Упражнение на конвергенцию с детьми 3 лет. Тренировки конвергенции глаз

Упражнение на конвергенцию с детьми 3 лет. Тренировки конвергенции глаз

Явная недостаточность конвергенции глаз проявляется у детей или взрослых неспособностью свести зрачки к переносице. Причиной тому служит спазм внутренних, внешних и нижних прямых мышц глаза. При своевременной диагностике терапия сводится к регулярному выполнению упражнений, а в запущенной форме приводит к потере зрения.

Что это такое и как проявляется?

Конвергенция представляет собой процесс сближения зрительных осей глаз к носу, с фиксацией на располагающемся предмете. Физиологически этот акт обоснован одновременным сокращением внутренних мышц, которое сопровождается миозом и аккомодацией глазных яблок. Конвергенция глаз является рефлекторным процессом бинокулярного зрения. Характеризуется нарушениями со стороны нервно-мышечной и сенсорной системы.

Если у ребенка вовремя обнаружить нарушения бинокулярного зрения, лечение может быть основано только на применении специальных упражнений.

Недостаточность конвергенции глаз встречается у каждого 5 ребенка, чаще всего не диагностируется, так как обычная проверка офтальмолога не в состоянии определить отклонения. Иногда детям ошибочно ставят диагноз «гиперактивность», из-за того, что во время чтения им очень сложно сосредоточиться.

Причины нарушений

Болезни, связанные с центральной нервной системой, могут быть причиной данных проблем.

Наиболее распространенным фактором возникновения расстройств содружественных движений глазных яблок являются проблемы с ЦНС, так как процесс активности зрачков регулируется центрами коры больших полушарий, средним мозгом, мостом и мозжечком. Во взрослом возрасте причиной конвергенции является ранее перенесенный инсульт или проблемы с двигательными корешками нервных окончаний.

  • Мост
    • Одностороннее нарушение. Горизонтальный парез в сторону поражения.
    • Двухстороннее повреждение. Движения глазных яблок допускается лишь в вертикальной плоскости.
  • Крыша среднего мозга
    • Парез взора вверх и плохая реакция зрачков на свет. Причиной состояния служит у людей до 45-ти лет гидроцефалия и пинеалома, а у пожилых - инсульт.
  • Средний мозг
    • Нарушается параллельность зрительных осей, возникает косоглазие в вертикальной плоскости. Характеризуется наличием глазодвигательных нарушений.

Симптоматика

У пациента появляется ряд признаков, свидетельствующих о наличии нарушений, такие как:

Одним из признаков патологии является диплопия, которая проявляется как раздвоенное изображение предметов.

  • диплопия;
  • астенопия;
  • осциллопсия;
  • зрение временно мутнеет;
  • очень сложно поддерживать зрительную функцию на близком расстоянии;
  • нехарактерная усталость;
  • головная боль;
  • искривление осанки.

У детей симптомы конвергенции глаз провоцируют проблемы с чтением, процессом обработки и понимания текста, из-за невозможности четко видеть написанное и расплывчатости изображения. Напрягаясь, чтобы сфокусировать зрение, ребенок подвергается переутомлению и как следствие частым головным болям. У него возникают проблемы с учебой, спортом и социализацией.

Методы диагностики

Проверка глазодвигательных функций:

  • исследование диапазона глазных движений в различных направлениях;
  • стабилизации зрачка;
  • саккада;
  • поступательные скользящие движения зрачков;
  • возможность сводить глаза к носу;
  • диагностика косоглазия при помощи теста с использованием прикрытого глаза.

Исследование глазодвигательных рефлексов:

  • проба «кукольный глаз»;
  • наличие симптома Белла (поворачивание глаза кверху при его закрытии).
Как улучшить зрение, когда тебе за… Геннадий Михайлович Кибардин

Веревка с узелками

Веревка с узелками

Упражнения по развитию аккомодации с использованием «узелков» на веревке с удовольствием выполняют как малыши, так и взрослые. Многое зависит от того, как выглядит эта веревка и насколько интересно и захватывающе преподаватель излагает методику пользования этой веревкой. Подобные упражнения обосновал и разработал Мартин Суссман – основатель (в 1976 году) и директор Кембриджского института улучшения зрения. Эти упражнения дополнены мною психологическим сопровождением, что позволяет как взрослым, так и детям выполнять упражнения легко и с удовольствием.

Возьмите светлого цвета веревку диаметром 1,5–5,0 мм и длиной около двух метров, лучше будет, если найдете не синтетическую веревку, а, например, льняную или хлопчатобумажную. Отступив от начала веревки около 10 см, крепко завяжите на веревке равномерно десять узелков, расстояние между соседними узелками должно составлять 15 сантиметров. Без практических навыков вряд ли это получится с первого раза.

Рис. 6

Поэтому лучше поступить следующим образом. Возьмите черный фломастер и линейку (можно двухметровую рулетку) положите веревку на стол или пол, по возможности распрямите (натяните) веревку. После этого черным фломастером аккуратно нанесите на веревке метки через каждые 15 сантиметров, чуть отступив (сантиметров на 10) от переднего края веревки, который планируется держать в руках. Найдите еще аналогичную веревку, длиной около 50 см. Эта веревка будет использована в качестве наружных узелков. Используя короткую веревку, крепко завяжите по красивому узелку над каждой черной меткой на двухметровой веревке. Концы каждого узелка аккуратно подровняйте ножницами. Окрасьте черным фломастером каждый узелок на веревке и дайте веревке просохнуть. Веревка с красивыми узелками готова для занятий по улучшению остроты зрения.

Закрепите один конец веревки на стене или дверце шкафа, используя для этого скотч. Можно зацепить веревку за гвоздь, который «случайно» оказался в нужном месте.

Проследите за тем, чтобы освещение в этом месте было хорошее. Обмотайте свободный конец веревки вокруг указательного пальца правой руки и поднесите веревку к кончику своего носа (рис. 6). Веревка должна чуть провисать вниз от воображаемой прямой линии, проходящей между вашим носом и стеной. Стойте ровно, не отклоняйтесь ни вперед, ни назад, иначе может появиться напряжение в теле и сознании, что будет мешать проведению занятий по развитию аккомодации. При необходимости сделайте маленький шаг вперед или назад.

Порядок выполнения упражнений. Предварительно хорошо просмотрите все рисунки, отражающие занятия с узелками на веревке, и затем приступите к занятиям.

1. Сначала посмотрите на кончик своего носа. Вы увидите (рис. 7), как две веревки сходятся к носу в виде буквы V.

Закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните, это снимает ненужное напряжение в теле и сознании. Далее посмотрите еще раз на кончик носа, при этом сохраняйте ровное и спокойное дыхание. Чаще моргайте и используйте периферическое зрение.

2. Переместите взгляд на то место стены, где прикреплена веревка. На это раз вы увидите (рис. 8) две веревки, сходящиеся к стене в виде буквы V.

3. Направьте свой взор на узелок, находящийся посередине веревки (сначала посмотрите на узелок 5, а затем, на узелок 6). Вы увидите (рис. 9) две веревки, пересекающиеся в виде буквы X точно в этих местах.

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

4. Посмотрите на ближайший к носу первый узелок и сфокусируйте на нем свой взгляд на несколько секунд. Вы увидите две веревки, пересекающиеся в этом узелке.

Продолжайте плавно перемещать взгляд дальше по веревке – от второго до десятого узелка (ближайшего к стене). Фокусируйтесь на каждом из них на несколько секунд, при этом чаще моргайте, чтобы не напрягать свое зрение, и старайтесь в каждом случае увидеть две веревки, пресекающиеся в данном узелке.

Закончив с десятым узелком, посмотрите на то место стены, где привязана веревка. Вы увидите две веревки, сходящиеся в виде буквы V.

5. Действуйте аналогичным образом, но уже в обратном порядке от десятого узелка к первому. После того как закончите с первым узелком, посмотрите на нос. Вы увидите две веревки, сходящиеся в виде буквы V к носу

6. Закройте глаза, опустите руки и медленно несколько раз покачайте головой в разные стороны, чтобы слегка размять мышцы шеи, плеч и лица.

7. Повторите этапы 4–6 еще восемь раз.

8. Прикройте рукой правый глаз (сам глаз не закрывайте) и повторите четыре раза этапы 4–6.

9. Прикройте рукой левый глаз (сам глаз не закрывайте) и повторите четыре раза этапы 4–6. Закончив упражнения, отдохните, выполнив пальминг.

При выполнении упражнения обратите свое внимание на следующее:

А. Иногда вместо пересечения двух веревок в узле наблюдаются следующие явления:

Видно только одну веревку вместо двух.

Две веревки пересекаются за узелком.

Две веревки пересекаются перед узелком.

Две веревки пересекаются в какой-то точке, а затем сливаются в одну в виде буквы Y.

Две веревки вообще не пересекаются, что говорит об отсутствии конвергенции, которая представляет собой движение глаз, в результате чего обе зрительные линии сходятся вместе на предмете, возбудившем внимание. Конвергенция относится к группе движений с противоположным характером, т. е. таких, при которых глаза одновременно поворачиваются в разные стороны. При конвергенции левый глаз поворачивается направо, а правый – налево. То есть глаза (незаметно для своего хозяина) двигаются навстречу друг другу. Движения этого рода носят также название фузионных, т. к. способствуют слиянию ощущений, получаемых от каждого глаза в отдельности, в одно нераздельное. Иначе бы все вокруг нас просто двоилось.

Одну из веревок видно более отчетливо, чем другую. В этом случае, чтобы понять, какой глаз так видит, закройте поочередно каждый глаз и отметьте, какая из веревок при этом исчезает.

Б. Невозможно передвинуть точку пересечения (X) вперед или назад, что свидетельствует о проблемах с конвергенцией. Первое обычно связано с близорукостью, второе – с дальнозоркостью или пресбиопией.

В. Сначала прогресс может проявляться не в улучшении зрения, а в том, что появляется возможность видеть и перемещать точку пересечения (X) все дальше по веревочке.

Г. Происходит задержка дыхания, это признак того, что вы напрягаете зрение и пытаетесь «видеть через силу», что всегда негативно влияет на остроту зрения. Выполняя любое упражнение, не забывайте регулярно закрывать глаза, дышите полной грудью и старайтесь всегда быть расслабленными.

Д. Попытка заставить себя силой увидеть что-то более четко приводит только к обратному результату, за которым появляется разочарование. Примите свое зрение таким, какое оно есть. Замечайте то, что вы сможете видеть. Осознайте это. Будьте терпеливы. Расслабьтесь, и тогда у вас все получится, как надо.

Е. Старайтесь без напряжения замечать, какие объекты попадают на периферию поля зрения.

Варианты выполнения упражнений

1. Если у вас близорукость, следуйте взглядом по веревке только вперед. Начинайте фокусироваться на первом узле, затем на втором и продолжайте дальше. Когда доберетесь до последнего узелка, сразу же вернитесь к первому и продолжайте в том же духе еще восемь раз.

2. Если у вас дальнозоркость, следуйте по веревке только назад. Начните с десятого узелка и двигайтесь по направлению к первому. Когда достигнете его, снова возвращайтесь к десятому узелку и продолжайте двигаться к первому еще восемь раз.

3. Если у вас астигматизм, примите положение стоя, держите веревку ровно и немного наклоните голову влево. Веревка должна располагаться так, чтобы вы ее хорошо видели. «Пройдитесь» по всем узелкам четыре раза. После этого, немного наклонив голову вправо, сделайте то же еще четыре раза. Затем повторите по четыре раза упражнение при положении головы вперед, а затем назад.

1. Двигая глазами по веревке, перемещайте взгляд плавно, а не скачками, от узелка к узелку, заостряйте внимание на точках пересечения. Например, если вы нормально видите точку пересечения в первом, втором, третьем и четвертом узелках, а на пятом обнаруживаете, что она застряла в четвертом, тогда подвигайте глазами вперед и назад между четвертым и пятым узелками. В такой ситуации всегда стремитесь подвинуть точку пересечения дальше или ближе. Не забывайте при этом часто моргать.

2. Подавайте голосовые команды (вслух или про себя) глазам, когда они видят точку пересечения не там, где нужно. Такие команды, как «Мои глаза фокусируются на нужном мне месте», «Мои глаза смотрят туда, куда я хочу» и «Мои глаза видят точку пересечения X». Голосовые команды такого типа помогают прогрессу остроты зрения.

3. Если есть узелок, который вы не видите, смотрите туда, где, по вашим представлениям, он должен быть. На самом деле, внимательно изучив эту область, вы сможете разглядеть и узелок, хотя и не четко. Не заставляйте себя увидеть больше. Напротив, всегда замечайте то, что вы видите. Чем больше вы смотрите, тем больше видите. Не забывайте дышать ровно, расслабляйте шею и затылок. Будьте терпеливы.

4. Открыв глаза, вы увидите только одну веревку. Подвигайте каждым глазом вперед-назад вдоль веревки – это способствует улучшению аккомодации и остроты зрения. Не забывайте часто моргать.

5. Когда вы прикрываете глаз ладонью, не прикасайтесь ею к глазу или веку Не забывайте также, что прикрытый ладонью глаз должен быть открыт.

6. Если рука, которой вы держите веревку, устала, тогда смените руку Когда закрываете оба глаза, кладите руку с веревкой на колени.

7. Двигая головой из стороны в сторону, расслабляйте плечи и шею, дышите глубоко и свободно. Когда двигаете головой, не переусердствуйте – избегайте напряжения.

8. Когда стоите с веревкой, выполняя упражнения, следите за тем, чтобы ваш вес был равномерно распределен на ступни обеих ног.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Тренировки конвергенции при расходящемся косоглазии Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом. Конвергенция глаз играет большую роль при бинокулярном зрении в процессе совмещения монокулярных зрительных впечатлений, в создании условий для их слияния в бинокулярный образ. У детей она часто нарушена, особенно при видимом или скрытом косоглазии. Она может быть ослабленной, неустойчивой, либо вообще отсутствовать. Состояние конвергенции глазу Вашего ребенка Вы можете проверить сами простым способом. Им же можно контролировать успешность тренировок. Посадите ребенка лицом к себе, на расстоянии 60­80 см, закройте свой один глаз; примерно посередине между ребенком и Вами поставьте вертикально карандаш так, чтобы Вы открытым глазом видели его как бы наложенным на середину лица ребенка по линии “переносье – подбородок”, а верхний его конец располагался на уровне его глаз; предложите ребенку смотреть в Ваш открытый глаз и выясните, видит он при этом “один” или “два” карандаша (при бинокулярном зрении в этих условиях возникает физиологическая диплопия).  Если ребенок смотрит в Ваш глаз и при этом видит “один карандаш”, то на этом контроль заканчивается. У Вашего ребенка нарушено бинокулярное зрение (подавлено зрительное впечатление одного из глаз) и ему требуется дополнительное лечение.  Если он видит “два карандаша”, предложите ему далее смотреть только на верхний конец карандаша, который Вы начинаете медленно приближать к лицу ребенка (Внимание! Все время следите за проекцией его на середину лица ребенка!); при отсутствии конвергенции по мере приближения карандаша к лицу ребенка один его глаз все более и более поворачивается к носу, а второй глаз при этом все сильнее по ворачивается кнаружи (к виску).  При наличии конвергенции оба глаза ребенка по мере приближения к нему карандаша симметрично все более и более поворачиваются к носу до тех пор, пока расстояние между его переносьем и карандашом (при нормальном объеме конвергенции) не уменьшится до 5­6 см, а у некоторых детей и ближе; после этого один глаз остается повернутым к носу, а другой отклоняется кнаружи; определите и запомните (запишите) наименьшее расстояние от глаз до карандаша, при котором оба глаза еще были повернуты к носу (его называют “ближайшая точка конвергенции”); в процессе лечения оно должно уменьшаться.  Поставьте карандаш в 10 см от переносья ребенка и предложите ему смотреть на него 1­1,5 мин; при устойчивой конвергенции в течение этого срока оба глаза должны быть симметрично повернуты к носу и стоять неподвижно, никаких неприятных ощущений Ваш ребенок при этом не должен испытывать. Если менее чем через 1 мин один или оба глаза начнут “колебаться”, либо появятся неприятные ощущения, запомните время устойчивой позиции глаз; в процессе тренировок оно должно увеличиваться.  Предложите ребенку без карандаша, усилием воли свести глаза к носу (посмотреть не на кончик носа и не на лоб, а на свое переносье); если это ему удается, то он обладает “волевой конвергенцией”, которую он может использовать в процессе упражнений. Лечение нарушений конвергенции А. При отсутствии конвергенции ежедневно, не менее 4 раз в день, проводят по 3­5 мин следующее лечебное упражнение:  пациент устанавливает на расстоянии 20­30 см от глаз вертикально карандаш (или свой палец) и смотрит мимо него вдаль; при этом он должен видеть два изображения карандаша. Сначала ему нужно посмотреть, например, на изображение “правого карандаша” так, чтобы при этом был бы виден и “левый карандаш”, после чего нужно мед ленно перевести взгляд на “левый карандаш”, стараясь не потерять из виду и “правый”.  далее пациент продолжает попеременно фиксировать взгляд на изображениях карандаша, сначала медленно, а затем быстрее и быстрее, делая при этом попытки посмотреть на карандаш “одновременно двумя глазами”; при успешной попытке двойные изображения приближаются друг к другу, а при включении механизма конвергенции – “наслаиваются” друг на друга и “сливаются” в одиночное изображение. Б. Для усиления имеющейся конвергенции применяют три вида упражнений, которые делают ежедневно, 3­4 раза в день (упражнения 1 и 2 – по 3­5 мин). В течение дня их можно чередовать, то есть в одном сеансе применить упражне ние 1, в другом упражнение 2 и так далее.  Упражнение 1. Пациент устанавливает вертикально карандаш (палец) в 15­20 см от глаз, после чего то 15­20 сек смотрит вдаль (через окно на горизонт), фиксируя внимание на двойных изображениях карандаша, то переводит взгляд на карандаш, сливая его двойные изображения, и смотрит на него 5­7 сек, после чего снова смотрит вдаль и повторяет цикл. При каждом цикле или перед очередным упражнением карандаш придвигают к глазам на 0,5­1 см.  Упражнение 2. Пациент устанавливает вертикально карандаш (палец) на расстоянии вытянутой руки и, фиксируя его взглядом, медленно приближает его к глазам до появления его двоения, затем так же медленно отодвигает его от себя, стараясь как можно быстрее усилием воли слить двойные изображения карандаша, после чего отодвигает его на расстояние вытянутой руки и повторяет цикл.  Упражнение 3. Применяют у пациентов, имеющих волевую конвергенцию (см. выше п. 9). Пациент становится лицом к окну так, чтобы ему была видна дальняя перспектива (лучше – горизонт). Усилием воли он сводит глаза к переносью, удерживает их в этом положении 5­7 сек, затем 15­20 сек смотрит вдаль и вновь сводит глаза к переносью, повторяя цикл. За один сеанс делают 3­5 циклов. В. Устойчивость конвергенции можно повысить следующим упражнением. Определяют положение ближайшей точки конвергенции (см. выше п. 7), карандаш устанавливают вертикально в эту позицию или на 1­2 см дальше от глаз. Сначала пациент старается как можно дольше фиксировать карандаш двумя глазами, затем он (примерно в 2­3 раза большее время) отдыхает, глядя вдаль, и далее повторяет цикл. За один сеанс выполняют 2­3 цикла. Упражнение делают ежедневно 2­3 раза в день. Г. Научить пациента волевой конвергенциидля применения упражнения № Б­3 можно следующим образом. Поставьте карандаш в 10­12 см от его глаз и предложите смотреть на него. Как только пациент повернет оба глаза к носу, предложите ему усилием воли удержать глаза в этом положении после того, как Вы уберете карандаш. Через несколько таких попыток пациент научится удерживать глаза приведенными к носу. Затем предложите ему научиться “сводить глаза” без карандаша. Через некоторое время он научится это делать и сможет использовать при упражнениях волевую конвергенцию. В. И. Поспелов ­ доктор медицинских наук, профессор кафедры офтальмологии Красноярского Гос. Мед. университета

Особенностью конвергенции является то, что в разных позициях взгляда она может существенно отличаться. При взгляде вниз конвергенция хорошая, прямо хорошая либо ослаблена, вверх ослаблена либо полностью отсутствует. Исходя из выше сказанного, упражнения для усиления имеющейся конвергенции целесообразно начинать при взгляде вниз и постепенно переводя тренировки в прямую и верхнюю позицию.

Лечение нарушений конвергенции.

При отсутствии конвергенции ежедневно, не менее 4 раз в день проводят по 3-5 мин следующее лечебное упражнение:

  • пациент устанавливает на расстоянии 20-30 см от глаз вертикально ка-рандаш (или свой палец) и смотрит мимо него вдаль; при этом он дол-жен видеть два изображения карандаша;
  • сначала ему нужно посмотреть, например, на изображение "правого карандаша" так, чтобы при этом был бы виден и "левый карандаш", по-сле чего нужно медленно перевести взгляд на "левый карандаш", стара-ясь не потерять из виду и "правый";
  • такую попеременную фиксацию пациент продолжает делать и далее, сначала в медленном, а затем в постепенно ускоряющемся темпе, делая при этом попытки посмотреть на карандаш "одновременно двумя гла-зами"; при успешной попытке двойные изображения приближаются друг к другу, а при включении механизма конвергенции - "наслаивают-ся" друг на друга и "сливаются" в одиночное изображение.

Для усиления имеющейся конвергенции применяют три вида упражнений (см. ниже), которые делают ежедневно, 3~ раза в день (упражнения 1 и 2 - по 3-5 мин). В течение дня их можно чередовать, то есть в одном сеансе применить упражнение 1, в другом упражнение 2 и так далее.

Упражнение 1. Пациент устанавливает вертикально карандаш (свой палец) в 15-20 см от глаз, после чего он то 15-20 сек смотрит вдаль (лучше через окно на горизонт) и при этом фиксирует внимание на двойных изображениях карандаша, то переводит взгляд на карандаш (сливая при этом его двойные изображения) и смотрит на него 5-7 сек, после чего снова смотрит вдаль и повторяет цикл. При каждом цикле или перед очередным упражнением карандаш придвигают к глазам на 0,5-1 см.

Упражнение 2. Пациент устанавливает вертикально карандаш (свой палец) на расстоянии вытянутой руки фиксируя его взглядом, медленно приближает его к глазам до появления его двоения. Затем так же медленно отодвигает его от себя, стараясь как можно быстрее усили-ем воли слить двойные изображения карандаша, после чего отодвигает его на расстояние вытянутой руки и повторяет цикл.

Упражнение 3. применяют у пациентов, имеющих волевую конвер-генцию. Пациент становится лицом к окну так, чтобы ему была видна дальняя перспектива (лучше - горизонт). Усилием воли он сводит глаза к переносью, удерживая их в этом положении 5-7 сек, затем 15-20 секунд смотрит вдаль и вновь сводит глаза к переносью, повторяя цикл. За один сеанс делают 3-5 циклов.

Устойчивость конвергенции можно повысить следующим упражнением. Определяют положение ближайшей точки, устанавливают вертикально в эту позицию или дальше от глаз на 1-2 см карандаш. Сначала пациент старается, как можно дольше фиксировать карандаш двумя глазами, затем он (примерно в 2-3 раза большее время) отдыхает, глядя вдаль, и далее повторяет цикл. За один сеанс выполняют 2-3 цик-ла. Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top