Психофизиологические основы безопасности. Опасные и вредные психофизиологические производственные факторы Факторы и причины влияющие на безопасность труда

Психофизиологические основы безопасности. Опасные и вредные психофизиологические производственные факторы Факторы и причины влияющие на безопасность труда

Анализ нарушений правил безопасной работы свидетельствует о том, что в их основе лежат различные индивидуально- психологические и физиологические особенности человека, которые в различных ситуациях по-разному сочетаются друг с другом. Предварительно в общем виде рассмотрим основные группы индивидуальных качеств, влияющих на безопасность труда.

Индивидуальные особенности. Первую группу индивидуальных особенностей, играющих важную роль в соблюдении правил охраны труда, составляют личностные качества.

Они характеризуют нравственное лицо человека и степень его социальной полезности. К ним прежде всего относятся мотивы (внутренние побуждения) взгляды, ценностные представления, интересы, склонности, потребности.

Применительно к проблемам безопасной работы особое значение приобретает осознание работником необходимости строгого соблюдения правил охраны труда, наличие установки на недопустимость нарушений этих правил. Осознание серьезных последствий, к которым приводят нарушения правил охраны труда.

К личностным качествам относятся и черты, выражающие отношение к деятельности, окружающим людям, к себе, к вещам. Показано, что нарушение правил охраны труда, обусловлено такими качествами, как безответственность, халатность, лень, беспечность, неряшливость, пассивность, что обычно характеризует характер человека.

Личностные качества характеризуются устойчивостью. Они связаны с привычными способами поведения. Свойства личности формируются под вли­янием социальных условий.

Вторую группу устойчивых индивидуальных особенностей человека, существенно влияющих на его трудовую деятельность, составляют свойства темперамента.

Темперамент-совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону психики и поведения.

В отличие от свойств личности они имеют биологическую основу. Свойства темперамента обусловлены особенностями работы, мозга: силой процессов возбуждения и торможения, их подвижностью и уравновешенностью.

К свойствам темперамента относятся подвижность, медлительность, быстрота и легкость переключений, импульсивность, уровень работоспособности, активности, эмоциональная возбудимость, зависимость поведения и реакций преимущественно от внешних воздействий или внутренних факторов (мыслей, образов, переживаний). Различные сочетания этих свойств характеризуют типы темперамента. Различают следующие четыре типа темперамента.

Сангвиник- человек с высокой эмоциональной возбудимостью: его легко заинтересовать, увлечь новым делом. Он подвижен, отличается высоким темпом реакций, легко переключается с одной работы на другую, имеет повышенную активность, быстро отзывается на внешние воздействия. Тип нервной системы - уравновешенный (уравновешенность -характеризует соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга).


Холерик-человек с повышенной эмоциональной возбудимостью, проявляющейся в неуравновешенности поведения. Он подвижен, склонен к импульсивным действиям, характеризуется высокой энергичностью. Тип нервной системы - неуравновешенный.

Флегматик-человек мало эмоциональный, спокойный, медлительный, испытывает затруднения при переключении на новое задание, энергичный. В его поведении и реакциях преобладает зависимость, от внутренних факторов. Тип нервной системы - инертный.

Меланхолик-человек, характеризующийся тревожностью, легкой

ранимостью, низкой активностью, замедленным темпом реакций. Его поведение и -реакции в значительной мере обусловлены внутренними факторами. Он теряется и опускает руки, когда встречается с трудностями и препятствиями. Тип нервной системы - слабый. (Сила-способность нервной системы выдерживать сильные раздражители.)

Установлено, что ряд особенностей темперамента (повышенная эмоциональная возбудимость, сильно выраженная тревожность, импульсивность) имеют отношение к безопасности труда. В связи с этим в условиях аварийной ситуации менее надежными оказываются представители меланхолического и холерического типов темперамента. При оценке влияния темперамента на безопасность труда необходимо учитывать и то обстоятельство, что от него зависит быстрота оценки аварийной ситуации и принятия решения о выборе правильных действий в ней.

Третья группа индивидуальных особенностей человека, влияющих на безопасность труда, характеризует его опыт. В качестве элементов опыта

выступают знания, умения, навыки и привычки. Известно, что в число психологических предпосылок несоблюдения правил и инструкций по охране труда, приводящего к несчастным случаям, входят незнание этих правил и отсутствие прочных навыков безопасной работы. Уровень обученности и тренированности - один из факторов надежности работы человека.

Четвертая группа индивидуальных различий работников связана с особенностями их внимания и познавательной деятельности (мышления, памяти, воображения, работы органов чувств).

Внимание характеризуется направленностью и сосредоточенностью сознания, поэтому оно является необходимым условием успешного выполнения любой деятельности. Успех деятельности зависит от степени: развития различных свойств внимания: концентрации (степени сосредоточения), объема (характеризующегося числом объектов, которые одновременно может удерживать человек в поле своего внимания), устойчивости (длительности сосредоточения внимания на объекте), распределения (умения одновременно выполнять разные действия), переключения (быстроте перехода от одного действия к другому или от одного объекта к другому).

Низкие качества концентрации, распределения, устойчивости и переключения внимания выступают как предпосылки для возникновения несчастных случаев.

Важнейшим условием безопасности работы является внимательность - способность человека направлять свое внимание в нужном направлении и обеспечивать его активный уровень.

Что касается влияния познавательных возможностей человека на безопасность, труда, то в числе причин возникновения несчастных случаев отмечаются несоответствия интеллектуального уровня работника классу решаемых задач и недостатки в сенсорной организации человека, т. е. в работе его органов чувств. При этом особое значение приобретает уровень развития практического мышления работников. Надежность работы человека зависит и от особенностей его двигательной сферы (психомоторики): скорости и точности движений, их координации, согласованности с процессами восприятия. Так, в числе причин несчастных случаев отмечаются нарушения в координации движений и согласованности между сенсорными и моторными процессами.

Рассмотренные особенности выступают в единстве и характеризуют индивидуальность человека, как целостное уникальное образование, в котором взаимодействуют свойства, относящиеся к различным иерархическим уровням.

Индивидуальными свойствами различных уровней являются социально-психологические свойства (социальные роли, статус в группе и коллективе), свойства личности, элементы опыта, свойства темперамента, психические процессы, свойства организма (в частности, свойства нервной системы).

Состояния. Наряду с перечисленными индивидуальными характеристиками работников существенную роль в безопасности труда играют их состояния : состояние тревоги, напряженности, утомления и т. д. Разумеется, эти состояния обусловлены устойчивыми индивидуальными особенностями человека, в частности, они зависят от его темперамента. Ho они зависят и от других факторов: от условий труда, его организации, характера взаимоотношений в коллективе. Они зависят и от особенностей здоровья человека.

Можно выделить три группы состояний , характерных для рабочего в
трудовой деятельности.

Первые состояния могут быть длительными и относительно устойчивыми на протяжении продолжительного периода и характеризовать общее, характерное для работника отношение к деятельности: заинтересованность трудом, удовлетворенность избранной профессией и т. п.

В процессе работы проявляются вторые - временные, ситуативные состояния . Они являются эпизодическими и вызваны различными ситуациями деятельности (неполадки в работе оборудования, разговор с руководителем в резкой форме и т.д. и т. п.).

Третью группу составляют состояния , возникающие периодически в процессе трудовой деятельности. Так, в начале рабочего дня для человека характерно состояние врабатывания, вхождения в ритм производственной деятельности. Постепенно она перерастает в повышенную работоспособность. Через определённое время наступает понижение работоспособности, утомление.

Социально-психологические факторы . Необходимо выделить еще одну группу психологических условий, влияющих на безопасность труда. Речь идет о социально-психологических факторах, прежде всего о межличностных отношениях, психологическом климата в трудовом коллективе. Обстановка в коллективе, вызывая определенные состояния, проявляется в безопасности труда. Климат существенно зависит от стиля работы руководителя. Межличностные отношения необходимо рассматривать в единстве с индивидуальными особенностями работников. С одной стороны, положение работника в системе межличностных отношений (его авторитет, признание или наоборот) является его существенной индивидуальной характеристикой. С другой стороны, от различных индивидуальных особенностей отдельных членов коллектива зависит общая обстановка, психологический климат в коллективе.

Влияние внешних факторов . Наконец, существуют ряд внешних факторов влияющих на уровень
защищенности. Действие их на психику человека непосредственно не
ощущается и не осознается человеком. К ним относятся такие как влияние фаз
Луны, активности Солнца, погодных условий.

На трудовую деятельность человека и его организм влияют объем восприятия и переработки информации, физическое, нервно-психологическое, умственное, эмоциональное перенапряжение, ритм и темп работы, монотонность труда. их оценки позволяет определить степень и характер нагрузки во время работы, соответствие рабочего места и средств труда анатомо-физиологическим особенностям человека, установить рациональные режимы труда и отдыха, обустроить рабочие места, наладить профессиональный отбор и профориентацию и др.

В каждой профессии есть определенные требования к психических свойств, состояний здоровья работников. Обращают внимание на их темперамент, характер, внимательность, восприятие, память, мышление, эмоции, психомоторику, образование, опыт, воспитание и здоровье, определяющих способности, регулирующих взаимоотношения между людьми и непосредственно управляют поступками и действиями.

Психофизиологические факторы опасности - факторы, обусловленные

особенностями физиологии и психологии человека, могут нанести

ей вреда при определенных обстоятельствах.

К ним относятся:

Недостатки органов чувств (дефекты зрения, слуха и т.д.);

Нарушение связей между сенсорными и моторными центрами, в результате чего человек не способен адекватно реагировать на изменения, которые воспринимаются органами чувств;

Дефекты координации движений (особенно сложных движений и операций, приемов и т.д.);

Повышенная эмоциональность, усталость;

Эмоциональные явления (конфликтные ситуации, стрессы, связанные с семьей, друзьями, руководством)

Неосторожность, что может привести к поражению не только отдельного человека, но и коллектива;

Отсутствие мотивации к трудовой деятельности (незаинтересованность в достижении целей, недовольство оплатой, монотонность труда, отсутствие познавательного момента, то есть неинтересная работа);

Недостаточность опыта (ошибки, неправильные действия, напряжение нервно-психической системы); опасения сделать ошибку усиливают вероятность несчастного случая.

Опасные и вредные психофизиологические производственные факторы в зависимости от характера действия подразделяют на следующие группы:

Физические перегрузки (статические, динамические)

Нервно-психические перегрузки (умственные перегрузки, перегрузки анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Чтобы профилактическая работа была эффективной, необходимо оперировать полной номенклатурой психофизиологических опасных и вредных производственных факторов, к которым причисляют гиподинамию, гипокинезии, монотонность, утомление, усталость, сонливость.

Гиподинамия (греч. Hypo - под и dynamis - сила) - нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) через ограничение двигательной активности, снижение силы сокращения мышц. Причинами гиподинамии могут быть физические, физиологические и социальные факторы (снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, иммобилизация, пребывание в небольших замкнутых помещениях, малоподвижный образ жизни и т.д.). Большинство людей во всем мире страдает от недостаточной физической активности. Сидячий образ жизни приводит к развитию сердечно-сосудистых и других заболеваний. Ежегодно от гиподинамии умирает почти 2 млн человек (прогнозируют, что цифра будет расти).

Врачи подсчитали, что физическая активность в течение получаса в день может существенно снизить риск развития многих распространенных неинфекционных заболеваний: гипертонии, сахарного диабета и др., Поскольку они часто обусловлены именно гиподинамией. Механизация и автоматизация максимально снизили физические нагрузки, их отсутствие стало настоящей "болезнью цивилизации". При гиподинамии уменьшается кровоснабжение тканей, кроме того, недостаток физической активности негативно сказывается на обмене веществ и энергии в организме, ухудшается снабжение кислорода тканям и органам, поступления питательных веществ уменьшается.

Гипокинезия (греч. Hypo - снижение, недостаточность и kinesis - движение) - болезненное состояние организма, обусловленное недостаточной двигательной активностью. Иногда это состояние приводит к гиподинамии.

Монотонность (монотония) - психическое состояние человека, вызванное однообразием восприятий или действий. Соответственно различают:

Монотонии, обусловленную информационной перегрузкой нервных центров вследствие поступления большого объема одинаковых сигналов с многократного повторения (например, работа на конвейерах с небольшими операциями)

Монотонии, вызванную однообразием восприятия (например, длительное наблюдение за приборными пультами в ожидании важного сигнала).

Итак, общими признаками для монотонии является перегрузка информацией при выполнении работы или, наоборот, ее недостаток, что сказывается на функциональном состоянии человека: рабочий (оператор) теряет интерес к своей деятельности, у него возникает состояние, которое называют "производственная скука"; аналогичное состояние у водителей транспорта - "дорожный гипноз". Монотонная работа может привести к переоценке продолжительности рабочего времени (рабочая смена кажется значительно длиннее), рабочий с нетерпением ждет окончания смены. Монотонность негативно влияет на эффективность: ухудшаются экономические показатели, повышаются травматизм и аварийность, увеличивается текучесть кадров.

Утомление - процесс снижения работоспособности, временный упадок сил, возникающий при выполнении определенной физической или умственной работы. Это объективное явление, которое исчезает после отдыха.

Различают утомление, быстро развивается, - первичное, и такое, что накапливается медленно, - вторично. Первичное утомление наступает вследствие выполнения работы, для которой требуются значительные физические усилия или напряжения. Упадок сил является результатом нарушения центральной координации, возникновения экстренных ячеек торможения из-за несоответствия задачи функциональным особенностям организма. Основной признак первичного утомление - достаточно быстрое восстановление функций организма. Утомление, медленно развивается, характеризуется постепенным снижением работоспособности после привычной, но чрезмерно длительной или монотонной работы. Оно возникает чаще тогда, когда человеку не хватает трудовых навыков.

Предотвратить утомлению и повысить работоспособность позволяет физиологическая рационализация, в частности оптимальное организования режима труда и отдыха, рациональное построение трудового процесса, эффективное обучение с целью быстрого овладения трудовыми навыками. Критериями эффективности режима деятельности считают повышение производительности труда, наличие устойчивого динамического рабочего стереотипа, приемлемых производственных и физиологических показателей.

Усталость - это субъективное психическое явление, которое сопровождается ощущением слабости и нежеланием работать.

Врачи выяснили, что на том жалуются примерно 1/5 пациентов, треть подростков испытывают ее как минимум четыре дня в неделю. Женщины и мужчины описывают это состояние по-разному: мужчины жалуются именно на усталость, а женщины испытывают депрессию или тревогу.

Усталость классифицируют на вторичную (обусловленную определенным заболеванием), который может длиться месяц или дольше, однако в целом менее шести месяцев; физиологическую (возникает вследствие дисбаланса в рутинном физической нагрузке, сне, диете или иной активностью, не обусловлена каким заболеванием и проходит после отдыха); хроническую (длится более шести месяцев и не исчезает после отдыха).

Чаще всего этиологии усталости является чрезмерная физическая нагрузка, ухудшение физического состояния, вирусные заболевания, инфекции верхних дыхательных путей, действие медикаментов, рак и депрессия. В трети случаев этиологию усталости установить не удается.

Сонливость - это нарушение нормального механизма пробуждения, что воплощается в постоянных попытках заснуть. Лица, страдающие от нее, под влиянием какой-либо активности временно просыпаются. После короткого сна они чувствуют себя лучше, а пациенты с усталостью жалуются на нехватку энергии, умственное истощение, мышечную слабость, медленное восстановление сил после физической нагрузки и ощущение усталости даже после сна.

Психические состояния человека имеют важное значение в профилактике травматизма и предупреждении аварийности. Нервно-психологические перегрузки возникают, как правило, на пути к воплощению жизненных интересов, при возникновении ситуаций, препятствующих (иногда наоборот, неожиданно способствуют) этой реализации. Они оказываются в критических состояниях: стрессах, фрустрация, внутренних конфликтах и кризисах, транс, экстаз, параксизмализми. В таких ситуациях помогают методы современной медицины (медикаментозные, психологическая помощь).

Психогенные изменения настроения длятся от нескольких минут до нескольких месяцев. Они возникают по следующим причинам:

1) неудовлетворительное характер деятельности (большие физические нагрузки, высокий темп, перенапряжение анализаторов, нервное перенапряжение и др.). Следствием этого является полное истощение, ослабление психики, ослабление точности, скорости ориентации, внимания и т.д.;

2) гибель близких людей, перенесен шоковое состояние, конфликтная ситуация. Последствия подобные тем, которые вызывает неудовлетворительная деятельность, также теряется самоконтроль;

3) состояние аффекта (взрыв эмоций) в результате неожиданной удачи (или наоборот), образы и т.д.; сопровождается резкими агрессивными движениями, глупостью опасности и ответственности. Человек, не задумываясь, может пойти на риск и повести за собой других. Личности, склонные к аффекта, не могут быть командирами и руководителями;

4) применение специальных препаратов:

Легкие стимуляторы (чай, кофе), помогающие преодолеть сонливость, вялость. Их действие кратковременное, они не влияют на координацию, скорость движений, реакцию;

Транквилизаторы, которые снимают психологическую активность, замедляют реакцию, вызывают сонливость, апатию. Их употребление может привести к травматизму и опасности жизнедеятельности;

Алкоголь, наркотики, которые делают невозможным дальнейшее оценки ситуации, притупляют чувство опасности, нарушают координацию движений и реакцию т.д., то есть крайне опасны.

Одной из эмоциональных реакций человека опасности является тревога (беспокойство). Человек, находящийся в таком состоянии, подвержена ошибкам или опасных поступков. Тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами. Осознание опасности вызывает страх, что проявляется в нецелесообразных поступках, или наоборот, чрезмерной осторожности, осмотрительности. Негативно сказывается на деятельности человека такая форма страха, как паника.

Итак, психофизиологические факторы постоянно или временно повышают возможность возникновения опасностей, но это не значит, что их наличие всегда приводит к опасной ситуации. Такие факторы опасностей непосредственно влияют на физические и физиологические процессы, работоспособность, настроение, производительность труда, жизнедеятельность в целом.

безопасность газоопасный труд помощь

Психофизиологические основы безопасности труда базируются на психологии и физиологии трудовой деятельности. Психология - это наука, занимающаяся изучением психического отражения действительности в сознании человека. Она включает в себя ряд научных направлений таких как психология труда, психология безопасности, инженерная психология и эргономика. Предметом психологии труда является изучение психических аспектов трудовой деятельности, в частности психических компонентов, побуждающих, направляющих и регулирующих активность производственного персонала, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Для профилактики утомления, снижения риска производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при организации производства, применении сложных технических и технологических систем наибольший интерес представляет психология безопасности, предметом которой являются психические процессы, свойства и состояния. Она изучает психологические, т.е. зависящие от человека (человеческого фактора) причины несчастных случаев и аварий и разрабатывает методы и средства, снижающие или исключающие риск травмирования и заболеваемости. Причины, связанные с человеческим фактором негативно влияют на поведение работника, что и создаёт аварийные ситуации.

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы являются основой психической деятельности. Без них невозможно формирование профессиональной компетентности, приобретение знаний, профессионального и жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. Такие психические процессы как восприятие, память, внимание, мышление являются регуляторами трудовой деятельности.

Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от различных анализаторов - зрительного, слухового, тактильного и др. Для качественного восприятия информации, в частности, по безопасности труда, необходимо обеспечить ее новизну, актуальность, краткость, эмоциональность воздействия.

Память - это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью. Запоминание тесно связано с забыванием. Установлено, что в среднем за первые девять часов полученная информация уменьшается на 65%. Поэтому для восполнения утраченной информации необходимо проводить повторное обучение, инструктажи, переаттестацию и т.п.

Внимание - это направленность сознания человека на определенные объекты, процессы, явления, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В охране труда для привлечения работников к различным опасностям и вредностям используются зрительные, звуковые, цветовые и другие средства.

Мышление - это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочное решение является следствием неверной оценки ситуации из-за недостаточности знаний, опыта, компетентности, а также ошибочного осмысления полученной информации. При принятии решений важное значение имеет эмоционально-чувственная сфера человека, к которой относятся чувства, эмоции, настроение.

Чувства - это субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и т.п. могут явиться причинами создания опасных ситуаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение играют важную роль в оценке реальной ситуации и обеспечении безопасности.

Чувственный тон - это эмоциональная окраска психического процесса. Отрицательным фактором чувственного тона, способствующим созданию опасных ситуаций, является болезненное отвращение к определенным раздражителям. Положительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета, уменьшает утомляемость человека и снижает риск возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство используется при эстетическом оформлении рабочей зоны и интерьера производственного помещения.

Эмоции - это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа - стенические и астенические. Стенические эмоции - решимость, радость, воодушевление, азарт - побуждают человека к активным действиям, преодолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции - боязнь, опасение, страх, испуг, ужас способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе и необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с темпераментом и характером человека. Поэтому темперамент и характер человека учитываются при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производственными процессами и т.п.).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом человека, могут вызвать состояние аффекта - эмоционального состояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания, утратой самообладания, неадекватными в сложившейся ситуации действиями. Поэтому людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, так как аффект может являться основной причиной несчастного случая, аварии и т.п.

Настроение - это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение может являться причиной возникновения опасных ситуаций - привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникших трудностей и т.п. Поэтому работник, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.

Воля - это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения (ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели). Основными характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемое реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей.

Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Поэтому людей с подобными качествами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация , которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию.

Мотивация связана с другим понятием безопасности труда - риском, который может быть мотивированным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мотивированного рискованного поведения могут быть выгода или опасность каких-либо потерь, проигрышей и т.п.

Готовность к риску индивида определяется его психологическими свойствами (характером, темпераментом, легкомыслием и т.п.)

Психические свойства, или особенности характеризуют качества личности (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые). Основными психическими свойствами человека, влияющими на его безопасность, являются характер и темперамент.

Характер человека определяется совокупностью индивидуальных психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его к ним отношении. Совокупность психологических свойств образуют структуру характера. Характер работника должен учитываться при профессиональном отборе.

Темперамент - это характеристика динамических психологических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент людей, также как и характер, определенным образом влияет на безопасность труда (например, меланхолики чаще холериков становятся жертвой при неблагоприятных обстоятельствах).

Психологические состояния . В психологии безопасности труда важное значение имеют психические состояния, запредельные и особые психические состояния. Они определяют особенности психической деятельности в конкретный момент (период) времени и могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на течение всех психических процессов, а значит и на безопасность, производительность и качество труда.

В процессе трудовой деятельности психические состояния человека могут быть:

Длительными, которые определяют отношение человека к выполняемой им работе и его общее психологическое настроение. Это прежде всего, удовлетворенность или неудовлетворенность выполняемой работой, наличие заинтересованности в труде или безразличие к нему, психологический климат в трудовом коллективе и т.п.;

Временными, возникающими из-за различных нарушений в производственном процессе, неполадок, конфликтных ситуаций;

Периодическими, связанными с настроением на активную деятельность и желанием работать или, наоборот, с пониженной готовностью работать, утомлением, перенапряжением, сонливостью, апатией, скукой, вызванной однообразием и монотонностью работы.

Запредельные и особые (пароксизмальные) формы психического напряжения

Эффективность деятельности или работоспособность базируется на уровне психического напряжения (стресса). Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные, вызывающие дезинтеграцию психической деятельности, что снижает уровень психической работоспособности.

Возможны два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. При этом снижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный процесс, ухудшается память, появляется рассеянность и другие отрицательные признаки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. При таком состоянии у людей обнаруживаются несвойственные им раздражительность, вспыльчивость, резкость, грубость, обидчивость.

Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

К особым психическим состояниям, имеющим значение для психической надежности персонала, или человеческого звена в сложных технических и технологических системах, относятся пароксизмальные расстройства сознания, т.е. психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (транквилизаторов, стимуляторов, алкогольных напитков).

Пароксизмальные состояния это группа расстройств, вызванных заболеваниями головного мозга и другими причинами (эпилепсия, обмороки).

Психогенные изменения настроения и аффективные состояния возникают под влиянием психических возбуждений, при этом проявляется безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, замедление мышления.

Аффективные состояния (взрыв эмоций) могут развиваться под влиянием обиды, оскорбления, производственных и других неудач. В таком состоянии у человека развивается снижение объема сознания. При этом возможны резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травмирования. Лекарственные и алкогольные изменения психического состояния возникают в результате употребления различных психофармакологических средств. Прием легких стимуляторов (чай, кофе) способствует повышению работоспособности, а прием активных стимуляторов (первитин, фенамин) может вызвать отрицательный эффект ухудшение самочувствия, снижение скорости реакции и др.

Употребление транквилизаторов типа седуксен или элениум оказывает выраженное успокоение и предупреждение неврозов, одновременно снижая психическую активность, замедляет реакцию, а также вызывает апатию и сонливость. Пьянство и алкоголизм также оказывают отрицательное влияние на работоспособность, а посталкогольная астения (похмелье), кроме того, ведет к заторможенности и снижению чувства осторожности.

Таким образом, контроль психического состояния персонала ответственных работ и принятие административных мер может положительно влиять на сокращение травматизма и повышение надежности работ сложных систем.

Психические свойства человека, влияющие на безопасность

Психология - это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности. Объектом психологии безопасности как науки являются психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния человека отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов. В процессе деятельности реакция организма на внешние изменения не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом или запредельными формами. Можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, проявляются рассеянность и другие отрицательные признаки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, несвойственную им резкость, грубость, обидчивость. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности является необходимым условием успешного выполнения действий и сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, нормальной работе технических устройств. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях, требующих от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы.

Экстремальный режим - это работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.

Монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония - напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение - напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением различных видов.

Напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление - напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванное длительной работой.

Чрезмерные или запредельные формы психического напряжения

Чрезмерные формы психического напряжения часто называют запредельными. Они вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной напряженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального, свойственного человеку уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напряжения утрачиваются живость и координация действий, могут проявляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Организация контроля за психическим состоянием работников необходима в связи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний, который не являются постоянным свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека. Среди особых психических состояний необходимо выделить пароксизмальные (бурная эмоция) расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов), психотропных средств, уменьшающих чувства напряжения, тревоги, страха, алкогольных напитков.

Пароксизмальные состояния - группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующиеся кратковременной утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судорожные движения тела и конечностей. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения и аффективные состояния (кратковременная бурная эмоция - гнев, ужас) возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до двух месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляются безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может стать причиной производственного травматизма. Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект - взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека наблюдается эмоциональное сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории лиц с повышенным риском травматизма, их не должны назначать на должности с высокойответственностью.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны следующие реакции:

конфликты - реакция, возникающая, если человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно. Такая ситуация возникает, когда необходимо считаться либо с потребностями производства, либо со своей безопасностью;

неудовлетворенность - вид реакции, проявляющийся в виде состояния упадка агрессивности, жестокости, а иногда смирения. Например, человек болезненно пытающийся привлечь к себе внимание каким-либо способом, сопротивляется любой форме подчинения или совершает умышленные поступки, чтобы бросить вызов своему руководителю либо заслужить чье - либо одобрение;

поведение срыва - при повторяющихся неудачах или при чрезвычайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него будут проявляться реакции, похожие на смирение, пассивность;

тревога (тревожное ожидание) - это эмоциональная реакция на опасность. Человек с трудом может определить объект или причины своего состояния. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка. Функциональная тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами; преувеличения их угрожающего характера. Поведенческое проявление тревоги заключается в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность;

Психические свойства человека, влияющие на безопасность

Психология - это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности. Объектом психологии безопасности как науки являются психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния человека отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов. В процессе деятельности реакция организма на внешние изменения не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом или запредельными формами. Можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, проявляются рассеянность и другие отрицательные признаки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, несвойственную им резкость, грубость, обидчивость. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности является необходимым условием успешного выполнения действий и сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, нормальной работе технических устройств. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях, требующих от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы.

Экстремальный режим - это работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.

Монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония - напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение - напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением различных видов.

Напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление - напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванное длительной работой.

Чрезмерные или запредельные формы психического напряжения

Чрезмерные формы психического напряжения часто называют запредельными. Они вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной напряженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального, свойственного человеку уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напряжения утрачиваются живость и координация действий, могут проявляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Организация контроля за психическим состоянием работников необходима в связи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний, который не являются постоянным свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека. Среди особых психических состояний необходимо выделить пароксизмальные (бурная эмоция) расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов), психотропных средств, уменьшающих чувства напряжения, тревоги, страха, алкогольных напитков.

Пароксизмальные состояния - группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующиеся кратковременной утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судорожные движения тела и конечностей. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения и аффективные состояния (кратковременная бурная эмоция - гнев, ужас) возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до двух месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляются безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может стать причиной производственного травматизма. Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект - взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека наблюдается эмоциональное сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории лиц с повышенным риском травматизма, их не должны назначать на должности с высокойответственностью.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны следующие реакции:

конфликты - реакция, возникающая, если человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно. Такая ситуация возникает, когда необходимо считаться либо с потребностями производства, либо со своей безопасностью;

неудовлетворенность - вид реакции, проявляющийся в виде состояния упадка агрессивности, жестокости, а иногда смирения. Например, человек болезненно пытающийся привлечь к себе внимание каким-либо способом, сопротивляется любой форме подчинения или совершает умышленные поступки, чтобы бросить вызов своему руководителю либо заслужить чье - либо одобрение;

поведение срыва - при повторяющихся неудачах или при чрезвычайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него будут проявляться реакции, похожие на смирение, пассивность;

тревога (тревожное ожидание) - это эмоциональная реакция на опасность. Человек с трудом может определить объект или причины своего состояния. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка. Функциональная тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами; преувеличения их угрожающего характера. Поведенческое проявление тревоги заключается в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность;

страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать путь ее избежание. Страх варьирует в достаточно большом диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Страх может быть временным или же, наоборот, является чертой характера человека. Страх может быть адекватным и неадекватным степени опасности (последнее - свойство трусости и робости);

испуг - безусловно рефлекторный «внезапный страх». Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием опасности, возникает медленнее и дольше продолжается. Ужас - наиболее сильная степень проявления эффекта страха и подавления страхом рассудка.

Осознание опасности может вызывать различные формы эмоциональных решений. Первая их форма - реакция страха – проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Эта форма реакции на опасность отрицательно сказываются на деятельности.

Нерезко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга и в сочетании с процессами мышления проявляться как разумный страх в виде опасения, осторожности, осмотрительности.

Паника - следующая форма страха. Она также отрицательно сказывается на деятельности человека. В этом случае страх достигает силы аффекта и способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная реакция).

Перечисленные факторы постоянно или временно повышают возможность появления опасной ситуации или несчастных случаев, но это, однако, не означает, что их воздействие всегда ведет к созданию опасной ситуации или к несчастному случаю. Иначе говоря, их не следует однозначно рассматривать в качестве причин, непосредственно вызывающих опасность.

Влияние алкоголя на безопасность труда

Злоупотребление алкоголем является частой причиной несчастных случаев на производстве. По данным Всемирной организации здравоохранения, до 30% травм, полученных на производстве, связано с употреблением алкоголя. Существуют определенные группы людей, наиболее подверженные производственному травматизму. Основными причинами возникновения несчастных случаев являются, прежде всего, несоблюдение правил безопасности труда и нарушения состояния здоровья, например переутомление, алкогольная интоксикация.

В процессе деятельности человек нередко нарушает правила безопасности, и в тех случаях, когда это происходит безнаказанно и без последствий для его здоровья, он постепенно привыкает к безнаказанности при нарушении таких правил.

Таким образом может сформироваться привычка не только к опасности, но и к нарушению правил безопасности. На отношение к правилам безопасности в определенной мере оказывает влияние и уровень опасности работы, т.е. цена ошибки для работающего и окружающих. Например, при работах с высоким уровнем опасности повышенная ответственность людей, участвующих в проведении работ, тщательный отбор работников, обязательная подготовка их по правилам безопасности, контроль за состоянием их здоровья, строгий надзор за соблюдением правил безопасности - все это обеспечивает безаварийность.

Сложные условия современной производственной деятельности порой требуют от человека работы на пределе его способностей, и при этом снижение функциональных возможностей может служить причиной несчастного случая. При изучении связи травматизма с индивидуальными качествами человека было отмечено, что несчастным случаям в наибольшей мере подвержены люди с более подвижной и неуравновешенной нервной системой.

Алкоголь снижает установку к трудовой деятельности, ведет к недооценке окружающей обстановки (снижение осмотрительности, наблюдательности, сообразительности), вызывает эмоциональную неуравновешенность, импульсивность, склонность к риску. Как правило, причиной несчастного случая является не один какой-нибудь фактор, а сочетание нескольких неблагоприятных обстоятельств. В этой связи роль психофизиологических качеств работника в возникновении несчастного случая нельзя рассматривать в отрыве от условий работы, ее организации, условий жизни.

Трудовой процесс, объединяя людей, всегда является фактором формирования определенных производственных отношений между членами трудового коллектива. В свою очередь характер производственных отношений влияет на эффективность труда и в известной мере может повышать или снижать его безопасность. Известно, что в несчастные случаи чаще вовлекаются плохо дисциплинированные работники, люди, отличающиеся эгоцентричностью, безответственностью, не уважающие чужие авторитеты. Конфликты в личной жизни могут быть причиной травм у злоупотребляющих алкоголем, так как у них нередко складывается очень напряженная ситуация в семье и на работе. Во многом безопасность труда зависит от характера производственной деятельности. Каждая профессия имеет свои особенности и предъявляет к человеку свои специфические требования.

Злоупотребление алкоголем приводит к значительному повышению травм и несчастных случаев. У больных хроническим алкоголизмом наблюдаются ухудшения всех тех качеств, которые обеспечивают человеку известную защиту от несчастных случаев: ухудшается состояние здоровья, Функциональное состояние нервной системы, органов чувств, быстрее наступает утомление, он становится невнимательным, беспечным. У него развиваются именно те черты характера, которые характерны для людей, наиболее подверженных несчастным случаям: недисциплинированность, безответственность, неаккуратность, привычка к несоблюдению установленных правил поведения, правил безопасности.

Травмам способствуют частая смена профессий, работа не по специальности, отсутствие интереса к выполняемому труду, т.е. все то, что часто наблюдается у людей, злоупотребляющих алкоголем.

Основные психологические причины травматизма

В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение в целом. Человек нарушает правила, инструкции потому, что либо он не хочет их выполнять, либо он не знает как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:

нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовыми (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольном опьянении);

нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения;

нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы.

Эта классификация показывает реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть - пропаганда и воспитание; ориентировочная - обучение, обработка навыков; исполнительная - профессиональный отбор, медицинское обследование.

Антропометрические и энергетические характеристики человека

Антропометрические характеристики определяют размеры тела человека и его отдельных частей. Они необходимы при конструировании промышленных изделий и рабочих мест, организации труда и других работ в области научной организации труда. Антропометрические характеристики подразделяют на динамические, характеризующие движения, зоны досягаемости, и статические, к которым относятся размеры человека в статическом положении.

Для сравнения различных видов труда, проведения оздоровительных мероприятий необходима оценка тяжести труда. Тяжесть труда - интегральное понятие, выражающее степень функционального напряжения организма при трудовом процессе. Соответственно нагрузка на организм при мышечных усилиях классифицируется как физическая тяжесть труда, эмоциональные нагрузки - как нервная напряженность. На практике используется несколько классификаций тяжести и напряженности труда. Каждая классификация имеет свое назначение. Так, в гигиене труда тяжесть труда по степени мышечной и нервной нагрузки подразделяют на четыре категории, определяемые по эргономическим критериям тяжести и напряженности труда (показатель мышечной и нервной нагрузки). Для оценки гигиенической эффективности проводимых оздоровительных мероприятий условия труда подразделяются на три класса (оптимальные, предельно допустимые, вредные и опасные).

При определении льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда используется нормирование гигиенических критериев оценки условий труда по показателям вредных и опасных факторов.

В зависимости от роли человека в производственном процессе различают следующие его функции:

энергетическую, когда работник приводит в действие орудия труда;

технологическую, когда работник соединяет предмет и орудие труда, непосредственно изменяя параметры предмета труда;

контрольно-регулирующую, связанную с наблюдением и контролем за движением и изменением предмета труда, с наладкой и регулированием орудий труда и контролем за их функционированием;

управленческую, связанную с подготовкой производства и реализацией производственного процесса.

Соблюдение эргономических требований к орудиям труда и создание благоприятной производственной обстановки непосредственно ведет к более эффективному использованию рабочего времени, росту производительности труда. Соответствие конструкции производственного оборудования организации рабочего места антропометрическим и физиологическим данным человека способствует рациональному взаимодействию между человеком и орудием труда и приводит к повышению работоспособности и эффективности трудовой деятельности.

Трудовые движения подразделяются на пять групп:

движения пальцев;

движения пальцев и запястья;

движения пальцев, запястья и предплечья;

движения пальцев, запястья, предплечья и плеча;

движения пальцев, запястья, предплечья, плеча и корпуса.

Основой рабочего места являются пульты и панели, на которых размещены органы управления (кнопки и клавиши, тумблеры, поворотные ручки, маховики, вращающиеся переключатели, ножные педали) и средства отображения информации.

В современном производстве требования к человеку резко возрастают. При этом нередко возникает ситуация, когда надежность выполняемых функций человека уменьшается из-за быстро сменившегося характера и условий труда, за которыми не успевает биологическая перестройка его организма. И часто теряет смысл увеличение технической части системы, так как надежность всей системы «(человек – техника - среда» лимитируется только надежностью человека – самого беззащитного и сложного звена системы. Рабочее место представляет собой наименьшую целостную единицу производства, где взаимодействуют три основных элемента труда: предмет, средства и субъект труда.

Организация рабочего места - это результат проведения системы мероприятий по функционированию и пространственному размещению основных и вспомогательных средств труда для обеспечения оптимальных условий трудового процесса.

Оснащение рабочего места включает все элементы, необходимые для решения работающим поставленных перед ним производственных задач. К ним относятся основные и вспомогательные средства труда и техническая документация.

Основные средства труда - это основное оборудование, с помощью которого человек выполняет трудовые операции.

Вспомогательные средства труда подразделяются по назначению на технологическую и организационную оснастку. Технологическая оснастка обеспечивает эффективную эксплуатацию основного производственного оборудования на рабочих местах (средства заточки, ремонта, наладки, контроля и т.д.). Организационная оснастка обеспечивает эффективную организацию труда человека путем создания удобств и безопасности в эксплуатации и обслуживании основного производственного оборудования. В состав организационной оснастки входят: рабочая мебель (верстаки, инструментальные тумбочки, сиденья и т.д.); устройства и приспособления для транспортировки и хранения предметов труда (лифты, поддоны и т.д.); средства сигнализации, связи, освещения, тара, предметы для уборки рабочего места и т.д.

Пространственная организация рабочего места должна обеспечивать:

соответствие планировки рабочего места санитарным и противопожарным нормам и требованиям;

безопасность работающих;

возможность выполнения основных и вспомогательных операций в рабочем положении, соответствующем специфике трудового процесса, в рациональной рабочей позе и с применением наиболее эффективных приемов труда;

свободное перемещение работающего по оптимальным траекториям;

достаточную площадь для размещения оборудования, инструмента, средств контроля, деталей и т.д.

Обязательным условием является то, что на рабочем месте должны находиться только те технические средства, которые необходимы для выполнения рабочего задания, и располагаться они должны в пределах границ досягаемости, в целях исключения частых наклонов и поворотов корпуса работающего.

Список литературы

А.А. Сухачев «Охрана труда в строительстве»




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top