Самые массовые психозы в истории. Массовый психоз

Самые массовые психозы в истории. Массовый психоз

Массовый истерический психоз [ | ]

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия . Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы .

Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы . Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это её восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Факторы развития массового психоза [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Психозы // Философская энциклопедия
  2. Массовые психозы и истерии
  3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни
  4. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Психология толпы
  5. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. - М.: Астрель: Corpus, 2011. - C. 272-277.
  6. Пять мифов, составляющих основное содержание манипуляции сознанием // Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980
  7. Теленасилие (Манипуляции на российских телеканалах) // Пси-фактор, 2004

Истории о массовых психозах стары как сам мир. Сколько ходит различных рассказов, леденящих душу историй, в которые трудно поверить, еще труднее отделить искренность от сознательной лжи, где подчас нелегко обнаружить материальную, естественную основу увиденного.

В 1885 году в Италии разразилась холерная эпидемия. В эти тяжёлые дни жители небольшого посёлка Корано близ Неаполя начали видеть мадонну в чёрном одеянии, молящуюся за спасение людей на ближайшем холме, где стояла часовня. Слух об этом происшествии быстро распространился по окрестностям, и в Карано начал стекаться народ.

Все или почти все явственно видели молящуюся богоматерь. Массовая галлюцинация, подобно эпидемии, грозила сумасшествием многим. Тогда правительство приняло решительные меры. Часовня была перенесена на другое место, холм заняли карабинеры - и видения прекратились.

В том же XIX веке во время франко-прусской войны сотни крестьян Прирейнской провинции в местах сражений видели на облаках изображения мадонны и распятие Христа. Похожие массовые галлюцинации наблюдались и в годы первой мировой войны. В средние века вспышки болезненных галлюцинаций бывали неоднократно в женских монастырях.

В 1631 году этим отличалась обитель луженских урсулилок. Монахини утверждали, что их стали посещать по ночам демоны. Они видели их «звероподобные морды», чувствовали, как к ним прикасаются «мерзкие, когтистые лапы». Женщины бились в судорогах, впадали в летаргический сон, катались по полу с дикими воплями. Изрыгали брань и проклятия богу.

Расследованием этого «дела» занимались святые отцы-инквизиторы. Виновный был найден: священник Урбан Грандье, который давно подозревался в связи с дьяволом. После нечеловеческих пыток несчастный Грандье был сожжён.

Хочется привести отрывок из статьи известного русского психиатра В.М. Бехтерева , исследовавшего явление массовых психозов:

«Несомненно,- пишет он, - что в некоторых случаях передача психической «инфекции» от одних к другим представляется крайне облегчённую и среди совершенно здоровых лиц. Особенно благоприятными условиями для такой передачи являются господствующие в среде многих лиц мысли одного и того же рода и одинаковые по характеру настроения. Благодаря этим условиям различаются, между прочим, иллюзии и галлюцинации тождественного характера у многих лиц одновременно. Эти коллективные или массовые галлюцинации, случающиеся при известных условиях, представляют собой одно из интереснейших явлений. Почти в каждой семейной хронике можно слышать рассказы о видении умерших родственников целой группой лиц».

Сам он приводит очень интересный пример массовой иллюзии и галлюцинации, который произошёл с военными моряками. Дело было в 1846 году. Два французских корабля - фрегат «Бель-Пуль» и корвет «Берсо» были застигнуты в Индийском океане страшным ураганом. Первый корабль благополучно перенёс бурю. Потеряв при урагане второе судно, фрегат направился в заранее условленному месту встречи - у восточного берега Мадагаскара. Но корвета там не оказалось.

Шли дни, корабль, на борту которого было 300 человек, не появлялось. В мучительном ожидании за судьбу товарищей прошёл целый месяц. И вдруг наблюдатель, сидевший на мачте, заметил на западе близ берега корабль, лишённый мачт. Весь экипаж бросился наверх. Да, наблюдатель не ошибся! Все увидели несчастный корабль.

Событие взволновало всех, причём волнение стало ещё больше, когда моряки увидели, что перед ними виднеется не разбитый корабль, а плот с людьми, буксируемый морскими шлюпками, с которых передавали сигналы о гибели. Это видение продолжалось несколько часов, причём с каждой минутой выяснялись всё новые и новые подробности видимой картины.

На помощь отправился стоящий на рейде крейсер «Архимед». День уже подходил к концу, когда он подошёл к «потерпевшим кораблекрушение». Вместо «плота с людьми» он нашёл множество огромных деревьев, принесённых сюда течением. В происхождении этой массовой галлюцинации явно заметно влияние внушения. Несомненно, что всё пережитое сильно возбуждало нервы моряков.

Беспокоясь об участии своих товарищей, они вели разговоры только о них. В это время сигналист заметил на горизонте странный предмет с неясными очертаниями. Мысль о крушении корвета тут же рождает в его воображении картину гибнущего корабля. Одних его слов о корабле было достаточно, чтобы внушить всем тут же иллюзию.

А вот ещё один рассказ - о хромом коке. Его неожиданная смерть взволновала многих, кто был на корабле. В тот же день повара похоронили по морскому обычаю - спустили в море. А вечером многие увидели мертвеца, идущего по воде за судном и прихрамывающего на одну ногу! Всю ночь напуганные люди не смогли заснуть. А утром всё разъяснилось: вместо призрака все увидели обрубок доски, привязанный к корме.

«К числу коллективных галлюцинаций, -пишет В.М.Бехтерев, - относятся, между прочим, видение небесной рати одним отрядом русских войск перед Куликовской битвой, видение крестоносцами закованной в латы и нисходящей с неба рати под предводительством св. Георгия, Димитрия и Теодола и многое другое».

А в наши дни массовые галлюцинации не редкость на сектантских молениях. Галлюцинация, появляющаяся у одного из молящихся, передаётся затем другим. Одинаковое у всех настроение, взаимовнушение, связанное с постоянными разговорами об одном и том же предмете, приводит к тому, что галлюцинация становится общей для массы.

Более простым примером взаимного внушения может служить такой факт. Каждый знает, как меняется настроение, когда среди скучающих появляется весёлый человек. Очень быстро, даже особенно не стремясь к этому, его весельем заражаются остальные. Бывает и так, что у скучающего человека становится хорошее настроение, когда он попадает в весёлое и оживлённое общество.

Николай ОЗЕРОВ

Для примера представим семью из двух немолодых супругов. Они жили долго и счастливо, но вот в один прекрасный день один из супругов заболевает шизофренией. Заболевание протекает согласно классическим учебникам: у него начинаются небольшие проблемы, всякие там расстройства внимания, и на фоне этих мелких симптомов внутри головы все отчетливей начинает раздаваться голос. Больной не знает, чей это голос

Но голос чужой, и раздается он не в ушах, а как бы внутри черепа. То есть, классический синдром Кандинского-Клерамбо. Голос говорит странные вещи. Поначалу больной в растерянности, даже осознает, что болен, просит помощи и не знает, как быть. Но голос крепнет и становится гораздо реальней, чем здравый смысл и окружающий мир. И тогда на смену растерянности приходит то, что в психиатрии называется «кристаллизация бреда». В попытках объяснить происходящее, больной выдумывает фабулу. В ней могут фигурировать радиоактивные лучи ЦРУ или невидимые ядовитые газы ФСБ, инопланетяне, рептилоиды, синдикат преступных гипнотизеров или древние духи майя. Бред крепнет, обрастает подробностями, и вот уже больной убежденно рассказывает о восставших из пепла духах древних индейцев. Которые выбрали его в качестве проводника, чтобы сообщить через него человечеству о своем твердом решении испепелить землю, если человечество немедленно не прекратит войны, педофилию и браконьерский вылов байкальского омуля.

Через какое-то время в приемный покой городской психбольницы менты привозят человека, взятого в общественном месте за неадекват. Человек бросался на собеседников, спорил, требовал внимания и нес полный бред про духов майя, которые воскресли и пытаются в последний раз поговорить с человечеством.

Нюанс ситуации в том, что этот неадекватный человек — не больной, а его супруг. Просто у него индуцированный психоз, и он высказывает идеи, родившиеся в чужом больном разуме. Задача психиатра непроста. Он должен это определить и разобраться, с каким бредом имеет дело — классическим, либо индуцированным. Для лечения индуцированного бреда супругов будет достаточно разделить и полностью прекратить их взаимодействие. Вскоре здоровый супруг пойдет на поправку, а больной начнет долгий и непростой курс лечения шизофрении.

Индуцированный бред в психиатрии — не ахти какая редкость. Механизм его возникновения прост: если люди достаточно близки или даже родственники, если больной пользуется уважением и авторитетом у здорового, то его энергии убеждения порой вполне достаточно, чтобы затмить своим голосом реальность и здравый смысл — точно так же, как прежде это сделал голос болезни, раздавшийся внутри его головы.

Неужели так просто заставить человека поверить в очевидный бред? Увы, проще простого. Более того — индуцировать бредом можно не одного человека, а нескольких. История знает случаи, когда правитель государства, страдающий паранойей или манией, индуцировал своим бредом целые народы: немцы бежали порабощать мир, поверив Гитлеру в превосходство своей нации, русские бросались расстреливать соседей и сотрудников, поверив Сталину в повсеместное засилие иностранных шпионов. Индуцированный бред, распространившийся на большую толпу, имеет особое название — массовый психоз.

Не надо тешить себя надеждой, будто человеку от природы свойственно критическое восприятие реальности. Оно не свойственно человеку. Человек в своей массе — это всегда продукт веры. Большинство граждан любой страны способно поверить во что угодно. В превосходство своей расы над остальными. В справедливость Октябрьской революции. В необходимость сжигать на костре молодых женщин, подозреваемых в колдовстве. В то, что КНДР — самая счастливая в мире страна, и все люди глобуса нам завидуют. В лечебные свойства магнита. В целебность воды, заряженной позитивными вибрациями экстрасенса. В паломничество к иконе Матрёнушки Московской, исцеляющее от бесплодия и простатита. В то, что сосед слесарь Витя — оказывается, шпион британской разведки. И в великую пролетарскую справедливость, выраженную в расстреле шпиона Вити вместе с его женой Верочкой и детьми. В то, что Сталин самый человечный. И в то, что Гитлер самый человечный. Вопреки логике. Без доказательств. Несмотря на обратное. А если возникнет потребность в логике — человек отыщет себе один подходящий «факт», который неопровержимо докажет, что Гитлер дарил детям конфеты, икона реально излечила сотрудницу, вода умеет запоминать музыку (ученый проверил!), а НЛО однажды сбили военные летчики, показали в телепередаче, инфа 100%.

Примерно 45% населения планеты верят в Бога, хотя это число мне кажется заниженным вдвое. Они верят в сотворение женщины из ребра мужчины. И Всемирный потоп. Хотя доказательств этому — как для тех духов майя, грозивших уничтожить человечество во имя омуля. Остальная половина человечества верит в Теорию Струн и Большого Взрыва. Хотя и здесь доказательств не больше. 100% всех людей мира верят в то, что они верят в Настоящую Истину, а остальные — дураки, зомбаки и неверные.

Вся история человечества — это история искренней веры в очередной бред. Человечество болеет индуцированными психозами как гриппом — в массовом порядке, миллионными толпами и долгими десятилетиями без ремиссии. Стоит ли удивляться, что какой-то там шизофреник заразил свою здоровую супругу шизофренической идеей? Это абсолютно нормальное состояние для большинства людей.

Каждый из нас живет среди больных самым разным индуцированным бредом (опаснее, если одинаковым), и сам тоже болен. Это абсолютно нормально. Лишь далекие потомки сообразят, какие из наших сегодняшних верований и бытовых привычек являлись бредом. И удивятся, как мы верили в эти идеи вопреки логике, здравому смыслу и всей доступной статистике.

Тем не менее, логика и здравый смысл существуют, и некоторые идеи адекватны. Как разобраться, какие именно? Если мы предположим, что в мире, наполненном бредом, все-таки существует адекватное восприятие реальности (или хотя бы какой-то ее части), то как и по каким признакам это отличить от бреда и массового психоза?

Понятно, что основным критерием является внутренняя логика теории и ее непротиворечивость. Если возникают подозрения в наличии массового психоза, есть смысл отказаться от ТВ и прочих средств массового индуцирования, и вместо этого пользоваться принципиально разными источниками, постоянно сравнивая и оценивая достоверность информации. Отдельный полезный навык — постоянное сопоставление теории с данными самой разной статистики. А не с единичным случаем, произошедшим с сотрудницей. Человек, для которого образ двух погибших детей выглядит убедительней, чем все данные мировой статистики, — потенциальная жертва индуцированного бреда и готовый адепт массовой истерики по запрету велосипедистов, балконных лоджий и домашнего консервирования грибов.

Но также есть вспомогательный критерий, который позволяет с неплохой степенью вероятности предположить, что мы имеем дело с индуцированным бредом в форме массового психоза: это статистика его участников. Потому что если мы имеем дело с индуцированным бредом, то он в первую очередь поразит те категории людей, которые склонны к этому более прочих. Даже Википедия с подкупающей откровенностью перечисляет категории лиц, наиболее подверженных массовым психозам: истеричность, внушаемость, низкий интеллект. Если теорию поддерживают в своей массе именно такие персонажи, это веский повод подозревать массовый психоз. Рассмотрим их подробнее.

1. Истеричность

Истерика и агрессия — ценный диагностический критерий. Всем известно, что к агрессии прибегают, когда физическое подавление несогласных — последний способ доказать свою точку зрения. Если сторонники некой идеи начинают в массовом (не единичном) порядке желать наказания для своих оппонентов — скорее всего, они больны. Если сторонники идеи одобряют заведомые зверства (пытки, казни, репрессии, высылки, концлагеря, длительные тюремные сроки), оправдывая их святыми целями, — они точно больны. Бред когда-нибудь закончится, а потомкам будет стыдно за эпоху.

2. Внушаемость

Внушаемость, суеверность и религиозность — термины схожие, но не одинаковые. В любом случае меньше всего здесь мне хочется противопоставлять религию и атеизм — это настолько сложные вопросы, что я сам не разделяю ни одну из сторон, исповедуя собственную гибридную теорию БогаЯ верю, что Бога в нашей Вселенной нет, но будет. Потому что создать его — конечная задача технического и нравственного прогресса человечества (возможно, самим Богом изначально придуманная и поставленная, например путем использования парадокса в космических законах времени). Из этой теории следует, в частности, что Бог не помогает, но всё видит (все случившиеся события Вселенной доступны Богу, но задним числом он на них не влияет). Что чудес и справедливости на этом этапе ждать не надо, но это не повод бездельничать и быть скотиной. Что молитва в итоге дойдет до адресата, а благие поступки окажутся зачтены. И даже продолжение жизни после смерти эта теория обещает — правда, пополам с риском, что человечество не справится с задачей, оставшись без Всевышнего и всех благ, которыми он мог бы вознаградить тех, кто помогал ему возникнуть, и даже тех, кто мешал (милость и всепрощение — свойство Бога). Поэтому каждый из людей собственными поступками чуть-чуть меняет вероятность успеха миссии, и в этом главный смысл, риск, труд и нравственный выбор: легко не будет, а успех не гарантирован. В любом случае эта теория прекрасно объясняет мироустройство, ставит благородную цель жизни и выводит идею служения Богу на современный уровень, не входя в конфликт ни с традиционными религиями, ни с наукой, ни с атеизмом.

Но вот суеверность в самом широком смысле — это ценный диагностический критерий, показывающий готовность принимать самые разные бредовые теории, не требуя проверки фактов. К суевериям относят самые разные верования, чья суть не подтверждается фактами и экспериментом: гадания, приметы, сонники, гороскопы, магия, непрофессиональные теории самолечения, а также, собственно, бытовые суеверия, вроде опасности черных кошек, перебежавших дорогу. Если в толпе сторонников некой идеи во множестве встречаются именно такие персонажи — это четкий сигнал, что мы имеем дело с индуцированным бредом. Но, разумеется, таким же четким диагностическим критерием может служить толпа верующих, чье поведение противоречит собственному религиозному учению (даже не говоря о христианстве, любая религия отрицает хамство, насилие, агрессию, пытки, казни, погромы и преследования).

3. Низкий интеллект

Интеллект, уровень образования и род занятий не синонимы, но сильно связаны друг с другом хотя бы просто по статистике. Поэтому если заметную часть сторонников идеи составляют студенты и академики — это вряд ли массовый психоз. И наоборот: если идею подхватывают в основном рабочие и крестьяне, заявляя, что их враги — грамотное офицерское сословие, предприниматели и интеллигенция, то это явный признак бреда (который, впрочем, может затянуться на 70 лет, как показала история СССР). И точно так же можно предположить, что общество поразил массовый психоз, когда на демонстрации выходят в основном служащие, безработные, рабочие и бюджетники, которые противопоставляют себя неопределенному кругу «врагов» с заведомо более высоким уровнем образования и интеллекта: креативный класс, предприниматели, музыканты, художники, литераторы, компьютерщики.

Невозможно описать словами то, что произошло в Нидерландах во время собрания в память о Второй Мировой Войне.
В то время, как была минута молчания, послышался крик в толпе, и все начали панически кричать и бегать.
Полиция прикрывала Королеву.
Паника.
Без причины, без повода.
Вмиг.
Моментально.
Даже не подумав осмотреться и одуматься…



4


  • 07 мая 2010, 20:41


В 1885 году в Италии разразилась холерная эпидемия. В эти тяжёлые дни жители небольшого посёлка Корано близ Неаполя начали видеть мадонну в чёрном одеянии, молящуюся за спасение людей на ближайшем холме, где стояла часовня. Слух об этом происшествии быстро распространился по окрестностям, и в Карано начал стекаться народ. Все или почти все явственно видели молящуюся богоматерь. Массовая галлюцинация, подобно эпидемии, грозила сумасшествием многим. Тогда правительство приняло решительные меры. Часовня была перенесена на другое место, холм заняли карабинеры - и видения прекратились.

В том же XIX веке во время франко-прусской войны сотни крестьян Прирейнской провинции в местах сражений видели на облаках изображения мадонны и распятие Христа. Похожие массовые галлюцинации наблюдались и в годы первой мировой войны. В средние века вспышки болезненных галлюцинаций бывали неоднократно в женских монастырях. В 1631 году этим отличалась обитель луженских урсулилок. Монахини утверждали, что их стали посещать по ночам демоны. Они видели их «звероподобные морды», чувствовали, как к ним прикасаются «мерзкие, когтистые лапы». Женщины бились в судорогах, впадали в летаргический сон, катались по полу с дикими воплями. Изрыгали брань и проклятия богу.

Расследованием этого «дела» занимались святые отцы-инквизиторы. Виновный был найден: священник Урбан Грандье, который давно подозревался в связи с дьяволом. После нечеловеческих пыток несчастный Грандье был сожжён.

Хочется привести отрывок из статьи известного русского психиатра В.М. Бехтерева, исследовавшего явление массовых психозов: «Несомненно,- пишет он, - что в некоторых случаях передача психической «инфекции» от одних к другим представляется крайне облегчённую и среди совершенно здоровых лиц. Особенно благоприятными условиями для такой передачи являются господствующие в среде многих лиц мысли одного и того же рода и одинаковые по характеру настроения. Благодаря этим условиям различаются, между прочим, иллюзии и галлюцинации тождественного характера у многих лиц одновременно. Эти коллективные или массовые галлюцинации, случающиеся при известных условиях, представляют собой одно из интереснейших явлений. Почти в каждой семейной хронике можно слышать рассказы о видении умерших родственников целой группой лиц».

«К числу коллективных галлюцинаций, - пишет В.М.Бехтерев, - относятся, между прочим, видение небесной рати одним отрядом русских войск перед Куликовской битвой, видение крестоносцами закованной в латы нисходящей с неба рати под предводительством св. Георгия, Димитрия и Теодола и многое другое».

А в наши дни массовые галлюцинации не редкость на сектантских молениях. Галлюцинация, появляющаяся у одной из молящихся, передаётся затем другим. Одинаковое у всех настроение, взаимовнушение, связанное с постоянными разговорами об одном и том же предмете, приводит к тому, что галлюцинация становится общей для массы.
Для иллюстрации приведем несколько ярких примеров массовых психозов. В 1998 году в Иордании после проведения вакцинации «мистическая болезнь» поразила 800 подростков. Результаты расследования показали, что причиной недуга стала не иммунизация, а массовая истерия (hysteria - состояние, при котором человек неосознанно копирует симптомы заболевания окружающих, пристрастно выискивая изъяны в собственном самочувствии) . Фатальную роль при этом сыграли средства массовой информации, убедившие население в том, что вакцина была испорчена, а шумиха, поднявшаяся после начала заболевания, усугубила ситуацию и увеличила количество подростков, обратившихся за помощью в больницы.
Один из феноменальных случаев массовой истерии случился во Франции в 1789 году на фоне революционных событий. «Великий страх» (фр. la Grande Peur) распространялся по стране, повергая в ужас жителей сел и городов, рассказывающих страшные истории о вторжении то ли австрийцев, то ли британцев, непобедимые полчища которых стирали с земли все живое. Интересно, что «Великий страх» не имел под собой совершенно никаких оснований, потому что вторжения не было.

Примеров массовых психозов и истерии можно приводить тысячи, при этом напрашивается вывод о влиянии средств массовой информации, которые имеют все возможности для управления толпой. Даже нормальный человек, попадающий в толпу, проникается общим настроением и теряет способность к критическому

мышлению.

Коллективная истерия часто распространяется, когда существует страх реальной или воображаемой болезни в сочетании со стрессовой средой.

Вот самые странные случаи массовой истерии, которые демонстрируют, как быстро общество может быть поглощено.
Массовые истерии (примеры)

Мяукающие монахини

Во Франции в Средние века монахини начали необъяснимым образом мяукать, как кошки. Другие монахини вскоре присоединились к ним, пока весь монастырь не стал издавать мяукающие звуки в течение нескольких часов.

Ситуация вышла из под контроля, и жители деревни вынуждены были позвать солдатов, которые угрожали выпороть монахинь, если те не прекратят. В те времена считалось, что некоторые животные, особенно кошки, могут завладеть людьми.

Эпидемия дрожи при письме

Первое массовое проявление этой истерии произошло в Гросс-Тинц в 1892 году, когда рука 10-летней девочки начала дрожать в классе. Дрожь распространилась по всему телу и передалась другим ученикам в ее классе, а именно 15-ти из них.

В том же году у 20 детей в Базеле, Швейцарии, появились те же симптомы дрожи. Через 20 лет еще у 27 детей в Базеле появилась та же дрожь, возможно после прослушивания истории о первом случае массовой дрожи.

Галифакский расчленитель

В 1938 году две женщины из Галифакса в Англии утверждали, что на них напал странный мужчина с молотком и яркими пряжками на обуви. Вскоре еще больше людей стали заявлять о том, что на них напал похожий мужчина, только с ножом. Вскоре полиция Скотланд-Ярда решила взяться за этой дело. В конце концов, оказалось, что многие "жертвы" на самом деле выдумали эту историю, и некоторых из них даже отправили в тюрьму за вред, причиненный обществу.

Безумный газовщик в Матооне

В 1944 году в городе Матооне, США женщина Алин Керни (Aline Kearney) утверждала, что почувствовала что-то ужасное за окном, что заставило ее горло гореть, а ноги онеметь. Она также увидела смутную фигуру. Вскоре весь город был напуган неизвестным биохимическим злоумышленником, но никаких свидетельств его существования так и не нашли.
Случаи эпидемии

Эпидемия смеха в Танганьике

Этот случай произошел в Танганьике (нынешней Танзании) в школе-интернате, когда три ученицы начали смеяться, и их смех оказался слишком заразительным. Вскоре к ним присоединилось 95 из 150 учеников. Некоторые смеялись несколько часов, а другие до 16 дней. Школу закрыли, но это не остановило смех, который перешел на соседнюю деревню. Месяц спустя случилась еще одна эпидемия смеха, поразившая 217 людей.

Июньская эпидемия насекомых

В 1962 году 62-х работников американской текстильной фабрики поразила загадочная болезнь. Она вызвала такие симптомы, как онемение, тошнота, головные боли и рвоту. Многие посчитали, что болезнь появилась из-за укусов июньских насекомых, но на самом деле симптомы были вызваны массовой истерией из-за стресса.

Блэкбернские обмороки

В 1965 году несколько девочек из школы в Блэкберне, Англии начали жаловаться на головокружение и многие упали в обморок. В течение часа, 85 девочек были доставлены в больницу после обморока. Через год выяснили, что массовую истерию вызвала недавняя вспышка полиомиелита в Блэкберне.

Злые чары Маунт Плезант

В 1976 году 15 студентов в школе города Маунт Плезант в Миссиссиппи упали на землю и начали извиваться от боли. Школа и полиция заподозрили, что причиной явления стали наркотики, но этому не было доказательств. Ученики считали, что всему виной было какое-то проклятие, а одна треть всех учеников осталась дома на день, чтобы их не настигла "порча".

Эпидемия обморока на Западном берегу реки Иордан

Около 943 палестинских девочек и женщин упали в обморок на западном берегу реки Иордан в 1983 году. Израиль и Палестина обвинили друг друга в применении химического оружия. На самом деле только 20 процентов вдохнули что-то токсичное, а остальные 80 процентов были охвачены истерией.

Отравление учеников в Косово

В 1990 году тысячи учеников в Косово заболели, как многие думали, от отравления токсичными газами. Многие падали в обморок, у них была рвота и судороги, воспаленные глаза и покраснение лица. Врачи так и не смогли выяснить, чем именно было вызвано отравление, и предполагают, что это был случай массовой истерии.

Шок от Покемонов

В первом сезоне аниме-сериала "Покемоны" была серия, которую никогда не показывали за пределами Японии из-за того, что она вызвала симптомы тошноты и эпилептические припадки у примерно 12 000 японских детей после ее просмотра в 1997 году. Серия "Dennō Senshi Porygon" сопровождалась яркими вспышками, которые по предположениям и вызвали припадки. Другие считают, что это был случай массовой истерии.

Вирус "Клубника с сахаром"

В 2006 году показали серию из португальской мыльной оперы "Клубника с сахаром", где герои пострадали от ужасной болезни. После просмотра у 300 детей появились симптомы этой болезни. Несколько школ было закрыто в попытке остановить массовую истерию.
Дух Чарли

Хотя версия этой игры была популярна в Южной Америке много лет, она недавно стала очень популярной. Во время сеанса человек задает вопрос некому духу по имени Чарли, который предположительно отвечает, направляя движение карандашей, наложенных друг на друга.

Более простым примером взаимного внушения может служить такой факт. Каждьй знает, как меняется настроение, когда среди скучающих появляется весёлый человек. Очень быстро, даже особенно не стремясь к этому, его весельем заражаются остальные. Бывает и так, что у скучающего человека становится хорошее настроение, когда он попадает в весёлое и оживлённое общество.

«Действительность в значительной степени зависит от того,
во что верит соответствующее сообщество людей».

(К. Ясперс)


В современном мире свирепствует куда более страшная эпидемия, чем лихорадка Эбола - массовая индуцированная паранойя. Именно это заболевание стало причиной жуткой резни в Руанде (1994 г.) и Косово (1998 г.). После акции 11 сентября 2001 г. подозрительность, оправдывающая любые нарушения прав человека, стала нормой в «благополучных» Европе и Америке. Массовый психоз в России привёл к реставрации «империи зла» и невероятной русско-украинской войне на Донбассе.

Как видите, психическая инфекция распространена повсеместно, а жертвы её исчисляются миллионами. Пути передачи: бытовой контактно-информационный и массовый транСМИссивный. Возбудители: сплетни, слухи и искусственно создаваемые «мемы» («каратели», «укрофашисты», «хунта» и т. д.). Источником может быть как больной, являющийся , так и носитель, транслирующий «дезу» по каким-то своим скотским соображениям.

Сладострастие, жестокость и русский .

Такое впечатление, что кто-то время от времени, по меткому выражению Оксаны Забужко, жмёт на «кнопку» самых низменных человеческих чувств. Ленин, например, давил на обычную зависть, и она стала называться «классовой ненавистью». Гитлер смог развить немецкое самомнение до идеи расового превосходства. А Путин, индуцируя массовый психоз в России, использует древний комплекс рабской неполноценности с извечным же великороссийским самодовольством и бредоподобными фантазиями величия. Это и есть та широта загадочной русской души, о которой . Но психологи и психиатры называют данный феномен гораздо прозаичнее - садомазохизм:

  1. Мазохизм . На современном этапе окультурился и выродился в привычку видеть в отечестве своём и самом себе один негатив, а на Западе, пусть и «прогнившие» вследствие защитной рационализации, но всё же блага цивилизации. В чём же тут кайф? Да в том, что даже бедность и духовную нищету можно себе в заслугу поставить. Мол, благодаря нам жируете и нам должны. Да платить-то, подлецы, и не желаете! И отсюда уже один шаг к другому полюсу массового психоза в России;

  2. Садизм . Происходит от тайных желаний самодержавной вседозволенности, которые Кремль XXI века демонстрирует и внушает гораздо тоньше и культурнее, чем Иван IV или Пётр І. Как всегда помогают искажающие сказки о «великом прошлом» в духе панславизма, и защитное отрицание «такой страны Украина». А настоящее, со всей его грязью и кровью, всё равно рано или поздно войдёт в героическую историю с верой в светлое будущее «прекраснаго рускаго мiра».

Удивительно, но как оказалось, массовый психоз в России можно делать не только из зла, но и из добра. Многие ополченцы РФ, которые едут воевать в Украину, уверены, что помогают «СВОЕМУ» народу и отстаивают «СВОЮ» культуру. А виноват во всём, по механизму проекции, проклятый госдеп, Гейропа и укрофашисты, а не любимый царь с боярами-олигархами. Не собственные глупости и мракобесие, а пресловутая «мировая закулиса»;

А может в этом-то всё и дело? Реально, есть люди, готовые платить 1000 евро медиуму, проживающему в UK, за то, чтобы очистить карму своего захромавшего кота, который в прошлой жизни был Буцефалом Александра Македонского и теперь мучается от чувства вины за проигранную в Индии битву! Такое впечатление, что мы недалеко ушли от современников Чингис-хана и до сих пор прислушиваемся к звону бубна из человечьей кожи. Не эта ли склонность к зомбификации, наравне с национальным садо-мазо, вызвали массовый психоз в России - ментальном, а не географическом пространстве?

Психоз – это сложное заболевание душевного состояния человека, для которого свойственно сильное расстройство психики, которая не соответствует реальным ситуациям и обстоятельствам. Психоз как нарушение психических процессов характеризуется несоответствием деятельности человека и происходящего вокруг него.

Данное заболевание относят к выраженным формам психического расстройства, и оно представляет собой собирательный комплекс различных нарушений. Как правило, они сопровождаются симптоматикой психопатологических процессов, к которым относятся: деперсонализация, галлюцинации и псевдогаллюцинации, дереализация и различные варианты бреда.

Восприятие реальности при данном расстройстве полностью искажается, что может также проявляться в виде паталогических нарушений восприятия и мышления в целом.

Причины развития психоза

Заболевание может провоцироваться различными факторами, поэтому причины развития психоза разделяют на внутренние и внешние. Когда основная причина заключается в индивидуальных, внутренних нарушениях, такой вариант психоза называется эндогенным.

К нему может привести выражение нервной системы или эндокринного баланса. Часто подобные факторы обусловлены возрастными изменениями в организме и возникающими гипертониями, атеросклеротическими процессами в сосудах головного мозга.

Эндогенный психоз характерен достаточно выраженной длительностью и наличием рецидивов. Внешними причинами психоза чаще всего бывают психические травмы, постоянные стрессы, отравления ядами промышленного производства, алкоголизм, употребление наркотиков и психоделиков, инфекционные заболевания с поражением центральной нервной системы и головного мозга.

Психоз проявляет себя как достаточно сложное сочетание, из-за чего определение основной причины заболевания может быть затруднено. Причиной может быть какой-либо внутренний фактор, в то время как внешний, например, стрессовая ситуация, играет роль «пускового механизма».

При этом первой по частоте внешней причиной является алкогольная зависимость, постепенно перетекающая в алкогольный психоз. Не менее часто встречаются психозы, вызванные старческим возрастом, эндоморфными нарушения или помрачнения сознания.

Признаки и симптомы психоза

Специфика этого расстройства заключается в глубоком нарушении восприятия реальности и дезорганизации поведения больного. Зачастую первыми признаками наступающего расстройства является снижение физической активности и переносимость труда, нарушение стрессоустойчивости и внимания.

Для такого человека внезапно становится характерной склонность к депрессиям, частым беспокойствам, неуверенности. Больной уходит в себя, замыкается, стремится к изоляции от окружающих, относится к ним с выраженным подозрением. Характерным также является частый интерес к необычным вещам, например, магии и религии. При этом возможно постепенно развитие мании преследования.

Чаще всего признаки и симптомы психоза проявляются приступообразно. Говоря иначе, заболевание протекает в виде череды внезапных вспышек обострения, которые сменяются периодами ремиссии и ложного выздоровления. Для вспышек приступов характерна сезонность, также они могут быть спровоцированы различными психостимулирующими факторами, эмоциональными потрясениями, стрессами.

Страдающий от нарушений не способен к самостоятельной критичной оценки своего состояния, хотя испытывает глубоко выраженные метаморфозы. В первую очередь играет роль утрата адекватного восприятия окружающего мира. При этом наступает сильное угнетение, подавленность, человека преследует постоянные и .

Это проявляется в бессвязных разговорах с самим собой, внезапном беспричинном смехе, резкая смена поведения на настороженное, сконцентрированное. Больной может начать к чему-то пристально прислушиваться, при этом выражая озабоченный вид. Поведение может меняться на скрытное, враждебное, характеризующееся идеями величия своего «Я».

Массовые психозы

Возможны также массовые варианты психоза как нарушения психических процессов. Такое специфическое состояние характерно для коллективов и компаний, где основами выступают идеи подражания и повышенная внушаемость. Для данных случаев характерно внеколлективное поведение, которое часто называют «толпой».

Толпой является определенная группа людей, участники которой могут быть выраженно аморфными, являться малознакомыми между собой, но, несмотря на это объединятся какими-то общими идеями, переживаниями, эмоциями. Примеры массовых психозов, это коллективное самосожжение, увлечение компьютерными играми или социальными сетями, массовый патриотический или ложнопатриотический угар.

Практически все массовые психозы, основывающиеся на внушении, начинаются с иллюзорной идеи, которая зарождается у одного из участников коллектива. Как правило, такой человек выступает в роли «негласного лидера» и обладает некоторой долей харизмы и ораторского искусства, чего вполне достаточно для внушаемой «публики».

Большую роль играют также неосознанные процессы, которые могут быть связаны с каким-то широкомасштабным действом, обладающим выраженным впечатлением или затрагивающие определенные интересы. Ярким примером выступают различные формы протестов и борьбы за идею или право.

Старческий психоз

Данное состояние наступает, как правило, после 60 лет. При этом оно характеризуется выраженным помутнением сознания и во многом может напоминать развивающийся . От старческого слабоумия это заболевание отличается тем, что при нем не наблюдается тотальной утраты разума.

Частой причиной развития являются соматические заболевания данной возрастной группы. Так, например, старческий психоз может быть вызван острыми или хроническими респираторными заболеваниями.

Частыми причинами также выступают авитаминозы, сердечная недостаточность, постоперационные периоды, патологии мочеполовой системы. Гораздо реже провоцирующим фактором может стать низкая подвижность и неактивный образ жизни, несбалансированное питание и нарушение распорядка дня. Возможен вариант хронической формы заболевания, который характеризуется выраженной степенью депрессии.

Лечение психоза

Насколько излечим психоз, и каков дальнейший прогноз жизни больного – зависит от остроты и вида заболевания. Важно понимать, что страдающие психозом нуждаются в госпитализации, так как они сами зачастую не отдают отчет в своих действиях и могут причинить вред как себе, так и окружающим.

Медикаментозная терапия состоит из применения нейролептиков, транквилизаторов, а также антидепрессантов и общеукрепляющих препаратов. Немаловажной является последующая психологическая реабилитация, которая включает в себя налаживание доверительных отношений с больным и обучающие занятия. Широко распространено применение физиотерапии, различных видов лечебной физкультуры, трудотерапии.

Это позволит не только снять напряжение у больного, но также улучшает процессы метаболизма и работоспособность пациента. Важно понимать, что психика человека, особенно перенесшего серьезное расстройство, является достаточно гибкой и шаткой структурой. По этой причине полное выздоровление и восстановление у одних может протекать быстро, а у других больных – затянуться на месяцы.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top