проводят индивидуально, с 9-летнего возраста применяется групповое тестирование.

Тест состоит из 53 вопросов, на которые нужно отвечать «верно» или «неверно» (точнее, ставить плюсик в соответствующей графе). Примеры вопросов по шкале тревожности детей:

  • Тебе хочется быть во всем лучше всех.
  • Ты беспокоишься о том, что тебе скажут родители.
  • Ты многого боишься в глубине души.
  • Тебя легко обидеть.
  • Часто потеют руки.
  • Часто бывает ощущение, что сильно бьется сердце.
  • Часто болит живот.

При оценке откладываются те бланки, где все «верно», «неверно», подчеркнуто оба ответа или имеется множество исправлений как неправдоподобные. Далее проводится сравнение ответов с ключами по двум субшкалам – тревожности и «социальной желательности». Потом оба этих балла сравниваются со стандартами для определенного пола и возраста, и уже на основании этого делается оценка, находится ли тревожность в пределах нормы, она несколько повышена, явно повышена или очень высока.

Шкала Спилберга-Ханина

Она предназначена для оценки ситуативной и личностной тревожности самим ребенком (подростком). Здесь нужно ответить на 40 вопросов, обводя нужный вариант. Далее баллы суммируются – и можно оценить оба вида тревожности.

Другие шкалы

Для определения тревожности и конкретных ее источников у детей могут применяться и другие тесты и шкалы. Это могут быть авторские наборы вопросов, рисуночный тест, наблюдение за ребенком во время выполнения каких-то заданий, требующих концентрации.

Лечение тревожности

Что же делать, если у вашего ребенка – повышенная тревожность? Для этого применяются различные методы.

Коррекция режима дня и взаимоотношений в семье

  • работа над собой самим родителям – с целью снижения их собственной тревожности;
  • контроль над высмеиванием, одергиванием, критикой ребенка. Взрослым нужно понять, что он такой же человек и тоже имеет право на ошибку. Кроме того, он более раним, и ему гораздо нужнее поддержка общества и родителей;
  • увеличение времени общения родителей и ребенка – в том числе на прогулках, праздниках, пикниках на природе;
  • сочинение мотивирующих сказок, где герой волновался, но у него все получилось. В таких случаях предварительно устанавливается зрительный контакт: взрослый наклоняется к ребенку так, чтобы его глаза были на одном уровне с глазами ребенка;
  • поглаживающий массаж;
  • частые телесные контакты с ребенком;
  • домашние театрализованные представления;
  • игры на разрывание бумаги;
  • игры с тестом, пластилином;
  • сочинение историй с помощью рисунков и предметов;
  • заведение домашнего животного, о котором будет заботиться сам ребенок;
  • выполнение дыхательных упражнений в форме игры, направленное на снятие мышечного напряжения. Это может быть надувание воображаемого воздушного шарика, игра на воображаемой дудочке, пускание кораблика в плавание по воде

Тревожного ребенка нельзя наказывать за его страхи, его нельзя сравнивать с другими детьми. Все новые игры вводятся постепенно, начиная с элементов, хорошо знакомых малышу. Те игры, которые требуют закрытия глаз, могут быть применены в последнюю очередь, когда он будет к этому готов.

Также нельзя применять соревнования на скорость. Родители должны снизить свои требования к малышу, подавать ему хороший собственный пример, уменьшить количество замечаний.

Коррекция тревожности силами воспитателей детского сада или школьного психолога

В детском саду и младшей школе возможны:

  • фиксация ежедневных достижений ребенка в месте, доступном для родителей, чтобы они могли с ними ознакомиться и еще раз похвалить своего малыша;
  • чтение мотивирующих сказок;
  • ролевые игры, сюжетом которых является основной страх ребенка. Такие истории можно рисовать: воспитатель говорит, что нарисовать, а ребенок рисует;
  • подвижные игры, но – не на скорость.

Психотерапия

Если тревожность выражена, коррекция тревожности у детей обязательно включает занятия с психотерапевтом. В зависимости от состояния ребенка, врач может применять одну или несколько следующих методик:

  • групповая психотерапия – занятия в группах;
  • индивидуальная психотерапия;
  • семейная психотерапия – занятия со всеми живущими с ребенком членами семьи;
  • арт-терапия – занятия различными видами творчества со специалистом;
  • канис-терапия – лечение общением со специально обученными собаками;
  • обучение ребенка и родителей различным релаксационным техникам;
  • психоанализ;
  • гипноз.

Медикаментозное лечение

В некоторых случаях, если тревожность существовала уже давно и приняла угрожающий характер, могут быть назначены специальные медикаменты: антидепрессанты, успокоительные, транквилизаторы. Такие назначения делает только врач-психиатр, а родители должны помнить сами и предупредить школьных учителей, что прием подобных препаратов будет сопровождаться некоторой заторможенностью или более спокойной реакцией на обычные раздражители. Учителя должны, забыв, возможно, личную неприязнь к ребенку, помочь уберечь его от насмешек сверстников.

Родители беспокоятся, когда их ребенок постоянно тревожен, такое с ним случается, когда он расстается с родителями, идет в детский сад и в других ситуациях. Многие педиатры убеждены в том, что это тревожность должна быть у ребенка. Главное, чтобы родители с пониманием относились к своему малышу, не усугубляли ситуацию, когда ребенок станет взрослым, он сможет избавиться от тревожности.

Отклонением является повышенная тревожность ребенка – полный отказ от похода в детский сад, школу, купания и т.д. В данной ситуации нужна серьезная психологическая помощь.

Как различить нормальную и патологическую тревожность?

Если ребенок рыдает, закатывает маленьким, когда расстается с матерью, это нормально. Такая тревога развивается до одного года, может продолжаться до 4-х лет, у каждого протекает индивидуально. В старшем возрасте нормально, когда ребенок немного волнуется, если расстался на некоторое время с родителями. В этой ситуации нужно терпение, настойчивость и понимание.

У некоторых детей сильная тревожность длится долгое время, у них она обостряется в подростковый период, некоторым не дает полноценно жить, развиваться, учится. Это говорит о том, что у ребенка серьезное .

Облегчение тревожности у ребенка

1. Как можно чаще разлучайтесь, для этого оставляйте ребенка с бабушками, дедушками, затем с воспитателями, ребенок должен отвыкнуть от мамы, папы, уметь адаптироваться к другим условиям.

2. Разлучайтесь после кормлений, сна. Обратите внимание, дети в младенческом возрасте чувствительно относятся к разлуке.

3. Придумайте веселое прощание, оно должно ребенка ободрять, вызывать положительные эмоции.

4. Ребенок должен адаптироваться к другим условиям постепенно, нельзя этого делать резко.

5. Уходить нужно тихо, при этом предварительно поговорить с ребенком, спокойно ему все объяснить.

6. Не пугайте ребенка, не показывайте фильм ужасов, чтобы ребенок не боялся быть дома.

7. Не поддавайтесь на уловки ребенка, старайтесь убеждать его, нельзя у него идти на поводу.

Симптомы тревоги у ребенка

Обратите внимание, если у детей тревожное расстройство – это уже нарушение в развитии. Это серьезная проблема эмоционального характера, ребенок страдает от острого беспокойства, когда с ним рядом нет родителей. Норму и отклонение тяжело отличить, все зависит, как именно проявляются детские , мешают ли они ему жить.

В тяжелых ситуациях дети, когда нервничают, плохо себя чувствуют, у них возникает желудочное расстройство, скачки артериального давление, у некоторых повышается температура тела. С психологической точки зрения, ребенок начинает врать, не хочет учиться, общаться с одногодками, боится, что останется сам без родителей.

Чаще всего для тревожного расстройства характерны такие симптомы:

1. Ребенок боится, что с родителями что-то случится, когда его не будет рядом. Дети волнуется, что мама или папа серьезно может заболеть.

2. Дети волнуются, что больше никогда не смогут увидеть своих родителей, они уверены в том, что их похитят, они забудут за детей.

3. Ребенку часто снится , где он расстается с родителями

Виды отказов ребенка при тревожном расстройстве

1. Дети не хотят идти в школу, они боятся выходить с дому.

2. Отказ от сна из-за того, что приходится делать это самому, ребенок боится , который ему может присниться.

3. Постоянные жалобы о плохом самочувствии – головные боли, неприятные дискомфортные ощущения в области живота.

4. Ходят следом за родителями, дома не играют самостоятельно, когда родители уходят, с истерикой могут цепляться за них.

Причины тревожности у детей

Такое происходит, если ребенок не чувствует надежной защиты в этом мире. Обратите внимание на своего ребенка, обязательно нужно выяснить и устранить причину таких страхов, из-за них он может стать психологически неуравновешенным, не может нормально жить.

Часто тревожность появляется после:

1. Смены места – новоселье, ребенка перевели в новый детский сад, школу.

2. Из-за пережитого – смерть близкого человека, постоянные скандалы в семье могут привести к серьезному расстройству нервной системы у ребенка.

3. Постоянной опеки. Часто, когда родители уделяют большое количество времени ребенку, никуда его не пускают, приводит к тому, что ребенок не может жить самостоятельной жизнью, появляется страх остаться одному. Это приводить к задержке развития ребенка.

Лечение тревожности у детей

Главное подойти к проблеме серьезно, ребенок должен почувствовать уверенность в себе и чувствовать себя в абсолютной безопасности. В семье должен быть спокойный и уютный микроклимат, ребенок должен себя чувствовать комфортно, избегайте конфликтных ситуаций.

Как можно чаще разговаривайте с ребенком, обратите внимание не нужно постоянно считать его маленьким, если вы будете вести себя с ним как взрослым, он себя будет так и чувствовать. Замедляются в развитии и постоянно чего-то боятся те дети, которых мама и папа балует и считает маленькими.

Психологические методы избавления от тревожности ребенка

1. Поговорите с ребенком и узнайте, что его волнует, чего он боится.

2. Разговаривайте обо все с ребенком. Он к вам не должен относиться со страхом, недоверием, вы должны стать для него другом.

3. Преодолевайте трудности.

4. Помогите ребенку почувствовать себя в полной безопасности.

5. Приучите ребенка к определенному рациону дня.

6. Установка определенных правил.

7. Дайте возможность ребенку выбрать.

8. Приучите ребенка быть независимым.

9. Спокойно относитесь к расставанию с ребенком.

10. Если ребенок долгое время находится дома из-за болезни, помогите ему быстро ему снова адаптироваться к детскому саду, школе.

11. Хвалите ребенка.

12. Заставляйте ребенка избавляться от стресса своего страха, нельзя, чтобы он держал их в себе.

13. Ребенок должен правильно питаться, полноценно спать и заниматься спортом. Здоровый образ жизни укрепляет нервную систему.

14. Всегда оставайтесь оптимистом, положительный настрой передастся вашему ребенку.

Итак, уровень тревожности у ребенка зависит от поведения родителей. Чаще всего они становятся виновниками проблемы.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top