Зарплаты священнослужителей. О церковной экономике, или на что живут священники

Зарплаты священнослужителей. О церковной экономике, или на что живут священники


Каждый священник, принятый на службу в Русской Православной Церкви (РПЦ) получает денежное довольствие, которое назначается вышестоящими начальниками, имеющими более высокий сан. Начиная с 2013 года РПЦ взялась за упорядочивание дохода священнослужителей. Ранее он рассчитывался по всем знакомому принципу "каков приход, таков и доход". Документ, утверждающий права священников в получении материальной помощи от епархий, был принят в этом же году. При этом РПЦ распорядилась создавать специальные комиссии при каждом приходе, которые бы и рассчитывали сумму материальной помощи.

Стереотип, сложившийся о Церкви (в общем понимании этой организации), намекает на её очень хорошее положение положение в финансовом плане. Причин для этого предостаточно: это и золото в обрамлении храмов и стоимость разного рода треб, которые по идее должны быть бесплатными. Эти средства, однако, идут не в карман самим священникам, а порой самим настоятелям приходится платить взносы за свое содержание.

Как уже было сказано выше, зарплата священников в России зависит от их вышестоящего начальника. Специально созданный в 2009 году фонд Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии, отвечающий за экономику РПЦ, по уровню законспирированности и закрытости может соперничать с ФСБ. В числе открытых для общего ознакомления положений о работе фонда в частности и РПЦ в целом документ, регламентирующий вопросы, связанные с получением довольствия (зарплат) священников в России. Из этого документа мы узнаем, что священники должны быть социально защищены, а их семьи - материально поддержаны церковью. «Положение о материальной поддержке священнослужителей», опубликованное в своде законов Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии, дает нам понять, что священники получают зарплату, примерно равную средней зарплате в регионе, в котором они находятся . И это при условии отсутствия второй работы, которую можно было бы отнести к разряду постоянной.

Хоть это и кажется смешным на первый взгляд - у священников есть трудовые книжки, номера соцстрахования, за них платятся взносы в пенсионный фонд России и у них есть медицинская страховка. В трудовых книжках, в частности, прописывается должность, на которой состоит священнослужитель. Это может быть "клирик" или "настоятель прихода". Сама отчетная бухгалтерия не доступна глазу простого человека, однако в налоговые исправно платятся отчисления за работающих священников.

При всех попытках подвести вопрос о заработной плате священников в России к среднестатистическим показателям, в конечном итоге она зависит от решения настоятеля, "главного" по церкви. По словам некоторых священнослужителей, иной раз доходит до странностей: некоторые настоятели, которые не утруждают себя походами в магазины, не бывают там по нескольку лет, как архиереи, поэтому оценивать экономическую обстановку в стране здраво не могут, назначая священникам очень маленькие зарплаты, на которые еле-еле получается сводить концы с концами. Само же благосостояние настоятелей также зависит от решения вышестоящих чинов, которые берут за основу все ту же рекомендацию поддерживать сотрудников материально, сообразно средним ставкам зарплат соцработников по региону.

Основной доход любого храма состоит в первую очередь из пожертвований прихожан, оплаты ими треб (венчание, крещение, молебны, панихиды, отпевания умерших, молитвы за упокой), покупки атрибутики (свечи, курения, иконки) и прочих финансовых вливаний. И только ничтожная часть от общих сумм идет на зарплаты священников, остальное отправляется в головную организацию РПЦ, находящуюся в Москве.

Не ожидал вот этого:
"Во многих храмах сотрудники церкви ничтоже сумняшеся называют фиксированную сумму, которую должен внести каждый желающий обвенчаться, покрестить ребенка и т. д. Например, на вопрос, каков объем рекомендуемого пожертвования за венчание, женщина, торговавшая в церковной лавке московского храма Святых Космы и Дамиана в Шубино, достаточно резко ответила: "Что значит пожертвование? Оплата, а не пожертвование! Пять тысяч".

В это трудно поверить, что даже в таком храме подобное может случаться, но, как говорится, "и на старуху бывает проруха".

"Клирикам положен фиксированный оклад, который остается на усмотрение настоятеля. Согласно "Положению о материальной поддержке священнослужителей", при условии полной занятости на приходе и отсутствии других доходов священники "должны получать содержание, по возможности ориентируемое на среднюю заработную плату по региону для социальных работников". Средняя зарплата соцработников (психологов, педагогов, медицинского персонала среднего звена) обычно не дотягивает даже до средней зарплаты по региону. Например, в Новосибирской области люди, занятые в соцсфере получают в месяц около 17 тысяч рублей, в Томской области - чуть больше 10 тысяч рублей, в Новгородской области порядка 14 тысяч рублей, а в Москве и Подмосковье - в среднем 48-50 тысяч рублей. Довести среднюю зарплату соцработника до средней по региону планируется к 2018 году.

Как говорит о. Дмитрий Свердлов, несмотря на рекомендации "Положения", вопрос о зарплате священника остается скорее на усмотрение настоятеля: "Оклад может быть очень большим или очень маленьким, это вопрос доброй воли настоятеля и его адекватности. Есть пожилые настоятели, которые не ходили в магазин так же давно, как архиереи, поэтому цен не знают. Есть люди жадные, есть щедрые".

(...) Архимандрит Савва Тутунов считает, что брать плату за требы - это нормально: "Важно осознавать, что на пожертвования храм живет: из поступающих средств оплачиваются коммунальные платежи, охраняются церковные здание и территория, начисляются зарплаты всех сотрудников - от уборщиц до настоятеля. Меня как обывателя - ведь я не всегда был священником - никогда не смущало, когда мне называли какую-то желательную сумму пожертвования. А вообще, практика очень разная. Где-то суммы не указываются вообще, а где-то приходской совет сочтет необходимым в какой-то мягкой форме предлагать прихожанам какие-то ориентировочные суммы, иначе храм останется, скажем, без электричества. В любом случае жертва - это то, что подается добровольно и по мере возможностей. Жестко требовать фиксированную плату за, к примеру, венчание нельзя. Но и прихожанину следует поступать по совести, понимая нужды храма".

В церкви существует неформальная система взносов или условного налога в пользу епархии. По словам отца Дмитрия, это традиция со множеством исключений. По идее храм должен отдавать епархии по 20% со своего дохода. Если приход малообеспеченный или же храм только строится, по усмотрению архиерея эти взносы могут быть на время отменены.

"Архиерей может просто озвучить сумму, исходя из масштабов прихода, видимых действий спонсоров, - рассказал о. Дмитрий. - В последнее время у священника увеличилось количество направлений, по которым он отчисляет деньги, потому что епархии дробятся, образуются митрополии и таким образом появляется новая ступень в административной структуре, которая требует финансирования. Там тоже нужен аппарат, содержание, владыке нужен "Мерседес", облачение и прочие атрибуты архиерейской жизни. Мне повезло, ко мне требования не предъявляли. Я платил какие-то маленькие деньги, 2-3 тысячи за квартал. Но есть храмы, которые платят десятки тысяч. Есть ежегодная индексация нормативных взносов и сборы по случаю. Например, в Москве - на день рождения викария, на день ангела патриарха".

Священники, пожелавшие сохранить анонимность, утверждают, что епархиальные взносы по инициативе Московского патриархата в последнее время возросли в разы - но на что Москве нужны дополнительные деньги, можно только гадать. Настоятели некоторых московских храмов утверждают, что уровень требований по взносам за прошлый квартал был таким высоким, что они смогли по ним расплатиться только сейчас, к началу следующего квартала. При этом особо ретивые архиереи, недовольные настоятелем, который не может отчислять деньги в пользу епархии, могут просто "разжаловать" его в священники и назначить другого настоятеля.

Архимандрит Савва Тутунов утверждает, что такие ситуации бывают лишь тогда, когда настоятель недобросовестно выполняет свои функции: "Могу сказать, что случаи нерадения священнослужителей о благоустроении приходской деятельности встречаются. Хотя не могу сказать, что это частые случаи. Бывают и такие редкие ситуации, когда священнослужитель использует финансовые потоки прихода для своей личной выгоды. Встречаются клирики, которые по неопытности или неспособности руководить не могут устроить жизнь прихода, привлечь прихожан к активному служению. Иногда же клирики своей грубостью или замкнутостью распугивают людей... Вот и выходит, что некоторым священнослужителям лучше быть рядовым клириком под начальством настоятеля, чем настоятелем даже в самом небольшом храме".

"Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета. Это самая незащищенная часть общества".

Права священников в "Положении" прописаны, скорее, как рекомендации, четкого регламента нет, и положение настоятелей, равно как и клириков, сильно зависит от обстоятельств. "Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета. Это самая незащищенная часть общества, и они живут в состоянии колоссальной внутренней тревожности", - утверждает о. Дмитрий Свердлов. У большинства священников большие семьи, которые нужно обеспечить и, как правило, основная часть священников кроме служения в церкви ничем не занимается. По словам отца Дмитрия, в силу специфики своего занятия - служения церкви - с одной стороны, священник не может зарабатывать деньги. При этом страх неопределенности и незащищенности, с другой стороны, толкает многих на стяжательство, чтобы обеспечить тылы и гарантии своей семье, и на зависимость от административной системы".

"Самая главная проблема церковной экономики, как и всего остального церковного, - любви нет"

Как следствие, духовенство занимает рабское положение и находится в полной зависимости от архиерея, мнение которого нередко может быть субъективным. По мнению Свердлова, улучшить положение священников может две вещи: любовь или регламент - точные положения о том, кто сколько кому должен и когда. "Самая главная проблема церковной экономики, как и всего остального церковного, - любви нет. Христос сказал, что вас узнают, что вы мои ученики, по любви между вами. Эта соль ушла из церковной жизни. Нет любви, и все пошло наперекосяк, - говорит священник. - Но если создать четкий регламент, то рано или поздно он станет достоянием публики, и тогда всплывут финансовые секреты. Поэтому нет ни того, ни другого", - сказал Свердлов.

В официальной РПЦ утверждают, что применение документа о помощи священникам на практике - лишь вопрос времени. На деле документ мало что определяет - это, скорее, набор пожеланий и рекомендаций. Священники предпочитают терпеть и не жаловаться: открыто выраженное недовольство в адрес церковной верхушки чревато ухудшением отношений с архиереем, а то и с самим патриархом. В этом случае самым мягким "наказанием" будет личная просьба высшего духовенства не выносить эмоции на публику. А при неблагоприятном раскладе вчерашнему священнику придется думать о том, как прокормить свою большую семью и не пойти по миру. У тех, у кого есть светское образование и работа, тыл более менее обеспечен. Удел прочих - разговоры на кухне и смирение.

На что живут христианские священники в других странах

В некоторых европейских странах церковь финансируется церковным налогом, который, в зависимости от законодательства страны, платят либо люди, относящие себя к какой-либо конфессии, либо абсолютно все. Зарплаты священников оплачиваются из этих налогов.

В Германии церковный налог составляет 8-9% от подоходного и его платят только люди, относящие себя к определенной конфессии.

В Дании церковь связана с государством и абсолютно все жители страны должны платить церковный налог в размере 1,51% от заработка, который облагается налогом.

В Швеции церковный налог в размере 2% от дохода также платят все, независимо от принадлежности к той или иной конфесии. Причем церковь и государство в Швеции не связаны между собой.

В Австрии церковный налог составляет 1,1% от дохода и его обязаны выплачивать все жители, относящие себя к католичеству.

В Швейцарии нет государственной церкви, а размер церковного налога в разных кантонах разный. Максимальный налог составляет 2,3% от дохода и его выплачивают только верующие.

В Хорватии зарплату священникам платит государство, отдельного церковного налога нет.

В Финляндии в разных муниципалитетах прихожане той или иной церкви платят церковный налог в размере от 1% до 2% от дохода.

В Италии церковный налог называется "налог один на тысячу". Это значит, что каждый житель Италии платит 0,8% от подоходного налога в пользу церкви, причем в документе налогоплательщика он должен указать, для какой именно церкви предназначен налог.

В англиканской церкви и церквях Америки храм содержат прихожане, но пожертвования там довольно большие. Но при этом священник получает от прихода дом, машину, деньги на обучение детей и другие льготы.

В Испании церковь получает дотации из государственного бюджета и пожертвования верующих. С 2007 года испанские налогоплательщики по желанию могут перевести церкви 0,7% подоходного налога. Ежемесячную зарплату выплачивает курия.

Во Франции церковь получает доход только от пожертвований верующих, священники получают зарплату от курии и затем государственную пенсию вместе с пенсионными начислениями от церкви.

В Бельгии священники всех христианских конфессий получают зарплату от государства и ежегодные премии - летом и зимой.

Православные священники в условиях нового экономического порядка живут гораздо беднее, чем раньше, — в советское время они действительно жили в завидном материальном достатке. Церквей было мало, они не восстанавливались, почти никогда не ремонтировались. Священников тоже было мало, а прихожан на один приход гораздо больше, чем сейчас. Среди священства в то время было много таких, которые рассматривали свое служение как ремесло, ведь бизнеса в стране не существовало, а хорошо жить хотелось. Да и достойному пробиться в священники через кордон уполномоченных по делам религий было очень сложно... Кому не встречались люди, воспринимающие священника как хронического попрошайку. В связи с этим вспоминается забавный эпизод. Как-то на автобусной остановке к нам с супругом подошел мужик, деловито вытащил из кармана десятку и стал ходить вокруг, что-то разыскивая. Не найдя то, что искал, он, показывая нам десятку, спросил: «А куда кидать?» В ответ на наше удивление воскликнул: «Как, у вас должен быть ящик!» Так вот, предупреждаю, если увидите в метро «попа» с ящиком, знайте: он не настоящий — в метро священники не стоят никогда! Все, кто там стоит с крестами и в рясах, — стопроцентные самозванцы. Как известно, в больших городах это целый бизнес, контролируемый преступными группировками, к Церкви он никакого отношения не имеет. К этому же «бизнесу» относятся и так называемые монахи, круглогодично подпирающие могучими спинами стены, например, Троице-Сергиевой Лавры и собирающие деньги якобы на нужды дальних монастырей.

С другой стороны, некоторые почему-то считают, что в Церкви все должно быть бесплатно. А чем должны кормить батюшки свои многодетные семьи, во что одевать и обувать детей, платить за квартиру, школу, транспорт? Какова же заработная плата современных священников, и существует ли она вообще?

Зарплата существует, но крайне мизерная — не больше, чем у врачей и учителей. А если в семье много детей и жена не работает, то уровень жизни может опуститься ниже, чем у любого рядового учителя и врача. Один мой знакомый священник, который служит в известном московском многоштатном храме (где много священников), рассказывал, что его жена всегда без денег. В кошельке у нее бывает максимум пятьсот рублей, и на питание они тратят в месяц примерно пять тысяч. И это по московским-то меркам. Единственное, что спасает от крайней нужды и нищеты, — добровольные пожертвования прихожан за требы: освящение квартир, машин, причащение больных. Эти деньги идут непосредственно священнику, на его личные нужды, если только прихожанин не оговаривает, что его пожертвование на храм, — тогда оно действительно идет на храм: утварь, облачения, стройку... Чем больше треб, тем легче жить семье.

На больших приходах финансами занимаются старосты, в светском понимании это кто-то вроде финансового директора. Есть священники, которые в финансовые дела даже не вникают, другие же, наоборот, дотошно контролируют своих старост. Староста на приходе — достаточно независимая фигура. Официально он выбирается приходским собранием. Зачастую старосту назначают свыше, то есть из Патриархии. Кстати, матушка не может быть старостой у мужа на приходе.

Сегодня особенно тяжело живется сельским батюшкам: храм в разрухе, прихожане — пенсионеры, считающие копейки до пенсии, надежда только на огород и пожертвования от спонсоров.

Хороший доход имеют настоятели больших богатых храмов — примерно как у бизнесмена средней руки. То есть на евроремонт в квартире, хорошую иномарку, дачу и регулярные поездки семьи в Турцию хватит вполне. У рядовых священников, в том числе и священников тех же богатых храмов, и настоятелей бедных храмов достаток средний, если не низкий, а таких на сегодняшний день большинство.

Вообще-то, священник человек подневольный и жаловаться ему особенно некуда. И поменять приход ему по своему желанию невозможно. В крайнем случае батюшка имеет право пожаловаться своему архиерею, но чаще всего терпи, смиряйся, и все тут. Да и не принято проситься на более выгодный приход по материальным соображениям. Священник служит не ради того, чтобы кормить семью! Хочешь кормить семью — иди на работу в миру... У нас был знакомый дьякон, который имел неосторожность просить своего архиерея о рукоположении в священники, так как дьяконского жалованья ему не хватает на содержание семьи. Что из этого получилось, нетрудно догадаться — священства он после этого так и не дождался.

Основной статьей расходов всех современных храмов в первую очередь являются отнюдь не зарплаты священнослужителям и работникам, а коммунальные платежи. Электроэнергия для современного прихода стоит столько же, сколько и для коммерческой организации. Если подсчитать средний доход среднего (не богатого) московского храма, то коммунальные платежи отнимают больше половины всех доходов. Например, если среднемесячный доход в храме составляет пятьдесят тысяч рублей, то «коммуналка» обходится в тридцать шесть тысяч. А еще зарплату нужно платить — бухгалтеру, сторожам, певчим, уборщицам и прочему рабочему люду...

Агрессивно настроенные против Церкви граждане думают, что Церковь проповедует абсолютное нестяжание, и потому священники должны ходить в рубище и лаптях, а жить, видимо, в коробке из-под телевизора. А уж иметь личный автомобиль — просто криминал, все равно что торговля наркотиками и оружием. Церковь никогда подобный бред не проповедовала. Вопрос в отношении к материальным ценностям, а не в их наличии. Никому не запрещено иметь приличную машину или хороший дом, или несколько приличных машин и несколько приличных домов, но целью жизни это не должно становиться ни при каких обстоятельствах. Привязываться душой к этому нельзя. Как говорил царь Давид (а он был далеко не бедный человек, по нашим меркам просто олигарх), богатство, аще течет, не прилепляйтесь сердцем.

Могут ли священники работать на светской работе или заниматься бизнесом? В России это не принято и не соответствует церковным правилам. К тому же в России батюшки заняты служением практически круглосуточно, в отличие от священников Русской Зарубежной Церкви. Почему? Так сложилось. Наверное, наша страна все еще остается православной, хотя порой в это уже верится с трудом. Священника, вдруг дерзнувшего заняться бизнесом, могут вызвать к правящему архиерею и поставить перед выбором: либо бизнес, либо священный сан. В России сохранилось пока почитание священства как особого благословенного дара, который не каждому дается.

Но видя священника на автомобиле, многие все же не преминут бросить в его адрес пару обличительных фраз типа:

— Что это вы, батюшка, на машине ездите, не положено по религии-то!

Или, глядя на старенькие «Жигули»:

— Разъездились тут попы на «Мерседесах»...

Для священника, как и для многих, автомобиль — это прежде всего средство передвижения, зачастую просто жизненно необходимое. Священнику постоянно приходится ездить по требам. Представляете, если на селе приход состоит из нескольких мелких деревень, стоящих друг от друга в десятках километров и не связанных между собой каким-либо сносным автобусным сообщением... Как передвигаться по такому приходу?

Один батюшка жил в такой глуши, где по приходу можно было проехать только на трех видах транспорта — военный «Урал», трактор «Беларусь» и народный «УАЗ». Из трех видов батюшка выбрал «УАЗик». А до местного архиерея, находящегося в пятистах километрах от батюшкиного прихода, доползли слухи, что батюшка-де хорошо зажил, на джипе разъезжает. Когда же архиерей удостоил этого батюшку своим посещением, то они вместе посмеялись, глядя на пресловутый «джип». А еще больше посмеялись, когда батюшка рассказал, как однажды к ним пожаловали бандиты из соседнего районного города. Приехали они, конечно, на импортных «уазиках», в народе называемых «джип широкий», но «джип широкий» сел по брюхо там, где наша народная техника легко проходит. Пришлось местному трактористу их выручать за ящик водки.

В городе машина тоже необходима. Взять, к примеру, московский микрорайон Ясенево, в котором у священника может быть в один день несколько треб в разных концах. Другие на дачу ездят, на работу, за покупками, детей в школу отвозят. Почему же если священник имеет машину, то это лучший повод перемыть ему кости? В некоторых епархиях архиереи даже запрещают священникам приобретать иномарки, дабы людей не соблазнять. Но всякий раз, садясь за руль, батюшка рискует лишиться сана, если собьет человека насмерть. И вот почему: по церковным канонам священник, совершивший невольное убийство, извергается из сана без права служения; сбивший человека, он, кроме возможного осуждения, личной трагедии и чувства вины, вне зависимости от своей вины, еще и понесет непоправимое церковное наказание.

Москвичей, как известно, испортил квартирный вопрос. Портит ли он священников? Скорее он портит им жизнь. А дело с ним обстоит в большинстве случаев скверно. Многим изначально выпадает жребий служить вдали от родного дома; в таком случае возникновение квартирного вопроса гарантировано. В отличие от армии, где офицерам всегда предоставляют жилье, пусть даже и неважного качества, Церковь жилье священникам не предоставляет вовсе, за редким исключением, когда у прихода имеется собственный церковный дом или квартира. Если церковный дом в плохом состоянии, семья священника вынуждена ремонтировать его за свой счет, при этом, сколько бы они этот дом ни отстраивали, собственностью семьи он никогда не станет, а останется церковным.

Одного нашего знакомого священника назначили на служение в одну из кубанских станиц. Если батюшку переведут на другой приход, то в этом доме поселится новоназначенный священник.

Единственный для священника путь оставить что-либо детям — это приобрести свою недвижимость, а не отстраивать церковную. Я знаю одного многодетного священника, который с матушкой и детьми много лет живет в невероятно стесненных условиях, при этом у них уже восемь детей и это, по всей видимости, для них не предел. Поистине подвиг… Когда я у них побывала в последний раз, то была сильно удручена окружающей обстановкой. Единственная жилая комната походила на армейскую казарму, всю сплошь заставленную железными двухъярусными кроватями, на которых лежали и сидели многочисленные дети. Под потолком - веревки с развешенными на них пеленками. Фанерная перегородка, отделяющая спальню от обеденного стола... Вот такой квартирный вопрос.

 ( 6 голосов : 5 из 5 )

Из книги: Юлия Сысоева. «Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства».

Православные священники лишаются возможности служить, когда обнаруживается, что их поведение, их образ жизни не соответствует тому, что должно быть у носителя сана священника. Есть институт Церковного суда. В каждом случае, когда становится известно, что священник совершил какой-то поступок, несовместимый с его служением, он изучается внимательно, происходит нечто вроде расследования - выясняется, насколько это соответствует действительности, иногда комиссия назначается...

Нередко у прихожан, да и у иных людей возникает вопрос о том, из каких источников выплачивается заработная плата священнику?

Всем священникам выплачивается заработная плата из бюджета, который сформирован в храме. Этот бюджет пополняется за счет пожертвований прихожан и произведенных ими оплат за различные услуги. Выплатой денег поручено заниматься настоятелю храма. Как правило заработная плата священнослужителя соответствует зарплате бюджетников в этом же регионе.

Очевидно, что церковный бюджет пополняется пожертвованиями людей - всегда у входа в храм можно увидеть ящичек, к которому в праздничные дни не удастся подойти, не выстояв длинной очереди из желающих внести пожертвования. Порой прихожане опускают в этот ящичек и весьма крупные купюры.

Немалый доход церкви приносит и торговая деятельность - в церковных лавках бойко идет торговля свечами и иконами, различными религиозными символами и церковной утварью.

Нельзя сбрасывать со счетов и благотворительность организаций и физических лиц. Нужно отметить, что весьма серьезными бывают суммы пожертвований известных людей, которые они жертвуют на ремонт или восстановление, содержание храма. Естественно, что из этих сумм также перепадает на хлеб насущный и священнослужителям.

Особой статьей дохода священника являются проводимые им всевозможные религиозные обряды и ритуалы. Окрестить младенца или обвенчать людей, освятить дом или офис - что все чаще входит в ритуал - все это услуги платные. Платят люди и за поминальную молитву у могилки в родительский день - в очереди стоят к батюшке.

Официальной зарплаты, в привычном понимании, а тем более из государственных фондов, полагаю нет. Нет такого, чтобы священник получал в кассе деньги, расписавшись в ведомости.

Доход священников, как и иных церковных служак формируется из добровольных пожертвований населения и произведенной платы за требы, к которым относятся, к примеру, крещение и венчание, отпевание.

Кто оплачивает расходы священника

Из полученного дохода церковь должна произвести оплату коммунальных услуг и электроэнергии, водоснабжения и тепла, телефона и интернета, иных услуг.

Требуются немалые суммы и для ремонта церкви и ее пристроев, подсобок. Также расходуются полученные средства на работу воскресных школ и домов престарелых, из пожертвований оказывается помощь малоимущим. Оставшиеся средства могут быть израсходованы на выплаты священнослужителям.

Если говорить о финансовой поддержке государства, которую оно оказывает церкви, то, конечно, речь идет не о зарплате священникам. Из бюджета им зарплату не выдают. Но вот для бесплатной передаче церкви государственного имущества и земель задействовано немало различных госпрограмм.

Нужно отметить, что церковные служители, как и любой гражданин России, могут претендовать на получение социальной пенсии. Многие, по достижении пенсионного возраста, получают и страховую часть пенсии - если будет документально подтвержден факт страховых отчислений в Пенсионный фонд России.

Существует очень распространенный стереотип о том, что священник должен служить и трудиться бесплатно.

Это ошибочное мнение. Бессребреничество – добровольный аскетический подвиг, на который может отважиться с Божьей помощью и по благословению духовника любой человек. Такими, например, были святые Косма и Дамиан или великомученик и целитель Пантелеимон. Требовать же бессребреничества от белого (женатого) батюшки, у которого жена, трое, четверо, пять, восемь детей, нуждающиеся в еде, по крайней мере жестоко.

К тому же Священное Писание говорит нам вещи обратные. Вспомним Моисеев Закон. При разделе Земли обетованной левиты (ветхозаветные священники) не получили земного надела, так как они питались и существовали при Иерусалимском храме благодаря жертвоприношениям, подаяниям всего израильского народа. В Пятикнижии с арифметической точностью указывается, сколько туши жертвенного животного используется в богослужении, а сколько отдается священнику и его семье. Уже в Новом Завете Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос в наставлениях семидесяти апостолам говорит следующее: «В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои…» (Лк. 10:7). Данный евангельский стих очень легко соотнести с деятельностью приходского священника. Дом – это приход. Трудящийся – батюшка, который за свои труды (богослужения, крестины, погребения усопших, строительство храма, исповедь и причастие больных и умирающих, предстояние в молитве за население тех градов и весей, кои ему вверены, и прочее пастырское душепопечение) достоин награды.

Повторюсь. Согласно процитированному библейскому стиху, материальная поддержка священнослужителей и его семьи со стороны народа является прямым Божьим установлением. Человек, посвященный Господу, т. е. священнослужитель, освобождается от земных забот и хлопот для того, чтобы он у Престола Господнего предстоял за народ и молился за него. Вот какая вертикаль образуется в материально-финансовых взаимоотношениях пастырь–народ. Священник – это человек, который по большому счету не принадлежит себе. Он в ведении Бога и людей. Батюшка по первому зову должен откликаться на голос страждущих и нуждающихся. Когда меня рукоположили во иереи, я через некоторое время понял, что священническое служение чем-то сродни работе медика скорой помощи. Только вернулся со службы поздно вечером, устал, начал переодеваться и трапезничать – и вдруг к тебе бегут: «Батюшка, у бабушки инсульт, пожалуйста, сделайте что-нибудь!» И ты, бросив все, превозмогая усталость, впрыгиваешь в машину и «летишь» за запасными Святыми Дарами, чтобы успеть исповедовать и причастить страждущего. Такими случаями исполнена священническая жизнь. И, согласитесь, в это время, когда батюшка должен максимально сконцентрироваться на болящем, ему лучше не думать о том, что дома сидят голодные дети.

Также о священнической награде писал и святой первоверховный апостол Павел: «Не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:18); «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника» (1 Кор. 9:13).

По поводу первой цитаты божественного Павла святитель Феофан Затворник отмечал: «На Востоке молотят волами. Разбросают на току пшеницу или ячмень снопами развязанными и водят по ним волов, пару, две и три. Они ногами своими изомнут все в мелкие частицы. Тогда отвеют, и зерно получат. Этих молотящих волов уста закон запрещал завязывать. Это можно применить и ко всем трудящимся. Святой Павел применяет это к апостолам, трудящимся в проповеди, давая мысль, что если б ученики не содержали б апостолов, то это похоже было бы на то, как жестокий хозяин заграждал бы уста молотящих волов, что закон запрещает». Эту мысль святителя Феофана можно применить, конечно же, и к священникам. Здесь аллегория такова: они – как волы, которые в наших душах своим трудом распространяют слово Божие, и народ не должен быть жесток к своим пастырям.

Теперь о прозе жизни…

Зарплата священнослужителя формируется по-разному. В каждом храме свои особенности на этот счет. В городе, как правило, у штатного клирика, например собора, есть ставка. Она сравнительно невелика, в пределах минимальной зарплаты. Также священник с каждой требы, совершенной в соборе или храме, имеет четвертую или третью часть от пожертвования мирян.

В райцентре или в селе дело обстоит несколько сложнее. Теоретически священник также должен получать здесь зарплату, но, как правило, он ее не берет, потому что в церковной кассе почти всегда нет денег. Их едва хватает, чтобы свести концы с концами в храме: оплатить счета за электричество, отопление, ремонтные работы и прочее. В основном доход священника в маленьком городке или селе составляют пожертвования за требы. И, поверьте мне, это не такая большая сумма, как может показаться! Заправка бензином авто, его ремонт, медикаменты, счета за отопление, электричество и прочее «съедают» их очень быстро. К тому же треб в селах не так уж много. Часто приходится и крестить, и отпевать бесплатно, потому что в деревнях много бедных людей.
Нередко сельский священник, чтобы прокормить семью, вынужден держать большое хозяйство и обрабатывать огороды. И то, что он в этой ситуации с Божьей помощью не отчаялся, не приуныл, не бросил свое служение, но продолжает заботиться и о храме, и о прихожанах, и о многодетной семье – это подвиг.
Потому не спешите осуждать батюшек. «Толстый поп с колбасой на вилке за рулем «мерседеса» – это миф, придуманный богоборцами и дьяволом, чтобы внести в Церковь Божью раздор между пастырем и паствой.

Да, есть среди священников те, которые ездят на дорогих машинах. Но их из общего количества два-три процента. У большинства же «копейки», «таврии», в лучшем случае «ланосы». Конечно, есть среди батюшек и толстые (я, например), но их тоже два-три процента, как и в любом другом человеческом сообществе.

Потому, дорогие братья и сестры, берегите своих батюшек. Они – посредники между вами и Богом. Их главное служение – молитва – зачастую невидимо. Но преподобный Силуан Афонский говорил: «Мир стоит молитвою, а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет». Мы, священники, стараемся молиться за вас. Ваша же задача – доверять нам, чтобы в нашей многомиллионной церковной семье не было места раздорам и подозрениям, но мы бы спасались с Божьей помощью друг другом в любви и послушании…

Иерей Андрей Чиженко




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top