Социокультурная теория к хорни кратко. Карен Хорни: социокультурная теория личности

Социокультурная теория к хорни кратко. Карен Хорни: социокультурная теория личности

Хорни

Структура характера, согласно Хорни (41, 42), формируется на основе опыта детства. У одних процесс развития прекращается в пять лет, у других - в юности или около тридцати лет, а у отдельных людей продолжается до пожилого возраста. Хорни не усматривает связи между либидными проявлениями в детстве и чертами характера взрослых, что постулируется ортодоксальным психоанализом. По словам Хорни (41, с. 61-62):

«В случае жадности или собственнических наклонностей в соответствии с психоаналитической литературой принято думать об оральной или анальной структурах характера. Эти черты, однако, можно истолковать в качестве реакции на всю совокупность переживаний в раннем детстве. В результате неблагоприятного опыта у человека возникает чувство беспомощности в мире, воспринимаемом как потенциально жестокий, он испытывает недостаток способности к самоутверждению, неуверенность в возможности управлять ситуацией по собственному усмотрению...

Таким образом, различие в точках зрения в следующем: человек сжимает губы не из-за напряжения своего сфинктера, но в обоих актах проявляется единая направленность характера - удерживать что бы то ни было и не отдавать ничего: деньги, любовь, любые спонтанные чувства».

Хорни объясняет динамику формирования характера в контексте невроза, однако предполагается действие тех же факторов в менее патологическом русле у нормальных людей. Важнейшую роль играет стремление к безопасности, обусловленное «базальной тревогой». Последняя возникает в связи с вытесненной жестокостью, хоторая в свою очередь является результатом отвержения и неодобрения в детстве. В поисках путей бегства от чувства тревоги ребенок приобретает устойчивые характеристики, становящиеся частью его личности, - так называемые «невротические тенденции». Одна из попыток разрешения конфликта заключается в создании «идеализированного образа»: слабость и неуверенность в себе подменяются иллюзорным чувством силы и превосходства. Другая попытка состоит в «экстерна-лизации», более общей разновидности проекции, которая все переживаемые чувства переносит вовне.

Основные направленности, возникающие у ребенка в борьбе с окружением, - это направленность «к людям», направленность «против людей» и направленность «от людей». При первой направленности признается собственная беспомощность и, несмотря на страхи, предпринимается попытка завоевать любовь других. Вторая направленность предполагает, как очевидную, жестокость окружающих и предопределяет борьбу. При третьей направленности человек не хочет ни принадлежать к сообществу, ни бороться, он предпочитает изоляцию. Хорни (42) описывает три типа характера или основные установки, анализируя указанные направленности.

Уступчивый тип. Человек с направленностью «к людям» проявляет заметную потребность в любви и одобрении. Он жаждет близости и тоскует по партнеру. Любовь имеет настолько важное значение, что даже сексуальное сношение ценится прежде всего как доказательство востребованности. Уступчивый человек живет с чувством слабости и беспомощности, он склонен подчиняться другим и вообще ведет себя в очень зависимой манере. Самоуважение регулируется, главным образом, представлением о нем окружающих. Этот тип считает необходимым воздерживаться от любого рода агрессивных действий, поэтому он не в состоянии критиковать или быть напористым. В случаях возложения вины он всегда предпочитает брать вину на себя. Его положительной стороной является чувствительность к запросам других людей, и в пределах своего понимания, чтобы понравиться, он способен проявить симпатию и оказать помощь. Стремление к власти и агрессия вытеснены глубоко в бессознательное и на самом деле такому человеку недостает интереса к другим. Эти тенденции должны, конечно, сдерживаться любой ценой в целях сохранения целостности личности и уклонения от возможной жестокости со стороны окружающих.

Агрессивный тип. Человек с направленностью «против людей» предполагает, что все жестоки, и отказывается допускать противоположное. Жизнь представляется ему борьбой за выживание, поэтому его основная потребность - управлять другими. Иногда установка совершенно ясна, но более часто она скрывается за фасадом учтивой вежливости, беспристрастности и товарищества. Этот фасад имеет компоненты искренности, поскольку, пока не стоит вопрос о лидерстве, агрессивный тип может проявлять благосклонность. Особую важность он придает дискуссиям и сам провоцирует споры, чтобы продемонстрировать бдительность и проницательность. В общем этот тип не умеет проигрывать и предпочитает порицать других. Он считает себя сильным, честным, реалистичным и на самом деле действует эффективно и изобретательно в деловых ситуациях в результате тщательного планирования и напористости. Мягкие стороны своей натуры он с яростью отбрасывает, так как они угрожают целостности образа жизни. Любовь для этого человека играет незначительную роль.

Обособленный тип. Человек с ориентацией на обособление, направленностью «от людей», предпочитает держать эмоциональную дистанцию с окружающими. Ввиду того, что сближение с другими людьми порождает у него тревогу, развивается самодостаточность. Соперничество, престиж, успех не заслуживают его внимания, поскольку препятствуют уединению. Он не любит делиться опытом и очень чувствителен ко всякого рода принуждениям. Тенденцию к подавлению чувств и особую робость обособленный тип испытывает перед привязанностями, которые угрожают стать необходимыми. Сильная потребность чувствовать превосходство возникает у него, чтобы оправдать свою изоляцию. Сексуальные отношения для этого типа иногда невозможны; в лучшем случае он довольствуется преходящими связями. В общем обособленность служит защитой от несовместимых устремлений к любви и агрессивному доминированию. В мягких формах обособленность способствует сохранению целостности личности и безопасности. В некоторой степени она благоприятствует оригинальному мышлению и выражению творческих способностей (прим. 10) .

Из книги Из Ада в Рай [Избранные лекции по психотерапии (учебное пособие)] автора Литвак Михаил Ефимович

ЛЕКЦИЯ 5. Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм Карен Хорни (1885–1952) является одной из талантливейших учениц З.Фрейда. С ее именем связано возникновение нового направления в психоанализе - неофрейдизма. Работы Хорни оказали большое влияние на

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Карен Хорни: социокультурная теория личности Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, - это решающая роль физической анатомии в

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Из книги Смысл тревоги автора Мэй Ролло Р

Хорни: тревога и ненависть Некоторые терапевты продолжали развивать психоанализ, опираясь на работы Фрейда, но внося в них новые элементы; особенно важны для нас те подходы, в которых проблема тревоги рассматривается в социально-психологическом контексте. Суть подобных

Из книги Введение в психоанализ автора Соколов Эльмар Владимирович

Раздел 4. КАРЕН ХОРНИ: ПСИХОАНАЛИЗ И КУЛЬТУРА.

Из книги Психология в лицах автора Степанов Сергей Сергеевич

К. Хорни (1885–1952) Карен Хорни родилась 16 декабря 1885 г. в деревушке Бланкенезе близ Гамбурга. Ее отец Берндт Даниэльсен - норвежец, принявший немецкое гражданство, - служил капитаном на трансокеанском лайнере, который курсировал между Гамбургом и Северной Америкой. От

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Глава 6. Карен Хорни: гуманистический психоанализ Три этапа научной деятельности Карен Хорни настолько отличаются друг от друга, что разные люди воспринимают ее из-за этого совсем по-разному. В своих основных работах по женской психологии, написанных в 1920-х и начале 1930-х

Из книги Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться автора Черная Галина

Применение теории Хорни в других областях Теории Хорни оправдали себя не только в клинической практике, их также стали использовать в качестве систем интерпретации в других областях науки и культуры. В последние годы их часто применяют при анализе литературных

Из книги Психология господства и подчинения: Хрестоматия автора Чернявская А. Г.

Невротические нарушения в работе (по мотивам К. Хорни) Я просто не могу не привести здесь изумительные отрывки главы 13 из работы Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени». Эта глава вылечила многих людей. Во многом вылечила она и меня. Она и многократные

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Карен ХОРНИ ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ Базальная тревожность определенным образом влияет на отношение человека к себе и другим. Она означает эмоциональную изоляцию, тем более невыносимую, что она сочетается с чувством внутренней слабости «Я». А это означает ослабление самой

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Типология Хорни Американский психолог Карен Хорни изучала людей с точки зрения их взаимодействия друг с другом и выделила три типа возможных ориентации: ориентация на людей; ориентация от людей; ориентация против

Из книги Знаменитые случаи из практики психоанализа автора Гринвальд Гарольд

Из книги 50 оттенков боли. Природа женской покорности автора Фрейд Зигмунд

Карен Хорни Карен Хорни (1885 - 1952) вначале практиковала психоанализ в Германии, а затем, после прихода к власти нацистов, эмигрировала в США. Испытывая все большую неудовлетворенность «ортодоксальным» фрейдистским психоанализом, она основала вместе с другими

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Карен Хорни

Из книги Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе автора Колпакова Марианна Юрьевна

Карен Хорни (1885–1952) Женщины, неврозы и альтернатива Фрейду Карен Хорни (урожденная Даниельсен) родилась 16 сентября 1885 года в рыбацкой деревушке Бланкенезе в Германии. Ее отец, капитан корабля, был строгим и чрезвычайно религиозным человеком. Он не обращал на дочь

Из книги автора

Теория тревоги Карен Хорни Работы Карен Хорни, посвященные тревоге, вызывают интерес и пользуются неизменной популярностью. К. Хорни относят к неофрейдистам - создателям немецкий и американский психолог, и последователям направления в психологии, признающего значимую

Вопросы лекции:

    Развитие личности

    Этиология невроза.

    Невротические потребности и ориентации.

    Базальный конфликт.

Карен Хорни (1885 – 1952), выдающаяся женщина-психоаналитик, вошла в историю психологии как автор оригинальной теории личности, в которой она анализирует социкультурные факторы, определяющие развитие ребенка. Как и В. Райх, Хорни во многом расходилась с точкой зрения ортодоксального психоанализа на проблемы психического развития человека; как и Райх, за свои расхождения она была подвергнута осуждению со стороны психоаналитического сообщества (дисквалифицирована как инструктор по психоанализу в 1941 г.). Дисквалификация не смогла помешать Хорни далее развивать свою теорию. Она основала Американский институт психоанализа и была его первым деканом вплоть до своей смерти.

Можно выделить несколько основных положений, являющихся основой социокультурной теории К. Хорни. Во-первых, она отвергала идеи З. Фрейда относительно психологии женщины, особенно его утверждение о том, что ведущим фактором женского психологического развития является зависть к пенису. Во-вторых, ее общение с рядом выдающихся психологов и антропологов (Э. Фромм, М. Мид, Г.С. Салливан) привело ее к мысли, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивида. Клинические наблюдения за пациентами, которых она вела в Европе и Америке, показали значительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов на развитие личности. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности. К. Хорни поддерживала основные идеи Фрейда относительно решающей роли детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности взрослого. Однако относительно специфики формирования личности их мнения расходились. Хорни не принимала утверждение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальность ребенка диктует особую направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и его родителями.

Согласно Хорни, ребенку присущи две основные потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение подразумевает все биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хорни признавала, что удовлетворение этой основной потребности играет важную роль в обеспечении физического выживания ребенка; однако, она считала, что ведущую роль в формировании личности играет другая основная потребность – в безопасности. Потребность в безопасности подразумевает стремление быть любимым, желанным и защищенным от опасностей окружающего мира. В удовлетворении этой потребности (впрочем, как и в удовлетворении первой основной потребности) ребенок полностью зависит от родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношениях к своему ребенку, то они удовлетворяют его потребность в безопасности. Это способствует формированию здоровой личности. Наоборот, если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, возможно патологическое развитие личности.

Неудовлетворение потребности в безопасности приводит к возникновению у ребенка чувства обиды и гнева по отношению к родителям (базальной враждебности). Это чувство вступает в конфликт с детской зависимостью о родителей. В результате этого конфликта негативные чувства вытесняются. Но и будучи вытесненной, базальная враждебность оказывает влияние на психику ребенка, наполняя ее ощущениями беспомощности, страха, любви и вины. Данный комплекс чувств получил название базальной тревоги (ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира).

Этиология невроза. В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым психическим состоянием. Она считала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. По мнению Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого человека. Чтобы справиться с ощущением недостаточной безопасности, беспомощности и страха перед окружающим миром, ребенок прибегает к различным защитным стратегиям. Выраженные в поведении, эти стратегии “ориентируют” человека на достижение, “приобретение” чего- либо, поэтому для их описания Хорни еще использовала термин невротические потребности. Хорни описала 10 таких стратегий/невротических потребностей.

    Потребность в любви и одобрении проявляется в постоянном неутолимом желании быть любимым и получать восхищение со стороны окружающих. Связана с повышенной чувствительностью и восприимчивостью к критике, которая может расцениваться как отвергание и проявление недружелюбия.

    Потребность в руководстве выражается в чрезмерной зависимости от других людей и боязни отказа (в близких отношениях) или одиночества. Связана с переоценкой любви и убежденностью в том, что любовь может решить все проблемы.

    Потребность в ограничениях выражается в предпочтении четких указаний и ограничений, переоценке роли порядка в жизни. Связана с нетребовательностью по отношению к условиям жизни, довольствованием малым, стремлением подчиняться.

    Потребность во власти выражается через доминирование и стремление контролировать действия окружающих как самоцель; презрение к человеческим слабостям.

    Потребность в эксплуатировании других выражается в боязни быть используемым другими или боязни выглядеть глупо в их глазах. При этом в отличие от случаев “нормы”, не наблюдается попыток изменить себя или ситуацию.

    Потребность в общественном признании выражается в желании быть объектом восхищения других людей; самооценка чрезмерно зависима от социального статуса.

    Потребность в восхищении собой выражается в стремлении создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений. Связана с потребностью в комплиментах и лести со стороны окружающих.

    Потребность в честолюбии выражается в сильном стремлении быть самым лучшим, невзирая на последствия; связана со страхом неудачи.

    Потребность в самодостаточности и независимости выражается в избегании любых отношений, предполагающих какие-либо обязательства, дистанцировании от людей.

    Потребность в безупречности и неопровержимости выражается в постоянных попытках быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях, стремлении поддерживать впечатление непогрешимости и совершенства.

Хорни считает, что эти стратегии присутствуют у всех людей. Они помогают нам справляться с неизбежными в жизни огорчениями и разочарованиями, чувствами враждебности и отверженности и беспомощности. Но, если здоровый человек легко заменяет одну стратегию на другую в изменившейся ситуации, то невротик стремится реализовать лишь одну из имеющихся стратегий, причем во всех возникающих социальных ситуациях. То есть, мы можем сказать, что стратегия/потребность имеет невротический характер, если личность превращает ее удовлетворение в образ жизни.

Хорни разделила данный список потребностей на три более общие категории. Каждая из этих категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений; каждая направлена на снижение чувства тревоги достижение чувства безопасности. Каждой стратегии соответствует определенная ориентация в отношениях с людьми.

    Ориентация на людей (уступчивый тип) предполагает зависимость, нерешительность и беспомощность как стиль взаимоотношений. Такому человеку необходимо, чтобы в нем нуждались, любили, защищали и руководили им. Цель отношений, в которые они вступают – избежать чувства одиночества и ненужности. Однако под маской любезности и зависимости могут скрываться подавленная враждебность, стремление вести себя агрессивно.

    Ориентация от людей (обособленный тип) характеризуется отсутствием заинтересованности в людях, отстраненностью, избеганием тесных межличностных отношений. Для таких людей характерны стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

    Ориентация против людей (враждебный тип) это такой стиль поведения, для которого характерны доминирование, враждебность к другим людям и стремление их эксплуатировать. Жизнь при этом рассматривается как борьба всех против всех. Все поведение направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций.

Как и невротические потребности, данные межличностные ориентации в различной степени использует каждый человек в различных жизненных ситуациях. Однако, как и в предыдущем случае, здоровый человек способен гибко менять ориентации сообразно меняющимся обстоятельствам и в зависимости от своих целей. Невротик не может сделать адекватный ситуации выбор и стремится использовать только одну из имеющихся ориентаций. Более того, и у здорового человека, и у невротика эти ориентации находятся в противоречии между собой. Однако у здоровых это противоречие не несет такого эмоционального заряда, как у невротиков, благодаря гибкому использованию всех трех ориентаций. У невротиков оно становится основой базального конфликта.

Базальный конфликт. Базальный конфликт невротика заключается в противоречиях в отношениях, которые у него складываются с другими людьми. Порождается этот конфликт несовместимыми типами ориентаций, составляющих ядро невроза. Напомню, ориентации невротика негибки, не соответствуют изменяющейся ситуации; одна из ориентаций регулярно используется, остальные подавляются.

Человек пытается преодолеть этот конфликт, используя различные пути. Во-первых, он может подавлять определенные стороны своей личности, актуализируя противоположные подавляемым черты. Во-вторых, человек может создать такую дистанцию между собой и другими людьми, которая не даст возникнуть конфликту. В-третьих, человек может создать идеализированный образ самого себя, который будет восприниматься как реальное “Я”. Идеализированный образ придает реальную уверенность в себе и реальную гордость. Следующий вариант избежания базального конфликта – экстернализация его (восприятие внутренних процессов, как если бы они имели место вне человека), проекция собственных недостатков, перенесение ответственности за отношения на других людей. Другие варианты избегания конфликта – избирательная “слепота” в отношении наиболее явных противоречий, фрагментация жизни на отдельные части, строжайший самоконтроль и т.д.

Последствиями неразрешенных базальных конфликтов могут быть страхи. Один из наиболее распространенных – страх разрушения защитных образований (боязнь умопомешательства, гибели и т.п.). Другие виды страхов, связанные с базальным конфликтом, - страх разоблачения (защитных уловок), страх собственных изменений и т.д. Страхи образуют препятствия на пути разрешения базального конфликта и интеграции личности, поэтому при лечении неврозов, считала Хорни, обязательна работа со страхами пациента.

Еще одно следствие неразрешенного базального конфликта – “обеднение личности”. Хорни подразумевала под этим термином ощущения слабости, нерешительности, опустошенности, внутреннее напряжение, отчуждение от собственного “Я” и т.п. Это приводит пациента к уменьшению искренности и возрастанию эгоцентризма.

Теория личности Хорни - система представлений, которые развивались в дискуссии со многими положениями З. Фрейда. Были отвергнутым пан-сексуализм и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов, достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство базальной тревожности, обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества).

Она значительно отходит от ортодоксального психоанализа в нескольких аспектах: отказываясь от конструкта либидо, отвергая предположение об обусловленности поведения всех людей врожденными запретными инстинктами, такими как инцест и деструктивность, и подчеркивая в большей степени соц., чем биолог. детерминанты личности.

Причины невроза по Хорни. У каждого человека есть способности и желание творчески развить свой потенциал и занять достойное место среди себе подобных. Психопатология возникает лишь в том случае, если это врожденное стремление к положительному росту и самореализации блокируется внешними соц. воздействиями.

В то время как у здорового ребенка развивается чувство принадлежности к безопасной и обеспечивающей питание семье, ребенок, воспитанный невротичными родителями, испытывает глубокие сомнения, сильные страхи и воспринимает окружающий мир как враждебный и пугающий. Снижение этой интенсивной базисной тревоги становится теперь главной целью ребенка, доминирующей над его врожденными здоровыми желаниями и потребностями. В силу этого он отвергает теплые и спонтанные отношения с др. людьми и манипулирует ими в целях собственной выгоды. Так здоровый поиск самореализации замещается общим стремлением к защищенности и безопасности - признак невроза.

Движение к, против и прочь от людей. Невротическое стремление к безопасности реализуется путем преувеличения одной из трех главных характеристик базисной тревоги: беспомощности, агрессивности и отстраненности.

При невротической беспомощности человек испытывает чрезмерно сильное желание оказаться под чьей-либо защитой и преувеличенно, лицемерно уступает желаниям др. людей (движение к людям).

При невротической агрессивности человек уверен, что жизнь представляет собой дарвиновские джунгли, в которых выживают лишь самые приспособленные (движение против людей). Людям с невротической агрессивностью большинство окружающих кажутся враждебно настроенными и лицемерными; они полагают, что истинные чувства недостижимы или даже не существуют.

При невротической отстраненности человек избегает близких или даже случайных контактов с другими (движение прочь от людей).

В то время как здоровый человек свободен двигаться к, против или прочь от людей в зависимости от обстоятельств, три невротических решения непроизвольны и ригидны. Они, однако, не являются взаимоисключающими. В каждом случае две ориентации, значение которых сознательно преуменьшается, остаются действующими на бессознательном уровне и конфликтуют с доминирующей ориентацией.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Теория личности Карен Хорни»

Введение

Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Астрология, теология, философия, литература и социальные науки, это некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека.

Развитие теорий и экспериментальных исследований ищут пути реализации более эффективных и продуктивных стратегий преодоления жизненных трудностей. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета.

Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета - являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально, а не полагается на интуицию, фольклор или здравый смысл. В то же время отношение к «науке о личности» достаточно противоречиво, поскольку ее развитие порождает некоторые естественные опасения. Так, каким бы заманчивым ни казалось нам постигнуть причины, лежащие в основе тех или иных наших поступков, мы в то же время сопротивляемся, когда кто-то другой пытается дать объективную картину нашего поведения, как-то нас характеризовать.

1. Биографический очерк

Карен Хорни (Karen Horney), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко верующим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучили сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой. Позднее она призналась: «Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной». В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В течение следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов депрессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытке самоубийства К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее личных проблем. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа - все это привело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее, после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она работала в Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподаванием, написанием научных работ и путешествиями.

В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в Соединенные Штаты. Она была принята на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте. Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхождение ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого она основала Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти от рака в 1952 году.

2 . Социокультурная теория личности Карен Хорни , основные концепции и принципы

хорни психология социокультурный женщина

Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, - это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявления о том, что женщинами движет «зависть к пенису», являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации. В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого. Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира». Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности - является одной из основополагающих концепций Хорни.

Базальная тревога: этиология неврозов

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Согласно Хорни, базальная тревога развивается на основе чувства одиночества, беспомощности и заброшенности во враждебном окружении.

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Они представлены в таблице, вместе с соответствующими стилями поведения.

Десять невротических потребностей, описанных Хорни

Избыточная потребность

Проявления в поведении

1. В любви и одобрении

Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию

2. В руководящем партнере

Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви - убежденность в том, что любовь может решить все

3. В четких ограничениях

Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим

4. Во власти

Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости

5. В эксплуатировании других

Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их

6. В общественном признании

Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса

7. В восхищении собой

Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих

8. В честолюбии

Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи

9. В самодостаточности и независимости

Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся

10. В безупречности и неопровержимости

Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни поясняет, что невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. «Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви». Потребность определенно имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни.

Ориентация на людей, от людей и против людей

В своей книге «Наши внутренние конфликты» (1945) Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут». Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке». Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип . Ориентация против людей - это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет. Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь - это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь - деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение. Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Психология женщины

Как упоминалось выше, Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением Фрейда в отношении женщин. Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подобного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчины испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан «мужским гением, и почти все, кто развивал идеи психоанализа, были мужчинами». Надо отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного направления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний. Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское «превосходство».

Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала «переоценку» женщинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилегиям. «В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбирать партнера» Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей. Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо согласуются с феминистским мировоззрением. Хорни приветствовала стремительные изменения в ролевом поведении и отношениях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочисленные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные исследователи.

Заключение

Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности.

Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.

К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но, несмотря на это, ее теоретические и клинические идеи имеют огромный отклик. Она много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью. Таким образом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.

Л итература

1. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер «Теории личности» http://www.koob.ru/hjelle_ziegler/

2. Карен Хорни «Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза» http://lib.rus.ec/b/235778 /read

3. Карен Хорни «Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление. http://lib.rus.ec/b/170197 /read

4. Карен Хорни «Женская психология» http://lib.rus.ec/b/258208 /read

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Предпосылки формирования Карен Хорни как психоаналитика: краткий биографический очерк и этапы творческого становления данного ученого, направления ее исследований и оценка значения наследия. Отношение к комплексу кастрации. Женский мазохизм, его причины.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2013

    Цель психотерапии Хорни. Стратегии межличностного поведения: ориентация "от людей", "против людей" и "к людям". Невротические потребности, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными тревогой.

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Типология личности в отечественной психопатологии. Взаимосвязь степени нервозности и типа личности в исследованиях Карен Хорни - мыслителя и основополагающей фигуры феминистского психоанализа. Формирование структуры характера на основе опыта детства.

    реферат , добавлен 12.10.2011

    Теория конфликта Карен Хорни как синтез работ Фрейда и Адлера. Понятие "базисной тревоги", виды невротических проявлений. Стратегии поведения: движение к людям, против них и от них. Культурные факторы возникновения конфликта. Разрешение конфликтов.

    реферат , добавлен 05.02.2009

    Влияние ортодоксального психоанализа Зигмунда Фрейда на взгляды Карен Хорни. Отражение концепций психолога в произведении "Невротическая личность нашего времени": объяснение противоречий культуры и последствий невротизма для определенной личности.

    реферат , добавлен 25.06.2011

    Неофрейдизм как направление в социальной психологии. Основные представители неофрейдизма. Формирование адаптации и развитие направленности личности подростков. Диагностика социально-психологической адаптации. Три типа направленности личности по К. Хорни.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Сущность внутренних конфликтов. Их признаки у нормальной и невротической личности. Взгляды Карен Хорни на природу внутренних конфликтов и конфликтов между полами. Причины возникновения неприязни к партнёру. Расхождение между ожиданиями и осуществлением.

    реферат , добавлен 10.12.2009

    Личность–человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. Эрих Фромм. Карен Хорни. Гарри Стек Салливан. Исследования в области шизофрении. Курт Гольдштейн. Конституциальная психология Шелдона.

    контрольная работа , добавлен 24.10.2007

    Психоаналитическая теория личности по Фрейду. Структура личности. Защитные механизмы личности. Процессы и переживания в психологическом опыте людей. Психологическое здоровье как проявление личностного единства.

    реферат , добавлен 28.06.2007

    Теоретические аспекты исследования психоаналитической концепции К. Хорни. "Новые пути в психоанализе" - системное описание невроза. Обоснование роли культуры в формировании невротических конфликтов и защит; применимость теории Хорни к женской психологии.

К. Хорни соглашалась с мнением З. Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого, но не принимала утверждения З. Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно К. Хорни, для детства характерны две потребности: потребность удовлетворении и потребность в безопасности . Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хоря придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физически выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. К. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базалъной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувством беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

Итак, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения К. Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.


Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности, враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей (табл. 6-4).

Таблица 6-4. Десять невротических потребностей, описанных К. Хорни

Избыточная потребность Проявления в поведении
1. В любви и одобрении Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию
2. В руководящем партнере Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви - убежденность в том, что любовь может решить все
3. В четких ограничениях Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим
4. Во власти Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости
5. В эксплуатировании других Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их
6. В общественном признании Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса
7. В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих
8. В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи
9. В самодостаточности и не­зависимости Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся
10. В безупречности и неопро­вержимости Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

К. Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они по­могают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неиз6ежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если того требуют меняющиеся обстоятельства.

Все десять потребностей можно разделить на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип. Предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого К. Хорни относит к уступчивому ту, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут». Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью – избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим бдением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип. Обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Люди, которых К. Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке». Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям - они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип. Это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждеб­ность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, ис­ходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет». Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь - это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь - деньгах, престиже, контактах или идеях. К. Хорни отмечала, что враж­дебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать дру­гих, получать общественное признание и восхищение.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного соци­альными влияниями в детстве. С точки зрения К. Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по К. Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он спосо­бен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сде­лать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встаю­щие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Выводы:

1. З. Фрейд считал движущей силой развитая либидо и выделял следующие стадии развития человека: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.

2. А. Фрейд выделяла стадии развития либидозной потребности (оральная, анальная, фаллическая, латентная, предпубертатная и пубертатная) и агрессивности (кусание, плевание, цепляние; разрушение и жестокость; властолюбие, хвастовство, зазнайство; дисоциальные начала). Кроме того, развитие происходит с развитием защитных механизмов и интериоризацией родительского авторитета.

3. Э. Эриксон считает, что развитие продолжается всю жизнь, и выделяет восемь стадий развития.

4. К. Хорни считала, что не существует стадий психического развития, и что решающую роль в развитии играет удовлетворение родителями потребности ребенка в безопасности. Если эта потребность не удовлетворяется, то возникает базальная тревога, которая компенсируется одной из 10 защитных стратегий. Каждой стратегии также сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top