Прогнозирующая самооценка. Самооценка в психологии - это что? Виды и понятие самооценки в психологии

Прогнозирующая самооценка. Самооценка в психологии - это что? Виды и понятие самооценки в психологии

self-esteem) С. относится к тому, какое мнение составляет о себе чел., включая степень самоуважения и самопринятия. С. отражает чувства личной ценности и компетентности, к-рые люди связывают со своими Я-концепциями. Потребности в оценке исследовались А. Маслоу, описавшем способы, к-рыми С. связана с процессом становления самоактуализирующейся личности. Согласно Маслоу, все люди обладают потребностью или стремлением к стабильному и прочному ощущению собственной ценности или самоуважению, и они нуждаются в такой оценке как от самих себя, так и со стороны окружающих. А. Адлер разраб. свою теорию личности, опираясь преимущественно на понятия мотивирующей силы первичной неполноценности и компенсации. Адлер не рассматривал этот процесс в негативном аспекте; он утверждал, что каждый чел. развивает уникальную личность в стремлении преодолеть реальные или воспринимаемые несоответствия. К. Хорни тж писала о предпосылках С. Она считала, что дети, лишенные родительской любви, принятия и одобрения, склонны развивать группу ненасыщаемых потребностей (к-рую она рассматривала как невротическую). Как и следовало ожидать, было доказано, что любовь, тепло и принятие крайне важны в плане развития высокой С. Это ощущение доверия становится важным гарантом против тревоги в противостоянии окружающему миру, обеспечивая ребенку чувство базовой безопасности, необходимое при столкновении с требованиями окружения. В своем исслед. базовых компонентов С. С. Куперсмит обнаружил, что высокая С. яв-ся рез-том родительского принятия, установления определенных ограничений и предоставления субъекту свободы действия в пределах этих реалистических ограничений. В итоге решающим для формирования С. фактором оказалось качество и количество родительского внимания и принятия, получаемого в детстве. С. - многомерное понятие, так как она существует в виде степеней сравнения. Она яв-ся жизненно важным компонентом Я-концепции чел. Напр., индивидуум может иметь высокую С. в межличностных отношениях и в то же время низко оценивать свои успехи в обучении. Оценка тж связана с личной идентичностью. Наличие любви и принятия непосредственно связано с "идентичностью успеха"; недостаток любви и принятия связан с "идентичностью неудачи". См. также Чувство неполноценности Дж. Кори

САМООЦЕНКА

ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - РЕГУЛЯТОРНАЯ, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и ЗАЩИТНАЯ, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

САМООЦЕНКА

оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она - важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида.

Главные функции, выполняемые самооценкой:

1) регуляторная - на основе коей происходит решение задач личностного выбора;

2) защитная - обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Самооценка имеет важное отличие от интроспекции (=> самопознание).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, кои он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным - возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижений индивида.

В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе отношений межличностных, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации - приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий.

САМООЦЕНКА

Оценка субъектом своих личностных особенностей и поступков. Зависит от состояния аффекта, бредовых переживаний и др. Должна учитываться при анализе анамнестических сведений. С. является одним из наиболее частых методов экспериментально-психологического исследования.

САМООЦЕНКА

англ. self-esteem) - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концещии, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

С. выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция С, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицат. влияние на развитие.

С. развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую С, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные С, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. С. м. б. разного уровня осознанности и обобщенности.

С. характеризуется по след. параметрам: 1) уровню (величине) - высокая, средняя и низкая С; 2) реалистичности - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С; 3) особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная С; 4) временной отнесенности - прогностическая, актуальная, ретроспективная С; 5) устойчивости и др.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая С. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая С. (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицат. влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.

С. формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др. См. также Зеркальное Я. (А. М. Прихожан.)

Добавление ред.: Рос. психологи нередко называют С. любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д. Напр., в сб. с амбициозным названием "Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации" предлагается "тест" под названием "Шкала самооценки" (Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина), который считается методом С. уровня тревожности (как состояния и свойства личности). "С." здесь противопоставляется, напр., экспертной оценке.

Самооценка

Наше мнение о себе. Оценивая свои способности, дети могут придерживаться высокого или низкого мнения о себе, в зависимости от собственного успеха и оценок окружающих людей. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем главным критериям: 1. Когнитивная компетентность: способность решать проблемы и достигать поставленных целей. 2. Социальная компетентность: способность поддерживать отношения с другими людьми. 3. Физическая компетентность: «что я умею (или не умею) делать» - бегать, играть в футбол и т. д. 4. Кодекс поведения: «хороший ли я мальчик (девочка)»? С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т. д. В некоторых теориях самооценка рассматривается как результат совокупного восприятия наших способностей во всех областях жизни. Поскольку некоторые области представляются более важными, чем другие (к примеру, нас может не беспокоить собственный внешний вид или физическая сила), мы склонны взвешивать важность каждого мнения, а не суммировать их. Согласно другим взглядам на развитие самооценки, в ее основу ложатся мнения и суждения других людей (см. Зеркальное «Я»).

Самооценка

компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.

Каждый человек склонен постоянно оценивать себя, свое поведение и поступки. Это необходимо для гармоничного развития личности и построения отношений с окружающими людьми. Способность дать себе правильную оценку оказывает огромное влияние на то, как общество воспринимает человека, и на его жизнь в целом.

Понятие самооценки в психологии

Все люди время от времени анализируют свой характер, ищут в себе плюсы и минусы. Понятие самооценки в психологии - это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка позволяет людям критически относиться к себе, ставить различные цели и достигать их, соизмерять свои возможности с требованиями в тех или иных жизненных сферах, обдумывать действия и принимать взвешенные решения.

Способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.

Виды самооценки в психологии

Какие же типы существуют? В зависимости от того, насколько правильно себя оценивает человек, можно выделить следующие основные виды самооценки в психологии: адекватную и неадекватную.

Если мнение человека о себе совпадает с тем, каков он в действительности, то она считается адекватной. Она должна быть присуща всем взрослым людям. Адекватная самооценка в психологии - это способность индивида более-менее объективно формировать мнение о своей персоне.

У людей с неадекватной самооценкой представление о себе резко расходится с тем, что о них думают окружающие. При этом такое мнение может быть завышенным или заниженным.

В зависимости от подверженности влиянию внешних факторов выделяют стабильную и плавающую самооценку. Стабильная самооценка в психологии - это неизменное мнение человека о себе в любой ситуации. В тех случаях, когда представление о себе меняется в зависимости от настроения, успехов или поражений, одобрения или осуждения окружающих, она является плавающей.

Что влияет на формирование самооценки

Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем, кем он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем ниже мнение человека о себе.

Существенное влияние на формирование самооценки оказывает отношение к индивиду окружающих. Особое значение имеют мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.

Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на самооценку. Чем выше личностные успехи, тем лучшего мнения о себе человек.

Как привить ребенку положительную самооценку?

Все родители хотят видеть своего ребенка преуспевающим и счастливым. То, насколько больших результатов сможет достичь в жизни человек, напрямую зависит от самооценки. Чтобы привить ребенку положительное самомнение, необходимо придерживаться рекомендаций, которые дает психология. Самооценка человека начинает формироваться в самом раннем детстве. Для малыша важно одобрение и поощрение со стороны взрослых и своих сверстников. Если такового нет, у ребенка складывается заниженная самооценка.

Дети очень четко улавливают внимание к ним со сторон взрослых. Если ребенок замечает, что его игнорируют, у него складывается впечатление, что он неинтересен окружающим. В свою очередь, это негативно отражается на его самооценке. Таким образом, чтобы сформировалось положительное мнение ребенка о себе, он должен постоянно чувствовать защищенность, значимость и важность.

К каким проблемам приводит неадекватная самооценка?

Когда люди не умеют правильно оценивать себя, адекватно судить о своих достоинствах и недостатках, у них может возникнуть немало проблем. Как низкая, так и завышенная самооценка негативно влияет на жизнь человека.

При люди склонны всегда делать выбор в худшую сторону, считая, что другого они не достойны. Это касается поиска партнера, работы и многого другого. В результате люди испытывают постоянную неудовлетворенность, но при этом боятся предпринять решительные шаги, чтобы как-то изменить ситуацию.

В психологии - это когда человек считает себя гораздо лучше, чем он есть на самом деле. Это также большая проблема для человека. Прежде всего, она влияет на взаимоотношения с окружающими. Людям тяжело общаться с теми, кто постоянно ставит себя выше других, хвастается и превозносит свою персону. Как правило, у человека с чересчур завышенной самооценкой очень мало друзей.

признаки и причины

Для любого человека важно чувствовать уверенность в себе. Однако слишком высокое мнение о себе чаще наносит вред, чем пользу.

Вычислить человека с завышенной самооценкой достаточно легко. Эти люди очень эгоистичны. Свои интересы они всегда ставят превыше чужих. Они любят рассказывать о себе, часто перебивают и переводят тему разговора, если она им не интересна. Они не хотят знать мнения других людей, считают свою точку зрения по любому вопросу единственно верной. Человек с завышенной самооценкой с удовольствием берется за сложную, порой невыполнимую работу, а в случаях неудачи впадает в отчаяние и депрессию.

Что же приводит к формированию завышенной самооценки у людей? В первую очередь это неправильное воспитание. Когда родители во всем потакают своему чаду, ни в чем не ограничивают и готовы выполнить по первой же просьбе все его желания, у ребенка формируется мнение, что он самый главный человек в мире, а все должны его боготворить и поклоняться ему.

Как научиться адекватно оценивать себя?

Если вы заметили, что у вашего ребенка завышенная самооценка, необходимо срочно принимать меры, направленные на то, чтобы он научился формировать о себе адекватное мнение, иначе впоследствии ему будет очень сложно построить отношения с окружающими. Прежде всего, стоит ограничить похвалу малыша, стараться объяснить, в каких ситуациях успех является его заслугой, а в каких к нему привели удачно сложившиеся обстоятельства.

Исправить завышенную самооценку у взрослого человека намного сложнее. Такие люди чаще всего не видят или не хотят видеть проблему, а соответственно, и бороться с ней. Объяснить человеку, что у него неадекватная самооценка, практически невозможно.

Если же вы осознаете, что ваше представление о себе завышено, необходимо приложить немалые усилия, чтобы научиться оценивать себя адекватно. Самое главное, нужно понять, что каждый человек имеет право на свое мнение, и если оно отличается от вашего, то это совсем не значит, что оно неправильное. Научитесь слышать других, идти на уступки, бескорыстно помогать людям.

и ее признаки

Заниженная самооценка в психологии - это состояние, при котором человек думает о себе намного хуже, чем он есть на самом деле. Она приводит к таким проблемам, как замкнутость, скованность, ревность, зависть, обидчивость.

Проблемой многих индивидов является низкая самооценка. Психология таких людей такова, что они, как правило, стремятся устроиться на должность, требующую минимальной степени ответственности. При выборе партнера они неосознанно притягивают к себе людей, которые только укрепляют их неуверенность в себе. Они склонны к излишней самокритике, концентрации на своих недостатках. Такие люди часто жалуются, считают себя невезучими и беспомощными.

Как повысить свою самооценку?

По статистике, мужчины чаще завышают представление о себе. Женщины же более склонны к занижению своих достоинств, они чаще ищут в себе недостатки - такова их психология. является для них очень сложной проблемой.

Как правило, причина заниженной самооценки у женщин кроется в недовольстве своей внешностью или фигурой, а также в скрытых комплексах, вызванных неудачами в личных отношениях или карьере.

Как повысить самооценку женщине? Психология советует прежде всего начать концентрироваться на своих достоинствах. Подумайте, каковы ваши положительные качества? Почему вы достойны в жизни лучшего, чем имеете? Каждая женщина сможет найти в себе что-то хорошее. Например, кто-то отлично готовит, кто-то прекрасно поет, танцует, кто-то наделен Список своих положительных качеств необходимо повторять как можно чаще, чтобы они отложились на уровне подсознания.

Для повышения самооценки старайтесь общаться с людьми, которые вас уважают и поддерживают. Следите за своим внешним видом, одевайтесь так, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно. Повысить свою самооценку бывает очень сложно, главное, не сдаваться и верить, что у вас все получится.

Самооценка личности заключается в умении оценивать свои силы и возможности, относиться к себе критически. Она составляет основу тех задач, на выполнение которых человек считает себя способным. Самооценка является неотъемлемой частью управления поведенческими реакциями. Она влияет на наши отношения с окружающей средой и людьми, уровень достатка и удовлетворенности жизнью. Заметим, что данное понятие является очень важным для понимания, потому что мы зачастую забываем о нем и позволяем другим нас характеризовать, определять, плохие мы или хорошие, добрые или злые и т.д. Как правило, на этом играют не совсем позитивные личности, потому они извлекают из высказанного выгоду, а в нас вселяют сомнения и развивают комплексы.

Но заметим, что во всем важен объективизм. Так, самооценка личности может быть как адекватной, так и неадекватной. В зависимости от ее характера у человека формируется либо реальное, либо неправильное отношение к себе и своим поступкам. Конечно же, первый характерен для взрослой, состоявшейся личности. Ребенок же, развиваясь, не может правильно себя оценить, потому что на его мнение оказывает огромное влияние общество, веяния, стремление быть на кого-то похожим и прочее. Он не может адекватно определить, что хорошо, а что плохо, потому что его система ценностей размыта.

Самооценка и личности должен стремиться к положительной отметке, по крайней мере, так рекомендуют психологи. Человеку необходимо уважение со стороны окружающих, в результате чего он сам начинает себя уважать. Поскольку мы хотим, чтобы о нас говорили хорошо, мы что-то для этого предпринимаем, стараемся стать лучше. Конечно же, когда человек из подростка превращается в ребенка, на первый план выходит личная самооценка, а не мнение окружающих людей. Личность, трезво оценивая свои возможности, выдвигает к себе ряд требований и стремится к их воплощению в жизнь.

Заметим, что методика самооценки личности зависит от многих факторов, среди которых называют:

1. Человеческий статус в обществе. У индивида, который рожден в самооценка окажется выше, чем у санитара, который не поступил в медицинский институт.

2. Элемент внушения. Если человеку постоянно говорить, что он - свинья, он непременно скоро захрюкает. Этот фактор нельзя недооценивать.

3. Успешность по жизни и в конкретной ситуации. Самооценка личности понизится, если человека сопровождают одни неудачи.

4. Отношение к самому себе. Если субъект сам с собой «в ладах», он чувствует себя гораздо лучше.

5. и в собственный успех. Когда мы верим в то, что можем сделать многое, у нас и получается многое. Это закон.

Заметим, что у если требования к ней не совпадают с теми, что она сама себе предъявляет, подобные вмешательства в воспитание извне заканчиваются неудачей. Причем возможность поступать вразрез с мнением окружающих напрямую зависит от устойчивости индивида. Если самооценка личности и оценка людей вокруг расходится в течение длительного периода, очень часто развивается острый конфликт, который может привести к развитию кризисной ситуации.

Однако помните, что следует развивать в себе положительную самооценку. Конечно же, никто не говорит о том, чтобы отбросить адекватное восприятие ситуации и пуститься в праздные мечты. Как только у вас зарождается негативная мысль относительно себя, замените ее позитивной. Не боритесь с негативом, просто устраняйте его. Смотрясь в зеркало, замечайте только хорошее, а не плохое в своей внешности. У каждого человека множество как положительных, так и отрицательных характеристик. Идеала нет, потому не стоит ставить на себе крест. Чем больше вы будете видеть в себе хорошего, тем больше его в вас будет.

Самооценка личности , являясь компонентом самосознания, включает в себя оценку нравственных качеств, человеческих и физических характеристик, поступков, способностей. Самооценивание человека представляет центральное образование личности, а также демонстрирует социальную адаптацию индивида, выступая регулятором его поведения и деятельности. Самооценивание связывают с самоуважением. Уважающие себя личности имеют независимую линию поведения, более уравновешенны и не агрессивны. В привычном понимании для человека, самооценка — это оценивание личности самого себя.

Формирование самооценки личности

Самооценка личности развивается в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В существенной мере от социума зависит, как человек будет себя оценивать. Немаловажную роль в формировании самооценки личности занимают оценки окружающих людей, а также личные достижения индивида.

В психологии под самооцениванием понимают представление индивида о значимости своей личной деятельности среди других индивидов, а также оценивание себя и личных качеств, чувств, достоинств, недостатков, выражение их закрыто или открыто.

Самооценку личности относят к устойчивым психологическим характеристикам человека. Ее очень трудно изменить, поскольку она формируется в раннем детстве и зависит не только от врожденных факторов, но и от обстоятельств в жизни. Значимое влияние на нее производит отношение окружающих, поскольку самооценка формируется вследствие непрерывного сравнения себя с другими людьми. Чтобы преодолеть себя, следует бросить трезвый и смелый взгляд внутрь себя, изучить свой темперамент, характер, другие психологические свойства, необходимые в межличностном взаимодействии.

Изучение самооценки личности

Изучение самооценивания личности психологами выявило, что оно выполняет три функции:

— регуляторную, решающую задачи личностного выбора,

— защитную, обеспечивающую относительную стабильность, а также независимость личности,

— развивающую, выступающую толчком к развитию личности.

Психологи советуют каждому человеку заглядывать в себя, поскольку внутри находятся решения многих текущих проблем. Покопавшись в себе, человек способен избавиться от находящегося там мусора, как это происходит во время уборки квартиры под Новый год. При этом полезные, нужные вещи располагают поближе, а то, что не нужно, прячут подальше.

Самооценка личности формирует самосознание человека. Личность, оценивая себя, включает в этот процесс оценивание своих качеств, свойств и возможностей. Это происходит через самоанализ, самонаблюдение, самоотчет, непрерывное сравнение себя с другими индивидами, с которыми человек находится в непосредственном контакте.

Самооценивание не является простым удовлетворением любопытства. Движущим мотивом выступает мотив самосовершенствования, стремление к успеху, здоровое чувство самолюбия, ведь человеческая жизнь — это затяжная борьба с самим собой.

Самооценивание личности дает возможность, как увидеть настоящее «Я», так и увязать его со своим будущим и прошлым. Самооценка личности позволяет индивиду увидеть корни своих сильных и слабых сторон, увериться в их объективности и научиться обретать адекватные модели для своего поведения в повседневных ситуациях. Человек, который познал самого себя, превращается в другого человека.

Самооценивание личности в своей структуре имеет два компонента: когнитивный и эмоциональный.

Когнитивный отражает все, что человек узнал о себе из разных источников информации.

Эмоциональный выражает собственное отношение к разным сторонам личности (поведению, чертам характера, привычкам).

Самооценка и уровень притязаний личности

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Где уровень притязаний это уровень, к которому стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.

Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.

Явно личности отмечается комплексом превосходства – «я самый правильный», а также комплексом двухлетних детей – «я лучше всех». Человек с завышенным самооцениванием идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей. Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение.

Индивид с завышенным самооцениванием преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную и упрямство за решительность и волю. Зачастую такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими. Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам. Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.

Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности. Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость. Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.

Индивид с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид: высокое положение головы, прямую осанку, продолжительный и прямой взгляд, командные нотки в голосе.

Явно заниженное самооценивание личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих.

Индивид с легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей. Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни. Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье. Для внешнего вида характерна втянутость головы, нерешительная походка, при разговоре отвод глаз в сторону.

Адекватность самооценивания личности устанавливается соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Познавательный психический процесс способствует адекватности, а защитный, действует в направлении обратной действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку человеку сложно признать хаос внутри себя.

Уровни самооценки личности

Для определения начальной школы используют методику «Лесенку». Целью этой методики является выявление уровня самооценки личности. На листе бумаги следует нарисовать лестницу из 10 ступенек, предварительно ее пронумеровав. Показывая малышу лесенку, необходимо объяснить, что на самой нижней ступеньке находятся самые плохие девочки и мальчики. На второй чуть получше, а вот уже на верхней ступеньке находятся самые добрые, хорошие и умные девочки и мальчики. Спросите у ребенка, на какую ступеньку поставил бы он себя. Предложите ему на этой ступеньке нарисовать себя. Если ребенку трудно изобразить человечка, предложите нарисовать 0.

Обработка результатов:

1-3 ступенька – это низкий уровень (заниженная самооценка);

4-7 ступенька – это средний уровень (адекватная самооценка);

8-10 ступенька – это высокий уровень (завышенная самооценка).

Интерпретация результатов методики

Низкий уровень самооценивания показывает, что личность неуверенна в себе, робка, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле.

Средний уровень самооценки личности показывает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности, своей ценности для окружающих и для общего дела.

В таких случаях личность игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков. Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как несправедливо заниженная. Личность с завышенным неадекватным самооцениванием не признает, что все это происходит вследствие личных ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения, способностей.

Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль. Такое поведение заметно при коммуникациях, когда лица с заниженной и завышенной самооценкой являются причиной конфликтов.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top