Произведения м сервантеса. Мигель де сервантес краткая биография

Произведения м сервантеса. Мигель де сервантес краткая биография

Сочинение

С другой стороны, это творчество с исключительной полнотой отражает кризис, который переживала Испания в конце XVI в., и противоречивость сознания передовых людей того времени. Все это делает Сервантеса одним из самых глубоких реалистов, каких знает европейская литература эпохи.

Мигель де Сервантес Сааведра (Miguel de Cervantes Saavedra, 1547-1616) родился в городке Алькала де Энарес. Он принадлежал к идальгии и был сыном бедного лекаря. Недостаток средств помешал ему получить хорошее образование, но все же он окончил университет. Двадцати одного года Сервантес поступил на службу к папскому послу в Испании, кардиналу Аквавиве. Когда тот вернулся на родину, Сервантес поехал с ним в Италию. После смерти кардинала он поступил солдатом в испанскую армию, действовавшую в Италии, вскоре был зачислен во флот и принял участие в битве при Лепанто (1571), где храбро сражался и получил тяжелое увечье левой руки. В 1575 г. он решил вернуться в Испанию, но корабль, на котором он плыл, подвергся нападению алжирских корсаров, и Сервантес попал к ним в плен. В Алжире он томился пять лет, беспрерывно устраивая заговоры с целью побега, оканчивавшиеся неудачами, пока не был, наконец, выкуплен из неволи. Дома он нашел вконец разоренную семью, а о военных его заслугах все уже забыли в Испании. В поисках заработка Сервантес пишет пьесы для театра, а также различные стихотворения, за которые, поднеся их какому-нибудь знатному лицу, можно было получить небольшую денежную награду. Кроме того, он работает над «Галатеей» (см. о ней предыдущую главу), которая была издана в 1585 г. В это время Сервантес женится. Скудность и ненадежность литературного заработка заставляют Сервантеса принять должность сначала сборщика зерна для армии, затем сборщика недоимок. Доверив казенные деньги одному банкиру, сбежавшему с ними, Сервантес в 1597 г. попадает в тюрьму по обвинению в растрате. Пять лет спустя он снова подвергается тюремному заключению по обвинению в денежных злоупотреблениях.

Последние пятнадцать лет жизни Сервантес провел в большой нужде. Тем не менее это был период высшего расцвета его творчества. В 1605 г. вышла в свет I часть романа «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский», начатого или, по крайней мере, задуманного Сервантесом во время его второго тюремного заключения. Опубликование в 1614 г. неким Авельянедой поддельного продолжения «Дон-Кихота» побудило Сервантеса ускорить окончание своего романа, и в 1615 г. вышла в свет II часть его. Незадолго до этого, в том же году, он издал сборник своих пьес, а перед тем, в 1613 г., опубликовал «Назидательные новеллы». В следующем году он закончил литературную сатиру «Путешествие на Парнас». Последним произведением Сервантеса был упомянутый выше (см. предыдущую главу) роман «Персилес и Сихизмунда», напечатанный уже после его смерти.

Жизнь Сервантеса, типичная для чуткого и одаренного представителя идальгии, является серией пылких увлечений, неудач, разочарований и непрерывной мужественной борьбы с нуждой и одновременно с косностью и пошлостью окружающего мира. Такой же длинной серией поисков является и творчество Сервантеса, сравнительно поздно нашедшего свой путь. Он долгое время пишет на заказ, приспосабливается к господствующему стилю, разрабатывает «модные» жанры, стремясь сказать в этой области свое слово, внести в этот стиль и жанры реалистическое содержание и глубокую моральную проблематику. Но эти попытки почти неизменно оказываются безуспешными, пока, уже на склоне лет, Сервантес не создает своего собственного стиля и собственных жанров, способных полностью выразить его окончательно созревшую мысль.

Некоторой условностью и надуманностью отличается почти вся лирика Сервантеса, его литературно-сатирическая поэма, а также опыты в области пасторального и рыцарского романа («Галатея» и «Персилес и Сихизмунда»), в которых он стремится к психологической правдивости и утверждению подлинно благородных чувств. То же самое можно сказать и о наибольшей части его драматического творчества. В своей драматургии Сервантес прежде всего ищет правдоподобия, восставая против слишком свободного обращения некоторых современных ему драматургов с пространством и временем, против нагромождения в сюжете разных приключений, экстравагантностей и нелепиц, против несоответствия между общественным положением персонажей и их языком и т. п. (см. высказывания его в «Дон Кихоте», ч. I, глава XLVIII).

Все это склоняло Сервантеса к стилю учено-гуманистической драмы Возрождения (несмотря на то, что он, не отличаясь педантизмом, соблюдал далеко не все ее «правила») и делало его противником драматургической системы Лопе де Вега, слишком вольный характер которой он вначале осуждал, хотя и признавал блестящий талант своего противника. Вместе с тем Сервантес ставил театру морально-воспитательные задачи, протестуя против понимания спектакля исключительно как веселого, развлекательного зрелища. Определяя драму, вслед за Цицероном, как «зеркало человеческой жизни, пример нравов и образцов истины», Сервантес замечает: «Посмотрев комедию замысловатую и отличающуюся искусством в расположении, зритель уйдет из театра, смеясь шуткам, проникшись нравоучениями, в восторге от происшествий, умудренный рассуждениями, предостереженный кознями, наученный примерами, возмущенный пороком и влюбленный в добродетель, ибо хорошая комедия способна пробудить все эти страсти в любой душе, даже самой грубой и невосприимчивой». («Дон Кихот», цит. глава). Отсюда - двоякая тематика драматургии Сервантеса: сатирико-реалистическая и героическая.

Однако собственные театральные опыты Сервантеса, за немногими исключениями, были малоудачны. Они не имели успеха у современников, и большинство их до нас не дошло. Сервантес не овладел драматической формой и не сумел создать вполне живые характеры.

Из больших пьес Сервантеса выделяются только две. Одна из них, «Нуманция», изображает эпизод из истории героической борьбы за независимость древних испанцев (иберов) против римлян. Жители города Нуманции, осажденного римским полководцем Сципионом, видя неизбежность своей гибели от голода, предпочитают смерть, позору сдачи врагу и, сжегши предварительно все ценное, что у них было из имущества, поголовно кончают жизнь самоубийством. Целый ряд черт пьесы выдает влияние Сенеки и его ренессансных истолкований. Сюда относятся: обилие всяких ужасов, как, например, заклинание духов, картина страданий женщин и маленьких детей от голода, заключительное побоище, о котором, однако, зритель узнает лишь из рассказа последнего оставшегося в живых нумантинца, исполняющего роль античного «вестника». Это появление аллегорических фигур Голода, Войны, реки Дуэро, повествующей о страданиях Испании. Наконец, Славы, восхваляющей в своего рода эпилоге доблесть нумантинцев и предсказывающей грядущее могущество их потомков. Это полное отсутствие примеси комического элемента и т. д. Несмотря на рассудочность построения пьесы и ее довольно риторический язык, трагедия эта полна патриотического пафоса и содержит ряд волнующих сцен. В годы больших национальных испытаний она неоднократно возрождалась на испанской сцене.

Вторая пьеса Сервантеса, сложившаяся под влиянием плутовского романа, - комедия «Педро де Урдемалас», близкая к народному творчеству, - с большой остротой изображает нравы бродяг, уличных жуликов, всяких авантюристов, судейских крючкотворов и т. п. В эту рамку Сервантес вставляет похождения Педро де Урдемаласа, образ которого создан народным творчеством и встречается в старых испанских сказках и повестушках.

Другой вершиной драматического творчества Сервантеса являются его интермедии, написанные им, вероятно, между 1605 и 1611 гг. Это маленькие, остро комические пьески, в которых типы и ситуации имеют много общего с средневековыми фарсами, но отличаются гораздо большей живостью. С огромным знанием народного быта и психики Сервантес рисует сценки из жизни крестьян, ремесленников, городских жуликов, судейских, бедных студентов, разоблачая разврат духовенства, тиранию мужей, плутни шарлатанов, а также добродушно осмеивая легковерие, болтливость, страсть к сутяжничеству и иные человеческие слабости.

Тонкий юмор и замечательно яркий язык придают этим пьескам большую прелесть. Особенно популярны из них «Театр чудес», «Саламанкская пещера», «Ревнивый старик» и «Два болтуна».

Еще более замечателен, чем интермедии Сервантеса, сборник его четырнадцати «Назидательных новелл». Новеллы Сервантеса составили важный этап в развитии этого жанра в Испании. Сервантес впервые утвердил в Испании тип ренессансной итальянской новеллы, решительно отойдя от традиции средневековых рассказчиков, но в то же самое время он реформировал этот итальянский тип, придав ему национальные испанские черты. Главным образцом для Сервантеса послужил итальянский писатель середины XVI в. Банделло, новеллы которого, содержащие широкую картину нравов эпохи, полны волнующих драматических моментов и по широте своего изложения, обстоятельности описаний, обилию эпизодов и всякого рода деталей приближаются к жанру маленьких романов. Все эти черты мы находим и у Сервантеса. Но вместе с тем новеллы последнего имеют вполне самобытный и национальный характер. Сюжеты их, - в эту эпоху постоянных заимствований новеллистических фабул,- почти полностью сочинены Сервантесом. Быт, обстановка целиком испанские. Эротический элемент, в противоположность итальянским новеллистам, чрезвычайно сдержан. Для стиля характерно подлинно сервантесовское соединение точности с юмором, иногда добродушным, иногда горьким. Изложение отличается еще большей обстоятельностью, чем у Банделло. В частности, огромное место занимают речи персонажей, нередко очень пространные.В общем, рисуя редкие, но вполне возможные конфликты и случаи из жизни идальго и кабальеро, горожан, воинов, простолюдинов, сводней, корсаров, заглядывая при случае в цыганский табор, воровской притон или даже сумасшедший дом, Сервантес дает картину нравов эпохи, не менее подробную и красочную, чем современные ему плутовские романы. Но в то время как эти последние лишь разоблачают действительность, разрушая все иллюзии, и приходят к безысходно мрачному взгляду на жизнь, Сервантес, при его глубоко критическом отношении к действительности и наличии черт острой социальной сатиры, в общем все же отстаивает целостный и оптимистический подход к жизни, защищая положительные моральные ценности. Отсюда - самое заглавие сборника «Назидательные новеллы», означающее не прямолинейную морализацию в средневековом смысле, а приглашение глубже всмотреться в жизнь и перестроить ее на моральной основе.

Сервантес верит в возможность счастливого разрешения самых запутанных и опасных положений, если попавшие в них люди честны, благородны и энергичны; он верит в «голос природы» и в ее добрые силы, в конечное торжество человека, борющегося против злых и враждебных ему начал.

В связи с этим он всегда на стороне молодого и искреннего чувства, отстаивающего свои права против всякого принуждения и общественных условностей. Однако прямая реабилитация плоти и абсолютизирование инстинктов человеческой природы ему чужды.

Проблема совести всегда стоит для него на первом плане («Ревнивый эстремадурец», «Великодушный поклонник»).

Точно так же Сервантес далек от идиллической беспечности или какого бы то ни было абстрактного утопизма. В его глазах жизнь - суровое испытание, требующее от человека большого мужества, энергии, терпения и внутренней дисциплины, так как побеждать надлежит не только внешние препятствия, но и самого себя.

Идеалы Сервантеса, раскрывающиеся в «Назидательных новеллах, - это любовь к жизни, но без упоения ею, смелость без заносчивости, моральная требовательность к себе и другим, но без всякого аскетизма или нетерпимости, скромный, непоказной героизм, а главное - глубокая человечность и великодушие.

Мигель де Сервантес - известный писатель Испании 16 века. Наибольшую популярность имеет его роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», который оказал колоссальное влияние на развитие всей мировой литературы.

Мигель де Сервантес: биография. Ранние годы

Будущий писатель происходил из обедневшей дворянской семьи, которая жила в Алькала-де-Энаресе. Отец был простым лекарем, звали его Идальго Родриго. Мать, Леонора де Кортина, была дочерью дворянина, растратившего все состояние. Кроме Мигеля, в семье было шестеро детей, сам писатель появился на свет четвертым.

Официально принято считать датой рождения Сервантеса 29 сентября 1547 года. Так как сведений об этом периоде его жизни крайне мало, день вычисляли по церковному календарю - была традиция давать детям имена в честь святых, чей праздник совпадал со временем рождения ребенка. А 29 сентября праздновался день Архангела Михаила. Испанский вариант имени - Мигель.

Об образовании Сервантеса существует несколько предположений. Одни историки уверены, что он окончил университет Саламанки. Другие говорят о том, что обучение писатель проходил у иезуитов в Севилье или Кордове. Обе версии имеют право на существование, так как никаких доказательств не сохранилось.

Доподлинно известно, что Сервантес покинул родной город и переселился в Мадрид. Но причины этого поступка неясны. Возможно, он решил заняться своей карьерой, так как на родине не смог бы добиться успеха.

Военная карьера

Биография Сервантеса довольно вариативна, так как жил писатель очень давно, а до обретения им известности никто его жизнью не интересовался и не документировал события.

Сервантес обосновался в Мадриде. Именно в этом городе молодого человека приметил кардинал Аквавива, который и предложил Мигелю пойти к нему на службу. Будущий писатель согласился, и вскоре оказался в Риме, где пробыл несколько лет. Затем он оставил церковную службу и вступил в испанское войско, отправлявшееся на войну с турками.

Сервантес принял участие в битве при Лепанто, где храбро сражался и лишился руки. О своем увечье он всегда говорил с гордостью. Позднее автор писал, что лучшими воинами становятся те, кто приходит на поле боя из учебного кабинета. По его мнению, никто так храбро не сражается, как ученые мужи.

Ранение не стало причиной его отставки. Как только раны зажили, Сервантес вновь отправился воевать. Он попал под командование Маркантония Колонны и принял участие в штурме Наварина. Затем служил в испанской эскадре и в гарнизонах Неаполя и Сицилии.

В 1575 году писатель решает вернуться в Испанию. Но по дороге его корабль захватывают пираты. И Сервантес оказывается в Алжире, где 5 лет проводит в рабстве. За это время он несколько раз пробовал бежать и обрел невероятное уважение собратьев-пленников.

Освобождение

Биография Сервантеса дает о нем представление как о мужественном человеке, которому выпало немало испытаний. Позднее в его произведениях отразятся эти моменты - и описание войны, и рабство.

Из плена Мигеля спасла мать, которая, будучи вдовой, отдала все свое состояние, чтобы выкупить из плена сына. И в 1580 году будущий писатель вернулся на родину. Но его финансовое положения ухудшилось. У него не было ни сбережений, ни родительского капитала. Это вынудило Сервантеса вернуться к военной службе. Он принял участие в походе в Лиссабон, затем отправился вместе с экспедицией покорять Азовские острова. Он никогда не сдавался и сломить его было невозможно.

Первое произведение

Биография Сервантеса полна испытаний и опасностей. Несмотря на активный образ жизни, он умудрялся находить время на сочинительство даже в застенках Алжира. Но занялся он этим профессионально только после окончания военной карьеры и возвращения в Испанию.

Первым его произведением был пастушеский роман «Галатея», посвященный сыну Колонны. В произведении были вставки из жизни автора и различные стихотворения в итальянском и испанском вкусах. Однако книга не имела большого успеха.

Считается, что под именем Галатеи скрывалась возлюбленная писателя, на которой он женился в 1584 году. Она имела высокое происхождение, но была бесприданницей. Поэтому супруги долгое время жили в нищете.

Литературная карьера

Очень много писал для театра Мигель Сервантес. Краткая биография писателя сообщает о том, что всего насчитывалось около 20-30 пьес. К сожалению, сохранились только две из них. Была утрачена даже комедия «Заблудившаяся», которую сам Сервантес называл лучшей своей пьесой.

Но сочинительство не смогло прокормить его семью, а жизнь в Мадриде была не из дешевых. Бедственное положение вынудило писателя перевезти семью в Севилью. Здесь ему удалось получить должность по финансовому ведомству. Но жалование было крайне низким. В Севилье Сервантес прожил 10 лет, но об этом периоде известно крайне мало. Ясно, что он продолжал сильно нуждаться в деньгах, так как содержал еще и свою сестру, которая отдала свою часть наследства, чтобы выкупить брата из плена. В это время он написал несколько стихотворений и сонетов.

Последние годы и смерть

На некоторое время обрывается биография Сервантеса Сааведра. Несколько лет оказываются скрытыми от исследователей. Вновь он появляется на сцене в 1603 году в Вальядолиде. Здесь писатель выполняет мелкие поручения, которые и составляют весь его доход. В 1604 появляется первая часть «Дон Кихота», который принес своему автору головокружительный успех. Однако материального положения это не улучшило, зато помогло Сервантесу убедиться в своем литературном таланте. С этого времени и до самой смерти он начинает активно писать.

Он продолжал работать даже на смертном одре, а незадолго до кончины решает постричься в монахи. Скончался Сервантес от водянки, которая мучила его долгое время. Произошло это 23 апреля 1616 года в Мадриде, куда писатель перебрался незадолго до смерти. Долгие годы его могила была затеряна, так как на надгробии не было надписи. Останки Сервантеса обнаружили лишь в 2015 году в склепе монастыря де лас Тринитариас.

«Дон Кихот»

Биография Сервантеса - это в первую очередь история жизни автора «Дон Кихота». Этот роман признан одним из величайших литературных творений за всю историю человечества. Признание произведение получило еще при жизни автора. Имя Сервантеса стало известно не только на родине, но и в других европейских странах. Первая часть романа вышла в 1605 году, а вторая ровно через 10 лет.

Не только успех принесла книга своему автору, но и насмешки и издевательства. А незадолго до издания второй части вышел роман «Вторая часть Дона Кихота», который был написан неким Алонсо де Авельянеда. Эта книга заметно уступала оригиналу и содержала множество грубых намеков и насмешек над самим Мигелем.

Другие произведения

Нами была изложена биография Сервантеса. Кратко теперь поговорим о его произведениях. В 1613 году вышел сборник автора «Назидательные новеллы», в котором были собраны житейские истории. Многие сравнивают эту книгу по увлекательности и тематике с «Декамероном».

Биография и творчество Сервантеса позволяют составить представление о личности автора. Мы можем сказать, что это был смелый, остроумный и талантливый человек, которому часто не везло в жизни.

Уже в следующем году он переквалифицировался в моряка, стал участвовать в экспедициях, организованных королем Испании совместно с сеньорией Венеции и Папой. Поход против турок закончился для Сервантеса печально. 7 октября 1571 года состоялась битва при Лепанто, где молодой моряк получил серьезное ранение руки.
В 1575 году Сервантес остался лечиться на Сицилии. После выздоровления было принято решение о возвращении в Испанию, где можно было получить чин капитана в армии. Но 26 сентября 1575 года будущий писатель попал в плен к пиратам-туркам, которые переправили его в Алжир. Плен продлился до 19 сентября 1580, пока семья не собрала сумму, необходимую для выкупа. Надежды на вознаграждение в Испании не оправдались.

Жизнь после армии


Поселившись в Эскивиас, что рядом с Толедо, 37-летний Сервантес, наконец, решил жениться. Это произошло в 1584 году. Супругой писателя стала 19-летнаяя Каталина де Паласиос. Урывочная семейная жизнь не сложилась, детей у пары не было. Единственная дочь Исабель де Сааведра — результат внебрачной связи.
В 1585 году бывший солдат получил должность комиссара по закупке оливкового масла и зерновых для Непобедимой Армады в Андалусии. Работа оказалась тяжелой и неблагодарной. Когда Сервантес по приказу короля реквизировал пшеницу духовенства, его отлучили от церкви. За ошибки в отчетности горе-комиссара отдали под суд и посадили в тюрьму.
Попытки найти счастье в Испании были безуспешными, и писатель подал ходатайство о получении должности в Америке. Но в 1590 году ему отказали. В дальнейшем Сервантес пережил еще три тюремных заключения, в 1592, 1597, 1602 годах. Именно тогда и начало выкристаллизовываться известное каждому бессмертное произведение.
В 1602 году суд снял с писателя все обвинения в предполагаемых задолженностях. В 1604 Сервантес переехал в Вальядолид, бывший тогда резиденцией короля. Только в 1608 году он насовсем осел в Мадриде, где серьезно занялся писательской деятельностью и изданием книг. Последние годы автор жил на пенсию, назначенную архиепископом Толедо и графом Лемосом. Скончался знаменитый испанец от водянки 23 апреля 1616 года, за несколько дней до этого постригшись в монахи.

Биография Сервантеса составлена по обрывкам имеющихся документальных свидетельств. Однако сохранились произведения, которые стали нерукотворным памятником писателю.
Первые школьные стихотворения были опубликованы в 1569 году. Только спустя 16 лет, в 1585 году, вышла первая часть пасторального романа «Галатея». Творение повествует о превратностях отношений идеализированных персонажей, пастушек и пастухов. Некоторые куски написаны прозой, некоторые в стихах. Единой сюжетной линии и главных персонажей здесь нет. Действие весьма нехитрое, пастухи просто рассказывают друг другу о бедах и радостях. Писатель всю жизнь собирался написать продолжение, но так и не сделал этого.
В 1605 году вышел роман о «Хитроумном идальго Дон Кихоте Ламанчском». Вторая часть была издана в 1615 году. В 1613 году свет увидели «Назидательные новеллы». В 1614 году родилось «Путешествие на Парнас», а в 1615 году написаны «Восемь комедий и восемь интермедий». В 1617 году посмертно изданы «Странствия Персилеса и Сихизмунды». Не все произведения дошли до нас, но Сервантес упоминал о них: «Недели в саду», второй том «Галатеи», «Обман глаз».
Знаменитые «Назидательные новеллы» — это 12 рассказов, в которых назидательная часть обозначена в заглавии и связана с моралью, прописывающейся в конце. Некоторые из них объединяет общая тема. Так, в «Великодушном поклоннике», «Сеньоре Корнелии», «Двух девицах» и «Английской испанке» речь идет о возлюбленных, разделенных превратностями судьбы. Но к концу повествования главные герои воссоединяются и находят свое долгожданное счастье.
Другая группа новелл посвящена жизни центрального персонажа, больше внимания уделяется характерам, а не разворачивающимся действиям. Это можно проследить в «Ринконете и Кортадильо», «Обманном браке», «Лиценциате Видриера», «Беседе двух собак». Общепризнано, что «Ринконете и Кортадильо» — самое обаятельное произведение автора, повествующее в комичной форме о жизни двух бродяг, связавшихся с братством воров. В новелле чувствуется юмор Сервантеса, с торжественным комизмом описывающего церемониал, принятый в банде.


Книга всей жизни — единственный и неповторимый «Дон Кихот». Считается, что Сервантес списал с себя простоватого идальго Алонсо Кихана. Герой проникся идеей рыцарства из книг и поверил, что он и сам странствующий рыцарь. Поиски приключений Дон Кихота Ламанчского и его верного спутника крестьянина Санчо Пансо имели огромный успех тогда, имеют и сейчас, спустя четыре века. Гражданство:

Испания

Род деятельности:

Романист, новеллист, драматург, поэт, солдат

Направление: Жанр:

Роман, новелла, трагедия, интермедия

Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра (исп. Miguel de Cervantes Saavedra ; 29 сентября , Алькала-де-Энарес - 23 апреля , Мадрид) - всемирно известный испанский писатель. Прежде всего, известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы - романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский ».

Семейство Сервантес

Битва при Лепанто

Существует несколько версий его биографии. Первая, общепринятая версия гласит, что «в самый разгар войны Испании с турками, он поступил в военную службу под знамена. В Лепантском сражении он всюду являлся на самом опасном месте и, сражаясь с истинно поэтическим воодушевлением, получил три раны и лишился руки». Однако существует и другая, маловероятная, версия его невосполнимой потери. Вследствие бедности родителей Сервантес получил скудное образование и, не найдя средств к существованию, был вынужден воровать. Именно за воровство его и лишили руки, после чего ему пришлось уехать в Италию. Однако эта версия не вызывает доверия - хотя бы потому, что ворам в то время руки уже не рубили, так как отсылали на галеры, где требовались обе руки.

Герцог де Сессе, предположительно в 1575 году , дал Мигелю рекомендательные письма (утерянные Мигелем при пленении) для Его Величества и Министров, как он сообщил в своем свидетельстве от 25 июля 1578 года . Он же просил короля об оказании милости и помощи храброму солдату.

Служба в Севилье

В Севилье он занимался делами Флота по приказу Антонио де Гевары.

Намерение выехать в Америку

Последствия

Памятник Мигелю де Сервантесу в Мадриде (1835)

Мировое значение Сервантеса зиждется, главным образом, на его романе «Дон Кихот », полном, всестороннем выражении его разнообразного гения. Задуманное как сатира на наводнившие в ту пору всю литературу рыцарские романы, о чём автор определительно заявляет в «Прологе», это произведение мало-помалу, может быть, даже независимо от воли автора, перешло в глубокий психологический анализ человеческой природы, двух сторон душевной деятельности - благородного, но сокрушаемого действительностью идеализма и реалистической практичности.

Обе эти стороны нашли себе гениальное проявление в бессмертных типах героя романа и его оруженосца; в резкой своей противоположности они - и в этом заключается глубокая психологическая правда, - составляют, однако, одного человека; только слитие этих обеих существенных сторон человеческого духа составляет гармоническое целое. Дон Кихот смешон, изображенные гениальною кистью похождения его - если не вдумываться в их внутренний смысл - вызывают неудержимый смех; но он скоро сменяется у мыслящего и чувствующего читателя другим смехом, «смехом сквозь слезы», который есть существенное и неотъемлемое условие всякого великого юмористического создания.

В романе Сервантеса, в судьбах его героя сказалась в высокой этической форме именно мировая ирония. В побоях и всякого рода других оскорблениях, которым подвергается рыцарь - при некоторой антихудожественности их в литературном отношении, - заключается одно из лучших выражений этой иронии. Тургенев отметил ещё один очень важный момент в романе - смерть его героя: в это мгновение все великое значение этого лица становится доступным каждому. Когда бывший его оруженосец, желая его утешить, говорит ему, что они скоро отправятся на рыцарские похождения, «нет, - отвечает умирающий, - все это навсегда прошло, и я прошу у всех прощения».

>Биографии писателей и поэтов

Краткая биография Мигеля Сервантеса

Мигель Сервантес - выдающийся испанский писатель 16-го столетия, автор всемирно-известного романа о Дон Кихоте Ламанском. Родился 29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес в небогатой дворянской семье. Отец будущего писателя был хирургом. Мигель был четвертым ребенком в многодетной семье. Есть предположения, что в юности Сервантес учился в университете Саламанки, а также у иезуитов Севильи или Кордобы. В 1569 году после серьезной уличной стычки он бежал в Рим, где работал некоторое время в свите кардинала Аквавивы.

В 1571 году Сервантес участвовал в морском бою и был серьезно ранен в предплечье. После этого его левая рука навсегда осталась бездействующей. Он принимал участие во многих морских экспедициях, побывал в Тунисе, Испании и даже в алжирском плену на протяжении пяти лет. В 1580 году он, наконец, смог вернуться на родину. В декабре 1584 года он женился на Каталине де Паласиос. В том же году у него родилась внебрачная дочь от другой женщины. Будучи солдатом в отставке, он решил посвятить себя литературному искусству. Первые пьесы Сервантеса не имели большого успеха на сцене. Признание пришло с пасторальным романом «Галатея» (1585).

Однако больших доходов не было от писательского труда, поэтому Сервантес переехал в Севилью и поступил на работу комиссаром по продовольственным заготовкам. Документацию он вел небрежно, за что был не раз арестован. Во время одного из своих пребываний в тюрьме, у него в голове возник образ человека, способного на рыцарские подвиги. Это был замысел «Дон Кихота». Над своей основной книгой он работал на протяжении многих лет, открывая новые перспективы для сюжета. С 1600 по 1604 год он усердно работал над созданием первой части романа. В 1604 году он переехал в Вальядолиду, откуда вел переговоры с одним мадридским книготорговцем.

В конце 1604-го года «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанский» вышел небольшим тиражом. Роман, несомненно, имел успех. Об этом свидетельствует хотя бы то, что вскоре в Мадриде появился второй тираж. Сам автор дважды переиздавал свою книгу с авторскими поправками. Дон Кихот и Санчо Панса стали национальными героями и участниками карнавальных шествий в городах Испании. Материальное положение писателя однако никак не улучшилось, а даже наоборот, с большей силой проявилось враждебное отношение к нему. Последнее десятилетие своей жизни он упорно работал и издавал новые произведения. Мигель Сервантес скончался от водянки 23 апреля 1616 года, в один день с великим Шекспиром.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top