Староверы. Старообрядцы - это кто? Старообрядцы и староверы: разница

Староверы. Старообрядцы - это кто? Старообрядцы и староверы: разница

Кто они такие?

Факт пятый Царь поддержал Никона и началось преследование староверов. Последние видели спасение в территориальной и социальной изоляции от мира " Антихриста". Центром церковной оппозиции стал Новгород, откуда многие и устремились в конце 17 века за "шведский рубеж", в том числе и на территорию Эстонии. В 1700 - 1719 в Ряпина действовал монастырь старообрядцев - федосеевцев , откуда последние,возможно, и расселились по Западному Причудью. Первый молильный дом был построен в 1740 году в дер. Кикита.
Из российских императоров более всего староверы ненавидели двух:
Петра Первого (1782 - 1725), который требовал сбривать бороды, забирал в солдаты, всех пересчитал (с какой целью?) и напоследок передал престол "бабе", и Николая Первого (1825 - 1855), при котором практически все молильные дома были закрыты. Времена менялись и в 1905 г. преследования прекратились, а в 1971 Поместный собор РПЦ отменил все запреты и порицания старых обрядов "яко не бывшие".

Что же это за обряды такие, от которых мои предки не отказывались даже под страхом смерти?

Их много, но я остановлюсь на наиболее известных и очевидных.

Крестное знамение у староверов совершается так...

Это так называемое двуперстие в отличии от троеперстия , которое используют православные. Причём обе эти формы пришли на Русь из Византии в 10 веке, но после падения последней троеперстие стало ассоциироваться с "латинством"(католичеством) и вышло из употребления.

А. Символизирует две природы Христа (Бог и человек)
В. Символизирует Троицу (Отец, Сын и Дух Святой)

Поскольку верующий осеняет себя крестом , то в старообрядческом двуперстии есть своялогика , т.к. крестясь они изображают распятие только Христа, в то время как православные, получается, распинают всю Троицу. Опять же оставляя два пальца " праздными" (ничего ими не изображая) , Никон, по мнению старообрядцев "упразднил" Христа. В пылу полемики утверждалось также, что трехперстое знамение это следование Иуде Искариоту, предателю Христа, ибо "Иуда брал соль щепотью, поэтому креститься щепотью- грех ". Интересно, что, желая показать как крестятся "никониане", старообрядцы употребляют для этого левую руку, чтобы не "осквернить" правой.
В христианском мире существует также и одноперстие (коптская церковь) и пятиперстие (католическая церковь)

Земные поклоны


Старообрядцы отдают предпочтение Православные- поясным
земным поклонам

При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, точнее молитвенного коврика(подручника), поскольку во время молитвы руки должны оставаться чистыми.

Восьмиконечный крест Старообрядцы признают только восьмиконечный крест , считая его завершённым и единственно полноценным. Именно такой крест, якобы, обнаружила св. царица Елена (мать имп. Константина) при раскопках на Голгофе в 4 веке. Все остальные формы - происки "латинян", то есть католиков. П равославные же ничего не имеют против "неполноценных" четырёх - и шести - конечных крестов.

Старообрядческое кладбище в Калласте

Знаменное пение Старообрядцы используют при богослужении т.н. знаменное (крюковое) пение, господствовавшее в русской церкви до 17 века. В отличие от введённого Никоном партесного пения, знаменное имеет две главные особенности:

А. Это пение одноголосное, т.е. независимо от количества голосов песнопение должно звучать в один голос, в унисон.
В. Из - за большого количества гласных звуков напев получается мелодичный, но слова разобрать порой сложно.

Да что говорить, слушайте, смотрите и... сравнивайте.

Партесное пение (православное)

Знаменное пение (старообрядческое)

Посолонь, сугубая "аллилуйя" и Исус Во время крестного хода старообрядцы ходят вокруг храма по солнцу (посолонь), т.е. по часовой стрелке, а православные против солнца. С логикой у староверов всё в порядке: "Поскольку Христос есть солнце праведное, ходить против солнца означает идти против Христа "

Квалифицируя РПЦ Московской патриархии как инославную . Поповцы полагают новообрядцев еретиками «второго чина» (для приёма в молитвенное общение от которых достаточно миропомазания , причём такой приём осуществляется, как правило, с сохранением духовного сана переходящего в старообрядчество лица)^ ^; большинство беспоповцев (кроме часовенных и некоторых нетовцев) полагают новообрядцев еретиками «первого чина», для приёма которых в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён .

Исходя из своих воззрений на церковную историю, беспоповцы различают понятия «древлеправославного христианства» вообще (правой веры, по их мнению, идущей от Христа и апостолов) и старообрядчества в частности (оппозиции реформам Никона, возникшей в середине XVII века).

Крупнейшая старообрядческая организация в современной России --- Русская православная старообрядческая церковь --- относится к поповцам.

Обзор истории старообрядчества

Последователи старообрядчества отсчитывают свою историю с Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром , который воспринял православие от греков. Флорентийская уния (1439) с латинянами послужила главной причиной для отделения Русской поместной церкви от Константинопольского патриарха-униата и создания автономной Русской поместной церкви в 1448 году, когда собор русских епископов поставил себе митрополита без участия греков. Большим авторитетом у старообрядцев пользуется Поместный Стоглавый собор 1551 года в Москве. С 1589 года русская церковь стала возглавляться патриархом.

Реформы Никона, начатые в 1653 году, по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам встретили сильное сопротивление со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию . В 1667 году состоялся Большой Московский собор . Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны. Первым восстал Соловецкий монастырь , который был разорён стрельцами в 1676 году. В 1681 году состоялся поместный собор Русской церкви; собор настойчиво просил царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами. Сразу после собора начались расправы. В 1682 году состоялась массовая казнь старообрядцев --- было сожжено в срубе четыре узника. Правительница Софья по просьбе духовенства, собора 1681---1682 года, издала в 1685 году знаменитые «12 статей» --- государственные всеобщие законы, на основании которых были в дальнейшем преданы различным казням: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев. В ход против старого обряда на протяжении всего послереформенного периода со стороны новообрядческих соборов и синодов шли самые различные средства: клевета, ложь, подлоги. Особенно знамениты такие подлоги, как Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина и Феогностов Требник. Для борьбы со старым обрядом была проведена и деканонизация Анны Кашинской в 1677 году.

Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке, по некоторым мнениям, до трети русского населения были старообрядцами^ ^. Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке. Социально-экономический расцвет был следствием изменения государственной политики в отношении старообрядцев. Власть пошла на компромисс, введя единоверие . В 1846 году благодаря стараниям изгнанного турками с Босно-Сараевской кафедры греческого митрополита Амвросия старообрядцам-беглопоповцам удалось восстановить церковную иерархию на территории Австро-Венгрии среди беженцев. Появилось Белокриницкое согласие . Однако не все старообрядцы приняли нового митрополита, отчасти из-за сомнений в истинности его крещения (в греческом православии практиковалось «обливательное», а не полное крещение). Амвросий возвёл в различные степени священства 10 человек. Первоначально белокриницкое согласие действовало среди эмигрантов. Им удалось вовлечь в свои ряды донских казаков-некрасовцев . В 1849 году белокриницкое согласие распространилось и на Россию, когда в сан был возведён первый епископ белокриницкой иерархии в России Софроний . В 1859 году был посвящён в сан архиепископ Московский и всея Руси Антоний , который в 1863 году стал митрополитом. Вместе с тем, воссоздание иерархии осложнялось внутренними конфликтами между епископом Софронием и архиепископом Антонием. В 1862 году большие дискуссии в старообрядческой среде произвело Окружное послание, которое делало шаг навстречу новообрядному православию. Оппозиционеры этого документа составили толк неокружников .

В статье 60 Устава о предупреждении и пресечении преступлений говорилось: «Раскольники не преследуются за мнения их о вере; но запрещается им совращать и склонять кого-либо в раскол свой под каким бы то видом». Им было запрещено строить церкви, заводить скиты , а существующие даже чинить, а также издавать какие-либо книги, по которым совершались их обряды. Старообрядцы ограничивались при занятии общественных должностей. Религиозный брак старообрядцев, в отличие от религиозных браков прочих конфессий, не признавался государством. До 1874 года все дети старообрядцев считались незаконнорождёнными . С 1874 года для старообрядцев был введён гражданский брак : «Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, через записание в установленные для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака»^ ^.

Некоторые ограничения для старообрядцев (в частности, запрет занимать общественные должности) были отменены в 1883 году^ ^.

Советская власть в РСФСР и позже СССР относительно благосклонно относилась к старообрядцам до конца 1920-х годов в русле своей политики поддерживать течения, оппозиционные патриарху Тихону . Великая Отечественная война была встречена неоднозначно: большинство старообрядцев призывали защищать Родину, но были и исключения, например, Республика Зуева или староверы деревни Лампово , федосеевцы которой стали злостными коллаборационистами ^ ^.

Относительно количества старообрядцев у исследователей нет единого мнения. Это связано как со стремлением официальных властей Российской империи занизить число старообрядцев в своих отчётах, так и отсутствием полноценных научных исследований, посвящённых этой теме. Клирик РПСЦ Иоанн Севастьянов полагает «вполне адекватной цифрой на начало XX в. <...> 4-5 млн человек из 125 млн населения Российской империи»^ ^.

В послевоенное время, по воспоминаниям епископа Евмения (Михеева) , «в местах, где традиционно жили старообрядцы, быть публично коммунистом и посещать тайно церковь никогда не было чем-то из ряда вон выходящим. Они не были воинствующими атеистами. Ведь многие же верующие люди вступали в КПСС вынужденно для того, чтобы иметь приличную работу или занимать какую-нибудь руководящую должность. Поэтому таких людей было довольно много»^ ^.

Реформы патриарха Никона

В ходе реформы, предпринятой Патриархом Никоном в 1653 году, богослужебная традиция Русской церкви, сложившаяся в XIV---XVI веках, была изменена в следующих пунктах:

  1. Так называемая «книжная справа », выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа Веры : убран союз -противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рожденна, а не сотворенна», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святого исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других исправлений, например, в слово «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).
  2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов --- в 1653 году Никон разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».
  3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
  4. Возглас «аллилуйя » во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
  5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.

Современность

В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии , Литве , Эстонии , Молдавии , Казахстане , Польше , Белоруссии , Румынии , Болгарии , Украине , США , Канаде и ряде стран Латинской Америки ^ ^, а также в Австралии .

Крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за её границами --- Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия , осн. в 1846 году), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра --- в Москве и Браиле, Румыния. В 2007 году рядом клириков и мирян РПСЦ была образована самостоятельная Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии .

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские , но есть также украинцы , белорусы , карелы , финны , коми , удмурты , чуваши и другие.

3 марта 2016 года в Московском доме национальностей состоялся круглый стол на тему «Актуальные проблемы старообрядчества», на котором присутствовали представители Русской православной старообрядческой церкви, Русской Древлеправославной церкви и Древлеправославной поморской церкви^ ^. Представительство было самое высокое --- московский митрополит Корнилий (Титов) , древлеправославный патриарх Александр (Калинин) и поморский духовный наставник Олег Розанов. Встреча на таком высоком уровне между разными ветвями православия прошла впервые^ ^.

1 и 2 октября 2018 года в Доме русского зарубежья им. А. И. Солженицына прошёл Всемирный старообрядческий форум, на котором собрались представители всех основных согласий для решения общих проблем, сохранения тех духовных и культурных ценностей, которые объединяют современных старообрядцев, несмотря на вероучительные различия^ ^.

Основные течения старообрядчества

Поповство

Одно из самых широких течений старообрядчества. Возникло в результате раскола и закрепилось в последнем десятилетии XVII века.

Примечательно, что сам протопоп Аввакум высказывался за то, чтобы принимать священство из новообрядческой церкви: «И иже в православных церквах, где пение без примеса внутрь алтаря и на крылосах, а поп новопоставлен, о сем посудить --- аще он поп проклинает никониан и службу их и всею крепостию любит старину: по нужде настоящего ради времени да будет поп. Как же в миру быть без попов? К тем церквам приходить»^ ^.

Вначале поповцы были вынуждены принимать священников, перебегавших по различным причинам из Русской православной церкви. За это поповцы получили название «беглопоповцы». В силу того, что многие архиепископы и епископы либо присоединились к новой церкви, либо, в противном случае, были репрессированы, старообрядцы не могли сами рукоположить дьяконов, священников или епископов. В XVIII веке было известно несколько самозваных епископов (Афиноген , Анфим), которые были разоблачены старообрядцами.

При приёме беглых новообрядческих священников поповцы, ссылаясь на постановления разных Вселенских и поместных соборов, исходили из действительности рукоположения в РПЦ и возможности приёма трёхпогружательно крещёных новообрядцев, в том числе священство вторым чином (через миропомазание и отречение от ересей), ввиду того, что Апостольская преемственность в этой церкви сохранилась, несмотря на реформы.

В 1846 году, после перехода в старообрядчество митрополита Боснийского Амвросия , возникла Белокриницкая иерархия, которая в настоящее время является одним из самых крупных старообрядческих направлений, приемлющих священство. Большая часть старообрядцев приняла старообрядческую иерархию, но третья часть перешла в беспоповщину.

По догматике поповцы мало отличаются от новообрядцев, однако придерживаются при этом старых --- дониконианских --- обрядов, богослужебных книг и церковных традиций.

Численность поповцев на конец XX века составляет около 1,5 млн человек, большая часть которых сосредоточена в России (самые большие группы находятся в Московской и Ростовской областях).

В настоящее время поповцы делятся на две основные группы: Русская православная старообрядческая церковь и Русская древлеправославная церковь .

Единоверие

В 1800 году для старообрядцев, перешедших под юрисдикцию РПЦ, но сохранивших всю дореформенную обрядность, митрополитом Платоном (Левшиным) были учреждены «пункты о единоверии». Самих же старообрядцев, перешедших в Синодальную церковь с сохранением старых обрядов, книг и традиций, стали называть единоверами.

Единоверие имеет законное священство, хиротоническую преемственность и евхаристическое общение с сообществом поместных Православных церквей .

Сегодня в лоне Русской православной церкви существует единоверие (православное старообрядчество) --- приходы, в которых сохраняются все дореформенные обряды, но при этом они признают иерархическую юрисдикцию РПЦ и РПЦЗ (см. например: преосвященный Иоанн (Берзинь) , епископ Каракасский и Южно-Американский, управляющий единоверческими приходами РПЦЗ).

Беспоповство

Возникло в XVII веке после смерти священников старого рукоположения. В рядах старообрядцев после раскола не было ни одного епископа, за исключением Павла Коломенского, умершего ещё в 1654 году и не оставившего себе преемника. По каноническим правилам церковная иерархия без епископа существовать не может, так как только епископ имеет право посвятить священника и диакона. Старообрядческие священники дониконовского поставления скоро умерли. Часть старообрядцев, непризнавшая каноничности священников, поставленных в свои должности по новым, реформированным, книгам, вынужденно пришла к отрицанию возможности сохранения в мире «истинного» духовенства, и сформировала беспоповский толк. Старообрядцы (именуемые официально как древлеправославные христиане иже священства не приемлющие ), отвергнувшие священников нового поставления, оставшись совершенно без священников, стали в быту называться беспоповцами , богослужение они стали, по возможности, проводить т. н. мирянским чином , в котором отсутствуют элементы, осуществляемые иереем.

Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами. Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край (современная Карелия) и речка Керженец в Нижегородских землях. Впоследствии, в беспоповском движении возникли новые разделения и образовались новые согласия : даниловское (поморское) , федосеевское , Филиповское , часовенное , спасово , аристово и другие, более мелкие и экзотические, вроде средников , дырников и бегунов .

В XIX веке крупнейшим центром беспоповства стала федосеевская община Преображенского кладбища в Москве , в которой ведущую роль играли старообрядческие купцы и владельцы мануфактур . В настоящее время крупнейшие объединения беспоповства --- Древлеправославная поморская церковь и Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия .

По оценке Дмитрия Урушева: «Но не все староверческие общины выдержали проверку временем. До наших дней не дотянули многие согласия, некогда бывшие весьма многочисленными. Поредели общины федосеевцев и спасовцев. По пальцам можно пересчитать бегунов, мелхиседеков, рябиновцев, самокрестов, титловцев и филипповцев»^ ^.

К числу беспоповских согласий в ряде случаев относили и относят некоторые псевдохристианские секты на том основании, что последователи этих сект также отвергают окормление официальным священством.

Отличительные черты

Богослужебно-обрядовые особенности

Отличия «древлеправославной» службы от «общеправославной» :

  • Двуперстие при крестном знамении .
  • Крещение только путём троекратного полного погружения.
  • Исключительное использование восьмиконечного Распятия ; четырёхконечное Распятие не используется, поскольку считается латинским. Почитается простой четвероконечный крест (без Распятия).
  • Написание имени Исус с одной буквой «и», без новогреческого добавления второй буквы Ии сус, что соответствовало правилам славянского написания имени Христа: ср. укр. Ісус Христос, белор. Ісус Хрыстос, серб. Исус, русин. Ісус Хрістос, макед. Исус Христос, босн. Isus, хорв. Isus
  • не допускаются светские типы пения: оперное, партесное , хроматическое и пр. Церковное пение остаётся строго монодическим, унисонным.
  • богослужение проходит по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око».
  • нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы , стихиры и песни канонов исполняются полностью.
  • не используются акафисты (за исключением «Акафиста о Пресвятой Богородице») и другие позднейшие молитвенные сочинения.
  • не служится великопостная служба Пассия, имеющая католическое происхождение.
  • сохраняются начальные и исходные поклоны .
  • поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение , поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время.
  • Великой Агиасмой считается вода, освящённая в навечерие Богоявления .
  • Крестный ход совершается по солнцу (по часовой стрелке).
  • в большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах , косоворотках , сарафанах и т. п.
  • более широко используются погласицы в церковном чтении.
  • сохраняется применение некоторых дораскольных терминов и старославянское написание некоторых слов (Псалты рь , Иеро салим, Давы д , Предо теча , Сав атий, Евв а, священноинок (а не иеромонах) и др.) --- см. список различий .

Символ веры

В ходе «книжной справы» было внесено изменение в Символ веры : убран союз -противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву « ») пойти на страдание и смерть.

Дореформенный текст «Новообрядческий» текст
Ісусъ, (Ісъ) Іи сусъ, (Іи съ)
Рожденна, а не сотворенна Рожденна, не сотворенна
Его же царствію несть конца Его же царствию не будет конца
И воплотившегося от Духа Свята, и Марии девы вочеловечшася И воплотившегося от Духа Свята и Марии девы, и вочеловечшася
их . И воскресшаго в третий день по Писанием .
Господа истиннаго и животворящаго Господа животворящаго
Чаю воскресения мертвым Чаю воскресения мертвых

Старообрядцы считают, что греческие слова в тексте --- τò Κύριον --- означают Господственный и Истинный (то есть Господа Истиннаго ), и что по самому смыслу Символа веры требуется в нём исповедовать Духа Святого истинным, как исповедают в том же Символе веры Бога Отца и Бога Сына Истинными (во 2 члене: «Света от Света, Бога Истинна от Бога истинна»)^ ^^:26^.

Сугубая аллилуия

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии», что в переводе с древнееврейского языка означает «хвалите Бога», было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже». По мнению греко-россиян (новообрядцев), тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице. Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа ^ ^.

По мнению старообрядцев, древняя церковь говорила «аллилуия» дважды, поэтому и русская дораскольная церковь знала только двойную аллилуию. Исследования показали, что в греческой церкви тройная аллилуия изначально практиковалась редко, и стала там возобладать только в XVII веке^ ^. Двойная аллилуия не было нововведением, появившимся в России лишь в XV веке, как утверждают сторонники реформ, и тем более не погрешность или опечатка в старых богослужебных книгах. Старообрядцы указывают на то, что тройная аллилуия была осуждена древней русской церковью и самими греками, например, преподобным Максимом Греком и на Стоглавом соборе^ ^^:24^.

Поклоны

Не допускается замена земных поклонов на поясные.

Поклоны бывают четырёх видов:

  1. «обычный» --- поклон до персей или до пупа;
  2. «средний» --- в пояс;
  3. малый земной поклон --- «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние);
  4. великий земной поклон (проскинеза).

У новообрядцев и для священнослужителей, и для монашествующих, и для мирян предписывается класть поклоны лишь двух видов: поясные и земные (метания).

«Обычный» поклон сопровождает каждение, возжигание свечей и лампад; прочие творятся при молитве соборной и келейной по строго установленным правилам.

При великом земном поклоне колени и голову нужно преклонить до земли (пола). По совершении крестного знамения , простертые ладони обеих рук кладутся на подручник , обе рядом, а потом голову наклоняют до земли столько, чтобы головой коснуться рук на подручнике: колени также преклоняют до земли вместе, не растопыривая их.

Метания выполняются быстро, одно за другим, что снимает требование о преклонении головы до самого подручника.

Богослужебное пение

Тува

Апокрифы

Апокрифы были широко распространены на Руси среди христиан ещё до раскола, и у части старообрядцев существовал интерес к апокрифам , чаще всего эсхатологическим. Некоторые из них названы и осуждены в «Окружном послании» 1862 г : «Видение ап. Павла», «Хождение Богородицы по мукам », «Сон Богородицы», «Хождение старца Агапия в рай», а также «Сказание о двенадцати пятницах », «Епистолия о неделе», «Беседа трёх святителей », «Иерусалимский список» и др. В XVIII---XIX вв. преимущественно среди беспоповцев появляется ряд самобытных апокрифических сочинений: Седмитолковый апокалипсис, «Книга Евстафия богослова об антихристе», «Толкование Амфилохиево вторыя песни Моисеовы», «Слово от старчества, в немже инок Захария беседова к ученику своему Стефану об антихристе», ложное толкование Дан 2. 41-42, 7. 7, «Повесть о бражнике, из бесед евангельских», тетрадь «О винном сотворении» (якобы из документов Стоглавого Собора), «О бульбе» из книги Пандок, «О духовном антихристе», а также «тетрадь», в к-рой названа дата кончины мира (Окружное послание. С. 16-23). Существовали старообрядческие апокрифические сочинения, направленные против употребления картофеля («Царь именем Мамер», со ссылкой на книгу Пандок); сочинения, содержащие запрет на употребление чая («В коем доме самовар и посуда, в тот дом не входить до пяти лет», со ссылкой на 68-е прав. Карф. Собора, «Кто пьет чай, тот отчаивается будущего века»), кофе («Кто пьет кофий, в том заводится злой ков») и табака, приписываемые Феодору IV Вальсамону и Иоанну Зонаре ; сочинения против ношения галстуков («Сказание о платах, неции носят, выписано ис Кроника, сиречь Летописца латынского»). Запрет на чтение сочинений, названных в «Окружном послании» , действовал только у старообрядцев

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство людей так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Давайте разбираться.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонинанами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами…Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь».

Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства.

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.


Василий Суриков, «Боярыня Морозова» 1887 г.

Я не зря прикрепил к статье именно эту работу художника Сурикова, где действующее лицо -Боярыня Морозова демонстрирует «двоеперстие». Немного о самой картине:

«Боярыня Морозова» - гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова, изображающая сцену из истории церковного раскола в XVII веке. После дебюта на 15-й передвижной выставке 1887 года приобретена за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереи, где и остаётся одним из основных экспонатов.

Интерес Сурикова к теме старообрядчества связывают с его сибирским детством. В Сибири, где было много старообрядцев, широкое распространение получили рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой».

Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. А прототипом стала тетка художника — Авдотья Васильевна Торгошина.

Портретный этюд был написан всего за два часа. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо - бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев».

Фигура боярыни на скользящих розвальнях - единый композиционный центр, вокруг которого группируются представители уличной толпы, по-разному реагирующие на её фанатичную готовность идти за своими убеждениями до конца. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Высоко поднятая в символическом жесте рука - как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Имя Иисуса

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововведения были не приняты старообрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Посолонь – движение по солнцу, способствующее увеличению жизненной силы и ускорению духовной эволюции.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Закатанные рукава ассоциируются там с палачами, а галстуки с виселицами.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Аллилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Руки крестом

Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Четки

Православные и старообрядческие четки отличаются. В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо количеством, кратным 10 или 12.

В старообрядчестве практически всех согласий активно используется лестовка* - чётки в виде ленты со 109 «бобочками» («ступенями»), разделёнными на неравные группы. Обратимся в очередной раз к картине Сурикова:

∗ Лестовкау боярыни на руке. Кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы - символа духовного восхождения, отсюда и название. При этом лестовка замкнута в кольцо, что означает непрестанную молитву. У каждого христианина-старообрядца должна быть своя лестовка для молитвы.
Крещение полным погружением

Старообрядцы приемлют крещение только полным троекратным погружением, тогда как в православных церквях допускается крещение обливанием и частичным погружением.

Монодическое пение

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками - «знаменами» или «крюками».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

(1645-1676). Реформа заключалась в исправлении богослужебных книг и некоторых изменениях в обрядах по греческому образцу. Например, в результате реформы двоеперстное сложение пальцев при осенении крестным знамением заменялось троеперстным, двойное возглашение "аллилуйи" - тройным, хождение "по солнцу" вокруг крещальной купели - хождением против солнца, написание имени Исус - на Иисус.

Поместный Собор Русской Православной Церкви , состоявшийся в году, признал неправоту Московского Собора 1656 и Большого Московского Собора 1667 года , «узаконивших» раскол. Анафемы на приверженцев старых обрядов, произнесенные на этих соборах, были признаны «яко не бывшими», а сами старые обряды равночестными с принятыми в Русской Православной Церкви. Следует помнить, что взятые в отдельности обряды нимало не спасительны.

По приблизительным оценкам последователей старообрядчества насчитывается около двух млн. человек.

История старообрядчества – одна из самых трагических страниц в истории не только Русской Церкви, но и всего русского народа. Торопливая реформа патриарха Никона разделила русский народ на два непримиримых лагеря, привела к отпадению от Церкви миллионов верующих соотечественников. Раскол разделил русский народ на два класса по самому важному для русского человека признаку религиозной веры. На протяжении двух с лишним столетий люди, искренне считавшие себя православными, испытывали друг к другу недоверие, вражду и не желали никакого общения.

Особую роль в старообрядчестве играет сохранение старых традиций и обрядов, благодаря чему были сохранены многие элементы древнерусской культуры: пение, духовные стихи, речевая традиция, иконы, рукописные и старопечатные книги, утварь, облачения и т.д.

Литература

  • Старообрядчество в дореволюционной России (уникальная коллекция фотографий начала XX века)

Использованные материалы

  • Священник Михаил Воробьев, настоятель Крестовоздвиженского храма г. Вольска. Ответ на вопрос "о непримиримом отношении к Русской Православной Церкви представителей Древлянской Поморской Церкви" // Портал Саратовской епархии

Многие задаются вопросом: "Староверы и старообрядцы - в чем разница терминологий и есть ли она вообще?" История возникновения этих необычных групп людей напрямую связана с одной известной личностью. Его имя - Никон, и именно этому человеку было предсказано судьбой возглавлять Русскую православную церковь и стать рычагом, который привел к образованию странной, самобытной культуры староверов.

Человек как теория раскола

Родился будущий патриарх в бедной крестьянской семье в мае 1605 года в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. Мать мальчика умерла сразу после его появления на свет, и отец женился во второй раз. Мачеха недолюбливала ребенка. Она морила его голодом и всячески издевалась.

Есть свидетельства, что женщина неоднократно пыталась лишить названного сына жизни. Но каждый раз Никиту (такое имя Никон получил при рождении) спасала счастливая случайность. Позже воспоминания об удивительных, фантастических ситуациях, где он одолевал смерть, давали ему уверенность в своей божественной миссии.

Именно большие амбиции привели к образованию такого течения, как староверы. Кто они и какую роль в их формировании играет патриарх, материал расскажет далее.

Часто заступалась за внука и бабушка. С детства мальчик был благосклонен к религиозной литературе. Священник, который учил грамоте, был для ребенка идеалом. Иногда Никита не мог заснуть. Его постоянно тревожили кошмары, что он может забыть церковные тексты. Набожный мальчик убежал без разрешения родителей в монастырь.

В 1624 году под предлогом смертельного состояния любимой бабушки юношу вернули домой. Там его женили на незнакомке. Тем не менее религию мужчина не покинул. Молодой муж устроился священником в местную церковь. Тогда он даже не догадывался о том, что древнерусская церковь староверов, в которой Никон начал править, впоследствии возненавидит его.

Начитанность, глубокая вера и чрезвычайное усердие сделали ему хорошую репутацию. Купцы, которые приезжали в город, заметили таланты молодого попа и предложили ему переехать работать в Москву.

Первые шаги к трагедии

Смерть всех его детей была тяжелым ударом. Тем не менее в этом событии он увидел божественный символ. Никон отправил жену в монастырь и сам посвятил свою жизнь служению Всевышнему.

Очень быстро он добивался успеха и вскоре вошел в высшие круги духовенства. Тогда возникла мысль освежить церковь и улучшить нравственность народа. Идеи, что зародились в этот период, позже привели к движению, которое окрестили "староверы". Кто они, до XVII не знали. Это слово появилось после выхода Никона на патриарший престол в 1652 году.

Как только он освоил новый титул, не замедлили реформы. На протяжении всей христианской истории русских земель духовенство держало ориентир на Византийскую церковь. В середине 1600 годов каноны русского православия очень сильно отличались от греческих. Это привело к различным методам проведений церемоний и обычаев в ритуалах. Никон всеми возможными способами пытался исправить отличия.

Сначала традиции русских и византийских храмов были идентичными, но через определенный период времени обряды вторых изменились. Большинство особенностей были приобретены после падения Константинополя.

Условия изменения обычаев на русских землях были жесткие. Книги с укоренившимися ритуалами публично жгли, а тех, кто придерживался старых законов, назвали еретиками.

Последствия миссии жизни

Сейчас историки твердо заявляют, что если бы патриарх вводил изменения постепенно, то не существовало бы такого понятия, как староверы. Кто они и каковы их принципы, человечеству сегодня было бы не известно.

Церковная реформа патриарха 1650-1660 годов была направлена ​​на введение новых и уничтожение старых канонов. Это стало причиной возникновения сторонников Никона. С другой стороны были приверженцы его врага - Аввакума. Последний считал, что записи в русских книгах лучше отражают православие, а греческие работы были неправильно изменены временем.

Относительно дальнейшей судьбы человека, который расколол русскую церковь, то она была неутешительной. Долгое время царь Алексей Михайлович уважал патриарха. Но в связи с агрессивными настроениями в сторону Никона большой группы духовенства их отношения охладели.

В 1666 году его разжаловали в должности и отправили в заточение в монастырь. Частично это было по инициативе государя. Здесь стоит заметить, что хотя эта персона потеряла свое уважение, церковь староверов не поддержала, и законы, которые поп так яро защищал, были приняты на официальном уровне.

В ссылке бывший патриарх пробыл 15 лет. Перед своей смертью Алексей Михайлович попросил у священника прощения. Сын царя, Федор, также чувствовал привязанность к священнику. Он позволил вернуться ему из ссылки. Но по дороге старик скончался. Несмотря на значительные протесты нового главы церкви, Никона-реформатора отпели как патриарха. Был погребен в соборе Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Федор Алексеевич сам читал над ним Апостол со слезами на глазах.

Дорога длиной в 700 лет

Еще со времен Киевской Руси ведут свою историю староверы. "Кто они?" - вопрос, который требует глубокого анализа.

Зародилась теория их религии сразу после принятия христианства князем Владимиром. Тогда правитель взял за основу православие греков. С 988 года жители великой державы начали жить по новым законам, что во многом противоречило язычеству.

В ходе исторических событий, с 1439 года Русская церковь выпала из-под власти Константинополя и начала развиваться самостоятельно. Так происходило до прихода на патриарший престол Никона, который в 1653 году снова взял курс на греческие каноны. Конечно, решительные изменения правил вызвали значительное сопротивление со стороны народных масс, которые считали нововведения недопустимыми и неправомерными. Происходило публичное осуждение всех тех, кто игнорировал греческие законы и продолжал придерживаться обрядов предков, которые были известны еще со времен князя Владимира. Манера молитвы, возглас «аллилуйя», количество просфор и крест староверов были изменены.

Наибольшим ударом для них стало принятие новаций официально. Некоторое время страна была на пороге религиозной войны. Начались репрессии и погони за всеми теми, кто был против новинок церкви. Отныне несогласных не просто называли еретиками, отлучали от святой троицы и забрасывали проклятиями, а и физически истребляли. Причем делалось все это на общегосударственном уровне и при содействии царской власти.

Религиозная община как политическая угроза

Во времена правления Петра Великого на старообрядцев был наложен двойной налог. В 1722 году издан указ о смертной казни для тех, кто будет способствовать расколу церкви, то есть продолжать молиться по старым традициям.

Уже к тому времени часть представителей начала скрываться. Многие семьи покинули места, на которых их предки веками жили, работали. Они ушли на дальние, дикие земли вглубь России. Тысячи людей покинули империю и искали счастья за рубежом.

Во время правления Екатерины II пропагандировалась политика религиозной терпимости. Именно тогда возникла терминология "староверы" и "старообрядцы". В чем разница этих двух понятий?

Ни в чем, они абсолютно идентичны. Первое значение возникло как слово, что характеризовало людей, которые оставались верны своим религиозным предпочтениям. Все, кто не подчинился нововведениям, носили оскорбительное название раскольники, еретики и староверы. Синоним "старообрядцы" ввела в употребление Екатерина II. Царица внедряла свежие реформы в религиозную сферу своей страны. Так, на некоторое время прекратилось преследование этих групп.

Целые семьи возвращались из-за границы. Но такие изменения продолжались недолго. Несмотря на то что представители этого течения были социально активны и благодаря своей упорной работе приносили прибыль государству, они также представляли для царского режима большую угрозу.

В ритме времени

Православные староверы воспринимались властью как политическое движение, игравшее роль оппозиции для императорского двора. И действительно, как только Екатерина II дала им официальное разрешение на строительство храмов, этим течением за короткий период времени был основан и устроен собственный город. Сегодня он находится на территории Белоруссии. В XVIII веке там насчитывалось около 5000 старообрядцев.

Часть этих людей по приказу царицы убиты. Все, кто остались живы, были принудительно переселены на восток России. Там их потомки проживают и сейчас. Сегодня они известны под именем Семейские.

Следует отметить, что другие религиозные меньшинства, от протестантов до буддистов, получали государственную поддержку.

По официальным источникам, в XIX веке треть населения Российской империи еще жила по правилам предков, которые были крещены в Киевской Руси.

Позже власти начали лояльнее относиться к этому течению. Все чаще возникал вопрос: "Староверы - кто они?" Их обычаи и каноны не рассматривали как те, которые могут повредить целостности государству. Но им запрещалось строить храмы, печатать книги, распространять учение и даже занимать высокие должности. Даже брак для пар был незаконен.

В начале 1900 годов права этой конфессии приравнивались к другим религиозным меньшинствам.

Каноны - фундамент для разногласий

До прихода Никона российский народ на протяжении почти 700 лет жил по правилам, что сформировались еще во времена крещения Руси. Патриарх же ввел реформу, следствием которой стал раскол религии на два сильных направления. Первое течение было сторонниками нововведений. Другие несогласные оказались за бортом общества, поскольку не воспринимали предложенных теорий. Так кто такие староверы, в чем разница этой части народа от другой?

Первое и главное отличие - перевод и редактирование священных писаний. Процесс вошел в историю под названием «книжное дело». Изменениям подлежал и Символ Веры, где указаны фундаментальные догматы религии. Из текста были удалены или заменены несколько важных слов. Например, Святой Дух отныне употреблялся без характеристики «истинный», а в строках, где говорилось о будущем, фразу «несть конца» заменили на «не будет конца».

Кроме этого, приобрела другой вид богослужебная литература. Русское слово «Ісус» Никон написал в новом стиле «Іисус».

Остался в прошлом и крест староверов. Молитвенный жест раньше выполняли с помощью двуперстия (особое сложение пальцев правой руки), а после реформы церковь перешла на троеперстие. Поклонники древнего православья утверждали, что два перста - это крест, что символизирует божественное и человеческое начало. А три сложенных пальца (троеперстие) - знак Троицы, которая не имеет отношения к распятью.

По-другому делали поклоны. Хождения вокруг церкви отныне совершались против солнца. Трижды пелась «аллилуйя» вместо двух раз. Изменилось количество просфор.

Культура древности в настоящем

Традиции предков старообрядцы сохранили. По сей день их можно увидеть. Кроме вышеперечисленных канонов, они руководствуются и другими законами. Процесс крещения происходит только через полное трехразовое погружение. Эти люди не признают четырехконечных распятий, но такой крест (без Иисуса) присутствует в их домах.

Иконы староверов до сих пор оформляются в том стиле, который был принят и утвержден духовенством еще 1000 лет назад. Служба проходит по книгам, что были напечатаны еще в период до реформ Никона.

Эти общины ведут скромный образ жизни. Они мало развлекаются и очень набожные. Но их религиозные праздники не менее веселые и колоритные, нежели в других религиях. Семейный устав - патриархальный. Женщина повинуется приказам мужа и родни с его стороны (даже тем, кто младше ее самой). Так как часто маленькое село состоит из одной семьи, парням приходилось искать себе девушек на самом деле за тридевять земель. Они едут за тысячи километров в другую общину, чтобы посвататься и жениться.

Мораль в теории жизни

Все эти знания постоянно возили с собой старообрядцы, староверы. Кто они, особенности их веры, суть их принципов понимала Екатерина II. Именно по инициативе царицы эти люди покидали обработанные земли и ехали семьями в неизвестную сторону на край России. Там они начинали новую жизнь, пусть тяжелую, но свободную и безопасную.

Их характерной особенностью является безграничная любовь к труду и Богу. Такими правилами они и руководствуются по жизни. По их теории, Всевышний сотворил человека похожим на себя, поэтому считается большим грехом менять что-то в своей внешности. Не практикуются стрижки и бритье.

Особое место в жизни занимают молитвы староверов. Разговаривать с Господом обязательно нужно утром и вечером. Если в начале дня время выделить тяжело, то произнести святые слова можно в свободную от работы минуту в течение светлой части суток.

Уникальным является и одежда этой общины. Празднично одеваются в церковь. Мужчины носят кафтаны, барышни - сарафаны и платки. Головные уборы для замужней женщины обязательны, поскольку открытые волосы и обнаженное тело считается большой непристойностью.

Искусству пошива одежды девочки учились с детства. Обычно до замужества они не выполняли тяжелой домашней работы, а только наблюдали. Мальчиков с детства приучали к труду в поле и к хозяйствованию.

Сквозь века

Сегодня науку особенно интересует феномен под названием «староверы». Кто они? Фото в материале показывает общины из разных уголков мира, но всех их объединяют глубокие семейные ценности.

Эти люди ведут закрытый образ жизни, редко дают интервью и считают, что сниматься на камеру является делом недобрым. Они считают, что фотографии отбирают божественную энергию, которая хранится в теле человека. Зато без чужой, необычной аппаратуры они добродушные, приветливые и приятные.

Многие семьи до сих пор живут без электроэнергии, интернета, их не интересуют кризис и дефолты. Раньше старообрядцы не пользовались деньгами, не покупали одежду, продукты, медикаменты и даже не кушали заморскую картошку. Они не посещают больниц, очень редко пользуются благами цивилизации.

Община живет по своим правилам. Первым садится за стол отец семейства. Все молятся. Покидают кухню все вместе. Мужчина не должен видеть, как готовится еда, поэтому дверь в комнату, где ее делают, завешивают тканью.

Ненужные ни церкви, ни государству, они сумели сохранить самобытность и духовность, которую им по наследству передали первые христиане Киевской Руси. Это люди, которые не знали таких пороков, как спиртное, табак и развлечения. Зато берегли науку старины. В их душах таится секрет прошлого.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top