Таджикистан канибадам воспоминания. Известные люди, связанные с городом

Таджикистан канибадам воспоминания. Известные люди, связанные с городом

Квашеная капуста является вкусным и полезным продуктом. Самая тяжелая операция при ее приготовлении – шинкование. Хозяйки ухитряются это делать с помощью разных приспособлений. Одно из них работает от электромотора, имеет детали и узлы, которые взяты от стиральной машины, которые выпускались в советское время.

Конструкция самодельной шинковки включает раму, которую сваривают, используя уголки 20х20 мм. На ней устанавливают электродвигатель и дополнительный вертикальный вал с расположенным снизу подшипниковым узлом, несущим рабочий диск. На последнем находятся три ножа. Переду вращения от мотора к дополнительному валу делают ременную, устанавливая на них шкивы.

Шинковку закрывают корпусом. В нем сверху предусмотрено отверстие и загрузочная воронка, через которые к рабочему диску подаются кочаны капусты. Снизу, под диском, есть выходное окно, из которого в подставленную снизу емкость высыпается шинкованная капуста.

Рама, для удобства, снабжена четырьмя ножками-опорами, для изготовления которых используют уголок. Длину ножек делают разной – это нужно для того, чтобы плоскость рабочего диска была наклонена к горизонту на 30°. Это упрощает процесс загрузки воронки кочанами капусты, подачу их к ножам.

Самой ответственной деталью самодельной шинковки является рабочий диск. Его вырезают из листа дюралюминия 2-миллиметровой толщины. Края диска бортируют, отгибая вниз полосу шириной 1 см; это придает детали большую жесткость.

На диске равномерно размещают три ножа. Их изготавливают из полотна ножовки или лезвия косы. Лучше если они будут серповидной формы в плане, хотя можно сделать их и прямыми.

Размечают места установки ножей на диске. Вырезают окна серповидной формы и выдавливают вверх их края на 6 мм. На полученных площадках крепят заклепками серповидные ножи. Для удаления капустной «лапши» под диском, напротив установленных ножей, приклепывают уголки из дюраля.

Корпус шинковки делают составным. Нижняя его часть закрывает рабочий диск и имеет выходное окно, через которое высыпается шинкованная капуста. Верхняя часть закрывает нижнюю и имеет загрузочную воронку, в которую подают кочаны капусты для шинковки. Делают их из листа стали 0,5…0,75 мм толщиной. Стыки сваривают. Можно использовать материал корпуса стиральной машины, листы алюминия. Первый соединяют заклепками, второй – завальцовкой краев деталей.

Подшипниковый узел состоит из корпуса, вала, двух подшипников №80202. Он крепится к раме на уголке 20х20 мм и вертикальной пластине из стали.

Клиноременная передача подходит от стиральной машины. Ее натяжение обеспечивается перестановкой электродвигателя на раме.

Регулировка рабочего органа производится опусканием/подниманием нижнего края загрузочной воронки относительно рабочего диска. Толщина среза в самодельной шинковке постоянна и зависит от конструкции рабочего диска и положения режущих ножей на нем.

Проделка позволяет измельчать кочан капусты на 2…3 минуты. Подавать их к рабочему диску, по соображениям безопасности, нужно деревянным пестиком.

История города

Канибадам (тадж. Конибодом) — город (с 1937 года) в Согдийской области Таджикистана. Расположен в юго-западной части Ферганской долины, на Большом Ферганском канале, проходящем по южной окраине города, в 6 км от железнодорожной станции Канибадам. Через долину, в которой стоит город протекает река Исфара. Вдоль улиц города высажены аллеи тополей и карагачей.

Узел шоссейных дорог. 47 тыс. жителей (2003). Впервые город упоминается в исторических актах XV века (1463 год), по некоторым источникам, существовал ещё в VIII—X вв. Археологические раскопки, проведенные в районе Канибадама, показывают, что культурные поселения в районе этого города существовали во втором тысячелетии до н. э.

В исторических документах и в достоверных научных источниках отмечается, что Канибадам является одним из древнейших городов Центральной Азии. Одна из ветвей Большого Шёлкового Пути 3700 лет назад проходила по Канибадаму и через города Ходжент, Истаравшан, Самарканд и Бухара, доходила до самого города Марва. В последних научных исследованиях, которые основываются на изучении бессмертной поэмы Абулкасыма Фирдоуси «Шахнаме», есть версии о том, что Канибадам 3 тысячи лет назад именовался «Канобад», и война между иранцами и туранцами шла в местности от Канобада до Райобада (нынешний Рават).

Канибадам в прошлом был очень развитым и процветающим городом Средней Азии, известный под названием «Канд». Первоначальным документом, где Канибадам упоминается как «Канд», является письмо посла Фатуварна, которое было написано приблизительно в 712 - 713 годах, и было адресовано владыке города Согда Диваштаку, когда на Мовароунахр напал Кутайба ибн муслим, главнокомандующий арабской армии. Из этого документа можно сделать вывод, что Канибадам существовал и до нападения арабов. Великий путешественник и знаток географии IX века Ал-Истахри в своей работе «Ал Молик вал- масолик» упоминает город Канд и утверждает, что он относился к Согдийской области. Позднее (в конце 19-го века) известный арабский историк и знаменитый географ Макаддаси (944-990), который путешествовал по Хоросану и Мовароунахру, в своём труде «Ахсан - ул - такосим фи маърифат ал аколим» даёт сведения о городе Канде и упоминает о том, что по центру этого города проходил ручей. Краткие сведения о Канде даются в книге географии великого вазира Саманидов - Джайхони. Автор, характеризуя город Ходжент говорит, что нет равного Ходженту города кроме Канда. На основании высказывания Джайхони ясно, что Канд относился к Ходжентской области и как самостоятельный город развивался уже в 10 веке.

Канибадам издревле славился своим миндалём во всём мире. О славе миндаля этого города упоминается в поэтическом наследии Хакима Сузании Самарканди (дата смерти 1179) и в стихах канибадамского поэта XII века Шейха Бобо Табиби Фаргони. Арабский историк и поэт Якути Хомави (умер 1229) в своей книге «Муджам -ул - булдон» пишет: «Канд из- за обилия миндаля стал известен как «Конибодом» (город богатый миндалем). Здесь миндаль очень вкусный и с хрупкой косточкой, косточку можно сломать пальцами. Точно такое же сведение о Канибадаме даётся в «Бобурнаме» поэта и государственного деятеля XVI века Зухуриддина Мухаммада Бобура. Отсюда следует что Древний Канд, начиная с XII- XIII веков, получил названия «Конибодом» и известен под этим именем до настоящего времени.

Русский учёный В Наливкин в своей книге «Краткая история Кокандского ханства» утверждает, что на правом берегу реки Сирдарьи находился кишлак Ходжаягона. Учёный пришёл к выводу, что прежнее местонахождение города Канибадама было как раз на месте этого кишлака. По его письменным указаниям кишлак Ходжаягона существовал 6 тысяч лет тому назад и впоследствии стал жертвой пожара. Русский археолог А.М Костания, исследовав местонахождение кишлака Ходжаягона, утверждал, что когда-то давным - давно здесь существовало поселение. Несколько лет тому назад на юге кишлака Работ были найдены две мраморные бараньи головы и бронзовый кинжал, которые относились к III - IV веку до нашей эры.

В настоящее время эти бесценные архивные находки скульптурного искусства хранятся в музее Эрмитажа Санкт-Петербурга. Недавно во время перестройки одного из старых домов в кишлаке Сарикуй Пулатанского джамоата был найден кувшин, который, по версиям археологов, имеет 2-х или 3-х тысячелетнюю историю.

Прошлое Канибадама отмечено драматическими политическими историями. Город много раз подвергался нападениям иностранных захватчиков, которые грабили и разоряли город.

С другой стороны, Канибадам являлся воротами Ферганской долины, и это стало причиной превращения города в арену битв местных ханов и эмиров. Красивые постройки стали жертвами пожаров, а невинные жители города- жертвами кровопролитий. Эти кровавые события запечатлены в памяти канибадамцев, их сказания и легенды нашли свой отклик в названиях многих местностей.

Одна из кровавых страниц истории- это нападение Бухарского эмира Насрулло на владение кокандского хана Мадалихана в 1842 году. Ожесточенные бои произошли в Канибадаме и стали причиной гибели многих людей. О бесчинствах войск эмира Насрулло в Канибадаме свидетельствует книга «Мунтахаб- ул- таборик» Ходжа Хакимхона (1843) пишет: «…Эмир Насрулло захватил Канибадам, взял в плен 5 тысяч человек. Солдаты эмира Насрулло насильно увозили на конях красивых девушек, на улицах трупы валялись в крови и в грязи с пробитой грудью. Из - за этого насилия и террора земля задрожала, реки закипели, горы загремели, птицы застонали, как будто настал конец света».

Каждый раз после таких ужасных кровавых событий Канибадам, благодаря неустанному труду трудолюбивых жителей, снова восстанавливался, рос и развивался.

Во второй половине XIX века царская Россия планировала захватить Среднюю Азию и овладеть богатствами этой плодородной земли, усилить своё политическое влияние и не допустить влияния западных держав на эту территорию. С этой целью царские войска двинулись на Среднюю Азию и напали на Ташкет в 1864 году войска Кокандского Хана поспешили на помощь ташкентцам. Но, несмотря на это, Ташкент был захвачен русскими.

Бухарский эмир Музаффар со стотысячной армией остановился в Канибадамском кишлаке Махрам. Люди подумали, что эмир объединится с кокандским ханом и освободит Ташкент. Но эмир воспользовался тем, что кокандский хан беспомощен, остался без войска, и напал на Коканд. Многие были убиты а часть людей взята в плен.

Садриддин Айни в своём очерке «Дуашар» (1940), посвящённом постройке Большого Ферганского канала, вспоминая кровавые события Махрама, пишет: «Когда императорские войска захватили Ташкент; вооруженные люди Ферганы вернулись в свою область, эмир Музаффар в Махраме построил крепость из людских голов и вернулся в Бухару…».

В 1866 году императорские войска полностью захватили Ташкент. И этот захват решил дальнейшую судьбу Кокандского ханства. В 1867 году было основано Туркестанское генерал - губернаторство, центром которого был Ташкент. Между генерал-губернатором и Кокандским ханом Худоёром было подписано мировое соглашение, но позднее Худоёр был снят с поста. Его сын Насриддинбек, который был владыкой Андижана, стал ханом Коканда. Насриддинбек русских объявил «кафирами», иноверцами и призвал людей к восстанию против иноверцев. Возглавил это восстание Абдурахман- медник.

Кокандский хан в кишлаке Махрам собрал 30-тысячную армию с целью отражения нападения русских на Коканд. Но русские под руководством генерала Кауфмана, у которого войско было больше и вооружение лучше, чем у местных, после многодневных кровавых столкновений захватили Махрамскую крепость и вытеснили армию Насриддинбека в сторону реки. В этом бою с обеих сторон было убито очень много людей. Известный русский художник В.В Верещагин, который сам непосредственно был участником захвата крепости, нарисовал картину «Битва в Махраме» и изобразил события этой битвы.

После завоевания нескольких городов Ферганы русскими войсками Кокандский хан подписал договор о капитуляции. Согласно этому договору, Махрамская крепость перестала существовать как пограничная крепость.

После захвата Ташкента и Ферганской области Средняя Азия находилась в политической зависимости от России. В состав Российского государства вошла Туркестанская область. В 1876 году вместо Кокандского ханства была образована Ферганская область.

Присоединение Средней Азии к России повлияло на политическую и социальную жизнь Канибадама. После строительства железной дороги между Самаркандом и Ферганой в 1899 году политические и экономические связи стали развиваться. Из Канибадама этим путём в города России отправлялись хлопок, уголь, сухофрукты, кожа, а обратно привозили пшеницу и промышленные товары.

По специальному заданию Российского государства в Среднюю Азию, в том числе и в Канибадам, была отправлена группа учёных с целью изучения природных богатств. В Канибадаме были обнаружены огромные подземные богатства, в том числе нефть и уголь. Были построены Шурабская угольная шахта, предприятие по переработке нефти, САНТО и посёлки для русских эмигрантов.

В 1916 году вблизи посёлка САНТО был построен завод по переработке нефти, а в Канибадаме хлопкоочистительный завод и маслозавод. Строительство железной дороги, налаживание работы первых промышленных предприятий, налаживание добычи угля и нефти, сотрудничество с русскими специалистами стали причиной появления рабочего класса в Канибадаме, что коренным образом изменило социально-политическую, экономическую и культурную жизнь народа. С ростом предприятий и развитием промышленности население города также стало расти. В 1917 году в Канибадаме было 30 тысяч жителей, а в поселке САНТО более 1010 жителей.

Победа буржуазной революции в феврале 1917 года в России повлияла не только на социально-политическую жизнь России, но и изменила жизнь народов Средней Азии. Рабочие угольной шахты САНТО в Канибадаме организовали Совет рабочих и солдат. Этот Совет защищал интересы рабочих и установил рабочий контроль над производством.

Приказ Российского императора о привлечении местного населения в Российские батальоны в тылы фронта вызвал недовольство народов Средней Азии. Несмотря на это, сотни людей из бедных семей были мобилизованы в тылы фронта в Россию.

Когда произошла в России Октябрьская революция, в Коканде образовалась «Кокандская автономная область», которая призывала народ к борьбе против революционного правительства. Сторонники Кокандского Автономного правительства временно окружили гарнизон красноармейцев. Временное Автономное «правительство» Коканда долго не продержалось. За очень короткий срок революционные силы свергли это правительство.

Победа Октябрьской революции в округе Ходжента и в Канибадаме усилилась попозже в мае и в июне 1918 года. 5 мая 1919 года в Канибадаме состоялась конференция коммунистической партии, и было объявлено об организации районного комитета партии. В состав президиума партии входили Исмоил Валиев - первый секретарь комитета, Каримджон Хусейнзода, Хомиджон Муъминов, Ашурбой Бобоев - члены бюро. Действия новой власти и партийного комитета были направлены на открытие школ, оздоровительных пунктов, на создание отделений исполнительного комитета.

Несмотря на то, что «Автономное Кокандское правительство было уничтожено красноармейцами, антиреволюционные силы смогли объединить 70 тысяч человек против Советской власти и тем самым заложили основу для басмаческого и антиреволюционного движения в Ферганской области. Этим движением руководили царский генерал Рибако и полковник Лоурент из английской миссии под кличкой «Мавлави».

Партийная конференция Ферганской области в 1920 году постановила, что для предотвращения нападения контрреволюционеров в округах и районах организовать ревкомы (революционные комитеты), отряды самообороны из милиционеров.

30 ноября 1921 года отряд Курбаши Ислома в количестве 1000 человек напал на кишлак Яйпан в Узбекистане и на Канибадам, захватил главные дороги, гарнизон отряда самообороны, здание милиции, хукумата партийного комитета, зерновые склады, месторождения нефти и угля.

В результате этого нападения были убиты 36 членов партии, милиционеров, членов отряда самообороны. Среди убитых были первый секретарь городского комитета партии Элберг, начальник милиции Каракафтанов, члены бюро партийного комитета области Кузьмин, коммунист Охунжон, член комсомола Джура Гиясов, член партийного бюро комитета города Рахимпечон, учитель кишлака Ниязбек Хафиз Джалол и другие.

Это нападение басмачей было не в первый и не в последний раз. Басмаческие банды бесчинствовали и в окрестностях Канибадамского района, грабили и убивали мирных жителей.

В 1924-25 годах при поддержке 6-го полка отряд самообороны города дал отпор группе басмачей.

В эти годы в городе начался страшный голод. В обращении революционного комитета Канибадама от 3 ноября 1925г: говорилось, что голод - явление временное и в считанные дни крестьяне получат достаточное количество зерна. В том же году было выделено 1500 пудов зерна для голодающих.

После победы Великого Октября Канибадам был в составе Кокандского уезда Ферганской области. Выделенные средства из области для учреждений и отделов народного образования своевременно не доходили. Для получения одного документа жителям приходилось несколько раз бывать в центре области.

В результате национально - территориального разделения 1924 года Канибадам остался в составе Ферганской области Республики Узбекистан, что вызвало недовольство населения. В начале февраля 1925 года в Фергане прошла V-я областная партийная конференция. В работе конференции приняли участие и делегаты из Канибадама, также участвовали председатель Центрального Исполнительного Комитета СССР М.И Калинин и руководители правительства Узбекистана. По дороге из Ферганы 8 февраля 1925г высокопоставленных руководителей на станции железной дороги Мельникова, встречая лозунгами и знамёнами, представители населения Канибадама просили организовать автономный район Канибадам. Руководители обещали, что просьба жителей об организации самостоятельного района Канибадам в скором времени разрешится.

Встреча гостей была хорошо организована, но, руководители района за организацию «представления» были наказаны. В июне 1925г в Канибадам из Самарканда прибыла партийная комиссия. Председатель партийного комитета Канибадама Аъзам Нодиров и председатель исполнительного комитета Махмуджон, ревком Ашурмухамадов были сняты с должности, но требование народа об организации Канибадамского района, исполнилось.

Президиум Центрального Исполнительного комитета Узбекистана от 15 апреля 1925г дал приказ: «Признать необходимым выделить в самостоятельную единицу Канибадамский район, населённый преимущественно таджиками, с подчинением его непосредственно областному центру» (ЦГА Тадж. ССР, ф. 9, оп 1, д. 194, л. 286)

Таким образом, согласно постановлению областного исполнительного комитета Ферганы от 14 мая 1925г Канибадамский район как самостоятельный район выделился из Кокандского уезда и стал подчиняться Ферганской области.

В ответ на это постановление руководство Канибадама от имени трудящихся города и района отправило телеграмму в Центральный исполнительный комитет Узбекистана с таким содержанием: «За уважение прав нации народному комитету и Центральному Исполнительному Комитету Узбекистана выражают таджики благодарность».

Приказ Исполнительного Комитета Республики Узбекистан и постановление исполнительного комитета Ферганской области сыграли важную роль в социально - экономическом и культурном развитии.

До национально-территориального разделения Средней Азии Махрамские и Исфаринские волости были отдельными от Канибадама. После данного приказа Исполнительного Комитета Узбекистана они присоединились к Канибадамскому району. Так из трёх волостей в1925 г в составе Ферганской области образовался самостоятельный город Канибадам с таджикским населением.

В честь организации самостоятельного района Канибадам решением исполнительного комитета района были объявлены трёхдневные массовые гуляния.

До организации самостоятельного района Канибадам во всех школах района учебно-воспитательная работа велась на узбекском языке, несмотря на то, что родной язык учащихся был таджикским. Исполнительный комитет Канибадама в решении от 7 мая 1925 года №14 делопроизводство в учреждениях и учёбу в учебных заведениях постановил вести на таджикском языке.

В решении отмечалось следующее:

1. Входящие журналы на предприятиях вести на таджикском языке. Заявление население писало на родном языке, решение вышестоящих органов доводились до сведения жителей только на родном - таджикском языке.

2. Кто не подчинится данному приказу на основе Закона №107 будет привлекаться к административной ответственности.

3. Только в джамоатах Кушкак, Ниязбек и Хамирджуй, население которых в основном составляют узбеки, вести делопроизводство на узбекском языке.

Это решение подписали 07.05.1925году председатель исполнитель-ного комитета Ашурмухаммадзода и секретарь Бобокалонов.

Решением исполнительного комитета от 14 мая 1925 года №42 город Канибадам объявлен центром управления района.

28.05.1925 года решением исполнительного комитета Ферганской области была определена территория Канибадамского района, в состав которого входили Чоркухская волость с двумя кишлачными советами, Исфаринская волость с четырьмя кишлачными советами и Махрамская волость с двумя кишлачными советами.

Согласно решению штат исполнительного комитета и его отделы составляли 71 человек, в том числе работники исполнительного комитета в количестве 20 человек. В решении рекомендовалось; чтоб товарищи Погодин и Никифоров рассмотрели вопрос о правах исполнительного комитета Канибадама в связи с приравниванием к уезду.

После основания самостоятельного Канибадамского района социально - экономическая и культурная жизнь развивалась с темпом. Добыча нефти в САНТО, Шурабского угля налаживалось. Нефть САНТО по железной дороге отправлялся в города России.

В 1925г в центре города началось строительство консервного завода. Были привезены станки отечественного и зарубежного производства и установлены с помощью американского инженера Мулигон Франка. Это предприятие было сдано в эксплуатацию досрочно 25 августа 1929г, также в городе открылись семь ремесленных артелей, в них работало 533 человек.

С целью планирования строительства нового завода 30 января 1930г по заданию правительства Таджикистана в Канибадам были присланы профессор Смирницкий и специалист «Консервтреста» СССР Дворкин. В 1931г началось строительство железной дороги Канибадам - Исфара, в 1932г она была сдана в эксплуатацию, строительство дороги продолжалось, и она была проложена до городка Шураб. В 1933г строительство железной дороги до Шураба завершилось.

В 1935 в Канибадаме началось строительство хлопкоочистительного завода, в 1938г - прядильной фабрики. Они были сданы в срок, в 1939г. Началось строительство завода по ремонту автомобилей («Автозавод»). В предвоенные годы начали готовить чертежи строительства Канибадамского маслозавода.

По сведениям исторических источников, Канибадам в течение средних веков входил в состав Худжандской области. Канибадамская волость с 1866 была в составе Кокандского ханства. После уничтожения этого ханства Канибадам присоединился к Исфаринскому уезду, по приказу Туркестанского генерала - губернатора от 12 марта 1881г №83 Канибадамская волость опять вошла в состав Коканда.

После присоединения Средней Азии к России территория Средней Азии (кроме ханства Бухары и Коканда) разделилась на уезды. В свою очередь, уезд на волости, волости на джамоаты. В состав генерал - губернаторства Туркестана входили 5 областей, 27 уездов и 603 волостей.

Территория Кокандского уезда делилась на несколько частей, которые управлялись приставами. Это административное устройство в Туркестане продолжалось до Великой Октябрьской Социалистической Революции. В Канибадаме участковый пристав наблюдал за работой волостей и джамоатов.

В конце XIX и в начале XX в центральная часть Канибадама делилась на джамоаты Пулодон, Сарикуй, Куйигозиён и Фирузоба. Каждой частью города управлял староста- амин. В городе было 60 населённых пунктов, старост называли «эликбоши» (руков. 50 домов).

6 февраля 1921г Канибадам имел в составе 6 волостей. Решением ЦИК Узбекистана от 15 апреля 1925г на территории трёх волостей Махрам, Канибадам и Исфара был основан самостоятельный район таджиков- Канибадам - в составе Узбекистана. Через два года Исфаринский район отделился как самостоятельный район.

14 февраля 1927г после продолжительных переговоров представителей Канибадамского района с руководителями Ферганской области Канибадамский район вышел из состава Ферганской области и вошел в состав Ходжентского округа.

В октябре 1929г автономная Республика Таджикистан вошла как самостоятельная республика в СССР.

Решением Центрального Исполнительного комитета Таджикской ССР от 14 октября 1930г центр района Канибадама вошёл в состав самостоятельного административно - территориального города. Часть центра города была поделена на 18 кварталов, а также в состав города вошли 15 джамоатов.

Решением Центрального Исполнительного комитета Тадж. ССР от 11 марта 1935г город Канибадам снова превратился в Канибадамский район. С развитием промышленности и культуры решением ЦИК ТССР от 11 августа 1937 г центр района превратился в город и управлялся исполнительным комитетом района.

После трёх земельно - водных реформ крестьяне в Канибадаме имели определённое количество земли, но до начала коллективизации народного хозяйства часть земли находилась в руках прежних хозяев. Крестьяне брали в аренду часть земли у государства, взамен сдавали по договору хлопок.

В результате таких отношений развитие единоличных хозяйств было трудным. В 1927г для эксперимента в Чеки Бердикул в селе Шахидкараянток Каракчикума организовали ТОЗы, которые стали фундаментами для организации колхозов. Они имели мало земли. В селе Пулодон 15 крестьян основали артель «Подвойский».

В 1930г вместо артелей были организованы колхозы. В 1932 г количество колхозов уже составляло 43.

Нужно отметить, что во время коллективизации народного хозяйства в Канибадаме без основания по разным вымышленным причинам крестьяне - середняки, и даже неимущие, вносились в список кулаков. Только в 1931 - 32 г.г из района 260 крестьянских хозяйств были включены в список кулаков и сосланы на Кавказ.

Несколько наших земляков, боясь политических репрессий, эмигрировали в Афганистан, Саудовскую Аравию, Пакистан и другие страны. Кроме этого по Указу Народного Комиссариата Таджикистана от 16 ноября 1932г свыше 100 хозяйств были переселены в Вахшскую долину.

Несмотря на экономические трудности, в 1931г новые колхозы сдали государству 162 тонны хлопка. В организации колхозов сыграли большую роль МТС, которые были организованы в Канибадаме в 1930г и обеспечивали колхозы техникой.

В эти годы в районе развивалось хлопководство, садоводство и огородничество. Из года в год повышалась урожайность хлопка, зерна. Благодаря строительству в 1939г Большого Ферганского канала, который был вырыт путём народного хашара за 45 дней протяжённостью в 270 км, были освоены сотни гектаров богарных земель. В годы строительства Кайраккумской ГЭС и Таджикского Моря («Ба?ри То?ик») большая часть плодородных земель Махрама и Каракчикума остались под водой. Жители переселились на левый берег моря и построили дома, хозяйства. Благодаря работе водонасосных станций, только в Каракчикуме и Махраме были орошены 3139 гектаров богарной земли. Колхозы превращались с помощью Советской власти в передовые и богатые хозяйства.

В начале 50-ых годов прошлого века началось объединение колхозов. 44 маленьких колхоза были объединены в 6 крупных колхозов, что дало возможность колхозам стать мощными и в обеспеченности техникой. В 1988 году район сумел достичь отличных показателей по производству хлопка. Сдав государству в этом году 30277 тонн хлопка, район выполнил план на 114,9%, урожайность достигла 29,9 центнеров с гектара.

В результате политических и экономических изменений в 90-х годах прошлого века на основе колхозов были организованы акционерные общества и крестьянские хозяйства.

Сейчас в Канибадаме используются 123 водонасоса, которые обеспечивают хозяйства из Сырдарьи, Большого Ферганского канала и речки Исфара.

22 июня 1941г фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Для защиты страны с первых дней войны по призыву Комитета Государственной обороны под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы» были созданы ополчения людей из братских республик.

На поле брани наряду с другими братьями были канибадамцы, из-за мужества отваги были вписаны в страницы истории. Первыми в бой добровольно шли коммунисты, работники партии и правительства. В их числе второй секретарь городского комитета партии Абдулло Максудов, заведующий и работники отдела агитации и пропаганды Акбар Махкамов, Наби Фахри, Самиджонов, С. Гоибназаров, председатель горисполкома района Джура Эргашев и сотни других добровольцев. Тыл тоже превратился в поле трудовых подвигов и стал опорой Советской Армии. В кратчайший срок все промышленные предприятия города, колхозы и совхозы района перешли на военное положение, и часть из них была переоборудована для выпуска военной продукции.

Авторемонтный завод, консервный завод, прядильно-швейная артель выпускали для фронтовиков военную продукцию. На консервном комбинате открылись цеха консервирования мяса и молока, которые снабжали фронт продуктами. Швейная артель выпускала для фронтовиков одеяла, обувь и валенки. Промышленная продукция города в основном шла на фронт.

В эти трудные дни, освоив мужскую профессию, женщины сели за баранки машин и тракторов, занимая места мужчин-фронтовиков. Стойкость и самоотверженность женщин в тылу обеспечила организацию передовых фронтовых бригад. К стахановцам подключились Азимова, Самадова, Парпиева из колхоза «Коммунист», Ахмедова, Хайри Абдуллоева из колхоза «Маданият», Джонон Урунова из колхоза «Ударник», Энажон Бойматова, Адолат Исоева из колхоза «Чапаев» и другие. Активистки района организовывали гектары обороны, фонды обороны. За полтора года войны канибадамцы в фонд обороны внесли 143531 рубль и купили облигации госзайма на 181145 рублей. Они послали на фронт 3500центнеров зерна, 6500 центнеров фруктов, 8000 тонн сухофруктов, 90голов скота, 586 пар валенок, 22 полушубка и многое другое. По инициативе молодёжи города продолжался сбор средств на строительство танковой колоны. Молодёжь собрала 106187 рублей на строительство и купила облигации госзайма на 22000 рублей.

Добровольная помощь фронту свидетельствовала о высоком патриотизме трудящихся района.

С первых дней войны мужественные фронтовики проявляли стойкость и совершали беспримерные подвиги. Среди бойцов, которые защищали границы СССР, был наш земляк пулемётчик Акбар Махмудов. Он проявил мужество и стойкость в защите Брестской крепости. Хотя он погиб от вражеской пули, мужество и героизм сделали его имя известным в стране.

Уроженец Махрама младший лейтенант Эргаш Шарипов уничтожил в городе Утер -Брод Чехословакии 30 немецких солдат и 6 самоходных орудий, был ранен. Несмотря на это, он продолжал командовать в бою до отражения атаки противника. За боевые подвиги он был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза 15.05.1946г

Уроженец села Сарикуй Пулатанского джамоата, педагог, командир отделения Дадоджон Сайфуллоев 4-5 августа 1941 г на юго-западном фронте в селе Гатно совершил подвиг, будучи разведчиком, был ранен во время атаки и погиб на руках друзей. За участие в военных операциях был посмертно награжден орденом Ленина 5.11.1941 года.

Бывшей сотрудник внутренних дел подполковник Низом Назаров ещё в 1938г в войне против японских милитаристов на озере Хасан, проявляя доблесть уничтожил много японских солдат и захватил вражескую машину и перевёз через непроходимые болота. 25 октября 1938 он в числе первых был награждён орденом Красного Знамени. Во время ВОВ в составе 491-ого батальона 16-ой военно-воздушной армии дошёл до Берлина и участвовал во взятии этого города. Дважды был награждён орденом Красного Знамени и боевыми медалями.

Сестра милосердия, единственная женщина из Канибадама, Шахри Хайдарова на войне вылечила многих раненых, спасла от смерти. На хрупких плечах вынесла с поле боя бессчётное количество раненых. Это Канибадамская отважная девушка прошла с санитарными частями от Воронежа до берегов Балтики, а после победы над Германией, участвовала в войне против Японии дошла до Манджурии.

В этой войне участвовали ещё сотни бойцов из Канибадама, они награждены боевыми орденами и медалями. За годы войны из Канибадама были призваны почти 6000 юношей и почти 3000 из них погибли на фронтах войны. В память о них на родине воздвигнута мемориальная доска. Как уже говорилось, в годы ВОВ тыл стал вторым фронтом. В 1942г с линии фронта в тыл, в том числе в Канибадам, были переселены 1400 детей, женщин и стариков. По указу горисполкома района от 22 марта 1942г джамоаты (сельские советы) получили задание разместить беженцев в сельских местностях (в сёлах). По этому Указу каждый день беженцам выдавалось по 300 гр зерна, 25гр масла, 50гр отрубей.

В 1942 -43годах в Канибадам были перевезены два военно-полевых госпиталя из Москвы и размещены в лучших зданиях города - в здании педагогического училища (ныне технологический техникум), школы имени Ленина и Нариманова. Колхозы получили задание обеспечивать и ухаживать за больными.

С древних времён школы являлись основным источником знаний и образования. В ряде городов Средней Азии, а также в Канибадаме издревле были три вида образовательных организаций: школа (начальная школа), школа усвоения Корана и медресе. (школа среднего и высшего образования). А также были частные школы и женские школы.

Согласно сведениям, до Октябрьской революции в Канибадаме функционировали 6 медресе и 105 мечетей, которые занимались образованием учеников. После присоединения Средней Азии к России в 1905 году в Канибадаме была открыта русско - туземная школа. Эта была школа в специальном здании, с классами, партами и наглядными пособиями. Первыми её воспитанниками были С. Анваров, К. Хусейнов, К. Ёрматов, Ортикбоев, братья Ниёзматовы и другие.

В первые годы Советской власти в Канибадаме в 1918-1919 годах открылись первые советские школы в сёлах Пулатан, Каракчикум, Кучкак и Работ и в центре города школа №3. Первыми заведующими школ Канибадама (ныне зав. горОНО) были Хорис Фатхулин и Каримджон Хусейнзода.

В первые годи новые школы испытывали большие трудности, так как не хватало учителей, учебников, классов, зарплата выдавалась несвоевременно.

Несмотря на все эти трудности многие учителя работали самоотверженно, как А. Абдурахманов, А. Мамаджанов, Н Тоштемиров, А.Асадуллоев, А. Дададжанов, И Тураханов, Х. Кузиев, Ф Каримова и другие. Часть учителей была приглашена из Коканда. С первых дней местная власть особое внимание уделяла образованию сирот и детей из малоимущих семей.

В 1919году в Канибадаме открылась мусульманская школа-интернат на сто учеников, которую в первые годы называли «интернатом голодных». В 1922 в Канибадаме были образованы школы «Доруттадрис» (ныне школа №1 имени Нариманова), «Намуна» (ныне школа №3), женская школа и школа второй ступени.

В 1925г по указу горисполкома были открыты трёхмесячные курсы по обучению грамоте юношей и девушек, в 1928г - двухлетние курсы подготовки учителей, школы для ликвидации безграмотности (ликбез)

По указу горисполкома 23.02.1931 в 14 джамоатах района функционировали 170 школ (классы - комнаты), в которых обучалось 7017 взрослых, в том числе 1689 женщин. Обучение в школах до 1930 года велось по арабской графике, с 1930 по 1940- по латинской, а.с 1940г и по сей день в всех отраслях духовной жизни народа используется настоящий таджикский алфавит.

По указу ЦИК и Совета Народных Комиссаров Таджикистана от 14 августа 1930г в республике ввели обязательное начальное образование, 1949г - обязательное семилетнее образование, а потом обязательное среднее образование.

В Канибадаме в последующие годы были построены несколько зданий начальной школы, число выпускников школ увеличивалось с каждым годом. Вот что об этом писалось в газете «Большевики Конибодом» от 6 ноября 1932 года: «В честь 15 летия Октябрьской революции 7-летняя школа имени Нариманова преобразована в 10-летнюю школу, в которой должны обучаться 360 учеников. Для европейцев (русских) открылись две группы, а так же число учеников пансиона (интерната) увеличилось от 50 до 80 учеников. В сёлах Каракчикум и Фирузоба открылись школы из 14 классов, в которых будут обучаться 812 учеников. По сведениям городского архива, до 15 сентября 1940г в Канибадаме были восемь начальных школ, 19 семилеток и пять средних школ, всего 32 школы.

В целях развития образования в Канибадаме на основе указа ЦК КП Таджикистана в 1931 открылся педагогический техникум (ныне педучилище).

Открытие училища способствовало развитию образования не только в Канибадаме, но и во всей республике. За 75 лет здесь обучилось с выше 11000 учеников, образовательной и воспитательной работой охвачены города и районы Таджикистана и несколько областей Республики Узбекистан.

Многие воспитанники этого учебного заведения прославили свои имена, как, например, Рауф Баротов, Ибрагим Обидов, Суннатулло Бобохожаев, Назокат Гафурова, Турдихон Бердиева, Абдугаффор Джураев, Хабиба Каримова и другие.

Училище за подготовку прекрасных кадров было награждено Почётной грамотой Верховного Совета Республики Таджикистан.

В результате самоотверженной деятельности работников просвещения город стал известен как один из центров науки и культуры республики. Журналист и русский писатель Павел Лукницкий после командировки в этом городе в своей книге «Таджикистан» назвал Канибадам «кузницей кадров Республики».

Ныне в Канибадаме открыты медучилище, техникум. Кроме того в городе 3 профессионально- технических училища. В городе есть лицей. В данное время в городе и районе Канибадама 53 общеобразовательные школы, в которых учатся 36520 тысяч учеников. В школах заняты учебно-воспитательной работой 2649 учителей, из них 1345 учителей имеют высшее образование, неполно- высшее - 109, средне-специальное педагогическое образование 1195, 615 учителей имеют высшею категорию, у 226 - первая категория, 412 - имеют вторую категорию и без категории 696, 255 передовых учителей награждены орденами и медалями правительства.

Из работников просвещения 30 педагогам присвоено звание «Заслуженный учитель Таджикистана».

Канибадам гордится рядом писателей и поэтов, которые оставили заметный след в истории литературы.

Зайниддин Махмуди Восифи в «Бадое? - ул - ва?оеъ» упоминает о Мавлоне Тайиби из Канибадама, который, занимаясь учёной деятельностью, участвовал в совещаниях хана с учёными. Также в исторических литературных памятниках указываются имена создателей прекрасных произведений как Мавлоно Кушкаки и Шарофиддина Пандждехи, которые родились в XII веке в Канибадаме. Среди писателей, которые взяли псевдоним «Ферганец», коренные канибадамцы, как шейх Бобо Табиби Ферганец, который достиг мастерства в стихах о любви. В одном стихотворении он указывает на место своего рождения.

Мой Канд, мой древний, цветущий, прекрасный!

Ты светоч Ферганской долины,

Ты Родина миндаля.

В XIX веке и начале XX века жили в Канибадаме и создавали произведения поэты Мулло Шокири Канибадамец, Эшони Гарибии Канибадамец, Гурбат Максум и другие. К сожалению, сведений об их творчестве нет, сохранились лишь отдельные кусочки из их рукописей.

Причинами потери рукописей являются нападения монголов, войска эмира Бухары на Коканд и другие политические и стихийные бедствия.

В каждой теме о литературной жизни Канибадама автор книги «Бадое? - ул - ва?оеъ» Восифи, живший в Фергане и близко знавший писателей, даёт сведения об их жизни.

К счастью жизнь литераторов в 30-ые годы XX века стала другая. В эти годы поэты и писатели своими произведениями стали известны в республике и за её пределами.

В 30-ые годы XX века в Совете газеты «Большевики Канибадама» (впоследствии «Машъали Коммунизм», а ныне «Садои Конибодом») собрались лучшие сильные литераторы, как Охун Аскар, Шавки, Али Усмон, Тургун Устобоев, Тухта Джаббори, которые не только были журналистами, но и создавали художественные произведения. Лучшие из них печатались на страницах газеты.

Надо отметить, что в XIX веке литературная жизнь города была двуязычной. Например, поэт конца XIX века и начала XX века Гурбат Махсум создавал свои творения на таджикском и узбекском языках. В 30-е годы XX века узбекскоязычные литераторы Канибадама сотрудничали в газете «Большевики Канибадама», один из них Рахим Кобили.

Но лучшие писатели и поэты прославившиеся в республике и за её пределами, вышедших на сцену в 40-ые годы. Среди этих литераторов Абдужаббор Каххори и Ходжи Содик, чъё творчество особенно развивалось в послевоенные годы.

Писатель - юморист Ходжи Содик, народный поэт Таджикистана Кахори, Бурхон Фаррух, А. Кодири стали гордостью таджикского народа.

Современные литераурные деятели Юсуф Ахмадзода, Али Бободжон, Джура Хошими, Нозиржон Бохири, Джами Джуразода трудятся на славу Родины.

Кроме того ряд литературных деятелей таких как М. Каххор, А. Бехруз, Хуршеда Обидова, Сохиби Обид, М, Хошимова, Ю, Юнусов, М. Махмудов заняты в разных сферах жизни.

Люди Канибадама по природе трудолюбивы. В 30-ые годы за доблестный труд Бахромиддин (ныне покойный) получил звание Героя Социалистического Труда, позже ещё 28 тружеников города были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда.

Канибадам вчера и сегодня, духовная культура, природные богатства, великие творения ремесел и искусства, достижения и успехи трудящихся - всё волновало наших предшественников, ученых, литераторов. Это нашло отражение в напечатанных трудах архивных работников, мемуарной литературе, документальных очерках и публицистических статьях ряда деятелей политики, науки и литературы как Абдулахад Каххоров, Рауф Баротов, Ходжи Садык, Абдужабор Каххори, Ибрагим Обидов, Комил Ёрматов, Али Бободжон, Усмонджон Обидов, Шамсиддин Зохидов и другие.

Город Канибадам является одним из самих древних поселений Средней Азии. Впервые название города Канд, означавшей населенный пункт, упоминается ещё в VIII веке. Происхождение названия связано со словом «бодом» - миндаль (перс. بادام ‎), «конибодом» - источник миндаля, город миндаля.

Канд по своему географическому расположению имел все условия для компактного проживания людей в древности. Археологические раскопки, проведенные в районе Канибадама, показывают, что культурные поселения в районе этого города существовали во втором тысячелетии до н. э.

В последних научных исследованиях, которые основываются на изучении бессмертной поэмы Абулькасима Фирдоуси «Шахнаме», есть версии о том, что Канибадам 3000 лет назад именовался Канобад, и война между иранцами и туранцами шла в местности от Канобада до Райобада (нынешний Рават).

Его природные условия, а именно расположение в низовьях речки Исфарасай, способствовали возникновению и развитию сельского хозяйства, увеличению числа населения, а также возникновению и развитию разных отраслей ремесла.

Канибадам в прошлом был очень развитым и процветающим городом Средней Азии, известным под названием Канд. Первоначальным документом, где Канибадам упоминается как Канд, является письмо посла Фатуварна, которое было написано приблизительно в 712-713 годах и было адресовано владыке города Согда Диваштаку, когда на Мавераннахр напал Кутайба ибн Муслим, главнокомандующий арабской армии.

Из этого документа можно сделать вывод, что Канибадам существовал и до нападения арабов. Великий путешественник и знаток географии IX века ал-Истахри в своей работе «Ал-Молик ва-л-масолик» упоминает город Канд и утверждает, что он относился к Согдийской области.

Позднее (в конце IX века) известный арабский историк и знаменитый географ Макаддаси (944-990), который путешествовал по Хорасану и Мавераннахру, в своём труде «Ахсан-ул-такосим фи маърифат ал-аколим» даёт сведения о городе Канде и упоминает о том, что по центру этого города проходил ручей.

Краткие сведения о Канде даются в книге географии великого визиря Саманидов - Джайхони. Автор, характеризуя город Ходжент, говорит, что нет равного Ходженту города, кроме Канда. На основании высказывания Джайхони ясно, что Канд относился к Ходжентской области и как самостоятельный город развивался уже в X веке.

Канибадам издревле во всём мире славился своим миндалём. О славе миндаля этого города упоминается в поэтическом наследии Хакима Сузании Самарканди (дата смерти - 1179 год) и в стихах канибадамского поэта XII века Шейха Бобо Табиби Фаргони.

Арабский историк и поэт Якути Хомави (умер в 1229 году) в своей книге «Муджам-ул-булдон» пишет: «Канд из-за обилия миндаля стал известен как Конибодом («город, богатый миндалем»). Здесь миндаль очень вкусный и с хрупкой скорлупой, скорлупу можно сломать пальцами».

Точно такое же сведение о Канибадаме даётся в «Бобурнаме» поэта и государственного деятеля XVI века Зухуриддина Мухаммада Бобура. Отсюда следует, что древний Канд, начиная с XII-XIII веков, получил название Конибодом, и под этим именем он известен до настоящего времени.

Таджикистан

Канибада́м (тадж. Конибодом ) - город (с 1937 года) в . Расположен в юго-западной части Ферганской долины, на Большом Ферганском канале, проходящем по южной окраине города, в 6 км от железнодорожной станции Канибадам (старое название Мельниково). Через долину, в которой стоит город, протекает река .

История

Город Канибадам является одним из самих древних поселений Средней Азии. Впервые название города в форме «Канд», означавшей населенный пункт, упоминается ещё в VIII веке. Происхождение названия связано со словом «бодом» - миндаль (перс. بادام ‎), «конибодом» - источник миндаля, город миндаля. Канд по своему географическому расположению имел все условия для компактного проживания людей в древности. Археологические раскопки, проведенные в районе Канибадама, показывают, что культурные поселения в районе этого города существовали во втором тысячелетии до н. э.. В последних научных исследованиях, которые основываются на изучении бессмертной поэмы Абулькасима Фирдоуси «Шахнаме», есть версии о том, что Канибадам 3 тысячи лет назад именовался Канобад, и война между иранцами и туранцами шла в местности от Канобада до Райобада (нынешний Рават). Его природные условия, а именно расположение в низовьях речки Исфарасай, способствовали возникновению и развитию сельского хозяйства, увеличению числа населения, а также возникновению и развитию разных отраслей ремесла.

Канибадам в прошлом был очень развитым и процветающим городом Средней Азии, известным под названием Канд. Первоначальным документом, где Канибадам упоминается как Канд, является письмо посла Фатуварна, которое было написано приблизительно в 712–713 годах и было адресовано владыке города Согда Диваштаку, когда на Мавераннахр напал Кутайба ибн Муслим, главнокомандующий арабской армией. Из этого документа можно сделать вывод, что Канибадам существовал и до нападения арабов. Великий путешественник и знаток географии IX века ал-Истахри в своей работе «Ал-Молик ва-л-масолик» упоминает город Канд и утверждает, что он относился к Согдийской области. Позднее (в конце IX века) известный арабский историк и знаменитый географ Макаддаси (944-990), который путешествовал по Хорасану и Мавераннахру, в своём труде «Ахсан-ул-такосим фи маърифат ал-аколим» даёт сведения о городе Канде и упоминает о том, что по центру этого города проходил ручей. Краткие сведения о Канде даются в книге географии великого визиря Саманидов - Джайхони. Автор, характеризуя город Ходжент, говорит, что нет равного Ходженту города, кроме Канда. На основании высказывания Джайхони ясно, что Канд относился к Ходжентской области и как самостоятельный город развивался уже в X веке.

Канибадам издревле славился своим миндалём во всём мире. О славе миндаля этого города упоминается в поэтическом наследии Хакима Сузании Самарканди (дата смерти: 1179 г.) и в стихах канибадамского поэта XII века Шейха Бобо Табиби Фаргони. Арабский историк и поэт Якути Хомави (умер в 1229 г.) в своей книге «Муджам-ул-булдон» пишет: «Канд из-за обилия миндаля стал известен как Конибодом («город богатый миндалем»). Здесь миндаль очень вкусный и с хрупкой скорлупой, скорлупу можно сломать пальцами». Точно такое же сведение о Канибадаме даётся в «Бобурнаме» поэта и государственного деятеля XVI века Зухуриддина Мухаммада Бобура. Отсюда следует что древний Канд, начиная с XII-XIII веков, получил название Конибодом, и под этим именем он известен до настоящего времени.

Население

Население по оценке на 1 января 2018 года составляет 51 600 человек, что делает город седьмым по населению в государстве.

Промышленность и производство

В Канибадаме есть хлопкоперерабатывающие заводы и предприятия по обработке сельхозпродуктов, прядильная фабрика и нефтеперерабатывающий завод. В советское время также работали завод по производству автозапчастей и маслозавод. В городе производятся изделия народно-художественных промыслов. Также развито сельское хозяйство.

Культурно-исторические достопримечательности

В городе имеется драматический театр, музей, технологический техникум, 3 колледжа, педагогическое училище, медицинское училище.

Сохранились 2 медресе: Мир-Раджаб-Додхо (XVI в.) и Оим (XVII в.), Манора Ходжаи Рушнои (XIX в.), мечети, мавзолей Лангари-Бобо .

Известные люди, связанные с городом

  • Бобо Табиби Фаргони - средневековый поэт
  • Абдулатифхоча Кории Хисори - поэт, писатель, рукописец XIX века
  • Хафизхон Махсум - конец XIX, начало XX века, внук Абдулатифхоча Кории Хисори, руководил медресе Ходжарушнои

В Канибадаме родились

  • Негмат Карабаев - первый герой Советского Союза из Среднеазиатских республик СССР 1940 г.
  • Камиль Ярматович Ярма́тов (1903-1978) - советский, таджикский и узбекский актёр, кинорежиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1959). Герой Социалистического Труда (1973).
  • Туфа Фазыловна Фазылова (1917-1985) - оперная певица, народная артистка СССР (1957)
  • Лютфи Захидова (1925-1995) - балерина, исполнительница народных танцев, народная артистка СССР (1957)
  • Абдулахад Кахарович Кахаров - советский партийный и государственный деятель, председатель Совета Министров Таджикской ССР (1961-1973).
  • Муртазаев Каюм Муртазаевич (1926-1982) - государственный и партийный деятель, секретарь ЦК ВЛКСМ, 1-й секретарь Ташкентского горкома и Бухарского обкома партии, Председатель Госкомтруда Узбекской ССР.
  • Поэт Бурхон Фаррух
  • Поэт Али Бободжон

Примечания

  1. Численность населения Республики Таджикистан на 1 января 2016 года. Сообщение Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. Архивная копия от 10 августа 2017 на Wayback Machine
  2. Акмал Маннонов . Как Канибадам присоединился к Таджикистану // Asia-plus 14/04/2015 11:59

Ссылки

  • История Канибадама
  • Официальный Сайт Канибадама

Литература

  • Канибадам // Кандидат - Кинескоп. - М. : Советская энциклопедия, 1953. - С. 7. - (Большая советская энциклопедия: [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949-1958, т. 20).



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top