Теория жизни парацельса. Новый взгляд на идеи парацельса, или о несовместимости лекарств Парацельс приводит к унынию недостаток огня

Теория жизни парацельса. Новый взгляд на идеи парацельса, или о несовместимости лекарств Парацельс приводит к унынию недостаток огня

Cверхблагородный - Парацельс

Н астоящая цель алхимии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!

Парацельс

Знаменитый философ, алхимик и врач XVI века, Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст из Гогенгейма, известный как Парацельс, был удивительным, загадочным, сложным и, на первый взгляд, противоречивым человеком. Одни считали его пьяницей и буяном; другие - женоненавистником; третьи боялись его ясного ума и острого языка и гнали, обвиняя в ереси; четвертые молились на него, поклоняясь как магу и чудотворцу... Лишь в одном все были единодушны – он был одним из тех, кого называют людьми-Титанами, творцами новой эпохи и новой культуры, великим и сложным для понимания.

«Парацельс» в переводе с латыни означает «сверхблагородный». Ведь был он не просто медиком, а занимался оккультными науками - в частности, каббалой и алхимией, рассматривая их, наравне с медициной, как часть философского знания о человеке.

Филипп родился в 1493г. в деревушке Эгга-на-Зиле, в двух часах ходьбы от Цюриха. Его отец, Вильгельм Бомбаст из Гогенгейма, был одним из потомков старинного и славного рода Бомбастов, и был хорошо известен в округе как светский врач, получивший полноценное академическое образование. В ранней юности именно он обучал наукам Теофраста, преподавая ему основы алхимии, хирургии и терапии. Парацельс всегда чтил память своего отца и отзывался о нем очень тепло - не только как об отце, но и как о друге и наставнике. “Ни один человек не достоин той похвалы, которую мне бы хотелось принести к ногам того, кто родил меня, воспитал и обучил” .

Продолжил учебу он у монахов монастыря св. Андрея, расположенного в долине Савоны. По достижении шестнадцати лет – отправился на учебу в университет Базеля. После этого его обучал знаменитый Иоганн Тритемий из Шпангейма, настоятель монастыря св. Иакова в Вюрцбурге, один из величайших адептов магии, алхимии и астрологии. Именно под руководством этого учителя особенное развитие и практическое применение получили склонности Парацельса к оккультным наукам. Тяга к оккультизму привела его в лабораторию Сигизмунда Фуггера, который, как и аббат Тритемий, был известным алхимиком, способным передать ученику многие ценные секреты.

Позднее Парацельс много путешествовал. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Швеции и России. “Я побывал во многих высших школах – как немецких, так французских и итальянских… Я везде пытался докопаться до основ медицины”. Теофраст даже посетил Индию, когда был пленен татарами. Во время пребывания Парацельса в татарском плену, ему удалось побывать в таинственной Шамбале.

“Много людей искало и до сих пор тщетно пытается пройти в эту Твердыню, но доходят лишь те, кто позваны. История знает немало выдающихся личностей, которым было суждено дать новый импульс к продвижению человеческой эволюции и перед тем посетивших эту Твердыню Великого Знания. Так в свое время и Парацельс провел несколько лет в одном из Ашрамов Транс-Гималайской Твердыни, обучаясь великому знанию, изложенному им во многих томах, и часто в символах, ибо велико было гонение на этих светочей знания. Все его сочинения переведены на немецкий, английский и французкий языки. Многие ученые и врачи черпают из них свои знания, но, по обыкновению, часто умалчивая об источнике” . (ПЕИР, 30.03.36) .

Любой читатель работ Парацельса, знакомый с трудами восточных Мастеров, замечает их идентичность. То, что говорил Парацельс о семеричном строении человека, о свойствах астрального тела, о привязанных к земле элементариях и т. д., на Западе в то время было совершенно неизвестно. Более того - Парацельс много писал об элементалах, или духах природы (но, описывая их, он заменял восточные термины соответствующими названиями из германской мифологии, чтобы облегчить понимание этих вопросов своим соотечественникам, привыкшим к западной манере мышления).

В 1521г. Парацельс, как свидетельствует Ван Гельмонт, прибыл в Константинополь и получил там Философский камень. “Философский камень есть нечто реальное. При том можно понимать его духовно и физически. Духовное состояние, называемое камнем, соответствует созвучанию всех отложений психической энергии. Физически препарат довольно близок препарату Парацельса; но в нем осталась существенная ошибка, в которой он напрасно упорствовал. В остальном, источники арабские, питавшие Парацельса, были довольно правильны”. (С., 27) .

Затем Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в имперской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени. В своих странствиях он собрал много полезных сведений. Парацельс писал: “Я скитался в поисках моего искусства, нередко подвергая опасности свою жизнь. Я не стыдился даже у бродяг, палачей и цирюльников учиться всему, что считал полезным. Известно, что влюбленный может пройти долгий путь, чтобы встретить обожаемую им женщину, - насколько же сильнее та тяга любящего мудрость, что заставляет его скитаться в поисках своей божественной возлюбленной!”

Проведя в скитаниях десять лет (то применяя на практике свое искусство врача, то преподавая или изучая, по обычаю тех времен, алхимию и магию), в возрасте тридцати двух лет он возвратился на родину, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.

После этих удивительных исцелений городской совет Базеля назначил Филиппа Теофраста профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалование. Лекции Парацельса в местном университете, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны, изложение которых являлось единственным занятием профессоров медицины того времени. Его учение было его собственным, и он преподавал его, невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надежно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами.

Свои знания и умения Парацельс демонстрировал и на практике, значительно превосходя в медицинском искусстве всех своих коллег. Он продолжал совершать множество поистине чудесных исцелений больных, которых авторитетно объявляли неизлечимыми (этот факт удостоверен Эразмом Роттердамским, самым добросовестным и образованным наблюдателем).

Человек, считал Парацельс, образован духом, душой и телом. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие.

Изучая лечебный эффект от различных химических элементов и соединений, Парацельс ввел в медицинский обиход препараты меди, ртути, сурьмы и мышьяка, а также лечение водой из минеральных источников; составлял тинктуры, экстракты и эликсиры на основе растений; впервые в истории медицины ввел понятие о дозировке лекарств. «Все есть яд и все - лекарство; то и другое определяет доза» - эта фраза ученого стала крылатой.

В тридцать три года Парацельс уже был предметом восхищения народа и профессиональной зависти коллег. Он возбуждал ярость последних еще и тем, что, в отличие от других врачей, многих бедняков лечил бесплатно. Но чаще всего наградой за его труд служила неблагодарность; он получал ее везде, не только в домах среднего достатка, но и в богатых (к примеру, в доме графа Филиппа Баденского, чей случай врачи признали безнадежным). Парацельс вылечил графа в короткий срок, но тот проявил удивительную скупость. Мало того, неблагодарность этого вельможи вызвала большую радость в стане врагов Парацельса и дала им прекрасный повод злословить и осмеивать его более чем когда-либо.

В это же время Парацельс занимал должность главного городского врача; пользуясь этим, он обратился в городской совет Базеля с предложением передать все аптеки города под его надзор и разрешить ему проверять, хорошо ли провизоры знают свое дело и имеются ли у них в достаточном количестве настоящие лекарства. Как и следовало ожидать, этим он навлек на себя ненависть всех аптекарей и провизоров, к которым присоединились врачи и профессора под предлогом того, что назначение Парацельса профессором университета было произведено без их согласия, и что он был чужестранцем - никто не знает, «откуда он взялся», и, более того, неизвестно, является ли он «настоящим врачом». Вследствие этого гонения Парацельс был вынужден тайно и спешно покинуть Базель в июле 1528г., чтобы избежать нежелательных осложнений.

После этого события Парацельс вновь вернулся к бродячей жизни, странствуя по стране, как в юности, останавливаясь в деревенских харчевнях и ночуя на постоялых дворах. За ним следовали многочисленные ученики, привлекаемые или жаждой познания, или желанием овладеть его искусством и использовать последнее в своих целях. Самый известный из них - Иоганн Опорин, который в течение трех лет был его секретарем и ассистентом, а впоследствии стал профессором греческого языка и знаменитым издателем, книготорговцем и печатником Базеля. Парацельс более чем неохотно раскрывал свои секреты, и Опорин позже весьма неодобрительно отзывался о нем в связи с этим, чем сыграл на руку его врагам. Но после смерти Парацельса он жалел о своем неблагоразумии и выражал преклонение перед учителем.

В 1528г. Парацельс приехал в Кольмар, затем посетил Эсслинген и Нюрнберг. «Настоящие» врачи из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили несколько больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Свидетельства этого можно найти в городском архиве Нюрнберга.

Но и этот успех не изменил жизнь Парацельса, которому, казалось, была предначертана судьба скитальца. Нердлинген, Мюнхен, Регенсбург, Амберг, Мерано, Халле, Цюрих… в итоге осел он в Зальцбурге, куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс, наконец, смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу.

Во многих своих рецептах Парацельс предлагает прибегнуть для составления того или иного снадобья к помо­щи таинственной virgula mercurials. Говорят, речь шла не о чем ином, как о самой настоящей «волшебной палочке»! О ней не раз упоминалось в средневековых источниках по оккультизму, но природа этого артефакта, способного, по-видимому, производить магические действия, так и остается неизвестной. Не исключено, считают современные исследователи, что волшебная палочка, так хорошо знакомая нам по сказкам, представляла собой какой-то прибор. Но откуда он взялся у Парацельса?

Также Парацельс приводил в своих сочинениях подробный рецепт приготовления искусственного человека - гомункула: «Положить в реторту мужского семени и держать при температуре 40"C сорок дней. Появившуюся там фигурку надо питать человеческой кровью 40 недель... после чего она получает способность узнавать и передавать самые сокровенные вещи».

Но ему не суждено было долго наслаждаться столь заслуженным покоем; 24 сентября 1541г. после непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет и трех дней) в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь», что на набережной, а его тело было похоронено на кладбище св. Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень, проломил череп, что, спустя несколько дней, и привело к смерти.

Останки Парацельса были эксгумированы в 1572г. во время перестройки здания церкви св. Себастьяна и перезахоронены за стеной, что окружает двор перед часовней св. Филиппа Нери, пристроенной к церкви, там, где сейчас стоит памятник ему. В центре разрушенной пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше - надпись на латинском языке:" Филиппа Теофраста Парацельса, который стяжал столь великую славу мира за открытие химического золота, изображение и кости; и пока снова не покроется своей плотью ".

На основании памятника имеется надпись: "Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть".

Под этой надписью виден герб Парацельса в виде серебристого луча, на котором расположены один за другим три черных шара, а внизу стоят слова:" Мир живым, вечный покой умершим".

После ухода Парацельс почти не оставил земных сокровищ, однако его наследие, воплощенное в книгах, огромно и нетленно. Его работы - неисчерпаемый кладезь знаний, в них заложено огромное количество семян, из которых, попади они в руки достойных садовников, могут произрасти великие истины. Многое из того, что сегодня толкуется превратно и отрицается, грядущие исследователи извлекут на свет и, придав достойную форму, поместят в основание духовного храма Мудрости.

"…Алхимики средних веков, как Вы знаете, должны были скрывать свои великие знания под запутанными аллегориями и разными символами, чтобы раньше времени не отправиться к праотцам и не подвергнуть уничтожению свой самоотверженный труд во благо человечества. Конечно, в наши дни столь осмеянные алхимики начинают входить в почет, и труды великого Парацельса можно уже найти на полке любимых книг больших ученых и врачей. Так, истина всегда давалась под прикрытием, так же как и все великие Учителя должны были часто прикрываться «серым» плащом, чтобы Свет Их не ослепил и люди допустили бы Их к себе, и приняли хотя бы ту часть Истины, которая была предуготована для этого цикла” . (ПЕИР, 21.05.35) .

Философия Парацельса затрагивает проблему внутреннего развития человека. В разное время и в разных традициях путь внутренней трансформации человека назывался по-разному, но основная задача всегда была одинаковой: раскрытие собственных внутренних потенциалов, поиск своей истинной сути, своего Закона и предназначения, для того чтобы наиболее полно участвовать во всеобщей эволюции и быть на земле проводником и исполнителем воли Бога.

“Люди не знают себя и потому не ведают того, что существует в их внутреннем мире. Каждый человек обладает божественной эссенцией, вся мудрость и сила заложены в нем в зародыше, все виды знаний доступны ему в равной мере…” Каждый человек, учит Парацельс, наделен от природы тремя таинственными силами - Волей, Верой и Воображением, которые способны привести его к высшему совершенству. Воля - или Молитва - есть способность величайшего стремления человека к Богу, закон, заложенный в нем. Вера - способность ощущения Божественного во всем, великая мудрость, знание невидимой сути вещей, спящее глубоко в душе каждого человека; это величайшая сила, исходящая из источника всеобщего Блага, способная создавать, исцелять и производить чудесные превращения. Воображение - способность человека творить, способность призывать и воплощать высокие мечты. Эти три силы изначально даны каждому, но не каждый способен их проявить. В большинстве случаев они так и не развиваются и постепенно исчезают вместе с потерей способности мечтать, верить и надеяться. Но, стремящегося открыть эти силы в себе, ждет долгий и трудный путь.

“Необходимо искать и стучаться, обращаясь ко всемогущей Силе внутри нас, и сохранять ее недремлющей; и если мы будем делать это правильным образом и с чистым, открытым сердцем, мы получим то, о чем просим, и найдем то, что ищем, и двери Вечного, что были заперты, откроются перед нами...”

Парацельс был христианином в истинном смысле слова, но ничуть не фанатиком.

Он был врагом лицемерия, обрядовых служб и нарочитой набожности. “Какой смысл в прилюдной молитве? Она есть начало и причина идолопоклонства, и потому Христос запрещал ее” . Он говорил: “Помните, что Бог отметил нас, наделив пороками и болезнями, дабы показать нам, что мы не имеем ничего, чем гордиться, что наше всеобъемлющее понимание на самом деле ничего не стоит, что мы далеки от познания абсолютной истины и что знания наши и силы в действительности очень малы” .

Парацельс мало читал. Он говорил, что в течение десяти лет не прочитал ни одной книги , а его ученики подтверждают, что он диктовал свои труды, не используя никаких записок и заметок. “Чтение еще никого не сделало врачом. Медицина есть искусство, и оно требует практики. …Начиная изучать мое искусство, я вообразил, что в мире нет ни одного учителя, способного научить меня ему, и что я должен постигать его сам. Книга, которую я изучал, была книгой природы, написанной рукой Господа” .

Сам же Парацельс написал 230 книг по философии, 40 книг по медицине, 12 о политике, 7 по математике и астрономии и 66 - посвященных тайным искусствам.

Из трудов Парацельса по медицине: "Природа и вызывает, и излечивает болезнь, и потому врачу необходимо знать природные процессы, происходящие как в видимом, так и в невидимом человеке. Тогда он будет способен распознать причину и течение болезни" <...>

Существует пять невидимых причин возникновения болезней:

1. Болезни, вызванные астральными влияниями, действующими на астральное тело человека и затем действующими на его тело.

2. Болезни, вызванные шлаками, ядовитыми веществами и внутренними закупорками.

3. Болезни, вызванные аномальным состоянием физиологических функций вследствие злоупотребления органами или вредных воздействий.

4. Болезни, вызванные психологическими причинами, такими, как желания, страсти и пороки, а также болезненным воображением.

5. Болезни, в основе которых лежат духовные причины (склонности), созданные (в предыдущих жизнях) неподчинением божественному Закону (Карме).

Некоторые заболевания могут иметь не одну из этих причин, а две или более…

Болезнь не имеет обыкновения изменять свой характер и приспосабливаться к знаниям лекаря, но лекарь должен понимать причины болезни. Врачу следует быть слугой природы, а не врагом ее; ему надлежит вести и направлять ее в ее борьбе за жизнь, а не воздвигать своим неразумным вмешательством новые препятствия на пути исцеления…”

Парацельс был хорошо знаком с терапевтическим воздействием магнита и широко применял его. Он также применял силы минерального, человеческого и звездного магнетизма. “Силы составляющие микросом человека, тождественны силам, составляющим макросом мира… Врач, который хочет лечить разумно, должен знать строение вселенной так же хорошо, как строение человека и умело применять свои знания…”

При лечении пациентов Парацельс успешно применял и растения. Излюбленным его средством был зверобой про дырявленный, который использовался против элементалов и духов, враждебных человеку.

“Прожилки на его листьях суть сигнатуры. Если они проколоты, это означает, что растение это отгоняет всех призраков вокруг человека… Зверобой есть почти уникальное средство”.

Из писем Е.И. Рерих “...Человек, зная характеристику (т.е. форму, запах, вид) растения, мог применять его для лечебных и других целей без необходимости «опытов вслепую и случайных открытий ». То же самое относится и к минеральному, и к животному царству. Это есть наука «Соответствий». И так как вся природа построена по определенному плану, то исследователь, имеющий открытые глаза, усмотрит во всем эти «соответствия». Парацельс знал эту науку. Его чудеса были результатом применения этих принципов” . (ПЕИР 1.08.34) .

Древняя легенда говорит о том, что астральное тело Парацельса уже во время земной жизни стало самосознающим и независимым от физической формы, и что ныне он является Адептом и живет в Твердыне Света, и оттуда незримо, но реально, влияет на умы своих последователей.

Подтверждение этому мы находим и в письмах Е. И. Рерих: “Очень была рада узнать, что найденный якобы новый способ лечения эпилептиков в действительности оказался очень старым. … Скрывание источника так характерно для нашего беспринципного времени. Парацельс находится сейчас в Вел. Братстве…” (ПЕИР, 4.10.37) .

Приписывают Парацельсу и способности к предвидению. Так, считается, что в своем трактате «Оракулы» он предсказал смену во Франции династии Валуа Бурбонами и падение последних через 200 лет после захвата власти; приход к власти Наполеона; образование государства по ту сторону океана (США) и многие другие события.

Прогнозирует Парацельс и возвышение Московии (России), жителей которой он называет «гипербореями». Через 500 лет после его смерти «воссияет божественный свет с горы страны Гипербореев, и его увидят все жители Земли», пишет мистик. Получается, пророчество должно исполниться в 2041 году. Тогда же наступит золотой век, который будет длиться 50 лет (значит, до 2091 года). После этого над миром нависнет страшная опасность. Правда, многие ли из нас доживут до этой даты?

Загадочная личность великого Парацельса (настоящее имя - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, 1493-1541), известного врача, философа, мага и алхимика эпохи Возрождения, привлекала внимание человечества во все времена. Он родился в горной Швейцарии в семье врача на переломе веков. Его жизнь была наполнена признанием и гонениями, фантастическими приключениями и путешествиями. Будучи всесторонне развитым человеком, Парацельс изучал медицину, космологию, антропологию, пневматологию (учение о Духе), магию, алхимию, астрологию и теософию. Он понимал, что "говорят" звезды, минералы, растения, и создал учение на основе законов Природы, которой преданно служил и поклонялся. Но главной заботой великого врачевателя был Человек: призывая на помощь все свои знания, он всегда старался облегчить страдания больного.

Парацельс родился под созвездием Скорпиона - согласно астрологии, этот знак зодиака благоприятен для врачей, изготовителей ядов и лекарств. Хозяин Скорпиона, гордый и воинственный Марс, сильному дает боевую смелость, а слабому - задиристость и желчность. Вся жизнь Филиппа Теофраста фон Гогенхайма подтверждает этот гороскоп. Он смело отстаивал свое право добывать знания во всех частях Земли и среди любых слоев общества. У цыган он узнал о лекарственных травах, у арабов - о влиянии небесных тел на все земное и искусстве изготовления талисманов. В поисках истины Парацельс отправлялся в самые невероятные путешествия. Он странствовал по Германии, Франции, Италии, Нидерландам, Дании, Швеции и России. По слухам, он побывал даже в Африке и Азии, где постиг великие тайны природы. Из-за сложного и экстравагантного характера ученый часто настраивал людей против себя, а многим его страсть к путешествиям казалась бродяжничеством. Но Парацельс был истинным гуманистом - он считал, что милосердие и сострадание к больному должны быть неотъемлемыми качествами доктора. Великий врачеватель язвительно и беспощадно критиковал аптекарей, которые при изготовлении лекарств руководствовались не нуждами пациентов, а собственной материальной выгодой. Он одним из первых стал писать научные книги не на латыни, а на языке обычных людей, чтобы те могли применять его учение на практике.

Парацельс был сторонником герметической медицины, полагавшей, что все причины болезней происходят от невидимой природы человека. Гермес Трижды Величайший, которого древние лекари считали основателем искусства врачевания, не отрицая важности физического тела, верил, что материальная конституция человека является эманацией его невидимых духовных принципов. Все в мире имеет один источник, работает по единым законам и состоит из одних и тех же элементов. Постигнув законы Вселенной, можно объяснить происходящее в человеке; изучив же человека - лучше понять, что происходит в Космосе. Каждая вещь (в философском понимании этого слова) имеет два тела - видимое (субстанциональное) и невидимое (эфирное). Человек с болезненным умом может отравить свою собственную эфирную природу, и эта инфекция, нарушая жизненные силы, позднее разовьется в физическуюя болезнь. Отрицательные астральные влияния отравляют не весь мир, а лишь участки, где существуют определенные условия для заражения. Например, существующее в нашей душе зло активизирует негативное влияние звезд, что, в свою очередь, вызывает заболевание.

Парацельс, развивая традиции герметической медицины, учил, что небосвод является частью или внутренним содержанием видимого человеческого тела. Как на небе, так и в теле человека звезды свободно, не смешиваясь, парят и оказывают на него определенное влияние. Врачу необходимо знать об этих влияниях, ведь если небо и звезды может видеть каждый, то заглянуть внутрь человеческого организма сумеет только тот, кто познает тонкие астральные связи. Вслед за античными философами мыслитель высказывал предположение, что каждое живое существо не ограничено физическим телом, а имеет еще и другие, невидимые тела. Они состоят из вещества, отличного от атомов и молекул. Эти невидимые субстанции Платон называл душой и духом, Парацельс - астральным телом, человеческой и божественной душой, а философы Индии, помимо физического тела, выделяли еще шесть невидимых субстанций. Говоря о тесной взаимосвязи человека с Вселенной, Парацельс подразумевал в первую очередь не физические контакты, а взаимодействие, происходящее на тонких, невидимых уровнях. Благодаря этим связям Космос влияет на человека, а тот, в свою очередь, может воздействовать на Вселенную не только физически, но и своими мыслями и чувствами. Отсюда - ответственность личности перед Космосом. Поэтому Парацельс в своих трудах резко критикует моральную распущенность, злобу, агрессивность, зависть и прочие дурные человеческие качества. Ученый призывает людей не только учиться контролировать эмоции, но и избавляться от пороков, развивая в себе возвышенное состояние души. Аккумуляция негативного влечет за собой непредсказуемую реакцию Природы в виде стихийных катаклизмов, заболеваний, массовых истерий. Эти постулаты развивал в своих трудах Карл Густав Юнг, множество рассуждений на эту тему можно найти в Агни-Йоге. Похожей точки зрения придерживается и современная психосоматическая медицина. Но Парацельс идет еще дальше - он раскрывает природу магнетизма и успешно применяет его как метод лечения различных заболеваний задолго до Месмера. Мыслитель понимает это явление как жизненную энергию, происходящую от духовного тела Земли. Ученый считал, что магнит обладает свойством притягивать не только железо, но и определенные токи, существующие в организме человека. Основываясь на этом, он лечил магнитом кровотечения и падучую. Современные исследователи трудов великого врачевателя отмечают, что его утверждения не выглядят совершенно абсурдными, так как кровяные тельца и нейроны содержат железо.

Во времена Парацельса ученые сознавали непосредственное влияние сил природы на происходящее в окружающем их мире. Астрономия и астрология еще не оформились в отдельные науки, а Иоганн Кеплер, вычисляя орбиты планет, одновременно составлял гороскопы. Не было еще и химии - существовала только алхимия. Использование амулетов, талисманов, заговоров при лечении болезней практиковалось повсеместно. Парацельс, анализируя эти факты, выяснил, что применение во врачебной практике магических предметов порождает весьма интересные эффекты. Для этих целей он самостоятельно разрабатывает наброски многих амулетов и печатей, использует так называемую алхимическую процедуру для лечения душевных болезней. Парацельс указывает, что врачу необходимы алхимические знания, так как болезни минералов аналогичны человеческим, а человек - это всего лишь смесь химических элементов. Он одним из первых использует химические препараты при лечении пациентов, за что подвергается нападкам и преследованиям со стороны ученых-коллег. Базельские же врачи и аптекари обвиняют Парацельса в религиозной неблагонадежности и изгоняют его из города.

Парацельс смело отвергал авторитеты и отстаивал собственные воззрения в области медицины. В его родовом поместье Гугенхайме выпадала обильная роса, и Филипп Теофраст обнаружил, что, собранная при определенном расположении планет, она обладала исключительной целебной силой, так как синтезировала в себе различные свойства небесных тел. Кроме того, ученый открыл, что многие заболевания эффективно излечиваются растениями, напоминающими своими формами соответствующие человеческие органы. Лекарственные травы следует собирать в то время, когда покровительствующая им планета управляет процессами на Земле, и "сущность" растения следует извлечь, пока оно свежее. Парацельс приводит список наиболее часто используемых им трав, названий планет, с которыми они симпатически связаны, а также перечень основных болезней, для лечения которых эти растения наиболее эффективны. Солнце: розмарин, лаванда, шалфей, мелисса (острые воспаления, сердечные заболевания, ревматизм); Луна: тимьян, черная чемерица, рута пахучая (душевные болезни, истерия, нервные заболевания); Меркурий: медуница лекарственная, алтей, подорожник большой (пневмония, катар, туберкулез легких, воспаление слизистых оболочек); Венера: коровяк обыкновенный, сельдерей (отечные опухоли, болезни почек и мочевого пузыря); Марс: чертополох, крапива двудомная (лихорадки, болезни острого и сильного характера, лихорадки с сыпью); Юпитер: рута пахучая, печеночница, венерин волос, чистотел большой, лен обыкновенный, конопля посевная (желтуха, заболевания печени); Сатурн: селезеночник очереднолистый, норичник узловатый, дубровник скородония (ипохондрия, геморрой, меланхолия). Излюбленным же растением самого Парацельса был зверобой продырявленный - почти универсальное лекарство, способное изгонять враждебных человеку духов, вызывающих приступы падучей, умопомешательство, галлюцинации и т.д.

Современники Парацельса, согласно герметической медицине, выделяли семь причин возникновения болезни. Первая - враждебные человеку духи, которые существуют за счет жизненной энергии тех, в кого они вселяются. Вторая - нарушение согласованности духовной и материальной природы, приводящее к умственным или физическим расстройствам. Третья причина - ненормальность умственного настроения. Меланхолия, отрицательные эмоции, чрезмерные страсти (похоть, алчность, ненависть) воздействуют на астральное тело, а через него - на физическое тело человека. Это приводит к раку, лихорадке и туберкулезу. Древние полагали, что возбудители болезни - миниатюрные создания, рождающиеся от злых человеческих мыслей и действий. Четвертая причина возникновения болезни - то, что на Востоке называют кармой, то есть закон расплаты за несдержанность и проступки в прошлой жизни. Пятая - зависимость человека от расположения и степени влияния на него небесных тел: сильный и мудрый человек сам управляет своими звездами, а слабый и плохой - ими управляем. Шестая - неправильное ²использование⌡ органов тела, например перегрузка мышц. Седьмая, последняя причина - наличие в организме посторонних субстанций, таких как ядовитые вещества, шлаки и т.д.

Болезнь можно предотвратить или вылечить также семью способами. Первый - заклинания и вызывание духов. Второй метод состоит в использовании вибрации звуковых волн, когда дисгармония нейтрализуется посредством произнесения священных имен, а также игры на музыкальных инструментах и пения. Еще египетские жрецы при помощи специальных песнопений и мантр, в которых акцентировались определенные согласные и гласные, создавали некую частоту колебания звуковых волн и тем самым помогали Природе восстанавливать поврежденные органы. Иногда, особенно в период выздоровления, использовался метод цветовой терапии. Третий способ лечения состоял в использовании талисманов, украшений, амулетов, четвертый - в исцелении травами, а пятый - в чтении молитв. Древние веровали, что Бог помогает людям в облегчении их страданий. Парацельс утверждал, что вера должна лечить все, однако немногие обладают ею в достаточной мере. Описывая недуги, возникающие по психологическим причинам, ученый отмечает, что воображение - источник многих болезней, а вера - лекарство от всех.

Точно так же исцеляющая сила препаратов зачастую состоит не в духе, заключенном в них, а в духе, с которым их принимают. Сила же амулетов заключается не столько в материале, из которого они сделаны, сколько в вере, с которой их носят. Шестой метод предупреждает болезнь. Это диета, ведение правильного образа жизни, солнечные и воздушные процедуры. Парацельс отмечал, что животные отказываются есть и пить вредные для них продукты, они инстинктивно выбирают то, в чем нуждается их организм. И только обладающий разумом человек не прислушивается к своим природным инстинктам - он ест и пьет то, что ему вредит, но удовлетворяет его искусственно выработанный вкус. Постоянно действуя против законов природы, нomo sapiens гораздо больше подвержен болезням, чем животные. Пока его тело сильное, организм сопротивляется вредным воздействиям, что приводит к потере жизненных сил. Но отсутствие периодов отдыха, восстановления, выведения накопленных вредных веществ приводит к различным заболеваниям - ревматизму, подагре, водянке и т. д. В то время когда организм ослаблен и все жизненные силы иссякли, на этом фоне могут возникнуть зачатки другой болезни. Таким образом одна болезнь проистекает из другой. Поэтому седьмым способом исцеления было использование методов ²практической медицины⌡ - кровопускания, очищения и т.д.

Парацельс использовал все семь методов, и его злейшие враги признавали, что великий врачеватель достигал фантастических результатов даже при лечении рака и проказы. Но вместе с тем, борясь с человеческими болезнями, ученый считал их чем-то естественным, необходимо существующим, производным от человеческой жизни, а не ненавистными ²инородными телами⌡, как мы их сейчас привыкли понимать. В его главном труде ²De vita longa⌡ содержатся уникальные мысли о человеческом здоровье и бессмертии.

Искреннюю любовь простых людей Парацельсу все же посчастливилось ощутить при жизни. Благодарность и народное признание не оставили его и после завершения земного пути. По одной из версий, великий врачеватель погиб от рук убийц, нанятых учеными-врагами, которые любой ценой желали избавиться от соперника. На мраморном надгробном камне Парацельса начертано:

²Здесь похоронен Филипп Теофраст, знаменитый Доктор Медицины, который лечил Раны, Проказу, Подагру, Водянку и другие неизлечимые Болезни Тела, обладал Волшебным Знанием и раздавал добро Бедным. В год 1541-й на 24-й день сентября он сменил Жизнь на Смерть. На Вечный Покой⌡

Самые известные в истории теории о долгой и здоровой жизни

Теория жизни Парацельса

Парацельс (Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм) (1493 - 1541) - знаменитый швейцарский алхимик и врач, оккультист и фармацевт, писатель и путешественник. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины, противопоставив им «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа.
Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства. В своей методике врач пытался совместить самые, казалось бы, несовместимые способы влияния на физическое и психическое состояние пациента.
Он стремился лечить болезни семью путями: вызыванием духов; «вибрацией» - цветовой терапией, музыкой, пением и заклинаниями; с помощью талисманов, амулетов и чар; травами; молитвой: диетой и правильным образом жизни; кровопусканием и различными методиками очищения организма.
Будучи приверженцем астрологии, он пояснял, что

«Солнцу (Амертату - покровителю растительного мира) соответствует лечение травами, таинственной Луне - магическое воздействие амулетов и чар, воинственному Марсу - кровопускание и прочие насильственные способы очищения организма, медиумическому Меркурию соответствует практика вызывания духов, религиозному Юпитеру - исцеляющая сила молитвы, с гармоничной природой Венеры согласуется музыкальная и цветовая терапия, а с аскетическим Сатурном - диета и правильный образ жизни». Но, вместе с тем, если человек подчиняет свою судьбу небесным телам, то, по Парацельсу, «это происходит оттого, что такой человек не знает самого себя и не умеет применить силы скрытые в нём, он не знает, что сам в себе носит небесные светила, что является микрокосмом и таит в себе небесный свод со всеми его творческими силами!».

Ученый-мистик утверждал, что универсального средства от всех болезней не существует, и указывал на необходимость поисков специфических средств против отдельных болезней. Современная медицина обязана Парацельсу фармакологией, поскольку он был первым врачом, сделавшим ставку на лечение лекарственными препаратами, первым, кто отошел от традиционной практики кровопускания и применения рвотных, слабительных и потогонных средств. Именно ему принадлежит знаменитая фраза, известная всем фармацевтам мира:
«Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» («Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза»).
Человек, по мнению ученого, образован духом, душой и телом, которое, в свою очередь, состоит из первоэлементов. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Если в организме избыток серы, то человек заболевает лихорадкой или чумой; при избытке ртути наступает паралич, а слишком большое обилие солей вызывает расстройство желудка и водянку. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие при помощи определенных химических препаратов.

Но источником долголетия считал естественную взаимосвязь духовного равновесия и трех химических начал. Он исходил из идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и Бога, именуя при этом человека не только «микрокосмом», малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, но и «квинтэссенцией», или пятой, истинной сущностью мира. По Парацельсу, человек производится Богом из «вытяжки» целого мира и несет в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами. Вместе с тем, если чрезмерное увлечение астрологией и мистикой поглощает человека, то «это происходит оттого, что такой человек не знает самого себя и не умеет применить силы, скрытые в нем, он не знает, что сам в себе носит небесные светила, что является микрокосмом и таит в себе небесный свод до всеми его творческими силами». Великий врач-алхимик указывал на необходимость строгой личной гигиены во всем, в том числе и в мыслях; умение ухаживать за своим физическим телом, за своей психикой и быть внимательным к окружающей среде.

Из высказываний Парацельса:

Нет ничего, что могло бы избавить смертное тело от смерти, но есть нечто, могущее отодвинуть гибель, возвратить молодость и продлить человеческую жизнь".
***
Все есть продукт единого, всемирного, творческого усилия... Нет ничего мертвого в Природе. Все является органическим и живущим, и потому весь мир есть живой организм.
***
Истинный человек не есть человек внешний, но душа, сообщающаяся с Божественным Духом.
***
Тот, кто хочет знать пути Природы, должен исходить их собственными ногами. То, что записано в книге Природы, записано буквами. Но листы этой книги - это разные земли. И если таковы Законы Природы, то надо переворачивать эти листы.

Против слепой веры в авторитеты, косности, книжной «учености» в медицине, химии и общих вопросах естествознания решительно выступил Парацельс. Он порицал тех врачей, которые не имели естественных, и особенно химических, знаний, а прописывали лекарства «по книгам». Теофраст Парацельс считал, что врач должен лечить прежде всего на основе собственного опыта, не замыкаться в узком кругу коллег и знать о достижениях естественных наук в других странах. В день Святого Иоанна в 1527 г. Парацельс вместе со своими учениками и друзьями демонстративно сжег труды, которые, по его мнению, не содержали ничего, кроме компиляций из рукописей великих врачей. Парацельс хотел, чтобы весь вред, который принесли эти труды, исчез вместе с дымом от них. Основатель иатрохимии одобрял деятельность тех, кто обогащал естествознание и медицину собственными наблюдениями и экспериментами.

Анализ трудов Парацельса показывает, что он был одновременно теоретиком и практиком. Приведем названия лишь некоторых из них: «Высшая медицинская наука», «О тинктуре врачей», «Изумительное чудо или о пяти сущностях всех болезней», «Высшая мудрость или о четырех важнейших столпах (философия, астрономия, алхимия и особые черты врача)», «Сокровище сокровищ алхимиков», «О болезнях, происходящих от тартара», «Великое чудесное лекарство».

Прогрессивный подход Парацельса к изучению природы - стремление совершенствовать знания за счет наблюдений и опытов - значил для развития науки много больше, чем основные положения разработанных им теорий. Теоретические представления Парацельса основывались главным образом на взглядах арабских ученых, развивавших положения Аристотеля. Но Теофраст Парацельс усовершенствовал эти взгляды. К описываемым арабскими алхимиками двум «началам»: сере и ртути Парацельс добавил третий - соль. Таким образом, он распространил теоретические представления на соли - Тважную группу соединений, число которых после открытия неорганических кислот значительно возросло. Однако Парацельс признавал и существование четырех элементов Эмпедокла и элементов-качеств Аристотеля. Более того, он считал, что эти четыре первоэлемента - вода, огонь, земля и воздух - лежат в основе трех принципов - серы, ртути и соли. Представлению о четырех первоэлементах, существовавшему до конца XVIII в., отдавалось большее предпочтение, и для объяснения разнообразных явлений оно считалось более общим по сравнению с учением о трех принципах.

Все вещества живой и неживой природы были, по представлениям Парацельса, созданы непосредственно из трех первоначал - принципов. К такому толкованию вещественного мира Парацельс пришел в результате исследований различных веществ и наблюдений над явлениями природы. Он уделял большое внимание проблеме смешения первоэлементов, приводящего к образованию новых веществ различного состава. По мнению Парацельса, организм здоров, если «принципы» в нем смешаны в нужной пропорции, и нездоров, если законы смешения были нарушены. На этом основывались предложенные Парацельсом методы лечения больных. Он доказывал врачам необходимость исправления нарушенных соотношений «принципов» в организме больного с помощью лекарств, полученных в лабораториях химическим путем.

Принятые Парацельсом способы характеристики трех принципов применялись еще во времена раннего средневековья. Ртуть обозначала принцип тяжелого, жидкого и текучего, сера - принцип горючего и теплого, соль - принцип растворимого в воде и устойчивого к горению. Эти принципы более точно характеризовали химическую природу веществ, чем элементы-качества Аристотеля. Таким образом, Парацельс развивал представления арабских алхимиков, которые тесно связывали «принципы» с определенными химическими веществами и характеризовали первоэлементы их важнейшими свойствами. Так ученые получили важный способ классификации веществ по их внешним признакам. Однако в этом способе, как оказалось, заключалось противоречие: чем больше накапливалось знаний о веществах, тем теснее становились рамки представлений о трех «принципах» как основе образования веществ.

Парацельс создал новое научное направление - иатрохимию, поставив химические знания на службу медицине. Он был прежде всего врачом, поэтому его интересовали главным образом химические способы получения лекарств. «Правы не те, кто говорят, что алхимия делает золото и серебро, но те, кто говорят, что она создает лекарства и направляет их против болезней»,- считал Парацельс. Характерно, что главное назначение веществ, полученных химическим путем, он видел в применении их в качестве лекарств, тогда как до Парацельса они использовались преимущественно как яды. Благоприятное, исцеляющее действие некоторых из его лекарств навело Парацельса на мысль о важности дозирования введенных им в медицинскую практику препаратов - соединения мышьяка, солей меди, свинца, серебра, ртути.

Таким образом, перед химией была поставлена новая задача: получать как можно более чистые соединения и испытывать их эффективность в виде лекарственных средств. В результате этих работ в обществе крепло убеждение, что врачу совершенно необходимы химические навыки и знания. Парацельс был уверен, что «никакой врач не может обойтись без этого искусства, оно нужно всем - от княжеского повара до работника, готовящего корм для свиней». Однако получение химическим путем большого количества лекарств, обладающих мощным действием на человеческий организм, увеличивало опасность злоупотребления ими. Появилось множество шарлатанов, бессмысленно «назначающих» лекарственные препараты, что нередко заканчивалось трагически, особенно когда применялись соединения мышьяка. Из-за этого в XVI-XVII вв. больные боялись новых «химических лекарств» не меньше, чем чумы.

Иатрохимия сыграла важную роль для развития химических знаний в университетах, где она широко преподавалась. Несомненно, она была в то время наиболее важной частью химии.

В XVI-XVII вв. химики старались точнее характеризовать свойства различных соединений. Так, Либавий использовал следующие признаки: форму (кристаллов), вес [массу], запах, вкус, способность реагировать с другими веществами, магнетизм. Рудольф Глаубер и Роберт Бойль различали соли по форме их кристаллов. Бойль также определял плотность жидкостей и твердых веществ.

По мере того как росли и уточнялись знания о соединениях и их способности взаимодействовать друг с другом, химики все сильнее утверждались во мнении, что все вещества обладают сугубо специфическими свойствами. Особенно важную роль в описании этих свойств играло понятие «магистерия». Им характеризовали чистые вещества, которые, прежде всего, выделяются из смесей. В представлении о магистерии содержались некоторые черты, получившие впоследствии развитие в современном понятии об элементе.

В формировании химических представлений существенную роль сыграли те факты, что металлы могли вступать в соединения с другими веществами, а потом извлекаться из этих соединений без всяких потерь. Например, в опубликованной в 1540 г. книге В. Бирингуччо «О пиротехнике» сообщалось, что серебро, растворенное в азотной кислоте, можно выделить из раствора независимо от того, было ли до этого оно «разрушено» другими соединениями и утратило ли (как тогда казалось) свои первоначальные свойства. Все больше исследователей обращали внимание на то, что при прокаливании [окислении] вес [масса] металлов, например свинца, увеличивается. Бирингуччо обнаружил, что увеличение составляет 1/10 начального веса. В дальнейшем это наблюдение также имело значение для определения понятия «элемент». О. Тахений, Р. Бойль, Ж. Рей, Дж. Мэйоу, М. В. Ломоносов много раз наблюдали такое явление и пытались его объяснить.

Благодаря исследованиям А. Сала, Р. Глаубера, О. Тахения, И. Кункеля, Р. Бойля и Н. Лемери, широко применявших химический анализ «мокрым путем», стали быстро накапливаться знания о реакциях между растворенными веществами. Тем самым получили дальнейшее развитие возникшие еще в античности представления о сродстве веществ. Парацельс установил, что ртуть взаимодействует с другими металлами с различной быстротой. А. Сала обнаружил в 1617 г., что по способности выпадать в осадок из солевых растворов при реакциях обмена металлы могут быть поставлены в ряд в определенной последовательности. В 1649 г. Глаубер «составил» ряд металлов в зависимости от их растворимости в кислотах. Г. Э. Шталь также исследовал (1697-1718 г.) растворимость металлов в кислотах и установил такую последовательность: цинк - железо - медь - свинец (или олово) - ртуть - серебро - золото. Особенности растворения Шталь объяснял на основе флогистонной теории, согласно которой металлы являются соединениями флогистона и «металлической земли». Чем быстрее флогистон отделяется от металла, тем быстрее растворяется металл. Металл при этом превращается в «металлическую землю».




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top