Воспитание без принуждения читать онлайн бесплатно. Растём вместе

Воспитание без принуждения читать онлайн бесплатно. Растём вместе

Описывается простой и действенный метод, с помощью которого любой родитель сможет поддержать порядок в доме без применения насилия. Советы автора основаны на базовых поведенческих принципах и возрастных особенностях развития ребенка. Что самое важное, автор дает указания по правильному использованию тайм-аута и показывает, насколько он может быть эффективен при должном применении.

Для широкого круга читателей.

Издательство: Попурри, 2012 г.

ISBN 978-985-15-1556-7, 978-1-889140-43-8

Количество страниц: 304.

Содержание книги «Воспитание без принуждения»:

  • 9 Предисловие к четвертому изданию
  • 15 Введение. Открытая вакансия: ненормированный рабочий день, отсутствие заработной платы, огромные бонусы
  • 23 Часть 1. Правильное мышление
    • 23 Глава 1. Профессия — родитель
    • 29 Глава 2. Три шага к успешному воспитанию
    • 37 Глава 3. Извечное предположение взрослых
    • 43 Глава 4. Две величайшие дисциплинарные ошибки
  • 49 Часть 2. Контролирование несносного поведения
    • 49 Глава 5. Счет несносного поведения
    • 67 Глава 6. Двадцать вопросов
    • 95 Глава 7. Как вести себя с ребенком в общественных местах
    • 105 Глава 8. Соперничество между детьми, приступы ярости и недовольство
    • 111 Глава 9. Предварительная беседа
  • 117 Часть 3. Не ждите благодарности
    • 117 Глава 10. Шесть ТИПОВ тестирования и манипулирования
    • 135 Глава 11. Счет в действии
    • 147 Глава 12. Более серьезные нарушения
  • 165 Часть 4. Поощрение хорошего поведения
    • 165 Глава 13. Семь приемов для мотивирования «начни-поведения»
    • 191 Глава 14. Подъем по утрам
    • 199 Глава 15. Уборка комнат, наведение порядка и домашние обязанности
    • 209 Глава 16. Приемы пищи
    • 217 Глава 17. Выполнение домашней работы
    • 225 Глава 18. Укладывание спать и подъем по ночам
  • 239 Часть 5. Укрепление отношений
    • 239 Глава 19. Активное слушание
    • 251 Глава 20. Настоящее волшебство: развлечения один на один
    • 257 Глава 21. Когда следует говорить?
    • 269 Глава 22. Семейные советы
    • 275 Глава 23. Дети и технологии
  • 289 Часть 6. Наслаждайтесь вашей новой семейной жизнью
    • 289 Глава 24. Как не сбиться с курса
    • 295 Глава 25. Ваша новая жизнь
  • 297

Читают ли Ваши дети (школьники) книги? Без принуждения... и получил лучший ответ

Ответ от Barinova Tanya[гуру]
Читает - без принуждения.) Всё, что появляется интересного в области математической лингвистики и хорошую фантастику, мировую классику ещё.Barinova Tanya
Высший разум
(852378)
дочери - скоро 15.)

Ответ от * * [гуру]
Сестра (15) читает... .
Любит Тургенева, Золя, но любимая книга - "Доктор Живаго"....
У нас в семье любят читать, но.... но.. . но... .
....ИНТЕРНЕТ ОТВОЁВЫВАЕТ ВРЕМЯ....


Ответ от Малютка [гуру]
только с ремнем.. читают книги из списка летнего чтения!


Ответ от Ђамара Кольцова [гуру]
Сложно! Компьютер, телевизор, дискотеки и т. д. все книги заменили...


Ответ от Кариночка * [гуру]
Только комиксы.


Ответ от Григорий Мирошин [гуру]
Не читают. То, что надо по программе и мы в свое время не читали.


Ответ от ЂЭРС [гуру]
не читают. вспоминаю себя, -в10 лет (по блату) перевели во взрослую библиотеку, поточу что в детской уже читать было нечего...


Ответ от LVS [гуру]
Долго бился. Вроде как читает. Все подряд по возрасту))


Ответ от ЁЕРГЕЙ 88 [гуру]
В захлеб и без принуждения!))


Ответ от Palla2 [гуру]
Охотно про секс, детективки и пр. мишуру. Остальное из-под палки.


Ответ от Жека [гуру]
Мои братья читают иногда, но ни без "пинка"


Ответ от Mariyamirabella [гуру]
Читают и только по принуждению. А читать надо, особенно в начальной школе, чтобы техника чтения соответствовала нормам. Чтение должно быть продуктивным, осознанным и качественным.


Ответ от Маша Иванова [гуру]
Мне 15 лет и я читаю. Сама, абсолютно без какого-либо принуждения. Дина Рубина, Улицкая, Петрушевская. Иногда Донцову. Тамара Крюкова очень интересно пишет, Людмила Матвеева - это для детей помладше. Еще можно Акунина почитать, но это поймет-не поймет - не факт. Я поняла не совсем. Не надо говорить, что мы такое уж говенное поколение. Нет. И уж простите. но кто ж нас воспитал-то таких плохих?


Ответ от (((УточкО)) [гуру]
У нас с сестрой разница 10 лет.
Ей сейчас 10.
Не читает, совершенно!
И заставить нереально почти... ((((
Я всегда зачитывалась. У меня оч много книг. Разных. Просто библиотека...


Ответ от Наталия Савченко [гуру]
К сожалению, появление в каждой семье компьютера и интернета привело к тому, что читающих детей остались единицы. Остальные тупо рубятся в компьютерные игры.
Когда мой сын был школьником, эта беда только назревала. И он читал. Хотя некоторые книги я подсовывала ему самыми хитрыми способами, вплоть до - " эту книгу не читай, пожалуйста"
Выбор книг я оставляла за собой, опираясь на свой опыт и полезность книг. Так, лучшее из беллетристики, фантастику, психологию, поэзию, Дэйла Карнеги, "Богатый папа, бедный папа" я специально собирала в своей библиотеке для сына.
С удовольствием сын читал Ирвина Шоу, Майкла Крайтона, ЭМ Ремарка, Пирса Энтони, Стругацких, Уилбура Смита.


Ответ от MONADA [гуру]
Без принуждения--если только с комиксами или про животных, динозавров...


Ответ от Глухова [гуру]
к моему огромному сожалению нет (((Только по принуждению, если уж совсем надо (((


Ответ от Ёабрина Леонова [новичек]
Я школьница и я читаю! У меня дома более 190 книг! Главное что-бы книги нравились самим. А школьную литру читать невозможно!


Ответ от . [активный]
без принуждения не получается.


Ответ от . . [эксперт]
Я школьник и ничё не читаю. Контрстрайк рулит.

© ООО Издательство «Питер», 2017

© Серия «Родителям о детях», 2017

© Сурженко Л., 2017

* * *

Предупреждение

Эта книга не для каждого родителя. Более того: я искренне не рекомендую следовать приведенным в ней советам тем, кто хочет воспитать «правильного» и послушного ребенка. Вообще не стоит знакомиться с данной книгой тем, кто ценит спокойную, уютную домашнюю жизнь, стабильность и предсказуемость в отношениях с детьми и не готов к постоянным стрессам.

Хочу предупредить читателя о том, что так называемое воспитание без воспитания, или то, что я понимаю под свободным воспитанием, не имеет никакого отношения к воспитанию традиционному, одобряемому педагогической наукой. Некоторые дипломированные психологи и учителя назовут приведенные здесь советы ненаучными, а возможно, и вредными.

Вряд ли эта книга поможет вам избавиться от проблем. Укажет выходы из сложных ситуаций. Даст в руки некие волшебные средства, позволяющие контролировать ребенка. Все эти, безусловно, интересные и даже в чем-то полезные вещи можно найти в моих предыдущих книгах. Хотя бы в «Воспитании без крика и истерик». Задача данной книги иная. Как и ее предназначение.

В ней я не стану учить, как воспитывать. Я постараюсь подсказать нечто иное.

Как не расплескать.

Как не помешать взрасти тому, что уже есть в вашем ребенке.

И в этом заключается великая трудность данного дела. А еще она в том, что куда сложнее «не воспитывать», нежели «целенаправленно формировать». И в том, что адресуется книга, конечно, родителям, тогда как нужнее она на самом деле их детям…

Да, совсем забыл. Результат. Награда. Конечная цель этого всего… Какая она?

Ребенок. Наш. Самый обычный. Такой, каким он задумывался Небом.

А если менее пафосно? Можно и менее.

Ребенок. Наш. Самый обычный. Вольный решать сам за себя. Свободный.

О чем это?


У самой голова фарфоровая,
Туловище ватой набито,
А туда же – воспитывать!
Х/ф «Приключения Буратино»

В самом деле, о чем это? Совсем писаки оборзели: то по воспитанию книжки сотнями пишут, то – на тебе: «Воспитание без воспитания»! Куда ж это годится?

Такого «воспитания без воспитания» и безо всяких книжек кругом навалом. Стоит только руки опустить, глаза водкой залить – вот и нет никакого воспитания. Об этом книжки писать, что ли? Нет, правда, что за новая завлекуха такая? Суть-то в чем? И нужно ли это самое «без» хоть одному здравомыслящему родителю? Если он, конечно, чуток о будущем задумывается. Пусть не детей, так о своем собственном.

Откровенно говоря, не знаю, что и ответить. Воспитание без воспитания надобно, по моему скромному мнению, вовсе не родителю. Ему гораздо интересней воспитание с воспитанием. Почему? А тут все просто. Воспитание – это, грубо говоря, дрессировка.

Только юных человеков «дрессируют» не там, где зверей.

Требуется зверю дрессура?

Может быть, и да. Если он будет жить у нас дома, то как же иначе?

Требуется ребенку воспитание? Ответ примерно тот же.

А если мы спросим самого ребенка?

В том-то и дело. Поэтому я вынужден разочаровать дорогих родителей. Эта книга будет полезнее не вам.

Вовсе не вам. А вашим детям.

Причем – вот парадокс – адресована она взрослым. А что же делать, если именно мы, родители, отвечаем за судьбы наших детей?

И нам хотелось бы, чтобы судьбы эти были счастливыми.

Не могу поручиться за всех, но большинство готово сделать все, чтобы любимым чадам жилось лучше.

Но если мы не знаем, если мы не можем, если мы не в состоянии подарить нашим детям счастье – давайте попытаемся хотя бы…

не калечить им жизнь .

Вот как раз об этом и говорится в данной книге.

Кому это нужно?

Боже, спаси взрослых, Боже, спаси их родителей, просвети их и сделай умнее, сейчас самое время.

Братья Стругацкие. Гадкие лебеди

Наверняка те, кто читал мои книги, вспомнят один из основных тезисов, который я упоминаю довольно часто. Он звучит так: воспитание не очень-то нужно тому, на кого, собственно, оно направлено .

Да, оно необходимо нам. Тем, кто воспитывает. Для чего? Для того, чтобы как-то приспособить новое, непредсказуемое и неадаптированное (по нашему глубокому убеждению) существо к жизни. Причем, надо признаться, подспудно мы подразумеваем: к жизни с нами. Потому что Бог знает, что там будет в «большой» взрослой жизни, а вот как мы будем уживаться с этим неведомым пока созданием, которое лишь условно можно назвать своим, – в этом и состоит главная проблема. Таков страх любого родителя.

Вот он – младенец, о котором мы сейчас знаем не больше, нежели акушерка, которая его принимала. Кто он? Что он? Каким будет? Что принесет в нашу жизнь? Как ее изменит? Какие трудности нас ждут? Сможем ли мы, наконец, мирно и счастливо жить под одной крышей? Разве не посещали вас подобные мысли, когда вы забирали вашего первенца из родильного дома?

Нет? Тогда я вам завидую. И позже ничего подобного? Просто замечательно. В таком случае, уверен, вам и голову забивать не нужно ни воспитательными, ни антивоспитательными книжками. Зачем? Знаете – от добра добра не ищут.

А если мелькало нечто такое, что ж: вы не одиноки.

Так что еще разочек: кому нужно воспитание?

Сыну, дочке, супруге, собаке – неважно, кого вы там воспитываете?

Да вроде бы не очень. Зачем им оно? Их и так неплохо кормят. Нет, понятно: для их же блага, для того, чтобы потом, в далеком будущем, все было «как у людей», чтобы успешно социализироваться. То есть приспособиться к соседям, работодателям, власть имущим…

Беда в том, что воспитуемые, как правило, наши благие намерения не ценят или же не понимают. Ну, что поделаешь. Потом поймут. Наверное.

Воспитание нужно нам.

К этому выводу мы придем непременно, если отбросим всякие оправдания и перестанем гадать на завтрашний день.

Да, может быть, наше воспитание поможет детям в будущем. Или не поможет. Потому что этого будущего мы не знаем и знать не можем. Можем лишь предполагать – на основе своего опыта. И предположения эти будут, думаю, не слишком затейливы. Потому что опыт – вещь консервативная. Он подразумевает одно: то, что уже было, будет и далее . Иначе само понятие опыта теряет смысл.

А если все изменится?

Если все будет не так, как было, то опыт наш – и, соответственно, наше воспитание, – окажутся вовсе не передачей знаний и оберегом от ошибок, а кандалами. Самыми натуральными кандалами. Тяжкой гирей на ногах, которая не дает свободно двигаться. Ну, как же по-другому-то, если родители учили именно так… Воспитание – это опыт, который мы пытаемся передать дальше. Воспитание – это наши представления о том, что понадобится нашему чаду.

Но воспитание – это и наши сегодняшние требования не просто к нашему ребенку, но и к тому человеку, которым мы хотели бы видеть его в будущем. Это как бы «предзаказ», который мы делаем здесь и теперь, чтобы получить нужное потом.

А еще воспитание – это попытка как-то приспособить, приучить своего ребенка к самостоятельной жизни. Это правила выживания.

Которые, конечно, бывают разными. Да-да, поэтому и существует столько «воспитаний». Хорошее, нравственное, свободное, трудовое (как правило, ассоциируется с наказанием), эстетическое. А есть еще и физическое. Впрочем, перечислять все эти виды, которых можно выделить не один десяток (было бы желание), я не стану. Не вижу особого смысла. Ибо в разных обстоятельствах вырабатываются свои правила. Писанные либо нет, но они есть. Можно их соблюдать – традиционно считается, что тогда наши шансы на успешное приспособление возрастают.

Можно не соблюдать. И тогда кто знает…

Ведь не все правила актуальны и жизненны. Какие-то устаревают. Какие-то сохраняются лишь в силу инерции. Что-то и вовсе не соответствует действительности, но бережно передается из поколения в поколение…

А еще открою такой неприятный секрет: личный опыт – он и есть ЛИЧНЫЙ.

Еще раз: опыт нарабатывается лично.

Конечно, можно говорить о коллективном, семейном, групповом опыте. Но тот, который нас больше всего интересует, – опыт непосредственный, житейский, бытовой – всегда личный.

Только наш.

Мы делимся СВОИМ опытом. То есть опытом, приобретенным лично вами и вами же испытанным.

Человеком с определенными способностями, физическими данными, внешностью, реакциями, характером, темпераментом. Возрастом, болезнями, полом, наконец!

И вот этот личный опыт, который – успешно либо нет – был применен именно вами, в ваших условиях, вы пытаетесь передать другому человеку, в других условиях.

Смешно, наверное, когда стройный красавчик поучает полноватого друга далеко не голливудской внешности, что с девчонками можно вести себя раскованно и развязно – мол, от этого они сами будут на тебя липнуть. Может, и будут – только не на неловкого толстячка, а на того, кто ему это советовал.

Хотя сказать, что совет не работает, тоже нельзя. Работает. Но с другим человеком и в другой ситуации.

Так есть ли смысл передавать этот опыт, который только ваш?

В самом деле, получается какой-то двусмысленный подарок. Вроде подразумевается, что он – ваш опыт – пригодится детям впоследствии. В то же время собирали вы его сами для себя, а отдаете лишь то, что, по нашему мнению, может быть полезно. Эдакий урезанный вариант… Подретушированный и подкрашенный.

Представьте, что летчика научили взлетать, описали, как прекрасно небо и как здорово парить среди облаков, но совершенно не ознакомили с таким необходимым действием, как посадка… Представили?

Вот и наш опыт, передаваемый по наследству, в любом случае будет куцым. Потому что мы вырываем его из канвы своей жизни, рассказываем только то, что считаем нужным, и многое неизбежно упускаем – по собственному желанию либо нет. А сработает ли этот урезанный опыт?

Ответ будет сродни ответу на вопрос «можно ли научиться жить по книжкам?».

Но давайте взглянем на проблему с другой стороны.

Кто нам сказал, что наш опыт окажется продуктивным и полезным? Откуда мы знаем, что мы поступали наилучшим способом?

Как разобраться, где «сработали» наши усилия и умения, а где просто изменились обстоятельства?

Может, все налаживается не благодаря, а вопреки нашим стараниям? Как вам такой вариант? Может, проблемы действительно решаются сами собой?

Кто может дать ответы на эти вопросы? Я, например, нет.

Отсюда напрашивается вполне резонный вывод: а не лучше было бы вовсе не передавать никакого опыта?

Или, другими словами: а нужно ли вообще какое-либо воспитание?

Помните старую детскую сказочку, где курица учила приемного утенка своим куриным премудростям? Клевать зернышки, выковыривать червячков, «шаркать» лапкой, говорить на курином языке.

А потом незадачливая наседка была в шоке, когда ее «цыпленочек» вдруг ни с того ни с сего бросился в воду – сделал то, чему «мама» его никогда не учила. По той простой причине, что куры не плавают.

Так ведь это еще хороший конец истории. Утенок все же поплыл. То есть самостоятельно научился тому, что не прививала ему и не воспитывала в нем приемная мама.

А ведь мог и не научиться. И в таком случае судьба его сложилась бы печально. Ведь утка прекрасно чувствует себя в воде, но не в состоянии поспеть за курицей на суше…

Конечно, у людей все иначе. Но порой один человек отличается от другого гораздо больше, чем курица от утки. И за примерами далеко ходить не приходится. Давно ли вы восклицали в сердцах, поражаясь поступку своего чада: «И в кого он такой пошел!»?

А бывали ли у вас внезапные прозрения вроде: «Да я его совсем не знаю»? Или в более мягком варианте: «Надо же, я и не думал, что он на такое способен»?

Да наверняка не раз и не два вы делали для себя маленькие открытия: оказывается он – ваш ребенок – вовсе не такой, как вы! Более того: он не такой, каким вы привыкли его видеть.

Люди уникальны. Несмотря на то что многое нас объединяет, мы очень разные.

У нас разный пол.

То, что прекрасно подходит девочке, может быть неприемлемым для мальчика. И наоборот.

У нас разный возраст.

Трехлетка и семилетний ребенок – как далекие вселенные. Настолько непохожие, что их смело можно отнести к разным видам. Они отличаются друг от друга больше, нежели головастик от лягушонка…

У нас разный темперамент.

Не совсем разумно требовать от холерика усидчивости, а от флегматика – быть заводилось. Или сравнивать сангвиника с меланхоликом.

У нас разные физические возможности.

Худенький мальчик вряд ли окажется в равных условиях с крупным, атлетически сложенным мальчишкой, когда им придется отстаивать свое место под солнцем на улице.

У нас разный социальный статус.

Что бы мы ни говорили о равенстве и братстве, на сегодняшний день в большинстве своем они есть разве что в декларациях. Тот, кто в пятнадцать лет убежал из дома, вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе.

У нас разная генетика.

«Наследственность» – увы, не просто красивое слово. Это еще один фактор, на который мы как раз повлиять не в состоянии. Крепкое телосложение, отменное здоровье, надежное сердце и светлая голова – хорошее наследство, которое мы можем получить от наших предков. Или не получить. И полжизни отчаянно сражаться за то, что другим, на первый взгляд, досталось даром. А есть еще раса. Этнос. Национальность.

Порой вообще кажется, что различий между людьми гораздо больше, нежели общего.

И какие тут могут быть универсальные правила? Какое единственно верное для всех воспитание?

Ладно, пусть так. Но как же без того, чтобы не воспитывать? Да и реально ли без этого вырастить нормального человека? Есть ли смысл в выражении «воспитание без воспитания»?

И, наконец, нужно ли кому-то такое воспитание?

Нужно. Более того – необходимо. При одном условии: если мы собираемся приспособить ребенка к жизни в обществе. Впрочем, даже не так: оно необходимо, чтобы ребенок выжил.

Вдумчивый читатель возразит: да какое отношение воспитание имеет к выживанию? Вон есть же маугли – они и так выжили! Какое воспитание могли дать им волки и обезьяны?

Свое. Звериное. Передача навыков выживания – самое настоящее воспитание. Или мы тешим себя мыслью, что воспитание – это привилегия исключительно человеческая?

Как бы не так! Может быть, в отношении амебы либо креветки понятие «воспитание» и не применимо, но к птичкам и зверям – очень даже. Кто сомневается – почитайте труды натуралистов. Хотя бы Сетона-Томпсона, которого неоднократно печатали на русском языке.

Инстинкты? Частично да. Но частично – несомненное «целенаправленное формирование навыков». Не так мы далеки от животного мира, как многим это кажется.

Полностью уйти от воспитания вряд ли получится. Хотя бы потому, что мы воспитываем своих детей (и не только их) даже тогда, когда, казалось бы, вовсе ничего не делаем. Распространено заблуждение, что воспитание – это нотации и поучения. Как раз наоборот: если мы вынуждены читать нотации и делать выговоры, значит, в воспитании у нас появились реальные трудности.

Потому что давать воспитание и «воспитывать» – вещи разные.

И все же: кому нужно воспитание?

По всей видимости, нам. Конечно, можно сколько угодно говорить, что «все это» ребенку пригодится, что мы стараемся не для себя, думаем о его будущем… А давайте честно: для кого, как не для себя, мы растим свое чадо? На кого втайне надеемся, как на опору в старости?

А что же он – наш ребенок? На первый взгляд, никакое воспитание ему не нужно. Ему что с ним, что без него.

Но только на первый.

Все свое детство дитя проживает с вопросом: КАК?

Как поступить.

Как научиться.

Как сделать первый шаг.

Как себя вести в новой ситуации (а для него, ребенка, новая ситуация – на каждом шагу).

Как узнать.

Как спросить.

Как правильно…

Ответы на эти бесчисленные «как» он ищет везде, но в первую очередь – у родителей. У папы и мамы.

И вовсе не обязательно это будут вопросы. Скорее наоборот. Больше всего и чаще всего ребенок учится, наблюдая.

Как поступают другие. А самые близкие и самые авторитетные другие – опять же папа с мамой.

И это – самое настоящее воспитание. Когда воспитывают, не воспитывая.

Воспитание без воспитания .

И вот такое воспитание необходимо ребенку как воздух. Беда в том, что воспитывать не воспитывая может любой.

Более того, каждый родитель делает это ежедневно, ежечасно, ежесекундно. Даже не подозревая о том, что занимается важным и очень ответственным делом.

В этом и заключается беда. Ибо вне зависимости от нашего желания мы передаем ребенку слепок своей жизни. Своей судьбы. Которой сами зачастую недовольны. И которой, возможно, ему не желаем.

Именно поэтому воспитывать без воспитания нужно уметь.

А если не уметь, то хотя бы представлять, что это такое.

Может быть, пригодится.

Даже наверняка…

Зачем мне это?


Надоело – поучают, поучают.
Надоело – поучают, поучают.
«Поучаем. Поучаем!»
Поучайте лучше ваших паучат!
Х/ф «Приключения Буратино»

Отчасти. Опыт, знаете ли, дорогого стоит. Просто иной раз он слишком дорого обходится.

Наш жизненный опыт обязательно нам пригодится. Может быть, и не только нам, но и нашему ребенку. В чем-то.

И это замечательно. Только вот к свободному воспитанию передача опыта имеет отдаленное отношение. Ведь это самое свободное воспитание – не поучения и не установки. И, в общем, даже не столько личный пример.

Суть воспитания без воспитания отчасти раскрывает одна притча, которую читатель наверняка знает.

Помните историю про заблудившегося в лесу мальчика, который встретил в пуще дедушку? Весьма странного, надо сказать. Вместо того чтобы отвести мальчика в деревню, тот сделал вид, что не замечает ребенка. И продолжал заниматься своими делами: собирать ягоды, жарить грибочки, строить себе шалашик из еловых веток…

И мальчишка быстро сообразил, что ежели он не хочет пропасть в суровых условиях темного леса, нужно делать так же.

И он сделал. И выжил.

А потом он нашел дорогу к дому – сам.

Может быть, главное в этой притче – личный пример? Мол, делай как я, и все будет отлично?

Ничего подобного. Никто же не заставлял: хочешь – делай, хочешь – ори дальше. Авось кто услышит. Или хватайся за дедову штанину: глядишь, сжалится.

Главное тут – свобода выбора. Никто ничего не навязывает. Никто не предлагает готовых решений. Думай сам…

И, само собой, последствия будешь расхлебывать тоже ты.

Так зачем же свободное воспитание родителям? К чему оно нам вообще?

Знаете ли, занимательный вопрос.

А вы хотите получить разностороннего, думающего, активного и самостоятельного ребенка?

Если да, то свободное воспитание вам в помощь.

Если вам удобнее иметь дело с покорным, послушным, внушаемым дитем, которое будет цепляться за мамину юбку и в сорок лет, – тогда нет.

Все просто, не так ли?

Свободный, деятельный и самостоятельный.

Либо активный, либо любящий, возможно, даже очень коммуникабельный, но… не свободный.

А это значит – не совсем настоящий. Не совсем искренний. И даже не совсем ребенок.

Конечно-конечно: мы тоже не свободны. Тоже не самостоятельны. Ведь все, на самом деле, очень относительно. И мои заявления тоже.

Тут дело в векторе движения.

Никто не гарантирует, что вы достигнете цели. Но если вы идете в правильную сторону, то, по крайней мере, приблизитесь к ней.

Другой вопрос, а нужен ли нам свободный и самостоятельный ребенок. Ведь за этим вопросом стоит другой, гораздо более страшный:

А нужны ли такому ребенку его родители?

В самом деле: родители кормят, защищают, оберегают, дают приют, учат, обеспечивают… Устраивают. Воспитывают. Помогают, наконец.

Ну понятно: пока он маленький, о какой самостоятельности и свободе может идти речь?

Но ведь подрастет! Ведь станет взрослым! Зачем тогда ему родители?

Зачем ему мы?

Действительно, незачем. По всей видимости.

Опека, защита, помощь… Они же требуются несамостоятельным, незащищенным, немощным. А ведь он должен вырасти сильным, независимым, умелым.

Вот ведь вопрос, да? Получается, есть два варианта. Либо мы воспитываем ребенка для себя, и тогда (если все получится) он и в старости будет греть нам бочок.

Уютный вариант, что и говорить.

Либо прилагаем все силы, чтобы он твердо встал на ноги. Желательно на обе. Но тогда.

А вот что «тогда», я не знаю. В самом деле не знаю.

Ибо ни вас, ни вашего ребенка я в глаза не видел. И не представляю, какой он – ваш реальный малыш. Чего он на самом деле хочет. И что для него в этой жизни важно.

А делать прогнозы, не зная исходных данных, – дело неблагодарное.

Но одно я знаю точно.

В результате свободного воспитания он не станет хуже. Злее. Циничнее.

А вот стать сильнее, добрее, решительнее у него есть все шансы. Все!

А теперь думайте, нужен ли вам такой ребенок. Если да – не будем терять времени. Пора уже вплотную познакомиться с этим загадочным «воспитанием без воспитания».

К сожалению не нашла её в электронном виде (есть одна ссылка, но с вирусами). Единственное что могу вот-прям-щаз предложить тем, кто с книгой не знаком это вот такое описание содержания , даёт некоторое представление о методе, но конечно не полное и всегда лучше читать самому.

Вполне пригодная методика если выполнить ряд условий .

1. не увлекаться первой частью («раз-два-три»):
действительно правильно применять «счёт»;
не злоупотреблять этим приёмом вворачивая его по 10 раз на дню в любую сферу деятельности;
не заменять им все остальные способы общения с ребенком в негативной ситуации и даже в самом «перестань-поведении» пользоваться и другими инструментами общения, не только этим;
не ограничивать с помощью и вправду прекрасно работающего «1-2-3» любое неудобное родителю поведение ребенка, в том числе и то же нытьё.
и конечно не в коем случае не заменять им, счётом 1-2-3, мотивацию «начни-поведения», а этим грешат ОЧЕНЬ многие родители, даже среди тех, кто книгу не читал («считаю до трёх» же не Фелан придумал, это народная мудрость практически любого народа), а уж среди читавших…

2. Побольше внимания уделить второй части – там чистый бихивеаризм, теория обучения, тоже не Феланом придуманная. Он просто описал применение общей теории к родительско-детским отношениям. И позитивные подкрепления (те, что описаны во второй части) всегда эффективнее негативных («1-2-3») – им нужно уделить больше внимания, чем самому этому «волшебству один-два-три».

В целом могу с казать, что я не одобряю эту книжку. Не потому что не одобряю сам метод, напротив, с указанными выше оговорками (в книге они, в общем-то, в той или иной форме тоже есть) я очень даже поддерживаю его.
Не одобряю именно саму книгу, потому что то, как её применяют родители мне в подавляющем большинстве не нравится. Даже то, какими словами обычно родители описывают эффект от методики – «ребенок стал послушным». Послушный ребенок – адаптивный ребенок*. Это удобно для родителя, удобно для общества, но плохо для личности ребенка. Из адаптивных детей вырастают адаптивные взрослые.

Без предварительной подготовки соблюсти нужные условия, особенно описанные в первом пункте, родителям очень трудно, большинство проваливает самые значительные из них – применяют счёт очень много в неуместных ситуациях: вместо позитивного подкрепления и мотивации, вместо других способов общения с ребенком в негативе. А самое главное – счёт совершенно не уместно применяется многими что б «отучить» ребенка ныть, канючить, приставать, мешать, и всячески ограничить его неудобное родителям и другим домочадцам поведение. И это очень плохо, потому что лишает родителей обратной связи с ребенокм и лишает детей возможность показать родителям, что у них есть неудовлетворённая потребность, проблема, нужда (в общении, заботе, уверенности в родительской любви и т.п.) – многое «неудобное поведение» это именно сигналы о таких неудовлетворённых нуждах. Если ребенок методом счёта научен не проявлять себя подобным образом его нужды так и остаются не удовлетворены, а родитель прибывает под ложным впечатлением благополучия своего ребенка.
Кроме того ограничение негативного поведения ребенка мешает ему выразить свои отрицательные эмоции, а следовательно мешает научится ими владеть в полном обёме (переживать, осознавать, контролировать). И это тоже плохо.

Так же, в силу разных причин, но родителями обычно вторая часть просто игнорируется, это видно хотя б из тех же обсуждений (в интернете и в живую с родителями) – обсуждается «метод 1-2-3», активно и со всех сторон. Второй же части книги какбуд-то и нет вовсе. В то время как она должна быть самой главной. Но она не наглядна и не так эффектна (не «эффективна», а «эффектна») как «1-2-3» поэтому автор написал книгу так, что главной и основной мыслью оказывается метод счёта – для популярности и продаж. Как бизнесмен не могу его в этом винить, но как психолог - никакого ему «респекта и уважухи».

Книга прекрасно учит «как», но она не учит «зачем», «почему», «когда». Получается вариант, простите за грубое сравнение, «обезьяна с гранатой». Когда родитель получает прекрасный, легитимный, не насильственный, реально работающий метод, но не имеет возможности отличить, когда его стоит, а когда не стоит применять, где границы. Хорошо когда есть предварительная подготовка (образование, литература, житейский опыт, интуиция или что-то ещё), тогда никаких «гранат». Но такие родители обычно и не читают подобных книг - им это не нужно, у них всё и так хорошо получается.

Так что, Баба-Яга против =)
Но это глас вопиющего в пустыне, никто меня всё равно не послушает. Однако я должна была это сказать, у меня мораль с этикой такие =)

* Адаптивный ребенок – это термин из транзактного анализа. Адаптивность, в данном контексте, это черта личности характеризующая человека как конформиста, в негативном вареанте этого слова. Человек, подстраивающийся под коружение в ущерб своим личным интересам, пассивный, зачастую даже сам себе не отдающий отчёт что он хочет чего-то другого, не того, что предлогает ему партнёр, друг, общество.

Другие книги автора:

Книга Описание Год Цена Тип книги
Описывается простой и действенный метод, с помощью которого любой родитель сможет поддержать порядок в доме без применения насилия. Советы автора основаны на базовых поведенческих принципах и… - Попурри, (формат: 60x84/16, 304 стр.) 2014 218 бумажная книга
Представляем вам исправленное и дополненное издание книги Воспитание без принуждения, вышедшее к 25-летнему юбилею программы Томаса Фелана Волшебство 1-2-3 . Как утверждают сотни тысяч родителей, она… - ПОПУРРИ, (формат: 60x84/16, 304 стр.) Воспитание. Обучение. 2014 329 бумажная книга
электронная книга 2016 199 электронная книга
Магия на 1-2-3. Как перестать срываться на ребенка и начать общаться спокойно и с удовольствием Еще вчера ваш ребенок был забавным и милым карапузом, а сегодня дом превратился в место военных действий: малыш капризничает, упрямится и совсем не слушается. Даже усамых прекрасных и любящих мам и… - Эксмо, Baby Boom!Лучшие книги для родителей аудиокнига можно скачать 2016 229 аудиокнига

См. также в других словарях:

    ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ - процесс формирования человеческой личности, способной к активному и творческому усвоению ценностей христ. жизни. Традиция В. х. представляет собой конкретное воплощение в нравственной жизни человека принципов христ. практической морали. В… … Православная энциклопедия

    Планомерное, целеустремлённое и систематич. формирование всесторонне и гармонически развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма. Содержание, цели, методы и средства воспитания определяются типом обществ.… … Философская энциклопедия

    Формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе в широком смысле целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы нового духовного… …

    Планомерное, целеустремлённое и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма, составная часть теории научного коммунизма. До возникновения марксизма не было … Большая советская энциклопедия

    1) утопическая концепция, отстаивающая возможность или даже необходимость построения в обозримом будущем совершенного общества, исключающего частную собственность, тяжелый, монотонный труд и неравенство людей; 2) будущее, совершенное в указанных… … Философская энциклопедия

    I Теория С. Страховая политика. История страхования. История страхования в России. Синдикатное соглашение страховых от огня обществ. Виды страхования. Страхование от огня. Страхование от градобития. Страхование скота. Транспортное страхование.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ВОЛЯ - [греч. θέλημα, θέλησις; лат. voluntas, velle], сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к рой оно стремится достигнуть желаемого. В Свящ. Писании понятие В. имело следующие основные смыслы: В. Божия, выражающаяся в… … Православная энциклопедия

    - — Император Всероссийский, старший сын Великого Князя — впоследствии Императора — Николая Павловича и Великой Княгини Александры Феодоровны; родился в Москве 17 го апреля 1818 г.; объявлен Наследником престола 12 го декабря 1825 …

    - — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия

    Писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия

    Побочный сын кн. Ивана Юрьевича Трубецкого (впоследствии фельдмаршала), прижитый им во время пребывания в плену в Стокгольме после неудачного сражения под Нарвою в 1700 г., род., по единогласному показанию, 3 февраля, но годом рождения одни… … Большая биографическая энциклопедия




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top