Практическая работа по биологии измерение пульса. Лабораторные работы по курсу «Человек и его здоровье

Практическая работа по биологии измерение пульса. Лабораторные работы по курсу «Человек и его здоровье

Выполнить лабораторную работу (запись названия, цели, хода работы, таблица, вопрос и вывод; задание под * - по желанию (на «5»))

Работу отсканировать (или в документе Word), отправить по эл. почте biologi. *****@***ru

Лабораторная работа «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки»

Сокращаясь, сердце работает как насос и проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая кислородом и питательными веществами и освобождая от продуктов распада клетки. В сердечной мышце в особых клетках периодически возникает возбуждение, и сердце самопроизвольно ритмически сокращается. Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. Существует два вида нервных влияний на сердце: одни снижают частоту сокращений сердца, другие – ускоряют. Частота сокращений сердца зависит от многих причин – возраста, состояния, нагрузки и др.

При каждом сокращении левого желудочка давление в аорте повышается, и колебание ее стенки распространяется в виде волны по сосудам. Колебание стенок сосудов в ритме сокращений сердца называется пульсом.

Цели: научиться подсчитывать пульс и определять частоту сокращений сердца; сделать вывод об особенностях его работы в разных условиях.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

ХОД РАБОТЫ

I. Приступая к работе, выполните теоретическую часть (с.154-155):

Запишите ответы на вопросы:

Что такое пульс? Где еще на теле человека его можно обнаружить и почему? Чем обеспечивается непрерывный ток крови по сосудам

II. Практическая часть

Приложите два пальца к лучезапястному суставу. Нажмите. Вы тем самым прижали лучевую артерию к лучевой кости, поэтому почувствуете биение пульса.

2. Подсчитайте число ударов за 1 мин в спокойном состоянии. Данные внесите в таблицу

спустя 30, 60, 90, 120, 180 секунд. Данные внести в таблицу:

*На основе полученных данных начертите график зависимости восстановления частоты сердечных сокращений от времени

Ответьте на вопрос: какое значение для организма имеют изменения силы и частоты сердечных сокращений?

Сделайте вывод о работе собственного сердца на основе полученных данных.

Для справки

Если увеличение пульса составляет 35-50% от исходного (например, исходная ЧСС=80, прирост 40%, ЧСС-112), то нагрузка малая, если прирост 50-70%, то нагрузка средняя, если прирост 70-90%, то нагрузка высокая. Это хороший способ динамического контроля вашего физического состояния и определения адекватной нагрузки. Т. е., если те же 20 приседаний вызывают у Вас минимальный прирост пульса, то считать это хорошей тренирующей нагрузкой вряд ли целесообразно. И наоборот, если пульс учащается чуть ли не вдвое, это означает, что данная нагрузка для Вас высоковата.

"От недостатка физкультуры скончалось гораздо больше народу, чем от ее избытка".

Несколько советов и интересных фактов

Для того, чтобы подсчитать пульс, вам необходим секундомер или часы с секундной стрелкой. Пульс можно измерить на височной или сонной артерии, на бедренной артерии, подколенной артерии. Но чаще всего его измеряют на лучевой артерии.

Подсчитайте частоту пульса за 1 минуту, также обратите внимание на ритмичность пульса, наполнение и напряжение.

Нормы пульса

В 3 – 7 лет – 90 – 110 ударов в минуту
В 8 – 12 лет 75 – 80 ударов в минуту
Старше 12 лет – 70 – 75 ударов в минуту.

Возрастание частоты пульса более 20% от нормы называется тахикардией. Пульс может увеличиваться при беспокойстве ребёнка, физической нагрузке, повышении температуры, кровопотере и т. д.

Замедление частоты более 20 % от нормы-брадикардия, более серьёзное заболевание, возникает при шоке, патологии сердца

Домашнее задание по биологии

Практическая работа-исследование

Тема: «Определение пульса»

Цель: выяснить, как меняется пульс и давление в разное время суток

Оборудование: секундомер

Ход работы:

Пульс отображает наше здоровье. По сердечному ритму можно судить о наличии проблем в организме. Следует знать виды пульса:

    ближний – измеряют на сонной артерии (пульсирующее место справа на шее);

    средний – проверяют на запястье, в точке, где расположена лучевая артерия (пульсирующее место на запястье);

    отдаленный – определяют по 2 точкам стопы (на тыльной стороне стопы и сгиб голеностопного сустава).

Норма пульса у подростков 12-15 лет в среднем составляет 75 ударов в минуту (диапазон от 55 до 95 ударов в минуту).

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ:

    готовим секундомер, ручку, тетрадь для записи значений

    Прежде чем проверять давление по пульсу, нужно расслабиться и принять удобную позу (расслаблению способствуют мысли о чем-то приятном).

    Находим лучевую артерию, если не удается прослушать пульс, ищем на шее сонную артерию.

    Засекаем время 30 секунд и считаем толчки кровотока

    Умножаем полученный результат на 2 , полученное значение и будет нашим пульсом.

    Смотрим границы нормы: если число ударов меньше – делаем вывод о пониженном давлении, если выше – повышенное давление, если значение в норме – значит, давление соответствует возрасту, нормальное.

И так мы поступаем в течение нескольких дней!!!

Заполнить таблицу

Вечером,

перед сном

Пульс

Дав-ление

Пульс

Дав-ление

Пульс

Дав-ление

Пульс

Дав-ление

Пятница

Суббота

Воскресенье

Понедельник

Вторник

Среда

На основании полученной таблицы делаем вывод о состоянии своего организма. Составляем себе рекомендации

Для информации:

Абсолютно точно оценить изменения давления с помощью такого метода не удается, но вероятность правильности полученных показателей достаточно высокая. Сердечный ритм всегда поможет узнать о наличии проблем со здоровьем.

Учащенный пульс у ребенка

Учащение числа сердечных сокращений более чем на 20% от нормальных значений называется тахикардией. Приводить к учащению пульса у детей могут следующие причины:

    Низкое содержание гемоглобина в крови (анемия);

    Физические нагрузки;

    Эмоциональный стресс;

    Повышенная температура тела;

    Переутомление;

    Некоторые заболевания сердца, органов дыхания, эндокринные нарушения.

Замедленный пульс у ребенка

Уменьшение числа сердечных сокращений называется брадикардией. Брадикардия далеко не всегда является признаком каком-либо заболевании. Нередко она наблюдается у детей и подростков, активно занимающихся спортом. Брадикардия на фоне хорошего общего самочувствия говорит о хорошей тренированности организма ребенка в целом и его сердечно-сосудистой и дыхательной систем в частности.

Если же у ребенка брадикардия сопровождается быстрой утомляемостью, слабостью, головокружением, бледностью кожных покровов, снижением артериального давления, то следует незамедлительно обратиться к врачу.

Как и обещала размещая лабораторные работы. Номера расставлять не буду. За выполнение каждой работы вы получаете отметку. За выполнение Познавательных заданий - дополнительная отметка при условии полного и правильного ответа.

Лабораторная работа №.
Определение кровенаполнения капилляров ногтевого ложа

Цель : научиться экспериментально определять движение крови по сосудам.

Оборудование: сантиметровая линейка, секундомер (часы с секундной стрелкой).

ХОД РАБОТЫ

Измерьте длину ногтя большого пальца от корня до места, где кончается его розовая часть и начинается прозрачный ноготь, который обычно срезается. Нажмите указательным пальцем на ноготь так, чтобы он побелел. Уберите указательный палец. Через некоторое время ноготь начинает краснеть. Повторите опыт, зафиксируйте по секундомеру время до полного покраснения ногтя.

Форма отчетности

Скорость наполнения капилляров ногтевого ложа кровью определите по формуле: V = S/t , где V — скорость кровенаполнения, t — время наполнения капилляров кровью, S — длина капилляров ногтевого ложа.


Сравните скорость тока крови в крупных артериях, венах и в капиллярах ногтевого ложа. Объясните, почему скорость движения крови по этим сосудам разная.

Лабораторная работа №
Проведение инструментальных измерений и функциональных проб

Цель : отработать методику измерения артериального давления, навык подсчета пульса в разных условиях.

Оборудование: тонометр, фонендоскоп, секундомер или часы с секундной стрелкой.

ХОД РАБОТЫ

Определение пульса

В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод. Он заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-, 3- и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости. В состоянии покоя пульс можно считать в течение 10-, 15-, 30- или 60-секундных интервалов. После физической нагрузки пульс считают 10-секундными интервалами.

Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний.

Форма отчетности

Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса.

Оценка результатов

Частота пульса в возрасте 15 — 20 лет в норме составляет 60 — 90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7 — 10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100 — 130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130 — 150 ударов в минуту характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150 — 170 ударов в минуту — нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170 — 200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке.

Артериальное давление

Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого разогнута и под локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150 — 170 мм рт. ст. Затем воздух из манжетки медленно выпускается и прослушиваются тоны. В момент первого звукового сигнала шкала прибора показывает величину систолического давления (так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается через сдавленный участок артерии). Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и исчезнет. В этот момент на шкале можно видеть величину диастолического давления. Экспериментатор фиксирует и эту величину. Для получения более точных результатов опыт следует повторить несколько раз.

Форма отчетности

1. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.

2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.

Артериальное (АД):

АДсист. = 1,7 х возраст + 83
АДдиаст. = 1,6 х возраст + 42

Пульсовое (ПД):

ПД = АДсист. — АДдиаст.

Среднее артериальное (АДср):

Адср. = (АДсист. — АДдиаст.)/3 + АДдиаст.

Оценка результатов

Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.

Ответьте на вопросы: Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление? В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?

Лабораторная работа №

Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки

Сокращаясь, сердце работает как насос и проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая кислородом и питательными веществами и освобождая от продуктов распада клетки. В сердечной мышце в особых клетках периодически возникает возбуждение, и сердце самопроизвольно ритмически сокращается. Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. Существует два вида нервных влияний на сердце: одни снижают частоту сокращений сердца, другие – ускоряют. Частота сокращений сердца зависит от многих причин – возраста, состояния, нагрузки и др.

При каждом сокращении левого желудочка давление в аорте повышается, и колебание ее стенки распространяется в виде волны по сосудам. Колебание стенок сосудов в ритме сокращений сердца называется пульсом.

Цели: научиться подсчитывать пульс и определять частоту сокращений сердца; сделать вывод об особенностях его работы в разных условиях.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

ХОД РАБОТЫ

1. Найдите пульс, приложив два пальца, как это показано на рис. 6 на внутреннюю сторону запястья. Слегка надавить. Вы почувствуете биение пульса.

Рис. 6

2. Подсчитайте число ударов за 1 мин в спокойном состоянии. Данные внесите в табл. 5.

3. Сделать 10 приседаний и снова подсчитать число ударов за 1 мин. Данные внести в табл. 5.

4. После 5 мин отдыха в положении сидя подсчитать пульс и внести данные в табл. 5.

Лабораторная работа 3

Функциональное состояние сердца и сосудов

Задачи

    Отработать навык подсчета пульса и измерения артериального давления.

    Определить зависимость скорости кровотока, частоты сердечных сокращений от физической нагрузки.

    Оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.

Материалы и оборудование

    Секундомер.

    Тонометр.

    Сантиметровая линейка.

    Таблицы: строение сердца, схема кругов кровообращения.

    Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 448 с.

    Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология / И.М. Прищепа. – Минск, 2006. – с.

Вопросы для теоретической подготовки:

    Какое строение имеет сердце? Каковы его функциональные особенности?

    Какая взаимосвязь существует между деятельностью нервной системы и сердца и сосудов?

    Что такое «автоматия сердца»?

    Чем сердце ребенка отличается от сердца взрослого человека?

    Какие кровеносные сосуды вы знаете? В чем состоит отличие их строения?

    Круги кровообращения. Как изменяется состав крови в большом и малом кругах?

    Какой состав имеет кровь, каковы функции крови и ее составных частей?

    Запишите определение понятий: внутренняя среда организма, артерии, вены, капилляры, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, кроветворные органы, анемия, тахикардия, брадикардия, гипертония, гипотония.

Задания, предназначенные к выполнению

Задание 1. Определение пульса

Пульс – это ритмичные колебания стенки артериальных сосудов, вызываемые повышением давления в период систолы.

В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод, который заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2, 3 и 4 пальцы накладываются несколько выше лучезапястного сустава, артерия прижимается к кости. После высокой нагрузки более точно можно подсчитать частоту сердцебиений, положив руку на область сердца.

Пульс необходимо измерять:

    В одном и том же положении (лежа, сидя, стоя).

    Лучше сразу после сна в положении лежа.

    Желательно сидя до или после занятий.

Ход работы

Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний.

Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса.

Таблица 1

Измерения пульса в разных условиях

Оценка результатов

Частота пульса в возрасте 15–20 лет в норме у людей составляет 60–90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 уд/мин меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7–1- уд/мин чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах: 100–130 уд/мин свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки; 130–150 уд/мин характеризует нагрузку средней интенсивности; 150–170 уд/мин – нагрузку выше средней интенсивности; 170–200 уд/мин – предельную нагрузку.

Задание 2. Артериальное давление

Артериальное давление (давление крови в артериальных сосудах организма – АД) – важнейший показатель состояния сердца и сосудов. Уровень АД определяется рядом факторов, среди которых основными являются работа сердца и тонус мышц. АД в период систолы называется систолическим, в период диастолы – диастолическим. Разница между систолическим и диастолическим АД составляет пульсовое давление. Оно характеризует скорость кровотока.

Ход работы

Манжету тонометра оборачивают вокруг левого обнаженного плеча испытуемого. В область локтевого сгиба устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого развернута и под ее локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжету до отметки 150–170и мм рт. ст. Затем медленно выпускает воздух из манжеты и прослушивает тоны. В момент первого звукового сигнала по шкале прибора фиксируется величина систолического давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и наступит затишье. Кровь бесшумно протекает через пережатый участок. В это момент по шкале тонометра фиксируется величина диастолического давления. Для более точных результатов измерения следует повторить несколько раз.

Таблица 2

Артериальное давление

Сравните полученные данные со среднестатистическими (таблица 3). Сделайте вывод . Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.

Таблица 3

Средние показатели максимального и минимального

давления крови

Задание 3. Влияние мышечной деятельности на скорость движения крови в венах большого круга кровообращения

Экспериментатор перетягивает предплечье испытуемого резиновой трубкой примерно в средней части его. Начало эксперимента фиксируется с помощью секундомера. Когда четко обозначится рельеф вен, экспериментатор вновь фиксирует время.

При повторении опыта испытуемый сжимает кисть в кулак и разжимает ее (работа выполняется в среднем темпе).

Результаты эксперимента заносятся в таблицу 4. В каком случае наполнение кровью вен происходит интенсивнее и почему?

Таблица 4

Время кровенаполнения вен предплечья в разных условиях

Задание 4. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки

Студенты работают индивидуально или в парах. Измеряется частота пульса в состоянии покоя (проделайте это 5–6 раз, найдите среднеарифметическое значение).

Сделайте 20 низких (глубоких) приседаний (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед) в среднем темпе. Быстро сядьте на стул и подсчитайте пульс за 10 секунд сразу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150, 180 секунд. Результаты занесите в таблицу.

Таблица 2

Динамика восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС)

п/п

Измерения

Количественные

показатели

Пульс в состоянии покоя

Среднеарифметическое значение

Пульс сразу после глубоких приседаний

пульс спустя 30 секунд

пульс спустя 60 секунд

пульс спустя 90 секунд

спустя 120 секунд

спустя 150 секунд

спустя 180 секунд

По результатам исследования постройте график. Определите, насколько участился пульс по сравнению с исходным (в процентах).

У здоровых людей состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее при учащении пульса не более чем на 30% и меньше, если ЧСС растет больше чем на 30% – плохо , сказывается недостаточная тренированность. Если ЧСС восстанавливается за 2 минуты и меньше – прекрасно , если за время от 2 до 3 минут – удовлетворительно , если свыше 3 минут – следует заняться собой.

Задание 5 (домашнее). Измерение скорости кровенаполнения капилляров ногтевого ложа

Измерьте длину ногтя большого пальца руки от корня до того места, где кончается розовая часть ногтя и начинается прозрачный ноготь, который обычно периодически срезается. Нажмите указательным пальцем на ноготь большого пальца так, чтобы он побелел. Уберите указательный палец. Через некоторое время ноготь начнет краснеть. Повторите опыт вновь, зафиксируйте по секундомеру время до полного покраснения ногтя.

Рассчитайте скорость наполнения капилляров ногтевого ложа кровью по формуле:

V=S/t , где: V – скорость кровенаполнения; S – длина капилляров ногтевого ложа; t – время наполнения капилляров кровью.

Сравните скорость тока крови в крупных артериях, венах и капиллярах ногтевого ложа. Объясните, почему скорость движения крови по сосудам разная.

Цель: определить основные свойства пульса, оценить состояние сердечнососудистой системы.
Показание:

Места исследования пульса:
лучевая артерия, локтевая, сонная, височная, подколенная, бедренная, тыла стопы.
Параметры пульса: ритм, частота, наполнение, напряжение, величина.
Приготовьте:
часы (секундомер), бумагу, ручку с красным цветом, температурный лист.

Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту ход процедуры, получите его согласие, найдите место определения пульса.
2. Придайте пациенту удобное положение - сидя или лежа в расслабленной удобной позе, в спокойном состоянии.

3. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне.
4. Охватите одновременно пальцами своих рук запястье пациента (в области лучезапястного сустава) таким образом, чтобы подушечки 2,3,4 пальцев находились на ладонной (внутренней) поверхности предплечья в проекции лучевой артерия (у основания большого пальца), 1 палец располагайте на тыльной стороне предплечья, Лучевая артерия пальпируется между шиловиднымотростком лучевой кости и сухожилием лучевой мышцы.
5. Охватите область лучевой артерии, слегка прижимая ее к лучевой кости, определите место пульсации; почувствуйте эластические пульсирующие волны, связанные с движением крови по сосуду.
6. Сравните периодичность колебаний стенок артерии на правой и левой руках пациента. Определите симметричность пульса. Симметричность - это совпадение пульсовых ударов на обеих руках по наполнению (если пульс симметричен, дальнейшую характеристику дают по одной руке).
7. Определите ритм пульса.
8. Определите частоту пульса.
9. Оцените наполнение пульса.
10. Определите напряжение пульса.
11. Занесите данные исследования пульса в температурный лист - графическим способом (красным цветом), а в лист наблюдения - цифровым способом.
12. Сообщите пациенту результаты исследования.
13. Вымойте и осушите руки.

Примечание :
- в норме пульс ритмичный, одинаково прощупывается на обеих руках, частота его у взрослого человека в состоянии покоя составляет 60-80 ударов в минуту;
- ритм пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами. Если пульсовые колебания стенки артерии возникают через равные промежутки времени, то пульс ритмичный. При нарушениях ритма наблюдается неправильное чередование пульсовых волн - неритмичный пульс.
- определение частоты пульса (если пульс ритмичен) подсчитывают количество пульсовых волн (ударов) в течение 1 минуты, следя за временем по часам с секундомером.
- РS в норме - 60 - 80 ударов в одну минуту.
РS > 80 ударов в одну минуту - учащенный - тахикардия.
РS < 60 ударов в одну минуту - уреженный - брадикардия.

Оцените наполнение пульса по степени наполнения артерий кровью, зависят от систолического объема сердца. Различают: пульс полный, пустой, нитевидный.
- напряжение пульса - определяют по той силе, с которой нужно прижать лучевую артерию к лучевой кости до исчезновения пульса.
Различают: пульс удовлетворительного напряжения, напряженный (твердый), ненапряженный (мягкий).

Измерение артериального давления

Цель: определение показателей артериального давления и оценка результатов исследования, определение функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы.
Показания: наблюдение за состоянием пациента.
Возможные осложнения: болезненные ощущения в конечности при длительном сдавлении артерии.
Приготовьте: тонометр, фонендоскоп, бумагу, ручку, температурный лист.
Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту цель процедуры, выясните, проводилась ли такая процедура ранее, какие были результаты, знает ли пациент, как надо себя вести, какие могут быть ощущения.
2. Придайте пациенту удобное положение сидя или лёжа в спокойной, расслабленной позе, рука пациента лежит в разогнутом положении (ладонью вверх) на одном уровне с аппаратом.
Артериальное давление обычно измеряют 1 - 2 раза с промежутками 2- 4 минуты.
3. Наложите манжетку тонометра на обнажённое плечо пациента на 2-3 см. выше локтевого сгиба на уровне его сердца так, чтобы между ними проходил одни палец плотно закрепите без сдавления мягких тканей манжетку на плече при помощи застежки (крючок, липкая лента).
4. Соедините манометр с манжеткой, укрепив его на манжетке, проверьте положение стрелки (столбика ртути) относительно нулевой отметки шкалы.
5. Определите пульс на локтевой артерий в области локтевой ямки, установив на это место фонендоскоп (давление головки фонендоскопа должно быть умеренным, иначе данные будут искажены).
6. Закройте вентиль на груше и накачивайте баллончиком воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии и до показаний манометра выше нормы (или у данного пациента) на 20 - 30 мм.рт.ст.

7. Откройте вентиль и медленно выпускайте воздух из манжетки, следите за скоростью опускания столбика или движения стрелки
- показатели могут меняться со скоростью 2 мм.рт.ст./с: одновременно внимательно выслушивайте тоны на артерии и следите за показаниями манометра.
8. Отметьте показания манометра в момент появления первых звуков (тонов) (величина артериального давления в момент сердечного сокращения - систолическое АД) и в момент исчезновения тонов (артериальное давление в момент расслабления сердца - диастолическое АД); выпустите воздух из манжетки полностью.
9. Снимите манжетку тонометра с руки пациента, уложите в чехол.
10. Данные запишите в виде цифровой записи в листе наблюдения в виде дроби (в числителе - систолическое давление, в знаменателе диастолическое) и температурном листе.
11. Повторите процедуру, сравните полученные данные.
12. Продезинфицируйте головку фонендоскопа методом 2-х кратного протирания 70% спиртом.
13. Сообщите пациенту результат измерения АД.

Примечание:
- артериальное давление измеряют на обеих руках, полученные цифры сравнивают.
- артериальное давление может измерять сам пациент, обучите его правилам измерения давления и интерпретации полученных данных.
- нормальное АД 120/80 мм.рт.ст., 130/85мм.рт.ст.
- артериальная гипотензия 90/60 мм.рт.ст.
- артериальная гипертензия 140/90 мм.рт.ст.

Подсчет частоты дыхательных движений

Цель: оценка состояния пациента.
Показание: оценка функционального состояния органов дыхания.
Приготовьте: часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручку с
синим стержнем.
Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту ход процедуры, получите его согласие.
2. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне.
3. Придайте пациенту удобное положение (лежа). Вам необходимо видеть верхнюю часть его грудкой клетки и живота.
4. Одной рукой возьмите руку пациента так, как для исследования пульса на лучевой артерии, чтобы отвлечь его внимание.
5. Положите свою и пациента руку на грудь (при грудном типе дыхания) или на эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента.
6. Подсчитайте число дыхательных движений за одну минуту, пользуясь секундомером (вдох и выдох - это одно дыхательное движение).

7. Оцените частоту дыхательных движений.
8. Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений, сообщите результаты.
9. Вымойте и осушите руки.
10. Зарегистрируйте данные в температурном листе.

Примечание:
- подсчет частоты дыхательных движений проводятся незаметно для пациента;
- число дыхательных движений за 1 минуту называют частотой дыхательных движений (ЧДД),
- у здорового взрослого человека норма частоты дыхательных движений в покое составляет 16-20 в минуту;
- ЧДД относится к ЧСС в среднем как 1:4;
- при повышении Т° тела на 1°С ЧДД учащается на 4 дыхательных движения;
- брадипноэ - редкое дыхание с частотой менее 16 в 1 минуту;
- тахипноэ - учащенное дыхание с частотой более 20 в 1 минуту.

Наружный путь введения лекарственных средств.

Закапывание капель в нос.

Цель: лечебная

Показание: назначение врача.

Приготовьте: стерильные: лоток глазные пипетки, ватные шарики,
ватные турунды, лекарственное средство, перчатки, вазелиновое масло, емкость для кипячения, водяную баню, КБСУ, лист врачебных назначений (ф. 004 – 1/у).

Алгоритм действия:


2. Проверьте лекарственное средство на пригодность в соответствии с назначением врача (прочитайте название, концентрацию, дозу, срок годности, определите целостность флакончика, оцените внешний вид лекарственного раствора). Подогрейте лекарственное средство на водяной бане до Т - 36 о - 37 0 С.
3. Усадите пациента со слегка запрокинутой головой назад, наклонив в сторону, противоположному тому носовому ходу, в который будете закапывать капли или уложите на спину без подушки.

4. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне. Наденьте перчатки.
5. Осмотрите носовые ходы, при наличии выделений или корочек очистите их ватной турундой, смоченной вазелиновым маслом.

6. Проверьте целостность пипетка. При применении стерильных капель для носа в пластиковом флакончике переверните его вверх дном и при закапывании нажимайте на его стенки.
7. Возьмите ватные шарики в правую руку, прижав ихк ладони V пальцем.
8. Возьмите пипетку в правую руку, наберите лекарственный раствор из расчета на обе половины носа.
9. Положите 4 палец левой руки на лоб пациента, а большим пальцем слегка приподнимите кончик носа кверху.

10. Введите пипетку в носовой ход на глубину 1-1,5 см, стараясь не касаться его стенок.
11. Закапайте 4-5 капель на слизистую перегородки носа.
12. Прижмите ватным шариком крылья носа к перегородке и сделайте легкие вращательные движения.
13. Наклоните голову в ту сторону, куда введено лекарственное средство.
14. Закапайте через 1-2 минуты в другой носовой ход лекарственное средство в той же последовательности. Спросите пациента о его самочувствие.
15. Снимите перчатки, поместите в КБСУ. Вымойте и осушите руки.
16. Поместите пипетку в емкость для кипячения, использованные ватные шарики, ватные турунды в КБСУ.

Примечание:

При закапывании масляных растворов в нос пациент должен почувствовать во рту вкус капель и должен полежать несколько минут, чтобы капли попали на заднюю стенку глотки (не прижимайте крыло носа к перегородке).
- применяются лекарственные средствав пластиковых флакончиках с вмонтированной капельницей в пробку, которое используется только для одного пациента.

Закапывание капель в глаза

Цель: лечебная.
Показание:
назначениеврача.

Приготовьте: стерильные: лоток, глазные пипетки, марлевые тампоны, лекарственное средство, перчатки, емкость для кипячения, водяную баню, КБСУ, лист врачебных назначений (ф. 004 – 1/у).

Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту ход и цель процедуры, получите его согласие.
2. Проверьте лекарственное средство на пригодность в соответствия с назначением врача (прочитайте название, концентрацию, срок годности, определите целостность флакона, оцените внешний вид лекарственного раствора). Подогрейте лекарственное средство на водяной бане до Т° - 36 0 - 37°С.
3. Усадите пациента лицом к свету со слегка запрокинутой головой или уложите на спину без подушки.

4. Проведите декомтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.
5. Проверьте целостность пипетки, при применении стерильных глазных капель в пластиковом флакончике переверните его вверх дном и при закапывании нажимайте на его стенки.
6. Возьмите пипетку в правую руку, наберите лекарственный раствор из расчете на оба глаза.

7. Возьмите в левую руку марлевый тампон и оттяните нижнее веко и попросите пациента посмотреть вверх.
8. Закапайте одну каплю лекарственного раствора в нижний конъюнктивальный мешок, не касаясь пипеткой ресниц и век, ближе к внутреннему углу глаза на расстоянии 1,0 - 1,5см от глаза.
9. Предложите пациенту слегка закрыть глаза и поводить глазным яблоком (лекарственный раствор не должен вытекать), через несколько секунд манипуляцию повторите, закапывая вторую каплю в этот же глаз.

10. Промокните тампоном остатки капель у внутреннего угла глаза.
11. Закапайте капли в другой глаз в той же последовательности.
12. Погрузите пипетку в емкость для кипячения, использованные марлевые тампоны в КБСУ.
13. Снимите перчатки, вымойте и осушите руки.
Примечание:
- при одновременном закапывании двух капель в один глаз обычно одна капля вытекает;
- количество пипеток для одного пациента зависит от количества лекарственных препаратов, для каждого препарате необходима другая пипетка;
- при наличии гнойных выделений глаза вначале промойте а затем закапайте лекарственное средство.
- глаз – чувствительный к инфекции и травме орган.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top