Внимание. Как развить внимание

Внимание. Как развить внимание

Почему малышей в детском саде постоянно просят называть какого цвета или формы та или иная игрушка или же учить маленькие стишки? Все эти задания на развитие вниманияявляются очень важным шагом в обучении детей. Но тренировать и развивать внимание, как и память, можно и во взрослом возрасте. Если же заниматься регулярно и следовать действенным методикам развития внимания, то результаты не заставят себя ждать.

Основные параметры влияющие на уровень внимания - устойчивость и концентрация . Хотя их разделение в процессе выполнения умственной работы, основанной на запоминании (например: чтение или восприятие на слух какой-либо информации) можно считать лишь условным.

Силу внимания и его устойчивость практически невозможно рассматривать, не учитывая начальные, волевые качества отдельного индивидуума. Лишь дисциплинированный человек может быть максимально внимателен в повседневной деятельности. Ведь, именно такие люди всегда доводят свои начинания до их логического завершения. Любое желание сосредоточиться на каком-либо деле требует подкрепление со стороны воли. Выражения «я хочу» и «мне нужно» должны согласовываться друг с другом и зачастую, чтобы добиться в жизни высот, необходимо отдавать предпочтение этому, иногда неприятному: «я должен».

Почему в детстве нам всегда запрещали съесть вначале сладкое, и прежде приходилось «расправиться» с основным блюдом? Именно на этом факте можно обосновать причины, по которым изначально требуется приступать к трудным и неинтересным заданиям или поручениям, а потом уже делать лёгкое и приятное. Развивать внимание помогают занятия динамичными видами спорта, подвижные игры, решение головоломок и кроссвордов, а также другие упражнения на развитие внимания в игровой форме.

Особенно полезной считают игру в шахматы, ведь она не только заставляет думать, но и следить за ходом мыслей вашего противника. Однако стоит учитывать то, что польза от всех этих занятий для развития и формирования внимания будет лишь тогда, когда они совпадают не только с вашими интересами, желаниями, но и соответствуют вашим способностям и поставленным целям.

Если же вы не поставили цель достичь определенных высот, все ваши действия будут похожи лишь на пассивное созерцание и никак не скажутся на развитии внимания. Огромную роль играет эмоциональная составляющая, при выполнении любого дела стоит быть позитивно настроенным, тогда вам точно будет легко сосредоточиться. Если вы хотите выполнить какую-либо задачу – полюбите ее, заинтересуйтесь ею сполна, тогда любая работа будет в руках спориться.

Упражнения на развитие внимания

Для более высокой эффективности вашей работы, наравне со степенью концентрации большую важность играет и длительность оной. Для тренировки и развития достигнутого уровня концентрации и внимания необходимо выполнять описанные ниже, простые комплексы упражнений, которые основаны на умении поддерживать длительное сосредоточение на одном выбранном объекте. Особенности развития внимания и основная цель этих упражнений состоят в умении отвлекаться от всех посторонних мыслей, которые не относятся к предмету деятельности. Основной же проблемой самостоятельного развития внимания и концентрации является лишь ваша лень.

  1. Упражнение первое . Попытайтесь сосредоточить взгляд на кончике одного их ваших пальцев, постарайтесь собрать всю свою концентрацию и удерживайте внимание не менее двух минут, не отвлекаясь на то, что происходит вокруг. На первый взгляд, это кажется до банального просто, но попробуйте усложнить задачу, поставив часы перед телевизором, когда по нему идёт интересная передача и следите только за ходом секундной стрелки не менее пяти минут. Для того, чтобы упражнение приносило хоть какую-то пользу, необходимо выполнять его не менее трёх раз в неделю, а желательно каждый день.
  2. Упражнение второе . Можно считать продолжением первого, но отличительная его черта в том, что необходимо закрыв глаза сконцентрироваться на своём дыхании или же попробовать уловить ритм биения сердца. (Хорошо помогает успокоиться и отвлечься от дурных мыслей)
  3. Упражнение третье . При поездке в общественном транспорте или в машине (если вы конечно не за рулем), попробуйте сконцентрировать внимание то на стекле, то на объектах за ним. Подойдёт абсолютно всё, желательно, чтобы оно находилось прямо напротив глаз и было небольшого размера.
  4. Упражнение четвертое . Имеет называние «созерцание зеленой точки». Перед сном взяв лист напечатанного текста поставьте посередине большую, жирную зеленую точку. Отрёкшись от всех посторонних мыслей смотрите на эту точку в течении 5-10 минут. Сразу после упражнения ложитесь спать. Зелёная точка отвлечет вас от напрягающих мыслей и останется финальным образом прошедшего дня. Желательно выполнять это упражнение несколько недель каждый день.
  5. Упражнение пятое . Данное упражнение направлено на развитие и тренировку слухового внимания. На протяжении 8 минут постарайтесь сконцентрировать всё ваше внимание на окружающих вас звуках. Желательно, чтобы эти звуки были природного характера, а не рассказ вашей жены о новой сумочке или скидках в магазине. Этот простой приём поможет вам в дальнейшем научиться не только слышать, но и слушать.

Если выполнять эти упражнения на постоянной основе, вы обязательно будете удивлены результатами, но изначально будете шокированы тем, насколько сложно бывает сконцентрироваться на простых, неподвижных вещах. И это в порядке вещей, ведь, как было замечено учеными, основными условиями длительного состояния сосредоточения является динамичность и изменчивость объекта, на которого сфокусировано внимание, ведь однообразие ужасно утомляет. Попробуйте взять книгу, которая заведомо вам не интересна. Читая её каждый день, попытайтесь найти в ней толику той информации, которая вас заинтересует или оставит неравнодушными.

Это поможет расширить ваш кругозор и окажется неимоверно полезным занятием по воспитанию силы воли, и вполне возможно, даже развлечет вас!


Ниже вашему вниманию будет представлена программа и условия развития внимания,выполняя упражнения которой, в перерывах между работой, можно не только отдохнуть, но и настроиться на дальнейший плодотворный труд. Все занятия развивающие внимание адаптированы для обычного офиса. А также совершенно не нуждаются в дополнительных средствах для развития внимания.

  1. Встаньте возле двери и повернитесь лицом в кабинет. Осмотрите комнату в течении десяти секунд. Потом выйдя в буфет на чай, перечислите про себя все предметы, которые вы запомнили. Постарайтесь делать это упражнение каждый день и замечать все изменения, которые происходят вокруг вашего рабочего места.
  2. Напечатайте любые 20 цифр, а затем попытайтесь найти в них последовательность из трех или более цифр, которые в сумме дают 16. (Например: 42796528642584318829)
  3. Возьмите в руки две разноцветные ручки по одной в каждую руку. Попытайтесь одновременно обеими руками нарисовать круг и треугольник. Постарайтесь, что бы углы у треугольника были как можно более острыми, а круг был действительно похож на круг. Повторите упражнение 10 раз. Это не только разовьет моторику рук, но и поможет сконцентрироваться.
  4. Попробуйте вместе с коллегами найти в простых на первый взгляд фразах спрятанные имена. Например: «Официант, несите кофе дяде». (Федя) или «Еле-еле нашли нательный крестик». (Елена)
  5. Перед обедом вспоминайте все лица и предметы, которые вы увидели за первую половину рабочего дня. Попытайтесь вспомнить, в каком галстуке сегодня пришёл ваш шеф на работу или дословно повторите его вступительное слово на утреннем совещании.

В заключении хочется добавить, что внимательность каждого человека зависит от нескольких параметров и, развивая каждый из них, мы в итоге повышаем общий уровень нашего умения настраиваться, следить и сосредотачиваться. Запомните это, выполняйте упражнения, ведите как можно более здоровый образ жизни и будете рассекать по жизни подобно тайному агенту, при прогулке запоминая номерные знаки всех припаркованных машин, попавших в поле зрения. Это возможно и вы этого добъетесь, было бы желание.

Терпения и удачи вам на этом пути!

  • 14. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.
  • 33. Потребности, их характеристика и классификация.
  • 21. Мотивы, их функции и виды.
  • 24. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность,субъект
  • 23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.
  • 29. Мотивационная сфера личности. Направленность личности (не надо).
  • 12. Самосознание, его структура и развитие.
  • 17. Проблема личности в гуманистической психологии.
  • 28. Защитные механизмы личности и их характеристика.
  • 16. Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.
  • 54. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.
  • 18. Бихевиоризм. Основные закономерности поведения.
  • 35. Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений-(этого нет в вопросе)
  • 22. Восприятие, его основные свойства и закономерности.
  • 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.
  • 43. Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти.
  • 19. Основные направления исследований познават.Процессов в когнитивной психологии
  • 37. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.
  • 39. Мышление как решение задач. Операции и формы мышления.
  • 38. Мышление и речь. Проблема формирования понятий.
  • 45. Язык и речь. Виды и функции речи.
  • 40. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.
  • 50. Общая характеристика темперамента. Проблемы типологии темперамента.
  • 52. Общее представление о характере. Основные типологии характера
  • 48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.
  • 34. Общая характеристика волевых процессов.
  • 49. Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.
  • 31. Общая характеристика эмоций,их виды и функции.
  • 41. Методики изучения восприятия (Восприятие пространства, времени и движения.(можно добавить))
  • 20. Проблема биологического и социального в психике человека.
  • 58. Проблема периодизации психического развития.
  • 77. История формирования социально-психологических идей.
  • 105. Психология больших групп и массовидных явлений.
  • 99. Психология межгрупповых отношений
  • 84. Понятие о взаимодействии в социальной психологии. Типы взаимодействий.
  • 104. Основные методы исследования межличностных отношений.
  • 80. Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 79. Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 82. Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 81. Общая характеристика интеракционистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 106. Основные направления деятельности социального психолога-практика
  • 98. Социально-психологические аспекты управления.
  • 59. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
  • 62. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
  • 63. Психическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
  • 64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
  • 67. Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов.
  • 68. Виды и особенности психологического консультирования пожилых людей.
  • 119. Предмет и задачи этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований.
  • 93. Основные направления социально-психологической работы с персоналом в организации.
  • 69. Характеристика курса психологии как учебной дисциплины. (Основные дидактические принципы изучению психологии).
  • 71. Особенности организации и методика проведения занятий по психологии (лекция, семинарские и практические занятия).
  • Методика подготовки к лекции. Выделяют следующие этапы:
  • Психологические особенности лекции
  • Методы подготовки и проведения семинарских занятий:
  • 85. Конфликт: функции и структура, динамика, типология
  • 86. Способы психологической работы с конфликтом.
  • 90. Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и современные представления о групповом влиянии.
  • 83. Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии.
  • 103. Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.
  • 97. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.
  • 100. Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения.
  • 101. Обратная связь в общении. Виды слушания (общение как обмен информацией)
  • 102. Общая характеристика невербальной коммуникации.
  • 76. Предмет, задачи и методы социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
  • 78. Методы социальной психологии.
  • 87. Понятие группы в соц. Психологии. Классификация групп (проблема развития группы в социальной психологии. Стадии и уровни развития группы)
  • 88. Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп.
  • 89. Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
  • 75. Психологическое консультирование, виды и методы психологического консультирования.
  • 87. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
  • 74. Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики.
  • 70. Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
  • 72. Основные направления современной психотерапии.
  • 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.

    Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

    Внимание - это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущест­венную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

    Рассмотрим основные виды внимания: 1 .произвольное - сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание носит всегда опосредованный характер. Произвольное внимание - всегда активное (по Джеймсу). И еще одна характеристика произвольного внимания оно всегда есть волевой акт; 2..непроизвольное. Связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека

    Произвольное внимание формируется из непроизвольного. Но произвольное внимание может переходить в непроизвольное. Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. Продукт этого труда представляет поэтому непосредственный интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью, которая по своему содержанию и способу исполнения может не вызвать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в процессе исторического развития. Труд требует и он воспитывает высшие формы человеческого внимания. 3.внимание чувственное (относится в восприятию); 4.внимание интеллектуальное (относится к воспроизведенным представлениям). Основные свойства внимания:

    1.Сконцентрированность внимания - противоположность его распыленности - означает наличие связи с определен­ным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация - это сосредоточенность. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. Концентрация внимания - это способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того. Что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

    2.объем - количество однородных предметов, которые охватывает внимание. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5±2. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмыслено связывать и структурировать материал.

    3.распределяемость внимания - возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций. Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего, от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания упражняема.

    4.устойчивость внимания - длительность, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Эксперименталь­ные исследования показали, что внимание первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания равны обычно 2-3 секунды, доходя мах до 12 секунд. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Наше внимание становится менее подверженным колебаниям, более устойчивым, когда мы включаемся в разрешение определенных задач, в интеллектуальных операциях раскрываем новое содержание в предмете нашего восприятия или нашей мысли. Для того, чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать перед нами все новое содержание. Однообразие притупляет внимание, монотонность угашает его. Устойчивое внимание - это форма предметного сознания. Оно предполагает единство предметной отнесенности многообразного содержания.

    Таким образом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания.

    Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от целого ряда условий: особенности материала, степени его трудности, знакомости, понятности, отношения к нему со стороны субъекта, степени его интереса к данному материалу, от индивидуальных особенностей личности,

    5.переключаемость внимания - способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Легкость переключения внимания у разных людей различна, она зависит от ряда условий. К числу которых относится соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношения субъекта к каждой из них: чем интереснее предшествующая и

    менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение. Известную роль в переключении внимания играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент. Переключаемость внимания можно тренировать.

    6.избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.

    7.отвлекаемость внимания является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

    Внимание неразрывно связано с сознанием в целом, а значит со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от интереса. Значение мыслительных процессов мы уже отметили. Роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания. Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из разных свойств внимания, различать разные типы внимания, а именно: 1)широкое и узкое внимание - в зависимости от объема; 2)хорошо и плохо распределяемое; 3)быстро и медленно переключаемое; 4)концентрированное и флюктуирующее; 5)устойчивое и неустойчивое.

    Развитие внимания. Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду. Выготский писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

    В развитии внимания у ребенка можно отметить, прежде всего, диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Так, если ребенку дать игрушку, а следом за ней еще одну, то он тут же выпустит из рук первую. Однако это положение имеет не абсолютный характер. Наряду с вышеотмеченным фактом нужно учесть и другой: бывает, что какой-нибудь предмет привлечет внимание ребенка так, что начав им манипулировать его ничто не сможет отвлечь.

    До старшего дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста у ребенка непроизвольное внимание. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка воли.

    Произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Как было показано Выготским, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми -взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, - в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. Выготский так и пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Вместе с овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала - в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем - в отношении самого себя.

    В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на умственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема находится в теснейшей связи с умственным развитием ребенка.

    В старшем дошкольном возрасте быстро развивается концентрация внимания и его устойчивость. В младшем школьном возрасте произвольное внимание и все свойства внимания продолжают развиваться. Но следующий резкий скачок в его развитии произойдет уже в подростковом возрасте, когда внимание, как и все остальные познавательные функции интеллектуализируются.

    Определение внимания и уровни развития по Добрынину Внимание как направленность и сосредоточенность нашей психической деятельности. Под направленностью мы понимаем выбор деятельности и поддержание этого выбора. Под сосредоточенностью мы понимаем углубление данной деятельности и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности.. Уровни развития внимания . 1. Пассивное внимание . А) Вынужденное внимание причиною такого вынужденного внимания являются прежде всего чрезвычайно сильные, интенсивные раздражения. Громкий выстрел, яркий блеск молний, сильный толчок – всё это неизбежно оторвёт нас от нашей обычной деятельности и заставит обратить внимание на сильное раздражение. Б) Невольное внимание. Длительность раздражение так же может привлечь наше внимание. Слабый короткий звук мы можем и не заметить. Но если он длится достаточно долго, то невольно привлечёт нас. Особенно это надо сказать не о непрерывном, а о прерывистом раздражении, то возникающем, то исчезающем, то усиливающемся, то ослабляющемся. Наконец, движущийся объект привлекает наше внимание сильнее, чем неподвижный. В) Привычное внимание. Мы можем не замечать непрерывно длящегося раздражения, например шума мотора, если к нему привыкли. Но стоит ему прекратиться, как мы это сразу же замечаем. Контраст имеет большое значение. Но контраст в значительной степени зависит ведь и от нас самих, от нашего отношения к окружающим раздражениям. Поэтому и в пассивном внимании может иногда проявляться некоторая наша активность. 2. Произвольное внимание. Это внимание действительно в полной мере выражает активность личности. Мы говорим, что произвольное внимание есть акт нашей воли. Мы говорим, что наша активность выражается в нашей воли. Воля – это сознательное принятие решения и исполнение его. Как бы ни был элементарен и прост волевой акт, он предполагает сознательное представление цели и плана действий. Произвольное внимание предполагает это сознание цели и планирование наших поступков. Активное внимание выражается в целесообразном направлении нашей деятельности в определённое русло. 3. Спонтанное внимание (после произвольное) является результатом развития личности и её качеств. Данный вид внимания не совпадает целиком ни с произвольным, ни с непроизвольным вниманием. Дело в том, что когда мы заинтересовываемся работой, которая нас первоначально как будто не привлекала, тогда не требуется или почти не требуется больше волевых усилий для продолжения этой работы. Если первоначально мы с трудом брались за неё, например за чтение трудной книги, то чем больше мы вчитываемся в книгу, тем больше она начинает нас занимать сама собой, и наше внимание из произвольного становится как бы непроизвольным.

    Гальперин о природе внимания и путях его формирования . Природа внимания по Гальперину . В основе самых различных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта: 1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности. 2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции. У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности. Формирование внимания . Формирование умственных действий в конце концов приводит к образованию мысли, мысль же представляет собой двойное образование: мыслимое предметное содержание и собственно мышление о нём как психическое действие, обращённое на это содержание. Анализ показал далее, что вторая часть этой диады есть ни что иное, как внимание, и что это внутреннее внимание формируется из контроля за предметным содержанием действия. Понимание психики как ориентировочной деятельности означает подход к ней не со стороны «явлений сознания», а со стороны её объективной роли в поведении. В отличие от всякой другой психическая ориентировка предлагает образ – среды действия и самого действия, - образ, на основе которого и происходит управление действием. Управление действием на основе образа требует сопоставления задания с его исполнением. Следовательно, роль составляет необходимую и существенную часть такого управления. Формы контроля могут быть различны, степень их развития – тоже; но без контроля течением действия управление им – эта основная задача ориентировочной деятельности – оказалась бы вообще невозможной. В той или иной форме, с разной степенью обособления и развития контроль составляет неотъемлемый элемент психики как ориентировочной деятельности. Допустим, что внимание представляет собой как раз такую функцию контроля – ведь это даже непосредственно в чём-то близко подходит к его обычному пониманию, - и сразу отпадает самое тяжелое из всех возражений против внимания как самостоятельной формы психической деятельности: отсутствие отдельного характера продукта.

    Модель Бродбента. Экспериментальные факты и комментарии . Теория ранней селекции . Этот этап завершила модель системы переработки информации, разработанная английским психологом Дональдом Бродбентом. Следует заметить, что первые варианты своей модели автор описал в виде механических устройств. Исходным положением модели является идея, что ЦНС человека представляет собой канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью (ёмкостью). Согласно Д. Бредбенту, канал ограниченной ёмкости может передавать за единицу времени лишь небольшое количество информации. С – стадия сенсорной параллельной переработки; сенсорное хранилище. Р – стадия перцептивной, последовательной переработки; могут пройти только те впечатления, которые обладают каким-то общим физическим признаком: направлением, интенсивностью, тоном, цветом и т.д. Фильтр – защищает П – стадию от перегрузки, перекрывая входы всех, кроме одного, релевантного канала стимуляции. Канал – в психологии определяется как проводник или путь переноса сенсорных сообщений такого класса, который может быть отвергнут или отобран для дальнейшей переработки. Трэйсман. На основе данных собственных исследований других материалов экспериментальной критики модели фильтра Э. Трейсман приступила к пересмотру первой, сформулированной Д. Бродбентом концепции ранней селекции. Основные идеи такого пересмотра она представила в виде так называемой модели аттенюатора. Согласно этой модели, после анализа всей поступающей стимуляцией на первой сенсорной стадии оба сообщения поступают на фильтр. Основываясь на определённом физическом признаке, фильтр ослабляет (аттенюирует) интенсивность не релевантных сигналов и свободно пропускает сигналы релевантного канала. Как выяснилось позже, это предположение подкрепляют данные психофизиологических исследований. Вызванные потенциалы на невнимаемое сообщение гораздо слабее, чем на внимаемое. Как не релевантная, так и нерелевантная стимуляция могут быть переработаны вплоть до анализа значения: релевантная как правило, а нерелевантное иногда. Э. Трейсман предположила, что каждое знакомое слово храниться в системе долговременной памяти в виде словарной единицы.

    Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, проявляясь часто, постепенно превращается в устойчивое свойство личности - внимательность. При этом круг объектов может ограничиваться тем или иным видом деятельности (и тогда говорят о внимательности именно в этом виде, и чаще всего речь идет о профессиональных занятиях), а может распространяться на все виды деятельности (в этом случае говорят о внимательности как общем свойстве личности). Люди различаются по степени развития этого свойства. Крайний случай называют невнимательностью. Инженеру важно знать и то, насколько сформирована внимательность у рабочего, и причины, обусловливающие его невнимательность, поскольку все это связано с познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности.

    В зависимости от форм невнимательности можно говорить о трех ее типах. Первый тип - рассеянность . Она появляется, когда внимание неинтенсивно и подвержено отвлечению, чрезмерно легко и непроизвольно переключается с объекта на объект, ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности образно называют «порхающим» вниманием. Он результат отсутствия навыков к сосредоточенной работе.

    Другой тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Это возникает вследствие того, что внимание человека сосредоточено на каких-то событиях, происшедших ранее, или явлениях, с которыми человек столкнулся, которые он эмоционально воспринял.

    Третий вид невнимательности - результат переутомления. Он обусловливается постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. Характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью.

    Формирование внимательности заключается в управлении вниманием человека в процессе его трудовой и учебной деятельности. При этом необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию его внимания:

    • приучать работать в различных обстоятельствах, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов;
    • упражнять произвольное внимание;
    • добиваться осознания общественной значимости осваиваемого вида труда и чувства ответственности за выполняемую работу;
    • связывать внимание с требованиями дисциплины и т.п.

    Объем и распределение внимания следует формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких действий в условиях нарастающего темпа работы.

    Развитие устойчивости внимания нужно обеспечивать формированием волевых качеств личности. Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения с предварительным объяснением «маршрутов переключения». Обязательное условие при формировании у человека внимательности - ни при каких обстоятельствах не позволять ему любую работу делать небрежно.

    Человек - сложно устроенное существо. 3 составляющих определяют индивидуума: дух, разум и тело. Каждая его ипостась выполняет свои функции. Психика, являясь отражением реальности, помогает приспособиться к окружающей обстановке, как-то изменить ее или поменяться самому. Психика человека осуществляет несколько жизненно важных процессов, которые помогают в деятельности. Внимание в жизни человека сложно переоценить. Оно помогает нам учиться, мыслить, отбирать нужную информацию и так далее. Что именно делает для нас внимание, чем оно характеризуется, и как его развивать? На все вопросы мы постараемся дать ответы.

    Психический процесс - внимание

    Многие слышали и часто употребляют в речи такое словосочетание, как внимание человека. Психология определяет это понятие как процесс направленной и сосредоточенной фиксации сознания на конкретных объектах, вследствие чего они представляются четко и ясно.

    Внимание отвечает за несколько важных действий в нашем сознании, с помощью них мы можем воспринимать информацию, выбирать из большого ее количества именно то, что нам необходимо. Основными функциями этого психического процесса являются:

    • Стимулирование к работе необходимых и замедление ненужных процессов психики в данный момент времени. Например, нам нужно запомнить несколько предложений дословно. В этот промежуток времени неактуален анализ этого текста, поэтому сразу же подключаются такие процессы, как память, воля, речь, а на второй план отходят мышление (конкретно - анализ), ощущение. Конечно, все процессы психики взаимосвязаны, поэтому существуют доминирующие и второстепенные процессы.
    • Обеспечивает отсеивание информации, воспринимаемой нами, в соответствии с нашими потребностями в конкретный промежуток времени. Например, мы читаем газету и хотим там увидеть рецепт приготовления новогоднего салата. Читаем-то мы все, но особое внимание и запоминание направлено именно на этот салат.
    • Обеспечение избирательности и концентрации на конкретном объекте или действии длительное время. В этой функции мы уже немного затронули виды внимания в психологии, поэтому объясним их подробнее.

    Какие виды этого психического процесса бывают?

    Поскольку внимание многогранно, из-за того что в его действии имеет место и работа других психических процессов, то и его разновидности классифицированы с нескольких сторон. Итак, виды внимания в психологии разделяют в зависимости от ведущего анализатора, деятельности, в которой участвует этот процесс, направленности на конкретный объект и так далее.

    По виду деятельности, в которой принимает участие этот психический процесс, он бывает:

    • сенсорно-перцептивным (получение информации с помощью органов чувств, например, когда человек слушает музыку или следит за движением какого-либо предмета);
    • интеллектуальным (мы внимательны к какой-либо решаемой задаче, этот процесс начинает свое действие при мыслительных операциях);
    • двигательным (такой вид внимания активно проявляется себя при сложных движениях, например, у спортсменов или каскадеров).

    В некоторых случаях эти виды объединяются в один процесс. Это происходит при сложных хирургических операциях, у инженеров, работающих с аппаратурой, и так далее.

    Виды внимания в психологии также различаются по анализатору: обонятельное, слуховое, вкусовое, кинестетическое, зрительное и другие.

    Внимание может отличаться по направленности:

    • внутреннее - человек сосредотачивается на ощущениях, которые его беспокоят внутри тела, очень часто бывает при остром проявлении какого-либо заболевания или нестабильном душевном состоянии;
    • внешнее - процесс направлен на внешнее окружение, мир;
    • пограничное - это не внутренние ощущения, а те, которые идут с поверхности кожи и слизистых оболочек.

    Психический процесс разделяют еще по степени волевого контроля. Эти виды внимания в психологии анализируются чаще всего, особенно у детей. Волевая сфера - очень сложная, требует постоянного развития не только в раннем возрасте, но и у взрослых людей. По силе воли в жизни оценивается сила самой личности, поэтому механизмы ее развития и действия имеют большое значение и для проявления внимания.

    1. Непроизвольное внимание наблюдается у детей младшего возраста почти всегда, пока они не умеют проявлять волю. Этот вид бывает и у всех взрослых, когда мы видим что-то интересное, яркое или слышим внезапный звук. Для сосредоточения не прилагаются в этом случае никакие усилия. Проверкой может быть внезапный хлопок руками в кругу знакомых - даже те, кто не участвует в разговоре, посмотрят, что там происходит. Иногда для каждого человека бывает свой объект непроизвольного внимания. Это зависит от его потребностей в конкретный промежуток времени.
    2. Произвольным считается внимание, которое контролируется волей. Для достижения поставленной цели, даже если нам что-то неинтересно, мы заостряем внимание на конкретном действии или объекте. Процесс удержания этого вида психического процесса на объекте может быть усилен с помощью действий, направленных на этот объект, и удаления каких-либо отвлекающих раздражителей. Развитие внимания произвольного начинается в возрасте 3-4 лет, когда ребенок уже способен по необходимости удерживать его на объекте или выполнять определенные действия, которые ему неинтересны. Яркий пример - выучить стишок в детском саду или собрать игрушки.
    3. Послепроизвольное, другими словами - переходящее, сначала требует определенных усилий, затем переходит во внимание непреднамеренное (непроизвольное). Это бывает при подготовке к экзаменам - сначала трудно себя заставить, потом информация нас заинтересовывает, и мы окунаемся в нее с головой.

    Что такое свойства внимания в психологии?

    Они помогают нам понять, какие психические операции мы выполняем. Также с их помощью мы можем охватывать вниманием несколько объектов, менять фокус, в зависимости от обстоятельств. Свойства внимания делятся на две подгруппы на основании того, какое количество объектов или действий мы хотим охватить: направленные на один объект и множество.

    Направленные на один объект:

    • Концентрация - с этим свойством мы часто встречаемся в повседневной жизни. Часто бывает так, что человек играет или читает, и его не дозовешься. В этом случае у него хорошо развита концентрация внимания. Это очень хорошее свойство для тех, кто работает умственно среди шума. Дети, которые не могут вникнуть в материал на уроках, имеют низкий уровень концентрации.
    • Устойчивость - отличается от первого свойства своей продолжительностью, активным включением. Почему часто для младшеклассников делают маленькое количество уроков в день? Потому что они не в состоянии долго активно воспринимать информацию.
    • Избирательность - проявляется при сосредоточении внимания на одном или нескольких объектах. Свойства внимания характеризуются тем, что очень тесно пересекаются друг с другом. Это свойство похоже на концентрацию, то есть проявляется как выборочная концентрация среди каких-либо раздражителей, чаще всего шума. Избирательность больше нужна при умственной работе.

    Следующая группа включает в себя свойства внимания в психологии, которые направлены на некоторое количество объектов.

    • Распределение - человек выполняет несколько дел одновременно (с полной осознанностью). Ярким примером такого свойства является поведение Юлия Цезаря, который мог выполнять много действий одновременно. Но такие люди встречаются нечасто, ведь невозможно сознательно и сосредоточенно делать 4-7 действий. Чаще всего многие достигают такого результата при выполнении двух действий, когда одно из них сведено до автоматизма. Если кто-то считает, что может поступать, как Юлий Цезарь, он путает распределение со следующим свойством, описанным ниже.
    • Переключаемость - это такая характеристика внимания, его свойство, при котором сознательно человек перемещает внимание с одного на другой объект. Это может происходить быстро, и создается впечатление, что несколько действий выполняется сразу. Свойство нам крайне необходимо в повседневной жизни, так как помогает ориентироваться и приспосабливаться к постоянно меняющейся ситуации. Переключаемость легко поддается тренировке.
    • Объем - количество информации, о которой мы можем четко и ясно думать одновременно. Наш мозг не может анализировать всю поступающую информацию извне, поэтому задача внимания - ее дробить. Это происходит с помощью объема, который от рождения практически не меняется при обучении. Практически у всех людей объем внимания равен 5 плюс-минус 2.

    Взаимосвязь памяти и внимания

    Память и внимание в психологической науке считаются двумя тесно связанными процессами. Сначала мы адаптируемся к изменяющейся ситуации, выделяя необходимые нам объекты, затем их запоминаем. Здесь уже подключаются виды и свойства памяти.

    Кроме этого, они похожи по качеству получения информации. И память, и внимание зависят от того, получили ли они чувственный опыт при концентрации на объекте и его запоминании. Такой механизм восприятия связан с нашим отношением к информации, а также эмоциональным настроем в данный момент.

    Поистине очень интересно устроена наша психика. Мы можем идти по улице, зная, где перешагнуть ямку на дороге, и совсем не отдавать себе в этом отчет. Мы часто делаем многие вещи автоматически, думая совсем о другом. Как так получается? В этом состоит основная характеристика внимания и видов памяти: распределяя информацию извне, подключая процессы запоминания, переключения и концентрации, мы без ошибки найдем дорогу домой, сконцентрировавшись на проблемах учебы или работы.

    Эмоции и внимание, или Какая польза от впечатлений?

    Принимая полезную информацию, мы хотим, чтобы она хорошо запомнилась. Но не всегда это возможно - мы могли в этот момент отвлечься, переключиться на что-то другое и так далее. Поэтому на помощь здесь приходят наши впечатления. Интерес к впечатляющему объекту делает нас внимательными, а также возникшие эмоции помогают развиваться долгосрочной памяти. Сосредотачивая внимание на том, какие эмоции у нас возникали и впечатления остались после определенной информации, мы с легкостью сможем вспомнить ее суть.

    Особенности внимания детей

    Ребенок рождается как чистый лист - беспомощный, нежный и трепетный. С самого начала у него, при нормальном течении беременности и родов, присутствуют все психические процессы, которые развиваются в течение всей жизни. Что касается внимания, то этот процесс психики также присущ ребенку - он фокусирует свой взгляд на маме, изучает ручки, ножки, занимается с игрушками, любит рисовать и смотреть мультики. Вся его деятельность не обходится без внимания. При этом есть маленький, но очень важный нюанс - малыши не могут специально заострять на чем-то внимание. В раннем детстве действующий вид внимания - непроизвольный. С его помощью ребенок активно познает и приспосабливается к окружающей среде, как определяет наука психология. Виды и свойства внимания в этом возрасте направлены на познание и восприятие новой информации обо всем, что окружает малыша.

    Только к 3-5 годам начинает формироваться произвольное внимание, с помощью которого ребенок может выполнять уже некоторые поручения, задания, но ему еще очень сложно сосредоточиться на объекте продолжительное время. В этот период на первый план выходит непроизвольное внимание.

    В школьном возрасте, когда происходит становление целостной личности, постепенно набирает обороты развитие произвольного и послепроизвольного внимания. Очень существенную роль в развитии этого психического процесса, его видов и свойств играет учитель. Именно учителя помогают ученику организовать свое внимание, тем самым развивая такие свойства, как концентрация, распределение, избирательность, переключаемость. В период средней школы ребенок уже определяется с тем направлением, какое ему интересно, в котором он хотел бы развиваться. Если нет никаких проблем со здоровьем (например, гиперактивность, которая напрямую зависит от свойств внимания), после школы у него нет проблем с усвоением информации и сосредоточением на ней.

    Каким изменениям подвергается внимание в юношеском и зрелом возрасте?

    В юношеском возрасте основной вид деятельности - учебно-профессиональный. Именно в данной деятельности продолжает свое развитие обсуждаемый психический процесс. В механизм, который определяется как развитие внимания, в этом возрасте входят такие структуры личности, как направленность, способности, мотивация, формирование мировоззрения и другие. Юноши и девушки обращают свое внимание на то, что прежде всего им интересно, а потом уже заставляют себя воспринимать информацию, проявляя интерес к ней впоследствии. Таким образом, в юношеском возрасте у человека функционируют все виды внимания и его свойства, продолжая развиваться.

    Развитие внимания (психология определяет детство и юность как пиковые для рассматриваемого психического процесса) в зрелом возрасте происходит благодаря сформированным ранее ценностным ориентациям уже взрослого человека. Желание не оставаться на достигнутом уровне, постоянный поиск новой информации, стремление познавать больше нового, практиковать, совершенствоваться - вот основные внутренние движущие силы, мотивы, помогающие человеку развивать не только внимание, но и другие когнитивные процессы. В этом возрасте все-таки могут быть и определенные ограничения, которые мешают процессу развития, например, низкий уровень образованности, стрессы, деструктивные личностные качества и привычки.

    Психический процесс у пожилых людей

    Сам возраст наталкивает нас на мысль о том, что теоретически могут возникнуть проблемы внимания. Снижение памяти и функциональности внимания действительно имеет место среди людей пожилого возраста. В период после 60-65 лет происходят структурные изменения в головном мозге, которые сопровождаются нейрофизиологическими и нейрохимическими процессами старения. Также снижаются компенсаторные функции мозга из-за изменения пластичности нейронов. Вследствие этого пожилой человек не может приспосабливаться к изменениям окружающей среды, а это значит, что поражается одна из основных функций внимания. Кроме того, людей в пожилом возрасте начинают атаковать различные сосудистые и дегенеративные заболевания. Поддержать организм можно, если следить за питанием, выполнять несложные задачки, вести здоровый образ жизни.

    Диагностика внимания

    Чтобы изучить особенности внимания человека, психологи используют тестовые материалы. Их множество, но каждый тест направлен на конкретный вид и свойство внимания. Есть универсальные методики, которые позволяют узнать уровень развития внимания в общем. Чаще всего такие тесты используются для диагностики у детей, подростков и молодежи. В зрелом возрасте применяют узконаправленные вопросники с профессиональным уклоном.

    Основными методиками для изучения внимания являются: методика Мюнстерберга, таблицы Шульте, методика "10 слов" и некоторые другие, в зависимости от цели исследования. Эти задачи определяет наука психология. Тема "Внимание" в последнее время поднимается очень часто, так как проблемы, связанные с этим психическим процессом, атакуют детей дошкольного и школьного возраста, даже взрослые страдают от нехватки концентрации, распределения и переключения.

    Как развивать этот процесс психики?

    Развитием внимания занимаются не только психологи, но и медики, логопеды, дефектологи, педагоги. Так как от этого процесса психики зависит многое в нашей жизни, существуют целые программы по исследованию и развитию отдельных видов и свойств.

    В психологической практике повышение уровня функционирования внимания осуществляется двумя способами: индивидуальные коррекционные занятия и групповые, иногда элементы коррекции этого процесса мы можем наблюдать в тренингах развития личности. Для этого специалистом подбираются специальные упражнения, в зависимости от того, с какой возрастной группой он будет работать. Развивать внимание можно и самостоятельно, подыскав некоторые упражнения-картинки, на которых нужно что-то найти или отследить либо выполнить определенные действия.

    Московская Городская Педагогическая Гимназия-Лаборатория № 1505.

    Реферат на тему:

    «Психология внимания»

    Работа выполнена ученицей 9 класса «А»

    Левшиной Александрой

    Научный руководитель: Глебкин В.В.

    Москва,2011 год


    1. Введение
    2. Глава I
    3. Глава II
    4. Глава III
    5. Словарь
    6. Заключение
    7. Список литературы

    Введение.

    Я выбрала эту тему реферата, потому что мне очень интересны различные психологические процессы нашего сознания, а в особенности – внимание. Одной из особенностей нашей духовной жизни является то, что находясь под постоянным наплывом новых впечатлений, мы замечаем и отмечаем только малую часть и именно эта часть, непрерывно поступающих в мозг внешних впечатлений и внутренних ощущений, выделяется нашим вниманием и выступает в виде образов, фиксируется памятью и, в конце концов, становится содержанием сознания. Например, мы с задержкой осознаем, что успели вполне целенаправленного взобраться на дерево, под которым бегает медведь, или как резко затормозили в ответ на внезапное появление собаки на проезжей части дороги. Внимание – один из тех познавательных процессов человека, который ученые исследуют уже много десятков лет. Одни ученые утверждают, что внимания как независимого познавательного процесса вообще не существует, что оно выступает только лишь как момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие ученые полагают, что внимание представляет собой самостоятельный психический процесс и особое психологическое состояние человека. Они утверждают, во-первых, что внимание имеет свои собственные свойства, которых нет у других психических процессов и состояний. Это распределение, концентрация, переключение, устойчивость, избирательность и объем (объем внимания – не то же самое, что объем памяти). Во-вторых, что в мозге человека можно выделить особые структуры и процессы, связанные именно со вниманием.

    В результате работы над рефератом мои главные цели – разобраться в определении внимания, узнать о его особенных характеристиках и выяснить, с какой группой ученых я могла бы согласиться. Для достижения результата, мне необходимо прочитать всю заявленную литературу и разобраться в теме.

    Для написания реферата я использовала много полезной литературы. Основными источниками информации стали учебник по психологии Р.С. Немова и учебное пособие «Общая психология в схемах и комментариях» под редакцией В.Г. Крысько. Я использовала также «Большой Психологический Словарь» под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П.Зинченко. В этом реферате будет рассмотрено определение внимания, его характерные особенности, свойства, функции и виды.

    Первая глава будет посвящена определению внимания, его видам, функциям, свойствам и особенностям. Вторая глава - формированию и развитию внимания, а третья - теориям внимания.

    Глава I

    1.1.Определение внимания.

    Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления, т.е. формально внимание можно определить как процесс, который обеспечивает избирательное восприятие, переработку, запоминание и использование человеком сенсорной информации: ощущений, образов, мыслей, переживаний и т.п. Действие внимания выражается в сосредоточенности психики человека на сравнительно узком участке внешней действительности или внутренней среды организма. Внимание – это процесс, который способствует отбору одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорированию другой.

    1.2.Свойства внимания.

    Внимание человека обладает шестью свойствами: устойчивостью, концентрацией, распределением, переключаемостью, объемом и избирательностью. Теперь рассмотрим каждое из них в отдельности:

    · Устойчивость внимания проявляется в его способности в течение длительного времени сохраняться на постоянном уровне. Абсолютно устойчивого внимания не существует, и быть не может. В каждый момент времени в силу разных причин, постоянно отвлекающих внимание человека от того, чем он занят, его внимание незначительно колеблется. Устойчивость может зависеть от разных причин. Одни из них связаны с индивидуальными, физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы. Люди со слабой нервной системой или находящиеся в состоянии нервного возбуждения могут быстро утомляться, следовательно, их внимание становится более неустойчивым. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, как правило, тоже характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к выполняемой работе способствует частому отвлечению внимания от нее и наоборот, наличие интереса сохраняет внимание в течение длительного периода времени, даже если человек при этом устал.

    · Концентрация (или сосредоточенность; противоположенное качество - рассеянность) проявляется в способности внимания собраться, ограничиться, сконцентрироваться на чем-то одном, отвлекаясь от всего остального в данный момент времени. Степень концентрации внимания на объекте может быть различной: от полного игнорирования (невосприятия) всего того, что происходит вокруг, до параллельного – наблюдение за тем, что происходит вокруг (распределение внимания).

    · Переключаемость понимается как его перевод с одного предмета на другой и переключение с одного вида деятельности на другой. Данная характеристика внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как произвольным, так и непроизвольным. Иногда мы переключаем свое внимание для того, чтобы дать своему организму отдохнуть и восстановить работоспособность нервной системы.

    · Распределение проявляется в его способности распределяться между несколькими объектами или распространяться на значительную часть пространства. Зависит от психологического и физического состояния человека.

    · Объем – это количественно- качественная характеристика, которая определяется количеством предметов, которые человек одновременно способен удержать в своем внимании (численная характеристика взрослого человека от 5 до 7 предметов)

    · Избирательность – это его сосредоточение на наиболее важных предметах.

    1.3.Виды внимания.

    Все виды внимания можно разделить по двум классификациям.

    По степени активности и осознанности:

    · Непроизвольным называется внимание, которое происходит не по воли человека в процессах, управляющих вниманием и регулирующих его. Такое внимание возникает, изменяется и исчезает само по себе, помимо желания и сознания человека. Например, мы невольно обращаем внимание на необычные звуки, неожиданные вспышки света, острые запахи, внезапные прикосновения к телу и т.п.

    · Произвольным называется внимание, которое связано с участием воли человека. В этом случае человек сознательно и целенаправленно обращает свое внимание на какой-либо объект, удерживает внимание на нем в течение определенного времени и сам переключает свое внимание на новый объект. Например, в какой-то момент у человека может возникнуть необходимость найти определенную мысль в читаемом тексте. Сам процесс чтения будет сознательной, разумной и целенаправленной деятельностью. Внимание будет удерживаться на тексте и его содержании до тех пор, пока нужная мысль не будет найдена.

    · Послепроизвольное внимание – это внимание, которое появляется у человека спустя некоторое время после того, как он произвольно удерживал свое внимание на чем – либо. Например, если человек начал чем – либо заниматься и продолжает это делать в течение достаточно длительного времени, то со временем ему уже не надо будет прилагать волевые усилия для того, чтобы и дальше удерживать свое внимание на данном объекте. Однако не все ученые согласны с утверждением о существовании послепроизвольного внимания.

    По характеру управления вниманием:

    · Непосредственным называется внимание, которое порождается, удерживается и регулируется только тем объектом, на который оно непосредственно направлено. Например, если мы, случайно, взглянули на что-либо, и то, что в данный момент времени оказалось в поле нашего зрения, привлекло внимание к себе, это и будет непосредственным вниманием.

    · Опосредствованное внимание – это внимание, которое привлекается и регулируется не тем объектом, на которое оно непосредственно направлено, а чем-либо другим. Например, мы можем попросить человека обратить на что-либо внимание, оставить на видном месте какой-либо предмет с расчетом на то, что увидевший его человек обратит внимание не только на этот предмет, но и на что – либо другое, связанное с этим предметом. Или мы можем нарисовать стрелку в сторону предмета, на который желательно обратить внимание.

    1.4. Функции внимания.

    Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы. Со вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется более важным для организма. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный .

    Глава II

    2. 1 Формирование и развитие внимания.

    Внимание, как и все психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Как низшая психическая функция, внимание представлено непосредственным и непроизвольным. А как высшая психическая функция – произвольным и опосредствованным вниманием. История внимания ребенка – есть история развития организованности его поведения. Произвольное внимание возникает от того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он в последствии и сам овладевает своим вниманием. С самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей двойной ряд стимулов, влияющих на внимание. Первый ряд – это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают его внимание. Второй ряд – это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов. Вместе с постепенным овладением активной речью, ребенок начинает управлять и вниманием, причем сначала – вниманием других людей, а за тем и собственным. Сначала люди определенным образом действуют по отношению к ребенку, направляя его вниманием; затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, регулируя их внимание, а далее ребенок начинает действовать на себя, контролируя собственное внимание. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы – указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, то есть обращать внимание взрослых на интересующие его предметы.

    Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, становятся для ребенка, скорее, процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции внимания.

    Первые недели – месяцы жизни.

    Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака, наличие непроизвольного и непосредственного внимания ребенка.

    Конец первого года жизни.

    Возникновение ориентировочно – исследовательской деятельности как средство будущего развития произвольного внимания. В это время ребенок не просто реагирует на новые впечатления, а сам активно ищет их. Такое поведение можно рассматривать как предпосылку возникновения и развития в будущем произвольного внимания.

    Начало второго года жизни.

    Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, его жестов, направления взоров на названный или указанный взрослым предмет. На этой стадии взрослый человек начинает использовать средства управления вниманием ребенка – такие, которыми в будущем мог бы воспользоваться и сам ребенок для произвольного управления вниманием других людей.

    Второй - третий год жизни.

    Хорошее развитие указанных выше форм внимания, начало активного пользования самим ребенком предложенными ему средствами для того, чтобы управлять вниманием взрослых.

    Четыре с половиной - пять лет.

    Появление у ребенка способности направлять свое внимание на что-либо под влиянием сложной речевой инструкции взрослого человека. Начало освоения символьных средств управления (знаки, рисунки). В это время у детей появляется эгоцентрическая речь, которая становится средством управления собственным вниманием в игре, то есть на этом этапе можно констатировать начало развития у ребенка произвольного и опосредствованного внимания.

    Пять – шесть лет.

    Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции, с опорой на внешние, вспомогательные средства. Внутренним средством управления вниманием ребенка становится внутренняя речь.

    Школьный возраст.

    Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного и опосредствованного внимания на основе внутренней речи и более совершенных внешних средств.

    2.2. Нарушения внимания.

    Существует три основных группы нарушения внимания: гипопрозексия, гиперпрозексия и парапрозексия.

    При гипопрозексиях встречаются разнообразные варианты ослабления внимания. Полная неспособность к сосредоточению, концентрации внимания называется апрозексией. Последняя сопровождается повышенной отвлекаемостью.

    При гиперпрозексиях внимание усилено, причем часто за счет односторонней его направленности. Например, больные с ипохондрическими состояниями проявляют патологически повышенное внимание к своим болезненным ощущениям и всему тому, что имеет отношение к здоровью.

    Парапрозексия - извращение внимания, которое чаще понимается как его сосредоточение на объектах патологического характера (бред, галлюцинации). Чаще всего это возникает при чрезмерно сильном напряжении внимания, которое само по себе становится непереносимым для нервной системы человека, что и обуславливает парадоксальные реакции со стороны внимания. Парапрозексии могут возникать и у здоровых людей. Например, спортсмен на старте не слышит выстрела стартового пистолета, хотя активно сосредотачивался и готовился к этому моменту .

    III Глава.

    Теории внимания.

    Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Поэтому он предполагал тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Непроизвольное внимание тоже зависит от аффективных состояний. Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения .

    По мнению Т. Рибо, двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения получают особую интенсивность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. Секрет произвольного внимания заключается в умении управлять движениями. Произвольно восстанавливая движения, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания по Т. Рибо.

    Существует еще одна теория, связывающая внимание с понятием установки. Эта теория была предложена Д.Н. Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие действия.

    Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми.

    Установка, по мнению Д.Н. Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. На основе актуальной в каждом данном случае установки в сознании субъекта вырастает ряд психических содержаний, переживаемых им с достаточной степенью ясности и отчетливости для того, чтобы быть в состоянии ориентироваться в условиях ситуации.

    Интересную концепцию внимания предложил П.Я.Гальперин. Основные положения теории:

    1. Внимание – один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, представляющее собой психологическое действие, направленное на содержание образа, имеющего в данный момент времени в психике человека.

    2. По своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части.

    3. В отличии от других действий, внимание не имеет особенного результата.

    4. Внимание как конкретный акт выделяется тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным.

    5. Во внимании контроль осуществляется при помощи образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

    6. Произвольное внимание – планомерно осуществляемое внимание (форма контроля, выполняемого по заранее составленному образцу)

    7. Чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и рзультаты.

    8. Все акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий.

    Глава I V

    Словарь.

    Внутренняя речь – беззвучная речь, возникающая в процессе мышления. Является производной формой внешней речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме.

    Детская психология – отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка.

    Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности.

    Деятельность познавательная – деятельность, которая формируется в процессе обучения и воспитания к концу дошкольного возраста.

    Импульсивность – особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влияние внешних обстоятельств или эмоций.

    Конфликт – противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей и мнений.

    Ориентировочно – исследовательская деятельность – деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач.

    Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

    Сознание - способность адекватно воспринимать окружающую реальность.

    Эгоцентрическая речь – говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка.

    Заключение.

    Многие проблемы, возникающие в учении, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. В онтогенезе внимание изменяется мало, и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, но со временем можно избавиться от многих недостатков, т.к. одни слаборазвитые свойства внимания компенсируются усиленным развитием других качеств. Например, слабая устойчивость внимания компенсируется хорошей переключаемостью.

    Таким образом, в реферате была рассмотрена тема: «Психология внимания». И можно сделать вывод, что внимание включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, четкой организации выполняемой деятельности и развитие интереса к ней; обладает шестью свойствами, пятью видами и тремя основными группами нарушения внимания.

    В итоге работы я достигла поставленной цели, т.е. я узнала много новой информации о внимании. И я могу согласиться со второй группой ученых, что внимание представляет собой самостоятельный психический процесс и особое психологическое состояние человека, потому что у него есть свои собственные характеристики.

    «Следует отметить,что когда человек хочет на чем-то сосредоточиться, он предпринимает значительные усилия сознания, концентрирует свою волю, начинает управлять своими действиями. У него изменяется поведение, появляется осторожность, становится более острым зрительное восприятие»

    С.Л. Рубинштейн.

    Список используемой литературы:

    Книги:

    1. Большой Психологический Словарь. Под редакцией Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – М.:2009

    2. Гальперин П.Я. К проблеме внимания, Хрестоматия по вниманию. –М., 1976

    3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: СПб.:2009

    4. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: 2008.

    5. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию.-М.,1976. с. 71-72

    6. Узнадзе Д.Н. Установка у человека, Хрестоматия по вниманию. –М., 1976. – с.266




    Самое обсуждаемое
    Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
    Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
    К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


    top