Путешествие по сказкам Х.К.Андерсена. Герои сказки

Путешествие по сказкам Х.К.Андерсена. Герои сказки

2 апреля 1805 года в маленьком датском городке Одензе в семье бедного сапожника родился Ганс Христиан Андерсен, впоследствии стяжавший бессмертную, неувядающую славу автора замечательных сказок.

Критики о творчестве Андерсена

Первые опыты Андерсена в сочинении стихов, рассказов и драматических произведений была встречены литературными кругами Копенгагена, людьми заносчивыми и высокомерными, с нескрываемой злобой. Они презрительно называли его выскочкой, самонадеянным, смешным сыном сапожника, от которого никакого толку в литературе ожидать нельзя. Придираясь к чисто внешним шероховатостям языка Андерсена и не вникая по существу в его творчество и произведения, критики стремились оградить «благородное» общество Дании от проникновения в него выходца из народа. Грубая пристрастность и нечуткость литературных судей побудили Аедерсена оставить родную страну и много путешествовать по Европе. За границей он получил признание раньше, чем на своей родине. Но пришло время, когда и в Дании литературные вельможи не смогли противостоять мировому общественному мнению, поставившему Андерсена на пьедестал замечательного писателя-сказочивка.

Жизнь Христиана Андерсена

Жизнь Андерсена , по его признанию, очень похожа на судьбу героя одной из самых лучших его сказок «Гадкий утенок». Тягостно было жить этому «безобразному» утенку, который так не походил на других утят. «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод». А мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отпихивала его ногой». Бедный утенок должен был бежать из своего «дома», но куда бы он ни прибегал, везде встречал насмешки. Он терпел голод и холод, и никто не сочувствовал ему, не жалел его. С озлобленностью в своем сердце утенок поплыл к величественным лебедям с тем, чтобы они заклевали его до смерти.

Вот он склоняет голову и видит в воде свое отражение, но отражение уже не гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Большие лебеди приласкали его, дети и взрослые назвали самым красивым из лебедей. «Он вспоминал то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей. Сирень наклоняла к нему в воду свои душистые ветви, и солнышко светило так тепло, так ярко… И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: «Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!»

Читая эту чудесную сказку, наши дети проникаются чувством любви и отзывчивости ко всем угнетаемым в обиженным, чувством ненависти к насильникам; они на живом, образном примере видят, как надо бережно обращаться с людьми, как жестоко и неосмотрительно унижать другого, который, может быть, внешне и походит на гадкого утенка, а по своему сердцу и таланту окажется прекрасным лебедем. Детям следует разъяснить, что в этой сказке Андерсен изобразил самого себя, и тогда они осудят то чванливое, бездушное общество, которое травило сына сапожника, как травили все окружающие гадкого утенка, а проникнутся любовью и уважением к знаменитому сказочнику, сумевшему найти при всех трудностях жизни могучие лебединые крылья творчества, прекрасного художественного мастерства.

Образы, персонажи, герои сказок Андерсена

Богат и разнообразен мир сказочных образов, персонажей, героев сказок Ганса Христиана Андерсена . В этом мире немалое место занимают фантастические персонажи, такие, как прекрасная и мрачная снежная королева, фея Фата-моргана с ее призрачным, вечно изменяющимся замком, Оле-Лукойе, закрывающий глазки деткам, отходящим ко сну.

Но чаще героями сказок Андерсена являются дети, животные и птицы, растения и нередко неодушевленные предметы, как, например, игрушечные пастушки и трубочист, простая штопальная игла, старый уличный фонарь, бутылочное горлышко. Андерсен в самом простом и невзрачном предмете находил материал для интересной и поучительной сказки. «Мне часто чудится,- пишет Андерсен в одном из своих писем,- что каждый забор, каждый цветочек говорит мне: «Погляди на меня, и у тебя будет моя история».

Возьмем для примера сказку «Бутылочное горлышко» . Что, казалось бы, можно рассказать о таком ничтожном предмете? Но под волшебным пером сказочника развертывается поэтическая и поучительная история, своего рода биография бутылки со дня ее рождения в расплавленной печи до того момента, когда от бутылки осталось одно горлышко, заменяющее бедной девушке вазу для цветов.

Вспоминает горлышко, как получила себе бутылка жизнь в печи на стекольном заводе, как искрилось в ней вино, когда был праздничный, радостный день жениха и невесты, как вместе с женихом на корабле бутылка путешествовала по морю, как во время бури моряк отправил в бутылке своей невесте последний привет, как она поднималась высоко на воздушном корабле и оттуда была сброшена и разбилась. Но и остаток ее - бутылочное горлышко - еще приносит пользу людям.

Девушка не имеет возможности приобрести вазу для цветов, у нее нет и пышного букета - маленький цветок в бутылочном горлышке скрашивает ее одинокую жизнь.

В короткой сказке «Пятеро из одного стручка» рассказана судьба пяти горошин. Каждой из них хотелось поскорее вырваться из стенок стручка и делать что-нибудь полезное. Но, едва появившись на свет, три из них были проглочены голубями, четвертая попала в канавку и лежала в заплесневелой воде, и лишь вполне счастливой оказалась участь пятой горошины, которая закатилась в щель под окошечком чердачной каморки.

В щели были мох и рыхлая земля, позволившие горошине пустить ростки. В каморке лежала больная девочка, и для нее большой радостью явился скромный цветочек горошка. Когда девочка стала выздоравливать, она высунулась в окошко и поцеловала тонкие лепестки распустившегося бело-розового цветочка.

Чему учат сказки Андерсена?

Сказки Андерсена проникнуты подлинным гуманизмом, любовью к народу, к простым и особенно к бедным, забитым и страдающим людям. Эти сказки учат чуткости и доброжелательности в обращении с людьми. Доброе и чистое сердце простого человека в них противопоставляется черствости горделивой знати.

Чуткости, отзывчивости, потребности помогать всем слабым полно маленькое сердце героини поэтичной сказки «Дюймовочка» .

Широкой известностью пользуется сатирическая сказка «Новый наряд короля» Андерсена . Король заказал необыкновенный наряд двум обманщикам-ткачам. Каждый день они требовали для своей работы тончайшего шелка и чистого золота и все это прятали. Они говорили королю, что соткут такой наряд, который будет виден только одним умным людям. Все приближенные короля, боясь, как бы их не сочли за глупцов, делали вид,что находят в пустом ткацком станке замечательную ткань. Сам король поддакивал им, так как не хотел прослыть дураком. Но вот обманщики стали «наряжать» короля, вернее, делать вид, что наряжают, так как никакого наряда на самом деле не было. На улице знатные люда притворно восторгались: «Ах, какой наряд! Какая роскошная мантия! Как это платье к лицу королю!» Вдруг какой-то мальчуган крикнул: «А король-то голый!», и все в народе стали повторять его слова, убедившись, что действительно никакого наряда на короле нет.

В этой сказке очень картинно и остро высмеяны пустое величие и чванство высокопоставленных ничтожеств и лицемерие, низкопоклонство их приближенных. Сказка имеет и более широкий смысл как разоблачение всякого рода спесивого самолюбования, зазнайства одних людей и подхалимства других. Когда человек похваляется своими несуществующими достоинствами, а близкие люди из-за подобострастия поддакивают, льстят ему, на деле же оказывается, что у этого человека никаких особых достоинств нет; в таких случаях,говорят: «А король-то был голым!»

Сказки Андерсена учат также бодрости, жизнерадостности и твердости в борьбе с трудностями. Герой сказки «Огниво» солдат ни при каких условиях не терял самообладания. Много бедствий стойко перенес и герой одной из любимых детьми сказок Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» .

Сказки Андерсена дают большую пищу детскому воображению, учат детей наблюдать жизнь, обращать внимание на незаметные предметы и явления и осмысливать их.

Велико значение сказок Андерсена и для эстетического воспитания детей. В сказках красивое не надумано, а взято из жизни, хотя бы самый сюжет сказки и был фантастический.

Многие сказки Андерсена таковы, что требуют некоторых пояснений детям со стороны взрослых. Это лучше всего сделать, сопровождая чтение сказки краткой воспитательной беседой.

Говоря о достоинствах сказок Андерсена, Чехов указывал, что они интересны как для детей, так и для взрослых. Многие учителя и родители неоднократно перечитывают лучшие сказки Андерсена и при этом всякий раз испытывают большое наслаждение.

Беседы с детьми об Андерсене и его сказках всегда интересны и для детей и для родителей.

По материалам старого советского журнала…

Сказки, которые писал Ганс Христиан Андерсен , далеко не сразу были оценены по достоинству. Много лет подряд он создавал пьесы, и его современники были уверены, что он зря тратит свое время на детскую литературу. Но также в Дании были и те, кто разглядел в Андерсене редкий талант сказочника. Его фантазия не знала границ - один известный скульптор как-то пошутил, что Андерсен может написать целое произведение обо всем на свете, «даже о штопальной игле». И уже на следующий день этот хитрый датский сказочник уже читал ему историю под названием «Штопальная игла »! Его сказки помогают быть внимательными к миру вокруг, помогают видеть волшебное и особенное во всем, что нас окружает.

Время показало, какую ценность заключают в себе сказки этого удивительного датского писателя. Произведения Андерсена отличаются прозрачностью и ясностью – все его идеи словно доведены до конца, каждая мысль оформлена и закончена, и подана с особым изяществом, простотой и легкостью. В них – вся теплота, сила, искренность его таланта. Язык Андерсена прост, но отличается ли простотой содержание? Сам автор полагал, что его произведения, которые так легки по форме и так просто читаются, могут быть не совсем ясны детям. Детям интересны хитросплетения сюжета, герои и приключения, которые с ними случаются, а вот взрослых интересует философский план и центральная авторская идея.

Основная группа сказок у Андерсена – это волшебные сказки. Из 155 написанных Андерсеном сказочных историй , 106 являются волшебными, остальная группа – новеллистические, в которых фигурируют реальные географические названия, города и улицы, и даже реальные люди. Сюжеты близки реальной жизни, а главными героями зачастую выступают взрослые люди или дети, чуть реже – неодушевленные предметы, еще более редки растения и животные.

Сначала герои Андерсена были очень непривычны детям Дании, которые в детских книжках почти всегда встречают принцев и принцесс. Здесь же совсем иные персонажи. Например, принцесса из сказки «Огниво » предстает перед нами в совсем необычной ситуации – она разъезжает на собаке верхом.

Каждый герой Андерсена – объемное выражение одной яркой идеи или человеческого качества – честности, красоты, доброты, самоотверженности и так далее. Эта идея или качество целиком наполняют героя, составляют всю его суть. Например, Элиза в сказке «Дикие лебеди » - само воплощение любви к своим братьям, и это огромное всеобъемлющее чувство позволяет ей пройти через все испытания. Это героиня, которая отличается редкой самоотверженностью. Элиза беспрестанно трудится - из острой крапивы, болезненно обжигая свои нежные пальцы, шьет одиннадцать рубашек, которые могут спасти братьев; идет против своего страха, противостоит сказочной колдунье, ищет братьев по болотам и полям, стоически хранит молчание – ведь если она заговорит, братья навечно останутся лебедями.

Герой сказки «Стойкий оловянный солдатик », прошедший множество испытаний, - отражение человеческого достоинства и воли, идеал самоотверженности. Один маленький мальчик подарил писателю одноногого оловянного солдатика, и эта игрушка стала символом преданной и грустной истории любви, которая побеждает даже смерть. Стоит также вспомнить героя другой истории любви, трагической, - маленького трубочиста из сказки «Пастушка и трубочист », который считается символом благородства.

Героиня сказки «Русалочка » - пример развития душевных сил. Ничто не может уничтожить её чувства, ради своей любви она готова отказаться от всего. Но болезнь и смерть неизменно присутствуют в сказках Андерсена, и Русалочка умирает, не желая остаться жить ценой жизни своего любимого.

Для многих сказок основным источником послужил народный фольклор. Например, это такие произведения, как «Огниво» и «Принцесса на горошине ». Сюжет «Снежной королевы» также взят из датских народных сказаний – в фольклоре есть образ Ледяной королевы, отнимающей у девушки жениха. Герда не может оставить Кая в беде, и также проходит множество испытаний. Эта сказка утверждает силу добра, огромную силу гуманности. Стоит также отметить, что религия и вера занимают в сказках Андерсена значительное место. Он действительно верил в христианскую справедливость, в милость Бога, и многие его сказки пронизаны этим мотивом. К сожалению, русскому читателю крайне сложно это заметить, так как упоминания бога и молитвы не прошли советскую цензуру. Например, в сказке «Снежная королева » Герда одолела войска Снежной королевы не столько силой собственного характера и уверенности, сколько с помощью известной христианской молитвы.

Как мы видим, в представлении Андерсена сказка далеко не всегда является отражением легкой и веселой жизни. Благополучный конец в них довольно редок. Датский писатель был уверен, что благополучие сказок и самой действительности – в стремлении человека к добру и правде, в противостоянии темным силам реальности. Это можно понимать как в философском, так и в социальном и общечеловеческом смыслах. Нет в сказках Андерсена и привычной нравоучительности, нет и особенного почтения к королям и принцам, а все социальные рамки довольно сильно размыты. В центре его сказок – неизменно добрые качества героев, вера и ожидание чуда, героизм, смелость и способность пожертвовать всем, полностью забыв о себе во имя добра.

В настоящее время получить золотую медаль Ганса Христиана Андерсена считается наилучшей наградой за произведение детской литературы. Нам кажется, что это прямое указание на огромную силу таланта этого сказочника, признание истинной ценности его работ. Все его сказки написаны простым и «вкусным» языком – красочные образы, тонкие детали, дружеская интонация. Обязательно почитайте их своему ребенку, памятуя о том, что и сам автор с большим удовольствием читал свои произведения вслух - да так хорошо, что это стало любимым времяпрепровождением его знакомых.

Сказки Ганса Христиана Андерсена уникальны. «Штопальная игла» - не исключение. В этом произведении заключен глубокий смысл. Однако назидательность в нем совсем не чувствуется. Взрослый угадает в чванливой иголке какую-нибудь высокомерную, но не слишком умную барышню. А ребенок просто посмеется над злоключениями невезучей героини.

Предыстория

У современников творчество великого сказочника восторгов не вызывало. Андерсен зарабатывал себе на жизнь сочинением пьес. Однако фантазия писателя и драматурга не знала границ, поэтому он все время создавал нечто прекрасное. Один знаменитый скульптор пошутил, мол, Ганс Христиан может сочинить чудесную сказку о любом предмете, даже о штопальной игле. Уже на следующий день ему прочитали замечательную историю о неунывающей путешественнице и воображале. Автору удавалось разглядеть волшебство в самых обыденных вещах. Его творческое наследие по достоинству оценили только потомки. Зато теперь получить золотую медаль Ганса Христиана Андерсена значит удостоиться высшей награды за достижения в детской литературе.

Неповторимый стиль

Все произведения великого сказочника отличаются простотой и ясностью. Часто они лаконичны по содержанию, но заключают в себе конкретную идею. Их можно сравнить с философскими притчами. Однако здесь имеется и приключенческий мотив. Ведь пространные рассуждения о несовершенстве мира кому угодно покажутся скучными. А наблюдать за перипетиями, в которые попадают герои, напротив, интересно. Любимый прием автора - вдохнуть жизнь в обычный предмет обихода. И хорошо, если это оловянный солдатик, а не старый башмак или штопальная игла. Но даже в этих предметах, оказывается, теплится жизнь. Стоит только посмотреть на них с одушивленной точки зрения. Чего это так вытянулась толстая штопальная игла? Наверное, она воображает себя слишком хрупкой для этого невозможного мира?

Чересчур тонка

Разумеется, сказка «Штопальная игла» повествует вовсе не о швейном деле. Она рассказывает об особе, которая мечтает достичь высокого положения в обществе. Вероятно, происхождение у нее вполне обычное. Она не швейная, а штопальная иголка. Но жизнь обходится с ней слишком круто. Ею пытаются зашить грубый башмак, и она неизбежно ломается. Однако героиня видит в этом подтверждение собственной избранности. К тому же ее не выбрасывают. Из нее делают заколку для косынки, и в этом она тоже видит особый смысл. Игла даже начинает важничать перед настоящими булавками. Мол, ее сургучная головка гораздо крупнее булавочной. Высокомерие оказывает ей дурную услугу - слишком сильно вытянувшись, она выпадает из платка. Теперь ее место в сточных водах среди помоев. Но и здесь она не сдается. Героиня упорно называет себя брошкой, знакомится с бутылочным осколком, потому что он блестит, и не устает критиковать остальных. Даже трудолюбивые пальцы подвергаются беспощадному осуждению, ведь они ничего не делают, только вынимают и кладут ее в коробку! Далее судьба готовит нашей героине новые сюрпризы. Ее самообладанию и оптимизму можно только позавидовать. Барышню переезжает телега, но она не ломается. И по-прежнему мнит себя подобной солнечному лучу - тонкой и блестящей. Автор оставляет ее одну на пыльной мостовой, всеми забытую и никому не нужную.

Моральная подоплека

Итак, содержание сказки Андерсена «Штопальная игла» понятно всем. А как быть со смыслом этой грустной истории? Может быть, если бы героиня рассказа вела себя скромнее, ей бы не пришлось мокнуть в сточной канаве или валяться на мостовой? Сиди она спокойно в платочке и не важничай перед своими соседками, то не оказалась бы в свободном полете? С другой стороны, видно, что никакие невзгоды не могут изменить ее вздорного характера. Она видит золото во всем, что блестит, себя называет брошкой и общается исключительно с такими же «высокородными» особами. Скромнее надо быть, намекает хитрый сказочник. И замечать истинную ценность вещей, не замещая их пустыми безделушками. Размышляя над моралью «Штопальной иглы», начинаешь искренне жалеть некоторых современников Андерсена. Наверное, остроумные замечания сказочника сильно отравляли жизнь самым глупым и чванливым из них.

Герои сказки

Список героев приведен ниже:

  • Игла . Главная героиня произведения. Она считает себя очень изящной и тонкой особой. В любой ситуации находит плюсы, но унижает всех, с кем сталкивается по жизни. Кроме того, она не разбирается в окружающих ее персонажах. Например, осколок принимает за бриллиант. Впрочем, и себя мнит настоящей брошкой.
  • Пальцы . Родные братья.Трудолюбивые и дружные ребята. Всегда держатся шеренгой. Не церемонятся с Иглой. Хотят ее выбросить после поломки. Они понимают, что эта барышня чересчур много о себе воображает. У пальцев есть имена - Толстяк, Лакомка, Долговязый, Златоперст и Петрушка Бездельник. Во время повествования автор подчеркивает их важность - ведь они, в отличие от иголки, умеют делать много важных и полезных вещей.
  • Бутылочный осколок. Достойный собеседник для нашей героини. Тоже мнит себя драгоценностью. Для него блеск - самое главное. Вместе с Иглой он рассуждает о фальшивости и несправедливости высшего света. И это несмотря на то, что сам - просто ни на что не годный мусор. Он двигается по жизни вслед за сточными водами.
  • Мальчишки . Хулиганы, которые роются в уличной грязи. Они обозвали иглу "штукой". А после воткнули в яичную скорлупу и отправили в дальнейшее плаванье.

План сказки

План сказки "Штопальная игла" должен включать в себя основные события произведения. Если вы хотите сделать подробный пересказ, то не стоит упускать ни одной серьезной подробности:

  1. Жила-была швейная игла, которая воображала себя штопальной.
  2. Ею попытались зашить старый башмак и она сломалась.
  3. Кухарка закрепила кончик иглы сургучом и превратила ее в булавку для головного платка.
  4. Наша героиня вообразила себя брошкой.
  5. От гордости она так распрямилась, что выпала из косынки и оказалась в раковине.
  6. Иголка попала в сточные воды и нарекла себя порождением солнца.
  7. Она познакомилась с осколком стекла, потому что он блестел.
  8. В беседе с ним она смеялась над кухаркой и ее пятью пальцами.
  9. Вода унесла осколок, оставив иголку в одиночестве.
  10. Ее нашли мальчишки и воткнули в яичную скорлупу.
  11. Всеми забытая героиня осталась лежать на мостовой.

По этому подробному плану будет легко пересказать сказку Андерсена "Штопальная игла". Вы можете добавить дополнительные пункты, если считаете, что мы упустили что-то важное.

Заключение

Рассказ "Штопальная игла" будет полезно прочитать и детям, и взрослым. Конечно, не стоит пасовать перед трудностями. Вот и наша отважная барышня знает себе цену, даже валяясь в сточной грязи. Но надо всегда реально понимать свои возможности, ни в коем случае не задаваться, а также уметь отличать настоящий бриллиант от стекляшки. Тогда удача непременно вам улыбнется. И вы никогда не останетесь забыты и разочарованы.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top