С кем сражался максимус. Генерал Максимус: экранный герой и исторический прототип

С кем сражался максимус. Генерал Максимус: экранный герой и исторический прототип

Буккер Игорь 11.04.2019 в 8:00

Римский император с именем, напоминающим предмет мебели, хорошо известен по блокбастеру "Гладиатор". В конце голливудского фильма он гибнет на арене цирка от руки главного героя. Вот и вся крупица исторической правды - император Коммод не на шутку увлекался боями гладиаторов и даже погиб, задушенный своим спарринг-партнером. Только произошло убийство императора не на глазах публики, а в тени алькова. Давайте сопоставим прозу жизни и поэзию искусства.

Современники считали Коммода простодушным и недалеким, подверженным влиянию своих приближенных. А ведь был он старшим сыном "философа на троне", как называют императора Марка Аврелия, оставившего потомкам свои размышления в духе философской школы стоиков. Луций Аврелий получил свое имя в честь соправителя отца, Луция Вера Коммода. На всякий случай ударение ставится на первый слог.

В пятилетнем возрасте (166 год) был провозглашен цезарем, а когда ему исполнилось шестнадцать (в 177 году) - августом. Сын являлся соправителем отца до его смерти и после кончины последнего принял имя Марк Аврелий Коммод. В 180 году Коммод становится единоличным правителем и первым делом выпускает "декрет о мире". Он прекращает войну с германскими племенами маркоманов, квадов и сарматов, отказавшись от продолжения захвата новых территорий, успешно начатых при его отце, достигнув с ними такого соглашения, что оно устроило даже недовольных мирным договором.

Свернув преторий - палатку полководца, 20-летний юноша устремился в Рим, как полагал британский историк Эдвард Гиббон, за наслаждениями. Но вернувшись с берегов Рейна в Вечный город, Коммод едва не получил удар кинжалом. И от кого? От шайки убийц, подосланных его родной сестрой Луциллой! Заговорщиков казнили, Луциллу сослали на Капри, где она вскоре околела. Завистники и коллеги, как во все времена и у разных народов, наговаривали на не причастных к перевороту людей. Многих ждал палач.

Коммод отказался не только от агрессивной внешней политики, проводимой его отцом, но и от опоры Марка Аврелия на римских сенаторов. Свято место пусто не бывает, и его заняли любимчики и преторианские префекты. Словно для подкрепления высказывания, что "власть портит, а абсолютная власть портит абсолютно", Коммод решил переименовать Рим в Коммодиану, всячески поощрял распространение ближневосточных культов и был не прочь установить неограниченную самодержавную монархию.

Однако смерти императора возжелала его любовница (скорее всего, не единственная) Марция. К ней присоединился вольноотпущенник (libertus, libertinus - отпущенный на свободу раб) Эклект и преторианский префект Квинт Эмилий Лет. Эта далеко не святая троица случайно прознала, что Коммод готов отправить их к праотцам-ларам, решили предупредить столь неприятное для них самих событие. Древнеримскую мафию поддержали отцы-сенаторы. Они объявили Коммода врагом Отечества и запустили процесс уничтожения последнего представителя рода Антонинов.

Предлогом для чудовищного преступления послужило намерение Коммода в день празднования его вступления в консульскую должность выйти на церемонию в облачении гладиатора во главе процессии этих презренных смертных. Увы, Коммод обожал подвиги мифического героя Геракла и вроде бы любил оборачиваться в львиную шкуру и носить палицу, подражая этому полубогу. На монетах Коммода чеканили надписи, где Геркулес провозглашался основателем бывшего Рима - "Колонии Коммодиана" (Hercules Romanus Augustus, Hercules Commodianus ).

Атлет Нарцисс (не путать с "шоколадным зайцем и ласковым мерзавцем"), с которым Коммод тренировался во время занятий борьбой, задушил императора. Пока толпа крушила статуи Коммода и уничтожала надписи с его именем, префект Лет тайно предал тело преданного им императора земле.

Драмы Р. Скотта «Гладиатор». Этот фильм вышел на мировые экраны в 2000 году и сразу получил всеобщее признание, а также выиграл пять премий Оскар. Однако картина имеет сильные расхождения с историческими реалиями поздней Это касается и личности главного персонажа киноленты, который на самом деле никогда не существовал, хотя его образ имеет реальный прототип.

Первый солдатский император

Генерал Максимус - это персонаж, биография которого отчасти схожа с известным деятелем поздней Максимином. Он происходил из Фракии, отличался прекрасными физическими данными (как и герой в исполнении Р. Кроу) и вскоре поступил на императорскую службу, став одним из лучших воинов в армии который очень его любил, уважал и всегда выделял из сослуживцев. И здесь снова наблюдается параллель с судьбой вымышленного генерала, который также пользовался особым доверием у императора.

При одном из преемников Севера Максимин ушел со службы и стал землевладельцем, однако скоро снова вернулся в армию. В рассматриваемое время правители часто сменяли один другого, государственные перевороты были не редкостью для приходившего в упадок римского государства. В результате одного из таких переворотов Максимин был провозглашен императором.

Судьба правителя

Генерал Максимус, как и его исторический прототип, был очень храбр в бою и пользовался любовью и уважением своих солдат. Кроме того, он обладал незаурядным талантом стратега, под его руководством армия одерживала блистательные победы. Максимин также стремился добиться поддержки со стороны гвардии, и это ему отчасти удалось.

Однако он жестоко преследовал инакомыслящих, и вскоре его правление превратилось в настоящую тиранию. Он вел войны, но эти кампании уже не приносили ему успеха в обществе. Взяточничество, вымогательство чиновников также вызывали всеобщее неудовольствие, что привело к новому заговору. Максимин был убит собственными легионерами, вместе с ним погиб и его сын.

Экранный герой

В начале фильма генерал Максимус предстает перед зрителями блестящим полководцем, который сделал головокружительную карьеру и своими победами добился полного доверия императора, который даже решил сделать его своим преемником на престоле, несмотря на то, что у него был наследник - сын Коммод. Однако на самом деле последний с самого детства носил титул цезаря, поэтому его права на престол были неоспоримы. Как и его исторический прототип, главный герой фильма имел собственное поместье, которое режиссер иногда показывал зрителю в виде флэшбеков. Точно так же, как и Максимин, генерал однажды принимает решение уйти со службы. Однако если первый при этом руководствовался политическими соображениями (он был недоволен правлением нового императора), то экранный персонаж желал вернуться к своей семье - жене и сыну.

Политические интриги

В фильме Скотта римский полководец стал жертвой политических интриг. Его как предполагаемого будущего правителя похищают и чуть не убивают, однако герой чудом избегает смерти и попадает в руки торговца рабами.

В результате он становится гладиатором. Здесь следует отметить, что заговоры и перевороты были самым обычным делом во времена поздней империи, однако в фильме неверно показан конец правления Марка Аврелия. Дело в том, что по сценарию он погиб от руки собственного сына, хотя на самом деле умер от чумы в современной Вене. Что касается дальнейшей судьбы главного персонажа, то она показана довольно драматично и убедительно: его как лучшего бойца берут в Рим для участия в гладиаторских сражениях.

Гладиаторские бои

Так римский полководец волей случая оказался в положении раба и был вынужден сражаться на арене как самый обычный невольник. Впрочем, его полководческие способности пришлись весьма кстати: благодаря умелой организации боя рабы под его командованием одержали неожиданную победу над превосходящими силами профессиональных воинов.

Все сцены с битвами выглядят в картине весьма впечатляющими, однако при съемках был допущен целый ряд ошибок: во-первых, в боях с животными принимали участие только специально подготовленные бойцы, а во-вторых, герои наносят массивные рубящие удары мечом гладиус, который на самом деле был колющим оружием.

Кульминация

Римский генерал Максимус стал настоящим героем римской толпы, поэтому Коммод не решился убить своего давнего противника. Последний же вместе с его сестрой принял участие в заговоре с целью его низвержения. Следует отметить, что это исторический факт: Луцилла действительно стала организатором заговора против брата, однако тот, кто должен был его убить, раскрылся еще до того, как успел осуществить свое намерение. После этого Луцилла была сослана и через несколько лет умерла в изгнании. Самым же напряженным моментом в фильме является, безусловно, финальный бой между врагами.

Император предварительно серьезно ранил своего беззащитного противника, который, тем не менее, на арене сумел его одолеть, после чего умер сам. Коммод действительно участвовал в боях на арене, однако погиб совсем не так, как это показано в киноленте. Он был убит собственным рабом после 12 лет царствия.

Фон картины

Итак, генерал Максимус, история которого отчасти напоминает судьбу его прототипа, в целом получился довольно колоритным экранным героем. Многие критики и зрители отрицательно относятся к искажению исторической действительности, однако фильму нельзя отказать в интересном сюжете и колоритной атмосфере, которая, хотя и не соответствует духу эпохи, тем не менее, получилась весьма красочной. Создатели попытались заинтересовать публику событиями древней истории, и им это удалось. Максимус - генерал Марка Аврелия - стал визитной карточной актера Кроу, который до сих пор у многих ассоциируется именно с этим персонажем.

Голливуд всегда отдавал предпочтение историческим фильмам, представляющим собой смесь художественного вымысла и исторической правды. "Клеопатра", в общем соответствующая истории, тут скорее исключение. Даже "Спартак" – полный вымысел с исторической точки зрения, однако в нем хорошо передан дух поздней республики. Одни только тренировочные будни гладиаторской школы вполне могут извинить историческую несообразность описываемых событий. Помимо прочего, "Спартак" все-таки действительно художественное произведение. Сенатские интриги в исполнении Лоуренса Оливье и Питера Устинова – это вам не бицепсами играть: старая английская театральная школа что-нибудь да значит.

С исторической точки зрения, "Гладиатор" – полный бред от начала до конца. Более того, его художественная ценность также сомнительна. Успех его объясняется одними лишь спецэффектами да массовыми сценами.

Ниже я хотел бы проанализировать те исторические ляпы и несоответствия, огромное количество коих по всему фильму не оставило меня равнодушным. Описываемые события ни при каких условиях не могли происходить так, как это было показано в фильме. Более того, не будет преувеличением сказать, что если бы Древний Рим был таким, каким его рисует фантазия создателей фильма "Гладиатор", история мира была бы совершенно иной. Итак, по порядку.

Марк Аврелий (в фильме престарелый император) действительно был средоточием добродетелей и как человек, и как государственный деятель. Его сын Коммод или Коммодий пошел в маму (путавшуюся с рабами) и любил пожить в свое удовольствие. При этом Коммод обладал привлекательной внешностью, физической силой и ловкостью в обращении с оружием. Другие достоинства Коммода неизвестны. На этом случайные совпадения фильма и истории практически заканчиваются.

А вот различия. В первой части анализируются поступки героев с точки зрения их возможности, во второй – исторические детали.

ЧАСТЬ 1

1. Сместить Максимуса было невозможно

Самый верный путь для императора, страдающего суицидальными наклонностями – приехать в победоносно воюющую армию и сместить военачальника (не говоря уже о том, чтобы его убить). Гарантированное усекновение императорской головы произошло бы через час-другой после оглашения такого намерения. Даже популярные императоры (в том числе и Аврелий) сталкивались с серьезными попытками узурпации власти победоносными генералами. Разве что Цезарь, Октавиан, Антоний могли проделывать такие трюки, но, увы, они в них совершенно не нуждались!

Показательно, кстати, что после смерти Коммода воцарился мир в Римской империи. Популярный генерал Септимий Север возжелал стать императором, не имея, кстати, на это ровно никаких прав, и сравнительно легко добился своей цели.

Так что уже на пятнадцатой минуте фильма Максимус должен был стать императором ко всеобщей радости, а Коммод, разорванный на куски легионерами, валяться в пыли (и поделом – не надо вести себя подобным образом!).

2. Стремя

Понятно, что создатели фильма достаточно вольно обходятся с историей. По их мнению, правда, речь обычно идет о мелочах. Но, с другой стороны, ничего себе "мелочи"! Они бы еще электронные часы героям разрешили носить! Если б стремя изобрели во время Аврелия, на ход мировой истории это оказало бы не меньшее воздействие, чем создание атомного оружия. Дело в том, что тогда Римская империя вполне могла бы устоять, и сейчас я постараюсь объяснить почему.

Помимо прочего, падение Римской империи произошло вследствие того, что граждане Рима совсем не рвались в армию, их вполне устраивала вольготная гражданская жизнь. Варвары, напротив, готовы были погибать в полном составе (что, кстати, частенько и происходило – достаточно вспомнить галльские хроники Цезаря). Таким образом, победить врагов римляне могли только за счет технологического преимущества и за счет особых успехов в военной науке. В связи с прогрессом металлургии преимущество в вооружении римлян было не очень значительным, брали они в основном воинской выучкой, подготовкой и четкой организации службы тыла (да, именно тыловые крысы обеспечили легендарные победы Цезаря над варварами!). Стремя могло способствовать грандиозному прорыву, оно могло указать область, где за счет преимуществ в области металлургии и общей подготовки солдат римляне могли обрести значительное преимущество над ордами варваров. Дело в том, что тяжелая конница римлян (в древней истории именуемая катафрактариями) не шла ни в какое сравнение с закованными в броню средневековыми рыцарями. Усидеть в седле со многими десятками килограмм вооружения на себе и сделать это без стремян было не возможно. Действовать же тяжелым копьем (а не дротиком) – тем более. Недаром считается, что один средневековый рыцарь стоил отряда ополченцев. На его подготовку уходила не только уйма средств, и по сути, вся жизнь воина – впрочем, оно того стоило. Армия у римлян была профессиональной, средства тоже водились, так что при наличии стремян они вполне могли стать создателями эффективной тяжелой кавалерии, которая успешно компенсировала бы свою малочисленность подготовкой и преимуществом снаряжения. Основой же римского войска была тяжелая пехота, которая не смогла в конце концов победить орды варваров, плохо обученных и неважно экипированных, но диких и презирающих смерть. Косвенным подтверждением этому утверждению может служить долгое существование осколка Римской империи – Византии, которая несмотря на тяжелое (в военном плане) географическое положение, просуществовала еще очень долго. Стремя получило свое распространение лишь через 500 лет после воспеваемых в "Гладиаторе" событий и, видимо, было завезено в Европу аланами (племенем, обитавшим на территории Кавказа).

3. Демократия

Герои "Гладиатора" без устали ведут долгие дебаты о необходимости демократии, о передаче власти сенату (!) и тому подобных материях. На самом деле сам факт наличия этих дебатов – полная и безграмотная чушь, это не более, чем дань сугубо американскому зуду учить весь мир этой самой демократии. "Хорошие" в соответствии с этим принципом естественно "за демократию", "плохие" – "за императорскую власть". Всякий бред комментировать трудно, не только этот. Но я все-таки попытаюсь.

Во-первых, вести подобные речи в конце 2 века нашей эры – примерно то же самое, что сегодня всерьез обсуждать реставрацию монархии в России или ратовать за установление расовой сегрегации в Штатах. Это, может, принципиально и возможно, но реально – совершенно невыполнимо и никому не нужно.

Во-вторых, власть сената являет собой типичный пример олигархии, а не демократии. Первые 400 лет существования Рима как крупного государства (период республики) ознаменовались непрерывной борьбой народа с олигархами, т.е. сенатом. Так что слова, обращенные римскому сенатору – "вас избирал народ" (те самые, что произносят в "Гладиаторе") могут вызвать лишь одну жалкую улыбку.

4. Прибытие Коммода в действующую армию

В фильме, чувствуя что он умирает, Аврелий вызывает сына к себе, на театр военных действий. На самом деле приемника императоры выбирали себе не тогда, когда чувствовали приближение конца, а намного раньше. Поэтому обычно будущий император был фактическим соправителем "сходящего со сцены" императора в последние годы его жизни. А поскольку одним из важнейших занятий императора была война, Коммод должен был лично командовать армиями во время важных боевых действий (что, между прочим, и было на самом деле с историческим Коммодом).

5. Нежелание Максимуса становится императором

При желании, Аврелий действительно мог сделать Максимуса императором. Широко применялась практика усыновления достойных патрициев императором с дальнейшей полной передачей последним управления всей империей. Кстати это еще раз свидетельствует о том, что римлянин долг перед отечеством ставил выше всего, в том числе – и выше семейных уз. Но, как бы там ни было, самое невероятное – это отказ Максимуса. Во-первых, военная и политическая карьера были для римлян синонимами, утверждение "я, мол, солдат, а не политик" является в вышей степени смехотворным, оно невероятно для патриция. Во-вторых, сама возможность наилучшим образом послужить отечеству была для знатных римлян подлинным смыслом жизни. Что же, выходит, Максимус – не римлянин?

6. Расправа над семьей Максимуса

Очень маловероятно и малоосмысленно. Скорее Коммод купил бы или "продавил" судебное решение, а он зачем-то занялся бездарным самоуправством (знакомая картина, неправда ли?). Все-таки жена и сын не последнего патриция – у таких, как они, обычно была не слабая поддержка и в сенате, и в народе. Императоры, которые грубо попирали закон, обычно кончали плохо. Сулла (хоть он и не был императором де юре), конечно, убивал своих врагов свободно и дерзко, но только если находился охотник до имущества казнимого. Таким образом Сулла создавал себе поддержку. Калигула после того, как окончательно съехал с катушек и въехал на коне в сенат, протянул только два года. В среднем императоры, которые хотели пожить подольше, в таких случаях принимали что-нибудь вроде законов об оскорблении величия римского народа и особы императора, легитимируя таким образом свое самоуправство.

7. Обращение Максимуса в рабство

Практически невероятно. Дело не только в том, что он римский гражданин. Феномен долголетия Римской империи в том и состоит, что она приносила закон на свои территории, а потому была в значительной степени выгодна даже покоренным народам (по крайней мере, торговцам и ремесленникам). Римский порядок тем и импонировал всем, что просто так нельзя было хватать кого угодно (тем более – патриция) и тащить в гладиаторы. Конечно, и сейчас можно попасть в рабство к чеченцам, но это – все-таки исключение, а не правило.

8. Максимус фактически отрекается от своего отечества

В "Гладиаторе" Максимус после пережитых событий уничтожает свою татуировку – т.е., если я правильно понял создателей фильма, символически проклинает свое римское гражданство. Даже у простых солдат причастность к "римской идее" была чуть ли не смыслом жизни. Одним из сильных стимулов для жителей римской провинции к тому, чтобы идти в армию, было как раз получение гражданства. Для таких, как Максимус, идея Римской империи и долг перед отечеством были абсолютными ценностями, веру в них не могло поколебать ничто. За эту веру римляне умирали с улыбкой на устах, прославляя звание легионера. А уж если говорить о татуировках, то легионеры носили татуировки "legia – patria nostra" ("легион – наше отечество"), причем для каждого легиона татуировка была своя.

9. Коммод на арене цирка

Император, сражающийся как гладиатор – это, мягко говоря, нонсенс. Коммод действительно выходил на арену цирка. Но это вызывало презрение к нему не только со стороны сената, но и со стороны простого народа! Представьте себе свою реакцию, если станет известно, что кто-нибудь из наших политиков, скажем Геннадий Селезнев, снялся в порнофильме. Римский народ оценивал "подвиги" Коммода точно так же. Однако, в фильме этот сногсшибательный факт подается как нечто, само собой разумеющееся. Между прочим, именно такие фокусы Коммода и привели его к закономерному концу – он был задушен голыми руками римским борцом в собственной опочивальне.

ЧАСТЬ 2

1. Командование армией

1.1. Аврелий был поклонником мира, а не войны, но волею судеб, почти всю свою жизнь императором провел на войне и был опытным полководцем. В случае присутствия на театре военных действий, он обязательно взял бы личное командование над войском. Популярность императора в те времена иногда спасала империю, а заслужить ее, статично наблюдая за ходом боя, было невозможно.

1.2. Численность только пехоты легиона, без вспомогательных войск (кавалерия, легкая пехота) – 5000 человек. Максимус, командуя пятитысячным отрядом, таким образом, не тянет на даже на звание легата, а не то что генерала (командира соединения нескольких легионов).

2. Численность войск

2.1. Если 5000 человек – это все, что могла Римская империя выставить в решающем сражении, то она не просуществовала бы и до рождества Христова. При таких масштабах деяний она оказала влияние на историю не большее, чем легендарная Атлантида. В одном из самых сокрушительных поражений римского оружия – в битве в Тевтобургском лесу 20,000 легионеров не хватило для успешного противостояния германским племенам. В действительности же Аврелий был вынужден набирать в свою армию гладиаторов, рабов и разбойников – не хватало сил. При этом регулярные части состояли из десятков легионов.

2.2. По численности сражающихся, сражение, которое фигурирует в фильме – не более, чем мелкая пограничная стычка. Присутствие императора в таком незначительном боевом эпизоде "у реальности" было бы совершенно исключено.

3. Сражение

Вызывает смех благодаря своей вопиющей нелепости!

3.1. Расстановка войск.

3.1.1. Никогда лучников не ставили позади тяжелой пехоты. Кое-кто, слегка знакомый с военной историей, мог бы привести мнение авторитетов для обоснования возможности подобной расстановки. На это я могу возразить, что даже великие полководцы (Ксенофонт, Наполеон) откровенно бредили в своих теоретических рассуждениях на тему постановки стрелков за строем. Их могли подмешивать к кавалерии (как правило, к легкой), но расставлять так, как показано в фильме "Гладиатор"– никогда.

Мне (да и истории, я думаю, тоже) известен один (!) случай подобной расстановки. Некто Фрасибул в Афинах с небольшим отрядом воинов на склоне крутой горы (по моему у какого-то храма) относительно успешно применил такую тактику против неприятеля, наступавшего очень глубоким строем. Крутизна склона и построения неприятеля в 50 шеренг позволило реализовать эту идею.

3.1.2. Никогда пехоту не строили в 4 ряда (а в фильме даже есть эпизод, где глубина строя составляет 2 (!) человека). Подобное построение привело бы к тому, что германцы в одном месте прорвали бы строй и вышли в тыл римлянам с понятным финалом сражения. Минимальная глубина строя, которую можно встретить в серьезных сражениях – 8 человек и то для греческой фаланги, прорвать которую в лоб было крайне сложно(проще охватить с фланга). Римский легион строился в 15 рядов, при этом легионы могли стоять друг за другом! В сражении при Каннах римляне были построены вообще в 70 рядов (правда, здесь римляне переусердствовали и это послужило одной из причин поражения!).

3.1.3. Преимущество римлян на полях сражений было основано на манипулярной тактике, при которой римляне строились отдельными отрядами – манипулами. При этом в строе имелись небольшие промежутки в строго закрепленном порядке. Это придавало эластичность строю, предоставляло возможность отражать фланговые удары – подлинное проклятье греческих фаланг. Отдельные манипулы могли быстро развернуть свой фронт в направлении фланговой угрозы, чего не мог сделать сплошной строй. Финальное сражения Цезаря и Помпея при Фарсале иллюстрирует это утверждение лучше всего. Успех конницы Помпея на фланге обернулся не победой, как это бывало всегда, а поражением. И все это – благодаря быстрому маневру 6 когорт Цезаря, развернувших фронт на 90 градусов.

В "Гладиаторе" же римляне стоят каким-то непонятным строем – это смесь классического построения греческой фаланги и хаотичного построения варваров по типу "куча мала".

3.2. Ход сражения

3.2.1. В фильме присутствуют лучники в огромном количестве (чего не было в действительности, но об этом ниже). Легковооруженных – велитов (то есть лучников, пращников, метателей дротиков – пельтастов) было примерно в 10 раз меньше, чем тяжеловооруженных (в фильме – поровну).

3.2.2. Кавалерия категорически не могла действовать в лесу. Идеально для кавалерии подходила равнина, ведь даже холмы снижали ее эффективность! В "Гладиаторе" мы видим, как именно в лесу кавалерия римлян наносит решающий удар. Вот, в чем, наверное, причина чудесного возникновения стремян – в противном случае травматизм каскадеров был бы гораздо выше!

4. Преторианские когорты

За спиной Аврелия на одном из воинских значков явственно читается "PRETORIAN". А между тем, преторианцы сидели в Риме и следили за порядком в столице. На военные действия они не выезжали. Да и численность их была вдвое больше, чем войска Максимуса.

5. Смерть Аврелия

5.1. Просто чума! При этом он даже запретил Коммоду прощаться с собой, дабы не заразить его, дабы не прервался род! Так что спекуляции некоторых историков о том,что Аврелий желал смерти сына – преувеличение. Видимо в сердцах Аврелий что-либо такое говорил, но намерение сделать сына императором у него было вполне осознанным. Впрочем, здесь художественное преувеличение было бы простительно.

5.2. В фильме утверждается, что германцы были полностью покорены ко времени смерти Аврелия. На самом деле, все совсем не так. Успех римских войск был значителен и, развивая его, римляне могли бы захватить территорию современной Чехии и части южной Германии. Но Коммод заключил невыгодный мир с варварами дабы поскорее вернутся в Рим (чем вызвал недовольство в армии) – то есть сделал примерно то, что сделал генерал Лебедь в Хасавюрте.

6. Вооружение

6.1. Герои фильма лихо носят цельнометаллические доспехи и на поле сражения, и вне его. Они даже умудряются в них спать! Неверующим могу одолжить свою копию пластинчатых доспехов, оригинал которых хранится в Лидсе. Боюсь, что даже элементарные бытовые действия (не то, что сон) в этой малоудобной конструкции не возможны.

6.2. Лучники в фильме одеты в доспехи вавилонского образца – кольчуга и островерхий шлем. Легковооруженные воины Рима применяли кожаные доспехи, а если стоять за строем пехоты – то они и вовсе не нужны! Ну а шлемы подобной формы римляне не применяли вообще.

6.3. Гладий (меч легионера) представляет собой хорошую копию настоящего, с той лишь разницей, что настоящий гладий в основном использовался для колющих ударов, а не для рубящих (как в фильме) и был намного короче. А вот кавалерийский меч, которым в основном рубили, был иным.

6.4. Римляне почти не применяли лук, предпочитая ему дротик и пращу. В фильме из легковооруженных наоборот – только одни лучники.

6.5. Пилум (копье – дротик) скопировано хорошо, но применяли его совсем по-иному. Им не орудовали, как копьем, его только бросали. Длинный наконечник из мягкого металла предназначался для того, чтобы впиваться в деревянный щит и делать невозможным его (щита) применение. Собственно как копье использовали гасту – копье старого образца, как раз такое, каким вооружены гладиаторы Максимуса в бою с колесницами.

6.6. То как в фильме пользуются щитами, также вызывает улыбку. Несмотря на внешнее неплохое сходство, легионеры держат его... вдоль а не поперек!

В сцене боя с колесницами видно, как неудобно при такой хватке пользоваться таким щитом. А если учесть, что щит делался из дерева, толщина которого была 2-3 см, то вообще непонятно, какой силой и выносливостью надо обладать, чтобы им хоть как-то защищаться. И уж конечно хочется задать ехидный вопрос – как римляне при таких креплениях щитов могли строить знаменитую черепаху? На самом деле по форме и хватке римские щиты напоминали полицейские, те самые, которые используются при разгоне демонстраций.

6.7. В фильме герои нередко носят шлем без подшлемника. Представьте себе ощущения воина, получившего даже скользящий удар по такому шлему! Скорее всего он будет сильно оглушен, так что ценность подобных доспехов сомнительна. Подшлемники делались из плотного материала, как правило войлока. И где они, спрашивается?

7. Лагерь

У римлян было два преимущества, обеспечивших им доминирование на полях сражений – манипулярная тактика и обустройство лагеря. В "Гладиаторе" мы наблюдаем тот самый, хваленый лагерь римлян – длинную цепочку палаток, купленных в супермаркете и расставленных в чистом поле. На самом деле, лагерь римлян напоминал скорее укрепленную крепость квадратной формы, которую они умудрялись строить везде, даже в пустыне.

8. Арена цирка

Гладиаторы сражались чаще всего обнаженными, применение ими доспехов было крайне ограничено. Исключение могли составлять случаи, когда устраивались подобия исторических сражений в миниатюре (в фильме такой момент тоже есть). Правда, Максимус со товарищи, экипированные как римские легионеры (если исключить шлемы), почему-то символизируют…варваров, а воины на колесницах (которые на самом деле римлянами никогда не применялись) – римлян. Вообще, не понаслышке знакомые с военной наукой нации отказывались от применения колесниц в силу их дороговизны и неэффективности.

9. Попытка переворота

Пяти тысяч человек для захвата власти в Риме, как это планировал Максимус, явно недостаточно. Численность преторианских подразделений, охранявших столицу, (а ведь это были отборные воины!) составляла 10 000 солдат. Кстати, вот здесь Коммод вполне имел право казнить Максимуса, хотя за бывшим гладиатором римские солдаты все равно не пошли бы – профессия эта у солдат считалась презренной.

С художественной точки зрения "Гладиатор" также представляет собой сомнительную ценность, напоминая скорее средней добротности мексиканский сериал. Лучшее из всего что представлено – игра Феникса, изображающего Коммода. Довольно неплохо, с моей точки зрения, передан стиль правления и поведения этого вырожденца. Все остальное – расписанный яркими красками лубок. Впрочем укорять Кроу в слабой игре, наверное, несправедливо – уж очень линейная и тупая по сценарию у него роль.

Прискорбный, но очевидный факт – со времен "Клеопатры", "Спартака" ,"Викингов" и "Даков" наблюдается очевидная деградация исторического кинематографа. Связано это, скорее всего, не со злой волей режиссеров и сценаристов, а с невзыскательностью самого потребителя. Если отойти в сторону от исторических фильмов, то, с моей точки зрения, нашумевший "Титаник" если в чем то и превосходит отечественный "Экипаж", так только в бюджетности, а следовательно в трюках и спецэффектах.

И в заключение все-таки хотелось бы сказать несколько жизнеутверждающих слов. При всех своих недостатках, красиво расписанный лубок все-таки рождает интерес к предмету. В связи с этим можно ожидать рост интереса к истории Древнего Рима. Что, вообще говоря, отрадно. Между прочим, один из самых авторитетных историков античного мира, М.И. Ростовцев – наш с вами соотечественник. Его работы пользуются огромным авторитетом во всем мире (увы, кроме России). Так что нам есть чем гордиться кроме балета и спутников в космосе.

Публикация:
XLegio © 2001

Ненавижу фильм "Гладиатор" с Кроу в главной роли. Основным критерием исторического фильма для меня является не бюджет, а достоверность. А фильм "Гладиатор" по количеству ляпов впереди планеты всей. Начиная от звания Максимуса - генерал - которое на самом деле появилось только в 16 веке во Франции, а в Риме легионы возглавляли легаты и консулы к качестве коммандующих. И Марк Аврелий умер от чумы в Виндобоне (Вене), а не был задушен Коммодом. Коммода зарезал раб, а не был он убит на ринге. Стремена появлись только в 6 веке с востока, а в фильме кавалерия скачет со стременами. По тем временам появление стремян у кавалерии может быть приравнена к появляению "атомной бомбы" в 40-х. Так что ляп существенный. И таких ляпов можно еще насчитать несколько десятков.

Во времена императора Марка Аврелия, последнего императора Золотой эпохи Римской империи, не было никакого Максимуса. По крайней мере в анналах мне никакие Максимусы не попадались. Но если смотреть биографию Максимуса по фильму, то его судьба сильно напоминает судьбу Гая Юлия Вера Максимина Фракийца. Судите сами:

Первый варвар на престоле Рима из «солдатских императоров» Максимин был родом из фракийского поселка, на границе с варварами; варварами же были его родители: отец происходил из страны готов, а мать из племени аланов. В раннем детстве он был пастухом, а также главарем молодежи, устраивал засады против разбойников и охранял своих от их нападений. Военную службу он начал в коннице при Септимии Севере. Он выделялся своим огромным ростом (почти 2,5 м), а также отличался доблестью, мужественной красотой, неукротимым нравом, был суров и высокомерен, презрителен в обращении, но часто проявлял справедливость. Причиной его известности послужило следующее событие. В день рождения своего младшего сына, Геты, Север устроил военные игры. Во время состязаний Максимин победил одного за другим шестнадцать противников. Затем император, желая испытать его выносливость в беге, приказал Максимину сопровождать его и пустил коня вскачь. Проехав достаточно большое расстояние (причем Максимин не отставал от него ни на шаг), Север предложил ему снова принять участие в состязаниях. Максимин вступил в борьбу и победил без передышки еще семерых самых сильных противников. Император наградил его золотой шейной гривной и взял в свою личную охрану. С этого времени он стал знаменитым среди воинов. Север всегда любил и выделял его. Под его покровительством Максимин сделал первые шаги в своей карьере. При Каракалле он в течение долгого времени нес службу центуриона.

На изображении: Враги Рима - германцы и даки

В правление Макрина, которого он сильно ненавидел за то, что тот убил сына его императора, он ушел с военной службы и приобрел себе земельные владения во Фракии. Когда Макрин был убит, Максимин пришел к Гелиогабалу и вновь попросился на службу. Но при этом грязном и недостойном человеке он не мог иметь никакого значения. Хотя ему и было дано звание трибуна, он большей частью находился в разъездах по своим делам и лечил мнимые болезни. Став императором, Александр Север сразу назначил Максимина легатом четвертого легиона. Несмотря на преклонный возраст, тот сохранил всю свою силу. Говорят, что он вызывал на борьбу и валил на землю по пятнадцати человек, а груженую телегу мог притянуть к себе одной рукой. Когда Александр Север был убит, возможно не без участия Максимина, германские легионы и преторианцы Севера провозгласили его императором. Сделавшись императором, Максимин действовал всегда очень хитро, и не только управлял своими воинами в силу своей доблести, но и внушал им величайшую любовь к себе путем раздачи наград. Но обладая такими достоинствами, он в то же время был так жесток, что одни называли его Циклопом, иные — Скироном, а многие — Тифоном. Одних он распинал на кресте, других заключал в тела только что убитых животных, иных бросал на растерзание диким зверям и засекал розгами — и все это, не обращая внимания на положение человека: казалось, он хотел, чтобы везде царила военная дисциплина. Он был убежден в том, что власть нельзя удержать иначе, как жестокостью. Вместе с тем он опасался, как бы вследствие его низкого, варварского происхождения его не стала презирать знать. Для того, чтобы скрыть прошлое, он уничтожил всех, кто знал о его роде, даже некоторых друзей, которые из жалости к его бедности многое ему дарили. Он не терпел около себя ни одного знатного человека (Капитолин: «Двое Максиминов»; 8—9). Вслед за тем Максимин отстранил всех, кто сопровождал Александра в качестве советников, избранных сенатом. Всю прислугу прежнего императора он также изгнал из дворца (Геродиан: 7; 1). Еще одно обстоятельство увеличило его жестокость: был раскрыт истинный или мнимый заговор некоего консуляра Магна, который предполагал убить императора после того, как он переправится на германский берег Рейна. Но едва Максимину стало известно об этом замысле, он велел схватить и перебить всех подозреваемых. Всего без суда, без обвинения, без доносов, без защиты было казнено около четырех тысяч человек. Поспешность, с которой все было сделано, привела к тому, что погибло много невинных. Да и вообще подозревали, что никакого заговора не было, просто император таким образом расправился со своими врагами (Капитолин: «Двое Максиминов»; 10). Другой мятеж произошел в Осроене, где группа влиятельных чиновников, верных памяти Александра Севера, облачила в порфиру Квартина. Но затем их предводитель, Македон, изменил свои планы и убил Квартина, что, впрочем, не помогло ему спасти собственную жизнь. После этих событий Максимин и озлобился и стал очень подозрителен. Он изгнал из армии всех офицеров сенаторского сословия и заменил их профессиональными военными, которых сам произвел в соответствующие чины. Все время своего правления Максимин провёл вне Рима в победоносной, но крайне жестокой борьбе с германскими племенами на Рейне и Дунае.

Одним из способов укрепления своего авторитета Максимин считал продолжение большой германской войны, которую так неудачно начал его предшественник. Ещё до Максимина на Дунае был сооружён понтонный мост, собрана большая армия, набранная, в основном, из фракийцев, паннонцев и иллирийцев. Участвовали также первоклассные сирийские стрелки и мавританские застрельщики. Это во многом и обусловило успех наступления. Когда римляне перешли через Рейн, они быстро сломили сопротивление германских племён, в основном, алеманнов. Германия подверглась страшному опустошению. Но когда римляне дошли до лесистой местности, они встретили более упорное наступление. Германцы укрылись за глубоким болотом и не давали сражения римлянам. Солдаты на время остановились. Тогда Максимин один на коне прыгнул в глубокую трясину, увлекая своим поступком всё войско. В болоте завязался упорный бой, окончившийся полным истреблением германского ополчения. Зимой 235-236 годов Максимин отвёл свою армию в Паннонию и стал оттуда готовить нападение на германцев. Он предполагал завоевать всю Германию вплоть до северных морей, но осуществить этот грандиозный план не удалось: военные успехи Максимина не примирили с ним верхушки римского общества, римляне ненавидили варвара.

Жестокость его методов и финансовые вымогательства его чиновников вызвали против него восстание сначала в Африке, потом в Италии и Риме. Максимин двинулся с войском на Италию, но при затягивающейся осаде Аквилеи был убит вместе с своим сыном и соправителем, тоже Максимином, восставшими легионерами. Его биография написана Капитолином. По свидетельству Геродиана, часть легионеров, лагерь которых находился у Альбанской горы, сговорилась между собой убить Максимина, чтобы избавиться от длительной и бесконечной осады и больше не опустошать Италию ради всеми осужденного и ненавистного тирана. Собравшись с духом, они в полдень приблизились к императорской палатке. Максимин вышел, чтобы поговорить с ними, но они, не дав ему даже раскрыть рта, тут же на месте умертвили и его самого, и его сына. Затем перебиты были все его полководцы и друзья, а трупы их брошены без погребения. Головы Максимина и его сына были отправлены в Рим. Изображения Максимина в скульптуре и на монетах подтверждают слова Геродиана о пугающем виде императора. Историк писал:

“Он был огромен; непросто отыскать равного ему среди известных греческих атлетов или лучших натренированных воинов варварских племен... При его вспыльчивости такая сила наводила на всех страх. Терпеливое и сдержанное управление Максимин заменил по-варварски жесткой автократией, хорошо зная о враждебном к себе отношении, причиной которому было то, что он стал первым императором, поднявшимся до высочайшего положения из самых низов. Максимин был варваром как по происхождению, так и по характеру, унаследовав от своих сородичей грубый и жестокий нрав... Его достижения обеспечили бы ему более высокую репутацию, не будь он слишком безжалостен даже к своим союзникам и подчиненным”.

«Гладиатор» Ридли Скотта – один из наиболее масштабных и впечатляющих современных фильмов об античных временах. Со времени релиза прошло 16 лет, но лента о Максимусе до сих пор популярной и непревзойденной.

Еще в 70-х годах прошлого века молодой писатель Дэвид Францони начал работу над сценарием о полководце, ставшем рабом в результате предательства и интриг. Почти 30 лет Францони писал историю, которая в итоге была воплощена и вышла на экраны в виде эпической исторической картины под названием «Гладиатор».

Описание картины «Гладиатор»

180 год до нашей эры. Войска Римской империи под командованием Марка Аврелия ведут войну против германских племен. Максимус Децим Меридий – полководец испанского происхождения, уверенно ведет войска к победе. Под Виндобоной происходит решающая битва, римские легионы во главе с «Испанцем» одерживают победу. Война окончена. Покрытый славой легендарный Максимус, наконец, может вернуться в Испанию, к жене и сыну. Но судьба непредсказуема . Она преподносит сюрприз в виде появления Коммода, сына Марка Аврелия. Дальше события развиваются совсем не так, как планировал славный Максимус…

Сюжет

После окончания затяжной войны, Марк Аврелий решает передать власть Сенату, дабы уничтожить деспотию в республике. Исполнителем своей воли он избирает легендарного Максимуса, но подлый сын императора, Коммод, узнав о планах отца, убивает его. Смерть уготовлена и Максимусу, однако ему удается выжить и вернуться на родину . По возвращении перед ним открывается ужасная картина – его дом разорен, жена и маленький сын зверски убиты.

Максимус теряет последние силы, и становится пленником работорговца. Так легендарный воин становится простым гладиатором.

За короткое время ему удается добиться славы и расположения жестокой римской публики, ему дают прозвище «Милосердный». Но слава имеет и обратную – Коммод узнает, что Максимум жив. Вместе со своей сестрой Луциллой они плетут интриги, цель Коммода – оставаться римским императором, цель Луциллы – сделать императором своего сына.

Максимусу предстоит долгая борьба, на его стороне римляне, его боготворят воины и гладиаторы. Но приемов против человеческой подлости в арсенале Испанца нет. Ему удается убить предателя Коммода, но и сам легендарный Максимус погибает . Он прожил короткую, но яркую жизнь, жил и умер героем, и, пусть на небесах, но воссоединился со своей семьей.

Актеры в фильме «Гладиатор» — исполнители главных ролей


Создатели

«Гладиатор» стал далеко не первым шедевром, снятым британцем Ридли Скоттом, но точно одним из самых ярких. В создании картины ему помогал сценарист Дэвид Францони, сложную операторскую работу выполнил Джон Мэтисон.

История создания фильма и съемки

Нужно было быть достаточно решительным человеком, чтобы в начале 2000-х взяться за работу над картиной в забытом и непопулярном жанре «пеплум».

Деньги выделила компания DreamWorks, первым сценарий увидел Стивен Спилберг – официальный представитель компании. Идея возродить забытый жанр, создать Рим при помощи компьютерной графики и получить прибыль вдохновили Спилберга и Дугласа Вика, и под проект была выделенная значительная даже по голливудским меркам сумма в 100 миллионов долларов.

Сценарист фильма, Дэвид Францони, взялся за написание сценария еще в 70-х годах , когда пеплум был довольно популярен. На написание сценария его вдохновила научно-популярная книга «Идущие на смерть» Д. Мэнникса. Вдохновение Францони искал, путешествуя по Европе и Азии. Быстро нашли и режиссера, способного снимать масштабное кино – Ридли Скотта.

А вот с подбором актера на главную роль вышла небольшая заминка. И Скотт, и Францони видели исполнителем роли Максимуса Мэла Гибсона, но тот наотрез отказался сниматься в ленте, мотивируя тем, что стал староват для таких ролей. После довольно долгих поисков на роль был утвержден Кроу , хотя он и был слишком молодым для легендарного генерала (на момент съемок Кроу исполнилось 35 лет).

Картина снималась в течении 4-х месяцев, зимой и весной 1999 года, съемки проходили в Англии и Марокко. В ленте есть сцены, в которых принимали участие тысячи статистов.

Статистов набирали, в основном, из опытных британских реконструкторов, многие из которых снимались в не менее эпичном «Храбром сердце». Около съемочной площадки стоял целый палаточный городок, в котором жили статисты и многочисленные костюмеры и гримеры.

Для съемок использовали декорации, некоторые строились в натуральную величину . Например, катапульты, способные метать камни на расстояние до 140 метров, были вполне настоящими.

Незадолго до начала съемок «Гладиатора» Кроу принимал у частие в другом проекте, для которого значительно набрал вес. Для работы в «Гладиаторе» актер похудел на 40 фунтов. На вопрос, как ему это удалось, Кроу ответил, что просто работал на своем ранчо.

Учитывая стилистику заглавной песни, многие ошибочно считали, что трек записан Энией. Однако Эния не принимала участие в записи музыки к «Гладиатору», саундтрек был записан австралийским композитором Лизой Джеррард.

Во время съемок от сердечного приступа умер исполнитель роли Проксимо Оливер Рид. Смерть наступила в местном баре, после того как актер выпил несколько бутылок рома.

Бои с тиграми были сняты без использования компьютерной графики, в них были задействованы специально подготовленные бойцы.

Саундтреки

Музыка к фильму была написана немецким метром Хансом Циммером в соавторстве с Лизой Джеррард. Наиболее запоминающимися из 35 саундтреков можно назвать композиции Progeny и The Wyeat.

Награды

Фильм был запланирован продюсерам как своеобразный эксперимент по возрождению жанра пеплум. Крупный бюджет был обусловлен тем, что продюсеры решили создать масштабный проект, но не для получения наград, а для получения прибыли.

Ирония в том, что именно «Гладиатор» стал лучшим фильмом года и получил пять Оскаров. Но и коммерческий успех был внушительным – при вложенных, в общей сложности, 145 миллионах, лента заработала в мировом прокате более 457 миллионов долларов.

Критика, рецензии

Критики, в целом, оценили ленту Ридли Скотта положительно, хотя некоторые и отмечали излишний пафос некоторых сцен. Также создателей фильма упрекали в исторической недостоверности – «неточностей», и в самом деле, было немало. Марка Аврелия никто не убивал – он умер от чумы, звания генерала в те времена не существовало, как и кистеней с моргенштернами. Коммод с пяти лет был цезарем, так что место на троне ему было обеспечено в детстве безо всяких интриг.

Большинство критиков все же сошлись на том, что «Гладиатор» — качественный, захватывающий, красивый фильм и получил пять Оскаров вполне заслуженно. И пусть в ленте есть неточности, присутствует некоторая слащавость и нотки пафоса, «Гладиатор» был и остается одним из ярчайших представителей современного кино об античности.

Видео: Гладиатор — смотреть трейлер


Ноя 5, 2016 Ирина




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top