ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О СТАВКАХ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОЭФФИЦИЕНТАХ
В соответствии со статьей 16.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
2. Установить, что в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.
.....
4. Установить, что ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные настоящим постановлением, и дополнительный коэффициент к ним, установленный пунктом 2 настоящего постановления, применяются при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду с 1 января 2016 г.
Расчет платы за НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ на окружающую среду форма скачать
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ в РОСПРИРОДНАДЗОР
ПИСЬМО от 4 июня 2007 г. № 04-09/673
О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Финансовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору <...> о порядке заполнения "расчета" платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - расчет платы) сообщает следующее.
1 . При заполнении "формы" расчета платы в соответствующих графах необходимо проставлять нормативы ПДВ, ПДС и лимитов, установленные разрешительными документами.
В графах, в которых указываются количество фактически произведенных выбросов, сбросов, размещенных отходов, необходимо проставлять их суммарное количество с даты выдачи разрешения (утверждения лимита).
В случае если в каком-либо из отчетных периодов нормативы (лимиты) будут превышены, выбросы, сбросы, размещенные отходы будут учитывать как сверхлимитные.
2 . К расчету платы могут прилагаться документы, подтверждающие правильность и достоверность содержащихся в нем сведений.
В обязательном порядке такого рода документы в территориальный орган Ростехнадзора должны быть представлены плательщиком по требованию, выставленному территориальным органом в соответствии с "пунктом 6.1" Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, в рамках осуществления контрольных мероприятий по правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты платы (в частности, при проведении камеральной проверки представленного расчета платы).
3 . В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Учет должен быть документально оформлен (документы бухгалтерского учета и журнал образования и движения отходов). Какой СЧЕТ использовать для ЭКОЛОГИЧЕСКИХ платежей, проводки выбирает плательщик платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
При заполнении Раздела 4 расчета платы указываются отходы в соответствии с Федеральным классификационным "каталогом" отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786. Если наименование отхода не соответствует классификационному каталогу, то в строке 040 Раздела 4 основной формы и в графе 3 Раздела 4 сводной формы ставится прочерк.
4 . Применение коэффициента "0" возможно при условии подтверждения использования (утилизации) отходов первичными документами. До этого плата начисляется в общеустановленном порядке.
После подтверждения использования отходов плательщиком представляется корректирующий расчет платы, учитывающий применение коэффициента "0", а возникшая сумма переплаты зачисляется в счет погашения имеющейся недоимки по плате, а при ее отсутствии по заявлению плательщика - зачету в счет предстоящих платежей или возврату.
Заместитель начальника
Финансового управления
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
А.В.ЛАТЫПОВА
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ от 5 апреля 2007 г. № 204
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОРМЫ РАСЧЕТА ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
(в ред. Приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 № 182)
Примечание : Отменен Приказом Ростехнадзора от 15.07.2016 N 301
1. Утвердить в формате Excel форму Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (Приложение 1).
2. Утвердить прилагаемый Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (Приложение 2).
Примечание : При применении документа следует учитывать, что в связи с передачей Федеральной службе по надзору в сфере природопользования полномочий в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Росприроднадзор.
О порядке заполнения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду см. письмо Ростехнадзора от 04.06.2007 № 04-09/673.
Статья поможет узнать кто должен платить сбор за НВОС отходы, загрязнение среды и отчитываться в РосПриродНадзор (экология)? Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации и ИП
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме |
-
Приведен материал на тему: Кто должен платить денежки и отчитываться в РосПриродНадзор за загрязнение окружающей среды?
- нормативная плата
- сверхлимитная плата
Расчёт суммы сбора за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения.
2.1.1. Нормативная плата:
П н - нормативная плата за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (руб);
i – вид загрязняющего вещества;
М i - величина фактического выброса i
Н бi i
К э
К ф К ф =2);
К и - коэффициент, учитывающий инфляцию нормативов платы (при использовании в расчетах нормативов в редакции 2005 г., данный коэффициент = 2,07).
2.1.2. Сверхлимитная плата:
П сл - плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения (руб);*
* предельно допустимый выброс i -го загрязняющего вещества в данном случае не указывается;
сумма сбора за выбросы в атмосферу
М i - величина выброса i -го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т);
М сл - величина сверхлимитного выброса i -го загрязняющего вещества в тоннах (т);
Н бi - базовый норматив сбора за тонну выбросов в атмосферу i -го загрязняющего вещества, (руб./т);
К э - корректирующий коэффициент, который учитывает экологическое состояние населенного пункта (применяется с дополнительным коэффициентом =1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов);
К ф - дополнительный коэффициент для особо охраняемых природных территорий (в том числе курортов), районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностей) и зон экологического бедствия (К ф =2);
К и - коэффициент, учитывающий инфляцию нормативов платы (при использовании в расчетах нормативов в редакции 2005 г., данный коэффициент = 2,07);
К п - коэффициент кратности платы за сверхлимитный выброс в атмосферу загрязняющих веществ (К п = 5).
Общая плата за загрязнение атмосферы стационарными источниками загрязнения определяется по формуле:
ПРИМЕР РАСЧЕТА
В г. Томск (бассейн р. Обь, Западно-Сибирский экономический район.) расположен завод производящий кровельные материалы (ондулин и металлочерепицу).
В 2012 г. завод изготовил 82000 м. кв. кровельных материалов. Для производственных нужд предприятие использовало водные ресурсы из поверхностных водных объектов государственного значения в объеме 320000 м. куб. при лимите 250000 м. куб.
Фактические выбросы и установленные лимиты загрязняющих веществ от стационарных источников предприятия составили: ангидрид сернистый - 0,4 т. (установленный лимит – 0,5т.), бутилацетат - 0,5 т. (лимит - 0,33 т.), ацетон – 3,5 т. (лимит - 3,5 т.), аммиак – 0,67 т. (лимит - 0,6 т.), свинец – 3,2 т. (лимит - 2,5 т.), формальдегид – 0,02 т. (лимит - 0,02 т).
Количество использованного топлива передвижными источниками составило: дизтопливо – 140 т., бензин неэтилированный – 500 т.
Фактические сбросы и установленные лимиты загрязняющих веществ в водные источники составили: взвешенные вещества – 10 т. (установленный лимит 12т.), хлориды – 2,2 т. (лимит - 2,5 т.), сульфаты – 3,1 т. (лимит - 3 т.).
Отходы I класса опасности в объеме – 120 т. (установленный лимит 100т), II класса – 290 т. (лимит - 250 т.) , IV класса -12,70 т (лимит -12 т.) размещаются на полигоне бытовых отходов, на котором не обеспечена защиту атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения. Он находится на расстоянии 5 км от города.
1. Рассчитаем размер платы за выбросы в атмосферный воздух стационарными объектами по каждому вредному веществу .
Плата по загрязняющему веществу «ангидрид сернистый» рассчитывается как нормативная:
Ангидрид сернистый = 0,4*21*1,2*1,2*2,07=25,04 руб,
Плата по загрязняющему веществу «бутилацетат» рассчитывается как сумма нормативной и сверхлимитной плат:
Бутилацетат норм=0,33*21*1,2*1, 2*2,07=20,66 руб.,
Бутилацетат сверхлимит = (0,5-0,33)*21*5*1,2*1,2*2,07=53,20 руб.,
Бутилацетат общ=73,86 руб, где:
Величина | Характеристика | Приложение |
0,5 | - | |
0,33 | ||
Приложение 2 | ||
1,2 | Приложение 6 | |
1,2 | Примечание к Приложению 6 | |
2,07 |
Плата по загрязняющему веществу «ацетон» рассчитывается как нормативная:
Ацетон = 3,5*6,2*1,2*1,2*2,07=64,68 руб,
Плата по загрязняющему веществу «аммиак» рассчитывается как сумма нормативной и сверхлимитной плат:
Аммиак норм = 0,6*52*1,2*1,2*2,07=93,00 руб.,
Аммиак сверхлимит=(0,67-0,6)*52*5*1,2*1,2*2,07=54,25 руб.,
Аммиак общ=147,25 руб.
Величина | Характеристика | Приложение |
0,67 | Фактический объем выбросов за отчетный период, т | - |
0,6 | Установленный лимит выбросов за отчетный период, т | |
Норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов | Приложение 2 | |
1,2 | Коэффициент, учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха) для Западно-Сибирского экономического района РФ | Приложение 6 |
1,2 | Дополнительный коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов | Примечание к Приложению 6 |
Повышающий коэффициент за сверхлимитное загрязнение | ||
2,07 | Дополнительный коэффициент, учитывающий инфляцию нормативов платы |
Плата по загрязняющему веществу «свинец» рассчитывается как сумма нормативной и сверхлимитной плат:
Свинец норм= 2,5*1206*1,2*1,2*2,07=8987,11 руб.,
Свинец сверхлимит=(3,2-2,5)*1206*5*1,2*1,2*2,07=12581,96 руб.,
Свинец общ=21569,07 руб.
Плата по загрязняющему веществу «формальдегид» рассчитывается как нормативная
Формальдегид =0,02*683*1,2*1,2*2,07=40,72 руб.
Итого нормативная плата за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения: 25,04+20,66+64,8+93,00+8987,11+40,72=9231,33 руб.
Итого сверхлимитная плата за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения: 53,21+54,25+12581,96=12689,41 руб.
Итого сумма сбора за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения: 9231,33+12689,41=21920,74 руб
2. Расчёт суммы сбора за выбросы в атмосферу передвижными источниками загрязнения. В связи с отсутствием установленных лимитов на выброс загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения рассчитывается только нормативная плата.
Дизтопливо = 140*2,5*1,2*1,2*2,07=1043,28 руб.
Бензин неэтилированный = 500*1,3*1,2*1,2*2,07=1937,52 руб.
Итого сумма сбора за выбросы в атмосферу передвижными источниками загрязнения: 1043,28+1937,52=2980,80 руб.
Вариант № 23
В г. Владивосток (бассейн р. Амур, Дальневосточный экономический район) расположено предприятие, производящее битумную черепицу. Для производственных нужд предприятие использовало водные ресурсы из поверхностных водных объектов местного значения в объеме 106000 м. куб. при лимите 95000 м. куб.
Фактические выбросы и установленные лимиты загрязняющих веществ от стационарных источников предприятия составили: сернистый ангидрид – 12,3 т. (установленный лимит - 11 т.), бутилацетат – 0,4 т. (0,6 т.), ацетон – 0,95 т. (1,8 т.), аммиак – 1,32 т. (1,2 т.), свинец – 5,8 т. (4 т.), твёрдые вещества – 2,8 т. (2,3 т.), формальдегид – 0,54 т. (0,35 т.).
Количество использованного топлива передвижными источниками составило: дизтопливо – 42 т., бензин неэтилированный – 12 т.
Фактические сбросы и установленные лимиты загрязняющих веществ в водные источники составили: взвешенные вещества – 47 т. (установленный лимит 36 т.), хлориды – 12,8 т. (15 т.), сульфаты – 7,95 т. (9,2 т.).
Отходы I класса опасности в объеме – 81 т. (установленный лимит 56 т.), III класса – 33 т. (52 т.) размещаются на полигоне бытовых отходов, на котором обеспечена защита атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения. Он находится на расстоянии 1,7 км от города.
Приложение 2
Приложение 3
НОРМАТИВЫ ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ПЕРЕДВИЖНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ (ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 N 410)
(рублей)
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
КОЭФФИЦИЕНТЫ, УЧИТЫВАЮЩИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (СОСТОЯНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ), ПО БАССЕЙНАМ МОРЕЙ И РЕК
Бассейны морей и рек | Значение коэффициента |
Бассейн Балтийского моря | |
Бассейн р. Невы | |
Республика Карелия | 1,13 |
Ленинградская область | 1,51 |
Новгородская область | 1,14 |
Псковская область | 1,12 |
Тверская область | 1,08 |
Город Санкт-Петербург | 1,51 |
Прочие реки бассейна Балтийского моря | 1,04 |
Бассейн Каспийского моря | |
Бассейн р. Волги | |
Республика Башкортостан | 1,12 |
Республика Калмыкия | 1,3 |
Республика Марий Эл | 1,11 |
Республика Мордовия | 1,11 |
Республика Татарстан | 1,35 |
Удмуртская Республика | 1,1 |
Чувашская Республика | 1,11 |
Астраханская область | 1,31 |
Владимирская область | 1,17 |
Волгоградская область | 1,32 |
Вологодская область | 1,14 |
Ивановская область | 1,17 |
Калужская область | 1,17 |
Кировская область | 1,11 |
Костромская область | 1,17 |
Московская область | 1,2 |
Нижегородская область | 1,14 |
Новгородская область | 1,06 |
Оренбургская область | 1,09 |
Орловская область | 1,17 |
Пензенская область | 1,31 |
Пермская область | 1,13 |
Рязанская область | 1,17 |
Самарская область | 1,36 |
Саратовская область | 1,32 |
Свердловская область | 1,1 |
Смоленская область | 1,16 |
Тамбовская область | 1,09 |
Тверская область | 1,17 |
Тульская область | 1,19 |
Ульяновская область | 1,31 |
Челябинская область | 1,1 |
Ярославская область | 1,19 |
Город Москва | 1,41 |
Коми-Пермяцкий автономный округ | 1,06 |
Бассейн р. Терек | |
Республика Дагестан | 1,11 |
Республика Ингушетия | 1,48 |
Кабардино-Балкарская Республика | 1,11 |
Республика Калмыкия | 1,11 |
Республика Северная Осетия - Алания | 1,12 |
Чеченская Республика | 1,48 |
Бассейн р. Урал | |
Республика Башкортостан | 1,14 |
Оренбургская область | 1,45 |
Челябинская область | 1,2 |
Прочие реки бассейна Каспийского моря | 1,06 |
Бассейн Азовского моря | |
Бассейн р. Дон | |
Ставропольский край | 1,26 |
Белгородская область | 1,15 |
Волгоградская область | 1,07 |
Воронежская область | 1,15 |
Курская область | 1,11 |
Липецкая область | 1,2 |
Орловская область | 1,11 |
Пензенская область | 1,07 |
Ростовская область | 1,56 |
Саратовская область | 1,07 |
Тамбовская область | 1,12 |
Тульская область | 1,14 |
Бассейн р. Кубани | |
Республика Адыгея | |
Карачаево-Черкесская Республика | 1,53 |
Краснодарский край | 2,2 |
Ставропольский край | 1,53 |
Прочие реки бассейна Азовского моря, включая реки Республики Крым | 1,15 |
Бассейн Черного моря | |
Бассейн р. Днепр | |
Белгородская область | 1,05 |
Брянская область | 1,3 |
Калужская область | 1,12 |
Курская область | 1,14 |
Смоленская область | 1,33 |
Прочие реки бассейна Черного моря, включая реки Республики Крым и г. Севастополя | 1,2 |
Бассейны морей Северного Ледовитого и Тихого океанов | |
Бассейн р. Печоры | |
Республика Коми | 1,17 |
Архангельская область | 1,34 |
Ненецкий автономный округ | 1,1 |
Бассейн р. Северной Двины | |
Республика Коми | 1,1 |
Архангельская область | 1,36 |
Вологодская область | 1,14 |
Кировская область | 1,02 |
Бассейн р. Оби | |
Республика Алтай | 1,04 |
Республика Хакасия | 1,03 |
Алтайский край | 1,04 |
Красноярский край | 1,03 |
Кемеровская область | 1,16 |
Курганская область | 1,05 |
Новосибирская область | 1,08 |
Омская область | 1,1 |
Свердловская область | 1,18 |
Томская область | 1,03 |
Тюменская область | 1,04 |
Челябинская область | 1,13 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 1,04 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 1,03 |
Бассейн р. Енисей | |
Республика Бурятия | 1,36 |
Республика Тыва | 1,02 |
Красноярский край | 1,17 |
Иркутская область | 1,36 |
Агинский Бурятский автономный округ | 1,1 |
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ | 1,17 |
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | 1,1 |
Эвенкийский автономный округ | 1,02 |
Бассейн р. Лены | |
Республика Бурятия | 1,24 |
Республика Саха (Якутия) | 1,22 |
Хабаровский край | 1,02 |
Амурская область | 1,01 |
Иркутская область | 1,14 |
Бассейн р. Амур | |
Приморский край | 1,04 |
Хабаровский край | 1,27 |
Амурская область | 1,05 |
Читинская область | 1,05 |
Еврейская автономная область | 1,05 |
Прочие реки бассейнов морей Северного Ледовитого и Тихого океанов |
МЕТОДИКА РАСЧЁТА ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
При расчете платы за выбросы в атмосферу стационарными источниками загрязнения, сбросы в водные объекты и размещение отходов применяют следующие виды экологических платежей:
- нормативная плата – такая плата за загрязнение, фактические объемы которого не превышают допустимые нормативы.
Размер платы в пределах допустимых нормативов определяется:
Нормативная плата = объемы загрязнений * соответствующие ставки платы
- сверхлимитная плата – плата за сверхлимитное загрязнение, т. е. загрязнение, фактический объем которого выше установленных лимитов.
Размер платы за загрязнения сверх лимитов определяется:
сверхлимитная плата = (фактический объем загрязнений – объем лимитных загрязнений) * соответствующие ставки платы * повышающий коэффициент 5.
Итоговая сумма платы за НВОС по каждому виду загрязняющих веществ = нормативная плата + сверхлимитная плата
Расчет ведется по каждому виду загрязнения, потом полученные результаты суммируются.
Плата за загрязнение окружающей среды – это вид сбора, который взымается с предприятий, негативно влияющих на природу. Помимо уплаты сбора, предприятия должны принимать меры по охране экологии и возмещать нанесенный ущерб. Регулирует правила уплаты Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Сбор уплачивается в Росприроднадзор (см. → ). В данной статье мы разберем какая плата за загрязнение окружающей среды.
Вредное воздействие на экологию, виды
Негативным влиянием на природу являются действия:
- Выбросы в атмосферу вредных веществ стационарными объектами (трубы заводов, котельных, дизельные установки, резка и сварка металлов и т.д.);
- Размещение отходов;
- Загрязнение водных ресурсов сбросами;
- Нанесение вреда почве и недрам земли.
Кто уплачивает сбор и объекты обложения
Платеж распространяется на физические и юридические лица, в том числе иностранные, на предприятия, организации, учреждения, индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории РФ, связанную с природопользованием.
Объектами обложения являются стационарные объекты : объекты на земле, загрязняющие почву или выбрасывающие вредные вещества в воздух; объекты, на которых размещаются отходы (отвал, полигон, хранилище и т.д.).
Плата взымается по каждому объекту.
С 1 января 2015 года за выбросы в атмосферу не взымается плата с транспортных средств организаций и ИП.
По мере воздействия на экологию объекты делят на группы:
Объекты 4 группы освобождаются от уплаты платежа.
Сроки уплаты
Согласно новой статье 16.4 Закона № 7-ФЗ сбор уплачивается и предоставляется расчет по нему за календарный год до 1 марта года, следующего за отчетным (ранее сбор платили за квартал).
Каждый субъект РФ предоставляет отдельный расчет. Если на одном субъекте расположено несколько объектов, то расчеты по ним вносятся в единый расчет.
Расчет платежа
Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003 установлены:
- Предельно допустимые нормативы и лимиты выбросов и сбросов в рублях за тонну, отходов – за единицу их размещения;
- Коэффициенты с учетом экологии в разных регионах России.
- Дополнительные коэффициенты для природоохранных зон (санатории, курорты, заповедники и т.д.).
Ставки ежегодно увеличиваются с учетом инфляции. В 2016 году коэффициент инфляции составляет 2,56, а в 2017 – 2,67.
Алгоритм расчета
- В первую очередь нужно узнать точные нормативы, обратившись в свой территориальный Росприроднадзор. Для этого нужно дать информацию: о виде деятельности, о выпускаемой продукции. На основании данных объекту присваивается группа (по уровню негативного воздействия) и устанавливаются ставки. Выдается разрешение, в котором прописаны нормативы и лимиты. Так же выдается свидетельство о классе опасности отходов.
- Определить объемы выбросов или сбросов. Для этого можно пригласить специализированную организацию.
- Произвести расчет, согласно правилам постановления Правительства РФ № 632 от 28.08.92.
Размер платы в пределах допустимых нормативов определяется:
Ставка нормы * объемы загрязнений* дополнительные коэффициенты.
Размер платы в пределах лимитов определяется:
Ставка лимита* (объем загрязнений лимитных – объем загрязнений в пределах допустимых нормативов) * дополнительные коэффициенты.
Размер платы за загрязнения сверх лимитов определяется:
Ставка лимита * (фактический объем загрязнений – объем лимитных загрязнений) * дополнительные коэффициенты*5 (25).
При нескольких видах загрязнений, расчет ведется по каждому виду, потом полученные результаты суммируются.
В зависимости от соблюдения норм и лимитов применяются коэффициенты с 2016 года по 2019 следующие:
Случай применения коэффициента | Коэффициент |
Отходы, переработанные самостоятельно в производстве, пущены во вторичное использование | 0 |
Выбросы (сбросы) в пределах установленных нормативов | 1 |
Масса отходов в пределах установленных лимитов | 1 |
Выбросы в пределах объемов временно допустимых выбросов в период мероприятий по охране экологии и повышении эффективности защиты природы. | 5 |
Массы отходов, превышающие установленные лимиты | 5 |
Выбросы (сбросы), превышающие объем, установленный специальными разрешениями | 25 |
Остальные коэффициенты, применяющиеся в расчете:
- Коэффициент экологической значимости (в каждом регионе свой по атмосфере, почве и воде);
- Дополнительный коэффициент для особых природных зон равен 2 (какие именно зоны: районы крайнего севера и приравненные к ним районы, охраняемые заповедные зоны, национальные парки, курорты, санатории, зоны стихийных бедствий, зоны под действие международных конвенций);
- Дополнительный коэффициент на выбросы в атмосферу городов равен 1,2 (если объект зарегистрирован в городе);
- Коэффициенты инфляции равны: в 2016 году 2,56, а в 2017 – 2,67.
В целях стимулирования организаций проводить меры по эффективному использованию отходов и защите окружающей среды, с 1 января 2016 года введены коэффициенты, уменьшающие ставку платежа:
Класс опасности отходов | Природоохранные меры | Коэффициент |
5 | Создание предприятиями добывающей промышленности полостей в почве для размещения отходов. | 0 |
Отходы производства или потребления в пределах лимитов | Отходы размещены на объектах, которые являются собственностью организации (например, мусорный контейнер на территории, принадлежащей организации). | 0,3 |
4 и 5 | Отходы добывающей и перерабатывающей промышленности, образовавшиеся в результате проведения утилизации. | 0,5 |
3 | 0,64 | |
4 | Результат обезвреживания отходов 3 класса | 0,49 |
4 | Результат обезвреживания отходов 2 класса | 0,33 |
Пример #1. Расчет платежа за негативное воздействие на окружающую среду
Организация использует дизельную установку, которая зарегистрирована в Уральском экономическом регионе, в городе Екатеринбург. За 2016 год установка потребила 3000 литров дизеля. Выбросы составили в пределах установленных норм. Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?
Расчет ведется в тоннах, поэтому литры дизеля нужно перевести в тонны:
- Перевести в кг, для этого литры нужно умножить на плотность: 3000*0,83=2490 кг.
- Кг перевести в тонны: 2490/ 1000=2,49 тонн.
- Ставка платы за дизель составляет 2,5;
- Установка зарегистрирована в Уральском регионе, поэтому коэффициент экологической значимости составит 2;
- Установка зарегистрирована в городе, поэтому применяется дополнительный коэффициент 1,2;
- Коэффициент инфляции на 2016 год составляет 2,56;
- Выбросы в пределах нормы, поэтому коэффициент соблюдения норм составит 1 (таблица 2).
Сумма платежа составит:
2,49*2,5*2*1,2*2,56*1=38,25 рублей.
Пример #2. Расчет платежа за сброс в водные ресурсы
Предприятие находится в республике Карелия.Допустим, за 2016 год осуществило сброс в водные ресурсы Магния 2 тонны, в том числе:
- В пределах норматива – 0,8 тонн;
- В переделах лимита – 1,5 тонны.
Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?
Нам известно (согласно нормативным документам):
- Ставка за сброс магния в пределах нормы 6,9, а в пределах лимита 34,5
- Коэффициент экологической значимости республики Карелия (Бассейн Балтийского моря) равен 1,13;
- Карелия – район, приравненный к районам Крайнего Севера, поэтому применяется коэффициент для особых природных зон – 2.
- Коэффициент инфляции 2,56;
- Коэффициент сверхлимитного загрязнения 5 (таблица 2).
Порядок расчета:
- Определить плату в пределах норматива: 6,9*0,8*1,13*2*2,56=31,92
- Определить плату в пределах лимита: 34,5*(1,5-0,8)*1,13*2*2,56=139,72
- Определить плату сверх лимита: 34,5*(2-1,5)*1,13*2*2,56*5=499
Общая сумма составит:
31,92+139,72+499=670,64 руб.
Предприятие заплатит 670,64 рубля.
Порядок постановки на учет
Порядок постановки на учет прописан в новой статье 69.2 Федерального закона № 219-ФЗ. правила действуют с 1 января 2015 года.
В течение шести месяцев с даты ввода в эксплуатацию объекта организация-плательщик обязана встать на учет в Росприроднадзор. Предприятия, которые ведут деятельность на объектах еще до первого января 2015 года, должны встать на учет до 2017 года. Для этого нужно подать соответствующее заявление в бумажном или в электронном виде с электронной подписью.
Организации выдаются нормативы на пять лет. Ежегодно организация обязана подтверждать неизменность данных.
Если у плательщика произошли какие-либо изменения, то в течение 30-ти дней об этом нужно уведомить Росприроднадзор.
О каких изменениях нужно уведомлять:
- Замена или преобразование организации;
- Смена реквизитов (наименование, адрес и т.д.)
- Изменение места регистрации объекта;
- Изменения в технологии, влияющие на виды и объемы выбросов (сбросов, отходов);
- Изменения в обезвреживании выбросов или отходов.
Если организация прекращает вести деятельность на объекте, то нужно подать акт о ликвидации или консервации объекта. В этом случае организацию снимают с учета и платеж не платится.
Организации, работающие на объектах 1,2 и 3 групп с 1 января 2015 года обязаны составлять программу экологического контроля. По итогам отчетного периода в Росприроднадзор подаются сведения о назначенных лицах по контролю, о проведенных мероприятиях и о результатах контроля.
Отчетность по платежу
До 10 марта года, следующего за отчетным нужно предоставить в территориальный орган Росприроднадзора форму «Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду».
Помимо Декларации необходимо представлять технический отчет, подтверждающий неизменность производства и сырья. Технический отчет подается через год, после утверждения нормативов и в течение 10-ти дней. Например, нормативы утвердили 15.03.2016 года, значит отчет нужно подать до 25.03.2017 года. И так ежегодно. Отчет так же подается и в бумажном, и электронном виде. Если его не предоставить, то платеж будет исчисляться как сверхлимитное загрязнение.
Если у организации есть опасные отходы, то нужно предоставить паспорта на каждый вид отходов, подтверждающие класс опасности (исключение – 5 класс опасности).
Штрафы и санкции за нарушение правил уплаты
Вид нарушения | Штраф с организации | Штраф с должностных лиц | Штраф сграждан |
Умышленное искажение или скрытие информации: – о состоянии окружающей среды и природных ресурсов; – о загрязняющих источниках; – о возникновении радиации. | 20-80 | 3-6 | 0,5-1 |
Умышленное искажение или скрытие данных: – полученных в результате проведения плана по экономическому контролю; – в заявлении при постановке на учет; – в декларации; – отчета о выполнении мер по повышению эффективности использования отходов. | 20-80 | 3-6 | 0,5-1 |
Несвоевременная постановка на учет или отсутствие постановки на учет | 30-100 | 5-20 | – |
Отсутствие паспортов с указанием класса опасности отходов | До 100 |
За просрочку платежа начисляются пени в размере 1/30 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки.
Ответы на актуальные вопросы по плате за загрязнение окружающей среды
Вопрос №1. Нужно ли платить плату за негативное воздействие на природу офисам?
Если есть отходы от компьютерной и орготехники, лампы, бытовые отходы, то платить платеж нужно. Если офис заключит договор со специализированной компанией по утилизации отходов и отходы перейдут в собственность этой компании, то платеж будет платить эта компания, а не офис.
Вопрос №2. Освобождены ли от платежа арендаторы?
За объект взымается платеж, не зависимо от формы собственности. Если в договоре аренды оговорено, что плату вносит арендодатель, то тогда арендатору платить платеж не нужно.
Вопрос №3. Что будет, если не получить паспорт на отходы?
Если на предприятии имеются отходы с классом опасности, то на них обязательно нужно получить паспорта. В противном случае грозит штраф до 100 000 рублей.
Вопрос №4. Когда нужно вносить платеж за 2016 год?
Вопрос №5. Когда нужно встать на учет?
На учет нужно встать в течение полугода с момента ввода объекта в эксплуатацию. Если объект эксплуатировался до 1 января 2015 года, то поставить его на учет нужно до 31 декабря 2017 года.